Конституционный строй. Основы конституционного строя, народовластие в рф

Россия, как и большинство других стран мира, имеет основной закон - Конституцию. Тем самым организуется, как считают многие современные исследователи, особый строй, в рамках которого осуществляется политическое управление государством. Каковы его особенности? Что такое конституционный строй в видении исследователей? Каковы критерии, по которым определяется соответствие ему политических систем современных государств?

Что такое конституционный строй?

Термин "конституционный строй", понятие и элементы, его характеризующие, вошли в научный оборот и получили законодательное закрепление достаточно недавно. Их возникновение многие исследователи связывают с разработкой и принятием в России самостоятельной Конституции. Которая считается основным законом государства. Безусловно, само возникло в мировой политической теории достаточно давно. Первые образцы соответствующих источников права были внедрены в практику государственного управления в 18-19-м веках. Была своя Конституция в СССР. Однако научные исследования соответствующего типа строя активно начались только после начала в нашей стране демократических преобразований в конце 80-х. Таким образом, некоторые исследователи считают, что понятие основ конституционного строя, критерии, позволяющие определить, присутствует ли он в государстве и в рамках каких механизмов функционирует, имеют научную природу.

Сама по себе конституционность существует давно, но научные школы, в которых осуществляется ее исследование, по крайней мере в России, - совсем молодое явление. Направленность соответствующих наработок ученых в основном сконцентрирована на проблематике, отражающей реализацию конституционных принципов в РФ. А также на сопоставлении достигнутых государственной системой нашей страны результатов и создании суверенной модели политического управления с образцами, функционирующими за рубежом. При этом рассматриваются как страны с богатой демократической историей, так и государства, которые, как и Россия, переходили из социалистической модели развития в капиталистическую. Понятие конституционного строя РФ, определяемое учеными нашей страны, сопоставляется с теоретическими наработками зарубежных коллег. И наоборот - происходит обмен научным опытом.

Понятие конституционного строя российские политологи чаще всего связывают с системой отношений между людьми, которая на законодательном уровне закрепляет статус ключевых механизмов государственного управления. Применительно к демократическим странам основной задачей функционирования соответствующих институтов признается реализация прав и свобод человека. Но бывают разные политические режимы - в частности те, которые по ряду критериев трудно признать демократическими. Принципы конституции в таких государствах, тем не менее, могут быть реализованы. По крайней мере так считают многие политологи.

Конституция и демократия

Впрочем, есть точка зрения, согласно которой понятие конституционного строя несовместимо с государствами, в которых нет места традиционным демократическим правам и свободам. С теми, где в основу политического управления заложены принципы авторитаризма или тоталитаризма. Основной аргумент сторонников данной точки зрения: конституционные нормы при подобных режимах попросту не могут быть в достаточной мере защищены. То есть государство, где, к примеру, все решает один человек или группа лиц при авторитаризме, неспособно стабильно выполнять условия общественного договора.

Таким образом, ключевой критерий конституционности, согласно распространенной точке зрения, - присутствие правовых механизмов, базируемых на демократических началах. Как правило, это обозначает выстраивание политической системы в государстве по образцу западных стран. В которых демократическая традиция существует очень давно. Сущность подобных механизмов предполагает, прежде всего, стабильность в выполнении государством условий общественного договора. Чего не всегда можно достичь в авторитарных и когда уходит из-под контроля населения страны.

Ключевые основы конституционного строя

Рассмотрим, в чем заключается понятие основ конституционного строя. Многие исследователи считают корректным следующее определение: основы конституционного строя - это механизмы общественной, политической и экономической природы, позволяющие создать базис для воспроизводства прав и свобод человека и иных способов реализации интересов населения страны. Например, ключевые экономические основы конституционного строя - это, если следовать распространенной трактовке, институт частной собственности, предпринимательства, независимость судов. Те, что принято считать политическими - это властные институты, система делегирования управленческих полномочий в рамках федеральной модели, на уровне местного самоуправления. В свою очередь, общественные основы конституционного строя - это характеристики общества, предполагающие готовность граждан к участию в политическом процессе, например, соответствующий уровень образования, воспитания.

Таким образом, политические, социальные или экономические основы конституционного строя обеспечивают целесообразность выработки правовых норм, в рамках которых государство и общество в лице его отдельных субъектов (граждан или, например, предпринимателей) будут выполнять свою часть общественного договора.

Признаки конституционного строя

Политологи выделяют следующие признаки, характеризующие конституционный строй. Прежде всего, это, собственно, формы функционирования государства - часто в отличительном аспекте, когда можно выделить особенности одного государства, делающие его политическую систему непохожей на ту, что сформирована в другом. Есть страны, обладающие отличительными признаками в аспекте административно-политического устройства, но с одинаковыми принципами реализации демократических процедур, например, РФ - страна федеральная, Франция - унитарная, но в обоих государствах президент избирается всем населением. В свою очередь, США - государство, по административно-политическому профилю близкое к РФ, но демократические процедуры у американцев реализованы по иным принципам.

Другая совокупность признаков, сущность которых отражает ключевые принципы конституции, - характеристики механизмов, в рамках которых происходит реализация интересов населения страны. Государство, если следовать распространенному толкованию его сущности, - это продукт общественного договора. Население некоторой территории и власть, которую народ выдвигает, избирает или признает легитимной по каким-либо основаниям, заключают контракт, по которому ключевые жизненные интересы людей должны быть реализованы в политической системе. Собственно, на практике это чаще всего реализуется в рамках правового подхода, который, согласно распространенной точке зрения, является ключевым критерием конституционности.

строя РФ

Основы конституционного строя - политические, институциональные, экономические, которые применимы к российской государственности, изложены, что вполне логично, в основном законе РФ. Перечислим соответствующие базовые принципы. Конституция России, прежде всего, провозглашает демократические ценности. Это можно пронаблюдать на примере сразу нескольких формулировок основного закона государства. В частности, в 1 Статье Конституции так и сказано: Россия - есть демократическое государство. Также в документе есть формулировки, отражающие тот факт, что главным носителем суверенитета и источником власти в РФ является народ страны. А демократия, как известно, - это народовластие.

Назовем иные примечательные характеристики конституционного строя России, которые можно обнаружить, проанализировав основной закон нашего государства. Например, в нем уделяется внимание таким аспектам, как высшая ценность человеческих прав и свобод, государственное управление по принципам федерализма и делегирования полномочий на муниципальные уровни, реализованное в республиканской модели, разделение властей, присутствие политического плюрализма, многообразие различных форм собственности.

Российская модель конституционности

Понятие конституционного строя Российской Федерации некоторые исследователи связывают с историческими принципами реализации государственной власти в нашей стране. Есть теория, согласно которой Конституция - это, скорее, рамочный механизм, отражающий права и свободы с целью приближения политической системы страны к европейским, западным моделям. Которые после перестройки и перехода экономики с социалистической модели на капиталистическую стали считаться образцами, к которым следовало стремиться. Но практика государственного строительства последних лет, как считают некоторые ученые, показывает, что создание Конституции в той форме, которая сейчас работает, только лишь отчасти обеспечивает соответствие развития России вызовам, предопределяемым особенностями исторического развития. Возможно, считают ученые, конституционность западного образца в полной мере и несовместима с реалиями политического и социального устройства РФ. И потому практическая значимость исследования рассматриваемого явления может иметь значение в аспекте извлечения полезного опыта, но не копирования западной модели.

Можно также отметить, что в числе самых развитых стран мира есть те, в которых не принята Конституция как основной закон. К таким относится, например, Великобритания. Этот факт, полагают исследователи, может свидетельствовать о необходимости пересмотра текущих принципов организации политического управления в РФ в пользу более суверенных, адаптированных, как мы уже сказали, к исторической специфике развития страны, моделей. Так или иначе, у России есть Конституция, которая, как признают многие международные эксперты, по структуре своей, а также по содержанию формулировок вполне на уровне тех законов, что приняты в государствах с развитыми демократическими традициями.

Соотнесение государственного строя и конституционного

Некоторые исследователи предпочитают разграничивать понятие конституционного строя и государственного. При этом, что интересно, можно выделить сразу две группы точек зрения на этот счет. Есть версия, что понятие конституционного строя государства следует трактовать более широко. Это аргументируется комплексностью, многогранностью данного явления. В то время как государственный строй, по мнению исследователей, может ограничиваться наличием механизмов, в недостаточной степени подходящих под определение правовых. Такое явление, как закон в современной его трактовке, люди придумали сравнительно недавно. Однако долгое время государства функционировали в рамках так называемого традиционного права, часто неписанного. Оно не характеризовалось стабильностью и воспроизводимостью с течением времени, как это осуществляется в рамках конституционного строя.

Есть и другая точка зрения. Она, в принципе, логически исходит из первой. В соответствии с ней, понятие конституционного строя РФ и других современных государств значительно уже, чем соответствующий признак, характеризующий государственность. Но просто потому, что сегодня практически все страны мира внедрили, так или иначе, конституционные принципы. По сути дела, первый термин сторонники данной точки зрения считают частным случаем второго. Поскольку конституционный строй сегодня, как правило, - неотъемлемый элемент государственного. Он призван быть составной частью политической системы, отвечающей за закрепление принципов управления страной и, как мы уже отметили выше, реализацию механизмов выражения интересов народа. Понятие и принципы конституционного строя, полагают исследователи, должны быть непосредственно связаны с правом. Рассмотрим соответствующий аспект более подробно.

Конституционный строй и право

Понятие конституционного строя непосредственно связано с правовой системой. Законодательное закрепление положений, регулирующих механизмы организации политического управления, а также реализации интересов народа - один из ключевых критериев конституционного строя. Здесь уместно говорить о некоторой субординации соответствующих источников норм. Например, конституционное право РФ характеризуется присутствием законов нескольких уровней, которые находятся в соподчинении по степени юридической значимости. Что представляет собой данная классификация?

Конституция как основной закон государства

На верхней ступени в правовой системе РФ стоит, собственно, Конституция. В ней отражены базовые принципы государственного управления, а также представления интересов населения страны. Ни один другой закон не должен противоречить Конституции. В свою очередь, органами власти могут издаваться вспомогательные правовые акты с целью реализации отдельных положений основного источника норм в государстве. Предполагается, что основы конституционного строя (политические, экономические, социальные) должны стать базой для развития страны в аспекте правового регулирования процессов, проходящих на уровне взаимодействия субъектов общественных отношений.

В непосредственной субординации к основному источнику права в РФ находятся законы - федеральные, а также конституционные. Им, в свою очередь, должны соответствовать региональные источники норм регулирования. В свою очередь, в субординации к ним находятся правовые акты, принимаемые на уровне муниципалитетов.

Согласно правовой традиции, устоявшейся во многих развитых странах, основной закон - это источник, обладающий высшей юридической силой. в полной мере отражает этот принцип. И это прослеживается не только в аспекте отмеченной выше субординации правовых актов. В частности, какие-либо изменения в текст конституции принимаются посредством гораздо большего количества процедур, чем принятые любых других источников норм регулирования. Таким образом обеспечивается защита конституционного строя. Система регламентации процедур, в рамках которых принимаются законы, один из ключевых ее критериев.

Механизмы защиты конституционного строя

Например, законы в РФ разрабатываются Федеральным Собранием, а принимаются при согласовании с органами исполнительной власти и президентом страны. Да, безусловно, процедура их принятия относительно сложна. Однако нужно иметь в виду, что Федеральное Собрание - орган, функционирующий на регулярной основе. И потому теоретически вносить изменения в законы или принимать новые оно может с достаточно большой периодичностью. В свою очередь, внести изменения в основной источник права в России может только Конституционное Собрание. При этом его полномочия ограничены. Некоторые положения Конституции менять нельзя, а если реалии социально-политического развития и другие факторы того требуют, осуществляется разработка нового основного закона страны. Он должен быть принят двумя третями от общего количества депутатов Конституционного Собрания либо населением страны на всероссийском референдуме.

Основные принципы конституционного строя

К основам конституционного строя относятся закрепляемые Конституцией принципы, характеризующие основы гражданского общества, отношения государства к формам собственности, устройство самого государства (его суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти, формы ее реализации и другие основы функционирования политической организации общества).

Принципы – основы организации государственной власти;

Принципы организации и функционирования гражданского общества;

Принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека;

Принципы, определяющие место Российской Федерации в мировом сообществе.

В первую группу (основы организации государственной власти) , кроме уже рассмотренного выше народовластия, можно включить следующие принципы: демократический политический режим, республиканскую форму правления, суверенитет Российской Федерации, провозглашение России правовым государством, федеративное государственное устройство, разделение властей.

Демократический политический режим включает в себя, прежде всего, реальность всех форм народовластия (о чем было сказано выше), организацию такого порядка деятельности всех органов государства, который бы подтверждал и гарантировал власть народа как первоисточник всех видов общественной и государственной власти. Немаловажную составную часть демократии представляет собой широкая система прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их реализации, что имеет двустороннее значение, как для населения страны, так и для государства, которое получает поддержку своего населения, как одно из главных условий жизнедеятельности и развития.

Конституция провозглашает Россию республикой (ст. 1). Любые попытки доказать целесообразность введения в России монархии являются нарушением важнейшего конституционного принципа

По Конституции Российская Федерация объявляется правовым государством .

Для правового государства характерными признаками являются:

Верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни;

Реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития;

Взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и самого государства;

Строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности;

Разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;

Осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

В условиях правового нигилизма, низкой правовой культуры граждан, отсутствия необходимых для населения законности и правопорядка, низкого уровня жизни граждан России нельзя говорить о правовом государстве. Провозглашение незыблемости основ конституционного строя и конституционного статуса человека и гражданина означает попытку связать государство им же созданным правом, что является одним из признаков правового государства. Чётко проведён в Конституции и на практике принцип разделения властей. Верховенство Конституции должно обеспечиваться деятельностью Конституционного Суда РФ. Конституция РФ требует, чтобы все законы были официально опубликованы. Неопубликованные законы не могут применяться.

Конституция в ст. 1 провозглашает федеративное государственное устройство России . Федерация выступает и как форма государственного устройства, и как способ регулирования национальных отношений в многонациональном государстве; даёт возможность нациям иметь свою государственность, т.е. обеспечивает важнейший международно-правовой принцип самоопределения наций и народов. Поэтому субъектами Федерации выступают, наряду с другими, республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа. В новом подходе к федеративному устройству России демократия находит свое выражение в том, что законодательство закрепляет децентрализацию власти, отказывается от предоставления центру монополии на власть, дает возможность отдельным регионам самостоятельно решать многие вопросы их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации стали не только национальные образования, но и все крупные административно-территориальные единицы страны: края, области, два города федерального значения. Таким образом, федеративное государственное устройство России построено на сочетании национального и территориального признаков. При этом Конституция закрепила равенство всех субъектов федерации (ст. 5).

Россия является суверенным государством . Конституция провозгласила государственный суверенитет только за Российской Федерацией. Суверенитет государства означает такое свойство государства, которое позволяет ему самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свое верховенство в пределах своей территории. Он проявляется в самостоятельной возможности законодательных органов государственной власти решать свои вопросы, независимо от других видов органов, в единстве законодательной власти. Конституция закрепляет, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, что особенно важно для единства государства при его федеративной форме (ст. 4). Важно и то, что именно федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, провозглашая и гарантируя положение о том, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Статья 10 Конституции закрепляет известный большинству стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную , органы которых являются самостоятельными. Государственную власть в России, как установлено в ч. 1 ст. 11 Конституции, осуществляют Президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство России, суды России. Из этой формулировки вытекает, что классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключаются в выведении Президента из исполнительной ветви власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти.

Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление . Согласно ст. 12 Конституции «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».



Впервые в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы государственной власти . Как подчеркивается в ч. 4 ст. 3 Конституции «Никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

К принципам организации и функционирования гражданского общества следует отнести экономический, политический и идеологический плюрализм, провозглашение России светским и социальным государством.

Экономический плюрализм . Одним из самых коренных изменений, происшедших в России в 90-е гг. XX века, явился переход к признанию и закреплению в Конституции многообразия форм собственности, в том числе и частной собственности. Конституция не только провозглашает признание многообразия форм собственности, но и закрепляет обязанность государства равным образом защищать все эти формы. Следует обратить внимание на порядок перечисления этих форм. Вопреки обычно избираемому алфавитному порядку Конституция ставит на первое место частную форму собственности, тем самым подчеркивая ее особую роль и значение в новый период развития российского государства (ч. 2 ст. 8). Вполне логично, что среди экономических приоритетов, наряду с единством экономического пространства, гарантируется поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности.

В ст. 35 Конституции РФ устанавливается, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь свое имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Все это свидетельствует о том, что Россия стремится создать рыночное хозяйство.

Идеологический плюрализм . Запрещая устанавливать в качестве государственной или обязательной какую-либо одну идеологию, Конституция закрепляет идеологическое многообразие (ст. 13), признавая все виды идеологических учений, если они не проповедуют насилие и рознь.

Политический плюрализм . В России признается политическое многообразие, многопартийность ; общественные объединения провозглашаются равными перед законом; запрещаются те общественные объединения, которые стремятся к насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности и подрыв безопасности государства, а также к другим антиобщественным действиям (ч.ч. 3, 4, 5
ст. 13). Запрещается вопреки воле граждан вовлекать их в общественные организации и насильственно удерживать их в этих организациях. Это позволяет гражданам, имеющим различную политическую ориентацию, оказывать влияние на политический процесс, принятие государственных решений, постепенно активизировать участие в общественной жизни.

Провозглашая Россию светским государством , Конституция запрещает устанавливать какую-либо религию государственной или обязательной, гарантирует равенство религиозных конфессий, в том числе и путем отделения религиозных объединений от государства (ст. 14).

Провозглашая Россию как социальное государство , Конституция ставит перед ней задачу и цель направить свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

Основной нормой права, в которой закреплен конституционный строй государства, является Конституция. Наличие в государстве основного закона совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется, прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от последнего, он всегда предполагает наличие в государстве конституции.

Можно выделить следующие стороны конституционного строя - объективную и субъективную:

· это реальные общественные отношения, существующие объективно и на которые накладывается конституционный строй, т.е. организованная форма проявления верховенства права. В этом случае, исследуемое понятие выступает как объективная категория;

· это особый конституционно-правовой институт, т.е. её субъективное отражение, поскольку устанавливается законодателем и является не всегда адекватным объективным отношениям.

Решение споров, связанных с конституционным строем государства, как правило, относится к исключительной компетенции специальных органов конституционного контроля (например, конституционных судов), однако в ряде случаев правом толкования конституции наделяется непосредственно законодательный орган.

Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя - основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права. При этом вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением, конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. Эти главные принципы настолько важны, что они содержатся в основном законе государства - Конституции.

Российская Федерация - конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т.е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязывание всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).



Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы. Ст. 16 Конституции РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью своего содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения норм первой главы. Эти нормы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а только Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При этом невозможно внесение отдельных изменений в основы конституционного строя. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания, либо выносится на общероссийский референдум.



Необходимыми признаками конституционного строя являются:

· народный суверенитет - исключительное право народа как основного носителя власти;

· разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви;

· нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека - права и свободы человека есть основной предмет обеспечения и защиты конституционного строя.

Нормы конституционного строя сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7,14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

-: Государственной Думой;

-: Советом Федерации.

I : {{97}} k = a

S : Термин «муниципалитет» появился:

+: в Древнем Риме;

-: в Древней Греции;

-: в Средневековой Франции;

-: в Австро-Венгрии.

I : {{98}} k = a

S: К правовым источникам избирательного права в РФ относятся:

-: Конституция РФ;

+: Федеральные законы;

-: Указы Президента РФ;

-: нормативные акты Центральной избирательной комиссии;

I : {{99}} k = a

S: Принципы избирательного права:

-: прямое избирательное право;

-: равное избирательное право;

-: обязательное избирательное право;

+: всеобщее избирательное право.

I : {{231}} k = a

S : Формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения:

+: местный референдум;

-: выборы губернатора области;

-: установление местных налогов и сборов;

-: правотворческая инициатива граждан.

I : {{100}} k = a

S : Полномочиями в области местного самоуправления обладают:

-: органы государственной власти РФ;

-: органы государственной власти субъектов РФ;

+: органы местного самоуправления;

-: должностные лица местного самоуправления.

I : {{101}} k = a

S : Имеет ли каждое муниципальное образование свой бюджет?

-: имеет, если для этого имеются собственные источники поступления бюджетных средств;

-: нет; бюджет муниципального образования формируется из средств, выделяемых субъектами РФ.

I : {{102}} k = a

S : Первый декрет «О Государственной прокуратуре» после Октябрьской революции был опубликован в:

I : {{103}} k = b

S : Наименование прокурор означает:

-: Генеральный прокурор РФ;

-: советники и помощники Генерального прокурора РФ;

-: помощники Главного военного прокурора;

+: все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники;

I : {{104}} k = a

S : Принцип независимости прокуратуры заключается в:

-: осуществлении деятельности только на основе закона;

+: недопустимости вмешательства в ее деятельность и оказания какого-либо воздействия органов власти;

-: наличии специальных мер защиты прокуроров и следователей;

-: отсутствии обязанности информировать кого-либо о своей деятельности.

I : {{105}} k = a

S : Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту:

+: прав, свобод и законных интересов граждан;

-: неопределенного круга лиц или интересов;

-: интересов Российской Федерации;

-: любого гражданина РФ.

I : {{106}} k = a

S : Прокуратура осуществляет надзор:

+: за исполнением законов на территории России и субъектов РФ;

-: за исполнением Конституции РФ;

-: за исполнением Постановлений Пленума Верховного Суда РФ;

-: за исполнением решений Конституционного Суда РФ.

I : {{107}} k = a

S : Полномочия прокурора по устранению выявленных нарушений закона:

-: право опротестования правовых актов;

+: возбуждение уголовного дела;

-: возбуждение дела об административном правонарушении;

-: право отмены правовых актов.

I : {{109}} k = a

S : Лицом, участвующими в деле, является:

-: свидетель;

+: прокурор;

-: представитель.

I : {{110}} k = a

S : Последней из перечисленных стадией судебного разбирательства являются:

+: судебные прения;

-: исследование доказательств;

-: разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле;

-: проверка явки участников процесса.

I : {{111}} k = b

S : Исправление недостатков судебного решения возможно посредством:

-: принятия нового решения;

+: обжалования решения;

-: принятия дополнительного решения;

-: принятия разъясняющего постановления.

I : {{112}} k = a

S : В порядке особого производства суд рассматривает дела:

-: об установлении факта нахождения на иждивении;

- : об установлении трудового стажа;

+: об установлении факта рождения;

-: об установлении факта распоряжения имуществом.

I : {{113}} k = a

S : Согласно Конституции высшим органом законодательной власти в нашей стране является:

-: Правительство Российской Федерации;

+: Федеральное Собрание Российской Федерации;

-: Конституционный Суд Российской Федерации;

-: Президент Российской Федерации.

I : {{114}} k = a

S : Кто является Верховным Главнокомандующим вооруженных сил РФ?

-: министр обороны;

-: начальник Генерального штаба;

+: Президент РФ;

-: Председатель Государственной Думы Российской Федерации.

I : {{115}} k = a

S : Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации:

-: уставом республики;

+: конституцией республики;

-: федеральным законом;

-: нет правильного ответа.

I : {{116}} k = a

S : Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности

-: с 21 года;

-: с 14 лет;

+: с 18 лет;

-: нет правильного ответа.

I : {{117}} k = a

S : Слово «Конституция» образовано от латинского constitution , что означает:

-: согласие;

-: система взглядов;

+: установление;

-: правила.

I : {{118}} k = a

S : В систему органов правосудия Российской Федерации входят:

-: Конституционный Суд РФ;

-: Верховный Суд РФ;

-: военные суды РФ;

+: все ответы верны.

I : {{119}} k = a

S : Высший орган федеральной исполнительной власти, то есть коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране – это:

+: Правительство РФ;

-: Федеральное Собрание РФ;

-: Президент РФ.

-: все ответы верны;

I : {{120}} k = a

S : Конституционное право РФ связано с:

-: политикой;

+: государственным строем;

-: политической системой;

-: правами и свободами человека и гражданина.

I : {{121}} k = a

S : Конституционное право в тоталитарном государстве:

-: реально регулирует конституционно-правовые отношения;

-: защищает права и свободы человека и гражданина;

+: формально существует.

-: все ответы верны;

I : {{122}} k = a

S : Конституционное право в демократическом государстве:

+: юридическая основа демократии;

-: основополагающая отрасль права;

-: ограничивает права и свободы человека в интересах общества на основе права;

-: свод традиций народовластия.

I : {{123}} k = a

S : Предметом конституционного права является:

-: конституционный строй государства;

-: отношения человека с обществом;

-: основы гражданского общества;

+: все ответы верны.

I : {{125}} k = a

S : К признакам конституционной нормы относится:

-: нормативность;

-: формальная определенность;

+: гарантии государства;

-: гарантии общества.

I : {{126}} k = a

S : К источникам конституционного права РФ относятся:

+: конституции;

-: декларации;

-: подзаконные нормативные акты;

-: акты органов местного самоуправления.

I : {{127}} k = a

S : Субъекты конституционно-правовых отношений:

+: государство;

-: физические лица;

-: органы местного самоуправления;

-: юридические лица.

I : {{128}} k = a

S : Первый в истории России акт о гражданских свободах:

-: Манифест от 1861 г.;

-: нет правильного ответа;

I : {{129}} k = a

S : Действующая Конституция РФ принята:

+: путем Референдума;

-: после распада СССР;

-: Верховным Советом России;

-: Федеральным Собранием РФ.

I : {{130}} k = a

S : Конституция РФ - это:

-: результат соотношения сил в классовой борьбе;

+: основной юридический документ;

-: социальный компромисс;

-: выражает интересы экономически господствующего класса.

I : {{131}} k = a

S : Конституция РФ провозглашает единственным источником власти:

-: государство;

-: Парламент.

I : {{132}} k = a

S : К признакам конституционного строя относится:

-: государственный контроль за общественной жизнью:

-: государство действует в соответствии с Конституцией;

+: реально соблюдаются права и свободы человека и гражданина;

-: конституционная регламентация экономики.

I : {{133}} k = a

S : Гуманистическая сущность Конституции РФ включает в себя следующее:

-: государство решает основные вопросы жизнеобеспечения человека;

-: индивидуальный выбор образа жизни и действий;

-: коллективизм;

+: приоритет человека над государством.

I : {{134}} k = a

S : К основным обязанностям государства в сфере прав и свобод человека и гражданина относятся:

-: признание прав и свобод;

-: предоставление прав и свобод;

-: соблюдение прав и свобод;

+: защита прав и свобод.

I : {{135}} k = a

S : Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью означает:

-: государство не вправе ограничивать действия людей;

-: человек не имеет обязанностей перед государством;

+: осуществление прав одними не должно нарушать прав других;

-: государство имеет только обязанности перед гражданином.

I : {{136}} k = a

S : Народ может осуществлять свою власть:

-: через органы государственной власти;

-: через органы местного самоуправления;

-: через Референдум;

+: все ответы верны.

I : {{137}} k = a

S : Верховенство в РФ имеют:

+: Конституция РФ;

-: конституции субъектов Федерации на соответствующей территории;

-: Федеральные законы;

-: акты органов местного самоуправления на соответствующей территории.

I : {{138}} k = a

S : Государственное устройство России:

-: унитарное;

+: федеративное;

-: республика;

-: конфедерация.

I : {{139}} k = a

S : Количество субъектов РФ:

I : {{140}} k = a

S : Федеративное устройство РФ основано на:

+: государственной целостности;

-: принципе разделения властей;

-: единстве системы государственной власти;

-: самоопределении народов.

I : {{141}} k = a

S : Гражданство РФ приобретается и прекращается:

+: в соответствии с Федеральным законом;

-: в соответствии с Указом Президента РФ;

-: в соответствии с Инструкцией МВД РФ;

-: в соответствии с международным правом.

I : {{142}} k = a

S : Демократическое государство предполагает:

-: наличие гражданского общества;

-: безусловное право на публичные мероприятия;

-: осуществление представительной демократии;

+: обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

I : {{143}} k = a

S : К характеристике России как социального государства можно отнести:

-: установление государственных пенсий, пособий;

-: обеспечение всех граждан рабочими местами;

+: охрана труда и здоровья людей;

-: установление гарантированного МРОТ.

I : {{145}} k = a

S : Природные ресурсы в РФ могут находиться в:

-: частной собственности;

+: государственной собственности;

-: муниципальной собственности;

-: иных формах собственности.

I : {{146}} k = a

S : Разделение властей в РФ это:

+: разделение на законодательную, исполнительную, судебную власти;

-: разделение власти на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации;

-: порядок, согласно которому парламент может принять к своему рассмотрению любой вопрос функционирования государства;

-: система, которая предполагает, что представительные органы не имеют верховенства по отношению к другим ветвям власти.

I : {{147}} k = a

S : Федеральную государственную власть в РФ осуществляют:

+: Президент РФ;

-: Генеральный прокурор РФ;

-: Председатель Конституционного Суда РФ;

-: Правительство РФ.

I : {{148}} k = a

S : Местное самоуправление в РФ:

-: формируется по усмотрению населения;

-: одна из форм осуществления народом своей власти;

-: признается и гарантируется Конституцией РФ;

+: это один из уровней государственной власти РФ.

I : {{150}} k = a

S : Идеологический и политический плюрализм предполагает:

-: запрещение устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной;

+: равенство всех общественных объединений перед законом;

-: возможность из множества партий выдвигать правящую партию, если это соответствует интересам народа;

-: запрещение общественных объединений, выступающих против существующего режима.

I : {{151}} k = a

S : В России как светском государстве:

-: религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

-: некоторые конфессии имеют привилегированное положение;

+: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

-: религиозные объединения не участвуют в политической жизни страны.

I : {{152}} k = a

S : Права человека в РФ:

-: происходят из позитивного права;

+: имеют фундаментальный характер;

-: могут быть ограничены государством.

I : {{153}} k = a

S : Права гражданина в РФ:

+: происходят из позитивного права;

-: происходят из естественного права;

-: происходят из обычаев;

-: являются ограничителем равенства между людьми.

I : {{154}} k = a

S : Права и свободы в РФ могут быть ограничены в целях:

+: обеспечения обороны страны и безопасности государства;

-: развития экономики и повышения уровня жизни;

-: защиты нравственности;

-: идеологической борьбы.

I : {{155}} k = a

S : Права и свободы в РФ могут быть ограничены:

-: Федеральным законом;

+: Указом Президента РФ;

-: Законом субъекта Федерации;

-: Резолюцией Совета безопасности ООН.

I : {{156}} k = a

S : Конституция РФ устанавливает, что смертная казнь:

+: регламентируется только Федеральным законом;

-: может быть назначена только судом присяжных заседателей;

-: в военное время может быть назначена в упрощенном порядке;

-: может быть осуществлена по приговору Международного суда.

I : {{157}} k = a

S : Смертная казнь в РФ применяется:

-: в исключительных случаях;

+: не применяется;

-: не применяется только при помиловании;

-: при военном положении.

I : {{160}} k = a

S : Согласно Конституции РФ, достоинство личности охраняется:

-: Президентом РФ;

-: государством;

-: профсоюзами.

I : {{161}} k = a

S : Содержание под стражей допускается в РФ:

-: по постановлению следователя;

+: по решению суда;

-: по Указу Президента.

I : {{162}} k = a

S : Право на неприкосновенность частной жизни включает:

-: личную и семейную тайну;

-: защиту чести и доброго имени;

+: личную неприкосновенность.

I : {{163}} k = a

S : К гарантиям права на неприкосновенность частной жизни относится:

+: неприкосновенность жилища;

-: запрет на распространение информации о частной жизни лица без его согласия;

-: обязанность компетентных органов обеспечить каждому возможность ознакомления с материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;

-: свобода передвижения.

I : {{164}} k = a

S : Неприкосновенность жилища может быть нарушена:

-: на основе Федерального закона;

+: на основе Судебного решения;

-: по постановлению прокурора;

-: по постановлению следователя.

I : {{165}} k = a

S : В соответствии с Конституцией РФ:

-: человек обязан указывать свою национальность;

-: человек вправе указывать свою национальность;

+: никто не может быть принужден к указанию своей национальности;

-: человек обязан указывать свою национальность при поступлении на работу или учебу.

I : {{166}} k = a

S : Согласно Конституции РФ:

-: каждый может свободно выезжать за пределы РФ;

-: каждый может беспрепятственно возвращаться в РФ;

+: каждый имеет право свободно передвигаться;

-: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место пребывания и жительства.

I : {{168}} k = a

S : Свобода совести и свобода вероисповедания:

-: понятия тождественные;

+: понятия самостоятельные;

-: понятия противоположные;

-: понятия взаимодополняющие.

I : {{169}} k = a

S : Свобода вероисповедания предполагает:

+: право исповедовать любую религию;

-: право не исповедовать какую-либо религию;

-: иметь и распространять религиозные убеждения;

-: распространять атеистические убеждения.

I : {{170}} k = a

S : В соответствии с Конституцией РФ запрещено:

+: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

-: пропаганда идеологического превосходства;

-: принуждение к выражению своих мнений;

-: создание партий, выступающих против конституционного строя РФ.

I : {{171}} k = a

S : Каким образом определяется перечень сведений, относящихся к государственной тайне:

-: содержится в Конституции;

+: содержится в Федеральном законе;

-: содержится в Указе Президента РФ;

-: содержится в ведомственных нормативных актах.

I : {{172}} k = a

S : Право на объединении включает в себя:

+: право создавать общественные объединения;

-: право вступать в общественные объединения;

-: право ликвидировать общественные объединения;

-: право на долю в имуществе общественных объединений.

I : {{173}} k = a

S : Право на объединение в РФ:

I : {{174}} k = a

S : Право на мирные собрания и публичные манифестации принадлежит:

+: принадлежит каждому человеку;

-: принадлежит только гражданам РФ;

-: принадлежит всем гражданам;

-: принадлежит гражданам, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

I : {{175}} k = a

S : Право участвовать в управлении делами государства включает в себя:

+: право на участие в Референдуме;

-: право занимать любую государственную должность;

-: право на участие в отправлении правосудия;

-: право законодательной инициативы.

I : {{176}} k = a

S : Право на экономическую деятельность предусматривает:

+: свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности;

-: право на создание предприятий любой организационно-правовой формы;

-: запрещение государству любого вмешательства в экономическую деятельность;

-: ведение любой экономической деятельности по своему усмотрению.

I : {{177}} k = a

S : Субъектом права на экономическую деятельность является:

+: любое физическое лицо, не ограниченное в дееспособности;

-: предприниматели без образования юридического лица;

-: коммерческое предприятие;

-: некоммерческое предприятие.

I : {{178}} k = a

S : Право частной собственности относится:

-: к личным правам;

+: к экономическим правам;

-: к политическим правам;

-: к социальным правам.

I : {{179}} k = a

S : Имущество на праве частной собственности:

-: не может быть изъято ни при каких обстоятельствах;

+: может быть конфисковано по приговору суда;

-: может быть изъято для государственных и муниципальных нужд;

-: может быть изъято в иных случаях, предусмотренным федеральным законодательством.

I : {{180}} k = a

S : Право частной собственности на землю в РФ:

-: принадлежит каждому;

-: принадлежит гражданам РФ;

-: неотчуждаемо;

+: ограничивается федеральным законодательством.

I : {{181}} k = a

S : Согласно Конституции РФ:

+: каждый имеет право на труд;

-: каждый обязан трудиться;

-: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

-: признается право на забастовку.

I : {{182}} k = a

S : Конституция РФ:

-: обязывает заботиться о нетрудоспособных родителях;

-: обязывает родителей заботиться о детях;

-: защищает материнство и детство;

+: наделяет родителей правом заботиться о детях.

I : {{183}} k = a

S : Конституция РФ гарантирует каждому:

-: государственную пенсию;

-: социальные пособия;

+: социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, предусмотренных законом;

-: пособие по безработице.

I : {{184}}

S : Конституция РФ гарантирует:

+: бесплатное среднее образование;

-: бесплатное высшее образование;

-: различные формы образования;

-: право на получение высшего образования на платной основе.

I : {{185}} k = a

S : Права и свободы в РФ:

-: не могут быть ограничены;

+: могут быть ограничены только в условиях чрезвычайного положения;

-: могут быть ограничены в судебном порядке;

-: не подлежат ограничению права и свободы, если это прямо предусмотрено Конституцией РФ.

I : {{186}} k = a

S: Согласно Конституции РФ каждый обязан:

-: платить налоги;

-: защищать отечество;

+: бережно относиться к природным богатствам;

-: защищать отечество при наличии двойного гражданства.

I : {{187}} k = a

S: Статус субъекта РФ определяется:

-: Конституцией РФ;

+: Конституцией РФ и законодательством субъекта РФ;

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй - это определенная форма или определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Однако имеется и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции Российской Федерации и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма или способ организации которого характеризуется строго определенными чертами, позволяющими считать его конституционным государством

Дело в том, что наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется, прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, является одновременно и субъектом права, и фактором правообразования. Поэтому для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Эти гарантии в своей совокупности обеспечивают такую форму или такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Главную роль среди них играют нормы, закрепляющие основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве устоев выступают основы конституционного строя, которые обеспечивают Российской Федерации характер конституционного государства.

Таким образом, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.

В Конституции Российской Федерации содержится отдельная глава (I), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений, составляющих главные устои конституционного строя России.

К числу основ конституционного строя, согласно Конституции Российской Федерации (ст.1), относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделении властей; идеологическом и политическом многообразии; в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой является и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляется производство и распределение товаров и благ.

Среди основ конституционного строя, закрепленных Конституцией Российской Федерации, имеются также федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционными государствами являются и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Не являются многие конституционные государства и республиками (например, Англия, Дания, Швеция и многие другие). Включение федерализма, суверенитета и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации обеспечивается желанием законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что эти основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации они создают наиболее благоприятную среду для реализации всех других принципов российской государственности.

И вообще, каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они в совокупности конституируют государство и потому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации (ст.16). При этом никакие другие положения действующей Конституции Российской Федерации не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст.16).

Закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, Конституция Российской Федерации регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт "Основы конституционного строя Российской Федерации", занимающий ведущее место в системе конституционного права России.



Просмотров