Государственной власти или местного самоуправления. Муниципальная публичная власть и местное самоуправление. Гарантии правомочий местного самоуправления

Если вы строите собственный дом, то почти наверняка сталкивались с проблемой изготовления лестницы. Будь то или межэтажная, или чердачная, или какая-то лестница специального назначения, принципы ее построения, основные составляющие и детали будут одинаковыми.

Чтобы вам было легче понимать следующие материалы по расчету и постройке лестниц, рассмотрим все их составляющие и понятия, связанные с конструкцией.

Прежде всего, каждая лестница имеет основные конструктивные элементы и дополнительные. О дополнительных мы поговорим чуть позже, а сейчас рассмотрим, что же представляют собой основные элементы конструкции лестниц.

Косоуры и тетивы

Эти два элемента иногда путают, поскольку, хоть они и отличаются конструктивно, но несут одну и ту же функцию. Косоуры и тетивы - типы основания лестницы, на которое опираются наши ступени, перила и прочие элементы конструкции.

Чтобы понять различия между ними, взгляните на рисунки. Слева изображены косоуры в виде наклонных досок с зубчатыми проемами под будущие ступени. Этот тип основания ранее был более распространенным, чем тетива, особенно в постройке деревянных лестниц. Главные его преимущества - простота в изготовлении и при этом большая надежность, поскольку вся нагрузка ступени приходится на верхнюю сторону косоура.

Лестница с тетивой в качестве основания изображена на рисунке справа. Как видите, здесь нет никаких пропилов, и ступени крепятся прямо к боковой поверхности доски, которая полностью скрывает их торцы.

Недостатком таких лестниц считается меньшая надежность, поскольку нагрузка, действующая на проступи, распределяется только на крепежные элементы, зафиксированные в тетиве. Это было справедливо для деревянных лестниц традиционного изготовления. Сейчас же, с появлением лестниц на металлической тетиве, или с использованием специальных креплений под ступени, они ничем не уступают лестницам на косоурах в прочности, при этом являясь более элегантными и современными.

Следует, наверное, упомянуть еще один нюанс. Лестницы на тетивах требуют чуть большей ширины пролета, чем лестницы на косоурах. Ведь если косоур полностью прячется под плоскостью проступи, то тетива остается незакрытой, а поэтому к ширине лестницы, кроме ширины самой проступи следует добавить двойную ширину тетивы.

Эти несколько сантиметров порой могут оказаться очень важными, если пролет довольно узкий и необходимо максимально расширить ступени. Поэтому в таких случаях постройка лестницы на косоурах выглядит более целесообразной


Тетивой и косоуром называют части конструкции лестницы, ее несущие компоненты, или наклонные балки.

Тетива и ее особенности

Тетива – элемент, внутри которого располагаются ступени. Она имеет специальные пазы, за счет которых и осуществляется крепление.

Тетивы у лестницы всегда две – они находятся по бокам сооружения. Особенность такой разновидности конструкции заключается в том, что ступени нельзя увидеть при обзоре сбоку.

Закрепление балясин производится в зависимости от размера наклонной балки. Если размеры позволяют, их можно установить непосредственно на саму тетиву. В противном случае применяется подбалясная доска. Иногда балясины устанавливаются и сбоку – в таком случае проход по ступеням становится свободным по всей ширине марша.

Плюсы лестниц с тетивой:

Тетива выполняет и защитную функцию, предотвращая загрязнение лестницы – например, во время уборки в доме.

Косоур и его характеристики

Косоуром называют тип балки в виде несущего элемента, на котором закрепляются ступени. Они располагаются поверх самого компонента, на специальной гребенке. Края ступеней хорошо просматриваются с торца.

Существует два способа монтажа косоуров. Первый предусматривает его установку по краям конструкции, а второй – посредине. В последнем случае косоур именуется центральным.

У конструкции на косоурах ограждение монтируется непосредственно на ступени. В зависимости от ширины последних, и высоты подступенников рассчитываются параметры косоура – угол его наклона и размеры выпилов гребенки.

Преимущества лестниц с косоуром:

  • выглядят компактными и легкими;
  • не боятся высоких механических нагрузок;
  • могут устанавливаться в условиях ограниченного пространства.

Обе разновидности конструкции могут быть винтовыми, прямыми или с изгибами. Это зависит от формы косоура или тетивы.

Современные элементы дизайна многоуровневых жилых или нежилых помещений часто предполагают использование косоуров для лестниц. Что это такое, можно понять, если тщательно рассмотреть различные лестничные сооружения, окружающие нас практически повсеместно. Косоуры - это специальные элементы конструкции связи между этажами. Они выполняют функции несущей основы лестницы, на которую укладываются ступени. Подобные модели считаются одними из самых простых, но при этом очень надежных и прочных конструкций.

Основные элементы межэтажных лестниц

Любая лестница, установленная в жилом или нежилом помещении, состоит из многочисленных деталей, задача которых выполнять как основные технические функции, так и вносить в конструкцию декоративный оттенок интерьера. К обязательным элементам лестницы, к которым предъявляются особо жесткие требования в отношении эргономичности, безопасности и прочности, являются:

Виды опорных балок лестницы

Сегодня существуют монолитные балки, поддерживающие ступени с их торцов, а также несущие опоры, фиксирующие ступени снизу. Первый вариант называют тетивой. Обычно в плоскости тетивы уже выпилены специальные пазы, в которых будут крепиться ступени. Второй вид основы называют косоуром для лестницы. Что это такое? Это балка, по форме напоминающая пилу. Одна сторона каждого «зуба» пилы будет являться опорой ступени, а к другой стороне обычно монтируют подступенок.

Внешний вид косоуров

Основными задачами косоурных опорных балок является придание жесткости и прочности конструкции лестницы. Традиционно их располагают по бокам ступеней, используя два косоура. Но в последнее время все большую популярность приобретают модели лестниц с одним косоуром, установленным по центру ступеней.

Иногда эти главные детали лестницы могут быть изготовлены с декоративными элементами и различными вставками. Тогда конструкция приобретает необычный внешний вид, прекрасно вписывающийся в интерьер дома. Такие лестницы на косоурах своими руками делают опытные умельцы, хорошо разбирающиеся в плотницком деле.

Многие фирмы, специализирующиеся на изготовлении изделий из дерева и металла также предлагают массу очень красивых и оригинальных элементов подобных сооружений, в том числе и косоуров. Ничем не уступают им и детали лестницы из бетона. Профессионально выполненные элементы придают изделию легкость и невесомость.

На самом деле, деревянную лестницу на косоурах может собственноручно сделать каждый желающий. Конечно, для этого придется прочитать массу строительных пособий. Чтобы сэкономить ваше время, мы постарались собрать в этой статье некоторую информацию, которая позволит изготовить и смонтировать конструкцию на косоурах самостоятельно.

Зачем нужен расчет лестницы

На косоурах или на тетиве - неважно, какая лестница будет, но производить ее расчет все равно необходимо, ведь обычно самой основной помехой для монтажа этих конструкций является дефицит пространства в помещении. Более того, если сооружение окажется неспособным выдержать большие нагрузки, это приведет к быстрому выходу его из строя. Да и безопасность пользователей устройства стоит далеко не на последнем месте. Именно поэтому для определения оптимальных габаритных размеров несущих элементов лестницы необходимо провести правильный расчет.

Общепринятые размеры

Принимаемые габариты будущей лестницы условны и подгоняются под размер проема. Тем не менее в строительстве существуют определенные правила, которых следует придерживаться. Речь, прежде всего, идет о высоте и ширине проступи, при этом следует помнить, что косоуры для лестницы это такие элементы, расстояние между которыми можно регулировать в соответствии с размером лестничного проема.

Согласно общепринятым в строительстве нормам, высота проступи обычно принимается не более 15 - 20 сантиметров, а ширина ступеней - не менее 22 сантиметров. При этом оптимальный угол подъема лестничного марша, ширина которого должна быть не менее 90 сантиметров, следует принимать не более 45˚. Эти параметры обеспечивают удобство пользования сооружением и безопасность эксплуатации. При отклонении от этих размеров могут возникнуть травмоопасные ситуации.

Итак, одна характеристика нам уже точно известна - это высота подъема лестницы Н, которая учитывает расстояние между поверхностями пола соседних этажей.

Расчет ступеней

Для расчета ширины ступени, в первую очередь, необходимо установить ее высоту. Согласно строительным нормам, принимаем высоту ступени, например, 17 сантиметров. Теперь можно посчитать, сколько ступеней будет у нашей лестницы. Если высота подъема, например, равна 240 см, то произведя расчет 240/17, получим количество проступей, равное 14,11 шт. Округлим эту цифру до 14. Таким образом, наша лестница на второй этаж на косоурах будет иметь 14 ступеней. Зная их количество, мы знаем и число требующихся подступенков, а чтобы определить их точную высоту, разделим 240 на 14 и определим, что высота ступени (или ширина подступенка) равна 17,14 см. С этими формулами можно поэкспериментировать: играя на количестве ступеней, можно определить оптимальные размеры сооружения для конкретного помещения.

Однако здесь не стоит забывать и об оптимальной ширине проступи: минимальная ширина ступени должна быть не менее 22 сантиметров, но оптимальной для комфортной эксплуатации лестничных маршей, считается ширина проступи, равная 27 см.

Длина лестничного марша

Чтобы вычислить нужную длину лестницы и узнать, хватит ли места для ее монтажа в помещении, необходимо перемножить выбранную ширину ступени на их количество. В нашем случае она может иметь минимальное значение при ширине проступей 22 см (22 * 14 = 308) - 308 см или максимальное значение 14 * 27 = 378 см. Таким образом, минимальная длина марша будет равна 308 см, а максимальная - 378 см.

Расчет высоты косоуров для лестницы

Что это такое, мы уже выяснили. Теперь необходимо узнать, хватит ли места для монтажа сооружения в проеме. Для этого нужно начертить линию пола второго этажа на просчитанных значениях габаритов лестничного марша и посмотреть, хватает ли данного расстояния. Иногда на этом этапе становится понятно, что выбранная конструкция сооружения совсем не подходит и ее приходится видоизменять.

Чтобы во время эксплуатации лестницы не получить травму головы, следует определить достаточное ли расстояние до перекрытия. Уровень пола второго этажа приходится на третью ступень лестницы. В этот момент высота, на которой будет находиться человек, равна 3 * 17,14 (высота ступени) = 51,42 сантиметра. Здесь необходимо помнить, что расстояние между головой и перекрытием не должно быть менее 20 см.

Расчет длины лестницы

Как сделать косоур для лестницы, чтобы конструкция оставалась прочной, надежной, безопасной и при всем этом удобной в эксплуатации? Для этого необходимо рассчитать оптимальную длину основы, учитывая ее угол подъема. Самым простым и надежным считается сооружение с углом наклона лестницы в 45˚. В этом случае, чтобы узнать длину косоура, необходимо воспользоваться теоремой Пифагора. Для расчета нужного габарита, воспользуемся формулой:

h² + l² = k², где

  • h² - квадрат значения расстояния между поверхностями поля двух соседних этажей;
  • l² - квадрат длины лестничного марша;
  • k²- квадрат длины косоура.

Конкретно для нашего случая, эта формула приобретет вид:

k = √2,40² + 3,78² = 5,76 + 14,29 = √20,05 = 4,47 м,

то есть длина каждого косоура должна быть не менее 4,47 м, округлим ее до 4,5 метров. Таким образом, если конструкция лестничного сооружения предусматривает использование двух несущих балок, то необходимо приобрести два косоура, длиной 4,5 метра. В случае если проектируемая лестница имеет одну основу, то достаточно ограничиться одним косоуром.

Почему не учтена толщина ступеней

Проводя расчет конструкции на число проступей, мы проигнорировали толщину ступеней. Однако, зная, что она каждый раз остается одинаковой, высота ступени каждый раз будет увеличиваться на одну и ту же величину, кроме ступени, которая находится в самом начале лестницы. Поэтому следует снизить высоту первой проступи на ее толщину, отрезав при этом нижнюю часть косоура.

Как скреплять

В изделиях с двумя косоурными балками, основные несущие элементы лестницы должны полностью совпадать, иначе сооружение будет небезопасным для эксплуатации. Поэтому после изготовления первого косоура, его необходимо использовать как шаблон. Каждая проступь должна монтироваться сразу на обе детали. В этом случае несовпадение косоуров можно сразу исправить.

Из чего можно изготовить косоур

Кроме традиционного дерева, в последние годы широко начали использовать и другие строительные материалы. Так, особую популярность в последнее время получили лестницы на металлическом косоуре. Несмотря на кажущийся тяжелый вес конструкции, такие сооружения смотрятся очень элегантно и воздушно. Порой при взгляде на лестницы с одним металлическим косоуром возникает ощущение, будто лестница абсолютно невесома и словно парит в воздухе.

Принцип расчета основных размеров металлического основания производится так же, как и для деревянного. Однако для изготовления подобных элементов лестницы понадобятся определенные знания и умения сварщика, а также специальное оборудование. Поэтому, чтобы изготовить и смонтировать металлический косоур, целесообразно обратиться к профессионалам.

Местное самоуправление – это одна из форм осуществления власти народом. Являясь институтом гражданского общества местное самоуправление выступает как способ формирования публичной власти на местах и одновременно как форма участия граждан в управлении государством.

Местное самоуправление как форма осуществления власти возникла еще в глубокой древности4. В наиболее полной степени местное самоуправление развивается в условиях демократии. Именно при демократическом политическом режиме местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения непосредственно и через своих представителей.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законом, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы властных структур.

Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, принятые на сходах граждан и местных референдумах решения, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обладают особой природой. Согласно Конституции Российской Федерации они не входят в систему государственных органов. Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления основываются на правовых принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральным

4 Автономов А. С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления: Очерки. М., 2002.

законодательством и законодательством субъекта Федерации о местном самоуправлении.

Хотя органы местного самоуправления и не входят в систему государственных органов, но они находятся в системе государственновластных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государство устанавливает общие правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, разграничив предметы ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относится определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Перечень вопросов по совместному ведению – это вопросы, которые требуют единства правового регулирования на всей территории страны и могут привести к нарушению экономического либо политического пространства страны.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления наделены объемом собственных полномочий, которые очерчены рамками права. Свои полномочия они осуществляют самостоятельно, по своему усмотрению в пределах полномочий, установленных законом. Собственные полномочия – это их собственная политическая ответственность перед избирателями, перед гражданами.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Основания и порядок решения вопросов об ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением определяются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством о местном самоуправлении.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также ненадлежащего исполнения отдельных государственных полномочий.

Органы государственной власти могут делегировать определенные вопросы (часть своих полномочий) органам местного самоуправления. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных государственных полномочий. Вопрос ответственности за выполнение соответствующих делегированных функций решается в каждом конкретном случае отдельно.

По своей природе в федеративном государстве муниципалитеты в различных субъектах Федерации имеют свои особенности, связанные с историческими и иными местными традициями. Структура, принципы образования и деятельности муниципальных образований устанавливаются федеральным законодательством. А законодательство субъекта Федерации более подробно регулирует порядок образования и деятельности органов местного самоуправления.

Субъекты Федерации самостоятельно решают вопросы о способах формирования органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления избираются всем населением непосредственно или же органы местного самоуправления формируются за счет выборных должностных лиц малых городов и поселков, которые входят в состав района.

Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления строятся следующим образом: во-первых, органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в строго установленных законом пределах их компетенции; во-вторых, контроль за законностью решений органов местного самоуправления осуществляется органами судебной власти и органами прокуратуры; в-третьих, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться некоторыми государственными полномочиями.

Деятельность органов местного самоуправления по реализации делегированных им государственных полномочий подконтрольна органам государственной власти. Органы государственной власти в этом случае осуществляют прямой контроль за целесообразностью принимаемых органами местного самоуправления решений.

Законодательство о местном самоуправлении четко закрепляет полномочия органов местного самоуправления, порядок их формирования, их ответственность и способы обеспечения их ресурсов.

Функции местного самоуправления, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, это – жилищнокоммунальное хозяйство, благоустройство территорий, организация электро-,

тепло-, газо-, водоснабжения жителей, организация транспортного обслуживания населения, охрана общественного порядка, организация и содержание образовательных учреждений для предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, организация и содержание медицинских учреждений для оказания скорой медицинской помощи и другие вопросы местного значения.

Формами осуществления населением местного самоуправления являются местный референдум и муниципальные выборы. Для непосредственного решения населением вопросов местного значения может проводиться местный референдум. Муниципальные выборы проводятся с целью избрания выборных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

К органам местного самоуправления относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие), избирательная комиссия муниципального образования, иные коллегиальные и единоличные органы местного самоуправления, избираемые населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают муниципальные нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Система муниципальных правовых актов включает в себя:

а) устав муниципального образования;

б) оформленные в виде актов решения, принятые на местном

референдуме, решения, принятые на сходе граждан, решения представительного органа муниципального образования;

в) распоряжения и приказы главы муниципального образования, распоряжения и приказы главы местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде актов решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество и средства местных бюджетов.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое государственный аппарат? 2. Основные правовые принципы организации и деятельности органов государственной власти.

3. В чем особенность государственной службы в Российской Федерации?

4. Место и роль органов законодательной власти в государственном аппарате.

5. Судебная власть в системе государственных органов. 6. Система исполнительных органов в Российской Федерации. 7. Назовите функции контрольно-надзорных органов. 8. Назовите принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Еще по теме 4.4. Органы государственной власти и местное самоуправление:

  1. § 8. Местные органы государственной власти и местное самоуправление
  2. § 9. Местные органы государственной власти, государственного управления и общественного самоуправления
  3. 4.5. Арбитражный суд и иные органы государственной власти, органы местного самоуправления
  4. Вопрос 6. Органы государственной власти и местного самоуправления
  5. Правовое регулирование взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации А. А. Заматаев, начальник юридического отдела Управления по вопросам местного самоуправления Администрации Президента Российской Федерации
  6. 4. Прокурор, государственные органы и органы местного самоуправления в исполнительном производстве
  7. Глава вторая РЕГИОНАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
  8. Глава 1 4 ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА: ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
  9. 16.2. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
  10. 5.3.4. Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
  11. § 3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
  12. § 4. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
  13. 3. ОСПАРИВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
  14. ГЛАВА 36 Законодательные функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления
  15. 16.3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право -

Одно из ключевых понятий, раскрывающих сущность местного самоуправления - самостоятельность. Органы местного самоуправления, в соответствии с Конституцией, наделяются собственной компетенцией, свободой в осуществлении этой компетенции и несут за это ответственность. Самостоятельность местного самоуправления подчеркивается тем, что Конституция не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти. Однако это ни в коей мере не означает, что местное самоуправление находится вне системы государственно-властных отношений и абсолютно независимо от государства, как это порой утверждается противниками местного самоуправления. С точки зрения сохранения единства власти и государственности такая трактовка безусловно поверхностна и неправомерна. Речь в Конституции идет о самостоятельности в пределах полномочий. Полномочия же предоставляются законом, принимаемым органом государственной власти. Таким образом, для сохранения единства власти нет никакой необходимости лишать местное самоуправление самостоятельности. Помимо этого в государстве существуют такие институты, как государственный контроль за реализацией переданных государственных полномочий, предусмотренный частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, прокурорский надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, и, наконец, судебная власть. И что особо важно, пределы самостоятельности местного самоуправления определяются наличием и объемом его финансово-экономической базы, определяемой и регулируемой правовыми актами органов государственной власти.

Более того, в целях укрепления и сохранения территориальной целостности России как федерации возникает объективная необходимость выведения органов самоуправления из-под диктата органов государственной власти. Города, сельские населенные пункты, нынешние районы не являются экономически замкнутыми и самодостаточными образованьями и стремятся к "расширению" связей, укрепляющих "государственность". Поэтому федеральная власть, предоставляя и гарантируя в соответствии с Конституцией определенную самостоятельность местному самоуправлению, создает опору федеративному государству в решении вопросов, представляющих общенациональные и региональные интересы, и способствует консолидации всех структур власти.

Таким образом, правовой основой местного самоуправления является Конституция и закон, который ввел понятие "муниципальное образование" - городское, сельское поселение или иная территория, где действует местное самоуправление . Это потребовалось потому, что в субъектах Федерации стали использоваться исторические и национальные наименования территорий и населенных пунктов (уезд, волость и др.). Типы муниципальных образований и их названия устанавливаются законами субъектов Федерации.

Согласно Конституции, границы территорий, где реализуется местное самоуправление, устанавливаются только с учетом мнения живущего там населения. Иными словами, жители сами должны решать, будет ли администрация небольшого города (поселка) подотчетна им или мэра (старосту) станет назначать районная администрация.

Органы местного самоуправления по закону обособлены от органов государственной власти Федерации и ее субъекта, на территории которого реализуется самоуправление. Власти субъекта не вправе вмешиваться в дела самоуправления, могут устанавливать лишь общие принципы его организации. Жители вправе сами, без предписаний, определять структуру органов местного самоуправления, непосредственно или через представительные органы принимать положения (уставы) муниципального образования и другие нормативные акты, регулирующие процедуру и порядок созыва сходов, собраний и т.п.

Согласно Конституции органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, охраняют общественный порядок. Им гарантируется право на судебную защиту и на компенсацию расходов, возникших в результате решений органов государственной власти или ограничения прав местного самоуправления. Но суды, как правило, встают не на их сторону.

Прямое указание закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" на то, что в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации должны предусматриваться средства для реализации муниципальными органами своих полномочий, зачастую игнорируется. Включаемые в федеральный бюджет расходы на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы, передаваемых в ведение органов местного самоуправления, можно рассматривать лишь в качестве финансового обеспечения бывшей государственной собственности.

Власти субъектов Федерации нередко лишают органы местного самоуправления некоторых полномочий. Так, губернатор Свердловской области пере подчинил окружным территориальным органам государственной (исполнительной) власти отделы социальной защиты населения (бывшие собесы), органы, регистрирующие предпринимательскую деятельность, загсы, административные и наблюдательные комиссии.

Субъекты Федерации разрабатывают модельные уставы органов самоуправления и порядок их регистрации. В некоторых регионах уставы утверждает региональная администрация, что позволяет ей влиять на их содержание и даже отходить от требований федерального законодательства. Например, в Московской области принят закон "Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью", где урегулирован порядок передачи областной собственности в муниципальную. Вместе с тем отчуждение муниципальной собственности предусмотрено в порядке, установленном областным законом. Это не соответствует федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления", согласно которому бюджетные средства, объекты собственности ни при каких обстоятельствах не должны отчуждаться органами власти субъектов Федерации.

Реализация населением конституционного права на местное самоуправление возможна либо непосредственно, либо через создаваемые им органы местного самоуправления и избираемых должностных лиц.

Оставляя за непосредственными формами прямого волеизъявления населения (местный референдум, сход и т.п.) право на принятие решений по принципиальным, наиболее существенным вопросам местного значения, необходимо признать, что регулярная, повседневная деятельность по осуществлению местного самоуправления и, в частности, по управлению муниципальным хозяйством, практически невозможна вне системы органов местного самоуправления, наделенных определенной компетенцией, необходимой для осуществления возложенных на них населением функций.

Во все периоды становления России как единой и великой державы, особенно в кризисные периоды, отчетливо проявлялись две тенденции: объединение на основе сильной центральной власти и разобщение, суверенизация территорий, ее составляющих. Причиной тому были, как объективные исторические и социально-экономические условия, так и субъективное желание удельных владетелей, или региональных элит, в современных политических терминах, быть всевластными хозяевами в своих ограниченных, но самодостаточных, с их точки зрения, пределах.

3. Структура и система органов местного

самоуправления в Российской Федерации.

"Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти" .

Органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являются собрание представителей (дума, муниципальный комитет и др.), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и др.), которые избираются сроком на два года. На территориях нескольких городских или сельских поселений может быть создан единый орган. Федеральное законодательство устанавливает лишь общую, принципиальную схему организации местного самоуправления, а конкретизируют ее власти субъектов Федерации с учетом местных традиций.

Жители городских и сельских поселений с численностью населения до 5 тыс. человек вправе выбирать главу местного самоуправления или управляться без выборного лица - непосредственно через собрания (сходы); при численности населения от 5 до 50 тыс. избирать главу местного самоуправления (главу администрации) и собрание представителей; свыше 50 тыс. - главу администрации и собрание представителей .

Жители городов, имеющих деление на районы, округа и т.д., могут избирать главу администрации и собрание представителей, жители районов - главу администрации района либо сформировать орган из представителей местного самоуправления городских и сельских поселений, хотя закон не обязывает это делать, чем активно пользуются власти субъектов Федерации.



Просмотров