Контроль за выполнением условий коллективного договора. Реализация коллективного договора и контроль за его исполнением

  • Кроме того, стороны вправе требовать от органов по труду или же посредством судебного разбирательства признания недействительными тех условий, содержащихся в колдоговоре, которые ухудшают положение личного состава в сравнении с положениями трудового законодательства.
  • Стороны вправе требовать от органов госконтроля за соблюдением действующего трудового законодательства в судебном порядке признать недействующими те из условий колдоговора, которые вступают в противоречие с положениями законодательства.
  • Таким образом, исходя из всего вышеописанного можно с уверенностью утверждать, что контроль за выполнением коллективного договора является важным инструментом обеспечения соблюдения прав работников и условий труда в любой современной организации.

Трудовой кодекс, n 197-фз | ст 51 тк рф

Важно

При проведении означенной регистрации госорганом по труду обнаруживает содержащиеся в договоре условия, которые тем или иным образом могут ухудшать положение личного состава в сравнении с положениями современного трудового законодательства. В соответствии с положениями трудового законодательства, условия колдоговора, тем или иным образом ухудшающие положение сотрудников (в сравнении с положениями современного трудового законодательства), являются недействительными и применению не подлежат. Выявив такого рода условия, госорган по труду сообщает об этом сторонам, заключившим колдоговор, а также в гострудинспекцию.

Уведомление о недействительности После того, как сторонами будет получено уведомление о недействительности условий колдоговора, он обязаны известить об этом лиц, на которых распространяются положения договора.

Контроль за выполнением коллективного договора

Согласно статье 374 Трудового кодекса Республики Беларусь информирование работников об исполнении коллективного договора производится в сроки, установленные в коллективном договоре, но не реже одного раза в полугодие. Целесообразно вопросы контроля за исполнением коллективного договора возложить на созданную в организации комиссию по ведению коллективных переговоров по его заключению. Комиссия отслеживает ход выполнения коллективного договора, информирует стороны о положении дел, ежеквартально подводит итоги выполнения, которые рассматриваются на расширенных заседаниях профкома, а один раз в год – на собрании (конференции) работников (членов профсоюза) организации.При осуществлении контроля стороны обязаны представлять необходимую информацию.

Трудовой кодекс рф (тк рф) с комментариями к статьям

Внимание

Только подобная формализация надзора позволит максимально учесть интересы и права как самих работодателей, так и работников, которые заключили с юридическим лицом трудовой коллективный договор. Для проведения внутреннего контроля в рамках организации могут быть созданы дополнительные органы, которые будут действовать на принципах, заключенных в соглашении:

  • специализированные комиссии, состав которых формируется из представителей всех сторон;
  • группы совместного контроля, формируемые на базе специализированных комиссий, но действующих в рамках отдельных подразделений.

Кроме того, стороны правоотношений должны создать орган управления подобными контрольными комиссиями, а также формализовать правовой статус всех указанных структур. Только в этом случае внутренний контроль будет не только упорядоченным, но и полностью легитимным.

Контроль за исполнением коллективного договора

Статья На сайте также ищут:Статья 289. Заключение трудового договора на срок до двух месяцевСтатья 205. Распространение на учеников трудового законодательстваСтатья 100. Режим рабочего времениСтатья 376. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органаСтатья 195.
Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников Главная:: Юридические новости:: Публикации:: КаталогГК РФ Глава 7ст 51 [Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) с комментариями к статьям] [Глава 7] [Статья 51] См. текст статьи в предыдущей редакции Статья 51.

Контроль за выполнением коллективного договора и соглашения

При проведении уведомительной регистрации комиссия выявляет наличие условий в коллективном договоре или соглашении, которые могут противоречить Трудовому кодексу РФ, а также ущемлять законные интересы и права работников. При этом вся выявленная информация переадресуется не только участникам трудовых отношений, но и в Трудовую инспекцию соответствующего уровня. Согласно ст. 50 ТК РФ, если орган по охране труда выявит наличие условий, которые ухудшают положение сотрудников, то подобные пункты будут признаны недействительными, поэтому такой коллективный договор не может быть применен на практике.

Однако в этой статье существуют и пробелы, в том числе не прописан перечень условий, которые позволяют признать пункты колдоговора недействительными.

Трудовой кодекс рф

Инфо

Согласно положениям действующего российского трудового законодательства, непосредственный контроль за выполнением коллективного договора осуществляется как собственно, сторонами, заключившими данный договор, так и органами госконтроля за соблюдением современного трудового законодательства. При осуществлении контроля представители стороны должны своевременно предоставлять как друг другу, так и госорганам по труду всю требуемую информацию, которая должна быть необходимую предоставлена в срок, не превышающий одного месяца со дня запроса. Непредоставление работодателем упомянутой информации в означенный срок, влечёт за собой привлечение данного работодателя к ответственности административного характера.

Контроль за выполнением коллективного договора — начало Контроль за выполнением колдоговора, начинается с момента регистрации последнего в уведомительном порядке в госоргане по труду.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Статья 46. Содержание и структура соглашения Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Статья 47. Порядок разработки проекта соглашения и его заключения Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется только

В том случае если сведения не будут предоставлены, то может наступить административная ответственность, которая регламентирована КоАП РФ, а именно статьей 5.29. Порядок осуществления контроля Контроль за выполнением коллективного договора – достаточно упорядоченный процесс, который осуществляется в несколько основных этапов. На начальной стадии необходимо осуществить уведомительную регистрацию в компетентных органах по охране труда.
Для этого колдоговор или соглашение направляется субъектом правоотношений, в частности, работодателем в орган по труду, который функционирует на местном, региональном или федеральном уровне. Соответствующая комиссия осуществляет уведомительную регистрацию по поводу выдвижения инициативы на проверку соблюдения условий соглашения.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами социального партнерства

Регистрация коллективного договора, соглашения Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.
Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению. Статья 51.

В соответствии со ст. 51 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами указанных договоров о труде, их представителями, соответствующими органами по труду.

При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этой цели информацию. Данная информация должна быть предоставлена не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, указанной информации в установленный месячный срок является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 5.29 КоАП РФ.

Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений начинается с проведения уведомительной регистрации органом по труду.

Коллективный договор, территориальное соглашение, отраслевое (межотраслевое) соглашение, заключенное на уровне муниципального образования, направляются представителем работодателя (работодателей) в местный орган по труду, то есть орган, функционирующий на уровне соответствующего муниципального образования, для осуществления уведомительной регистрации. Региональные соглашения, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на уровне субъекта Российской Федерации, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в соответствующий региональный орган по труду. Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в Роструд.

При осуществлении уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. По поводу коллективных договоров и соглашений местного и регионального уровней такое сообщение направляется в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта Российской Федерации. Информация о выявленных противоречиях трудовому законодательству в соглашениях федерального уровня направляется в государственную инспекцию труда, находящуюся в ведении Роструда.

В ч. 3 ст. 50 ТК РФ сказано о том, что условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, недействительны и не подлежат применению. Применение терминологии о недействительности условий коллективного договора, соглашения означает, что признанное недействительным условие коллективного договора, соглашения не порождает правовых последствий с момента его издания. Нельзя не заметить, что в ч. 3 ст. 50 ТК РФ говорится о недействительности условий колдоговоров, соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством, но ничего не сказано о том, каким образом условия коллективного договора, соглашения признаются недействительными. Из содержания ст. 50 ТК РФ можно сделать вывод о том, что орган по труду, осуществляя уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения, выявляя условия договора о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, доводит сведения о недействительных условиях до представителей сторон.

После получения уведомления о недействительности условий коллективного договора, соглашения представители сторон обязаны сообщить об этом лицам, на которых распространяется данный коллективный договор или соглашение. Такое сообщение должно быть сделано тем же способом, который применен для распространения коллективного договора, соглашения. Например, если соглашение опубликовано в средствах массовой информации, в них же должно быть опубликовано и уведомление о недействительности условий соглашения. Таким образом, данное уведомление влечет недействительность условий коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством. В связи с этим стороны коллективного договора, соглашения, лица, по отношению к которым применено недействительное условие, могут в судебном порядке обжаловать содержание уведомления органа по труду в части признания недействительным условий колдоговора, соглашения. При рассмотрении подобных заявлений суд вправе признать уведомление незаконным, что влечет применение условия колдоговора, соглашения, признанного в нем недействительным, а также отказать в удовлетворении заявления, что не позволяет применять данное условие.

Из ч. 3 ст. 50 ТК РФ следует, что сообщение о недействительных условиях коллективного договора, соглашения должно быть сделано в соответствующую государственную инспекцию труда. На основании данного сообщения государственная инспекция труда может выдать представителям работодателя предписание о неприменении недействительного условия коллективного договора или соглашения. Применение недействительного условия коллективного договора, соглашения представителями работодателя является нарушением трудового законодательства. Ведь в этом случае работодатель, вопреки требованиям трудового законодательства, применяет условия договора о труде, нарушающие права работников. Совершение подобных правонарушений является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности. В ч. 2 ст. 50 ТК РФ закреплена обязанность представителей работодателя в течение семи дней со дня подписания коллективного договора, соглашения направить его в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации.

Направление колдоговора, соглашения в орган по труду является одной из форм контроля за их содержанием, поскольку в ходе уведомительной регистрации выявляются недействительные условия договоров о труде. По этой причине неполучение органом по труду коллективного договора, соглашения следует рассматривать в качестве необходимой информации для осуществления контроля за его содержанием, в частности для выявления недействительных условий. В соответствии со ст. 51 ТК РФ предоставление такой информации органам по труду является обязанностью представителей работодателя, за неисполнение которой они могут быть привлечены к административной ответственности.

В ч. 2 ст. 50 ТК РФ закреплено правило о том, что вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. В связи с этим отказ от применения условий коллективных договоров, соглашений, которые не прошли процедуру уведомительной регистрации, является незаконным. В связи с чем судебные органы, органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства не могут отказать в применении условий соглашений, колдоговоров, которые не прошли уведомительную регистрацию. Вместе с тем названные органы государственной власти могут возбудить административное производство в отношении представителей работодателя, не выполнивших обязанность по направлению коллективного договора, соглашения в орган по труду для уведомительной регистрации.

Стороны коллективного договора, соглашения также осуществляют контроль за их выполнением. Стороны могут требовать выполнения условий коллективного договора, соглашения. Представители работников могут использовать для этой цели установленные законодательством процедуры для разрешения индивидуальных трудовых споров и урегулирования коллективных трудовых споров. Выполнение условий колдоговора, соглашения стороны могут также требовать путем обращения в органы государственной инспекции труда, полномочные представители которой вправе выдать предписание, обязывающее работодателя выполнить условия коллективного договора или соглашения.

Стороны могут требовать от органов по труду или в судебном порядке признания недействительными условий коллективных договоров, соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, а также принятых без участия полномочных представителей сторон. Стороны могут потребовать от государственных органов контроля за соблюдением трудового законодательства в судебном порядке признания недействующими условий коллективного договора, соглашения, которые противоречат законодательству или вышестоящему по юридической силе договору о труде. Признание условия коллективного договора, соглашения недействующим означает, что такое условие не может применяться с момента вступления в законную силу судебного решения или предписания органа государственного надзора за соблюдением норм трудового права.

Контроль за выполнением условий коллективного договора, соглашения могут осуществлять отдельные работники, по отношению к которым применяются данные договоры о труде. В частности, конкретный работник вправе требовать от органа государственного контроля за соблюдением норм трудового права или в судебном порядке предоставления льгот и преимуществ, установленных коллективным договором, соглашением. Установленные при рассмотрении подобных заявлений факты не требуют нового доказывания при разрешении заявлений других работников о применении по отношению к ним условий коллективного договора, соглашения. Конкретный работник, по отношению к которому применены коллективный договор, соглашение, может требовать в судебном порядке признания условий коллективного договора, соглашения недействительными и (или) недействующими. При удовлетворении заявления работника признанные судом недействительными или недействующими условия коллективного договора, соглашения не могут быть применены и по отношению к другим работникам, на которых распространяет свое действие коллективный договор, соглашение, обжалованные в судебном порядке.

Таким образом, для осуществления контроля за содержанием и выполнением условий коллективного договора, соглашения конкретными работниками требуется доказать их применение или возможность применения по отношению к ним.

В свою очередь стороны коллективного договора, соглашения при осуществлении контроля за содержанием и выполнением коллективного договора, соглашения не должны доказывать применение или ненадлежащее применение содержащихся в них условий, так как они могут выступать в защиту неопределенного круга лиц. Например, требовать повышения заработной платы на основании коллективного договора, соглашения всем работникам организации, региона, отрасли, признания недействительным условия колдоговора, соглашения, которое в случае его применения может создавать препятствия для реализации трудовых прав работников.

Органы по труду могут осуществлять контроль за содержанием коллективного договора, соглашения только после его получения от представителей работодателя (работодателей) для уведомительной регистрации.

Органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и суд могут контролировать содержание и выполнение коллективных договоров и соглашений только после обращения к ним полномочных представителей сторон, работодателей, работников, по отношению к которым применяются коллективный договор, соглашение.

Еще по теме § 10. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений:

  1. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения.
  2. § 9. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений
  3. § 7. Отношения по ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
  4. § 1. Сфера действия законодательства о коллективных договорах и соглашениях
  5. § 2. Принципы заключения и разработки коллективных договоров и соглашений
  6. § 12. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях
  7. § 11. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях
  8. § 10. Соотношение законодательства с положениями коллективных договоров и соглашений
  9. § 11. Соотношение законодательства с положениями коллективных договоров и соглашений

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право -

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется его сторонами, их представителями, а также государственными органами, которые надзирают за исполнением требований трудового законодательства. Подробнее об этом читайте в статье.

Контроль за выполнением коллективного договора: общая информация

обязателен для всех сотрудников компании, а также для ее руководства. Его положения вступают в силу с момента подписания договора, либо с даты, указанной в его тексте.

С момента начала действия договора, все его положения должны неукоснительно исполняться, соответственно, кто-то должен контролировать выполнение условий соглашения.

ТК РФ не уделяет должного внимания порядку контроля за соблюдением положений коллективных договоров. В статье 51 ТК РФ указано, кто может проверять соблюдение договора, но не прописано исчерпывающего перечня инструментов, которыми проверяющие могут пользоваться.

Единственное право контролирующих лиц в силу данной нормы – получать информацию, которая требуется для контроля, в течение месяца после получения запроса стороной социального партнерства. Соответственно, у проверяемой стороны есть обязанность предоставить сведения.

Объем и содержание требуемой к предоставлению информации не раскрывается. Очевидно, что речь идет о тех данных, которые подтверждают исполнение одной из сторон договора выполнение условий соглашения. Например, если в коллективном договоре указано, что сотрудникам, совмещающим работу и обучение предоставляются льготы, — можно запросить у работодателя информацию о том, какие сотрудники совмещают труд с учебой, и получили ли они льготы.

Стороны вправе сами определить инструменты, которые будут помогать осуществлять контроль за соблюдением положений договора. Например, можно указать соответствующую информацию в тексте коллективного договора.

Кем осуществляется контроль за соблюдением коллективного договора?

Контроль осуществляется как сторонами социального партнерства (т.е. сторонами договора), так и их представителями. Государственные органы, например, государственные инспекции труда, также вправе контролировать соблюдение требований законодательства в организациях и у ИП, в том числе, соблюдение положений коллективных договоров.

Для наглядности, приведем сведения о проверяющих в таблице.

Кто контролирует соблюдение коллективных договоров? Информация о проверяющих
Представители работников из числа сотрудников организации Интересы сотрудников могут представлять их представители, которые избираются на общих собраниях работников. Согласно ст. 31 ТК РФ, если в организации нет профсоюза, или в профсоюзе состоит меньше 50 % сотрудников организации, трудящиеся вправе собраться и тайным голосованием избрать своего представителя.
Представители работников в лице профсоюзов, объединений профсоюзов Профсоюзные организации, в которых состоят более 50 % сотрудников, вправе представлять интересы всех работников, даже тех, которые в профсоюзе не состоят. В ситуации, когда профсоюз включает в себя меньше 50 % работников, сотрудники, не состоящие в нем, вправе уполномочить данный орган на представление своих интересов.
Работодатель Интересы работодателя представляет единоличный исполнительный орган фирмы, например, ее директор. ИП представляет собственные интересы, являясь работодателем.
Представители работодателя Единоличный исполнительный орган организации (директор, ген. директор, и т.д.) вправе издать приказ о возложении обязанностей по контролю за соблюдением коллективного договора на одного из сотрудников организации, который будет являться его представителем.
Государственные органы На этапе орган соц. защиты, который проводит процедуру, определяет, нарушает коллективный договор права сотрудников организации, или нет. Кроме того, данный орган направляет договор в государственную инспекцию труда, которая является надзорным органом и вправе проверять, соблюдаются ли положения договора в организации.

Комиссия по контролю за выполнением коллективного договора

Для того, чтобы осуществлять контроль за выполнением условий коллективного договора могут создаваться специальные комиссии, деятельность которых урегулирована ст. 35 ТК РФ. В состав комиссий могут входить представители сторон социального партнерства – то есть работодателей и работников, а также члены профсоюзов, действующих в организации.

Как правило, комиссия, контролирующая соблюдение положений коллективного договора образуется еще на этапе принятия такого договора, в процессе коллективных переговоров. В договоре отражается порядок формирования комиссии, ее полномочия, права и обязанности членов комиссии. Возможно также согласование положений об оплате деятельности членов комиссии, порядок формирования отчетов об исполнении коллективных договоров, передаваемых в определенные сторонами сроки для изучения комиссией.

Информация о выполнении коллективного договора (аналитическая справка)

В ходе проведения коллективных переговоров может утверждаться перечень сведений, которые стороны соц. партнерства предоставляют друг другу в целях контроля за исполнением положений договора. Информация может предоставляться в форме аналитической справки. Состав сведений, которые содержатся в справке зависит от положений договора, а также от воли сторон социального партнерства.

Например, в коллективном договоре может устанавливаться обязанность работодателя предоставлять комиссии по контролю за выполнением коллективного договора в определенные сроки, аналитическую справку, в которой содержатся сведения об исполнении условий договора.

Форму справки можно разработать самостоятельно, поскольку требований к ней закон не предъявляет. Например, она может выглядеть как таблица (чек-лист), в одной графе которой указаны обязанности, которые работодатель должен выполнить, а в другой, — сведения о их исполнении.

Таким образом, в каждой организации может быть создан свой порядок осуществления контроля за выполнением коллективного договора. Единственное императивное требование содержится в ст. 51 ТК РФ, согласно которой стороны соц. партнерства вправе истребовать друг у друга информацию о соблюдении положений коллективного договора и получать сведения в месячный срок. За невыполнение обязанности по предоставлению информации предусмотрена административная ответственность для работодателя.

Коллективный договор, или соглашение - это официальный документ, принятый в организации, который регулирует трудовые и социальные взаимоотношения между работодателем и трудовым коллективом. Обеим сторонам необходимо знать, кто на предприятии может и должен вести контроль за выполнением условий коллективного договора. Если данная работа будет проводиться четко и прозрачно, то риск возникновения конфликтов между сторонами будет сведен к минимуму.

Кто должен контролировать исполнение договора

Статья 51 Трудового кодекса РФ говорит о том, что контроль за выполнением коллективного договора осуществляется следующими лицами:

  • Стороны социального партнерства. То есть с одной стороны это работники, а с другой - работодатели. Со стороны работников могут выступать профсоюзы или специально выбранные для этих целей работники. Со стороны работодателя выступает руководить или его доверенное лицо.
  • Органы по труду государственного или муниципального уровня. Контроль выполнения коллективного договора осуществляют органы того уровня, на котором заключен данный документ.

Процедура контроля за выполнением коллективного договора со стороны органа по труду

Контроль за соблюдением локального документа начинается с момента его регистрации в органе, регулирующем трудовые отношения. Там рассматривают представленный колдоговор на вопрос того, нет ли в нем положений, которые ухудшают условия для работников по сравнению с условиями трудового законодательства. Эти пункты будут признаны недействительными. Об этом будут направлены уведомления в организацию и в гострудинспекцию.

После получения данного уведомления организация должна сообщить об этом тем лицам, к которым ранее были применены незаконные пункты коллективного документа. А далее работники могут в суде обжаловать факт применения к ним этих условий.

Если в дальнейшем в организации будут применяться недействительные условия колдоговора, то это повлечет за собой применение к ней мер ответственности.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения внутри организации

Наблюдение внутри организации за выполнением колдоговора проводится в установленной в организации форме. Законодательство не устанавливает конкретную форму контроля. В абзаце 2 статьи 51 Трудового кодекса РФ указано обязательство сторон о предоставлении друг другу и органу по труду информации по выполнению коллективного договора не позже одного месяца после запроса.

На практике сложилось, что действие коллективного договора и контроль его выполнения отражают в отчете, который представляют на общем собрании сотрудников организации. Также его размещают в интернете, СМИ или в самой организации для свободного доступа и ознакомления.

Форму отчета и его содержание определяет сама организация. Он может быть представлен также и в свободной форме. Подписывает этот документ начальник профсоюза.

Комиссия по контролю

Для эффективной организации процесса целесообразно создать комиссию по контролю за выполнением коллективного договора. Целью ее деятельности является наблюдение за выполнением колдоговора; информирование сторон о ходе дел; периодическое подведение итогов, которые предлагаются на рассмотрение на профсоюзных собраниях; принятие мер по прекращению нарушения колдоговора.

Чаще всего инициатором создания такой комиссии выступает профсоюз. Ее состав выбирается профкомом из числа членов профессионального союза. Количество членов в комиссии определяется численностью организации и объемом работы. Главой комиссии выбирают председателя профкома.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется комиссией следующими способами:

  • личное посещение, обход трудовых мест;
  • получение сведений или письменных документов о случаях, требующих контроля, и принятие соответствующих мер.

Комиссия в процессе своей работы готовит материалы для рассмотрения профсоюзом по следующим направлениям:

  • Рекомендации руководителю об устранении обнаруженных нарушений колдоговора. При необходимости эта документация может быть направлена в органы по труду или правоохранительные органы.
  • Рассмотрение проектов приказов, которые затрагивают трудовые и экономические интересы работников. Это может быть приостановка, ликвидация или реорганизация производства, которые повлекут за собой сокращение работников или ухудшение условий их работы.
  • Расторжение с работниками трудового договора или контракта.
  • Предоставление в суд исков, касающихся работников.
  • Подготовка и проведение диалога между нанимателем и государственными органами.

Ответственность за несоблюдение коллективного договора

Ответственность и контроль за выполнением коллективного договора устанавливаются законодательством федерального или регионального уровня. В Кодексе об административных правонарушениях в статье 5.31 установлена административная ответственность работодателя за нарушение колдоговора. Штраф составляет 30-50 минимальных зарплат.

Если работник нарушил колдоговор, то к нему не применяется такое наказание.

В процессе контроля за выполнением коллективного договора ответственность стороны работодателя в административном плане наступает, если он:

  • уклоняется от участия в переговорах с целью заключить коллективный договор, нарушает сроки переговоров;
  • не предоставляет необходимые данные для осуществления коллективных переговоров или контроля за выполнением коллективного договора;
  • без оснований отказывается заключать колдоговор;
  • нарушает или не выполняет его условия;
  • не принимает требований со стороны работников и не желает участвовать в процедуре примирения.

По всем этим нарушениям КоАП в качестве наказания предусматривает административный штраф.

Для чего нужен колдоговор на предприятии

Цель этого локального нормативного документа - утвердить дополнительные к законодательству права и гарантии работников организации с учетом специфики ее работы. Также преследуется цель экономической и социальной защиты работников посредством соответствующего уровня заработной планы, полной и эффективной занятости, безопасных условий на рабочих местах, прибыльной и результативной работы организации в целом.

Принципы и основания, на которых заключается коллективный договор:

  • равноправие двух сторон;
  • соответствие государственному законодательству;
  • прописываемые обязательства, добровольные для обеих сторон;
  • возможность реального осуществления принимаемых обязательств;
  • ответсвенность сторон за обязательства колдоговора;
  • контакт между сторонами и обоюдное реагирование на изменение обстановки.


Что может и должен регулировать колдоговор

Документ может содержать разделы, затрагивающие абсолютно все интересы и права работников данной организации:

  • оплата труда - ее форма, размеры, виды и условия премирования, различные пособия, компенсации; как регулируется заработная плата в связи с ростом цен, увеличением инфляции, а также зависимость зарплаты от выполненных экономических и иных показателей работы организации;
  • система занятости на предприятии, возможность переобучения, условия увольнения работников;
  • продолжительность времени работы и отдыха, система предоставления отпусков;
  • пункты по охране труда, обеспечение безопасных условий для работы;
  • обязательства для некоторых категорий работников, например женщин, молодежи, ветеранов, молодых специалистов, инвалидов, семей с детьми и др.;
  • ответственность работников и нанимателя;
  • охрана здоровья работающих на предприятии;
  • как должна осуществляться работа при проведении контроля за выполнением коллективного договора.

«Срок жизни» коллективного договора

Обе стороны сами вправе решить, на какой срок заключить колдоговор. Главное требование заключается в том, чтобы этот срок составлял не менее одного года и не более трех лет.

Для того чтобы права и гарантии работников были соблюдены в полной мере, необходимо начинать работу над новым коллективным договором заранее. Его нужно согласовать и утвердить до окончания даты действия старого документа.

Сущность коллективного соглашения

Понятие трудового соглашения несколько отличается от коллективного договора. Соглашение является правовым актом, который заключается между работниками и работодателями для установления общих принципов регулирования трудовых, социальных и связанных с ними отношений. Соглашение может быть заключено начиная с уровня административного района и заканчивая федеральным. Также такой документ может иметь отраслевой характер.

Соглашение может содержать следующие разделы:

  • оплата труда;
  • порядок рабочего времени и отдыха;
  • охрана труда;
  • правила социального партнерства.

В соответствии со сферой регулирования все соглашения можно поделить на следующие виды:

  • генеральные - на федеральном уровне;
  • региональные - в пределах определенного субъекта России;
  • отраслевые - на определенных сферах производства;
  • территориальные - в пределах муниципального образования.

Участники разных видов соглашений

Состав участников, заключающих соглашение, зависит от уровня, на котором принимается документ. Виды коллективных соглашений и их стороны:

  • генеральное - общегосударственное объединение работодателей, правительство России, государственное объединение профсоюзов;
  • региональное - профсоюзы, региональные объединения работодателей, органы исполнительной власти конкретного субъекта РФ;
  • отраслевое - профсоюзы, объединения работодателей, органы по труду определенного субъекта России;
  • территориальные - профсоюзы, объединения работодателей данной местности, органы местной власти.

Как работодатель может обманывать работника

Коллективный договор либо соглашение защищают права работников, дают им определенные гарантии. Данный документ выступает в качестве конституции предприятия. Поскольку контроль за выполнением коллективного договора осуществляется обеими сторонами - и работодателем, и работником? то последний в документальном плане защищен.

Но важно и то, чтобы работник сам о себе позаботился, мог постоять за себя и добиться того, что ему положено.

Вот наиболее часто встречаемые нарушения со стороны работодателей:

  • работа, предусмотренная трудовым договором, не предоставляется;
  • вменение обязанностей и работ, не предусмотренных заключенным трудовым договором;
  • незаконное изменение даты и формы выплаты зарплаты;
  • незаконное удержание части заработной платы;
  • несоответствующая организация трудового процесса;
  • противозаконное использование времени отдыха в целях продолжения трудового процесса;
  • отказ от предоставления отпусков;
  • отказ от оплаты часов сверхурочной работы.

Любое нарушение коллективного либо трудового договора считается незаконным.

Куда можно пожаловаться

С жалобой на противозаконные действия работодателя можно пойти в разные инстанции:

  • инспекция по труду;
  • полиция;
  • налоговая;
  • прокуратура.

В случае если контроль за выполнением коллективного договора (соглашения) осуществляется инспекцией по труду, то она в праве рассмотреть любые споры, связанные с осуществлением трудового и смежных с ним процессов. Компетенция данного уполномоченного органа не ограничена. При необходимости трудовая инспекция может привлекать к разбирательству и другие органы.

С заявлением в прокуратуру можно пойти в случае грубого нарушения законодательства со стороны работодателя.

Подавать в суд можно, если вышеуказанные органы не решили возникшую проблему работника.

Многие работники не решаются противостоять незаконным действия работодателя, боясь быть уволенными. По закону можно подать анонимную жалобу в проверяющие органы. Но если проблема мелкая, не касается большого числа работников, то, скорее всего, ответа не последует. В случае если анонимная жалоба содержит факты грубого нарушения законодательства, ущемляющего права большого числа работников, можно ждать проверки со стороны правоохранительных органов.

Сила в знаниях

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется как самими работниками, так и работодателем. Таким образом, если вы сами поинтересуетесь коллективным договором своего предприятия, то будете знать свои права и гарантии. Тогда можно смело их отстаивать.

В соответствии со ст. 51 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами указанных договоров о труде, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этой цели информацию. Данная информация должна быть предоставлена не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, указанной информации в установленный месячный срок является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 5.29 КоАП РФ.

Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений начинается с проведения уведомительной регистрации органом по труду.

Коллективный договор, территориальное соглашение, отраслевое (межотраслевое) соглашение, заключенное на уровне муниципального образования, направляются представителем работодателя (работодателей) в местный орган по труду, то есть орган, функционирующий на уровне соответствующего муниципального образования, для осуществления уведомительной регистрации. Региональные соглашения, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на уровне субъекта Российской Федерации, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в соответствующий региональный орган по труду. Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в Минтруд России.

При осуществлении уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. По поводу коллективных договоров и соглашений местного и регионального уровней такое сообщение направляется в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта Российской Федерации. Информация о выявленных противоречиях трудовому законодательству в соглашениях федерального уровня направляется в федеральную инспекцию труда, находящуюся в ведении Минтруда РФ.

В ч. 3 ст. 50 ТК РФ сказано о том, что условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, недействительны и не подлежат применению. Применение терминологии о недействительности условий коллективного договора, соглашения означает, что признанное недействительным условие коллективного договора, соглашения не порождает правовых последствий с момента его издания. Нельзя не заметить, что в ч. 3 ст. 50 ТК РФ говорится о недействительности условий колдоговоров, соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством, но ничего не сказано о том, каким образом условия коллективного договора, соглашения признаются недействительными. Из содержания ст. 50 ТК РФ можно сделать вывод о том, что орган по труду, осуществляя уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения, выявляя условия договора о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, доводит сведения о недействительных условиях до представителей сторон.

После получения уведомления о недействительности условий коллективного договора, соглашения представители сторон обязаны сообщить об этом лицам, на которых распространяется данный коллективный договор или соглашение. Такое сообщение должно быть сделано тем же способом, который применен для распространения коллективного договора, соглашения. Например, если соглашение опубликовано в средствах массовой информации, в них же должно быть опубликовано и уведомление о недействительности условий соглашения. Таким образом, данное уведомление влечет недействительность условий коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством. В связи с этим стороны коллективного договора, соглашения, лица, по отношению к которым применено недействительное условие, могут в судебном порядке обжаловать содержание уведомления органа по труду в части признания недействительным условий колдоговора, соглашения. При рассмотрении подобных заявлений суд вправе признать уведомление незаконным, что влечет применение условия колдоговора, соглашения, признанного в нем недействительным, а также отказать в удовлетворении заявления, что не позволяет применять данное условие.

Из ч. 3 ст. 50 ТК РФ следует, что сообщение о недействительных условиях коллективного договора, соглашения должно быть сделано в соответствующую государственную инспекцию труда. На основании данного сообщения государственная инспекция труда может выдать представителям работодателя предписание о неприменении недействительного условия коллективного договора или соглашения. Применение недействительного условия коллективного договора, соглашения представителями работодателя является нарушением трудового законодательства. Ведь в этом случае работодатель, вопреки требованиям трудового законодательства, применяет условия договора о труде, нарушающие права работников. Совершение подобных правонарушений является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности. В ч. 1 ст. 50 ТК РФ закреплена обязанность представителей работодателя в течение семи дней со дня подписания коллективного договора, соглашения направить его в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации. Направление колдоговора, соглашения в орган по труду является одной из форм контроля за их содержанием, поскольку в ходе уведомительной регистрации выявляются недействительные условия договоров о труде. По этой причине неполучение органом по труду коллективного договора, соглашения следует рассматривать в качестве необходимой информации для осуществления контроля за его содержанием, в частности для выявления недействительных условий. В соответствии со ст. 51 ТК РФ предоставление такой информации органам по труду является обязанностью представителей работодателя, за неисполнение которой они могут быть привлечены к административной ответственности.

В ч. 2 ст. 50 ТК РФ закреплено правило о том, что вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. В связи с этим отказ от применения условий коллективных договоров, соглашений, которые не прошли процедуру уведомительной регистрации, является незаконным. В связи с чем судебные органы, органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства не могут отказать в применении условий соглашений, колдоговоров, которые не прошли уведомительную регистрацию. Вместе с тем названные органы государственной власти могут возбудить административное производство в отношении представителей работодателя, не выполнивших обязанность по направлению коллективного договора, соглашения в орган по труду для уведомительной регистрации.

Стороны коллективного договора, соглашения также осуществляют контроль за их выполнением. Стороны могут требовать выполнения условий коллективного договора, соглашения. Представители работников могут использовать для этой цели установленные законодательством процедуры для разрешения индивидуальных трудовых споров и урегулирования коллективных трудовых споров. Выполнение условий колдоговора, соглашения стороны могут также требовать путем обращения в органы государственной инспекции труда, полномочные представители которой вправе выдать предписание, обязывающее работодателя выполнить условия коллективного договора или соглашения.

Стороны могут требовать от органов по труду или в судебном порядке признания недействительными условий коллективных договоров, соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, а также принятых без участия полномочных представителей сторон. Стороны могут потребовать от государственных органов контроля за соблюдением трудового законодательства в судебном порядке признания недействующими условий коллективного договора, соглашения, которые противоречат законодательству или вышестоящему по юридической силе договору о труде. Признание условия коллективного договора, соглашения недействующим означает, что такое условие не может применяться с момента вступления в законную силу судебного решения или предписания органа государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Контроль за выполнением условий коллективного договора, соглашения могут осуществлять отдельные работники, по отношению к которым применяются данные договоры о труде. В частности, конкретный работник вправе требовать от органа государственного контроля за соблюдением трудового законодательства или в судебном порядке предоставления льгот и преимуществ, установленных коллективным договором, соглашением. Установленные при рассмотрении подобных заявлений факты не требуют нового доказывания при разрешении заявлений других работников о применении по отношению к ним условий коллективного договора, соглашения. Конкретный работник, по отношению к которому применены коллективный договор, соглашение, может требовать в судебном порядке признания условий коллективного договора, соглашения недействительными и (или) недействующими. При удовлетворении заявления работника признанные судом недействительными или недействующими условия коллективного договора, соглашения не могут быть применены и по отношению к другим работникам, на которых распространяет свое действие коллективный договор, соглашение, обжалованные в судебном порядке.

Таким образом, для осуществления контроля за содержанием и выполнением условий коллективного договора, соглашения конкретными работниками требуется доказать их применение по отношению к ним.

В свою очередь стороны коллективного договора, соглашения при осуществлении контроля за содержанием и выполнением коллективного договора, соглашения не должны доказывать применение или ненадлежащее применение содержащихся в них условий, так как они могут выступать в защиту неопределенного круга лиц. Например, требовать повышения заработной платы на основании коллективного договора, соглашения всем работникам организации, региона, отрасли, признания недействительным условия колдоговора, соглашения, которое в случае его применения может создавать препятствия для реализации трудовых прав работников.

Органы по труду могут осуществлять контроль за содержанием коллективного договора, соглашения только после его получения от представителей работодателя (работодателей) для уведомительной регистрации.



Просмотров