Правовые и организационные основы обеспечения единства средств. Организационные основы обеспечения единства измерений

Точные и объективные измерения являются обязательным условием обеспечения эффективности производства, проведения научных исследований по созданию новых видов продукции и новых технологий, разработки и выпуска высококачественной продукции.

Для обеспечения единства измерений следует выражать результаты измерений в стандартных единицах.

Кроме того, должна быть точно известна погрешность выполненных измерений. Для достижения требуемой точности погрешность измерений не должна превосходить предельно допустимых значений.

Правовые основы обеспечения единства измерений установлены Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» (1993 г.). Закон регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений, то применяются правила международного договора.

Единство измерений достигается их организацией на основе Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) - системы государственных стандартов и других НТД, регламентирующих метрологические требования, правила, положения и нормы, а также организацию и порядок проведения работ по обеспечению единства измерений.

В ГСИ установлено требование, чтобы для каждого результата измерений была известна погрешность. Причины погрешностей рассматриваются с двух сторон: характер (свойство) и источник.

Научной основой метрологического обеспечения является метрология - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства, а также способах достижения требуемой точности. К числу основных проблем метрологии относятся единицы физических величин, методы и средства измерений, методы определения точности измерений, эталоны и образцовые средства измерений, методы передачи размеров единиц от эталонов и образцовых средств измерений всем средствам измерений.

Организационной основой метрологического обеспечения является государственная и ведомственные метрологические службы, а также метрологическая служба предприятий.

Техническими основами метрологического обеспечения являются система государственных эталонов единиц физических величин, обеспечивающих воспроизведение единиц с наивысшей точностью; система передачи размеров единиц физических величин от эталонов всем средствам измерений с помощью образцовых средств измерений и других средств поверки; система разработки, постановки на производство и выпуска в обращение рабочих средств измерений; система государственных испытаний и метрологической аттестации средств измерений; система государственной и ведомственной поверки средств измерений; система стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; система стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

Единицы величин. В Российской Федерации допускаются к применению единицы величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии.

Наименования, обозначения и правила написания единиц величин, а также правила их применения устанавливает Правительство Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации могут быть допущены к применению наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин.

Характеристики и параметры продукции, поставляемой на экспорт, в том числе средств измерений, могут быть выражены в единицах величин, установленных заказчиком.

Средство измерений имеет устройство для измерения значения физической величины, а также устройство, показывающее значение измеряемой величины или воспроизводящее величину заданного (известного) размера.

Эталон единицы физических величин - это средство измерений (СИ), обеспечивающее воспроизводство и (или) хранение единицы в целях передачи ее размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений.

Эталоны, утвержденные как исходные для страны, называются государственными. Они являются первичными, то есть обеспечивают воспроизведение единицы с наивысшей точностью и составляют основу эталонной базы страны.

Имеются государственные эталоны шести основных единиц: длины - метр; массы - килограмм; времени - секунда; силы, электрического тока - ампер; термодинамической температуры - кельвин; силы света - кандела; дополнительной единицы - плоского угла. Они обеспечивают возможность воспроизведения любых единиц.

Помимо первичных существуют вторичные эталоны, сверяемые с государственными. От них размеры величин передаются образцовым средствам измерений, включающим образцовые меры и измерительные приборы. Вторичные эталоны предназначены для воспроизведения и хранения единиц измерения, а также поверки и градуировки рабочих мер и измерительных приборов, которые используют для практических измерений тех или иных показателей качества продукции, работы технологического оборудования, технологических процессов.

В свою очередь рабочие средства измерения делят на лабораторные и технические.

Первые являются более точными, и при их использовании учитывается погрешность измерений.

Основными метрологическими характеристиками приборов являются погрешность, точность, чувствительность и постоянство.

Для правильной организации поверки точности рабочих средств измерений используют поверочные схемы.

Поверочная схема - это документ, устанавливающий средства, методы и точность передачи размера единицы физической величины от эталонов рабочим средствам измерения.

Поверочные схемы подразделяют на государственные, ведомственные и локальные.

Требования к построению и содержанию поверочных схем установлены государственным стандартом.

Поверочная схема содержит наименование средств измерений и методов их поверки, номинальные значения или диапазоны значений физических величин, допустимые значения погрешности средств измерений и методов поверки.

Методы поверки, включаемые в поверочную схему, предусматривают непосредственное сличение с эталоном (без средств сравнения), сличение с помощью компаратора (то есть с помощью средств сравнения), косвенные измерения.

Отрасли и предприятия обеспечивает стандартными справочными данными о физических константах и свойствах веществ и материалов научно-информационная система - Государственная служба стандартных справочных данных (ГСССД).

Международное сотрудничество в области метрологии осуществляется рядом международных организаций. Ведущими среди них являются Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) и Международный комитет мер и весов (МКМВ).

Главной целью МОЗМ является установление атмосферы доверия между странами по результатам измерений количественных характеристик материалов и изделий, являющихся предметом торговых сделок.

МКМВ, при котором работает Международное бюро мер и весов (МБМВ), призван способствовать распространению метрической системы мер и весов в международном масштабе.

МБМВ хранит международные прототипы метра и килограмма и имеет международные эталоны основных мер.

Государственный метрологический контроль и надзор осуществляется Государственной метрологической службой Госстандарта России.

Государственный метрологический контроль включает:

Утверждение типа средств измерений;

Поверку средств измерений, в том числе эталонов;

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

Государственный метрологический надзор осуществляется:

За выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;

За количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

За количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые в целях проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на ряд сфер, в том числе такие, как:

Банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

Производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации;

Обязательная сертификация продукции и услуг.

Государственные инспекторы, осуществляющие на соответствующей территории государственный метрологический контроль и надзор, вправе беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения:

Посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

Проверять соответствие используемых единиц величин допущенным к применению;

Поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу средств измерений;

Проверять применение аттестованных методик выполнения измерений, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений;

Проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

Отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;

Использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому контролю и надзору.

При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

Запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

Гасить доверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал;

При необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

6.1 Необходимость правового регулирования метрологической деятельности

Метрология относится к такой сфере деятельности, основные положения которой должны быть закреплены именно законом, принимаемым в соответствии с законодательством страны. Это связано с тем, что все юридические нормы, направленные на охрану прав и законных интересов потребителей, должны регулироваться законодательными актами, принимаемыми высшим законодательным органом страны. Законодательство в области метрологии должно содействовать экономическому и социальному развитию страны путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
Деятельность по обеспечению единства измерений (ОЕИ) осуществляется в соответствии с:

  • Конституцией РФ (ст. 71р);
  • Законом РФ «Об обеспечении единства измерений»;
  • Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 №100
  • «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг»;
  • ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения».

6.2.Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений»

Цели Закона :

  • защита от недостоверных результатов измерений;
  • содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе использования эталонов и результатов измерений гарантированной точности;
  • создание благоприятных условий для международных и межфирменных связей;
  • адаптации российской системы измерений к мировой практике.

В отличие от зарубежных стран, где федеральные органы устанавливают только основы законодательства об ОЕИ, в РФ эти отношения регулируются лишь федеральными законодательными актами.
Основные понятия, применяемые для целей Закона
В ст. 1 приведены основные понятия, которые законода-тельно закреплены и принимаются для целей Закона. К ним относятся понятия единства и средства измерений, эталон, метрологическая служба, поверка и калибровка средств измерений, аккредитация на право поверки и др. Необходимо отметить, что эти определения соответствуют официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).
Государственное управление ОЕИ
Статья 4 Закона определяет орган, который осуществляет государственное управление деятельностью по ОЕИ - ранее это был Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), который после выхода Закона РФ «О техническом регулировании» и реорганизации Правительства РФ с 2004 г называется Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). В этой же статье определена компетенция данного органа.
Единицы величин, средства измерений и выполнение измерений
Статьи 6-8 Закона посвящены единицам величин и средствам и методикам выполнения измерений. В них указывается, что в РФ допускаются к применению единицы величин СИ. Но указано, что правительством РФ могут быть допущены к применению также и внесистемные единицы величин.
В статье 9 указано, что измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методи-ками выполнения измерений (МВИ)
Метрологические службы
Закон определяет состав и компетенцию Государственной метрологической службы и иные государственные службы ОЕИ (ст.10). Государственная метрологическая служба выполняет работы по ОЕИ в масштабах страны и включает:

К иным государственным службам ОЕИ относятся:

  • Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ);
  • Государственная служба стандартных образцов состава и свойств вещества и материалов (ГССО);
  • Государственная служба стандартных справочных данных и физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).

Государственная метрологическая служба подчиняется по вертикали только Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, в рамках которого она существует обособленно и независимо.
Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц (ст.11) создаются в необходимых случаях для выполнения работ по ОЕИ.
При выполнении работ в некоторых сферах деятельности в соответствии со ст.13 Закона (здравоохранение, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности труда, торговые операции, оборона и др.) создания метрологических служб является обязательным.

6.3 Государственный метрологический контроль и надзор

В ст. 12 определены виды государственного метрологи-ческого контроля и надзора (ГМКиН): государственный метроло-гический контроль (ГМК) и государственный метрологический надзор (ГМН).
Сферы распространения ГМКиН, которые осуществляются с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, указаны в ст.13 Закона. Все разрабатываемые, производимые и находящиеся в эксплуатации СИ делятся на две группы:

  • применяемые в сферах распространения ГМКиН;
  • не применяемые в сферах распространения ГМКиН.

Средства измерений первой группы могут применяться только после утверждения типа, проведения их первичной поверки и последующих периодических поверок в процессе эксплуатации. Для СИ второй группы надзор со стороны государства не проводится.
Государственный метрологический контроль (ГМК) включает:

  • утверждение типа СИ;
  • поверка СИ;
  • лицензирование деятельности на право изготовления, ремонта, продажи и проката СИ.

Утверждение типа СИ - решение (уполномоченного на это государственного органа управления) о признании типа СИ узаконенным для применения на основании их испытаний государственным научным метрологическим центром или другой организацией, аккредитованной на этот вид деятельности Решение утверждается и удостоверяется сертификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр СИ.
Поверка СИ - установление органом ГМС (или другим официально уполномоченным на то органом, организацией) пригодности СИ к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям.
Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждаются в установленном порядке. Право поверки СИ может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Порядок аккредитации определяется Правительством РФ. Поверка осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом Государственной метрологической службы. Положительные результаты поверки СИ удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке. Поверительное клеймо может наноситься как на приборы, так и на сопроводительные документы на приборы (паспорта, технические описания и т.п.). Различают несколько видов поверки:

  • первичная поверка, которой подвергаются СИ, изготовленные и отремонтированные в РФ или ввезенные по импорту;
  • периодическая поверка, которой подлежат приборы, находящиеся в эксплуатации;
  • внеочередная поверка проводится в некоторых случаях (повреждение поверительного клейма, ввод в эксплуатацию СИ после хранения и т.п.);
  • инспекционная поверка - это поверка при осуществлении ГМН.

Лицензирование - выполняемая в обязательном порядке процедура выдачи лицензии на осуществление деятельности на какой-либо вид деятельности. Деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ, применяемых в сферах распространения ГМКиН, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии. Основанием для выдачи лицензии служит заявление юридического или физического лица и положительные результаты проверки условий осуществления лицензируемого вида деятельности.
Государственный метрологический надзор (ГМН) осуществляется за:

  • выпуском, состоянием и применением СИ;
  • соблюдением метрологических правил и норм;
  • количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций (переход материальных ценностей от одного лица к другому);
  • за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их фасовке и продаже.

Основная цель ГМН - защита интересов граждан и госу--дарства от отрицательных последствий, вызванных недостоверными результатами измерений. Функции ГМН возложены на органы Государственной метрологической службы. ГМКиН осуществляют должностные лица Госстандарта - госу-дарственные инспекторы по ОЕИ, права и обязанности которых изложены в ст. 20 Закона.

6.4 Калибровка СИ

Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке.
Калибровка СИ - совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученным с помощью данного средства измерений и соответствующим значением величины, определенным с помощью эталона с целью определения действительных метрологических характеристик этого СИ.
Особенности калибровки :

  • подвергаются СИ, не подлежащие ГМКиН;
  • добровольная процедура;
  • выполняется любой метрологической службой;
  • необязательность (добровольность) аккредитации на право калибровки;
  • следствие разгосударствления процессов контроля за исправ-ностью СИ - отказ от всеобщей обязательности поверки СИ.

Калибровка может проводиться любой метрологической службой. Это добровольная процедура, однако для ее проведения необходимы определенные условия. Основное условие - прослеживание измерений, т.е. обязательная передача размера единицы от эталона к рабочему средству измерений.
Появление калибровки является следствием процесса разгосударствления процесса контроля за состоянием СИ, своего рода либерализация метрологического контроля.
В РФ создана Российская система калибровки (РСК ), в которую входят государственные научные метрологические центры, органы ГМС, метрологические службы юридических лиц, объединенные целью ОЕИ в сферах, не подлежащих ГМКиН.
РСК базируется на принципах:

  • обязательность передачи размеров единиц от государственных эталонов к рабочим СИ;
  • профессионализм и техническая компетентность;
  • самоокупаемость.

6.5 Ответственность за нарушение законодательства по метрологии

В Законе предусмотрена юридическая ответственность за нарушение метрологических правил и норм (ст.25). Устанавливают-ся меры пресечения или предупреждения нарушений:

  • запреты на применение и выпуск СИ;
  • погашение поверительных клейм и аннулирование свидетельств о поверке;
  • изъятие СИ из эксплуатации;
  • выдача обязательных предписаний об устранении нарушений.

Это разновидность административных взысканий , которые применяют государственные инспекторы Госстандарта.
Наряду с этим устанавливаются административная ответственность в отношении должностных лиц, в частности, денежные штрафы от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Гражданско-правовая ответственность наступает в ситуациях, когда причиняется имущественный или личный ущерб (возмещение ущерба).
Уголовная ответственность наступает, когда имеются признаки состава преступления, предусмотренные УК. К ним относятся: халатность, нарушение правил метрологии, выпуск или продажа товаров (услуг), не отвечающих требованиям безопасности.
Дисциплинарная ответственность определяется админи-страцией предприятия на основании Кодекса законов о труде.

6.6 Международные организации по метрологии

Обеспечение единства измерений является также и задачей различных международных организаций по метрологии. В качестве примера ниже кратко рассмотрены две наиболее крупные международные организации по метрологии.
Международная организация мер и весов (МОМВ ) - межправительственная организация, в состав которой входит Международное бюро мер и весов (МБМВ), основной задачей которого является хранение, совершенствование и сличение национальных и международных эталонов, совершенствование метрической системы измерений и т.п. Например, принятие международной системы единиц (СИ), нового определения секунды и метра.
Международная организация законодательной метроло-гии (МОЗМ) учреждена в 1956 г., объединяет более 80 государств. Цель ее - разработка общих вопросов законодательной метрологии: установление классов точности СИ, порядок поверки и калибровки СИ, гармонизация методов сличения, поверок и аттестации эталонов, выработка оптимальных форм организации метрологи-ческих служб и т.п.
Решения МОЗМ носят рекомендательный характер. Россия отвечает в ней за определенные области метрологии -ведет два технических комитета (ТК): «Средства измерений ионизирующих излучений» и «Приборы для физико-химических измерений».

6.7 Метрологическое обеспечение радиационного контроля

Основные вопросы метрологического обеспечения радиаци-онного контроля изложены в ГОСТ Р 8. -2001 Метрологическое обеспечение радиационного контроля. Основные положения.

Область применения - метрологическое обеспечение радиа-ционных измерений с целью соблюдения принципов радиационной безопасности и требований нормативов, а также с целью наблюдения за состоянием и изменением радиационной обстановки.
Основные определения:
Радиационные измерения - измерения величин и парамет-ров, характеризующих источники и поля ионизирующих излучений, а также радиационное облучение объектов (включая людей).
Радиационный контроль - радиационные измерения, выполняемые с целью определения степени соблюдения принципов радиационной безопасности, требований нормативов или с целью наблюдения за состоянием контролируемого объекта.
Метрологическое обеспечение радиационного контроля (МО РК) - установление и применение научных и организационных основ, технических средств, норм и правил, необходимых для получения достоверной измерительной информации о значениях радиационных характеристик контролируемых объектов.
Основные задачи МО РК:

  • обеспечение единообразия применяемых при РК величин и их единиц и основных понятий;
  • получение достоверных результатов РК с корректной оценкой неопределенности измерений;
  • надлежащий контроль качества измерений при РК.

Основные величины в РК (приложение Б)
Средства измерений в РК:

  • деление по функциональному назначению (для представления официальных результатов - группа А и поисковые - группа Б);
  • использование нестандартизованных СИ и их МО;
  • калибровка СИ группы Б;
  • особенности поверки (в ограниченном диапазоне измерений и с корректировкой МХ);
  • содержание свидетельства о поверке.

Методическое обеспечение РК включает:

Возможно объединение этих методик в методике выполнения измерений при РК (МВК).
Правила и процедуры контроля и поддержания качества измерений излагаются в «Руководстве по качеству».

6.8. Государственная система обеспечения единство измерении (ГСИ)

Состав и деятельность ГСИ регламентируется ГОСТ Р 8.000 2000 «государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)». Ниже рассмотрены основные положения и структура указанного стандарта.
Основные определения
В разделе 2 ГОСТ приведены основные термины и сокращения, которые применяются в данном стандарте.
Общие положения
В разделе 3 указывается, что эта деятельность осуществля-ется в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об обеспечении единства измерений» и нормативными документами ГСИ. Уста-новлены следующие уровни ГСИ: государственный, федеральных органов исполнительной власти, юридического лица. ГСИ состоит из следующих подсистем: правовая, техническая, организационная.
Цель ГСИ - создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных и экономических условий для решения задач по ОЕИ.
Основные задачи ГСИ :

  • научные исследования по воспроизведению и передачи размеров единиц;
  • установление систем единиц, основных понятий и терминов метрологии;
  • создание и совершенствование эталонов и систем передачи размеров единиц;
  • осуществление ГМНиК;
  • аккредитация метрологических служб.

Состав ГСИ:
ГСИ включает в себя следующие подсистемы:
Правовая подсистема - комплекс взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов по ОЕИ
Техническая подсистема :

  • совокупность эталонов единиц величин;
  • совокупность стандартных образцов свойств вещества;
  • совокупность исследовательских, эталонных, измерительных, поверочных лабораторий.

Организационная подсистема :

  • государственная метрологическая служба;
  • иные госслужбы ОЕИ;
  • метрологические службы федеральных органов.

Нормативно- правовой основой явл. ст.71 конституции РФ, в которой описана роль гос-ва в части контроля за проведением измерений. С целью реализации положений этой статьи разработан закон РФ «Об обеспечении единства измерений» №102-ФЗ от 26.06.08. Цель закона: 1) Защита прав и интереса потребителей, а также экономике в целом от недостоверных измерений.2) Содействие научно-техничес. прогрессу и экон. росту в стране на основе измерений гарантированной точности. 3) Создание благоприятных условий для международной и межфирменный связей. 4) Гармонизация российских СИ с международных. Основными главами закона являются: Требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений

Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений,

Калибровка средств измерений,

Аккредитация в области обеспечения единства измерений,

Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений,.

Организационные основы обеспечения единства измерений,

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений,

Так же нормативно-правовой основой явл. постановление правительства и указания ФАТРиМ.

К НД в области метрологии относится:

2. нац. ст-ты –с шифром ГОСТ Р 8

Организационная, метрологическая и научная основы МО измерений.

Под МО понимается установление и применение технических средств, правил и норм для достижения единства измерений. Оно хар-ся размером допускаемых погрешностей, достоверностью, сходимостью и воспроизводимостью.



Организационная основа МО заключается в следующем: Гос. управление деятельностью осущ-т ФАТРиМ. ФАТРиМ явл-ся ФОИВ в области МСС. ФАТРиМ осущ-т свою деятельность через ЦСМ и гос. инспекторов по метрлог-му надзору. В ведении ФАТРиМ нах-ся:1. ГМС 2. Гос. служба времени и частоты (ГСВЧ) 3. Гос служба станд-ых образцов 4. ГСССД - гос. служба стандартных справочных данных

Под научной основой МО понимается применение следующих направлений:

1. Теоретическая метрология

2.математика

3. все рез-ты деятельности ГНМЦ

К НД в области метрологии относится:

1.межрегиональные ст-ты с шифром 8(межотраслевые) ГОСТ 8…-«ГСИ…»(для обеспечения единства измерений)

2. нац. ст-ты – ст-т принятый ФАТРиМ –ГОСТ Р; ГОСТ Р 8

3. правила (по метрологии) ПР- это нормативный документ, устанавливающий обязательные правила в области обеспечения единства измерения ГНМЦ, ГМС, ФАТРиМ

5. методические инструкции-МИ- методические рекомендации

Техническая основа(ТО). ТО составляют:

1. системы гос. эталонов единиц

2. система передачи размеров единиц от эталонов к СИ

3. разработка, производство и выпуск рабочих и пригодных СИ

4. гос. испытания СИ

5. гос. проверка и калибровка СИ

6. системы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов

Государственная система обеспечения единства измерений. Объекты, НД.

(ГСИ) - государственное управление субъектами, нормами, средствами и видами деятельности по обеспечению заданного уровня единства измерений в стране. Деятельность по обеспечению единства измерений направлена на охрану законных интересов граждан и установлению правопорядка и экономики, а также на содействие экономическому и социальному развитию страны путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений во всех сферах общества

Основной целью Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) является создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных, технических и экономических условий для решения задач по обеспечению единства измерений.

Объекты деятельности ГСИ:

− терминология в области метрологии;

− воспроизведение и передача размеров единиц величин и шкал измерений;

− методы оценивания погрешности и неопределенности измерений;

Нормативная база ГСИ насчитывает более 2500 обязательных и рекомендательных документов, регламентирующих все аспекты в области метрологии. В их числе государственные и межгосударственные стандарты, правила по метрологии (ПР), методические инструкции (МИ), руководящие документы (РД), методические указания (МУ) и др.

К правилам (ПР) по метрологии относятся документы в области метрологии, устанавливающие обязательные для применения организационно-технические и общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ. К рекомендациям относятся документы в области метрологии, содержащие добровольные для применения организационно-технические и общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ, а также рекомендуемые − правилаоформления результатов этих работ.

Основополагающим нормативным документом в области обеспечения единства измерений является ГОСТ Р 8.000 «ГСИ. Основные положения».



Просмотров