Содержание государственного и муниципального контроля. Надзор за исполнением работ. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Вопрос 4.

Вопрос 3.

Вопрос 2.

Вопрос 1.

В теории права ответственность рассматривается в форме позитивной и негативной ответственности. Под позитивной ответственностью понимается ответственная деятельность по решению вопросов местного значения в соответствии с Конституцией РФ и закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" (т.е. в соответствии с законодательством). В науке муниципального права этот подход значительного числа сторонников не нашел, единственный - это профессор Коваленко, который пытается в рамках теории позитивной ответственности найти конструктивное начало. По нашему мнению, позитивная ответственность это не юридическая ответственность, и поэтому рассматривать ее не стоит.

Негативная ответственность - это неблагоприятные правовые последствия за принятие органами местного самоуправления или их должностными лицами противоправных решений и ненадлежащее осуществление своих задач и функций. Традиционно в муниципальном праве эта ответственность делится на три вида, в зависимости от субъектов , перед которыми органы местного самоуправления несут ответственность:

  1. Перед населением, в результате утраты доверия.
  2. Перед государством, в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ и муниципальных образований.
  3. Перед физическими и юридическими лицами в порядке установленном законодательством.

При этом есть и некоторые нюансы в отношении этого казалось бы традиционного подхода. Напр., Тоболин понимает ответственность органов местного самоуправления как негативные юридические последствия за противоправные деяния, которые наступают в результате осуществления государством и населением функции контроля за деятельностью муниципальных органов и должностных лиц. Но ответственность нельзя рассматривать как подотчетность, т.к. подотчетность более широкая категория.

Большинство авторов рассматривает юридическую ответственность исключительно в негативном аспекте, при этом субъектами ответственности являются органы и должностные лица местного самоуправления, основаниями ответственности являются противоправные действия и бездействия, и достаточно единогласно, субъекты перед которыми несут ответственность органы местного самоуправления, определяются как население, государство, физические и юридические лица.

Дополнительные основания классификации можно ввести, если смотреть через призму отраслей права: уголовная, административная, гражданская и т.д. Фактически все авторы говорят о том, что ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления имеет юридическую природу, но при этом упускают тот момент, что ответственность перед населением имеет не только юридическую, но и политическую природу (т.к. наступает в форме утраты доверия).



Практически все авторы говорят о том, что ответственность перед населением выступает в форме утраты доверия . Но виды ответственности, разные авторы, определяют по-разному: так почти все выделяют такую ответственность, как отзыв депутата . Рассматривая утрату доверия, Кутафин и Фадеев говорят о том, что это важный элемент не только применительно к местному самоуправлению, но и в целом к институту народовластия. И говорят, что утрата доверия возможна только в отношении выборных органов и должностных лиц. Такая констатация позволяет резюмировать, что перед населением в результате утраты доверия могут отвечать только выборные должностные лица. Отсюда вывод о том, что иные органы отвечают не перед населением, а перед органами и лицами, которых население уполномочило защищать свои интересы. Кроме этого, Кутафин и Фадеев разграничивают институт отзыва и институт выражения недоверия. При этом говорят о том, что выражение недоверия может выражаться в результате референдума либо на заседании представительного органа.

Васильев, рассматривая ответственность перед населением, говорит, что форма утраты доверия является в значительно степени общей и дает возможности найти причину утраты. Однако законодательство субъектов РФ позволяет выделить типичные причины утраты доверия:

  • ненадлежащее выполнение и невыполнение своих обязанностей;
  • совершение действий недостойных звания должностного лица.

Хотя и эти причины имеют достаточно общий характер. Но возникает вопрос, нужна ли тотальная детализация?

Предлагалось принятие и более мягких санкций - предупреждение населением .

В ряде субъектов РФ порядок отзыва депутатов необоснованно упрощен: не предусмотрены гарантии депутатской деятельности, отсутствуют четкие критерии оснований отзыва, нет четких критериев по количеству голосов отзывающих, не обеспечивается независимость избирательных комиссий и т.д.

Постовой также рассматривает институт отзыва депутатов, и утверждает, что правом на отзыв обладают граждане, проживающие в пределах избирательного округа, он считает, что вопросы отзыва не могут быть вынесены на местный референдум, т.к. есть гарантии, данные в федеральном законе и законодательстве субъектов РФ. Постовой признает отзыв единственной формой ответственности перед населением.

Тоболин: а) это политико-юридическая ответственность; б) утрату доверия считает чисто конституционной ситуацией. В тоже время, утрата доверия не является единственным основание ответственности перед населением, т.к. региональное законодательство устанавливает и дополнительные основания, напр., в Калужской области введена ответственность за неисполнение своих полномочий, а в Свердловской области, за нарушение правовых актов местного самоуправления. Он считает, что порядок досрочного прекращения полномочий конкретизируется в ряде субъектов РФ, а иные правила устанавливаются в уставах муниципальных образований.

Хрусталев в качестве основания приводит только утрату доверия населением, в качестве форм ответственности выделяет отзыв, выражение недоверия, досрочное прекращение полномочий.

В заключении можно сказать, что эта ответственность с точки зрения авторов, ее исследующих, вытекает логично из признания того факта, что население является субъектом муниципально-правовых отношений, а, следовательно, носит конституционный характер. Основанием ответственности является утрата доверия, хотя субъекты РФ могут устанавливать и иные основания. Общепризнанной формой является отзыв депутата, членов органа местного самоуправления, что касается выражения недоверия и досрочного прекращения полномочий, это виды ответственности также рассматриваются в качестве отдельных.

Ответственность перед государством устанавливается ст.49 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". В соответствии с внесёнными изменениями в этот закон от 8 августа 2000 года, механизм ответственности существенно изменился. 8 августа было внесено еще три группы изменений, и эти четыре изменения составили конституционно-правовую реформу В.В. Путина, суть которой:

  1. изменить порядок комплектования Совета Федерации;
  2. появление президентских округов;
  3. изменение ответственности глав субъектов федерации;
  4. изменение механизма ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, о чем мы сейчас и говорим.

Суть изменений . Представительные органы местного самоуправления, глава муниципального образования, принявшие нормативно-правовой акт, который признан судом противоречащим законодательству, обязаны отменить или изменить этот нормативный акт, а также опубликовать решение суда в течение 10-ти дней. Если же данный нормативный акт не отменен, и при этом произошло нарушение прав и свобод человека и гражданина или причинение другого вреда, то представительный орган может быть распущен, полномочия должностного лица досрочно прекращены путем отрешения его от должности.

Процедура : если органы местного самоуправления не отменили нормативно-правовой акт, законодательный орган субъекта РФ по собственной инициативе или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ письменно предупреждает орган местного самоуправления (а высшее должностное лицо субъекта РФ письменно предупреждает главу муниципального образования) о возможности принятии к нему мер, установленных федеральным законом.

Если представительный орган или глава местного самоуправления в течение месяца не приняли изменений в противоречащий акт, то для них могут наступить отрицательные (вышеуказанные) последствия в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального образования от должности. Представительный орган распускается в соответствии с законом субъекта федерации или федеральным законом. А глава местного самоуправления отрешается от должности указом главы исполнительной власти субъекта РФ, а главы станиц и т.п., отрешаются указом Президента РФ.

Кроме общего правила, в ст.49 введены дополнительные правила. Если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, представительный орган местного самоуправления не отменил соответствующий нормативно-правовой акт, а законодательный орган субъекта федерации не принял вышеуказанные меры:

  1. то Президент РФ может выступить с инициативой федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления;
  2. Президент также может самостоятельно отрешить главу муниципального образования.

Одновременно с роспуском представительного органа (федеральным законом) и отрешением главы муниципального образования (указом Президента) назначаются выборы. При отрешении должен быть назначен временно исполняющий обязанности главы муниципального образования, право назначения такого лица предоставлено либо главе субъекта федерации, либо Президенту РФ.

Все эти варианты работают в том случае, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования.

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, права и законные интересы которых могут быть нарушены отрешением главы муниципального образования и роспуском представительного органа, могут обжаловать такое решение в соответствующий суд (в зависимости от органа, принимающего решение о роспуске). И суды должны рассмотреть и решить дело в течение 10-ти дней.

Это очень трудноосуществимая процедура, очень много слишком разных "если", очень много чисто юридических вопросов (почему это акт применения права оформляется в форме нормативного акта?). Таким образом, закон от 8 августа 2000, не только не снимает, но и добавляет новые противоречия, об этом говорил даже В.В. Путин.

Считается общепризнанным тот факт, что ответственность перед юридическими и физическими лицами является ответственностью гражданско-правовой. Основанием является незаконное действие/бездействие, в том числе принятие актов, противоречащих закону. Форма ответственности - возмещение убытков. При этом под незаконными действиями понимаются не только действия, которые не соответствуют закону, но и действия, которые не соответствуют иным нормативным актам любого уровня, в том числе и подзаконным. Особенностью данного вида ответственности является то, что органы и должностные лица местного самоуправления непосредственной ответственности не несут, но по решению суда, эта ответственность может быть на них возложена, причем содержание ответственности исключительно материальное.

Постовой, рассматривая эту ответственность, оперирует понятиями неправомерное и незаконное действие. Он считает обязательным признаком ответственности причинение имущественного или иного ущерба субъектам муниципально-правовых отношений. Этот ущерб возмещается за счет средств местного бюджета и за счет иного имущества муниципального образования, он может возмещаться как добровольно, так и по решению суда. Т.к. должностные лица не являются субъектами гражданского права, то с них можно требовать возмещения ущерба только в порядке регресса. Должностное лицо может быть привлечено к материальной ответственности (предусмотренной трудовым законодательством), а также административной, уголовной и т.д., но ни одна из них, не является ответственностью перед физическими и юридическими лицами.

Кутафин и Фадеев особо выделяют нарушение прав и свобод граждан, в том числе, путем принятия актов несоответствующих закону. Они указывают на привлечение к ответственности за невыполнение условий, заключенных договоров, особенно когда органы местного самоуправления осуществляют права собственника в отношении муниципального имущества. Эта ответственность наступает в судебном порядке. В качестве возможных неблагоприятных последствий, упоминается не только возмещение ущерба, но также и признание принятых органами местного самоуправления актов недействительными (эта ответственность, однако выходит за рамки гражданско-правовой).

Васильев рассматривает эту ответственность только как гражданско-правовую. Органы местного самоуправления выступают на равных началах с иными участниками гражданско-правового оборота. В тоже время, должностные лица не являются субъектами гражданско-правовых отношений и несут материальную и административную ответственность.

Тоболин не рассматривает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц, а говорит об ответственности перед гражданами. При этом ответственность перед гражданами рассматривает исключительно как административную, хотя в этом смысле, она не является ответственностью перед гражданами в прямом смысле этого слова. Про юридические лица он ничего не говорит.

Князев и Хрусталев соглашаются с Кутафиным и Фадеевым, и подробно рассматривают ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления перед организациями, предприятиями и т.д. Виды ответственности: а) признание незаконным акта местного самоуправления; б) возмещение ущерба. Обязанность возместить ущерб может быть возложена не только на орган местного самоуправления, но и на самое должностное лицо - это предположение противоречит действующему законодательству.

Вывод : исходя из положений действующего законодательства, эта ответственность рассматривается как гражданско-правовая, но в некоторых случаях, мы несколько выходим за пределы гражданско-правовой ответственности. Необходимо сделать указание и на то, что в научной среде есть понятийная путаница. Нельзя забывать о том, что административная, дисциплинарная и иная ответственность не только не входит в гражданско-правовую, но вообще является ответственностью перед государством, а не перед гражданами и юридическими лицами.

На любом уровне государственной власти функционируют различные исполнительные структуры, которые контролирует муниципальное право.

Муниципальный контроль за их работой осуществляют специализированные инстанции. Надзор в сфере местного самоуправления — это группа методов, обеспечивающая соблюдение нормативных актов, а также других правовых документов, в том числе и уставов муниципальных образований.

Что такое муниципальная власть?

Данная система власти действует от имени граждан и в их интересах. Поэтому население имеет право обращаться в муниципальный контроль и надзор над деятельностью государственных органов. Эта возможность воплощается посредством обращения в квалифицированные инстанции с претензиями, письмами и заявлениями. Непосредственно контролем над их работой занимается целая система надзорных органов. Они действуют на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

Муниципальная власть - вид публичных отношений, воздействующий на деятельность других объектов, меняет и приводит ее в норму тем целям и правилам, которые установлены в пределах государственной политики.

Федеральный уровень

К исполнительно-распорядительной власти специальных полномочий относят Российской Федерации, казначейство России, Федеральную налоговую службу, Министерство финансов, Государственный таможенный комитет, Центральный банк. Данные структуры осуществляют государственный финансовый надзор. Минфин реализует контроль согласно отраслевым нормативам, которые утверждены государственным Постановлением номер 329.

В зависимости от него установленное Министерство имеет право вносить проекты Федерального закона и других официальных документов установленной формы, по которым нужна резолюция правительства. Она необходима для решения вопросов, которые входят в сферу надзора Минфина, федеральных органов государственного управления. В полномочия этой структуры входит контролирование исполнения бюджетных статей.

Федеральное казначейство — это централизованная система органов, обеспечивающая организацию, осуществление исполнения и контроль за исполнением бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы. Казначейство действует через территориально В его обязанности входит учет кассовых операций, связанных с приемом, хранением и расходованием денежных средств федерального бюджета. А также в его работу входят установление режима банковских счетов, сортировка доходов от полученных налогов в соответствии с законом. Федеральная налоговая служба осуществляет свою работу на основании Положения номер 508. Данная инспекция реализует свою компетентность через территориальные подразделения.

Над какими структурами ФНС осуществляет контроль?

Федеральная налоговая служба контролирует следующие действия субъектов Российской Федерации:

  1. Соблюдение законодательства о налогах и сборах.
  2. Законность суммы начислений, своевременность и полноту их зачисления, согласно кодифицированному законодательному акту.
  3. Особый вид финансовых операций, который состоит в купле либо продаже, а также другие сделки с валютными ценностями. Как правило, они совершаются резидентами и нерезидентами, не выступающими в качестве бирж.
  4. Полноту регистрации прибыли предпринимателей и юридических организаций.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Данная государственная служба вправе действовать как напрямую, так и через органы федеральной исполнительной власти «на местах». Росфиннадзор осуществляет контроль:

  1. За растратой бюджетных денежных средств, материальных ценностей и важных бумаг, относящихся к госсобственности.
  2. За соблюдением валютного законодательства всеми объектами, а также нерезидентами (юридические, физические лица, действующие в одном государстве). За соответствием проведенных операций разрешениям и лицензиям.
  3. За функционированием предприятий, которые используют материальные средства, относящиеся к госсобственности, а также получающих помощь от государства, займы, инвестиции.

Федеральная таможенная служба

Таможня считается доверенной общефедеральной госструктурой, которая реализует свой функционал в соответствии с отраслевым законодательством. Данная служба контролирует ввоз и вывоз грузов как с, так и на территорию Российской Федерации. В ее обязанности входит надзор за выполнением валютного законодательства при осуществлении валютных операций, устранение контрабанды и прочих подобных нарушений.

Национальная служба мониторинга

В компетенцию этой организации входит отслеживание нелегальных доходов, спонсирования терроризма. Обязанностями данного исполнительного органа считаются:

  • выработка государственной политики;
  • нормативное и правовое регулирование;
  • координация функционирования указанной сферы остальных исполнительных структур.

В чем состоит понятие муниципального контроля?

Это исполнение деятельности компетентных органов власти, которые выявляют, предотвращают и пресекают нарушения законодательных актов.

В реестр видов муниципального контроля включается:

  1. Проработка документов.
  2. Проверка сооружений, домов, помещений, территорий и грузов.
  3. Подбор экземпляров объектов природы, их изучение, исследование.
  4. Проведение следствия, которое направлено на выявление причин и результатов нанесенного ущерба.

Для этого и существуют различные формы проверок муниципального контроля, это:

  • подготовительный;
  • настоящий;
  • грядущий.

Надзор рассчитан на постоянное наблюдение за исполнением обязательных указаний, анализирование и прогноз выполнения требований нормативно-правовых актов как гражданами, так и юридическими организациями.

Классификация

Следует выделить виды муниципального контроля. Это:

  • внутрихозяйственные;
  • внутриведомственные.

Второе понятие проводится органами государственного управления отдельной сферой деятельности, а также другими структурами, относящимися к ответственным учреждениям. Внутрихозяйственный финансовый надзор исполняется специальными службами в границах одного предприятия. Определены основные виды государственного и муниципального контроля. Это:

  • бюджетные;
  • экологические;
  • правовые.

В устав муниципального образования включены соответствующие условия об их формах.

Контролирование

Осуществление муниципального контроля в сфере обслуживания включает в себя:

  • анкетирование граждан (жителей);
  • рассмотрение и анализирование претензий;
  • систематическое сравнение расходов и доходов других служб.

Исполнение надзора гарантируется распределением контактов необходимых структур в доступных для людей местах. В определенных ситуациях недобросовестное оказание услуг повлечет повышенное поступление жалоб в соответствующие надзорные органы. При этом важно, чтобы претензии поступали не на предприятие, предоставляющее некачественные услуги, а в контролирующую данную сферу организацию. Так будет обеспечиваться подобающий учет эффективности сервиса жителям подрядчиками. Уровень удовлетворенности населения устанавливается проведением социальных опросов среди граждан. А также к способам надзора относят еще плановые и внеплановые проверки. Таким методом изучается качество уборки территории и благоустройства дворов, соблюдение графика общественного транспорта и многое другое.

Экологический надзор

Государство предусматривает разнообразные формы муниципального контроля юридических лиц в природоохранной деятельности. Территориальные компетентные органы и политические деятели должны содействовать населению, общественным и другим некоммерческим предприятиям в исполнении ими своих прав в отношении экологии (индивидуальное общее право, которое представляет собой объединение норм права, регламентирующих социальные взаимодействия в сфере общества и природы). При реализации ими любой хозяйственной деятельности компетентные органы власти должны принимать все необходимые меры по ликвидации пагубного влияния на здоровье общества, по устранению электромагнитных полей в зоне отдыха. Контроль предполагает как плановые, так и внеплановые проверки, а также отбор проб для проведения экспертизы. Особое значение в осуществлении надзора имеет обращение к населению. Каждая претензия или письменное заявление фиксируется в установленном порядке. При обнаружении проблем виновники привлекаются к ответственности.

Муниципальный земельный надзор

Кроме надзора со стороны государства, имеются и другие формы учета в области землевладения. Особенное значение придается муниципальному земельному контролю. Статья семьдесят два Земельного кодекса Российской Федерации подтверждает законность такого учета.

Исполнение земельного надзора за использованием земельного надела в населенных пунктах возлагается на местное самоуправление либо организации, уполномоченные ими, согласно закону нашей страны.

Отталкиваясь от положений Земельного кодекса Российской Федерации, осуществление контроля происходит только по отношению к землепользованию.

Возможность введения надзора в процессе защиты землевладений органом местного самоуправления не предоставляется. Законодательные документы компетентных организаций по отношению к земельному контролю регулируют процесс реализации поверок за использованием земли в рамках определенной территории.

Задачи земельного надзора

Основное предназначение процедур по государственному и муниципальному контролю заключается в учете исполнения разнообразных организаций и населением следующих нюансов:

Внутренний муниципальный контроль считается неотъемлемой частью управления над Как правило, он осуществляется в пределах определенных федеральных компетенций, которые распределяются между соответствующими территориальными службами. Надзорная деятельность проводится для выявления нарушений и незаконных действий, причиняющих ущерб, а также помогает привлекать виновных лиц к несению ответственности.

Государственный контроль - надзор со стороны уполномоченных государственных органов, проводится с целью соблюдения законности, а также с целью обеспечения реального выполнения решений исполнительных органов.

Под контролем в муниципальном образовании понимается проверка соответствия количественных и качественных характеристик объектов и процессов установленным (плановым, нормативным) требованиям. Он ориентирован на соблюдение государственных и муниципальных норм и стандартов, строится на принципах законности, плановости, полноты и достоверности информации, целевого использования муниципального имущества и финансовых средств, эффективности контрольной деятельности

Виды государственного контроля:

    Конституционный контроль - вид правоохранительной деятельности, заключающийся в проверке соответствия законови иных нормативных актовконституцииданной страны.

    Валютный контроль- надзор государственных органов за соблюдениемвалютного законодательствапри осуществлениивалютныхопераций.

    Таможенный контроль- совокупность мер, осуществляемыхтаможенными органамив целях обеспечения соблюдениятаможенногозаконодательства.

    Иммиграционный контроль- комплекс мер, направленных на регулированиемиграциииностранных гражданилиц без гражданства.

    Государственный финансовый контроль- это система действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также разработка превентивных мероприятий по их предотвращению. В царской России существовал специальный орган финансового контроля -Государственный контроль Российской империи.

    Муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами

Субъектами реального контроля явля­ются органы государственного управления федерального или ре­гионального значения. Органы государственного контроля соз­даны и функционируют исходя из конституционного принципа разделения властей, федеративного устройства Российского го­сударства, а также из законодательно установленной сферы дея­тельности по контролю и надзору.

Система госу­дарственного контроля имеет вертикальные и горизонтальные структуры (органы). К ним относятся:

а) государственные органы контроля федерального значения и их подразделения, созданные в федеральных округах и субъектах РФ;

б) государственные органы контроля регионального значения - комитеты, комиссии, управле­ния и т. п., созданные в аппаратах руководителей исполнительной и представительной власти субъектов РФ.

Государственный контроль - это контроль, который осуществляется органами власти и направлен на дости­жение целей государственного строительства и развития. Полно­мочия государственных контролирующих органов распростра­няются в адекватном объеме не только на государственные, но и на различного рода негосударственные и частные структуры, а также на социальные институты и общественные формирования.

Президентский контроль. подлежит деятельность всех министерств и ведомств, их структурных подразделений, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций, их должно­стных лиц на предмет своевременности и эффективности испол­нения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации. характерна политическая составляющая, кот выразилась в деятельности института полномочных представителей Президента в федеральных округах по укреплению вертикали исполнитель­ной власти, а также по упорядочению законодательства субъек­тов РФ в части его согласования и устранения расхождений с фе­деральным законодательством.

Среди субъектов президентского контроля особо выделяются: а) Контрольное управление Президента Российской Феде­рации; б) Военная инспекция (Управление военной инспекции аппарата Совета Безопасности Российской Федерации); в) управления - окружные инспекции аппаратов полномочных пред­ставителей Президента в федеральных округах.

К субъектам президентского контроля относятся структур­ные подразделения Администрации Президента Российской Фе­дерации, реализующие контрольную функцию, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять контрольно-надзорные функции (ФСБ, ФС по военно-техническому сотрудничеству, ФС по оборонном заказу, ФС по техническому и экспортному контролю, Фе­деральная служба исполнения наказания, ФС судебных приставов, ФМС)

Парламентский контроль осуществляют палаты Федерального Собрания РФ, их рабочие органы. Комитеты и комиссии участву­ют, например, в организации и проведении парламентских (депу­татских) расследований, в контроле за разработкой, принятием и реализацией федеральных законов и др.

Счетная палата является постоянно действующим парламент­ским органом финансового контроля . Региональные контрольно-счетные палаты созданы практически во всех субъектах РФ. Счет­ная палата контролирует своевременность исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фон­дов по объемам, структуре и целевому назначению, анализирует выявленные отклонения от установленных показателей, готовит предложения по их устранению и совершенствованию бюджет­ного процесса в целом, проводит финансовую экспертизу проек­тов законов и нормативных актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и их аппараты, на федеральные вне­бюджетные фонды. На органы местного самоуправления, предпри­ятия, организации независимо от форм собственности, контроль­ные полномочия Счетной палаты распространяются, если они получают, используют средства из федерального бюджета или уп­равляют федеральной собственностью, а также если они имеют предоставленные органами власти налоговые и иные льготы и преимущества.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам власти, руководителям про­веряемых предприятий представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, а в ряде случаев и обяза­тельные для исполнения предписания. При неоднократном не­исполнении предписаний Счетной палаты ее коллегия может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежей и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений, ор­ганизаций. В случае необходимости материалы проверки Счет­ная палата направляет в органы прокуратуры.

Правительственный контроль - контроль исполнительных органов государственной власти. Этот вид государственного контроля обладает широко разветвленной структурой контроли­рующих организаций федерального и регионального значения.

федераль­ная служба занимается по контролем и надзором в уста­новленной сфере деятельности, т. е. внешний контроль. Минис­терства РФ занимаются контролем деятельности только находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, т. е. осуществлять внутренний контроль. Федеральные службы по контролю и надзору, как правило, имеют федеральные подчиненные им территориальные органы на уровне субъектов Федерации, районов и городов.

Контрольное управление Президента РФ выполняет функ­ции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органа­ми исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.

Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразде­ления осуществляют контроль соблюдения на­логового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в об­ласти валютных отношений.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет конт­рольно-надзорную деятельность на рынке страховых услуг.

Банк России осуществляет контроль денежной массы в обраще­нии и банковский надзор. Банк России осуществляет жест­кий контроль наличных денег в обращении, а также валютных опера­ций коммерческих банков и валютной биржи.

Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами за­конодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму.

Федеральная таможенная служба наделена функциями проведе­ния таможенного контроля. Последний включает в себя контроль ис­полнения таможенного законодательства, контроль перемещения то­варов, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлину налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов).

Государственный и муниципальный финансовый контроль является частью финансового контроля в широком

смысле слова. Помимо государственного и финансового контроля, существует и негосударственный финансовый контроль.

Он представлен финансовым контролем независимых аудиторских служб, внутренним финансовым кон-тролем частных предприятий, некоммерческих организаций и т.д.

Объектом финансово-правового регулирования является только государственный и муниципальный финансовый контроль, который осуществляется органами государственного финансового контроля и органами местного самоуправления.

Существование государственного и муниципального финансового контроля обусловлено контрольной функцией финансов. Выполнение этой обеспечивает «контроль рублем» за собиранием, распределением и использованием государством и муниципальными образованиями денежных средств бюджета и госу-дарственных и муниципальных внебюджетных фондов. В связи с этим финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. на стадиях собирания, распределения и использования денежных средств.

Непосредственной целью государственного и муниципального финансового контроля является обеспечение эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Ведь с помощью финансового контроля государство следит за тем, чтобы все запланированные средства своевременно поступали в государственные фонды, а также за целевым использованием выделенных государственных средств. В широком понимании целью государственного и муниципального финансового контроля, как и всякого другого, является создание научно обоснованной финансовой создание

эффективного финансового механизма1.

Содержанием государственного и муниципального финансового контроля являются различные операции, осуществляемые в форме проверок и ревизий государственными органами, органами местного самоуправления, а иногда и банками и направленные на обеспечение эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Конкретно государственный и муниципальный финансовый контроль состоит в:

проверках выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны физических лиц и организаций;

проверках и ревизиях целевого выделения государством и муниципальными образованиями запланированных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов (государственных и местных);

проверках и ревизиях целевого использования средств, выделенных из бюджетов;

проверках правил ведения кассовых операций на предприятиях, а также правил работы с валютной выручкой;

ревизиях финансово-хозяйственной деятельности организаций и др.

Государственный и муниципальный финансовый контроль отличается от экологического, различных видов технического контроля по объекту. Объектом государственного и муниципального финансового контроля является состояние окружающей природной среды, не технические механизмы, а денежные процессы, имеющие место при формировании, распределении и использовании государственных и муниципальных фондов денежных средств. Непосредственным предметом государственного и муниципального финансового контроля являются бухгалтерские отчеты, балансы, сметы и другие документы.

С юридической точки зрения государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой финансово-правовой институт. Он включает в себя нормы, регулирующие отношения по поводу осуществления финансового контроля в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образова-

См.: Теория финансов. Минск, 1998. С. 182.

ний. Институт государственного и муниципального контроля является комплексным институтом финансового права, поскольку он включает нормы, являющиеся одновременно составляющими других финансово-правовых институтов. В частности, правовые нормы, регулирующие бюджетный контроль, являются составной частью бюджетного права как подотрасли финансового права, а нормы, регулирующие финансовый контроль в сфере налогообложения, использования средств государственных внебюджетных фондов, валютного регулирования и т.д., являются, соответственно, составными частями налогового права как подотрасли права финансового, института расходов государственных внебюджетных фондов, финансово-правового института валютного регулирования и т.д.

Кроме того, в комплексный финансово-правовой институт дарственного и муниципального финансового контроля включаются и нормы финансового права, регулирующие организацию и порядок проведения, общие цели, задачи и принципы осуществления финансового контроля, характеристику его форм и методов.

В целях наибольшей доступности восприятия материала в данной главе будут рассмотрены общие вопросы государственного и муниципального финансового контроля, а фи

нансовый в бюджетной, налоговой сфере и т.д. будет

освещен в главах, посвященных бюджетному, налоговому праву идр.

Еще по теме § 1. Понятие государственного и муниципального финансового контроля:

  1. § 2. Формы и виды государственного и муниципального финансового контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль
  2. § 2. Виды и органы государственного и муниципального финансового контроля

На любом уровне власти действуют исполнительные структуры. Надзор за их работой осуществляют компетентные инстанции. Рассмотрим далее существующие виды государственного, муниципального контроля.

Общие сведения

Муниципальная власть избирается населением. Она действует от имени граждан и в их интересах. Соответственно, население имеет право осуществлять контроль над деятельностью ее органов. Эта возможность реализуется путем обращения в компетентные инстанции с заявлениями, жалобами, письмами. Непосредственную проверку деятельности осуществляет целая система надзорных органов. Они работают как на федеральном, так и на региональном и территориальном уровнях.

Федеральный уровень

К исполнительным структурам специальной компетенции относят Минфин, Федеральное казначейство, ФНС и пр. Эти органы осуществляют государственный финансовый контроль. Минфин функционирует в соответствии с отраслевым положением, утвержденным правительственным Постановлением № 329. В соответствии с ним указанное Министерство вправе вносить проекты ФЗ и прочих нормативных актов, по которым необходимо решение правительства, по вопросам, входящим в сферу ведения Минфина, подведомственных ему служб, а также прогнозные показатели работы и проект плана деятельности. В компетенцию этой структуры входит контроль исполнения бюджетных статей. Федеральное казначейство функционирует через территориальные подразделения. В его полномочия входит учет операций кассового исполнения федерального бюджета, установление режимов счетов, распределение доходов от поступивших налогов в соответствии с положениями законодательства. ФНС осуществляет деятельность по Положению № 506. Налоговая служба реализует свои полномочия через территориальные подразделения. ФНС осуществляет контроль:

  • Над соблюдением законодательства о сборах и налогах.
  • Правильностью начисления, своевременностью и полнотой поступлений, установленных НК.
  • Валютными операциями, совершаемыми резидентами и нерезидентами, не выступающими в качестве бирж и кредитных структур.
  • Полнотой учета прибыли индивидуальных предпринимателей и организаций и пр.

ФСФБН

Служба по финансово-бюджетному надзору реализует свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные органы. ФСФБН осуществляет надзор:

  1. За расходованием федеральных бюджетных и внебюджетных средств, материальных ценностей, относящихся к госсобственности.
  2. Соблюдением валютного законодательства всеми субъектами, нерезидентами в том числе, соответствием проводимых операций разрешениям и лицензиям.
  3. Деятельностью организаций, использующих материальные ценности, относящиеся к госсобственности, получающих финансовую помощь из бюджетных средств, кредиты, ссуды и инвестиции.

Таможня

ФТС является уполномоченной федеральной структурой, действующей в соответствии с отраслевым законодательством. Таможенная служба обеспечивает контроль ввоза/вывоза грузов на/с территории РФ. В ее полномочия входит валютный контроль, борьба с контрабандой и прочими преступлениями и административными нарушениями.

Служба мониторинга

Этот исполнительный орган осуществляет мероприятия, направленные против легализации доходов, которые получены преступными способами, финансирования терроризма. В компетенцию службы входит выработка госполитики, нормативно-правовое регулирование и координация деятельности в указанной сфере остальных исполнительных институтов. Служба мониторинга реализует полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные подразделения.

Муниципальный контроль: понятие и виды

Законодательство предусматривает право компетентных структур осуществлять деятельность, направленную на выявление, предотвращение и пресечение нарушений нормативных актов. Для этого определяются различные виды проверок муниципального контроля (предварительная, текущая или последующая). Надзорная деятельность предполагает систематическое наблюдение за выполнением обязательных предписаний, анализ и прогнозирование соблюдения требований законодательных актов гражданами и организациями. В перечень видов муниципального контроля включается:

  1. Изучение документации.
  2. Обследование сооружений, территорий, помещения, оборудования, грузов и транспортных средств.
  3. Отбор образцов объектов производственной и окружающей среды, продукции, их исследование, экспертиза.
  4. Проведение расследований, направленных на выявление причин и последствий нанесенного ущерба вследствие нарушений требований.

Общая классификация

В первую очередь следует назвать такие виды муниципального контроля, как внутрихозяйственный и внутриведомственный. Последний проводится министерствами и прочими структурами по отношению к подотчетным учреждениям. Внутрихозяйственный надзор выполняется специальными службами в пределах одной организации. Существуют следующие основные виды муниципального контроля в муниципальном районе: экологический, бюджетный, правовой, а также надзор за исполнением работ. В уставы МО включаются соответствующие положения об их формах.

Надзор за исполнением работ

Виды муниципального контроля в сфере обслуживания включают в себя:

  1. Опрос жителей.
  2. Рассмотрение жалоб.
  3. Периодическое сопоставление расходов с затратами других подрядчиков и служб.

Реализация надзора обеспечивается размещением контактов компетентных структур в доступных для населения местах. В таком случае некачественное оказание услуг будет выражено увеличением жалоб от граждан. При этом необходимо, чтобы обращения поступали непосредственно в муниципальный контролирующий орган, а не на предприятие, выполняющее те или иные работы. Так будет обеспечен надлежащий учет эффективности обслуживания населения подрядчиками. Степень удовлетворенности услуг определяется также периодическими опросами людей. К методам контроля относят плановые и внеплановые инспекции, выборочные проверки. Так изучается качество уборки и благоустройства территории, ремонта дорог, соблюдение маршрутного графика общественного транспорта и так далее.

Экологический надзор

Законодательство предусматривает различные виды муниципального контроля в сфере охраны природы. Территориальные структуры и должностные лица должны оказывать содействие населению, общественным и прочим некоммерческим организациям в реализации ими своих экологических прав. При осуществлении ими хозяйственной и прочей деятельности уполномоченные институты власти обязаны принимать надлежащие меры по предотвращению и устранению негативного влияния на здоровье граждан и природу вибрации, шумов, электромагнитных полей в зонах отдыха, обитания животных в пределах населенных пунктов. Надзорная деятельность предполагает плановые и внеплановые проверки, отбор проб и образцов, проведение экспертиз. Особое значение в реализации компетентными структурами своих полномочий имеют обращения граждан. Каждая жалоба или заявление проверяется в установленном порядке. При выявлении нарушений виновные лица привлекаются к ответственности.

Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Надзор в бюджетной сфере разделяется на инициативный и обязательный. Последний выполняется такими структурами, как подразделения ФНС, Федерального казначейства, а также Счетная палата. Инициативный надзор проводится по решению хозяйствующего субъекта при наличии необходимости. Существуют следующие виды муниципального финансового контроля: налоговый, страховой, валютный и пр.

Особенности деятельности

Различают виды муниципального контроля органов местного самоуправления и представительных структур. Надзор осуществляется в процессе рассмотрения проектов бюджетов, ряда вопросов, касающихся их исполнения и пр. Контрольная деятельность законодательных органов осуществляется через специальные комиссии и комитеты.

Законодательная база

Все виды муниципального контроля направлены на ту или иную сферу деятельности. Формы надзорных мероприятий, полномочия компетентных структур определяются в федеральном законодательстве. В частности, в ФЗ № 131 в число вопросов территориального значения включаются лесной и земельный контроль. Право на проведение надзорных мероприятий предусматривается и иными нормативными актами. Например, в ЖК, ст. 12, установлены полномочия по контролю использования и сохранности жилфонда МО, в ФЗ № 154 – по соблюдению условий соглашений/договоров с казачьими объединениями об их участии в территориальном управлении и пр.

Объекты

Они определяются в федеральных, региональных законах, а также нормативных актах МО. Например, в ФЗ № 171, регламентирующем производство и оборот этилового спирта, алкогольной продукции, установлено, что местные органы власти в рамках своей компетенции контролируют соблюдение законодательных предписаний в сфере розничной торговли указанных товаров и их качество. В качестве объекта надзора выступает обеспечение сохранности автодорог территориального значения. Это положение закреплено в ст. 13, ч. 1 ФЗ № 257. На региональном уровне могут утверждаться нормативные акты, регламентирующие содержание особо ценных природных комплексов. В частности, по ст. 12 Закона Вологодской области в компетенцию местных органов входит осуществление контроля в сфере организации и функционирования охраняемых территорий муниципального значения.

Заключение

Контроль является неотъемлемым элементом управленческой деятельности. Он может осуществляться в рамках отдельных федеральных полномочий, переданных соответствующим территориальным структурам. Такая форма контроля предусматривается в нормативных актах некоторых субъектов РФ. Надзорная деятельность позволяет выявлять причиняющие ущерб или незаконные действия территориальных властей, привлекать виновных к ответственности в соответствии с законодательством.



Просмотров