День образования охранно конвойной службы. День охранно-конвойной службы МВД РФ (День конвоира)

Под конвоированием понимается сопровождение специальными нарядами полиции подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к месту назначения в установленном порядке.

Основными задачами конвоирования являются: обеспечение своевременного доставления лиц, взятых под стражу к месту назначения и поддержания при этом установленного для них режима; предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой; задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

Для выполнения этих задач в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ созданы конвойные подразделения полиции (взводы, роты, батальоны, полки).

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых осуществляется из ИВС в следственные изоляторы (СИЗО), медицинские учреждения для амбулаторного освидетельствования (обследования) и их охрана во время стационарного лечения, санпропускники (бани общего пользования) и обратно, из органов внутренних дел в межрайонные или городские ИВС, охрана подозреваемых и обвиняемых во время производства следственных действий. Численность личного состава конвойных подразделений зависит от количества населения, проживающего на территории обслуживания конкретным органом внутренних дел.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в федеральные суды на их заседания и обратно, охрана указанных категорий во время судебных заседаний.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС в следственные изоляторы и обратно, на обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно.

В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.

Обыкновенный конвой назначается из расчета; на одного двух конвоируемых - 2 конвоира; на 3-6 конвоируемых -- 3 конвоира; на 7-10 конвоируемых -- 7 конвоиров. Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого-либо из конвоируемых совершить побег, нападении на охрану, причинить какой-либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями. При усиленном конвое: на 1 конвоируемого должно быть 3 конвоира; на 2-4 конвоируемых -- 6 конвоиров; на 5-6 конвоируемых -- 8 конвоиров; на 7-8 конвоируемых -- 10 конвоиров; на 9-10 конвоируемых -- 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава. В целях повышения надежности охраны конвоируемых в состав конвоя может включаться кинолог со служебной собакой. Приказ МВД России № 140 ДСП от 7 марта 2006 года "Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых".(в ред. на 1.01.2011г.)

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых лиц осуществляется следующими способами:

Следует отметить, что приоритетным способом является конвоирование в специально оборудованных автомобилях. Они имеют две-четыре одиночные камеры и одну общую, что позволяет соблюдать требования внутренней изоляции подозреваемых и обвиняемых. В конвой выделяется не менее трех конвоиров, включая начальника (старшего) конвоя и полицейского-водителя. Посадка производится после доклада полицейского-водителя о готовности к движению и проверки начальника (старшего) конвоя состояния его кузова, дверей и замков камер, исправности освещения, переговорного устройства и средств связи. Автомобиль подается по возможности вплотную к входным дверям здания, где содержатся подозреваемые и обвиняемые, и откуда будет осуществляться их выход. При наличии условий устанавливается складывающийся металлический коридор.

Конвоируемые в колонне по одному подводятся к двери кузова автомобиля и направляются старшим конвоя в кузов, при этом проверяются пофамильно и вслух по счету. Подозреваемых и обвиняемых размещают по камерам автомобиля с соблюдением требований внутренней изоляции.

После посадки конвоируемых начальник (старший) конвоя осуществляет контрольную проверку соблюдения требований их изоляции, дает указания о размещении конвоя и занимает место в кабине автомашины.

При перевозке конвоируемых в специальных автомобилях к месту доставки на расстоянии свыше 50 километров выделяется машина сопровождения, оборудованная радиостанцией, громкоговорящей установкой и проблесковым маячком.

В исключительных случаях и при отсутствии специального автомобиля на небольшие расстояния допускается конвоирование в легковом автомобиле. В нем конвоируется только один подозреваемый или обвиняемый, который помещается на заднем сиденье между двумя конвоирами. В пути следования на него надеваются наручники. Двери автомобиля фиксируются в закрытом положении, стекла окон поднимаются.

Перевозка подозреваемых и обвиняемых в открытом грузовом автомобиле допускается только после наращивания бортов не менее чем на 30 см и оборудования в передней и задней частях кузова жестко закрепляемых скамеек для конвоиров. В крытых грузовых автомобилях для конвоиров обеспечивается обзор местности и возможность подачи сигналов в кабину.

Для конвоирования подозреваемых и обвиняемых на речных и морских судах, как правило, назначается усиленный конвой. Подозреваемые и обвиняемые доставляются на пристань не менее чем за один-два часа до общей посадки пассажиров и, по возможности, непосредственно к трапу судна. До посадки их из специального автомобиля старший конвоя лично решает вопрос с капитаном судна о выделении изолированных помещений для конвоя и конвоируемых, осматривает помещения, закрывает в них окна (иллюминаторы), проверяет исправность освещения, вентиляции, выставляет у дверей конвоиров.

Подозреваемые и обвиняемые направляются на судно по одному двое в сопровождении старшего конвоя. Дополнительные наряды полиции при этом несут службу на берегу, против носовой и кормовой частей судна. Посты по охране конвоируемых устанавливаются у окон (иллюминаторов), которые соответствующим образом закрываются.

Перевозка конвоируемых на воздушных судах допускается в случаях большой протяженности маршрута конвоирования либо когда воздушный транспорт является единственным средством сообщения. Для конвоирования подозреваемых и обвиняемых в самолете (вертолете) назначается усиленный конвой. Кроме того, из лиц среднего начальствующего состава назначается начальник конвоя. При этом учитывается, что общее число конвоиров всегда должно превышать количество конвоируемых лиц. На рейсовых многоместных воздушных судах разрешается конвоировать не более 10 человек, а на легких самолетах - до 3-х конвоируемых.

Перед посадкой сотрудники полиции совместно со специалистами Службы авиационной безопасности производят осмотр салона самолета, Где будут размещены конвоируемые, осуществляют их личный обыск, а также досмотр принадлежащей им ручной клади.

Посадка конвоируемых лиц в самолет производится до общей посадки Пассажиров, а высадка - только после выхода всех пассажиров. Конвоирование во время посадки и высадки осуществляется в наручниках по одному, при сопровождении начальника конвоя и конвоиров, а также при участии дополнительных нарядов, отправляющих или встречающих этап. Перевозка подозреваемых и обвиняемых на воздушных судах производит только в наручниках в положении "спереди".

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых пешим порядком и на гужевом транспорте между населенными пунктами допускается лишь при невозможности движения других видов транспорта.

Запрещается их конвоирование пешим порядком в городах и населенных пунктах, по пассажирским платформам (пристаням), во время посадки пассажиров в поезда (на суда), самолеты (вертолеты), и высадки из них, через помещения вокзалов, аэропортов и других мест скопления граждан.

При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии Автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, КИЗО, обменными пунктами и судами. Такое конвоирование предполагает рациональное использование сил, транспортных средств и сокращение количества рейсов за счет установления кратчайших маршрутов движения по графикам и заполнения камер специальных автомобилей до предусмотренных норм.

Основанием для конвоирования тем или иным способом является:

  • 1. Письменные заявки следователей, дознавателей, судов, начальников ИВС (СИЗО) для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде.
  • 2. Истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии постановления судьи о заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы.

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан:

  • - предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых;
  • - получить подготовленные документы, проверить правильность их оформления;
  • - определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение.
  • - произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны, подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования;
  • - осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Документы на подозреваемых и личные дела обвиняемых передаются начальнику конвоя в опечатанных пакетах. На них наклеиваются справки по личным делам с фотокарточками этих лиц.

Следует заметить, что приему для конвоирования не подлежат:

  • а) лица с неправильно оформленными на них документами и без документов;
  • б) больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию;
  • в) беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования;
  • г) не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону;
  • д) бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов.

Важным элементом организации конвоирования является управление нарядами по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.

Управление нарядами включает в себя:

  • а) принятие решения на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых;
  • б) подготовку сил и средств для выполнения этих задач;
  • в) контроль за несением службы по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых;
  • г) учет и оценку результатов деятельности нарядов, выполняющих эти обязанности.

Решение на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых принимается начальником органа внутренних дел или командиром конкретного подразделения и отражается в книге службы нарядов.

Подготовка сил и средств к несению службы осуществляется в соответствии с требованиями Устава патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности, то есть проводится выдача табельного оружия, инструктаж личного состава и отдается приказ о заступлении на службу по конвоированию подозреваемых и обвиняемых.

Периодичность контроля (проверок) и конкретные исполнители определяются графиками контроля, составляемые, на каждый месяц. При осуществлении контроля проверяется:

  • а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;
  • б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;
  • в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;
  • г) порядок связи с нарядами и другие вопросы.

Проверка несения службы может быть гласной и негласной. Последняя прекращается в случае устранения замеченных нарушений или оказания Немедленной помощи.

При обнаружении недостатков проверяющий на месте принимает решение и меры к их устранению, вплоть до замены проверяемых резервными постовыми и конвоирами.

О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).

Свое начало история конвоиров берет в 1886 г., когда по приказу Александра Третьего были созданы специальные команды конвоиров, которые сопровождали заключенных в ссылки. Первый устав конвойной службы издали 10 июня 1907 года.

Современные конвойные подразделения отсчитывают свою историю с 13 мая 1938г., именно в этот день вышел Временный устав конвойной службы.

Основными задачами охранно-конвойных подразделений являются:

Обеспечение своевременного доставления лиц взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима;

Предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой;

Задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

Отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (ОБО и КПО) Управления МВД России по г. Самаре насчитывает более 170 человек и является крупнейшим подразделением в области.

Инспектор группы управления нарядами капитан полиции Караганов Андрей Владимирович несет службу в данном подразделении без малого четверть века.

«В ноябре 1993 года я пришел в тогда еще Отдельную роту милиции. Очень хотелось служить Родине и я выбрал для себя именно эту службу, или эта служба выбрала меня, через 25 лет уже сказать сложно, но я ни на минуту не пожалел, что все эти годы прослужил в охранно-конвойной службе. Мой наставник, ныне покойный, Александр Павлов научил меня очень многому, прежде всего, оставаться человеком, но не терять при этом бдительности. Служба не стоит на месте, каждый год что-то меняется, приходят новые люди, старики уходят на покой, я хочу пожелать молодым, не сдаваться и не поворачивать назад, сталкиваясь с трудностями. Многие не выдерживают напряженного графика работы, в охранно-конвойной службе ненормированный рабочий день и очень строгие правила, зато те, кто остаются, становятся настоящими профессионалами своего дела.

В службе чего только не происходило и попытки пронести всевозможные запрещенные предметы, не только в одежде, но в собственном теле, и автозаки наши «подопечные» переворачивали, из окон суда прыгали, конвоирам приходилось прыгать за ними, благо удачных попыток побега на моей памяти не было. Все были вовремя пресечены.

Семья относится к моей службе с пониманием, семья - это отдушина, атмосфера в нашем «заведении», сами понимаете, тяжелая, поэтому если понимания в семье нет, то и служба складываться не будет».

Малафеев Илья Юрьевич , старший полицейский 1 взвода 1 роты работает в подразделении охранно-конвойной службы около года.

« В конвой я пришел из патрульно-постовой службы, да, работа сложная, требует подготовки, знаний, дисциплинированности. Я думаю, что самое важное это уверенность в себе, неуверенного в себе конвоира «жулики» всерьез воспринимать не станут. Нужно уметь сдерживать себя, не поддаваться на регулярные провокации, быть внимательным. Мы работаем в основном с преступниками, а это зачастую агрессивно настроенные люди, не только по отношению к сотрудникам, а вообще ко всему миру. Первое время было морально тяжело постоянно испытывать негатив на себе и не тащить его домой, сейчас научился оставлять работу «на работе», мне повезло с супругой, которая понимает меня и поддерживает. Я хочу продолжить службу в этом подразделении, добиваться успехов, летом планирую поступить в ВУЗ, чтобы получить высшее образование.

Хочу поздравить с праздником своих коллег, пожелать никогда не терять бдительности, быть внимательными, аккуратными на службе, развиваться и самосовершенствоваться. Обязательно быть счастливыми».

К поздравлениям присоединился и ветеран охранно-конвойной службы подполковник милиции в отставке, Николай Николаевич Янаев :

«Сотрудникам, только начинающим свой путь в подразделениях охранно-конвойной службы хочу посоветовать учиться на опыте старших, добросовестно исполнять свои обязанности, потому что наша служба не прощает ошибок. Ошибка может стоить жизни не только конвоиру, но и людям, которые могут пострадать в результате побега «подопечного».

Конвой - это не та служба, где есть «романтика», это очень ответственная и порой опасная служба, которую часто недооценивают, возможно, потому что деятельность подразделения не особо афишируется, однако это ничуть не уменьшает ее важности и значимости. Проблем у охранно-конвойной службы безусловно много, но в праздничный день говорить о них не хочется. Иногда конвойным приходится сталкиваться с необычными случаями, один раз нам пришлось конвоировать человека, который изменил пол. Встал вопрос о том, куда же определить «подопечного», к мужчинам или женщинам, по рождению он был мужчиной, однако позиционировал себя как женщина, даже на преступление пошел, чтобы оплатить очередную операцию. Но все закончилось хорошо, после долгих согласований решено было поместить его к представительницам слабого пола.

Конвоир должен быть не только тем, кто сопровождает, он должен понимать, что перед ним не только преступник, а прежде всего человек, конвоир должен быть психологом. Я помню, как у нас содержалась девушка – героиновая наркоманка. В один из дней у нее началась ломка и она пыталась совершить суицид. Сотрудники конвоя с ней долго беседовали, просто о жизни, давали советы, успокаивали, в общем, отнеслись с душой. Через несколько лет я встретил ее на улице и не узнал. Она поборола пагубную зависимость и смогла начать жизнь заново».

«Коллектив у нас очень дружный, все помогают друг другу, не забываем и наших ветеранов, всегда поздравляем их с праздниками, да и так просто, общаемся в жизни. А ветераны в свою очередь не забывают нас, так Максим Степанович Пайметов, проработавший в конвое с 1957 по 1981 г., ветеран ВОВ, подарил нам написанную им картину, которой мы любуемся каждый день».

Вот уже десять лет данное подразделение возглавляет подполковник полиции Владимир Иванович Головинский .

«Наша работа сложная, безусловно опасная, очень ответственная, ведь сотрудники охранно-конвойной службы в ответе не только за свои жизни, но и за жизни конвоируемых, людей, которым порой нечего терять, людей готовых на любые провокации и необдуманные поступки. Я считаю, что в нашем подразделении трудятся очень достойные и ответственные люди, которые прекрасно справляются с поставленными задачами. Сотрудник охранно-конвойной службы- универсальный солдат. В широкий круг обязанностей, которого входит не только сопровождение спецконтингента, но и обеспечение охраны конвоируемых лиц, в том числе на заседаниях городских, районных, областного и военного судов, а также при проведении психиатрической экспертизы.

Охрана подозреваемых и обвиняемых это комплекс мер, которые направлены на недопущения побегов, защиту от нападения на охраняемых, пресечения проникновения на территорию посторонних лиц, незаконного проноса предметов, запрещенных к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми.

Наша служба не терпит халатности и невнимательности. Сотрудник охранно-конвойного подразделения должен быть всегда собран, уверен в себе, беспристрастен, он должен обладать хорошей физической формой, уметь защитить себя, а также уметь оказать доврачебную помощь.

Благодаря бдительности и ответственному отношению к служебным обязанностям, сотрудникам самарского батальона удалось предотвратить не одну попытку побега.

В подразделении работают не только мужчины, но и представительницы прекрасного пола, которые занимают в том числе и руководящие должности. Наши девушки ни в чем не уступают сотрудникам-мужчинам, а в некоторых качествах и превосходят их.

Конвойная служба – своеобразная кузница кадров», - считает Владимир Иванович, - «руководители многих подразделений в прошлом работали в охранно-конвойной службе, например начальник Управления организации охраны общественного порядка, Александр Владимирович Плотников когда-то был начальником ИВС.

Я хочу поздравить с праздником всех своих коллег, ветеранов охранно-конвойной службы, молодых сотрудников, пожелать хорошего настроения, семейного благополучия, успехов во всех начинаниях, конечно же выдержки и умения сохранять самообладание в любых ситуациах.

Мы рады новым людям в нашем коллективе. Подразделение охранно-конвойной службы ждет людей не боящихся трудного отбора и желающих связать свою жизнь с этой сложной, но неоспоримо важной работой».

По вопросам трудоустройства в ОБО и КПО Управления МВД России по г. Самаре вы можете обратиться по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева 42 «а» .

Контактный телефон: 273-30-98.

Пресс-служба ГУ МВД России по Самарской области также поздравляет сотрудников охранно-конвойных подразделений с их профессиональным праздником. Пусть служба никогда не будет вам в тягость, а результат вашей работы будет радовать и вдохновлять на новые достижения. Ветеранам большое спасибо за то, что всегда остаетесь рядом и поддерживаете молодых сотрудников советами. Здоровья вам и долголетия, а членам семей сотрудников охранно-конвойных подразделений хочется пожелать всегда поддерживать любимых людей, понимать их, обеспечивая надежный тыл.

Любовь Погожева, старший референт отделения информации

Ежегодно 13 мая называют Днем охранно-конвойной службы, который принято отмечать российскими сотрудниками внутренних дел, но пока эта дата не имеет статуса официального государственного праздника. Именно этот день стал основной датой, выбранной самими конвоирами в качестве памятного события о 13 мае 1938 года. Именно в этот день был выпущен Временный устав конвойной службы рабоче-крестьянской милиции по разработке самого Народного комиссариата внутренних дел СССР. С тех пор дата 13 мая принимается за день образования охранно-конвойной службы.

История праздника

В истории существует еще одна дата образования конвойной службы и принадлежит она идее создания в Российской Империи конвойных команд.

Поэтому история создания охранно-конвойной службы начинается с 20 января 1886 года, когда Александра I принял решение о необходимости формирования в течение одного года 576 конвойных команд, в задачи которых входило бы сопровождение арестантов. До этого данную функцию выполняли местные войска. Именно эти первые команды представили первую конвойную стражу в России.

Целью конвоиров было не только сопровождение арестантов, которые этапным порядком пересылались по Европейской части России в Сибирь, но также содействовать тюремному начальству для проведения обысков и ликвидации беспорядков в местах заключения, охраняя прилегающую тюремную территорию.

13 мая 1938 года относится к приказу НКВД СССР о новом Временном уставе конвойной службы рабоче-крестьянской милиции. В настоящее время именно эта дата служит в качестве официального дня создания охранно-конвойной советской службы, а впоследствии и российской милиции.

Старейшими подразделениями охранно-конвойной службы можно считать Изолятор временного содержания и Отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России.

Охранно-конвойная служба сегодня

На сегодняшний день специальные учреждения полиции органов внутренних дел активно внедряют систему видеонаблюдения за арестованными и задержанными, а также отслеживают обстановку в предзонниках и на КПП. Также построены специальные прогулочные дворы, которые также оснащаются системой видеонаблюдения.

В современных изоляторах временного содержания устанавливаются специальные дезкамеры для обработки одежды, системы механической приточно-вытяжной вентиляции, средства радиовещания. Также в некоторых ИВС введено в практику взятие дактилоскопических данных у арестованных лиц, поступивших в ИВС.

В качестве средств личной безопасности сотрудников существуют специальные тревожные кнопки, которые повышают безопасность тех, кто непосредственно ведет охранную деятельность.

Изоляторы временного содержания в данное время осуществляют работу более чем в 2000 подразделений системы внутренних дел. В охранно-караульной службе насчитывается более десятка тысяч сотрудников МВД, в задачи которых входит в первую очередь ограждение законопослушных граждан от преступников, а во-вторых, обеспечение охраны тех лиц, кто был взят под стражу. Работа данных сотрудников правопорядка ведется в круглосуточном режиме. В настоящее время существуют различные дополнительные меры для защиты граждан. Так, помимо основного телефона 02, по которому можно вызвать наряд полиции, функционирует и телефон доверия, куда может обратиться любой желающий при возникновении каких-то проблем, связанных с правонарушениями.

Несмотря на тот факт, что данный праздник пока не приобрел официального статуса, традиционно в этот день руководители охранно-конвойной службы МВД поздравляют своих сотрудников и производят награждение отличившихся специалистов. Также в этот день звучат благодарственные слова как в сторону руководства, так и в сторону сотрудников отделов.

Среди российских праздников, не имеющих официального статуса, есть и День конвоира. О такой профессии многие законопослушные граждане даже не задумываются - их она словно бы и не касается, но на самом деле это не так. Ведь первой и важнейшей составляющей работы конвоиров является обязанность оградить от опасности законопослушное население, и выполнение этой обязанности требует немалой выдержки и серьёзных усилий. Отмечается День конвоира, или охранно-конвойной службы, 13 мая, в память о приказе НКВД СССР от 1938 года, и выпуске «Временного устава конвойной службы рабоче-крестьянской милиции».

Немного из истории службы

На самом деле, как это часто бывает с разными малоизвестными профессиями, история охранно-конвойной службы началась намного раньше. Часто вспоминают императора Александра III, при котором были созданы конвойные команды, а Устав конвойной службы утвердили при Николае II, в 1907 году. И всё-таки её предшественниками являлись воинские гарнизоны, созданные при Петре I, и предназначенные для несения внутренней службы в разных местах империи.

Однако прообразом службы стала внутренняя стража, вынужденно созданная при Александре I, когда в Сибирь стали ссылать по несколько тысяч человек в год. Интересно, что сначала их сопровождение заставляли обеспечивать местных жителей – селян, принуждая их выделять лошадей и подводы, а также участвовать в охране ссыльно-каторжных. Местные власти часто отмечали, что это очень беспокоит обывателей и причиняет им убытки, но это было не самое худшее: плохо охраняемые преступники постоянно сбегали, разбойничали и грабили, и даже убивали своих незадачливых конвоиров – так не могло продолжаться.

В 1811 году император издал указ о формировании команд и рот, которые должны были обеспечивать конвоирование ссыльных и каторжников, а также охранять места заключения. К созданию службы подошли серьёзно: в Военном министерстве была создана специальная часть, в которую зачисляли солдат с опытом, минимум после 2-х лет службы – их обучали по специальной программе.

А через 100 лет, при Николае II, работа конвойной службы была тщательно распланирована. Был составлен специальный документ – своеобразный справочник маршрутов, по которым перевозили лиц, находящихся под стражей: в справочник входили пешие тракты, железнодорожные маршруты, водные маршруты – морские, речные и озёрные, по которым задержанных и преступников перевозили на баржах и пароходах, специально для этого обустроенных.

В дни становления молодого Советского государства стало ясно, что конвоировать и охранять преступников должны специальные службы, но сначала в этой сфере образовалась неразбериха: задержанных и арестованных охраняли милиционеры, войска ГПУ и конвойная стража – силы распылялись, а функции часто дублировались - снова требовались изменения.

После 1924 года конвойные войска стали считаться частью армии: они конвоировали подследственных, доставляя их в суды, а осуждённых доставляли в тюрьмы и лагеря – в 30-е-50-е годы работы у конвоиров было очень много. Хотя у ГУЛАГа была своя военизированная охрана, охранять лагеря и другие объекты приходилось и конвойным войскам, и особенно во время Великой Отечественной войны. А ведь требовалось охранять ещё и военнопленных: их во время войны было множество – сначала счёт шёл на тысячи, потом на сотни тысяч и миллионы. Пришлось также эвакуировать тюрьмы из западных областей страны – это тоже была очень большая работа, и для неё привлекались десятки тысяч конвойных.

Например, в Москве до 1957 года работал специальный конвойный отряд, в котором служили более 180 милиционеров – их служба напоминала армейскую. Жили они в своеобразных казармах – больших залах, по 90 человек в каждом, и имели всё необходимое для более или менее комфортного быта – там были даже парикмахерская и вечерняя школа. В обязанности служащих входила доставка заключённых в разные места, и иногда этих заключённых в день было почти столько же, сколько самих конвойных – приходилось справляться.

Охранно-конвойная служба расширялась, а количество служащих росло: после окончания войны в её подразделениях служило около 150 000 человек – как раз в этот период нужно было охранять японских военнопленных.

Конвойные требовались не только для охраны арестованных и заключённых, но и для охраны различных объектов и складов; во время войны они боролись с вражескими диверсантами, мародёрами, искали дезертиров и т.д.

Задачи службы сегодня

Что можно сказать о сегодняшней профессии конвоиров? Она из тех, которые называют «сложными», но это понятие не передаёт полной картины: работа в охранно-конвойной службе очень напряжённая и непредсказуемая, требования к сотрудникам предъявляются очень высокие, а нагрузки не становятся меньше. Сотрудники охранно-конвойной службы находятся рядом с преступниками, обвиняемыми и подозреваемыми больше, чем любые сотрудники милиции (теперь полиции), но при этом об их проблемах говорится очень мало, тогда как о работе полицейских – несомненно, заслуживающих всяческого почёта и уважения – пишутся книги, стихи и песни, снимается кино и др.

Как уже отмечалось, основная задача службы – это обеспечение безопасности населения при конвоировании арестованных и осуждённых, а также безопасности сотрудников правоохранительных органов во время следствия, суда и других процедур. Но и права граждан, находящихся под стражей, тоже должны охраняться, поэтому деятельность охранно-конвойной службы является социально значимой, и значимость эта очень высока: отношение конвойных к своей работе определяет отношение общества к законам и к тем, кто следит за их выполнением. Ведь, что бы ни происходило, перед законом все равны, а достоинство человека нужно уважать в любых ситуациях.

К сожалению, проблем у службы сейчас немало. Специальных учебных заведений для подготовки сотрудников нет, и обычно конвоирами идут служить сотрудники других подразделений, или те, кто уволился в запас из армии. Престижной или почётной охранно-конвойная служба в обществе всё же не считается, и нередко в её подразделения попадают молодые люди с недостаточно устойчивой психикой, не отличающиеся физической выносливостью. Некоторые конвоиры ведут себя агрессивно, и даже совершают противоправные действия и настоящие преступления – здесь необходима серьёзная работа специалистов, в том числе психологов и психиатров.

Хочется пожелать, чтобы сотрудники охранно-конвойной службы МВД были действительно защитой спокойствия мирных граждан и всего государства, и всегда с честью выполняли свой служебный долг – хотя это очень нелегко. Мы желаем всем конвоирам крепкого здоровья и профессионализма, успехов, благополучия, оптимизма и личного счастья.

Гатаулина Галина
для женского журнала сайт

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал обязательна

13 мая традиционно в России отмечается День конвоира. Этот праздник посвящен всем, кто служит или служил в подразделении охранно-конвойной службы, которая является одной из составляющих МВД РФ.

Задача у конвоиров стоит достаточно не легкая – обеспечить безопасность заключенных, которые отбывают наказание в колониях, тюрьмах и других не столь отдаленных местах. Также служащие обеспечивают слаженную работу судебной системы государства. Профессиональный праздник конвоиров - это дополнительная возможность сказать им «спасибо» за фактическое обеспечение безопасности граждан РФ.

История

Достоверной информации о первом празднования этого дня нет, но известно, что эта дата связана с введением Временного устава охранно-конвойной службы РКМ, который был выдан 13 мая 1938 года Народным комиссариатом ВД СССР. Данное событие стало одним из главных условий появления традиции праздновать профессиональный день сотрудников охранно-караульной службы в будущем.

Еще в 1886 году появились первые зачатки конвойной службы. Основоположником этой структуры стал Александр III, который подписал приказ о введении в государстве Российском нового подразделения – конвойной группы. Несмотря на это утверждение, первого основного устава службы произошло лишь через 20 лет (10 июня 1907 года).

В обязанности конвоиров входит:

  1. Обеспечение безопасности заключенных, которые отбывают наказание в тюрьмах, колониях и других исправительных учреждений.
  2. Организация безопасности сотрудников исправительных центров.
  3. Обеспечение беспроблемного перевоза и доставки преступников в места заключения.

Перемещение арестантов проходит разными транспортными средствами: поездами, автобусами, машинами, самолетами. За частую именно в процессе перевозки заключенных проходят попытки к бегству. Конвоир обязан предотвратить возможные попытки к побегу и доставить преступников к месту заключения.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что работа охранно-конвойной службы довольно опасная и важная, каждый служивый рискует своим здоровьем и жизнью, выполняя свои должностные обязанности.

Традиции

Командование охранно-караульной службы в этот день поздравляет служащих, вручая грамоты и дипломы, лучших повышают в званиях, выносятся благодарности и материальные поощрения.

Конвоиры также принимают поздравления от членов семьи, родственников и друзей за праздничным столом. В этот день все песни, стихи и речи посвящаются именно служащим в охранно-караульной службе МВД РФ.



Просмотров