Постановление фас западно-сибирского округа

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.08.2008 N Ф04-4721/2008(9200-А46-40), Ф04-4721/2008(10739-А46-40) по делу N А46-5896/2007 Затраты налогоплательщика не могут быть отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, если не доказана связь между затратами, в частности, на оказанные контрагентом информационные услуги и производственной деятельностью истца.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ф04-4721/2008(10739-А46-40)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества “Инмарко“ и инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска на решение от 25.12.2007 Арбитражного суда Омской области и постановление от 16.05.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5896/2007 по заявлению открытого акционерного общества “Инмарко“ к инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска о признании частично недействительным решения,

установил:

открытое акционерное общество “Инмарко“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 30.03.2007 N 16-09/6480 в части доначисления налога на прибыль за 2004, 2005 годы в размере 2 012 083,44 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2004, 2005 годы в сумме 317 245,14 руб.

Решением от 25.12.2007 Арбитражного суда Омской области требования Общества удовлетворены частично: оспариваемое решение от 30.03.2007 N 16-09/6480 признано недействительным в части доначисления налога на прибыль за 2004, 2005 годы в размере 102 578,16 руб., НДС за 2004, 2005 годы в сумме 71 955,36 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением от 16.05.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда по настоящему делу изменено, изложено в новой редакции. Требования Общества удовлетворены частично: признано недействительным оспариваемое решение Инспекции от 30.03.2007 N 16-09/6480 в части доначисления налога на прибыль за 2004, 2005 годы в размере 1 601 032,80 руб., НДС за 2004, 2005 годы в сумме 71 955,36 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новое решение о признании недействительным подпункта “б“ пункта 2.1 резолютивной части решения Инспекции в части доначисления налога на прибыль в размере 2 012 083,44 руб. и подпункта “в“ пункта 2.1 резолютивной части решения в части доначисления НДС в сумме 317 245,14 руб.

Жалоба мотивирована тем, что при решении вопроса об обоснованности расходов по договорам на маркетинговые и информационные услуги имеет значение лишь цель и направленность такой деятельности, а не ее результат; целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь налогоплательщик единолично, поскольку осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск; все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными, доказательств их необоснованности по настоящему делу налоговым органом не представлено; в представленных Обществом документах присутствуют все обязательные для первичных учетных документов реквизиты; степень подробности составления актов, по мнению Общества, не может быть критерием для признания первичных документов оформленными ненадлежащим образом.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных Обществом требований и принять в данной части новое решение.

Жалоба мотивирована следующим: учитывая понятие “мерчандайзинга“, а также то, что Общество при формировании финансовых результатов использует метод начисления, при отгрузке товара Обществом в адрес индивидуальных предпринимателей и ряда юридических лиц фактически произошла смена собственника товара и право собственности перешло к указанным контрагентам, в связи с чем расходы по оплате мерчандайзинговых услуг - это расходы новых собственников и они не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы в целях налогообложения прибыли Общества; расходы Общества на оплату услуг ООО “Консалт-Профит“ увеличивают реальные затраты Общества и занижают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, данное обстоятельство позволяет утверждать о получении Обществом налоговой выгоды.

Судами и материалами дела установлено следующее.

По результатам проведения выездной налоговой проверки деятельности Общества Инспекция приняла решение от 30.03.2007 N 16-09/6480. В связи с наличием у налогоплательщика переплаты штрафные санкции налоговым органом применены не были, но решением, в том числе, доначислены налог на прибыль за 2004, 2005 годы в размере 2 012 083,44 руб. и НДС за 2004, 2005 годы в сумме 317 245,14 руб.

Общество, не согласившись с принятым решением Инспекции в указанной части, обжаловало его в судебном порядке.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб, заслушав представителей налогового органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу постановления суда.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу положений статей 65 и 200 АПК РФ налоговый орган обязан подтвердить правильность своих выводов в оспариваемом налогоплательщиком решении. В то же время и налогоплательщик обязан опровергнуть доводы налогового органа относительно отсутствия экономической целесообразности расходов, произведенных налогоплательщиком в течение отчетного периода и заявленных в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли.

В соответствии со статьями 169, 171, 172 НК РФ право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами уплаты им сумм НДС при приобретении товаров (работ, услуг), принятия на учет данных товаров (работ, услуг) и наличия соответствующих первичных документов.

Одним из оснований принятия решения явилось неправомерное, по мнению Инспекции, включение Обществом в состав расходов (предъявление к вычету по НДС) затрат на информационные услуги по договору с компанией “Эф-Скверд Ресерч и Консалтинг Раша Лтд“ и маркетинговые услуги по договору с ООО “Сумма технологии“.

Согласно подпункту 27 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Обществом были заявлены как оказанные компанией “Эф-Скверд Ресерч и Консалтинг Раша Лтд“ информационные услуги по проведению маркетинговых исследований “Сегментация российских потребителей мороженого“ по договору от 26.05.2004 N 8385-01/04 и маркетинговые услуги по договору от 08.07.2004 N 01/08-07-04/2 с ООО “Сумма технологии“.

В подтверждение обоснованности указанных затрат (правомерности предъявления сумм НДС к вычету) налогоплательщиком были представлены договоры на оказание данных услуг, технические задания, акты сдачи-приемки выполненных работ, отчеты, счета-фактуры, платежные поручения, приказы о мероприятиях по созданию филиалов Общества в г. Москве, г. Екатеринбурге, перечень и позиционирование марок мороженого, выпущенных Обществом.

Суд, исследовав в совокупности представленные Обществом доказательства, пришел к правильному выводу, что данные документы не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих факт экономической оправданности произведенных затрат в целях уменьшения прибыли, поскольку судом установлено, что:

Представленные отчеты носят обезличенный характер, из них не представляется возможным установить, что маркетинговые исследования проводились непосредственно компанией “Эф-Скверд Ресерч и Консалтинг Раша Лтд“, не позволяют определить географию исследования; Обществом не были представлены документы, являющиеся конечным результатом исследования, представление которых было предусмотрено пунктом 5.1. технических заданий; - акты сдачи-приемки выполненных работ по обоим договорам не позволяют идентифицировать виды выполненных работ; - Обществом ежемесячно оплачивались услуги управляющей компании ЗАО УК “Инмарко-Менеджмент“, в функции которой также входило изучение спроса, стратегический маркетинг и аналогичные задачи.

Поскольку выводы суда о непредставлении Обществом каких-либо доказательств, подтверждающих использование результатов исследования по спорным договорам в производственной деятельности и необходимости заключения данных договоров, не были опровергнуты налогоплательщиком, кассационная инстанция соглашается с выводом суда о правомерности принятия решения Инспекции по данным эпизодам.

Кассационная инстанция поддерживает также выводы судов о правомерности доначисления Обществу налога на прибыль по эпизоду, связанному с заключением договора на оказание информационных услуг с ЗАО “Бизнес Аналитика - Розничный аудит“.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на юридические и информационные услуги.

Как уже отмечалось, согласно положениям статьи 252 НК РФ произведенные (понесенные) налогоплательщиком затраты должны быть не только подтверждены соответствующими документами, но и экономически оправданными.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные Обществом в материалы дела договор от 12.07.2004, техническое задание, акты оказания-приема услуг, счета-фактуры, платежные поручения в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, арбитражные суды установили, что Общество осуществляло реализацию мороженого оптом, в то время как спорный договор (а также техническое задание) сформулирован об оказании информационных услуг в отношении розничной торговли.

С учетом изложенного, в рассматриваемой ситуации суд правомерно исходил из того, что налогоплательщиком не доказана связь между понесенными Обществом затратами на информационные услуги, оказанные ЗАО “Бизнес Аналитика - Розничный аудит“, и производственной деятельностью налогоплательщика, что, в свою очередь, нарушает требования статьи 252 НК РФ, в связи с чем спорные затраты Общества были неправомерно отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Еще одним основанием доначисления налога явилось неправомерное, по мнению налогового органа, отнесение Обществом на расходы затрат на оплату услуг мерчандайзинга по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями Самусенко Н.А., Васильевой Т.А., Маткиным И.В., ООО “Монтес“, ОАО ТЦ “Семь ключей“, ООО “Омский торговый альянс“, ООО “Оптлогистикгрупп“.

Как установлено судом и следует из материалов дела, заключению договоров мерчандайзинга с указанными лицами предшествовало заключение договоров поставки мороженого; в соответствии с условиями заключенных договоров контрагенты Общества приняли на себя обязательства по оказанию услуг мерчандайзинга, Общество приняло на себя обязательство оплатить указанные услуги.

Довод Инспекции о том, что при отгрузке товара Обществом в адрес указанных контрагентов фактически произошла смена собственника товара и право собственности перешло к указанным контрагентам, в связи с чем расходы по оплате мерчандайзинговых услуг - это расходы новых собственников и они не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы в целях налогообложения прибыли Общества, - правомерно отклонен судом.

Кассационная инстанция поддерживает вывод суда, что исходя из положений статьи 252 НК РФ, Федерального закона “О рекламе“ в рассматриваемой ситуации не имеет правового значения вопрос о смене собственника товара, поскольку поставщик, рекламируя произведенный (предварительно поставленный) им товар, увеличивает свои собственные продажи и выполняет одно из условий заключенных договоров.

Поскольку из смысла статьи 252 НК РФ экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода, кассационная инстанция поддерживает вывод судов о законности действий Общества, и о предоставлении им достаточных доказательств обоснованности произведенных расходов на оплату услуг мерчандайзинга по договорам, заключенным с указанными контрагентами.

Кассационная инстанция также поддерживает вывод суда апелляционной инстанции о правомерности учета в целях налогообложения прибыли расходов на оплату информационных услуг по управленческому, кадровому учету, информационно-техническому обслуживанию по договору оказания комплекса услуг, заключенному с ООО “Консалт-Профит“.

Согласно подпунктам 14, 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги.

Суд на основании исследования документов, представленных Обществом и не опровергнутых Инспекцией, руководствуясь статьей 252 НК РФ, пришел к выводу о документальной подтвержденности налогоплательщиком снижения в результате заключенного договора расходов на финансирование затрат, в частности, по обучению и повышению квалификации персонала, на компенсацию за использование личного автотранспорта, на командировочные расходы, сокращения убытков Общества во втором полугодии 2004 года, получения дохода от сдачи имущества в аренду, сдерживание затрат на рост заработной платы.

Основания для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ отсутствуют.

Кассационная инстанция соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что доводы Инспекции об оказании спорных услуг ООО “Консалт-Профит“ только Обществу, об осуществлении деятельности по одному адресу, о том, что часть сотрудников переведена из Общества в данную организацию, - не может безусловно свидетельствовать об экономической необоснованности произведенных расходов.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция правомерно не приняла во внимание доводы налогового органа об экономической необоснованности расходов на оплату услуг ООО “Консалт-Профит“.

Поскольку судами признана неправомерность отнесения расходов Общества по сделкам с компанией “Эф-Скверд Ресерч и Консалтинг Раша Лтд“ и ЗАО “Бизнес Аналитика - Розничный аудит“ (нарушение требований статьи 252 НК РФ), суд обоснованно пришел к выводу о том, что данные расходы не связаны с осуществлением операций, признаваемых объектами налогообложения, предусмотренных статьей 146 НК РФ, в связи с чем доначисление НДС по данным эпизодам произведено Инспекцией в соответствии со статьями 146, 171, 172 НК РФ.

Доводы сторон были всесторонне и полно исследованы арбитражным судом, и им была дана в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащая правовая оценка. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет, нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

При изложенных обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационных жалоб.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 16.05.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5896/2007 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 21.12.2010 по делу N А45-5170/2007 В удовлетворении жалобы на действия конкурсного управляющего сельскохозяйственного производственного кооператива отказано, поскольку заявитель не доказал недобросовестность и неразумность действий (бездействия) конкурсного управляющего, не указал основания, из которых следует, что права и законные интересы налогового органа нарушены.Суд первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 21.12.2010 по делу N А27-4853/2010 Основания для признания поданной обществом заявки не соответствующей конкурсной документации отсутствуют, поскольку в ней имеется ссылка на выполнение работ согласно проектно-сметной документации, а также условиям муниципального контракта, являющихся приложением к документации об аукционе, в связи с чем решение и предписание антимонопольного органа признаны недействительными.Суд первой инстанции Арбитражный суд Кемеровской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 21.12.2010 по делу N А27-4534/2010 Оснований для включения в базу для исчисления страховых взносов оплаты работодателем стоимости гостиничных и туристических услуг не имеется, поскольку данные выплаты не относились к системе оплаты труда, не зависели от результатов работы, не являлись компенсационными за счет нераспределенной прибыли, оставшейся после налогообложения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Кемеровской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 21.12.2010 по делу N А03-7477/2010 Непредставление банком в налоговый орган в установленный законом срок справок (выписок) по операциям и счетам налогоплательщиков является основанием для привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа.Суд первой инстанции Арбитражный суд Алтайского края
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 21.12.2010 по делу N А03-1746/2010 Недоказанность налоговым органом недобросовестности налогоплательщика и отсутствия реальных хозяйственных операций по сделкам с контрагентами свидетельствует о праве заявителя на применение налоговых вычетов по НДС и уменьшение налогооблагаемой прибыли.Суд первой инстанции Арбитражный суд Алтайского края
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А81-705/2010 Налоговый орган при окончательном определении суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, должен учитывать наличие у налогоплательщика убытка в прошлые годы, на сумму которого уменьшается база по названному налогу в текущий период.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ямало - Ненецкого автономного округа
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А75-7173/2008 Арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, если установит, что дальнейшее продление срока может повлечь увеличение судебных расходов, которые при отсутствии имущества должника могут быть взысканы за счет средств федерального бюджета.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А75-1172/2010 Иск о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами по договору на возмещение эксплуатационно-коммунальных услуг удовлетворен правомерно, поскольку заказчик не представил доказательств погашения возникшей задолженности по оплате услуг исполнителя по указанному договору.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А70-2458/2010 Иск о взыскании вексельной задолженности по простым векселям удовлетворен правомерно, поскольку в адрес векселедателя поступило требование об оплате векселей, срок платежа по которым наступил, при этом суд указал, что уменьшение уставного капитала векселедателя не является основанием для досрочного обращения векселедержателя с указанным иском.Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А67-1343/2010 Представленные счета-фактуры и первичные бухгалтерские документы содержат недостоверные сведения и не подтверждают право на налоговые вычеты по НДС и признание расходов в целях исчисления налога на прибыль, в связи с чем основания для оспаривания решения налогового органа в части доначисления налога на прибыль, НДС, пеней и санкций отсутствуют.Суд первой инстанции Арбитражный суд Томской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А46-6716/2010 Основания для оспаривания решения налогового органа отсутствуют, поскольку схема взаимодействия участников хозяйственных операций свидетельствует об их недобросовестности, деятельность направлена на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения из бюджета спорной суммы НДС.Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А46-2443/2007 Отсутствие у должника средств, достаточных для выплаты вознаграждения арбитражному управляющему за проведение процедур банкротства - наблюдения, конкурсного производства, влечет погашение указанных расходов налоговым органом, выступившим инициатором банкротства индивидуального предпринимателя.Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А46-23513/2009 В удовлетворении требований об исключении из судебного акта вывода об уточнении заявленных требований в связи с частичным погашением задолженности отказано, поскольку представленные конкурсным кредитором доказательства не свидетельствуют о перечислении обществом за должника средств в счет исполнения каких-либо иных обязательств, а не по договору займа, сумма заявленных требований уменьшена именно по этому договору и именно на сумму полученного платежа.Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А46-19215/2006 Злоупотребление процессуальными правами и затягивание процедуры банкротства должника не влекут уменьшения размера вознаграждения конкурсного управляющего, поскольку последний от исполнения обязанностей не отстранялся.Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А46-17200/2009 Дело об обязании исполнить условия договора - устранить засор внутренней канализации - направлено на новое рассмотрение, при котором необходимо выяснить место засора, принадлежность помещения, разрешить вопрос о привлечении в дело третьих лиц.Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области

— ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 13.12.2007 N Ф04-8339/2007(40703-А70-30) ПО ДЕЛУ N А70-1737/10-2007

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 13.12.2007 N Ф04-8339/2007(40703-А70-30) ПО ДЕЛУ N А70-1737/10-2007

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Созвездие" на решение от 10.08.2007 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-1737/10-2007 по иску общества с ограниченной ответственностью "Акцепт" к товариществу собственников жилья "Созвездие" при участии третьего лица - Храмова А.Н. о взыскании 42118,96 рублей,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Акцепт" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к товариществу собственников жилья (далее - ТСЖ) "Созвездие" о взыскании 40047,53 рублей неосновательного обогащения.

Определением от 17.07.2007 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Храмов Александр Николаевич.

Исковые требования мотивированы тем, что разница между суммой на содержание общего имущества из расчета тарифов, установленных для членов ТСЖ, и суммой, которая выставлялась для оплаты истцу и была им оплачена, является неосновательным обогащением.

Решением от 10.08.2007 Арбитражного суда Тюменской области исковые требования удовлетворены частично. С ТСЖ "Созвездие" в пользу ООО "Акцепт" взыскано 30690,76 рублей неосновательного обогащения.

Суд мотивировал решение тем, что определение затрат на содержание имущества для члена ТСЖ Храмова А.Н. в большем размере, чем для остальных членов ТСЖ, является незаконным. В исковых требованиях о взыскании неосновательного обогащения за период с января 2003 года по 28 марта 2004 года отказано в связи с истечением срока исковой давности.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ТСЖ "Созвездие", ссылаясь на незаконность обжалуемого судебного акта, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.

Податель кассационной жалобы полагает, что даже при отсутствии отдельно заключенного договора фактические обстоятельства свидетельствуют о наличии договорных отношений между сторонами; вывод суда об утверждении смет затрат для членов и не членов ТСЖ не соответствует фактическим обстоятельствам дела; у ответчика сложились договорные отношения не с собственником нежилого помещения в кондоминиуме, а со сторонним лицом; вывод суда о том, что ответчиком в отношении истца применялись необоснованно завышенные тарифы, противоречит статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации; недопустимо применение к отношениям сторон частей 1, 2 статьи 39, части 2 статьи 145, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации. В судебном заседании представитель поддержал доводы кассационной жалобы.

В отзыве на кассационную жалобу ООО "Акцепт" просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. В судебном заседании представитель поддержал доводы отзыва.

Отзыв на кассационную жалобу третьим лицом не представлен. В судебном заседании представитель просил принятый по делу судебный акт оставить без изменения, как законный и обоснованный.

Рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, Храмов А.Н. является собственником нежилого помещения общей площадью 150,6 кв. м в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тюмень, ул. Пржевальского, 35, к. 4/2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.11.1999 72 ПВ 530400.

ТСЖ "Созвездие" зарегистрировано 28.12.1999.

Согласно Уставу ТСЖ "Созвездие", утвержденному на общем собрании домовладельцев 14.10.1999, ТСЖ является некоммерческой организацией, объединяющей домовладельцев - собственников помещений в кондоминиуме, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Пржевальского, 35, к. 4.

На основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением от 25.10.2000, расположенным по адресу: г. Тюмень, ул. Пржевальского, 35, к. 4/2, Храмов А.Н. передал ООО "Акцепт" в безвозмездное временное пользование нежилое помещение общей площадью 150,6 кв. м в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тюмень, ул. Пржевальского, 35, к. 4/2. В соответствии с п. 2.2.4 договора истец принял на себя обязательства нести все расходы на содержание общего имущества.

Истец, считая, что ответчик необоснованно взыскивал с него суммы на содержание общего имущества в большем размере, чем для остальных членов ТСЖ, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Судом обоснованно со ссылкой на часть 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации отклонены указания ответчика на наличие между ответчиком и Храмовым А.Н. договорных отношений, поскольку единственный подписанный ответчиком и третьим лицом договор по передаче функций по управлению собственником нежилого помещения Управляющему N 2 от 01.01.2003 содержит в качестве обязательного приложения к нему расходы на месяц, подписанные в одностороннем порядке управляющей ТСЖ "Созвездие" Селивановой Т.А., что свидетельствует о несогласовании сторонами данного условия договора.

Исследуя факт наличия неосновательного обогащения, суд правомерно руководствовался статьей 18 Федерального закона "О товариществах собственников жилья", действующего до 1 марта 2005 года, и частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

При таких обстоятельствах установление размера обязательных платежей за содержание помещения, принадлежащего Храмову А.Н., в большем, чем он установлен для остальных членов ТСЖ "Созвездие", размере, несоразмерном доле в праве общей собственности на это имущество, нарушает требования законодательства.

Следовательно, вывод суда о том, что разница между оплаченными истцом ответчику суммами и оплатой исходя из площади принадлежащего истцу помещения, по тарифам, установленным для членов ТСЖ, подлежит взысканию как неосновательное обогащение, является законным и обоснованным.

На основании договора безвозмездного пользования от 25.10.2000 нежилым помещением, расположенным в многоквартирном жилом доме по адресу г. Тюмень, ул. Пржевальского, дом 35, корпус 4/2, ООО "Акцепт" принял на себя обязательство по содержанию имущества собственника помещения Храмова А.Н. в том объеме, в котором сам собственник обязан нести эти расходы.

Факт того, что именно истцом и именно ответчику были оплачены выставленные ему счета на оплату содержания имущества в спорный период, подтверждены материалами дела.

Следовательно, ООО "Акцепт" является тем лицом, которое имеет право требовать возврата неосновательного обогащения.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Постановил:

Решение от 10.08.2007 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-1737/10-2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались (Декрет о суде 2 // СУ РСФСР 1917-1918. 26.Ст.347). Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. В1922 году, с этой целью, в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний.

В мае 1931 года в системе органов управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража - государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном - подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).

Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем. В 1977 году, после принятия Конституции СССР, Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов госарбитража впервые определялись Законом «О Государственном арбитраже в СССР», который был принят 30 ноября 1979 года.

В Российской Федерации госарбитраж руководствовался Положением о Государственном арбитраже, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 года.

В 1991 году система арбитражей была отменена Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 года. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности.

После принятия Конституции Российской Федерации, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом законе об арбитражных судах.

В 1995 году был принят Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, которые в настоящее время определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

В соответствии с законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 июля 1995 г. № 26 «Об утверждении мест постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов» местом постоянного пребывания Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа был утвержден город Тюмень.
Первоначально суд округа располагался в здании Арбитражного суда Тюменской области по ул. Хохрякова, 77, затем переехал в помещение по адресу - ул. Володарского, 48. 3 декабря 2003 года состоялась торжественная презентация этого величественного «храма правосудия», ставшего украшением центра города. В церемонии открытия 11-этажного здания принял участие губернатор Тюменской области Сергей Собянин, заявив: «Иначе как дворцом правосудия это здание не назовешь, мы все им восхищены. Я думаю, что суды должны располагаться именно в таких зданиях, тогда они будут независимыми».

Место в судебной системе

Десять окружных судов - первые в новейшей истории России, не связанные с административно-территориальным делением и вовсе избавленные от какого-либо давления. В этом заключается важнейшая гарантия как независимости судебной системы, так и осуществляемого правосудия.

С точки зрения устойчивости системы организации общества судебная власть, бесспорно, является ее стабилизирующим элементом.

Цели кассационного производства, вытекающие из сущности данного процессуального института, получившие нормативное закрепление в статьях 274 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не только сводятся к объективному разрешению спора, но и направлены на обеспечение единообразной судебной практики путем проверки законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.

Между арбитражными судами округов и арбитражными судами субъектов Федерации отсутствуют отношения административной подчиненности. Они действуют в качестве самостоятельных юридических лиц; суды округов не вправе давать обязательные указания нижестоящим судебным инстанциям по вопросам ведения хозяйственной, финансовой, организационной, кадровой деятельности.

Характер арбитражного суда округа как вышестоящей судебной инстанции по отношению к арбитражному суду первой и апелляционной инстанции в процессуальном смысле проявляется в том, что указания арбитражного суда, рассматривающего дело в кассации, излагаются в постановлении по конкретному делу и обязательны для арбитражного суда вновь рассматривающего данное дело (часть вторая подпункт 15 пункта 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Специфика правоприменения в арбитражном суде кассационной инстанции предопределяется целями и функциями арбитражного судопроизводства в кассационной инстанции и заключается не в рассмотрении и разрешении спора между его участниками, а в проверке законности принятого судебного акта, чем и достигается эффект защиты прав заинтересованных лиц.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Т.Я. Шабалковой

судей И.В. Макарова

В.И. Новоселова

рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон:

от ОАО «Газпромнефть-Омск» - Ю.Н. Петроченко по доверенности от 29.12.2008 № 110-Д,

от УФАС по Омской области – О.В. Попов по доверенности от 20.04.2009 № 18-04/ОП,

Е.Г. Алексеева по доверенности от 12.01.2009 № 02-02/ЕА,

кассационную жалобу открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омск» на решение от 26.06.2009 Арбитражного суда Омской области (судья О.Ю. Суставова) и постановление от 01.09.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Л.А. Золотова, О.А. Сидоренко, Н.А. Шиндлер) по делу № А46-7410/2009 по заявлению открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омск» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области о признании недействительным ненормативного правового акта антимонопольного органа,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Газпромнефть-Омск» (далее – ОАО «Газпромнефть-Омск», Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными решения от 17.02.2009 № 04/20-08 и предписания от 04.03.2009 № 04/20-08 Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – УФАС по Омской области, Управление) о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Решением от 26.06.2009 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 01.09.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования ОАО «Газпромнефть-Омск» частично удовлетворены.

В кассационной жалобе ОАО «Газпромнефть-Омск» просит решение суда первой инстанции от 26.06.2009 и постановление апелляционной инстанции от 01.09.2009 отменить, принять по делу новый судебный акт, признать недействительными решение и предписание УФАС по Омской области полностью.

В обоснование заявленных требований Общество приводит следующие доводы: отсутствие критериев обоснованности цен на нефтепродукты на законодательном уровне; не все бензины являются взаимозаменяемыми; в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) бремя доказывания установления Обществом монопольно высоких цен на моторное топливо лежит на Управлении; рынок нефтепродуктов в 2008 году не изучался; Общество вправе было устанавливать цены исходя из свободы договора и права покупателя выбирать поставщика; в материалы дела не представлены доказательства ущемления интересов других лиц.

В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представители Управления отклонили доводы кассационной жалобы.

УФАС по Омской области представлен отзыв с возражениями на доводыкассационной жалобы.

Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон в судебном заседании, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, УФАС по Омской области рассмотрено дело в отношении ОАО «Газпромнефть-Омск» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Решением от 04.03.2009 № 04/20-08 действия Общества, выразившиеся в установлении экономически и технологически необоснованных розничных цен на нефтепродукты в 2007 году и за 9 месяцев 2008 года на товарных рынках розничной реализации бензинами автомобильными и дизельным топливом в Омской области, признаны приведшими к ущемлению интересов потребителей на розничных рынках бензинов автомобильных и дизельного топлива в Омской области, что явилось злоупотреблением доминирующим положением и нарушением требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ОАО «Газпромнефть-Омск» Управлением выдано предписание от 04.03.2009 № 04/20-08 о прекращении Обществом в течение 15 дней со дня получения указанного предписания нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления экономически и технологически обоснованных розничных цен на нефтепродукты на рынке розничной реализации нефтепродуктов в Омской области.

Обществу предписано информировать Управление в течение двух лет с момента выдачи предписания о предстоящем повышении уровня розничных цен на нефтепродукты с предоставлением экономического обоснования изменения уровня розничных цен на нефтепродукты не менее чем за семь дней до дня такого повышения в случаях: одномоментного (разового) увеличения уровня розничных цен более чем на 5 процентов; повышения уровня розничных цен в течение квартала более чем на 10 процентов. О принятых мерах по выполнению пункта 1 предписания Общество должно информировать Управление в десятидневный срок со дня выполнения.

Несогласие Общества с решением и предписанием Управления явилось основанием для обращения в арбитражный суд с данным заявлением.

Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе по установлению, поддержанию монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Приказом Омского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 29.04.1997 № 40 с изменениями, внесенными приказом УФАС по Омской области от 23.04.2008 № 40, ОАО «Газпромнефть-Омск» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по бензинам автомобильным (оптовая торговля), топливу дизельному (оптовая торговля), бензинам автомобильным (розничная торговля), топливу дизельному (розничная торговля) в географических границах Омской области с долей более 50 процентов на соответствующих товарных рынках.

Доминирующее положение ОАО «Газпромнефть-Омск» на рынках оптовой и розничной торговли бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Омской области подтверждено Управлением на основании анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках оптовой торговли бензинами автомобильными и дизельным топливом в географических границах Омской области от 27.01.2009 и Обзора состояния конкуренции на товарных рынках розничной торговли бензинами автомобильными и товарных рынках розничной торговли бензинами автомобильными и дизельным топливом в географических границах Омской области от 27.01.2009, проведенных УФАС по Омской области по данным, представленным ОАО «Газпромнефть-Омск», Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги».

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если: 1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемом исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке; 2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Частью 2 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлено, что цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в части 1 статьи 6 Закона критериев. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.

Для выявления имело ли место установление монопольной высоких цен на автомобильные бензины и дизельное топливо суды обеих инстанций давали оценку представленным в материалы дела доказательствам: развернутому анализу состояния конкурентной среды на региональных розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива; сравнительному анализу социально-экономических показателей субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибирском и Уральском федеральных округах, где есть присутствие ОАО «Газпром нефть»; анализу квартальных данных по структуре розничной цены нефтепродуктов, представленных ОАО «Газпром нефть», поквартально за 2007 год и январь-сентябрь 2008 года.

Представленными документами установлено, что розничная реализация нефтепродуктов ОАО «Газпромнефть-Омск» представляет собой деятельность по перепродаже нефтепродуктов, приобретенных на оптовом рынке нефтепродуктов у ОАО «Газпром нефть». В себестоимость продукции включена закупочная цена нефтепродуктов и издержки предприятий нефтепродуктообеспечения (далее – ПНПО).

Судами обеих инстанций дана оценка представленным в материалы дела для сравнительного анализа данным по ПНПО, входящим в одну группу лиц с ОАО «Газпром нефть», осуществляющим аналогичную деятельность на территории Сибирского Федерального округа, Уральского Федерального округа и получающим нефтепродукты ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ», а именно: ЗАО «Газпромнефть- Кузбасс», ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» (Новосибирская область) ООО «Сибнефть-Красноярскнефтепродукт» (Красноярский край), ОАО «Екатеринбургнефтепродукт» (дилерский договор с ОАО «Газпром нефть» и осуществление деятельности под товарным знаком «Сибнефть» на территории г. Екатеринбурга и окрестностях в радиусе 150 км), ОАО «Газпромнефть-Урал» (Свердловская область, кроме г. Екатеринбурга), ОАО «Газпромнефть-Тюмень» (Тюменская область).

Из представленных данных для сравнительного анализа было установлено, что общий уровень затрат у ОАО «Газпромнефть-Омск», приходящихся на 1 тонну нефтепродуктов, реализуемых в розницу, ниже по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц с ОАО «Газпром нефть». Управлением выявлено, что в Омской области уровень розничных цен (средневзвешенных по кварталам), установленных Обществом на бензины марок Аи-80, Аи-92 на протяжении 2007 года превышал уровень цен на соответствующие нефтепродукты в Кемеровской, Новосибирской (кроме бензина марки Аи-80), Томской, Свердловской областях, Алтайском, Красноярском краях.

УФАС по Омской области установлено, что разница в ценах по бензину марки Аи-80 доходила до 14,2 процентов и составляла 2569 рублей с НДС в пересчете на 1 тонну (или 1,96 руб. на 1 л). По бензину марки Аи-92 разница в ценах доходила до 15,6 процентов и составляла до 3344 рублей с НДС в пересчете на 1 тонну (или 2,47 руб. на 1 л). При этом покупная цена ОАО «Газпромнефть-Омск» в отдельные периоды времени была значительно ниже, чем в других хозяйствующих субъектах.

Розничные цены на бензин марки Аи-95(96) ОАО «Газпромнефть-Омск» на протяжении 2007 года превышали уровень розничных цен, установленных ОАО «Газпромнефть-Кузбасс» на территории Томской области, ОАО «Газпромнефть- Алтай» на территории Алтайского края, ОАО «Екатеринбургнефтепродукт» и ОАО «Газпромнефть-Урал» на территории г. Екатеринбурга и Свердловской области. В течение 1, 2, 3 кварталов 2007 года розничные цены ОАО «Газпромнефть-Омск» на автомобильный бензин марки Аи-96(96) превышали уровень розничных цен хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц с ОАО «Газпром нефть», осуществляющих свою деятельность на территории Кемеровской, Новосибирской (за исключением 3 квартала 2007 года), Тюменской области, Красноярского края.

Торговая надбавка Общества в 1 квартале 2007 года в относительных показателях составляла от 33,7 процентов (дизельное топливо зимнее) до 66,9 процентов (автомобильный бензин марки Аи-92), в абсолютных – от 4390 рублей до 8436 рублей за 1 тонну без НДС (3,66 – 6,5 руб.) и в 2,2 – 4,3 раза превышала затраты Общества.

Аналогичная ситуация выявлена Управлением и в 2008 году. Так во 2 квартале 2008 года уровень розничных цен, установленных ОАО «Газпромнефть-Омск» на бензин марки Аи-80 и дизельное топливо летнее, превышал уровень цен в Кемеровской, Тюменской областях, Красноярском крае. Разница в ценах по сравнению с Кемеровской областью на автомобильный бензин марки Аи-80 составляла 5,2 процента или 1175 рублей за 1 тонну с НДС (0,73 руб. за 1 л).

Из материалов проверки Управления следует, что при низшей средневзвешенной покупной цене нефтепродуктов уровень розничной цены на бензин марки Аи-92 в Омской области превышал цены на аналогичные марки автомобильного топлива в Кемеровской, Новосибирской, Томской, Свердловской областях, Красноярском крае.

Розничные цены, установленные Обществом на автомобильный бензин марки Аи- 95(96) во 2 квартале 2008 года превышали розничные цены ЗАО «Газпромнефть- Кузбасс», ОАО «Газпромнефть-Алтай», ОАО «Газпромнфть-Урал», ОАО «Екатеринбургнефтепродукт» (приложения №№3, 4 к решению Управления). Торговая надбавка ОАО «Газпромнефть-Омск» в проверяемый период превышала на отдельные виды нефтепродуктов затраты Общества почти в 3 раза, что явилось основанием для вывода о необоснованном росте прибыли.

Суды обеих инстанций поддержали выводы УФАС по Омской области, приведенные в обоснование доводов о получении сверхприбыли Общества в результате установления монопольно высокихцен на нефтепродукты при реальной возможности ОАО «Газпром нефть» оказывать существенное влияние на розничный рынок бензинов автомобильных и дизельного топлива в Омской области также исходя из нахождения на территории Омской области крупнейшего в России производителя нефтепродуктов –ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ».

Из аналитических отчетов следует, что доля транспортной составляющей в конечной цене поставки нефтепродуктов составляет до 7,4 процентов (приложение №5 к решению Управления).

Доказательства обратного ОАО «Газпромнефть-Омск» не представлены.

Судами обеих инстанций дана оценка доводам ОАО «Газпромнефть-Омск» об отсутствии законодательно установленной методики определения экономически обоснованных цен на нефтепродукты, а также недоказанность нарушений прав неопределенного круга лиц потребителей.

Судами правомерно отмечено, что отсутствие методики или иного документа, регламентирующего процесс ценообразования, не исключает обязанность хозяйствующего субъекта доказывать, что цена товара не превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

ОАО «Газпромнефть-Омск» при рассмотрении спора по существу не представлены доказательства, подтверждающие экономическое обоснование цены, установленной на спорные нефтепродукты, опровергающие доводы УФАС по Омской области о том, что цена являлась монопольно высокой, отсутствие нарушений, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» следует, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Таким образом, установление самого факта монопольно высокой цены не требует доказывания, в чем конкретно допускается ущемление интересов других лиц.

Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, приняли законные и обоснованные судебные акты. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов обеих инстанций, что противоречит требованиям статьи 286 АПК РФ.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Омской области от 26.06.2009 и постановление

Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2009 по делу № А46-7410/2009

оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Т.Я. Шабалкова

Судьи И.В. Макаров



Просмотров