Какие органы осуществляют административный надзор. Административный надзор и его функции

Административный надзор представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, гражданами специальных норм и правил, закрепленных в законах или подзаконных актах.

Субъектами административного надзора являются:

Федеральные службы;

Государственные инспекции (ГИБДД);

Структурные подразделения государственных органов.

Административный надзор обладает следующими признаками:

Отсутствие организационной подчиненности объекта субъекту;

Надзор осуществляется за соблюдением специальных правил, норм, стандартов;

Субъект не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность объекта;

Субъекты вправе применять меры административного принуждения;

Надзор осуществляется как за юридическими, так и за физическими лицами;

Наличие у субъекта юрисдикционных полномочий, т.е. по рассмотрению дел о правонарушениях;

Формами административного надзора является проверка выданных лицензий, разрешений, документов.

Для выполнения своих задач органы административного надзора наделены полномочиями:

1. По предупреждению правонарушений: вправе запрашивать и требовать сведения, информацию, документы, беспрепятственно обследовать территории объектов, проводить проверки.

2. По пресечению правонарушений; дача предписаний об устранении выявленных нарушений, о приостановке работ, ведущихся с нарушением установленных требований, приостанавливать или аннулировать лицензии и т.д.

3. По применению мер ответственности: назначать наказания, проводить производство по делам об административных правонарушениях.

4. По нормотворчеству: устанавливают и разрабатывают правила, нормы, требования, стандарты при осуществлении той или иной деятельности.

Систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик, краев, областей, автономных областей, округов, городов и районов, а также транспортные и специализированные прокуратуры, действующие на правах областных или районных прокуратур.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением на территории РФ всех законов, обеспечением их верховенства, единства и укреплением законности, защитой прав и свобод человека и гражданина.

Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями.

Объектами прокурорского надзора являются:

Федеральные органы исполнительной власти;



Представительные и исполнительные органы субъектов РФ;

Органы местного самоуправления;

Органы военного управления;

Органы управления;

Органы контроля;

Коммерческие и некоммерческие организации;

Учреждения и организации исполнения наказания.

Надзор органов прокуратуры не распространяется на указы Президента РФ. В случае несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

Методами прокурорского надзора являются:

1. Проверка исполнения законов поднадзорными объектами. Осуществляется на основании поступившей информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Для осуществления своих полномочий прокурор наделяется следующими правами: беспрепятственно входить на территорию объекта, иметь доступ к документам, проводить проверки, требовать материалы и документы, вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений, надзор за соблюдением прав и свобод граждан.

2. Проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами. Критериями установления несоответствия актов закону являются:

Несоблюдение правил, сроков, формы, процедуры издания норм, актов;

Отсутствие основания для издания актов;

Произвольное толкование или умышленное искажение положений закона и т.д.

3. Участие прокурора в заседаниях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

4. Изучение и обобщение сведений о нарушениях законности и принятие по ним мер.



В случаях нарушений законов и иных актов прокурор может отреагировать в следующих формах:

1. Протест приносится на противоречащий закону акт и направляется органу или должностному лицу, издавшему неправомерный акт. Протест подлежит рассмотрению в течение 10 дней и о результатах рассмотрения прокурор уведомляется в письменной форме.

2. Представление – форма реагирования на факты нарушения закона, причины и условия им способствующие. Оно вносится в органы, должностным лицам, которые полномочны принимать меры по их устранению. Представление должно быть рассмотрено в течение месяца и о результатах рассмотрения прокурор извещается в письменной форме.

3. Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении направляется в уполномоченный орган, который в письменной форме должен сообщить прокурору о результатах рассмотрения.

4. Предостережение о недопустимости нарушения законодательства объявляется должностному лицу с целью предупреждения готовящегося правонарушения.

54. Федеральные органы исполнительной власти РФ.

55. Органы исполнительной власти субъектов РФ.

Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства. Понятие административного надзора, его соотношение с контролем в научных кругах является предметом дискуссии. По мнению одних авторов, административный надзор является разновидностью надведомственного государственного контроля, другие обосновывают позицию о том, что административный надзор - это самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти. Между тем имеются все основания, чтобы провести грань между контрольной и надзорной деятельностью, "развести" эти понятия, не отождествлять их, а определить особенности, назначение и место в системе способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Во-первых, различие между надведомственным или внешним контролем и административным надзором состоит в их содержании. Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает прежде всего управленческий, организационный аспект контрольной деятельности. Административный надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску. Во-вторых, контроль и административный надзор различаются по объему полномочий. Контрольные полномочия связаны с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную, конкретную производственную деятельность подконтрольного объекта. При этом контрольные полномочия допускают возможность использования дисциплинарной власти - привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося сотрудника от занимаемой должности. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, нередко технико-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности. В-третьих, административный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. С этой точки зрения административный надзор включает три его разновидности: а) он осуществляется в отношении неопределенного (неперсонифицированного) круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил, например правил пожарной безопасности; б) административный надзор распространяется на определенный круг граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам, например надзор за соблюдением гражданами правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия, должностными лицами, ответственными за сохранность и использование радиоактивных материалов, средств цветного копирования; в) персонифицированный административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы. Контрольные полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан. В-четвертых, административный надзор и контроль различаются по субъектам, их осуществляющим. Административный надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов: это специализированные ведомства (например, Федеральная таможенная служба), государственные инспекции и надзоры, входящие в состав различных министерств и ведомств (например, санитарно-эпидемиологический надзор), иные специализированные надзорные органы (например, морской, речной, авиационный регистры), т.е. здесь наблюдается законченность организационного выделения субъектов данной деятельности в общей системе государственных органов исполнительной власти. Органы надведомственного (внешнего) контроля такого разнообразия не имеют. К ним прежде всего относятся некоторые министерства и службы (например, Министерство финансов и Министерство образования и науки, Федеральная служба безопасности). В-пятых, административный надзор и контроль реализуются в различных организационных и правовых формах. Так, административный надзор может сопровождаться проверкой знаний правил дорожного движения водителей, правил обращения со служебным огнестрельным оружием лиц, занимающихся частной охранной деятельностью. Организационно административный надзор представляет процесс последовательно осуществляемых этапов или стадий: предварительный - анализ информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования; текущий - включающий систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, решается вопрос о необходимости привлечения виновных к ответственности; заключительный - состоящий в анализе общего положения объекта надзора, выявлении тенденций, разработке предложений. Правовые формы осуществления административного надзора также отличаются большой спецификой. В частности, он связан с оформлением и выдачей гражданам и юридическим лицам различных разрешений, лицензий, необходимых документов (например, пропуска в пограничную зону), позволяющих им реализовать свои субъективные права в той или иной сфере государственного управления. В-шестых, административный надзор и контроль характеризуют особые методы их осуществления. Для административного надзора основным методом является непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе. Арсенал методов внешнего контроля значительно шире: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы и др. В-седьмых, административный надзор, как правило, связан с применением административного принуждения, причем надзорные органы используют административно-предупредительные меры (например, карантин), меры административного пресечения (например, запрещение эксплуатации неисправного автомототранспорта), меры административно-процессуального обеспечения (например, изъятие вещей, товаров и документов), административные наказания. Следовательно, органы административного надзора одновременно являются и органами административной юрисдикции. Органы надведомственного, внешнего контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают. Суммируя изложенное, можно отметить, что административный надзор как самостоятельный вид государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками: отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов; возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов; невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора; наличие специального объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами; возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам; строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий. Итак, административный надзор - это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности. К федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся федеральные службы, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, пожарного, рыбного, геодезического и др. надзора), а также территориальные органы надзора (например, энергетического). Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у федеральных таможенной или налоговой служб. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями. Деятельность органов административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ. Цель - обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Административный штраф как мера административной ответственности: особенности назначения и исполнения. Назначение административного ареста к лицу, совершившему правонарушение. Стадия исполнения административного ареста по российскому законодательству.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2014

    Особенности административно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, единые правовые нормы его определения. Надзор - ограниченный, суженный контроль, его основные виды. Понятие и содержание административного надзора.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2012

    Деятельность сотрудников уголовно–исполнительной системы по установлению административного надзора в отношении лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Совершенствование тактики подготовки материалов об установлении административного надзора.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2014

    Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности в арбитражном процессе. Правила административного судопроизводства. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2012

    Понятие и основные принципы административной ответственности. Законодательные основы и меры административной ответственности. Совершение административного правонарушения. Порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

    реферат , добавлен 24.02.2015

    Особенности административного надзора и его принципы, правовая основа. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения. Система надзорных органов Российской Федерации, способы и особенности реализации данной деятельности, полномочия в сфере.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2016

    Суть, предмет, пределы и задачи прокурорского надзора за исполнением административного законодательства. Полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования при осуществлении прокурорского надзора за исполнением административного законодательства.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2016

Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблю­дении за исполнением действующих в сфере управления разнооб­разных специальных норм, общеобязательных правил, закреплен­ных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожарной безопасности, торговли, санитарные, природоохранитель-ные и другие нормы). Он осуществляется в отношении органов ис­полнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, об­щественных объединений и граждан.

1 СЗ РФ. 1997. № 15. Ст. 1794.

2 СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1526.

3 СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 652.


Субъектами административного надзора являются органы фе­дерального надзора (федеральный горный и промышленный надзор, надзор России по ядерной и радиационной безопасности), государ­ственные инспекции (Государственная инспекция по безопасности дорожного движения и др.).

Особенности административного надзора состоят в том, что, во-первых, между субъектами и объектами надзора отсутствует орга­низационная соподчиненность, то есть деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объекты, незави­симо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Следовательно, административный надзор по своему характеру является надведомственным.

Во-вторых, субъекты надзора вправе, при соответствующих обстоятельствах, применять к объектам надзора меры администра­тивного принуждения.

Основной задачей органов административного надзора, выте­кающей из характера содержания их деятельности, является обес­печение четкого, единообразного исполнения специальных норм и общеобязательных правил, то есть обеспечение законности в управ­лении. Решение данной задачи осуществляется путем предупреж­дения, пресечения правонарушений, привлечения к ответственно­сти виновных лиц.

Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложенных функций органы административного надзора наделены полномочи­ями, имеющими Надведомственный характер, которые позволяют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов.



Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:

1. Полномочия по предупреждению правонарушений.

2. Полномочия по пресечению правонарушений.

3. Полномочия по привлечению к ответственности виновных

4. Полномочия по нормотворчеству.

Полномочия по предупреждению правонарушений позволяют органам административного надзора вскрывать и требовать устра­нения обнаруженных правонарушений, причин и условий их совер­шения, принимать меры по предупреждению и предотвращению других правонарушений.

* Осуществляя деятельность по предупреждению правонаруше­ний, органы административного надзора вправе беспрепятственно посещать поднадзорные объекты и проводить на них проверки по вопросам, входящим в их компетенцию, получать при этом необхо­димые материалы, сведения, справки, объяснения; заслушивать руководителей поднадзорных объектов; давать разрешение на про­изводство отдельных работ, а также заключения по проектам стро-




ительства производственных и непроизводственных объектов (зда­ний, сооружений), на производство машин, агрегатов, изготовление и выпуск медикаментов, продуктов питания; участвовать в различ­ных комиссиях по приемке в эксплуатацию соответствующих объек­тов, по расследованию обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, объявлять карантин и закрывать при необхо­димости границы; досматривать транспортные средства и запрещать их движение и др. Такие полномочия закреплены во многих поло­жениях об органах административного надзора, например, в Поло­жении о Федеральном горном и промышленном надзоре России 1 , в Положении о Государственном энергетическом надзоре в РФ 2 .

В целях профилактики правонарушений органы администра­тивного надзора осуществляют методическое руководство деятель­ностью поднадзорных объектов по вопросам своей компетенции, координируют ее, разрабатывают мероприятия по ее совершенство­ванию.

Вторую группу составляют полномочия по пресечению право­нарушений. Они применяются для того, чтобы принудительным путем прекратить правонарушение, предотвратить либо уменьшить вредные последствия от их совершения. Основанием применения данных полномочий является начавшееся либо длящееся правона­рушение. Они выражаются в применении мер административного пресечения к правонарушителям, в принудительном прекращении противоправных действий.

Обладая данными полномочиями, органы административного надзора вправе давать обязательные для исполнения предписания о. приостановлении работ, ведущихся с нарушением соответствую­щих норм, правил безопасности, а в случае крайней необходимос­ти, связанной с угрозой жизни людей, они сами останавливают та­кие работы. На основании вынесенного постановления они приоста­навливают полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений; запрещают эксплуатацию техни­чески неисправных транспортных средств, изготовление промыш­ленных товаров и продуктов питания, опасных (вредных) для жизни и здоровья граждан; приостанавливают действие ранее выданного разрешения на право ведения определенного вида деятельности; отстраняют либо ставят вопрос об отстранении от работы лиц, си­стематически нарушающих соответствующие нормы, правила и др. Такими полномочиями наделены Государственная инспекция по безопасности дорожного движения 3 , органы государственного над-


зора за техническим состоянием самоходных машин и других ви­дов техники 1 , Государственная противопожарная служба и др.

Реализуя полномочия по предупреждению и пресечению пра­вонарушений, органы административного надзора выносят в адрес поднадзорных объектов обязательные для исполнения в установлен­ные сроки предписания об устранении обнаруженных нарушений, причин и условий их совершения.

Подавляющее большинство органов административного надзора наделены правом привлекать виновных лиц к административной ответственности. В пределах своей компетенции они самостоя­тельно возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные наказания. Пере­чень органов административного надзора, имеющих право рассмат­ривать дела об административных правонарушениях, дан в гл. 23 КоАП. В нем также определена подведомственность дел каждого из этих органов.

Действующим законодательством определенным органам адми­нистративного надзора предоставлено право налагать штрафы на юридических лиц. Так, в соответствии с Законом РФ от 17 декаб­ря 1992 г. "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в об­ласти строительства" органы Государственного архитектурно-стро­ительного надзора налагают штрафы на предприятия, учреждения, организации и объединения. В соответствии с Таможенным кодек­сом РФ за нарушение таможенных правил таможенные органы вправе налагать штрафы на юридических лиц.

Те органы административного надзора, которые не наделены правом налагать административные наказания, направляют мате­риалы о правонарушении судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела.

Последнюю группу составляют полномочия по нормотворчеству. Они реализуются органами административного надзора различными путями. Ряд этих органов самостоятельно разрабатывают и утвер­ждают правовые, технико-юридические нормы, соответствующие правила. Так, например, Федеральный горный и промышленный надзор организует разработку и утверждает федеральные прави­ла и нормы по безопасному ведению работ, устройству, изготовле­нию и эксплуатации оборудования; Главная государственная инс­пекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники разрабатывает и издает нормативно-тех­ническую документацию по вопросам государственного надзора за техническим состоянием и соблюдением правил технической эксп-


; СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4742. ! САПП РФ. 1993. № 20. Ст. 1764. 1 СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.

1 САПП РФ.1993. № 51. Ст. 4943.


Раздел VI. Административное право и законность в управлении


Глава 19. Способы обеспечения законности в управлении

луатации машин и оборудования 1 . Подобными полномочиями обла­дают органы государственного ветеринарного надзора 2 и др.

Некоторые органы административного надзора утверждают нормы и правила совместно с другими органами. Так, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности разраба­тывает совместно с заинтересованными организациями и утверж­дает правила и нормы в области ядерной и радиационной безопас­ности 3 .

Одной из форм участия органов административного надзора в нормотворческой деятельности является подготовка ими проектов нормативных актов, которые утверждаются (принимаются) други­ми органами. Так, Государственный таможенный комитет РФ под­готавливает проекты законодательных и иных правовых актов о таможенном деле, участвует в разработке правового механизма реализации таможенной политики РФ 4 .

В ряде случаев с органами административного надзора согла­совываются проекты правовых актов, принимаемых другими орга­нами. Так, Федеральный горный и промышленный надзор 5 рассмат­ривает и согласовывает проекты стандартов, другие нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержа­щие требования по безопасному ведению работ, устройству, изго­товлению и эксплуатации подконтрольного оборудования.

Таким образом-, административный надзор как разновидность контроля представляет собой деятельность специально уполномо­ченных государственных органов, должностных лиц, осуществляе­мую независимо от ведомственных границ и форм собственности, направленную на обеспечение, с использованием мер администра­тивного принуждения, единообразного исполнения специальных правовых норм и общеобязательных правил органами исполнитель­ной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, долж­ностными лицами и гражданами.

Административный надзор является разновидностью деятельности органов исполнительной власти. Согласно Указу Президента РФ от 14 августа 1996 года «О системе федеральных органов исполнительной власти» федеральные надзоры являются федеральными органами исполнительной власти, обладающих специальной компетенцией.

К таким органам относятся Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности. Кроме того, к органам, осуществляющим административный надзор, относят и органы, обладающие межотраслевой компетенцией, а также различные инспекции в структуре органов исполнительной власти. Справедливости ради следует заметить, что, например, Ю.А. Тихомиров, органы, обладающие межотраслевой компетенцией (технические инспекции по качеству продукции, инспекции ветеринарные, карантинные, пожарного надзора, контрольно - ревизионные инспекции, са- нитарные и торговые инспекции и т.д.) относит к органам межведомственного контроля.

В теории права существуют различные определения административного надзора. Так, В.П. Беляев под административным надзором понимает «систематическое наблюдение за точным и неуклонным соблюдением законов и подзаконных актов, осуществляемое специально организованными структурами исполнительной власти... по подведомственным вопросам в отношении неподчиненных им органов» . А.А. Кармолицкий административный надзор называет специфической разновидностью государственного контроля, суть которого состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах. Мнение А.А. Кармо- лицкого разделяет Д.Н. Бахрах, который под административным надзором понимает «надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико - правовых норм» .Этой же точки зрения придерживается и Н.Г.

Салищева, которая отмечает, что «административный надзор является методом надведомственного контроля и отличается от контроля тем, что орган, его осуществляющий, не проверяет всей работы подконтрольного объекта, а сосредотачивает внимание лишь на выполнении небольшого числа норм и правил» .

Думается; что административный надзор выделяется из системы государственного контроля и рассматривается как разновидность надзорной деятельности потому, что осуществляется в отношении неподчиненных субъектов. Кроме того, можно согласиться с мнением А.В. Ерицян, который считает, что одним из критериев отличия государственного контроля от админист- ративного надзора является «критерий проверки целесообразности» формы реализации права подконтрольным субъектом. Связано это прежде всего с тем, что при «разграничении государственного контроля и административного надзора критерий проверки целесообразности действий не может быть использован ввиду отсутствия правовой возможности проверки эффективности или целесообразности тех или иных действий, не являющихся нарушением

норм права (т.е. не содержащих признаков правонарушения)» .

Административный надзор по своей сущности отличается от прокурорского надзора:

во - первых, органами надзорной деятельности являются структуры и должностные лица органов исполнительной власти;

во - вторых, данный надзор является узкоспециализированным; в - третьих, носит инициативный характер;

в - четвертых, всегда предполагает применение мер административного принуждения.

Со своей стороны считаем, что деятельность органов, именуемая административным надзором, обладает всем большинством признаков контроля.



Просмотров