Отчисления за использование авторских прав. С разрешения правообладателя. Профессиональные вычеты по ндфл

Таким образом, выплачивая нерезиденту доход по договору авторского заказа, НДФЛ удержите по ставке, установленной нормами соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного между Россией и страной, резидентом которой является автор. При этом человек должен документально подтвердить , что он является налоговым резидентом государства, с которым у России заключено соответствующее соглашение. Это следует из пункта 2 статьи 232 Налогового кодекса РФ.

Аналогичные выводы следуют из письма ФНС России от 12 октября 2012 г. № АС-3-3/3680.

Если же соответствующего соглашения между Россией и страной, где проживает автор, не существует, либо человек не представил организации, выплачивающей доход, необходимого подтверждения, НДФЛ с суммы авторского вознаграждения удержите по ставке 30 процентов.

Пример определения ставки НДФЛ с суммы авторского вознаграждения. Российская организация выплачивает авторское вознаграждение резиденту другого государства

Российская организация (издательство) заключила договор авторского заказа с гражданином Республики Хорватии, где последний проживает постоянно. Договор предусматривает, что автор предоставляет организации право использования литературного произведения в установленных договором пределах.

В настоящее время действует Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Хорватии от 2 октября 1995 г.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 12 этого соглашения вознаграждение за предоставление права использования авторских прав, источником выплаты которого является территория России, может облагаться НДФЛ как в России, так и в Хорватии. При этом ставка налога в России не может превышать 10 процентов.

Следовательно, выплачивая вознаграждение по договору авторского заказа налоговому резиденту Хорватии, российская организация должна удержать НДФЛ по ставке 10 процентов.

Ситуация: по какой ставке удержать НДФЛ с авторских вознаграждений иностранным гражданам - нерезидентам, являющимся высококвалифицированными специалистами? Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и страной проживания специалиста нет.

По ставке 30 процентов.

По общему правилу выплаты иностранным гражданам, которые признаются высококвалифицированными специалистами , облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов независимо от их налогового статуса. Ставка 13 процентов применяется в отношении доходов, полученных ими от осуществления трудовой деятельности. При этом осуществлять такую деятельность высококвалифицированный специалист должен в соответствии с требованиями статьи 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Об этом говорится в абзаце 4 пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ.

В свою очередь положения статьи 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ относятся только к высококвалифицированным специалистам, которые работают на основании:

  • трудовых договоров;
  • гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

Такой вывод позволяют сделать абзац 12 пункта 1 статьи 2 и подпункт 2 пункта 6 статьи 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Договор о передаче авторских прав является гражданско-правовым договором на передачу имущественных прав (ст. 1226, 1285, 1234, 1286, 1235, 1288 ГК РФ). Он не относится ни к трудовому договору, ни к гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг).

Следовательно, положения абзаца 4 пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ не применяются в отношении высококвалифицированных специалистов, работающих по договору о передаче авторских прав. А значит, с авторского вознаграждения таких граждан-нерезидентов нужно удержать НДФЛ по ставке 30 процентов (абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ, письмо Минфина России от 29 июня 2011 г. № 03-04-06/6-154).

Профессиональные вычеты по НДФЛ

Если имущественные права передает автор произведения, то ему могут быть предоставлены профессиональные налоговые вычеты (п. 3 ст. 221 НК РФ). Другим гражданам (не являющимся авторами, в т. ч. и наследникам автора) профессиональный вычет не предоставляйте (письма Минфина России от 14 апреля 2005 г. № 03-05-01-04/101 и ФНС России от 12 января 2012 г. № ЕД-4-3/72).

Профессиональный налоговый вычет предоставьте в размере расходов, понесенных автором при создании произведения, имущественные права на которое переданы организации. При этом расходы должны быть подтверждены документально. Если автор не может документально подтвердить понесенные им расходы, то сумму вознаграждения уменьшите на фиксированный процент . Об этом сказано в пункте 3 статьи 221 Налогового кодекса РФ.

Перед тем как предоставить профессиональный вычет, получите от автора заявление (абз. 11 ст. 221 НК РФ).

Имейте в виду: если произведение создано автором в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, то профессиональные вычеты не предоставляйте. В этом случае у человека нет расходов, понесенных им за свой счет. А значит, профессиональные вычеты ему не полагаются. Это следует из пункта 3 статьи 221 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 6 июня 2005 г. № 03-05-01-04/177.

Стандартные вычеты по НДФЛ

Ситуация: можно ли предоставить стандартные налоговые вычеты налоговым резидентам России, получающим вознаграждение по авторскому договору?

Да, можно.

При предоставлении стандартного налогового вычета ограничения по типу договора (трудовой или гражданско-правовой (включая авторский договор)) статьей 218 Налогового кодекса РФ не предусмотрены. .

Стандартные вычеты человеку, привлеченному к работе по авторскому договору, предоставляйте только за те месяцы, в течение которых этот договор действует. При решении вопроса о предоставлении вычета на детей учитывается доход, полученный автором с начала налогового периода (года).

Аналогичные выводы следуют из писем Минфина России от 7 апреля 2011 г. № 03-04-06/10-81, ФНС России от 4 марта 2009 г. № 3-5-03/233 и УФНС по г. Москве от 1 июня 2010 г. № 20-15/3/057717.

Если договор действует в течение нескольких месяцев, а вознаграждение выплачивается не ежемесячно (например, единовременно по истечении срока действия договора), то стандартные налоговые вычеты предоставляйте за каждый месяц действия договора, включая те месяцы, в которых вознаграждение не выплачивалось. Такой вывод следует из писем Минфина России от 13 января 2012 г. № 03-04-05/8-10, от 21 июля 2011 г. № 03-04-06/8-175, от 19 августа 2008 г. № 03-04-06-01/254, от 15 июля 2008 г. № 03-04-06-01/203, от 12 октября 2007 г. № 03-04-06-01/353, ФНС России от 9 октября 2007 г. № 04-1-02/002656. Подтверждает такой подход и постановление Президиума ВАС РФ от 14 июля 2009 г. № 4431/09.

Пример предоставления стандартных и профессиональных налоговых вычетов резидентам, получающим вознаграждение по договору о передаче авторских прав

ООО «Альфа» заключило с А.С. Кондратьевым в январе договор на публикацию в журнале его статьи. Кондратьев является резидентом России. В марте Кондратьев передал организации статью и все права на нее (был подписан акт приема-передачи).

Кондратьев написал заявление о предоставлении профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ в фиксированном размере. Поэтому при расчете налога сумма вознаграждения была уменьшена на 20 процентов (п. 3 ст. 221 НК РФ).

У Кондратьева есть единственный ребенок (возраст - 10 лет), поэтому сотруднику положен стандартный налоговый вычет в размере 1400 руб., предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ. Для предоставления стандартного вычета сотрудник написал соответствующее заявление .

За период январь-март Кондратьев получал доходы только от «Альфы».

Налоговая база по НДФЛ, удерживаемому с Кондратьева, за март составила 3800 руб. (10 000 руб. - 10 000 руб. × 20% - 1400 руб./мес. × 3 мес.).

Дата удержания НДФЛ

Вознаграждение по авторскому договору включите в налоговую базу по НДФЛ в день выплаты вознаграждения (в денежной или натуральной форме) (п. 1 ст. 223 НК РФ).
Если человек получит вознаграждение в денежной форме, рассчитанный налог перечислите в бюджет в следующие сроки:

  • в день получения денег в банке, если организация выплатит вознаграждение наличными, полученными с расчетного счета;
  • в день перечисления денег на счет гражданина, если организация выплатит вознаграждение в безналичном порядке;
  • на следующий день после выдачи вознаграждения, если организация выплатит его из других источников (например, из наличной выручки).

Эти сроки установлены в пункте 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Если человек получит вознаграждение в натуральной форме, рассчитанный налог удержите с любых денежных вознаграждений, выплачиваемых ему (п. 4 ст. 226 НК РФ). Если НДФЛ удержать невозможно, уведомьте об этом налоговую инспекцию по месту учета организации, а также гражданина, которому выплачен доход (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Страховые взносы

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, с авторских вознаграждений гражданам начислите взносы на обязательное пенсионное (медицинское) страхование (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Подробнее о том, как их рассчитать, см. Как начислить взносы на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование по гражданско-правовым договорам . Взносы в ФСС России на обязательное социальное страхование начислять с авторских вознаграждений гражданам не нужно (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний начисляйте в следующих случаях:

  • обязанность организации платить их предусмотрена авторским договором (абз. 4 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ);
  • авторское вознаграждение предусмотрено трудовым договором, заключенным с автором (п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Порядок расчета остальных налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

Значительное число предприятий сферы торговли и услуг, от самых крупных до совсем небольших, для привлечения клиентов и создания благоприятной атмосферы проигрывают в зале обслуживания различные звуковые записи (фонограммы). Это могут быть записи конкретных исполнителей, звуки для релаксации (шум воды, леса), передачи музыкальных радиостанций. Но часто ли предприниматели задумываются, насколько правомерно использование музыки и не нарушают ли они при этом права исполнителей и изготовителей фонограмм? Анализ законодательства в сфере интеллектуальной собственности свидетельствует о том, что бездоговорное и бесплатное использование фонограмм предпринимателями приводит к нарушению прав указанных лиц. К сожалению, не многие знают, что за звучание музыки в своем кафе или магазине предприниматель должен заплатить.

Р ассмотрим более подробно, какие нормы действующего законодательства являются основанием для того, чтобы предприниматель «платил за музыку», каков размер таких выплат и что ждет того, кто все же решит не платить.

Кому принадлежит право на фонограмму?

До 1 января 2008 г. нормы, обязывающие производить выплаты за фонограммы, устанавливал Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об автор­ском праве и смежных правах». После введения в действие IV части ГК РФ, включившей весь массив законодательства в сфере интеллектуальной собственности, следует руководствоваться положениями главы 71 части IV ГК РФ «Права, смежные с авторскими», где праву на фонограммы посвящен отдельный параграф.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ фонограмма - это любая звуковая запись исполнения или иных звуков либо их отображения (отображение - это не что иное, как цифровая форма записи). Объектами записи могут быть любые звуки, их сочетания и комбинации (пение птиц, шум водопада, сигнал автомобиля), а не только конкретные музыкальные произведения. Технология записи, а также вид носителя не имеют значения.

Свернуть Показать

Впервые нормы, посвященные праву на фонограмму как объекту смежного права, появились в 1936 г. в австрийском Законе об авторском праве. В нашей стране право, смежное с авторским, возникло в 1991 г. с принятием Основ гражданского законодательства. Последующее развитие нормы о праве на фонограмму получили в Законе РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (среди норм о смежных правах). В IV части ГК РФ праву на фонограммы посвящен уже отдельный параграф (параграф 3 гл. 71). Увеличение объема правового регулирования свидетельствует о возрастании роли фонограммы как объекта смежных прав.

Говоря о фонограмме, необходимо отметить, что в ее записи непосредственно участвуют исполнители и изготовители фонограмм , которые и являются ее правообладателями. Так, исполнитель (автор исполнения) - это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение (певец, музыкант, актер и пр.) (ст. 1313 ГК РФ). Изготовитель фонограммы - лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображения этих звуков (ст. 1322 ГК РФ).

Исполнителю в отношении его исполнения принадлежит исключительное право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования произведения. А изготовителям фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Исключительные права могут быть переданы другому лицу на основании договора или по иным законным основаниям. Обладатели исключительных прав могут по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение (в нашем случае - фонограмму). Следовательно, для того чтобы беспрепятственно использовать в своей деятельности записанную музыку, необходимо получить соответствующее разрешение у исполнителей и изготовителей фонограмм, что, как правило, предполагает выплату вознаграждения.

Кто должен платить за звучание фонограмм?

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. утверждены Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (далее - Правила). Указанные Правила вступили в силу с 1 января 2008 г.

Итак, в соответствии с Правилами плательщиками являются юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели . Так, если предприниматель осуществляет или организует публичное исполнение фонограмм с помощью технических средств в месте, открытом для всеобщего пользования, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих обычному кругу семьи, то он должен заплатить за использование фонограммы.

Пример 1

Свернуть Показать

К плательщикам за использование фонограмм относятся театры, концертные площадки, клубы, дискотеки, парки, стадионы, кинотеатры, казино, бары, кафе, рестораны, магазины, парикмахерские и даже маршрутные такси. Данный перечень является открытым.

Так, в Положении Российского авторского общества (РАО) о ставках авторского вознаграждения, выплачиваемого пользователями произведений за публичное исполнение музыкальных произведений с текстом или без текста, на 2008 год (утв. постановлением Авторского Совета РАО от 14 февраля 2008 г. № 8) все плательщики поделены на 12 групп, для каждой из которых предусмотрен свой размер выплат. Приведем данный перечень для того, чтобы у предпринимателя не возникло сомнения, указан ли его .

Итак, согласно документу плательщиками вознаграждения ­за использование фонограмм являются:

  1. рестораны, кафе, бары, закусочные и другие предприятия общественного питания - при публичном исполнении произведений как с помощью технических средств (включая караоке и музыкальные автоматы), так и артистами-исполнителями или исполнительскими коллективами (живая музыка);
  2. развлекательные предприятия:
    • а) клубы: музыкальные клубы, ночные клубы, караоке-клубы,
    • б) дискотеки и танцевальные площадки,
    • в) культурно-развлекательные центры, казино,
    • г) залы игровых клубов (игровые автоматы), компьютерных клубов, залы для игры в бильярд, пул, керлинг и боулинг, залы показа мод и проведения конкурсов красоты, отдельно стоящие системы караоке;
  3. предприятия торговли, включая торговые павильоны, палатки, столы, стенды, киоски, магазины, торговые комплексы, автозаправочные станции, а также ярмарки, рынки, торговые территории - при музыкальном озвучивании торговых залов (торговых точек) ­и площадей в процессе торговли;
  4. выставочные комплексы и выставочные залы - при станции, а также ярмарки, рынки, торговые территории - при музыкальном озвучивании выставочного комплекса при помещении выставочного зала при проведении выставок;
  5. предприятия сферы услуг (парикмахерские, парикмахерские салоны, салоны красоты, косметические салоны, солярии, сауны, бани, залы обслуживания клиентов в финансово-кредитных и других учреждениях, ателье по ремонту, пошиву, пункты проката, прачечные, химчистки, Дворцы бракосочетания и отделы ЗАГС, а также организаторы торжеств - при использовании музыкальных ­произведений в процессе оказания услуг;
  6. гостиницы, мотели (включая залы регистрации, холлы, номера, лифты) и кемпинги - при публичном исполнении музыкальных произведений в помещениях и на территории;
  7. санаторно-курортные комплексы, пансионаты, дома отдыха, спортивные базы отдыха и т.п. (включая залы регистрации, холлы, номера, лифты) - при публичном исполнении музыкальных ­произведений в помещениях и на территории;
  8. спортивные и спортивно-оздоровительные заведения: спортивные клубы и центры (фитнес-клубы, тренажерные залы, стадионы, катки, ролледромы, скейтпарки, аквапарки, велотреки, горнолыжные спуски и т.п.) - при музыкальном сопровождении соревнований, занятий и отдыха;
  9. предприятия пассажирского транспорта при публичном исполнении произведений в транспортных средствах:
  10. аэропорты, порты и вокзалы - при публичном исполнении произведений в помещениях, на перронах, пристанях и прилегающей территории;
  11. парки и сады культуры и отдыха, пляжи - при централизованном музыкальном озвучивании территории или при отдельном ­озвучивании аттракционов;
  12. кинотеатры, видеосалоны, клубы, дома культуры и другие пользователи - при публичном исполнении музыкальных произведений, при публичном исполнении (показе) аудиовизуальных произведений.

Как видно из списка, платить должны все, даже ЗАГСы за исполнение вальса Мендельсона.

Для признания публичности использования фонограммы не требуется, чтобы конкретные люди фактически ее услышали, главное - создание такой возможности. Обратите внимание, что платить придется независимо от того, является ли использование фонограммы основным видом деятельности или нет (п. 2 Правил), а также от того, какая запись для этого ­использована - ­лицензионная или «пиратская».

Пример 2

Свернуть Показать

Если в кафе, принадлежащем индивидуальному предпринимателю, запись песни используется только в качестве фона, он все равно обязан внести плату за ее использование.

Кому платить?

Поскольку фонограмма представляет собой зафиксированное звуковое исполнение, то вознаграждение за ее публичное использование полагается и исполнителям, и изготовителям фонограмм. Конечно, можно заключить договоры с каждым из них отдельно, но это создаст лишние трудности для предпринимателя и потребует больших организационных и временных затрат: нужно будет найти всех исполнителей и изготовителей фонограмм, договориться с каждым о размере вознаграждения, заключить с ними ­договоры, после чего - производить выплаты.

Однако для фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, дейст­вующее законодательство предусматривает некоторое ограничение прав исполнителей и изготовителей фонограмм. В частности, разрешается исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю без разрешения исполнителя и изготовителя фонограммы, но с обязательной выплатой им вознаграждения (ст. 1326 ГК РФ) .

Чтобы не заключать многочисленные договоры, сбором, распределением и выплатой вознаграждения занимаются организации по управлению правами исполнителей и изготовителей фонограмм на коллективной основе .

На сегодняшний день создано значительное число организаций, управляющих правами на коллективной основе. Согласно пункту 3 статьи 1242 ГК РФ основанием для деятельности подобной организации является письменный договор, заключаемый такой организацией с правообладателями о передаче полномочий по управлению правами. С пользователями организация по управлению правами на коллективной основе заключает лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, и собирает с пользователей вознаграждение за использование произведений (пункт 1 статьи 1243 ГК РФ). В нашем случае пользователем является предприниматель.

Многие организации по управлению правами дублируют друг друга и устанавливают разные ставки, в том числе за использование фоно­грамм. Так, основными организациями в сфере коллективного управления смежными правами исполнителей и изготовителей фонограмм являются: Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российское фонографическое агентство (РФА), Российский союз правообладателей (РСП), созданный недавно при поддержке РАО. Стоит отметить, что указанные организации находятся не в самых дружеских отношениях, поскольку конкурируют в борьбе за тех, кто заключит с ними договоры по выплате вознаграждения за использование фонограмм.

Согласно пункту 1 статьи 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в шести сферах коллективного управления, одной из которых является управление правами исполнителей и (или) изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. утверждено «Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами». Следует иметь в виду, что государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления может быть ­получена только одной организацией по управлению правами.

Главное отличие аккредитованной организации будет состоять в том, что кроме управления правами тех правообладателей, с которыми у организации заключены соответствующие договоры, она вправе управлять правами и собирать вознаграждение и для тех правообладателей, с которыми такие договоры отсутствуют. То есть она «по умолчанию» представляет интересы всех исполнителей и изготовителей фонограмм. На практике данное обстоятельство призвано значительно облегчить жизнь предпринимателя, использующего фонограммы, поскольку не важно, заключен у такой организации договор с конкретным исполнителем и изготовителем фонограмм или нет. Однако на сегодняшний день ни одна организация пока не получила государственную аккредитацию.

Пример 3

Свернуть Показать

В парикмахерской, баре, фойе гостиницы, принадлежащих предпринимателю, могут быть использованы конкретные фонограммы (песни определенных певцов, композиторов, записанные на диски, периодически используемые предпринимателем). В этом случае он заранее знает, за чьи фонограммы он будет платить, и должен выбрать ту организацию, которая представляет интересы данных исполнителей и изготовителей. Однако в качестве музыкального сопровождения нередко используется радио. В такой ситуации нельзя заранее знать, чьи именно фонограммы прозвучат в эфире, соответственно, невозможно точно определить, с какими организациями заключили договоры правообладатели и куда нужно обращаться предпринимателю. Аккредитация снимает эту проблему.

Первоначальная аккредитация будет предоставлена на 5 лет, после чего при отсутствии замечаний со стороны контролирующих органов срок аккредитации составит 5-10 лет. Проводит аккредитацию федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав (Росохранкультура, www.rosohrancult.ru).

Что станет с организациями, не получившими аккредитации? И как быть предпринимателю, уже заключившему договор с одной из них? Паниковать в этом случае не стоит. В ГК РФ отмечается, что наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе. Однако такие организации не вправе заключать договоры с пользователями от имени всех исполнителей и изготовителей фонограмм, а только в интересах тех исполнителей и изготовителей фонограмм, которые предоставили им соответствующие полномочия.

Списки таких правообладателей можно посмотреть на сайте указанных организаций в реестрах правообладателей либо запросить непосредственно в организации. Данные из реестров предоставляются всем заинтересованным лицам за исключением сведений, которые в соответствии ­с законодательством не могут разглашаться без согласия самого правообладателя.

Предпринимателю с организацией, управляющей правами на коллективной основе, необходимо заключить договор, на основании которого и будет вноситься та или иная денежная сумма. В договоре определяются размер и срок выплаты. Вместе с выплатой вознаграждения предприниматели должны будут предоставить аккредитованной организации документы, а также иные сведения, необходимые для сбора и распределения вознаграждения. Перечень этих сведений определяется договором (п. 4 Правил) и, как правило, обусловлен теми техническими средствами, которые ­задействованы в автоматизированной системе распределения гонорара.

После заключения договора предприниматель обязан производить ежемесячные выплаты за использование фонограмм, а организация, управляющая правами на коллективной основе, - распределять вознаграждение между исполнителями и изготовителями фонограмм.

Однако существование обществ по управлению правами на коллективной основе не исключает возможности прямого заключения договора с исполнителями и изготовителями фонограмм. В любом случае ­предприниматель вправе выбрать наиболее удобный для него вариант.

Сколько платить?

Не секрет, что за использование фонограмм платят лишь немногие. Так, на сайте РОУПИ отмечается, что «в Новосибирске около полутора тысяч заведений общественного назначения, работа которых не мыслима без музыкального фона. И только один процент всех заведений отчисляет положенные по закону вознаграждения музыкантам, авторам текстов, исполнителям, создателям фонограмм и их родственникам, получившим права на эти записи. Оставшиеся 99 процентов заведений продолжают .

Для предпринимателя вопрос о том, сколько платить, безусловно, является актуальным. В Правилах, утвержденных Правительством РФ, отмечается, что при расчете вознаграждения во внимание принимаются следующие аспекты:

  • какова минимальная ставка авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за передачу произведения в эфир по кабелю;
  • является ли использование фонограмм основным видом ­деятельности для предпринимателя или нет;
  • взимается ли плата за прослушивание с клиентов;
  • каков размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.

Как видно, ставки вознаграждения законодательно не установлены. Конкретный размер определяется аккредитованной организацией ­в договоре, заключаемом с предпринимателем.

Отметим для примера ряд цифр, зафиксированных в Положении о ставках авторского вознаграждения, выплачиваемого пользователями произведений за публичное исполнение музыкальных произведений с текстом или без текста, на 2008 год. Для каждой из 12 указанных выше категорий РАО установило различные ставки.

Пример 4

Свернуть Показать

Ставки для предприятий торговли (п. 3 перечня, приведенного на стр. 40) зависят от площади помещения. Так, если площадь магазина не более 100 кв.м, то ставка составляет 500 руб. в месяц (как и для секций, отделов, торговых платок, киосков, столов и стендов).

Для ателье, пунктов проката, прачечных, химчисток и парикмахерских ставка равняется 300 руб., для парикмахерских салонов - уже 1 000 руб., для парикмахерских салонов класса люкс, салонов красоты, косметических салонов, солярия - 1 500 руб.

В дополнение к установленным ставкам РАО использует понижающие коэффициенты в зависимости от численности жителей в населенном пункте: чем меньше жителей, тем ниже ставка. Корректирующие коэффициенты предусмотрены и для сетевых предприятий. Для тех, кто впервые заключает лицензионный договор с РАО, плата за первый год снижается на 20% ­(исключением являются тарифы, установленные в процентах).

На первый взгляд, несколько абсурдным кажется тот факт, что предприниматель должен платить и тогда, когда включает какую-либо радиостанцию. Однако судебная практика подтверждает обязанность внесения платы и в этом случае. В частности, судом было подтверждено, что публичная трансляция передач радиостанции «Европа Плюс» в качестве фона без заключения соответствующих договоров с авторами музыкальных произведений, включенных в радиопередачи, либо без заключения лицензионного договора является неправомерной.

Судебное решение, приведенное далее, было принято несколько лет назад, но пока судебной практики по делам, связанным с выплатой вознаграждения за использование фонограмм предпринимателями, совсем немного. В настоящее время в судебном порядке взыскивается невыплаченное вознаграждение, в основном с юридических лиц. Однако в ближайшем будущем, после проведения государственной аккредитации, стоит ожидать усиления активности по борьбе с неплательщиками, в том числе ­и индивидуальными предпринимателями.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Общественная организация «Российское авторское общество» (РАО) в интересах группы авторов - членов РАО обратилось в суд с иском к К. о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав. В исковом заявлении было отмечено, что 17 октября 2004 года в помещении ресторана, в котором ответчица осуществляла предпринимательскую деятельность по организации питания и досуга, были публично исполнены музыкальные произведения, стоящие в программных блоках радиостанции «Европа Плюс». Соглашения с авторами не были оформлены надлежащим образом, что привело к нарушению ­их имущественного исключительного права.

Решением городского суда от 20 мая 2005 г. в удовлетворении исковых требований РАО было отказано. Последующими судебными инстанциями данное решение было оставлено без изменения.

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение городского суда, определение судебной коллегии по гражданским делам верховного суда республики и постановление президиума верховного суда республики. Дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указаниями на допущенные судами существенные нарушения норм материального права.

В частности, было отмечено следующее. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в том числе при публичном исполнении произведения. Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что К. не осуществляла незаконное публичное исполнение музыкальных произведений, посетителям ресторана была лишь предоставлена возможность прослушивания программы эфирного вещания радиостанции «Европа Плюс». Последующие судебные ­инстанции согласились с данным выводом.

Вместе с тем согласно ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения - это любой показ, исполнение или сообщение произведений, фоно­грамм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Передача организации эфирного или кабельного вещания является объектом смежных прав таких организаций. Использование исполнения допускается при условии выплаты исполнителю вознаграждения. Право на вознаграждение - неотъемлемое право исполнителя, и его невыполнение должно квалифицироваться как нарушение смежных прав. Следовательно, в силу закона к публичному исполнению музыкальных произведений относится любое сообщение передач организаций эфирного вещания, включающих данные произведения, в месте, открытом для свободного посещения, которым и является ресторан.

Как установил суд и усматривается из материалов дела, трансляция передач радиостанции «Европа Плюс» осуществлялась в помещении ресторана не для личного, а для коллективного прослушивания. Таким образом, публичное использование ответчиком музыкальных произведений, транслируемых радиостанцией «Европа Плюс» без заключения соответствующих договоров с авторами произведений либо без лицензионного соглашения, является неправомерным (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ № 42-В07-4).

Кто получит вознаграждение?

Получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) на территории России в соответствии со статьями 1321 и 1328 ГК РФ.

Правилами предусматривается, что если сбор вознаграждения осуществляется одной аккредитованной организацией в отношении исполнителей и изготовителей фонограмм, то распределяется он в следующей пропорции: 50% - исполнителям, 50% - изготовителям фонограмм. Ранее при наличии соглашения допускалось распределение в иной пропорции.

Что касается конкретных исполнителей и изготовителей фонограмм, то вознаграждение распределятся пропорционально их фактическому использованию на основании отчетов, которые предприниматели предоставляют в аккредитованную организацию. Для подсчета точных сумм вознаграждения используются и другие сведения, в том числе статистические данные.

Вознаграждение выплачивается в сроки, предусмотренные уставом организации, но не реже четырех раз в год самой организацией, осуществляющей сбор вознаграждения, либо иной организацией, управляющей правами получателя (п. 6 Правил). Организация по управлению правами на коллективной основе не только выплачивает правообладателям вознаграждение, но и предоставляет им отчет об использовании их прав, о размере собранного вознаграждения и о суммах, удержанных из него (пункт 4 статьи 1243 ГК РФ).

Санкции

Невыплата вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм является не чем иным, как нарушением смежных прав указанных лиц. За подобное нарушение действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности.

Статья 1311 ГК РФ устанавливает гражданско-правовую ответственность. Так, если правообладателю удастся доказать нарушение его прав, то он вправе требовать от нарушителя по своему выбору возмещения убытков или выплаты компенсации. Ее сумма составляет от 10 тыс. до 5 млн рублей (точная сумма определяется судом) или двойную стоимость ­правомерного использования такого объекта при сравнимых обстоятельствах.

Административная ответственность установлена статьей 7.12 КоАП РФ: штраф должностных лиц - от 10 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, юридических лиц - от 30 до 40 тыс. рублей. При этом квалифицирующим признаком по статье 7.12 КоАП РФ признается такая цель нарушения, как извлечение дохода от незаконного использования смежных прав.

Обратите внимание на то, что оба вида ответственности могут быть применены одновременно.

Можно ли избежать выплаты вознаграждения за использование фонограммы?

ГК РФ допускает несколько случаев свободного использования ­фонограмм как объектов смежных прав, а именно:

  • воспроизведение в личных целях (ст. 1273 ГК РФ),
  • использование в информационных, научных, учебных или ­культурных целях (ст. 1274 ГК РФ),
  • публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ),
  • воспроизведение для целей правоприменения (ст. 1278 ГК РФ),
  • запись организацией эфирного вещания в целях краткосрочного использования (ст. 1279 ГК РФ).

Как видно, ни один из перечисленных вариантов свободного ­использования фонограммы индивидуальному предпринимателю не подходит.

Еще одним случаем свободного использования фонограммы является ее переход в общественное достояние , который происходит после того, как истек срок действия исключительного права на нее. Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет , считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована (при условии, что обнародование состоялось в течение пятидесяти лет после записи). Следует иметь в виду, что в мировой практике пятидесятилетний срок является наиболее распространенным. Однако есть страны, в которых установлены иные сроки действия исключительного права. Так, в Бразилии он составляет 70 лет, в США - 75.

Фонограмма, перешедшая в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения (пункт 2 статьи 1282 ГК РФ).

Таким образом, если фонограмма прозвучала (была обнародована) более пятидесяти лет назад, то платить за ее использование не нужно.

Допустим, срок исключительного права еще не истек, а изготовителя фонограммы уже нет в живых. Нужно ли платить в таком случае, ведь получается, что правообладатель отсутствует. Кому в этом случае пойдет вознаграждение? Согласно ГК РФ исключительное право на фонограмму в пределах оставшегося срока переходит к наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы, поэтому выплаты являются ­обязательными в течение всего срока.

Итак, действующее законодательство обязывает всех предпринимателей платить за использование фонограмм. Однако лишь немногие это делают. Вместе с тем суммы, подлежащие выплате, не настолько велики, чтобы стоило из-за их экономии попадать под действие ответственности, установленной законом. Кроме того, учитывая усиление борьбы с нарушениями в области авторских и смежных прав, стоит ожидать более активной деятельности как государственных органов, так и организаций по управлению правами на коллективной основе, направленной на работу с неплательщиками.

Сноски

Свернуть Показать


Современная эстрадная песня стала таким же неизменным спутником нашей жизни, как сон или еда. С юридической точки зрения, песня - объект авторского права. Например, если в автобусе играет радио, где звучат песни современных авторов, владелец компании-перевозчика, предприниматель, должен платить за музыку в самом прямом смысле слова. Об этом - в интервью с представителем Российского авторского общества (РАО) в Архангельской области Татьяной Пьянковой.

- Татьяна Михайловна, как обстоит дело с соблюдением авторских прав в Поморье?

Точно лучше, чем это было в 1993 году, когда я только начинала работу. Сейчас о главе Гражданского кодекса, посвящённой авторскому и смежному праву в регионе знают многие. Здесь не обошлось без нашего вклада.

РАО - аккредитованная государством организация, которая выступает от неопределённого круга лиц - правообладателей, но не обязательно авторов. Авторское право - имущественное: оно может быть предметом купли-продажи, залога, дарения. И не всегда правообладатель - это непосредственно автор. Могут быть наследники, если автору умер, а срок охраны авторского права - 70 лет.

В нашем законодательстве чётко определено: все, кто публично исполняет произведения, как «живьём», так и с помощью технических средств, организаторы концертов и дискотек, владельцы предприятий общепита и торговля, муниципальные учреждения - пользователи. Они обязаны иметь разрешение на использование произведений, у которых есть правообладатели.

- Как можно получить это разрешение?

Пользователь заключает с РАО лицензионный договор.

С разрешения правообладателя

- Предполагаю, не все пользователи понимают, зачем им разрешение.

Да. Приходят, например, представители предприятий общепита и говорят: «Мы не сами проводим мероприятие с живым исполнением, мы просто сдаём площадь». Но мы отвечаем: «Ответственность несёте вы. Ведь, если бармен торгует напитками не по лицензии, то ответственность несёте вы. Так же и с музыкальными произведениями».

Физическое лицо - допустим, местный артист, который будет петь, - вести коммерческую деятельность не может. Ответственность по закону несёт либо юридическое, лицо либо индивидуальный предприниматель. Это, как правило, сами организаторы.

Не важно, если действие не происходит в кругу семьи.

- То есть не имеет значение, для извлечения прибыли мероприятие или нет?

Нет. В Гражданском кодексе чётко определено, что использование чьей-то интеллектуальной собственности может вестись с разрешения правообладателя как в благотворительных целях, так и в иных. Правообладатель может разрешать или запрещать другим лицам использовать результаты своей интеллектуальной деятельности. Но отсутствие запрета не считается разрешением.

- Должно быть у вас большой объём работ ы.

Сейчас столько работы! Огромный объём!

- Не является ли это следствием несовершенства законодательства?

Является.

- А в какой части?

Для нас работа по нарушениям - очень трудоёмкий процесс. Мы заключаем договор с владельцами площадок - театров, клубов, а собственник сдаёт в аренду свои какие-то площади организаторам, и зачастую заведомо знает, что на мероприятии обязательно будет публичное исполнение. И владелец площадки избегает ответственности. Ему всё равно, что происходит, главное - получить арендную плату. По закону ответственность существует. Но нам надо потрудиться, чтобы привлечь к ответственности владельца площадки.

- То есть административная ответственность низка?

Да, её очень трудно добиваться. Очень тяжело конфисковать имущество третьего лицо при бездоговорном публичном исполнении. Надо соблюсти уйму нюансов. Как правило, концерты идут вечером. А надо на месте составить протоколы о нарушении. И не всегда на месте можно найти всех ответственных лиц. Но суды очень щепетильны в этом плане - сбора доказательства, привлечения к ответственности как нарушителя именно владельца помещения.

Мера ответственности предусмотрена административным и гражданским кодексом. Если организатор категорические отказывается работать на законных основаниям, мы приходим на концерт с сотрудниками УВД. Составляем материалы по нарушениям законодательства. А дальше решает суд. Административный штраф - небольшой: от 10 до 20 тысяч рублей на ИП, от 30 до 40 тысяч рублей - на юрлицо. Но есть перспектива рассмотрения дела и по гражданскому законодательству. А там штрафы уже от 10 тысяч до пяти миллионов рублей за произведение.

По факту выручки

- А как должно быть по правилам?

Предположим, Филипп Киркоров проводит тур из 30 городов разных регионов России. Организатор турне обращается по месту регистрации своего юрлица в представительство РАО в Москве, заключает лицензионный договор на весь тур. Там чётко обозначается, какие произведения, в каком городе будут исполняться. Потом нам предоставляется «распоясовка» концертов: сколько билетов запланировано продать в том или ином городе, стоимость билетов.

Если, например, тур проводится по городам Северо-Запада, то такой договор можно заключить в Санкт-Петербурге. Если концерты проходят только в Архангельской области, то обращаться нужно в наше представительство в Архангельске.

Прошло мероприятие - и организаторы отчитываются. Указывают, сколько билетов было продано фактически, на какую сумму. В кассовой рапортичке указываются сведения о произведениях: название произведения, автор музыки и текста. Затем по факту выручки деньги перечисляются на расчётный счёт Российского авторского общества. Авторское вознаграждение - 5 процентов от валового сбора. Полученная сумма пропорционально разбивается на авторов. Например, считывается количество произведений того или иного автора, включенных в концерт. Каждому поступает сумма на лицевой счёт.

Определённая сумма перечисляется на содержание авторского общества.

- Какой процент, если не секрет?

Раньше было от 10 до 15 процентов. Какой сейчас, я не знаю.

Работаем точно также. Предположим, исполняется песня «От зари до зари» на музыку румынского композитора Темистокле Попа и слова Роберта Рождественского. Начисления их наследникам идут точно также через авторское общество, в котором они состоят.

- То есть наши местные организаторы должны также заявляться вам по зарубежным правообладателям?

Конечно. Так и происходит. То же самое «Колесо» предоставляет сведения и отчёты. Расчёт с автором идёт независимо от гражданства. В принципе, даже российский автор может состоять в зарубежном авторском обществе. В таком случае ему перечислят процент через ту организацию, в которой он состоит.

- Ваша работа затруднена международным законодательством в сфере авторского права?

Нет, поскольку для нас первично российское законодательство.

- Наверняка не все организаторы согласны платить за исполнение зарубежных песен.

Было дело, приехал в Архангельск цирк из Кирова. Сначала они отказались составлять с нами договор. Мы - в УВД. Провели проверку, составили протокол. После этого цирк заключил с нами договор. Но был момент, когда в общении они нам сказали: «Мы же используем произведения иностранных авторов или тех, которые изъяли свои произведения из реестра РАО». Но в таком случае пользователь обязан заключить договор с правообладателем.

А это представители цирка не сделали. Значит они - нарушители и несут ответственность по «административке». Другое дело - можем ли мы потом выйти по «гражданке» от имени тех, кто изъял? Да, можем.

70 лет. Затем произведение становится достоянием народа. Иногда исполнители говорят: «Мне автор подарил песню». На самом деле, просто разрешил её исполнять, но автор при этом не отказывается от авторского вознаграждения. Есть, конечно, начинающие авторы, для которых важен сам факт того, что известный артист исполняет их песню. Они, бывает, не настаивают на вознаграждении, но это должно быть оформлено письменным договором.

Нелегальные автобусы и понижающий коэффициент

- Вы сами проводите проверки?

Проводим. Как правило, совместно с сотрудниками полиции.

Предположим, в магазине или в парикмахерской стоит ФМ-радиоприёмник, через него транслируется, скажем, «Русское радио». Что нужно делать владельцу точки, чтобы не влететь на штраф?

Заключить с нами договор, потому что это использование музыкального фона в бизнесе. В договоре будет указан канал (в свою очередь все радиоканалы тоже имеют с нами договоры). Составляя договор с предпринимателем, мы определяем ставку: она может быть фиксированной, зависящей от посадочных мест, от площади, на котором ведётся бизнес и т. д. Затем должен быть предоставлен отчёт. Предприниматели указывают, какие каналы использовали в отчётный период. Потом отчисления за использование радио распределяются через сетку вещания авторам звучавших в эфире композиций.

Кстати, обратите внимание, телеканалы всегда дают бегущей строкой, какие композиции каких авторов использовались.

- А если брать статистику, в каких сферах самый высокий процент нарушителей?

Пожалуй, это пассажирские автобусы. А наименьший - в общепите. Хочу сказать, что с нами очень хорошо работают сотрудники УМВД, как в Архангельской области, так и в Нарьян-Маре.

- А какие деньги примерно платят предприниматели, которые используют радио в помещениях общепита?

Кто-то - 700 рулей, кто-то три тысячи, а кто-то - 12 тысяч.

Величина платежа зависит от количества посадочных мест, от стоимости входных билетов, от количества рабочих дней. Например, где используется телевизор - это 52 рубля с посадочного места в месяц. Но в Архангельске идёт понижающий коэффициент, это не город- «миллионник». Для кафе с 36 посадочными местами, это примерно 1400 рублей в месяц. Для предприятия - это один-два заказа.

Да, тут работа идёт по принципу «курочка по зёрнышку». Но если бы рамки ответственности были бы ещё более жёсткими, то работа была бы ещё эффективней. Сейчас штраф для ИП - от 10 до 20 тысяч, а для юридического лица - от 30 до 40 тысяч. Думаю, это не очень ощутимо для нарушителя. А вот когда после этого мы идём в суд, то компенсация возрастает в десятки раз и это действительно заставляет нарушителя задуматься.

- Интересно, кто платил такую компенсацию?

Среди тех, кому пришлось выплачивать компенсацию - Архангельский драмтеатр, Дом офицеров Архангельского гарнизона, владелец детского кафе в ТЦ «Экватор», "Севмаш" и другие.

- Вы работали с операторами автобусных перевозок?

В своё время мы встречались с ассоциацией автотранспортников, но работа пока не сложилась.

- Это непаханное поле для вас?

Да. Поскольку у нас всего четверо сотрудников на всю область.

Работодатель должен выплатить авторское вознаграждение сотруднику за разработку. Часто работодатели включают эту сумму в зарплату. Однако выплату авторских вознаграждений следует оформлять особо, если сотрудник создал произведение вне рамок основной трудовой функции.

Иногда работодатель требует от своего сотрудника не только стандартного исполнения должностных обязанностей, но и активного дополнительного участия по созданию произведений науки, литературы, разработке полезных моделей или промышленных образцов. За эту работу руководитель фирмы обязан заплатить определенное вознаграждение, которое обычно определяют либо в твердой сумме, либо в проценте от реализации произведения. Так как создание результатов интеллектуальной деятельности не входит в основной функционал работника, то выплату авторских вознаграждений следует осуществлять отдельно от основной зарплаты.

Порядок выплаты авторских вознаграждений нужно установить в специальном договоре или локальном акте

Сумма, которую работодатель обязан заплатить за результат интеллектуальной деятельности работнику, должна быть определена по тарифам, которые установлены в специальном договоре о создании произведений или участии в разработках. Некоторые компании закрепляют порядок определения авторского вознаграждения сотруднику в локальном акте.

Определить авторское вознаграждение сотруднику можно на основе тарифов по разным видам деятельности

Можно ориентироваться на тарифы, которые установлены в действующем законодательстве. Эти тарифы варьируются в зависимости от вида произведения, которое создал работник. Например, если работник создал служебное изобретение, то в этом случае работодатель должен выплатить ему 30% от средней зарплаты сотрудника за последний год. Если работник создал литературное произведение, то в этом случае работодатель устанавливает сумму авторского вознаграждения самостоятельно.

Выплату авторских вознаграждений следует осуществлять вне рамок зарплаты

Закон определяет, что зарплата - это вознаграждение за исполнение трудовой функции в надлежащем виде. Объемы работ сотрудника должен определить работодатель. Это означает, что он может включить в обязанности работника создание результата интеллектуальной деятельности. В связи с этим компания может посчитать, что авторское вознаграждение сотруднику можно включить в зарплату.

Можно ли выплату авторского вознаграждения оформить как часть зарплаты , вопрос дискуссионный. Служебные произведения создают в рамках самостоятельного договора гражданско-правового характера. Поэтому нельзя совмещать заработную плату и авторское вознаграждение. Авторское вознаграждение работнику следует начислять отдельно (постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 30.11.2016 № 44г-157/2016).

Некоторые суды считают, что авторское вознаграждение и заработную плату можно объединить

В некоторых случаях суды считают, что работодатель имеет право выплачивать авторские вознаграждения сотрудникам в рамках зарплаты. Причина таких решений - работник был обязан выполнить определенный объем работ в рамках своих должностных функций.

Приведем практический пример. Сотрудник участвовал в написании книги. Работодатель не выплатил авторское сотруднику. Сотрудник обратился в суд, но его исковые требования не удовлетворили. Он действительно был соавтором книги, но написал ее в рамках своих трудовых обязанностей. Исключительным правом на книгу обладал работодатель. В связи с этим выплата авторского вознаграждения работнику не положена, так как гражданин за выполнение своих трудовых обязанностей получал зарплату (

Выплаты по авторским договорам

Хотя в гражданском законодательстве понятие «авторский договор» отсутствует, однако в рамках налоговых правоотношений такой термин используется и в настоящее время.

В целях налогообложения понятия используются в том значении, в котором они закреплены в соответствующем законодательстве. Исключение составляют те случаи, когда Налоговый кодекс РФ дает собственные определения. Это следует из статьи 11 Налогового кодекса РФ.

Гражданское законодательство предусматривает три основных вида договоров вместо авторского:

  • договор о передаче исключительных прав на произведение (ст. 1285 и 1234 ГК РФ);
  • лицензионный договор с автором (ст. 1286 и 1235 ГК РФ);
  • договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).

Следовательно, при начислении налогов под авторским договором следует подразумевать эти виды договоров.

Правила бухучета

Произведения науки, литературы и искусства (в том числе компьютерные программы) и другая интеллектуальная собственность, являющиеся предметом договоров о передаче могут учитываться в качестве нематериальных активов (п. 4 ПБУ 14/2007). Для этого должны быть соблюдены условия, указанные в пункте 3 ПБУ 14/2007.

В бухучете по договорам о передаче авторских прав отразите на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Инструкция к Плану счетов). Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» используйте, если авторское вознаграждение выплачивается сотруднику по трудовому договору (Инструкция к Плану счетов).

Начисление вознаграждения по договору о передаче авторских прав отразите проводками:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 76 (70)

Начислено вознаграждение по договору о передаче авторских прав, если полученное произведение образует нематериальный актив;

ДЕБЕТ 20 (44 …) КРЕДИТ 76 (70)

Начислено вознаграждение по договору о передаче авторских прав, если полученное произведение не может быть признано нематериальным активом;

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 76 (70)

Начислено вознаграждение по договору о передаче авторских прав (вознаграждение выплачивается в фиксированной сумме за временное использование произведения).

ДЕБЕТ 76 (70) КРЕДИТ 50 (51, 52, 58 …)

Выплачено вознаграждение по договору о передаче авторских прав (из кассы с расчетного счета и т. д.).

Пример

ООО «Альфа» заключило с Кондратьевым А. С., который не является сотрудником организации и не зарегистрирован в качестве предпринимателя, договор о публикации в журнале его статьи. Выпуск журнала является основным видом деятельности организации. В апреле 2015 года Кондратьев передал организации статью и все права на нее (был подписан акт приемки-передачи). Размер авторского вознаграждения составил 10 000 руб. С него бухгалтер удержал НДФЛ в размере 1300 руб. В мае «Альфа» выплатила из кассы Кондратьеву деньги в сумме 8700 руб. (10 000 - 1300).

Бухгалтер «Альфы» в учете сделал следующие проводки.

В апреле:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 76

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 50

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»

Расчет налогов

НДФЛ. Вне зависимости от которую применяет организация, с вознаграждений гражданам по договорам о передаче авторских прав удержите НДФЛ (подп. 3 п. 1 ст. 208 НК РФ). Исключением из этого правила является тот случай, когда наследнику выплачивается вознаграждение, которое принадлежит наследодателю (автору) на день открытия наследства.

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ с вознаграждения, выплачиваемого автору, являющемуся предпринимателем

Ответ на этот зависит от того, является работа по договору предпринимательской деятельностью автора или нет.

Если создание произведений и передача прав на них не являются предпринимательской деятельностью автора, то НДФЛ при выплате вознаграждения нужно удержать. Никаких исключений в отношении налогообложения выплат по авторским договорам Налоговый кодекс РФ не содержит (п. 2 ст. 226 НК РФ).

Если создание произведений является предпринимательской деятельностью автора, то НДФЛ не удерживайте. Это объясняется тем, что по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, автор сам платит НДФЛ.

Под предпринимательской деятельностью следует понимать деятельность, направленную на систематическое получение дохода (ст. 2 ГК РФ). Таким образом, если предприниматель на систематической основе работает по авторским договорам с целью получения коммерческой начисленные ему вознаграждения признаются доходом от предпринимательской деятельности.

  • либо от самого автора-предпринимателя;
  • либо от налоговой инспекции по запросу о сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре о видах деятельности (кодах по ОКВЭД) (подп. «о» п. 2 ст. 5, ст. 6 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Направлять запрос в налоговую инспекцию организация не обязана. Поэтому, если автор не предъявил документы, подтверждающие, что работа по авторскому договору является одним из видов его предпринимательской деятельности, удержите НДФЛ при выплате вознаграждения.

С выплат резидентам России налог рассчитайте по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

С выплат нерезидентам НДФЛ удержите по ставке 30 процентов (абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ).

Если имущественные права передает автор произведения, то ему могут быть предоставлены профессиональные налоговые вычеты (п. 3 ст. 221 НК РФ). Другим гражданам (не являющимся авторами, в том числе и наследниками автора) профессиональный вычет не предоставляйте (письмо от 14 апреля 2005 г. № 03-05-01-04/101).

Профессиональный налоговый вычет предоставьте в размере расходов, понесенных автором при создании произведения, имущественные права на которое переданы организации. При этом расходы должны быть подтверждены документально. Если автор не может документально подтвердить понесенные им расходы, то сумму вознаграждения уменьшите на фиксированный процент. Об этом сказано в пункте 3 статьи 221 Налогового кодекса РФ.

Перед тем как предоставить профессиональный вычет, получите от автора заявление (абз. 11 ст. 221 НК РФ).

Имейте в виду: если произведение создано автором в порядке выполнения им своих служебных обязанностей или служебного задания, то профессиональные вычеты не предоставляйте. В этом случае у человека нет расходов, понесенных им за свой счет. А значит, профессиональные вычеты ему не полагаются. Это следует из пункта 3 статьи 221 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 6 июня 2005 г. № 03-05-01-04/177.

Ситуация: можно ли предоставить стандартные налоговые вычеты налоговым резидентам России, получающим вознаграждение по авторскому договору

Да, можно.

Ограничения по типу договора (трудовой или гражданско-правовой (включая авторский договор)) статьей 218 Налогового кодекса РФ не предусмотрены.

Если человек получит вознаграждение в денежной форме, рассчитанный налог перечислите в бюджет в следующие сроки:

  • в день получения денег в если организация выплатит вознаграждение наличными, полученными с расчетного счета;
  • в день перечисления денег на счет гражданина, если организация выплатит вознаграждение в безналичном порядке;
  • на следующий день после выдачи вознаграждения, если организация выплатит его из других источников (например, из наличной выручки).

Эти сроки установлены в пункте 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Если человек получит вознаграждение в натуральной форме, рассчитанный налог удержите с любых денежных вознаграждений, выплачиваемых ему (п. 4 ст. 226 НК РФ). Если НДФЛ удержать невозможно, уведомьте об этом налоговую инспекцию по месту учета организации, а также гражданина, которому выплачен доход (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Страховые взносы. Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, с авторских вознаграждений гражданам начислите взносы на обязательное пенсионное (медицинское) страхование (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы в ФСС РФ на обязательное социальное страхование начислять с авторских вознаграждений гражданам не нужно (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний начисляйте в следующих случаях:

  • обязанность организации платить их предусмотрена в самом авторском договоре (абз. 4 п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ);
  • авторское вознаграждение предусмотрено трудовым договором, заключенным с автором (ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Налог на прибыль. Если автор, не состоящий в штате организации, создает произведение по ее заказу, то вознаграждение по такому договору учтите в составе расходов на оплату труда (п. 21 ст. 255 НК РФ, п. 4 письма Минфина России от 16 июня 2003 г. № 04-04-04/63) или в составе прочих расходов (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 25 января 2007 г. № 09-14/006377).

По какой статье расходов при расчете учесть вознаграждения по договорам авторского заказа, организация вправе решить самостоятельно (п. 4 ст. 252 НК РФ). Если права на произведение использованы для создания нематериального актива, то вознаграждение по авторскому договору, в том числе по договору заказа, включите в первоначальную стоимость нематериального актива (абз. 11 п. 3 ст. 257 НК РФ).

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль вознаграждение по договору авторского заказа, заключенному с сотрудником, состоящим в штате организации

Да, можно.

Вознаграждения по договорам авторского заказа при расчете налога на прибыль можно учесть так же, как и вознаграждения по любым другим гражданско-правовым договорам (п. 21 ст. 255 НК РФ, п. 4 письма Минфина России от 16 июня 2003 г. № 04-04-04/63).

В Налоговом кодексе РФ сказано, что по данной статье расходов учитываются только выплаты гражданам, не состоящим в штате организации.

Однако и вознаграждения, перечисленные штатным сотрудникам, можно списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли в составе прочих расходов по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Подтверждают такой подход письма Минфина России от 27 марта 2008 г. № 03-03-06/3/7, от 26 января 2007 г. № 03-04-06-02/11 и от 20 октября 2006 г. № 02-1-08/222.

Также вознаграждения по договорам авторского заказа можно учесть в составе прочих расходов на основании подпункта 37 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-03-06/1/303, УФНС России по г. Москве от 25 января 2007 г. № 09-14/006377).

По какой из указанных статей расходов списать вознаграждения по договорам авторского заказа, организация вправе решить самостоятельно (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Если права на произведение использованы для создания нематериального актива, то вознаграждение по договору авторского заказа включите в первоначальную стоимость нематериального актива (абз. 11 п. 3 ст. 257 НК РФ).

Если сотрудник создает произведение в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания (то есть условие о выплате авторского вознаграждения предусмотрено трудовым договором), вознаграждение учтите при расчете налога на прибыль в составе расходов на оплату труда. Это следует из статьи 255 Налогового кодекса РФ.

Порядок уменьшения налоговой базы на сумму вознаграждения по авторскому договору зависит от метода расчета налога на прибыль, применяемого в организации.

Если организация применяет кассовый метод, то начисленное вознаграждение учтите в составе расходов на оплату труда (прочих расходов) только после фактической выплаты его человеку (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления, то начисленную сумму вознаграждения по авторскому договору включите в состав прямых или косвенных расходов (п. 1 ст. 318 НК РФ). Факт оплаты здесь значения не имеет (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Момент включения в налоговую базу зависит от того, к каким расходам относится выплачиваемое вознаграждение - к прямым или косвенным.

Организации могут самостоятельно определить в своей учетной перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг (п. 1 ст. 318 НК РФ). Вознаграждения по авторским договорам, которые относятся к прямым расходам, включите в налоговую базу по мере реализации продукции, в стоимости которой они учтены (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ). Вознаграждения, которые относятся к косвенным расходам, учтите при расчете налога на прибыль в момент начисления (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Если организация оказывает услуги, то прямые расходы можно учесть, как и косвенные, в момент их начисления (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ).

В торговых организациях вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, признаются косвенными расходами (абз. 3 ст. 320 НК РФ). Поэтому учтите их при расчете налога на прибыль в момент начисления.

Упрощенка. Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то вознаграждения по авторским договорам уменьшают налоговую базу (подп. 6 п. 1 ст. 346.16, абз. 2 п. 2 ст. 346.16, п. 21 ст. 255, подп. 32 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если эти расходы связаны с возникновением нематериального актива, то вознаграждение включите в его первоначальную стоимость (п. 4 ст. 346.16, абз. 11 п. 3 ст. 257 НК РФ).

При расчете единого налога сумму вознаграждения учтите только после ее фактической выплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Страховые взносы и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с авторского вознаграждения также учтите в расходах в момент их уплаты (подп. 7 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, вознаграждения по авторским договорам не уменьшают. Такие организации не учитывают никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Однако сумму единого налога можно уменьшить на сумму пенсионных взносов и взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, которые уплачиваются в том числе и с вознаграждения (п. 2 ст. 346.32 НК РФ). При этом соблюдайте ограничение: общий размер вычета (страховые взносы плюс больничные пособия, выплаченные за счет организации) не должен превышать 50 процентов от суммы единого налога (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

Вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, при расчете единого налога не учитывайте. Связано это с тем, что ЕНВД рассчитывают исходя из вмененного дохода (ст. 346.29 НК РФ). Вместе с тем сумму ЕНВД можно уменьшить на сумму пенсионных взносов и взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, которые уплачиваются в том числе и с авторского вознаграждения (п. 2 ст. 346.32 НК РФ). При этом соблюдайте ограничение: общий размер вычета (страховые взносы плюс больничные пособия, выплаченные за счет организации) не должен превышать 50 процентов от суммы ЕНВД (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

Общая система + ЕНВД. При совмещении ЕНВД с общей системой налогообложения порядок учета вознаграждений, выплаченных по авторским договорам, зависит от того, для каких целей были приобретены имущественные права на произведение.

Если права на произведение используются для ведения деятельности, облагаемой ЕНВД, то вознаграждения по авторским договорам не учитывайте при расчете единого налога (ст. 346.29 НК РФ). Если права приобретены для деятельности организации на общей системе налогообложения, то вознаграждения по авторским договорам учтите при расчете налога на прибыль (п. 21 ст. 255, подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если расходы невозможно отнести к одному виду деятельности, то сумму выплачиваемых вознаграждений по авторским договорам нужно распределить (п. 9 ст. 274 и п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

В расходы по налогу на прибыль включите лишь часть авторского вознаграждения и взносов, относящихся к деятельности организации на общей системе налогообложения.



Просмотров