Э а арустамов безопасность жизнедеятельности 11 издание. Нормативно – правовая литература. б) дополнительная литература

Рассмотрены особенности состояния и негативные факторы среды обитания современного человека. Подробно описаны причины возникновения, последствия и методы профилактики чрезвычайных ситуаций различного происхождения. Приведены сведения о действующих системах зашиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций, организации гражданской обороны в Российской Федерации, о структуре, функционировании и традициях Вооруженных Сил России. Системно и подробно освещены вопросы здорового образа жизни человека.
Учебник может быть использован при изучении обще профессиональной дисциплины ОП Безопасность жизнедеятельности в соответствии с ФГОС СПО для всех педагогических специальностей.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Негативные воздействия в системе «человек - среда обитания» принято называть опасностями. Этим понятием именуют свойство живой и неживой материи причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Опасности не обладают избирательным свойством. При своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации. Они существуют в пространстве и во времени. Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого позволили сформулировать аксиому о процессе жизнедеятельности: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна!». Эта опасность усугубляется скрытым характером своего проявления.

Например, мы до определенного момента не ощущаем увеличения концентрации СO2 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05 % СO2. В помещении, в частности в аудитории, концентрация СO2 увеличивается. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявится появлением усталости, вялости, снижением работоспособности. Но организм человека, систематически пребывающего в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму, человеческим жертвам и другим негативным последствиям.

Содержание
Предисловие.
РАЗДЕЛ I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. Цели и задачи изучаемой дисциплины.
Глава 2. Основные понятая безопасности жизнедеятельности.
Глава 3. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека.
РАЗДЕЛ II. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Глава 4. Чрезвычайные ситуации мирного времени.
4.1. Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций.
4.2. Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
4.3. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения.
4.4. Чрезвычайные ситуации социального происхождения.
4.5. Зашита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации.
Глава 5. Чрезвычайные ситуации военного времена.
5.1. Характеристика ядерного оружия и действий населения в очаге ядерного поражения.
5.2. Особенности химического оружия. Действия населения в очаге химического поражения.
5.3. Биологическое оружие. Действия населения в очаге биологического поражения.
5.4. Зашита населения при радиоактивном и химическом заражении местности.
5.5. Назначение и задачи гражданской обороны.
Глава 6. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций.
6.1. Понятие устойчивости работы объектов экономики.
6.2. Факторы, определяющие устойчивость работы объектов.
6.3. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов.
Глава 7. Основы военной службы.
7.1. Национальная безопасность Российской Федерации.
7.2. Основы обороны государства.
7.3. Вооруженные Силы Российской Федерации.
7.4. Порядок прохождения военной службы.
7.5. Боевые традиции и символы воинской чести.
РАЗДЕЛ III. ЗНАЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Глава 8. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.
8.1. Помощь при травматических повреждениях.
8.2. Помощь при кровотечении.
8.3. Помощь при переломах.
8.4. Помощь при синдроме длительного сдавливания.
8.5. Помощь при отравлениях.
8.6. Помощь при шоке.
8.7. Помощь при ожогах.
8.8. Помощь при отморожениях.
8.9. Помощь при электротравме.
8.10. Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца.
Глава 9. Обеспечение здорового образа жизни.
9.1. Понятие здоровья и содержание здорового образа жизни.
9.2. Вредные привычки.
9.3. Факторы риска.
Глава 10. Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы.
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Безопасность жизнедеятельности, Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Безопасность жизнедеятельности, Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., 2015
  • Безопасность жизнедеятельности, учебник для студенческих учреждений среднего профильного образования, Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В., 2013

Учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. — 12-е изд., стер. — М. : Академия, 2013. — 176 с.Рассмотрены особенности состояния и негативные факторы среды обитания современного человека. Подробно описаны причины возникновения, последствия и методы профилактики чрезвычайных ситуаций различного происхождения. Приведены сведения о действующих системах защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций, организации гражданской обороны в Российской Федерации, о структуре, функционировании и традициях Вооруженных Сил России. Системно и подробно освещены вопросы здорового образа жизни человека.
Учебник может быть использован при изучении общепрофессиональной дисциплины ОП «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с ФГОС СПО для всех педагогических специальностей.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования.Предисловие
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Цели и задачи изучаемой дисциплины. Основные понятия безопасности жизнедеятельности. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека.)
Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации мирного времени (Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения. Чрезвычайные ситуации социального происхождения. Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации)
Чрезвычайные ситуации военного времени (Характеристика ядерного оружия и действий населения в очаге ядерного поражения. Особенности химического оружия. Действия населения в очаге химического поражения. Биологическое оружие. Действия населения в очаге биологического поражения. Защита населения при радиоактивном и химическом заражении местности. Назначение и задачи гражданской обороны)
Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций (Понятие устойчивости работы объектов экономики. Факторы, определяющие устойчивость работы объектов. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов)
Основы военной службы (Национальная безопасность Российской Федерации. Основы обороны государства. Вооруженные Силы Российской Федерации. Порядок прохождения военной службы. Боевые традиции и символы воинской чести)
Значение медицинских знаний при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организации здорового образа жизни
Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях (Помощь при травматических повреждениях. Помощь при кровотечении. Помощь при переломах. Помощь при синдроме длительного сдавливания. Помощь при отравлениях. Помощь при шоке. Помощь при ожогах. Помощь при отморожениях. Помощь при электротравме. Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца)
Обеспечение здорового образа жизни (Понятие здоровья и содержание здорового образа жизни. Вредные привычки. Факторы риска)
Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы
Список литературы

Безопасность жизнедеятельности, учебник для студенческих учреждений среднего профильного образования, Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В., 2013.

Рассмотрены особенности состояния и негативные факторы среды обитания современного человека. Подробно описаны причины возникновения, последствия и методы профилактики чрезвычайных ситуаций различного происхождения. Приведены сведения о действующих системах зашиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций, организации гражданской обороны в Российской Федерации, о структуре, функционировании и традициях Вооруженных Сил России. Системно и подробно освещены вопросы здорового образа жизни человека.
Учебник может быть использован при изучении обще профессиональной дисциплины ОП Безопасность жизнедеятельности в соответствии с ФГОС СПО для всех педагогических специальностей.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

ГЛАВА 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Они постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек-среда обитания».
Среда обитания - окружающий человека внешний мир, т.е. существующая совокупность факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на существование и деятельность человека, его здоровье и потомство.
Действуя в этой системе, человек непрерывно решает как минимум две основные задачи. Прежде всего он обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе. Далее, он создает защиту от негативных воздействий со стороны среды обитания и со стороны себе подобных, используя ее по мере необходимости. Среда обитания неразрывно связана с биосферой. Под этим словом понимается область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы.

Предисловие.
РАЗДЕЛ I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. Цели и задачи изучаемой дисциплины.
Глава 2. Основные понятая безопасности жизнедеятельности.
Глава 3. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека.
РАЗДЕЛ П. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Глава 4. Чрезвычайные ситуации мирного времени.
4.1. Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций.
4.2. Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
4.3. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения.
4.4. Чрезвычайные ситуации социального происхождения.
4.5. Зашита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации.
Глава 5. Чрезвычайные ситуации военного времена.
5.1. Характеристика ядерного оружия и действий населения в очаге ядерного поражения.
5.2. Особенности химического оружия. Действия населения в очаге химического поражения.
5.3. Биологическое оружие. Действия населения в очаге биологического поражения.
5.4. Зашита населения при радиоактивном и химическом заражении местности.
5.5. Назначение и задачи гражданской обороны.
Глава 6. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций.
6.1. Понятие устойчивости работы объектов экономики.
6.2. Факторы, определяющие устойчивость работы объектов.
6.3. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов.
Глава 7. Основы военной службы.
7.1. Национальная безопасность Российской Федерации.
7.2. Основы обороны государства.
7.3. Вооруженные Силы Российской Федерации.
7.4. Порядок прохождения военной службы.
7.5. Боевые традиции и символы воинской чести.
РАЗДЕЛ III. ЗНАЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Глава 8. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.
8.1. Помощь при травматических повреждениях.
8.2. Помощь при кровотечении.
8.3. Помощь при переломах.
8.4. Помощь при синдроме длительного сдавливания.
8.5. Помощь при отравлениях.
8.6. Помощь при шоке.
8.7. Помощь при ожогах.
8.8. Помощь при отморожениях.
8.9. Помощь при электротравме.
8.10. Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца.
Глава 9. Обеспечение здорового образа жизни.
9.1. Понятие здоровья и содержание здорового образа жизни.
9.2. Вредные привычки.
9.3. Факторы риска.
Глава 10. Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы.
Список литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Безопасность жизнедеятельности, учебник для студенческих учреждений среднего профильного образования, Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Основная литература:

1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник.- М.- «Дашков и К»,- 2007

2.Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. М.-Высшая школа, -2008

Нормативно – правовая литература:

·Трудовой кодекс Российской Федерации от 24. 07. 2002 г. № 97-ФЗ с изменениями Постановления Конституционного Суда РФ от 15. 03. 2005 № 3-П.

·Федеральный закон РФ от 24.07.1999 г. 3 181-ФЗ «Об основах труда в Российской федерации».

·Федеральный закон РФ от 30. 03. 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения».

·Федеральный закон РФ от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

·Указ Президента РФ от 04.02.94 г. 3230 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»//Российская газета.-1994.-9 февраля.

·Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы.ОНД-90.-СПб.:Министерство природопользования и охраны окружающей среды,1992.

·Приказ Минздравсоцразвития Россииот 24.02.2005 г. 3160 «Об определении степени тяжести поврежденья здоровья при несчастных случаях на производстве»

·Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 г 3713 «Об утверждении правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска».

·Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. 3 569. «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

·ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-экономические требования.- М.: Госстандарт, 1988.

·ГОСТ 12.1.012-90. ССБТ. Вибрация. Общие требования безопасности.-М.: Госстандарт, 1991

·ГОСТ 12.1.003.-83. ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.-М: Госстандарт,1983.

·СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение.-М.:Стройиздат, 1995.

·СНиП 11-12-77. Нормы проектирования. Защита от шума.-М.: Стройиздат, 1977.

Дополнительная литература:

1. Административно-правовые основы государственного управления: учеб. пособие / под ред. А.Н.Крамника. - Минск,- 2004.

2. Александровский Ю. А. Психогении в экстремальных условиях. - М 1991.

3. Анисимов О.А., Нельсон Ф.Э. Прогнозные сценарии эволюции криоли тозоны при глобальных изменениях климата в XX веке // Криосфера Земли. - 1999. - Т. 3. - № 4.

4. Антонян Ю. М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. - М., 1998.

5. Арцибасов И.Н., Егоров С. А. Терроризм международный. Правовые основы. - М., 1989.

6. АсеевскийА.Н. Кто организует и направляет международный терроризм? -М., 1982.

7. Баратов А.Н., Вогнан Л. П. Огнетушащие порошковые составы. - М 1982.

8. Басманов П. И., Каминский С.Л., Коробейникова А. В., Трубицина М.Е. Средства индивидуальной защиты органов дыхания: справочное руководство. - СПб., 2002.

9. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени: учеб. пособие / Ю. Л. Варшамов, Л. А. Михайлов, А. В. Старостен-ко и др. - СПб., 1999.

10. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козяков и др.; под общ. ред. С.В.Белова. - М., 1999.

11. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, А. Л. Михайлов, А. В. Старостенко и др.; под ред. Л. А. Михайлова. - СПб., 2005.

12. Безопасность и охрана труда: учеб. пособие для вузов / под ред. О. Н. Русака. - СПб., 2001.

13. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: словарь-справочник / автор-сост. проф. В. Ф. Пилипенко. - М., 2005.

14. Бодров В.А. Психологический стресс. - М., 2005.

15. Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1976. - № 6.

16. Болт Б. Землетрясения. - М., 1981.

17. Бузук Г.Л., Федоренко А.А. Служу Отечеству. - М., 2003.

18. Васнев В. А., Мишин Б. И., Смирнов А. Т. Основы военной службы. - М., 2002.

19. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. - М., 1989.

20. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.

21. Власова Л.М., Сапронов В.В., Фрумкин Е.С., Шершнев Л.И. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности: учебно-методическое пособие для учреждений профессионального образования. - М., 2004.

22. Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. - М., 2000.

23. Волков О. В. Противопожарная защита вычислительных центров. - М., 1982.

24. Воробьев Ю. Актуальные проблемы гражданской защиты // Гражданская защита. - 2006. - № 6.

25. Гайдуков Н. С. Пожарная безопасность промышленных зданий. - Киев, 1979.

26. Геокриологические опасности. Тематический том / под ред. Л. С. Гара-гуля, Э.Д.Ершова. - М., 2000.

27. Голицын А. Н. Основы промышленной экологии: учебник для нач. проф. образования. - М., 2004.

28. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., 1994.

29. Государственно-правовые основы обеспечения безопасности в Российской Федерации. - СПб., 1999.

30. Грачев А. С. Политический терроризм - корни проблемы. - М., 1982.

31. Грачев А. С. Политический экстремизм. - М., 1986.

32. Гринин А. С, Новиков В.Н. Экологическая безопасность. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях. - М., 2000.

33. Губанов В. М. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Альбом структурно-логических схем): учебно-методическое пособие. - СПб., 2004.

34. Губанов В. М. Русский национальный характер в контексте политической жизни России: монография. - СПб., 1999.

35. Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В. П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. - М., 2006.

36. Гусев В. Г. Пожары над страной // Жизнь и безопасность. - 1996. - № 3.

37. Давиденко В.А., Давиденко В. Р., Русак О.Н. Основы безопасности: конспект лекций. - СПб., 2005.

38. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. - М., 2002.

39. Дебольский М. Г. Психологический фактор и нововведения в ИТУ: учеб. пособие / ВНИИ МВД России; ГУИН МВД России. - М., 1991.

40. Действия учителя в чрезвычайных условиях мирного времени. - Вып. 1. Неотложная помощь при отравлениях лекарственными препаратами, химическими соединениями и природными ядами: учеб. пособие / В. П. Соломин, Ю.Л.Варшамов, Л.А.Михайлов и др. - СПб., 1998.

41. Действующие вулканы Камчатки: в 2 т. - М., 1992.

42. Дзлиев М. И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России: учеб. пособие. -- М., 2003.

43. Дубинин Н. П. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека.

44. Панов В. И. Экологическая психология: опыт построения методологии. - М., 2004.

45. Петухова Н.А., Загверхов Г. И. Правоохранительные органы: учебник. - М., 2006.

46. Пожарная безопасность. Взрывоопасность: справочное издание / А.Н.Баратов, Е.Н.Иванов, А.Я.Корольченко и др. - М., 1987.

47. Полторак А. Ф. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): сб. методических разработок по тематике ГО и ЧС // Библиотека журнала «Военные знания». - 1998. - № 1.

48. Поляков СВ. Последствия сильных землетрясений. - М., 1978.

49. Пономарева КН. Экология. - М., 2001.

50. Проскурин С. А. Национальная безопасность страны: сущность, структура, пути укрепления. - М., 1991.

51. Прохожее А. А. Национальная безопасность: проблемы теории. - М., 1997.

52. Психические состояния / под ред. Л.В.Куликова. - СПб., 1999.

53. Пуховский Н. П. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. - М., 1999.

54. Лучков В. Совместными усилиями всех звеньев РСЧС. Некоторые аспекты совершенствования ГО и РСЧС в современных условиях // Гражданская защита. - 2006. - № 8.

55. Радиация. Дозы, эффекты, риск: доклад Научного комитета по действию атомной радиации при ООН за 30 лет его деятельности. - М., 1990.

56. Расчет основных показателей взрывоопасное™ веществ и материалов (руководство) / А.Я.Корольченко и др. - М., 1985.

57. Ревич Б. А. Экологическая эпидемиология: учебник для высш. учеб. заведений. - М., 2004.

58. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М., 1979.

59. Родионова И. А. Глобальные проблемы человечества: пособие для учащихся и студентов. - М., 1995.

60. Романченко Ю. Терроризм: Нынешнее состояние и проблемы противодействия // Основы безопасности жизни. - 2002. - № 4.

61. Ромек В.Г., Конторович В. А., Крукович Е.И. Психологическия помощь в кризисных ситуациях. - СПб., 2004.

62. Руденко Б. В. Терроризм - бесконечная война // Сельская новь. - 1996. - № 6.

63. Русак О. П., МалаянК.К., ЗанькоН.Г. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / под ред. О. Н. Русака. - СПб., 2004.

64. Рыжак Н.И. Правовое регулирование деятельности спецслужб в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. - М., 2000.

65. Санкин В. В. Экология и охрана природы: словарь-справочник. - М., 2000.

66. Сахаров А. Н. Проектирование содержания современного учебника «Правила безопасного поведения на дорогах» для младших школьников. - Казань, 2000.

67. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000.

68. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. - 1997. - Вып. 5.

69. Современная учебная книга: материалы научно-практической конференции. - СПб., 2006.

70. Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. - СПб., 2003.

71. Сонин В.А., Шлионский Л.В. Классики мировой психологии. - СПб., 2003.

72. Сорокин В. И. Управление рисками чрезвычайных ситуаций // Безопасность: Информационный сборник. - 2002. - № 3 - 4.

73. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. - СПб., 1997.

74. Справочник спасателя. Кн. 4: Спасательные работы при ликвидации последствий наводнений, затоплений и цунами. - М., 1995.

75. Статмэн П. Безопасность вашего ребенка. - СПб., 1996.

76. Столяренко A.M. Экстремальная психопедагогика. - М., 2002.

77. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

78. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002.

79. Тарабарина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб., 2001.

80. Тарас А. Е., Сельченок К. В. Психология экстремальных ситуаций. - Минск, 2000.

81. Тоффлер А. Футурошок. - СПб., 1997.

82. Уайт Г. География, ресурсы и окружающая среда // Избранные статьи / Г.Уайт. - М., 1990.

83. Уголовное право России. Особенная часть / под ред. В.Н.Кудрявцева. - М., 2000.

84. Федоренко В. О расширении классификации чрезвычайных ситуаций // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2001. - № 5.

85. Форштат М.Л. О методике преподавания Правил дорожного движения в школе. - СПб., 2003.

86. Форштат М. Л., Добровольская А. П., Эпова А. В. О некоторых ошибках в преподавании Правил дорожного движения. - СПб., 2002.

87. Ходаковский Е.А. Система безопасности // Безопасность. - № 7 - 9 (39).

88. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2002.

89. Хуторский А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. - СПб., 2001.

90. Циркунов А. Е. Сборник формул по математике: в 2 ч. - М., 1985.

91. Штейнбах X. Э., Еленский В. И. Психология жизненного пространства. - СПб., 2004.

92. Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / Д. А. Кривошеий, Л. А. Муравей, Н. Н. Роева и др.; под ред. Л. А. Муравья. - М.,"2000.

93. Эрнст Г. Против терроризма. - М., 1981.

94. Ярочкин В. И. Коммерческая информация фирмы. - М., 1997.

95. Ярочкин В. И. Предприниматель и безопасность. - М., 1994. - Ч. 1 Несанкционированный доступ к источникам конфиденциальной информации.

96. Ярочкин В. И. Секьюритология - наука о безопасности жизнедеятельности. - М., 2000.

97. Ярочкин В. И., Бузанова Я. В. Теория безопасности. - М., 2005.

98. Интернетрессурсы:

100. :// www.antiterror.ru

7. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. БЖД как наука. Основные понятия, термины и определения. Основные этапы научной деятельно СМИ по реализации целей и задач безопасности жизнедеятельности.

2. Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере.

3. новый тип среды обитания – техносфера как результат активной техногенной деятельности человека.

4. Четыре характерных состояния взаимодействия человека со средой обитания. Позитивность и негативность этого взаимодействия.

5. Опасности, вредные и травмирующие факторы.

6. Анализаторы человеческого организма. Рецепторы как датчики сенсорных систем человека. Основные группы рецепторов.

7. Органы чувств, обеспечивающие восприятие действующих на организм внешних раздражителей, Органы зрения, глуха, обоняния, вкуса, осязания.

8. Характеристика органов чувств по скорости пере дачи информации. Морфологические и функциональные системы в организме человека.

9. Нервная система как одна из важнейших, связующих систем человека.

10. Гомеостаз и адаптация. Система иммунной защиты организма человека

11. Актуальность решения проблем безопасности жизнедеятельности на научной основе.

12. Опасности производственной, бытовой и городской среды в условиях повседневной жизни и при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного и природного происхождения.

13. Классификация опасностей. Аксиома о потенциальной опасности. Индивидуальный и социальный риск. Концепция допустимого риска.

14. Системный анализ безопасности как методология БЖД. Принципы, методы и средства обеспечения БЖД

15. Средства индивидуальной и коллективной защиты для работающих на производстве.

16. Проблемы экологической безопасности Москвы и Подмосковья.

17. Качество среды обитания. Безопасность личности и общества.

18. Обеспечение комфорта в зонах жизнедеятельности. Опасные зоны и зоны пребывания человека.

19. Определение вредного вещества (ВВ). Классификация химических веществ (органических, неорганических, элементорганических) в зависимости от их практического использования.

20. Бытовые отравления. Токсикологическая классификация ВВ. Классификация ядов по избирательной токсичности. Острые и хронические отравления.

21. Сенсибилизация. Отдаленные последствия влияния химических соединений на организм (мутагенное, канцерогенное, влияние на репродуктивную функцию). Комбинированное действие ВВ на здоровье человека.

22. Характеристика производственной пыли. Физические свойства производственной пыли. Характер воздействия производственной пыли на человека.

23. Нормативные требования по содержанию пыли в производственных помещениях. ПДК. Контроль содержания пыли в производственных помещениях.

24. Параметры микроклимата. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Подвижность воздуха.

25. Теплообмен человека с окружающей средой. Конвективный теплообмен (закон Ньютона).

26. Уравнение Фурье, описывающее передачу теплоты человеком его теплопроводностью. Лучистый поток при теплообмене излучением (закон Стефана -Больцмана).

27. Тепловой баланс в системе «человек - среда обитания». Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека.

28. Терморегуляция организма человека. Уравнение теплового баланса.

29. Теплоизоляция поверхностей источников излучения. Теплозащитные экраны. Воздушное душирование и завесы.

30. Задачи и классификация вентиляции. Естественная вентиляция промышленных зданий. Аэрация промышленных зданий.

31. Системы механической вентиляции. Установки для приточной и вытяжной вентиляции. Кондиционирование воздуха.

32. Определение экономических показателей работы систем вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха на предприятиях.

33. Основные светотехнические характеристики. Системы и виды производственного освещения. Основные требования к производственному освещению.

34. Нормирование производственного освещения. Источники света и осветительные приборы. Расчет производственного освещения.

35. Цветовое оформление производственного интерьера.

36. Основные величины, характеризующие вибрацию и шум, их взаимосвязь и единицы измерения.

37. Классификация вибрации по ее воздействию на человека. Общая и локальная вибрация. Классификация вибрации по направлению действия.

38. Параметры, определяющие развитие вибрационных патологий. Резонансные колебания в органах человека. Вибрационная болезнь.

39. Факторы производственной среды, усугубляющие вредное воздействие вибрации на организм человека. Расчет показателей вероятности вибрационной болезни.

40. Частотный диапазон акустических колебаний, воспринимаемых человеком. Область слышимых звуков. Порог слышимости и болевой порог.

41. Классификация шумов по спектральному составу, по временным характеристикам, по длительности действия. Негативные последствия интенсивного шума на производстве.

42. Ультразвук и его классификация по частотному спектру и способу распространения. Биологический эффект воздействия ультразвука на организм чело века.

43. Инфразвук и его. воздействие на организм человека. Гигиеническая регламентация инфразвука.

44. Характеристики источников шума. Уровень шума от нескольких источников.

45. Конструктивные, технологические и строительно-планировочные методы снижения шума в промышленности.

46. Снижение шума методами звукопоглощения. Метод звукоизоляции. Экранирование шума.

47. Аэродинамические глушители активного и реактивного типов. Комбинированные глушители шума.

48. Методы снижения вибрации на путях ее распространения. Виброгашение и вибродемпфирование. Методы снижения вибрации в источнике ее возникновения.

49. Виброизоляция оборудования. Виброизоляторы, применяемые в промышленности.

50. Методы и средства защиты от инфразвука. Защита от ультразвука.

51. Спектр электромагнитных колебаний. Ионизирующие и неионизирующие излучения. Источники ЭМП и их воздействие на человека.

52. Физические и психофизиологические опасные и вредные факторы при работе на ПЭВМ. Нормирование условий труда оператора при работе на ПЭВМ.

53. Защита от инфракрасных излучений. Защита от ультрафиолетовых излучений. Защита от лазерных излучений.

54. Воздействие радиации на организм человека. Методы и приборы для анализа радиации. Гигиеническая регламентация ионизирующего излучения. Защита от внешнего ионизирующего излучения.

55. Действие электрического тока на организм человека. Первая помощь пострадавшим от электротока.

56. Чрезвычайные ситуации, их классификация, причины и последствия. Возникновение ЧС в промышленных условиях и в быту.

57. Причины возникновения пожаров и методы их профилактики. Средства и методы тушения пожаров.

58. Законы и подзаконные акты по БЖД. Нормативно-техническая документация. Основные положения трудового законодательства.

59. Государственный надзор за безопасностью труда в промышленности. Ответственность за нарушение законов и правил безопасности на промышленных предприятиях.

60. Экологическая экспертиза. Экспертиза безопасности. Учет требований безопасности и экологичности при постановке новой продукции на производство.

61. Планирование и финансирование мероприятий по производственной безопасности в промышленности.

62. Расчет полного социально-экономического эффекта при внедрении мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

63. Расчет прироста производительности труда с помощью эргономических показателей.

8. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Какое, по Вашему мнению, определение среды обитания человека наиболее достоверно?

1. Среда обитания: - окружающая человека среда, обусловленная
в данный момент совокупностью факторов (физических, химических и биологических), способных оказывать прямое и немедленное воздействие на деятельность человека и его здоровье.

2. Среда обитания: - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность
человека, его здоровье и потомство.

3. Среда обитания - окружающая человека среда,
обусловленная в реальный момент времени совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социально-экономических), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека и его потомство.

2. Какие, по Вашему мнению, задачи непрерывно решает человек в жизненном цикле?

4. Обеспечивает свои потребности в пище и создает систему защиты от негативных воздействий со стороны среды обитания.

5. Обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе, а также создает защиту от техногенного воздействия.

6. Обеспечивает свои потребности в пище, воде и
воздухе, а также создает и использует защиту от негативных
воздействий со стороны как среды обитания, так и себе подобных.

3. К чему, по Вашему мнению, привели следующие факторы из жизненного цикла человека: высокие темпы роста численности населения на Земле и его урбанизация; рост потребления и концентрация энергетических ресурсов; интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства; массовое использование средств транспорта; рост затрат на военные цели?

1. К демографическому взрыву.

2. К загрязнению биосферы.

3. К региональной деградации.

4. К загрязнению среды обитания.

5. Ко всему вышеперечисленному.

4. Во сколько раз больше атмосферный воздух городов содержит оксида углерода по сравнению с воздухом сельской местности?

5. Во сколько раз больше атмосферный воздух городов содержит оксидов азота по сравнению с воздухом сельской местности?

1. В 50 раз. 2. В 150 раз. 3. В 2000 раз.

6. Во сколько раз больше атмосферный воздух городов содержит летучих углеводородов по сравнению с воздухом сельской местности?

1. В 50 раз. 2. В 150 раз. 3. В 2000 раз.

7. Какова, на Ваш взгляд, была структура производства электроэнергии в СССР (1985 г.)?

1.ТЭС - 74,5%; ГЭС - 13,5%; АЭС - 12%.

2.ТЭС - 54,5%; ГЭС - 13,5%; АЭС - 32% .

7. ТЭС - 34,5% ; ГЭС - 53,5%; АЭС - 12% .

8. Выбросы каких электростанций, на Ваш взгляд наиболее губительны для биосферы?


1. ТЭС. 2. ГЭС. 3. АЭС.

9. Авария - это?

1.Происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.


10. Катастрофа - это?

8. Происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

9. Происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

10. Происшествие, связанное с изменением климата
(грозой, землетрясением) и приведшее к разрушению
биосферы, гибели или потери здоровья людей.

11. Стихийное бедствие - это?

1.Происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически
нецелесообразно.

2.Происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

3.Происшествие, связанное с изменением климата
(грозой, землетрясением) и приведшее к разрушению
биосферы, гибели или потери здоровья людей.

12. Биосфера - это?

1. Область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавшие техногенного воздействия.

11. Область распространения жизни на Земле,
включающая верхний слой атмосферы, литосферу и
верхний слой гидросферы, не испытавшие техногенного
воздействия.

12. Область распространения жизни на Земле,
включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и
верхний слой литосферы, испытавшие техногенное воздействие в пределах допустимых уровней или концентраций негативных факторов.

13. Техносфера - это?

13. Регион биосферы, преобразованный людьми с
помощью технических средств в производственную среду в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.

14. Регион биосферы в прошлом, преобразованный

производственной и бытовой сфер деятельности человека.

15. Регион биосферы в прошлом, преобразованный
людьми с помощью прямого или косвенного воздействия
технических средств в целях наилучшего соответствия
своим материальным и социально-экономическим потребностям.

14. Техносфера - это?

16. Регион города или промышленной зоны.

17. Производственная или бытовая среда.

18. Все вышеперечисленное.

15. Укажите четыре характерных состояния взаимодействия человека со средой обитания.

19. Комфортное, допустимое, опасное, чрезвычайно
опасное.

20. Оптимальное, нормальное, экстремальное, ката
строфическое.

3.Все вышеперечисленные.

16. Что такое опасность?

1. Негативное свойство живой и неживой материи,
способное причинять ущерб самой материи: людям,
природной среде, материальным ценностям.

21. Естественные процессы и явления, способные

22. Техногенные процессы и явления, способные
причинять ущерб людям, природной среде, материальным ценностям.

4. Все вышеперечисленное.

17. Какие различают виды опасностей?

1.Электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП.

2.Загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы.

3.Естественное и антропогенное загрязнение.

4.Все вышеперечисленное.

18. Что такое вредный фактор?

23. Негативное воздействие на человека, которое

24. Негативное воздействие на человека, которое

25. Негативное воздействие на человека, которое

19. Что такое опасный фактор?

26. Негативное воздействие на человека, которое
приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

27. Негативное воздействие на человека, которое
приводит к травме или летальному исходу.

28. Негативное воздействие на человека, которое
приводит к заболеванию или травме.

20. Может ли вредный фактор стать опасным фактором жизнедеятельности человека?

1. Да. 2. Нет.

21. В зависимости от чего вредный фактор техносферы может стать опасным фактором?

29. В зависимости от количественной характеристики и

продолжительности действия.

30. В зависимости от места его воздействия.

31. В зависимости от направленности его воздействия.

32. Все вышеперечисленное.

22. К каким негативным факторам техносферы относится повышенная влажность воздуха?

33. К вредным факторам.

2.К опасным факторам.

23. К каким негативным факторам техносферы относится повышенная температура воздуха?

34. К вредным факторам.

2.К опасным факторам.

24. К каким негативным факторам техносферы относится повышенная температура поверхности оборудования?

35. К вредным факторам.

2.К опасным факторам.

25. Что такое безопасность?

36. Состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации является оптимальным и комфортным.

37. Состояние объекта защиты, при котором воздействующие на него источники опасности не способны генерировать свои негативные факторы.

38. Состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

26. Что такое экологичностъ источника опасности?

1. Состояние источника, при котором соблюдается его оптимальное воздействие на биосферу.

39. Состояние источника, при котором отсутствует
какое-либо воздействие на техносферу и биосферу.

40. Состояние источника, при котором соблюдается
его допустимое воздействие на техносферу и биосферу.

27. Какие из перечисленных систем безопасности входят в классификацию по объектам защиты?

41. Система личной и коллективной безопасности

человека в процессе его жизнедеятельности.

2.Система охраны природной среды (биосферы).

3.Система государственной безопасности.

4.Система глобальной безопасности (в том числе
космической).

5.Все вышеперечисленные.

28. В чем заключается ошибка человечества, приведшая к кризису биосферы и огромным жертвам?

42. В разработке ядерных технологий в военных и
«мирных» целях.

43. В оценке последствий от воздействия негатив-
ных факторов по конечному результату.

3.В освоении космического пространства.

29. В чем выход человечества из сложившейся кризисной ситуации с биосферой?

44. В решении проблем безопасности жизнедеятельности на научной основе.

45. В решении проблем безопасности жизнедеятельности на превентивной основе.

46. В разработке и реализации наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей.

30. Что является критерием безопасности техносферы?

47. Ограничения, вводимые на концентрации веществ и потоки энергий в жизненном пространстве.

48. Ограничения, вводимые на использование ядерных технологий в жизненном пространстве.

49. Ограничения, вводимые на использование пестицидов в жизненном пространстве.

31 . Что характеризует такой показатель, как «численность операторов, получивших профессиональные заболевания»?

50. Отсутствие на предприятии средств экобиозащиты.

2.Один из показателей негативности техносферы.

3.Невыполнение операторами правил техники
безопасности.

32. Чем определяется качество среды обитания?

1.Степенью соответствия параметров среды потребностям людей и живых организмов.

2.Степенью соответствия параметров биосферы допустимым уровням техногенного воздействия.

3.Наличием достаточного количества материальных ресурсов для жизненного цикла.

33. Какие из техногенных факторов способны вызывать вторичные негативные явления в среде обитания?

1.Разрушение озонового слоя.

2.Образование фотохимического смога.

3.Выпадение кислотных дождей.

4.Возникновение парникового эффекта.

5.Все вышеперечисленные.

34. Какой наиболее важный из приведенных критериев должна обеспечивать информационная стратегия государства по укреплению здоровья населения?

51. Регулярную информацию об опасностях среды обитания.

52. Регулярную информацию о новых медикаментозных средствах

53. Регулярную информацию о качестве продуктов

35. Участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию экологических систем, генетических фондов растений и животных, называются:
1. Урбанизированной территорией;
2. Зоной экологического бедствия;
3. Зоной чрезвычайной экологической ситуации;
4. Агломерапией;

36. Укажите, какое высказывание о приспособительных механизмах человека в его взаимодействии с окружающей средой является верным
1. Понятия гомеостаза и иммунитета являются синонимами;
2. Гомеостаз определяет направление метаболизма;
3. Адаптация невозможна без иммунитета;
4. Адаптация предшествует приобретению иммунитета;

37. Какие из перечисленных ниже высказываний о человеке являются верными:
1.В процессе адаптации использует свою способность к мыслительной деятельности;
2.Имеет самые чувствительные анализаторы из всех видов живых организмов;
3. Единственный биологический вид, которому присуще явление гомеостаза;
4. Не обладает способностью к социальной адаптации;

38. Слуховой анализатор человека:

1.Воспринимает акустические колебания с частотой 20 –20000 Гц;
2.Имеет порог болевой чувствительности 80-100 дБ;
3.Воспринимает акустические колебания с частотой менее 20 Гц;
4.Не имеет нижнего предела чувствительности;

39. Какие из ниже приведенных классификаций являются верными:

1. Механические колебания включают в себя электромагнитные излучения оптического диапазона, акустические колебания и вибрацию;

2. Факторы природно-техногенной среды классифицируются на физические, химические, биологические и психофизиологические

3. Физические факторы природно-техногенной среды включают в себя электромагнитные излучения, механические колебания, взрывы, пожары, электрический ток, микроклимат.

4. Электромагнитные излучения включают в себя неионизирующие излучения, ионизирующие излучения и акустические колебания.

40. Все методы уничтожения микроорганизмов под воздействием высокой температуры называются :

1. Тиндализацией;

2. Стерилизацией;

3. Пастеризацией;
4. Кипячением.

41.Установите соответствие между названиями дозовых характеристик и единицами измерения:
1. Активность А) Рентген
2. Экспозиционная доза В) Зиверт
3. Поглощенная доза С) Беккерель
4. Эквивалентная доза D) Грей

Варианты ответов
а) 1-С, 2-А, 3-Е,4-D
б) 1-А, 2-D, 3-C, 4-В
в) 1-Е, 2-А, 3-D, 4-Е
г) 1-С, 2-А, 3-D, 4-В

42. Звуковое давление – это:
1. Логарифмическая величина, отражающая отношение измеренной интенсивности звука в данной точке к интенсивности звука, соответствующей порогу слышимости;
2. Средний поток энергии в единицу времени, отнесенный к единице поверхности, нормальной к направлению распространения звуковой волны;
3.Разность между давлением в слое сжатия или разрежения частиц среды и обычным атмосферным давлением;
4. Логарифмическая величина, отражающая отношение измеренного звукового давления к пороговому звуковому давлению;

43. Какие из ниже перечисленных высказываний о шуме являются

верными:
1. Для оценки шума используют звуковой диапазон частот от 63 до 8000 Гц;
2. Звук – это распространяющийся в упругой среде колебательный процесс в виде чередующихся волн сгущения и разрежения частиц этой среды;
3. Октавная полоса – полоса частот, между граничными значениями, которых выполняется соотношение fнижн/fверх =2;
4. Значения среднегеометрических частот октавных полос, используемых в гигиеническом нормировании. – 1, 2, 4, 8, 16,5, 31, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц;

44. Какие из ниже перечисленных высказываний относительно

электрического тока являются верными:

1. Переменный ток промышленной частоты (50 Гц) безопаснее постоянного, т.к. пороговые значения для переменного тока уменьшаются в 4-5 раз;

3. Сопротивление кожи человека электрическому току увеличивается при повышении температуры окружающей среды;

4. Пороговый неотпускающий ток – 5 мА;

45. Величина теплоотдачи конвекцией зависит от следующих

параметров микроклимата:
1. От относительной влажности и температуры воздуха;
2. От атмосферного давления и относительной влажности

3. От температуры и скорости движения воздуха;
4. От относительной влажности и скорости и движения воздуха;

46. К числу технических нормативов относятся:
1. Временно допустимая концентрация;
2. Предельно допустимый выброс, предельно допустимый

сброс;
3. Предельно допустимая концентрация, предельно допустимый

уровень воздействия факторов физической природы;

47. Какие из ниже перечисленных высказываний о риске являются

верными:
1. Всегда измеряется в % (процентах) или долях единицы;
2. Измеряется в общем случае в единицах ущерба;
3. Является количественной мерой ущерба;
4. Определяется в общем случае как вероятность наступления

неблагоприятного события;

48. Установите соответствие между формами надзора и

контроля (1, 2,3,4) и осуществляющими их органами (А, В, С, D):
1) государственный надзор; А) Рострудинспекция;
2) ведомственный контроль; В) Санэпиднадзор;
3) производственный контроль; С) профсоюзы;
4) общественный контроль; D) предприятие;
Е) нет соответствия.
варианты ответа:
а)1-А,D; 2-В; 3-Е; 4-С;
б) 1-B; 2-E; 3-A; 4-C;
в) 1-A,B; 2-E; 3-D; 4-C;
г) 1-C; 2-A,B,D; 3-C; 4-E;
49. Вредные н опасные производственные факторы по природе

воздействия на человека классифицируются на:
1. Приводящие к несчастным случаям и к профессиональным

заболеваниям;
2. Отравляющие, токсичные, удушающие, режущие, колющие;
3. Антропометрические, эргономические, физические,

химические, психофизиологические, биологические;
4.физические, химические, биологические,

психофизиологические;

50. Опасный производственный фактор - это:
1. Фактор, воздействие которого на работающего приводит к

травме;
2. Фактор, воздействие которого на работающего приводит к

профессиональному заболеванию;
3. Понятие отменено новым (1999 г) ФЗ "Об основах охраны

труда в РФ";
4. Фактор физической природы;

51. Мониторинг - это:

·Деятельность по осуществлению независимых вневедомственных мероприятий, проводимых на основе договора и заключающихся в сборе и оценке информации о состоянии безопасности объекта или системы;

·Информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии объекта, предназначенная для анализа информации и обеспечения ею заинтересованных организаций и населения;

·Автоматизированная система сбора, обработки, хранения и передачи информации заинтересованным организациям и населению;

·Составная часть экспертизы

9. Темы рефератов

·БЖД как наука. Основные понятия, термины и определения. Основные этапы научной деятельно СМИ по реализации целей и задач безопасности жизнедеятельности.

·Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере.

·Новый тип среды обитания – техносфера как результат активной техногенной деятельности человека.

·Четыре характерных состояния взаимодействия человека со средой обитания. Позитивность и негативность этого взаимодействия.

·Опасности, вредные и травмирующие факторы.

·Анализаторы человеческого организма. Рецепторы как датчики сенсорных систем человека. Основные группы рецепторов.

·Органы чувств, обеспечивающие восприятие действующих на организм внешних раздражителей, Органы зрения, глуха, обоняния, вкуса, осязания.

·Характеристика органов чувств по скорости пере дачи информации. Морфологические и функциональные системы в организме человека.

·Нервная система как одна из важнейших, связующих систем человека.

·Гомеостаз и адаптация. Система иммунной защиты организма человека

·Актуальность решения проблем безопасности жизнедеятельности на научной основе.

·Опасности производственной, бытовой и городской среды в условиях повседневной жизни и при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного и природного происхождения.

·Классификация опасностей. Аксиома о потенциальной опасности. Индивидуальный и социальный риск. Концепция допустимого риска.

·Системный анализ безопасности как методология БЖД. Принципы, методы и средства обеспечения БЖД

·Средства индивидуальной и коллективной защиты для работающих на производстве.

·Проблемы экологической безопасности Москвы и Подмосковья.

·Качество среды обитания. Безопасность личности и общества.

·Обеспечение комфорта в зонах жизнедеятельности. Опасные зоны и зоны пребывания человека.

·Определение вредного вещества (ВВ). Классификация химических веществ (органических, неорганических, элементорганических) в зависимости от их практического использования.

·Бытовые отравления. Токсикологическая классификация ВВ. Классификация ядов по избирательной токсичности. Острые и хронические отравления.

·Сенсибилизация. Отдаленные последствия влияния химических соединений на организм (мутагенное, канцерогенное, влияние на репродуктивную функцию). Комбинированное действие ВВ на здоровье человека.

·Характеристика производственной пыли. Физические свойства производственной пыли. Характер воздействия производственной пыли на человека.

·Нормативные требования по содержанию пыли в производственных помещениях. ПДК. Контроль содержания пыли в производственных помещениях.

·Параметры микроклимата. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Подвижность воздуха.

·Теплообмен человека с окружающей средой. Конвективный теплообмен (закон Ньютона).

·Уравнение Фурье, описывающее передачу теплоты человеком его теплопроводностью. Лучистый поток при теплообмене излучением (закон Стефана -Больцмана).

·Тепловой баланс в системе «человек - среда обитания». Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека.

·Терморегуляция организма человека. Уравнение теплового баланса.

·Теплоизоляция поверхностей источников излучения. Теплозащитные экраны. Воздушное душирование и завесы.

·Задачи и классификация вентиляции. Естественная вентиляция промышленных зданий. Аэрация промышленных зданий.

·Системы механической вентиляции. Установки для приточной и вытяжной вентиляции. Кондиционирование воздуха.

·Определение экономических показателей работы систем вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха на предприятиях.

·Основные светотехнические характеристики. Системы и виды производственного освещения. Основные требования к производственному освещению.

·Нормирование производственного освещения. Источники света и осветительные приборы. Расчет производственного освещения.

·Цветовое оформление производственного интерьера.

·Основные величины, характеризующие вибрацию и шум, их взаимосвязь и единицы измерения.

·Классификация вибрации по ее воздействию на человека. Общая и локальная вибрация. Классификация вибрации по направлению действия.

·Параметры, определяющие развитие вибрационных патологий. Резонансные колебания в органах человека. Вибрационная болезнь.

·Факторы производственной среды, усугубляющие вредное воздействие вибрации на организм человека. Расчет показателей вероятности вибрационной болезни.

·Частотный диапазон акустических колебаний, воспринимаемых человеком. Область слышимых звуков. Порог слышимости и болевой порог.

·Классификация шумов по спектральному составу, по временным характеристикам, по длительности действия. Негативные последствия интенсивного шума на производстве.

·Ультразвук и его классификация по частотному спектру и способу распространения. Биологический эффект воздействия ультразвука на организм чело века.

·Инфразвук и его. воздействие на организм человека. Гигиеническая регламентация инфразвука.

·Характеристики источников шума. Уровень шума от нескольких источников.

·Конструктивные, технологические и строительно-планировочные методы снижения шума в промышленности.

·Снижение шума методами звукопоглощения. Метод звукоизоляции. Экранирование шума.

·Аэродинамические глушители активного и реактивного типов. Комбинированные глушители шума.

·Методы снижения вибрации на путях ее распространения. Виброгашение и вибродемпфирование. Методы снижения вибрации в источнике ее возникновения.

·Виброизоляция оборудования. Виброизоляторы, применяемые в промышленности.

·Методы и средства защиты от инфразвука. Защита от ультразвука.

·Спектр электромагнитных колебаний. Ионизирующие и неионизирующие излучения. Источники ЭМП и их воздействие на человека.

·Физические и психофизиологические опасные и вредные факторы при работе на ПЭВМ. Нормирование условий труда оператора при работе на ПЭВМ.

·Защита от инфракрасных излучений. Защита от ультрафиолетовых излучений. Защита от лазерных излучений.

·Воздействие радиации на организм человека. Методы и приборы для анализа радиации. Гигиеническая регламентация ионизирующего излучения. Защита от внешнего ионизирующего излучения.

·Действие электрического тока на организм человека. Первая помощь пострадавшим от электротока.

·Чрезвычайные ситуации, их классификация, причины и последствия. Возникновение ЧС в промышленных условиях и в быту.

·Причины возникновения пожаров и методы их профилактики. Средства и методы тушения пожаров.

·Законы и подзаконные акты по БЖД. Нормативно-техническая документация. Основные положения трудового законодательства.

·Государственный надзор за безопасностью труда в промышленности. Ответственность за нарушение законов и правил безопасности на промышленных предприятиях.

·Экологическая экспертиза. Экспертиза безопасности. Учет требований безопасности и экологичности при постановке новой продукции на производство.

·Планирование и финансирование мероприятий по производственной безопасности в промышленности.

·Расчет полного социально-экономического эффекта при внедрении мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

·Расчет прироста производительности труда с помощью эргономических показателей.

ТЕМЫ НАУЧНЫХ ДОКЛАДОВ

·1. Производственная санитария и гигиена труда.

·2. Производственная безопасность.

·3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

·4. Надежность технических систем и техногенный риск.

·5. Законодательство в БЖД.

·6. Управление безопасностью труда.

·7. Аттестация рабочих мест.

·8. Пожарная безопасность на производстве.

·9.Охрана труда на производстве.

·10.Приборы и методы контроля опасных и вредных факторов производственной среды.

·11.Производственный травматизм.

·12.Медико-биологические основы БЖД.

  • II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ организации физического воспитания учащихся
  • II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ И ЗРИТЕЛЕЙ, МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, АНТИДОПИНГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  • IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
  • IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 13

  • Безопасность жизнедеятельности. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Крючек Н.А. и др., М.: Дрофа, 2009. - 375 с.

    Безопасность жизнедеятельности. Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. и др., 7-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 2007. - 616 с.

    Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Петров С.В., Макашев В.А., М.: НЦ Энас, 2008. - 224 с.

    Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Под ред Айзмана Р.И, Кривощекова С.Г, Омельченко И.В., 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. - 396 с.

    Способы автономного выживания человека в природе. Под ред. Михайлова Л.А., СПб.: Питер, 2008. - 272 с.

    Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П., М.: Дрофа, 2008. - 288 с.

    Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях. Гринин А.С, Новиков В.Н., М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 336 с.

    Охрана труда и основы экологии. Михнюк Т.Ф., Минск: Выш. шк., 2007. - 356 с.

    Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособия для студентов высших учебных заведений под редакцией Л.А. Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.

    Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов, 2-е издание / под редакцией Михайлова Л.А. – СПб.: Питер, 2008. – 461 с.

    Обеспечение безопасности образовательного учреждения. Учебное пособия для студентов высших учебных заведений под редакцией/ Михайлов Л.А., Шевченко Е.Л., Громов Ю.В./ Л.А. Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.

    б) дополнительная литература:

    1. Безопасность в чрезвычайных ситуациях - учебник для студентов

    высших учебных заведений / Под редакцией Б.С. Мастрюкова, 5-е изд., доп. и перераб., М.: Издательский центр "Академия", 2009.

    2. Безопасность жизнедеятельности. защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях" - учебное пособия для студентов высших учебных заведений / Вишняков Я.Д., Вагин В.Н., Овчинников В.В. и др., М.: Издательский центр "Академия", 2008.

    3. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. – 4-е изд., стереотип. / Под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Лань, 2004.

    4. Безопасность жизнедеятельности - учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения, всех видов и типов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Под редакцией А.Т. Смирнова, М.: Дрофа, 2009.

    5. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: учебное пособие. М., 2001

    6. Алексеев С.В., Гущина Э.В., Шаров С.А. Педагогика окружающей среды, безопасности и здоровья человека: интерактивные образовательные технологии СПб, 2008

    7. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь- справочник. Автор-сост. профессор В.Ф. Пилипенко. –М.: ПЕР СЭ, 2005.

    8. Губанов В.М. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Альбом структурно-логических схем): Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во МВАУ, 2004.

    9. Давиденко В.А., Давиденко В.Р., Русак О.Н. Основы безопасности: Конспект лекций. – СПб: Изд-во МАНЭБ, 2005.

    10. Ким С.В. Валеологическая безопасность научно-методической деятельности педагога. СПб., 2005

    11. Комплексная безопасность образовательного учреждения. Рабочий журнал заместителя руководителя по безопасности. Сборник

    нормативных и информационно-методических материалов/ Под общ. ред.Л.Н. Антоновой, Н.В. Буркова. Отв. ред. Л.Я. Олиференко, В.Ф. Пилипенко. – М.: ИПК и ПРНО, 2005.

    12. Полетаева Н.В. Мотивация здорового образа жизни в образовании педагога Спб.,2004

    13. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учебное пособие М., 2005

    14. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский цент «Академия», 2002.

    15. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник М., 2005

    17. Конституция Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2005

    18. Закон Российской Федерации «О безопасности». – М.: «Ось-89», 2006.

    20. О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации

    чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794. - М., 2004.

    21. О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2003 г. № 547 // Гражданская защита. 2004. № 1.

    22. Правила дорожного движения Российской Федерации. Введены в действие с 1 января 2004 г. (Утверждены Постановлением Совета Министров- Правительства РФ от23.10.93 №1090).

    23. Федеральный закон «О гражданской обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7.

    24. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС», 2007

    25. Федеральный закон «О полиции», М.: - 2011.

    26. Федеральный закон «Об обороне». – М.: «Ось-89», 2004.

    27. Федеральный закон «О противодействии терроризму». – М.: Ось-89, 2006.

    29. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

    30. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

    31. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    32. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». – М., 1991.

    33. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

    в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

    1. http://www.ampe.ru Агентство МЧС по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.

    2. http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm каталог электронных книг по безопасности жизнедеятельности.

    3. http://www.mchs.gov.ru официальный сайт Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    4. http://www.emercom.ru/ официальный сайт Агентства "ЭМЕРКОМ" МЧС РОССИИ - Агентство по обеспечению и координации
    российского участия в международных гуманитарных операциях.

    5. http://kuhta.clan.su/ - электронные книги и учебные пособия по курсу ОБЖ, пожарная безопасность, охрана труда, антитеррор, доврачебная помощь, здоровье сберегающие технологии, туризм, школа выживания, школа безопасности.

    6. http://ele74197079.narod.ru - учебно-методические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов и школьников по дисциплинам БЖД (ОБЖ) и Охрана труда.

    7. vlivkor.com›2008/01/25…i…s…filatelii .html – системное экологическое обучение и воспитание с помощью филателии

    д) программное обеспечение : широкое использование Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point), Windows Movie Maker, Nero, видеофайлы AVI, DVD и т.д.



    Просмотров