Административные взыскания. Что это такое

Понятие и виды административных взысканий

Административные взыскания являются мерой ответственности за совершенные административные правонарушения. Они отличаются от иных мер административного принуждения - мер пресечения и административно-предупредительных мер - способом обеспечения правопорядка, нормативными различиями регламентации, целями, фактическими основаниями, правовыми последствиями и процессуальными особенностями их применения. Все они применяются лишь к виновным в совершении административного проступка. Поэтому общей особенностью их является репрессивный, карательный характер. Обычно их применение создает для правонарушителей «состояние наказанности», которое существует в течение установленного законом срока.

Административное взыскание применяется также в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные взыскания по целям и основаниям применения, возможности их взаимозаменяемости составляют определенную системную общность, отличающуюся стабильностью.

1. Предупреждение - взыскание морального характера. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются по месту работы, учебы, в быту. Оно выносится в письменной форме или оформляется другим способом предусмотренным законодательством. Устные предупреждения не могут рассматриваться как взыскания.

2. Штраф - самая распространенная мера в системе административных взысканий: является взысканием имущественного характера в денежной форме в доход государства. Размеры штрафов и способы их установления, особенно в последние годы, достаточно подвижны.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно определенные штрафные санкции, что позволяет индивидуализировать наказание в зависимости от тяжести административного проступка и личности правонарушителя.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь штраф, налагаемый на граждан за административные правонарушения, не может превышать трехсоткратного размера базовой величины, а на должностных лиц - пятисоткратного размера базовой величины.

Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0.1 базовой величины.



3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения , состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. За нарушение таможенных правил, конфискация предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего правонарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливается КоАП РБ и другим законодательством Республики Беларусь.

5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину , относится к числу основных административных взысканий. В числе взысканий КоАП РБ называет два вида лишения специального права: управление транспортными средствами и охоты. Такая санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом на срок до пяти лет. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней.

К лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления ими транспортом в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она является основным источником существования.

6. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения , состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость этих товаров и транспортных средств, под которой понимается реализуемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях - свободная цена надень выявления правонарушения. При невозможности определить стоимость товаров и транспортных средств в указанном порядке она определяется на основании заключения эксперта. Пересчет иностранной валюты в денежные единицы Республики Беларусь производится по действующему на день выявления административного правонарушения курсу Национального банка Республики Беларусь.

7. Исправительные работы - длящееся взыскание имущественного характера. Оно применяется на срок до двух месяцев с отбыванием по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народным судьей).

Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Исполнение рассматриваемого административного взыскания осуществляет орган внутренних дел.

8. Административный арест применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным (городским) народным судом или народным судьей. Он не может применяться, как уже указывалось, к беременным женщинам, к женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

Исполнение административного ареста законодательством отнесено к компетенции органов внутренних дел.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

принудительная мера государственного воздействия (санкция) за совершение административного правонарушения; является мерой административной ответственности и применяется в целях воспитания правонарушителя, в духе соблюдения законов, правил общежития, уважения прав и законных интересов граждан, общества и государства, а также профилактики правонарушений как этим, так и другими лицами. А.в. выполняет функцию предупреждения преступлений.

А.в. всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного лицом административного правонарушения (проступка).

штраф: возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация указанных предметов; лишение специального права,предоставленного данному гражданину (право управления транспортными средствами, право охоты, право на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств); исправительные работы;административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 24 КоАП).

Возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных А.в. Все иные виды А.в. (принуждение, штраф , лишение специальных прав, исправительные работы и административный арест) могут применяться только в качестве основных.

За одно административдое правонарушение может быть наложено одно основное (либо основное и одно дополнительное) взыскание. Одновременное применение двух основных (либо двух дополнительных) взысканий недопустимо. Нельзя, например, наложить на виновного в мелком хулиганстве административный арест и штраф одновременно, так как оба эти вида взысканий относятся к основным.

При наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины. имущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность (ст. 22 КоАП).

Законодатель ограничивает срок обращения постановления о наложении А.в. к исполнению 3 месяцами со дня вынесения постановления (ст. 282 КоАП).

Исполнение постановления автоматически приостанавливается,если в установленный срок подана жалоба или принесен протест (из этой нормы исключаются случаи наложения взыскания в виде предупреждения, административного ареста и штрафа, взыскиваемого на месте совершения правонарушения).

Течение этого срока возобновляется с момента, когда судом (органом управления) вынесено соответствующее решение.

При наличии обстоятельств, вследствие которых немедленно исполнить

постановление о наложении А.в. невозможно, допускается отсрочка его исполнения на срок до 1 месяца (ст. 280 КоАП). В этом случае приостанавливается и течение срока давности исполнения постановления А.в. Оно возобновляется с момента окончания отсрочки исполнения.

Принудительное исполнение постановления о наложении штрафа в виде А.в. осуществляется в порядке, предусмотренном ГПК.

Если у лица отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, по указанным в протоколе адресу и месту работы оно не проживает и не работает, судебный пристав может вернуть постановление органу (должностному лицу), которое налагало А.в. в виде штрафа (ст. 365 ГПК). При этом срок давности для обращения постановления к исполнению начинает течь заново.Новый срок давности начинает течь со дня, когда постановление было возвращено без исполнения(Инструкция об исполнительном производстве, утвержденная приказом министра юстиции СССР от 15 ноября 1985 г. №22).

В соответствии с положениями ТК предметы контрабанды или их сокрытия подлежат конфискации независимо от времени их обнаружения.

Колодкин Л.М.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ" в других словарях:

    Административное взыскание - (англ administrative penalty) мера юридической ответственности, применяемая к лицу, совершившему административное правонарушение. При наложении А.в. учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины,… … Энциклопедия права

    Мера ответственности за совершение административного правонарушения. КоАП предусмотрены следующие А.в.: а) предупреждение; б) штраф; в) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного… … Юридический словарь

    Административное взыскание - является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых… … Словарь юридических понятий

    Административное взыскание - мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях воспитания совершившего проступок лица в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений… … Административное право. Словарь-справочник

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ - мера государственного принуждения. применяемая к лицу, совершившему административное правонарушение, ответственность за которое устанавливается, как правило, предписаниями действующего в настоящее время Кодекса РСФСР об административных… … Энциклопедический словарь конституционного права

Административное взыскание является мерой административной ответственности. Это принудительное средство административно-правового воздействия, применяемое за совершенное административное правонарушение на основании осуждения. Поэтому административные взыскания находятся в системе иных мер административно-правового принуждения и имеют с ними немало общих черт. Отличие состоит в том, что административные взыскания - это кара, наказание за совершённое правонарушение. Кара, наказание выражают содержание взыскания. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях меры административной ответственности называются наказаниями. Наказаниями называются и меры уголовной ответственности в Уголовный кодекс Республики Беларусь. Между тем, как бы подобные меры не именовались, суть же их состоит в каре, наказании, отплате за совершённое деяние .

Административное взыскание - это пока единственная мера в системе мер административного принуждения и ответственности, посредством которой достигаются её цели. Полагаем, что это является не совсем правильным. Целей административной ответственности можно было бы достичь применением иных мер принудительного воздействия, а не только путём наложения и исполнения административного взыскания.

Административное взыскание является следствием совершённого административного правонарушения. Первое и второе тесно связаны. За нарушение каждой нормы-запрета предусмотрено административное взыскание. Если совершённое деяние не влечёт за собой административного взыскания, то оно не может считаться административным правонарушением. Административная наказуемость (наличие административного взыскания) является обязательным признаком понятия административного правонарушения. Этот признак чётко обозначен в ч. 1 ст. 2.1 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Говоря об административном взыскании как каре, нельзя исключить, что в нём заложена и воспитательная черта, т. е. воспитание путём определённых принудительных ограничений и лишений. Таким образом, в административном взыскании содержатся карательные и воспитательные элементы .

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

  • 1) предупреждение;
  • 2) штраф;
  • 3) исправительные работы;
  • 4) административный арест;
  • 5) лишение специального права;
  • 6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • 7) конфискация;
  • 8) депортация;
  • 9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения .

Предупреждение является наиболее мягкой мерой взыскания и состоит в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения. Оно применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили правонарушение и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое иное взыскание, предупреждение является основанием повторности. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться как взыскания .

Штраф представляет собой денежное административное взыскание, выражаемое в получении с нарушителя в доход государства определённой суммы денежных средств .

Размер штрафа определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания. В случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершённого административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте .

Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобождённого от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьёй 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Из заработка лица, которому назначены исправительные работы, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов.

Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом на срок от трёх месяцев до трёх лет.

Лишение права заниматься определённой деятельностью применяется на срок от шести месяцев до одного года с учётом характера совершённого административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, его совершившему, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Депортация - административное выдворение за пределы государства, оно применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств. Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, если в санкции статьи Особенной части Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена их конфискация, либо невозможности реализации или экономической нецелесообразности реализации таких предметов, товаров и (или) транспортных средств .

Таким образом, административное взыскание - это принудительная мера административно-правового воздействия - морального, материального (денежного) или иного характера, предусмотренного законом, применяемая к осуждённому за административное правонарушение по решению уполномоченного органа (лица) .

Административное взыскание является мерой административной ответственности, которая применяется к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется с целью:

  • 1) воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение;
  • 2) предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами .

Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Таким образом, с помощью административных взысканий осуществляется индивидуальное и общее предупреждение правонарушений.

Индивидуальное предупреждение правонарушений означает, что административное взыскание, наложенное на конкретное физическое лицо, побуждает его не совершать правонарушений в дальнейшем.

Общее предупреждение правонарушений означает, что административное взыскание, наложенное на конкретное физическое или юридическое лицо, способствует воспитанию не только лиц, совершивших административное правонарушение, но и окружающих их лиц.

Единая цель индивидуального и общего предупреждения правонарушений - сформировать у физических и юридических лиц стойкие привычки правомерного поведения .

Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости, и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь .

Административное взыскание содержит в себе разнообразные формы лишений, которые значительно ограничивают возможности и желания правонарушителя на совершение новых правонарушений, вплоть до изоляции от общества. Особая роль в этом процессе принадлежит органам и лицам, на которые возложена обязанность выполнить административное взыскание. Недобросовестное исполнение административного взыскания даёт возможность для совершения повторных правонарушений .

Предупредительные возможности взыскания широки. Многие административные проступки могут перерасти в преступление, поэтому своевременное применение мер пресечения являются действенным средством предотвращения более тяжких деяний. Работники правоохранительных органов должны внимательно изучать причины рецидива, изучать личность преступника, это позволит им более эффективно использовать предупредительные возможности взыскания .

Таким образом, применение мер взыскания преследует воспитание правонарушителя в духе закона. Взыскание является средством воздействия на его сознание. Основная задача воспитания - посредством взыскания привить навыки стимулирующие добровольное сознательное выполнение лицом своих обязанностей .

Административное взыскание - это мера ответственности, при­меняемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административное взыскание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принуди­тельной мерой, в то же время содержит в себе и воспитательную цель.

Нормы Кодекса об административных правонарушениях закрепляют систему видов административных взысканий: предупреж­дение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совер­шения или предмета административного правонарушения; конфиска­ция орудия совершения или предмета административного правонару­шения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пре­делы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета админист­ративного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также администра­тивное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в соответствии с положениями ст. 3.3. КоАП РФ могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий. Другие административ­ные взыскания, перечисленные нами ранее - могут применяться толь­ко в качестве основных.

За одно административное правонарушение уполномоченным на то органом или должностным лицом может быть наложено либо толь­ко основное взыскание, либо основное и дополнительное взыскания вместе.

Предупреждение и административный штраф

Предупреждение как мера административного взыскания выно­сится в письменной форме - протоколом. Но есть случаи, предусмот­ренные законом, когда данный вид взыскания может выноситься иным способом. Устное предупреждение не является административным взысканием.

Административный штраф есть денежное взыскание. В системе административных взысканий - это самая распространенная мера, которая применяется почти за все виды административных правона­рушений.

В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены не­сколько вариантов исчисления величины штрафа:

Во-первых, величина, кратная минимальному размеру оплаты труда на момент окончания или пресечения правонарушения (без учета районных коэффициентов);

Во-вторых, величина, кратная стоимости предмета административ­ного правонарушения на момент окончания или пресечения пра­вонарушения;

В-третьих, сумма неуплаченных налогов, сборов, подлежащих упла­те на момент окончания или пресечения административного пра­вонарушения, либо сумма незаконной валютной операции.

Возмездное изъятие орудия совершения или

предмета административного правонарушения

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми нистративного правонарушения состоит в его принудительном изъятии и последующей его реализации с передачей вырученной суммы быв­шему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Однако необходимо помнить о том, что возмездное изъятие огне­стрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охрана является основным источником существования.

Возмездное изъятие следует отличать от реквизиции. Разница в том, что возмездное изъятие - это мера административного взыска­ния за правонарушение, в то время как основанием для реквизиции является не правонарушение, а государственная необходимость.

Принудительное изъятие предмета, явившегося объектом правона­рушения, может быть обращено в пользу собственника, например, изъя­тие незаконно выловленной рыбы для возвращения собственнику.

Конфискация орудия совершения или предмета

административного правонарушения

Конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном

обращении этого предмета в собственность государства. Причем, как подчеркивается в ст. 3.7. КоАП, конфискованы могут быть лишь пред­меты, находящиеся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Однако за нарушение таможенных правил, предметы контрабанды подлежат конфискации независимо от того, являются ли они собствен­ностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также независимо от того, установлено это лицо или нет (ч. 1 ст. 380 ТК РФ).

Конфискация допускается только по судебному решению. Кон­фисковано может быть не вообще все имущество нарушителя, а лишь те предметы, которые являются орудиями или объектами администра­тивных проступков. Конфискация служит как основной, так и дополни­тельной (например, к штрафу) мерой административного взыскания.

Законодатель определяет категории лиц, к которым не применяет­ся конфискация в процессе административного разбирательства. Так, например, конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, иных орудий охоты, не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права

Лишение специального права, предоставленного данному граж­данину, предполагает лишение права управлять транспортными сред­ствами, права охоты сроком до трех лет за грубое или систематичес­кое нарушение порядка пользования этим правом.

Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус.

Лишение права управления средствами транспорта относится к наиболее строгим административным взысканиям. Применение этого административного взыскания влечет для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя - в течение установленного срока управлять принад­лежащим ему транспортным средством.

Однако и здесь законодатель делает исключение для определен­ной категории лиц. Так, в соответствии со ст. 3.8. КоАП, данное взыскание не может применяться к лицам, которые пользуются этими сред­ствами в связи с инвалидностью, кроме случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об оста­новке транспортного средства, оставления в нарушение установлен­ных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.

Лишение права охоты применяется к тем лицам, которые грубо нарушают правила охоты, например, охота без надлежащего на то разрешения, или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами и так далее.

Применение этого административного взыскания отнесено к пол­номочиям Государственной охотничьей инспекции.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования (п. 4 ст. 3.8. КоАП).

Административный арест

Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. А за нарушение требований режима чрезвычайного поло­жения или режима в зоне проведения контртеррористической опера­ции - до 30 суток.

Административный арест назначается только судьей (ст. 3.9. КоАП).

Лица, к которым применяется административный арест, лишаются на его срок свободы, содержатся под стражей в специально пред­назначенных для этой цели учреждениях органов внутренних дел (изо­лятор временного содержания или спецприемник) и используются на физических работах.

Также законодатель в статье 3.9. КоАП определяет, что админист­ративный арест не может применяться: к беременным женщинам; жен­щинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; к лицам, не достигшим 18-летнего возраста; к инвалидам первой и второй групп.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранных граждан и лиц без гражданства состоит в прину­дительном и контролируемом перемещении лиц через государствен­ную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных зако­нодательством Российской Федерации, - контролируемом самосто­ятельном выезде выдворенных из Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства может быть подвергнуто административному выдворению за следующие право­нарушения:

Если его действия противоречат интересам обеспечения государ­ственной безопасности или охраны общественного порядка;

Если это необходимо для охраны здоровья и нравственности на­селения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц, проживающих на территории РФ;

Если гражданин другого государства грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в Россий­ской Федерации, таможенное, валютное или иное российское зако­нодательство.

Дисквалификация

Дисквалификация - это новый вид административного взыска­ния, который заключается в лишении физического лица права зани­мать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управле­нию юридическим лицом, а также осуществлять управление юридичес­ким лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации.

Административное наказание в виде дисквалификации назначает­ся судьей. Данный вид административного наказания может быть при­менен только к лицам, осуществляющим организационно-распоряди­тельные функции в органе юридического лица, к членам совета дирек­торов, а также лицам, осуществляющим предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, в том числе, к арбитраж­ным управляющим.

Административное взыскание - это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.

Применение административного взыскания преследует следующие цели:

  • воспитание лица, совершившего административное правонарушение;
  • предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);
  • предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

Административное взыскание не может иметь своей целью:

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего, используется метод морального воздействия, затем - материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие предмета или орудия административного правонарушения;
  • конфискация предмета или орудия административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
  • дисквалификация;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, возможна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления.

Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторности.

Штраф - это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой - воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения (например, сумме неуплаченных налогов).

Штраф устанавливается в пределах от 1/10до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на граждан, на должностных лиц - до 50 МРОТ, а на юридических лиц - 1000 МРОТ. Штраф, исчисляемый в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения, не может превышать трехкратный их размер. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом, в случае грубого и систематического нарушения порядка его использования. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального трава стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от одного месяца до двух лет.

Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

Дисквалификация - это новый вид административных санкций и заключается он в лишении физического лица права управлять юридическим лицом: единолично, в составе его исполнительного (правления, дирекции) или контролирующего (совета директоров) органа. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Административный арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид административного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать 15 суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до 30 суток.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено не так давно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

  • самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов;
  • принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.



Просмотров