Государство определение сущность признаки. Наследование по закону и по завещанию. Конституционные обязанности граждан РФ

Любая политическая система включает в себя центральный институт - государство. Это особая форма политической власти, существующая в обществе. Она обладает определенным суверенитетом. Государство для управления использует целую систему специальных органов. Рассматривая понятие и сущность государства, нужно отметить различия в этих значениях.

Монополия на применение силы и других видов физического принуждения. Государство или его органы вправе лишать граждан определенных ценностей, свободы, жизни, если это соответствует действующему законодательству.

Обязательство представлять общество как единое целое, для защиты его интересов и благ.

Понятие государственного управления, в его материальном выражении, имеет силу на всей его территории. Государство имеет высшую власть, которая распространяется только в пределах его границ. Оно само определяет характер своих отношений с другими странами, которые не имеют права вмешиваться во внутренние дела друг друга.

Независимость государства не зависит от размеров территорий и численности его населения.

Для государства важным признаком является легитимность власти. Это означает ее справедливость.

Сущность государственного управления можно выразить в нескольких признаках.

1. Оно существует для осуществления общих а в особенности интересов господствующего класса.

2. Исполнение интересов всех социальных слоев, которое основывается на принципах компромиссов.

3. Существование государства для исполнения интересов нации.

4. Исполнение интересов религий, представленных в данном государстве.

5. Существование государства во имя интересов определенной расы, которая представлена на его территории.

Понятие и сущность государства, а также его структура, являются системой, которая формировалась в течение долгого периода. Подходить к его классификации можно с разной точки зрения. Можно рассматривать его внутреннюю структуру, систему высших органов власти, территориальное разделение, а также способы осуществления власти.

В зависимости от специфики взаимодействия государства с обществом в той или иной мере проявляется одна из его характеристик.

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая законы, взимающая налоги, выражающая волю и интересы господствующего класса, социальной группы или всего народа.

Признаки государства:

1.Государство – это политико-территориальная организация власти.

2.Государство – это суверенная организация власти

3.Государство – это организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения. В отличие от общественной власти догосударственного (первобытного) общества где власть непосредственно исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления, публичная власть связана с наличием и функционированием в государстве обособленного аппарата управления и аппарата принуждения. Обособленность указывает на отделенность аппарата от общества. Аппарат управления состоит из специальных органов и лиц, на профессиональной основе занимающихся управлением общества, т.е. решением общих дел и задач. Он включает в себя органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др. Аппарат принуждения состоит из особых вооруженных отрядов, применяющих меры государственного принудительного воздействия в отношении правонарушителей, а также обеспечивающих безопасность государства и общества, включает в себя армию, милицию, полицию, разведку, контрразведку и др. Аппарат принуждения и аппарат управления сами не производят ни материальных, ни духовных ценностей, а осуществляют управление и принуждение.

4.Государство – это организация власти, издающая законы. С одной стороны, в цивилизованном обществе посредством законов и иных источников права, применяемых компетентными органами, государство придает своим велениям обязательную силу для населения всей страны. С другой – вся деятельность государства, в т.ч. управленческая и принудительная, должна основываться на праве и законе.

5.Государство – это организация власти, взимающая налоги. Взимание налогов осуществляется специальными государственными органами в строгом соответствии с законом в целях обеспечения содержания аппарата, госучреждений, а также для выполнения различных социальных программ.

6.Государство – это организация власти, выражающая волю и интересы господствующего класса, социальных групп или всего народа. Любое государство всегда выражает чью-то волю и интересы. В этом заключается его сущность, т.е. главное свойство. Данный признак является самым главным, сущностным. От того, каково содержание данного признака, зависит содержание всех иных признаков государтсва.

Сущность государства – это главное свойство, которое определяет его содержание, социальное назначение и функционирование


Главное в государстве – это политическая власть: кому она принадлежит, в чьих интересах осуществляется. В любом государстве все политические силы будут бороться за власть, т.к. политическая власть позволяет использовать полномочия в интересах тех, кому она принадлежит. Любое государство всегда выражает в первую очередь волю и интересы тех, кто стоит у власти, кому принадлежит политическая власть в стране.

Подходы к определению сущности государства:

1.Классовый: государство как организация политической власти выражает волю и интересы экономически господствующего класса. Экономическое господство класса обеспечивает ему и политическое господство.

2.Общесоциальный: государство как организация политической власти обеспечивает компромисс интересов различных классов и социальных групп, выражает волю и интересы всего народа.

Отсюда следует двойственная сущность государства, которое выражает волю и интересы, во-первых, тех, кто стоит у власти, во-вторых, всего народа.

Иные подходы:

3.Религиозный: государство содействует преимущественному осуществлению интересов определенной религии

4.Национальный: … титульной национальности

5.Рассовый: … титульной нации (фашистский режим: - интересы высшей расы)

Введение

1. Понятие государства

2. Признаки государства

3. Составляющие элементы государства

4. Формы государственного устройства

5. Функции государства

6. Правовые формы выполнения функций

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Для того чтобы рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо четко понять - что такое государство и откуда оно произошло.

Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.

Одновременно происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.

Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство».

Почему государство является основным институтом политической системы общества? Это объясняется рядом причин. Общество делегирует государству в лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

1. Понятие государства

Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д.

2. Признаки государства

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и необязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий - государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются 3 минимальных элемента государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отмечают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

3. Составляющие элементы государства

Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном счете, без территории государства не существует.

Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы. Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав, заключается в гарантировании территориальной целостности государства.

Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Вторым составляющим элементом государства является население, то есть человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти.

Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.

Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.

Чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство, должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент. Если к власти проявляется неуважение, правители, опираюсь на институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции, предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения.

Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.

4. Формы государственного устройства

Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства.

Унитарное государство – единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно-территориальные единицы, однако, самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Унитарными государствами являются, например, Франция, Польша, Португалия и т.д.

Федерация союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты и т.д.), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и республиканской), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом. В российском парламенте это Совет федерации и Государственная Дума. Субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из состава федерации.

Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, ФРГ), так и по национальному (Россия, Югославия, Индия). История показывает, что федеративное устройство государств по национальному принципу часто оказывается весьма неустойчивым. Построенная таким образом федерация способна разрушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющей ее идеологии.

Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель подобного объединения – проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются совместные органы управления. Однако их решения вступают в силу только после утверждения государствами, входящими в состав конфедерации. Страны такого союза – самостоятельные субъекты международного права.

В современной истории примеров конфедерации немного. Среди них – ОАР (Объединенная Арабская республика – союз Сирии и Египта, 1958-1961 гг.), Сенегамия (Сенегал и Гамбия, 1982-1989 гг.) и некоторые другие. Швейцарская конфедерация по существу является федерацией, так как в ведение центральных органов переданы функции обороны, дипломатического представительства и др.

Конфедерация, пожалуй, самая неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимосвязей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.

В последние десятилетия мир переживает тягу к мирному сосуществованию, объединению и интеграции стран не только в военном, но и в тесном политическом и экономическом планах. Так, новая объединенная Европа с такими составляющими, как Совет Европы, Европейская парламентская ассамблея, безтаможенные и безвизовые границы, совместные проекты, единая валюта, открывает пути к широчайшему и перспективному сотрудничеству между государствами. Добровольное объединение в рамках такой новой интеграции способствует изживанию фактического неравенства государств, их более быстрому развитию.

5. Функции государства

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

  1. Охранительная.
  2. Экономическая.
  3. Социальная.
  4. Культурно-воспитательная.
  5. Природоохранительная.

Внешние функции:

  1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.
  2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.
  3. Борьба с международной преступностью.
  4. Участие в международной охране окружающей Среды.

Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства.

Существуют два вида государственных организаций. К первому виду относятся государственные организации, которые осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность.

Второй вид представляют государственные организации, основным назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной) действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.

В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.

В экономической сфере действуют государственные организации - предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т.д.

Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями. Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют частные и общественные организации и объединения. Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере действуют негосударственные организации, такие, как, например, частная полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и организации общественности по охране общественного порядка и самозащите и некоторые другие.

Охранительная функция:

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.

За все виды правонарушений, посягающие на общественный порядок, установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.

Экономическая функция:

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.

Культурно - воспитательная функция:

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Природоохранительная функция:

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

Внешние функции:

Функция защиты из вне:

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

Практическое исполнение функции защиты из вне так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.

2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

Функция сотрудничества с другими странами:

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство. Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

Борьба с международной преступностью:

В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.

Участие в охране окружающей среды:

В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

6. Правовые формы выполнения функций

Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.

Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:

1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.)

3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

Заключение

Вопрос о дальнейшем существовании и развитии государства давно занимает ученых. В частности, марксизм исходит из перспективы создания в будущем идеального общества (коммунизма) без классов, без частной собственности, при отсутствии сколько-нибудь серьезных противоречий между однородными социальными субъектами. В результате такой эволюции государство как охранительный и регулирующий институт общества постепенно отомрет естественным образом (за ненадобностью). Станут ненужными его главные функции - регулирование отношений между общественными субъектами (общество будет социально однородным) и охрана частной собственности (она исчезнет, будет отменена).

Однако историческая действительность оказалась явно «консервативнее» идей идеологов всеобщего социального равенства. Как показывает практика, социальная структура общества отнюдь не упрощается. Наоборот, происходит все большая дифференциация общества, увеличивается количество задач, требующих вмешательства государственных и общественных структур. Далеко пока и до исчезновения частной собственности. Попытки прямой атаки на нее (в СССР и ряде других стран) не увенчались успехом. Кроме того, наличие не только частной, но и всех других форм собственности предполагает необходимость регулирования отношений между ее владельцами на основе права, а также охрану данного права со стороны государства.

С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства неуклонно возрастает. Увеличивается число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны государственных структур, например, проблемы экологии, здравоохранения. Так что пока рано хоронить основные функции государства, а, следовательно, и говорить о его отмирании.

Список использованной литературы

  1. Введение в политологию: Учебник для вузов. Пугачев В.П., Соловьев А.И. – М.: Аспект Пресс, 2002
  2. Политология: Учебник для вузов. В.Н. Лавриненко, – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
  3. Демидов А. И. Малько А. В. Политология в вопросах и ответах М., 1998.
  4. Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 1996.
  5. Соловьев А.И. «Политология» – М.: Аспект Пресс, 2000

Это главное в нём, определяющее его назначение и функционирование. Многие учёные склонны связывать сущность государства с принадлежностью и осуществлением государственной власти. Такое видение сущности государства раскрывается в рамках двух подходов: классового и общесоциального.

Классовый подход к определению сущности государства традиционно связывается с марксистской теорией, усматривающей принадлежность политической власти господствующему классу, который осуществляет её, опираясь на силу и принуждение. Классовая сущность обычно предписывается недемократическим, диктаторским государствам.

Общесоциальный подход к определению сущности государства исходит из того, что первоисточником власти является народ, осуществляющий её в интересах большинства. В развитых демократических странах существование государства связано не столько с классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает созидательное сотрудничество разных сил. Такое государство направляет свою деятельность на обеспечение социального компромисса.

Анализ сущности государства требует учёта обоих подходов.

Независимо от того, какой сущностью обладает государство , ему принадлежат особые признаками, позволяющие отличать его от других социальных институтов, таких как политические партии, профессиональные союзы, корпорации и др.

Среди этих признаков следует назвать такие:

1. Политическая публичная власть .

Власть - это способность чьей-либо воли воздействовать на волю другого, подчинять её себе. Государство , используя власть, стремится установить границы возможного и должного в обществе поведения, определённого порядка, который называется правовой порядок.

Наряду с государственной властью в обществе может существовать власть в рамках семьи, общественного объединения, религиозной общины и других организаций. Такая власть распространяется на участников этих организаций.

Особенность государственной власти заключается в её публичности. Государство притязает на роль универсального представителя всего общества. В такой роли оно выступает внутри своих границ (например, судебные решения принимаются именем Российской Федерации) и во внешних отношениях с другими государствами или международными организациями.

С формальной стороны публичность государственной власти означает, что в обществе выделяется специальный аппарат управления состоящий из чиновников (государственных служащих), призванных принимать меры, направленные на реализацию общих социальных интересов. Используя свои властные полномочия, чиновники решают экономические, политические, социальные, культурные и иные задачи.


2. Территориальные организации населения .

Государство охватывает всех без исключения людей, проживающих на данной территории и имеющих личную устойчивую правовую связь с государством, порождающую взаимные права, обязанности и ответственность (гражданство или подданство). Территориальные, а не кровно-родственные связи между людьми характеризуют практически все современные государства. Территориальный принцип деления населения приводит к необходимости определения границ, установлению целостности (территориальной неприкосновенности) любого государства, появлению систем центрального и местного управления.

К территории внутри государственных границ относится: суша, в том числе недра и континентальный шельф, внутренние и внешние (12 морских миль) территориальные воды, воздушное пространство. К государственной территории приравниваются речные морские и воздушные суда, передвигающиеся под флагом государства. Военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские воздушные и морские суда - в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Государственная территория может подвергаться изменениям. Это должно происходить на основе свободного и ясно выраженного волеизъявления народа (например, референдума). Формами изменения территории государства может быть присоединение соседней территории, или уступка, передача части территории другому государству.

3. Связанность с правом .

Государство распространяет своё влияние практически на все сферы жизнедеятельности общества. Государству присуща способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы.

Оно обладает монопольным правом издавать закреплённые в юридических источниках и распространяющиеся на всех правовые нормы. Такой возможностью не обладает больше ни одна другая властная организация. Право является основным средством выражения властных велений.

В то же время само государство в своей организации и деятельности руководствуется правовыми нормами. В соответствии с законами и подзаконными актами строится вся система государственных органов и органов местного самоуправления. Президент, министры, прокуроры, судьи - все выстраивают свою деятельность в соответствии с принципами и нормами права, подчиняются им.

4. Государственный суверенитет.

Государственный суверенитет представляет собой политико-правовое свойство государства, заключающееся в возможности самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику, решать поставленные задачи.

Суверенитет государства имеет внутренний и внешний аспекты. Государство осуществляет деятельность независимо от власти иностранных держав, которые не могут навязывать ему свою волю (независимость вовне). Кроме того, государство имеет приоритет над всеми другими властными организациями этого же общества (верховенство внутри).

5. Государственная символика.

К символике государства обычно относят его название, государственный флаг, герб и гимн. Как правило, по поводу государственной символики принимаются специальные законы, содержащие точное описание всех составляющих символов.

Подводя итог вышесказанному, сформулируем определение государства, которое в общем виде включало бы все его существенные признаки.

Государство - это обладающая суверенитетом, публичная властная политическая организация общества, охватывающая всех его членов, проживающих на данной территории и распространяющаяся на все сферы его жизнедеятельности.

ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Электронный конспект лекций по правоведению.

Подготовка к зачетам и экзаменам студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей / УГНТУ, каф. ПСиСО; сост. доц., к.ю.н., Ю.С. Шафиков/. – Уфа: УГНТУ, 2010. –108 с.

Электронный конспект предназначен для студентов всех специальностей, а также для преподавателей и сотрудников, занимающихся вопросами правоведения.

В электронном конспекте содержатся ответы на вопросы по курсу правоведения, соответствующие Государственному общеобразовательному стандарту по данной дисциплине.

Составитель: доц., к.ю.н., Шафиков Ю.С.

Рецензенты:

Габдулхакова Р.В., доц.;

Гареев Э.С., проф., канд.филос.наук;

Козлова Ю.Б., доц., канд.социол.наук;

Махов А.А., доц., канд.социол.наук;

Дорожкин Ю.Н., проф., д-р филос.наук;

© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2010

  1. Функции государства
  2. Формы государственного устройства: понятие, виды
  3. Монархия как форма государственного правления
  4. Республика как форма государственного правления
  5. Политический режим
  6. Правовое государство: понятие, виды
  7. Понятие, признаки и сущность права
  8. Источники права: понятие, виды
  9. Классификация нормативно-правовых актов
  10. Понятие, признаки, структура нормы права
  11. Виды норм права
  12. Система права и ее структурные элементы
  13. Основные правовые системы современности
  14. Правоотношение: понятие, признаки, структура
  15. Юридические факты: понятие, признаки, виды
  16. Реализация права: понятие, виды
  17. Отличие нормативно-правовых актов от акта применения права
  18. Толкование права: понятие, виды
  19. Понятие и виды правомерного поведения
  20. Понятие, признаки и виды правонарушений
  21. Состав правонарушения
  22. Понятие и виды юридической ответственности

Общая характеристика основ конституционного строя России

Основные права человека и гражданина в РФ



Конституционные обязанности граждан РФ

Гарантии реализации прав и свобод

Гражданство РФ

Федеративное устройство РФ

Президент РФ

Правительство РФ

Федеральное собрание РФ

Судебная власть РФ

Субъекты и объекты гражданского права

Дееспособность и правоспособность физических и юридических лиц

Право собственности и иные вещные права

Обязательства в гражданском праве: понятие, основания возникновения и

Прекращения, виды, способы обеспечения исполнения

Наследование по закону и по завещанию

Понятие, предмет и источники трудового права. Понятие и условия трудового

Договора

Основания расторжения трудового договора

Понятие и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

Брак (понятие, условия заключения)

Расторжение брака. Недействительность гражданского брака

Преступление. Понятие, категории, виды

Уголовные наказания. Понятие, виды

Виды административных правонарушений

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовные наказания

Основания освобождения от уголовной ответственности и наказания

Основные концепции происхождения государства

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен истори­ческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Рассмотрим следующие теории:

Теологическая

Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта кон­цепция представляет официальную доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, государство является резуль­татом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

Патриархальная

Представители - Аристотель, Филмер, Михайловский. По утверждению Аристотеля, государство - наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха - естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

Теория насилия

Представители - Дюринг, Гумплович, Каутский. Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими. По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инстру­ментом организации и управленческого воздействия завоевате­лей, государство становится мощным средством защиты завое­ванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

Договорная теория происхождения государства

Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая широкое распространение в XVII – XVIII веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории бы­ли Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо. В России представителем договорной теории был революци­онный демократ А. Н. Радищев, который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в госу­дарство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и рево­люционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол. В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который всту­пают люди, находившиеся до этого в “естественном”, первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

5. Марксистская теория происхождения государства наи­более полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхожде­ние семьи, частной собственности и государства", само на­звание которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория от­личается четкостью и ясностью исходных положений, логи­ческой стройностью и, несомненно, представляет собой боль­шое достижение теоретической мысли. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Государство есть продукт и про­явление непримиримых классовых противоречий". Отрицать влияние классов на возникновение государ­ства нет оснований. Но также нет основания считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формирова­лось до возникновения классов; кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные факторы.

Понятие, признаки и сущность государства

Основными признаками государства являются:

§ Легитимность: признание лицом в добровольном порядке обязательности для себя государственных велений.

§ Территориальный характер государства: государственная власть всегда распространяется на определенную территорию.

§ Состав территории государства: участок суши, прилегающие к этому участку земные недра, воздушное пространство до границ с космосом, прилегающие к суши морские территории, территории дипломатических представительств и их транспортных средств и т. д.

Население государства разделяется на группы в зависимости от их принадлежности к административно-выделенному участку территории. Государственная власть также организуется на основе этого признака. Большинство государственных органов имеет территориальные пределы своих полномочий.

Государственный суверенитет - это независимость государства от волеизъявления других государств, а также физических и юридических лиц, находящихся на территории государства. Выделяют внешний и внутренний суверенитет. Внешний - независимость от других государств или их объединений, внутренний - независимость от частной воли граждан или их объединений.

Суверенитет государства предполагает, что:

§ только государство может настаивать на своем волеизъявлении в случае противоречия его с волеизъявлением иных лиц;

§ государство настаивает на обязательности своего веления под угрозой физического принуждения;

§ государство является верховной властью, т. е. его веления обладают прямым действием в пределах государственных границ - государственное веление не может быть отменено, изменено или приостановлено действиями всех иных лиц:

§ только государство издает и обеспечивает выполнение общеобязательных правил поведения (правовых норм), т. е. обязательных для любых лиц на территории государства. Только оно устанавливает права и обязанности организаций, физических и юридических лиц, определяет компетенцию государственных органов и государственных должностных лиц.

Формы проявления суверенитета:

1. суверенитет может реализовываться как одноактное государственное веление (ненормативное);

2. суверенитет может принимать форму постоянной, нормативной, периодически воспроизводимой воли государства.

Политический характер государства - это действие государства по обеспечению общих интересов всех граждан. Государство должно действовать в порядке консенсуса.

Формальная сторона политического характера государства складывается из следующего:

§ всеобъемлющего характера государственного объединения граждан. Государство является единственной организацией, объединяющей всю их совокупность;

§ института политических выборов - замещение должности в государственном аппарате посредством волеизъявления граждан, когда ни к избирателям, ни к кандидатам на должность не предъявляются никакие квалификационные требования. Избирательные барьеры не носят профессионального характера. Государственная власть выступает незаинтересованным арбитром в процессе волеизъявления граждан и подчиняется целям, которые ставит ей победившая на выборах группа граждан;

§ правомерного характера управления - действия государственной власти осуществляются на основе и во исполнение законов, принимаемых народными представителями;

§ конституционного законодательствования народа: конституция принимается посредством референдума - волеизъявления граждан, имеющего обязательный характер.

Таким образом, политический характер государства предполагает, что народ (совокупность граждан) выбирает управляющих должностных лиц, сам устанавливает основные (конституционные) законы и превращает государственный аппарат в средство обеспечения интересов общества.

Функции государства

Функции государства - это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и кон­кретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и соци­альное назначение.

В этом определении выделены наиболее существенные при­знаки функций государства.

1. Функции государства непосредственно выражают и пред­метно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущ­ность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпо­ративные), национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя прак­тическая деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответст­вующих ему функций, представляющих собой устойчиво сло­жившиеся основные направления его деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов про­являются и объективируются присущие им особенности и зако­номерности развития, динамика социально-экономических, по­литических и духовных преобразований в жизни общества.

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их науч­ная классификация.

Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятель­ности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т. е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни - внутренней или внешней - осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат - внутри­политических или внешнеполитических - они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства - это, например, экономическая, экологическая, функция разви­тия культуры, науки и образования.

К внешним функциям отно­сятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т. д.

Среди внутренних и внешних функций государства различа­ются функции основные и неосновные.

Основные функции - это наиболее общие, важнейшие направ­ления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным функциям государства присущ ряд общих черт.

Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назна­чение.

Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназна­ченными для этого органами (например, здравоохранение, соци­альное обеспечение, высшее образование, финансовая деятель­ность, дипломатия, внешняя торговля и т. д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством обще­ственных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.

Сообразно с этим основные функции государства охватыва­ют, группируют по наиболее важным направлениям государст­венного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Пос­ледние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.

От основных и неосновных функций государства следует от­граничивать функции органов государства, т. е. реализацию ком­петенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответст­вии с их местом и назначением в государственном механизме политической системы общества.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, относятся следующие виды функций:

§ Охранительная.

§ Экономическая.

§ Социальная.

§ Культурно-воспитательная.

§ Природоохранительная.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом обществе, относятся:

§ Защита государства от вооруженных нападений других государств.

§ Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

§ Борьба с международной преступностью.

§ Участие в международной охране окружающей среды.



Просмотров