Правила написания приказов по личному составу. Приказ по личному составу это. Перевод на другую работу

Защита сотрудников от вредных и опасных факторов производства считается главнейшей задачей любого работодателя. Для ее реализации внедряются разнообразные системы ОТ. В качестве одного из наиболее эффективных инструментов непрерывного мониторинга состояния безопасности выступает трехступенчатый контроль по охране труда.

Нормативный документ, которым он вводится, - ГОСТ Р. 12.0.007-2009. В п. 9.5 определены основные его мероприятия. Рассмотрим их подробнее.

Общие сведения

Трехступенчатый контроль по охране труда представляет собой многоуровневую систему непрерывного мониторинга за выполнением требований ОТ. Он выступает в качестве основной формы наблюдения представителями нанимателя и коллектива за состоянием условий на рабочих местах. Для некоторых учреждений эта система имеет особое значение. К примеру, , ДОУ, на опасных производствах, кроме общих мероприятий, включает и специальные процедуры, позволяющие оценить эффективность предпринятых мер по защите физлиц от негативного влияния среды. В рамках мониторинга отслеживается соблюдение стандартов безопасности, выполнение инструкций, норм, правил. Трехступенчатый контроль по охране труда выступает в качестве важнейшего фактора в комплексе мероприятий по оздоровлению условий работы, повышению производственной культуры, последующему снижению количества травматизма и профзаболеваемости. Система призвана обеспечивать всех работников от рядового сотрудника до директора за состояние ОТ.

Задачи

Организация трехступенчатого контроля по охране труда направлена на:

  1. Выполнение комплекса установленных мероприятий по ОТ.
  2. Определение сотрудников, несущих ответственность за своевременную проверку безопасности рабочих условий.
  3. Устранение недостатков, обнаруженных на 3-х последовательных уровнях ОТ.

Нанимателю не предписывается введение системы. Однако стать эффективным инструментом предупреждения травматизма и заболеваемости.

Уровни

Как выше было указано, ГОСТ Р. 12.0.007-2009 определяет мероприятия, которые включаются в трехступенчатый контроль по охране труда. Нормативный документ, в частности, предусматривает следующие уровни мониторинга:

  1. Мастер и доверенный (уполномоченный) сотрудник по ОТ профсоюза осуществляют обход всех рабочих мест каждый день. Выявленные неполадки должны устраняться незамедлительно.
  2. Начальник участка (цеха) и уполномоченный сотрудник с инженером по ОТ производят обход раз в неделю. Результаты проверок заносятся в журналы по охране труда. В них указываются исполнители и срок устранения выявленных несоответствий.
  3. Комитет учреждения (комиссия) изучает состояние ОТ в подразделении раз в месяц. По результатам проверки составляется акт о нарушениях, издается приказ об их ликвидации.

Надзор и контроль за охраной труда в компаниях с небольшой численностью сотрудников осуществляется в два этапа:

  1. Руководитель ежедневно осматривает все рабочие места.
  2. Каждый месяц выполняется углубленное обследование комиссией по ОТ с участием ведущих сотрудников компании, доверенного лица профсоюза или коллектива.

По итогам проверки отмеченные недостатки заносятся в журналы по охране труда. В них же записываются предложения по устранению несоответствий, сроки выполнения соответствующих мероприятий и исполнителей. Последние ставят подписи.

Важный момент

Необходимо учитывать, чтобудет только тогда эффективен, когда весь персонал от рядовых работников до руководителей будет настойчиво и последовательно бороться за повышение качества рабочих условий. ключевым условием для компании в данном случае выступает наличие профсоюза или представительной структуры от коллектива. Председатель профессионального объединения играет значительную роль в решении вопросов по ОТ. В его компетенцию входит организация общественного контроля, руководство деятельностью уполномоченных сотрудников по охране труда, ведение переговоров с руководством.

Комиссия

В ее компетенцию входит организация совместной деятельности нанимателя и персонала по охране труда. На комиссию возлагаются следующие обязанности:

  1. Проверка состояния условий на рабочих местах.
  2. Информирование персонала о результатах обследования.
  3. Сбор предложений к разделу коллективного соглашения по ОТ.

Участие сотрудников

Ответственность за организацию и методическое сопровождение выполнения трехступенчатого контроля возлагается на соответствующий отдел или одного уполномоченного специалиста. Каждому инженерно-техническому работнику в рамках своей компетенции, установленной в должностной инструкции, надлежит участвовать в осуществлении мероприятий по ОТ. Содержание проверок на этапах контроля может дополняться в соответствии со спецификой деятельности предприятия, используемыми технологиями. Периодичность выполнения обследований и правила документирования их результатов почти одинаковы во всех компаниях и учреждениях.

Значение

Трехступенчатый контроль по охране труда на предприятии позволяет обеспечить:

  1. Выполнение требований законодательства по ОТ.
  2. Безопасность технологических процессов, сооружений, зданий, оборудования.
  3. Содержание территорий в надлежащем состоянии.
  4. Применение персоналом средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Соответствующие санитарно-гигиенические условия.
  6. Лечебно-профилактическое обслуживание персонала.
  7. Инструктаж, обучение, специальный анализ состояния рабочих участков в соответствии с требованиями ТК.

Положение о трехступенчатом контроле по охране труда

Этот акт определяет основные мероприятия и ответственных за их выполнение лиц. В Положении устанавливаются конкретные параметры контроля. На первом уровне мониторинг осуществляется в отношении:

  1. Выполнения мероприятий по ликвидации нарушений, обнаруженных в процессе предыдущих проверок.
  2. Микроклимата, освещенности на рабочих участках.
  3. Чистоты прилегающей территории.
  4. Исправности оснастки и рабочего инструмента.
  5. Состояния соответствия нормам электро- и пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим правилам.

На первом уровне также проверяется:


Еженедельный осмотр

Проведение трехступенчатого контроля по охране труда на втором уровне предполагает проверку:


Третий уровень

На последней ступени контроль проводится по всему предприятию в целом. Мероприятия осуществляются в соответствии с графиком, утвержденным руководством. Проверку выполняет комиссия во главе с техническим начальником. В ее состав включаются главные специалисты, работники службы ОТ, представители коллектива. На третьей ступени рекомендована проверка:

  1. Выполнения и результатов мероприятий, осуществленных на предыдущих этапах.
  2. Реализацию предписаний, приказов, распоряжений вышестоящих инстанций, комитета профсоюза.
  3. Выполнение мероприятий, установленных в коллективном соглашении и прочих актах.
  4. Состояния специальной оценки мест работы по условиям труда.
  5. Содержание сооружений, строений, помещений, проезжей, пешеходной части, переходов, галерей, тоннелей.
  6. Соответствия грузоподъемного, технологического, энергетического, транспортного и прочего оборудования установленным в стандартах по ОТ требованиям.
  7. Эффективности функционирования вытяжной и приточной вентиляционных систем, газо- и пылеулавливающих устройств.
  8. Выполнения графиков по планово-предупредительным ремонтам производственного, учебного оборудования, наличия схем коммуникаций и подключения энергоустановок.
  9. Обеспеченности персонала спецобувью, спецодеждой и прочими СИЗ, правильности их выдачи, содержания, стирки, ремонта, чистки.
  10. Проведения
  11. Обеспеченности персонала санитарно-бытовыми помещениями.
  12. Состояния уголков по ОТ.
  13. Соблюдения режима отдыха и работы, дисциплины.
  14. Состояния соответствия правилам электро- и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и пр.

На этом этапе также осуществляется пересмотр инструкций по ОТ, инструктажи и проверка знаний руководителей и специалистов.

Заключение

По результатам мониторинга оформляются акты о дисциплинарных взысканиях сотрудников, не исполняющих установленные предписания, разрабатываются мероприятия по совершенствованию рабочих условий с назначением их исполнителей и сроков реализации. На каждом этапе должны решаться самостоятельные задачи. На последующей ступени проводится контроль мероприятий, выполненных на предыдущем уровне. Результаты проверок в обязательном порядке документируются. Журналы по ОТ должны храниться у председателя комиссии. Члены комитета разрабатывают мероприятия по улучшению безопасности рабочих условий и представляет их руководству.

Система контроля за состоянием условий и охраны труда

Целью контроля за состоянием условий и охраны труда является предупреждение производственного травматизма, профзаболеваемости посредством осуществления комплекса мероприятий.
Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству (государственным нормативным требованиям охраны труда), разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:
- проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;
- измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;
- регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;
- регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;
- обследования состояния здоровья работников;
- мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.
Контроль за состоянием охраны труда является одним из главных элементов СУОТ и направлен на:
- проверку соответствия состояния условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда;
- выполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по охране труда;
- выявление и предупреждение нарушений и отклонений от требований государственных стандартов ССБТ, правил, норм, инструкций по охране труда;
- принятие эффективных мер по устранению выявленных недостатков.
Кроме того, при контроле за состоянием охраны труда анализируются результаты аттестации рабочих мест, делается оценка безопасности производства, эффективности средств коллективной и индивидуальной защиты.
Основными видами контроля являются:
- административно-общественный (оперативный) контроль;
- ведомственный контроль;
- государственный контроль;
- общественный контроль.

Административно-общественный (оперативный) контроль бывает, как правило - двух-, трехступенчатый.
Первая ступень - проводится непосредственным руководителем работ (мастером, сменным инженером, механиком, бригадиром и т.д.) непосредственно на участке, ежедневно перед началом работ (в течение смены). Проверяется состояние рабочих мест, исправность оборудования, инструмента и приспособлений, работа вентустановок, состояние санитарно-бытовых помещений, наличие инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.
В случае обнаруженных недостатков принимаются меры к их устранению, с записью в журнале.
На второй ступени оперативный контроль осуществляется руководителем структурного подразделения (начальником цеха, лаборатории, службы и т.д.) с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны труда и других служб подразделения с периодичностью не реже одного раза в месяц (день устанавливается исходя из графика проверок).
Контролируется состояние условий и охраны труда на одном из участков, при этом проверяется кроме перечня позиций первой ступени:
- исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;
- своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;
- выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;
- выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.;
Обнаруженные недостатки устраняются, делается запись в журнале. В случае невозможности выполнения какого либо мероприятия, оформляется докладная (служебная) записка на имя главного инженера.
По результатам проверки издается распоряжение по подразделению с конкретными мерами и выводами.
На третьей ступени оперативный контроль проводится главным инженером предприятия (техническим директором), совместно с председателем комитета (комиссии) по охране труда, с руководителем службы охраны труда и другими специалистами организации, с периодичностью не реже одного раза в квартал. Контролируется состояние условий и охраны труда в одном из цехов (участков), при этом проверяется, кроме перечня позиций второй ступени:
- выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;
- выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;
- организация обучения и проверок знаний руководителей и специалистов структурных подразделений;
- организация медицинских осмотров и других мероприятий лечебно-профилактического характера;
- проверяется выполнение других задач, решение которых входит в функции руководителей структурных подразделений и главных специалистов функциональных служб.
Результаты обследования (проверки) оформляются актом с изданием приказа по организации, итоги рассматриваются на производственном совещании проверенного структурного подразделения.
Генеральным директором один раз в год проводится комплексное обследование состояния охраны труда одного из структурных подразделений организации с обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании. По итогам проверки издается приказ.

Ведомственный контроль. Осуществляется вышестоящей организацией:
- при проведении комплексных проверок подведомственных организаций;
- при проведении целевых проверок состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях;
- по заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Общественный контроль. В соответствии со статьей 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
- принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда во всех структурных подразделения организации избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
На основании рекомендаций Минтруда РФ организации могут разрабатывать положения об уполномоченных, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.
При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации организации, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов.
Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива на срок не менее 2-х лет. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда в организации.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.
Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями участков (подразделений), выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой (специалистом) охраны труда и другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.
Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.


Примечание:
Подробнее о работе уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда можно прочитать в статье: «Общественный контроль охраны труда в организации»

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Аудит системы управления охраной труда

Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудита СУОТ.
Аудит системы управления охраной труда проводят для:
- определения наличия в организации функционирующей СУОТ, определения соответствия СУОТ требованиям охраны труда, положениям политики в области охраны труда;
- определения качества функционирования СУОТ, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;
- рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита системы управления охраной труда;
- представления информации по результатам аудита СУОТ руководству организации.
План проведения аудита СУОТ должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок СУОТ.
Методы аудита СУОТ должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.
По результатам аудита СУОТ составляют отчеты.
Аудит СУОТ по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.

Контроль является одной из основных составляющих системы управления безопасностью груда и от того, насколько полно он осуществляется, насколько эффективны и действенны решения, принимаемые по материалам контроля, во многом зависит состояние охраны труда в подразделении, на предприятии.
Контроль бывает двух видов:
1. Технический, если его объектами являются предметы труда (продукция, техническая документация и др.), средства труда (оборудование, инструмент), трудовые процессы.
2. Социальный, если его объектом является деятельность человека.
Контроль представляет собой систему проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям-законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, выявление результант воздействия субъекта на объект и отклонений от принятых управленческих решений.
Контроль является настолько важным средством обеспечения безопасности труда на производстве, что о необходимости этого вида деятельности говорится практически во всех нормативных актах по охране труда.
В любой деятельности важны принципы, па основе которых она строится. При осуществлении контроля такими принципами являются следующие.
Контроль должен быть эффективным. Этот принцип заключается в том, что контроль осуществляется не ради самого контроля, а для устранения обнаруженных недостач кон. Нет ничего хуже, как непринятие руководителем мер по выявленным недостаткам. Поэтому успех контроля определяется принятыми мерами.
Контроль должен быть полным, всесторонним и объективным. В этом принципе находит отражение одно из важнейших положений марксистско-ленинской диалектики, которая требует в любой отрасли знания всестороннего изучения предмета, познания всех сторон действительности, всех его связей и опосредствовании. Оно требует изучать факты и явления объективной деятельности не оторванно, не изолированно друг от друга. Выводы из результатов контроля будут объективны только в том случае, если они строятся не на единичных фактах, вырванных из общей связи причин и следствий и носящих случайный характер, а на фактах, отражающих существенные стороны явления.
Контроль должен быть непрерывным и регулярным, т. е. носить систематический характер, а не осуществляться от случая к случаю. И чем ниже ранг руководителя, тем выше должна быть систематичность. В отдельных случаях необходимо постоянное и непосредственное наблюдение за выполнением работ. Особые случаи, требующие с точки зрения обеспечения безопасности такого контроля, указаны в соответствующих правилах и инструкциях по технике безопасности.
Контроль должен быть своевременным. Этот принцип требует, чтобы контроль осуществлялся тогда, когда еще есть время для выполнения мероприятий по устранению препятствий, ошибок, недостатков. Этот принцип особенно важен при контроле планов, где фактор времени играет существенную роль.
Одной из эффективных форм контроля администрации и комитета профсоюза предприятия за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими законодательных и нормативно-технических актов по охране труда является трехступенчатый контроль.
Этот вид контроля не исключает проведение администрацией контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятий, а также общественного контроля профсоюзных органов. В зависимости от специфики производства, структуры и масштабов предприятия трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится на первой ступени — на участке цеха, карьера, шахты; на второй ступени — в цехе, карьере, шахте; на третьей ступени — на предприятии в целом.
Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) и общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью) — ив течение рабочего дня (смены).
По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия, определяются сроки и лица, ответственные за исполнение.

Если недостатки не могут быть устранены силами участка, то его руководитель обязан доложить об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.
Вторая ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой начальником цеха и старшим общественным инспектором по охране труда цеха, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха, инженер по технике безопасности предприятия и медицинский работник, закрепленный за цехом.
Комиссия намечает мероприятия но устранению недостатков, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения. Кроме того, начальник цеха (подразделения) должен организовать выполнение предложенных комиссией мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Третья ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия и председателем комитета профсоюза, не реже одного раза в квартал, а на практике, как правило, ежемесячно. В состав комиссии входят заместитель главного инженера по технике безопасности или руководитель службы охраны труда предприятия, председатель комиссии охраны труда комитета профсоюза, руководители технических служб, начальники газоспасательной службы, пожарной охраны, руководитель медицинской службы предприятия. Проверку проводят в присутствии руководителя и старшего общественного инспектора по охране труда, проверяемого подразделения.
Результаты проверки оформляются актом, в недельный срок они должны быть обсуждены на совещании у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива. На совещании должны присутствовать руководители всех участков и цехов предприятий. Здесь заслушиваются руководители тех участков (цехов), где выявлены неудовлетворительные условия труда, допущены нарушения правил безопасности и норм производственной санитарии. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием принятых решений и мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководитель предприятия издает соответствующий приказ.
На некоторых предприятиях организована и применяется еще одна, довольно эффективная форма контроля — целевые проверки состояния условий и охраны труда в подразделениях предприятия.
Целевые проверки осуществляет руководитель подразделения совместно со старшим общественным инспектором. В целевых проверках участвуют соответствующие руководители технических служб подразделения. Суть целевой проверки заключается в том, что по специальному графику в определенный день месяца проверяется состояние только одного какого-то объекта, хозяйства и пр. Например, в первую неделю января и июля проверяются состояние пожаро-и взрывоопасных помещений, газового хозяйства, кислоро-допроводов, сосудов, работающих под давлением, паро- и воздухопроводов, противопожарных средств.
Для этой целевой проверки начальник цеха привлекает помощника начальника цеха по оборудованию, энергетика цеха, механика; приглашает инженера бюро по надзору за объектами котлонадзора, инженера ОГЭ.
На основании материалов целевой проверки разрабатываются мероприятия с указанием сроков их исполнения и ответственных лиц, издается распоряжение по цеху.
В первую неделю марта и сентября организуется проверка состояния грузоподъемных машин, механизмов, подкрановых путей, грузозахватных устройств и приспособлений и т. д.
Разумеется приведенные выше примеры являются рекомендательными, их можно принять как типовые, они дают возможность понять суть целевых проверок. На предприятиях разрабатывают и вводят графики целевых проверок с учетом специфики производства и конкретного состояния охраны труда на данном предприятии.
Кроме перечисленных, существует еще много форм и методов контроля за состоянием условий и охраны труда, соблюдением нормативных документов.

Безопасность работников предприятия обеспечивается работодателем за счет внедрения и соблюдения правил охраны труда. Правильная организация работ позволяет избежать травматизма и уменьшить вредное влияние опасных факторов на работающих людей (в том числе собирая соответствующие комиссии: детали ). Заботясь о безопасности сотрудника, работодатель сам оказывается в выигрыше.

Трехступенчатый контроль, внедренный на предприятии, обеспечивает правильное функционирование системы безопасности на службе.

Что такое трехступенчатый контроль по охране труда?

Трехступенчатый контроль по охране труда может осуществляться разными методами. Трехступенчатая система контроля это мониторинг уже предписанных и выполненных работ по обеспечению системы безопасности на производстве.

Соответствующая система позволяет:

  • Производить систематическое наблюдение за действиями сотрудников всех уровней;
  • Соблюдать предписанные законом РФ стандарты;
  • Содержать рабочие места, бытовые помещения и производственные территории в порядке;
  • Осуществлять систематические обучения и инструктажи, повышающие культуру и увеличивающие знания работников по трудовым нормам;
  • Обеспечивать применений требований санитарных и гигиенических норм;
  • Проводить оздоровление членов коллектива.

Своевременный и регулярный мониторинг ступеней позволяет руководству корректировать действия и улучшать созданные условия для работы.

Трехступенчатый контроль по охране труда — нормативный документ

В ТК РФ вопросам охраны труда и проведению мероприятий по улучшению трудовых показателей отводится целый раздел. Но не в одной из глав не указано обязательное применение трехступенчатой системы контроля.

Выбор формы управления и контроля за соблюдением предписанных нормативов всецело ложится на плечи работодателя. В отдельных случаях в процесс выбора могут вмешаться контролирующие органы. Однако зачастую именно руководитель определяет, какую структуру оптимально ввести на предприятии. После внедрения структура регулируется в соответствии с принятыми в организации локальными документами.

Порядок проведения трехступенчатого контроля по охране труда

Трехступенчатая система безопасности по охране труда позволяет распределить обязанности в организации следующим образом:

  • 1-ая ступень – это непосредственные координаторы работ. Сюда относятся начальники смен и участков, бригадиры, мастера;
  • 2-ая ступень – руководители подразделений;
  • 3-я ступень – это комиссия во главе с директором учреждения.

Порядок проведения оперативных проверок по трехступенчатому процессу выглядит следующим образом:

  • Основные представители первых двух ступеней проводят регулярные проверки на рабочих, в рамках масштаба своих должностных инструкций;
  • Обязанностью ответственных лиц 3-го уровня, является внесение сведений по проведенным проверкам в журнал;
  • На основании сделанных записей составляется акт.

Наличие выявленных нарушений дает право на выдачу предписаний, для устранения несоответствий.


Для выполнения всех действий отводится определенные временные промежутки.

Приказ о введении трехступенчатого контроля за охраной труда на предприятии

Введение трехуровневой модели возможно при соблюдении положенных по закону нормативов. Приказ руководителя позволяет официально внедрить указанную систему.

В приказе необходимо указать:

  • Основание, которое повлекло за собой внедрение данного процесса;
  • Указание комиссионного состава третьей ступени и председателя комиссии. Обычно это директор организации;
  • Перечисление сотрудников, на которых возлагается важная миссия по проведению мероприятий на местах.

Одним из обязательных на предприятии документов, является положение о трехуровневой модели охраны труда. Это один из первых нормативных актов, который разрабатывается до начала внедрения указанной системы.

Образец заполнения журнала трехступенчатого контроля по охране труда

Трехуровневая система, которая обеспечивает безвредность профессиональной деятельности, имеет свою специфику – она должна обязательно отражаться в журналах.

Форма журнала является произвольным показателем, но лучше придерживаться следующих граф:

  • Порядковый номер строки;
  • Дата проводимой проверки;
  • Выявленное нарушение;
  • Конечный срок устранения нарушений;
  • Фамилия специалиста, проводившего проверку;
  • Подпись проверяющего.

В зависимости от целей работодателя в журнал могут быть внесены дополнительные графы. Рекомендуется оставлять один раздел, под названием «Примечание». В него можно вносить сведения разрозненного характера и неучтенные заранее данные.

Каждый наниматель по закону обязан следить за тем, что предприятие функционировало в соответствии с нормами трудового законодательства. Поэтому уменьшение негативного эффекта от профессиональной деятельности — первостепенная задача любого руководителя.

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Контроль за состоянием условий и охраны труда, соблюдением требований нормативных и правовых актов по охране труда является одним из основных элементов системы управления охраной труда в организации.

В зависимости от целей оценки функционирования системы управления охраной труда выполняют различные виды контроля:

  • текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
  • постоянный контроль состояния производственной среды;
  • многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;
  • проверка готовности организации к работе в осенне-зимнем периоде;
  • внутренняя проверка (аудит) системы управления;
  • внешняя проверка (аудит) органом по сертификации с выдачей сертификата соответствия.

Контроль за состоянием условий и охраны труда в организации осуществляется руководителями и специалистами, на которых приказами (распоряжениями) возложены эти функциональные обязанности, службой охраны труда или специалистами по охране труда, комитетом (комиссией) по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями государственных нормативных и правовых требований охраны труда осуществляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, совместный комитет по охране труда, представители представительного органа работников.

Законодательством не предусмотрено каких-либо особенностей организации контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах. Порядок проведения (процедура контроля) устанавливается работодателем самостоятельно.

Основные направления организации контроля условий и охраны труда по уровням управления зависят от структуры организации, специфики ее деятельности, численности работников.

Для крупных организаций, в которых особо выделяют процессы (технологические, вспомогательные, обслуживающие), непосредственно связанные с эксплуатацией оборудования, инструмента, транспорта — применимы три ступени контроля.

Деятельность малого (до 100 чел., микропредприятие до 15 чел.) и среднего (от 100 до 200 чел.) предприятия далеко не всегда удается подстроить под какую-либо схему. Тем не менее, практика работы по охране труда многих таких предприятий показывает, что для осуществления контроля применимы две ступени контроля.

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда является нормативным правовым актом, который разрабатывается и вводится для регламентации процедуры системы управления охраной труда в организации.

Структуру Положения определяют работодатель исходя из специфики деятельности организации и ее размера, а также принятых в организации методик разработки локальных нормативных актов. Приводимое ниже Положение подготовлено для непроизводственной организации, отсюда незначительное количество норм, определяющих механизм проведения контроля за состоянием условий охраны труда на производстве.

В Положении об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда целесообразно включить следующие разделы:

  1. Общие положения;
  2. Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда;
  3. Общественный контроль за состоянием охраны труда;
  4. Права специалистов, осуществляющих контроль за состоянием охраны труда.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Наименование организации

УТВЕРЖДАЮ:

наименование должности____________

подпись_____расшифровка подписи___

ПОЛОЖЕНИЕ

Об организации и проведении

контроля за состоянием охраны труда

1.Общие положения

1.1.Настоящее положение, разработано в соответствии со статьей 212, Трудового кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок организации контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах по стороны руководителей и специалистов организации совместно с первичной профсоюзной организацией.

1.2.Контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах в структурных подразделениях организации осуществляется руководителями структурных подразделений, специалистами службы охраны труда, Комитетом по охране труда путем проведения обследований структурных организаций (помещений и зданий в которых они располагаются).

1.3..Контроль за состоянием охраны труда проводится для установления:

а).соответствия фактического состояния охраны труда требованиям законодательства, правилам и нормам по охране труда;

б).степени выполнения работниками требований по охране труда, предписаний органов надзора, распоряжений руководства организации.

1.4.Основным содержанием контроля являются проверки:

а).соблюдения норм и правил охраны труда;

б).состояния обучения работников и пропаганда по охране труда;

в).состояние параметров микроклимата и наличия вредных производственных факторов, работы вентиляционного и другого санитарно-технического оборудования;

г).безопасности помещений и зданий;

д).безопасной эксплуатации транспортных средств, электрохозяйства, подъемников и лифтов, другого инженерно-технического оборудования;

е).обеспечения средствами индивидуальной защиты и их применения;

ж).состояния санитарно-бытового обеспечения работников;

з).состояние учета и анализа производственного травматизма;

и).выполнение предписаний контрольно-надзорных органов;

к).выполнение запланированных мероприятий по охране труда, в том числе в коллективном договоре;

л)._____________________________________________

1.5.По результатам обследований составляются акты и разрабатываются предложения по устранению выявленных нарушений норм и правил по охране труда.

1.6.Обследования структурных подразделений организации производятся в соответствии с планом работы Комитета по охране труда, который составляется 1 раз в год и доводится до сведения руководителей структурных подразделений.

1.7.___________________________________________

2.Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда

2.1.Проведение контроля на первом уровне:

2.1.1.Для проведения оперативного контроля на первом уровне создаются комиссии в составе руководителя структурного подразделения и специалистов службы охраны труда (определяемого начальником службы охраны труда в расписании работы комиссий, составляемых ежемесячно)

2.1.2.Комиссия еженедельно в начале рабочего дня проводит обследование структурного подразделения, в ходе которого проверяются:

а) организация и содержание рабочих мест;

б) состояние освещенности;

в) исправность оборудования, инструментов и приспособлений;

г) наличие необходимых инструкций по охране труда, пожарной безопасности;

д) наличие спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

е) проведение инструктажей по охране труда

ж) наличие средств пожаротушения;

з).____________________________________________

2.1.3.Все замечания записываются в журнал контроля за состоянием охраны труда с указанием сроков и исполнителей, ответственных за устранение выявленных несоответствий и нарушений.

2.2.Проведение контроля на втором уровне:

2.2.1.Комитет по охране труда еженедельно по графику, проверяет состояние охраны труда в структурных подразделениях.

2.2.2.При необходимости к работе Комитета привлекаются:

  • Представитель первичной профсоюзной организации;
  • _____(наименование должности__________________.

2.2.3.В ходе проверки второго уровня проверяется:

а).организация контроля первого уровня;

б).соблюдение в структурных подразделениях правил и норм по охране труда, а также выполнение распоряжений руководства организации, предписаний контрольно-надзорных органов;

в).выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда и мероприятий по материалам расследования несчастных случаев на производстве;

г).соблюдение правил эксплуатации и содержания зданий и помещений, оборудования и инструментов. состояния санитарно-бытовых помещений;

д).соблюдение правил эксплуатации электроустановок;

е).____________________________________________

2.2.4.Каждое структурное подразделение подлежит обследованию не реже 1 раза в 6 месяцев.

2.3.Результаты обследования рассматриваются на заседании Комитета по охране труда, оформляются протоколом. По итогам разрабатываются мероприятия по устранению нарушений и требований правил и норм охраны труда.

2.4._____________________________________________

3.Общественный контроль за состоянием охраны труда

3.1.Общественный контроль за соблюдением прав законных интересов работников в области охраны труда призван всемерно способствовать созданию здоровых и безопасных условий труда в структурных подразделениях организации.

3.2.Основными направлениями общественного контроля являются:

а).соблюдение работодателем законодательных и иных правовых актов по вопросам охраны труда;

б).состояние условий и охраны труда на рабочих местах;

в).выполнение работниками их обязанностей по соблюдению норм и правил по охране труда;

г).________________________________________________________

3.3.Общественный контроль за состояние охраны труда в организациях осуществляется первичной профсоюзной организацией: уполномоченными по охране труда, внештатными техническими инспекторами.

4.Права специалистов, осуществляющих контроль

за состоянием охраны труда

Специалисты, осуществляющие контроль за состоянием охраны труда имеют право:

4.1.Знакомиться с документами, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей в пределах своей компетенции.

4.2. Составлять акты, выдавать обязательные по результатам проверок для исполнения руководителями структурных подразделений и работниками предписаний об устранении нарушений.

4.3.Готовить предложения об отстранении от работы работников, не прошедших обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

4.4.Готовить представления на привлечение работников, виновных в нарушении требований по охране труда и дисциплинарной ответственности

4.5_____________________________________________________________

Скачать Примерное положение «Об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда» для непроизводственной сферы можно в разделе

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!



Просмотров