Понятие автор в авторском праве

Сегодня существует огромное количество разнообразных произведений искусства, литературы, научных разработок и прочих объектов интеллектуальной собственности. У каждого из них есть свой автор. Разумеется, никто из создателей не хочет, чтобы его произведение или разработка была скопирована кем-то. Сегодня ситуация такая, что авторское право находится под охраной закона. Однако далеко не все, в том числе сами создатели, знают, что нужно предпринять для обеспечения защиты. Из статьи вы узнаете, что такое авторское право, кто является его носителем и как его защитить.

Общие сведения

Итак, что такое авторское право в объективном смысле? Оно представляет собой комплекс гражданско-правовых норм, регламентирующих отношения по признанию принадлежности и охране произведений науки, искусства, литературы, определению режима использования объектов.

Что такое авторское право в субъективном смысле? Это юридические возможности создателя объекта по его использованию. Законодательство устанавливает ряд условий, при которых авторство распространяется на произведение или разработку. В первую очередь, объект должен являться результатом творческого труда. Во-вторых, понятие авторского права применяется только к тем продуктам интеллектуальной деятельности, которые существуют в объективной форме.

Нормативная база

Официально отношения, связанные с авторским правом, регламентировались ФЗ № 5351-1 от 1993 г. В 2004 г. нормативный акт был откорректирован. С 2014 г. Закон "Об авторском праве в РФ" утратил силу. В настоящее время все отношения в этой сфере регулируются Гражданским кодексом. Кроме ГК, источниками авторского права признаются Конституция, УК, КоАП, правительственные постановления, отдельные Указы Президента.

Творческий аспект

Его понятие не раскрывается в нормах. Представляется, что творческой можно назвать умственную (интеллектуальную, мыслительную) деятельность, итогом которой является создание индивидуально-определенного произведения науки, литературы либо искусства.

В некоторых изданиях наличие творческого аспекта связывается с оригинальностью или новизной.

Суть авторского права состоит в обеспечении защиты произведения. При этом достоинства и назначение объекта значения не имеют. Если в произведении присутствуют оригинальные и неоригинальные элементы, на последние авторские права не распространяются.

Форма выражения

В ГК предусмотрен примерный перечень форм, в которых может выражаться произведение искусства, науки, литературы:

  • Письменная. Произведение может быть представлено в виде нотной записи, рукописи, машинописного документа и пр.
  • Устная. Создатель произведения может публично его исполнить, произнести и пр.
  • Видео- или звукозапись.
  • Объемно-пространственная. Речь о скульптурах, моделях, сооружениях, макетах и пр.

Обычно объективную форму произведению придают с помощью материальных носителей: бумаги, диска, холста и пр. Соответственно, на него распространяется право собственности. Оно не зависит от авторского права на произведение.

Важный момент

По сути, авторское право возникает вне зависимости от того, было обнародовано произведение или нет. Обнародованием признается действие, посредством которого результат творческого труда становится доступным для общества. Оно должно осуществляться исключительно с согласия автора.

Наиболее распространенными формами обнародования считаются опубликование, публичное исполнение или демонстрация, передача в эфир и пр.

Объекты

В законодательстве закреплен примерный перечень продуктов интеллектуального труда, на которые распространяет действие авторское право.

В число объектов, согласно первому пункту 1259 статьи ГК, входят произведения:

  • Литературы.
  • Музыкально-драматические, драматические, музыкальные, сценарные, хореографические.
  • Дизайна, графики, скульптуры, живописи.
  • Аудиовизуальные.
  • Сценографического и декоративно-прикладного искусства.
  • Архитектуры, садово-паркового дизайна, градостроительства.
  • Фотографического искусства.

Исключения

О них говорится в 6 пункте 1259 статьи ГК. К объектам авторского права не относят:

  • Официальные документы. Речь о законах, судебных постановлениях, административных актах и их переводах.
  • Госсимволы и знаки (ордена, гербы, флаги, банкноты и пр.).
  • Информационные сообщения о событиях и фактах.

Не распространяется авторское право на методы, системы, идеи, процессы, принципы, концепции, открытия. Это положение имеет особое практическое значение. В соответствии с ним, объектом авторского права являются элементы формы, а не содержания произведения. К примеру, в рассказе к числу первых относят последовательность изложения, художественные образы, язык. Элементами содержания, в свою очередь, являются сюжет, тема и пр. Следовательно, создатель рассказа на них не приобретает авторского права. Другие субъекты могут использовать такую же тему или сюжет и написать свое литературное произведение. Оно не будет считаться производным.

Сфера действия

Охрана произведений зависит не только от их объективной формы и творческого характера, но и от гражданства создателей, места нахождения и обнародования объектов. Для уяснения этого вопроса обратимся к законодательству.

В соответствии с 1256 статьей ГК, авторское право действует в отношении всех произведений, как обнародованных, так и нет, находящихся на территории России в какой-либо объективной форме. Гражданство создателей и их преемников значения при этом не имеет.

На практике такое понятие как "международное авторское право" не используется. На объекты, находящиеся за рубежом, авторство признается за гражданами РФ и их преемниками. Если создателями являются иностранцы, то основания для приобретения прав закрепляются в международных соглашениях. Россия является участником нескольких двусторонних договоров о взаимной защите авторского права, охране интеллектуальной собственности с Австрией, Китаем, Венгрией, Арменией, Швецией и рядом других государств.

Субъекты

Владельцами авторских прав являются непосредственные создатели произведений, а также их преемники. К числу последних относят наследников, лиц, которые приобрели права по договору. В круг субъектов входят также работодатели и иные участники гражданско-правовых отношений.

Особенности регистрации

Права появляются у автора в силу факта создания произведения. Регистрировать его, в принципе, необязательно. Какого-то иного специального оформления также не требуется. Однако создатель может провести регистрацию авторского права добровольно для обеспечения подтверждения принадлежности произведения. Для этого можно обратиться к нотариусу, в общественную или государственную организацию. Как правило, в России процедура проводится в Авторском сообществе РФ.

Как выглядит знак авторского права?

Многие видели обозначение авторства на различных носителях, на сайтах в Интернете. Знак авторского права выглядит как небольшой кружок, внутри которого находится латинская буква "с" (Copyright), радом с ним указывается наименование (имя) правообладателя, а также год первого обнародования произведения. К примеру, 2017 "ФБ".

Наличие знака не влечет юридических последствий (признания или приобретения права). Он служит только для уведомления пользователей об обладателе прав и о первой публикации произведения.

Соавторство

Некоторые произведения создаются несколькими людьми совместно. В таких случаях соавторы приобретают права вне зависимости от того, является ли результат их деятельности неразрывным целым или состоит из элементов, имеющих самостоятельное значение.

Каждый участник создания произведения может использовать ту часть, автором которой он является, по собственному усмотрению, если другое не закреплено соглашением. Если объект является неразрывным целым, то ни один соавтор не может запретить другому его использование без достаточных оснований.

Создатель произведения вправе:

  • Признавать себя автором.
  • Использовать произведение самостоятельно или разрешать им пользоваться другим лицам под именем создателя, псевдонимом или вовсе без какого-либо обозначения (анонимно).
  • Обнародовать результат творческой деятельности в любой форме.
  • Защищать произведение от искажений.

Кроме этого, создатель вправе отозвать разрешение на использование объекта, выданное ранее. Однако в этом случае он обязан компенсировать пользователю убытки: реальный ущерб и недополученные доходы. Если произведение обнародовано, создатель должен публично объявить о его отзыве из общего доступа. Вместе с этим он может изъять все экземпляры произведения (за свой счет). Указанные правила, однако, не распространяются на продукты интеллектуального труда, предназначенные для служебного пользования или входящие в состав сложного объекта, а также на программы для ЭВМ.

Допустимые действия

  • Воспроизводить произведение - изготавливать его экземпляры.
  • Публично показывать.
  • Распространять экземпляры - продавать или отчуждать иным способом.
  • Импортировать оригинал или копии.
  • Исполнять публично.
  • Передавать в эфир.
  • Переводить, аранжировать, переделывать, перерабатывать иным способом.
  • Реализовывать проект (архитектурный, садово-ландшафтный, градостроительный).
  • Открывать доступ к произведению неограниченному кругу субъектов.

Нюансы

Автор архитектурного проекта, утвержденного заказчиком, может потребовать своего участия в его реализации, разработке строительной документации или в непосредственном возведении сооружения/здания, если другое не закреплено в договоре.

Если копии произведения, опубликованного на законных основаниях, введены в оборот путем продажи, последующее их распространение допускается без согласия создателя и выплаты ему вознаграждения. Право распространять экземпляры посредством предоставления их в прокат имеет автор вне зависимости от того, кто является их собственником.

Особенности отчуждения

На основании 1293 статьи ГК, при продаже или иных сделках, совершаемых автором с оригиналом произведения живописи или иного изобразительного искусства, публичной перепродаже, в которой продавцом, посредником, покупателем является галерея, магазин, художественный салон или другая аналогичная организация, создатель вправе рассчитывать на вознаграждение. Оно исчисляется в виде процентов от стоимости объекта. Размер отчислений, порядок, условия их выплаты устанавливаются Правительством.

Ограничения

При использовании объектов интеллектуального права необходимо соблюдать баланс интересов автора и общества. Для этого в законодательстве закрепляются определенные ограничения авторского права.

В соответствии с 1273 статьей ГК, без согласия автора и выплаты ему вознаграждения разрешается воспроизведение произведения, обнародованного на законных основаниях, в личных целях. Это правило не распространяется на использование:

  • Архитектурных проектов сооружений/зданий.
  • Баз данных и их элементов.
  • Программ для ПК.
  • Книг и нотных текстов.
  • Видеозаписей в местах, открытых для публичного посещения или в которых присутствует большое количество субъектов, не являющихся членами обычного круга семьи.
  • Аудиовизуальных произведений на профессиональном оборудовании, не предназначенном для домашнего использования.

Особые случаи

В ГК предусматривается возможность использовать произведения без согласия создателя и выплаты вознаграждения, но с указанием автора и источника заимствования. Речь, в частности, о:

  • Цитировании в переводе и оригинале в полемических, научных, информационных, критических целях произведений, обнародованных законно. Данное правило распространяется в том числе на воспроизведение отрывков из журнальных/газетных статей в виде обзоров печати.
  • Использовании произведений и их частей в качестве иллюстраций в теле-, радиопередачах, изданиях, видео-, звукозаписях учебного характера. Воспроизведение должно осуществляться в объеме, оправданном поставленными целями и задачами.
  • Использовании в прессе, эфире произведений, опубликованных законно в журналах и газетах, по текущим социальным, политическим, экономическим, религиозным проблемам.
  • Воспроизведении публичных речей, обращений, докладов и пр. в объеме, соответствующем информационной цели. Авторы в таких случаях сохраняют за собой право опубликовать такие произведения в сборниках.
  • Воспроизведении/сообщении для публичного сведения в обзорах событий средствами кинематографии, фотографии.
  • Использование без получения прибыли произведений, выполненных рельефно-точечным шрифтом или иными методами для слепых и обнародованных законно. Исключение составляют объекты, специально созданные для воспроизведения указанными способами.

В законодательстве предусматриваются возможности для иных ограничений, в том числе предполагающие выплату вознаграждения автору.

Срок авторского права

О нем говорится в 1281 статье ГК. Согласно норме, исключительные права действуют на протяжении всей жизни создателя произведения. После его смерти они сохраняются за автором в течение 70 лет. Исчисление этого срока начинается с 1 января года, идущего за годом смерти.

Бессрочно действуют права на защиту репутации, имя и авторство.

Некоторые произведения могут обнародоваться анонимно. В этом случае авторское право будет действовать 70 лет с 01.01 года, идущего за годом опубликования. Аналогичный период действует и в отношении произведений, обнародованных под псевдонимом. Если в течение 70 лет автор раскроет сведения о себе или будут отсутствовать сомнения в его личности, применяется общее правило, приведенное выше.

Отдельно оговаривается срок действия прав соавторов. Оно сохраняется на протяжении всей жизни участников создания и в течение 70 лет после смерти субъекта, пережившего остальных. Исчисление начинается по общим правилам - с 01.01 года, идущего после смерти.

Если автор являлся жертвой политических репрессий и впоследствии был реабилитирован, но после своей смерти, срок действия прав начинается с 1 января года, который следует за годом реабилитации. Для создателей произведений, работавших во время ВОВ или участвовавших в ней, период защиты прав увеличивается на 4 года.

Дополнительно

После истечения срока действия авторских прав произведения становятся общественным достоянием. Это означает, что любой субъект может использовать их по своему усмотрению в рамках закона. Произведения, никогда не находившиеся под защитой на территории РФ, также признаются общественным достоянием.

Использование таких объектов осуществляется без отчисления авторского вознаграждения. Вместе с тем пользователи должны соблюдать права на имя и неприкосновенность произведений. Объекты, признанные народным достоянием, но необнародованные, могут быть опубликованы любым лицом. Исключения составляют случаи, когда эти действия противоречат воле создателя, выраженной в письменном виде. К примеру, автор может установить запрет в завещании, дневниках, мемуарах, письмах и пр.

Законодательство допускает переход исключительных прав по наследству.

Составители

Авторы сборников и прочих аналогичных произведений обладают правом на подбор и расположение сведений и материалов, осуществленных ими и представляющие продукт интеллектуального труда. Составитель реализует предусмотренные законом возможности при условии соблюдения интересов авторов каждого объекта, использованного им в своей деятельности. Создатели таких продуктов интеллектуального труда, в свою очередь, могут обособленно воспроизводить их и распоряжаться ими иным способом, если другое не оговорено в соглашении.

Переводчики

Они, как и авторы иных произведений, созданных в произвольной форме, обладают авторским правом на основании 1 пункта 1260 статьи. Указанные субъекты могут осуществлять переделку, перевод, аранжировку и иную обработку объекта. При этом не допускается нарушение авторских прав лиц, чьи произведения были ими использованы.

Права переводчиков и создателей других продуктов интеллектуального труда, выполненных в произвольной форме, не мешают другим субъектам переводить или перерабатывать те же произведения.

Аудиовизуальные произведения

  • Сценаристы.
  • Режиссеры-постановщики.
  • Композиторы.

Соглашения на создание аудиовизуальных произведений могут предусматривать передачу авторами исключительных прав изготовителю (продюсеру) на воспроизведение, публичное исполнение, распространение, передачу в эфир, иное обнародование, дублирование, субтитрирование текста. Данная процедура регламентируется положениями 1240 статьи ГК. В норме закреплены особенности использования продукта интеллектуального труда в составе сложного произведения.

Изготовитель аудиовизуального контента может указать свое наименование или имя при любом его использовании либо требовать этого указания. Аналогичной возможностью обладает создатель произведения, предназначенного для служебного пользования.

Обычно под авторскими правами понимается все множество прав, устанавливаемых законодательством об авторском праве, но в некоторых случаях в Законе выражение «авторские права» употребляется при обозначении определенной их части, например только имущественных (экономических) прав.

Согласно действующему в настоящее время законодательству авторские права в России первоначально возникают у их авторов, хотя уже с момента возникновения часть их может переходить к другим лицам на основании договора или в силу специальных предписаний Закона.

Следует учитывать, что законодательство, действовавшее в период существования СССР, предусматривало несколько иной подход, в частности, совершенно иным образом определяя понятия «права авторов» и «авторские права юридических лиц» (см.: Особенности охраны произведений, созданных в период существования СССР).


Личные неимущественные права авторов в российском гражданском праве формально признаются неотчуждаемыми и непередаваемыми, т. е. осуществлять их может только сам автор, они не могут передаваться по договорам другим лицам. Основное их назначение – гарантировать признание автора создателем его произведения, предоставлять автору возможность требовать указания его имени при использовании произведения и т. д. За рубежом подобные права часто именуют моральными правами.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае любой передачи любых имущественных прав. Мало того, по общему правилу личные неимущественные права действуют бессрочно, т. е. они должны соблюдаться даже после окончания срока действия имущественных авторских прав, когда произведение может использоваться свободно любыми заинтересованными лицами. После смерти автора защиту его личных неимущественных прав могут осуществлять его наследники, специально назначенные им лица или уполномоченный государством орган.

Основные личные неимущественные права предусмотрены ст. 15 Закона.



Основным назначением имущественных прав обычно считается предоставление автору и его правопреемникам возможности получать доход от использования произведения. Именно имущественные права (за некоторыми исключениями) могут передаваться автором другим лицам или переходить к ним по иным основаниям (наследование, переход прав на служебное произведение и т. д.).

Можно выделить две основные группы имущественных прав.



Право на вознаграждение и исключительные права

На практике получили распространение разные варианты использования понятия «право на вознаграждение».

Во-первых, в ряде случаев Закон предусматривает возможность использования произведений без получения согласия от правообладателей, без заключения договоров с ними, однако с выплатой для них вознаграждения. В таких случаях часто говорят о наличии у правообладателей особого права на вознаграждение (или права на дополнительное вознаграждение, справедливое вознаграждение, «компенсационное вознаграждение» и т. п.). При этом право на вознаграждение как бы противопоставляется исключительным правам, поскольку подразумевается, что у правообладателей в таких случаях остается возможность получить вознаграждение за использование, но отсутствует возможность запретить его.

Во-вторых, право на вознаграждение входит как элемент в каждое из предоставляемых Законом исключительных прав, поскольку автор или его правопреемники могут получать доходы от выдачи разрешений на использование произведений и от передачи прав на такое использование.

В-третьих, иногда понятие «право на вознаграждение» используют для обозначения всех возможностей получения дохода от использования произведения, в том числе за счет как реализации исключительных прав, так и получения дополнительного вознаграждения.

(См. также: Право на дополнительное вознаграждение.)

Исключительные права рассматриваются как основная группа прав автора, обеспечивающая ему или его правопреемникам возможность контролировать различные виды использования произведения и получать доходы от такого использования.

Как ни странно, до сих пор понятие «исключительные права» не получило общепризнанного определения в российской юридической доктрине. Некоторые ученые подчеркивают их негативный, запретительный характер, связанный с возможностью запрещать использование произведения и преследовать тех, кто использует произведение без согласия правообладателя. В то же время очевидно, что основной целью их предоставления являлось стремление обеспечить для правообладателей возможность наиболее выгодной для них системы использования произведений, позволяющей правообладателям получать доходы от такого использования.

Представляется, что в авторском праве исключительные права можно определить как имущественные, позволяющие авторам или их правопреемникам осуществлять, разрешать или запрещать определенные действия в отношении произведений. В п. 2 ст. 16 Закона содержится перечень различных видов исключительных авторских прав, относящихся к разным случаям использования произведений. Каждое из этих прав означает, что, за исключением специально предусмотренных законом случаев, только сам автор или лицо, получившее соответствующее исключительное право на законном основании, может по своему усмотрению осуществлять сам или разрешать другим лицам совершение соответствующих действий в отношении произведения.



Право на распространение не применяется в тех случаях, когда отсутствует передача конкретного материального носителя произведения, как это имеет место, например, при сообщении произведений с помощью Интернета (см.: Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях). В отношении права на распространение действует так называемый принцип исчерпания прав.


Интересно отметить, что показ фильмов в кинотеатрах, с точки зрения Закона, также является публичным исполнением.

Принятый в российском Законе подход несколько отличается от того, который используется за рубежом, где данному понятию нередко придают чрезвычайно широкий смысл. Например, в типовых договорах Международной конфедерации обществ авторов и композиторов CISAC используется гораздо более широкое понимание концепции «публичное исполнение»; в это понятие включаются также случаи использования произведений на радио, телевидении и т. д.

В самом российском Законе также нет единообразия в использовании рассматриваемого понятия, например в ст. 44 Закона упоминается о «публичном исполнении, в том числе на радио и телевидении». Такая терминологическая несогласованность, к сожалению, в настоящее время характерна для значительной части положений Закона.


Парижская публика. Рисунок Гюстава Доре. 1854


Развивающиеся в России системы MMDS рассматривают как системы смешанного – эфирно-кабельного – вещания, затрагивающие одновременно право на передачу как по кабелю, так и в эфир. Большое значение право на передачу по кабелю имело до последнего времени в отношении случаев использования произведений в российском сегменте сети Интернет (см.: Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях).


Обычно право на перевод получает не переводчик, а тот, кто заинтересован в последующем использовании созданного переводчиком перевода, для чего требуется получение разрешения как от обладателя прав на оригинальное произведение (автора произведения, подвергшегося переводу, или его правопреемников), так и от обладателя прав на перевод (переводчика или его правопреемников).


По своей сути является таким же «дополнительным» правом, как и право на перевод, на практике вызывает большую путаницу и споры (см.: Производные произведения).

Ряд дополнительно предоставленных законом прав имеется у авторов дизайнерских, архитектурных и садово-парковых проектов (права, связанные с участием в их практической реализации).

Ожидается, что в дальнейшем перечень принадлежащих авторам или их правопреемникам видов исключительных прав будет и далее расширяться.

Следует обратить внимание, что один и тот же вид исключительных прав может охватывать совершенно разные способы использования произведений, в то же время некоторые способы использования произведений могут затрагивать сразу несколько видов перечисленных выше прав (см.: Соотношение между видами и способами использования произведения).

Право на дополнительное вознаграждение

В некоторых случаях Закон вместо предоставления авторам исключительных прав или в дополнение к ним предусматривает выплату вознаграждения за отдельные случаи использования произведений.


Считают, что авторское право возникает в отношении нематериального объекта – произведения, которое может быть закреплено на каком-либо материальном носителей (отпечатано в виде книги, записано в память компьютера и т. д.), а может быть выражено устно. Авторское право на произведение и право собственности на материальный носитель, на котором данное произведение закреплено, по общему правилу существуют независимо друг от друга. Передача материального носителя, содержащего произведение, сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав в отношении этого произведения.

Так, лицо, купившее книгу, может читать ее, может даже в силу действия принципа исчерпания прав (см. далее) продать ее или подарить, однако оно не вправе без согласия правообладателя ни создавать новые экземпляры приобретенной книги, ни размещать ее в Интернете, ни осуществлять какой-либо иной вид использования произведения, подпадающий под действие исключительных авторских прав.

Российская юридическая традиция исходит из понимания права собственности только как права вещной собственности, позволяющего осуществлять владение, пользование и распоряжение вещами – материальными предметами окружающего мира. В то же время авторское право считается одним из видов права интеллектуальной собственности, которое представляет собой совершенно особое понятие, не имеющее отношения к пониманию права собственности.

В российском законодательстве часто применяется также термин «имущество», который в широком понимании может охватывать как вещи, так и имущественные права, в том числе имущественные права на произведения и объекты смежных прав.

Принцип исчерпания прав

В соответствии с так называемым принципом исчерпания прав ни авторы, ни иные правообладатели не могут запретить последующую перепродажу экземпляров произведений, которые введены в гражданский оборот путем их продажи, т. е. не могут контролировать последующее распространение однажды проданных экземпляров книг, дисков или иных материальных носителей произведений. Это означает, что, приобретя книгу или компакт-диск, любой гражданин и любая организация могут в дальнейшем перепродать или подарить ее кому угодно по собственному усмотрению.

Однако следует учитывать, что исчерпание прав не относится к случаям создания новых экземпляров, сообщения или иного использования произведений и наступает только при соблюдении определенных Законом условий. В частности, произведение должно быть правомерно опубликовано и выпущено в гражданский оборот путем продажи. В отношении контрафактных экземпляров исчерпания прав не происходит. Кроме того, право на прокат, т. е. право разрешать или запрещать любым лицам сдачу в прокат имеющихся у них экземпляров произведений, по-прежнему остается за автором.

Дополнительно следует учитывать, что в ряде зарубежных стран специально предусмотрены территориальные ограничения действия принципа исчерпания прав. Чаще всего оговаривается, что исчерпание прав наступает только в случае, если первая продажа имела место на территории такой страны или, например, на территории ЕС. В результате в таких странах может считаться незаконной перепродажа даже правомерно изданных и приобретенных в России книг или дисков.

Рассматриваемый принцип исчерпания прав создает дополнительные сложности при формулировании условий о вознаграждении в авторском договоре (см. соответствующий раздел).

Дополнительные права в отношении произведений изобразительного искусства

В отношении произведений изобразительного искусства ст. 17 Закона закрепляет два дополнительных права.


Право доступа должно обеспечивать для художников и иных авторов произведений изобразительного искусства возможность копирования их произведений.

Такие произведения часто создаются авторами только в одном экземпляре, и отсутствие подобного права позволяло бы лицу, приобретшему картину (собственнику), не допускать ее воспроизведения. Следовательно, собственник картины мог бы, не приобретая у автора исключительных прав, создать препятствия для использования произведения самим автором или иными лицами с его согласия.

Цель закрепления права следования несколько иная: поскольку стоимость картин зачастую значительно возрастает со временем, предполагается справедливым предоставить автору и его наследникам особое право долевого участия в доходах от последующей перепродажи таких произведений.

Попытки на практике осуществить право доступа к произведениям изобразительного искусства крайне немногочисленны.

Что же касается права следования, то сбор дополнительного вознаграждения за публичную перепродажу произведений изобразительного искусства до настоящего времени в Российской Федерации не налажен.

Особые права отдельных издателей, работодателей и киностудий

Как уже отмечалось, закон предусматривает ряд прав, которые, как правило, не считаются авторскими правами, а рассматриваются как особые права, преимущественно относящиеся к указанию наименования лиц, имевших прямое или косвенное отношение к созданию произведения, например:

1) право издателей энциклопедий, газет, журналов и других периодических изданий указывать свое наименование при использовании таких изданий (п. 2 ст. 11 Закона);

2) право на указание работодателем своего наименования при использовании произведения, созданного работником в порядке выполнения служебного задания (п. 3 ст. 14 Закона);

3) право изготовителя аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование при использовании этого произведения (п. 2 ст. 13 Закона).

(См. также: Права издателей; Служебные произведения; Авторские права на аудиовизуальные произведения.)

Что такое авторское право? Какой срок действия у авторских прав, и какие существуют ограничения по использованию трудов интеллектуальной собственности? Какую ответственность несут за нарушение авторского права? Ответы на эти вопросы Вы найдете в нашей статье.

Авторское право - есть совокупность законодательных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, связанные с созданием и дальнейшим использованием произведений науки, литературы и искусства. В содержание авторских прав включены несколько правомочий:

  • право авторства;
  • право на имя (дает возможность публиковать произведения под своим именем или псевдонимом, а также анонимно);
  • право на опубликование в любых издательствах;
  • право на защиту произведения от любых искажений.

Автору произведения принадлежат личное и имущественное право, последнее носит исключительный характер и является своего рода правом собственности. На основании этого имущественного права автор может распоряжаться собственным произведением по своему усмотрению, а также разрешать выполнять другим лицам такие действия, как:

  • воспроизведение и распространение экземпляров произведения;
  • публично показывать и исполнять произведение в театрах и концертных залах;
  • осуществлять перевод произведения на другие языки;
  • осуществлять переработку произведения и т.д.
Выполнение любых этих действий без согласия на то автора произведения является нарушением авторских прав и влечет за собой административную и уголовную ответственность. Исключением являются случаи, когда в силу закона произведение может быть использовано без согласия владельца авторских прав.

Срок действия авторского права

На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти. Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти. В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу. Авторы произведений - участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования. Окончание срока действия авторского права, а также факт отсутствия защиты трудов на территории РФ означает, что произведение приобретает статус общественного достояния.

Право авторства, право на имя и защиту репутации автора, равно как и право на неприкосновенность произведения, охраняются бессрочно.

Ограничения в авторских правах

Статьей 1273 ГК РФ разрешается использовать произведение, получившее статус народного достояния, в личных целях, без согласия автора и выплат соответствующего вознаграждения. Отметим, что данная норма не распространяется на воспроизведение баз данных, архитектурных зданий и сооружений, репродуцированию книг в целом и нотных текстов, и другое. Гражданское законодательство РФ (ст. 1274-1280) предусматривает целый ряд ограничений, имеющих непосредственное отношение к использованию авторских прав. В частности, допускается использование произведений с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:

  1. цитирование произведений, которые были обнародованы правомерным путем, в оригинальной версии либо переводе в критических, информационных или научных целях;
  2. использование произведений в виде иллюстраций, нарезок аудио- и видеозаписей в учебных целях;
  3. воспроизведение результата интеллектуального труда для всеобщего сведения посредством фото- и кинематографии путем сообщения в эфир с информационной целью;
  4. воспроизведение политических речей, произнесенных публично, с информационной целью с сохранением авторского права на опубликование их в сборниках;
  5. воспроизведение опубликованных в законном порядке произведений рельефно-точечным шрифтом либо иными способами для лиц с ограниченными возможностями по зрению.

Ответственность за нарушение авторского права

Как и в административном праве, гражданское и уголовное законодательство РФ также устанавливают определенную ответственность за нарушение авторского права. Нормы и санкции, применимые к правонарушителям, устанавливаются в зависимости от вида нарушения, и предполагают назначение не только денежных штрафов, но и исправительно-трудовые работы или лишение свободы. Так, статьей 7.12 КоАП (раздел 2, глава 7) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, возникших с целью извлечения дохода, в виде штрафа: для граждан - от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических - от 30 000 до 40 000 рублей. В Уголовном кодексе РФ нарушение авторского права предполагает незаконное использование результатов интеллектуального труда в крупных размерах. Данное нарушение влечет за собой наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей, исправительные работы на срок до одного года, арест на срок до 6 месяцев(ст. 146 УК РФ). Отдельно рассматривается незаконное использование объектов авторского или смежного прав в особо крупном размере, совершенные группой лиц или по предварительному сговору. Такие нарушения влекут за собой исполнение принудительных работ на срок до 5 лет, штраф размером до 500 000 рублей либо лишение свободы на срок до 6 лет. Наиболее актуальные виды нарушения авторского права:

  • невыплата либо частичная выплата авторского гонорара;
  • издание объекта интеллектуальной собственности без согласия на то автора произведения;
  • не указание имени автора произведения;
  • плагиат - выдача результата трудов чужой интеллектуальной собственности за свое;
  • контрафакция - незаконное воспроизведение любым способом результата чужого труда без согласия автора;
  • пиратство - несанкционированное изготовление контрафактных экземпляров печатных изданий, аудио- или видеозаписей с целью тайной продажи.

гражданского права, регулирующая личные неимущественные и имущественные отношения по поводу использования произведений науки, литературы и искусства;

А.п. устанавливает, что лицо, создавшее произведение науки, литературы или искусства, т.е. автор, приобретает на свое произведение определенные личные и имущественные права. Эти права, подобно праву собственности и другим вещным правам, имеют исключительный характер: они запрещают использовать произведение любому третьему лицу (кроме автора). Использование произведения осуществляется на основе авторских договоров.

их действие не ограничено каким-либо сроком), а также имущественные права. Последние имеют срочный характер и могут переходить от автора к другим лицам по закону или по договору.

А.п. возникло в первой четверти XVII в. в Великобритании как право издателя на издание зарегистрированной книги, т.е. как право на изготовление копий (от англ. copyright - А.п.).

В настоящее время существуют две системы А.п.: англосаксонская и континентальная (европейская).

По континентальной (европейской) правовой системе (Франция , ФРГ и другие страны) автором может быть только физическое лицо; А.п. четко делятся на личные и имущественные. Личные права всегда принадлежат только автору, а имущественные могут предоставляться другим лицам, но с ограничениями.

Действующее А.п. РФ строится по модели континентальной системы; оно ближе всего к праву ФРГ.

Источником А.п. РФ прежде всего является Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах". Важное значение для А.п. имеют нормы ГК РФ.

Произведения иностранных авторов, впервые опубликованные за рубежом, охраняются на основе международных договоров по А.п. РФ - участница Всемирной конвенции об А.п. (с 27 мая 1973 г.), Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (с 13 марта 1995 г.), а также целого ряда двусторонних соглашений (с Австрией, Венгрией, Швецией и другими странами). На основе этих конвенций и двусторонних соглашений иностранные авторы пользуются в РФ нацио-

нальным режимом, т.е. теми же правами, что и российские авторы.

Объект (или предмет) А.п. - произведения науки, литературы и искусства. Под произведением понимается результат творческой деятельности, выраженный в объективной форме. Практически охраняются только оригинальные результаты, не повторяющиеся при параллельном творчестве. Оригинальность проявляется в форме выражения творческого результата (язык, образы, последовательность изложения и т.п.). Содержание произведения (идея, метод, принцип, открытие, факты, содержащиеся в произведении) само по себе А.п. не охраняет. Примеры произведений, охраняемых А.п.: произведения художественной и научной литературы (включая математические формулы и программы для ЭВМ), драматические, музыкально-драматические и сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения, в том числе с текстом; аудиовизуальные произведения (кинотелефильмы и т.п.);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства; произведения архитектуры; фотографические произведения; географические, геологические и другие карты, планы, а также пластические произведения, относящиеся к различным наукам.

Объектами А.п. являются также переводы, переработки и составные произведения (сборники, базы данных и т.п.).

Любая часть произведения, являющаяся оригинальным творческим результатом, охраняется А.п.

А.п. на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. В частности, передача права собственности или других вещных прав на такой материальный объект не означает предоставления получателю А.п.

Не охраняются в качестве произведений официальные документы (законы, судебные решения), государственные символы и знаки (флаги, гербы, денежные знаки , ордена), а также произведения народного творчества, авторы которых неизвестны. А.п. не охраняет также те объекты, которые не являются оригинальными творческими результатами, и произведения, срок охраны которых истек.

А.п. на произведение возникает автоматически, с момента создания произведения (выражения его в объективной форме, дающей возможность другим лицам ознакомиться с произведением). Никакой регистрации произведения в госу-

дарственных или иных органах не требуется. Не требуется и публикации произведения: А.п. охраняет и неопубликованные работы. Знак охраны А.п. (буква "С" в окружности, наименование правообла-дателя, год первого выпуска произведения в свет), часто проставляемый на произведении, правового значения не имеет: он лишь оповещает о наличии А.п.

А.п., принадлежащее автору, называют первоначальным субъективным А.п. Оно состоит из отдельных прав (правомочий): личных (право авторства , право на имя, право на обнародование, право на защиту репутации) и имущественных (исключительное право на использование произведения способами, указанными в Законе).

Право на имя - это право обозначать произведение своим подлинным именем, вымышленным именем (псевдоним) или вообще опускать ссылку на имя автора (анонимное использование).

Право на обнародование - это право допустить к ознакомлению с произведением широкий круг лиц. Обычно это право реализуется только один раз, но при определенных условиях обнародование может быть отозвано (право на отзыв).

Право на защиту репутации - право препятствовать искажению произведения, способному нанести ущерб чести и достоинству автора.

Личные права не ограничены каким-либо сроком действия. После смерти автора их защиту осуществляют наследники автора. Личные права к другим лицам перейти не могут.

Исключительные имущественные А.п. состоят в праве автора использовать произведение следующими способами:

воспроизведение, например тиражирование (право на воспроизведение); распространение, например продажа, сдача в прокат экземпляров произведения (право на распространение); публичный показ произведения; публичное исполнение, например в театре, на эстраде (право на публичное исполнение); сообщение путем передачи в эфир, т.е. по радио или телевидению (право на передачу в эфир). Имущественные А.п. относятся как к произведению, выраженному в первоначальной форме, так и к переведенному на другой язык или переработанному (инсценировка, переделка). Имущественные А.п. могут переходить от автора к другим лицам по закону, например

на служебные произведения; они могут быть также предоставлены автором другим лицам на основе авторского договора.

В некоторых случаях (они перечислены в Законе) произведение может быть использовано без согласия автора или иного обладателя имущественных А.п., т.е. свободно. Прежде всего допускается свободное использование произведения в личных целях (перезапись гражданином для себя звукозаписи, видеозаписи, телепередачи, изготовление копии журнальной статьи на своем ксероксе и т.п.). Эта норма не распространяется, однако, на воспроизведение программ для ЭВМ, баз данных, нотных текстов и воспроизведение книг целиком. Произведение может быть свободно использовано в виде цитаты. Опубликованные в газетах и журналах статьи по текущим экономическим, политическим и социальным вопросам и переданные в эфир аналогичные тексты могут быть воспроизведены в газетах или переданы в эфир, если только такое свободное использование прямо не запрещено автором. В обзорах текущих событий могут быть использованы произведения, которые становятся увиденными или услышанными в ходе освещения таких событий. Допускается по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях репродуцировать в единичном экземпляре отдельные статьи и малообъемные произведения, опубликованные в сборниках и периодических изданиях. Организации эфирного вещания вправе свободно записывать правомерно использованные ими произведения при условии, что такая запись делается самой организацией эфирного вещания и будет уничтожена в течение 6 месяцев после ее изготовления. Закон предусматривает и некоторые иные случаи свободного использования произведений.

Действие имущественных А.п. прекращается по общему правилу через 50 лет после смерти автора; при этом неполный календарный год продлевается до 31 декабря. Для произведений, созданных в соавторстве, срок охраны исчисляется с момента смерти того соавтора, который пережил остальных. Если произведение опубликовано анонимно, то оно охраняется в течение. 50 лет с даты первой публикации.

После истечения срока охраны произведение становится общественным достоянием и может свободно использоваться всеми гражданами и организациями.

Если охраняемое А.п. произведение используется неправомерно, то автор или иной владелец исключительных А.п.

может потребовать от нарушителя как прекратить правонарушение, так и признать факт нарушения им А.п. и выплатить причиненные убытки. Вместо взыскания убытков, которые должны быть доказаны владельцем исключительных прав, от нарушителя может быть потребована законная компенсация в сумме до 50 тыс. МРОТ. Конкретная сумма этой компенсации устанавливается судом или арбитражным судом с учетом всех обстоятельств правонарушения. Потерпевший может требовать также конфискации "пиратских" экземпляров произведений либо передачи их в свою пользу (в счет возмещения убытков), а также конфискации материалов и оборудования, используемых при правонарушении.

В некоторых сферах культуры и информации имеет место массовое использование большого числа ранее известных произведений (радио, телевидение, концертные залы и т.п.). При этом заключение индивидуальных авторских договоров на использование произведений, как правило малообъемных, сильно затруднено или фактически неосуществимо. Поэтому закон допускает для этих сфер применение системы коллективного управления авторскими имущественными правами. На практике такая система осуществляется в настоящее время Российским авторским обществом (РАО).


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АВТОРСКОЕ ПРАВО" в других словарях:

    АВТОРСКОЕ ПРАВО, или исключительное право автора на воспроизведение и распространение его труда возникло прежде всего в отношении произведений литературы в связи с усовершенствованием книгопечатания в XV в. Гутенбергом. Впоследствии оно было… … Литературная энциклопедия

    Часть гражданского права, регулирующая отношения,которые складываются в связи с использованием произведений науки, лите ратуры и искусства. Словарь финансовых терминов. Авторское право Авторское право в субъективном смысле исключительное право на … Финансовый словарь

    - (copyright) Эксклюзивное право воспроизводить или передавать другим право на воспроизведение художественных, театральных, литературных или музыкальных произведений. Это право закреплено Законом об авторских правах (1988 г.) и распространяется… … Словарь бизнес-терминов

    АВТОРСКОЕ право, раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (издание, исполнение и т.д.) произведений науки, литературы и искусства. Регулируется национальным правом и международными конвенциями по… … Современная энциклопедия

    Особые законодательно определенные права авторов произведений науки, литературы, искусства на распоряжение и использование созданных ими творений. Согласно авторскому праву только автор вправе определять, кто и каким образом должен получать… … Экономический словарь

    Авторское право - АВТОРСКОЕ ПРАВО, раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (издание, исполнение и т.д.) произведений науки, литературы и искусства. Регулируется национальным правом и международными конвенциями по… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    1) (в объективном смысле) раздел гражданского права, регулирующий личные неимущественные и имущественные отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением и т.д.) произведений науки, литературы и искусства, выраженных в… … Юридический словарь

АВТОРСКОЕ ПРАВО - раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, т. е. результатов творческой деятельности; один из видов так называемых прав интеллектуальной собственности, или исключительных прав. Авторское право определяет права автора произведения, его правопреемников, основания возникновения и порядок осуществления субъективных авторских прав, их защиту от нарушений, базирующиеся на них обязательственные отношения.

Законодательство об авторском праве стало формироваться после изобретения в 15 веке И. Гутенбергом печатного станка, однако первые нормы закрепляли исключительно права издателей и защищали их от недобросовестной конкуренции. С развитием книгоиздания и книготорговли авторы добились защиты своих интересов. Первый известный закон в этой сфере - Статут королевы Анны (1710, Великобритания). В 18-19 веках большинство европейских стран приняли собственное авторское законодательство. Особенностью возникновения и развития авторского права в России являлась его тесная связь с цензурным законодательством. Первый закон, закрепивший права авторов на использование литературных произведений, появился в 1828 году в качестве специальной главы Цензурного устава.

В процессе формирования законодательства сложилось два основных подхода к сущности авторского права - континентальный (droit d’auteur) и англосаксонский (copyright). Для первого характерно признание личного характера авторских прав, что выражается в наличии широкого спектра неимущественных прав, а также в отсутствии требования соблюдения формальностей для возникновения охраны произведения; второй ориентирован на коммерческое использование результата творческого труда, признание прав на него не только у его создателя, но и у лиц, оказавших автору техническое, организационное и финансовое содействие, а также зависимость предоставления охраны произведения от выполнения формальностей (регистрации произведения, депонирования его экземпляров в специальных организациях и пр.).

Авторское право в России . Конституция Российской Федерации относит принятие норм авторского права к компетенции Федерации. В России действует Закон «Об авторском праве и смежных правах» 1993 (в редакции 2004 года).

К объектам, охраняемым авторским правом, относятся существующие в объективной форме (дающей возможность восприятия третьими лицами) произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения, достоинств, способа выражения, а также от обнародования произведения. Охрана предоставляется не только «традиционным» произведениям (литературным, драматическим, аудиовизуальным, музыкальным, музыкально-драматическим; произведениям изобразительного искусства и тому подобное), но и производным (переводы, аранжировки, инсценировки, рефераты, резюме и т.п.) и составным (антологии, энциклопедии, компиляции и тому подобное) произведениям независимо от того, охраняются ли произведения, лёгшие в основу составных и производных результатов творческой деятельности. Закон содержит лишь примерный перечень видов объектов авторского права (среди них — программы для ЭВМ и базы данных); он полно перечисляет только виды произведений, не охраняемых авторским правом (произведения народного творчества, официальные документы, государственные символы и знаки, информационные сообщения). Авторское право не распространяется на идеи, принципы, системы, способы, методы, концепции, открытия и факты, которые могут охраняться при помощи норм патентного права или иных отраслей. Охрана не требует оформления или соблюдения каких-либо формальностей.

Первоначальным субъектом авторского права является автор - физическое лицо, творческим трудом которого произведение создано: только ему предоставляется полный объём прав. Юридическое лицо не может быть автором. Если произведение создано совместным творческим трудом нескольких лиц, они являются соавторами; им совместно принадлежат авторские права на произведение в целом, а их взаимоотношения могут определяться соглашением между ними. Права соавторов различаются в зависимости от того, образует ли произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. К субъектам авторского права относятся также правопреемники автора, в том числе по авторскому договору (ими могут быть и юридические лица); к ним переходит только часть прав автора - имущественные права. Субъектами авторского права являются и лицензиаты - лица, получившие по лицензии право использования произведения в определённых ею пределах.

Субъективные права авторов закон делит на неимущественные и имущественные. К неимущественным относятся: право авторства (право признаваться автором произведения); право на имя (право обозначать при использовании произведения своё подлинное имя, вымышленное имя - псевдоним или выступать без обозначения имени - анонимно); право на обнародование произведения (право открытия всеобщего доступа к нему); право на защиту репутации автора (на защиту произведения от искажения или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора). Автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения (пока не доказано обратное). Автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, к которым относятся права на: воспроизведение (изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме); распространение (продажа, сдача в прокат и пр.); импорт; публичный показ (экспонирование картины на выставке и т.п.); публичное исполнение (например, в театрах, концертных залах); передачу в эфир и сообщение для всеобщего сведения по кабелю; перевод; переработку; применение дизайнерского, архитектурного, градостроительного, садово-паркового проектов. Автор может распорядиться своим произведением, передав право его использования другому лицу (правопреемнику) или предоставив такое право в определённых пределах и сохранив его в целом за собой (выдать лицензию). За разрешение на использование и за само использование произведения автор имеет право на вознаграждение. Действие прав автора ограничивается во времени: они возникают с момента создания произведения и действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (изъятия специально оговариваются в законе). По истечении срока охраны имущественных прав автора произведение попадает в так называемую сферу общественного достояния и может быть использовано любыми лицами без чьего-либо согласия, но при условии соблюдения личных неимущественных прав - права авторства и права на имя, а также прав на защиту репутации автора или неприкосновенность произведения (эти права охраняются бессрочно).

Закон может устанавливать исключения из имущественных прав в отношении, как правило, обнародованных произведений - случаи использования произведений без согласия автора и выплаты вознаграждения или использования произведения без согласия автора, но с выплатой вознаграждения. К первым относятся ситуации, обусловленные необходимостью удовлетворения потребностей в области образования, науки, информации и т.п., нужд органов суда и следствия, обеспечения доступа к культурным ценностям лиц с ограниченными возможностями, а также в официальных и религиозных целях. Вторая группа является, по сути, компромиссом в тех областях использования, где личный контроль автора за эксплуатацией произведения затруднён или невозможен - частное копирование, передача в эфир или по кабелю, механическое воспроизведение и тому подобное. Для упорядочения таких ситуаций, использования и сбора причитающегося вознаграждения создаются организации по коллективному управлению имущественными авторскими правами (первая известная авторская организация - Общество драматических авторов и композиторов было создано во Франции в 1777 году при непосредственном участии П. Бомарше).

Взаимоотношения автора (правообладателя) с пользователем произведения определяются, как правило, авторским договором. Один вид авторского договора - договор об уступке - предусматривает передачу прав на использование произведения, другой вид - лицензионный договор - предусматривает выдачу разрешения на использование произведения в определённых пределах (с сохранением прав автора). Закон выделяет разновидности лицензии - исключительную, по которой использование в обозначенных пределах разрешается только лицензиату, и неисключительную. Авторский договор считается передающим неисключительные права, если в нём не предусмотрено иное. Договор предполагается возмездным, за некоторыми исключениями (например, воспроизведение в личных целях), он должен быть заключён в письменной форме.

Особый порядок использования установлен для служебных произведений, к которым отнесены произведения, созданные в порядке выполнения служебной обязанности или служебного задания. Права на такие произведения принадлежат автору, но используются они без заключения авторского договора, при сохранении за автором права на обнародование произведения. Исключительное право их использования принадлежит, как правило, работодателю.

Международная охрана авторских прав. В 1-й половине 19 века многие страны заключили двусторонние соглашения о взаимной охране авторского права, но создание международной системы защиты прав творцов связано с появлением Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1886). Конвенция не только закрепляла принципы международного авторского права (например, принцип предоставления иностранным авторам национального режима), но и содержала нормы фактически прямого действия, необходимые для включения в национальное законодательство страны-участницы, причём эти нормы не только устанавливали высокий уровень охраны интересов автора, но и были ориентированы на государства континентальной системы права. Это создавало препятствия для полноценного участия стран англосаксонской традиции в международной охране авторских прав. Задачу сближения двух подходов к авторскому праву и создания универсальной системы охраны интересов творцов выполнила Всемирная конвенция об авторском праве (1952), которая установила менее строгие требования для присоединяющихся стран.

Россия также участвует с 1995 года в Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного использования (1971). В 1996 году был заключён многосторонний Договор по авторскому праву, специально направленный на охрану авторского права в сети Интернет (Россия не участвует).

а) преодоление территориального характера авторских прав: права автора на художественное или иное произведение, возникшее в одном из участвующих государств, признаются и охраняются на территории других государств;

б) охрана определённого объёма авторских прав. Авторам охраняемых произведений предоставляется национальный режим, то есть права, предусмотренные собственным законодательством, и сверх того права, предусмотренные договором. Наибольший объём авторских прав содержит Бернская конвенция;

в) ограничение действия авторских прав во времени. Права автора охраняются в течение всей его жизни и после смерти. Минимальный срок охраны произведения после смерти автора составляет 50 лет, однако во многих странах установлены иные сроки: например, 25 лет в Алжире, на Кубе, в Ливии; 30 - в Иране, Никарагуа; 60 - в Бразилии, Испании; 70 - во Франции (в отношении музыкальных произведений), Германии, Израиле; 75 в Мексике; 80 - в Колумбии и Гвинее; 99 - в Кот-д’Ивуаре. В некоторых странах установлены особые сроки охраны имущественных прав в определённых ситуациях. Так, в российском законодательстве особые сроки действуют в отношении произведений, созданных в соавторстве, впервые выпущенных в свет после смерти автора анонимных произведений, а также в случаях, если автор произведения был репрессирован и реабилитирован посмертно или работал во время Великой Отечественной войны, или участвовал в ней;

г) установление условий охраны авторских прав: охрана либо в силу самого факта создания (опубликования) произведения, без выполнения каких-либо формальностей, либо при условии выполнения определённых действий (например, регистрация, депонирование экземпляров и пр.). В государствах, где специальные требования к авторскому праву не установлены, на всех экземплярах произведения помещается так называемый знак охраны (состоящий из трёх элементов: первой буквы слова copyright в окружности, имени автора или наименования правообладателя и года первого выпуска произведения в свет), означающий, что любые формальности выполнены.

Авторские права граждан Российской Федерации за границей в подавляющем большинстве государств признаются лишь при участии Российской Федерации и этих государств в международных соглашениях или на началах взаимности. Авторские права иностранцев в Российской Федерации определяются внутренним российским законодательством и международными договорами Российской Федерации.

В сфере авторского права действуют несколько международных организаций, наиболее известными из которых являются Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и ЮНЕСКО. Содействие в защите прав российских авторов, оказание им консультационных услуг и правовой помощи по охране авторских и смежных прав за рубежом может оказывать Российское авторское общество.

Лит.: Сергеев А. П. Авторское право России. СПб., 1994; он же. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., 2003; Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции. М., 1998.

Г. К. Дмитриева, Е. Э. Чуковская.



Просмотров