Система государственных органов по конституции ссср 1936. Органы власти в ссср схема

Общесоюзные наркоматы

Союзно-республиканские наркоматы

Иностранных дел

Внутренней торговли

Внутренних дел

Путей сообщения

Внешней торговли

Пищевой промышленности

Водного транспорта

Лесной промышленности

Финансов

Оборонной промышленности

Тяжелой промышленности

Зерновых и животноводческих совхозов

Земледелия

Здравоохранения

Были внесены принципиальные изменения в систему общесоюзных государственных органов. Их система была упрощена, четко разграничена компетенция законодательной и исполнительной властей.

Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти, состоящий из двух равноправных палат. Обе палаты избирались одновременно и на один и тот же срок – 4 года.

К исключительной компетенции Верховного Совета СССР было отнесено:

    издание общесоюзных законов;

    избрание Президиума Верховного Совета СССР;

    образование СНК СССР;

    избрание Верховного суда СССР и Прокурора СССР.

Президиум Верховного Совета СССР являлся вторым высшим государственным органом страны, но он не имел права заниматься законодательной деятельностью. Конституция предоставила ему право лишь толковать законы и принимать указы. На практике это привело к тому, что Президиум Верховного Совета СССР стал принимать указы, вносящие изменения в действующие законы, т. е. осуществлять законотворческую деятельность вопреки Конституции.

К ведению Президиума Верховного Совета СССР относились вопросы:

СНК СССР высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР.

СНК СССР как исполнительный орган должен был проводить в жизнь законы СССР, принимать действенные меры по выполнению народно-хозяйственного плана, защищать интересы государства и охранять права граждан.

СНК СССР как распорядительный орган наделялся правом издавать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты – постановления и распоряжения, которые являлись обязательными на всей территории СССР.

СНК СССР лишался права принимать общесоюзные законы.

В 1946 году СНК СССР был переименован в Совет Министров СССР.

Органы государственной власти и управления ссср по Конституции 1977 года

Как видно, система органов власти и управления в основном осталась прежней. Были уточнены и конкретизированы полномочия центральных органов, срок полномочий Верховного Совета СССР увеличился с 4 до 5 лет. Возрастной ценз для избрания в Верховный Совет СССР снизился с 23 лет до 21 года.

Тема. Местные органы власти и управления

Местные органы подразделяются на местные органы власти – Советы и органы управления – исполнительные комитеты (исполкомы) Советов и их отделы.

Данную тему следует рассматривать в связи с вопросами административно-территориального устройства, в соответствии с которым формировалась вся система органов Советской власти.

Период 1917–1922 годов характерен следующим административно-территориальным делением: область, губерния, уезд, волость .

Конституция РСФСР 1918 года закрепила структуру, полномочия, порядок избрания местных Советов. Конституцией было определено два вида местных Советов: Советы депутатов и съезды Советов.

Советы депутатов образовывались в городах, селах и других населенных пунктах.

Съезды Советов выступали в качестве представительных органов, действовавших на территории отдельных административно-территориальных единиц – волость, уезд, губерния, область.

Конституция РСФСР 1918 года к ведению местных Советов относила :

    проведение в жизнь всех постановлений высших органов Советской власти;

    разрешение всех вопросов, имеющих местное значение;

    объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

Съездам Советов принадлежало право контроля над деятельностью местных Советов.

Исполнительно-распорядительными органами Советов являлись исполнительные комитеты.

С образованием СССР появилась и возможность и необходимость провести новое районирование, т.е. изменить административно-террито-риальное деление.

К 1930 году в РСФСР сложилась следующая система:

Остальные республики делились только на районы, областное деление появилось в них позднее.

В 1925–1931 годах велись интенсивные работы по изменению законодательства о деятельности местных Советов. Были введены местные бюджеты, что давало Советам реальные финансовые средства. Местные органы власти и управления были приведены в соответствие с новым административно-территориальным делением. Существовали областные (краевые) и районные съезды Советов и их исполкомы, а также городские и сельские Советы и их исполкомы. Они имели право издавать постановления, обязательные для исполнения на своей территории, контролировать деятельность всех местных учреждений и предприятий, должны были являться проводниками политики партии и правительства на местах.

Конституция СССР 1936 года изменила систему Советов. Такое звено, как местные съезды Советов, было ликвидировано. В обобщенном виде выделяются областные (краевые), районные, городские, сельские Советы и их исполкомы. Конституция закрепила двухгодичный срок действия местных Советов.

Советы депутатов трудящихся должны были руководить деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивать охрану государственного порядка, соблюдение законов и прав граждан, руководить местным хозяйственным и культурным строительством, устанавливать местный бюджет.

Основная задача исполкомов – проводить в жизнь решения местных Советов, общесоюзных и республиканских законов, руководить деятельностью подчиненных им отделов, учреждений, организаций.

Но следует отметить, что происходило сращивание партийного и государственного аппаратов, и Советы (особенно в период культа личности И. Сталина) отстранялись от участия в принятии важных управленческих решений.

Конституция 1977 года изменила название Советов (Советы народных депутатов) , расширила их функции и полномочия. Были четко определены следующие направления деятельности местных Советов:

    руководство государственным, хозяйственным, социально-культурным строительством;

    утверждение планов экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

    осуществление руководства подчиненными им органами, предприятиями, учреждениями;

    обеспечение соблюдения законов, охрана государственного и общественного порядка, прав граждан.

По-прежнему сохранялся неустанный контроль партии, и большая часть вопросов решалась не Советами, а исполкомами.

VII съезд Советов СССР в одном из своих последних постановлений определил: "Предложить ЦИКу СССР избрать конституционную комиссию, которой поручить выработать исправленный текст Конституции на указанных в п. 1 основах и внести его на утверждение сессии ЦИК СССР" (СЗ СССР. 1935. N 8. Ст. 69). В соответствии с идеологическими воззрениями большевиков считалось, что изменения в социальной структуре общества, качественно иное его состояние требуют своей фиксации в тексте Основного Закона. Дескать, достигнуты еще одни рубежи на пути к коммунизму. В этом и заключался смысл п. 1 названного Постановления.

По мысли большевиков , достижение советским обществом основ социализма делает реставрацию капитализма в СССР невозможной, а раз так, то необходима дальнейшая демократизация власти и управления. В ситуации, когда исчезает классовый антагонизм первоначальной эпохи диктатуры пролетариата , представители повергнутых эксплуататорских классов могут быть уравнены в политических правах. Они могут быть допущены к выборам, сами выборы могут стать наконец-таки на двадцатый год революции прямыми, равными и тайными.

Согласно этому идеологическому представлению строился новый механизм государственной власти в СССР. При этом он подвергался упрощению и рационализации. В монолите Советской власти теперь появлялось место для технического разделения труда по управлению обществом: законодательная функция власти целиком и полностью вручалась Верховному Совету - двухпалатному парламенту. Исполнительная власть вручалась Правительству СССР, до 1946 г. именовавшемуся по-старому "Советом народных комиссаров", а после "Советом министров" (Вед. ВС СССР. 1946. N 10) . Судебная функция государственной власти олицетворялась единой судебной системой. Вместе с тем речь здесь может идти исключительно о техническом характере разделения власти, но никак не о действительном претворении в жизнь принципа разделения властей. Советская система отвергала этот принцип напрочь, напомним об этом еще раз.

Итак, высшим органом государственной власти становился Верховный Совет СССР (ст. 30) . Именно он осуществлял законодательную власть в стране (ст. 32) . Верховный Совет состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета национальностей. В случае разногласия между ними решение принималось согласительной комиссией (ст. 47) . Но, как и в предыдущий период, таких случаев ни разу не замечалось. Совет Союза избирался от всего населения страны по квоте: 1 депутат от 300 тыс. населения (ст. 34) . Совет национальностей формировался следующим образом: союзная республика посылала в него 25 депутатов, автономная - 11, автономная область - 5, национальный округ - одного депутата (ст. 35) . Палаты имели собственных председателей и по два заместителя. После 1956 г. каждая палата избирала уже по четыре заместителя. Палаты могли создавать собственные комиссии на постоянной основе (ст. ст. 50 и 51 ). Срок легислатуры Верховного Совета устанавливался в четыре года. Сессии полагалось проводить два раза в год.


Важнейшим органом Верховного Совета стал его Президиум - коллегиальный глава государства в СССР. Президиум формировался на первом заседании вновь избранного Совета в составе председателя и 15 его заместителей. В период с 1940 по 1956 г. таких замов было 16 по числу союзных республик. Помимо председателя и его заместителей в состав Президиума первоначально избиралось 24 человека, в 1946 г. их стало только 15, а в 1956 г. - 16.

К компетенции Верховного Совета относились все вопросы компетенции Союза ССР (ст. ст. 14 и 31 ). Исключение из этих вопросов составляли те, которые в силу той же ст. 31 были подведомственны Президиуму Верховного Совета СССР, Совнаркому (Совмину) СССР и наркоматам (министерствам). Фактически именно в этой статье закреплялось техническое разделение государственной власти в СССР. Если мы посмотрим на те вопросы, которые отнесены к ведению высших государственных органов Союза, то это и позволит сделать вывод, что Верховный Совет обладал полномочиями представительного законодательного органа власти. Президиум Верховного Совета обладал полномочиями главы государства , традиционными для него. Совнарком (Совмин) ведал вопросами, обычно относимыми к компетенции Правительства - руководящего органа исполнительной власти, а наркоматы (министерства) являлись образчиками органов центрального отраслевого управления.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР являлся Совнарком (Совмин) СССР. Правительство образовывалось Верховным Советом на первом его заседании после проведения новых выборов (ст. 56) . Правительство СССР, по Конституции 1936 г., образуется в составе министров, Председателя СНК СССР, первых заместителей Председателя СНК СССР, заместителей Председателя СНК СССР, Председателя Государственного планового комитета СНК СССР, председателя Комитета народного контроля, председателя Комитета заготовок, председателя Комитета по делам искусств, председателя Комитета по делам высшей школы (ст. 70) . В 1956 г. тем не менее произошло радикальное увеличение численности Совмина СССР. В его составе к прежним заместителям добавились первые заместители, помимо министров в состав Совета вошло еще 19 председателей государственных комитетов и приравненных к ним ведомств, например, председатель правления Госбанка СССР, начальник ЦСУ СССР. Тогда же было определено, что в состав Совмина СССР входят председатели Совминов союзных республик.

Компетенция Правительства СССР определялась ст. 68 Конституции. Положения ее, заметим, традиционные для высшего правительственного органа власти.

Органы центрального управления, по Конституции 1936 г., были представлены в лице наркоматов, после 1946 г. - министерствами. Как и ранее, они носили строго отраслевой характер. К ним примыкали ведомства - учреждения, равно наделенные конституционным статусом. Чаще всего они именовались "государственными комитетами". Но были и исключения, например Совет при Совмине СССР по делам религий или Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС), эти ведомства в Конституции не упомянуты, но их статус все равно соответствовал статусу союзного министерства.

Доктринальное определение министерства того периода способно только сбить с толку современного исследователя. Например, "советские министерства - это части социалистического госаппарата. Они построены и действуют на основе демократического централизма, проводят в жизнь принципы социалистической законности, государственного планирования, равноправия наций и учета национальных особенностей, широкого участия масс в государственном управлении" [Аманов. 1960: 11].

Классификация министерств согласно Конституции 1936 г. изменилась. Теперь в СССР существовали общесоюзные, союзно-республиканские или республиканские наркоматы (министерства) (ст. ст. 74 и 86 Конст. ). По сравнению с предыдущим периодом также более четко были установлены критерии подобной классификации.

Так, общесоюзные министерства руководили порученной им отраслью государственного управления на всей территории СССР или непосредственно через назначаемые ими органы (ст. 75) . Список таких министерств фиксировался в ст. 77 Конституции. Он, надо сказать, постоянно изменялся, если в 1936 г. общесоюзных наркоматов было 8, то к 1947 г. их стало 35, а после 1957 г. их осталось только 6.

Союзно-республиканские наркоматы (министерства) руководили порученной им отраслью государственного управления через одноименные республиканские министерства. При этом в их подчинении находились предприятия, чей список утверждался Президиумом Верховного Совета СССР (ст. 76 Конст.) . Количество таких министерств также разнилось в зависимости от времени. Стоит отметить и то, что они находились в двойном подчинении: от Совмина СССР и Совмина союзной республики (ст. 87) .

Наконец, республиканские наркоматы (министерства) руководили порученной им отраслью государственного управления, входящей в компетенцию союзной республики (ст. 84) . Они непосредственно подчинялись как Совмину своей республики, так и соответствующему союзно-республиканскому Министерству СССР (ст. 88) .

Конституция 1936 г. подробно в отличие от Конституции 1924 г. рассматривала вопросы государственной власти и управления союзных и автономных республик. Этому были посвящены соответственно гл. IV, VI, VII. Организация этих органов власти и управления целиком копировала структуру союзных. Тем не менее в республиканских конституциях, изданных в 1937 г., регулировались вопросы компетенции республиканских органов власти и управления, порядок их формирования и деятельности.

Говоря о режиме функционирования Конституции - самом продолжительном по времени из всех советских конституций, нельзя не упомянуть о семилетнем периоде с 1957 по 1964 г., когда на уровне союзной республики существовали так называемые Советы народного хозяйства (Совнархозы).

Совнархозы.

В 1957 г. был принят новый Закон "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством" (Вед. ВС СССР. 1957. N 11) . На основании этого Закона в Конституцию СССР вносились изменения: ст. ст. 88-а и 88-б .

Основной замысел реформы сводился к отказу от отраслевого принципа управления народным хозяйством и к переходу на территориальный принцип "на основе экономических административных районов" (ст. 2 Зак.) . С этой целью в союзных республиках образовывались особые административные единицы, в рамках которых создавались совнархозы. По замыслу авторов реформы все промышленные предприятия на территории этой экономической административной единицы переходили из подчинения министерств, которые вообще упразднялись (ст. ст. 9 и 11 Зак. ), в подчинение совнархозу. Если на территории республики имелось несколько экономических административных районов, то их совнархозы объединялись в республиканский совнархоз (ст. 3 Зак.) .

Организационно совнархоз состоял из председателя, его заместителей и членов. Председатель совнархоза мог состоять в ранге республиканского министра. Дело в том, что республиканские министерства в основном не упразднялись этой реформой, основной удар был нанесен по общесоюзным и союзно-республиканским министерствам. Председателя и членов совнархоза утверждал Совмин союзной республики, тогда как председателя и членов республиканского совнархоза назначал Президиум Верховного Совета союзной республики. Руководство совнархозами осуществлял Совмин союзной республики, но республиканский совнархоз подчинялся еще и Совмину СССР. При совнархозах на правах совещательного органа образовывался Технико-экономический совет.

Эта реформа - плод типично советского идеологического заблуждения, что экономикой можно управлять посредством приказов, инструкций и одних бюрократов, сменяя их другими. Производительность труда, урожайность полей от этого, как известно, не зависят. В конце концов внесенные этой реформой в советскую плановую экономику дезорганизация и хаос вынудили отказаться от нее.

Конституция СССР 1936 г. упорядочила систему местных органов государственной власти. На местах - краях, областях, округах, районах, городах, селах образовывались Советы депутатов трудящихся (ст. 94 Конст.) . Теперь эти советы формировались посредством прямых выборов сроком на два года (ст. 95 Конст.) . Исполнительными органами Советов являлись исполкомы, которые помимо подчинения собственному Совету были подотчетны исполкому вышестоящего Совета (ст. 101 Конст.) . Именно таким образом теперь обеспечивалось единство Советской власти.

История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.

Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР.

Исключительно Верховный Совет СССР осуществляет законодательную власть.

Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива.

Законы считаются утвержденными, если они приняты обеими палатами простым большинством голосов.

Верховный Совет СССР может назначать, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, причем все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.

Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР: их нельзя было привлечь к судебной ответственности или арестовать без согласия Верховного Совета СССР.

Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР.

Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему Президиум Верховного Совета СССР.

Президиум Верховного Совета СССР обладал широчайшими правами: созывал сессии, давал толкование действовавших законов, издавал указы, распускал Верховный Совет и назначал новые выборы; производил всенародный опрос (референдум); осуществлял право помилования; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; объявлял общую и частичную мобилизацию; ратифицировал международные договоры и т. п.

Правительство СССР (Совнарком) было высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, объединяя и направляя работу 8 общесоюзных наркоматов: обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности и 10 союзно-республиканских наркоматов: пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия и др.

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

40. Высшие органы государственной власти и управления Испании Высшие органы государственной власти Испании представлены Королем, Генеральными кортесами, Правительством и Конституционным судом.Король обладает полномочиями главы государства, Генеральные кортесы

Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович

Высшие органы государства Конституция США подробно регламентирует порядок выборов, формирования и деятельности высших государственных органов - Конгресса, президента республики. Верховного суда. Их конституционные взаимоотношения определяются принципом разделения

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

Высшие органы государства Япония по форме правления - парламентарная монархия, поэтому деятельность и взаимоотношение центральных органов имеют черты, свойственные этой форме правления.Парламент в соответствии со ст. 41 конституции является «высшим органом

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

Высшие органы законодательной и исполнительной власти Союза Индийский парламент, подобно британскому, состоит из трех частей: президента. Совета штатов и Народной палаты (ст. 79). Предполагается, что Народная (нижняя) палата выражает интересы федерации в целом, а Совет

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

Высшие органы штатов, союзных территорий и местное самоуправление Высшими органами власти каждого из 25 штатов являются: губернатор, легислатура штата. Совет министров и Высший суд штата.Губернатор возглавляет в штате высшую впасть. Он назначается президентом

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Высшие органы власти Польши Малая конституция в основу организации высших органов государственной власти кладет принцип разделения властей, провозглашая, что носителями законодательной власти являются Сейм и Сенат Республики, исполнительной власти - Президент и

Из книги автора

40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти реформы принято подразделять на три этапа:1) 1699–1710 гг. – частичные преобразования;2) 1710–1719 гг. – ликвидация

Из книги автора

83. Конституция СССР 1936 г Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.Предпосылки создания Конституции 1936 г.:1) СССР все более превращался в

Из книги автора

63. Высшие органы государственной власти и управления Испании Полномочия главы государства принадлежат Королю, законодательная власть – Генеральным кортесам, исполнительная – правительству, Конституционный суд – орган конституционной юстиции.Установленная

Из книги автора

41. Высшие органы управления после смерти Петра Первого После смерти Петра, в начале 1726 г., для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат перестал играть роль главного органа государства и превратился в одну из коллегий. В

Из книги автора

49. Высшие органы управления в начале XIX в. Россия в первой половине XIX в. оставалась по форме правления абсолютной монархией. Для управления государством абсолютный монарх использовал разветвленный чиновничий аппарат.До 1801 г. высшим совещательным органом был Совет при

Из книги автора

87. Высшие государственные органы СССР по Конституции 1924 г Высшим органом власти СССР объявлялся съезд Советов СССР.В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался

В стране произошли серьезные изменения. В связи с этим Пленум ЦК ВКП(б) принял решение внести на VII съезде Советов СССР предложение об изменении Конституции СССР.

В соответствии с решением съезда ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина.

5 декабря 1936 г. чрезвычайный VIII съезд Советов СССР постатейным голосованием, а затем в целом единогласно утвердил проект Конституции СССР. День принятия Конституции был объявлен всенародным праздником.

Конституция СССР 1936 г. состояла из 13 глав, включающих 146 статей.

Глава I Конституции рассматривала общественное устройство:

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.

Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

Статья 5. Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).

Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.

Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно.

Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого.

Статья 10. Право личной собственности граждане на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом.

Статья 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.

Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: “кто не работает, тог не ест”.

В СССР осуществляется принцип социализма: “от каждого по его способности, каждому - по его труду”.

В главе II Конституции «Государственное устройство» закреплялись принципы советского социалистического федерализма (ст. 18): Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик.

Конституция закрепила изменения в развитии национальных отношений в СССР, укрепление дружбы и братства советских народов. Возросло количество союзных республик в составе Союза, больше стало автономных образований. Более четко сформулирована компетенция Союза ССР и каждой республики. К ведению СССР в лице его высших органов власти и органов государственного были отнесены такие вопросы как (ст.14):

а) представительство Союза в международных сношениях, заключение и ратификация договоров с другими государствами;

б) вопросы войны и мира;

в) принятие в состав СССР новых республик;

г) контроль за исполнением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР;

д) утверждение изменений границ между союзными республиками;

е) утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик;

ж) организация обороны СССР и руководство всеми вооруженными силами СССР;

з) внешняя торговля на основе государственной монополии;

и) охрана государственной безопасности;

к) установление народнохозяйственных планов СССР;

л) утверждение единого государственного бюджета СССР, а. также налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканского и местных;

м) управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями общесоюзного значения;

н) управление транспортом и связью;

о) руководство денежной и кредитной системой;

п) организация государственного страхования;

р) заключение и предоставление займов;

с) установление основных начал землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами;

т) установление основных начал в области просвещения и здравоохранения;

у) организация единой системы народнохозяйственного учета;

ф) установление основ законодательства о труде;

х) законодательство о судоустройстве и судопроизводстве; уголовный и гражданский кодекс.

За каждой союзной республикой закреплялось право на свою Конституцию, учитывавшую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР (ст.16). Также за каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР (ст.17).

Определялось, что законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик (ст.19). 20. В случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным действует общесоюзный закон.

Отказ от диктатуры пролетариата позволили сделать Конституцию 1936 г. более демократической за счет закрепления в ней более широкого списка прав и свобод советских граждан. Этому была посвящена специальная глава, в которой устанавливалось равноправие граждан СССР независимо от их национальности и расы, пола и вероисповедания во всех областях хозяйственной и общественно-политической жизни. Статья 21 для граждан СССР устанавливала единое союзное гражданство. Каждый гражданин союзной республики является гражданином СССР.

Конституционно закрепились такие важнейшие права и свободы, как право на труд, на отдых, на материальное обеспечение, на образование, свободы человека, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенности личности и жилища, тайны переписки. Вместе с тем определялся механизм гарантий и реализации прав и свобод: материальные и социально-политические.

Одновременно в Конституции определялись и закреплялись основные обязанности советских граждан перед обществом и государством: обязанность соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, беречь и укреплять социалистическую собственность, защищать свое Отечество, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.

Новые подходы определились в порядке формирования Советов трудящихся, которые избирались всеми гражданами СССР, достигшими 18-летнего возраста, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом к лишению избирательных прав.

Изменения коснулись и структуры системы высших органов власти, чему была посвящена III глава. Верховный Совет СССР – новый законодательный орган - состоящий из двух равноправных палат Совета Союза и Совета Национальностей. Совету Союза и Совету Национальностей в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива. Закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами Верховного Совета СССР простым большинством голосов каждой палаты. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинаются и заканчиваются одновременно.

Порядок формирования палат:

Статья 34. Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения.

Статья 35. Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 32 депутата от каждой Союзной республики, по 11 депутатов от каждой Автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа.

Верховный Совет СССР избираелся сроком на четыре года. Сессии Верховного Совета СССР созываются Президиумом Верховного Совета СССР два раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета СССР по его усмотрению или по требованию одной из союзных республик.

В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах. Если согласительная комиссия не приходит к согласному решению или если ее решение не удовлетворяет одну из палат, вопрос рассматривается вторично в палатах. При отсутствии согласного решения обеих палат Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР и назначает новые выборы.

Верховный Совет СССР избирал на совместном заседании обеих палат Президиум Верховного Совета СССР.

Президиум Верховного Совета СССР созываел сессии Верховного Совета СССР; издавал указы; давал толкование действующих законов СССР; мог распускаеть Верховный Совет СССР на основании 47 статьи Конституции СССР и назначать новые выборы; мог отменять постановления и распоряжения СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону и т.д.

Верховный Совет СССР образует на совместном заседании обеих палат Правительство СССР - Совет Народных Комиссаров СССР. СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР.

В Конституции определяется порядок формирования, организации и деятельности высших представительных органов государственной власти союзных и автономных республик, а также местных Советов. Обстоятельно были определены системы и полномочия органов государственного управления, суда и прокуратуры.

После принятия Конституции 1936 г. началась работа по приведению в соответствие с ней всего законодательства. К концу марта 1937 г. были разработаны и утверждены Конституции Союзных республик, а в январе 1938 г. всех автономных республик, входящих в состав Союза ССР. По своему содержанию они полностью соответствовали Конституции СССР, конкретизировали и развивали ряд ее положений, но это были в целом оригинальные акты, учитывавшие исторические условия и национальные традиции каждой республики.

На базе Конституций СССР и союзных республик были перестроены все органы государственной власти, начиная в Верховного Совета СССР и кончая городскими, поселковыми и сельскими Советами.

Таким образом, принятием Конституции СССР 1936 г. и Конституций союзных и автономных республик завершился процесс конституционного оформления существенных изменений, которые произошли в экономической и социально-политической жизни нашей страны, связанных с построением основ социализма.

Выводы . В 30-е годы существенные изменения происходят в механизме Советского государства. Они были неразрывно связаны с развитием как общественного устройства, так и организации государственного единства. В Конституции СССР 1936 года получили отражение права, свободы и обязанности граждан. Была сформирована новая система органов государственной власти, основанная на принципе разделения властей: Верховный Совет – высший и единственный законодательный орган власти; правительство – Совет Народных Комиссаров; Верховный Суд СССР – высший судебный орган власти, который подчиняется только закону.

В феврале 1935 г. пленум ЦК ВКП (б) принял решение об изменении Основного закона (Конституции) СССР. В соответствии с ним VII Всесоюзный съезд советов постановил внести изменения 8 союзную Конституцию.

ЦИК СССР образовал конституционную комиссию во главе с И. В. Сталиным. К апрелю 1936 г. был подготовлен первоначальный, а в мае того же года - окончательный проект Основного закона. Вместо изменения действующей Конституции был создан совершенно новый конституционный акт.

В июне 1936 г. проект был одобрен пленумом ЦК коммунистической партии. Пленум решил утвердить проект на Всесоюзном съезде советов. Проект был опубликован во всех газетах страны. Организовывалось всенародное обсуждение, в котором по официальным данным участвовало 55% взрослого населения страны.

5 декабря 1936 г. чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд советов принял текст Конституции (Основного закона) СССР. В средствах массовой информации и официальной историографии утвердилось ее наименование «сталинская конституция».

Конституция включала в себя 13 глав и насчитывала 146 статей:

Глава 1. Общественное устройство;

Глава II. Государственное устройство;

Глава III. Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик;

Глава IV. Высшие органы государственной власти союзных республик;

Глава V. органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик;

Глава VI. Органы государственного управления союзных республик;

Глава VII. IV Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических республик;

Глава VIII. Местные органы государственной власти;

Глава IX. Суд и прокуратура;

Глава X. Основные права и обязанности граждан;

Глава XI. Избирательная система;

Глава XII. Герб, флаг, столица;

Глава XIII. Порядок изменения Конституции.

В соответствии с классовым подходом и коммунистической идеологией конституционные нормы утверждали социалистический тип советского государства, социалистический характер общества и экономической системы. СССР определялся как «социалистическое государство рабочих и крестьян» (ст. 1).

Экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность. Закреплялся плановый принцип организации хозяйственной жизни. Труд объявлялся «обязанностью и делом чести» (ст. 12).

Социалистическая собственность имела две формы: государственную и кооперативно-колхозную. Земля, недра, воды, леса, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, крупные сельскохозяйственные предприятия, коммунальные предприятия и основной жилой фонд находились в государственной собственности. В собственности колхозов и кооперативов могли находиться постройки, инвентарь, скот. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Частная собственность не признавалась, однако устанавливалось право личной собственности граждан и допускалось «мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей», если при этом не применялся наемный труд. Колхозники также могли вести подсобное хозяйство, но в ограниченных размерах.

Хозяйственная жизнь определялась государственными планами.

Конституция отразила усиление централизации управления экономикой. В ведение СССР в лице общесоюзных органов власти перешло управление финансовой системой и сельским хозяйством, а также значительной долей промышленности и торговли.

Политическую основу СССР составляли советы депутатов трудящихся (ст. 2). Новое название советов (вместо прежнего - советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов) призвано было подчеркнуть участие в работе советов всех трупп трудящихся.

Структура системы советов была изменена и упрощена. Упразднялись съезды советов всех уровней. На всех уровнях функционировали советы: от Верховного совета СССР до сельских советов. Советы сохранили сессионный порядок работы.

Высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный совет СССР. Высшими органами государственной власти союзных республик и автономных республик были их верховные советы. Все иные советы назывались местными: краевые, областные, автономных областей, автономных округов, районные, городские, сельские.

Впервые в советской истории в конституционном акте была закреплена руководящая роль коммунистической партии в политической системе. Партия была объявлена руководящим ядром всех общественных и государственных организаций (ст. 126).

Избирательная система подверглась существенным изменениям. Активное и пассивное право были предоставлены всем гражданам СССР (ст. 134). Тем самым было отменено правило о лишении избирательных прав представителей «эксплуататорских классов». Отменялось и неравное представительство городских (рабочие) и сельских (колхозные крестьяне) жителей: все граждане должны участвовать в выборах на равных основаниях (ст. 136). Отменялась многоступенчатость выборов. Выборы во все советы стали прямыми. При этом вводилось тайное голосование.

Указанные изменения избирательного права означали его демократизацию. Однако сохранение однопартийной системы, отсутствие какой-либо политической конкуренции, полный контроль партийно-государственного руководства над всей процедурой выборов придали этой демократичности внешний, «показательный» характер.

В 1937 г. социалистическая экономическая и политическая система была закреплена конституциями союзных республик. Все конституции имели одинаковые или схожие основные положения. Близость содержания подчеркивалась сходством структуры: две первые главы каждой конституции имели одинаковое название («общественное устройство» и «государственное устройство»). Политическую основу всех республик составляли советы депутатов трудящихся. Все конституции закрепляли руководящую роль коммунистической партии. Во всех конституциях говорилось о добровольном объединении в составе СССР, о сохранении права на выход из состава союза. Имевшиеся различия менее важного характера определялись специфическими условиями отдельных республик. Например, конституции Таджикской, Туркменской и Узбекской республик декларировали национальное воссоединение их народов.

В рассматриваемый период государственные полномочия осуществляли не только государственные органы, но и руководящие органы ВКП(б). Партийные органы превратились по существу в важнейший компонент государственного механизма.

Партийное руководство определяло внутреннюю и внешнюю политику страны и решало все важнейшие вопросы. Фактически руководителем СССР являлся генеральный секретарь (с 1934 г.

Секретарь) ЦК ВКП(б) И. В. Сталин, не занимавший государственных постов. В стране сформировался культ личности Сталина. Официальная пропаганда широко использовала неюридическую терминологию, обозначавшую исключительное положение Сталина («вождь», «гениальный продолжатель дела Ленина», «великий зодчий коммунизма», «отец народов» и пр.).

Центральные партийные органы (съезды, конференции, ЦК, Политбюро) принимали решения, являвшиеся обязательными как для членов партии, так и для государственных органов. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин отмечал: «Кадры партии - это командный состав партии, а так как наша партия стоит у власти - они являются также командным составом руководящих государственных органов».

Прерогативой партии являлось формирование кадрового руководящего состава государственных органов. Центральные партийные органы СССР и союзных республик решали вопросы назначения и увольнения руководителей советов, народных комиссаров и т. д. Во исполнение партийных директив государственные органы проводили необходимые процедуры избрания, назначения, перевода на другую работу.

Высшим государственным органом до 1936 г. юридически являлся Всесоюзный съезд советов. Конституция СССР 1936 г. предусматривала в качестве высшего государственного органа Верховный совет СССР. Верховный совет состоял из двух равноправных палат: Совета Союза, избираемого по территориальным округам, и Совета национальностей, избираемого по национальным округам.

К компетенции Верховного совета относилось принятие законов, формирование правительства.

Функции главы государства выполнял Президиум Верховного совета (председатель - М. И. Калинин). Президиум имел право издавать указы в качестве общеобязательных нормативных актов.

Функции правительства выполнял Совет народных комиссаров СССР (СИК СССР). Члены СНК избирались Верховным советом.

При СНК функционировал экономический совет, контролировавший выполнение хозяйственных планов. ВСНХ был преобразован в наркомат тяжелой промышленности. Центральными отраслевыми органами управления являлись народные комиссариаты.

Количество, структура и компетенция наркоматов менялись. Например, в 1936 г. был создан Наркомат юстиции СССР, в компетенцию которого входило: контроль за деятельностью судов, коллегий адвокатов, нотариата, оказание юридической помощи населению, кодификационная работа, обобщение судебной практики.

В 1938 г. Закон СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республиках» установил следующую систему судебных органов. Она состояла из общих судов и специальных судов.

Судами первой инстанции были народные суды. В качестве второй инстанции выступали коллегии по гражданским и уголовным делам краевых, областных, окружных судов. Высшими судебными инстанциями являлись Верховные суды автономных и союзных республик и Верховный суд СССР.

Постоянно повышалось значение правоохранительных органов.

В 1933 г. была создана прокуратура СССР. С 1936 г. прокуратура превратилась в централизованную систему: все прокуроры страны стали подчиняться Прокурору СССР. Наркоматы юстиции союзных республик лишились полномочий по контролю за органами прокуратуры.

В 1934 г. система правоохранительных органов была централизована. В состав НКВД СССР было включено ОГПУ. Среди структурных подразделений НКВД имелись Главное управление рабоче-крестьянской милиции и Главное управление лагерей (ГУЛАГ). При НКВД действовал карательный несудебный орган - Особое совещание. Совещание имело полномочия применять в административном прядке меры уголовного наказания: ссылка, заключение в исправительно-трудовые лагеря.

НКВД осуществлял функции охраны общественного порядка, обеспечения государственной безопасности, охраны государственных границ. Затем в его ведение были переданы управление автомобильными дорогами, архивами, картографией и т. д.

В 1941 г. НКВД был разделен на Наркомат внутренних дел (НКВД) и Наркомат государственной безопасности (НГБ).

В 1940 г. была проведена централизация контролирующих органов. Образован Наркомат государственного контроля СССР вместо ранее существовавших контрольных органов. Указания Наркомата государственного контроля являлись обязательными для руководителей предприятий и учреждений.

3. Местные органы власти. В 1938-1940 гг. прошла реорганизация местных органов государственной власти.

В 1938 г. прошли выборы в Верховные советы союзных и автономных республик, в 1939 г. - выборы в областные, краевые, окружные, городские, поселковые и сельские советы. Кандидаты блока коммунистов и беспартийных получили 98-99% голосов. После выборов новые Советы сформировали свои исполнительные комитеты. «К началу 1940 г. была перестроена вся система органов государственной власти сверху донизу в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и Конституциями союзных республик».

4. Вооруженные силы. Существенно изменилось как управление, так и организация вооруженных сил.

Территориально-милиционная система была ликвидирована. Все вооруженные силы стали кадровыми. Закон «О всеобщей воинской обязанности» (1939 г.) увеличил сроки военной службы по призыву до трех лет в сухопутных частях и до пяти лет во флоте. Призывной возраст снижался до 19 лет, а для окончивших среднюю школу - до 18 лет. Женщины, имевшие медицинскую, санитарную и специальную техническую подготовку подлежали воинскому учету, призыву на учебные сборы в мирное время и на военную служб в военное время.

В 1935 г. штаб РККА переименован в Генеральный штаб; в 1937 г. образован Наркомат военно-морского флота; в 1938 г. создан Главный военный совет Красной армии и Главный совет военно-морского флота. Увеличилось количество военных округов.

В автономных республиках, краях, областях и городах создавались военные комиссариаты, обеспечивавшие воинский учет и призыв в армию. При партийных комитетах создавались военные отделы.

В 1937 г. был введен институт военных комиссаров. Он просуществовал недолго и был ликвидирован в 1940 г. с учетом опыта военных действий против Японии и Финляндии.

Во второй половине 1930-х гг. была изменена система воинских званий. Устанавливались новые генеральские, адмиральские и офицерские звания.

Кадровый состав вооруженных сил подвергся политическим репрессиям. В силу этого уровень компетентности советских генералов, адмиралов и офицеров накануне Великой Отечественной войны серьезно понизился.

К 1941 г. по численности личного состава вооруженных сил СССР занимал одно из первых мест в мире, а по количеству боевой техники - первое место в мире.



Просмотров