Предоставить жилые помещения по договору. Регламент предоставления жилого помещения по договору социального найма: основания и нормы

Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 250-ФЗ)

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 250-ФЗ)

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
(часть шестая введена Федеральным законом от 29.12.2006 № 250-ФЗ)

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 217-ФЗ)
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 250-ФЗ)

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ)

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2011 № 383-ФЗ)
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Статья 55. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 217-ФЗ)
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
(в ред. Федерального закона от 05.06.2012 № 55-ФЗ)
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ)

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.
(часть 3 введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 № 316-ФЗ)

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 58. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма

1. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.

2. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Статья 59. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире

1. Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

2. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

3. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

4. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма (ч. 1 ст. 49 ЖК РФ): одна сторона — собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом РФ (ст. 60). Малоимущим гражданам, признанным по установленным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке.

Малоимущие граждане — это граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего .

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или ее субъекта по предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ, или федеральным законом, или законом субъекта федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта федерации. Категориям граждан, указанным в норме части 3 статьи 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального органами местного самоуправления, если последние наделены в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. До вступления в силу Жилищного кодекса России (до 1 марта 2005 г.) жилые помещения по договору социального найма могли предоставляться не только малоимущим, но и другим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.

Согласно статье 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Однако граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняют право состоять на данном учете до получения жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета, если утрачивают основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Новые основания и ограничения, которые предусмотрены Жилищным кодексом, не влияют на право гражданина получить жилое помещение по договору социального найма. Иными словами, если гражданин не является малоимущим и до 1 марта 2005 г. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то он не утратит право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта федерации. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором России не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие:

  1. не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  2. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  3. проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  4. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний должен устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Договор социального найма: Видео

Постановление Правительства Москвы от 28.07.2009 N 709-ПП

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 798-ПП "О мерах по упорядочению учета, управления и использования общежитий специализированного жилищного фонда города Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Порядок передачи и приема общежитий в собственность города Москвы (приложение 1).

2. Утвердить Порядок предоставления жилых помещений в общежитиях специализированного жилищного фонда города Москвы (приложение 2).

3. Утвердить Регламент подготовки, оформления и выдачи гражданам договора найма жилого помещения в общежитии (приложение 3).

6. Признать утратившими силу:

Пункты 5, 6, 9, 12 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 798-ПП "О мерах по упорядочению учета, управления и использования общежитий специализированного жилищного фонда города Москвы";

- постановление Правительства Москвы от 25 октября 1994 г. N 976 "О мерах, направленных на совершенствование использования общежитий".

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.


Мэр Москвы Ю.М. Лужков


ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ И ПРИЕМА ОБЩЕЖИТИЙ В СОБСТВЕННОСТЬ ГОРОДА МОСКВЫ

1. Настоящий Порядок устанавливает правила и требования передачи и приема общежитий, в том числе жилых помещений (домов), используемых в качестве общежитий, в собственность города Москвы.

2. Прием общежитий в собственность города Москвы производится в технически исправном состоянии одновременно с приемом городскими специализированными организациями инженерных коммуникаций, сооружений и оборудования в пределах установленного лимита общей площади жилых и нежилых помещений в размере, соответствующем заявкам префектур административных округов города Москвы и обеспеченном финансированием.

3. Прием в собственность города Москвы общежитий - объектов федеральной собственности осуществляется после принятия соответствующего правового акта уполномоченным органом Правительства Российской Федерации о передаче их в собственность города Москвы. Прием в собственность города Москвы общежитий от иных организаций, передающих общежития в собственность города Москвы, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы.

4. Передача организациями общежитий в собственность города Москвы для учета жилой площади в Реестре объектов собственности города Москвы в жилищной сфере и на баланс Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляется в соответствии с Законом города Москвы от 26 декабря 2007 г. N 53 "Об имущественной казне города Москвы" и постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 августа 2007 г. N 752-ПП).

5. Организация, передающая общежитие в собственность города Москвы:

5.1. Проводит работу по предоставлению в общежитии каждой семье изолированного жилого помещения.

5.2. Представляет Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы следующие документы:

5.2.1. Решение либо заверенную надлежащим образом копию решения органа исполнительной власти об организации общежития (при наличии).

5.2.2. Ордер либо заверенную надлежащим образом копию ордера на общежитие (при наличии).

5.2.3. Заключение Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве и Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по г. Москве по существу просьбы.

5.2.4. Технический паспорт на общежитие с экспликацией.

5.2.5. Список граждан, которым предоставлена жилая площадь.

6. В случае отсутствия (ликвидации) организации, которая должна передать общежитие, сведения по принимаемым общежитиям и полный комплект технической, правоустанавливающей документации, необходимый для регистрации права собственности города Москвы, представляются префектурами административных округов города Москвы по месту расположения общежитий. Список проживающих в общежитиях граждан формируется Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

7. При приеме общежитий, в том числе объектов инженерного и коммунального назначения, находящихся в них, кредиторская задолженность по эксплуатационным расходам, коммунальным услугам, ремонтным работам на принимаемых объектах остается за организацией, передающей общежитие, включая все объекты в нем, до полного погашения задолженности, что должно найти отражение в акте приема-передачи. Акт приема-передачи подписывается организацией, передающей общежитие, Департаментом городского имущества города Москвы - в части нежилых помещений и объектов коммунального назначения, и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы - в части жилых помещений, в том числе помещений вспомогательного использования, предназначенных для социально-бытовых нужд. По объектам федеральной собственности акт приема-передачи общежития подписывается в установленном порядке.

8. После выхода соответствующего правового акта, указанного в пункте 3 настоящего Порядка передачи и приема общежитий в собственность города Москвы, организации, передающие общежития, представляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы сведения по данным объектам и полные комплекты технической, правоустанавливающей документации, необходимые для регистрации права собственности города Москвы. Подготовленные совместно со специализированными организациями сведения и комплекты документов передаются в Департамент городского имущества города Москвы.

9. Департамент городского имущества города Москвы:

9.1. Принимает в собственность города Москвы нежилые помещения общежитий и объекты инженерного и коммунального назначения, за исключением помещений вспомогательного использования, предназначенных для социально-бытовых нужд.

9.2. Вносит объекты (п. 9.1) в Реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы.

9.3. Оформляет передачу внешних объектов инженерного и коммунального назначения специализированным организациям.

9.4. После государственной регистрации права собственности города Москвы на объекты недвижимости нежилого назначения вносит в установленном порядке необходимые изменения в ранее заключенные договоры аренды.

10. Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы обеспечивают прием специализированными организациями на обслуживание в технически исправном состоянии объектов инженерного и коммунального назначения.

11. Общежития, передаваемые в собственность города Москвы, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям города Москвы, за исключением общежитий, передаваемых в соответствии с вступившими в силу решениями судов.

12. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обеспечивает в установленном порядке внесение в Реестр объектов собственности города Москвы в жилищной сфере жилых помещений и помещений вспомогательного использования, предназначенных для социально-бытовых нужд в общежитиях, передаваемых в собственность города Москвы в случаях, установленных законодательством, и заключает с гражданами договоры социального найма.

13. При исключении из специализированного жилищного фонда города Москвы жилых помещений в общежитиях, принятых в собственность города Москвы, соответствующих требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, они могут в соответствии со статьями 15, 16, 17 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляться по договорам социального найма гражданам, проживающим в общежитиях по месту жительства.

14. Решения о предоставлении исключенных из специализированного жилищного фонда города Москвы жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим в общежитиях, переданных в собственность города Москвы, утверждаются распоряжениями Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

15. Для заключения договора социального найма в связи с исключением из специализированного жилищного фонда города Москвы жилых помещений в общежитиях, принятых в собственность города Москвы, граждане, проживающие в общежитиях на законных основаниях, в отношении которых рассматривается вопрос о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, представляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы следующие документы:

1) заявление в произвольной форме о предоставлении по договору социального найма занимаемого жилого помещения в общежитии;

4) документы, послужившие основанием для вселения в общежитие:

5) документы о наличии (отсутствии) жилых помещений, в отношении которых заявитель, члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования как на территории города, так и за его пределами, а также правом собственности за пределами города Москвы и Московской области:

8) документы, подтверждающие родственные отношения, на гражданина и членов его семьи, с которыми заключается договор социального найма, в случае если указанные документы были выданы другим субъектом Российской Федерации.

16. Дальнейшее оформление договора социального найма осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 августа 2007 г. N 662-ПП "Об утверждении Регламента подготовки договора и/или дополнительного соглашения на право пользования жилым помещением и/или акта передачи жилого помещения Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы".

17. Свободные жилые помещения в общежитиях, переданных в собственность города Москвы, используются для предоставления иным гражданам в установленном порядке.

18. Решение об исключении общежития, находящегося в собственности города Москвы, из специализированного жилищного фонда города Москвы принимается Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и утверждается его распоряжением.

19. Основанием для внесения в Реестр объектов собственности города Москвы в жилищной сфере сведений об исключении общежития из специализированного жилищного фонда города Москвы является соответствующее распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

20. Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" осуществляет внесение в базу данных БТИ информации или сведений об исключении общежития из специализированного жилищного фонда города Москвы на основании распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы об исключении общежития из специализированного жилищного фонда города Москвы согласно пункту 18 настоящего Порядка.


ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ОБЩЕЖИТИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ГОРОДА МОСКВЫ

1. Общежития предназначаются для временного проживания в городе Москве граждан на период работы, службы, обучения.

2. Переоборудование дома под общежитие производится в установленном порядке с соблюдением установленных санитарных и технических правил и норм, иных требований федерального законодательства и законодательства города Москвы.

3. Основанием использования жилого помещения в общежитии является решение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы об отнесении общежития, в том числе жилых помещений в нем, к специализированному жилищному фонду города Москвы. Включение (исключение) в специализированный жилищный фонд города Москвы общежитий осуществляется на основании распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с внесением в Реестр объектов собственности города Москвы в жилищной сфере.

4. Специализированные жилые помещения в общежитии, предоставленные гражданам по договорам найма жилого помещения в общежитии на основании решений органов исполнительной власти города Москвы, не подлежат передаче в собственность в порядке приватизации, обмену, передаче в поднаем, передаче по договорам социального найма, найма, купли-продажи с рассрочкой платежа или купли-продажи с использованием заемных (кредитных) средств, передаче по иным видам договоров, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В общежитиях не разрешаются переустройство и (или) перепланировка.

5. Площадь в общежитии предоставляется из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека, но не более установленной в городе Москве нормы предоставления площади жилых помещений.

6. Специализированные жилые помещения в общежитиях предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в городе Москве и Московской области, по решению Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

7. Выполнение функций по контролю за соблюдением внутреннего распорядка общежития, функций управляющей компании осуществляется лицами, определенными Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в порядке, установленном законодательством о размещении государственных заказов.

8. Решение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о предоставлении жилого помещения в общежитии гражданам оформляется распоряжением, которое является основанием для заключения с гражданами департаментом договоров найма жилого помещения в общежитии.

9. Гражданин вселяется в жилое помещение в общежитии на основании договора найма жилого помещения в общежитии. Гражданин не вправе вселяться в общежитие или переселяться из одного жилого помещения в общежитии в другое без заключения соответствующего договора.

10. По договору найма жилого помещения в общежитии одна сторона - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в лице Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе обязуется предоставить другой стороне - гражданину жилое помещение в общежитии для временного проживания в нем.

11. В договоре найма жилого помещения в общежитии указываются члены семьи, вселяемые с гражданином, которому предоставляется жилое помещение в общежитии. Гражданин не вправе вселять в жилые помещения общежития других граждан в качестве членов семьи, кроме супругов, несовершеннолетних детей граждан, которым предоставлены жилые помещения в общежитиях, а также иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

12. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается в письменной форме на период трудовых отношений, службы или обучения.

13. Гражданин, которому предоставлено жилое помещение в общежитии, вносит плату за пользование жилым помещением в общежитии и коммунальные услуги в порядке и на условиях, определенных правовыми актами города Москвы, договором найма жилого помещения в общежитии.

14. Плата за пользование фактически занимаемым жилым помещением в общежитии, коммунальные и иные услуги, предоставляемые гражданам, взимается в размере, установленном правовыми актами города Москвы.

15. Покрытие расходов на содержание общежитий за вычетом поступающих платежей от граждан производится за счет организации, сотрудники (обучающиеся) которой размещены в общежитии, на основании заключенного договора.

16. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, предоставивший жилое помещение в общежитии, а также лица, выполняющие функции по контролю за соблюдением внутреннего распорядка в общежитии, функции управляющей организации общежития, вправе предъявить в установленном порядке требования о своевременном внесении платы за жилое помещение в общежитии и коммунальные услуги, определенные соответствующим договором найма жилого помещения в общежитии.

17. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы:

1) предоставляет гражданину свободное от прав иных лиц жилое помещение в общежитии, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям федерального законодательства и законодательства города Москвы;

2) выполняет иные обязанности, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством города Москвы, а также предусмотренные соответствующим договором найма жилого помещения в общежитии.

18. Гражданин, которому предоставлено жилое помещение в общежитии:

1) использует жилое помещение по назначению и в пределах, установленных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, а также договором найма жилого помещения в общежитии;

2) поддерживает жилое помещение в общежитии в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии;

3) осуществляет текущий ремонт жилого помещения в общежитии;

4) своевременно вносит плату за жилое помещение в общежитии, коммунальные и иные услуги, определенные договором найма жилого помещения в общежитии;

5) информирует Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением в общежитии, в том числе при прекращении трудовых отношений, службы либо обучения, а также при приобретении в собственность жилого помещения или права самостоятельного пользования жилым помещением в городе Москве или в Московской области;

6) несет иные обязанности в соответствии с законодательством и соответствующим договором.

19. Члены семьи гражданина, которому предоставлено жилое помещение в общежитии на основании договора найма жилого помещения в общежитии, вселенные в данное жилое помещение в установленном порядке, приобретают право пользования данным жилым помещением на условиях заключенного договора.

20. Договор найма жилого помещения в общежитии с гражданином, которому предоставлено жилое помещение в общежитии, может быть расторгнут:

1) в любое время по соглашению сторон;

2) в любое время по заявлению гражданина, которому предоставлено жилое помещение в общежитии;

3) в судебном порядке при неисполнении гражданином, которому предоставлено жилое помещение в общежитии, обязательств по соответствующему договору, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

21. Договор найма жилого помещения в общежитии прекращается:

1) при утрате трудовых отношений, окончании службы или обучения;

2) в связи с утратой (разрушением) общежития, в том числе жилого помещения в нем;

3) по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

23. В случаях расторжения или прекращения договора найма жилого помещения в общежитии граждане должны освободить жилые помещения в общежитии, которые они занимали на основании этого договора. В случае отказа освободить жилое помещение в общежитии указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

Не могут быть выселены из общежитий без предоставления других жилых помещений граждане, не имеющие жилых помещений, в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, состоящие на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, и относящиеся к определенной категории лиц в соответствии с законами Российской Федерации, законами и правовыми актами города Москвы.


РЕГЛАМЕНТ ПОДГОТОВКИ, ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ ГРАЖДАНАМ ДОГОВОРА НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В ОБЩЕЖИТИИ

1. Общие положения


1.1. Настоящий Регламент устанавливает порядок подготовки, оформления и выдачи гражданам договора найма жилого помещения в общежитии, принадлежащем городу Москве на праве собственности.

1.2. Подготовка и оформление договора найма жилого помещения в общежитии, находящегося в собственности города Москвы, осуществляются в соответствии со следующими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы:

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Жилищным кодексом Российской Федерации;

- Законом города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (в редакции от 14 ноября 2012 г.);

- постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2011 г. N 44-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы";

- постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 798-ПП "О мерах по упорядочению учета, управления и использования общежитий специализированного жилищного фонда города Москвы".

1.3. В настоящем Регламенте используются следующие термины и определения:

1.3.1. Общежитие - специально построенный или переоборудованный для этих целей отдельно стоящий дом, жилые помещения в котором предназначены для временного проживания граждан.

1.3.2. Уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по предоставлению жилых помещений в общежитиях, находящихся в собственности города Москвы, является Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

1.3.3. Договор найма жилого помещения в общежитии - это договор, по которому город Москва в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обязуется предоставить другой стороне - гражданину и членам его семьи жилое помещение в общежитии в возмездное пользование для временного проживания в нем.

1.3.5. Договор найма жилого помещения в общежитии (далее - Договор) заключается в письменной форме на основании решения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о предоставлении жилого помещения в общежитии гражданину на период трудовых отношений либо службы, обучения.

1.3.6. Управление Департамента - Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы - структурное подразделение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее - Департамент), осуществляющее прием и регистрацию заявлений, подготовку и выдачу договора, указанного в пункте 1.3.3 настоящего Регламента.

1.3.7. Заявитель - гражданин, который в соответствии с законодательством может быть участником жилищных отношений.

1.4. Процедура подготовки Договора не требует согласования с другими городскими организациями.

1.5. Ответственным за выдачу подготовленного Договора является Управление Департамента.

1.6. Сообщение о готовности Договора доводится до заявителя по телефону, иным способом, а также непосредственно при обращении заявителя в Управление Департамента после сдачи документов.

1.7. Управления Департамента осуществляют прием заявлений граждан в понедельник, вторник, среду и четверг с 8.00 до 17.00, в пятницу - с 8.00 до 15.45, перерыв на обед - с 12.15 до 13.00.

1.8. Выдача заявителю одного экземпляра Договора производится на безвозмездной основе.

1.9. Срок подготовки Договора составляет не более 30 рабочих дней.


2. Порядок работы Управлений Департамента при приеме от граждан заявлений на заключение Договора


2.1. Прием заявлений от граждан на подготовку Договора осуществляет Управление Департамента.

2.2. Граждане, обратившиеся с заявлением о предоставлении жилого помещения в общежитии, представляют следующие документы:

2) документы, удостоверяющие личность;

3) ходатайство организации, с которой гражданин состоит в трудовых либо служебных отношениях, а также в которой гражданин проходит обучение, о предоставлении гражданину жилого помещения в общежитии в связи с трудовыми отношениями, службой или обучением;

4) копию и оригинал трудового договора или копию трудовой книжки, заверенную организацией, с которой гражданин состоит в трудовых отношениях;

5) копии документов с предъявлением оригиналов, удостоверяющих личность всех членов семьи: для граждан старше 14 лет - паспорт, для детей до 14 лет - свидетельство о рождении;

6) документы, подтверждающие родственные отношения, на гражданина и членов его семьи, которым предоставляется жилое помещение, а также членов семьи, зарегистрированных по другим адресам, в случае если указанные документы были выданы другим субъектом Российской Федерации;

Копия договора социального найма (при наличии);

Копия договора найма (при наличии);

Копия договора безвозмездного пользования (при наличии);

Копия договора найма служебного жилого помещения (при наличии);

Справка из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о наличии (отсутствии) у гражданина жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации (кроме города Москвы и Московской области);

2.3. Граждане, проживающие по месту жительства в общежитии, обратившиеся для заключения Договора, представляют следующие документы:

1) заявление в произвольной форме;

2) документы, удостоверяющие личность;

3) копии документов с предъявлением оригиналов, удостоверяющих личность всех членов семьи: для граждан старше 14 лет - паспорт, для детей до 14 лет - свидетельство о рождении;

4) документы, подтверждающие родственные отношения, на гражданина и членов его семьи, с которыми заключается Договор, в случае если указанные документы были выданы другим субъектом Российской Федерации;

5) документы, являвшиеся основанием для вселения в общежитие:

Копия внутриведомственного ордера (при наличии);

Копия решения организации (предприятия) о предоставлении жилого помещения в общежитии (при наличии);

Копия решения суда о предоставлении жилого помещения в общежитии (при наличии);

7) документы о наличии (отсутствии) жилых помещений, в отношении которых заявитель, члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования как на территории города, так и за его пределами, а также правом собственности за пределами города Москвы и Московской области:

Копия договора социального найма (при наличии);

Копия договора найма (при наличии);

Копия договора безвозмездного пользования (при наличии);

Копия договора найма служебного жилого помещения (при наличии);

Справка из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о наличии (отсутствии) у гражданина жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации (кроме города Москвы и Московской области);

При этом с гражданами, вселенными в установленном порядке в общежитие на основании решения органа исполнительной власти, совместного решения администрации и/или профсоюзного комитета предприятия, заселявшего общежитие, заключается соответствующий договор на условиях их проживания в общежитии.

2.5. Сотрудник Управления Департамента, ответственный за прием заявлений и документов и подготовку Договора, осуществляет прием и регистрацию заявления с прилагаемыми к нему документами в следующем порядке:

Проверяет документы, удостоверяющие личность заявителя (полномочия его представителя);

Проверяет правильность заполнения заявления;

Проверяет комплектность прилагаемых к заявлению документов;

Регистрирует пакет принятых документов в Книге регистрации заявлений либо в электронной базе документооборота;

Выдает заявителю выписку из электронной базы документооборота с отметкой (штампом) о дате приема заявления и своей подписью либо информирует заявителя устно о сроке подготовки Договора и способах связи с сотрудниками Управления Департамента.

2.6. Отказ в приеме заявления и документов на подготовку Договора допускается в случаях:

Отсутствия оснований для возникновения жилищных прав и обязанностей в соответствии с законодательством;

Обнаружения в представленных документах ошибок, незаверенных исправлений, неразборчивых записей и оттисков печатей;

Предъявления неполного комплекта документов, указанных в пунктах 2.2, 2.3 настоящего Регламента.

2.7. Отказ в приеме заявления и документов осуществляется в устной форме с возвращением представленных документов и регистрацией отказа и его причины в Книге регистрации заявлений без занесения сведений в электронную базу документооборота.

По требованию заявителя отказ в приеме заявления и документов оформляется в письменном виде.


3. Порядок работы Управления Департамента при подготовке и подписании Договора


3.1. Подготовка Договора осуществляется в Управлении Департамента в следующем порядке:

3.1.1. Сотрудник Управления Департамента, ответственный за подготовку Договора:

Готовит проект распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о предоставлении заявителю жилого помещения в общежитии и заключении с ним соответствующего договора либо о заключении с заявителем соответствующего договора на жилое помещение в общежитии, предоставленное ранее на основании решения органа исполнительной власти, совместного решения администрации и/или профсоюзного комитета предприятия, заселявшего общежитие;

Готовит проект Договора в двух экземплярах;

Представляет подготовленные проекты распоряжения Департамента и Договора на согласование и подпись руководителю Департамента либо его заместителю;

После подписания, регистрации и издания распоряжения Департамента, подписания Договора ответственным лицом Управления Департамента регистрирует Договор в электронной базе данных "Реестр договоров" информационной системы "Жилище";

Приглашает для ознакомления и/или подписания (заключения) и получения Договора заявителя и включенных в Договор лиц.

3.2. Контроль за правильностью подготовки проекта Договора и соблюдением установленного срока подготовки осуществляют:

Начальник отдела Управления Департамента;

Юридическая служба Управления Департамента;

Ответственный за данную работу заместитель начальника Управления Департамента.


4. Порядок работы Управления Департамента при подготовке Договора и его выдаче


4.1. Для ознакомления и/или подписания (заключения) и получения Договора должны прибыть все совершеннолетние лица, указанные в распоряжении Департамента, с которыми заключается Договор.

4.2. Все приглашенные должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность. При представлении чьих-либо интересов из приглашенных по доверенности она должна быть оформлена надлежащим образом в установленном порядке.

4.3. Сотрудник Управления Департамента, ответственный за подготовку, заключение и выдачу документов, при прибытии заявителя и приглашенных с ним лиц:

Проверяет документы, удостоверяющие личность граждан, после чего допускает их к подписанию (заключению) Договора;

После подписания Договора сторонами выдает заявителю под роспись один экземпляр Договора. Второй экземпляр остается в Управлении Департамента для бессрочного хранения;

Вносит дату подписания и выдачи Договора в электронную базу данных "Реестр Договоров" информационной системы "Жилище".

4.4. В случае невозможности самостоятельной явки кого-либо из приглашенных для ознакомления и/или подписания (заключения) и получения Договора может прибыть одно из приглашенных лиц при представлении согласия в простой письменной форме (доверенности).

4.5. Для ознакомления и/или подписания (заключения) и получения соответствующего Договора на жилое помещение в общежитии, предоставленное ранее на основании решения органа исполнительной власти, совместного решения администрации и/или профсоюзного комитета предприятия, заселявшего общежитие, должны прибыть все совершеннолетние члены семьи, с которыми заключается договор, либо заявителем должно быть представлено их согласие в простой письменной форме (доверенность) в случае невозможности самостоятельной явки кого-либо из приглашенных для ознакомления и/или подписания и получения Договора.

4.6. Отказ в выдаче Договора допускается в случаях:

Неполной явки всех граждан либо отсутствия согласия в простой письменной форме (доверенности) в случае невозможности самостоятельной явки кого-либо из приглашенных, как это требуется в соответствии с пунктами 4.1 и 4.5 настоящего Регламента;

Изменения условий, послуживших основанием для заключения Договора.


5. Дополнительные сведения


5.1. В случае необходимости получения Департаментом копий распорядительных документов в Главном архивном управлении города Москвы, иных дополнительных документов, необходимых для подготовки и оформления Договора, либо вынесения на рассмотрение руководителя Департамента вопроса о правомерности заключения Договора при отсутствии документов, являющихся основанием для заключения Договора, срок подготовки документов может быть увеличен Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы до 60 рабочих дней с уведомлением заявителя в письменной форме о продлении срока.

О внесении изменений в Положение о порядке предоставления и приватизации жилых помещений (служебных) муниципального специализированного жилищного фонда Луховицкого муниципального района Московской области, утвержденное решением Совета депутатов Луховицкого муниципального района Московской области от 15.07.2010 N 218/22 "Об утверждении Положения о порядке предоставления и приватизации жилых помещений (служебных) муниципального специализированного жилищного фонда Луховицкого муниципального района Московской области"
  • Постановление главы Истринского муниципального района МО от 27.11.2012 N 4873/11 Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача решений о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда" в новой редакции
  • Постановление главы Истринского муниципального района МО от 10.09.2012 N 3658/9 Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача решений о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда"
  • Решение Совета депутатов г. Электросталь МО от 23.09.2004 N 214/37 Об утверждении Положения о городской межведомственной комиссии по оформлению разрешений на проведение переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений, признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания и переводу жилых помещений (жилых домов) в нежилые" "Положением о порядке признания жилых домов (жилых помещений), расположенных в городе Электросталь Московской области, непригодными для проживания", "Положением о порядке и условиях перевода жилых помещений (жилых домов), расположенных в городе Электрост...
  • Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 20.05.2013 N Д-РП-66/3 Об исключении жилых помещений, ранее использовавшихся в качестве общежитий, из специализированного жилищного фонда города Москвы и включении в фонд социального использования
  • Положение о внесении изменений в Положение о порядке предоставления помещений специализированного… Положение о внесении изменений в Положение о порядке предоставления помещений специализированного муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования "Поселок Малаховка" Люберецкого района Московской области, утвержденное решением Совета депутатов поселка Малаховка от 17 ноября 2005 года N 18/3
  • Решение Совета депутатов Раменского муниципального района МО от 11.12.2013 N 13/2-СД Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений в общежитиях специализированного муниципального жилищного фонда Раменского муниципального района
  • ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    О порядке учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

    Статья 1. Общие положения

    Настоящий Закон устанавливает порядок учета граждан, имеющих место жительства на территории Московской области и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

    Статья 2. Орган, осуществляющий учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

    Учет граждан, имеющих в соответствии с частью 1 статьи 91 3 Жилищного кодекса Российской Федерации право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления).

    Статья 3. Порядок учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

    1. Принятие граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется на основании представленных данными гражданами заявлений о принятии на учет и необходимых документов, подтверждающих соответствие указанных граждан условиям, установленным частью 1 статьи 91 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, в орган местного самоуправления по месту их жительства или через многофункциональный центр в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между указанным органом и многофункциональным центром.

    2. Принятие на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования не достигших восемнадцати лет граждан (за исключением эмансипированных граждан или граждан, вступивших в брак), и недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений
    о принятии на учет, поданных их законными представителями.

    3. Для принятия на учет гражданин подает заявление по месту своего жительства.

    4. К заявлению о принятии на учет прилагаются следующие документы:

    1) документы, удостоверяющие личность гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи;

    2) выписка из домовой книги по месту регистрации;

    3) решение органа местного самоуправления о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;

    4) согласия на обработку персональных данных гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи;

    5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества;

    6) документы, подтверждающие размер дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи, а также стоимость подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи;

    7) медицинское заключение для граждан или постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

    8) документы, подтверждающие непригодность жилого помещения для проживания, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

    5. Самостоятельно представляются гражданами документы:

    1) указанные в пунктах 1, 2, 3, 4, 6, 7 части 4 настоящей статьи;

    2) указанные в пунктах 5 и 8 части 4 настоящей статьи, в случае, если они не имеются в распоряжении органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

    6. Органы местного самоуправления не вправе требовать у граждан документы, если такие документы (их копии или содержащиеся в них сведения) находятся в распоряжении органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Органы местного самоуправления самостоятельно запрашивают такие документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствующих органах и организациях, если гражданин не представил их по собственной инициативе.

    7. Одновременно с подлинниками документов, указанных в части 4 настоящей статьи, гражданин представляет их копии. Свидетельствование верности копий документов осуществляется лицом, принимающим документы, после чего подлинники документов возвращаются заявителю.

    8. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее - Книга регистрации). Каждому заявлению присваивается порядковый номер.

    9. В день получения заявления и документов, представленных гражданином, ему выдается расписка в получении документов с указанием их перечня, даты получения и порядкового номера, под которым заявление зарегистрировано в Книге регистрации, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.

    10. Орган местного самоуправления в течение тридцати рабочих дней со дня регистрации заявления проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных гражданином и (или) полученных по межведомственным запросам, принимает решение
    о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.

    11. Орган местного самоуправления в случае принятия решения о принятии гражданина на учет не позднее чем через пять рабочих дней со дня принятия такого решения письменно уведомляет об этом гражданина. Уведомление выдается или направляется гражданину почтовым отправлением.

    12. Принятие граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется в порядке очередности исходя из времени подачи заявлений о принятии на учет и документов, указанных в части 4 настоящей статьи. Временем принятия на этот учет граждан считается время подачи указанных заявлений и документов, а временем принятия на этот учет граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года
    в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, - время принятия указанных граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

    13. Граждан, принятых на учет, регистрируют в Книге учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее - Книга учета).

    14. На каждого гражданина, принятого на учет, заводится учетное дело, в котором содержатся заявления и документы, предоставленные с частью 4 настоящей статьи, а также копии решений, принимаемых органом местного самоуправления. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру очередности в Книге учета. Документы в учетном деле располагаются по датам поступления, страницы нумеруются, составляется опись. Изменения в учетное дело вносятся на основании документальных сведений о гражданах.

    15. Орган местного самоуправления устанавливает порядок ведения и обеспечивает надлежащее хранение Книги регистрации, Книги учета и учетных дел граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

    16. Формы заявления, Книги регистрации, Книги учета утверждаются центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере жилищной политики.

    Статья 4. Отказ в принятии граждан на учет нуждающихся
    в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

    1. Орган местного самоуправления принимает решение об отказе в принятии гражданина на учет в следующих случаях:

    1) заявитель является иностранным гражданином, лицом без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное;

    2) гражданин не был признан по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не был признан по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом Московской области или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

    3) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества превышают максимальный размер дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению их имущества, установленный органом местного самоуправления;

    4) гражданин признан или имеет основания быть признанным малоимущим в порядке, установленном Законом Московской области № 277/2005-ОЗ «О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»;

    5) гражданином не представлены документы, указанные в части 4
    статьи 3 настоящего Закона, за исключением документов, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;

    6) гражданином представлены документы, содержащие недостоверные сведения.

    2. Решение об отказе в принятии гражданина на учет должно содержать обязательную ссылку на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, в том числе информацию о наличии недостатков в представленных документах и о возможности их устранения. Решение выдается или направляется гражданину, в отношении которого принято такое решение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

    Статья 5. Перерегистрация состоящих на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

    Один раз в три года в муниципальных образованиях Московской области проводится перерегистрация граждан, состоящих на учете,
    в порядке, устанавливаемом органом местного самоуправления.

    Статья 6. Снятие граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

    1. Граждане снимаются с учета в случаях:

    1) предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или по договорам социального найма;

    2) подачи гражданами по месту учета заявления о снятии с учета;

    3) утраты гражданами оснований, дающих им право на получение жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

    4) приобретения или строительства гражданами жилого помещения за счет бюджетных средств или субсидий, выделенных в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления (датой снятия с учета является государственная регистрация права собственности на жилое помещение);

    5) предоставления гражданам в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

    6) выявления в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия граждан на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

    2. Решения о снятии граждан с учета должны быть приняты органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии граждан с учета должны содержать обязательную ссылку на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии граждан с учета выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы ими в судебном порядке.

    3. Снятие гражданина с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования не препятствует повторному принятию его на учет. В таком случае принятие его на учет производится в порядке, установленным настоящим Законом.

    Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона

    Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

    Губернатор
    Московской области А.Ю. Воробьев



    Просмотров