Имущество ИП: продает предприниматель, налоги платит гражданин. Защита прав на изображение. Что должен знать о своих правах иллюстратор. Права на изображения

Свободные знания, основанные на лицензиях Creative Commons : последствия, риски и побочные эффекты лицензионного модуля «только для некоммерческого использования - NC».

Предисловие

Среди людей во всём мире растёт число тех, кто делает результаты своего творческого труда свободными для повторного использования другими людьми с помощью предлагаемых Creative Commons (CC) публичных лицензий. Кроме того, различные проекты, институции и инициативы все чаще решаются на то, чтобы подписаться формулой Creative Commons: «Некоторые права защищены». Один из самых популярных примеров такого рода - Фонд Викимедиа, который совместно со своим всемирным сообществом активистов решил в 2008 году лицензировать свою универсальную энциклопедию «Википедию» по лицензии CC BY SA - Attribution Share-Alike (Атрибуция - С сохранением условий).

Эта лицензия - лишь одна из шести основных лицензий Creative Commons. Из этой группы шире всего используются лицензии, названия которых содержат дополнительное обозначение NC: «Non-Commercial» - «только для некоммерческого использования». Многие лицензиары, интуитивно выбирающие такую лицензию NC, делают это с вполне понятным намерением обезопасить свои работы от нежелательного и бесконтрольного использования их третьими лицами в целях предпринимательской деятельности.

Однако, многие другие последствия этого выбора, как правило, остаются неизвестными. Эта брошюра, созданная совместно германской региональной организацией Викимедиа (Wikimedia Deutschland ), германским отделением Creative Commons (Creative Commons Germany ) и iRights.info, призвана восполнить этот пробел в знаниях. Мы с нетерпением ждём комментариев и советов по поводу этой работы и надеемся, что она позволит вам сделать для себя много удивительных открытий.

Выражаем особую благодарность Фонду Открытых Знаний Германии (Open Knowledge Foundation Germany ), который оказал поддержку и обеспечил английский перевод оригинального текста.

Джон Х. Вейцман (John H. Weitzmann ), глава Юридического Проекта германского отделения Creative Commons (СС DE)

Contents

  • 16 14. Как следует классифицировать лицензированные на условиях NC материалы, которые впервые использовались в учебном заведении, а впоследствии - за его пределами? - Зачастую, использование таких материалов за пределами учебного заведения может расцениваться как коммерческое.

Введение

Представьте себе мир, в котором каждый человек обладает свободным доступом ко всем накопленным человечеством знаниям. Мы создаём такой мир.

Так же, как и модуль NC, модуль No Derivatives (ND) не разрешается использовать для статей Википедии. Википедия преуспевает благодаря тому, что её статьи, созданные одними участниками, могут быть расширены, дополнены и исправлены другими. Из этого следует, что модуль ND несовместим с концепцией Википедии.

Заключение

Общедоступные лицензии, разработанные Creative Commons (CC), являются инструментами, которые делают творческие работы доступными для свободного использования при определённых условиях. Поскольку у правообладателей могут быть самые разные творческие потребности и мотивы, CC предлагает шесть различных вариантов своей лицензии.

Некоторые из наиболее популярных вариантов лицензии содержат условие, в соответствии с которым лицензированные произведения нельзя использовать в коммерческих целях. Это чревато серьёзными и, зачастую, непредвиденными последствиями для распространения соответствующих произведений, а иногда даже полностью препятствует достижению результата, предусмотренного лицензиаром при выборе лицензии CC.

В этой брошюре мы хотели предоставить информацию о последствиях, рисках и побочных эффектах, связанных с применением ограничивающих вариантов лицензии CC, не разрешающих коммерческое использование.

Будет ли признаваться нарушением закона размещение на сайте товарных знаков (логотипов) партнеров, с которыми ваша компания состоит в деловых отношениях?

Поставленный вопрос охватывает как случаи продажи чужого товара через Интернет-сайт, так и простое упоминание партнера в списке клиентов. Следовательно, к его решению можно подходить с нескольких сторон, поскольку цели размещения знаков, как и вид их правовой охраны, будут самыми разными. Соответственно, к таким ситуациям применимы различные законодательные нормы: о товарных знаках, авторских правах, недобросовестной конкуренции и так далее. Остановимся на основных вариантах подробнее.

Законодательство о товарных знаках

Товарным знаком обозначение станет, если оно зарегистрировано в Роспатенте РФ или в силу международной регистрации охраняется на территории России.

Хотя исключительное право на товарный знак сформулировано достаточно широко: как полномочие использовать его любым способом по усмотрению владельца (п. 1 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ), тем не менее основное его предназначение - закрепить монополию на индивидуализацию определенных товаров, работ и услуг, для которых такой знак зарегистрирован.

Поэтому п. 3 ст. 1484 ГК устанавливает: «Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения ».

Если же знак используется в иных целях, не связанных с товарами (работами, услугами) владельца знака, то нарушения законодательства о товарных знаках не будет. Например, ваша организация не продает такой же товар, работы или услуги (или однородные им), что и ваш партнер, а просто оказывает ему какие-либо услуги (рекламные, дизайнерские, транспортно-экспедиционные, информационные и т.п.) или продает ему свою продукцию, то вы вполне можете указывать товарный знак партнера на странице со списком клиентов.

Не будет считаться нарушением и простое упоминание товарного знака в статьях, интервью, новостях или иных материалах на сайте, даже если на сайте реализуется однородная продукция, при условии, что не возникает риск ее смешения с продукцией владельца знака. Этот вывод закреплен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.12.2009 года №10852/09: «…словесное упоминание чужого товарного знака не является использованием этого знака ».

Следующий вариант допустимого использования чужого знака на сайте без согласия владельца уже связан с использованием товара владельца знака, но не в целях его продажи. Например, если организация производит сервисное обслуживание, ремонт такого товара. Здесь обязательное условие - чтобы владелец знака сам не осуществлял такую деятельность, т.к. в противном случае налицо будет конкурирующая деятельность. Этот вывод подтверждается судебной практикой. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 10.10.2011 года по делу №А40-118198/10-143-1016 подчеркивает: учитывая, что истец является производителем товара, а ответчик сервисной организацией, осуществляющей ремонт техники, причем не только произведенной истцом, но и иными производителями, «суды правильно исходили из того, что истец и ответчик не производят однородные товары и не оказывают однородные услуги, т.е. не являются конкурентами, что исключает нарушение исключительных прав истца на товарный знак ».

Еще одно основание, освобождающее от ответственности за размещение чужого знака на сайте, также отмеченное в указанном постановлении ФАС МО, связано с принципом исчерпания прав, закрепленным ст. 1487 ГК. Согласно ей, «не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия ». То есть если сервисная организация ремонтирует оборудование, официально продаваемое в России изготовителем или с его согласия, то такая сервисная организация вполне спокойно может указывать на своем сайте знаки соответствующих изготовителей. В этом случае сервисная организация сама не продает такое оборудование, а лишь информирует потенциальных клиентов о том, что осуществляет его сервисное обслуживание. Основное условие - товар должен быть легально выпущен в оборот на территории России (а с учетом создания Таможенного союза - в какой-либо из стран такого союза: в России, Казахстане или Белоруссии). Об этом условии можно указать в правилах работы организации на ее сайте.

Более сложная ситуация возникает, если организация, например, интернет-магазин, перепродает товар, легально введенный в оборот на территории России. К ней также применимо правило об исчерпании исключительного права на товарный знак - если товар был официально ввезен в Россию или уже продается в России самим изготовителем или с его согласия, то интернет-магазин может указывать товарный знак на странице с описанием товара, а также размещать там фотографию или иное изображение товара, содержащее знак. Как же владельцам интернет-магазина удостовериться в том, что продаваемый ими товар введен в российский гражданский оборот с согласия производителя, ведь не все посредники готовы раскрыть всю цепочку движения товара? Естественно, проблем не возникает, если у магазина есть прямой договор с российским или иностранным производителем или его официальным дилером/дистрибьютором. Отметим, что такой товар должен приобретаться на территории России (или Таможенного союза), поскольку при покупке его у производителя или дилера непосредственно за границей будут действовать особые правила, о которых скажу дальше.

Если же товар приобретается у какого-либо посредника, не имеющего статуса официального дилера, то тут убедиться в согласии изготовителя крайне затруднительно. Остается лишь страховаться от возможных непредвиденных ситуаций, вписывая в договор условие о том, что продавец товара гарантирует наличие согласия изготовителя на продажу товара в России, в противном случае продавец обязуется принять участие в возможном судебном споре на стороне покупателя и компенсировать ему все понесенные покупателем убытки, равно как уплаченные изготовителю товара или компетентным органам штрафы и иные санкции.

В качестве примера приведу Постановление ФАС Московского округа от 30.05.2011 года №КГ-А40/4516-11-1,2,3,4 по делу №А40-92046/10-15-772. Ответчики размещали на администрируемых ими сайтах (интернет-магазинах) иллюстрации продукции истца с нанесенным на нее товарным знаком истца без получения каких-либо разрешений. При этом ответчики ссылались на то, что они не осуществляли самостоятельно ввоз, распространение и продажу продукции, а намеревались приобрести ее у истца-производителя, поэтому должен действовать принцип исчерпания прав. Суды поддержали производителя: демонстрация на сайте продукции есть предложение ее к продаже, тогда как доказательств легального происхождения предлагаемой продукции и намерений закупать ее у производителя ответчики не предоставили, поэтому в их действиях было нарушение законодательства о товарных знаках. Поясню, что в том судебном деле истец подозревал ответчиков в реализации контрафактной продукции с использованием его товарного знака.

Вернемся к вопросу об исчерпании прав в случае приобретения товара за границей с последующим ввозом в РФ. Поскольку в таком случае сам изготовитель не вводит товар в оборот на территории России, то необходимо его письменное согласие (в договоре или в ином документе) на ввоз товара в РФ и его последующую реализацию с использованием оригинального товарного знака. Следовательно, если для продажи через интернет-магазин в нашей стране товар приобретается за границей, то необходимо письменное согласие его производителя. Причем требуется согласие самого производителя и тогда, когда товар за границей приобретается у его официального дилера, если только производитель не уполномочил дилера давать согласия на экспорт и реализацию продукции в РФ.

Исключение судебная практика делает только в отношения товара, приобретаемого за границей физическим лицом для личного пользования. В этом случае если такое лицо захочет в дальнейшем продать такой товар, то его продажа в России с использованием знака производителя возможна и без согласия владельца знака. Исключение не будет действовать, если физическое лицо изначально приобретает товар не для личного пользования, а для дальнейшей перепродажи (доказательством этом может быть, например, приобретение товара в количестве большем, чем это необходимо для обычного использования).

Выводы: не будет нарушением исключительного права размещение товарного знака на интернет-сайте, с особенностями, указанными выше, без согласия владельца знака в случаях:

1) Если деятельность владельца сайта не связана с товаром, работой или услугами владельца товарного знака (или однородными им).

2) Если товарный знак словесно упоминается на сайте и при этом не возникает риска смешения продукции владельца сайта с продукцией владельца знака.

3) Если владелец сайта производит операции в отношении чужого товара и при этом владелец товарного знака не занимается той же деятельностью.

4) Если через интернет-сайт предлагается к продаже или реализуется товар, введенный в гражданский оборот в России владельцем знака или с его согласия.

Законодательство о конкуренции

Использование чужого товарного знака, даже если оно разрешено законодательством, не должно вести к недобросовестной конкуренции. Правила о том, какие действия относятся к недобросовестной конкуренции, закреплены в статье 14 Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», основанной на статье 10.bis Парижской Конвенции по охране промышленной собственности. Статья 14, в частности, запрещает использовать чужой товарный знак способом, который:

— повлечет распространение ложных, неточных или искаженных сведений, могущих причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

— приведет к введению в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

— связан с некорректным сравнением хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

— представляет собой продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг (т.е., например, если товарный знак размещен на чьей-либо продукции без согласия владельца товарного знака; в этой связи полезно закрепить в договоре на приобретение товара обязанность продавца гарантировать законное размещение товарного знака на поставляемом товаре, если есть какие-то сомнения в его происхождении, чтобы в случае споров взыскать с продавца понесенные покупателем убытки);

И, в качестве общего правила, пункт 2 статьи 14 Закона №135-ФЗ запрещает недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. Важно подчеркнуть: если, исходя из изложенных выше положений, организация имеет право использовать чужой товар на своем сайте, то это не ведет к приобретению или использованию ею исключительного права на товарный знак. В отсутствие особого договора об отчуждении исключительного права такое право принадлежит только владельцу прав на товарный знак и к иным лицам не переходит.

Не стоит забывать еще и о том, что ряд товарных знаков могут одновременно охраняться авторским правом, поскольку представляют собой оригинальные словесные или изобразительные произведения. К словесному обозначению можно отнести, например, название какого-либо произведения или его часть (стихотворную строку и т.п.), если они соответствуют требованиям п. 7 ст. 1259 ГК, т.е. являются результатом самостоятельного творческого труда их автора.

Регистрация обозначения в качестве товарного знака не прекращает его охрану нормами авторского права. И владелец прав на такое обозначение волен самостоятельно выбрать способ защиты нарушенного права: если не применимо исключительное право на товарный знак, он может воспользоваться авторским исключительным правом.

Поэтому правомерное использование чужого обозначения согласно положениям законодательства о товарных знаках может привести к нарушениям авторских прав владельца обозначения. Таких исключений, как для товарного знака, законы об авторских правах не предусматривают. Размещение произведения на интернет-сайте считается его доведением до всеобщего сведения, а стало быть, охватывается исключительным правом, принадлежащим автору (подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК).

Как предотвратить возможные претензии владельца знака? К сожалению, простых рекомендаций тут нет. Произведения, охраняемые авторским правом, нигде не регистрируются, не заносятся в единую базу данных, и охраняются с момента их создания безо всяких формальностей. Следовательно, обязанность предварительно оценивать размещаемые на сайте обозначения с точки зрения их оригинальности и творческого исполнения возлагается на владельца интернет-ресурса. Если претензии правообладателем все же будут предъявлены, остается доказывать, что спорные обозначения не подлежали охране авторским правом.

Схожая ситуация может возникнуть и в том случае, если обозначение вообще не зарегистрировано как товарный знак, и используется его владельцем в виде логотипа, бренда. Такой логотип может быть охраняемым произведением. И тогда, согласно упомянутой ст. 1270 ГК, его использование в Интернете возможно лишь с согласия правообладателя. При этом на право автора будут распространяться обычные авторско-правовые ограничения исключительного права, так называемые случаи свободного использования. Правда, к рассматриваемым в данной статье ситуациям они практически не применимы, поскольку мало касаются коммерческих операций и почти не распространяются на использование таких объектов в Интернете.

Положения о конфиденциальности

Часто забывают еще об одном важном обстоятельстве. Возможность размещать на интернет-сайте чужой товарный знак, логотип или иное обозначение может быть ограничена не только законодательством, но и договорными условиями. Договор может прямо предусматривать запрет на размещение в Интернете каких-либо обозначений другой стороной.

Если такого условия в тексте нет, но договор содержит пункт о конфиденциальности, то он также может означать фактический запрет на использование знака одной из сторон в сети. Например, если оговорка о конфиденциальности требует сохранения в тайне не только коммерческих условий договора, но и самого факта его заключения, то размещение на интернет-сайте обозначения партнера приведет к нарушению договора и к соответствующей договорной или законной ответственности.

Как видим, прежде чем принять решение о размещении на сайте какого-либо обозначения партнера, надо определиться с тем:

— что это за вид обозначения;

— каким образом оно будет использоваться на сайте;

— какой коммерческой деятельностью занимается ваша организация и партнерская фирма;

— для индивидуализации каких товаров используется знак;

— какими законодательными или договорными условиями регулируется использование обозначения;

— не будет ли обозначение использоваться на сайте способом, составляющим недобросовестную конкуренцию.

Полученные ответы определят вариант ваших действий. Хотя в любом случае согласие владельца знака на интересный для вас вариант использования предотвратит возможные будущие спорные ситуации.

Share:

1. Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения. 2. Сбор с пользователей вознаграждения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, и распределение этого вознаграждения осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности (статья 1244). 3. Вознаграждение, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, распределяется между правообладателями в пропорции, составляющей пятьдесят процентов - исполнителям, пятьдесят процентов - изготовителям фонограмм. Распределение вознаграждения между конкретными исполнителями, изготовителями фонограмм осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ставки вознаграждения, а также порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения. 4. Пользователи фонограмм должны представлять в организацию по управлению правами на коллективной основе отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.

Консультации юриста по ст. 1326 ГК РФ

Задать вопрос:


    Зинаида Денисова

    Здравствуйте! Меня зовут Тамара! У меня вопрос. Вчера ко мне в спортивный клуб пришёл представитель от общественной организации "

    Антон Пятериков

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Олеся Лебедева

    Добрый вечер, ! У меня гостиница на 10 номеров и кафе для посетителей гостиницы на 20 мест. ВОИС принесла уведомление о необходимости заключения договора с ними. Могу ли я не заключать договор и какие будут штрафы? Спасибо.

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Евдокия Воробьева

    Здравствуйте. У меня вопрос по статье 1326 ГК РФ. Я - индивидуальный предприниматель. Вид деятельности - торговля мебелью. В моем магазине целый день звучит радио в фоновом режиме для хорошего настроения. Недавно пришел инспектор из Общества по коллективному управлению смежными правами и заявил, что

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Алла Максимова

    Авторское право на использование звуков. Уважаемые юристы. Подскажите, пожалуйста, могу ли я свободно использовать скачанные из инета звуки или отрывки записей длительностью 1,5 - 2 с. в своем приложении. Возможно ли использование звуков из другого приложения или игры в своем? Какой договор я должен заключить с разработчиком приложения, чтобы взять на себя ответственность с точки зрения авторского права за звук в нем? Есть ли примеры (рыбы?) подобных договоров?

    • Ответ юриста:

      Звук входит в состав объекта, смежного права, именуемый фонограмма. Исключительное право на фонограмму, согласно ст. 1323, 1324 ГК РФ , принадлежит ее изготовителю. В соответствии со ст. 1322 ГК РФ изготовителем фонограммы признается только то лицо, которое "взяло на себя инициативу и ответственность" именно за первую запись. Осуществление любой последующей (повторной) записи не влечет за собой признания изготовителем такой фонограммы. Указанная статья содержит презумпцию, согласно которой изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано на экземпляре фонограммы. Данная презумпция может быть отвергнута другими доказательствами. Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения (ст. 1325 ГК РФ) . Если, то что Вы скачали, было опубликовано в коммерческих целях, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю допускается п. 1 ст. 1326 ГК РФ без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму, но с выплатой ему вознаграждения. Сбор и распределение вознаграждения возложен на организацию по управлению правами на коллективной основе, имеющим государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов (ст. 1244 ГК РФ).

    Екатерина Коновалова

    Авторское право на произведения народного творчества. "Статья 487. Авторское право составителей сборников Авторское право на сборники произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права, как-то: законов, судебных решений, иных официальных документов, произведений народного творчества, авторы которых неизвестны, древних актов и памятников, а также иных произведений, не охраняемых авторским правом, принадлежит составителям сборников, если они подвергли включенный в сборник материал самостоятельной обработке или систематизации. " Вопрос: Народное музыкальное произведение записали в студии, не подвергая его собственной обработке, выпустили сборник. Далее, если кто-то использует эту запись, он нарушит авторское право исполнителей?

    • Ответ юриста:

      Ольга! Ваш вопрос относится уже не к авторскому, а к смежному праву. А точнее праву на фонограмму. Если кто-то запись с Вашим исполнением использует в коммерческих целях, извлекая из этого прибыль, Ваше право нарушается. Вы вправе, как субъект исключительного права на свою фонограмму, с нарушителя потребовать выплаты компенсации. Если же кто-то слушает Вашу фонограмму в своё удовольствие, не извлекая из этого прибыль, нарушений Ваших прав нет.

    Максим Саульский

    Нужна информация о Законе Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах. Вопрос о авторских правах. Допустим есть радио станция, и эта станция крутит музыку очень популярную. И на сайте этой радио станции есть список исполнителей, что будет играть и в какое время в эфире. Будет ли считаться не правомерное использование материала без согласия автора. эта статья

    • А на фиг Вам эта информация? Вынужден Вас огорчить - данный закон утратил силу в связи с вступлением в силу части 4 Гражданского Кодекса РФ .. . (ФедеральныЙ закон от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3) - Так что теперь все об авторских и смежных правах ищите в ГК РФ .

    Дмитрий Трохименко

    плата за использование фонограмм, музыки в кафе и ресторанах. за использование музыки в кафе организация платит в РАО (авторское право), должна ли организация платить и зи использование смежных прав? и на каком основании

    • Ответ юриста:

      Фонограмма, т. е. любая звуковая запись исполнения или иных звуков - это объект смежного права. Как правило она создается на обнародованное музыкальное произведение после его перехода в общественное достояние. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в том случае, когда оригинал или экземпляр правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот путем их продажи или иного отчуждения (ст. 1325 ГК РФ) . Исключительное право на фонограмму принадлежит ее изготовителю независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. При использовании фонограммы лицом, не являющимся ее изготовителем, должны соблюдаться права авторов произведений и права исполнителей. Иными слова, использование фонограммы в коммерческих целях допускается с выплатой вознаграждения ее правообладателя. Получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) в РФ в соответствии со ст. 1321 и 1328 ГК РФ .

    Вадим Смолоктин

    А чем знаменит сервер для бесплатного скачивания mp3 -allofmp3.com?

    • Тем, что одним из условий вступления России в ВТО являлось закрытие этого самого сервиса. И до сих пор идиотская ситуация с покупкой мп3-шек и авторскими отчислениями. Как сообщает газета The Washington Post, закрытие российского сайта...

    Полина Дорофеева

    что означает значок?

    • Обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на...

    Яков Тяжкий

    нельзя запатентовать общеупотребительное слово.. нельзя запатентовать общеупотребительное слово Например вода, небо, или цветы. . А есть ли такая статья?

    • Ответ юриста:

      Во-первых вот Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации 1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) , являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) ; 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания) ; 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау) ; 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения. 2. Интеллектуальная собственность охраняется законом. А во-вторых Статья 1349. Объекты патентных прав 1. Объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к промышленным образцам. 2. На изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну (секретные изобретения) , положения настоящего Кодекса распространяются, если иное не предусмотрено специальными правилами статей 1401-1405 настоящего Кодекса и изданными в соответствии с ними иными правовыми актами. 3. Полезным моделям и промышленным образцам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, правовая охрана в соответствии с настоящим Кодексом не предоставляется. 4. Не могут быть объектами патентных прав: способы клонирования человека; способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека; использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях; иные решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

    Анна Молчанова

    Фотосъемка

    • http://art.photo-element.ru/ps/alebedev/alebedev.html почитай;)

    Оксана Коновалова

    Как называется первый фильм студии disney с объемным звуком?

    • Начиналось все в 1941 году, когда вышел фильм студии Диснея "Fantasia". От моно создатели картины прыгнули сразу к трем каналам звука: левому, правому и центральному. Формат записи был назван "Fantasound", и по тем временам это было нечто...

    Борис Петричкович

    Интеллектуальное воровство - что это такое?

    Анатолий Пасичнюк

    Юристы помогите!!!. Необходимо ли бюджетному образовательному учреждению (школе) производить выплату вознаграждения за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях и исполнений зафиксированы в этих фонограммах? Учитывая положения статьи 1325 ГКРФ и статьи 1274 ГК РФ наше учреждение не должно производить никаких выплат. Тем более использование фонограмм происходит не в коммерческих целях. Так ли это? Прошу дать консультацию.

    • если эта фонограмма не была переделана Вами. не добавлены в фонограмму вставки (речевые и т. п.).Согласно закону выплаты не производятся!!!

    Ирина Полякова

    что это значит и что значит значет с буквой r (в кружочке)

    • Ответ юриста:

      статья 36 п.4.ЗАКОН РФ от 09.07.1993 N 5351-1(ред. от 20.07.2004)"ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ" Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:латинской буквы "P" в окружности;имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;года первого опубликования фонограммы.статья 9 того же закона1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:латинской буквы "С" в окружности: C;имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;года первого опубликования произведения.

  • Ответ юриста:

    «Феня» – язык воровского сообщества и деклассированных элементов. Копирайт (в российском законе используется термин "имущественные авторские права", но этот термин чрезвычайно неудачен и его лучше избегать, потому что эти права в российском праве на самом деле не являются в точности имущественными, то есть неограниченно отчуждаемыми.) - совокупность устанавливаемых законом отношений, связанных с использованием произведения: права использования и исключительного права. Копирайт, в отличии от личных авторских прав, может, в том или ином обьеме, передаваться другим лицам. В германском законодательстве копирайт также носит название "экономических авторских прав". Переход авторского права от автора к другому лицу осуществляется посредством специального вида авторского договора. Авторский договор часто на жаргоне называют "лицензией". Последнее слово заимствовано из англо-американского юридического жаргона, где оно обозначает понятие, не имеющее точного аналога в русском гражданском праве. Жаргонное слово "бутлег" обозначает фонограмму или видеозапись концерта или иного исполнения произведения, сделанную и|или распространяемую без санкции правообладателя. Человек, занимающийся такой записью и|или торгующий такими записями называется бутлегером. Неправомерное тиражирование официально опубликованных фонограмм сюда не относится и является "пиратством", если производится в коммерческих масштабах. Жаргонное слово "пиратство" было изобретено в середине XIX века (в форме "книжное пиратство") для обозначения издателей, перепечатывающих произведения (тогда - книги, гравюры и ноты) без выплаты авторских отчислений - роялти. Иными словами, оно указывает на контрафакцию, совершаемую в промышленных масштабах. «Закошмарил» - забросал предприятие требованиями о предоставлении различной информации, послал многочисленные жалобы в различные официальные инстанции. «Красный директор» - директор, управляющий предприятием по-советски или же сидящий на своей должности с советских времен. «Мажоры» - мажоритарные (крупные) акционеры предприятия. «Междусобойчик» - суд между своими истцами и ответчиками. «Скипетр и держава» - атрибуты власти генерального директора - печать, право подписи, банковская карточка. «Раскидать блесны» - произвести почтовую рассылку акционерам предприятия.

    Статьи 146 УК РФ , следует исходить из розничной стоимости оригинальных (лицензионных) экземпляров произведений или фонограмм на момент совершения преступления, исходя при этом из их количества, включая копии произведений или фонограмм, принадлежащих различным правообладателям.При необходимости стоимость контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, а также стоимость прав на использование объектов интеллектуальной собственности может быть установлена путем проведения экспертизы (например, в случаях, когда их стоимость еще не определена правообладателем) .Если деяниями виновного, формально подпадающими под действие части 1 статьи 146, статей 147 и 180 УК РФ , причинен ущерб, не превышающий пределы крупного размера, либо если они совершены в размере, не превышающем пределы крупного (части 2 и 3 статьи 146 УК РФ) , содеянное может повлечь за собой гражданско-правовую или административную ответственность по части 1 или 2 статьи 7.12 либо по статье 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сегодня мало кто может представить себе жизнь без звукового сопровождения. Человек садится в автомобиль и включает радио, заходит в магазин и слышит бодрую музыку, решает пообедать в кафе – и там его окружают расслабляющие композиции или вдохновляющие клипы. А ведь все эти произведения не возникли просто так, из воздуха. Они являются результатом творческого труда автора или исполнителя, а в случае сложного аудиовизуального произведения или музыкальной композиции – и не одного. Как известно, каждый труд должен быть вознагражден, в особенности если его результатом воспользовался кто-либо еще. Но абсурдной представляется ситуация, в которой компания авторов и исполнителей обивает пороги радиостанций, магазинов, кафе и тому подобных заведений по всей стране с просьбой заплатить им за прослушивание композиций или демонстрацию видеоклипов и фильмов. Более того, правовая охрана распространяется не только на российские произведения, но и на зарубежные! Вряд ли кто-то видел Мадонну или Стинга, требующих плату за воспроизведение их песен в придорожном кафе на трассе М4 "Дон"?

Для решения этой задачи – обеспечить достойное вознаграждение за результаты творческого труда – по всему миру создаются специальные организации по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами . В России создание таких организаций, которые часто называют авторскими обществами , предусмотрено .

Какие права подлежат защите и что грозит за их нарушение?

Напомним, что к правам автора относятся как личные неимущественные права (право авторства, право на имя и др.), так и исключительное право (). Последнее заключается в возможности использовать результат интеллектуальной деятельности любым законным способом, в том числе передать его другому лицу, заключив с ним лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права (). К смежным правам относятся исключительные права на исполнения артистов и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей; фонограммы – любые записи музыки или песен, за исключением входящих в состав клипа или фильма; сообщения теле- и радиопередач и другие, предусмотренные .

НАША СПРАВКА

Любые, будь то физические или юридические, лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя , за исключением следующих случаев:

  • использования гражданином произведения в личных целях ();
  • использования произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях ();
  • свободного использования произведения в месте, открытом для свободного посещения, при условии, что такое произведение не используется в коммерческих целях ();
  • публичного исполнения музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо на похоронах ();
  • использования произведения для целей правоприменения, а именно в судебном разбирательстве или во время следственных действий ().

Во всех перечисленных случаях выплата вознаграждения автору не предусмотрена.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием на использование. Как разъяснили высшие суды в совместном постановлении Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. №5/29 " ", использованием произведения считается в числе прочего его публичное исполнение . Таковым будет, например, воспроизведение музыки в магазине, трансляция клипа на экранах в торговом центре, живое исполнение известного хита в кафе и даже включенное радио в палатке с мороженым в парке. Основной критерий публичного исполнения – место. Как правило, оно открыто для свободного посещения неограниченного количества людей, например, парк или торговый центр. В любом случае публичным будет признано исполнение в месте, где находится много людей, не принадлежащих к обычному кругу семьи организатора исполнения. Исполнение считается публичным независимо от того, проходит ли живое выступление или осуществляется трансляция концерта или радиовыступления. Ответственным лицом (в том числе при живом исполнении) является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение , которое берет на себя инициативу проведения соответствующего мероприятия. Таким образом, ответственность за публичное выступление будет нести, например, владелец кафе или магазина, где звучит музыка или воспроизводится видеоклип. Именно он должен заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем и выплачивать полагающееся вознаграждение. Особо следует отметить, что публичное исполнение фонограммы , опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир допускается без разрешения правообладателя и исполнителя, но с выплатой вознаграждения (). Заключением таких договоров о публичном исполнении и сбором вознаграждения от имени правообладателей и занимаются, по большей части, авторские общества.

Авторские общества имеют право совершать все юридически значимые действия для защиты авторских и (или) смежных прав правообладателя, а именно заключать лицензионные договоры с пользователями и получать с них плату по таким договорам ().

По лицензионному договору правообладатель предоставляет свое исключительное право на результат интеллектуальной деятельности в пользование другому лицу (). Такой договор заключается в письменной форме и должен содержать пределы и способы использования произведения. К таким способам относится и публичное исполнение. В лицензионном договоре также указывается территория, на которую распространяется его действие. Если такого указания нет, то по общему правилу такой договор действует на всей территории России. Если в договоре не указан срок его действия, то по общему правилу он признается заключенным на пять лет. В любом случае срок действия лицензионного договора не может превышать срок действия передаваемого в пользование исключительного права. Лицензионный договор может быть возмездным и безвозмездным. В первом случае обязательно должно быть условие о размере вознаграждения или порядке его определения, без этого договор будет считаться не заключенным.

В случае, когда объекты авторских и смежных прав могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, авторское общество заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели. Также авторское общество имеет право подавать иски в суд как от своего имени, так и от имени правообладателя.

Этот вопрос, среди прочих, рассмотрел ВАС РФ в Постановлении, в котором указал, что авторское общество, даже подавая в суд от своего имени, все равно действует в интересах правообладателей. Таким образом, организации коллективного управления присвоен статус "процессуального истца ", так как она несет все права и обязанности истца не имея материального интереса – в исполнительном листе и решении суда всегда указывается правообладатель как лицо, в чью пользу взыскана компенсация.

КРАТКО

Реквизиты решения: ВАС РФ от 21 октября 2013 № ВАС-14057/13 по делу № А32-5196/2012.

Суть дела: НП "ЮРЦИС" обратилось с требованием о пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав.

Суд решил: С момента предоставления ООО "РАО" государственной аккредитации в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста), осуществление прав данной категории правообладателей другими организаций по коллективному управлению авторскими правами возможно только в случае отказа правообладателей от управления их правами ООО "РАО".

Организации коллективного управления бывают аккредитованными и неаккредитованными. К первым относятся те организации, которые прошли установленную процедуру в Минкультуры России и получили свидетельство о государственной аккредитации (). Аккредитация проходит по одной из сфер деятельности организации, к таким сферам могут относиться управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения, осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение и иные, перечисленные в . В каждой из этих сфер деятельности государственную аккредитацию может получить только одна организация коллективного управления. Пользователям произведений стоит обратить внимание, что после этой процедуры авторское общество получает право собирать вознаграждение и заключать лицензионные договоры в пользу любых правообладателей , независимо от того, заключен с ними договор о передаче полномочий или нет. Это правило не действует только в том случае, если сам правообладатель заключил договор с другим, неаккредитованным, авторским обществом. Иными словами, если авторское общество требует уплатить авторское вознаграждение, есть смысл проверить, заключен ли у него договор с конкретным автором и, если такого договора нет, имеется ли государственная аккредитация. Приоритетное положение аккредитованных авторских обществ признал и ВАС РФ, указав, что функция аккредитованной организации является публично значимой и контролируется компетентными государственными органами ( ВАС РФ от 21 октября 2013 № ВАС-14057/13 по делу № А32-5196/2012).

    НАША СПРАВКА

    На сегодняшний день на территории России действуют следующие наиболее крупные организации коллективного управления:

    Российское авторское общество (РАО) – аккредитованная организация по управлению исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю и по осуществлению прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении ( , ), 15 августа 2013 года получило продление государственной аккредитации на 10 лет;

    Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) – организация с государственной аккредитацией с 2009 года по осуществлению прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях ( , );

    Российский союз правообладателей (РСП) – в соответствии с Росохранкультуры от 24 сентября 2010 года № 167, РСП является единственной организацией, аккредитованной в сфере осуществления прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях ();

    Национальная Федерация Музыкальной Индустрии (НФМИ) – объединение ведущих компаний-правообладателей, распространяющих музыкальный контент на территории России, государственной аккредитации не имеет. В настоящее время членами Федерации являются: Sony Music, Universal Music, Warner Music и другие;

    Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ) - является единственным российским обществом-членом международной организации по защите интересов обладателей смежных прав SCAPR и европейской ассоциации организаций по защите прав исполнителей AEPO-ARTIS, государственной аккредитации не имеет.

Как аккредитованные, так и неаккредитованные авторские общества собирают денежные средства с целью передачи их правообладателю. Распределение и выплата вознаграждения производятся регулярно в сроки, предусмотренные уставом организации, и пропорционально фактическому использованию объектов авторских и смежных прав. Такое использование определяется на основе сведений и документов, получаемых от пользователей, в том числе сведений статистического характера. Одновременно с выплатой вознаграждения авторское общество обязано представить правообладателю отчет об использовании его прав, в том числе о размере собранного вознаграждения и об удержанных из него суммах в целях обеспечения деятельности общества.

При заключенном договоре о передаче полномочий такие расчеты прозрачны и понятны – в распоряжении общества имеются все реквизиты правообладателя , вопрос о периодичности и способе выплат закреплен в уставе.

Совсем другая ситуация складывается с перечислением средств аккредитованными обществами тем правообладателям, с которыми у них не заключен договор или по тем произведениям, автор которых не установлен. Согласно общество обязано предпринимать достаточные и разумные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения.

Вопрос идентификации правообладателя , в чью защиту выступает авторское общество, также был предметом рассмотрения упомянутого выше Постановления. ВАС РФ закрепил, что при обращении в суд в защиту конкретного правообладателя, организация коллективного управления обязана указать сведения, позволяющие идентифицировать его и направить этому правообладателю судебное извещение. В случае несоблюдения такого требования суд оставляет заявление без движения в соответствии со . Пользователям следует обратить внимание, указан ли конкретный автор или исполнитель в иске авторского общества и извещен ли он надлежащим образом. Если хотя бы по одному пункту ответ отрицательный, смело указывайте на этот факт суду – есть возможность оставить иск без движения.

Таким образом, в судебном порядке авторское общество может выступать в защиту только конкретного правообладателя , а не просто с иском о нарушении авторских прав в отношении произведения, автор которого не установлен. Правообладатель, согласно рассматриваемому Постановлению, может участвовать в судебном заседании наряду с авторским обществом, пользоваться всеми правами и нести обязанности истца, высказывать свои соображения насчет заявленных требований. Но его отсутствие не препятствует рассмотрению дела по существу.

Доверяй, но проверяй

Особо стоит рассмотреть ситуации злоупотребления своим правом на получение вознаграждения организациями коллективного управления правами. Случаев такого злоупотребления, зачастую непреднамеренного, бывает несколько.

Одним из них является ситуация, когда авторское общество собирает средства в пользу автора или исполнителя, несмотря на то, что результат его творческой деятельности не пользуется правовой защитой . Для того, чтобы это проверить, надо установить два обстоятельства: действует ли в принципе соответствующее исключительное право на территории нашей страны и не истек ли срок его действия . Если хотя бы на один из этих вопросов нельзя ответить утвердительно, считается, что правовая охрана – а, следовательно, и право авторского общества собирать деньги – не возникло. Логично, что в этом случае авторское общество злоупотребит своим правом, если будет взимать вознаграждение. Это подтверждает и судебная практика - Суд по интеллектуальным правам особо отметил, что бремя доказывания наличия права на обращение с иском в защиту нарушенных прав исполнителей и изготовителей спорных фонограмм возлагается на авторское общество ( Суда по интеллектуальным правам от 7 мая 2014 г. № С01-362/2014 по делу № А41-14145/2013).

КРАТКО

Реквизиты решения: Суда по интеллектуальным правам от 7 мая 2014 г. № С01-362/2014 по делу № А41-14145/2013.

Суть дела: ВОИС обратилось с требованием о взыскании компенсации за нарушение прав исполнителей и изготовителей фонограмм. Суд при рассмотрении дела применил нормы международного права, а именно нормы Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, заключенной в Риме 26 октября 1961 г., а также Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам, принятого Дипломатической конференцией по некоторым вопросам авторского права и смежных прав в Женеве 20 декабря 1996 г.

Суд решил: Дело направлено на новое рассмотрение, так как судами не установлен факт предоставления спорным исполнениям и фонограммам правовой охраны на территории России, и, соответственно, право истца требовать компенсацию за публичное исполнение фонограмм.

Следующим случаем злоупотребления будет ситуация, когда авторское общество пытается получить вознаграждение с пользователя, который заключил лицензионный договор напрямую с правообладателем. Постановление четко ограничило авторское общество – оно может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено лицензионным договором . Таким образом, автор передает полномочия по сбору средств авторскому обществу, и пользователь должен перечислять вознаграждения именно этой организации. Следовательно, если при рассмотрении иска судом установлено, что между ответчиком и правообладателем имеется лицензионный договор, то при отсутствии условия о праве авторского общества на сбор вознаграждения в таком договоре суд отказывает в удовлетворении иска.

Также суд прояснил вопрос с взысканием присужденного вознаграждения. Независимо от того, кто инициировал процесс и принимал ли автор или исполнитель в нем участие, в исполнительном листе и решении суда указывается правообладатель как лицо, в чью пользу взыскана компенсация. Вместе с тем по ходатайству авторского общества и при отсутствии возражений конкретного правообладателя исполнительный лист выдается организации, которая и предъявляет его к исполнению. Данное авторское общество получает право осуществлять контроль за исполнением решения суда, в том числе обращаться в суд, оспаривая решения и действия судебного пристава. При этом судебные расходы на ведение дела, в том числе и на представителя, при положительном решении взыскиваются в пользу организации.

***

Как дальше будет складываться практика по делам, инициируемым авторскими обществами, пока не известно. Влияние окажет и не так давно функционирующий Суд по интеллектуальным правам, и новые разъяснения ВАС РФ из рассмотренного Постановления. Поддержит ли их "объединенный" ВС РФ или привнесет что-то новое – покажет время.

Документы

Что должен знать о своих правах иллюстратор?

Янина Егер : Иллюстрация — это объект авторского права, результат интеллектуальной деятельности, произведение изобразительного искусства, независимо от его достоинства, назначения и способа выражения. После создания иллюстрации у автора появляется ряд прав: право авторства (личное неотчуждаемое право, которое нельзя продать и от которого нельзя отказаться) и исключительные имущественные авторские права, которыми можно распоряжаться (передавать в порядке отчуждения или предоставлять по лицензии).

Без согласия автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить произведение изобразительного искусства, которое постоянно находится в месте, открытом для свободного посещения (это улицы, музеи, а также все свободно доступные интернет-ресурсы). Но изображение при этом не должно использоваться в коммерческих целях и быть самоцелью (основным объектом воспроизведения). А последнее — оценочный вопрос, зависящий от обстоятельств. Например, не является нарушением использование в некоммерческих целях иллюстрации как фона для освещения какого-либо события, для изображения других объектов. То есть когда сама иллюстрация не несет самостоятельной смысловой нагрузки для воспроизведения и не является его целью.

В чем разница между исключительными и неисключительными правами?

Янина Егер : Исключительные права позволяют использовать произведение и распоряжаться им любым не противоречащим закону способом. Срок действия исключительного права устанавливается законом, и, по общему правилу, истекает через 70 лет после смерти автора. После этого произведение становится общественным достоянием, его можно использовать свободно без чьего-либо согласия, разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Неисключительное право — это право одного или нескольких лиц использовать произведение (воспроизводить, распространять, публично показывать, перерабатывать и т. д.), в пределах сроков, указанных в лицензионном договоре. Этот срок не может быть больше срока действия исключительного права. Если лицензионный договор запрещает владельцу исключительного права передавать право использования произведения кому-либо еще, то такая лицензия называется исключительной.

Практическая разница между исключительными и неисключительными правами почти исчезает, когда по договору передается без ограничений весь объем прав на использование произведения, включая разрешение пользователю заключать сублицензионные договоры (то есть передавать права кому-либо еще). Остается она только в возможности утраты пользователем полученных прав (когда договор расторгается из-за нарушения условий). Также лицензионные права не переходят по наследству.

Если произведение специально создано для включения в сложный объект, в котором есть множество охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, шоу, мультимедийного продукта), то лицензионным договором может быть установлен определенный срок и территория использования произведения, но все иные ограничивающие условия будет недействительны. Например, автор театральных декораций не может ограничить публичный показ или запретить видеозапись спектакля, а автор иллюстраций, использованных в рекламных роликах, не может определять периодичность их трансляций.

Янина Егер : Это означает передачу исключительного права (то есть полного объема прав на произведение) по письменному договору другому лицу. Автор при этом лишается возможности использовать произведение самостоятельно. Право авторства и право на имя являются неотчуждаемыми и непередаваемыми.

Анна Бриллиантова : По трудовому договору физическое лицо (иллюстратор) состоит в штате, и созданные им произведения являются служебными. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если договором между работодателем и автором не предусмотрены иные условия. Трудовые отношения в целом регулируются Трудовым кодексом РФ.

По договору авторского заказа физическое лицо создает произведение, а заказчику отходят определенные права — исключительные права или права использования этого произведения в каких-либо установленных в договоре пределах. Отношения по договору авторского заказа регулируются Гражданским кодексом РФ.

Анна Бриллиантова : Права в данной ситуации считаются не переданными (договора не было). Переход прав должен оформляться письменно (если речь не идет о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании — там возможен и устный договор). Поэтому формально автор может распоряжаться иллюстрацией так, как считает нужным.

Можно ли продать кому-то еще иллюстрации, сделанные по заказу конкретного клиента?

Янина Егер : Это зависит от условий договора. Заказчику может быть предоставлено право использовать произведение на определенных условиях, а может быть продано исключительное право. В последнем случае «продать иллюстрации кому-либо еще» нельзя.

Если оригинал произведения передан автором заказчику без оговорки об отчуждении исключительного права, заказчик вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный оригинал, воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на других выставках.

Работа выполнена на реальном носителе (холст, масло), продано право на изображение для рекламы. Имеет ли автор право продавать оригинал?

Анна Бриллиантова : Да, имеет.

Если художник сделал иллюстрации к книге и получил гонорар, имеет ли он в дальнейшем право на процент от ее переизданий?

Янина Егер : Право художника на гонорар при переиздании книги определяется условиями договора о передаче прав на иллюстрации.

Имеет ли право заказчик запрещать иллюстратору публиковать картинку в портфолио?

Анна Бриллиантова : Иллюстратору принадлежит право признаваться автором произведения и право автора на имя. Соответственно, ему нельзя запретить упоминать произведение и сам факт авторства. Без согласия правообладателя допускается и воспроизведение “правомерно обнародованного произведения” — при необходимости и исключительно в личных целях. То есть заказчик-правообладатель может попробовать договориться с автором о том, чтобы тот не публиковал картинку, но автор может нарушить эту договоренность без последствий для себя, если не будет использовать портфолио в коммерческих целях (то есть продавать его как самостоятельное произведение).

Анна Бриллиантова : Ответ на вопрос зависит от того, что указано в договоре с автором. Автор в такой ситуации может обратиться к заказчику или клиенту (в зависимости от того, как оформлены отношения между заказчиком и клиентом) и требовать (в зависимости от положений договора, если такой был) компенсацию за нарушение авторских прав или выплату штрафа за несвоевременную оплату.

Имеет ли юридическую силу переписка с заказчиком?

Анна Бриллиантова : Юридическую силу имеют официальные письма: за подписью уполномоченного лица, с печатью компании. Переписка по электронной почте принимается во внимание в суде, но юридической силы не имеет, то есть не будет влиять на решение.

Можно ли использовать в иллюстрациях зарегистрированные символы и логотипы?

Анна Бриллиантова : Собственные товарные знаки могут быть использованы в собственных иллюстрациях. Товарные знаки иных правообладателей можно использовать в иллюстрациях, если получено разрешение правообладателя.

Является ли пародия на произведение нарушением чьих-то прав?

Янина Егер : Пародия сама по себе не нарушает авторских прав и может быть создана и обнародована без согласия автора первоисточника или правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Но важно не переходить не всегда явную границу между пародией и недопустимым законом извращением или искажением произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора (это дает автору право требовать защиты).

Нарушает ли чьи-то авторские права иллюстратор, делающий коллажи из чужих фотографий, иллюстраций, картин — современных и старых? Допустимо ли использовать чужую или “ничью” фотографию в качестве исходного материала для рисованного изображения? Можно ли пририсовать к чужому портрету усы и выдать его за коллаж?

Янина Егер : В зависимости от обстоятельств использование чужого произведения может быть расценено как переработка, копирование, искажение или использование идеи. Переработка и копирование, создание коллажа (нового произведения из произведений других авторов) без разрешения владельцев исключительного права в пределах срока их действия является нарушением законодательства.

Многие иллюстраторы делают коллажи из элементов журнальных фотографий. Если эти кусочки в составе коллажа трудно идентифицировать как часть использованного произведения, то иллюстратор не нарушает ничьих прав. Обычно фрагменты незначительны и применяются как художественный материал — цвет, графические элементы, фактура. Но вот, к примеру, известное изображение рук на фреске «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле не могло бы использоваться в коллаже без согласия правообладателя, если бы срок действия исключительного права уже не истек.

Если для рисунка используется идея фотографии — цветовая гамма, расположение объектов, ракурс, то нарушения нет. Усы, пририсованные к чужому портрету, могут быть расценены как искажение или нарушение права на изображение, а могут являться произведением, созданным с согласия правообладателя.

Кому принадлежат права на персонажей из фильмов и мультиков? Можно ли их использовать в иллюстрациях?

Анна Бриллиантова : Исключительные имущественные права принадлежат авторам или правообладателям (студиям или иным компаниям). Персонажи или образы персонажей могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака или полезной модели (чаще всего это касается зарубежных производителей мультипликации или фильмов). Использование таких героев происходит по общему правилу — на основании договора или разрешения от правообладателя.

Можно ли рисовать знаменитостей? У кого просить разрешение на изображение Мерилин Монро и Майкла Джексона?

Анна Бриллиантова : Теоретически рисовать можно кого угодно. Вопрос — с какой целью. В России к подобным ситуациям применяется ст. 152.1. ГК РФ — «Охрана изображения гражданина». Право на изображение и право на неприкосновенность личного облика охраняются законом. Человек сам решает, как ему распоряжаться своим лицом и телом — кому на него смотреть, кому фотографировать или рисовать.

Российским законодательством прямо не запрещено рисовать знаменитостей, если им не причиняется при этом моральный или иной вред. Но обнародовать и использовать изображения (фотографии, видеозаписи и произведения изобразительного искусства) можно только с согласия того, кто изображен. А после смерти — с согласия детей, пережившего супруга или родителей.

В некоторых случаях согласие не требуется. Во-первых, если изображение “используется в государственных, общественных или иных публичных интересах”. Во-вторых, когда изображение “получено при съемке на публичных мероприятиях и иных местах свободного посещения”. Согласие на изображение не нужно, если человек позировал художнику или фотографу за плату.

Единого реестра или списка, из которого можно получить информацию о разрешении на чье-либо изображение, нет. С подобными вопросами стоит обращаться на официальные сайты звезд.

Как заранее обезопасить себя от кражи картинок?

Янина Егер : Полностью обезопасить себя от кражи картинок невозможно. Но автору следует заранее подумать о нескольких моментах: доказательствах своего авторства на произведение, оформлении договоров о передаче прав на иллюстрации (и правильном понимании правовых последствий договоров) и корректной передаче иллюстраций. Также ему стоит позаботиться об оповещении о праве авторства и исключительном праве.

Авторство может быть доказано разными способами — например, публикацией иллюстраций в полиграфических изданиях, нотариальным хранением экземпляра произведения, нотариальной фиксацией его публикации в интернете.

Передачу иллюстраций желательно оформлять письменно. Причем так, чтобы в случае спора о правах картинки можно было идентифицировать (например, указывать отпечатки иллюстраций в актах передачи). Для оповещения об авторстве можно использовать на каждом экземпляре знак охраны авторского права (копирайт), имя или наименование правообладателя, год первого опубликования произведения. Или же предупреждать о правах и ограничениях иным образом.

Что нужно сделать, если работу все-таки украли и используют без разрешения автора?

Янина Егер : Нужно собрать доказательства незаконного использования (фотографии, нотариально подтвержденные скриншоты сайтов, акты о незаконном использовании и пр.). После этого нужно установить лицо, незаконно использующее работу, и обратиться к нему с письменной претензией-требованием о прекращении использования (и, возможно, оплаты вознаграждения, возмещении причиненных убытков).

Если договориться не удалось, дело за судом. Нужно требовать прекращения использования произведения, защиты чести и достоинства автора, компенсации морального вреда. Правообладатель может требовать возмещения убытков или выплаты единой компенсации за нарушение исключительного права. Это двукратный размер стоимости экземпляров произведения или права использования произведения. Стоимость определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно назначается за правомерное использование. Вместо этого также правообладатель может потребовать фиксированную компенсацию (от десяти тысяч до пяти миллионов рублей), размер которой определяется судом.

Янина Егер : Известных случаев судебных разбирательств в области нарушения авторских прав иллюстратора немного. Средние размеры компенсаций за однократное использование иллюстрации (или фотографий) составляют около 10 000 рублей.

По иску художника У. к издательству “Эксмо” в 2010 году была взыскана крупная сумма компенсации за публикацию в изданиях “Эксмо” серии графических работ. Один рисунок был выполнен художником в 1999 году для журнала “Крокодил” без разрешения дальнейшего использования.

Нарушений много, но судебные споры случаются нечасто. Это объясняется пугающей сложностью и длительностью судебных процедур, проблемами доказывания обстоятельств нарушения прав, низкими суммами компенсаций. Но при правильном и терпеливом подходе досудебное урегулирование и судебная защита прав иллюстратора могут быть очень эффективными.



Просмотров