Теория и методика обучения праву. Певцова Е.А

Учебник для вузов

Е.А. ПЕВЦОВА

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032700 «Юриспруденция»

ББК 74.266.7я73 П23

Певцова Е.А.

П23 Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.

ISBN 5-691-01011-5.

Учебник посвящен теоретическим и прикладным аспектам методики обучения праву. В нем систематизирован опыт правового образования, накопленный педагогами-практиками различных регионов России. Авторы раскрывают методы, знакомят с приемами и средствами обучения праву. Особое внимание уделено роли преподавателя в повышении правовой культуры учащихся и педагогов, знакомству с традиционнымииинновационнымитехнологиями приизучениипредмета.

Учебник адресован студентам педагогических вузов, будет полезен учителям школ и преподавателям средних специальных учебных заведений.

Введение

Раздел 1. Методика обучения праву как педагогическая наука

1.1. Предмет, задачи, основные функции методики

обучения праву

1.2. Роль методики обучения праву в системе школьного

образования страны

1.3. Из истории становления права как учебной

дисциплины

1.4. Развитие современной системы обучения праву

1.5 Основные концепции правового образования

1.6. Учебная литература по праву и планирование правового

обучения в школе

Раздел 2. Методы, приемы и средства обучения праву

2.1. Основные методы обучения праву

2.2. О методических приемах правового обучения

2.3. Наглядность в обучении праву

2.4. Методика работы с юридическими документами

Раздел 3. Современный урок по праву

3.1. Учебное занятие по праву и основные требования

3.2. Основные типы, виды и формы учебных занятий

3.3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом

обучении

3.4. Самостоятельная работа обучаемых по праву

3.5. Диагностика результативного компонента правовой

обученности

Раздел 4. Роль учителя в правовом обучении

4.1. Учитель права современной школы

4.2. Методические основы подготовки учителя

к уроку права

4.3. Научная организация труда учителя права

5.1. Инновации в обучении праву. О сочетании традиционных

и инновационных технологий в правовом обучении. . . 183

5.2. Игры в обучении праву

5.3. Методики правового обучения в практике

работы школ

Раздел 6. Методика преподавания отдельных правовых тем

6.1. Особенности учебных занятий по теории права

и конституционному праву

6.2. Проблемы методики преподавания отдельных отраслей

частного права

6.3. Методика преподавания тем по вопросам правового

регулирования экологии и образования

6.4. Преподавание уголовного права в школе

Приложения

Литература:

Введение

«Правоестьискусстводобраисправедливости,оносоздано для пользы человечества», - заметили наши предки, подчеркнув тем самым глубокую функциональную значимость изучения юридических правил поведения, призванных обеспечить стабильное и счастливое общество. Не случайно потребность в более глубоком изучении его таинств не ослабевала в различные эпохи, приобретая то одни, то другие особенности. Общеизвестно, что именно в праве аккумулированы многие достижения человеческой культуры, которые каждое поколение людей путем трансляционной функции передает своим потомкам, пытаясь защитить их, предотвратить бедствия и несчастья.

Социологические прогнозы о лидерстве правовых знаний и юридических наук на рубеже столетий оказались пророческими. Их восхождение на олимп началось в нашей стране в 90-е годы XX в., и теперь формирование конкурентоспособной личности, адекватно ориентирующейся в современном мире, невозможно без изучения комплекса правовых знаний.

Рейтинговые исследования последних лет показывают популярность юридической профессии в мире, которая, однако, не всегда соответствует прямым интересам и желаниям личности, стремящейся проверить свои способности в различных сферах деятельности, где непременно пригодятся правовые знания.

Обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности людей. Приобретая определенный комплекс знаний и умений, человек всегда стремился передать их другим. А вот то, каким способом это осуществлялось и как это лучше сделать в современном мире, всегда вызывало пристальное внимание ученых, пытавшихся разобраться в существующих методах и подходах в области правового обучения.

Данная книга посвящена теоретическим и методическим особенностям обучения праву и адресована студентам, преподавателям, призванным обеспечить трансляцию сложных юридических конструкций и научных концепций обучаемым.

В учебнике систематизирован опыт правового образования, накопленный на протяжении многих лет учителями-прак- тиками в различных регионах России. Знакомство с разнообразными авторскими методиками, которые порой очень не похожи друг на друга, позволило, однако, выявить общие науч-

ные закономерности правового обучения, которые следует учитывать в своей работе педагогу, особенно начинающему.

В книге представлены некоторые поурочные разработки, которые помогут разобраться в механизме применения тех или иных методик на практике.

Учебник состоит из нескольких разделов, структурированных в отдельные параграфы. В них отражены основные дидактические единицы Государственного стандарта знаний, адресованного студентам высших учебных заведений РФ, обучающихся по специальности 03.27.00-Юриспруденция, получающих квалификацию «Учитель права».

В Приложении представлен дополнительный материал, который может быть использован как студентами, молодыми специалистами, так и опытными профессионалами-практиками при работе с детьми в системе общего образования. Книга содержит различные рисунки, таблицы, схемы и другой наглядный материал, который позволит активизировать процесс правового обучения и воспитания граждан нашей страны.

У наших предков был замечательный афоризм: «Обучая, мы учимся сами». Действительно, сколько бы рекомендаций не давали нам специалисты-ученые, практика создает неисчислимое количество новых, интересных вариантов преподавания, изучения того или иного материала. Мы многому учимся у наших детей, творчески и наивно воспринимающих сложные и, казалось бы, неразрешимые для взрослых проблемы. В этой книге автор не пыталась сделать «открытия», оспорить отдельные понятия - хотелось всего лишь обобщить маленькую крупицу того опыта, который накопили за многолетнюю практику наши педагоги и юристы. И пусть такая книга послужит ориентиром для новых открытий на пути правового образования в Российской Федерации.

Раздел 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

1.1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву

Среди множества наук, существующих в нашем обществе, особую роль играют науки педагогические, определяющие гуманную миссию человечества - передать своим потомкам весь тот багаж знаний, который позволит им творить, изменять окружающий мир, жить в мире и согласии. Воспитывая и обучая тех, кому принадлежит будущее, наши предки пыталась отыскать многочисленные закономерности того, как это сделать лучше.

Увы, не сразу удалось понять: чему нужно учить своих детей?

Зачем следует учить вообще? и Как учить их? Ответы на все

сложности поставленных вопросов и пыталась дать Методика, главной задачей которой, по мнению специалистов, и было найти, описать и оценить способы обучения, которые бы оказались очень успешными и достигли хороших результатов. Предметом любой методики всегда выступал педагогический процесс обучения, который, как мы знаем, включает в себя и деятельность учителя, и работу учеников по освоению новых знаний.

- отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения,

- создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий,

- отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву,

а также преподавания правового курса,

- постоянное совершенствование методов обучения праву

с учетом результативности применения уже существующих. Методика обучения праву - весьма динамичная наука, что

обусловлено не только тем, что меняется законодательство, которое нужно рассматривать по-другому, появляются новые нормы права и модели поведения людей, но и тем, что изменяются подходы ученых к вопросам организации правового образования, предусматривающего формирование правовой культуры общества. Обозначим основныефункции такой науки:

1.Практико-организационная. Она позволяетдать конкретные рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового обучения и воспитания в государстве. С этой целью обобщается и систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в нашей стране, выявляются определенные закономерности, которые оказались весьма результативными в образовании и формировании правовой грамотности человека.

2. Мировоззренческая. Такая функция обеспечивает формирование определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание ценности права и его установок, а следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государства, прав личности.

3. Эвристическая. Она позволяет выявлять некоторые пробелы в изучении правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни.

4. Прогностическая. В рамках решения задач правового обучения, формирования правовой культуры личности такая функция позволяет предвидеть заранее возможный результат процесса обучения в виде моделей обученности и корректировать пути их достижения.

В рамках методики обучения праву рассматриваются вопросы организации конкретных учебных занятий по праву, диагностики знаний и умений обучаемых, а также научной организации труда учителя и ученика. Любой профессионал в этой

области должен научиться создавать свою методику правового обучения (даже если она не будет носить авторский характер и будет сформирована на базе существующих подходов обучения праву, с особыми отличиями, применительно к конкретной аудитории учеников). Общеизвестно, что нельзя повторить ничто уникальное, а это значит, что нет смысла слепо заимствовать чужой опыт, накопленный годами и обобщенный наукой. В этой связи преподаватель права должен научиться творческому осмыслению предлагаемых вариантов правового обучения.

Любое обучение напрямую зависит от целеполагания, т. е. определения целей, которые, как правило, исходят от государства (или закреплены его силой) и формируются потребностями общественного развития. Цель - это мысленное представление конечного результата педагогической деятельности, а потому она определяет необходимые действия учителя для ее достижения. Педагог, организующий познавательную деятельность учеников, формирует конкретную цель в единстве трех ее компонентов:

- обучения (речь идет об усвоении знаний, умений, навыков);

- воспитания (формирования личностных качеств, мировоззрения);

- развития (совершенствования способностей, умственных сил и т. д.).

Выделяют общие цели и конкретные (оперативные). Последние связаны с организацией отдельных мероприятий, уроков. В 2001-02 гг. проводилась работа по уточнению общих целей правового обучения в нашей стране. В новых государственных нормативных документах (Концепции граждановедческого, обществоведческого и правового образования, базисном учебном плане, инструктивных письмах Министерства образования РФ) определена важность воспитания человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права, обязанности и уважающего права других людей, толерантного в общении, демократически и гуманно настроенного в решении правовых конфликтов. Кцелям правового обучения можно также отнести:

- повышение уровня правовой культуры общества;

- воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции;

Право. Основы правовой культуры. 10 класс. Певцова Е.А.

5-е изд. - М.: 201 7. - Ч.1 - 200с., Ч.2 - 240с.

Учебник «Право. Основы правовой культуры» доктора юридических наук, доктора педагогических наук ЕЛ. Певцовой предназначен для общеобразовательных организаций: школ, гимназий, лицеев и колледжей. В книге изложены основные сведения о государстве и праве, их признаки, функции, формы, теории происхождения, показана роль права в социальном регулировании общества, представлены современные подходы к системе права, его основным отраслям. Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.

Часть 1.

Формат: pdf

Размер: 33 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 41 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ЧАСТЬ 1.
Введение 3
Глава I. Роль права в жизни человека и общества
§ 1. Юриспруденция как важная область человеческих знаний 7
§ 2. Особенности и закономерности возникновения права 22
§ 3*. Принципы, аксиомы и презумпции права 38
§ 4. Система регулирования общественных отношений 46
Глава II. Теоретические основы права как системы
§ 5. Система права 57
§ 6. Правотворчество и процесс формирования права 69
§ 7-8. Формы права 81
§ 9. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц 95
§ 10*. Реализация права 103
§ 11*. Толкование права: задачи и особенности 111
Глава III. Правоотношения и правовая культура
§ 12-13. Правоотношения и их виды 124
§ 14. Правонарушения и их характеристика 134
§ 15. Юридическая ответственность 145
§ 16*. Правосознание и правовая культура 161
§ 17*. Правовые системы современности 172
Словарь терминов 190
Нормативные правовые акты 195
Литература 197
Ресурсы Интернета по праву 198

ЧАСТЬ 2.
Глава IV. Государство и право
§ 18*. Понятие государствам его признаки 3
§ 19*. Теории происхождения государства 12
§ 20. Сущность и функции государства 24
§ 21. Форма государства 41
§ 22. Организация власти и управления в стране 66
§ 23*. Правовое государство и его сущность 92
§ 24-25. Конституция Российской Федерации - Основной закон государства 106
§ 26. Гражданство как правовая категория 120
§ 27-28. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве 130
§ 29-30. Избирательные системы и их виды 150
Глава V. Правосудие и правоохранительные органы
§ 31-32. Защита прав человека в государстве 167
§ 33. Правоохранительные органы Российской Федерации 190
Тесты 208
Словарь терминов 229
Нормативные правовые акты 235
Литература 237
Ресурсы Интернета по праву 238

Знатоки юриспруденции - науки, олицетворявшей собой с давних пор представления о справедливом и несправедливом, во все времена занимали особое место в обществе, оказывая немалое влияние на судьбы людей.
Мысль известного римского юриста III в. н.э. Ульпиана о том, что право «создано для пользы человечества», подкрепилась в настоящее время особым интересом к юридическим нормам, регулирующим нашу жизнь.
Другой древнеримский мыслитель - Марк Туллий Цицерон (106-143 гг. до н.э.) считал, что правовед должен быть сведущ в «законах и обычном праве, уметь давать советы, вести дела и охранять интересы клиента».
В эпоху Средневековья стало ясно, что познать право возможно только путём первоначального изучения общих представлений о нём. Одна из первых книг под названием «Энциклопедия права» известного юриста XVI в. Рингельберга представляла собой общий краткий очерк содержания всех юридических наук.
Многие страны понимали важность правового просвещения. Так, например, Шведское государство уже в XVI в. поставило задачу - достичь общей грамотности и хороших знаний в области права.

«ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ» 10-11

Пояснительная записка

1. ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

«ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Данный курс изучается на профильном уровне как самостоятельный учебный предмет Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

В этой связи содержание курса ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, а также порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом.

2. ЦЕЛИ КУРСА

«ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ».

Изучение курса - «Право. Основы правовой культуры»- направлено на достижение следующих целей:

развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

4. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Курс направлен на формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...». В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Владение основными навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Общеобязательными по курсу являются следующие виды деятельности:

работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

5. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКА

Результаты изучения курса соответствуют государственным требованиям, предъявляемым к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений РФ. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

6. КУРС ОРИЕНТИРОВАН НА ФОРМИРОВАНИЕ СЛЕДУЮЩИХ УМЕНИЙ:

характеризовать право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

различать формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.

УМК издательства «Русское слово» по праву

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс: В 2 ч.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2013;

Певцова Е.А. Козленко И.В. . « ПРАВО . Основы правовой культуры» Программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений ; М;«Русское слово»; 2012;

Кожин Ю.А. Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО « ТИД «Русское слово - PC », 2009.

Кожин Ю.А. Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC », 2009.

Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. «Права человека»10-11 класс, методическое пособие для учителя, М, «Русское слово» 2011;

Информационно-методические материалы по использованию УМК « ПРАВО.ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ » издательства « РУССКОЕ СЛОВО » ; М; «Русское слово» ; 2013.

Тематическое планирование курса «Право. Основы правовой культуры»

10 класс (70 часов)

- номер урока

Тема урока

§ учебника

Тип

урока

Элементы содержания.

Региональный компонент

Вид контроля

Дата проведения

Тема 1.Роль права в жизни человека

и общества

(8 часов)

1-2

Юриспруденция как важная область

человеческих знаний

1-лекция;

Значение изучения права. Система юридических наук.

Информация и право. Теория происхождения права.

Закономерности возникновения права. Исторические

особенности зарождения права в различных уголках мира.

Происхождение права в государствах Древнего Востока,

Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев

и славян. Право и основные теории его понимания.

Нормы права. Основные принципы права. Презумпции

и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений.

Взаимный контроль

1-6\9

3-4

Особенности и закономерности возникновения права

практичес. занятие

7-13\9

5-6

Принципы, аксиомы и презумпции права

1-лекция;

Готовимся к экзамену

14-20\9

7-8

Система регулирования общественных отношений

1-лекция;

2-практичес. занятие

Онлайн-тест

21-27\9

Тема 2.

Теоретические основы права

как системы

(14 часов)

9-10

Система права

1-лекция;

2-практичес. занятие

Понятие и системы права. Правовая норма и ее характеристика.

Классификация норм права, структура правовой нормы.

Способы изложения норм права в нормативных актах.

Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования.

Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс.

Юридическая техника. Источники права. Правовой обычай.

Договор как форма выражения воли участников правоотношений,

их виды. Нормативный правовой акт. Система иерархии нормативных

правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве

и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.

Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности

применения права. Правила разрешения юридических противоречий.

Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права.

Взаимный контроль

28\9-4\10

11-12

Правотворчество и процесс формирования права

Зачетное тестирование

5-11\10

13-16

Формы права

7-8

1-лекция;

2-практичес. занятие

12-18.10

19-25\10

17-18

Действие норм права во времени,

в пространстве и по кругу лиц

Урок-анализ

Готовимся к экзамену

26\10-1\11

19-20

Реализация права

Урок-проблема

Онлайн-тест

9-15\11

21-22

Толкование права: задачи и особенности

Урок-анализ

К\срез

16-22\11

Тема 3. Правоотношения и правовая культура

(12 часов)

23-26

Правоотношения и их виды

12-13

Урок-исследование

Юридические факторы как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания для освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структура.

Взаимный контроль

23-29\11

30\11-6\12

27-28

Правонарушения и их характеристика

Урок-деловая игра

Готовимся к экзамену

7\12-13\12

29-30

Юридическая ответственность

Урок-анализ

Онлайн-тест

14-20\12

31-32

Правосознание и правовая культура

Урок –семинар

21-27\12

33-34

Правовые системы современности

Урок-проблема

Взаимный контроль

11-17\01

Тема 4.

Государство и право

(28 часов)

35-36

Понятие государства и его признаки.

Урок- практикум.

Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Формы государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства. Конституция Российской Федерации - основной закон страны. Структура Конституции Российской Федерации. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.

Готовимся к экзамену

18-24\01

37-38

Теории происхождения государства

Онлайн-тест

25-31\01

39-40

. Сущность и функции государства.

Зачет

1-7\02

41-42

Форма государства.

Урок-исследование

Взаимный контроль

8--15\02

43-44

Организация власти и управления в стране.

Урок-исследование

Эссе

16-22\02

45-46

Правовое государство и его сущность.

1-лекция;

Готовимся к экзамену

23-28\02

47-48

Конституция РФ -основной закон страны.

24-25

Онлайн-тест

1-7\03

49-50

урок-практикум.

8-14\02

51-56

Правовой статус человека.

27-28

Урок-проблема

Взаимный контроль

15-21\03

22\03-4\04

5-11\04

57-60

Избирательные системы и их виды.

29-30

Урок-исследование

Готовимся к экзамену

12-18\04

19-25\04

61-62

Государство и право

Урок-деловая игра

Онлайн-тест

26\04-2\05

Тема 5.

Правосудие и правоохранительные органы

63-66

Правоохранительные органы в РФ

31-32

Урок-анализ

Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ

Эссе

3-9\05

10-16\05

67-68

Защита прав человека в государстве.

33-34

Урок-проблема

Взаимный контроль

17-24\05

69-70

Урок-исследование

Готовимся к экзамену

24-31\05

Термины:

Юриспруденция. Правовая информация. Официальная правовая информация. Информация официально-правового характера. Неофициальная правовая информация. Мононормы. Правопонимание. Естественное право. Позитивное право. Основная норма. Право. Принципы права. Презумпция. Правовые аксиомы. Юридические функции. Социальные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Групповые нормы. Корпоративные нормы. Санкции.Система права. Норма права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Институт права. Субинститут. Отрасль права. Предмет правового регулирования. Частное право. Публичное право. Материальное право. Процессуальное право. Законодательная инициатива. Юридическая техника. Реквизиты документов. Прецедент. Договор. Закон. Подзаконный акт. Локальный нормативный акт. Кодификация. Инкорпорация. Консолидация. Учет. Применение права. Акт применения права. Реализация права. Использование права. Соблюдение права. Применение права. Акт толкования права. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъективность. Субъективное право. Юридическая обязанность. Правонарушение. Состав правонарушения. Субъект правонарушения. Объект правонарушения. Объективная сторона правонарушения. Субъективная сторона правонарушения. Вина. Мотив. Цель. Преступление. Убытки. Неустойка. Возмещение неустойки (штрафа). Срок давности. Ценностные ориентации. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовой идеализм. Правовое воспитание. Правовая семья. Рецепция права. Право справедливости. Государство. Род. Деспотия. Естественное состояние человека. Производственные отношения. Общественно-экономическая формация. Суверенитет (государственный, народа, национальный). Сущность государства. Политическая система общества. Глобальные проблемы. Функции государства. Задачи государства. Форма государства. Форма правления. Монархия. Республика. Парламентская республика. Президентская республика. Форма государственного устройства. Федерация. Унитарное государство. Конфедерация. Политический режим. Механизм государства. Орган государства. Иммунитет. Правительство. Гражданское общество. Правовое государство. Гражданство. Гражданин. Иностранец. Лицо без гражданства. Двойное гражданство. Правовой статус. Налог. Сбор. Альтернативная гражданская служба. Избирательная система. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право.Правосудие. Подсудность. Судебная инстанция. Юрисдикция. Апелляция. Кассация. Исковое заявление. Истец. Ответчик. Доказательства. Милиция. Заявление о преступлении. Контрразведывательная деятельность.

11 класс (68 часов)

Наименование раздела программы и количество часов на раздел

- номер урока

Тема урока

§ учебника

Тип

урока

Элементы содержания.

Региональный компонент

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

Тема 5. Гражданское право (21 час)

Гражданское право как отрасль российского права

1-лекция;

Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и ее виды. Формы сделок. Условия недействительности сделок. Представительство в сделках. Доверенность и ее виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Поня тие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Авторское право. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.

Взаимный контроль

1-6\9

Субъекты гражданско-правовых отношений

практичес. занятие

Входной контроль-тест за курс 8-9 класса

1-6\9

Сделки и представительство

1-лекция;

Готовимся к экзамену

7-13\9

4-5

Обязательственное право

1-лекция;

2-практичес. занятие

Онлайн-тест

14-20\9

6-7

Понятие и сущность договора. виды договоров

1-лекция;

2-практичес. занятие

Взаимный контроль

21-27\9

8-9

Право собственности и его виды

Урок проверки знаний и умений.

Зачетное тестирование

28\9-4\10

10-11

Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав

1-лекция;

2-практичес. занятие

5-11\10

12-13

Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав

Урок-анализ

Готовимся к экзамену

12-18.10

Предпринимательство и предпринимательское право

Урок-проблема

Онлайн-тест

19-25\10

15-16

Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики

Урок-анализ

К\срез

19-25\10

26\10-1\11

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

Урок-исследование

Взаимный контроль

26\10-1\11

Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей

Урок-деловая игра

Готовимся к экзамену

9-15\11

Права потребителей

Урок-анализ

Онлайн-тест

9-15\11

Наследственное право

Урок –семинар

16-22\11

Гражданское право

Урок-проблема

Взаимный контроль

16-22\11

Тема 6. Семейное право (5 часов)

22-23

Правовые нормы института брака

Урок- практикум.

Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов, выраженные в законе. Договорной режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства.

Готовимся к экзамену

23-29\11

24-25

Родители и дети: правовые основы взаимоотношений

Урок контроля знаний и умений.

Онлайн-тест

30\11-6\12

Семейное право

Зачет

Тема 7. Жилищное право (3 часа)

27-29

Жилищные правоотношения

Урок-исследование

Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жилье.

Взаимный контроль

7\12-13\12

Тема 8. Трудовое право (7 часов)

Трудовое право в жизни людей

Урок-исследование

Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних.

Эссе

14-20\12

Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей

1-лекция;

Готовимся к экзамену

14-20\12

Трудовые споры и дисциплинарная ответственность

Онлайн-тест

21-27\12

Рабочее время и время отдыха

урок-практикум.

урок проверки знаний и умений.

21-27\12

Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.

Урок-проблема

Взаимный контроль

11-17\01

35-36

Трудовое право

Урок-исследование

Готовимся к экзамену

18-24\01

Тема 9. Административное право и административный процесс (5 часов)

37-38

Административное право и административные правоотношения.

Урок-деловая игра

Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Административные правоотношения. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных право нарушениях.

Онлайн-тест

25-31\01

39-40

Административные правоотношения. Административная ответственность.

24

Урок-анализ

Эссе

1-7\02

41

Производство по делам об административных право нарушениях.

25

Урок-проблема

Взаимный контроль

8--15\02

Тема 10. (8 часов)

42

Понятие и сущность уголовного права.

26

Урок-исследование

Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Дей ствие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. них. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство.

Готовимся к экзамену

16-22\02

43-44

Основные виды преступлений.

27

Урок лабораторного типа

Онлайн-тест

23-28\02

45-46

Уголовная ответственность и наказание.

28-29

урок проверки знаний и умений.

К\срез

1-7\03

47

Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолет них.

30

Урок-исследование

Эссе

8-14\02

48-49

Уголовное право и уголовный процесс

Урок лабораторного типа

Взаимный контроль

15-21\03

Тема 11. (16 часов)

50

Пенсионная система и страхование.

31

Урок-анализ

Пенсионная система и страхование. Правовое регулирова ние денежного обращения. Экологическое право. Экологичес кие правонарушения и юридическая ответственность. Право вое регулирование отношений в области образования. Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений. Профессиональное юридическое образование. Практические советы о том, как заключить договор на обучение. Юридичес кие профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, сле дователи. Особенности профессиональной юридической дея тельности.

Готовимся к экзамену

22\03-4\04

51

Правовое регулирова ние денежного обращения.

32

Урок-зачет

Онлайн-тест

22\03-4\04

52

Экологическое право.

33

практичес. занятие

К\срез

5-11\04

53

Право вое регулирование отношений в области образования.

34

практичес. занятие

Эссе

5-11\04

54

Профессиональное юридическое образование.

35

Лекция

Взаимный контроль

12-18\04

55-56

Юридичес кие профессии

36-37

практичес. занятие

Готовимся к экзамену

19-25\04

57-58

Особенности профессиональной юридической дея тельности.

38

практичес. занятие

Онлайн-тест

26\04-2\05

59-60

Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни

Зачет

Эссе

26\04-2\05

Тема 12. Международное право (5 часов)

61-62

Международное право как основа взаимоотношений государств

39

практичес. занятие

Понятие международного права. Источники и принципы меж дународного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного вре мени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-пра вовая ответственность. Международное гуманитарное право и права человека.

К\срез

3-9\05

63-64

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного вре мени.

40

практичес. занятие

Взаимный контроль

10-16\05

65

Международное гуманитарное право и права человека.

41

лекция

Готовимся к экзамену

17-24\05

66-68

Резерв учебного времени

24-31\05

Термины и понятия:

Гражданское право. Вещь. Информация. Коммерчес кая тайна. Обычаи делового оборота. Физическое лицо. Граждан ская правоспособность. Гражданская дееспособность. Полная дееспособность. Юридическое лицо. Общая правоспособность. Специальная правоспособность. Двусторонняя реституция. Сделка. Обязательственное право. Договорное право. Договор. Право собственности. Вещное право. Общая долевая собственность. Об щая совместная собственность. Виндикационный иск. Добросо вестный приобретатель. Негаторный иск. Иск о признании права собственности. Деловая репутация. Честь. Достоинство. Клевета. Оскорбление. Исковая давность. Моральный вред. Гражданско- правовая ответственность. Убытки. Реальный ущерб. Упущенная выгода. Деликт. Предпринимательское право. Предприниматель ская деятельность. Коммерческая организация. Полное товари щество. Товарищество на вере. Общество с ограниченной ответст венностью. Акционерное общество. Общество с дополнительной ответственностью. Акция. Облигация. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Претензия. Гарантийный срок хранения. Гарантийный срок эксплуатации. Сертификат качества. Наследование. Наследник. Наследодатель. Завещание. Право на обязательную долю. Время открытия наследства. Место открытия наследства.

Семья. Брачный договор.

Жилищный фонд. Регистрация. Приватизация.

Трудовое право. Трудовые отношения. Работник. Работодатель. Принудительный труд. Минимальный размер оплаты труда. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Безработный. Правила внутреннего трудового распорядка. Индиви дуальный трудовой спор. Коллективный трудовой спор. Забастовка. Трудовой арбитраж. Локаут. Дисциплинарное взыскание. Рабочее время. Совместительство. Сверхурочная работа. Время отдыха. Праздничные дни. Государственная аккредита ция. Иждивенцы.

Метод убеждения. Государственное принуждение. Административное принуждение. Административные правоот ношения. Компетенция. Государственная должность. Государственная служба. Государственный служащий. Административное правонарушение. Административная ответственность. Ходатайство. Отвод. Доставление. Административное задержание. Дока зательства.

Уголовное право. Преступление. Деяние. Объект пре ступления. Субъект преступления. Объективная сторона преступления. Субъективная сторона преступления. Мотив преступления. Цель преступления. Казус. Убийство. Аффект. Соучастие в пре ступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Преступное сообщество. Уголовная ответственность. Уголовное наказание. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Процессуальные нормы. Уголовно-процессуальное право. Уголовный процесс. Заявление о преступлении. Явка с повинной. Понятой. Обвиняемый. Потерпевший. Свидетель. Привод.

Пенсия. Государственные пособия. Экологическое право. Экологические правонарушения.

Ратификация. Международное право. Международ ное публичное право. Международное частное право. Принципы международного права. Международная организация. Межправи тельственная организация. Неправительственная организация. Декларация. Пакт. Международно-правовая ответственность. Ре прессалии. Реторсии. Капитуляция.

Учебник «Право. Основы правовой культуры» доктора юридических наук и доктора педагогических наук Е.А. Певцовой предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий и лицеев.
В книге представлены необходимые для обеспечения правовой грамотности и защиты своих прав материалы по административному, уголовному, образовательному, экологическому праву. В учебнике раскрываются особенности юридического образования и юридических профессий, международного права и прав человека.
Основная идея курса - сформировать правовую культуру, повысить уровень правового сознания молодежи.

Особенности административного права.
С помощью административного права осуществляется защита личности, прав и свобод человека и гражданина. Оно охраняет здоровье граждан, защищает общественный порядок и безопасность, окружающую среду, собственность. С его помощью предупреждаются административные правонарушения.

Основой административного права служат многочисленные источники. Важнейшими являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы (например, «О Правительстве Российской Федерации»), федеральные законы - Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законы субъектов Федерации и подзаконные акты - указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты исполнительных органов власти. В качестве источников административного права следует выделить международные правовые акты.

Содержание
Глава V. Административное право и административный процесс
§ 23*. Административное право и административные правоотношения 3
§ 24*. Административные правонарушения и административная ответственность 14
§ 25. Как разрешить административный спор? Производство по делам об административных правонарушениях 23
Глава VI. Уголовное право и уголовный процесс
§ 26*. Понятие и сущность уголовного права 40
§ 27*. Основные виды преступлений 54
§ 28-29*. Уголовная ответственность и наказание 63
§ 30. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних 73
Глава VII. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни
§ 31. Пенсионная система и страхование 94
§ 32*. Правовое регулирование денежного обращения 99
§ 33. Экологическое право 106
§ 34. Правовое регулирование отношений в области образования 120
§ 35*. Профессиональное юридическое образование 132
§ 36*. Юридические профессии: судьи и адвокаты 144
§ 37*. Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи 161
§ 38*. Особенности профессиональной юридической деятельности 184
Глава VIII. Международное право
§ 39*. Международное право как основа взаимоотношений государств 192
§ 40. Международная зашита прав человека 204
§ 41. Международное гуманитарное право и права человека 224
Итоговые задания 234
Словарь терминов 250
Нормативные правовые акты и литература 259.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Право, Основы правовой культуры, 11 класс, Часть 2, Певцова Е.А., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.



Просмотров