Список наиболее крупных городов-банкротов сша. В россии может появиться первый город-банкрот. Особенности кризисного положения регионов-банкротов

19 июля 2013 власти города Детройт, штат Мичиган, объявили о банкротстве из-за невозможности выплатить почти 20-миллиардные долги. Это крупнейшее муниципальное банкротство в истории США. Некогда респектабельные районы превратились в одичавшие трущобы.

Заглох город моторов не сразу. Все началось еще в 1958-м году с гибели легендарного «Паккарда». Двадцать лет спустя очередной удар по неповоротливому американскому автопрому нанес рост цен на бензин. С 2005 года большая автомобильная тройка GM, Ford и Chrysler, находящаяся в сложном положении, выставила на улицу четверть миллиона человек.

В конце концов Детройт добил ипотечный кризис.

Залатать дыры в бюджете города бывший мэр планировал с помощью доходов от казино. Но эта идея также провалилась. Кто поедет с большими деньгами туда, где полицию или скорую надо ждать по несколько часов?

Заброшенное здание в Детройте

Добро пожаловать в Зомбиленд

Вид из окна заброшенного завода в Детройте

Кстати, мэр Детройта стал бывшим после того, как его посадили в тюрьму за вымогательства и коррупцию.

Плана «Б» у властей Детройта нет. Последнюю попытку спасти город от банкротства антикризисный управляющий использовал месяц назад. Он сделал «щедрое» предложение кредиторам: по 10 центов с доллара долговых обязательств. Те отказались. Теперь кредиторы не увидят и этих денег.

Что представляет себя бывшая автомобильная столица Америки сейчас? Половина из тех, кому в Детройте старше 16 лет, давно нигде не работает, просто потому что негде. Автозаводы превратились в ржавые руины. Нет зарплат — нет налогов.

На развалинах растет криминал. Население убегает из Детройта. 2 млн. жителей в 1950-х годах, сейчас в 3 раза меньше. С 2000 года население города сократилось более чем на четверть, до 700 тысяч жителей.

На великолепных цветных снимках из архива Библиотеки Конгресса США запечатлён Детройт 1942 года, полный сил и надежд на будущее

Детройт, 1942 год

Вид на Woodward Avenue с Maccabees Building, 1942 год

В руинах находятся театр и вокзал, к шедеврам картинной галереи всерьез прицениваются, чтобы пустить с молотка.

Заброшенное здание театра Фокс

Еще один театр в Детройте, сейчас представляет из себя парковку

Брошенные жилые дома есть даже в центре. Сейчас около 40 тысяч домов и участков пустуют. Детройт, 3 март 2013

36% жителей живут за чертой бедности. Муниципалитет города ежегодно тратит на 100 миллионов долларов больше, чем зарабатывает, а остальное компенсирует займами.

Очередь за бесплатными продуктами, предметами личной гигиены и домашнего обихода, 18 декабря 2008 года

Детройт лидирует по количеству убийств среди всех городов США с населением более 200 тысяч человек. Убийства в Детройте происходят в три раза чаще, чем в среднем по США.

Это крупнейшее муниципальное банкротство в истории США. Правда, пока прошение властей Детройта о признании города банкротом было признано незаконным. Такое постановление вынес суд штата Мичиган.

Центр Детройта и заброшенные офисные и торговые здания

Еще несколько фотографий Детройта — города-банкрота.

Заброшенный жилой дом:

Библиотека в заброшенной школе Детройта.

18 июля 2013 года от муниципальных властей города Детройт поступило официальное прошение рассмотреть иск о банкротстве. Другими словами, мэр города Детройт объявил город банкротом, и единственное, что формально отделяет город от банкротства — согласие губернатора штата Мичиган Рика Снайдера.

Несмотря на плачевное финансовое состояние города, власти считают, что существует возможность вытянуть Детройт из долговой ямы путем внешнего вмешательства в экономику города. Такой подход уже был применен в 1975 году в городе , и позволил преодолеть многомиллионную задолженность города, вернув пристанищу иммигрантов его экономическую мощь. Основное отличие заключается в том, что проблемы города Детройт уходят корнями в середину двадцатого века, а внешний долг города превышает сумму в 18 миллиардов (!) долларов.

Почему власти Детройта хотят объявить город банкротом?

Зачем понадобилось составлять иск о банкротстве города, ведь власти могли не подогревать и без того недовольную экономическим состоянием Детройта общественность таким громким заявлением, а продолжать работать в старом режиме? На это есть несколько весомых причин. Во-первых, внешние долги города достигли действительно огромных значений. Более того, для текущего поддержания жизни городу требуется единовременное вливание финансов в размере нескольких десятков миллионов долларов, иначе он просто не сможет работать. Более того, в текущей ситуации город не способен обеспечивать своих кредиторов финансами, а официальный статус банкрота позволит властям города избежать судебного преследования со стороны вкладчиков. Разумеется, сами кредиторы не в восторге от такого положения дел, и готовы сделать все, чтобы не допустить дальнейшего развития событий в данном направлении. В настоящее время уже предприняты первые шаги в рамках программы вывода города из кризиса.

Внешнее вмешательство в экономику Детройта

Власти штата Мичиган считают, что такой подход позволит стабилизировать финансовую ситуацию в Детройте, остановив экономическую рецессию, а после ликвидировав часть задолженностей города. Антикризисным управляющим назначен топ-менеджер Кевин Орр, представитель крупной юридической компании Jones Day. Интересно, что в 2009 году Кевин с командой Jones Day вывел из кризиса автомобильный концерн Crysler, штаб-квартира которого находится в Детройте. Контракт Орра рассчитан на 12-16 месяцев, но сам топ-менеджер рассчитывает завершить его раньше. Таким образом, по оптимистическим прогнозам, экономика Детройта стабилизируется менее чем через год.

Причины финансового краха Детройта

Мы уже подробно писали о причинах экономической рецессии города в статье . Дело в том, что спад в экономике начался еще в 70-х годах прошлого века, обусловленный массовым переселением работающего населения в пригороды, в связи с общедоступностью в «Городе Моторов» личного транспорта. Центр города, напротив, в рамках социальной программы по обеспечению жильем низших сословий, заселялся преимущественно афроамериканским населением США. Более того, черное население Америки было менее обеспеченным и в большинстве случаев не могло позволить себе покинуть многоквартирные дома. В связи с этим налоги, поступающие в казну города, стали уменьшаться пропорционально социальной миграции граждан (переехавшие в пригород рабочие платили налоги по месту жительства). Первые несколько лет это было не очень заметно, но у же в конце восьмидесятых в Детройте не только значительно ухудшилась экономическая ситуация, но и произошел всплеск преступности, связанный с планомерным сокращением рабочих мест.
В период своего расцвета Детройт был на первом месте по количеству жителей, а также первым промышленным центром всех Соединенных Штатов Америки. Уже в пятидесятых население города приблизилось к значению 2 миллиона человек, а Детройт снабжал доступными автомобилями всю Америку, заработав себе прозвище Город Моторов (Motor Town). В настоящее время в Детройте проживает 700 000 человек, на улицах торгуют наркотиками и четверть города замешаны в криминале, а почти половина зданий не пригодны для жилья.

Сможет ли город выйти из кризиса? Пока дать точного ответа невозможно. В любом случае, былая слава Детройта будет слагать легенды, а на истории этого города люди научаться делать меньше ошибок.

Детройт, некогда центр американской автомобильной промышленности, признал себя городом-банкротом еще в 2013 году. И согласно официальным данным с 2010 еще семь городов в США обратились к властям штата, чтобы начать процедуру банкротства: Сан-Бернардино, Мамонт Лейкс и Стоктон в штате Калифорния, Джефферсон в штате Алабама, Харрисбург в штате Пенсильвания, Сентрал-Фолс в штате Род-Айленд и Бойсе в штате Айдахо. Некоторые из них к настоящему времени избежали этой угрозы, но риск все еще велик.

Банкротство города означает, что муниципальные власти не могут выплачивать долги и урезают все социальные программы включая: образование, выплату пенсий и пособий, а также резко сокращают инвестиции в инфраструктуру города. Но прежде, чем то или иное муниципальное образование объявит о своем банкротстве, оно должно согласовать это с властями штата. И если город не может выплачивать деньги пенсионерам, гражданским служащими и отдавать долги кредиторам, то тогда составляется специальный договор, схожий с бизнес-договором о выдаче ссуды. И только в случае, если долги не могут быть погашены таким методом, власти города рассматривают банкротство как последнее средство, чтобы добиться снижения долговых обязательств. И в отличие от частных лиц и предприятий, банкротство города является делом федерального значения и государство лишь предоставляет возможность муниципальным властям обратиться к властям штата, чтобы те, в свою очередь, предоставили им возможность реструктуризировать свои долги. Без разрешения федеральных властей – процесс банкротства будет нелегальным. Некоторые штаты, такие как Аризона и Вашингтон, предоставляют муниципалитетам право подать на банкротство, во многих других должны быть соблюдены определенные условия, например, проведение финансовой оценки города или разрешения от губернатора штата. В Иллинойсе, Колорадо и Орегоне имеются собственные ограничительные законы, которые предоставляют право банкротства только отдельным муниципалитетам. В Джорджии и Айове городам вообще запрещено объявлять себя банкротами, хотя в штате Айова есть закон для муниципалитетов, которые могут объявить себя банкротами, если это случилось вследствие независящих от муниципальных властей обстоятельств.

Детройт, возможно, самый крупный город в истории Америки, который обанкротился, но далеко не последний. Еще около 20 городов находятся на гране банкротства. Их долги в сфере здравоохранения и в сфере выплат муниципальным работникам составляют $118 млрд. И не только небольшие города составляют этот список, но и такие крупные как Чикаго, Филадельфия и Нью-Йорк. Улучшение на фондовом рынке в конце 2013 года помогло многим городам избежать процедуры банкротства, но любое ухудшение может вернуть все на свои места. К тому же штаты Иллинойс, Калифорния, Нью-Йорк и Пенсильвания не смогут в будущем предоставить ссуды и кредиты города т.к. сами штаты находятся в довольно неустойчивом положении, а штат Вашингтон и Округ Колумбия также не собираются помогать неблагополучным городам.

Сейчас Детройт начал процесс выхода из банкротства, но проблем от этого меньше не стало. Пока власти решают вопросы с кредиторами, социальные проблемы никуда не исчезают. В городе по-прежнему тысячи бедных семей, которые не получают никакой выгоды от восстановления города. Это приводит к росту преступности в городе, и сейчас Детройт является самым опасным городом США, среди городов с населением свыше 100.000.

Республиканцы склонны винить во всем власти города, которые, по их мнению, вели неправильную социальную политику. Некоторые из них даже утверждают, что вся ответственность лежит на профсоюзах, которые требовали слишком многого, а взамен лишь предоставили неквалифицированный труд и неконкурентную экономику. Республиканцы считают правильными действия, например, мэра города Стоктон, который хочет пополнить городской бюджет более чем на $1.6 млрд. за счет понижения заработных плат, пособий и урезания льгот. Если такое поведение властей сочтут наиболее правильным, то школьная система, сфера здравоохранения и многое другое будет «разграблено» властями. Но при этом условия не станут лучше, жить не станет легче. Полное восстановление экономик городов невозможно пока бизнес сфера ставится выше, чем социальная.

В последнее время в Сети уже не раз появлялись наводящие ужас фоторепортажи с развалинами бывшего «промышленного сердца Америки», в котором некогда респектабельные районы превратились в одичавшие трущобы.

И вот 19 июля 2013 власти города Детройт, штат Мичиган, объявили о банкротстве из-за невозможности выплатить почти 20-миллиардные долги. Это крупнейшее муниципальное банкротство в истории США.

Заглох город моторов не сразу. Все началось еще в 1958-м году с гибели легендарного «Паккарда». Двадцать лет спустя очередной удар по неповоротливому американскому автопрому нанес рост цен на бензин. С 2005 года большая автомобильная тройка GM, Ford и Chrysler, находящаяся в сложном положении, выставила на улицу четверть миллиона человек.

В конце концов Детройт добил ипотечный кризис.

Залатать дыры в бюджете города бывший мэр планировал с помощью доходов от казино. Но эта идея также провалилась. Кто поедет с большими деньгами туда, где полицию или скорую надо ждать по несколько часов?

Заброшенное здание в Детройте:

Добро пожаловать в Зомбиленд:

Вид из окна заброшенного завода в Детройте:

Кстати, мэр Детройта стал бывшим после того, как его посадили в тюрьму за вымогательства и коррупцию.


Плана «Б» у властей Детройта нет. Последнюю попытку спасти город от банкротства антикризисный управляющий использовал месяц назад. Он сделал «щедрое» предложение кредиторам: по 10 центов с доллара долговых обязательств. Те отказались. Теперь кредиторы не увидят и этих денег.


Что представляет из себя бывшая автомобильная столица Америки сейчас? Половина из тех, кто живет в Детройте и старше 16 лет, давно нигде не работает, просто потому что негде. Автозаводы превратились в ржавые руины. Нет зарплат - нет налогов.


На развалинах растет криминал. Население убегает из Детройта. 2 млн. жителей в 1950-х годах, сейчас в 3 раза меньше. С 2000 года население города сократилось более чем на четверть, до 700 тысяч жителей.


На великолепных цветных снимках из архива Библиотеки Конгресса США запечатлён Детройт 1942 года , полный сил и надежд на будущее:

Детройт, 1942 год:

Вид на Woodward Avenue с Maccabees Building, 1942 год:

В руинах находятся театр и вокзал, к шедеврам картинной галереи всерьез прицениваются, чтобы пустить с молотка.

Заброшенное здание театра Фокс:

Еще один театр в Детройте, сейчас представляет из себя парковку:

Брошенные жилые дома есть даже в центре. Сейчас около 40 тысяч домов и участков пустуют. Детройт, 3 марта 2013:

36% жителей живут за чертой бедности. Муниципалитет города ежегодно тратит на 100 миллионов долларов больше, чем зарабатывает, а остальное компенсирует займами.

Очередь за бесплатными продуктами, предметами личной гигиены и домашнего обихода, 18 декабря 2008 года:

Детройт лидирует по количеству убийств среди всех городов США с населением более 200 тысяч человек. Убийства в Детройте происходят в три раза чаще, чем в среднем по США.


Это крупнейшее муниципальное банкротство в истории США. Правда, пока прошение властей Детройта о признании города банкротом было признано незаконным. Такое постановление вынес суд штата Мичиган.

Центр Детройта и заброшенные офисные и торговые здания:

Заброшенный жилой дом:

Библиотека в заброшенной школе Детройта:

«Живи мечтой»:

Здание Центрального вокзала Мичигана в Детройте. Было открыто в 1913 году, а закрыто в 1988 году, когда пришло в упадок. 2 мая 2013:

Штаб-квартира General Motors и заброшенные здания фабрик:

Здание Центрального вокзала Мичигана в Детройте. Последний поезд ушел отсюда в далеком 1988 году:


Это был Детройт - город-банкрот.

На этой неделе областной портал «Ярновости».

«Арбитражный суд удовлетворил иск ООО «Яртехстрой» к администрации города на сумму свыше 130 млн руб., при этом чистый годовой доход Ростова составляет всего около 100 млн руб., — говорится в заметке ресурса. —

В настоящий момент, если город не рассчитается по долгам, его счета могут быть арестованы, начнется опись имущества».

В 2008-2009 годах Ростов получил федеральную субсидию на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, размер которой составил 401,766 млн руб. Для реализации задачи администрация города заключила контракт с заказчиком-застройщиком — ООО «Роспоставка». Генеральным подрядчиком выступило ООО «Яртехстрой», пишут «Ярновости».

По информации портала, в результате некоторых операций компании выводили полученные ими муниципальные деньги на счета физических лиц, а непосредственно на работы потратили только 9% полученных бюджетных средств. По результатам аудита администрация обнаружила, что сумма договора завышена на 342 млн руб.

«По материалам проверки следственные органы в августе 2009 года возбудили уголовное дело по факту мошеннических действий, совершенных в особо крупном размере неустановленными лицами при исполнении муниципальных контрактов, — сообщает портал. — Из-за проводимых поверок оплата работ в 2010 году не производилась, а в конце 2010 года федеральные средства в размере 170,750 млн руб. были возвращены департаментом дорожного хозяйства в федеральный бюджет».

Из-за недополучения средств, которые администрация не выплачивала из-за следственных действий, «Яртехстрой» обратился в суд, который после череды разбирательств постановил, что администрация города задолжала строительной компании крупную сумму.

Как удалось выяснить «Газете.Ru», между компанией «Яртехстрой» и администрацией Ростова действительно ведется судебное разбирательство. На портале «Росправосудие», публикующем судебные решения, последний документ по судебному разбирательству между компанией и администрацией города датирован 12 апреля 2014 года. Тогда арбитражный суд Ярославской области постановил «взыскать с администрации городского поселения Ростов в пользу общества с ограниченной ответственностью «Яртехстрой» 26 269 088,90 руб. — проценты за пользование чужими денежными средствами».

Также суд вынес решение «продолжить начисление процентов на сумму задолженности в размере 106 137 732,97 руб. с 26.02.2014 до момента фактического исполнения обязательства с применением ставки рефинансирования ЦБ РФ — 8,25%».

Сумма, которую требовал истец, администрация Ростова не оспорила, указывается в документе. Исполнительный лист должен был быть выдан после вступления решения суда в законную силу. Решение суда могло быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд города Кирова, но документов об апелляции со стороны администрации Ростова обнаружено не было.

Однако и.о. главы городского поселения Ростов (на время отпуска мэра Константина Шевкопляса) Надежда Соколова рассказала «Газете.Ru», что апелляцию представители администрации все же подавали. «Мы подавали документы в Нижний Новгород, прошли все инстанции. Единственное, что мы пока не сделали, — не подали апелляцию в президиум Верховного суда, но этот вопрос уже стоит на повестке дня», — пояснила Соколова.

Параллельно с тяжбами по выплатам долгов за оказанные «Яртехстроем» услуги идет и другое разбирательство, в котором фигурирует та же компания. 3 июля 2014 года тот же Арбитражный суд Ярославской области принял заявление «Ростовавтодора» о возбуждении производства по делу о банкротстве «Яртехстроя». Судебное разбирательство о несостоятельности компании должно пройти 1 октября 2014 года.

Получить оперативный комментарий от руководства ООО «Яртехстрой» не удалось.

Мэр Ростова Константин Шевкопляс ранее затруднился ответить, что теперь будет предпринимать город и как далее может развиваться ситуация.

«Если начнется производство по исполнительным листам, я даже теряюсь в догадках, что нам делать, — сообщил мэр. — Если судебные приставы придут с описью, это крайне нехорошая ситуация… Если сейчас мы доведем ее до критической точки, то практически парализуем все программы по содержанию улиц, дорог. Я даже не могу представить, чем это все закончится».

Однако Надежда Соколова высказывается не так пессимистично. «Мы совместно с правительством (Ярославской. — «Газета.Ru») области разрабатываем линию работы с этими исполнительными листами, план выхода из сложившейся ситуации. Прежде всего хочу отметить, что ситуация ни в коем случае не критическая, это наши депутаты подсуетились, — пояснила чиновница «Газете.Ru». — Мы работаем и делаем все, что предусмотрено и возможно сделать по законодательству, в частности, по отсрочке платежа и другим доступным способам решения проблемы».

В Министерстве регионального развития «Газете.Ru» заявили, что ни о каком банкротстве города не может быть и речи. Как разъяснила сотрудница министерства, согласно постановлению правительства в случае каких-либо проблем местным властям перечисляются средства из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности. «При любом раскладе обязательства перед людьми будут выполнены», — отметила собеседница «Газеты.Ru». Впрочем, на погашение коммерческого долга перед подрядчиком обязательства бюджета не распространяются, добавила она.



Просмотров