Какие выплаты от государства положены гражданам россии. Гражданство и статус гражданина российской федерации

В Российской Федерации граждане могут бесплатно получить от государства многое, в том числе и недвижимость. Нужно просто знать свои права. Давайте рассмотрим имеющиеся здесь у россиян возможности.

Материнский капитал

Государство оказывает поддержку семьям, у которых родился (или был усыновлен) второй ребенок, в виде материнского капитала. Программа выделения сертификатов на определенную сумму действует в стране, начиная с 2007 года. Данные средства могут быть потрачены на образование ребенка или же на улучшение текущих жилищных условий. Нацпрограммы, направленные на поддержку российских граждан, финансируются исходя из возможностей региона. В их основе лежат средства местного бюджета и основные федеральные поступления.

Целевая помощь на приобретение квартиры или дома

Жилищные свидетельства и субсидии – это разовая материальная поддержка в приобретении жилья, оказывая государством гражданам. Изначально данный вид помощи не рассчитан на то, чтобы в полном объеме покрыть полную стоимость дома или квартиры. Действие выдаваемого гражданам денежного эквивалента здесь ограничено определенным сроком (до 6 месяцев), и оформляется он в безналичном виде.

Порядок получения субсидии от государства следует выяснять в местных органах самоуправления. На данный вид помощи можно рассчитывать в случае признания текущих жилищных условий неудовлетворительными. Размер субсидии определяется в индивидуальном порядке. Здесь учитывается целый ряд моментов:

  • жилплощадь;
  • количество детей в семье, не достигших совершеннолетнего возраста;
  • текущее экономическое состояние региона.

Основным условием, позволяющим получить помощь от государства, является обязательное наличие собственных средств в сумме, позволяющей оплатить стоимость нового жилья. Средние размеры субсидий в РФ установлены в размере:

  • 40 процентов от стоимости объекта недвижимости в городской черте;
  • 70 процентов – в сельской местности.

Ипотека для учителей и ученых

Могут рассчитывать на получение безвозмездной помощи со стороны государства и некоторые работники бюджетной сферы. В регионах РФ, начиная с 2011 года, учителя и ученые получают субсидии по ипотеке. При этом существуют определенные возрастные ограничения. Для первых установлена верхняя планка в 35 лет, для вторых – 40. Благодаря помощи государства, можно продлить срок выплаты ипотечного кредита, или уменьшить размер процентных ставок. На выбор предоставляется один из двух вариантов: погашение процентов или оплата 40 процентов стоимости приобретаемой недвижимости.

Военные накопления

Военнослужащим Вооруженных сил РФ государство открывает накопительный счет. Здесь может быть 2 варианта – либо счет открывается после получения соответствующего образования, либо после 3-х лет службы по контракту. В зависимости от звания и состава семьи, туда перечисляются средства, которые могут быть использованы для приобретения жилья после завершения службы в рядах Вооруженных сил или же для ипотечного кредита.

Выше были перечислены далеко не все виды помощи, оказываемой государством безвозмездно. Более детальный их перечень занял бы слишком много места, поэтому приведены только основные. Вместе с тем от государства можно также получить и вполне материальные предметы – квартиру, земельный участок, лекарства. Давайте теперь рассмотрим детальнее эти варианты.

Несмотря на то что в Российской Федерации сегодня царит капитализм, граждане все равно могут получить бесплатно квартиру от государства. Впрочем, доказать, что у вас есть такое право, совсем непросто, да и ждать в большинстве случаев придется очень долго, однако это все-таки реальный вариант. Рассчитывать на получение квартиры, причем, совершенно бесплатно, могут, например, малоимущие граждане, в семье которых доход на одного члена не превышает прожиточного минимума. При этом критерии здесь устанавливаются субъектами федерации, и поэтому в разных регионах страны они различаются – иногда достаточно существенно. Следует знать, что площадь жилого помещения на каждого из проживающих должна быть меньше нормы.

Военнослужащие также могут бесплатно получить от государства квартиру, но для этого нужно отдать армии 20 лет при обычных условиях, или не менее 10 в случае увольнения по льготным основаниям. По схожей схеме претендовать на бесплатное жилье могут спасатели профессиональных АСС, прокуроры, судьи, государственные служащие различных ведомств и министерств. Здесь есть еще и такой вариант, как приватизация выданной ранее служебной квартиры, хотя встречается он не так уж и часто.

Преференции на получение от государства объекта жилой недвижимости бесплатно имеют и многодетные семьи. Ранее им полагался только лишь участок земли, но в настоящее время ситуация изменилась, и многодетным семьям можно претендовать на получение от государства квартиры совершенно бесплатно. После того как в соответствующий закон были внесены поправок, они получили право отказаться от земельного участка в пользу жилья.

Впрочем, здесь не все так просто, и необходимо соответствовать еще и определенным критериям. В частности, такие семьи должны быть, во-первых, малоимущими, во-вторых, не обеспеченными жильем в соответствии с действующими нормативами, и в-третьих, проживать аварийном или ветхим жилье. Кроме того, существует еще несколько условий. Например, многодетная семья должна проживать на территории региона, где она хочет получить бесплатно квартиру от государства, определенное время (данный показатель отличается в разных субъектах федерации). Вместе с тем жилищные условия не должны были быть ухудшены в течение последних 5 лет.

Могут получить от государства квартиру бесплатно и обычные семьи, проживающие в домах, признанных аварийными, ветхими и не подлежащими ремонту. Такого рода здания в большинстве случаев отправляют под снос. Владельцам квартир, в свою очередь, предоставляется новая жилплощадь в том же, или в аналогичном районе.

Действующие нормы российского законодательства предусматривают, что получить от государства квартиру бесплатно могут люди, страдающие тяжелым хроническим заболеванием, сосуществование с которыми в одном жилом помещении представляется невозможным для остальных членов семьи. Здесь также нужно соответствовать определенным критериям. В частности, государством определен перечень болезней, при которых можно рассчитывать на бесплатные квадратные метры.

Теоретически каждый гражданин РФ может получить от государства бесплатно земельный участок. Действующее законодательство действительно предоставляет такую возможность. Получить данный вид недвижимости бесплатно можно благодаря соответствующим поправкам, внесенный в Земельный кодекс. Кроме того, до 2020 года была продлена так называемая дачная амнистия, позволяющая приватизировать используемые участки безвозмездно.

Преимущества при получении земли бесплатно имеют:

  • граждане, которые фактически пользуются участком, где находится жилой дом с оформленным в соответствии с действующим законодательством правом собственности;
  • семьи, имеющие на обеспечении более 3 детей или детей-инвалидов;
  • лица, стоящие на официальном учете в муниципалитете как нуждающиеся в жилом помещении – здесь необходимо проживать на территории данной местности не менее 5 лет.

Кроме того, благодаря развитию в Российской Федерации сельского направления, привилегии были предоставлены еще некоторым категориям граждан. Также право на получение бесплатных земельных участков получили лица, имеющие награды и звания, как советские, так и российские.

Многие граждане РФ сегодня имеют право и на безвозмездное получение от государства лекарств. Согласно данным, обнародованным министерством здравоохранения, в текущем году из средств федерального бюджета были оплачены препараты для 4,7 миллиона человек. Однако это еще не полная статистика. Из средств региональных бюджетов лекарства были оплачены еще для 8,9 миллиона россиян.

Текст Ст. 32 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

Комментарий к Ст. 32 Конституции Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Суверенитет народа означает, что:

а) субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;

б) объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверен ной власти народа;

в) суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда на род выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях*(128).

Данное право реализуется в конкретных формах, через отдельные конституционные права:

избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

участвовать в референдуме;

на равный доступ к государственной службе, т.е. право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации;

участвовать в отправлении правосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть присяжным или народным заседателем.

Право участвовать в управлении делами государства в соответствии с комментируемой нормой принадлежит только гражданам России. Это право юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений в своей стране, в сферу национальной политики, в связи с чем данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность. Право граждан России на управление делами государства де-юре обеспечивает их включение в сферу политики, являясь юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти.

Данное положение вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права. В частности, в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится положение о том, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей.

Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом защиты. Фундаментом для реального участия граждан в управлении делами государства и контролем над деятельностью органов власти и общественных организаций служат гарантированные Основным законом страны информационные права личности (в частности, право на информацию), судебная защита нарушенных прав и свобод, право на свободу мысли и слова, право выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, право на создание объединений, право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги.

Право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее, с наличием особых прав (постоянное проживание на территории России непосредственно перед выборам, а также обладание гражданством России). Например, для избрания в депутаты Государственной Думы обязательный возрастной ценз составляет 21 год; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории России не менее 10 лет,

возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя существуют и иные данные для избрания и осуществления полномочий (наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность и т.д.).

Возрастной ценз, при котором возможно участие в референдуме, составляет 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другими ограничениями.

Следует особо отметить, что провозглашенное на конституционном уровне всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность, т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся под стражей.

В статье 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(129) в обеспечение ч. 2 ст. 32 Конституции РФ сказано: «Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации». Однако российское законодательство при наличии определенных условий предоставляет иностранным гражданам более широкие права в области формирования органов местного самоуправления. Так, п. 10 ст. 5 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»*(130) предусматривает, что «на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях).

2. Обычно под непосредственным участием граждан в управлении делами государства понимают участие в выборах и референдумах.

Наиболее значимым выражением воли и интересов тех или иных слоев населения являются выборы — процедура, посредством которой группа людей выдвигает из своей среды кандидата для выполнения каких-либо общественных функций (задач). Это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Путем выборов передается право на реализацию суверенитета в установленных Конституцией РФ пределах.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в нашей стране (как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях), является Закон об основных гарантиях.

Одна из форм конституционного права граждан на участие в управлении делами государства — референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено, передано) — всенародное голосование с целью выявить общественное мнение страны для принятия окончательного решения по важному государственному вопросу. На референдуме решаются, как правило, наиболее важные вопросы жизнедеятельности общества и государства (например, утверждение Конституции). Голосование избирателей иначе называют плебисцитом (от лат. plebiscitum — решение народа). С точки зрения юридической различий нет — это полные синонимы; плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер: о государственной принадлежности спорной территории, форме правления, дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.д.

Правовая регламентация этого института непосредственной демократии заключена в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»*(131), Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В отличие от выборов, голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Принятое решение считается решением народа, и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом.

Референдум в Российской Федерации — форма прямого волеизъявления граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Он проводится в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации».

Местный референдум — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Согласно ст. 12 Закона об основных гарантиях, на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить российскому законодательству, а также законодательству соответствующего субъекта РФ.

Референдум субъекта Российской Федерации — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ. На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Недееспособность — это юридическое понятие, означающее утрату лицом способности самостоятельно осуществлять свои гражданские права и обязанности вследствие глубоких нарушений психики, обусловленных психической болезнью или слабоумием.

Признать гражданина недееспособным может только суд в порядке, предусмотренном законом. Для установления психического состояния лица, о дееспособности которого решается вопрос, суд назначает судебно-психиатрическую экспертизу.

Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе назначается для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в случаях, когда имеются сомнения в его вменяемости либо способности к моменту рассмотрения дела отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, а также для определения психического состояния свидетеля и потерпевшего, если требуется установить у них наличие способности адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. С помощью судебно-психиатрической экспертизы устанавливают также необходимость применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния. В гражданском процессе судебно-психиатрическая экспертиза назначается для установления психического состояния лица, по поводу которого решается вопрос о его дееспособности, и определения психического состояния и способности истцов и ответчиков понимать значение своих действий или руководить ими при совершении гражданско-правовых сделок.

Порядок назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы регламентирован Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РФ, а также специальной инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы.

Гражданин, совершивший преступление (согласно ст. 14 УК РФ , виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания), должен быть наказан, т.е. осужден и приговорен к определенному, соответствующему степени и характеру совершенного преступления, наказанию, в частности к определенному сроку лишения свободы.

4. Внимательное прочтение Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что под понятие «непосредственное участие граждан в управлении делами государства» подпадают (наряду с участием в выборах и референдумах) и случаи замещения гражданами государственных должностей. В пользу этого говорит хотя бы то, что понятие государственной службы и равенство прав граждан на замещение государственных должностей устанавливаются той же ст. 32 Конституции РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов РФ;

органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» не регулируется.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

1) государственная гражданская служба (подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ);

2) военная служба (вид федеральной государственной службы);

3) правоохранительная служба (вид федеральной государственной службы).

Согласно ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ*(132).

Согласно комментируемой норме граждане, замещая государственные должности, реализуют свое право. Право же, согласно Конституции, может быть ограничено в оговоренных Конституцией случаях только законом. В силу данного положения государственная служба, т.е. выполнение обязанностей по государственной должности, существенно отличается от работы по найму. Во втором случае нанимателем выступает конкретное лицо, а в первом «нанимателем» является все общество, от имени которого и принимаются законы.

Более того, смысл формулировки «граждане Российской Федерации имеют…» предполагает отсутствие каких-либо ограничений для тех или иных групп граждан, всеобщность (все граждане России) и безусловность. Декларативность этой формулировке придает хотя бы тот факт, что, например, согласно ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, которые должны к этому моменту:

владеть государственным языком Российской Федерации;

достигнуть возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Кроме того, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», специальным федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

Иностранные граждане и лица без гражданства, исходя из п. 4 ст. 32 Конституции РФ, не имеют равного с гражданами России доступа к государственной службе.

Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ст. 14 лишает иностранных граждан права:

находиться на муниципальной службе;

замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации;

быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

быть принятым на работу на объекты и в организации (в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ), деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации*(133);

заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом*(134).

5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает право граждан России участвовать в отправлении правосудия. В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Участие в осуществлении правосудия на территории России могут принимать судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также присяжные заседатели. Из Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» следует, что «судьей может быть гражданин Российской Федерации…»*(135).

Каждый человек имеет определенное общественное положение (статус). При этом все граждане России обладают равным правовым положением - их административно-правовой статус одинаков. Это старт-ап для дальнейшего продвижения. Какие права и обязанности включает административно-правовой статус граждан РФ?

Быть гражданином - значит иметь права и нести обязанности - права и обязанности, определенные и ограниченные правом - по отношению к государству

Административно-правовой статус гражданина является составной частью общего правового статуса личности. Многие права и обязанности граждан РФ в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления.
Всю совокупность субъективных публичных прав условно делят на три категории: 1) права на определенные государственные услуги - притязания; 2) частно-личностные права - право свободы, которым соответствует обязанность невмешательства власти в сферу самоопределения, отведенную индивиду законом, и др.; 3) совокупность политических прав, т.е. прав на участие в государственной власти и др., составляющие привилегию гражданства .

Среди основных прав граждан РФ, являющихся составной частью их административно-правового статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношений граждан с органами государственной власти, следует назвать следующие:

  1. 1. Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ);
  2. 2. Право частной собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ);
  3. 3. Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании решения суда (ст. 25 Конституции РФ);
  4. 4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ);
  5. 5. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы страны, причем граждане РФ могут беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27 Конституции РФ);
  6. 6. Политические права: право участвовать в управлении государством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ);
  7. 7. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ);
  8. 8. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ);
  9. 9. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ);
  10. 10. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).
  11. 11. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству

Политические права граждан РФ имеют основополагающее значение при осуществлении государственного управления , во многом определяют характер административно-правовых отношений между гражданами и другими субъектами административного права.

Согласно Закону 2002 г. (п. 4 ст. 4) гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Граждане РФ, имея права, должны также выполнять возложенные на них Конституцией РФ и законами обязанности, имеющие существенное значение для организации процесса государственного управления. Закон устанавливает следующие обязанности:

  1. защищать Отечество,
  2. платить законно установленные налоги и сборы,
  3. сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др.

Особенность субъективных прав и юридических обязанностей в правоотношении гражданства состоит в том, что они носят весьма общий, универсальный характер. Данные права и обязанности можно рассматривать в качестве юридических фактов, на основе которых возникают менее общие субъективные права и обязанности в составе других правоотношений.


Институт гражданства
основные начала законодательства о гражданстве

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой - как институт защиты интересов государства.

Подданством или гражданством называется постоянная связь отдельного лица с определенною страною и ее правительством, основанная на обязанности "верности" и "подчинения". Одно подчинение не составляет еще подданнической связи. Подчиняться властям данной страны должны и живущие в ней иностранцы, только обязанность верности, основанная на нравственном долге каждого гражданина, по мере своих сил всячески способствовать благосостоянию государства, отличает подданнические отношения от других случайных отношений Н.О. Куплеваский

Признание гражданства является своего рода юридической "инвентаризацией" государством своего населения, разделением его на "своих" и "чужих", которое осуществляется периодически на основе наиболее общих, часто формальных принципов, обусловливающих связь лица с государством. Устанавливая круг своих граждан, государство создает тем самым необходимые предпосылки для отграничения граждан от иностранцев или лиц без гражданства, а также для решения ряда других вопросов не только гражданства, но и касающихся суверенитета государства. При этом государство определяет условия, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано его гражданином.

Лица, признаваемые в установленном законом порядке гражданами, состоят по отношению к государству в более тесных отношениях, чем остальные жители государственной территории и имеют такие права и обязанности, каких не имеют последние.

12 декабря 1993 г. в Российской Федерации была принята новая Конституция, которая внесла существенные изменения в институт российского гражданства. В ней получил дальнейшее развитие принцип единого гражданства. Закрепив гражданство Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция определила, что оно является единым и равным независимо от оснований приобретения (п. 1 ст. 6). С момента принятия Конституции РФ 1993 г. в Российской Федерации установлено только одно гражданство - гражданство Российской Федерации, а решение всех вопросов, связанных с гражданством отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (п. "в" ст. 71).

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей . Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения, а также носит открытый и свободный характер. Это выражается в том, что согласно действующему закону каждый человек имеет право на гражданство, а также право изменить свое гражданство, которого никто не может быть лишен. Насильственное, принудительное удержание человека в гражданстве ущемляло бы его свободу. В Законе о гражданстве 2002 г. устанавливается, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает его гражданства Российской Федерации (п. 3 ст. 4). Этот принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, что закреплено в ст. 27 Конституции РФ.

К числу основных принципов гражданства, закрепленных в российском законодательстве, можно отнести: равенство гражданства;
свободу и добровольность выбора гражданства;
недопустимость лишения гражданства;
недопустимость выдачи гражданина другому государству;
защиту и покровительство государства в отношении своих граждан за границей;
сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами данного государства;
сохранение гражданства при заключении или расторжении брака.

Гражданство - это только формально-предварительный статус, который лишь в дальнейшем, в зависимости от целого рода условий и обстоятельств, заполняется уже конкретным содержанием. Можно лишь отметить, что этот статус действительно является первоначальным статусом лица, который подлежит установлению в первую очередь, ибо он обосновывает порядок и границы определяемости данного лица соответствующими элементами правовой и политической системы страны Кишкин С.С.

Наличие гражданства есть фактор юридического равенства всех граждан (по правовому статусу) независимо от территории их проживания в России или за ее пределами. Гражданам РФ, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляется защита и покровительство Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защитить их права и охраняемые законом интересы.

Что такое льготы и как ими пользоваться? Кто из граждан России сегодня может рассчитывать на льготы в той или иной сфере жизни? Из данной статьи Вы сможете узнать о различных льготах, которые предоставляются государством в качестве поддержки отдельных категорий населения страны.

К сожалению, не все граждане РФ полноценно пользуются привилегиями, которые им положены по закону, поскольку не имеют достаточно времени и сил, чтобы всегда быть в курсе новостей в сфере льгот и субсидий. Все осложняется тем, что назначение льготы может быть осуществлено только после личного заявления гражданина, а не по инициативе государственных органов. При этом, практически каждый гражданин может беспрепятственно получить причитающую ему льготу от государства, предоставив в соответствующие органы государственной власти необходимые документы, подтверждающие его права. Социальная система направлена на улучшение жизни отдельных слоев населения и заключает в себе следующие функции:

  1. достижение социального равенства в обществе - льготы предоставляются таким категориям граждан, как несовершеннолетние, инвалиды, многодетные семьи;
  2. поощрение граждан за заслуги перед Отечеством - льготы предоставляются таким категориям граждан, как инвалиды и участники ВОВ, ветераны труда, семьи погибших военнослужащих;
  3. компенсация гражданам за выполнение отдельных условий деятельности для интересов государства и общества - льготы предоставляются таким категориям граждан, как работники и военнослужащие, подвергшимся радиационному облучению;
  4. средство стимулирования - льготы предоставляются таким категориям граждан, как студенты, совмещающие работу с учебой.

Кому в России положены льготы

В соответствии с нормами российского законодательства права на помощь имеют:

  • инвалиды и ветераны труда;
  • участники Великой Отечественной Войны и иных боевых действий, а также семьи этих участников;
  • граждане, подвергшиеся радиационному облучению;
  • граждане, имеющие государственные награды;
  • малоимущие и многодетные семьи;
  • реабилитированные граждане и их родственники;
  • дети в возрасте до 16-ти лет;
  • государственные служащие;
  • пенсионеры;
  • другие категории граждан, которым могут предоставляться льготы в отдельных регионах.

Таким образом, предоставление льгот на территории Российской Федерации производится по категориальным принципам, предусматривающим оказание помощи в области социального обслуживания и обеспечения, занятости и трудовых отношений, льготного налогообложения.

Важно! Система назначения льгот построена по уравнительному принципу - в первую очередь льготы предоставляются наиболее нуждающимся гражданам.

Виды льгот для граждан РФ

Социальная система льгот весьма разнообразна, она охватывает большое количество сфер жизни общества, что позволяет своевременно оказать помощь нуждающимся гражданам. В основном льготы подразделяются по следующим категориям:

Жилищные льготы

Самым распространенным среди таких льгот является предоставление жилья, в том числе вариант «социального найма», представляющий собой аренду квартиры у государства за цену значительно ниже рыночной. Гражданам предоставляется жилье в муниципальном и государственном жилищном фонде по договору социального найма. Как правило, такие варианты используются гражданами, имеющими статус детей-сирот, до наступления совершеннолетия и теми, чье жилье было признано непригодным. Также эти граждане имеют право на получение жилья вне очереди. Среди жилищных льгот также выделяются льготы для улучшения жилищных условий. Так, если нарушены минимальные санитарные нормы жилой площади на одного человека, граждане могут рассчитывать на получение данной льготы. Кроме того, к жилищным льготам относятся льготы на оплату коммунальных платежей. В зависимости от категории льготы и региона они могут снижать оплату коммунальных платежей в размере 25-50%, а в некоторых случаях и до 100%, так, например, полной льготой сегодня пользуются некоторые крымчане. Также не стоит забывать и о льготных программах ипотечных кредитований, их тоже можно отнести к жилищной категории. Субсидируя ставки по ипотеке, государственные органы одновременно решают несколько проблем: стимулируют развитие строительной отрасли и обеспечивают граждан доступных жильем.

Транспортные льготы

Практически всем льготным категориям граждан положены льготные проездные билеты общественного транспорта внутри города. Отдельные категории граждан имеют льготы на проезд в районе 50%, другие - 100%, например, пенсионеры и дети, потерявшие кормильца. Специальные льготные тарифы предусмотрены для жителей отдаленных областей России при международном сообщении. Так, правом приобретения билета на поезд или самолет обладают жители Дальнего Востока и Калининграда.

Льготы в сфере здравоохранения

По умолчанию система здравоохранения в РФ является общедоступной и бесплатной, при этом инвалидам доступны бесплатно и некоторые категории лекарств, получаемые по рецепту врача, если при этом они входят в специальный перечень лекарств, утвержденный Министерством здравоохранения России. Программы бесплатного протезирования зубов и конечностей являются доступным вариантом в ряде районов России для инвалидов, пенсионеров, ветеранов ВОВ и других категорий. Также получить бесплатный протез могут люди, которым конечности были ампутированы в результате травмы на рабочем месте, дети-инвалиды до достижения возраста 18 лет, утратившие конечность при травме или заболевании, сотрудники правоохранительных органов, утратившие конечность во время несения службы. В данных ситуациях Фонд социального страхования полностью берет на себя расходы по протезированию.

Образовательные льготы

В основном льготы в области образования относятся к ВУЗам. Стоит отметить, что бюджетные места для бесплатного обучения студентов есть абсолютно во всех государственных высших образовательных заведениях, также в некоторых случаях государство может оплатить и коммерческое отделение. Так, льготами при поступлении могут воспользоваться призеры и победители различных олимпиад федеральных этапов, инвалиды и молодые люди, прошедшие срочную службу в Вооруженных Службах России. Кроме того, на бесплатное обучение в ВУЗах могут рассчитывать дети, оставшиеся без попечения родителей и родителей инвалидов, из малоимущих и многодетных семей. В зависимости от категории льготников можно получить следующие виды льгот:

  • прием в ВУЗ на бюджетное место без вступительных экзаменов;
  • прием на обучение в ВУЗ за счет бюджета в пределах квоты в результате успешного прохождения вступительных испытаний;
  • право на прием на подготовительное отделение ВУЗа на обучение за счет средств федерального бюджета;
  • преимущественное право зачисления в ВУЗ после успешного прохождения вступительных экзаменов и других равных условиях.
Важно! Если в отдельном регионе не хватает специалистов в конкретной области, они могут предложить абитуриенту обучение по целевому направлению, то есть регион берется оплатить его обучение на коммерческой основе, при условии, что в дальнейшем он будет работать по этой специальности в месте, которое назначит регион.

Налоговые льготы

Исходя из статьи 56 Налогового кодекса РФ, понятие налоговых льгот включает в себя возможность уплачивать сбор в меньшем размере либо не уплачивать совсем.

Льготы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)

Стандартный налоговый вычет по НДФЛ на детей применяется, когда на обеспечении у родителей находится ребенок. Начиная с месяца рождения ребенка, один или оба родителя, а также опекуны, усыновители, попечители и приемные родители вправе применить льготу, когда ежемесячно часть дохода не облагается НДФЛ. Налоговый вычет производится на каждого ребенка, не достигшего возраста 18 лет либо 24 лет, если он является учащимся очной формы обучения, интерном, аспирантом, курсантом и другое.

Льготы по уплате налога на имущество для физических лиц

Освобождение от уплаты налога на имущества для физических лиц установлено для отдельных категорий граждан. Так, от уплаты налога освобождены инвалиды I и II групп и инвалиды с детства, лица, получающие пенсию по утрате кормильца и так далее. От уплаты имущественного налога освобождаются ветераны ВОВ, а также участники иных боевых действий.

Льготы по уплате земельного участка

Налоговая база уменьшается на одного плательщика налога в отношении земельного участка, находящегося в пользовании или пожизненном владении у Героев СССР, РФ, инвалидов, в том числе, инвалидов детства, ветеранов ВОВ и других боевых действий, физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки и других.

Льготы по уплате транспортного налога

Отметим, что с 2014 г. почти все регионы отменили льготы по транспорту для большинства категорий льготников, за исключением:

  1. ветеранов ВОВ и других боевых действий;
  2. Героев СССР, РФ и Социалистического Труда;
  3. инвалидов I и II групп;
  4. чернобыльцев.
Важно! Даже в отношении указанной категории граждан льготы распространяются только на один автомобиль, другие транспортные средства, которые принадлежат льготнику, подлежат налогообложению в полном объеме.

Конституция как основной закон является печатным воплощением такого договора. Российская Федерация по праву рождения предоставляет своим гражданам, а также гражданам других государств и лицам без гражданства, пребывающим на территории РФ, неотчуждаемые права, ограничение которых возможно в строго регламентируемом порядке. Примером можно назвать лишение свободы, применяемое судебными органами как наказание за совершение преступления.
На территории Российской Федерации права и свободы предоставляются каждому человеку в равной степени вне зависимости «пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
Разные авторы классифицируют права граждан РФ на несколько групп (от 3 до 6), это:
личные, политические, социально-экономические, культурные и экологические.

Личные права

Их еще называют естественными, то есть это права человека , закрепленное законодательно.
К таковым относят:
- право на жизнь и личную неприкосновенность
- право на неприкосновенность личной жизни, тайну переписки и любых видов сообщений
- право на неприкосновенность жилища
- право на национальное самоопределение
- право пользоваться родным языком
- право на свободное перемещение в пределах РФ, на выезд за границу и на возвращение обратно
- право на свободу мысли и слова, совести, вероисповедания

Политические права

В отличие от личных прав, которые гарантированны любому человеку на территории РФ, политические права предоставляются исключительно гражданам, как-то:
- право избирать и быть избранным
- право на участие в делах государства
- право на объединение
- право на проведение митингов, собраний и т.д.
- право на доступ к государственной службе
- право на участие в отправлении правосудия
- право на обращение в государственные органы

Социально-экономические, культурные и экологические права

Российская Федерация гарантирует каждому гражданину:
- право осуществлять предпринимательскую деятельность
- право на частную собственность, в том числе и на землю и другими природными ресурсами
- право наследования
- право свободного выбора профессии, на безопасный и оплачиваемый труд
- право на отдых
- право на семью
- право на социальное обеспечение
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь
- право на благоприятную экологическую среду, право на информацию о состоянии экологии
- право на образование, в том числе на обязательное среднее и доступное высшее
- право на творчество, участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям
- право на правосудие, на юридическую помощь
- право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов

Обязанности человека и гражданина

Российская Федерация в основном законе обязывает своих граждан:
- каждый человек обязан уважать права и свободы других, соблюдать законы РФ
- родители обязаны заботиться о детях
- совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях
- уплачивать налоги и иные сборы
- защищать Родину, в том числе воинский долг
- получить среднее образование
- бережно относится к культуре, сохранять памятники культуры и истории
- бережно относится к окружающей среде



Просмотров