После смерти автора к его наследникам переходит. Теория всего

Потомки творческих личностей, ученых, исследователей обретают в наследство не только недвижимость, денежные средства, предметы интерьера и драгоценности, но еще права и обязанности умершего. Одним из таких прав является авторское. Зная о том, как ревностно относятся к авторству известные личности, наследники порой не предполагают о возможности наследования авторского права.

Верно ли, что авторские права переходят по наследству

Авторскими работами являются литературные, драматические, хореографические произведения; театральные постановки; музыкальные творения; дизайнерские разработки и художественные работы; фотографии, фильмы, телепроизведения; карты, эскизы, геологические разработки и многие другие продукты творческого и интеллектуального труда.

Исключительное имущественное право

Под обладанием таким правом понимают возможность самостоятельно распоряжаться объектом интеллектуального труда, разрешать или запрещать другим лицам его использование.

Использование произведения подразумевает действия:

  • воспроизведение (печать, запись) в неопределенных количествах для получения экономической выгоды;
  • распространение интеллектуального труда;
  • демонстрация авторской работы путем показа, звукового воспроизведения, трансляции всеми доступными способами широкому кругу лиц;
  • импорт, прокат материалов;
  • воплощение в жизнь архитектурных проектов, чертежей, схем.

Обладать объектом могут несколько правообладателей. В этом случае право распоряжения принадлежит каждому из них. Доходы, полученные от использования объекта, распределяются равными долями, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

После получения исключительных прав наследополучатель сможет внести в произведение изменения. Основное условие - отсутствие запрета в записях наследодателя и сохранение смысла работы (ст. 1266 ГК РФ).

Исключительное право на произведение подлежит наследованию согласно п.1 ст. 1283 ГК РФ. Если наследники по закону или завещанию умерли, в судебном порядке, имущество становится выморочным и переходит в собственность государства, становясь общественным достоянием (ст. 1151 ГК РФ).

Срок действия

Исключительное право действительно период жизни автора и еще 70 лет после его смерти. Отсчет ведется с 1 января года, следующего за годом кончины.

Иные сроки установлены для исполнения смежных прав. Они действуют не менее 50 лет. Отсчет срока начинается со следующего года после записи или первого исполнения произведения. Наследники будут обладать правом исполнения в период, исчисляемый как оставшийся до истечения 50 лет.

Если исполнитель был репрессирован, то срок (50 лет) начинает считаться с года, следующего за годом его реабилитации.

Для исполнителей, работающих в период ВОВ, срок продлевается на 4 года.

Когда срок исключительного права истекает, произведение становится достоянием общественности. На его использование уже не потребуется ничье согласие, разрешение, никому не нужно будет выплачивать авторское вознаграждение.

Произведения, ранее необнародованные, станут предметом обсуждения. Исключением являются случаи, когда автор в своих письмах, дневниках или завещании выражал запрет на разрешение публичного доступа к своим трудам.

Если в наследство достается патент, то его срок действия указан в документе. Если изобретатель умирает после завершения такого срока, наследование невозможно. В противном случае правопреемник сможет использовать изобретение до окончания истечения срока патента.

Личные неимущественные права

Сюда входят сугубо личные права, которые не подлежат наследованию, не могут отчуждаться, передаваться. К таким правам относится:

  • Право авторства - означает, что только автор может считаться создателем произведения.
  • Право на использование имени. Автор может запретить издание труда под своим именем, использовать для обнародования псевдоним.
  • Право на сохранение целостности, подлинности произведения, неприкосновенность в отношении его названия, содержания. Автор может исправить, дописать, сократить или дополнить свой труд.
  • Право обнародования или отзыва.

Личные неимущественные права не наследуются. Имя и неприкосновенность подлежат бессрочной охране правопреемниками и другими заинтересованными лицами. Владелец интеллектуального труда может указать в завещании лицо, ответственное за сохранность личных неимущественных прав.

Иные права

Права, которые не относятся к 1 или 2 группе, называют иными.

Кто может быть наследником

Наследниками выступают юридические или физические лица.

По закону

Люди, состоявшие с умершим в родстве. В первую очередь это родители, дети (включая усыновленных, нерожденных, но зачатых при жизни), супруги, внуки после смерти детей (1142 ГК РФ). Только при отсутствии представителей первой очереди в наследство вступают более дальние родственники: братья и сестры или племянники после их смерти. Всего насчитывают 8 очередей. Последняя включает лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве.

По завещанию

Распоряжаться наследством при коллективном владении можно только с разрешения остальных. Наследополучатели могут заключить соглашение, согласно которому права управления переходят одному из них или третьему, более компетентному лицу.

Преимущества завещательного отказа при завещании авторских прав

Наследодатель может составить завещательный отказ, тем самым заранее предупреждая возможные споры между родственниками. Согласно документу, распоряжаться произведением сможет только одно лицо по своему усмотрению, но при этом на него возлагается обязанность периодически перечислять определенный процент на счета остальных наследников - отказополучателей.

Выделение супружеской доли

Согласно ст. 256 ГК РФ, нажитое в браке имущество является общей собственностью супругов. Однако на авторские права это правило не распространяется. Исключительное авторское право неразрывно связано с личностью владельца. Он может им распоряжаться, не требуя согласия супруги. Раздел имущества после смерти супруга не дает никаких преимуществ его второй половине.

Супруг может претендовать на половину (супружескую долю) доходов, полученных наследодателем от реализации авторских прав еще при жизни.

Как оформить авторские права по наследству

Порядок вступления в наследство

Вступление в наследство предполагает соблюдение определенного алгоритма действий:

  • визит к нотариусу;
  • подача ;
  • предоставление правоустанавливающих документов;
  • получение свидетельства о праве на наследство.

Сроки

Для вступления в наследство правопреемникам отведен срок, равный 6 месяцам с даты смерти автора или признания его умершим в судебном порядке. Намерение принять права и обязанности подтверждается подачей заявления о принятии наследства.

Допускается пропуск срока, если наследополучатель не знал о смерти автора произведения. Восстановление сроков проводится в судебном порядке или по соглашению остальных претендентов на включение нарушителя в число правопреемников.

Заявление

В документе, подаваемом при визите к нотариусу, указывается:

  • информация о нотариусе;
  • данные о наследополучателе, внесенные на основании удостоверения личности;
  • ссылка на основание для наследования (родственная связь или включение в завещание);
  • указание количества наследополучателей, их данные;
  • перечисление состава наследственного имущества;
  • дата, подпись.
Скачать бланк заявления

Документы

В каждом конкретном случае перечень документов определит нотариус. Как правило, туда входят:

  • документы, удостоверяющие личность претендента на наследство;
  • свидетельство о смерти автора произведения;
  • документ – основание на обретение наследства (свидетельство о браке, о рождении, завещание);
  • правоустанавливающие документы на объект интеллектуальной собственности (например, справки из союза писателей, патент, документы о госрегистрации прав на интеллектуальную собственность);
  • квитанция об оплате госпошлины.

Нотариус проверяет наличие и достоверность документов. В течение оформления наследства перечень может быть дополнен.

Госпошлина

Нужно ли платить госпошлину при наследовании авторских прав? Нет, в соответствии с п.5 ст.333.38 НК РФ при наследовании авторского права и вознаграждения физические лица полностью освобождаются от оплаты госпошлины.

Судебная практика

Издательству «Терра» принадлежало право на издание произведений известного писателя Александра Беляева (1884-1942гг.), автора произведений «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия» и других романов. Узнав, что труды писателя издаются компанией «Астрель», «Терра» подает в суд, требуя выплатить компенсацию в размере 7,5 млрд. руб.

Суд полностью удовлетворил требования, однако «Астрель» подает в апелляционный суд, впоследствии отменяющий взыскание. Далее высший арбитражный суд отменяет все ранее принятые решения, предложив пересчитать сумму штрафа в размере двойной стоимости контрафактных изданий (истец ранее считал по легальным изданиям). При перерасчете сумма стала бы меньше в 700 раз.

«Астрель» отказывается платить, поскольку в 1992 г. истек срок охраны авторского права (50 лет с года смерти писателя), но «Терра» апеллирует, что срок охраны авторского права на 1993 г. составлял 70 лет, а поскольку Беляев застал время ВОВ, то срок продлевается на 4 года.

Итогом спора стала выплата компенсации в 10 тыс. руб. вместо заявленных 7,5 млрд. руб.

Сложность наследования авторских прав заключается в неоднозначности определения круга возможностей и обязанностей, их сроков действия. Кроме того, присутствуют пробелы в законодательстве. Например, лица, имеющие право на обязательную долю в наследстве, по сути, не нуждаются в авторском праве, а только в гонораре, получаемом от его реализации. Тогда их интересы целесообразно заранее учесть в завещании. Трудности возникают и при наследовании произведений, написанных в соавторстве. Если один из авторов умирает, второй должен впоследствии все свои действия согласовывать с наследниками. Если же у соавтора не было правопреемников, его часть переходит государству, и остается неясным, с кем должен второй соавтор согласовывать свои действия.

Субъектами авторского права после смерти автора становятся его наследники. Наследование авторских прав в соответствии с общим правилом может осуществляться либо по закону, либо по завещанию. При наследовании по закону наследниками авторских прав могут стать только граждане, которые входят в ту или иную очередь законных наследников. Если умерший автор не имел законных наследников и не оставил завещания, его авторские права, в отличие от иной наследственной массы, к государству не переходят, а прекращаются (ст. 552 ГК). При наследовании по завещанию авторские права могут быть переданы любому гражданину, независимо от его гражданства и наличия родственных отношений с умершим, или юридическому лицу, независимо от профиля его деятельности и местонахождения Гражданское право: В 3 т. Т. 3. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2011..

В теории авторского права наследники рассматриваются в качестве носителей производного авторского права. Их авторские права возникают не в силу создания произведения, а на основе иных юридических фактов, а именно: открытия наследства, вхождения в круг наследников по закону или после составления в их пользу завещания, принятия наследниками наследства.

Следует отметить, что действующее законодательство -- и авторское, и наследственное -- не содержит четкой регламентации авторских прав наследников. Поэтому конкретные правила приходится выводить путем толкования многих норм закона, а также анализа сложившейся судебной и нотариальной практики. Остановимся вкратце на тех особенностях наследования авторских прав, которые представляют наибольший практический интерес.

Прежде всего необходимо уточнить, какие авторские права переходят по наследству или, что то же самое, входят в наследственную массу. На первый взгляд, сделать это довольно просто, так как в законе прямо указаны те авторские права, которые к наследникам не переходят. К ним относятся право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения (ст. 29 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Следовательно, все остальные авторские права, в частности право на обнародование, право на использование произведения, право на вознаграждение и др., могут передаваться по наследству.

Еще одна важная проблема связана с неприкосновенностью произведений умерших авторов. Закон указывает, что право на защиту репутации автора по наследству не переходит, однако на наследников возлагается охрана этого права. Автор, осуществляя свое право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб его чести и достоинству, может внести или разрешить внести в произведение любые, в том числе существенные, изменения. Наследник, на которого возлагается охрана неприкосновенности, сделать этого не может. Он может дать согласие на внесение в произведение редакционной правки, на уточнение тех или иных данных в связи с прогрессом науки, на снабжение произведения предисловием или комментарием, которое должно помочь читателю правильно воспринимать произведение, и т.п. Однако при всем этом главной его задачей является сохранение сущности и оригинальности произведения наследодателя. Если при использовании произведения в него вносятся не согласованные с наследниками изменения, они могут потребовать восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

Определяя круг переходящих по наследству авторских прав, необходимо коснуться еще одного вопроса. Как известно, если после смерти наследодателя остается в живых его супруг и супругами при заключении или в период брака не был установлен режим долевой или раздельной собственности, то в соответствии с российским семейно-брачным законодательством (ст. 33--34 Семейного кодекса РФ, ст. 256 ГК) при определении наследственной массы предварительно должна быть выделена доля этого супруга в общем имуществе, нажитом в период брака. Вполне понятно, что в данном случае речь может идти только об имущественных правах автора, в частности праве на гонорар. Переходящие по наследству личные неимущественные права при жизни принадлежат только автору, и его супруг никаких дополнительных прав на них сравнительно с другими наследниками не имеет.

Некоторыми особенностями обладает вступление наследников в обладание авторскими правами. Как известно, в российском наследственном праве действует принцип универсальности наследственного правопреемства, в соответствии с которым не допускаются частичное принятие или частичный отказ от наследства. Поэтому, если наследственная масса не ограничивается авторскими правами, вступление наследника в фактическое владение какой-либо частью имущества будет означать одновременно и принятие им авторских прав наследодателя. В связи с этим в данном случае нет особой надобности в совершении наследником особого акта, выражающего его согласие и желание принять авторские права. Однако если наследство состоит лишь из авторского права или кому-либо из наследников завещаны только авторские права, фактическое вступление в права наследования невозможно. В этом случае наследник должен получить в нотариальной конторе свидетельство о праве на наследство.

В отличие от прав на произведение самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком. По ныне действующему законодательству авторские права наследников действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен ниже при анализе сроков действия субъективных авторских прав Гражданское право: В 3 т. Т. 3. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2011..

Важной особенностью наследования авторских прав является то, что субъективные авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке. Иными словами, авторское право наследуется как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Распоряжение перешедшим по наследству произведением осуществляется наследниками совместно и только по взаимному согласию. При отсутствии такого согласия, например при отказе кого-либо из наследников дать согласие на переиздание произведения, спор наследников рассматривается в суде. Исключение составляет, однако, переходящее по наследству право на получение гонорара. Гонорар может делиться между наследниками в любой пропорции в соответствии с завещательным распоряжением либо соглашением наследников о разделе наследства.

Недостаточно урегулирован законом и вопрос о наследовании авторских прав на произведения, созданные в соавторстве. Пункт 4 статьи 27 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» констатирует лишь положение о том, что права каждого из соавторов переходят по наследству и действуют в течение 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Из этого вытекает, что оставшиеся в живых соавторы, независимо от того, о нераздельном или раздельном соавторстве идет речь, должны согласовывать свои действия по использованию произведения с наследниками умершего автора. При этом нужно учитывать, что в случае смерти наследников принадлежащие им права могут переходить к их наследникам и т.д. в течение всего срока действия авторских прав.

Правопреемниками российских авторов могут быть как российские, так и иностранные юридические лица и граждане. При этом договоры с последними могут заключаться как при посредничестве авторско-правовых организаций, так и напрямую. Правомерно приобретенные авторские права правопреемников признаются и охраняются наравне с правами самих авторов.

После смерти автора обладателями авторских прав становятся его наслед­ники. В соответствии с действующим законодательством наследование, вооб­ще, и авторских прав, в частности, возможно в двух вариантах: либо по закону, либо по завещанию. При первом варианте новыми правообладателями могут стать только граждане, входящие в одну из очередей законных наследников. Второй вариант, естественно, подразумевает в качестве наследников лиц, ука­занных в завещании, при этом не имеет значения гражданство указанного в за­вещании физического лица, наличие либо отсутствие у него родственных от­ношений с умершим автором, если в качестве правопреемника указано юриди­ческое лицо (что также является вполне законным), то не имеет значения про­филь его деятельности и место нахождения. Возможна ситуация, когда умер­ший автор не имеет законных наследников и не оставил завещания, в таком случае, в изъятие из общего правила, его авторские права на созданное произ­ведение в отличие от иной наследственной массы не переходят к государству, а прекращаются (ст.552 ГК РСФСР 1964 г.), т.е. произведение становится обще­ственным достоянием.

Наследников в теории авторского права принято считать носителями про­изводного авторского права, поскольку указанные права у них являются не следствием создания ими творческого произведения, а становятся порождени­ем иных юридических фактов, таких как открытие наследства, вхождение в круг наследников по закону или по завещанию, вступление в наследство.

На сегодняшний день существуют некоторые сложности при решении во­просов, касающихся наследования авторских прав. Это связано с тем, что дей­ст­вующее законодательство, как авторское, так и наследственное, имеет явный пробел в регламентации авторских прав наследников. В связи с этим конкрет­ные правила могут быть выведены посредством толкования многих правовых норм, содержащихся в различных нормативно правовых актах, а также при по­мощи анализа сложившейся судебной и нотариальной практики.

В первую очередь нужно определиться, какие авторские права переходят по наследству. Если руководствоваться законом, то на этот вопрос можно отве­тить так: не переходят по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения (ст.29 Закона "Об авторском праве и смежных правах"). Отсюда можно сделать вывод, что все остальные авторские права, такие как право на обнародование, право на использование произведе­ния, право на вознаграждение и др., могут передаваться по наследству. Но та­кое решение вопроса не снимает всех проблем. Так, могут возникнуть следую­щие затруднения: имеет ли право наследник опубликовать произведение, про­тив выпуска в свет которого возражал при жизни автор? Или правомочен ли наследник дать согла­сие на переделку произведения в другой жанр, если на­следодатель на это не соглашался? Таких ситуаций можно привести множест­во, и, что весьма печально, найти на них прямое решение, воспользовавшись действующим законодательством, нельзя. На практике их поиск выхода из соз­давшейся подобной ситуации переда­ется полностью на усмотрение самих на­следников.

Нередко возникает вопрос об объеме правомочий наследников в области защиты неприкосновенности произведения умершего автора. В данном случае Закон ограничивается лишь указанием о том, что право на защиту репу­тации автора по наследству не переходит, но на наследников воз­лагается охрана этого права. Как соотнести друг с другом названные понятия - Закон ничего не го­ворит. Вне всякого сомнения, что области распространения права на защиту ре­путации автора произведения, ко­торое может принадлежать только самому ав­тору, и права на охрану неприкосновенности произведения, которое может пре­даваться по наследству, совпадают лишь отчасти, хо­тя второе основывается на первом и из него вытекает. Автор, используя право на защиту произведения от всякого искажения, способного нанести вред его чести и достоин­ству, может внести или разрешить внести в произведение любые, в том числе существенные, изменения. Наследник, на которого возлагается охрана неприкосновенности произведения, сделать этого не вправе. Он вправе лишь дать согласие на внесе­ние в произведение редакционной прав­ки, на уточнение тех или иных данных в связи с прогрессом науки, на снабжение произведения предисловием или ком­ментарием. Но сохранение сущности и оригинальности произведения - его пер­воочередная задача. В случае если имело место внесение в произведение изме­нений, предварительно несогласованных с наследником, то он вправе требовать восстановления нарушенного права. Иллюстрацией данного правила может по­служить следующий пример: по требова­нию наследницы писателя А. было за­прещено дальнейшее публичное исполнение спектакля, поставленного по сказке А. Основанием для этого послужило значительное искажение стихов.

Но необходимо помнить, что охрана неприкосновенности произведения возлагается на наследников, если только автор не указал специальное лицо, ко­торое будет осуществлять охрану личных неимущественных авторских прав по­сле его смерти. Такое лицо осуществляет указанные полномочия пожизненно.

В случае его смерти или отказа от осуществления преданных прав до истечения срока действия авторского права данные полномочия предаются наследникам.

Рассматривая проблему объема переходящих по наследству прав, нельзя обойти вниманием еще и такой вопрос. В соответствии со ст.33-34 Семейного кодекса и ст.256 Гражданского кодекса если имеет место ситуация, что после смер­ти наследодателя остается в живых его супруг и супругами при заклю­чении или в период брака не был установлен режим долевой или раздельной собст­венности, то при определении наследственной массы предварительно дол­жна быть выделена доля этого супруга в общем имуществе, нажитом в период брака. Естественно, что имеются в виду лишь имущественные права автора. Необхо­димо также отметить, что поскольку право на вознаграждение целиком включа­ется в наследственную массу (именно к такому выводу пришла теория автор­ского права, в таком же ключе решается этот вопрос на практике), то пережив­ший супруг не вправе претендовать на выплату ему половины причитавшегося автору воз­награждения на том основании, что произведение было создано в пе­риод брака.

Теперь остановимся на некоторых аспектах, касающихся порядка вступ­ления наследников в обладание авторскими правами. Так как действующее на­следственное право построено на принципе универсального правопреемства (не допускается частичное принятие или частичный отказ от наследства), то в слу­чае если наследственная масса помимо авторских прав включает в себя и иное имущество, вступление на­следника в фактическое владение какой-либо частью имущества будет означать одновременно и принятие им авторских прав насле­додателя. Поэтому нет никакой необходимости в специальном акте, удостове­ряющем согласие наследника на принятие авторских прав. Но если имеет место ситуация, когда наследственная масса состоит исключительно из авторских прав либо одному из наследников завещаны лишь авторские права, то для всту­пления в наследство необходимо получить в нотариальной конторе свидетель­ство о праве на наследство.

Еще одно обстоятельство, на котором стоит особо остановится, - это срок действия авторских прав наследников. Как известно, авторские права самих ав­торов носят пожизненный характер. В отличие от них авторские права наслед­ников ограничены определенным сроком. Такой срок по действующему законо­дательству составляет 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, сле­дующего за годом его смерти. Более подробно данный вопрос рассмотрен при анализе сроков действия отдельных авторских прав (см. оглавление).

Касаясь вопроса наследования авторских прав необходимо отметить, что авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке (авторские права наследуются как единое целое, их нельзя ни выделить, ни разделить). Это означает, что распорядится произведением наследники смогут только по взаим­ному согласию. В случае возникновения спора между наследниками по поводу распоряжения произведением, то он подлежит разрешению судом. Однако, ука­занное правило имеет одно исключение. Авторское вознаграждение, право на получение которого переходит по наследству, может быть разделено между на­следниками в пропорциях, указанных в завещании, либо в соответствии с со­глашением самих наследников.

Нередко возникают сложности в связи с учетом переходящего по наслед­ству авторского права при расчете обязательной доли. Ст. 535 Гражданского кодекса РСФСР предусматривает независимо от содержания завещания право на обязательную долю в наследстве, составляющую не менее 2/3 доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону, несовер­шенно­летних или нетрудоспособных детей наследодателя (в том числе усыновлен­ных), а также нетрудоспособного супруга, родителей (усыно­вителей) и ижди­венцев умершего. Если попытаться вникнуть в смысл данной нормы, то законо­мерен вывод: это правило применяется к такому авторских праву, как право на гонорар, поскольку только оно способно материально обеспечить наследников, не имеющих самостоятельных источников доходов. Указанные наследники не­зависимо от получения другого наследственного имущества вправе претендо­вать на получение не менее 2/3 причитающей­ся им по закону доли авторского гонорара, если только наследники не придут к соглашению об ином распреде­лении наследственного имущества.

Не нашел должного закрепления в действующем законодательстве вопрос, касающийся наследования авторских прав на произведение, созданное в соав­торстве. Закон "Об авторском праве и смежных правах" ограничился лишь та­кой формулировкой: права каждого из соавторов переходят по наследству и действуют в течение 50 лет после смерти последнего автора, пережившего дру­гих соавторов (п.4 ст.27 Закона). На основании этого следует вывод, что остав­шиеся в живых соавторы независимо от того, о нераздельном или раздельном соавторстве идет речь, обязаны согласовывать свои дейст­вия по использованию произведения с наследниками умершего авто­ра. Но необходимо помнить, что в случае смерти наследников при­надлежащие им права переходят ких наследни­кам и т.д. в течение всего срока действия авторских прав на произведение. Не вполне ясной остается ситуация, связанная с судьбой прав того умершего соав­тора, который не имеет наследников. Гражданский кодекс РСФСР в первона­чальной редакции давал такое разъяснение: принадлежащее умер­шему соавтору и не перешедшее к наследникам право на долю вознаг­раждения за использова­ние коллективного произведения прекраща­ется (ст. 497 Гражданского кодекса). Но позже эта норма в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1.03.74 была исключена. Закон "Об авторском праве и смежных пра­вах" на этот счет ничего не говорит. В теории авторского права было дано такое разъяснение: в данном случае при наличии неделимого соавторства происходит пропорциональное увеличение долей оставшихся в живых соавторов или их на­следников, если же соавторство носит раздельный характер, доля того соавтора, чье автор­ское право прекратилось, не должна прирастать к долям остальных ав­торов, а, напротив, должна переходить к государству и в соответствии со ст. 552 ГК РСФСР 1964 г. - прекращаться. Но такое толкование норм закона не представляется правильным. Принцип прира­щения наследственных долей, свойственный наследст­венному праву ввиду особой связи наследника и наследодателя, не корректно применять к авторско­му праву, где трудно обосновать справедливость перехода прав одного из соав­торов к другим соавто­рам. Следовательно, надо исходить из того, что авторские права соавтора, не имеющего наследников, как при раздельном, так и при не­раздельном соавторстве, в соответствии с общим указанием закона прекраща­ются и не переходят к другим соавторам.

Личные неимущественные права

Основополагающим в комплексе прав, которыми пользуется автор, создающий произведения науки, литературы и искусства, признается право авторства . Под этим правом подразумевается юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Оно неотделимо от личности автора, признается лишь за действительным создателем произведения, его невозможно передать по договору или по наследству, оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. После смерти автора авторское право охраняется как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите. Кроме того, от него нельзя отказаться. Факт создания произведения предопределяет существование права авторства не зависимо от того, обнародовано ли произведение или нет, создано ли оно как служебное задание или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не используется. Чтобы признать лицо автором произведения не требуется выполнения каких-либо формальных действий или чьего-либо согласия. Из права авторства вытекают все другие личные неимущественные и имущественные права.

Вероятные нарушения этого права могут выражаться в присвоении (полном или частичном) чужого авторства – плагиат, отрицании авторства того лица, которым создано произведение. К примеру, в одном из номеров финского журнала "Последнее слово в индустрии" была опубликована статья С. Литманина "Феномен биосинтеза". Российские авторы М. и Ц. установили, что данная статья представляет собой дословный перевод их статьи, опубликованной в СССР в 1982 г. в журнале "Биология сегодня". В результате принятых мер российским авторам были принесены журналом официальные извинения и была опубликована информация об истинных авторах статьи.

Право авторства охраняется от любого нарушения вне зависимости от того, осознания или неосознания нарушителем своих действий в качестве неправомерных. Вот какой пример приводит Э. П. Гаврилов. В 1947 г. К. направила свой рассказ в редакцию журнала "Молодая гвардия", но его не опубликовали. В 1963 г. К. случайно обнаружила, что ее рассказ напечатан в 1961 г. в сборнике рассказов одного покойного писателя. К. обратилась в суд, требуя признать ее автором этого рассказа и выплатить ей гонорар за использование. Суд, проверив обстоятельства создания произведения, убедившись с помощью экспертизы, что рассказ, обнаруженный в архиве писателя и, видимо, присланный ему на рецензию, не принадлежит перу писателя, в 1967 г. вынес решение о признании К. автором и обязал издательство выплатить ей вознаграждение за публикацию. Но бывают иски и с противоположными требованиями, когда заинтересованные лица оспаривают приписываемое им авторство на те или иные произведения. Например, четверо научных работников потребовали исключить их из числа десяти соавторов опубликованной научной статьи, так как они не давали своего согласия на соавторство. Требования ученых были удовлетворены.

Статья 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» посвящена праву на авторское имя : автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Автор реализует свое право на имя посредством одного из этих способов. У него есть право требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном исполнении, передаче по радио, цитировании и ином использовании своего произведения. Также право на имя исключает возможность искажения имени автора (псевдонима) при его упоминании лицами, использующими произведение.

Право на авторское имя относится к числу личных неимущественных прав автора, т и последний не может предоставить его никакому другому лицу. Оно появляется лишь в случае обнародования произведения и действует в течение всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями (в России Федерации – Российским авторским обществом (РАО)) или государством.

Далее каждый из трех способов реализации права на авторское имя будет рассмотрен подробнее. Наиболее часто авторы произведений обозначают свое авторство путем указания подлинного имени. Оно может проставляться на заглавном листе книги или на афишах, указываться в титрах фильма или объявляться перед публичным исполнением произведения или передачей его в эфир и т. п. Автор самостоятельно определяет способ и полноту указания своего подлинного имени. У него есть три варианта: указать свое имя в полном объеме, т.е. фамилию, имя и отчество, указать только имя и фамилию, фамилию с инициалами. Если произведение подписывается лишь инициалами (Ш. Ю.), такое произведение признается анонимным. При создании произведения несколькими лицами в случае его обнародования правом на указание своего имени пользуются все соавторы, независимо от размера внесенного в произведение творческого вклада. При опубликовании их имена указываются в заранее согласованной последовательности. Но есть вариант выхода в свет произведения под именем одного или нескольких из них для того, чтобы отразить тот факт, что именно этим лицом (лицами) внесен основной творческий вклад в создание произведения. Имена других соавторов могут быть с их согласия указаны в предисловии или другом месте работы. В спорных случаях имена соавторов располагаются в алфавитном порядке. Имена иностранных авторов приводятся в русской транскрипции, согласованной с автором оригинала с указанием имени и на языке оригинала на обороте титульного листа. При использовании научных произведений в печати вместе с именем автора указываются его научная степень, ученое или почетное звание, должность и другие сведения с согласия авторов, при этом на них возлагается личная ответственность за достоверность указанных данных. Типичное нарушение данного права при рассматриваемом способе его реализации – неуказание имени автора или его искажение. Это часто происходит в радио- и телевизионных передачах, где звучат и показываются произведения без указания имен их создателей, а также при допускаемом законом цитировании чужих произведении, но без указания источника заимствования. К примеру, Т.Р. Прохоров заявил претензию журналу "Собеседник и П. Силову на основании того, что в рассказе "Мы", которое печаталось на страницах журнала, использованы цитаты из научных работ Т.Р. Прохорова, при этом его имя не упоминалось. По мнению редакции журнала, такой справочный аппарат затруднил бы и авторское повествование, и восприятие текста читателями. Тем не менее требования Т.Р. Прохорова были удовлетворены. Другой способ обозначения авторского имени реализуется посредством подписания автором произведения вымышленным именем (псевдонимом). Иногда под псевдонимом выступает не одно лицо, а двое, трое или большее число соавторов. Например, под именем Козьмы Пруткова создавали свои произведения братья Жемчужниковы и поэт А. К. Толстой. При использовании псевдонима автор не обязан указывать причины, побудившие его это сделать, а они могут быть различными: неблагозвучность подлинной фамилии автора, ее совпадение с фамилией другого автора, служебное положение автора и т.п. Закон не предусматривает и каких-либо условий или порядка приобретения права на псевдоним. Срок и объем использования псевдонима также оставляется на усмотрение автора. Псевдоним, как и подлинное имя автора, не может искажаться. Особым нарушением считается раскрытие псевдонима автора без его согласия. Однако, псевдоним может быть раскрыт из-за клеветнического или оскорбительного характера опубликованных в печати статьях, но только по требованию суда в связи с находящимся в его производстве делом. В остальных случаях редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, в том числе и путем раскрытия псевдонима (ст. 41 Закона РСФСР «О средствах массовой информации»). Однако не допустимо пользоваться псевдонимом, нарушающим нормы нравственности или носящим оскорбительный характер, а также явно вводящим публику в заблуждение при совпадении с именем другого автора. В таком случае автору может быть отказано в охране его прав со ссылкой на ст. 10 ГК РФ, запрещающую злоупотреблять гражданскими правами. Произведение автора может также публиковаться анонимно, т. е. без указания имени создателя. На это могут быть две причины: автор не хочет связывать созданное им произведение со своим именем или имя автора не указывается в связи со сложившимся порядком опубликования тех или иных произведений (передовых статей в газетах и журналах, статей в справочниках и словарях). Но автор, готовящий подобный материал, должен быть заранее предупрежден об этом. Он может не согласиться с таким положением и запретить использовать созданноеим произведение без указания его имени. Если же автор не возражает против опубликования своего произведения анонимно согласно сложившейся традиции, то это считается реализацией его права на авторское имя. Следует отметить: обнародование произведения без указания имени автора не означает, что его создатель отказывается от авторства. Главная проблема анонимного авторства заключается в его доказательстве. Обычно оно подтверждается организацией, использовавшей произведение. Как и в случае с псевдонимом, анонимное имя может быть раскрыто без согласия автора только по требованию суда. После смерти автора наследники или специально назначенное лицо приобретают право на охрану имени автора, и вопрос о раскрытии имени решается на их усмотрение, если не оставлены автором специальные указания. Рассматриваемая проблема авторского имени очень тесно связана с вопросом о возможности автора посвятить свое произведение каким-либо лицам или событиям. Иногда пользователи произведений возражают против вставки таких посвящений в произведение. Поэтому во избежании конфликтных ситуаций целесообразно заранее в авторском договоре особо обговорить данный вопрос. Помимо непосредственных создателей произведений право на обозначение своего имени имеют предприятия, учреждения и организации, по служебному заданию которых создано произведение (п. 3 ст. 14 Закона "Об авторском праве и смежных правах").

Автор, создавая произведение, несет всю ответственность за содержание и художественные достоинства достигнутого им творческого результата и заинтересован в обнародовании и использовании его в таком виде, в каком он его создал. В связи с этим с момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения (включая его название) от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (ст. 15 Закона "Об авторском праве и смежных правах").

Право на защиту репутации автора заключается в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями, сокращать объем произведения, изменять или заменять его отдельные главы, нарушать целостность произведения, изменять или исключать из произведения авторские посвящения, эпиграфы, аннотации и т. п., даже если бы, по мнению пользователя, это могло улучшить произведение. Запрет на внесение изменений относится ко всем без исключения элементам произведения, хотя в самом законе упоминается только его название. При подготовке произведения к обнародованию право на защиту произведения от искажения, возникающее с момента его создания и прекращающееся со смертью автора, приобретает особо важное значение. Автор, обычно, тесно работает с организацией, которая будет издавать, публично исполнять или каким-то другим образом использовать его произведение. Например, во время подготовки рукописи к изданию с согласия автора в нее вносится редакторская правка, урегулируются вопросы, связанные с размещением материала, снабжением рукописи иллюстрациями, справочным аппаратом, комментариями. Свое согласие автор выражает, подписывая авторский экземпляр и верстку. Изменения, вносимые в коллективное произведение, должны согласовываться с каждым из соавторов, если только соавторы не поручили вести дела одному из них. Если автор (кто-либо из соавторов) не дает согласия на внесение определенных изменений, то произведение не может быть использовано в измененном виде. Авторы, утвердившие измененное произведение, не вправе в будущем отозвать свое согласие и требовать восстановления произведения в первоначальном виде.

Однако право на защиту репутации автора не безгранично. Некоторые случаи нарушения целостности произведения не рассматриваются как покушение на его неприкосновенность. К примеру, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информационных целях из обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования, воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям. Если исполнитель или режиссер-постановщик творчески интерпретирует произведение, при этом не изменяя его формы и содержания, это не рассматривается как нарушение данного права. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами пародий и стилизаций или мешать работать критикам и комментаторам.

Одним из наиболее спорных вопросов считается проблема передачи данного права автора другим лицам. В статье 29 Закон "Об авторском праве и смежных правах" подчеркивается, что право на защиту репутации автора, как и право авторства, и право на имя, не переходят по наследству, но наследники имеют право осуществлять защиту указанных прав. Они обеспечивают охрану неприкосновенности произведения. Но на месте наследников по завещанию автора может оказаться другое лицо, на которое возложена охрана права на защиту репутации. В любом случае имеет место наследственное правопреемство. Эти лица также могут выдавать разрешение на внесение в произведение изменений и дополнений (снабжение его предисловиями, комментариями, внесение уточнений, связанных с развитием науки и техники). По закону указанные правомочия наследников каким-либо сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников неприкосновенность произведения обеспечивается специально уполномоченным органом Российской Федерации.

При реализации автором права на защиту репутации бывают случаи столкновения его права с правами лица, являющегося собственником того материального носителя, в котором воплощено произведение. Любые действия собственника, не обеспечивающие сохранность произведения (внесение изменений, переделка, разрушение), могут квалифицироваться как нарушения права автора на защиту репутации. Иногда о нарушении рассматриваемого права может свидетельствовать сам порядок использования произведения собственником. Например, в 1959 г. по заказу творческо-производственного объединения "Искусник" скульптор Д. создал для художественной выставки скульптурный портрет актрисы З. в роли Офелии. В дальнейшем эта скульптура была приобретена у объединения одним из совхозов и под названием "Скорбящая" установлена на могиле воинов, погибших в годы второй мировой войны. В 1986 г. наследница автора и актриса З. потребовали от совхоза перемещения скульптуры в иное, соответствующее назначению место. Первоначально указанное требование было отклонено с мотивировкой, что колхоз является собственником скульптуры и имеет право использовать данное произведение по своему усмотрению. Но судом такие действия совхоза были признаны нарушающими неприкосновенность произведения. Использование скульптуры в ансамбле памятника погибшим воинам было признано противоречащим творческому замыслу автора, содержанию и назначению произведения. Помимо этого, было установлено, что скульптура, выполненная из материала, предназначенного для закрытого помещения, разрушается от атмосферного воздействия. Плюс ко всему установление в качестве надгробия скульптурного изображения здравствующей актрисы в одной из ее ролей является нарушением этических норм. В итоге требования заявителей были удовлетворены.

По-другому решается вопрос об охране неприкосновенности тех произведений, которые предназначены в основном для утилитарного использования. Например, владельцы зданий и сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна вправе вносить в них изменения, соответствующие их разумным потребностям. Но если станет известным, что собственник совершает эти действия исключительно с целью нарушить авторское право, это может быть расценено как злоупотребление правом, и тогда автор приобретает право на защиту. При обнаружении нарушения права на защиту репутации автор (правопреемники автора) может требовать внесения в произведение соответствующих исправлений, публикации за счет нарушителя сведений о допущенном нарушении, запрещения обнародования произведения или прекращения его распространения.

Право автора на обнародование обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики, помимо этого указанное право непосредственно затрагивает его имущественные интересы. Его сущность заключается в юридически обеспеченной автору возможности публичной огласки созданного им произведения. С момента обнародования произведения начинают действовать установленные законом ограничения прав автора, связанные с возможностью свободного использования произведения (ст. 18-19 Закона "Об авторском праве и смежных правах"); срок охраны анонимных произведений исчисляется с даты их правомерного обнародования (ст. 27 указанного Закона). Если автор считает, что произведение еще не готово к обнародованию, он может хранить его в тайне от публики до момента, когда оно будет завершено. Конечно, по желанию автора может быть обнародовано и еще не законченное произведение. Вопрос о времени, месте и способе обнародования решается автором самостоятельно. Он может обнародовать произведение сам или разрешить это сделать другим лицам. Выбор способа обнародования зависит от вида созданного произведения, от усмотрения автора. Так, литературное произведение может быть обнародовано через опубликование, публичное исполнение, передачу в эфире и т. д. Право на обнародование, являясь самостоятельным правом создателя произведения всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. Действительно, обнародовать произведение нельзя, не реализовав какое-либо иное право автора, например, право на опубликование, право на публичный показ, право на публичное исполнение. Но каждое из них выражает самостоятельный интерес автора и каждое может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий. Никто не может заставить автора обнародовать произведение помимо его воли. Это касается и произведений, созданных им в связи с выполнением служебных обязанностей, хотя отказ от обнародования такого произведения в ряде случаев может рассматриваться как нарушение им обязанностей по трудовому контракту. Автор может быть привлечен к ответственности и в случае отказа обнародовать произведение, созданное им заказ. Однако принудить автора к обнародованию произведения невозможно. Если произведение создано творческим трудом двух и более лиц, согласие на обнародование должны дать все соавторы.

Право на отзыв произведения - нововведение Закона "Об авторском праве и смежных правах". В соответствие с п.2 ст.15 Закона автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения или, если произведение уже было обнародовано публично оповестить о его отзыве. Единственным условием реализации данного права является возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения подлежат изъятию из обращения также за счет автора. Причины данного решения автора могут быть разными, например, изменение творческих взглядов или мировоззрения автора, возникновение новых внешних обстоятельств, желание использовать иной способ обнародования произведения и др. Но в любом случае юридического значения такие причины не имеют. Рассматриваемое право может противоречить правам лиц, которые имеют право собственности на материальные носители произведений, подлежащих отзыву. Действующее законодательство не предоставляет автору права на изъятие таких материальных носителей, которые стали объектами права собственности других лиц, хотя бы при этом им и выплачивалась соответствующая компенсация. Статья 15 Закона "Об авторском праве и смежных правах" упоминает только возмещение убытков пользователям произведений, подразумевая под последними лиц, приобретающих права на основании авторских договоров. Последствием реализации права на отзыв является сохранение (для не обнародованного произведения) или восстановление (для обнародованного произведения) правового статуса необнародованного произведения. Оно может быть вновь доведено до широких масс только самим автором или с его согласия, на него не распространяются никакие изъятия из авторского права. Следует помнить, что авторы служебных произведений правом отзыва не пользуются.

В отличие от других личных неимущественных прав, право на обнародование может переходить к другим лицам. Так, оно переходит по наследству. Однако объем правомочий наследников определяется по-разному. Если автор дал специальный запрет на обнародование произведения, то, по мнению большинства ученых, осуществление наследниками данного права должно быть поставлено под контроль определенных государственных учреждений или авторско-правовых организаций. Но действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений прав наследников в отношении обнародования произведений умерших авторов. Этот вопрос решается по их усмотрению, даже если действия наследников противоречат воле умершего автора.

Право на опубликование особо в новом авторском Законе не упоминается, но оно продолжает оставаться в числе важнейших авторских правомочий. Оно представляет собой признаваемую за автором возможность выпуска в обращение экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Следует отметить, что хотя право на опубликование не названо в числе личных неимущественных и имущественных прав автора, Закон "Об авторском праве и смежных правах" прямо признает его за авторами отдельных видов произведений (см., например, п. 4-5 ст. 19 Закона). Основное содержание рассматриваемого права состоит в самостоятельном решении автором вопроса о выпуске в обращение материальных носителей произведения. Без согласия автора никто, даже работодатель, если речь идет о служебном произведении, не может совершить подобных действий. Право на опубликование в большинстве случаев реализуется одновременно с каким-то другим субъективным авторским правом. Если произведение публикуется впервые, это одновременно означает его обнародование. Однако опубликование реализуется как самостоятельный интерес автора, когда выпускаются в обращение экземпляры произведения, которое уже обнародовано через публичное исполнение, передачу в эфир или другим способом. Еще более тесно связано право на опубликование с правами на воспроизведение и на распространение. Чтобы опубликовать произведение, его нужно предварительно воспроизвести, т. е. облечь его в материальную форму. Следовательно, давая согласие на опубликование, автор одновременно соглашается и на воспроизведение. Также, давая согласие на выпуск экземпляров произведения в обращение, автор способствует распространению произведения. Однако каждое из этих правомочий может осуществляться независимо друг от друга. Произведение может быть воспроизведено без цели выпуска его экземпляров в обращение. Под воспроизведением понимается изготовление нескольких или даже одного экземпляра произведения. Даже если эти экземпляры будут распространены (проданы, сданы в прокат), это не будет считаться опубликованием, так как для последнего необходим выпуск в обращение количества экземпляров, которое удовлетворяет запросам публики. Поэтому вполне возможна ситуация, когда в отношении конкретного произведения автор реализовал правомочия по его воспроизведению и распространению, но само произведение является неопубликованным. Последствием реализации права на опубликование является изменение правового режима произведения. С момента выпуска в свет экземпляров произведения оно без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования репродуцируется в единичных экземплярах библиотеками, архивами, учебными заведениями (ст. 28 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), отдельные виды произведений печатаются в газетах, передаются в эфире (п. 3 ст. 19 того же Закона) и т.д.

Личные неимущественные права (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения) прекращаются со смертью автора, но охраняются бессрочно. Это означает, что наследники автора не могут дать разрешение, например, на замену имени автора, внесение изменений в произведение, т.к. эти права охраняются бессрочно.

Исключительные права автора на произведения относятся к категории имущественных прав, а потому могут передаваться по наследству. Переход исключительных прав на произведение по наследству закреплен в ст. 1283 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Какие права относятся к исключительным, можно узнать

Исключительные права могут наследоваться как гражданами, так и юридическими лицами (организациями). Очередность наследования по закону определяется ГК РФ.

Какие права могут передаваться по наследству?

Исключительные права наследуются не только за автором, но и за другим правообладателем, который на момент смерти обладал такими правами, например, на основании договора с автором. Поэтому наследуется именно тот объем исключительных прав, который принадлежал умершему лицу.
Если на момент смерти автора какие-то его исключительные права на произведение были переданы другому лицу (например, по договору), эти права не включаются в состав наследственной массы и не переходят по наследству. В течение 70 лет после смерти автора эти переданные права будут принадлежать их правообладателю, который в свою очередь сможет передавать их по наследству своим наследникам.
То есть если на момент смерти автора права на воспроизведение и перевод какого-то произведения принадлежало издательству, эти права не перейдут по наследству наследникам автора.

Каким образом передаются исключительные права по наследству?

Наследование исключительных прав, так же как и другие имущественные права, может осуществляться по завещанию или по закону. Автор в завещании может указать любой порядок наследования исключительных прав. Правда в этом случае все равно должны быть соблюдены требования ГК об обязательной доле в наследстве (обязательная доля выделяется нетрудоспособным иждивенцам наследодателя и составляет половину доли, которую бы они получили, если бы наследовали по закону).
В случае отсутствия завещания исключительные права наследуются по закону в порядке определенной ГК очередности. Наследниками первой очереди являются родители, супруги и дети.

Общий срок принятия наследства - 6 месяцев со дня открытия наследства.

Как распределяются исключительные права, если наследников несколько?

Исключительные авторские права переходят к наследникам как единое целое и не разделяются (если автор не указал в завещании иное). В случае, если наследников несколько, они наследуют эти права совместно и каждый наследник может использовать произведения (или другой результат интеллектуальной деятельности) по своему усмотрению.
Отношения между наследниками в такой ситуации определяются соглашением. При этом автор не имеет права завещать в отношении одного произведения, например, одному лицу только право на распространение, а второму - право на перевод и обработку. Исключительные права на произведение наследуются только в совокупности.

Кто наследует исключительные права, если наследников у автора нет?

Если наследников у автора нет, исключительные права на произведения не переходят государству, как это происходит с другим имуществом наследодателя. В этом случае исключительные права на произведение прекращаются, и произведение поступает в общественное достояние.

Что такое общественное достояние?

Произведения, перешедшие в общественное достояние (в случае отсутствия наследников или истечения срока действия исключительных прав), могут использоваться любыми лицами свободно. При этом не должны нарушаться личные неимущественные права, охраняемые бессрочно, т.е. не должно присваиваться авторство на произведение, искажаться имя автора, замысел произведения или нарушаться его (произведения) целостность.

Как подтверждаются права наследника?

Права наследника подтверждаются наличием у него свидетельства о праве на наследство, которое выдается по месту открытия наследства нотариусом по истечении 6 месяцев со дня открытия наследства. По желанию наследников можно выдать одно свидетельство о праве на наследство на всех или каждому отдельно.

Нотариус удостоверяет наследственные права только на основании документов, которые подтверждают наличие этих прав у наследодателя. В случае с авторскими правами нотариус может потребовать предоставить справку или иной документ, подтверждающий права наследодателя. Это может быть справка РАО или другой организации, занимающейся депонированием произведений (если данное произведение там было задепонировано), справка творческого союза и т.д. Но в то же время допускается в свидетельстве о праве на наследство просто указать принадлежность авторских прав автору в общей форме без указания конкретных произведений.

Как можно принять наследство?

Наследство можно принять путем подачи заявления о принятии наследства нотариусу в течение 6 месяцев со дня открытия наследства или путем фактического принятия наследства. Основанием для фактического принятия наследства применительно к авторским правам может служить, например: выпуск дисков с записями наследодателя (аудио-книг, песен и т.д.), создание сайта, посвященного творчеству автора, проведение концертов памяти автора и т.д. При этом необходимо помнить, что наследниками могут являться только те, кто определен законом в качестве наследников.

Можно ли отказаться от наследства?

Если наследство было принято по заявлению о принятии наследства, наследник может отказаться от наследства в течение 6 месяцев со дня открытия наследства. Если наследник принял наследство путем его фактического принятия, суд по заявлению этого наследника может признать его отказавшимся от наследства и после 6 месяцев со дня открытия наследства, если причины пропуска срока будут признаны уважительными.

По наследству могут переходить не только исключительные права, но и материальные вещи - объекты интеллектуальной собственности. Например, рукописи, диски, картины, скульптуры и т.д. Они включаются в состав наследственной массы как имущество, принадлежащее автору на праве собственности. Право собственности и исключительные права на произведение независимы друг от друга. Наследниками вещи и наследниками исключительных авторских прав могут быть разные лица.

Как охраняются личные неимущественные права автора после его смерти?

Право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Автор при жизни может назначить лицо, которое после его смерти будет осуществлять охрану его личных неимущественных прав, указав это в завещании. Такое лицо может осуществлять эти полномочия пожизненно. Если автором это лицо не было назначено или оно отказалось исполнять такие полномочия или умерло, охрану личных неимущественных прав могут осуществлять наследники автора, их правопреемники и другие заинтересованные лица.

Бесперстова Алла Анатольевна

Помощник юриста по наследственным делам: консультации, решение споров и вопросов, оформление наследства

Написано статей

Согласно ст. 1259 ГК РФ авторские права устанавливаются на научные изобретения, литературные произведения и предметы искусства, выраженные в различной форме, в том числе, электронной. Объектами авторского права могут быть также и компьютерные программы. В ФЗ РФ «Об авторском праве и смежных правах» указывается на то, что авторское право может быть передано по наследству в порядке, установленном ГК РФ. При этом наследование авторских прав осуществляется как в законном порядке, так и в процессе принятия завещания.

В процессе установления прав наследников на авторские произведения, изобретения, либо предметы искусства, нередко выясняется, что принадлежащие скончавшемуся автору права могут иметь имущественный и неимущественный характер. К имущественным правам автора относят:

  • возможность внесения исправлений и корректив в уже созданное произведение (может быть сделано наследниками, если подобные действий не запрещены в завещании);
  • возможность сократить произведение;
  • трансляцию произведения по телевидению, радио, в Интернете;
  • показ предметов искусства, печать книг, перевод и переработку их.

Имущественные права могут быть унаследованы в обычном порядке (ст. 1270 ГК РФ).

К неимущественным правам личного характера относят:

  • право автора на указание собственного имени на обложке книги, наименовании программы, музыки, песни, произведения искусства и науки;
  • возможность защитить свою репутацию.

Автор может самостоятельно выбирать способ и форму обнародования созданного им произведения, что также относится к принадлежащим ему неимущественным правам. Кроме того, все отзывы о произведении также закрепляются за именем автора. Неимущественные права не наследуются и не отчуждаются (ст. 1112 ГК РФ), они защищены от любых посягательств. При этом потенциальные наследники имущественных прав могут выступить в защиту также и неимущественных прав автора (подать в суд на лиц, порочащих репутацию автора, либо использующих его имя в собственных интересах).

Пример: Гражданин Епифанов Д. А. разработал новую программу по считыванию информации с переносного носителя. Его работами заинтересовалась крупная фирма, выкупившая данную программу. После получения автором программы соответствующего вознаграждения, имущественные права на нее он утратил, но право называть себя разработчиком указанного продукта за ним сохранилось. Передать их своим наследникам он не может, но последние вправе выразить свои возражения против указания в наименовании программы других лиц, не принимавших участие в ее разработке.

Ограничение прав пользования

Если завещания не составлено, правопреемниками становятся наследники по закону. В отсутствии таковых, правопреемником становится государство. Переход прав на произведение к государству также осуществляется в случае:

Вне зависимости от того, когда и кем было принято право на авторское произведение, действует оно не более 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти наследодателя.

Если произведение было создано коллективным трудом, то наследственное право на него определяется степенью участия в нем самого автора. Наследование же начинает исчисляться со дня смерти последнего соавтора.

Введение подобного ограничения является насущной необходимостью. Оно одновременно позволяет наследникам получить значительную выручку от использования произведения, но не дает пользоваться полученным правом в отрицательном ключе.

Пример: К гражданке Фоминой Ю.Л. перешли по наследству авторские права на картины, созданные ее отцом. Вследствие недоброжелательных отношений между отцом и дочерью, наследница сочла необходимым отказаться от презентации полученной коллекции. На протяжении многих лет картины пылились на складе, впервые будучи представлены публике внучкой указанной гражданки по просьбе государственных органов, занимающихся вопросами сохранности произведений искусства и культуры. Поскольку со времени смерти автора прошло более 70 лет, то потенциальная наследница не могла отказать полученной просьбе и картины были выставлен на всеобщее обозрение.

Озвученные 70 лет являются временем, достаточным для получения максимально большого дохода. Наследование авторских прав возможно целиком, либо отдельными частями, при условии, что целостность произведений, на которые оно распространяется, нарушена не будет. Так, если у автора имеется несколько созданных им книг или картин, то каждая из них может быть завещана отдельному наследнику (необходимо упоминание об этом в завещании, наследники по закону получают все наследство целиком).

Необходимые документы

Авторское право наследников не может быть поделено в рамках совместно нажитой собственности, но может быть унаследовано одним из супругов после смерти другого. Для получения наследства потребуется обратиться к нотариусу и собрать следующие необходимые документы:

  • свидетельство о регистрации программы;
  • патент, выданный федеральными органами исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент);
  • справка из союза писателей, художников;
  • иные бумаги, могущие подтвердить принадлежность произведения наследодателю.

При передаче прав нескольким наследникам, наследодатель обязан указать долю каждого из них в завещании. Если отметка о долевом делении отсутствует, то в соответствии со ст.1122 ГК РФ, авторские права делятся поровну между всеми наследниками (исключением являются случаи наследования по представлению). Проверка представленных документов осуществляется в установленные законом сроки. Время на принятие наследства – не более 6 месяцев. По окончании процедуры наследник получает .

Переход прав авторства на произведение по наследству связан с возникновением множества спорных ситуаций, избежать их можно исключительно при наличии четких указаний со стороны самого скончавшегося гражданина. В противном случае судебного разбирательства, связанного с определением доли и количества наследников, едва ли удастся избежать.



Просмотров