Предоставление жилого помещения по договору найма. Предоставление жилья по социальному найму — что это такое

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О порядке учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Статья 1. Общие положения

Настоящий Закон устанавливает порядок учета граждан, имеющих место жительства на территории Московской области и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Статья 2. Орган, осуществляющий учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Учет граждан, имеющих в соответствии с частью 1 статьи 91 3 Жилищного кодекса Российской Федерации право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления).

Статья 3. Порядок учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

1. Принятие граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется на основании представленных данными гражданами заявлений о принятии на учет и необходимых документов, подтверждающих соответствие указанных граждан условиям, установленным частью 1 статьи 91 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, в орган местного самоуправления по месту их жительства или через многофункциональный центр в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между указанным органом и многофункциональным центром.

2. Принятие на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования не достигших восемнадцати лет граждан (за исключением эмансипированных граждан или граждан, вступивших в брак), и недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений
о принятии на учет, поданных их законными представителями.

3. Для принятия на учет гражданин подает заявление по месту своего жительства.

4. К заявлению о принятии на учет прилагаются следующие документы:

1) документы, удостоверяющие личность гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи;

2) выписка из домовой книги по месту регистрации;

3) решение органа местного самоуправления о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;

4) согласия на обработку персональных данных гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи;

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества;

6) документы, подтверждающие размер дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи, а также стоимость подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи;

7) медицинское заключение для граждан или постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

8) документы, подтверждающие непригодность жилого помещения для проживания, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

5. Самостоятельно представляются гражданами документы:

1) указанные в пунктах 1, 2, 3, 4, 6, 7 части 4 настоящей статьи;

2) указанные в пунктах 5 и 8 части 4 настоящей статьи, в случае, если они не имеются в распоряжении органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

6. Органы местного самоуправления не вправе требовать у граждан документы, если такие документы (их копии или содержащиеся в них сведения) находятся в распоряжении органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Органы местного самоуправления самостоятельно запрашивают такие документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствующих органах и организациях, если гражданин не представил их по собственной инициативе.

7. Одновременно с подлинниками документов, указанных в части 4 настоящей статьи, гражданин представляет их копии. Свидетельствование верности копий документов осуществляется лицом, принимающим документы, после чего подлинники документов возвращаются заявителю.

8. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее - Книга регистрации). Каждому заявлению присваивается порядковый номер.

9. В день получения заявления и документов, представленных гражданином, ему выдается расписка в получении документов с указанием их перечня, даты получения и порядкового номера, под которым заявление зарегистрировано в Книге регистрации, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.

10. Орган местного самоуправления в течение тридцати рабочих дней со дня регистрации заявления проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных гражданином и (или) полученных по межведомственным запросам, принимает решение
о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.

11. Орган местного самоуправления в случае принятия решения о принятии гражданина на учет не позднее чем через пять рабочих дней со дня принятия такого решения письменно уведомляет об этом гражданина. Уведомление выдается или направляется гражданину почтовым отправлением.

12. Принятие граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется в порядке очередности исходя из времени подачи заявлений о принятии на учет и документов, указанных в части 4 настоящей статьи. Временем принятия на этот учет граждан считается время подачи указанных заявлений и документов, а временем принятия на этот учет граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года
в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, - время принятия указанных граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

13. Граждан, принятых на учет, регистрируют в Книге учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее - Книга учета).

14. На каждого гражданина, принятого на учет, заводится учетное дело, в котором содержатся заявления и документы, предоставленные с частью 4 настоящей статьи, а также копии решений, принимаемых органом местного самоуправления. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру очередности в Книге учета. Документы в учетном деле располагаются по датам поступления, страницы нумеруются, составляется опись. Изменения в учетное дело вносятся на основании документальных сведений о гражданах.

15. Орган местного самоуправления устанавливает порядок ведения и обеспечивает надлежащее хранение Книги регистрации, Книги учета и учетных дел граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

16. Формы заявления, Книги регистрации, Книги учета утверждаются центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере жилищной политики.

Статья 4. Отказ в принятии граждан на учет нуждающихся
в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

1. Орган местного самоуправления принимает решение об отказе в принятии гражданина на учет в следующих случаях:

1) заявитель является иностранным гражданином, лицом без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное;

2) гражданин не был признан по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не был признан по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом Московской области или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

3) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества превышают максимальный размер дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению их имущества, установленный органом местного самоуправления;

4) гражданин признан или имеет основания быть признанным малоимущим в порядке, установленном Законом Московской области № 277/2005-ОЗ «О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»;

5) гражданином не представлены документы, указанные в части 4
статьи 3 настоящего Закона, за исключением документов, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;

6) гражданином представлены документы, содержащие недостоверные сведения.

2. Решение об отказе в принятии гражданина на учет должно содержать обязательную ссылку на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, в том числе информацию о наличии недостатков в представленных документах и о возможности их устранения. Решение выдается или направляется гражданину, в отношении которого принято такое решение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Статья 5. Перерегистрация состоящих на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Один раз в три года в муниципальных образованиях Московской области проводится перерегистрация граждан, состоящих на учете,
в порядке, устанавливаемом органом местного самоуправления.

Статья 6. Снятие граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

1. Граждане снимаются с учета в случаях:

1) предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или по договорам социального найма;

2) подачи гражданами по месту учета заявления о снятии с учета;

3) утраты гражданами оснований, дающих им право на получение жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

4) приобретения или строительства гражданами жилого помещения за счет бюджетных средств или субсидий, выделенных в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления (датой снятия с учета является государственная регистрация права собственности на жилое помещение);

5) предоставления гражданам в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия граждан на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии граждан с учета должны быть приняты органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии граждан с учета должны содержать обязательную ссылку на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии граждан с учета выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы ими в судебном порядке.

3. Снятие гражданина с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования не препятствует повторному принятию его на учет. В таком случае принятие его на учет производится в порядке, установленным настоящим Законом.

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьев

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее — заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Статья 55. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 58. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма

1. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.

2. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Статья 59. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире

1. Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

2. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

3. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

4. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 — 3 настоящей статьи, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

  • Раздел I. Общие положения
    • Глава 1. (Статьи 1—14 )
      • Статья 1.
      • Статья 2.
      • Статья 3.
      • Статья 4.
      • Статья 5.
      • Статья 6.
      • Статья 7.
      • Статья 8.
      • Статья 9.
      • Статья 10.
      • Статья 11.
      • Статья 12.
      • Статья 13.
      • Статья 14.
    • Глава 2. (Статьи 15—21 )
      • Статья 15.
      • Статья 16.
      • Статья 17.
      • Статья 18.
      • Статья 19.
      • Статья 20.
      • Статья 21.
    • Глава 3. (Статьи 22—24 )
  • Статья 22.
  • Статья 23.
  • Статья 24.
  • Глава 4. (Статьи 25—29 )
  • Статья 25.
  • Статья 26.
  • Статья 27.
  • Статья 28.
  • Статья 29.
  • Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
    • Глава 5. (Статьи 30—35 )
  • Статья 30.
  • Статья 31.
  • Статья 32.
  • Статья 33.
  • Статья 34.
  • Статья 35.
  • Глава 6. (Статьи 36—48 )
  • Статья 36.
  • Статья 37.
  • Статья 38.
  • Статья 39.
  • Статья 40.
  • Статья 41.
  • Статья 42.
  • Статья 43.
  • Статья 44.
  • Статья 45.
  • Статья 46.
  • Статья 47.
  • Статья 48.
  • Раздел III. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма
    • Глава 7. (Статьи 49—59 )
  • Статья 49.
  • Статья 50.
  • Статья 51.
  • Статья 52.
  • Статья 53.
  • Статья 54.
  • Статья 55.
  • Статья 56.
  • Статья 57.
  • Статья 58.
  • Статья 59.
  • Глава 8. (Статьи 60—91 )
  • Статья 60.
  • Статья 61.
  • Статья 62.
  • Статья 63.
  • Статья 64.
  • Статья 65.
  • Статья 66.
  • Статья 67.
  • Статья 68.
  • Статья 69.
  • Статья 70.
  • Статья 71.
  • Статья 72.
  • Статья 73.
  • Статья 74.
  • Статья 75.
  • Статья 76.
  • Статья 77.
  • Статья 78.
  • Статья 79.
  • Статья 80.
  • Статья 81.
  • Статья 82.
  • Статья 83.
  • Статья 84.
  • Статья 85.
  • Статья 86.
  • Статья 87.
  • Статья 87.1.
  • Статья 88.
  • Статья 89.
  • Статья 90.
  • Статья 91.
  • Раздел IV. Специализированный жилищный фонд
    • Глава 9. (Статьи 92—98 )
  • Статья 92.
  • Статья 93.
  • Статья 94.
  • Статья 95.
  • Статья 96.
  • Статья 97.
  • Статья 98.
  • Глава 10. (Статьи 99—109 )
  • Статья 99.
  • Статья 100.
  • Статья 101.
  • Статья 102.
  • Статья 103.
  • Среди граждан по-прежнему пользуется популярностью жилье, которое предоставляется в наем. После получения социального жилья многие граждане в дальнейшем могут претендовать на его приватизацию, что делает такую сделку весьма заманчивой. Рассмотрим, что представляет собой социальный найм жилья, а также какие документы нужны для оформления данной сделки.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

    Что такое социальный найм жилья?

    Социальный найм – это сделка, в результате которой граждане получают в пользование квартиры, дома и другие жилые помещения на особых льготных условиях .

    Порядок предоставления и пользования таким жильем регулируется жилищным законодательством, а именно гл.7 и 8 ЖК РФ.

    Лица, для которых доступно социальное жилье, определены местным и федеральным законодательством.

    Если решение о выделении жилья исходит от федеральных органов власти, то выделяться жилое помещение будет из резервов государственного фонда, а если решение принял муниципалитет, то он и будет выделять недвижимость .

    Предоставление происходит в порядке очередности – граждане, которые подходят под установленные критерии, подают документы, становятся на специальный учет и ждут своей очереди.

    Важным моментом при подписании договора социального найма является, что полученное жилье можно приватизировать на общих основаниях.

    Приватизация квартиры по договору социального найма позволит жильцу получить больше прав на имущество – для его продажи, обмена, дарения, сдачи в наем и т.п.

    Граничные сроки приватизации все время продлеваются, поэтому съемщики социального жилья еще имеют возможность оформить на него полноценное право собственности.

    Кому предоставляются жилые помещения?

    Право на получение такого жилья есть у малоимущих граждан, которые официально определены как нуждающиеся в помещении для проживания . Для этого должны быть следующие основания:

    • Граждане и члены их семьи не являются съемщиками помещений по договорам социального найма;
    • Граждане относятся к нанимателям социального жилья (или являются членами их семьи), однако имеющееся у них жилье меньше установленной нормы;
    • Проживают в жилых помещениях, которые не соответствуют установленным требованиям.
    1. Дети, которые являются сиротами или остались без родительского попечения ;
    2. Лица, страдающие тяжкими формами хронических заболеваний (их перечень установлен законодательно);
    3. Лица, проживающие в помещениях, признанных непригодными для дальнейшего использования и не подлежащими ремонту .

    Получить квартиру из государственного фонда также имеют право следующие категории граждан, которые определены специальными федеральными законами:

    • Инвалиды I и II групп ;
    • Лица, ставшие инвалидами в связи с ликвидацией последствий Чернобыльской аварии ;
    • Ветераны Великой Отечественной Войны ;
    • Жертвы катастроф и стихийных бедствий, которые утратили свое жилье ;
    • Военнослужащие, получившие увечья вследствие профессиональной деятельности .

    Куда обратиться для заключения договора?

    Чтобы стать на учет для получения социального жилья, гражданам из перечисленных категорий необходимо подать в соответствующий государственный орган заявление и документы, подтверждающие их материальное положение.

    Все услуги, связанные с оформлением договора социального найма жилого помещения предоставляются бесплатно и срок предоставления не должен превышать 1 месяц.

    Для заключения договора необходимо обратиться в администрацию муниципального образования . Нужно представить документы:

    1. О составе семьи (копии паспортов, свидетельств о рождении, свидетельства о браке и т.п.);
    2. Решение муниципалитета о выделении жилья ;
    3. Заключение о сносе здания или переведение его в нежилой фонд, о признании его аварийным и т.п.;
    4. Выписку из домовой книги по месту регистрации всех членов семьи ;
    5. Выписку о состоянии финансового лицевого счета ;
    6. Справки с Росреестра об отсутствии у всех членов семьи в собственности жилых помещений .

    После сдачи документов, вам будет выдана расписка в их получении и назначен день для подписания договора.

    Договор социального найма

    Предметом договора обязательно должно быть обособленное имущество – комнаты общего пользования или неизолированные помещения предоставляться в социальный найм не могут.

    К жилым помещениям относятся (ст. 16 ЖК):

    • Жилой дом, часть жилого дома;
    • Квартира, часть квартиры;
    • Комната.

    В соответствии с договором найма, собственник жилья предоставляет его другому лицу во временное пользование и за определенную плату. Сторонами договора в этом случае являются:

    1. Наймодатель — владелец имущества. В случае с социальным жильем им является соответствующий государственный или муниципальный жилищный фонд .
    2. Наниматель — гражданин, который будет использовать имущество и вносить за него плату .

    Для договора социального найма предусмотрено четкое указание предмета сделки . То есть, в документе должно быть отмечено:

    • Какое именно жилье предоставляется в найм – дом, квартира или их доля;
    • Размер жилья, его месторасположение (адрес, этаж);
    • Описание помещения, а также имущества, которое в нем находится и т.п.

    Договор социального найма является бессрочным, т.е. заключается без установления срока его действия (статья 60 Жилищного кодекса РФ).

    Однако в некоторых случаях он может быть прекращен раньше. Основания для этого напрямую зависят от того, кто выступает инициатором прекращения договора.

    Права и обязанности сторон по договору

    Как и при заключении любой другой сделки, договор социального найма предусматривает возникновение у его сторон определенных прав и обязанностей .

    Для нанимателя

    Регулируются в соответствии со ст.67 ЖК РФ.

    Обязанности :

    • Использование жилья по назначению и лишь в тех пределах, которые допускаются законодательством;
    • Обеспечение сохранности сдаваемого помещения, а также имущества, которое в нем находится;
    • Поддержание жилья в надлежащем состоянии;
    • Проведение текущего ремонта в жилом помещении;
    • Внесение платы за пользование помещением – своевременно и в полном объеме.

    Необходимо информировать наймодателя об изменениях, которые могут происходят у съемщика жилья, это может стать причиной для перемены условий и оснований, по которым жилье предоставляется ему в социальный найм .

    Права :

    1. Сдавать полученное помещение в аренду третьим гражданам (поднаем);
    2. Вселять в жилье других лиц;
    3. Требовать от наймодателя исполнения своих обязанностей (в частности, сюда относится предоставление коммунальных услуг, а также проведение капитального ремонта помещения);
    4. Разрешать временное проживание в помещении других людей;
    5. Обменивать занимаемое жилье на другое.

    При ненадлежащем исполнении условий договора со стороны наймодателя съемщик может требовать уменьшения размера оплаты за помещение или возмещения расходов и убытков.

    Для наймодателя

    Регулируются ст.65 ЖК РФ.

    Обязанности :

    • Передача съемщику помещения, которое свободно от прав на него со стороны других лиц;
    • Обеспечение коммунальных услуг надлежащего качества;
    • Осуществление капремонта;
    • Принятие участия в мероприятиях по обеспечению надлежащего состояния жилого помещения и дома, в котором оно находится.

    Права :

    1. Получать от нанимателя оплату за жилье, предоставленное в наем;
    2. Требовать от съемщика внесения оплаты за пользование коммунальными услугами.

    Наймодатель может требовать от жильца возмещения ущерба причиненного имуществу, а в некоторых случаях и расторжения договора .

    Кроме этого, жилищным законодательством и самим договором социального найма для обеих сторон сделки могут быть предусмотрены и другие права и обязанности, возникающие как у нанимателя, так и у наймодателя.

    Алгоритм действий, которые необходимо пройти, чтобы получить квартиру по договору социального найма

    1. Постановка гражданина на специальный жилищный учет в качестве малоимущего или нуждающегося в жилом помещении.
    2. Получение положительного решения от государственного органа о предоставлении соответствующего жилья. Оно выдается в письменном виде и является основанием для дальнейшего заключения договора.
    3. Сбор и подача необходимых документов .
    4. Подписание договора .
    5. Вселение в жилое помещение (основанием для этого является подписанный договор).

    Жилье, которое предоставляется гражданам по договору социального найма, должно находиться в пределах того населенного пункта, где он проживает.

    Плата по договору

    В совокупности плата за социальное жилье состоит из таких элементов:

    • Арендная плата по договору. В большинстве случаев граждане, с которыми заключен договор социального найма, являются малоимущими, а поэтому от необходимости такой оплаты освобождаются.
    • , которыми пользуется жилец. В соответствии с договором эта обязанность полностью ложится на жильца. Размер оплаты устанавливается либо на основании данных с измерительных приборов, либо при помощи нормативов и показателей, установленных для каждого вида предоставляемой услуги.
    • Платежи на оплату услуг по содержанию и ремонту жилого помещения . Сюда относится оплата услуг управляющих компаний и покрытие расходов, необходимых для проведения ремонтных работ. Конкретный размер устанавливается органами местного самоуправления и зависит от многих факторов: площади жилья, уровня благоустройства дома, его месторасположения и т.д.

    Получение социального жилья является хорошей альтернативой для граждан, которые проживают в неблагоприятных условиях или не имеют возможности приобрести собственную квартиру или дом.

    В соответствии с договором социального найма жилье предоставляется на бессрочной основе и в размерах не меньше установленных нормативов. Как правило, единственной финансовой обязанностью жильца в этом случае является оплата коммунальных услуг и текущего ремонта в помещении.

    Если вам отказывают в заключении договора социального найма. Предлагаем посмотреть видеоролик.

    2. Предоставление жилого помещения по договору социального найма

    2.1. Отношения по обеспечению граждан жильем по договору социального найма занимают особое место в сфере жилищных отношений.Статья 19 ЖК определяет категории жилищного фонда, где применяется договор социального найма жилого помещения: жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда социального использования. Иными словами, это жилье, предназначенное для социально незащищенных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для указанных категорий граждан предусматривается формирование жилищного фонда социального использования, жилые помещения в котором подлежат предоставлению по договору социального найма. Это положение содержится и в актах гражданского законодательства, регулирующих жилищные отношения. Так, ст. 672 ГК предусмотрено предоставление по договору социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах социального использования.
    2.2. Жилищный кодекс устанавливает ряд условий, соблюдение которых необходимо для обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма: признание малоимущими, а также определение федеральным законом или законом субъекта РФ иных категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по такому договору;
    - нуждаемость в жилом помещении;
    - постоянное (как правило) проживание в данном населенном пункте.
    Признание граждан малоимущими (в целях Жилищного кодекса, т.е. для обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма) возложено на органы местного самоуправления. Порядок признания граждан таковыми устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Что касается иных категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, то согласно ст. 49 ЖК они определяются федеральными законами и законами субъектов РФ. Данными законами может быть установлен и порядок обеспечения этих категорий граждан жилыми помещениями по договору социального найма.
    Категориям граждан (иным, помимо малоимущих) жилые помещения могут предоставляться органами местного самоуправления (из муниципального жилищного фонда). Условиями обеспечения жильем этих граждан являются: наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями на предоставление жилых помещений; предоставление жилья в определенном порядке, установленном ЖК, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только законом. Такое требование содержится в ст. 132 Конституции РФ. Реализация данных полномочий подконтрольна государству.
    Отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления, исполняются ими в течение всего периода действия закона (см. Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ). В связи с рассматриваемым вопросом следует обратить внимание на ст. 49 ЖК в части обеспечения малоимущих граждан лишь жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. Данное положение является достаточно сомнительным.
    Статья 40 Конституции РФ устанавливает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Обязательными условиями обеспечения указанных граждан жилыми помещениями должны быть нуждаемость в жилье и соблюдение установленной законом нормы предоставляемого жилья.
    Как видим, указанная норма не содержит изъятий для государственного жилищного фонда, малоимущие граждане (согласно ст. 40 Конституции РФ) подлежат обеспечению жильем всех публичных форм собственности (государственной, муниципальной). Таким образом, нет оснований для «исключения» из числа жилых помещений, подлежащих предоставлению малоимущим, жилья государственного жилищного фонда, и такое «исключение» не основано на Конституции РФ. Видимо, данный вопрос требует анализа и дополнительного рассмотрения.
    Условием обеспечения жильем по договору социального найма является признание гражданина нуждающимся в жилом помещении. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст. 51 ЖК. Это: а) отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя;
    б) обеспеченность жильем менее учетной нормы;
    в) неудовлетворительное состояние жилища;
    г) состояние здоровья проживающих.
    Все четыре основания нуждаемости перечислены в ч. 1 ст. 51. По смыслу п. 1 ч. 1 этой статьи нуждающимися в жилье признаются: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору «коммерческого» найма и т.п. Причем ограничений такого характера, как обеспеченность жильем менее учетной нормы, нет.
    В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.
    Иные основания нуждаемости граждан в жилых помещениях (п. 3 и 4 ч. 1 ст. 51 ЖК) не связаны с размером занимаемой площади и не требуют применения учетной нормы. Так, п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК основанием признания граждан нуждающимися считает непригодность их жилья для проживания.
    Самостоятельное основание нуждаемости в жилых помещениях - проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе одной из них есть больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно (п. 4 ч. 1). Данное положение применяется и к нанимателям, и к собственникам жилых помещений, а также членам их семей. Условием его применения является отсутствие иного помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Семьи, в составе которых есть такой больной, переселяются, главным образом, в интересах иных проживающих в квартире лиц.
    Перечень соответствующих заболеваний установлен постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378; кроме того, в данной сфере действует региональное законодательство.
    Согласно ст. 51 ЖК нуждающимися в жилых помещениях должны признаваться лица, постоянно (как правило) проживающие в данном населенном пункте (иное возможно в случаях и в порядке, установленных законодательством - ст. 52 ЖК). Определенный интерес в этом плане представляет положение ч. 4 ст. 1 ЖК, согласно которой граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. При написании этой статьи, безусловно, использована ст. 27 Конституции РФ. Между тем эта статья предусматривает свободу выбора места пребывания и жительства. Положения ЖК об условиях получения жилого помещения по договору социального найма и процедура получения такого жилья делают сомнительной норму ст. 1 ЖК о свободе выбора жилого помещения (применительно к социальному найму). Значимым фактором, позволяющим установить место жительства гражданина, является регистрация по месту жительства.
    Подтверждением данной позиции служит определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 № 123-О.
    По мнению Суда, условие о наличии регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилищного фонда, иных граждан. В силу этого введение такого условия не может рассматриваться как не согласующееся с положениями ст. 17, 19, 27 и 40 Конституции РФ.
    2.3. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилье, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК). Очередность предоставления жилого помещения означает определенную последовательность выделения жилья лицам из числа принятых на учет; она совпадает с хронологической последовательностью учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
    Исключение из этого правила законодатель делает для граждан, которым жилые помещения предоставляются вне очереди. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляется:
    1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, если эти помещения не подлежат ни ремонту, ни реконструкции;
    2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, который утвержден Правительством РФ от 16.06.2006 № 378. В судебной практике нередко возникают вопросы, связанные с внеочередным предоставлением жилья. Ответы на них дает Верховный Суд РФ в своих обзорах. Так, в частности в отношении граждан, ранее имевших право на льготное обеспечение жильем, Верховным Судом было разъяснено следующее.
    Согласно п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 и п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.91 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось одноразовое бесплатное обеспечение, независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте, благоустроенной жилой площадью в течение 3 месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.
    Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ ст. 14 указанного Закона РФ изложена в новой редакции.
    Согласно п. 2 ч. 1 ст. 14 гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется: «обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации».
    Данная норма не содержит указания на предоставление жилья гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы во внеочередном порядке. Отсутствовало такое указание и в ЖК РСФСР, который действовал до 1 марта 2005 г.
    Правительством РФ 29.12.2004 было принято постановление № 866 «О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц», п. 2 которого утверждены Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условийграждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц.
    Как следует из содержания вышеназванных постановления и Правил, обеспечение жильем граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., осуществляется путем предоставления им субсидий.
    Таким образом, у граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., право на внеочередное предоставление жилого помещения отсутствует. (Обзор судебной практики ВС РФ за IVквартал 2005 г.)
    В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части возможных ограничений для реализации их права на льготное обеспечение жильем Верховным Судом РФ разъяснено.
    В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
    Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
    Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
    Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
    Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилья по договору социального найма не является. (Обзор судебной практики ВС РФ за IIквартал 2006г.)
    Одним из оснований получения жилья во внеочередном порядке является проживание в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания (п. 1 ч. 2). Подобное положение содержалось в ст. 37 ЖК РСФСР. Однако по сравнению с указанной статьей круг случаев обеспечения жильем по основанию «непригодности» расширен.
    Так, если по ЖК РСФСР вне очереди обеспечивались жильем граждане, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания (т.е., как правило, аварийным), то ЖК предусматривает такой порядок обеспечения жилыми помещениями при признании жилья непригодным для проживания не только в результате стихийного бедствия.
    Уточнение, содержащееся в п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК (жилые помещения ремонту и реконструкции не подлежат), свидетельствует о том, что речь следует вести о непригодности в связи с определенным техническим состоянием жилья. Иначе говоря, речь идетоб аварийности дома, поскольку ветхое жилье при определенных показателях может быть приведено в состояние, пригодное для проживания в результате капитального ремонта.
    Таким образом, фактически возвращаемся к прежней позиции - признание жилого помещения непригодным в связи с аварийностью. Между тем если непригодность жилья в соответствии с редакцией ст. 37 ЖК РСФСР учитывалась в результате стихийного бедствия, то ЖК (ст. 57) имеет в виду все случаи признания жилого помещения непригодным, т.е. и вследствие возможного неграмотного содержания жилищного фонда.
    В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК), следует отметить, что сохранение этой позиции (предоставление во внеочередном порядке жилья данной категории граждан предусматривалось ст. 37 ЖК РСФСР), несомненно, способствует обеспечению прав и законных интересов этой социально уязвимой категории граждан.
    Что касается внеочередного обеспечения жильем граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, то данная категория граждан также была предусмотрена в качестве льготной в ранее действовавшем законодательстве (ст. 36 ЖК РСФСР). Вряд ли у кого-либо возникнут сомнения в правильности позиции ЖК в отношении указанных лиц. Однако хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что граждане данной категории (кроме права на льготное обеспечение жильем) имели право на дополнительную площадь.
    По смыслу ст. 58 ЖК (ч. 2) повышение нормы предоставления жилья указанной категории граждан некоторым образом сохраняет за ними это право. Однако ограничение размера такой площади (превышение нормы предоставления не более чем в 2 раза не позволяет в полной мере создать этим лицам условия, необходимые по характеру заболевания. Вспомним, что постановлением Правительства РФ от 28.02.96 № 214
    был утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты (утратил силу постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817).
    Необходимость предоставления дополнительной площади в виде отдельной комнаты обусловлена тем, что при некоторых тяжелых заболеваниях недопустимо проживание с лицами, страдающими этими заболеваниями, в одной комнате.
    Представляется уместным уделить некоторое внимание институту дополнительной площади, который (фактически) упразднен. ЖК не содержит положений по данному вопросу. Право на дополнительную площадь предусматривалось еще в первой трети прошлого века. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28.02.30 «О праве пользования дополнительной жилой площадью» содержало большое число категорий граждан, имеющих право пользования дополнительной площадью. Отдельные положения этого постановления в последнее время (достаточно длительное) вообще не применялись (т.е. фактически утратили силу). Так, в частности, в числе указанных категорий граждан были обозначены работники партийных, кооперативных и других общественных организаций и смешанных акционерных обществ.
    Что касается лиц, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, то Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользоваться дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью, был утвержден циркуляром НКВД РСФСР от 15.01.28 № 27 и Наркомздрава РСФСР от 19.01.28 № 151.
    Положение ст. 39 ЖК РСФСР об установлении порядка и условий предоставления дополнительной площади не было реализовано - нормативного акта по данному вопросу не было принято. Ряд актов (в частности, о социальной защите инвалидов) содержал положения о праве определяемых этими актами категорий граждан на получение дополнительной площади. Однако в основной массе право на дополнительную площадь реализовывалось как право пользования такой площадью (в частности, фактически занимаемая дополнительная площадь не могла быть изъята при всякого рода переселениях). Органы, решающие вопросыпредоставления жилья, могли, но не были обязаны учитывать наличие у гражданина права на дополнительную площадь.
    Нельзя не согласиться, что вопрос в отношении дополнительной площади требовал упорядочения. Однако это упорядочение должно соотноситься с необходимостью «соблюдения конституционных требований» (вспомним тяжелобольных). Уместно упомянуть и определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 415-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности части первой статьи 128 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» и подпункта 16 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному закону»1 . Конституционный Суд РФ отметил следующее: «Внося в действующее правовое регулирование изменения, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен обеспечивать соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает оптимальное сочетание разумной стабильности законодательства, предсказуемости его развития и недопустимости произвольных конституционно необоснованных изменений, затрагивающих права граждан».
    2.4. Как это предусматривается ст. 58 ЖК, при предоставлении жилых помещений по договору социального найма следует учитывать законные интересы граждан. Так, заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Данная норма ЖК не связывает возможность получения жилья (комнаты) с возрастом членов семьи нанимателя, как это предусматривалось ст. 41 ЖК РСФСР. Согласно этой статье при предоставлении жилых помещений не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов.
    Часть 2 ст. 58 ЖК разрешает превышать норму предоставления жилья на одного человека, но не более чем в два раза.
    Трудности в реализации данной нормы, как уже отмечалось, возникнут, в частности, при обеспечении жильем больных тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, которые по характеру заболевания должны проживать в отдельной комнате.
    2.5. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (см. п. 5 ч. 1 ст. 14; см. также Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ). Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 ЖК).
    Жилищный кодекс не содержит понятия «ордер», на основании которого заключался договор социального найма по ранее действовавшему законодательству (ст. 47, 51 ЖК РСФСР).
    Единый ордер местной администрации на занятие жилых помещений всех публичных форм собственности (государственной, муниципальной), преследовавший цель контроля за деятельностью субъекта права собственности, вошел в противоречие с принципами, установленными ст. 1 ГК. Отказ органа местного самоуправления в выдаче ордера на занятие жилого помещения федеральной собственности или собственности субъекта РФ нарушал волеизъявление собственника заключить с гражданином договор социального найма жилого помещения по усмотрению сторон. Кроме того, по существу ордер являлся промежуточным звеном между решением о предоставлении жилья и заключением договора социального найма.
    В решении о предоставлении жилого помещения устанавливается срок для заключения договора социального найма (ч. 4 ст. 57 ЖК). По договору социального найма наймодатель обязан передать нанимателю жилое помещение во владение и пользование для проживания.

    1. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (далее - решение) принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы. Решение является основанием для заключения договора социального найма.

    2. В договоре социального найма помимо нанимателя указываются лица, вселяемые в предоставляемое жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя

    Комментарий к ст. 24 Закона

    Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 27.03.2012 N 594 "Об утверждении отдельных типовых распоряжений Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы" утверждены формы решений о предоставлении жилых помещений.

    Указанным нормативным актом предусмотрены 52 вида решений (распоряжений). Общие требования к оформлению типовых видов распоряжений ДЖПиЖФ также установлены. Так, структура распоряжения содержит:

    Название распоряжения;

    Описательную часть;

    Распорядительную часть.

    Название распоряжения содержит информацию:

    О предоставлении, о закреплении, о заключении, об отмене, о внесении изменений и т.д.;

    Фамилия, инициалы заявителя;

    Вид обеспечения (по договору найма, по договору купли-продажи и т.д.);

    При необходимости уточняющую информацию (в дополнение к занимаемому помещению, со снятием с жилищного учета, адрес регистрации и т.д.)

    Указания к оформлению названия распоряжения:

    ФИО заявителя - пишутся фамилия и инициалы, в скобках указать состав (на семью из ____ человек; на одного);

    В распоряжениях о предоставлении субсидии, жилого помещения по договору КПР, КПИ в случае предоставления части семьи с освобождением занимаемого жилого помещения в названии распоряжения не использовать слова "без освобождения занимаемого жилого помещения", "с освобождением занимаемого жилого помещения";

    При написании названия распоряжения использовать полужирный шрифт.

    Описательная часть содержит следующую информацию:

    1. Данные о жилой площади заявителя и членов его семьи;

    2. Данные о членах семьи заявителя;

    3. Данные об отсутствии иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, в отношении которых заявитель и члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности.

    На территории города Москвы и Московской области данные подтверждаются на основании выписок из ЕГРП, на остальной территории Российской Федерации - на основании личных заявлений.

    4. Данные по жилищному учету семьи заявителя;

    5. Данные о 10-летнем проживании в городе Москве семьи заявителя и по ухудшению жилищных условий;

    6. При рассмотрении вопроса о предоставлении жилого помещения заявителю Комиссией по жилищным вопросам Правительства Москвы указать:

    Дату и номер протокола;

    Содержание принятого решения.

    7. Данные о включении в программу обеспечения жилыми помещениями на текущий год.

    8. Основания для издания распорядительной части (предоставления жилого помещения, отмены распоряжения и т.д.).

    Распорядительная часть содержит следующую информацию:

    1. Данные о предоставлении;

    2. Указания о снятии с жилищного учета (при необходимости);

    3. Обязательства заявителя и членов его семьи при освобождении занимаемого жилого помещения;

    4. Указания Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы;

    5. Указания по изменению вида жилищного фонда;

    6. Указания Управлению государственного учета и использования жилищного фонда города Москвы;

    7. Указания Управлению прав собственности города Москвы в жилищной сфере;

    8. Условия отмены распоряжения;

    10. Указания по контролю за выполнением распоряжения;

    Подписывается распоряжение одним из заместителей руководителя Департамента

    Автор комментария: Адвокат Полина Кузнецова



    Просмотров