Распространенный прием при написании акта ревизии. Акт ревизии и его значение в деятельности предприятия. Обязательные пункты акта ревизии

Результаты-ревизии оформляются актом, который подписы­вается руководителем ревизионной группы, членами ревизион­ной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.

Акт ревизии считается документом, обобщающим результа­ты ее проведения и имеющим юридическую силу, т.е. принимае­мые в качестве источников доказательства. Такие свойства акта ревизии обусловливают необходимость соблюдать общий поря­док его оформления.

Акт ревизии должен быть также лаконичным документом, написанным просто, ясно, деловым языком.

Акт составляется, как правило, в трех экземплярах. Один экземпляр оформленного акта ревизии вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения. Другой - направляется руководителю организации, назначившей ревизию, а третий - остается в делах контрольно-ревизионного отдела. Все приложения к основному акту ревизии нумеруются: в конце акта необходимо перечислить все приложения к нему.

Для ознакомления с актом ревизии отводится, как правило, 5 рабочих дней. При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой орга­низации делают об этом оговорку перед своей подписью и од­новременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии.

Руководитель ревизионной группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные замечания.

В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизуемой группы в конце акта проводит запись об их ознакомлении с ак­том и отказе от подписи или получения акта.

В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуе­мой организации по почте (заказным письмом) или иным спосо­бом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экзем­пляру акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизион­ном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт от­правления акта.

Акт ревизии состоит из вводной (общей) и описательной (ос­новной) частей.

Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:

Наименование темы ревизии;

Дату и место составления акта ревизии;

Кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дату удостоверения, а также указание на плановый ха­рактер ревизии или ссылку на задание);

Проверяемый период и сроки проведения ревизии;

Полное наименование и реквизиты организации, иденти­фикационный номер налогоплательщика (ИНН);

Ведомственная принадлежность и наименование выше­стоящей организации;

Сведения об учредителях;

- основные цели и виды деятельности организации;

Имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

Перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учрежде­ниях;

Кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто является главным бухгалтером; У кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сдела­но в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений. Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необхо­димую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии. В описательной части акта ревизии могут быть выделены следующие разделы (построение этой части строго не регламен­тируется):

Денежные средства, кассовые и банковские операции. Расчетные и кредитные операции.

Производство и реализация продукции.

Основные средства.

Товарно-материальные ценности.

Труд и заработная плата.

Затраты производства и себестоимость.

Прибыль, фонды и резервы.

Инвестиции.

Бухгалтерский учет, отчетность и внутрихозяйственный контроль.

Выполнение решений по результатам предыдущей реви­зии.

Приложения к акту.

В акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреб­лений, бесхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списа­ния материальных ценностей и т.д. Все записи в акте должны быть бесспорными, точными и неопровержимыми.

В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответ­ственных лиц ревизуемой организации квалифицировать их по­ступки, намерения и цели (в частности «расхитил денежные средства», «присвоил государственное имущество»).

Вскрытые ревизией факты злоупотреблений, незаконного расходования средств и другие нарушения, включенные в акт ревизии, должны подтверждаться подлинными документами, ко­пиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, ведомостями, объяснениями и т.д. При изъятии подлинных документов на место изъятого по­мещают копию с указанием на обороте основания и даты изъя­тия подлинника или изъятые подлинные документы оформляют описью, подписанной ревизором и главным бухгалтером реви­зуемого предприятия. Подлинные документы прилагаются к акту ревизии в тех случаях, когда они являются и средством преступления и доказательством совершенного злоупотребле­ния. Прежде всего к таким документам будут относиться под­ложные документы, содержащие материальный и интеллекту­альный подлог, сохранность которых на ревизуемом предприя­тии вызывает опасение.

Выявленные факты однородных массовых нарушений (на­пример, по результатам проверки авансовых отчетов подотчет­ных лиц и т.п.) группируются в ведомостях, прилагаемых к акту ревизии, а в акте приводятся только итоговые данные и содержа­ние этих нарушений со ссылкой на соответствующее приложе­ние. В этих случаях в прилагаемом к акту ревизии перечне нару­шений указываются: проверяемый период, дата и номер доку­мента, наименование нарушенного законоположения, содержа­ние нарушения, фамилия, инициалы и должность виновного лица, сумма ущерба.

Промежуточные акты необходимы в тех случаях, когда фак­ты, установленные в момент проверки, не могут быть подтверж­дены документами. Их составляют по результатам инвентариза­ции кассы, материальных ценностей, готовой продукции, основ­ных средств, состояния расчетов и по другим операциям. Проме­жуточные акты подписываются членами ревизионной группы и должностными лицами. В основном акте кратко излагается сущ­ность нарушений, отмеченных в промежуточных актах, и делает­ся ссылка на них.

Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие дол­жны стремиться к разумной краткости изложения при обстоя­тельном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопро­сы программы ревизии.

Материалы каждой ревизии представляются руководителю ревизионного органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. На последней стра­нице акта ревизии руководителем контрольно-ревизионного органа либо уполномоченным им на то лицом делается отметка: «Материалы ревизии приняты», указывается дата и им подпи­сывается.

Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизионного органа должны составлять отдельное дело с соот­ветствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.

9.3. Особенности проведения ревизий по требованию правоохранительных органов

В случае выявления ревизорами признаков преступления ма­териалы ревизий передаются правоохранительным органам и мо­гут служить поводом к возбуждению уголовного дела.

Учитывая широкие возможности относительно выявления и Предупреждение преступлений, следственные органы часто при­бегают к организации ревизии во время расследования преступ­лений, содеянных в сфере производственной и финансово-хо­зяйственной деятельности предприятий. Порядок их проведения регламентируется соответствующими предписаниями следствен­ных работников.

При возникновении необходимости проведения докумен­тальной ревизии в процессе следствия судебно-следственные органы направляют постановление соответствующим органам экономического контроля, на основании чего издается приказ (распоряжение) о ее назначении. В постановлении кратко ука­зывается суть дела, объем ревизии, за какой период и в какой срок она должна быть проведена, какие виды операций и у каких материально ответственных лиц следует их проверить, перечень вопросов, подлежащих проверке.

Срок проведения ревизии не должен превышать одного меся­ца, поскольку промедления с расследованием уменьшает актуаль­ность и вероятность полного выявления всех злоупотреблений.

Задание следственных органов затем принимается в каче­стве программы ревизии, план проведения которой разрабаты­вается контролерами в строгом соответствии с поставленными вопросами.

В ходе проведения такой ревизии контролеры призваны дать объективный ответ на все вопросы, поставленные следственны­ми органами. То есть работать с ними в постоянном контакте, уточняя при необходимости объем проверяемых объектов, при­емы контроля, состав привлекаемых лиц для получения инфор­мации или экспертизы контрольных данных. Большое внимание должно уделяться точности определения характера нарушения, размера материального ущерба, виновных лиц, ссылок на законо­дательные и нормативные акты и документальному подтвержде­нию ответов на вопросы следователя.

Будучи бухгалтером, строителем, технологом, менеджером или другим специалистом, ревизор не только исследует пред­ставленные ему материалы и строит заключения на основании специальных знаний, а и сам активно собирает материалы, про­водит инвентаризации, обследования, обмеры выполненных ра­бот, запуски сырья и материалов в производство, встречные проверки в других организациях и т.п. Другими словами, реви­зор не только применяет специальные знания, опыт, но и вы­полняет функции, присущие в криминальном процессе лишь следователю. Как результат, следователь получает акт ревизии с приложенными к нему документами и другими материалами (изъятые документы, письменные объяснения материально ответственных лиц, свои заключения на них, промежуточные акты инвентаризации, расчеты потерь в пределах норм естественной убыли, расчеты материального ущерба и т. д.). С его помощью следователь устанавливает фактические данные, ко­торые важны для дела, и использует их для обоснования соот­ветствующих обстоятельств.

Как и при обычных ревизиях, в акте данной ревизии не до­пускаются правовые и морально-этические оценки и формули­ровки, квалифицирующие действия должностных и материально ответственных лиц.

В качестве приемов контроля широко используются изучение документов, их встречная сверка, письменные объяснения соответствующих лиц, инвентаризация, а при необходимости экспертная оценка бухгалтерских документов и записей, пись­менный запрос соответствующих организаций. Как правило, подлежащие проверке вопросы, изучаются сплошным методом, что позволяет более точно определить сумму материального ущерба.

При поиске подложных (недоброкачественных) документов необходимо учитывать следующие обстоятельства:

При попытке сокрытия в учете следов преступления ин­теллектуальный подлог совершается более простым спо­собом, т.е. путем «подгонки» и информационной увязки данных в документах, «наглядно» связанных между собой и, как правило, в пределах непосредственной доступнос­ти исполнителя;

- ряд взаимосвязанных документов по времени составляет­ся раньше сомнительного, следовательно, для «увязки» их исправляют задним числом. Это может вызвать потреб­ность в проведении криминалистической экспертизы по техническому исследованию документов;

Часть документов защищена системой нумерации в про­шнурованных журналах, которая затрудняет приведение всей системы документальных данных в состояние взаи­моувязки. В связи с этим возможны технические поддел­ки, т.е. материальный подлог, также требующий проведе­ния криминалистической экспертизы;

Так называемые первичные документы в общей информа­ционной цепи не являются истинно первичными, т.е. из­начальными (у первичного документа - расходного кас­сового ордера на выплату перерасхода подотчетной сум­мы - обязательно должен быть источник информации: запись в сводном учетном регистре, авансовый отчет, приказ на командировку).

Поэтому все указанные связи должны быть проверены. При обнаружении разрыва цепи последовательного оформления до­кументов встает вопрос о достоверности не только первичных документов, но и данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. В тоже время отсутствие документов еще не означает, что их вообще не было. Документы могли быть утеряны, похищены, уничтожены.

Криминалистическая экспертиза документов осуществляется в специальных лабораториях путем исследования доказательств с целью установления преступлений и предотвращения их в бу­дущем. С помощью этого способа можно обнаружить подделан­ный (фальшивый) документ. Подделка документов выражается в дописках, зачеркиваньях, частичном или полном изъятии текстов путем подчистки, вымывания, вытравления, вырезания и вклеи­вания, в подделке почерков лиц.

Подчисткой называют механическое изъятие штрихов тек­ста путем вытирания или соскребания острым предметом. Основ­ные признаки подчистки: нарушения структуры верхнего пласта бумаги, уменьшения толщины бумаги в месте подчистки, расплыв чернильных штрихов, повреждения знаков, линовки.

Вытравлением называется изъятия штрихов документа пу­тем химического разрушения или обесцвечивания чернила. Ре­визор может установить признаки вытравления путем внимательного обзора документа. Основные признаки вытравления: матовые пятна на бумаге, пожелтелые, локализованные участки белой бумаги, изменение цвета и расплывания штрихов.

Документы, подлинность или правильность составления ко­торых вызывает сомнения либо требует дополнительной провер­ки, подлежат изъятию.

При необходимости изъятия документов из дел ревизуемой организации контролеры должны получить письменное распо­ряжение соответствующих судебно-следственных органов и проводить указанное изъятие с разрешения руководителя этой организации.

В соответствием с «Положением о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и организаций», утвержден­ном Министерством финансов СССР 18 октября 1983 г. изъятие может проводиться двумя способами: путем помещения на место изъятого документа его машинописной или фотографической ко­пии с указанием на обороте основания и даты изъятия данного документа, либо путем составления акта на изъятие тех или иных документов с указанием их вида, даты, номера и суммы.

Изъятые документы прилагаются только к первому экземпля­ру акта ревизии, направляемому судебно-следственным органам. Передача ревизионных материалов осуществляется органом, на­значившим данную ревизию, путем направления письма с указа­нием в нем перечня документов.

Так как ревизионные материалы приобщаются к уголовно­му делу, контролеры должны особенно тщательно проверять все сомнительные операции, имеющие различное толкование про­веряющих и проверяемых лиц. В ходе проведения этой ревизии в обязательном порядке должно быть обеспечено присутствие материально ответственных лиц, деятельность которых подвер­гается проверке. При наличии у них возражений или замеча­ний по существу проверяемых вопросов контролеры должны провести повторную проверку, ознакомив эти лица с ее резуль­татами.

Каждое российское предприятие должно проводить инвентаризацию. Названной сверке подлежат имущество, обязательства, а также деньги, находящиеся в организации. Результаты проверок юридическое лицо должно оформить с использованием документов, бланки которых утверждены законодательно или же разрабатываются конкретным субъектом деятельности. Важно отметить, что среди установленных документов, применяемых при инвентаризации, отсутствует бланк акта ревизии наличных денежных средств.

Инвентаризация

Министерство финансов Российской Федерации Приказом от 13.06.1995 N 49 разработало и утвердило Методические указания по проведению инвентаризации. Данный акт регламентирует не только порядок назначения и осуществления сверки, но и способы оформления итогов проверки.

Согласно указанным разъяснениям Министерства финансов России любая инвентаризация начинается с принятия руководством предприятия решения о сверке. Соответствующее распоряжение оформляется приказом, который должен содержать наименование объекта проверки и сроки ее проведения.

Окончание сверки оформляется составлением документов, формы которых изначально были утверждены Минфином РФ в вышеназванном Приказе. Важно отметить, что документ, называющийся актом ревизии кассы, финансовое ведомство в своем нормативном предписании не утверждало.

Министерство финансов России в пункте 2.5 Методических указаний особо подчеркнуло тот факт, что разработанные формы являются примерными.

Позднее Госкомстат Российской Федерации утвердил Постановление от 18.08.1998 N 88 , которым ввел в действие бланки, применяющиеся и в настоящее время. Однако и указанный нормотворческий документ не содержит акт ревизии наличных денежных средств.

Важно подчеркнуть, что, несмотря на отсутствие утвержденной формы документа о ревизии наличных денег, каждое предприятие вправе разработать соответствующий акт самостоятельно.

Данный вывод следует из того факта, что в настоящее время бланки документов, утвержденные Госкомстатом и применяемые для оформления инвентаризации, не являются обязательными.

Образец акта ревизии кассы

И ревизия, и инвентаризация являются схожими процедурами. Целью обоих указанных инструментов выступает проверка соответствия количества наличных в кассе сведениям бухучета.

С учетом изложенного выше возможно предположить, что бланк инвентаризации наличных денежных средств по форме № ИНВ-15 может явиться моделью для разработки бланка акта ревизии кассы.

Данный вывод обосновывается также возможностью и правом каждого предприятия разработать и ввести в оборот собственные формы документов, которыми оформляются те или иные контрольные мероприятия.

Кроме того, надо помнить, что Госкомстат России своим Постановлением от 18.08.1998 N 88 отнес бланк ИНВ-15 к первичной учетной документации. Соответственно, допускается использовать данную форму в качестве акта ревизии кассы предприятия.

Заполнять вышеназванный документ следует аккуратно. Не допускается наличие ошибок, помарок или подчисток. Форма акта должна обязательно содержать:

  • наименование предприятия и указание на его подразделение;
  • ссылку на соответствующий приказ;
  • расписку ответственного работника, гарантирующую сохранность наличности;
  • указание на сумму денег в кассе, выявленную полистным пересчетом;
  • пояснения по несовпадению фактических сведений с данными бухучета;
  • подписи комиссии.

Результаты комплексной документальной ревизии оформляют актом (справками). Акт составляет руководитель ревизионной бригады. Этот документ основывается на данных бухгалтерского учета, его содержание определяется программой и заданиями, которые были предусмотрены при назначении ревизии. В нем отражается производственная и финансово-хозяйственная деятельность строительной организации, а также указываются недостатки в работе, нарушения законов, положений и случаи злоупотреблений, хищений, потерь и недостач. В акте ревизии в обязательном порядке следует отражать положительные стороны в работе, применение передовых приемов и методов в производственной и финансово-хозяйственной деятельности.
Материалы ревизии подразделяют на основные акты, накопительные ведомости к ним, частные (промежуточные) и разовые акты. В основном акте излагаются результаты ревизии. Его составляют по окончании ревизии на основании частных (промежуточных) и разовых актов.
В накопительных ведомостях указываются факты нарушений в расходовании материальных, денежных и трудовых ресурсов, недостатки в ведении бухгалтерского учета, отчетности и другие нарушения, если они были оформлены промежуточными или разовыми актами.
Частные (промежуточные) акты ревизии оформляют в тех случаях, когда факты, установленные в момент проверки, не могут быть подтверждены документами. Их составляют по результатам инвентаризации наличных денежных средств в кассе, товарно-материальных ценностей, разными дебиторами и кредиторами и по другим операциям. В основном акте кратко излагается сущность нарушений, отмеченных в промежуточных актах, и делается ссылка на них. Разовые акты составляют по результатам обследования и технического контроля, а также в случаях, если результаты ревизии не оформлялись частными (промежуточными) актами.
Акты ревизий и проверок должны быть составлены грамотно, написаны кратко, ясно и отражать действительность. Конкретные факты нарушений, выявленные при проведении ревизии, должны быть изложены четко. Если в процессе проведения ревизии использовались приемы экономического анализа и составлялись таблицы, их надо прилагать к акту ревизии в виде приложений.
В акте ревизии излагаются только результаты изучения и проверки вопросов, которые предусматривались программой ревизии. Вопросы,
изученные не полностью, в акт ревизии не включаются. Нецелесообразно отражать в акте ревизии факты, не содержащие элементов нарушений и не свидетельствующие о наличии недостатков в работе ревизуемой организации, а также мелкие нарушения. В акте не должно быть предположений. Каждый факт надо проверять полностью и всесторонне. В акте ревизии не следует излагать личные выводы и замечания в адрес руководителей ревизуемой организации, а также применять термины, имеющие характер юридической квалификации действий должностных лиц, например, злоупотребление служебным положением, хищение, бесхозяйственность и т.д.
Выявленные ревизией факты нарушений и недостатков надо излагать в акте ревизии так, как они в действительности имели место. По всем нарушениям следует указывать, какие приказы, инструкции, положения, законы были нарушены, кем и когда, способ нарушения; причинен ли организации ущерб и в каком размере; сколько возмещено ущерба в ходе ревизии (если он возмещался). Эти данные необходимы для привлечения к ответственности виновных лиц.
Схема построения акта ревизии и порядок его составления определяются ведомственными инструкциями. Как правило, акт документальной ревизии состоит из трех основных частей: вступительной, основной и части с информацией о выполнении решений по предыдущей ревизии.
Во вступительной части указываются дата и место составления акта, фамилии и инициалы ревизоров (аудиторов), основания для ревизии, период, за который она проведена, должности и фамилии руководителей ревизуемой организации за время ревизии. Необходимо также отразить форму собственности, когда образована и где зарегистрирована, организационную структуру организации.
Вступительная часть основного акта ревизии имеет следующий вид.
АКТ
комплексной документальной ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности
(наименование организации)
« » 200_г. г.
На основании
(приказа или распоряжения организации)
от « » 200_г. № ревизионной группой в составе
(указываются должности, фамилии и инициалы, а также
руководитель ревизионной группы)
произведена комплексная документальная ревизия производственной и финансово-хозяйственной деятельности
(указыиапся полное нам.мснинапме оирічш;«івашіои организации)
за период с « » 200_г. по « » 200_г.
Ответственными лицами за обревизуемый период являлись: начальник (директор) строительной организации т.
за весь период (или с 200_г. до 200_г.;
главный бухгалтер т. за весь период (или
с 200_г. до 200_г.
Ревизия начата « » 200_г. и закончена « » 200_г.
Предыдущая ревизия была проведена с « » 200_г.
по« » 200 г.
Следует также указать, какие проверки и кто их проводил за ревизуемый период, какие приняты меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства.
После этого надо изложить форму собственности, организационную структуру и вид деятельности ревизуемой организации. Затем в акте надо указать, какие документы проверены сплошным порядком (кассовые, банковские, расчеты с подотчетными лицами и т.д.) и выборочным методом, период, за который они были изучены и т.д. Следует также указать способы проведения инвентаризаций материальных ценностей, денежных средств и других статей баланса, а также встречных выборочных проверок по расчетам с дебиторами и кредиторами и т.д. Как правило, вступительная часть акта должна заканчиваться словами «Ревизией установлено» или «Ревизией установлено следующее».
Затем по тематическим разделам, применительно к программе ревизии, излагается основная часть акта ревизии. Каждый тематический раздел выделяется римской цифрой и названием. Материал основной части акта ревизии рекомендуется излагать в следующей последовательности: предпринимательская деятельность; внешнеэкономическая деятельность; инвестиционная деятельность (капитальные вложения); организация труда, использование трудовых ресурсов; состояние сохранности и использование имущества организации; состояние и соблюдение кассовой дисциплины; состояние и соблюдение расчетно-пла- тежной дисциплины; затраты на производство и себестоимость строительно-монтажных работ; расчеты с заказчиками и субподрядными организациями; финансовые результаты и использование прибыли; фонды, резервы и средства целевого финансирования; состояние организации бухгалтерского учета и отчетности и другие вопросы, предусмотренные программой проверки.
В третьей части акта ревизии излагается выполнение решений по результатам предыдущей ревизии и проверок, а также других законодательных актов по вопросам производственной и финансовой деятельности.
При выявлении фактов совершения подлога документов ревизор имеет право изымать подлинные документы, взамен которых в делах проверяемого субъекта предпринимательской деятельности оставляются копии или описи изъятых документов, заверенные подписями ревизора и главного бухгалтера проверяемого субъекта. Изъятые документы прикладываются к акту ревизии.
К акту ревизии должны быть также приложены письменные объяснения виновных лиц по вскрытым фактам нарушений и злоупотреблений.
Акт или справка подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем организации, при его отсутствии - заместителем руководителя организации, а при необходимости - другими участниками проверки (ревизии).
При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие его должностные лица проверяемого субъекта хозяйствования делают об этом запись перед своей подписью и не позднее пяти рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку (ревизию). По истечении установленного 5-дневного срока возражения к рассмотрению не принимаются.
При получении от должностных лиц возражений по акту проверки (ревизии) руководитель ревизионной группы обязан проверить обоснованность доводов, изложенных в них и составить письменное заключение, с которым должны быть ознакомлены соответствующие должностные лица проверяемой организации.

Контроль над деятельностью любого предприятия включает в себя проведение ревизионных проверок. Документальным оформлением таковых выступает акт.

Каковы особенности формирования акта ревизии? Ведение хозяйственной деятельности неизбежно требует контроля. Особого внимания требует финансовая сторона.

Для этого предусмотрен целый ряд различных мероприятий. Одним из наиболее эффективных считается ревизия, которая фиксируется документально. Как составляется акт ревизии?

Основные моменты

Ревизия выступает одним из самых эффективных инструментов осуществления контроля над деятельностью экономического субъекта.

Посредством этой процедуры можно получить результаты, действительные на текущий момент. Полученные показатели сравниваются с данными учета, что позволяет определить действительное состояние предприятия.

Проводится ревизия в отношении финансово-хозяйственной деятельности, а именно проверяется первичная документация и проводится имущества.

Проведение ревизии в организации выполняется на основании приказа руководителя. Порядок проверки регламентирует распорядительный документ либо положения, закрепленные в .

Может проводиться ревизия в организации и со стороны внешних контролирующих органов. Так проверку может осуществить Контрольно-счетная палата.

Что это такое

Ревизия это комплекс обязательных контрольных действий по фактической и документальной проверке, касающейся обоснованности и легитимности финансовых и хозяйственных операций организации, свершенных в ревизуемом периоде.

Целью ревизионного мероприятия выступает контроль над соблюдением законодательства РФ в процессе деятельности субъекта, обоснованностью свершаемых операций, передвижением материальных активов и трудовых ресурсов соответственно утвержденным нормативам, нормам и сметам.

Акт ревизии это документ, фиксирующий основные моменты и итоги проведенной ревизии. Здесь отображается перечень осуществленных мероприятий, объект ревизии и полученный результат.

Правильно оформленный акт становится основанием для внесения изменений в учетные данные с целью выправки бухгалтерского учета согласно реальному положению дел.

В случае выявления в процессе ревизии излишков или недостач на основании акта таковые приходуются или списываются.

Каково назначение документа

Но определение истинной финансовой ситуации в организации далеко не единственное назначение ревизионного акта.

Документ отображает все итоги ревизии, а последняя позволяет определить:

  • соответствует ли осуществляемая деятельность учредительной документации;
  • насколько обоснованы расчеты по сметным значениям;
  • как исполнены расходов;
  • использованы ли средства бюджета по назначению;
  • как обеспечивается сохранность ТМЦ и денежных средств;
  • как соблюдается финансовая дисциплина;
  • верно ли ведется бухгалтерский учет и составляется отчетность;
  • имеется ли обоснование операций с денежными средствами и ценными бумагами;
  • законны ли операции с основными средствами и нематериальными активами;
  • каково состояние расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • как осуществляются расчеты по заработной плате;
  • насколько обоснованы произведенные затраты, касающиеся текущей деятельности и затраты капитального характера;
  • как формируются и распределяются финансовые результаты.

Обычно перед проведением любой ревизии составляется рабочая ревизионная программа. В ней определяется перечень вопросов, ответы на которые должна дать ревизия.

Согласно программе формируется акт, в нем фиксируются итоги всех осуществленных мероприятий.

Правовое регулирование

По своей сути, ревизия напоминает инвентаризацию. Несмотря на то, что процессы это разные, есть и сходства. Инвентаризация осуществляется для выявления фактических остатков или долгов организации на текущую дату.

Посредством ревизии проверяется правильность соблюдения ответственным сотрудником требований относительно хранения и учета активов, документов и обязательств.

Но в целом назначение и инвентаризации, и ревизии сводится к установлению текущего состояния дел предприятия на конкретный временной период.

Относительно инвентаризации в сказано, что таковая проводится в порядке, утвержденном экономическим субъектом.

Самостоятельно организация утверждает и необходимость проверки, сроки проведения, перечень проверяемых объектов и прочие нюансы.

Исключение составляют только случаи обязательной инвентаризации. Но и в этом случае порядок инвентаризационных процедур определяется руководителем организации.

Касательно ревизии в законе ничего не сказано. Но логично предположить, что руководствоваться следует положениями об инвентаризации.

Точно также проверка назначается на основании приказа руководителя, который устанавливает порядок и сроки проведения процесса.

Единственным отличием при этом становится то, что при ревизии проверяются не столько объекты, сколько ответственные за их сохранность лица.

Конечная же цель аналогична и в том, и в другом случае – определение фактического наличия активов и долгов и сопоставление полученных результатов с данными бухгалтерского учета.

Акт ревизии это первичный документ, в котором отображается фактические остатки проверяемых объектов на определенную дату. На основе акта корректируется бухучет.

Только при наличии акта можно оприходовать или списать активы. По своему содержанию акт ревизии может отличаться, что обуславливается разными характеристиками и особенностями проверяемых объектов.

Что касается формы ревизионного акта, то она может быть произвольной. Утвержденного бланка для этого не предусмотрено.

Организация может самостоятельно разрабатывать форму акта для каждого отдельного случая ревизии либо создать единый шаблон, корректируя его по необходимости.

Основное требование к акту это наличие обязательных для первичной документации реквизитов, предусмотренных ФЗ №402. С 2013 года применение унифицированных форм носит рекомендательный характер.

Но для оформления ревизии вполне могут использоваться акты инвентаризации, утвержденные .

Важным требованием является утверждение как разработанных самостоятельно, так и унифицированных форм. Утверждаться таковые могут в учетной политике либо отдельным распорядительным документом руководства.

Пример составления акта ревизии

Обязательным реквизитом любого акта ревизии является основание проведения проверки. В качестве такового выступает приказ или иной распорядительный документ, изданный руководителем.

Из каких частей состоит

Акт ревизии становится результатом работы ревизионной группы и официальным документом, на котором основывается принятие решений по осуществленной ревизии.

Записи в ревизионном акте излагаются на основе тщательно выверенных фактов, вытекающих из наличествующей документации и материалов иных проверок.

Акт ревизии состоит из трех основных частей:

  • вступительной;
  • описательной;
  • результативной.

Вступительная часть отображает следующие моменты:

В описательную часть входят такие данные:

Результативная часть акта отображает:

  • выводы о совокупности обнаруженных нарушений;
  • рекомендации по устранению.

По отдельным вопросам могут осуществляться обособленные ревизии с составлением отдельных актов. Данные из промежуточных актов включают в сводный акт в кратком изложении, если по их итогам выявлены нарушения.

В целях большей наглядности не следует слишком загромождать акт подробным расписыванием нарушений. В акте достаточно изложить вывод, а непосредственное описание за подписью ответственных лиц приложить к акту.

Перед тем как подписать готовый акт ревизор знакомит с содержанием его руководство организации всех заинтересованных материально-ответственных лиц. В случае обоснованных возражений исправления в акт вносятся до подписания.

Все обнаруженные нарушения должны объясняться уполномоченными лицами в течение проверки или в продолжение трех дней с момента подписания. Перед подписями сей момент отображается в акте.

Порядок заполнения

Перед составлением акта уточняются все материалы проверки, зафиксированные рабочей документацией ревизионной комиссии.

На этом этапе выявленные нарушения рассматриваются с точки зрения нормативного соответствия, рассматриваются производственные ситуации.

Всецело проверенные и обоснованные касательно нормативных документов нарушения систематизировано и лаконично излагаются в заключительном акте.

Нарушения группируются по однородным признакам. При большом количестве фактов нарушений, таковые отображаются общей суммой с выделением наиболее существенных моментов.

Подробное описание каждого нарушение оформляется в виде отдельного документа, прилагаемого к акту. В ревизионном акте недопустимо изложение личных выводов и замечаний ревизора.

Не желательно использование юридической терминологии. Категорически запрещено квалифицировать действия ответственных лиц. Акт это четкое изложение фактов по существу.

Все указанные в акте факты нарушений должны сопровождаться ссылкой на соответствующие документы. При необходимости к акту прилагаются копии или оригиналы документов.

Поддельные и незаконные документы прилагаются к акту в обязательном порядке в виде оригиналов. Все изъятые документы перечисляются в специальной описи за подписями ревизора и главбуха.

При изложении результатов ревизии важно соблюдать последовательность, в частности излагаться итоги могут в таком порядке:

Состояние денежных средств И инвестиций организации
Наличие дебиторской задолженности И обязательств
Уровень сохранности и использования Необоротных активов
Наличие и применение запасов
Доходы, расходы, финансовые результаты
Уставная деятельность Собственный капитал
Состояние бухучета и отчетности Финансовое состояние организации

В заключительной части излагается итоговый вывод относительно ревизии и перечень обнаруженных нарушений. Здесь же приводятся рекомендации по исправлению нарушений, но без оценки действий ответственных лиц.

Акт подписывается членами комиссии. Руководитель и главбух подписывают документ, при необходимости добавляя свои замечания.

Возможно ли признать недействительным

Акт ревизии, как и любой другой документ, может быть оспорен в судебном порядке. Пока судом не признана его недействительность, акт считается действительным.

В качестве оснований для признания ревизионного акта недействительным могут выступать:

Несоблюдение ревизионной комиссией утвержденного порядка Отсутствие утвержденной программы ревизии может признаваться произволом и нарушением
Несоответствие заключительных выводов акта Реальному положению дел в организации
Необоснованность выводов
Голословное указание нарушений без обоснования Отсутствие ссылки на документы и т.п.
Неправильное оформление акта и отсутствие идентифицирующих реквизитов Невозможность идентифицировать организацию, объект проверки, состав комиссии и т.д.
Отсутствие необходимых подписей

Если акт ревизии признается недействительным, то недействительными становятся и все решения, принятые на его основании.

Как составить возражение

При наличии возражений у обязанного подписать акт лица отказываться от подписи не следует. Оговорка о возражениях делается перед подписью.

Затем в десятидневный срок после подписания акта возражения должны быть предоставлены в письменной форме. В возражении указывается:

  • факт, установленный ревизией, по которому возникло несогласие;
  • причины несогласия;
  • ссылки на законодательные и нормативно-правовые положения.

Оформляется возражение в простой письменной форме с указанием подписи составившего лица и даты предоставления на рассмотрение. Если в положенный срок возражения не предоставлены, результаты ревизии могут быть реализованы.

При получении возражений, таковые анализируются комиссией на правильность и обоснованность. При этом могут быть востребованы дополнительные документы или объяснения сотрудников.

Образец заполненный

Заполненный образец акта ревизии кратко можно отобразить такой схемой:

  • дата, время, место проведения ревизии;
  • основания проверки;
  • состав комиссии;
  • присутствующие лица;
  • объем проверки;
  • итоги ревизии;
  • подписи ответственных лиц.

Как образец можно рассмотреть заполненный акт ревизии:

Возникающие нюансы при проведении процедуры

Нюансы ревизии зависят от вида ревизуемого объекта. В некоторых случаях провести проверку сразу невозможно по причине большого объема предстоящих работ.

В этом случае программа ревизии разбивается на несколько этапов. На каждом их них проверяется отдельная часть деятельности. Уже по итогам частичных проверок составляется итоговый акт ревизии.

В других случаях проведение ревизии требует привлечения специалистов из-за специфических особенностей ревизуемого объекта. В рамках ревизии лица, ответственные за проверяемый объект, вправе давать объяснительные в письменном виде.

Таковые прилагаются к акту вместе с прочими документами. Если наличествует материально-ответственное лицо, присутствие его при ревизии обязательно.

Наличных денежных средств

При проверке денежной наличности в кассе организации в акт ревизии обязательно включаются такие моменты:

При проверке денежной наличности в кассе одновременно проверяются и денежные документы. Стоимость их также отображается в рублевом эквиваленте.

Полученные результаты сравниваются с данными учета. На основании сравнения делается вывод соответствии, излишке или недостаче.

Финансово-хозяйственной деятельности

Процесс ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации осуществляется через изучение:

Также осуществляются такие мероприятия как:

По итогам всех проведенных мероприятий выводится заключение комиссии о действительном состоянии финансово-хозяйственной деятельности.

В случае необходимости изучаются материалы предыдущих ревизий, что позволяет определить степень улучшения/ухудшения состояния дел.

Запорной арматуры

При ревизии запорной арматуры одним лишь визуальным осмотром ограничиться не получится. Данный вид проверки предполагает проверку объектов на работоспособность и функциональность.

Проверке подлежат все составляющие запорной арматуры, независимо от того, подвергались ли они ранее ремонту или нет.

Многие задвижки и вентили долгое время пребывают в одном и том же состоянии, потому при проверке их положение должно изменяться с целью проверки свободного хода.

Подлежат проверке отдельные участки системы на герметичность и плотность при рабочем давлении, для чего система в определенных местах перекрывается, и изучаются результаты.

Схема ревизии запорной арматуры может выглядеть так:

  • определение всех элементов запорной арматуры, подлежащих проверке;
  • визуальный осмотр;
  • проведение испытаний на предмет свободного хода, герметичности, плотности и т.д.;
  • определение результатов;
  • вывод.

Составляют акт ревизии в двух экземплярах. На каждом из них проставляются подписи всех членов комиссии, присутствовавших лиц, руководителя и главного бухгалтера.

Если меры, принятые в процессе ревизии, не помогли устранить нарушения, ревизором готовится проект приказа об устранении обнаруженных нарушений и подается на рассмотрение руководства организации.



Просмотров