Способы защиты прав и свобод человека и гражданина. Как и кем осуществляется защита прав человека и гражданина в Российской Федерации

История развития человечества свидетельствует о том, что обретение человеком прав и свобод, расширение их номенклатуры всегда становились ареной острых столкновений между индивидом и государством. Добровольно и активно предоставлять социальные блага и политические свободы государство не стремилось никогда. Все ныне существующие права человека, закрепленные в международных документах, конституциях, законодательстве, были выстраданы и отвоеваны человечеством. История показывает, что данная битва еще не окончена, что новым поколениям нужно снова и снова защищать свои права. Пока, к сожалению, еще нереальна ситуация, при которой не будет требоваться усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. В полной мере права могут быть обеспечены и защищены в демократическом, социальном, правовом государстве.

Конечная цель деятельности демократического правового государства состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

Конституции зарубежных стран предусматривают возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Под словом "охрана" прав человека понимается не только их защита от всевозможных нарушений, но и создание необходимых условий для того, чтобы человек мог обладать и пользоваться своими правами без всяких незаконных препятствий.

Механизм реализации символизирует движение, в данном случае процесс превращения прав и свобод, юридических возможностей в действенное их осуществление.

Реализация прав и свобод и результат их осуществления неразрывно связаны, но между ними необходим определенный механизм, способный обеспечить эффективный переход от одного к другому. Это происходит либо в процессе соблюдения гражданами установленного правопорядка, либо при осуществлении правоохранительной деятельности государства.

Хотя права и свободы действуют непосредственно, нельзя говорить о том, что не нужно создавать механизм для их реализации и защиты. Потребность в правозащитном механизме возрастает, когда права нарушаются. Помимо деятельности органов государства по защите прав граждан, правозащитный механизм включает в себя борьбу самих граждан за претворение в жизнь предоставленных им законодательством прав и свобод.

Конституции предусматривают возможность человека защищать свои нрава и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Формами защиты прав личности являются:

В правовом государстве одним из наиболее действенных и распространенных способов защиты прав и свобод является судебная защита .

Конституционное право граждан на судебную защиту включает в себя два вида правомочий. Во-первых, материальное содержание этого права (право потерпевшего на возмещение ущерба или вреда, причиненного преступлением либо незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц). Во-вторых, его процессуальное содержание (право на судебный иск, на индивидуальную или коллективную жалобу).

В системе правозащитных органов институт омбудсмена впервые появился в 1809 г. в Швеции, когда была введена новая должность специального парламентского контролера за законностью деятельности администрации. Во многих странах было установлено свое название этого института: Проведор юстиции - в Португалии, Парламентский посредник (медиатор) - во Франции, Коллегия народной правозащиты - в Австрии, Уполномоченный по гражданским правам - в Польше, Адвокат народа - в Румынии, Парламентский комиссар по делам администрации - в Великобритании, Защитник парода - в Испании, Уполномоченный по публичным расследованиям - в Израиле, Уполномоченный Бундестага по обороне - в Германии, Парламентский омбудсмен - в Литве, Уполномоченный по правам человека - в России. Сейчас институт омбудсмена существует более чем в 100 странах мира. Основной причиной появления данного правозащитного института является то, что во второй половине XX в. ранее существовавшие механизмы обеспечения социально-экономических прав человека оказались недостаточными для разрешения новой разновидности конфликтов между государством и гражданином.

В системе разделения властей Уполномоченный по правам человека занимает особое место и, по сути, не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Он выполняет публично-представительную функцию, его деятельность распространяется на самую конфликтную сферу общественных отношений - отношений гражданина и государства, особенно гражданина и чиновника. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, но не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Он призван защищать граждан от плохой работы административных органов, выявлять и анализировать сбои в работе органов власти, приводящие к нарушению прав человека, вырабатывать рекомендации о совершенствовании их деятельности в области защиты прав человека.

Права человека и их защита в современном мире регулируются не только национальным правом, но и международным. Право каждого на обращение в межгосударственные органы возникает только тогда, когда исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. Всеобщая декларация нрав человека 1948 г., которая носит лишь морально-политический характер, признает право каждого "на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами". Развивая данное положение, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляет за каждым человеком право "на справедливое судебное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона". Исходя из этого, все право- и дееспособные субъекты права, проживающие на территории государств, являющихся членами Совета Европы, при исчерпании возможностей защиты своих прав согласно национальному законодательству могут обращаться в Европейский Суд по правам человека.

Одним из важнейших достижений в международном регулировании прав человека является учреждение и функционирование межгосударственного механизма их защиты. В настоящее время в соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека. Такой контроль осуществляется на различных уровнях: на универсальном - главные и вспомогательные органы Организации Объединенных Наций; на региональном - в Европе на уровне Совета Европы и других институтов, в американских государствах - в рамках Организации американских государств. Некоторые международные правозащитные институты созданы и на постсоветском пространстве в рамках Содружества Независимых Государств.

Каждый человек должен иметь возможность свободно выбрать способ защиты своих нарушенных прав. При этом он должен быть уверен в том, что государство гарантирует равную возможность для любого, независимо от его веры, расы, места жительства, возраста и пола, воспользоваться этими способами защиты. В противном случае стремление современного государства к демократии, законности, свободе, равенству, гуманизму, правовому государству, выраженное в конституционных нормах и принципах, останется только декларацией о намерениях.

ВЫСТУПЛЕНИЯ

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Конституция в силу своих юридических свойств — верховенство в системе права; база текущего законодательства; нормативность и прямое действие; гарант стабильности, незыблемости государственного и общественного строя, правового статуса личности; программность — является защитным механизмом прав и свобод личности.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет прямое действие. В ней заложены начала общего конституционного регулирования (положения Конституции являются базовыми категориями для общества, государства, статуса личности) и особенного (в этом отношении восприятие Конституции как нормативного правового акта должно стать естественной частью нашего юридического бытия. Если Конституция говорит, что Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и

Государственной Думы, спрашивается, что еще требуется? Это и есть прямое регулирование. Положения Конституции никем не оспариваются и применяются на практике).

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. № 8 говорится, что суд, разрешая дело, непосредственно применяет Конституцию Российской Федерации, в частности тогда, когда закрепленные Конституцией положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и их защиту.

Существует проблема соотношения общего и особенного конституционного регулирования. Иногда говорят, что Конституция не должна опускаться до регулирования конкретных отношений. Очевидно, что вопрос надо ставить иначе: насколько важно конкретное положение, чтобы о нем говорить в Конституции? Ценность конституционного регулирования в том, что оно в концентрированном виде может создать базу развития общественного отношения даже без дальнейшего законодательного регулирования.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. 16 раз указывается на гарантированность прав и свобод личности. Во второй главе прямо декларируются гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина, в других — опосредованно: гарантии условий их реализации, например гарантии единства экономического пространства, свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции), местного самоуправления (ст. 12 Конституции), прав малочисленных коренных народов (ст. 69 Конституции). Кроме того, даются гарантии защиты уже гарантированных прямо или опосредованно прав и свобод человека и гражданина и помощи в ней (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 48, ст. 133 Конституции).

Согласно Конституции Российской Федерации защите подлежат не просто права и свободы человека и гражданина, а весь процесс их признания, соблюдения и обеспечения.

Под конституционной защитой прав и свобод человека и гражданина можно понимать процесс реализации конституционных гарантий их признания, соблюдения и обеспечения. Это стадии конституционной защиты прав человека и гражданина (признания, соблюдения, обеспечения).

Признание прав и свобод человека и гражданина — первая стадия их конституционной защиты. На этой стадии осуществляется нормотворческая деятельность соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления:

принятие нормативных правовых актов, в которых закрепляются права и свободы человека и гражданина;

имплементация норм международного права;

ратификация международных договоров;

признание решений Европейского Суда по правам человека.

Вторая стадия процесса защиты — соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Достигается это в результате деятельности всех субъектов власти, а также физических и юридических лиц в соответствии с принципами невмешательства, лояльности (толерантности), согласия и уважения.

Невмешательство — пассивное обеспечение права быть оставленным в покое от наделенных властью субъектов права. Конституция призвана обеспечить невмешательство в сферу, где человек правомочен действовать по собственной воле и усмотрению. Понятие лояльности к человеку, его правам и свободам не находит своего прямого выражения в Конституции Российской Федерации 1993 г. Лояльность должна занимать определенное место в отношениях между религиозными конфессиями . В условиях многоконфессиональных

конфликтов вполне обоснованно дополнить ст. 28 Конституции Российской Федерации нормой о терпимости каждого к представителям иных конфессий. Согласие означает доброжелательные, мирные и гармоничные межличностные отношения в обществе. Конституция Российской Федерации, согласно преамбуле, принята, в том числе, исходя из утверждения гражданского мира и согласия. Было бы вполне допустимым, если бы «согласие» перешло в текст Конституции в виде нормативного принципа. Такое предложение встречается в литературе .

По данным Института социологии РАН, «перестрелять всех, из-за кого жизнь в стране такова, какова она есть» сегодня желают 34% российских граждан. В 2008 году их было в два раза меньше (год экономического кризиса). Доля респондентов, которым сегодня «стрелять ни в кого не хотелось», за последние 10 лет снизилась с 54% до 28%. Свыше 60% желают перестрелять «засевших во власти упырей». Высока готовность к насилию по этническому признаку. «За» принудительное выдворение «иностранцев» из своего населенного пункта высказалось 40% русских (в Москве — 60%) и 24% нерусских жителей. Объекты общественного недовольства предельно персонифицировались. Если раньше народ раздражали институты (коррумпированная полиция, несправедливый и зависимый суд), то теперь все изъяны российской действительности приобрели лицо. В каких-то случаях это «лицо кавказской национальности», в каких-то «иностранные агенты» в виде НКО, получающие зарубежное финансирование. Охоту на врагов ведут то овеянные мифами «приморские партизаны», то некие «народные бригады» по отлову педофилов и наркоторговцев.

Никакого порядка, в основе которого закон и право, отечественные робингуды не наведут. Это могут сделать только эффективно работающие государственные институты, опирающиеся на нормы Конституции Российской Федерации.

Конституционный принцип социального государства означает устранение неоправданных социальных различий. С учетом принципов правового государства, свободы экономической деятельности, неприкосновенности частной собственности при определении меры и объемов перераспределения собственности в целях устранения неоправданных социальных различий недопустимо превращение социального государства в такое, которое берет под свой контроль экономическую систему. Государству при выработке экономической и социальной политики необходим поиск баланса между различными конституционными принципами, находящимися в определенном соотношении.

Конституционные принципы находятся в связи друг с другом, взаимодействуя между собой. При защите прав и свобод человека и гражданина борьба противоречивых интересов диктует необходимость решения вопроса о возможном приоритете реализации того или иного конституционного принципа. В любом случае, признавая приоритет конституционного принципа территориальной целостности, государственной безопасности Российской Федерации, следует исходить из того, что это делается во имя признания жизни человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции).

Уважение прав человека и недопустимость их нарушения закреплены в законодательном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) как фундаментальный принцип международного права. «Уважение» в русском языке означает почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств .

Статья 21 Конституции Российской Федерации указывает на обязанность каждого уважать права и свободы человека. В ней говорится: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления…». Термин «уважение» использовался в конституционном законодательстве

советского периода. Так, в ст. 67 Конституции РСФСР 1978 г. было записано: «Каждый должен соблюдать Конституцию, уважать права и свободы других лиц…».

Формулировка Конституции Российской Федерации 1993 г. об уважении прав и свобод личности вполне приемлема. Каждый, кто желает, чтобы его права и свободы уважали, в конечном счете вынужден уважать права других. В этом кроется публичный интерес, который подлежит конституционному регулированию.

Третья стадия процесса конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина — их обеспечение. Обеспечить права и свободы человека означает установить целесообразное и справедливое соотношение материальных и духовно-нравственных потребностей граждан и реальных возможностей их удовлетворения. (Социальные меры должны быть доступны каждому, должны быть равными стартовые возможности граждан.)

Здесь необходимо организационное, юридическое и материальное обеспечение прав и свобод граждан, образующее систему государственного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ее элементами являются обязанность государства осуществлять активные действия, в том числе и принудительные, в отношении физических и юридических лиц по соблюдению ими прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции), обязанность наполнить материальным содержанием социально-экономические права своих граждан (ст. 7 Конституции) и др.

К субъектам защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция Российской Федерации относит: граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (ч. 2 ст. 45, ч. 3 ст. 62), адвокатов (ч. 2 ст. 48), Уполномоченного по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103), общественные объединения (ч. 1 ст. 30), коллективы (ст.ст. 31, 33, 37), органы местного самоуправления (ст.ст. 18, 132), государство (ст. 2, ч. 1 ст. 45, ст. 53), Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 82, ст. 89), органы законодательной власти (ст. 18), органы исполнительной власти (ст. 18, п. «в» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72, п. «д» ч. 1 ст. 103, п. «е» ч. 1 ст. 114), Конституционный Суд Российской Федерации (ч. 4 ст. 125), прокуратуру Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 114).

Конституция не называет в качестве субъекта защиты прав и свобод человека и гражданина суды общей юрисдикции. Указание в ст. 18 Конституции Российской Федерации на то, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием, не равнозначно защите их судом. Правосудие — это деятельность судебных органов по выявлению истины и разрешению дела в интересах справедливости. Суд в любом споре обязан защищать права и интересы обеих сторон и не может занять позицию гражданина в споре с государством. Все равны перед судом (ч. 1 ст. 19 Конституции). Защита судом прав и свобод человека и гражданина выражается в справедливом решении или приговоре. Если они справедливы, то защита состоялась. Это опосредованная защита. Функцию непосредственной защиты прав и свобод человека и гражданина законодатель передал Конституционному Суду Российской Федерации, а также прокуратуре и другим органам государственной власти Российской Федерации. Субъектом конституционной защиты следует признать многонациональный народ Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации провозгласила, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции).

Введением только пропорциональной системы выборов сложно реализовать ст. 3 Конституции Российской Федерации, т. е. избиратели, не состоящие в политических партиях, не могут в полной мере осуществлять публичную власть через избрание в представительные органы. При мажоритарной или смешанной избирательной системе право быть избранным действует непосредственно, что и предусмотрено ст. 18 Конституции Российской Федерации:

«Права и свободы человека являются непосредственно действующими».

Деятельность субъектов защиты прав и свобод человека и гражданина осуществляется в закрепленных конституционных формах — в форме государственной, судебной, международной, коллективной защиты и в форме самозащиты — методами политическими, социально-экономи-ческими, конституционно-правовыми, уго-ловно-правовыми, административно-пра-вовыми, гражданско-правовыми.

Распределение компетенции в федеральном государстве связано с государственно-правовым разделением властей по вертикали, что призвано совершенствовать защиту прав граждан. Если права, обеспечивающие свободу, защищают плюралистическое многообразие общества, то федерализм открывает путь региональному его многообразию.

Основные права, закрепленные в Конституции Российской Федерации, являются в равной мере обязательными как для федерации в целом, так и для ее субъектов. Они образуют определенный унитаристский момент. Конституции, уставы субъектов Российской Федерации могут расширить в сфере своего действия защиту этих прав, но ограничить их, понизить меру свободы по сравнению с той, которую определяет Конституция Российской Федерации, не могут в большей степени, чем Основной закон. Они не должны устанавливать ограничения для определенной группы носителей основных прав (ч. 3 ст. 56 Конституции).

Защищать права и свободы человека и гражданина означает достичь состояния гармонии в отношениях между человеком, обществом и государством. Это возможно в случае сбалансированности всех интересов, приведения их к состоянию достаточного совпадения. У человека, общества и государства есть один общий интерес — права и свободы человека и гражданина и их защита.

Преодоление противоречий между личностью, обществом и государством — задача, далеко выходящая за рамки юридического способа регулирования этой несогласованности. Она предполагает применение различных средств влияния на общественную жизнь. Но конституционной защите, реально обеспеченной принудительной силой государства, принадлежит главная организующая роль в процессе защиты прав и свобод человека и гражданина.

Современный мир оказался перед лицом новых вызовов: международный терроризм, экстремизм, наркобизнес, эпидемии, природные и техногенные катастрофы — это не должно, согласно Конституции Российской Федерации, сопровождаться неоправданными ограничениями прав и свобод человека и гражданина, отказом от них.

Конституция Российской Федерации предусматривает защиту личных прав и свобод граждан независимо от любых чрезвычайных обстоятельств (ч. 1 ст. 56 Конституции).

Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст.ст. 20, 21, ч. 1 ст. 23, ст.ст. 24, 28, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 40, ст.ст. 46—54 Конституции Российской Федерации.

В своей аргументации при рассмотрении конкретных дел Конституционный Суд Российской Федерации часто обращается к таким конституционным принципам, как справедливость, равенство всех перед законом и судом, всеобщность судебной защиты прав и свобод человека и другим, в том числе в их взаимодействии и дополнении друг друга.

Ограничения конституционных прав могут устанавливаться федеральным законом на основе вытекающих из Конституции Российской Федерации критериев с учетом основных принципов и норм международного права и при соблюдении на каждом конкретном этапе развития российской государственности баланса конституционно защищаемых ценностей .

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Защита прав и свобод человека и гражданина

Государственную защиту прав и свобод человека и гражданина гарантирует Конституция РФ (ч. 1 ст. 45). Это означает, что в обязанность государства входит различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита).

Гарантом прав и свобод выступает Президент России (ст. 80). Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Самозащита прав и свобод. Ни общество, ни законодатель не выработали такого эффективного механизма защиты от правонарушений, который бы позволил обеспечивать оперативную и адекватную охрану прав и законных интересов лица во всех случаях. Поэтому нарушенные права и свободы может защищать не только государство в лице его компетентных органов (суд, прокуратура и т.д.), но и сам человек может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Такой поход расширяет возможности граждан, которые могут проявлять инициативу, использовать различные способы отстаивания своих прав. Часто возникают ситуации, в которых наибольший эффект в защите прав и свобод достигается посредством действий самого заинтересованного лица. Причем, эти действия зачастую являются весьма результативными.

Под правом на самозащиту подразумеваются способы защиты прав, которые не предполагают обращение за помощью ни к административным, ни к судебным государственным органам. Здесь имеются в виду ситуации, когда защита прав осуществляется гражданами самостоятельно или с помощью структур гражданского общества. К таким структурам можно отнести общественные организации и объединения, в том числе профсоюзы, а также неинституционализированные инициативные группы и средства массовой информации. Они реализуют данное право, используя различные средства, допустимые в соответствии с действующим законодательством: собрания, митинги, демонстрации, пикетирования, забастовки и т. п., направленные на привлечение общественного внимания и мобилизацию общественного мнения для отстаивания определенных интересов и защиты нарушенных прав.

Способы самозащиты можно условно разделить на правовые и неправовые. Правовые способы самозащиты - это действия, урегулированные нормами права; неправовые способы самозащиты - это действия, прямо не предусмотренные в законодательстве, но не противоречащие ему. В качестве правового способа может выступать использование таких прав, как право на забастовку, право на объединение, право на собрание и мирные публичные мероприятия и др. К неправовым способам самозащиты прав можно отнести, например, голодовку и др.

Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. предоставил гражданам возможность приобретения определённых видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны, крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооружённого или группового нападения). Обо всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определёнными условиями обставлено и право на приобретение оружия.

За каждым человеком признается право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости.

Международная защита прав и свобод. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

Европейский Суд по правам человека. Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации. Каждое государство-участника Конвенции представляет судья, избираемый сроком на шесть лет.

Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина предопределяется издаваемыми в соответствии с Конституцией федеральными конституционными и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. Среди административно-правовых форм защиты прав человека и гражданина можно выделить следующие:

а) законодательные гарантии в сфере исполнительной власти;

б) административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;

в) специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента России над законностью и целесообразностью действий и актов Правительства, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека;

г) прокурорский надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных министерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Судебная защита. В ряду прав и свобод человека и гражданина, закрепленных гл. 2 Конституции РФ, можно выделить группу прав, обеспечивающих гражданам судебную защиту. Эти права составляют часть общего правового статуса человека и гражданина и в то же время служат гарантиями этого статуса.

В ряде случаев судебная защита является единственным средством правовой зашиты человека (например, реабилитация незаконно осужденного или привлеченного к уголовной ответственности лица, установление отцовства, признание без вести пропавшим или объявление умершим). Судебная защита выступает наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Уровень судебной защиты прав граждан рассматривается как основной показатель места судебной власти в обществе, показатель демократичности самого общества.

Среди основных характеристик судебной защиты можно выделить следующие:

· Всеобщность судебной защиты. Судебная защита является универсальной, поскольку основной чертой ее является всеобщность. Она распространяется на неограниченный круг лиц, поскольку правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения, а также иностранцы и лица без гражданства. Возможность защищать свои права через представителя получают и недееспособные физические лица.

· Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений.

· Гарантированность судебной защиты установлением системы судов. Обеспечение судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, образованных в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», в четком определении их компетенции по защите прав и свобод граждан и других лиц, в установлении гарантий их самостоятельности, независимости, в определении видов и принципов судопроизводства, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений и т. п..

· Невозможность ограничения права на судебную защиту.

· Непосредственность действия права на судебную защиту. Судебной защите подлежат и те права и свободы, которые принадлежат индивиду в силу прямого указания Конституции РФ (основные, конституционные) и иных законов, нормативных актов, индивидуальных правовых актов или договоров, и те, которые не имеют нормативного закрепления в соответствующих законах, но не противоречат Конституции РФ.

· Возможность обжалования любых решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ: учебник для вузов [Текст] / под ред. О.И. Тиунова. -М.: Норма, 2005. - С. 324-334..

Таким образом, судебная защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.

Возмещение вреда

право свобода человек гражданин

Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".

Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного человеку.

Неотменяемость прав и свобод

Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания.В то же время Конституцией допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина. Важно иметь в виду, что ограничения не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.

  • 1.3. Конституционное право России как учебная дисциплина
  • Заключение
  • 2. Основы теории конституционализма
  • 2.1. Понятие, сущность и функции конституции
  • 2.2. Предмет конституционного регулирования и структура конституций
  • 2.3. Основные черты и юридические свойства конституции
  • 2.4. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
  • Заключение
  • 3. Основы конституционного строя и его элементы
  • 3.1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ
  • 3.2. Конституционный строй и развитие общества и государства
  • Заключение
  • 4. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
  • 4.1. Понятие народовластия, механизм реализации полновластия народа
  • 4.2. Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации
  • Проведение публичных мероприятий.
  • 5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 5.1. Концепция прав человека в конституционном законодательстве России
  • 5.2. Понятие основ конституционно-правового статуса личности
  • 5. 3. Конституционные принципы правового положения личности
  • Заключение
  • 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • Три поколения прав человека и гражданина
  • 6.2. Понятие и конституционные принципы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 6.3. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
  • 6.5. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина Система основных личных прав и свобод российских граждан
  • Система основных политических прав и свобод российских граждан
  • 6.6. Обязанности граждан Российской Федерации
  • 7. Конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 7.1. Конституционные гарантии прав и свобод
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
  • 7.3. Конституционное право граждан на самозащиту
  • Статьей 14 гпк Российской Федерации предусмотрена самозащита гражданских прав:
  • 7. 4. Конституционные гарантии правосудия
  • 7.5. Конституционные гарантии правосудия
  • Заключение
  • 8. Гражданство Российской Федерации
  • 8.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
  • 8. 2. Понятие гражданства Российской Федерации
  • 8.3. Принципы гражданства
  • 8.4. Основания, и порядок приобретения гражданства
  • Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке (Ст. 13).
  • Восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15).
  • На защиту интересов детей направлены, и положения За­кона на случай изменения родителями своего гражданства. Гражданство детей (ст. 9).
  • 8.5. Государственные органы по делам гражданства
  • 8.6. Прекращение гражданства Российской Федерации
  • Заключение
  • 9.Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
  • 9.1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 9.2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.
  • 9.4. Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан
  • Заключение
  • 10. Основы федеративного устройства России
  • 10.2. Становление и развитие Российской Федерации
  • 10.3. Предметы ведения Российской Федерации
  • 10.4. Проблемы совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений
  • Заключение
  • 11. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации
  • 11.2. Конституционный статус субъектов Российской Федерации
  • 11.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • 12. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации
  • 12.1. Понятие и классификация органов государственной власти
  • 1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Конституционный статус Правительства рф.
  • 12.2. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в рф
  • Заключение
  • 10 См. Сз рф. 1995. № 49. Ст.4868
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан

    В части 1 ст. 45 Конституции определено, что «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

    Признание прав и свобод человека высшей ценностью и их защи­ты обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксированного в Конституции положения о России как о демократическом правовом государстве. Конечная цель деятельности государства состо­ит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства, создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

    Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и сво­бод.

    Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выпол­нять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в границах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории России.

    За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые в своих действиях должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом.

    Органы законодательной власти призваны создать полную и чет­кую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие кон­ституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Кроме того, Государственная Дума - одна из палат парламента стра­ны назначает на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

    Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина при­надлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод. Указом Прези­дента в целях повышения эффективности мер по соблюдению прав граждан была создана Комиссия по правам человека.

    Многие вопросы защиты прав и свобод решаются на уровне Правительства РФ, в компетенцию которого входит принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собствен­ности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

    Защита прав и свобод человека и гражданина - одна их главных задач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры. Существует обязанность государства защищать права и свободы человека, причем она распространяется абсо­лютно на все государственные и муниципальные органы, в том числе и на специально созданные. Эти и другие конституцион­ные обязанности государства закреплены не только в Конститу­ции, но и в ином конституционном законодательстве. Так, За­кон РФ «О милиции» гласит, что «милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посяга­тельств и наделенных правом применения мер принуждения» (ст. 1) 21 . Кроме того, уважение прав человека определяется как принцип деятельности милиции (ст. 3).

    Федеральным законом «О прокуратуре РФ» 22 на органы прокурату­ры возлагается координация деятельности всех правоохрани­тельных органов по борьбе с преступностью, защите прав и сво­бод граждан (ст. 1).

    Целесообразно признать ряд других обязанностей государст­ва, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации. Например, Постановление Суда от 2 февраля 1996 г. фиксирует обязанность государства создавать «эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений прав чело­века» 23 , что может быть тоже признано конституционной обязанностью государства.

    Одним из главных направлений деятельности депутатов предста­вительных органов всех уровней, начиная от местных и кончая феде­ральными, является защита нарушенных прав.

    Возмещение вреда. Нарушение прав и свобод часто сопровождается причи­нением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нару­шенное право и обеспечить его реализацию, но и в возме­щении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконны­ми действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".

    Возмещение причиненного вреда регулируется граждан­ско-правовым законодательством и является гарантией, рас­пространяющейся на любые нарушения прав и свобод. От­дельные виды ответственности за причиненный вред зак­реплены в специальных законах - например, в Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Фе­дерации и др.

    По действующему законо­дательству, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным зак­лючением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную от­ветственность в этих случаях несут не непосредственно ви­новные должностные лица, а соответствующие органы го­сударственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причи­ненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) мораль­ного вреда 24 , причиненного человеку.

    Защищенность государством как самой мощной социальной силы придает правам человека и гражданина значительную надежность и гарантию их реального осуществления в наиболее полном объеме.



    Просмотров