День образования охранно конвойной службы. Когда отмечается День конвоира

уже давно считается профессиональным днем сотрудников охранно - конвойной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Более чем в двух тысячах действующих подразделениях в изоляторах временного пребывания несут свою тяжелую охранно – караульную службу тысячи сотрудников. Профессиональный праздник конвоиров дает дополнительную возможность сказать «большое спасибо» этим поистине храбрым людям за их непосильные и опасные труды.

История Праздника

Достоверного начала празднования дня профессии нет. Известно, что дата 13 мая ознаменована с 1938 года, когда был введен Временный устав охранно-конвойной службы РКМ. Именно с этого года по традиции 13 мая сотрудники начали принимать поздравления.

А сама история конвойного праздника идет к нам с 1886 года после подписания Александром III указа о создании команд конвоиров в Российской империи. Но, несмотря на указ, первый устав издали 10 июня 1907 года. До 1999 года конвойная служба не считалась отдельным подразделением, функция была возложена на ВВ МВД. Далее было создано Управление Конвоиров.

Не смотря на отсутствие официального утверждения праздника 13 мая, он очень почитается и пользуется уважением, как среди сотрудников службы, так и среди их начальства.

О профессии

Служба в охранно - конвойных подразделениях относится к ряду специфических, опасных и сложных профессий. Главная задача подразделения заключается в предоставлении безопасности и надежного уровня охраны арестованных в тюрьмах и исправительных колониях, а так же в обеспечении перевоза и доставки преступников в места заключения. Особо трудна работа в местах пребывания контингента заключенных с высокой степенью опасности для общественности. Так же задачей конвоиров является предоставление безопасности для работающих смежных структур, таких как суд, прокуратура и адвокатура.

Не редко заключенные пытаются освободиться раньше времени с помощью побега. Обнаружить вовремя побег и успеть остановить преступника очень не просто. Поэтому служба требует от конвоиров особенно четкой концентрации внимания, напряжения и стойкого терпения. В данной профессии необходимо иметь бронебойную психику, умение борьбы со стрессами и быструю реакцию. Так как профессия несет за собой потенциальную опасность, форма сотрудников обязательно включает в себя бронежилет, каску и огнестрельное оружие. К счастью, оружие используется крайне редко, т.к. главная задача профессии – создание безопасной обстановки для всех.

Кто может стать конвоиром? Только смелые, мужественные и неутомимые люди. Очень важна здесь физическая подготовка, в связи с этим, они периодически сдают определенные нормативы своему руководству для подтверждения своей годности.

Для того чтобы влиться в ряды конвойной службы МВД РФ, необходимо для начала выполнить следующие условия:

  • Важно иметь армейское прошлое;
  • Необходимо являться гражданином РФ;
  • Необходимо высшее образование (не обязательно специальное);
  • В биографии должна отсутствовать судимость;
  • Необходимо наличие физического и психологического здоровья.

Список требований существенный, и даже при наличии всех условий всё равно попасть на службу в данное подразделение не просто.

Традиции

Руководство охранно-караульной службы 13 мая поздравляет всех служащих, вручают им грамоты, лучших сотрудников повышают в звании, вручаются благодарности и материальные поощрения. Освобождение от службы в данный день отсутствует, только если 13 мая выпадает на выходной день.

Конвоиры так же принимают поздравления в виде благодарности за обеспечение безопасности от близких, родственников и друзей.

День охранно-конвойной службы в России отмечают каждый год 13 мая. Это не официальный праздник, в календаре его нет. Но люди, имеющие к нему прямое отношение, отмечают его довольно широко. Такая дата выбрана неслучайно. В этот день в 1938 году Народный комиссариат внутренних дел издал устав, посвященный деятельности конвойной службы милиции. Существует еще одна версия основания праздника. В 1886 году император Александр III выпускает предписание, согласно которому были созданы специальные конвойные команды и устав службы.

История праздника

13 мая – особенная дата в истории российской милиции. В этот день в 1938 году вышел Временный устав конвойной службы. Но образовавшееся рабоче-крестьянское подразделение этого вида охраны оказалось не первым в России. Еще раньше, в 1886 году по приказу Александра Третьего создали специальные команды конвоиров, которые сопровождали заключенных в ссылки. Первый их устав издали 10 июня 1907 года. До 1999 года конвойная служба не являлась самостоятельным подразделением, эта функция была возложена на внутренние войска Министерства внутренних дел.

Сегодня существует специальное Управление конвоирования, которое регулирует деятельность всего подразделения. Современные конвоиры имеют широкий спектр деятельности: они охраняют и доставляют осужденных к месту назначения, лиц, находящихся под следствием, – к месту проведения следственных экспериментов, а также в медицинские учреждения и т. п.

Их работа очень опасна и почетна, каждый день они имеют дело с рецидивистами, убийцами, ворами, насильниками и другими уголовными элементами. Рискуя своей жизнью, они изолируют преступников и обеспечивают спокойствие мирных жителей. Поэтому стоит ценить сотрудников охранно-конвойной службы МВД, благодаря которым многие люди могут чувствовать себя в безопасности.

Конвоиры несут ответственность за жизни заключенных и безопасность страны. Этим смелым и сильным людям посвящен профессиональный праздник.

Когда отмечают

День работников охранно-конвойной службы МВД РФ отмечают в России 13 мая. Дата не утверждена никакими государственными документами. Однако, это не мешает гражданам Российской Федерации с уважением относиться к представителям столь опасной профессии, и в 2019 году они от души поздравляют их с Днем конвоира.

Кто празднует

Это профессиональный праздник для многочисленных сотрудников охранно-конвойной службы, которая относится к Министерству внутренних дел. Данная работа является достаточно сложной и опасной, поэтому в ряды конвоиров берут далеко не каждого. Чтобы получить шанс стать таким специалистом, нужно быть гражданином Российской Федерации, отслужить в армии, получить высшее образование, не иметь судимостей, быть здоровым и сильным.

История праздника

Дата события имеет символическое значение. 13 мая 1938 года вышел Временный устав конвойной службы рабоче-крестьянской милиции. Но опасную службу представители профессии несли и раньше. Еще в 1886 году был издан указ о создании в Российской Империи команд конвоиров, а их первый устав появился в 1907 году. Вплоть до 1999 года функции конвойной службы выполняли внутренние войска МВД России. Затем было создано Управление конвоирования.

О профессии

Люди, несущие охранно-конвойную службу, доставляют преступников в исправительные учреждения, где те будут отбывать наказание, а также охраняют их в местах заключения. Они сопровождают заключенных в места лишения свободы по железнодорожным и автодорожным путям. По железной дороге преступников перевозят в специально оборудованных вагонах, которые зачастую прикрепляются прямо к пассажирским, причем законопослушные граждане даже не догадываются, с кем рядом они едут. Задачей конвоира является без происшествий доставить осужденных к месту назначения и помешать их возможному побегу.

Так как представителям этой профессии приходится иметь дело с опасными для общества людьми, стандартная экипировка охранника непременно включает бронежилет, огнестрельное оружие и каску. К счастью, оружие применяется крайне редко. Ведь первоочередная цель работников охранно-конвойной службы - не допустить возникновение опасной ситуации.

Среди российских праздников, не имеющих официального статуса, есть и День конвоира. О такой профессии многие законопослушные граждане даже не задумываются - их она словно бы и не касается, но на самом деле это не так. Ведь первой и важнейшей составляющей работы конвоиров является обязанность оградить от опасности законопослушное население, и выполнение этой обязанности требует немалой выдержки и серьёзных усилий. Отмечается День конвоира, или охранно-конвойной службы, 13 мая, в память о приказе НКВД СССР от 1938 года, и выпуске «Временного устава конвойной службы рабоче-крестьянской милиции».

Немного из истории службы

На самом деле, как это часто бывает с разными малоизвестными профессиями, история охранно-конвойной службы началась намного раньше. Часто вспоминают императора Александра III, при котором были созданы конвойные команды, а Устав конвойной службы утвердили при Николае II, в 1907 году. И всё-таки её предшественниками являлись воинские гарнизоны, созданные при Петре I, и предназначенные для несения внутренней службы в разных местах империи.

Однако прообразом службы стала внутренняя стража, вынужденно созданная при Александре I, когда в Сибирь стали ссылать по несколько тысяч человек в год. Интересно, что сначала их сопровождение заставляли обеспечивать местных жителей – селян, принуждая их выделять лошадей и подводы, а также участвовать в охране ссыльно-каторжных. Местные власти часто отмечали, что это очень беспокоит обывателей и причиняет им убытки, но это было не самое худшее: плохо охраняемые преступники постоянно сбегали, разбойничали и грабили, и даже убивали своих незадачливых конвоиров – так не могло продолжаться.

В 1811 году император издал указ о формировании команд и рот, которые должны были обеспечивать конвоирование ссыльных и каторжников, а также охранять места заключения. К созданию службы подошли серьёзно: в Военном министерстве была создана специальная часть, в которую зачисляли солдат с опытом, минимум после 2-х лет службы – их обучали по специальной программе.

А через 100 лет, при Николае II, работа конвойной службы была тщательно распланирована. Был составлен специальный документ – своеобразный справочник маршрутов, по которым перевозили лиц, находящихся под стражей: в справочник входили пешие тракты, железнодорожные маршруты, водные маршруты – морские, речные и озёрные, по которым задержанных и преступников перевозили на баржах и пароходах, специально для этого обустроенных.

В дни становления молодого Советского государства стало ясно, что конвоировать и охранять преступников должны специальные службы, но сначала в этой сфере образовалась неразбериха: задержанных и арестованных охраняли милиционеры, войска ГПУ и конвойная стража – силы распылялись, а функции часто дублировались - снова требовались изменения.

После 1924 года конвойные войска стали считаться частью армии: они конвоировали подследственных, доставляя их в суды, а осуждённых доставляли в тюрьмы и лагеря – в 30-е-50-е годы работы у конвоиров было очень много. Хотя у ГУЛАГа была своя военизированная охрана, охранять лагеря и другие объекты приходилось и конвойным войскам, и особенно во время Великой Отечественной войны. А ведь требовалось охранять ещё и военнопленных: их во время войны было множество – сначала счёт шёл на тысячи, потом на сотни тысяч и миллионы. Пришлось также эвакуировать тюрьмы из западных областей страны – это тоже была очень большая работа, и для неё привлекались десятки тысяч конвойных.

Например, в Москве до 1957 года работал специальный конвойный отряд, в котором служили более 180 милиционеров – их служба напоминала армейскую. Жили они в своеобразных казармах – больших залах, по 90 человек в каждом, и имели всё необходимое для более или менее комфортного быта – там были даже парикмахерская и вечерняя школа. В обязанности служащих входила доставка заключённых в разные места, и иногда этих заключённых в день было почти столько же, сколько самих конвойных – приходилось справляться.

Охранно-конвойная служба расширялась, а количество служащих росло: после окончания войны в её подразделениях служило около 150 000 человек – как раз в этот период нужно было охранять японских военнопленных.

Конвойные требовались не только для охраны арестованных и заключённых, но и для охраны различных объектов и складов; во время войны они боролись с вражескими диверсантами, мародёрами, искали дезертиров и т.д.

Задачи службы сегодня

Что можно сказать о сегодняшней профессии конвоиров? Она из тех, которые называют «сложными», но это понятие не передаёт полной картины: работа в охранно-конвойной службе очень напряжённая и непредсказуемая, требования к сотрудникам предъявляются очень высокие, а нагрузки не становятся меньше. Сотрудники охранно-конвойной службы находятся рядом с преступниками, обвиняемыми и подозреваемыми больше, чем любые сотрудники милиции (теперь полиции), но при этом об их проблемах говорится очень мало, тогда как о работе полицейских – несомненно, заслуживающих всяческого почёта и уважения – пишутся книги, стихи и песни, снимается кино и др.

Как уже отмечалось, основная задача службы – это обеспечение безопасности населения при конвоировании арестованных и осуждённых, а также безопасности сотрудников правоохранительных органов во время следствия, суда и других процедур. Но и права граждан, находящихся под стражей, тоже должны охраняться, поэтому деятельность охранно-конвойной службы является социально значимой, и значимость эта очень высока: отношение конвойных к своей работе определяет отношение общества к законам и к тем, кто следит за их выполнением. Ведь, что бы ни происходило, перед законом все равны, а достоинство человека нужно уважать в любых ситуациях.

К сожалению, проблем у службы сейчас немало. Специальных учебных заведений для подготовки сотрудников нет, и обычно конвоирами идут служить сотрудники других подразделений, или те, кто уволился в запас из армии. Престижной или почётной охранно-конвойная служба в обществе всё же не считается, и нередко в её подразделения попадают молодые люди с недостаточно устойчивой психикой, не отличающиеся физической выносливостью. Некоторые конвоиры ведут себя агрессивно, и даже совершают противоправные действия и настоящие преступления – здесь необходима серьёзная работа специалистов, в том числе психологов и психиатров.

Хочется пожелать, чтобы сотрудники охранно-конвойной службы МВД были действительно защитой спокойствия мирных граждан и всего государства, и всегда с честью выполняли свой служебный долг – хотя это очень нелегко. Мы желаем всем конвоирам крепкого здоровья и профессионализма, успехов, благополучия, оптимизма и личного счастья.

Гатаулина Галина
для женского журнала сайт

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал обязательна

Уже давно назревавший вопрос об издании единого нормативного акта, регламентирующего конвойную стражу, получил свое дальнейшее развитие. Так, командующий войсками Виленского военного округа заявил о необходимости составить Свод правил конвойной службы, так как указания по этому вопросу, помещенные в Уставе гарнизонной службы, а кроме того, в отдельно издававшихся приказах и циркулярах, представляют весьма обширный и сложный материал, руководствоваться которым весьма трудно, особенно нижним чинам, недавно поступившим на службу. Указания, касающиеся конвойной службы, были помещены в приказах по Военному ведомству, в циркулярах Главного штаба, Главного инспектора по пересылке арестантов и Главного тюремного управления с 1857 г. и до начала XX в. Необходимо было упорядочить все эти документы, выявить ошибки и противоречия, содержащиеся в них. РГВИА. Ф. 400. Оп. 8. Д. 463. Л. 21. Для этого создавалась специальная комиссия из двух начальников конвойных команд и одного уездного воинского начальника, имеющего в своем подчинении данное подразделение. Таким образом, комиссия состояла из лиц, не понаслышке знакомых с трудностями и особенностями конвойной службы. Постоянно шла работа по систематизации и совершенствованию правовой базы. Так, в 1903 г. выходит в свет брошюра «Подробный свод вопросов и ответов конвойной службы», в которой в краткой и доступной форме для нижних чинов конвойной стражи разъяснялись задачи, стоящие перед конвойными командами, порядок организации и несения службы и т.п. Каждый желающий мог купить ее через сеть книжных магазинов. К 1907 г. проект Устава конвойной службы был практически готов. В разработке данного документа приняли участие такие специалисты, как командующий конвойной стражей генерал Сапожников. Разработка и издание этого законопроекта были вызваны отсутствием какого-либо официального руководства, охватывающего совокупность правил службы по сопровождению арестантов чинами конвойной стражи, а также трудностью нахождения необходимых сведений в изданных в различное время нормативно-правовых актах (приказах, циркулярах, разъяснениях и указаниях Главного штаба, Главного тюремного управления и Главного инспектора по пересылке арестантов). Устав конвойной службы был призван объединить все правила конвойной службы и дать точные указания всем чинам при выполнении служебных обязанностей, возложенных на них в соответствии с Высочайшим повелением 20 января 1886 г. 10 июня 1907 г. Устав конвойной службы был утвержден и вступил в действие - так называемое двухгодичное испытание, которое должно было выявить возможные недочеты при его составлении. Как и другие военные уставы, Устав конвойной службы четко устанавливал обязанности подразделения, порядок препровождения арестантов, необходимое для этого количество личного состава конвойной стражи, его форму обмундирования и вооружения, сопроводительные документы, порядок путевого довольствия пересылаемых и многое другое. Кроме того, с изданием Устава конвойной службы части полевых, резервных и местных войск также получили руководство на случай привлечения их к конвоированию арестантов (ст. 22 Устава). С этого времени к обязанностям конвойных команд относится: а) сопровождение арестантов всех ведомств по железным дорогам, водным путям сообщения и пешим трактам; б) сопровождение лиц, пересылаемых при этапных партиях (ст. 31); в) сопровождение арестантов при следовании их от мест заключения гражданского ведомства к станциям железных дорог, пароходным пристаням и обратно; г) сопровождение арестантов в районе городов из мест заключения гражданского ведомства: (п. п. 4, 5, 6, 7 ст. 2 Ус. Сод. под стр. изд. 1890 г.) в судебные учреждения, к судебным и военным следователям, к должностным лицам, производящим расследование по уголовным делам, и в другие присутственные места, в больницу и баню, находящиеся вне тюрем; д) сопровождение отдельно от прочих арестантов лиц, перечисленных в ст. 27 Устава; ж) содействие тюремному начальству при производстве обысков в местах заключения гражданского ведомства; з) содействие тюремному начальству при прекращении беспорядков среди арестантов в местах заключения гражданского ведомства; и) наружная охрана мест заключения гражданского ведомства: 1) в виде постоянной меры - при условии соответствующего увеличения штата подлежащих конвойных команд (Высочайшее повеление 4 ноября 1886 г. п. ж. ст. 16 П.С. 3989) и 2) в исключительных случаях, в виде временной меры, с разрешения командующих войсками в округах. Также четко закреплялась подчиненность конвойной стражи. Отныне все конвойные команды по обязанностям конвойной службы подчинялись только Главному инспектору по пересылке арестантов. С введением Устава конвойной службы утратил свою силу ряд законодательных актов в сфере регулирования конвойной службы: 1) инструкция старшему конвойному унтер-офицеру при сопровождении арестантских партий по пешеэтапным трактам (Циркуляр Главного штаба 1881 г. № 169); 2) ряд параграфов положения о перевозке арестантов по железным дорогам (Приказ по военному ведомству 1877 г. № 116) ввиду замены их соответствующими статьями Устава конвойной службы; 3) глава IV отделения III Устава гарнизонной службы; 4) другие приказы по военному ведомству Главного штаба, циркуляры Главного тюремного управления и Главного инспектора по пересылке арестантов, касающиеся конвойной службы, за исключением вопросов, не освещенных в Уставе конвойной службы. Во второй главе Устава закреплены общие условия конвойной службы. Так, законодатель закрепил, что конвойный - это лицо, выполняющее служебные обязанности, возложенные на него в соответствии с Уставом с момента выступления из казармы и до момента доклада об окончании командировки. Кроме того, согласно Уставу на чинов конвойной стражи воспрещается возлагать какие-либо поручения, не относящиеся к обязанностям конвойной службы. Устав конвойной службы. 1907. Ст. 21. С введением Устава конвойной службы усилился контроль за качеством исполнения служебных обязанностей конвойными командами Главным инспектором по пересылке арестантов, в обязанности которого входили личное инспектирование команд и проверка ведения служебного делопроизводства. Кроме того, начальники конвойных команд обращались с представлением к Главному инспектору по вопросам передвижения личного состава по службе, поощрения отличившихся офицеров и нижних чинов и т.д. Уставом конвойной службы установлены условия, которым должно удовлетворять этапное помещение, строительство которых велось по ходу следования арестантских партий. Так как ранее в действовавших до 1907 г. нормативно-правовых актах отсутствовали точные указания относительно этапных помещений, было признано необходимым законодательно закрепить те условия, которым должно удовлетворять этапное здание, а именно: чтобы помещение это устраняло возможность побега, имело отделение для раздельного содержания арестантов разных категорий (мужчин, женщин и детей) и было удобно для охраны при небольшом числе постов. Таким образом, Устав конвойной службы, регулирующий деятельность конвоя при арестантах, предусматривает буквально каждый шаг и каждое движение этого конвоя, ставя его деятельность в строго определенные рамки. К 1909 г. прошло уже более двух лет со времени введения в действие проекта Устава конвойной службы. Многочисленные проверки, проводимые Главным инспектором по пересылке арестантов, должны были способствовать усвоению требований Устава всеми чинами конвойной стражи, а также их точному и неукоснительному выполнению. Основная масса нарушений несения службы сводилась к следующим нарушениям: 1) оружие, когда оно не на конвоирах, не хранится в местах безопасных от похищения арестантами (ст. 196 УКС); 2) оставление арестантов без должного присмотра (ст. 194); 3) прием арестантов в местах заключения без обыска (ст. 122); 4) разрешение арестантам иметь при себе деньги (ст. 142); 5) наружные двери арестантских вагонов вопреки ст. 212 не всегда запираются как в пути, так и во время остановок; 6) не соблюдается Приказ N 5 по конвойным командам за 1908 г. о необходимости конвоирам соблюдать самим и требовать от арестантов уборки вагонов, если они грязные. Тюремный вестник. 1909. № 12. С. 1133. Для устранения данных нарушений предписывалось усилить внимание за обучением и подготовкой чинов конвойной стражи. Кроме того, крайне важно было знать точно, в каких случаях и при соблюдении каких правил конвой имеет право освободить из-под стражи сданного ему арестанта, без нарушения правил караульной службы и ответственности по суду за освобождение. Все эти правила, а также порядок возвращения оправданных или освобожденных от ответственности арестантов в места заключения из суда были указаны в ст. ст. 382, 392 - 399 Устава конвойной службы. Устав конвойной службы стал основополагающим актом во всей системе пересылки арестантов,

13 мая 1938 года приказом НКВД СССР N 091 был объявлен Временный устав конвойной службы рабоче-крестьянской милиции.

Таким образом, сегодня устав конвойной службы мало отличается от устава, принятого в 1938 году. В настоящее время охранно-конвойные подразделения милиции осуществляют конвоирование и охрану лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, в следственные изоляторы, обвиняемых на проведение следственных мероприятий, в судебно-медицинские учреждения, на обменные пункты для передачи плановым конвоям.



Просмотров