Статья 148 тк рф с комментариями

1. Ст 148 ТК РФ вводит понятие местностям с особыми климатическими условиями. К таким относятся местности, оказывающие неблагоприятное воздействие на организм человека:

  • районы Крайнего Севера;
  • районы, приравненные к районам Крайнего Севера;
  • высокогорные районы;
  • пустынные и безводные местности;
  • отдаленные местности.

2. Перечни районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей были утверждены в 60 - 70-х гг. прошлого столетия, последние изменения в них вносились в 90-е годы. В настоящее время следует руководствоваться информационным письмом от 28 мая 1998 г. Минтруда России N 1707-14 и Пенсионного фонда РФ N 0628/4114, содержащим перечень таких районов (см.: Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1998. N 7).

3. Для компенсации повышенных физиологических нагрузок и затрат, производимых в связи с проживанием и работой в неблагоприятных климатических условиях, устанавливаются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате.

4. В соответствии со ст. 316 ТК размеры районных коэффициентов для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и порядок их выплаты устанавливаются Правительством РФ, при этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут установить более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетов.

В настоящее время нет единого нормативного правового акта, определяющего размеры районных коэффициентов для всех районов Крайнего Севера и всех категорий работников, действуют Постановления Правительства СССР и Российской Федерации, установившие районные коэффициенты для работников отдельных краев, областей, а иногда и предприятий. Например, Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 1992 г. N 239 "Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов" установлены районные коэффициенты для отдельных районов Республики Горный Алтай (СПС КонсультантПлюс).

Обобщив сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, Минтруд России (два его департамента) и Пенсионный фонд РФ направили информационное письмо от 9 июня 2003 г. N 1199-16 о размерах районных коэффициентов к заработной плате работников непроизводственных отраслей (Бюллетень Минтруда России. 2003. N 9).

5. Применяя ст 148 ТК РФ следует учитывать, что перечень высокогорных районов, пустынных, безводных и отдаленных местностей в централизованном порядке не определен. Не существует и единой системы районных коэффициентов за работу в таких районах. Правительством РФ принимаются решения, которые касаются отдельных районов, организаций, категорий работников. Такая же практика существовала и в период существования СССР: Госкомтруд СССР и Секретариат ВЦСПС своими постановлениями вводили районные коэффициенты.

6. До введения Правительством РФ порядка применения районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера (ст. 316 ТК), районный коэффициент начисляется на фактический месячный заработок работника, за исключением надбавок за работу в районах Севера и всех видов выплат по среднему заработку. При этом заработок максимальным размером не ограничен.

Размер коэффициента зависит от места фактического выполнения работы. Так, если организация - сторона трудового договора расположена в одном районе, а структурное подразделение, в котором фактически трудится работник, - в другом, для исчисления заработной платы надо использовать коэффициент, установленный для района, в котором расположено структурное подразделение.

Районные коэффициенты не образуют новых тарифных ставок и должностных окладов, поэтому в тех случаях, когда те или иные выплаты должны производиться работникам из расчета тарифной ставки или оклада (должностного оклада), они не применяются.

7. Некоторые субъекты РФ, реализуя право, предоставленное им ст. 316 ТК, устанавливают повышенные (по сравнению с установленными централизованно) размеры районных коэффициентов. Например, Закон Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2005 г. N 234-3 N 475-III "О размерах районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в Республике Саха (Якутия)" устанавливает для работников государственных учреждений, расположенных до Полярного круга, коэффициент 1,7; расположенных за Полярным кругом, - коэффициент 2,0 (ст. 2).

8. Размеры и порядок выплаты процентных надбавок к заработной плате в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны устанавливаться постановлением Правительства РФ (ст. 317 ТК).

В настоящее время не существует единого нормативного правового акта (постановления Правительства РФ), который устанавливал бы единую систему процентных надбавок. Сохраняют свое значение Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" (СП РСФСР. 1990. N 24. Ст. 254) и Постановление Минтруда России от 11 сентября 1995 г. N 49 "Об утверждении разъяснения "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)" (БНА РФ. 1995. N 12).

Трудовой стаж для получения процентной надбавки исчисляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера" (САПП РФ. 1993. N 41. Ст. 3928).

9. Надбавки изначально имели стимулирующий характер и были введены для того, чтобы заинтересовать граждан работать в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. На сегодняшний день такая функция утратила свое значение, надбавки сохраняются в силу сложившихся традиций.

10. Согласно ст. ст. 316, 317 ТК размер процентных надбавок может быть увеличен на уровне субъекта РФ или муниципального образования.

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.




Комментарии к ст. 148 ТК РФ


1. Территориальное регулирование заработной платы путем установления районных коэффициентов в процентах к тарифным ставкам осуществляется в следующих нормативных правовых актах:

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 692 "О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда";

Постановления Совета Министров - Правительства РФ:

от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера";

от 29 мая 1993 г. N 512 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай";

Постановления Правительства РФ:

от 3 декабря 1992 г. N 933 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия";

от 11 августа 1992 г. N 574 "Об отнесении Уватского района Тюменской области к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера";

от 9 апреля 1992 г. N 239 "Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов";

от 27 декабря 1997 г. N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края";

от 21 октября 1996 г. N 1256 "О мерах государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений в экономике Алтайского края";

от 18 июля 1994 г. N 856 "О повышении районных коэффициентов в Республике Тыва в связи с отнесением ее территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям";

от 25 февраля 1994 г. N 155 "Об отнесении отдельных территорий Республики Карелия к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям";

от 16 июля 1992 г. N 494 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области";

Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС:

от 17 августа 1971 г. N 325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения";

от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения";

от 16 апреля 1966 г. N 216/9 "О районных коэффициентах к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведки и строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств, занятых на территории Томской области севернее 60 градусов северной широты";

от 29 декабря 1964 г. N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области".

2. Применение районных коэффициентов к заработной плате федеральных государственных служащих определено в письме Минтруда России от 22 января 2001 г. N 454-ВЯ.

Формирование фондов оплаты труда работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти осуществляется с учетом районных коэффициентов, определенных нормативными правовыми актами РФ. Поскольку нормативный правовой акт, законодательно устанавливающий районные коэффициенты к заработной плате и порядок их выплаты, до настоящего времени не принят, то согласно ТК продолжают действовать нормы бывшего Союза ССР - соответствующие постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС (за исключением субъектов РФ, на территории которых коэффициенты были повышены решениями Правительства РФ).

До установления районных коэффициентов к заработной плате в порядке, предусмотренном ст. 10 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", к денежному содержанию государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти применяются районные коэффициенты, централизованно установленные нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР для работников непроизводственных отраслей (в том числе органов управления).

По мнению Минфина России, изложенному в связи с запросом о выплате районного коэффициента работникам территориального управления МАП России (ныне - ФАС России), применение районного коэффициента, установленного субъектом РФ, для расчетов денежного содержания федерального государственного служащего является неправомерным. Финансирование расходов на содержание федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в том числе на денежное содержание) в соответствии с действующим законодательством (БК), Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, и привлечение на эти цели средств бюджетов иных уровней не допускается.

В настоящее время на территории Мурманской области к денежному содержанию государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти применяется районный коэффициент в размере 1,40 (Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18).

При исчислении пенсий на территории Мурманской области применяется вышеуказанный районный коэффициент в размере 1,40.

Выплата пенсий с применением к ним повышенного районного коэффициента в размере 1,50 может производиться за счет средств местного бюджета путем установления доплат к пенсиям.

Как следует из обращения трудовых коллективов, удовлетворены иски районными (городским) судами г. Мурманска и Мурманским областным судом военнослужащим о взыскании разницы в результате снижения размера районного коэффициента к денежному довольствию. Вместе с тем по вопросу применения районного коэффициента, установленного субъектом РФ в повышенном размере, в отношении военнослужащего (в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба является особым видом федеральной государственной службы) принято решение Верховного Суда РФ от 1 июня 2000 г. N ГКПИ00-505.

Поскольку решения районных (городского) и областного судов по существу противоречат указанному решению Верховного Суда РФ, они могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора в соответствии с ГПК.

3. Районный коэффициент на денежную компенсацию для приобретения книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогами не начисляется, так как это не предусмотрено действующим законодательством (письмо Минобразования России от 25 ноября 1998 г. N 20-58-4046/20-4 "О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений").

4. Выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе выплаты по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимые в соответствии с действующим законодательством, включаются в себестоимость продукции (письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 19 июля 2001 г. N 04-02-03/120).

В соответствии со ст. 10 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусматривается, что районный коэффициент устанавливается законодательным органом Российской Федерации по представлению Правительства РФ.

Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов РФ предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов субъектов и местных бюджетов.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Учитывая изложенное, затраты на установление районных коэффициентов в размерах, определенных постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Затраты на установление повышенных районных коэффициентов против установленных указанными постановлениями не должны уменьшать налоговую базу для исчисления налога на прибыль.

5. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 84 "Об установлении районного коэффициента к заработной плате работников Российской антарктической экспедиции" установлен районный коэффициент 3 к заработной плате работников зимовочного и сезонного составов Российской антарктической экспедиции во время их работы на территории Антарктиды.

Расходы, связанные с реализацией Постановления, производятся за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование расходов по проведению российских антарктических экспедиций на соответствующий год.

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Комментарий к статье 148 Трудового Кодекса РФ

1. Территориальное регулирование заработной платы путем установления районных коэффициентов в процентах к тарифным ставкам осуществляется в следующих нормативных правовых актах:

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 692 "О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда";

Постановления Совета Министров - Правительства РФ:

от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера";

от 29 мая 1993 г. N 512 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай";

Постановления Правительства РФ:

от 3 декабря 1992 г. N 933 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия";

от 11 августа 1992 г. N 574 "Об отнесении Уватского района Тюменской области к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера";

от 9 апреля 1992 г. N 239 "Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов";

от 27 декабря 1997 г. N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края";

от 21 октября 1996 г. N 1256 "О мерах государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений в экономике Алтайского края";

от 18 июля 1994 г. N 856 "О повышении районных коэффициентов в Республике Тыва в связи с отнесением ее территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям";

от 25 февраля 1994 г. N 155 "Об отнесении отдельных территорий Республики Карелия к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям";

от 16 июля 1992 г. N 494 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области";

Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС:

от 17 августа 1971 г. N 325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения";

от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения";

от 16 апреля 1966 г. N 216/9 "О районных коэффициентах к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведки и строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств, занятых на территории Томской области севернее 60 градусов северной широты";

от 29 декабря 1964 г. N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области".

2. Применение районных коэффициентов к заработной плате федеральных государственных служащих определено в письме Минтруда России от 22 января 2001 г. N 454-ВЯ.

Формирование фондов оплаты труда работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти осуществляется с учетом районных коэффициентов, определенных нормативными правовыми актами РФ. Поскольку нормативный правовой акт, законодательно устанавливающий районные коэффициенты к заработной плате и порядок их выплаты, до настоящего времени не принят, то согласно ТК продолжают действовать нормы бывшего Союза ССР - соответствующие постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС (за исключением субъектов РФ, на территории которых коэффициенты были повышены решениями Правительства РФ).

До установления районных коэффициентов к заработной плате в порядке, предусмотренном ст. 10 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", к денежному содержанию государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти применяются районные коэффициенты, централизованно установленные нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР для работников непроизводственных отраслей (в том числе органов управления).

По мнению Минфина России, изложенному в связи с запросом о выплате районного коэффициента работникам территориального управления МАП России (ныне - ФАС России), применение районного коэффициента, установленного субъектом РФ, для расчетов денежного содержания федерального государственного служащего является неправомерным. Финансирование расходов на содержание федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в том числе на денежное содержание) в соответствии с действующим законодательством (БК), Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, и привлечение на эти цели средств бюджетов иных уровней не допускается.

В настоящее время на территории Мурманской области к денежному содержанию государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти применяется районный коэффициент в размере 1,40 (Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18).

При исчислении пенсий на территории Мурманской области применяется вышеуказанный районный коэффициент в размере 1,40.

Выплата пенсий с применением к ним повышенного районного коэффициента в размере 1,50 может производиться за счет средств местного бюджета путем установления доплат к пенсиям.

Как следует из обращения трудовых коллективов, удовлетворены иски районными (городским) судами г. Мурманска и Мурманским областным судом военнослужащим о взыскании разницы в результате снижения размера районного коэффициента к денежному довольствию. Вместе с тем по вопросу применения районного коэффициента, установленного субъектом РФ в повышенном размере, в отношении военнослужащего (в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба является особым видом федеральной государственной службы) принято решение Верховного Суда РФ от 1 июня 2000 г. N ГКПИ00-505.

Поскольку решения районных (городского) и областного судов по существу противоречат указанному решению Верховного Суда РФ, они могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора в соответствии с ГПК.

3. Районный коэффициент на денежную компенсацию для приобретения книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогами не начисляется, так как это не предусмотрено действующим законодательством (письмо Минобразования России от 25 ноября 1998 г. N 20-58-4046/20-4 "О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений").

4. Выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе выплаты по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимые в соответствии с действующим законодательством, включаются в себестоимость продукции (письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 19 июля 2001 г. N 04-02-03/120).

В соответствии со ст. 10 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусматривается, что районный коэффициент устанавливается законодательным органом Российской Федерации по представлению Правительства РФ.

Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов РФ предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов субъектов и местных бюджетов.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Учитывая изложенное, затраты на установление районных коэффициентов в размерах, определенных постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Затраты на установление повышенных районных коэффициентов против установленных указанными постановлениями не должны уменьшать налоговую базу для исчисления налога на прибыль.

5. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 84 "Об установлении районного коэффициента к заработной плате работников Российской антарктической экспедиции" установлен районный коэффициент 3 к заработной плате работников зимовочного и сезонного составов Российской антарктической экспедиции во время их работы на территории Антарктиды.

Расходы, связанные с реализацией Постановления, производятся за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование расходов по проведению российских антарктических экспедиций на соответствующий год.

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Комментарий к Ст. 148 ТК РФ

1. К числу районов с неблагоприятными природно-климатическими условиями относятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также высокогорные, пустынные и безводные местности.

2. Перечень таких местностей и повышенные размеры оплаты труда за работу в этих местностях, утвержденные нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР, продолжают действовать и сейчас с учетом внесенных позднее изменений и дополнений (см. также комментарий к ст. 313 ТК РФ).

3. Повышенная оплата труда работников в указанных выше местностях производится на основе районных коэффициентов и надбавок к заработной плате.

4. Порядок установления районных коэффициентов и надбавок к заработной плате для высокогорных, пустынных и безводных местностей специально не определен, поэтому необходимо руководствоваться ранее принятыми актами бывшего Союза ССР, а также некоторыми актами РФ.

5. О порядке установления районных коэффициентов и надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях см. комментарий к ст. ст. 315 — 317 ТК РФ.

Второй комментарий к Статье 148 Трудового кодекса

1. Работа в местностях с тяжелыми климатическими условиями является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Повышение оплаты производится на основе районных коэффициентов и надбавок к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

Назначение районного коэффициента — компенсировать повышенные расходы, связанные с проживанием в определенных районах с неблагоприятными климатическими условиями. Размер его установлен в пределах от 1,1 до 2,0; он начисляется на фактический заработок, полученный работником в данном месяце. Размеры районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке, указаны в информационном письме департаментов Минтруда РФ (Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 9. С. 95).

В заработок включаются наряду с основной заработной платой различного рода доплаты, надбавки, все виды премий, обусловленные системой оплаты труда, ежегодное вознаграждение по итогам работы за год и др. В настоящее время размер заработка, на который начисляется районный коэффициент, никаким пределом не ограничен. В то же время в этот заработок не включаются: вознаграждение за выслугу лет, надбавки за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, а также персональные надбавки, установленные данному работнику.

Районный коэффициент учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка.

Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает, что лицам, работающим в этих районах и местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент.

К числу других районов, работа в которых дает право на получение оплаты труда с учетом районного коэффициента, относятся районы Дальнего Востока, Восточной Сибири, значительной части Европейского Севера, районы Вологодской области и некоторые другие. Перечень таких районов утверждался еще союзными нормативными актами, которые с дополнениями и изменениями продолжают действовать до настоящего времени. Этот перечень постоянно расширяется. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1994 г. N 945 «Об отнесении территории Республики Тыва к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» (СЗ РФ. 1994. N 4. Ст. 303) Правительством РФ для ряда районов данной Республики установлены районные коэффициенты 1,5 и 1,4 (Постановление Правительства РФ от 18 июля 1994 г. N 856 // СЗ РФ. 1994. N 14. Ст. 1640).

С 1997 г. введен коэффициент к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности в размере 1,15 на территории Александро-Гайского района Саратовской области (см. Постановление Правительства РФ от 14 декабря 1996 г. N 1489 // Бюллетень Минтруда РФ. 1997. N 1. С. 60).

2. Основанием для повышения оплаты труда в районах с тяжелыми климатическими условиями служит и непрерывный стаж работы в таких условиях. За непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской, Читинской областях, в районах таких Республик, как Бурятия, Тыва, Хакасия, установлены надбавки к заработной плате.

Порядок исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 (САПП РФ. 1993. N 41. Ст. 3928).

Постановление закрепляет, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудового договора, за исключением увольнения за виновные действия.

При переходе на работу в другой район или местность (из числа указанных) работника, имеющего необходимый для получения этой надбавки стаж работы, перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, в порядке, установленном по новому месту работы.

Более детально порядок определения и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, разъяснен в Постановлении Минтруда РФ от 16 мая 1994 г. N 37 (Бюллетень Минтруда РФ. 1994. N 7). Постановлением Минтруда РФ от 17 июня 2003 г. N 35 в него внесены изменения (Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 8. С. 6). В частности, там указано, что трудовой стаж для получения этой надбавки суммируется начиная с 1 июня 1993 г., а к числу оснований прекращения трудовых отношений, не дающих права на суммирование трудового стажа, относятся следующие:

а) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения этой работы;

б) систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;

в) прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

г) появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

д) утрата доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности;

е) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

ж) совершение работником по месту работы хищения (в том числе мелкого) государственного или общественного имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применение мер общественного воздействия;

з) требование профсоюзного органа (не ниже районного) о расторжении трудового договора с руководящим работником;

и) увольнение в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в соответствии с уставами или положениями о дисциплине;

к) совершение работником других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы.

Указанные выше основания прекращения трудового договора содержались в статьях КЗоТа РФ и вошли в Трудовой кодекс. В некоторых случаях эти основания сформулированы несколько иначе (см. соответственно: п. 4 ст. 83; пп. 5, 6 (подп. «а», «б», «г»), 7, 8 ст. 81 ТК РФ.

В Постановлении Минтруда РФ от 16 мая 1994 г. N 37 наряду с разъяснением порядка установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате разъясняется также порядок ее перерасчета при переходе на работу в другой район или местность.

Особую льготу при начислении процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в соответствующих районах предусматривает Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» для молодежи: лицам в возрасте до 30 лет процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет (ст. 11 Закона).

Текущая редакция ст. 148 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Комментарий к статье 148 ТК РФ

Согласно ч.2 ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

Вместе с тем, в соответствии с положениями комментируемой статьи оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

К местностям с особыми климатическими условиями относятся местности, оказывающие неблагоприятное воздействие на организм человека: районы Крайнего Севера; районы, приравненные к районам Крайнего Севера; высокогорные районы; пустынные и безводные местности; отдаленные местности.

Государственные гарантии и компенсации гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установлены Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

В ст. 2 данного закона указано, что перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ.

В связи с тем, что Правительством РФ перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до настоящего времени не определен, в соответствии со впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ в части, не противоречащей ТК РФ, применяются законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего СССР.

Для определения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей работодателям следует руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 (см. постановление Совмина СССР от 3 января 1983 года N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029").

Особенности оплаты труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях регламентированы ст. ст. 313-317 ТК РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 313 ТК РФ дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, ЛНА исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей.

Согласно письму Роструда от 29 июня 2011 года N 1891-6-1 "О применении районных коэффициентов к заработной плате работников, выполняющих работу по трудовым договорам в представительстве (филиале) российской организации в Киргизской Республике" в основе установления дополнительных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с особыми климатическими условиями, лежат обстоятельства, связанные с осуществлением ими трудовой деятельности в суровых климатических условиях. Главной целью таких гарантий и компенсаций является компенсирование повышенных в суровых климатических условиях расходов на содержание жилья, лечение и другое, а также снижение негативного воздействия климатических факторов на здоровье граждан. В связи с этим районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате применяются, а дополнительные отпуска за работу в районах Севера и приравненных к ним местностях предоставляются по месту фактической работы независимо от места нахождения работодателя, с которым работник заключил трудовой договор.

Перечень высокогорных районов, пустынных, безводных и отдаленных местностей в централизованном порядке не определен.

Систему законодательства по регулированию вопросов, связанных с оплатой труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в указанных местностях, представляют собой нормативно-правовые акты, которые касаются отдельных районов, организаций, категорий лиц, работающих в указанных местностях. В качестве примера назовем постановление Госкомтруда СССР от 18 декабря 1980 года N 372 "О зоне действия и порядке применения коэффициента 1,35 за работу в пустынных и безводных районах к заработной плате работников, занятых на водохозяйственном строительстве и на строительстве объектов в совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях на территории Астраханской области".

Другой комментарий к ст. 148 ТК РФ

1. Повышение оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями относится к числу государственных гарантий, установленных для лиц, проживающих и работающих в соответствующих местностях.

Основаниями повышения оплаты этим лицам являются дискомфортные условия проживания, совокупность природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека. Гарантии и компенсации устанавливаются дифференцированно с учетом районирования территорий по дискомфортности условий жизнедеятельности. К числу таких местностей, помимо районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относятся также высокогорные районы, пустынные и безводные местности, отдаленные местности и некоторые другие регионы.

2. Местности с особыми климатическими условиями, в которых устанавливаются повышенные размеры оплаты труда, определяются Правительством РФ. В настоящее время действуют перечни, установленные в 1960 - 1970-х гг. и уточненные в середине 1990-х гг. См. подробнее п. 4 комментария к настоящей статье, ст. 316 ТК и комментарий к ней.

3. Повышение оплаты труда в соответствующих местностях осуществляется путем установления районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (см. ст. 315 ТК и комментарий к ней).

Районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда (Определения ВС РФ от 7 октября 2011 г. N 3-В11-31; от 27 января 2012 г. N 19-В11-31; от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1).

4. Районные коэффициенты носят компенсационный характер и представляют собой выплаты, имеющие целью компенсировать более высокую стоимость жизни в местностях с неблагоприятными условиями, что, в свою очередь, вызвано различием в наборе потребительской корзины в зависимости от местности и более высокими ценами на товары и услуги.

В соответствии со ст. 316 ТК размеры районных коэффициентов для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и порядок их выплаты устанавливаются Правительством РФ, при этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут установить более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетов (см. ст. 316 ТК и комментарий к ней).

Порядок установления районных коэффициентов для других местностей (высокогорных, безводных, пустынных и иных) не определен, и до решения этого вопроса следует руководствоваться районными коэффициентами, которые установлены Правительством РФ. Их величина составляет от 1,15 до 2,0.

О размерах районных коэффициентов (за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) см.:

Постановление Правительства РФ от 16 июля 1992 г. N 494 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочим и служащим, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области";

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 1996 г. N 1489 "Об установлении коэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности на территории Александрово-Гайского района Саратовской области";

Постановление Совета Министров СССР от 21 мая 1987 г. N 591 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в Северных и Восточных районах Казахской ССР";

Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 3 декабря 1992 г. N 932 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Тува";

Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 3 декабря 1992 г. N 933 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакассия";

Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 29 мая 1993 г. N 512 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай";

Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1004 "Об установлении для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций отдельных районов Ростовской области коэффициентов к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях";

Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края";

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 18 декабря 1963 г. N 359/32 "Об установлении районного коэффициента к заработной плате работникам железнодорожного транспорта, работающим на железнодорожном участке станция Комсомольская - разъезд 165 км Октябрьской железной дороги";

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16 апреля 1966 г. N 216/9 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведки и строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств, занятых на территории Томской области севернее 60 град. северной широты";

Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения";

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 апреля 1968 г. N 115/12 "О районном коэффициенте к заработной плате работникам Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги";

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 г. N 325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения";

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 марта 1977 г. N 54/5 "О коэффициенте к заработной плате работникам железнодорожного транспорта Казахской, Северной и Южно-Уральской железных дорог";

Постановление Госкомтруда СССР от 19 февраля 1987 г. N 106 "О коэффициенте за работу в пустынной и безводной местности к заработной плате работников предприятий и организаций, обслуживающих строительство и эксплуатацию Астраханского газоконденсатного месторождения".

Районный коэффициент, а также коэффициенты за работу в высокогорной местности, в пустынной и безводной местности начисляются всем лицам, работающим по найму, постоянно или временно, в том числе совместителям и лицам, работающим на дому.

Районный коэффициент начисляется по месту фактической работы, независимо от места нахождения организации-работодателя (см. Определение ВС РФ от 6 мая 2011 г. N 78-В11-16).

5. Процентные надбавки к заработной плате имеют стимулирующий характер, направленный на создание материальной заинтересованности в работе в тех регионах, где имеются общественная потребность в развитии производства и недостаток рабочей силы. Данная функция процентных надбавок в настоящий момент во многом утратила свой смысл, поскольку государство ставит иную задачу - закрыть убыточные и малорентабельные северные предприятия и переселить избыточное северное население в иные регионы.

В соответствии со ст. 317 ТК процентные надбавки и порядок их выплаты лицам, работающим на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях, устанавливаются Правительством РФ и так же, как районные коэффициенты, могут быть увеличены органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления (см. ст. 317 ТК и комментарий к ней).

Порядок утверждения процентных надбавок для других регионов не установлен, и до решения этого вопроса следует руководствоваться порядком, принятым ранее Правительством РФ.

О размерах надбавок (кроме надбавок за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях) см.:

Постановление Центрального комитета КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 "О льготах для рабочих и служащих предприятий, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР";

Постановление Центрального комитета КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 9 января 1986 г. N 53 "О введении надбавок к заработной плате рабочим и служащим предприятий, учреждений, организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области";

Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 г. N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края".

Во всех указанных случаях размер надбавок одинаков - 10% заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждый последующий год, но не более 30%. В соответствии с разъяснением Министерства труда и социального развития РФ от 11 сентября 1995 г. N 49 надбавка начисляется на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно, а также иные надбавки, включая надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и за работу в структурных подразделениях, обеспечивающих защиту государственной тайны.

При определении размера процентной надбавки учитывается продолжительность стажа, исчисленного в соответствии с разъяснением Министерства труда и социального развития РФ от 16 мая 1994 г. N 37 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия".

6. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями (см. ст. 316 ТК и комментарий к ней).

Повышенный размер районного коэффициента к заработной плате в организациях внебюджетной сферы может быть установлен коллективным договором либо локальным нормативным актом, принимаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо трудовым договором исходя из финансовых возможностей работодателей.

7. Дискомфортные условия проживания могут быть связаны не только с неблагоприятными природно-климатическими условиями, но и с экологическими факторами. Примером этого могут служить дискомфортные экологические условия работы на территориях, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС":

лица, работающие в населенных пунктах, относящихся к зоне отчуждения, имеют право на повышенную оплату (ч. 1 ст. 16);

лица, работающие в населенных пунктах, относящихся к зонам отселения, с правом на отселение или с льготным социально-экономическим статусом, имеют право на ежемесячные денежные компенсации (п. 3 ст. 18, п. 2 ст. 19 и п. 3 ст. 20).

Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582.

Доплаты производятся организациями независимо от форм их собственности за фактически отработанное работником время, а также за время нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в других случаях, когда по действующему законодательству за работниками сохраняется средний заработок.

Консультации и комментарии юристов по ст 148 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 148 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.



Просмотров