Субъекты права объект правового регулирования. Предмет законодательного регулирования

Критериями деления права на отрасли служат предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - основополагающий критерий подразделения норм права на отрасли. Под ним понимается сфера, на которую распространяется право - совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия и подвергающихся ему. Предмет правового регулирования - это качественно однородный вид общественных отношений, на которые воздействуют нормы определенной отрасли права.

Структура предмета правового регулирования:

  • 1. Субъекты - индивидуальные и коллективные.
  • 2. Поведение субъектов, их поступки и действия.
  • 3. Объекты (предметы, явления), по поводу которых люди вступают во взаимодействие между собой и к которым проявляют интерес.
  • 4. Социальные факторы (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Метод правового регулирования - обусловленная предметом регулирования совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных юридических средств: приемов, способов юридического воздействия права на специальную область общественных отношений. Выступает одним из критериев деления норм права на отрасли. Поскольку право - правила поведения людей, оно действует на человеческие поступки, а уже через них - на общественные отношения. Вследствие этого метод правового регулирования можно определить и как способ воздействия права на поведение субъектов общественных отношений.

Основные элементы метода:

  • характер правового статуса субъекта;
  • характер оснований возникновения правоотношений;
  • содержание прав и обязанностей;
  • характер юридических санкций (мер воздействия).

Теорией права выделяются такие методы правового регулирования, как императивный, диспозитивный, поощрительный, рекомендательный и др.

Императивный метод - властный метод правового регулирования, при котором субъекты вступают в правоотношения не по своей инициативе, а по воле государства, его органов и должностных лиц. Этот метод основывается на субординации, запретах, обязанностях и наказании, преобладает в административном и уголовном праве.

Диспозитивный метод - метод правового регулирования, при котором равным субъектам предоставляется определенный выбор вариантов поведения. Этот метод основан на координации и дозволениях, типичен для гражданского права.

Данные методы могут быть выделены как основные, но на них классификация методов правового регулирования не заканчивается, учеными в качестве самостоятельных методов также выделяются следующие.

Поощрительный метод - метод правового регулирования, при котором правомерное поведение стимулируется различными мерами поощрения, вознаграждения за определенное поведение. Этот метод активно используется в трудовом, финансовом, гражданском праве.

Рекомендательный метод - метод правового регулирования, при котором к субъекту права обращаются с пожеланием, советом, предложением поступать так, как это полезно для общества. Этот метод широко использовался в колхозном праве, в настоящее время применяется в правовом регулировании деятельности общественных объединений.

Недопустимо противопоставление предмета правового регулирования его методу и наоборот - метода правового регулирования его предмету. Метод определяется предметом и представляет юридическое выражение особенностей предмета. Предмет правового регулирования в процессе формирования юридических норм отражается в них своими свойствами и особенностями, которые способны воспринять правовое воздействие и отреагировать на него.

Система российского права состоит из следующих отраслей:

Выделяются отрасли процессуального права и отрасли материального права.

Отрасли материального права - это отрасли, прямо регулирующие общественные отношения: конституционный строй, формы собственности, структуру государственных органов, устанавливают различные права и обязанности физических и юридических лиц.

Отрасли процессуального права - это отрасли, имеющие организационно-процедурный характер, устанавливающие порядок разрешения юридического дела. Они определяют процедуру реализации материального права и производны от него.

Краткая характеристика отдельных отраслей права. Конституционное право - ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, организация государственной власти. Доминирующий метод - императивный. Нормы конституционного права служат основой для дальнейшей регламентации общественных отношений другими отраслями права.

Гражданское право - отрасль права, которая регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Основной метод - диспозитивный.

Административное право - отрасль права, регулирующая управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Преобладающий метод - императивный.

Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, собственность и т. д. Метод правового регулирования - преимущественно императивный.

Уголовно-исполнительное право - система норм права, регулирующих отношения, возникающие в связи с исполнением уголовных наказаний.

Гражданско-процессуальное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с рассмотрением и разрешением гражданских, семейных и трудовых споров.

Уголовно-процессуальное право - система норм, имеющих своей задачей реализацию уголовно-правовых норм. Это право регламентирует деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда по расследованию и разрешению уголовных дел, а также правовое положение всех участвующих в уголовном разбирательстве лиц.

Проблема расположения правовых норм по институтам и отраслям права имеет важное теоретическое и практическое значение. С ее решением создаются предпосылки для создания стройной, логически непротиворечивой системы нормативно-правовых регуляторов в обществе, а также для систематизации законов и иных нормативно-правовых актов, приведения их в состояние, позволяющее оперативно находить необходимые нормативные установления.
Имеются два критерия выделения отраслей права: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования, понимаемый как совокупность регулируемых правом общественных отношений, является объективным, лежащим вне права критерием. Правовые нормы группируются по отраслям права в силу объективных (не зависящих от усмотрения правотворческих органов) причин, сообразно специфике и существующим связям между общественными отношениями. Ибо главным основанием, по которому одна отрасль права отличается от другой, служит предметное своеобразие регулируемых этими отраслями общественных отношений.
Такие отношения весьма своеобразны и отличаются друг от друга прежде всего своей целенаправленностью, содержанием и формой. Так, в процессе государственного управления складываются отношения власти и подчинения: граждане, должностные лица и органы обязаны выполнять законные распоряжения и указания вышестоящих должностных лиц и органов. Своеобразие этих отношений заключается в том, что они имеют "вертикальную" форму: управляющее должностное лицо (или орган) располагается как бы сверху, а исполнители его воли – как бы внизу. Качественная обособленность таких отношений определяет и своеобразие регулирующих их правовых норм: по своему содержанию эти нормы предназначены для регулирования управленческой деятельности, а их юридической форме свойствен обязывающий, императивный характер. В силу этого нормы, регулирующие отношения, которые возникают в процессе государственного управления, образуют самостоятельную отрасль права, отличающуюся от других отраслей.
Таким образом, выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового регулирования.
Вторым, вспомогательным основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способы воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.
Метод правового регулирования состоит из следующих элементов:
специфического способа взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений. Так, главной чертой административно-правового метода является "вертикальный" характер взаимного расположения субъектов отношений, которые находятся в состоянии власти и подчинения. В гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные, однопорядковые позиции;
той или иной совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В административном, финансовом праве правоотношения возникают на основе актов применения норм права, принимаемых компетентными органами государства, в гражданском праве – из договора, в гражданско-процессуальном праве – по заявлению (иску) лица, которому причинен моральный или материальный ущерб неправомерными действиями других физических или юридических лиц либо государственных органов;
особых способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частности, из норм права, либо из соглашений сторон, либо из административно-правовых актов и иными способами;
санкций, способов и процедур их применения. Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых могут применяться только в пределах названных отраслей права. Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций.
Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права. При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.
В то же время было бы неверным полагать, что метод формируется законодателем произвольно, по его усмотрению. В конечном итоге своеобразие метода определяется предметом правового регулирования. Так, в приводившихся выше примерах метод закрепления "вертикального" взаиморасположения участников отношений, урегулированных административным правом, явно произведен от характера существующих отношений в сфере государственного управления, то есть от предмета административного права. Зависимость метода от предмета регулирования можно продемонстрировать и на примере уголовного права: крайняя опасность преступного поведения, необходимость охраны правопорядка диктуют такие своеобразные черты метода уголовного права, как его строго обязывающий (императивный) характер, ответственность преступника перед государством.
Предмет и метод правового регулирования позволяют дифференцировать большинство правовых норм по отраслям и институтам права. Однако этот процесс достаточно сложен и требует специальных научных исследований. Отдельные отрасли права не всегда можно разграничить как из-за трудностей в классификации смежных институтов, так и из-за отсутствия четких критериев обособления отдельных подотраслей права в самостоятельную отрасль. И по настоящее время в юридической литературе ведутся дискуссии о том, можно ли считать авторское, лесное, жилищное, исправительное право самостоятельными отраслями.
Процесс изменения, совершенствования системы права происходит не только за счет уточнения и конкретизации имеющихся о ней научных выводов и представлений, но и по объективным причинам, вследствие изменений, которые претерпевают сами общественные отношения. Одни отрасли и институты утрачивают значение, поскольку устаревают регулируемые ими отношения. И наоборот, появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права. Так, в современных условиях колхозное право утратило статус отрасли в связи с утратой колхозами доминирующего положения в сельскохозяйственном производстве и возникновением новых форм ведения сельского хозяйства. Природоохранительное право, наоборот, из подотрасли земельного права превратилось в основной компонент системы права Российской Федерации, поскольку общественные отношения, связанные с сохранностью окружающей природной среды, выделились в самостоятельную сферу производственных и социальных отношений и потребовали специфического метода правового регулирования.

Деление права на отрасли определяют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые правом. Каждая отрасль права объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особенный качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин и не зависит от усмотрения правотворческих органов.

Главным фактором, обуславливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями. Так, предметом регулирования трудовых отношений является трудовое право .

Однако предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как:

1. Общественные отношения, составляющие предмет регулирования, достаточно разнообразны, и взяв за основу деления лишь предмет правового регулирования, пришлось бы признать большее число отраслей.

2. Нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными способами, поэтому вторым критерием при распределении норм права по отраслям выступает метод правового регулирования . Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод показывает, каким образом регулируются данные отношения.

Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.

Метод правового регулирования характеризуется рядом признаков:

1. Юридические факты, которые необходимы для возникновения правовых отношений.

2. Юридическое положение участников правоотношений.

3. Характер прав и обязанностей участников правоотношений и как они распределены между ними.

4. Пути и средства обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей.

В теоретическом плане выделяют две разновидности метода правового регулирования:

I. Метод автономии , который применяется главным образом в сфере частного права.

Метод автономии предоставляет самим участникам регулируемого правом общественного отношения возможность самостоятельно определять свом отношения друг с другом в рамках закона и при этом стороны выступают как равные субъекты, которые добровольно и по взаимному соглашению принимают на себя обязательства по отношению друг к другу.


Автономный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

1. Дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер (например, ст.75 Семейного кодекса РФ: родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены, если это не оказывает на них вредного влияния).

2. Предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав . Примером этого способа является право расторжения трудового договора-контракта по инициативе работника.

3. Предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора вариантов своего поведения . Примером этого способа регулирования может служить положение гражданского права, согласно которому плата за пользование помещением устанавливается соглашением сторон.

Авторитарный метод основывается на использовании властных правовых предписаний, которые устанавливают основания порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Например, право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, ответственность за административные проступки, уголовная ответственность за совершение преступлений и т.д.

Однако следует отметить, что одно и тоже общественное отношение имеет множество аспектов: с одной стороны оно подпадает под правовое регулирование автономным методом, а с другой - авторитарным. Например, право владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью подпадает под метод автономии, когда речь идет о нормах гражданского права, но право собственности подпадает и под авторитарный метод регулирования.

Так, например, нормами уголовного права предусматривается уголовная ответственность за посягательство на собственность: нормы о краже, грабеже, разбое, вымогательстве, мошенничестве и т.д. В первом случае собственность, имущественные отношения подпадают под действие норм гражданского права, а во втором - под действие норм уголовного права. Здесь очевидно, что одного предмета регулирования для различения отраслевой принадлежности к той или иной юридической норме недостаточно, и, очевидно, явно недостаточно метода правового регулирования.

Но единство предмета и метода характеризуют не все отрасли права. Возникают в настоящее время новые отрасли права, такие как космическое, экологическое, информационное (компьютерное) право, которые пока что объединяются по предмету правового регулирования, а метод правового регулирования этих отношений еще вырабатывается. Кроме того, возникают так называемые комплексные отрасли, которые охватывают несколько отраслей жизнедеятельности общества, то есть имеют несколько взаимосвязанных между собой предметов регулирования: например, аграрное право.

Заслуживает внимание и еще одна точка зрения: с целью уточнения критериев выделения в структуре самостоятельных отраслей отдельные авторы на ряду с предметом и методом правового регулирования предложили такую категорию, как юридический режим регулирования. Они утверждают, что для каждой отрасли права характерен ряд специфических только ей присущих юридических особенностей. В совокупности они образуют особый отраслевой юридический режим регулирования, который формируется, прежде всего, с учетом предмета и метода правового регулирования.

Отраслевой режим правового регулирования характеризуется следующими основными признаками:

1. Юридический режим отрасли материально обусловлен предметом регулирования, то есть особенностями управленческих, имущественных трудовых, семейных и других отношений.

2. На основе одного из базовых методов формируется отраслевой метод правового регулирования, то есть характерный для данной отрасли права единый специфический способ юридического воздействия, который определяется прежде всего особыми юридическими средствами регулирования. Это, например, установленные формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав и т.д. У каждой отрасли права есть специфический набор таких средств.

3. Принципы, общие положения, специфические для данной отрасли права, имеют и свое конкретное содержание и эти принципы, общие положения, придают конкретной отрасли права специфическое содержание.

4. Это особая отрасль законодательства, возглавляемая кодифицированным актом - кодексом. Если есть такой кодифицированный нормативно-правовой акт, то существуют основания для выделения отрасли права, поэтому в формировании юридической специфики режима большую роль играет законодатель.

По своим свойствам и регулятивным качествам, заложенной в нем социальной энергии право приобретает значение наиболее действенного регулятора, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества.

Регулирующее воздействие права на общественное отношение заключается в том, что оно в своих нормах как бы моделирует поведение субъектов этих отношений. Правом охватываются наиболее важные, с точки зрения государства, общественные отношения и берутся им под свой контроль, развиваются в заданном направлении для обеспечения всеобщих интересов.

Правовое регулирование определяется различными факторами:

а) уровнем экономического развития общества;

б) его социальной структурой;

в) степенью стабильности и развитости общественных отноше­ний;

г) уровнем правосознания и правовой культуры населения и должностных лиц;

д) степенью определенности предмета и метода правового регулирования.

Правовое регулирование осуществляется с помощью определенных юридических способов и средств, в частности, юридических норм, правосознания, правоотношений, индивидуальных пред­­­­писаний (поднормативное регулирование) и др.

Сферы и пределы правового регулирования указывают на ту область социального простора, на которую распространяется нор­мативно-организующее действие права.

Правильное определение сферы и пределов правового регулирования способствует эффективному использованию юридического инструментария вне сфер, где действуют иные социальные регуляторы.

Сфера правового регулирования есть область потенциальных правовых отношений, которые в принципе могут быть урегулированы правом. Сферой правового регулирования охватывается также та часть социального простора, где необходимо влияние права как обратная реакция на общесоциальные потребности в соответствии с объективными закономерностями развития общества. Пределами правового регулирования в заданном случае будут общесоциальные потребности и интересы.

Таким образом, правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых способов и средств воздействие на общественные отношения с целью их закрепления, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями.

Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, отвечающие определенным требованиям :

1) по характеру они должны быть волевыми, то есть независимо от своего места в структуре социальных связей выражаются в волевом поведении людей и их объединений;

2) участниками отношений, регулируемых правом, не могут быть лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными;

3) право регулирует только те отношения, которые по своей природе объективно требуют урегулированности и могут поддаваться нормативно-организационному воздействию (отношения дружбы и любви, как известно, регулируются иными социальными регуляторами);

4) правовым регулированием охватывается лишь сфера наиболее важных принципиальных, с точки зрения общества и государства, общественных отношений.

По мере развития общества одни общественные отношения прекращают свое существование, другие – претерпевают существенные изменения (отношения по использованию ядерной энергии и др.), появляются качественно новые отношения (связанные с правом частной собственности в посттоталитарном обществе и др.). Соответственно возникает необходимость в их правовом регулировании.

В отличии от предмета правового регулирования, отвечающего на вопрос о том, что регулируется правом, метод правового регулирования указывает на то, как регулируются эти отношения.

Метод правового регулирования –это совокупность юридических способов и приемов, которые используются в данной сфере общественных отношений.

Наряду с предметом метод правового регулирования активно влияет на формирование системы права. Более того, в качестве реальных юридических явлений он обретает жизнь в рамках отраслей права.

В зависимости от круга субъектов, вступающих в правовые отношения, объема содержания их юридических прав, обязанностей и полномочий, соотношения основных способов воздействия на поведение людей (велений, позволений и запретов) в науке права выделяют:

императивный метод, при котором регулирование правовых отношений осуществляется по принципу власти и подчинения, где одна из сторон является обладателем государственно-властных полномочий. Этот метод чаще всего присущ публичному праву, административному и уголовному, хотя используется конституционным правом, а также встречается и в других отраслях права;

автономный или диспозитивный метод основывается на юридическом равенстве сторон данных регулируемых отношений. Стороны имеют право урегулировать свои действия по собственному усмотрению, самостоятельно избрать вариант поведения в пределах, установленных правовой нормой. Автономный метод характерен для частного права (гражданского, семейного и др.).

Основными способами правового регулирования являются:

1) дозволения – предоставление лицам права на свои собственные активные действия;

2) веления – возложение на субъектов правоотношений обязанностей к активному поведению (выполнить определенную работу, уплатить и т.п.);

3) запреты возложение на лиц обязанностей воздержаться от совершения действий, запрещенных юридической нормой.

Указанные выше способы тесно связаны с субъективным правом, точнее, с правомочиями, составляющими его структуру (право на положительные действия, право требования и право притязания). Причем если при дозволении субъективное право образует само содержание данного способа правового регулирования, то при велении и запрещении право требования принадлежит другим лицам и состоит в том, чтобы обеспечить исполнение активной (обязывание) или пассивной (запрещение) юридической обязанности.

В качестве дополнительных способов как своеобразных стимулов к правомерному поведению называют поощрение и рекомендации.

В зависимости от сочетания способов правового регулирования выделяют два основных режима правового регулирования:

общедозволительный , который строится по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом»;

специальноразрешительный , в основе которого лежит принцип «дозволено лишь то, что прямо предусмотрено законом».

Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой специфический механизм правового действования.

Государство при помощи юридических норм регулирует общественные отношения, воздействуя на поведение людей тремя способами: дозволениями, велениями и запретами.

Между этими способами обязательно наличие факторов, обеспечивающих перевод нормативности права в упорядоченность общественных отношений, – правосубъективности, юридических факто­в (актов применения права как разновидности юридических фактов), правосознания и правоотношения. Наличие нормативной основы в виде юридических норм уже предполагается, так как в противном случае анализ механизма правового регулирования будет беспредметен.

Стадии механизма правового регулирования.

1. Решение о включении той или иной сферы общественных отношений в сферу правового регулирования.

2. Возникновение на основе юридических фактов конкретных правоотношений, участники которых выступают носителями субъек­тивных прав, юридических обязанностей, полномочий и юридической ответственности. Например, в случае спора о праве или правонарушении правоотношения не возникнут без особой деятельности лиц, обладающих властными полномочиями по применению права (судьи, следователя и др.).

3. Реальная упорядоченность общественных отношений, то есть реализация субъективных прав, юридических обязанностей, полномочий и ответственности конкретных участников правоотношений.

Соответственно названным стадиям можно выделить и основные элементы механизма правового регулирования.

1. Юридические нормы, составляющие нормативную основу механизма правового регулирования. От уровня правотворчества, степени ясности и четкости нормативных предписаний зависит весь последующий процесс регулирования общественных отношений. В необходимых случаях с помощью конкретных правовых предписаний – актов применения права осуществляется индивидуальное поднормативное регулирование.

2. Правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (в том числе и на основе актов применения права).

3. Реализация права в форме использования участниками правоотношений своих прав, исполнения обязанностей, соблюдения запретов и применения права.

Нормальный и эффективный, механизм правового регулирования возможен только тогда, когда соблюдаются все запреты, исполняются обязанности и используются права в пределах допустимого, а юридические нормы применяются строго в соответствии с принципами и требованиями законности.

Таким образом, механизм правового регулирования –это система взаимодействующих юридических средств, способов и форм перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений.

Итак, под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, регулируемых конкретной правовой отраслью. Иными словами, предмет правового регулирования -- это то, что регулирует право, т. е. конкретные интересы конкретной группы лиц в конкретных жизненных условиях.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

  • а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и коллективными;
  • б) поведение указанных субъектов, их поступки, действия;
  • в) объекты (предметы, явления) окружающего мира;
  • г) социальные факты (события, обстоятельства).

Иными словами, предмет правового регулирования -- это та сфера общественной жизни, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки называют правовым (юридическим) полем. Под предметом понимается то, на что направлено какое-либо действие. Соответственно, предмет правового регулирования составляют социальные явления, на которые воздействует право и определенным образом меняет их.

На первый взгляд, предметом правового регулирования является поведение, деятельность человека. Правовые нормы проходят через сознание человека, выражаются в его воле, решении действовать определенным образом. Если лицо избирает правомерный вариант поведения, то такое поведение согласуется с действующим правом и обеспечивает его реализацию в конкретных отношениях. Если же субъект действует противоправно, совершает правонарушение, то к нему применяются меры государственного принуждения, побуждающие его действовать правомерно.

Тем не менее, поведение человека не является предметом правового регулирования, поскольку значительная часть действий человека остается за пределами права, не регулируется им. В частности, правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь, непосредственно трудовая деятельность по созданию материальных или духовных благ. Ибо во всех этих случаях человек реализует собственные интересы, знания, умения, способности, не вторгаясь в сферу интересов других лиц, государства и общества в целом. Он действует как бы в одиночестве, дистанцируясь от общества и его членов.

Основным средством согласования противоречивых интересов граждан, иных лиц, обеспечения их взаимоотношений на началах равенства, справедливости и является право. Соответственно и предметом правового регулирования выступает не любое поведение человека, а только такое поведение, которое затрагивает интересы других лиц, порождает между ними определенную социальную связь, понимаемую как общественное отношение. И правом регулируется не столько деятельность, сколько социальная связь между лицами, порожденная этой деятельностью. Ибо общественное отношение понимается как социальная связь между лицами, возникающая в ходе их производственной, политической и иной социально значимой предметной деятельности.

Система общественных отношений, регулируемых правом, в настоящее время весьма сложна и многообразна. Её можно подразделить на три большие сферы: экономическую, политическую и социальную.

Экономические отношения характеризуют общественные связи, в которые вступают граждане, государственные органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. В основе этих отношений лежит право собственности государства, граждан и их объединений на заводы и фабрики, станки, оборудование, иные орудия и средства производства и произведенные материальные блага. Отношения распределения и обмена охватывают сложную и многообразную совокупность отношений, в которые вступают граждане, государственные органы и государство в целом, организации и иные лица в процессе удовлетворения своих потребностей в предметах и услугах. В процессе потребления удовлетворяются потребности граждан и иных лиц в пище, одежде, отдыхе, услугах, образовании, а так же осуществляется обеспечение необходимыми материальными ресурсами государственного аппарата, армии, пенсионеров и иных лиц, не способных к производительному труду.

Политические отношения охватывают всю сложную и многообразную систему отношений, в которую вступают граждане, государство, его органы в процессе управления делами общества и государства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов отношений:

  • 1. Отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставленных им полномочий;
  • 2. Отношения государства и его органов на международной арене;
  • 3. Отношения, в которые вступает государство и его органы с гражданами и иными лицами в процессе реализации их политических прав и свобод;
  • 4. Отношения между государством и его органами с общественными объединениями и политическими партиям;
  • 5. Отношения между классами, иными слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность влиять на процесс подготовки и принятия законов и иных общеобязательных решений.

Сферу социально-культурных отношений составляют все те отношения, которые регулируются правом, но не входят в систему политических и экономических отношений. Это, в частности, общественные связи, существующие между гражданами и общеобразовательными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения гражданами общего и профессионального образования, медицинской помощи, занятия спортом и т.д. В совокупность этих отношений входят и личные неимущественные отношения между гражданами, вытекающие из авторского и изобретательского права, защиты чести и достоинства граждан, а так же личные неимущественные отношения между супругами, их детьми и другими родственниками.

Предмет правового регулирования носит объективный характер и, в конечном итоге, определяется общественными закономерностями, уровнем экономического и культурного развития общества. Однако каждое государство, его органы в поисках оптимального варианта правового регулирования общественных отношений могут допускать известные колебания в определении совокупности отношений, урегулированных правом. С отменой устаревших актов часть общественных отношений может выпадать из сферы правового регулирования, утрачивать правовой характер и переходить в сферу социального регулирования с помощью норм морали, обычаев и традиций. Может наблюдаться и прямо противоположная ситуация, когда государство, его органы принимают новые нормативно-правовые акты, которыми регулируют общественные отношения ранее не входившие в предмет правового регулирования.



Просмотров