Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации. правовая система российской федерации

Одним из фундаментальных понятий в праве принято считать «источник права». Понятие существует уже сотни лет и на протяжении нескольких веков его применяют правоведы всего мира.

Источники права

Право, как явление, берет начало в жизни индивида и общества в целом, и мы можем сказать, что его источником являются общественные отношения и жизненная реальность.

Но когда мы говорим о праве, как о юридической реальности, то тогда оно должно иметь конкретную форму выражения. А формой выражения права в данном случае служит источник, с помощью которого и можно получить знание о содержании права.

Источником права называют официально закрепленные формы выражения содержания права. Существует множество разных форм закрепления права.

Чаще всего упоминают основные источники права, к которым принято относить правовой обычай, нормативно-правовой акт, судебный прецедент. Также к основным источникам права принято относить и естественное право.

Правовой обычай

Правовой обычай считается первой формой выражения содержания права. Некоторые нормы обычного права используются до сих пор. Правовым обычаем принято считать правило поведения, вошедшее в привычку у народа и которому государственные органы придали общеобязательное значение.

Но не каждый обычай становится нормой права. В данном случае, правовой обычай носит принудительный характер.

Судебный прецедент

Такой источник права, как судебный прецедент, представляет собой судебное решение по юридическому делу, которое в конечном итоге становится образцом при рассмотрении других аналогичных дел.

По-другому судебный прецедент называют судебным правом или правом судей. Алгоритм возникновения такого источника права довольно прост и справедлив.

Случается, что при рассмотрении определенного дела невозможно найти соответствующую норму, и тогда судья самостоятельно принимает решение. А если такое решение оказывается убедительным, то впоследствии его начинают использовать как отдельный источник права.

Нормативно-правовой акт

Абсолютно все нормативно-правовые акты санкционируются исключительно государственными органами, поэтому полное название этого источника права звучит, как нормативно-правовой акт государственных органов.

Нормативно-правовым актом принято называть официальный документ, выраженный в письменной форме и созданный государственными органами. Подобный документ должен содержать в себе нормы права.

Естественное право

Как источник права, естественное право представляет собой прирожденные, естественные права человека, признанные государством и закрепленные в конституции и других правовых документах.

Еще во времена Римской империи естественное право стало одним из основных источников права. В дальнейшем естественное право оказало значительное влияние на развитие права разных стран.

Конституция в иерархии нормативных актов

В иерархии всех нормативных актов Конституция РФ занимает наиболее высокое положение по этой причине, что она имеет высшую юридическую силу. Такая сила есть у Конституции, так как она принята путем всенародного голосования. Это произошло при помощи референдума 12 декабря 1993 года.

Ни один нормативно-правовой акт не может противоречить тем нормам, которые указаны в Конституции. Если такой акт противоречит главному закону страны, то он подлежит отмене и не будет иметь юридической силы.

Ведущее место в системе законодательства государства занимает конституция (от лат. constitutio - установление, учреждение, устройство). Конституция - это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и политическим, и идеологическим по своему характеру документом. По этой причине ее содержание закрепляет соотношение социально‑классовых сил в обществе, сложившееся к моменту принятия и введения в действие конституции.

В отличие от остальных законов конституция:

а) является актом основополагающего характера (конституция закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти, т. е. фактически «учреждает» государство);

б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства (остальные законы, основываясь на принципах конституции, развивают ее нормы);

в) обладает высшей юридической силой (всœе текущее законодательство должно по крайней мере не противоречить конституционным положениям, а сами законы и другие юридические акты принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается конституцией);

г) отличается стабильностью, ибо закрепляет самые основы государственного строя;

д) характеризуется особым (затрудненным в сравнении с остальными законами) порядком принятия и изменения.

Первая писаная конституция была принята в США в 1787 ᴦ. (кстати, она с небольшими изменениями действует до сих пор). История знает различные способы принятия конституций: конституционным собранием, или конвентом (США), учредительным собранием (Италия), референдумом (Россия, Франция), высшим законодательным органом (СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в 1906 ᴦ., Япония в 1889 ᴦ.). Последний способ, называемый октроированием, характерен для абсолютных монархий. В Англии существует неписаная конституция, состоящая факти‑нескольких тысяч некодифицированных

Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным Законом государства, была принята всœенародным голосованием 12 декабря 1993 ᴦ. Текст Конституции состоит из преамбулы, где излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и усло‑ния ее принятия, двух разделов, девяти глав и 137 статей. Первая глава закрепляет основы конституционного строя, вторая глава - права и свободы человека и гражданина, третья глава - федеративное устройство государства, четвертая глава - правовой статус Президента͵ пятая глава - правовой статус и компетенцию палат Федерального Собрания, шестая глава - порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия Правительства, седьмая глава - принципы осуществления правосудия, место и роль судов в системе органов государственной власти, восьмая глава - основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвящена порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, определяющие порядок вступления Конституции в силу.

Поправки к главам 3-8 Конституции принимаются Федеральным Собранием. Для их одобрения крайне важно не менее 2 /з от общего числа голосов депутатов Государственной Думы и не менее 3 /4 голосов членов Совета Федерации. Президент обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать эти изменения, однако в законную силу они вступают лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее 2 /з субъектов РФ.

Разработан особый порядок изменения положений статьи 65 Конституции, которая определяет состав Российской Федерации: поправки в нее вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта или об изменении конституционно‑правового статуса субъекта Федерации.

В системе российского законодательства особое место занимают федеральные конституционные законы, которые принимаются в особом порядке и только вопросам, предусмотренным Конституцией. Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в какой‑либо определœенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс представляет собой не просто механическое объединœение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно‑правовых актов. Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определœенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В первой излагаются основополагающие для данной отрасли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия, перечисляются их признаки, во второй со‑держатся непосредственно действующие правовые нормы.

Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации. Правовая система республик, входящих в состав РФ, возглавляется конституциями, в остальных же субъектах Федерации актом основополагающего значения являются уставы. В соответствии с ними в рамках собственной компетенции субъекты Федерации могут издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству (только в том случае, когда тот или иной вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта).

§ 13. Конституция в иерархии нормативных актов

Что такое конституция? Среди правовых актов выделяется один, имеющий чрезвычайное значение в правовой системе страны, – конституция. В переводе с латинского слово «конституция» означает установление, устройство.

Конституция – это основной закон государства; она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает избирательную систему, фиксирует права и обязанности граждан и др.

Конституция является главным юридическим документом государства. Она – основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все иные законы должны приниматься в соответствии с её положениями. Например, если конституция закрепляет республиканскую форму власти, то вряд ли будет правильно, если в какой-то части государства примут положение о наследственном монархическом правлении. Бывают конституции, положения которых имеют прямое действие. Такова Конституция Российской Федерации. В случае нарушения какой-либо её статьи можно обращаться прямо в суд.

Конституции делятся на писаные и неписаные. В большинстве стран, в числе которых и Россия, конституции писаные. Они представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства и т. д. Вместе с тем есть страны, в которых нет конституций в обычном смысле этого слова. К таким государствам относится, например, Великобритания, которая формально является конституционной монархией. Источниками британской конституции являются парламентские законы, конституционные соглашения и система «общего права», в которую входят судебные решения, устанавливающие прецеденты. Конституция Великобритании имеет комбинированный, несистематизированный характер и слагается из двух частей – писаной и неписаной.

Известно несколько способов принятия конституции: конституционным собранием, конвентом (США); учредительным собранием (Италия, Индия); путём референдума (Франция, Греция, Испания, Россия); путём октроирования, т. е. введения односторонним актом исполнительной власти – монархом или президентом.

Конституционное право. Текст конституции составляет основы конституционного (или государственного) права. Конституционное (государственное) право – ведущая отрасль российской правовой системы, рассматривающая принципы организации и порядок деятельности органов государственной власти и управления, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством и другие правовые принципы и нормы, обладающие высшей юридической силой. Оно рассматривает и положения самой конституции.

Принципами конституционного права в России являются: республиканская форма правления, народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм. Основные источники конституционного права – Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы: о референдуме, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе и др.; федеральные законы: о выборах Президента РФ, о выборах депутатов Государственной Думы РФ, об основных гарантиях избирательных прав граждан, об общих принципах организации местного самоуправления и др.

Конституционный вопрос в России. Этот вопрос имеет свою давнюю историю и специфику. Исторически регулирование государственной власти и управления на Руси развивалось, как и в других европейских странах, по логике обычного права. В рамках этого права, а в последующем и соответствующих законов формировались положения о престолонаследии, самодержавной власти, об участии различных сословий народа в управлении страной.

В XVI–XVII вв. компетенция великого государя, самодержца была безграничной. Ведению верховной самодержавной власти подлежали все сферы общественной жизни – политическая, экономическая, семейная, нравственная и т. д. Представительными учреждениями, через которые действовала верховная власть, были Боярская дума и в чрезвычайных случаях Земский собор, в котором народ был представлен достаточно широко. В него входили вся Боярская дума, высшее духовенство. На его совещаниях присутствовали также местные выборные власти – от дворян, купцов, иногда и «уездные люди», т. е. вольные крестьяне. Приведём в качестве примера состав Земского собора 1598 г., избравшего в цари Бориса Годунова: духовенство – 99; бояре, дворяне, дьяки – 277; выборные от городов – 33; стрелецкие головы – 7; гости – 22; старосты гостиных сотен – 5; сотники чёрных сотен – 16.

О конституции впервые серьёзно заговорили в начале XIX в. в связи с реформаторскими разработками русского государственного деятеля М. М. Сперанского (1772–1839) и движением декабристов. Однако отношение к конституционному правлению у российского общества было в целом скептическим. Даже Л. Н. Толстой, которого трудно упрекнуть в монархизме, писал, что «переменять монархию на конституцию – это такая же нелепица, как если бы предложили вместо православия пашковство или скопчество» (т. е. мелкие секты).

В царствование императора Александра II с целью установления конституционного правления были предприняты важные шаги: отмена крепостного права, проведение судебной реформы, демократизировавшей судопроизводство, а также земской, военной и др. Был подготовлен проект российской конституции. Террор народовольцев надолго приостановил становление конституционализма в империи.

В годы первой русской революции 1905–1907 гг. император Николай II счёл необходимым предоставить народу юридически зафиксированные гражданские права и свободы, среди которых – право участвовать в управлении государством через представительную власть – Государственную думу. Вскоре были разработаны основные государственные законы, составившие неписаную конституцию Российской империи, аналогичную конституционным законам Великобритании.

В советский период отечественной истории было принято несколько конституций – в 1918, 1924, 1936, 1977 гг.

Советские конституции каждая по-своему отразили основные этапы продвижения общества по пути социалистического и коммунистического строительства. Истоки этих конституций – в первых актах Советского государства. Это, прежде всего, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, написанная вождём Октябрьской революции В. И. Лениным. На её базе была создана первая советская Конституция – Конституция РСФСР 1918 г.

Конституция СССР 1924 г. закрепила создание советской социалистической федерации. Важной вехой в развитии советской государственности стало принятие Конституции СССР 1936 г. И наконец, Конституция СССР 1977 г. закрепила тезис о построении в Советском Союзе «развитого социалистического общества».

Последние российские конституции советского периода формально основывались на демократических принципах. Однако их значительный демократический потенциал во многом не был реализован. Многие декларированные в конституциях принципы не находили воплощения в практике повседневной жизни, поскольку советская действительность регулировалась не правовыми, а в основном политическими идеями и нормами. Приведём один пример. Как известно, советы были основой политической системы в нашей стране с октября 1917 по октябрь 1993 г. Однако советы, давшие имя великой стране, в реальной жизни какой-либо значительной роли не играли. Это была пышная декорация, прикрывавшая реальную власть партийных руководителей. По Конституции, Верховный Совет СССР был высшим законодательным органом государства. Однако поразителен следующий факт: за 48 лет существования Верховного Совета ни один из его членов ни разу не выступил против принятия законов, проекты которых он рассматривал. Известен единственный случай, когда ректор Ленинградского университета А. Д. Александров в 1961 г. воздержался при голосовании закона о введении смертной казни за валютные операции. На следующий срок академик Александров кандидатом в депутаты Верховного Совета уже выдвинут не был.

Конституция РСФСР 1978 г. явилась точной копией Конституции СССР 1977 г. Даже после внесения в неё множества поправок она оставалась «конституцией эпохи развитого социализма».

Что такое конституционная система? Многие юристы считают, что могущественна не сама конституция, а конституционная система . Она состоит, во-первых, из отношения общества к конституции, а во-вторых, из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг конституции. На протяжении минувшего семидесятилетия легко было убедиться в том, что советские конституции были декларациями, во многих своих частях не рассчитанными на реализацию в действительности. И в нынешней Конституции Российской Федерации есть декларативные элементы: государство авансом названо правовым, социальным и демократическим, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина и др. В настоящее время очень важно, чтобы действия как граждан, так и государства строго опирались на конституционные нормы, чтобы начали активно и независимо действовать суды общей юрисдикции, чтобы на страже закона стояла российская прокуратура и т. п.

Что такое конституционализм? Понятие «конституционализм» является сравнительно новым для российской юриспруденции. Конституционализм – это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; это также учение о конституции как основном инструменте политической власти. Конституционализм основывается на нескольких элементах конституционного развития. Ряд из них относится к историческим событиям, как, например, принципы, связанные с английской Великой хартией вольностей (1215). Другие появились в эпоху Просвещения и были сформулированы в рамках теории естественного права. Многие основываются на более современных событиях. Некоторые исследователи считают, что в России начало конституционализма обозначил Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. Он, например, ввёл важнейший конституционный принцип: никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной думы.

В понятие «конституционализм» входят такие составляющие, как опора на согласие народа, ограниченное (во властных проявлениях) правительство, контроль над ним со стороны общества, неприкосновенность личности, открытое общество, преемственность правовых принципов и норм, проведение в жизнь конституции, разделение властей, федерализм и др. Следует, конечно, иметь в виду, что ссылки на «волю народа» при принятии важных государственных решений далеко не всегда имеют под собой реальную основу. Как писал французский мыслитель Алексис де Токвиль, «воля народа есть один из тех лозунгов, которым интриганы и деспоты всех времён и народов наиболее злоупотребляли». Одни считали, что эта воля выражается одобрением, исходящим от отдельных продажных приспешников власти; другие видели её в голосах заинтересованного или боязливого меньшинства. Иные даже находили, что воля народа наиболее полно проявляется в его молчании и что из самого факта повиновения рождается право повелевать им.

Одно неоспоримо: для упрочения конституционализма необходимо как минимум последовательное, целенаправленное гражданско-правовое образование населения. Немаловажно также обеспечить широкую информированность граждан в вопросах внешней и внутренней политики и т. д.

Думаем, сравниваем, делаем выводы

1. Русский социолог Н. Я. Данилевский в 1890 г. в статье «По поводу конституционных вожделений нашей либеральной прессы» решительно осудил всякого рода конституционные грёзы на западный лад, поскольку такая форма правления в русском обществе была, по его мнению, малоприемлема исторически… «Конституционный монарх, вождь, президент, лавирующие между католическо-протестантскими биллями и реагирующие на любые отзвуки европейского общественного мнения, пригодны лишь для межумочных пустот». Согласны ли вы с этой позицией?

2. Существуют ли в современной России проблемы, связанные с реальным конституционализмом? Если да, то чем они обусловлены? Какие факторы оказывают влияние на становление конституционализма?

3. Американскому государственному деятелю Генри Киссинджеру принадлежит циничная фраза: «Незаконное мы совершаем немедленно, неконституционное требует несколько больше времени». Как вы её интерпретируете?

4. Конституция СССР 1936 г. считалась по содержанию одной из самых демократических в своё время. Что мешало воплотить её положения о правах и свободах человека в жизнь? Что ещё необходимо (кроме фиксации в Конституции) для того, чтобы права и свободы человека могли быть реально осуществлены и гарантированы?

5. Как соотносятся понятия «конституционализм» и «политический режим»? Как они связаны на практике?

Также к основным источникам права принято относить и естественное право. Правовой обычай Правовой обычай считается первой формой выражения содержания права. Некоторые нормы обычного права используются до сих пор. Правовым обычаем принято считать правило поведения, вошедшее в привычку у народа и которому государственные органы придали общеобязательное значение. Но не каждый обычай становится нормой права. В данном случае, правовой обычай носит принудительный характер. Судебный прецедент Такой источник права, как судебный прецедент, представляет собой судебное решение по юридическому делу, которое в конечном итоге становится образцом при рассмотрении других аналогичных дел. По-другому судебный прецедент называют судебным правом или правом судей. Алгоритм возникновения такого источника права довольно прост и справедлив.

Иерархия нормативно-правовых актов рф. правовая система российской федерации

В федеративном государстве каждый субъект, наряду с иными атрибутами, имеет и свою собственную систему законодательства. В Российской Федерации 83 субъекта и, следовательно, наряду с федеральной, существуют еще 83 системы законодательства.

Правовой основой для формирования таких систем является прежде всего ряд положений Конституции Российской Федерации, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 5 «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство». Статус субъектов Российской Федерации определяет ст.
66 Конституции РФ, а систему нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации устанавливает ст. 76 Конституции РФ. Однако необходимо обратим внимание на ряд моментов.

Иерархия нормативно — правовых актов рф

Толстика, противоречия между нормативными постановлениями законодательных органов и нормативными актами — указами (постановлениями) глав исполнительной власти вполне возможны, такие коллизии следует рассматривать как иерархические. В таком случае приоритет следует отдать актам представительного органа.


В конечном счете, законодательный орган власти вместо постановления может принять закон и тем самым придать своим нормам более высокую юридическую силу Толстик В.А. Иерархия источников российского права: Монография. Н.Новгород: Изд-во «Общество Интелсервис», 2002.

Внимание

С. 182.. Нормативные указы (постановления) руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов в свою очередь имеют более высокую юридическую силу, чем акты, принимаемые любыми иными органами соответствующей ветви власти. Определяющим в данном случае является фактор «иерархия государственных органов».

4.иерархия нормативных правовых актов.

Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений, а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса. Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.


Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Иерархия нормативно-правовых актов рф

Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации Само по себе понимание основных принципов, заложенных в Конституции, дает вам совершенно иной, качественно другой подход к решению любого правового вопроса.

Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.

Источники права

Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы. С их помощью начинающие правоведы знакомятся с особенностями структурированной системы НПА.

Инфо

Таким образом, помогает понять, что такое иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации, схема. С ее помощью намного легче представлять запутанную систему НПА.


Российская Конституция Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте – Конституции. Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех органов власти на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой.

Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон.

Правовая система российской федерации

Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:

Так, согласно ст. 15 Конституции РФ Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора Кроме того, согласно ст.

Конституция в иерархии нормативных актов

Государственная власть в современной России во многом основана на праве, как основном регуляторе общественных отношений. Данный подход является новинкой, потому что территория РФ большую часть своей истории провела под флагами монархических и республиканско-тоталитарных государств.

Как мы понимаем, централизация власти в подобных странах достаточно велика, а вот роль права незначительна. Таким образом, современная правовая система России является огромным шагом вперёд на пути к достижению совершенного демократического строя.

Анализируя созданную правовую систему этого государства, необходимо подчеркнуть большую роль нормативных актов. Они не только упорядочивают и регулируют общественные отношения, но также позволяют целостно и эффективно реализовать нормы права в реальной жизни. Подобная значимость нормативных актов существует благодаря жёсткой иерархии, в которой они находятся.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом: Конституция Федеральные конституционные законы Федеральные законы Указы Президента Постановления Правительства Акты федеральных органов исполнительной власти Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нпа в конституции рф и их иерархия

Нормативные акты правительства имеют две основные формы:

  • Постановления – акты многократного действия, нормативного характера, действующие на неограниченное количество лиц.
  • Распоряжения – акты ненормативного характера.

Юридическая сила нормативных правовых актов, иерархия которых основана на вертикальном подчинении, имеет немаловажное значение в процессе издания распоряжений и постановлений правительства России. Они не могут противоречить указам президента, законам и конституции, иначе их действие прекращается.

Таким образом, акты правительства Российской Федерации имеют меньшую юридическую силу в сравнении с иными федеральными документами. Но они наделены приоритетом перед ведомственными и территориальными нормативными актами.

Ведомственные НПА Ведомственные акты издаются отдельными министерствами или иными органами исполнительной власти.
Политическая история этой страны существенно повлияла на структуру и жизнеспособность права. С момента становления РФ как самостоятельного государства стали появляться необходимые на тот момент источники права. Иерархия нормативных правовых актов также стала развиваться с появлением демократического режима в РФ. Потраченные усилия на воссоздание государства не прошли даром. Сегодня Российская Федерация является достаточно мощной политической и экономической державой, которая действует согласно Конституции РФ 1993 года. Что такое иерархия НПА? Иерархия нормативно-правовых актов – это жёсткая структура, которая основывается на юридической силе актов государственной власти. Существуют и другие критерии построения иерархии. Но в Российской Федерации юридическая сила является основным фактором построения структуры.

Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в какой‑либо определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс представляет собой не просто механическое объединение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно‑правовых актов.

Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В первой излагаются основополагающие для данной отрасли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия, перечисляются их признаки, во второй со‑держатся непосредственно действующие правовые нормы. Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации.

1. Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России,

представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

2. Источники конституционного права

Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками.

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Для источников права установлен не только особый порядок их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права. Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов. В первой группе особое место занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли.

Источниками (формами) конституционного права является:

1. Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, а также уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа).

2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы конституционно-правового содержания (т.е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управление).

3. Постановление Государственной Думы и постановление Совета Федерации.

4. Договоры и соглашения. Среди них - договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации.

6. Регламенты палат Федерального Собрания РФ.

7. Указа и распоряжения Президента РФ. Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые - это акты применения Президентом какого-либо закона. Распоряжения Президента, носящие нормативный характер, применяются сравнительно редко.

8. Постановление Правительства. К источникам КП можно отнести только те постановления, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере конституционного права.

9. Правовые акты, издаваемые федеральными министерствами, госкомитетами, ведомствами. Для того, чтобы эти акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и обязательно опубликованы в официальных изданиях.

10. Судебные решения. К числу источников Конституционного права М.В.Баглай относит постановления КС РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России, конституций и уставов субъектов РФ, законов и др. нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции.

11. Правовые акты СССР и РСФСР. Источниками права являются некоторые из этих актов в силу принципа правоприемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство РФ.

12. Законы субъектов РФ. Постановления и распоряжения президентов и глав администраций (губернаторов) республик и др. субъектов РФ.

13. Акты органов местного самоуправления. В зарубежных странах источниками (формами) конституционного права признают судебные прецеденты, обычаи и доктрины. В российской конституционно-правовой теории и практике это пока не признается.

3. Конституция –______________________ основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы государственных органов.

Основные этапы развития российской Конституции

Всего было 5 Конституций. Принятие каждой из них знаменовало изменение в жизни общества. Первые 4 – социалистические и развивались на основе преемственности. Им был присущ фиктивный характер.

1. Конституция 1918 г. Она руководствовалась в определении основ конституционного строя лозунгами большевиков и опиралась на первые декреты советской власти. Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя.

2. Конституция 1925 г. Причина – образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР. Не было прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, в К появились положения, определяющие их статус.

3. Конституция 1937 г. Причина –вследствии принятия Конституции СССР 1936 г. Вступление страны в новый этап ее развития – социализм победил окончательно. К сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главыоб основных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. К закрепляла руководящую роль ВКПБ. Впервые норма о праве РСФСР выхода из СССР.

4. Конституция 1978 г. Отразила этап развития социализма. Понятие трудящиеся заменено на народ, который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР.

5. Конституция 1993 г. – действующая конституция.

4. Юридические свойства конституции

Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений. В этой связи конституция носит, как правило, стабильный долгосрочный характер.

Конституции свойственны признаки, отличающие ее от актов текущего законодательства, которые в юридической науке именуются юридическими свойствами. Выделяют основные признаки конституции:

1.Верховенство Конституции РФ закреплено впервые в конституционном законодательстве нашей страны (ч. 2 ст. 4). Оно означает, прежде всего, - утверждение нового конституционного строя, правового государства, оно вытекает из того, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Верховенство обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы, означает, что Конституция в иерархии правовых актов РФ занимает высшее место (ч. 1 ст. 15).

2.Конституция РФ является н.а. прямого действия (ч. 1ст. 15). Означает, что новая Конституция РФ не декларативный и пропагандистский документ, а правовой акт, которым надлежит руководствоваться в судах и в других государственных органах.

3. Легитимность - она принята законным путем, т.е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции.

4. Реальность - ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка, предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина.

5. Стабильность проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти.

Структура Конституции РФ

По своей структуре Конституция РФ состоит из:

Преамбулы;

Раздела первого – собственно текста Конституции, включающего 137 статей;

Раздела второго – заключительных и переходных положений.

Преамбула – торжественная вводная часть Конституции, имеющая программный характер. Преамбула Конституции РФ от имени многонационального народа РФ провозглашает следующие основополагающие принципы и программные задачи:

Ответственность за судьбу Родины перед нынешним и будущим поколениями;

Осознание России частью мирового сообщества;

Гражданский мир и согласие;

Государственное единство;

Равноправие и самоопределение народов;

Незыблемость прав и свобод человека;

Демократические основы государства.

Детально данные принципы раскрываются в 137 статьях Конституции, сгруппированных в 9 главах:

Основы конституционного строя;

Права и свободы человека и гражданина;

Федеративное устройство;

Президент РФ;

Правительство РФ;

Судебная власть;

Местное самоуправление;

Конституционные поправки и пересмотр Конституции.



Просмотров