Классный час с презентацией, посвящённый Дню Конституции, для учащихся начальных классов. Беседа о конституции рф

Елена Сапарова
Конспект занятии для детей младшего школьного возраста по теме «Права ребенка в новом веке»

Конспект занятии для детей младшего школьного возраста по теме «ПРАВА РЕБЕНКА В НОВОМ ВЕКЕ » .

Задачи : познакомить с основным законом – Конституцией России ; дать представления о правах ребенка ; объяснить детям, что означает понятие «право » , объяснить, где отражены права ; формировать представления о правах и обязанностях

Оборудование : рисунки детей ; три листа, на каждом из которых написано какое-либо право по Конституции ; книга Е. С. Шабельника «Ваши права » , Конституция России ; изображения сказочных героев.

Ход занятия

1. Вступительная часть.

Мы начинаем наше занятие , посвященное празднику. Скоро – 12 декабря. Я думаю, многие знают, какой праздник отмечает наша страна? (День Конституции )

Да, Россия отмечает День Конституции . Мы – жители России и обязаны знать символы государства.

Напомним друг другу, какие государственные символы имеет наша страна. (Герб, флаг, гимн)

А зачем стране нужна своя символика?

О символах мы уже говорили, сейчас предлагаю поговорить о другом. Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились главные вопросы :

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют ?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.

Что же такое – законы? Об этом нам расскажут (Ф. И.)

Ученик : Законы – это правила , которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

Ученица : Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией . Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

2. Знакомство с Конституцией .

Итак, Конституция (показать брошюру) – основной закон, по которому мы с вами живем.

Что записано в Конституции ? Об этом нам расскажут. (ф. и.)

Мальчик : В Конституции записаны права наших граждан , такие как : право на образование , охрану здоровья, отдых и труд и др.

Девочка : Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

Ребята у каждого из вас есть права и обязанности . Право жить , право на семью , на учебу, отдых и т. д. А что же такое Право ?

Послушаем (ф. и.)

Мальчик : Право – это правила , по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Девочка : Права ребенка надо знать ,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

3. «Путешествие» по стране Правознайке .

Познакомиться с некоторыми правами , вспомнить их нам поможет мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке Мы отправляемся в путь , чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев , уничтожают и обижают их.

Физкультминутка.

Ну, ребята, дружно встанем,

Ручки вверх потянем.

Руки на пояс, наклоны вперед.

Теперь спинки держим ровно,

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки.

Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями. Открываем глазки!

1. В какой сказке и кто нарушал права на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключение Буратино» . Карабас Барабас.)

2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергелся попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок» )

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга)

(три островка)

* Право на бесплатное образование.

* Право на свободный труд , защита от безработицы.

* Право на неприкосновенность жилища.

Продолжая путешествие пол стране Правознайке , мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино» . Перед нами 3 островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы :

1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили ? (3 ответ)

2. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что не имел какого права ? (ответ 2)

3. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом ? (ответ 1)

Вы сможете продолжить путешествие по стране Правознайке , если прочитаете книгу Е. Шабельника «Ваши права »

В нашей Конституции есть статья 43 , которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам : «Каждый человек имеет право на образование… »

Какие же права есть у школьников ?

Напомнят нам (ф. и.)

Мальчик : Право на учебу , право на отдых между уроками, право на каникулы , право на занятиях в кружках и секциях .

Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права , но и обязанности.

Какие же обязанности у школьника ?

Обязанности : Уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников) ; культурно вести себя в классе, школе и за пределами , ходить опрятным, выполнять устав школы .

1-ый мальчик. Открыты все пути у нас

Без края, без награды,

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

2-й мальчик. Учеба - очень интересный труд,

Нам силу, радость

Знания несут.

3-й мальчик. К тому же мы прекрасно понимаем :

Кто с детства трудности преодолевает,

Судьбой своей тот управляет .

И тот, кто учится отлично в школе ,

Характер закаляет свой и волю.

4. Заключительная часть.

Вот и подходит к концу наше занятие , посвященное Дню Конституции . Давайте подведем итог.

Итог, где же записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России – Конституции .)

Зачем нужна Конституция

В заключение нашего занятия выступят (ф. и.)

1-й. Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

2-й. Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3-й. Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

4-й. Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

Валентина Качалина
Классный час с презентацией, посвящённый Дню Конституции, для учащихся начальных классов

МБОУ Багаевская СОШ № 2

Учитель начальных классов

Качалина Валентина Васильевна

Тема : Поговорим о Конституции .

Цели : 1. воспитывать уважение к Конституции РФ , государственным символам, правам и обязанностям граждан; чувство патриотизма;

2. развивать мышление, речь, память; умение работать в группах;

3. способствовать формированию понятия об истории принятия Конституции ; правах и обязанностях гражданина РФ; государственных символах РФ.

Оборудование : презентация , таблички с названиями некоторых прав и обязанностей, тесты, клубок шерстяных ниток, «мешки» , Конституция .

Ход урока

I Организационное начало мероприятия .

Психологический настрой – игра «Волшебный клубочек» .

Что для человека ценней всего?

(учитель достает клубок шерстяных ниток)

Это волшебный клубочек. Он, разматываясь, связывает нас всех одной нитью. Эта нить – жизнь. Получая клубочек, нужно сказать одним-двумя словами, что для вас значит «жизнь» .

Нить жизни нужно беречь, не обрывать. Нить не должна запутываться. Жизнь нельзя прожить заново.

(передавая друг другу клубок и разматывая его, дети называют свои ассоциации)

Посмотрите, как богата и разнообразна жизнь.

Какой Великий Закон её охраняет? (Конституция )

II Целеполагание.

Что такое Конституция ?

(мозговой штурм)

Для чего она нам нужна?

Определите тему нашего классного часа .

III Рассказ учителя.

- Конституция РФ – это основной закон государства, т. е. список самых главных правил, которые установили для себя граждане России. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции .

- Сначала Конституцию придумали и записали ученые, потом граждане России прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули , другие – добавили, третьи – переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен . Оказалось, что большинство граждан согласно. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года. В этом году ей исполняется 20 лет. В истории Российской Федерации было пять конституций , включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя - 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования (референдума) .

Слайд №3,4.

В нашей Конституции сказано , во-первых, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано : человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и оказывать помощь любому человеку, даже если он не гражданин РФ. В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, т. е. сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что нельзя.

IV Беседа.

Какие права и обязанности, записанные в Конституции , вы знаете?

(учитель вывешивает на доску таблички с названиями прав и обязанностей)

Как понимаете?

Право на жизнь

право на труд

право на образование

право на охрану здоровья

V Физминутка.

Давайте воспользуемся ещё одним своим правом. (учитель дополняет таблички)

(физминутка «Как живешь?» )

Каким правом мы воспользовались? (на отдых)

VI Беседа о символах России.

Учитель :

Ребята, сегодня наша линейка началась с гимна РФ . Как вы думаете, почему?

(Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях, а 1 сентября это торжественный день для всех ребят)

Государственный гимн является официальным символом любого государства.

Как должны вести себя люди при прослушивании гимна? Почему?

Прослушивание гимна

Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?

Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб)

Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)

Что означают эти цвета ? (Белый – благородство, синий – честность, красный – кровь пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)

А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?

Задание. Раскрасьте флаг России в своих листах.

Где можно увидеть герб? (флаги, монеты, печати)

Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой?

Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.

Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла - это герб Москвы - Святой Георгий Победоносец. Это символ борьбы добра со злом.

На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной короны и судебной.

Учитель :

1. Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)

2. Что символизирует двуглавый орел? (Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации;)

3. Что символизирует скипетр и держава? (единая власть и сильное государство.)

Учитель :

Символы нашего государства закреплены основным законом нашей страны – Конституцией РФ .

Много, много лет назад,

Как нам люди говорят,

Был придуман Он -

Конституции Закон ,

И с тех пор за годом год

Его чествует народ,

За мораль и за порядок,

И не страшен нам упадок,

Кто законы соблюдает,

Тот, конечно, уважает

Конституцию ,

Родину свою одну!

Учитель : Ребята, наша страна – великая и мы должны гордиться ее. Быть достойными гражданами своей страны, т. к. каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

VII Игра «Загадки-сказки» .

Игра «Кто нарушил право?»

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам . Я буду задавать вопросы, а вы должны подумать, какое право нарушено.

1. Кто нарушил право на свободу и держал Иванушку в плену? (Гуси-лебеди)

2. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка» )

3. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

4. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ : нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц» )

5. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном аппарате? (Емеля)

Какие права и обязанности героев сказки А. Толстого были нарушены?

Буратино продал Азбуку и не пошёл в школу.

Кот и Лиса сбросили Буратино в озеро.

Мальвина и Артемон спасли и вылечили Буратино.

Дуремар вылавливал в озере много пиявок.

Карабас Барабас заставлял кукол работать в своем театре.

1. Беседа.

Что такое Конституция ?

Когда принята?

Когда празднуем День Конституции ?

Для чего нам нужна Конституция ?

2. Игра «Полёт на воздушном шаре» .

Представьте, вы летите на воздушном шаре и вдруг он начинает стремительно падать вниз. Вы должны сбросить часть балласта (мешки) . Оставьте только 3 мешка и вы спасены. На мешках – конституционные права и обязанности человека. Выберите и оставьте 3 самых главных на ваш взгляд.

Объясните ваш выбор.

IX Рефлексия.

Слайд №10

Закончите предложение.

Мне показалось важным …

Я понял, что …

Я почувствовал, что …

Действующие лица : ведущая, дети (3 мальчика и 3 девочки).

Оформление зала: Государственный флаг РФ, стол, покрытый скатертью, на столе лежат экземпляр Конституции РФ и макет президентского экземпляра, выполненный из красной бумаги, украшенный Гербом, с надписью «Конституция Российской Федерации».

(За столом сидят ведущая и дети. Ведущая занимает место в центре. Звучит Гимн России. Все встают и слушают Гимн стоя.)

Ведущая. Сегодня, 12 декабря, наша страна отмечает один из самых главных государственных праздников — День Конституции.

Конституция, запомните, дорогие друзья, — это Основной закон государства. Что же он определяет?

1-й мальчик. Конституция определяет основы общественного строя.

Ведущая . Правильно! Конституция, кроме того, определяет права и обязанности граждан России, систему и устройство государственных органов. Вот вы и я — мы граждане России, как вы думаете?

1-я девочка. Да! Конечно, мы все граждане России.

Ведущая . Да! Верно! Кто-нибудь из вас может ответить на вопрос: «Кто такой гражданин?».

1-й мальчик. Можно я попробую? Ведущая. Ну, попробуй, ответь!

2-й мальчик . Гражданин России — это человек, родившийся в России или получивший гражданство нашей страны.

Ведущая . Верно!

(Звучит песня о России. Ведущая показывает детям Конституцию Российской Федерации.)

Ведущая . А это макет экземпляра № 1, которым пользуется в работе наш Президент.

(Звучит музыка.)

Ведущая . Конституцию должны знать все граждане страны. Ведь она определяет не только наши права и обязанности, но и остальные законы государства.

Когда вы подрастете, то обязательно прочтете Конституцию.

Ребята! Кто из вас знает, когда была принята современная Конституция?

Девочка. Я знаю. В 1993 году.

Ведущая . Правильно! Умница! Современную Конституцию приняли 12 декабря 1993 года. Ей предшествовали Конституция 1918 года, затем 1924 года, на смену им пришли Конституции 1936 и 1977 годов. Давайте подумаем, можно ли вносить в Конституцию поправки?

3-я девочка. Поправки в Конституцию вносить можно. Ведь жизнь в стране не стоит на месте, она изменяется. Эти изменения и отражают поправки в Конституции.

Ведущая . Может быть, вы помните, какая была последняя поправка? О ней говорили и на радио, и по телевидению. Последняя поправка касается того, что Государственная Дума избирается сроком на 5 лет, а Президент Российской Федерации — на 6 лет.

Скажите мне, каких президентов России вы знаете?

1-я девочка. Бориса Николаевича Ельцина, первого Президента России.

1-й мальчик. Владимира Владимировича Путина — так звали второго Президента.

2-й мальчик. Дмитрия Анатольевича Медведева — третий президент.

3-й мальчик. Сейчас страной руководит президент Владимир Владимирович Путин.

Ведущая . Дорогие друзья! Как вы думаете, почему День Конституции — рабочий день?

2-я девочка. Я думаю, потому что в этот день граждане страны должны радовать Россию своим трудом, успехами и достижениями.

(Звучит музыка. В подарок ведущая вручает всем детям по экземпляру Конституции РФ.)

Предварительный просмотр:

методическая разработка классного часа в 1-4 классах

День Конституции РФ

Цели: сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции; ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою страну, воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма;

Расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся;

Задачи:

Познакомить со значением государственных символов РФ;

Развивать познавательные способности;

Формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;

Воспитывать уважение к символам государства.

Ход классного часа

Учитель:

Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом

И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб

По которой мы идем. За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды-

Звезды мира над Кремлем.

О чем мы сегодня будем говорить на классном часе?

Учащиеся: Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.

- Что же такое для человека РОДИНА? (Страна, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место)

Откуда произошло само слово РОДИНА? (ответы детей)

Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А вот и родственные слова: РОДИТЬ – произвести на свет потомство

У доски читают дети следующие строки:

РОДИНА – это и отечество, страна, и место рождения человека.

  • Это и великая страна с великой историей
  • Это и тот клочок земли, где ты родился и рос
  • Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков
  • Где ты познал первые радости и неудачи

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Учитель. Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете? (ответы учеников) Давайте прочитаем пословицы о Родине. *** Любовь к Родине сильнее смерти. ***
Одна у человека мать, одна у него и Родина. ***
Где кто родится, там и пригодится.
***
За морем теплее, а на родине светлее. ***
Родина - мать, умей за неё постоять. ***
Жить - Родине служить! ***
Человек без Родины, что соловей без песни. ***
Человек без Родины, что земля без семени. ***
Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся. ***
Кто Родиной торгует, того кара не минует.

Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Как вы понимаете слово символы?

(ответы учеников)

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение:

  • Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню.
  • Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы.
  • Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России.
  • Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата – это тоже символы России.

Каждое государство имеет свои символы: Герб, Флаг, Гимн (Символы государства)

Учитель: Что такое герб?

(ответы учеников)

  • Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый

На флагах, монетах, печатях и других официальных документах .

  • Слово «герб» в переводе означает «наследство».
  • В нем отражена история.

Учитель: Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года. Золотой двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой".

Пусть крепнет от моря до моря

Двуглавого сила орла!

Пусть вечно на вольном просторе

Россия стоит, как скала!

Пусть высится гордо и смело…

Над нею трёхцветный наш флаг

Во благо славянского дела,

Врагам всем на зависть и страх!

Учитель: О каких символах России говорится в стихотворении?

(ответы учеников)

Учитель: Слово “Флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”.

Закон о гос. флаге был принят в декабре 2000 года. 21 августа - День Государственного флага России.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из 3 одинаковых по размеру горизонтальных полос. Верхняя - белого, средняя- синего, нижняя - красного цвета.

Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же они означают?

  • Синий - небо, верность, веру.
  • Красный- смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

Высказывания учащихся.

Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи – нарядные сарафаны и другую одежду.

Как красивы эти цвета в произведениях русских художников-пейзажистов; Шишкина, Серова, Левитана и др. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение; белый цвет является символом чистоты, а красный - символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое.

Эти цвета мы замечаем в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены и башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском Селе под Санкт-Петербургом.

Учитель:

- Как вы считаете, какое произведение звучит при победе российских спортсменов в спортивных соревнованиях? (гимн)

ЗВУЧИТ ГИМН РФ

Государственный гимн Российской Федерации

Сл. С. В. Михалкова Муз. А. В. Александрова

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена.

Славься, Отечество наше свободное.

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая,

Хранимая Богом родная земля.

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой

- А в каких случаях еще можно услышать гимн? (во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, проведения воинских ритуалов)

– Внимательно изучите текст российского гимна.

Какие ценности России нашли свое отражение в нем?

Учащиеся находят следующие ценности: любовь к Родине, верность Отчизне, религиозность, свобода, дружба народов, уважение к прошлому, связь с предками, гордость за свою страну, восхищение природой родного края.

– Почему государство должно иметь государственные символы?

Для того чтобы граждане страны чтили память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство.

  • Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».
  • Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя.
  • Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.

Учитель: Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову.

Кто управляет нашей страной?

А управляет нашей огромной страной Президент РФ - В.В.Путин. Президент как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование. Президент издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, и которые обязательны для исполнения на всей территории РФ,

Как вы считаете, что нужно для того, чтобы люди в стране могли спокойно отдыхать, работать, учиться? (нужны законы)

Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан - это Конституция РФ. Поэтому день принятия Конституции-12 декабря - является государственным праздником.

Так какова тема сегодняшнего урока? (Конституция РФ)

Учитель. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено Конституции РФ. Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб».

Как вы понимаете это изречение?

Много тысяч лет назад появились на Земле люди, а с ними – главные вопросы :

– Что люди могут делать и чего не могут?

– Что они обязаны делать и что не обязаны?

– На что они имеют право и на что не имеют?

Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы . Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.

До наших дней дошло великолепное изречение мудрых:

  • Храни порядок, и порядок сохранит тебя.

В 1918 году в России появилась Конституция.

Конституция (от лат. слова – устройство ) – это основной закон государства, который определяет порядок.

Конституция страны является исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека. Наша Конституция, которая действует сейчас, была принята в 1993 году.

Учитель. Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? (Наверное, имеет.)

Учитель. Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.

А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.)

Учитель. Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)

Учитель. Очень верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)

Учитель. Правильно. Для этого и существует Конституция.

Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)

Учитель. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.

– Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? по отношению к Родине?

Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.

Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

Читает ученик.

В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне,

В которой люди счастливы всегда,

Друг друга не обидят никогда,

Где не слышны глухие взрывы,

И где закаты так красивы!

Я так люблю простор страны своей,

Хоть далека она от совершенства.

Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство.

Я хотела б жить в стране,

Где зима и лето.

Я б хотела, как Есенин,

Быть её поэтом.

Я хочу, чтоб президент

Умным был и честным,

Чтоб страну свою любил,

Был с народом вместе.

Чтобы жить в стране могли

Весело и дружно,

Чтоб спокойно спать могли,

И не было б оружья.

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужно солнце и леса,

Нужно счастье, нужно горе

Невозможно без природы,

Без сияющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг.

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг.

Учитель:

И, конечно, живя в огромной стране, мы должны не забывать и о малой родине-месте, где родился и вырос. Таким местом, для многих из вас, является город Новый Уренгой.

За что мы любим наш северный город? (высказывания учащихся)

Закончить наш урок хочется песней, которая прожила многие года, но по-прежнему волнует сердца человеческие.

Текст песни М.Бернес - С чего начинается Родина

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.

А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может она начинается
Со стука вагонных колёс,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.

ТЕМА классного часа Конституция РФ – 20 лет

Пословицы о родине Одна у человека мать, одна у него и Родина Где кто родился, там и пригодился Жить- Родине служить Человек без Родины, что соловей без песни Кто за Родину дерется, тому двойная сила дается

Герб россии

Флаг россии Белый цвет- мир и Чистота совести Синий-небо,верность и правда Красный-огонь и отвага

Русские национальные костюмы

Художники-пейзажисты

архитектура

Государственный гимн Российской Федерации Сл. С. В. Михалкова Муз. А. В. Александрова Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена. Славься, Отечество наше свободное. Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая, Хранимая Богом родная земля. Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Конституция (от лат. слова – устройство) – это основной закон государства, который определяет порядок. Конституция страны является исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека. Наша Конституция, которая действует сейчас, была принята в 1993 году. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

ПРАВА на медицинское обслуживание на жизнь на наслаждение искусством на гражданство на свободу на отдых на образование

Интернет- ресурсы Images.yandex.ru http://www.tvoyrebenok.ru http://pedsovet.


КЛАССНЫЙ ЧАС ВО 2 КЛАССЕ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ

КОНСТИТУЦИИ РФ
« Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ »

Разработала

учитель начальных классов

Левинская И.И

КЛАССНЫЙ ЧАС ВО 2 КЛАССЕ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ КОНСТИТУЦИИ РФ
« Я – ГАЖДАНИН РОССИИ »

Цель : познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «прав и обязанности гражданина»; способствовать формированию чувства гордости за достижения своей страны; учить бережному отношению к историческому наследию и традициям народов России.
Развивать речь, память; воспитывать гражданственность, патриотизм.

Оборудование : карта России, портрет президента России, Конституция РФ, аудиозаписи песен и гимна, герб, флаг, национальные символы России.

^ Ход классного часа
Вступительное слово.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множеств таких маленьких родных уголков состоит наша большая общая великая Родина. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью. Так писал Юрий Яковлев.
Мы с вами оформили стенд с фотографиями, на которых изображена маленькая Родина

Педагог. С чего начинается Родина?
(Прослушивание песни на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина?»)
Наш классный час посвящен нашей стране – России. Как полностью называется наша страна (Российская Федерация).
- Посмотрите на физическую карту нашей страны. Есть реки: большие и маленькие. Какие реки изображены на карте?
(Обь, Енисей, Волга, Амур, Лена, Дон)
- А какие реки протекают в нашем районе, поселке?
(Донец )
- В России очень много лесов, а в Якутии огромную площадь занимает тайга. Поэтому на карте много зеленого цвета. А теперь посмотрите на политическую карту нашей страны. Назовите главный город Ростовской области, главный город России.
- Москва входит в число крупнейших городов мира. Это культурный и промышленный город. Здесь находится правительство нашей страны. Кто возглавляет нашу страну? (Президент)
- Посмотрите на карту нашей страны, сколько на ней много различных городов: больших и маленьких, различных поселков.
-Какие вы знаете города?
- А в каком городе мы с вами живем?
- Чем занимаются жители нашего горда, назовите, какие предприятия есть в нашем городе, где и кем работают ваши родители, близкие?
Рассказ педагога о г. Донецке РФ
г.Донецк- это только маленькая часть большой страны, а мы жители нашей огромной России. Для того, чтобы люди в стране могли работать, учиться, отдыхать, существуют законы. Законы – это правила, которые устанавливает государство. Эти правила должны выполнять все граждане России.
- Когда наша страна отмечает день Конституции? (
12 декабря )
- Последняя действующая Конституция нашего государства была принята 12 декабря 1993 года. В этом году Конституции Российской Федерации исполняется 20 лет. В ней записаны основные права и обязанности граждан.

Скажите, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность?

(паспорт, свидетельство о рождении)

Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?

(ФИО, год рождения, место жительства, гражданство, семейное положение, дети).

Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение учащегося?

(дневник)

Какую информацию можно извлечь из дневника?

( расписание, ФИО преподавателей, домашнее задание, отметки)

Как вы считаете, у государства может быть подобный документ?

(да, Конституция)

Совершенно верно, таким документом является Конституция. Я думаю, что вы понимаете, как наша судьба не разделима от судьбы России, в которой мы все живем, как важна тема урока « Конституция РФ».

Что же такое Конституция?

КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства, определяющий,

Как устроено государство,

Как образованы органы власти,

Каковы права и обязанности граждан.

Как вы понимаете слово «Основной» в определении термина «Конституция»?

(главный закон, на его основе разрабатываются все остальные законы страны)

Конституция РФ была принята в 1993 г. Конституция РФ состоит

из 2 разделов, 9 глав, 137 статей).

Работа с понятиями.

I группа : Понятие «Гражданин»

– Какие значения слова гражданин вам известны?

    Обращение к человеку.

    Высокое звание, которым человека удостаивают за определённые поступки (почётный, уважаемый).

    Лицо, принадлежащее к постоянному населению.

Гражданин – житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни.

II группа : Понятие «Гражданские качества»

Каждый человек и гражданин обладает определенными чувствами.
Задание - Выберите из предложенного списка качества человека, которые на ваш взгляд являются гражданскими.

Гуманность Скромность Чувство справедливости Честность Чувство долга
Чувство чести Искренность Чувство вины Стыдливость Сочувствие Милосердие
Ответственность.
Задание - Объясните свой выбор. Ребята! Какими же качествами должен обладать настоящий гражданин?

III группа : Понятие «Патриот»

Задание – Определить, какое понятие зашифровано в данных словах?

Полезный, активный, творческий, решительный, инициативный, организованный, толерантный.

Патриотом часто называют человека, совершившего подвиг.

Какие памятники героям Великой Отечественной войны есть в городе?

IV группа : Понятие «Гражданство»

Задание – Выберите из предложенного списка определение понятия «гражданство»:

    Совокупность прав и обязанностей гражданина.

    Лицо, состоящее в устойчивом правовом государстве.

    Постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающая в их взаимных правах и обязанностях.

Вопрос всему классу.

Как можно стать гражданином России?

    Приобретение гражданства по рождению.

    Приобретение гражданства в порядке регистрации.

    Приём в гражданство (натурализация) – для иностранцев, проживающих на территории РФ, не менее 5 лет.

Работа над вторым вопросом.

Рассмотрим второй вопрос. Что такое правовой статус?

Правовой статус человека составляет совокупность его прав и обязанностей

Какие международные документы, закрепляющие права человека, являются фундаментом российской конституции?

1948г – Всеобщая декларация прав человека;

1950г. – Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

1989г. – Конвенция о правах ребенка.

- Что значит быть гражданином России сегодня?

во-первых, это значит иметь права, установленные юридическими нормами;

во-вторых, получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным

Работа над третьим вопросом. Групповая работа.

Быть гражданином – значит пользоваться определенными правами и исполнять необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в основном законе страны Конституции РФ, II главе

Основные обязанности человека и гражданина РФ:

    Соблюдение Конституции и законов РФ, прав и свобод других людей

    Защита Отечества

    Уплата законно установленных налогов и сборов

    Бережное отношение к природе и окружающей среде

    Забота о памятниках истории и культуры

    Забота о детях и нетрудоспособных родителях

    Получение основного общего образования.

- Что может сделать каждый молодой человек, обучающийся в школе, для процветания России и нашего города?

Становление личности человека происходит под влиянием многих факторов, но, в первую очередь, от нас самих, от того какие цели я ставлю перед собой, какова моя гражданская позиция, воспитываю ли я в себе примерного семьянина, достойного жителя своего города, гражданина России, человека демократического общества. Мы все граждане одной страны с названием Россия. Только в согласии и единстве наша сила.

(работа учащихся с синквейном)

Правила написания синквейна

Существительное , обозначающее тему синквейна

«Конституция»

Два прилагательных , раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна (российская, важная )

Три глагола , раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету (обязует, защищает, охраняет )

Фраза , раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки (закон суров, но это закон )

Существительное , выступающее как итог, вывод, подводящее черту (необходимость )

Главой нашего государства является президент. Кто сейчас возглавляет нашу страну? (Путин Владимир Владимирович)

Вы еще младшие школьники, но вы уже граждане нашей страны, вы – будущее нашей Родины. Запомните: гражданин – это житель страны, который признает ее законы. Он должен уважать их.

О родине сложено много пословиц. Какие пословицы вы знаете?
- Каждая страна имеет свой государственный язык. Какой язык является в России государственным?
(^ Далее дети читают стихотворения)

Родная земля!

Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)

Наша Родина!

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)

Здравствуй, Родина моя!

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Символика России
Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио.
Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. Написал слова гимна известный всем детям С. Михалков. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.
(Звучит гимн России).

Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный». В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль – Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».

Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в 1990 году, был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в «Россия – священная наша держава».

Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.

Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.

Дата принятия гимна: 07.03.2001

Герб

Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.

С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах).

Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.

"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.

Что мы знаем о создании гербов?

Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. Создание герба - деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца?

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы - столицы России.

Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия - символ зла.

На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

Что символизирует герб? Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в нынешней истории России.


-РОССИЙСКИЙ ФЛАГ. Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

7 ученик. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.
БЕЛЫЙ ЦВЕТ - БЛАГОРОДСТВО, СОВЕРШЕНСТВО.
СИНИЙ ЦВЕТ – ЭТО НЕБО, ВЕРНОСТЬ .
КРАСНЫЙ ЦВЕТ ОЗНАЧАЕТ ОТВАГУ, МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ.
РОССИЙСКИЙ ФЛАГ
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете… (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в …(синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко… (красном).
- Живу в России, россиянин – я!
Я это сознаю, горжусь я этим!
Россия – это Родина моя!
Она милее мне всех стран на свете!
В России небо голубее, зеленей трава,
Здесь солнышко теплее греет!
У человека Родина всегда одна.
Поэтому и дорожим мы ею!

Поведение итогов.

Поведение итогов.



Просмотров