Источники (формы) конституционного права Российской Федерации. Конституционное право

Нормы конституционного права представляют собой единство содержания и формы. Под содержанием права следует понимать совокупность юридических правил поведения. Форма права – это способ внешнего выражения юридических правил (норм права).

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права». Согласно первой – эти понятия тождественны. Согласно второй – понятие «источник права» более широкое, чем «форма права». Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как всякого основания или начала, исходной точки чего-либо, то вторая точка зрения более точная. Согласно ей источники права можно рассматривать в широком смысле (естественное право, правовые теории, доктрины, правосознание) и в узком смысле – как позитивное (писаное) право, представляющее собой лишь часть источников права.

Таким образом, источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное и позитивное право. Естественное право включает совокупность прав и свобод, исторически признанных человечеством, как принадлежащие каждому от рождения. Они не даруются государством и соответственно не могут им забираться. Эти права принадлежат каждому, независимо от того закреплены они в Конституции и законах или нет. Значение естественного права в том, что в случае прихода к власти антидемократических сил, для них не составит труда изменить Конституцию и позитивное право. И только естественное право в состоянии показать неправомерность изменения позитивного права в сторону ограничения существующих прав и свобод. Естественное право должно быть фундаментом, первоосновой позитивному праву. Поэтому если закон противоречит естественному праву, он ничтожен.

Позитивное право – это право закрепленное в нормативно-правовых актах, то есть это юридические формы выражения правовых норм. В этом смысле источник и форма права понимаются как синонимы.

Выделяют четыре основные формы права: нормативный акт, правовой обычай, нормативный договор, юридический прецедент.

Нормативные акты – это правовые акты, исходящие от государства и содержащие нормы права. Нормативные акты являются самыми многочисленными источниками конституционного права и подразделяются на законы и подзаконные акты.

К законам относятся:

1. Конституция РФ – главный источник конституционного права, имеющий высшую юридическую силу. Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. То есть она предопределяет содержание других источников конституционного права, которые призваны развивать ее нормы.

2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – это законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации», ФКЗ «О чрезвычайном положении» и др.). Таких вопросов можно насчитать 15, но не по всем приняты соответствующие законы (к примеру, нет ФКЗ о созыве Конституционного Собрания). Это не означает, что ФКЗ может быть только 15. Дело в том, что, к примеру, изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации осуществляется на основании ФКЗ, следовательно, каждое такое изменение (теоретически их может быть сколько угодно) влечет принятие ФКЗ. Поэтому пятнадцатью ограничено не количество ФКЗ, а только сфер отношений, регулируемых этими законами.

Так же необходимо иметь в виду, что ФКЗ, во-первых, не могут противоречить Конституции, во-вторых, не являются составной частью Конституции, в-третьих, не могут изменять Конституцию. Для внесения поправок к Конституции существует специальный закон о поправках к Конституции РФ.

3. Федеральные законы – акты, которые не могут противоречить Конституции и ФКЗ, то есть это следующий по юридической силе вид источников. Не все федеральные законы являются источниками конституционного права, а только те из них, которые имеют конституционно-правовое содержание. То есть, если закон регулирует отношения, входящие в предмет конституционного права, то он будет источником (ФЗ «О выборах президента Российской Федерации», ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ФЗ «О беженцах» и др.). Если закон регулирует иные сферы общественных отношений (семейные, трудовые, жилищные и др.), то источником конституционного права он не будет.

4. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации – это основные законы субъектов федерации, устанавливающие систему государственной власти субъекта федерации их компетенцию и др. Они не должны противоречить федеральной Конституции.

5. Законы субъектов Российской Федерации – принимаются парламентами субъектов федерации, по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов, по вопросам ведения самого субъекта РФ, не должны противоречить федеральным законам и являются источниками конституционного права, если имеют конституционно-правовое содержание (например, Закон Пензенской области «О выборах губернатора Пензенской области» от 2012 г.).

Следующая группа нормативных актов – это подзаконные акты. Они принимаются на основе и во исполнение законов, не могут противоречить законам, то есть вторичны по отношению к ним.

К подзаконным актам относятся:

1. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Многие акты Президента содержат нормы конституционного права. Как правило, Указами Президента РФ утверждаются положения об органах исполнительной власти или о порядке разрешения каких-либо вопросов (к примеру, о порядке предоставления политического убежища).

2. Постановления Правительства Российской Федерации, федеральных министерств. Не все акты Правительства являются источниками конституционного права, а только те из них, которые регулируют отношения в сфере этой отрасли права. В большинстве случаев они представляют собой детализацию законов, имеющих конституционно-правовое содержание.

3. Акты глав субъектов Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эти акты составляют незначительный сегмент источников конституционного права, так как многие положения структуры и организации органов государственной власти субъектов РФ определены конституциями (уставами) и законодательством этих субъектов РФ. Однако те акты, которые все-же регулируют названные вопросы, относятся к источникам конституционного права.

4. Нормативные акты местного самоуправления и, прежде всего уставы муниципальных образований. Конечно, по объему этот круг источников гораздо скромнее в сравнении с вышеназванными источниками, однако он существует и должен учитываться.

5. Как отдельный вид источников в этой группе следует назвать регламенты Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ. Регламенты принимаются каждым из этих органов самостоятельно и регулируют круг вопросов, связанных с организацией их работы. Это нормативные акты с внутренней сферой применения.

Следующий вид источников – это нормативный договор . Среди договоров выделяют внутригосударственные договоры (меду Российской Федерацией и ее субъектами и между самими субъектами РФ) и международные договоры Российской Федерации.

Чрезвычайную важность имеют международные договоры как источники конституционного права. Дело в том, что согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Из этой формулировки 15 статьи Конституции следует, что международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, в иерархии нормативных актов стоят выше любых законов Российской Федерации. Ни один закон не может противоречить международным договорам России, а если все-же принимается закон (даже если это Федеральный конституционный закон) противоречащий такому договору, применению подлежит международный договор.

Приоритет не только международных договоров России, но и общепризнанных принципов и норм международного права, имеет огромное значение потому, что это теоретически является дополнительной гарантией прав и свобод человека. Это должно сдерживать государственную власть от намерений изменить национальное законодательство в сторону сокращения или отмены закрепленных в законодательстве прав и свобод. Конституционное признание примата международных норм (которые государство не может отменить в одностороннем порядке) делает такие античеловеческие законы неправовыми и юридически ничтожными (выполняя по сути ту же функцию, что и естественное право). То есть, какие бы законы не принимались, они не должны сужать тот объем прав и свобод человека, который является общепризнанным мировым сообществом.

Что же касается правового обычая , то это правило поведения произрастающее «снизу», сложившееся исторически и вошедшее в привычку. Обычай становится правовым, если он санкционирован государством. При этом санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления его в законе. В противном случае источником права становится нормативный акт, воспроизводящий в своих статьях требования обычая. Большое распространение имеет в гражданском праве, в конституционном же выражен слабее и характерен не для всех стран. Наиболее значительное место обычай занимает в странах англосаксонского права. Так, в Великобритании многие ведущие государственные институты функционируют на основе не писанных текстов, а сложившихся, иногда в течение столетий, обычаев. В России в силу отсутствия конституционной традиции и преемственности правовой обычай не сформирован. Однако, как теоретически возможный источник права его необходимо учитывать.

Юридический прецедент – это решение по конкретному судебному или административному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел в будущем. Административный прецедент в России не является официально признанным источником права. Что касается судебного прецедента, то как источник конституционного права многими авторами выделяются (с чем можно согласиться) решения Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ толкует Конституцию, разрешает споры о компетенции между органами власти, устанавливает соответствие Конституции нормативных актов и др. Хотя с формальной точки зрения Конституционный Суд РФ не является правотворческим органом, его акты имеют принципиальное значение для понимания сути конституционно-правовых норм и развития соответствующих общественных отношений. Причем иногда это не только интерпретация существующих норм конституционного права, но и создание новых норм, без которых в последствии применение имеющихся норм становится затруднительным. К примеру, в ст. 136 Конституции РФ закреплено, что поправки к главам с 3 по 8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ. Однако, было неясно, какой это должен быть акт. По запросу Государственной Думы в постановлении от 1995 г. Конституционный Суд РФ определил, что этот акт получает наименование «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации», чем по существу, Конституционный Суд РФ ввел новый вид законов.

Конституционное право - это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности.

Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право ведущее по своему источнику - конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому считают, что конституционное право составляет ядро системы права.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ " Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности"). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление").

Субъекты конституционного права:

1) граждане;

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ " О гражданстве Российской Федерации");

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер.

Они излагаются на уровне принципов. Например, ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат общие положения правового регулирования, например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы - исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

4) парламентаризма;

5) президентства;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

Источники конституционного права - нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.

Существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, изменения, признания утратившими силу. После отмены акта он перестает являться источником действующего права.

Источники конституционного права :

Естественное право

Позитивное право

* Конституции

* законы субъектов РФ

* декларации

* регламенты палат ФС

* указы и распоряжения Президента РФ

* постановления и распоряжения Правительства РФ

* судебные решения

* законы СССР и РСФСР

* акты органов местного самоуправления

Естественное право право включает совокупность прав и свобод, исторически признанных человечеством как неотъемлемо присущие каждому человеку от рождения. Эти права и свободы не зависят от воли государства и не являются даром с его стороны.

Напротив, государство связано этими первичными нравственными и разумными императивами и обязано признавать, соблюдать и гарантировать их.

В России идея естественных прав нашла свое выражение в Декларации прав и свобод человека (принята 5 сентября 1991 г.), в которой говорится о «естественных, неотъемлемых и ненарушимых правах и свободах». Конституция 1993 г. (ч. 2 ст. 17) устанавливает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Признается также, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Аналогичные концептуальные подходы к правам и свободам содержатся в конституциях многих стран.

Значение :

Защита прав человека.

Гарантии против антидемократической активности определенных политических сил, стремящихся к реставрации тоталитаризма. Понятно, что в случае прихода к власти этих сил для них не составит большого труда изменить Конституцию и реформировать позитивное право. И только естественное право, если оно признается источником конституционного права, может стать основой для осознания народом неправомерности подобного рода «реформ» и спасения своей свободы. Естественное право должно признаваться как высший императив для парламента, президентской, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления.

Превентивное воздействие неотъемлемости определенных прав и свобод человека служит опорой существования свободного гражданского общества, гарантией от поворотов вспять.

Конституции . Среди источников позитивного конституционного права важнейшее место занимает конституция. Это Основной закон всякого государства, хотя в писаной форме его может и не быть (Великобритания). Однако конституция может формально существовать, но практически не играть никакой роли вследствие перенесения центра тяжести на партийные структуры власти (тоталитарные государства).

Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. Но определенные нормы конституции могут иметь прямое действие, т. е. для своего применения не нуждаются в дополнительном регулировании. В ряде стран (в частности, во Франции) к конституции примыкают органические законы, которые принимаются в развитие ее бланкетных предписаний. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.

В России действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г, вступившая в силу 25.12 – со дня официального опубликования в Российской Газете. Наряду с этой, федеральной, Конституцией действуют конституции республик , входящих в состав Российской Федерации. Это обычно для любого федеративного государства. Конституции республик также обладают высшей юридической силой на их территории. Но федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории Федерации (ст. 4 Конституции), а это означает, что конституции республик, некоторые из которых приняты до принятия федеральной Конституции, должны тем не менее соответствовать последней и не противоречить ей. Аналогичной юридической силой на своей территории обладают уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа).

Законы . По российской Конституции предусматривается издание Федеральным Собранием

- Закона РФ о поправке к Конституции

- федеральных конституционных законов , которые, безусловно, являются источниками конституционного права,

- федеральных законов , из которых такое значение имеют только законы конституционно-правового содержания (т. е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти).

Конституция не дает четкого критерия для различения конституционного и обычного федерального закона, но определяет более жесткий порядок принятия конституционного закона (ч. 2 ст. 108). ФКЗ различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятия;

4) по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

Конституцией указывается (ч. 3 ст. 76), что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам , из чего можно сделать вывод, что в иерархии источников права федеральные конституционные законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией. Конституционные законы, как это вытекает из текста Конституции, должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства. Такие законы обязательно должны приниматься по вопросам, предусмотренным Конституцией; этих вопросов 15, но приняты пока не все федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы не могут изменять Конституцию и не являются частью Конституции.

В то же время многие из важных вопросов нуждаются в принятии только обычного федерального закона. Требует изучения вопрос, почему столь важные для государства вопросы

Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов РФ в соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ и соответствующие конституциям и уставам субъектов Федерации.

В отличие от конституций, действовавших в предшествующие годы, нынешняя Конституция не предусматривает создания органа, равного по значению прежнему Президиуму Верховного Совета, который имел право издавать акты, по своей юридической силе приравненные к закону. Действующие в современном Федеральном Собрании органы палат осуществляют только организационные функции и не вправе издавать акты общенормативного характера.

Договоры и соглашения . Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, по аналогии с рядом зарубежных конституций Конституция устанавливает приоритет международного права по отношению к внутреннему, указывая, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В иерархии источников права ратифицированный международный договор стоит выше, чем закон, поскольку нормы последнего не могут отменять или противоречить нормам международного договора.

Закон закрепляет очень важный «особый порядок выражения согласия на обязательность для Российской Федерации международных договоров ». Статья 22 устанавливает: «Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции Российской Федерации , решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации или пересмотра ее положений в установленном порядке ». Международный договор, следовательно, сам по себе не может изменить Конституцию или действовать в противоречии с ней. Учитывая сложный порядок внесения поправок в Конституцию и пересмотра ее положений, можно предположить, что «неконституционные» договоры будут заключаться крайне редко.

Дела о соответствии Конституции РФ международных договоров, не вступивших в силу (или отдельных их положений), разрешаются Конституционным Судом РФ. Если Суд признает их не соответствующими Конституции, то такие договоры не подлежат введению в действие и применению.

Для практики Российской Федерации характерны внутренние договоры и соглашения . Источником конституционного права остается Федеративный договор от 31 марта 1992 г., которым были разграничены предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов. Но этот Договор, как и другие договоры между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, действует только в случае соответствия его положений положениям Конституции РФ. В 1990-е гг. около 40 субъектов РФ заключили договоры с Российской Федерацией о разграничении полномочий (многие положения этих договоров были спорными), но в 2001-002 гг. большинство субъектов РФ от этих договоров отказались.

Декларации . В этой правовой форме были приняты важные конституционно-правовые нормы: Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.), Декларация о языках народов России (25 октября 1991 г.). Они были приняты высшим законодательным органом страны того времени - Съездом народных депутатов. В 1990-е гг. декларации о государственном суверенитете принимались некоторыми республиками в составе Российской Федерации, но после постановления Конституционного Суда РФ (2000 г.), признавшего положения о суверенитете республик в их конституциях не соответствующими Конституции РФ, эти декларации утратили силу.

Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Ныне эти принципы реализованы в принятой в 1993 г. Конституции РФ. Конституция не содержит какого-либо упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, об их юридической силе и о порядке принятия. Но поскольку это и не исключено, можно сделать вывод, что парламент вправе принимать подобного рода акты без притязания на их высшую юридическую силу и без соблюдения обычной законодательной процедуры.

Регламенты палат Федерального Собрания . Эти акты принимаются в соответствии с Конституцией РФ каждой палатой для организации своей деятельности и не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента. Этим они отличаются от законов. Регламенты регулируют круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением законодательного процесса (создание комиссий и комитетов, порядок прохождения законопроектов и т. д.). Это нормативные акты с внутренней сферой применения.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации . Такие акты обычны для главы государства в любой стране. В Конституции РФ указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Отсюда следует, что указы и распоряжения Президента относятся к числу подзаконных актов, то есть могут быть отменены федеральным законом.

Указы Президента могут быть нормативными (см. ч. 2 ст. 125 Конституции) и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые - это акты применения Президентом какого-то закона; по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они носят ограниченный характер. Президент издает указы в пределах своей компетенции, однако периодически, когда возникают вопросы, требующие оперативного урегулирования, Президент издает нормативные указы по отдельным вопросам, относящимся к полномочиям парламента, которые сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие федеральные законы. Противники этой формы актов опасаются, что «указное право» может подменить собой законы. Но для таких опасений нет юридических оснований, так как речь идет об актах явно временного характера и легко отменяемых путем принятия законов.

Распоряжения Президента сравнительно редко носят нормативный характер, но таковые все же встречаются. Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в редакции от 13 августа 1998 г.).

Аналогичные правовые акты для своих территорий издают президенты и главы администраций (губернаторы) республик и других субъектов Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства РФ . Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации (ст. 115 Конституции). Но не все постановления Правительства, как и другие его акты, имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами, то есть должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента РФ. Акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления и распоряжения Правительства РФ должны быть официально опубликованы. Конституция РФ не предусматривает принятия Правительством РФ регламента своей работы, но такой документ Правительством принимается; он регулирует его внутреннюю организацию и порядок деятельности.

Постановления Правительства РФ являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции).

Права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовой статус организаций регламентируются также правовыми актами, издаваемыми такими федеральными органами исполнительной власти, как министерства, госкомитеты и ведомства. Например, в сфере приватизации собственности весьма развито нормотворчество органов, регулирующих имущественные отношения. Однако для того, чтобы такие акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции и обязательно опубликованы в официальных изданиях.

Судебные решения . К числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституций и уставов, законов и других нормативных актов субъектов Федерации, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции. Хотя с формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стояли бы выше актов парламента и Президента, по существу он таковым является. Существует презумпция конституционности каждого закона, но любые акты или их отдельные положения, признанные Судом неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

Что касается системы судов общей юрисдикции, возглавляемой Верховным Судом РФ, то их решения в силу конституционного принципа независимости судей, подчиняющихся только Конституции и федеральному закону, не могут обладать общеобязательной нормативной силой , то есть быть обязательными для решения дел нижестоящими судами. Судебный прецедент вообще не признается у нас источником конституционного права, это характерно только для англосаксонских стран.

Но объем и основания подсудности общих судов постоянно расширяются . Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. была признана конституционной практика вынесения решений судами общей юрисдикции об объявлении недействующими законов субъектов РФ, противоречащих федеральным законам .

Верховный Суд при определенных условиях вправе отменять постановления Правительства РФ , он принимает к производству многие дела, имеющие отношение к конституционным правам и свободам, дает разъяснения по судебной практике, часто имеющие по существу преюдициальное значение. И хотя прецедентная сила этих решений в стране не признана и единообразная практика пока не сложилась, они должны в своей совокупности рассматриваться как источник конституционного права.

Таким источником, например, является постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г., в котором судам разъясняется порядок непосредственного применения Конституции РФ при рассмотрении конкретных судебных дел.

Правовые акты СССР и РСФСР . Некоторые из этих актов являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство. Так, в постановлении Верховного Совета РФ о ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 12 декабря 1991 г. установлено, что на территории России до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, ее законодательству и настоящему Соглашению.

«Заключительные и переходные положения» Конституции 1993 г. (раздел второй) устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. Сохраняет свое правовое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно убывает.

Акты органов местного самоуправления . Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.

Этот вывод не противоречит конституционному указанию (в той же статье) на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При любом толковании этого указания ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов.

В КП ряда зарубежных государств в качестве источника конституционного права признают обычаи и доктрины (взгляды крупных ученых-юристов). Это связано со структурой права, сложившейся исторически. Но в российской конституционно-правовой теории и практике это пока не находит признания.

1. Нормативные правовые акты – основная и наиболее совершенная форма современного конституционного права. В сравнении с другими формами (источниками) данная группа имеет довольно большой удельный вес и вместе с тем является свидетельством повышения роли государства в регулировании конституционно-правовых отношений. Кроме того, неустанному росту количества нормативных правовых актов "помогают" такие их качества, как способность быстро реагировать на изменения в общественном развитии, четкость и допустимость предписаний, документально-письменная форма упрочения правовых норм, которая позволяет непосредственно и оперативно ознакомиться с содержанием субъектов конституционно-правовых отношений (схема 3.3).

Схема 3.3.

Нормативные правовые акты конституционного права принято разделять на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты органов местного самоуправления.

Законы , как правило, принимаются парламентами, иногда – другими вышестоящими органами власти: монархами в абсолютных монархиях; узкими постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых социалистических странах (в КНР, например, Постоянным Комитетом Всекитайского Собрания Народных Представителей; в Швейцарии – народом на референдумах).

Рассмотрим разновидности законов.

  • 1. Конституция. Конституция в любом государстве – это основной закон, который имеет особую форму, содержание, это основной источник конституционного права и в силу этого заслуживает отдельного изучения.
  • 2. Конституционные законы. Как источник права они имеют разное значение в различных странах. Прежде всего, под конституционными понимают те законы, которые вносят изменения в текст конституции или существенно дополняют его, изменяют некоторые упроченные отношения. Классическим примером конституционных законов являются "поправки" к Конституции США. Их, как известно, 27, и каждая из них – существенное дополнение текста американской конституции, общественного отношения, урегулированного ею, или упрочение необходимых изменений в сфере особенно важных общественных отношений (например, права и свободы граждан, закрепленные в первых десяти дополнениях, которые получили название "Билль о правах").
  • 3. Органические законы. Это особый источник конституционного права, который имеет ряд специфических черт. Прежде всего, принятие органических законов прямо предусмотрено в конституции на основе бланкетных норм. Такие нормы лишь определяют круг вопросов, которые должны быть урегулированы органическими законами. В отличие от конституционных законов суть органических законов состоит в том, что они дополняют конституцию, не изменяя ее основных принципов. Так, ст. 63 Конституции Франции устанавливает: "Органический закон определяет порядок организации и функционирование Конституционного совета и его процедуру". Интересно, что в Конституции этой страны еще 12 статей определяют органические законы по вопросам, отнесенным к сфере организации и деятельности исполнительной и судебной власти. Еще конкретнее выглядят соответствующие положения Конституции Испании. Так, в ст. 81 сказано, что "органические законы – это законы, которые касаются основных прав и свобод, одобряют уставы об автономии, устанавливают порядок общих выборов, а также другие специально предусмотренные Конституцией законы". Органические законы являются характерными для конституционного права таких государств, как Грузия, Эстония, Испания, Молдова, Португалия, США и др.
  • 4. Обычные законы. Они регулируют отдельные вопросы государственной или общественной жизни. От других обычных законов законы, отнесенные к формам (источникам) конституционного права, отличаются лишь своим предметом. К числу таких законов можно отнести, например, закон ФРГ 1965 г. о порядке изменения территории земель или закон Франции о предоставлении избирательного права гражданам, достигшим возраста 18 лет (1974 г.).
  • 5. Нормативные акты, которые имеют силу закона. Иногда эти акты называют делегированным законодательством. Формально они не именуются законами, а всегда имеют какое-то особое название, по которому их можно отличить от других актов (например, во Франции – это ордонансы; в Великобритании – приказы королевы в Тайном совете; на Кубе – декреты (законы Государственного совета); во Вьетнаме – часть указов Государственного совета; в Испании – законодательные декреты и декреты – законы правительства и т.п.). Зачастую такие акты подлежат утверждению парламентом и являются источниками конституционного права, если содержат соответствующие нормы. Будучи актами исполнительной власти, они вместе с тем регулируют очень важные вопросы, которые относятся, как правило, к сфере законодательного регулирования. Примерами могут служить Указ Президента Индии о национализации ряда банков или акт Правительства Нигерии, который отменил федеративное устройство государства (1966 г.), а потом тот же орган восстановил и реорганизовал федерацию (1970-1976 гг.).
  • 2. Решения органов конституционной юстиции (Конституционного совета – во Франции, конституционных судов в Италии, ФРГ, Болгарии, Венгрии, конституционных трибуналов – в Польше, Испании, Верховных судов – в США, Японии, Индии и т.п.). Конечно, нормативно-правовой характер имеют такие решения этих органов, которые содержат конституционноправовые нормы – о конституционности законов, компетенции государственных органов, толковании конституции и др.
  • 3. Судебные прецеденты , т.е. решения авторитетных судов (высших судебных органов в конкретных делах), обязательны при решении аналогичных дел в дальнейшем для этих же судов (судебных органов, низших или равных по рангу судебных учреждений). Таким образом, данное решение становится своеобразным образцом для последующих решений, т.е. играет роль нормы права. В переводе с латыни "прецедент" означает "предшествующий". Он предполагает, что решению суда, вынесенному в соответствии с установленными фактами, обязаны следовать нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел. Следовательно, судебный прецедент обладает общеобязательной юридической силой. Судебные прецеденты в качестве формы (источника) конституционного права наиболее характерны для права Великобритании, США, Австралии, Канады, Северной Ирландии, Новой Зеландии, а также 36 бывших колоний Британской империи – ныне членов Содружества.

Конституционно-правовые положения, установленные судебными прецедентами, в большинстве своем определяют правовое положение граждан и общественных объединений, а также взаимоотношения между органами государства. Так, в Великобритании нет законодательного закрепления права на проведение митингов, походов и демонстраций. Но еще в начале XIX в. решение одного из судов по конкретному делу послужило нормой для закрепления такого права.

Судебные прецеденты имеют свои источники: а) собственное общее право – совокупность всех действующих судебных прецедентов, начиная с XIV столетия, т.е. норм и обычаев, которые получили судебное признание; б) толкование норм статутного права, при этом задача судьи теоретически ограничивается раскрытием содержания нормы закона. В юридической литературе в связи с этим справедливо подчеркивается мысль, что судьи с помощью толкования создают новые нормы права. В США и Индии, например, особое значение имеют решение Верховных судов относительно толкования конституции. Но в большинстве стран общие суды не имеют права давать любые обязательные толкования конституции или законов. Поэтому формами (источниками) конституционного права могут быть только решения специальных, конституционных судов или органов, которые выполняют функции конституционного суда.

  • 4. Конституционные правовые обычаи – это правила и предписания, которые регулируют поведение основных субъектов конституционного права. Они не имеют официальной писаной формы, но на протяжении продолжительного времени применяются и санкционируются государством. Так, многие положения британской Конституции существуют и до сих пор благодаря "конституционным соглашениям": "Король должен согласиться с биллем, который прошел через обе палаты Парламента"; "Лидер партии большинства – Премьер-министр"; "Палате лордов не принадлежит инициатива финансовых биллей" и др. Таким образом, конституционные обычаи обязаны своим существованием потребности в нормах, которые дополняют правовую основу конституции.
  • 5. Общепризнанные принципы международного права – это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

Принципы права выступают источником права практически во всех правовых системах. В романо-германской правовой семье допускается обоснование судебного решения в случае пробелов в праве общими правовыми принципами.

Общие принципы права применяются в международном праве. Например, согласно Всеобщей декларации прав человека осуществление прав и свобод человека, закрепленных в Декларации, не должно противоречить целям и принципам ООН (ст. 29).

Принципы права имеют прямое регулирующее значение, что относится прежде всего к принципам, закрепленным в конституциях зарубежных стран.

В юридической науке принято разграничивать общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относятся принципы, которые присущи всем отраслям права, например принципы справедливости, гуманизма, равноправия граждан, законности и др.

Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям права; например, процессуальные отрасли закрепляют принципы независимости судей, состязательности и равноправия сторон, гласности.

Отраслевые принципы отражают специфику той или иной отрасли права. Так, в конституционном праве действует принцип равноправия женщины и мужчины, принципы свободы труда, охраны труда и здоровья работников, гарантированности трудовых прав работников и т.д.

6. Международные и внутригосударственные договоры , т.е. соглашения субъектов конституционного права. Международные договоры служат источниками конституционного права только в случаях, когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение. Так, в Конституции Австрии есть специальный подраздел "В" – "Европейский Союз", который содержит нормы (ст. 23а – 23е), определяющие порядок проведения выборов в Европарламент, правовой статус депутатов Австрии, участие страны в руководящих органах Европейского Союза, обязанности уполномоченного члена федерального правительства в этом учреждении, участие страны в общей внешней политике и политике относительно обеспечения безопасности Евросоюза согласно разд. V Договора о Евросоюзе.

Такая тенденция характерна и для других стран. В Конституции Ирландии есть, например, соответствующая ст. 29 "Международные отношения", в Конституции Испании этой проблеме посвящены ст. 93–96 ("О международных договорах") и др. Что касается внутригосударственных договоров, то они являются источниками конституционного права только в том случае, если регулируют конституционные проблемы. Примером могут быть договоры, которые заключаются территориальными сообществами между собой или с центральной властью (ч. 2 ст. 14 Конституции Испании).

7. Доктринальные источники , т.е. доктрины известных ученых- юристов. По этому поводу французский правовед Р. Давид заявляет: "Доктрина в наши дни, так же как и в прошлом, составляет очень важный и довольно жизненный источник права" . Речь, конечно, идет об извлечениях из работ ученых, которые используются в тех случаях, когда не хватает норм права, существует какой-то пробел. Так, в судах Великобритании для усиления аргументации используются труды английских государствоведов У. Блекстона, А. Дайси, В. Беджгота и др. В США в некоторых случаях используют работы "родителей-основателей", авторов Конституции США Дж. Медисона, Т. Джефферсона, А. Гамильтона, Д. Джея.

Правовая доктрина (теории, учения) признается источником права во многих правовых системах. В Древнем Риме суды были обязаны ссылаться при вынесении решений на работы пяти наиболее известных римских юристов – Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина (II–III вв. н.э.). В английских судах при создании судебного прецедента возможны ссылки на труды известных юристов. В мусульманских странах труды выдающихся ученых-юристов считаются важнейшим источником права.

Отечественная наука и практика нс признают юридическую доктрину официальным источником права. Это означает, что судья при рассмотрении конкретного дела не вправе в обоснование своего решения ссылаться на труды ученых или их комментарии. Но исследования ученых и научных учреждений принимаются во внимание правотворческими органами при создании новых законов. Вместе с тем судьи нередко используют при оформлении судебных решений комментарии к кодексам или отдельным законам, но на них нельзя ссылаться в обоснование принимаемых решений. Эти работы могут служить только справочным, вспомогательным материалом.

Для правовой доктрины характерны следующие признаки:

  • 1) это результат профессиональной научной деятельности;
  • 2) она выражает позиции ученых по различным проблемам правового содержания;
  • 3) имеет особую форму выражения – научное исследование;
  • 4) обладает общезначимостью, так как отражает потребности развития общества и государства на конкретно-историческом этапе.

В нашей стране правовая доктрина служит источником в двух сферах: правотворчестве и правоприменении.

В правотворческой деятельности юридическая доктрина находит воплощение, во-первых, при разработке законопроектов и проектов других нормативных правовых актов; во-вторых, при проведении юридической экспертизы проектов актов; в-третьих, во влиянии на правосознание законодателя.

В правоприменении правовая доктрина используется как источник при обнаружении пробелов в праве, коллизионности норм, при толковании юридических актов. Однако надо иметь в виду, что правоприменительные органы в этих случаях не создают новых норм права, а воспроизводят содержание нормы, исходя из общепринятой доктрины права.

  • 8. Парламентские регламенты (уставы), которые содержат нормы, определяющие порядок деятельности палат и их внутреннюю структуру. Как правило, они имеют вид единого акта, который вводится решением одной палаты и не нуждается в промульгации. Нередко такое же значение имеют парламентские прецеденты – поведение в конкретных ситуациях, которое считается обязательным на случай повторения таких ситуаций.
  • 9. Религиозные источники канонического и мусульманского права. Каноническое право – это не только совокупность религиозно-правовых предписаний, регулирующих отношения внутри церковной организации. В феодальном государстве это еще отношения между церковью и светскими лицами, семейные отношения. Источником канонического права является Библия. Этот вид права реально применяется лишь в одном государстве – Ватикане.

Большую роль в распространении канонического права сыграл церковный суд, где регламентированный порядок инстанций и высокоразвитая процессуальная техника уже в XIII в. обеспечивала бо́льшую правовую защищенность, чем светские суды. Канонический гражданский процесс исходным пунктом для открытия дела признавал только письменный документ: "того, чего нет в документах, не существует вообще". Право сторон быть представленными на церковном суде доверенными лицами обусловило высокую оценку канонического права со стороны торговцев, которые часто не имели возможности лично явиться в суд. Кроме того, канонические процессы оказались дешевле, так как судебные издержки покрывала, как правило, проигравшая сторона.

Одной из мер наказания, часто применяемой церковным судом, был так называемый интердикт. Это наказание могло выноситься церковной общине как таковой и означало запрещение богослужения или лишение священника права осуществления таинств или похорон в наказанном приходе. Интердикт мог также быть направлен против отдельного человека, который вследствие этого терял значительную часть своих юридических прав, в том числе право носить оружие, что было особенно тяжелым наказанием. Болес суровая мера заключалась в отлучении от церкви, что представляло собой своего рода религиозное изгнание. Отлученный оказывался за пределами церковной общины. Если он умирал в таком состоянии, то оставался вечно осужденным. Отлучение от церкви стало весьма эффективным политическим оружием, которое церковь с большим успехом использовала в своих конфликтах со светской властью.

Благодаря высокому в целом техническому уровню канонического права и интеллектуальному уровню церковной среды, а также возможностям церкви как законодательной и судебной власти, во многих центральных областях права развивались новые юридические конструкции канонического права, имевшие большое значение для последующей истории права в целом. В качестве примера можно назвать понятие вины в уголовном праве и каноническом процессе, которое в обычной обвинительной форме и в форме процесса инквизиции произвело революцию, в то время когда мирской правопорядок в большинстве европейских стран был очень примитивным и с точки зрения судебного процесса, и с точки зрения уголовного права. При этом церковь в определенной мере опиралась на образцы римского права.

Одним из трех крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием) является протестантизм (от лат. protestaris, родительный падеж protestantis – публично доказывающий). Он объединяет ряд самостоятельных церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга правилами отправления культа и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики.

Источником вероучения протестанты считают Священное писание (Библию, которая переведена на живые национальные языки), отвергнув католическое Священное предание как людское измышление.

Протестантизм распространен главным образом в Скандинавских странах, Германии, Швейцарии, Великобритании и ее бывших доминионах (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Нидерландах, США. В XX в. развернулось экуменическое движение, ставящее целью объединение христианских (первоначально только протестантских) церквей (с 1948 г. руководящий органВсемирный совет церквей).

  • Давид Р. Е. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 173.

Виды источников конституционного права.

1. Конституции . Они являются основным источником конституционного права. Их роль обусловлена различными факторами, характеризующими положение конституций среди других источников конституционного права.

Во-первых, конституции выступают наивысшей формой воплощения государственной воли народа. Они принимаются народом или от имени народа. Конституции устанавливают основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Они касаются сущности и формы государства, механизма государственной власти. Функционирования гражданского общества, прав и свобод человека и гражданина.

Во-вторых, конституции обладают высшей юридической силой. Законы и все другие нормативно-правовые акты, принимаемые в стране, действия граждан, общественных объединений, должностных лиц и государственных органы не должны противоречить конституции.

В-третьих, конституционные нормы являются первичными и имеют учредительный характер. Для конституции не существует каких-либо обязательных предписаний позитивного права.

В-четвёртых, нормы конституции являются важнейшим источником не только конституционного права, но и всех других отраслей права; они составляют основу правового регулирования всех общественных отношений.

Всё сказанное относится к Конституции Российской Федерации и к конституциям республик в составе Российской Федерации. Однако роль последних, во-первых, ограничивается территориальными границами республик, во-вторых, они не должны противоречить федеральной конституции, отражая лишь особенности данной республики.

2. Законы . Они обладают наибольшей после конституции юридической силой и являются самым распространённым источником конституционного права. Конечно, источником конституционного права являются не все законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы.

Понятие “закон” имеет не одинаковое содержание. Конституция Российской Федерации предусматривает принятие: федеральных конституционных и федеральных законов.

Они различаются:

‑ по юридической силе;

‑ по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

‑ по порядку принятия;

‑ по возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом Российской Федерации.

Конституционные законы издаются по указанным в Конституции РФ вопросам и имеют более высокую юридическую силу, чем федеральные Законы (ч. 3 ст.76 Конституции РФ).

Примерами могут служить Федеральные конституционные законы: “О Конституционном Суде Российской Федерации” 1994 г.; “О референдуме Российской федерации” 1995 г.; “О судебной системе Российской федерации” 1996г.; “Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” 1997 г.; «О чрезвычайном положении» 2000 г. (в ред. От 22.03.2000 г.); «О Государственном гимне РФ» 2000 г. и др.

В федеральных законах содержатся нормы, регулирующие отдельные общественные отношения (например, гражданство, статус депутата, избирательное право и т.д.). Разновидностью федеральных законов являются рамочные законы, в которых содержатся основные принципы регулирования какого-либо вопроса (например, общие принципы местного самоуправления).

Конституция Российской федерации не допускает секретного законодательства. Неопубликованные законы не применяются (ч. 3 ст.15 Конституции РФ).

3. Декларации . В этой правовой форме были приняты важнейшие конституционно-правовые акты: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.; Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.

Эти декларации были приняты высшим законодательным органом страны - Съездом народных депутатов или Верховным Советом России.

Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Ныне эти принципы реализованы в принятой 12 декабря 1993 г. Конституции РФ. Действующая Конституция России не содержит упоминания о праве Федерального собрания принимать декларации, об их юридической силе и о порядке принятия. Но, поскольку это не исключено, можно сделать вывод, что и в настоящее время парламент вправе принимать подобного рода акты (в порядке обычной законодательной процедуры).

4. Постановления палат Федерального собрания ‑ парламента российской федерации.

В соответствии со ст. 102 и 103 Конституции России Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по вопросам, отнесённым к их ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией.

5. Регламенты палат Федерального Собрания, положения о комитетах и комиссиях совета федерации и государственной Думы.

Названные акты содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности парламента и его вспомогательных органов (комитетов и комиссий).

6. Источниками конституционного права могут быть и нормативно-правовые акты, издаваемые главой государства, правительством, министрами и т.д .

Акты главы государства и акты правительства являются в принципе подзаконными, т. е. они издаются на основе и во исполнение законов.

По юридической силе акты главы государства имеют преимущество перед актами правительства. В Российской Федерации Президент издаёт указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ч. 3ст. 90 Конституции РФ). Вместе с тем Президент РФ может издавать указы и по тем вопросам, которые законодательно не урегулированы. Такие указы содержат правовые нормы и не являются, строго говоря, подзаконными, т.к. они издаются не на основе и не во исполнение законов. Однако с принятием Федеральным Собранием соответствующего закона указ Президента теряет силу.

Нормативные акты Правительства носят подзаконный характер. Они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов, нормативных указов Президента российской Федерации (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ). Акты главы государства, правительства, министерств и ведомств являются источником конституционного права лишь тогда, когда они содержат его нормы.

7. решения Конституционного Суда Российской Федерации , если они носят нормативно-правовой характер и содержат конституционно-правовые нормы о конституционности законов, о толковании конституции и т.д. Постановления Конституционного Суда окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после провозглашения. Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.



Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

8. Источниками конституционного права России являются некоторые правовые акты СССР и РСФСР ‑ в силу принципа преемственности и на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство.

Так, например, в постановлении Верховного Совета РФ о ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 12 декабря 1991 г. установлено, что на территории России до принятия соответствующих законодательных актов Российской федерации нормы бывшего СССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, её законодательству и настоящему Соглашению.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в разделе “заключительные и переходные положения” установила, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции российской Федерации.

9. Федеративный характер устройства России обуславливает существование таких видов источников конституционного права, как законы , принимаемые высшими представительными органами республик и иных субъектов федерации, указы , принимаемые главами республик, постановления глав администраций краев, областей, городов федерального значения, автономий, иные правовые акты законодательных и исполнительных органов субъектов федерации.

10. К числу источников конституционного права относятся договоры и соглашения , заключаемые российской федерацией с её субъектами, а также между самими субъектами. Примером такого вида источника являются Федеративный Договор от 31 марта 1992 года, Договор между российской Федерацией и республикой Татарстан 1994 года и др. В названных договорах было проведено разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектами.

Ряд субъектов федерации заключили между собой соглашения по конкретным вопросам, в которых содержатся отдельные конституционно-правовые нормы. Возможность заключения таких договоров предусмотрена ч.4 ст. 66 конституции РФ.

11. После принятия Конституции российской Федерации 1993 г. к источникам конституционного права относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Эти акты служат источником конституционного права в том случае, если регулируют конституционные проблемы и если предусмотрено их прямое применение в стране. Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской федерации являются составной частью её правовой системы. Более того, Конституция закрепляет примат международного права к внутреннему (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

12. Источниками конституционного права могут быть также акты органов местного самоуправления , если они регулируют отношения в сфере конституционного права. Так, например, нормы конституционного права имеются в уставах муниципальных образований, поскольку они регулируют отношения, связанные с осуществлением публичной власти.

В конституционном праве ряда зарубежных государств в качестве источника конституционного права признают обычаи и доктрины (взгляды крупных учёных-юристов) и судебные прецеденты . Это связано со структурой права, сложившейся исторически. В российской правовой практике эти институты не применяются.



Просмотров