По праву относится к. Это совокупность юридических наук о праве. Методы в юриспруденции

Правовая система Древнего Рима. Предмет и метод частного права.

Римское право занимает одно из центральных мест в ряду юридических дисциплин. Оно возникло в глубокой древности, когда Рим представлял собой маленькую патриархальную общину. Военные действия, развитие политических и экономических отношений в Римском государстве способствовали его бурному росту. Из примитивной общины возникло огромное государство, объединившее почти весь культурный мир и превратившийся в "центр политической жизни мира" и "центр торгового оборота". В результате этого возникло римское право, которое впоследствии стало не только правом античного мира, но и существенно определило развитие юридической мысли Запада. Римскому праву были присущи такие черты, как: универсальность, четкость формулировок, совершенная юридическая техника, ясность построения и аргументация, глубокая жизненная конкретность и практичность, а также полное соответствие юридических выводов интересам господствующего класса. Оно является базой для изучения теории гражданского права. Предмет римского права Предмет римского права составляют важнейшие институты имущественного права периода принципата (первые три века н. э.) и периода абсолютной монархии (конец III в. до сер. VI в. н. э.). Римские юристы разделяли право на две области - публичное и частное. Частное Римское право Регулирует отношения преимущественно с помощью диспозитивных, уполномочивающих норм, т.е. эти нормы предоставляли заинтересованным лицам самим определять складывающиеся отношения. Согласно определению римского юриста классического периода Ульпиана: Частное право - это "право, которое относится к интересам отдельных лиц".

Значение римского частного права для современной юриспруденции.

Значение римского права определяется егоогром­ным влиянием не только на последующее развитие права, но и наразвитие культуры в целом. Римского права пропитана и теория граж­данского права. Поэтому изучить достаточно глубоко гражданское право, не зная права римского, невозможно. Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юридической теории и практике (например, реституция, виндикация, универсальное преемство, наследственная трансмиссия и т.д.), могут быть наилучшим образом усвоены лишь при изучении их у самого истока образования. Во многих правовых системах римские термины и понятия сохраняются, и потому юристу необходимо отчетливо понимать их смысл. Далее, римское право, отличающееся четкостью определений, вообще хорошей юридической техникой, может помочь современному юристу в приобретении на­выков четко отграничивать и формулировать юридиче­ские категории. Овладение же юридической техникой необходимо и для законотворческой работы, и для правильного приме­нения закона. Законы должны излагаться не только по­нятным для всякого языком, но, кроме того, так, чтобы редакция закона, его текст вполне соответствовали тому, что законодатель хотел выразить. Римское право, отличающееся точностью и чеканно­стью формулировок, представляет собой блестящий об­разец такого подхода.

Ф. Энгельс говорил даже, что «римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений» .1

Роль римского права в истории права. Его значение для современного юриста

1. Когда-то римское право называли «писаным разумом» (ratio scripta). Разумеется, современное частное право ушло далеко вперед в регламентации сложнейшей сферы имущественных отношений, особенно торгового (коммерческого) оборота. "" Однако и многие новейшие юридические конструкции как из кирпичиков складываются из основных, элементарных понятий и категорий, разработанных именно в римском праве. С этой точки зрения римское частное право продолжает оставаться основой для изучения гражданского и торгового законодательства и базой для подготовки квалифицированных юристов.

2. Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом.

Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство и т.д.).

Ф. Энгельс говорил даже, что «римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений» .

Эти особенности римского права способствовали тому, что, когда развивающаяся промышленность и торговля средневековой Европы потребовали более совершенной правовой надстройки, когда феодальные нормы обычного права перестали удовлетворять требованиям жизни, произошел интереснейший процесс - рецепция римского права.

Войдя через рецепцию в практику средневековых государств, римское право пропитало собой затем и последующие кодификации гражданского права.

3. Соками римского права пропитана и теория гражданского права. Поэтому изучить достаточно глубоко гражданское право, не зная права римского, невозможно. Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юридической теории и практике (например, реституция, виндикация, универсальное преемство, наследственная трансмиссия и т.д.), могут быть наилучшим образом усвоены лишь при изучении их у самого истока образования. Конечно, в ряде случаев современное гражданское право успешно обходится без заимствования терминов, возникших в римском праве (например, в Гражданском кодексе Российской Федерации вместо римского термина “цессия права” употреблен без всякого ущерба для дела термин «уступка права»). Но во многих правовых системах римские термины и понятия сохраняются, и потому юристу необходимо отчетливо понимать их смысл.

4. Далее, римское право, отличающееся четкостью определений, вообще хорошей юридической техникой, может помочь современному юристу в приобретении навыков четко отграничивать и формулировать юридические категории.

Овладение же юридической техникой необходимо и для законотворческой работы, и для правильного применения закона. Законы должны излагаться не только понятным для всякого языком, но, кроме того, так, чтобы редакция закона, его текст вполне соответствовали тому, что законодатель хотел выразить. Необходимо, чтобы формулировки закона охватили все те отношения, которые законодатель желал урегулировать, но в то же время, чтобы редакция закона не давала повода применяь его к таким отношениям, на которые законодатель не имел в виду распространять его действие. Закон есть общая норма, а общее должно охватить все богатство отдельного. Реализация всех этих требований, предъявляемых законодателю, предполагает владение высокой юридической техникой.

Равным образом и применяющий закон, делающий из общих норм выводы для отдельных конкретных случаев жизни, также должен обладать развитой юридической техникой. Юристу, применяющему закон, необходимо уметь проанализировать и общую норму закона, и фактический состав конкретного жизненного случая и в конечном итоге сделать правильный вывод. Римское право, отличающееся точностью и чеканностью формулировок, представляет собой блестящий образец такого подхода.

Раздел I
Источники римского права

§ 1. Понятие и виды источников права. § 2. Обычное право и закон. § 3. Эдикты магистратов. § 4. Деятельность юристов. § 5. Кодификация римского права

А) Значение римского частного права в истории развития человечества и в современной юриспруденции, значение римского частного права для современного юриста.

Введение в курс «основы римского гражданского права».

Многие новейшие юридические конструкции, как из кирпичиков, складываются из основных, элементарных понятий и категорий, разработанных именно в римском праве. С этой точки зрения римское частное право продолжает оставаться основой для изучения гражданского и торгового законодательства и базой для подготовки квалифицированных юристов. Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом. Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство…). Особенности римского права способствовали тому, что когда развивающаяся промышленность и торговля средневековой Европы потребовали более совершенной правовой надстройки, когда феодальные нормы обычного права перестали удовлетворять требованиям жизни, произошел интереснейший процесс – рецепция римского права. Войдя через рецепцию в практику средневековых государств, римское право пропитало собой затем и последующие кодификации гражданского права. Римское право – это право, которым руководствовалась одна часть общества, образовавшегося на развалинах Римской империи, - побежденное население, давно привыкшее к римской культуре и римскому праву. Победоносные варвары, разрушившие памятники науки и искусства, оставили неприкосновенным римское право. Под рецепцией римского права понимается распространение влияния юстиниановского законодательства на Западе Европы с конца 15 века, особенно в 16 веке, которое достигло признания за ним силы положительного права.

Соками римского права пропитана и теория гражданского права. Поэтому изучить достаточно глубоко гражданское право, не зная права римского, невозможно. Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юридической теории и практике (реституция, виндикация, наследственная трансмиссия), могут быть наилучшим образом усвоены лишь при изучении их у самого истока образования. Во многих правовых системах римские термины и понятия сохраняются, и потому юристу необходимо отчетливо понимать их смысл.

Римское право, отличающееся четкостью определений, вообще хорошей юридической техникой, может помочь современному юристу в приобретении навыков четко отграничивать и формулировать юридические категории. Овладение юридической техникой необходимо и для законотворческой работы, и для правильного применения закона. Законы должны излагаться не только понятным для всякого языком, но, кроме того, так, чтобы редакция закона, его текст вполне соответствовали тому, что законодатель хотел выразить. Необходимо, чтобы формулировки закона охватили все те отношения, которые законодатель желал урегулировать, но в то же время, чтобы редакция закона не давала повода применять его к таким отношениям, на которые законодатель не имел в виду распространять его действие. Закон есть общая норма, а общее должно охватить все богатство отдельного. Реализация всех этих требований, предъявляемых законодателю, предполагает владение высокой юридической техникой.

Равным образом и применяющий закон, делающий из общих норм выводы для отдельных конкретных случаев жизни, также должен обладать развитой юридической техникой. Юристу, применяющему закон, необходимо уметь проанализировать и общую норму закона, и фактический состав конкретного жизненного случая и в конечном итоге сделать правильный вывод. Римское право, отличающееся точностью и чеканностью формулировок, представляет собой блестящий образец такого подхода.

Понятие и система римского частного права как учебного курса. Значение изучения римского права для современного юриста.

Римское право - право античного Рима, Римского государства рабовладельческая формации.

Право в объективном смысле - совокупность правовых норм, в субъективном смысле - право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различные которых проводились путем противопоставления интересов государства и общества, и общества интересам отдельных личностей.

Частное право - совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «касается выгоды, интересов отдельных лиц». Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировало : имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения; порядок заключения брак, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и суперфиций); обязательственные правоотношения, т.е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнения; наследование, т.е. переход имущества к другим лицам после смерти наследователя. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права, поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательное, управомочивающие, разрешающие нормы , т.е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частое право могло изменяться либо применяться, либо нет. Частное право, в отличие от публичного, - действительно право, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право - самая оформленная и законченная часть римского права.

Есть 2 системы изложения курса римского права:

1.Институциональная система (институция - учебник по РП Гай разделил учебник на 3 части - 3-ч звенная система):

a. Раздел о лицах;

b.Раздел о вещах;

c. Раздел об исках.

2.Пандектная система (пандекты - общий свод, собрание).

Труд больших усилий, общее собрание сочинений. Изложили римский материал по другому. Наличие общей части . Специальная часть поделена на 4 раздела: Вещное право, семейное право, обязательное право, наследственное право.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

Абсолютная монархия – форма государственного правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, она ничем не ограничена, конституция и парламент отсутствуют, разделения власти на ветви не существует.

Автономия – форма самоуправления части территории унитарного, а иногда и федеративного государства.

Административная юрисдикция – установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд).

Административно-территориальное устройство – разделение территории государства на определенные части (области, районы, провинции и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов власти.

Акт юридический (правовой акт) – официальный письменный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений.

Акт применении норм права – индивидуальное, государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела.

Акты официального толкования нормы права – правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснения норм права.

Активное избирательное право – право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов, а также в референдумах.

Аналогия закона – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующей сходные с рассматриваемой ситуацией отношения.

Аналогия права – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе принципов права, духа законодательства.

Апатриды - липа, не имеющие прав гражданства в каком-либо государстве.

Апелляция – одна из форм обжалования судебного приговора.

Арбитраж – орган для разрешения имущественных и связанных с ними неимущественных споров, образованный по соглашению сторон или компетентными органами.

Бланкетные диспозиции – не излагают правило поведения, а отсылают для ознакомления с ним к правилам, положениям, инструкциям и пр.

Вето – запрет, налагаемый главой государства на решение органа исполнительной или законодательной власти.

Власть (социальная) – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, насилия.

Власть государственная политическое руководство обществом при помощи государственного аппарата.

Вменяемость нормальное состояние психики здорового человека; выражается в способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

Глава государства – высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти и верховным представителем государства в сфере внешних отношений.

Гипотеза – часть нормы права, указывающая на конкретные условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых начинает действовать норма.

Государственный аппарат - система органов государства, т е. органов, через которые осуществляется государственная власть.

Государственное принуждение – это осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных или государственных интересов.

Государственный суверенитет – политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти как внутри, так и вне границ государства, состоящее в праве государства самостоятельно и свободно решать все свои дела.

Государственное устройство – внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Государственный орган – относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Государство – суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарата принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций.

Гражданство – политическая и правовая связь лица с государством.

Гражданское общество – такое состояние сообщества людей в данном государстве, которое развивается на основе притязаний индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве и саморегулирования без произвольного вмешательства государства либо при его минимальном участии

Грамматический (филологический, языковой, текстовой) способ толкования – состоит в уяснении смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта (выясняется значение отдельных слов, устанавливаются грамматические связи слов, определяется семантическая структура предложений, обращается внимание на знаки препинания, союзы, вводные слова).

Дееспособность – способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.

Действие нормативно-правового акта – обязательность исполнения закона или иного нормативно-правового акта в течение определенного времени, на определенной территории (в пространстве) и в отношении конкретного круга лиц.

Действия – такие юридические факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношений

Делегированное (легальное) правотворчество – издание правительством (или другими органами исполнительной власти) в соответствии с Конституцией и иными законами или по уполномочию парламента нормативных актов.

Деликт – деяние, причиняющее вред личности или обществу.

Деликтоспособность – способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Демократия – народовластие; форма общественной власти государства, основанная на признании народа в качестве источника власти.

Деформация правосознания – это его искажение, «разрушение» позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п.

Диспозитивный (автономный) метод правого регулирования – способ воздействия, предоставляющий субъектам права возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом.

Диспозиция – часть нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать субъекты права.

Договор нормативного содержании – по двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права.

Должностное лицо – лицо, осуществляющее постоянно или временно функции представителя власти, а также занимающее постоянно или временно в государственных иди общественных учреждениях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административных обязанностей.

Доктринальное (научное) толкование – разъяснение норм права научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, научных комментариях, устных и письменных обсуждениях проектов нормативных актов.

Закон – правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными (представительными) органами государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законность – точное, строгое и неукоснительное соблюдение исполнение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативных правовых актов.

Законодательная (представительная) власть – одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве, осуществляемая избранными народом законодательными (представительными) органами, обладающая исключительным правом издавать законы.

Законодательная инициатива – право внесения законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой.

Злоупотребление правом – использование субъективного права в противоречии с его социальным назначением, влекущее за собой нарушение охраняемых интересов другого лица.

Импичмент – специальная юридическая процедура, которая предусматривает лишение полномочий главы государства.

Индивидуальный статус – фиксирует правовое положение отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемую работу и пр.), он подвижен, динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни человека переменами.

Индивиды (физические липа) – граждане государства, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

Инкорпорация – форма систематизации законодательства, при которой нормативные акты без изменения их содержания объединяются в различного рода сборники и собрания.

Иск – обращение в суд с целью защиты нарушенного или оспариваемого субъективного права.

Исполнительные органы государственной власти – органы, призванные обеспечить реализацию политики государства и исполнения законов, принятых представительными органами.

Историко-юридический способ толкования - состоит в уяснении смысла правовых норм на основе исследования историко-политических условий их принятия.

Источник (форма) права (в формально-юридическом смысле) - способы внешнего выражения и закрепления содержания правовых предписаний, придания им общего и обязательного для исполнения (соблюдения) характера.

Казуальное толкование - характеризуется обязательностью, индивидуальным характером, однократным использованием применительно к конкретному случаю.

Казус - событие, случайное действие, которое наступает без волевого участия субъектов правоотношений.

Кассация - обжалование, опротестование в вышестоящий суд судебных решений, не вступивших в законную силу.

Кворум - количество участников собрания, необходимое для признания его решения правомочным.

Кодекс - значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений.

Кодификация - форма систематизации законодательства, при которой происходит существенная внутренняя переработка правового материала, в результате чего создается принципиально новый акт.

Коллизионные нормы - предписания, принимаемые с целью устранения коллизий, либо устанавливающие порядок разрешения противоречий между юридическими нормами.

Компетентное (профессиональное) толкование - разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от сведущих в области права лиц - юристов-практиков, должностных лиц и т.п.

Компетенция - совокупность прав и обязанностей любого коллективного субъекта права.

Конкретные правоотношения - правовые связи, субъекты которых, во всяком случае один из них (носитель субъективного права), определены путем поименной индивидуализации.

Консолидация – форма законодательства, при которой осуществляется объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким вопросам в один укрупненный акт, при этом не происходит изменения их содержания, но каждый из объединяемых актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.

Конфедерации - представляют собой объединение государств, которые сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления и при этом создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических и пр.).

Легальное (разрешенное, делегированное) толкование – разъяснение смысла правовых предписаний, которое осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено.

Логический способ толкования - состоит в исследовании не отдельных слов, а внутренних связей между частями нормативного акта, логической структуры правовых предписаний путем непосредственного использования законов и правил логики (логические преобразование, выводы от противного и пр.).

Мажоритарная система - система определения результатов голосования, по которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов.

Местное самоуправление - особый вид публичной власти, осуществляющей самостоятельное решение населением какой-либо территориальной общности (сельская община, район, город и т.п.) вопросов местного значения с финансированием за счет местных ресурсов и под ответственность населения указанной общности.

Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения.

Методы теории государства и права - это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается право и государство.

Механизм государства (государственный аппарат) – система государственных органов, учреждений и организаций, при помощи которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства.

Механизм правового регулирования - взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (фараона, короля, царя, императора, шаха) и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.

Мононормы - единые, нерасчлененные специфические социальные нормы (образцы, правила поведения) первобытного общества.

Мораторий - отсрочка исполнения обязательств, устанавливаемая на определенный срок.

Налоги - устанавливаемые государством обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц.

Неофициальная инкорпорация - создание издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных государственных органов.

Неофициальное толкование - разъяснение смысла правовых норм, которое дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими полномочиями официально разъяснять правовые предписания.

Норма пряна - это общеобязательное, формально-определенное, государственно-властное веление субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения.

Нормативное толкование - характеризуется государственной обязательностью, общим характером, возможностью неоднократного использования, при этом не ведет к созданию новых правовых норм.

Нормативно-правовой акт – официальный письменный документ, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.

Нормы морали – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе представлений о добре и зле, о справедливости и несправедливости и т.д.

Нормы-дефиниции - предписания, содержащие определения правовых понятий и категорий.

Нормы-принципы – предписания, выражающие и закрепляющие принципы права.

Обратная сила закона (ретроактивность) - распространение действия норм данного закона на общественные отношения, имевшие место до его вступления в законную силу.

Общественный порядок - состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на соблюдении и исполнении всеми субъектами всех действующих в обществе социальных норм.

Общий правовой статус - статус лица как гражданина государства, члена общества (определяется Конституцией страны, является единым, одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью).

Объект права - общественные отношения, которые подлежат правовому регулированию.

Объект правоотношения – те материальные и духовные блага, по поводу которых у субъектов правоотношений возникают взаимные права и обязанности.

Объект правонарушения - общественные отношения, находящиеся под охраной права, которым причинен вред (или создана угроза такого причинения) совершенным правонарушением.

Объективная сторона правонарушения - характеризует его проявление вовне; основными элементами являются деяние (действие или бездействие), его противоправность, общественно-вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями; факультативными элементами являются место, время, способ, обстановка совершения правонарушения.

Обыденное толкование - разъяснение, осуществляемое любым гражданином.

Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.

Ограниченная монархия - организация высшей государственной власти, при которой власть монарха ограничена конституцией или каким-либо представительным органом.

Омбудсмен – уполномоченный по правам человека, в задачу которого входит сбор информации о нарушениях прав человека и содействие тем, чьи права были нарушены.

Опубликование закона (промульгация) - помещение принятого закона в определенном печатном издании с целью широкого ознакомления с его содержанием общественности и отдельных граждан, а также должностных лиц.

Органы судебной власти - государственные учреждения, осуществляющие правосудие.

Относительные правоотношения - правовые связи, в которых поименно определены все участники (носители субъективного права и юридической обязанности).

Относительные события - жизненные обстоятельства, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения, но связаны с волей третьих лиц.

Отрасль права - совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования.

Официальное толкование - разъяснение смысла правовых норм, которое дается уполномоченными на то субъектами (государственными органами и должностными лицами), закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов.

Парламент - общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции.

Парламентская (парламентарная) республика - форма республики, которая характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность

Переживание закона (ультраактивность) – продолжение действия норм закона после его отмены.

Подзаконные нормативные акты – принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Подотрасль - совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений.

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между различными субъектами по поводу управления обществом и осуществления государственной власти.

Политическая партия - добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

Политическая система общества - система всех политических явлений, которые существуют в социально неоднородном обществе.

Политический (государственно-правовой) режим - совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Поощрение (правовое) - способ правового регулирования, выражающийся в награждении субъектов за определенное поведение.

Правительство - высший исполнительный орган государства.

Право - это система общеобязательных, формально-определенных норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения.

Право собственности – совокупность юридических норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ определенным лицам (право владения, пользования, распоряжения).

Правовая культура - совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере.

Правовая презумпция - предположение, согласно которому факт или состояние считаются имеющими место, пока не будет доказано обратное.

Правовая система - совокупность взаимосвязанных, взаимно согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовая фикция - несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия.

Правовое воздействие - пути, способы, формы влияния права на общественные отношения.

Правовое воспитание - целенаправленный и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Правовое государство - особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

Правовое регулирование - осуществляемое при помощи системы правовых средств целенаправленное воздействие на общественные отношения; форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями, содержащимися в нормах права.

Правовой институт - совокупность норм, регулирующих определённый участок (сторону) однородных общественных отношений.

Правовой нигилизм - отрицание социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона, резкое критичное отношение к требованиям уважения и соблюдения права

Правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения, которому государство придает общеобязательное значение.

Правовой прецедент (судебный или административный) - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.

Правовой статус личности - юридически закрепленное положение личности в обществе.

Правовые отношения - возникающие на основе норм права, волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Правомерное поведение - общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов личности, общества и государства поведение субъектов права, соответствующее нормам права, гарантируемое и охраняемое государством.

Правомочие предусмотренное законом требование уполномоченного лица выполнения обязанностей от обязанной стороны.

Правонарушение – общественно-опасное, виновное, противоправное деяние, влекущее юридическую ответственность

Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на исполнении и соблюдении всеми субъектами права всех действующих на территории государства норм права.

Правосознание – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений и т.п., в которых выражается отношение людей к праву действующему и желаемому.

Правоспособность - способность лица иметь в силу норм права субъективные права и нести юридические обязанности (возникает в момент рождения и прекращается смертью).

Правосубъектность (праводееспообность) - способность лица быть субъектом права.

Правотворчество – разработка, принятие и издание государством специальных документов, содержащих нормы права.

Преамбула - вводная или вступительная часть законодательного акта.

Предмет правового регулирования - обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права.

Предмет теории государства и права - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Предметная инкорпорация - размещение нормативно-правовых актов в единых сборниках по предмету правового регулирования.

Президентская республика - форма республики, при которой президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти, избирается населением или выборщиками, он свободен в назначении министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом.

Преступление - наиболее общественно опасное правонарушение, предусмотренное уголовным законом.

Применение права - государственно-властная, организующая деятельность конкретных государственных органов и должностных лиц по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний.

Принципы права - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе нрава, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.

Пробел в праве - полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношении и потребностями практического решения дел.



Просмотров