Шпаргалка: Общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права. Особенности регулирования управляемой деятельности. В качестве объектов правоотношений выступают

Общественное отношение, урегулированное нормой права, называется правоотношением. Возникает правоотношение в результате реализации правовой нормы. Для возникновения правоотношения необходимо наличие 2 обязательных предпосылок: правовой нормы и юридического факта.

Под юридическими фактами понимаются такие конкретные жизненные обстоятельства, с которыми право связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Структура правоотношений включает в себя субъекты и объекты правоотношений, а также содержание (субъективные права и обязанности).

Субъектами гражданских правоотношений являются физические и юридические лица, муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация, которые должны обладать правосубъектностью.

Правосубъектность - это социально-правовая возможность субъектов права быть участниками гражданских правоотношений, включающая в себя правоспособность и дееспособность.

Гражданская правоспособность - неотъемлемое и неотчуждаемое свойство физического лица (гражданина России, иностранца, лица без гражданства), возникающее в момент рождения гражданина и прекращаемое его смертью. Необходимо отметить, что гражданин правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста и состояния здоровья (ст. 17 ГК РФ).

В содержание правоспособности граждан включается совокупность имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей, которыми гражданин может обладать. Перечень таких прав дается в ст. 18 ГК РФ. Она предусматривает, что граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество, заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства, иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданская дееспособность определяется как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ). Обладать дееспособностью означает иметь способность совершать сделки, заключать договоры, выдавать доверенности от своего имени на реализацию своих гражданских прав, нести гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам, в том числе и связанным с предпринимательской деятельностью.

Дееспособность предполагает совершение сознательных, волевых действий, поэтому при ее определении, в отличие от правоспособности, необходимо учитывать состояние возраста, здоровья гражданина и некоторые другие обстоятельства, определенные законом.

Виды дееспособности:

Полностью дееспособным гражданин становится лишь с 18 лет. Вместе закон допускает случаи, при наступлении которых гражданин считается полностью дееспособным до достижения 18 лет:

а) вступление в брак до достижения 18 лет; в этом случае лицо приобретает дееспособность в полном объеме, которая за ним сохраняется и в случае расторжения брака до достижения 18 лет (ст. 21 ГК РФ);

б) эмансипация, под которой понимается объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или если он с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. (ст.22)

До наступления полной дееспособности гражданин проходит несколько периодов (до 6 лет, от 6 до 14 лет, от 14 до 18 лет), где объем дееспособности различен.

Дееспособность малолетних граждан в возрасте до 6 лет (ст. 28)

Частичная (неполная) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26.)

Ограничение дееспособности на основании судебного решения. Основанием для ограничения дееспособности гражданина является злоупотребление спиртным напитками или наркотическими средствами, если при этом он ставит свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК РФ). В да ной норме заложено два юридических факта, которые должны быть наличии одновременно (гражданин злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами; гражданин ставит свою семью в тяжелое материальное положение). Например, если гражданин проживает один и злоупотребляет спиртными напитками, он не может быть ограничен в дееспособности. С момента вступления в силу решения суда об ограничении гражданина в дееспособности он может совершать сделки по распоряжению имуществом, а также получать зарплату, пенсию или иные виды доходе и распоряжаться ими лишь с согласия назначенного ему попечителя мелкие бытовые сделки гражданин с ограниченной дееспособность вправе совершать самостоятельно.

Лишение дееспособности гражданина решат суд в случае, если он, по заключению судебно-психиатрической экспертизы, вследствие душевной болезни не может понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). На основании судебного решения недееспособному назначается опекун, который от имени недееспособного совершает все сделки. В случае выздоровления или значительного улучшения здоровья гражданина, признанного недееспособным, суд может признать его дееспособным и своим решением отменяет установленную над ним опеку.

В целях регулирования участия коллективных образований в имущественных и связанных с ними неимущественных отношениях гражданское законодательство применяет особую правовую конструкцию - юридическое лицо, которое участвует в гражданском обороте и является субъектом гражданских прав и обязанностей. Согласно ст. 48 ГК РФ, «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести соответствующие обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Правовая доктрина традиционно выделяет 4 основополагающих признака юридического лица:

1. Организационное единство. Юридическое лицо должно быть определенным образом организовано в качестве единого целого, внутренняя структура которого отвечала бы целям и задачам его деятельности, и должно иметь органы, осуществляющие его правосубъектность. Организационное единство юридического лица определяется учредительными документами, которые включают: устав данной организации и учредительный договор либо один из этих документов.

2. Имущественная обособленность. Признаком имущественной обособленности является наличие уставного капитала, т.е. совокупности числящегося на балансе данной организации имущества, а также самостоятельного баланса - бухгалтерского отражения состояния средств организации.

3. Самостоятельная имущественная ответственность. Юридические лица, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

4. Выступление в гражданском обороте от собственного имени. В этом признаке получает законченное выражение хозяйственно-оперативная самостоятельность юридического лица, которая означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности (в частности, заключать договоры и нести по ним ответственность), а также выступать истцом и ответчиком в суде.

В зависимости от характера деятельности юридические лица подразделяются: на коммерческие - имеющие основной целью извлечение прибыли и распределение ее между своими участниками, и некоммерческие организации, которые такой цели не предусматривают, но вправе при определенных условиях заниматься предпринимательской деятельностью.

К числу коммерческих организаций относятся хозяйственные товарищества и общества (например, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия.

К некоммерческим организациям ГК РФ относит потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения и ассоциации (союзы). Но поскольку законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня таких юридических лиц, допускается возникновение иных разновидностей подобных организаций (например, торгово-промышленные палаты, комитеты и фонды по управлению государственным и муниципальным имуществом и т.д.). Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью при одновременном наличии 3 условий: она должна служить достижению целей, поставленных перед организацией, и по своему характеру соответствовать этим целям, а полученная прибыль не должна распределяться между ее участниками.

Особенности правового статуса медицинского учреждения как некоммерческой организации обусловлены ст. 120 ГК РФ, в соответствии с которой учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение является единственным видом некоммерческих организаций, не обладающим правом собственности на закрепленное за ним имущество. Оно является субъектом ограниченного вещного права - права оперативного управления. Это означает, что учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных ГК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Возможность для учреждений участвовать в гражданско-правовых отношениях обеспечивается их учредителями, которые одновременно являются собственниками имущества учреждений. Например, собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество учреждения и распорядиться им по своему усмотрению.

Понятие и значение сделки

Сделки являются наиболее распространенным основанием возникновения гражданских правоотношений, поэтому они занимают особое место в системе юридических фактов гражданского права.

Действующее гражданское законодательство содержит определение сделки: сделками признаются действия граждан и организаций, направленные на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Существует четыре признака сделки:

1) сделка характеризуется как юридический факт;

2) сделка - это правомерное юридическое действие;

3) сделка - это волевой акт, в котором проявляется воля лица, совершающего действие;

4) сделка характеризуется особой направленностью - возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей.

Воля рассматривается как составная часть сделки наряду с такими элементами, как субъекты, объекты, волеизъявление, содержание, форма, основание (правовая цель) сделки. Воля - это субъективный элемент сделки, желание совершить сделку. Она формируется под влиянием различных обстоятельств, важнейшие из которых определяются материальными и духовными потребностями. Люди осознают возникшие у них потребности и стремятся их удовлетворить, прибегая к средствам, в том числе к сделкам. Однако для совершения сделки только воли, одного желания лица недостаточно. Необходимо, чтобы его воля, его желание совершить сделку стало известно другим лицам, то есть воля должна найти объективное внешнее выражение. Это достигается с помощью волеизъявления - объективного элемента сделки. Волеизъявление выступает как способ доведения воли одного лица до сведения других лиц.

Волеизъявление как объективированная вовне воля людей - важный элемент сделки. Оно определяет ее содержание, права и обязанности, которые возникают вследствие заключения сделки. Волеизъявление может быть выражено в устной и письменной форме. В волеизъявлении находит свое выражение основание сделки, то есть та правовая цель, правовой результат, к достижению которого стороны стремятся. Эти способы волеизъявления наиболее распространены. Иногда волеизъявление может быть выражено и иными способами, тогда субъект вместо произнесения или написания слов совершает определенные действия, из которых можно сделать заключение о его воле.

Сделки и их разновидности - договоры выступают важным правовым средством удовлетворения материальных, в том числе имущественных, и духовных потребностей граждан, то есть потребностей в промышленных и продовольственных товарах, жилье, услугах предприятий службы быта, транспорта, связи и т. д.

Виды сделок

Все сделки делятся по определенным критериям, а именно по числу сторон, участвующих в сделке, соотношению прав и обязанностей сторон по сделке, моменту заключения сделки, характеру связи сделки с актами планирования, значению оснований сделки для ее действительности и т. д.

Сделки могут быть односторонними и двух - или многосторонними (договоры), то есть в данном случае классификация договоров проводится по числу сторон, необходимых для совершения сделок. В тех случаях, когда для совершения сделки достаточно волеизъявления одной стороны, сделка называется односторонней. Например, завещание. Большинство сделок требуют наличия волеизъявления двух сторон. Такие сделки называются двусторонними. Двусторонние сделки - это договоры, а заключение договора требует от сторон детального согласования всех его условий. Например, договор подряда.

Многосторонняя сделка относится к разряду договоров. К многосторонним относятся такие сделки, где имеется три и более сторон. Для такой сделки характерно то, что действия сторон направлены на достижение общих, одних и тех же целей. Примером многосторонней сделки является договор о совместной деятельности.

Исходя из критерия соотношения прав и обязанностей, возникающих из сделок, последние подразделяются на возмездные и безвозмездные. По возмездным сделкам предоставлению с одной стороны должно соответствовать встречное предоставление с другой стороны. Решающее значение по данным сделкам имеет встречность, а не эквивалентность. Каждая из сторон обязана совершить в пользу другой стороны определенные действия. Если одна сторона передает имущество, то другая должна передавать либо другое имущество, либо деньги, либо совершить какие-либо другие действия.

При безвозмездных сделках предоставлению одной стороны нет встречного удовлетворения, предоставления. В таких сделках обязанность совершить имущественное предоставление лежит на одной стороне без встречного удовлетворения. Это имеет место по договору дарения, когда вещь передается в собственность другой стороне, по договору о безвозмездном пользовании имуществом, по договору хранения, по договору поручения. В последних двух случаях законом либо договором может быть предусмотрено встречное предоставление.

С учетом момента, которому приурочивается возникновение сделок, они разграничиваются на консенсуальные и реальные. В тех случаях, когда для совершения сделок, достаточно волеизъявления, они называются консенсуальными. По достижении между сторонами согласия по всем существенным пунктам, сделка считается заключенной и у ее сторон возникают соответствующие права и обязанности. Примером может служить купля-продажа вещи. Сделка, направленная на возникновение обязательства купли-продажи, считается совершенной в тот момент, когда стороны достигнут соглашения по всем существенным пунктам: предмете сделки, цене, сроке уплаты денег и передачи вещи.

Если же для совершения сделки кроме волеизъявления требуется еще и передача вещи, то такая сделка называется реальной. Только после передачи вещи сделка считается совершенной, и возникают права и обязанности у сторон. Примером может служить договор займа. Договор займа считается заключенным в момент передачи денег или вещи.

Существует подразделение сделок на каузальные и абстрактные. Такая классификация проводится по значению основания сделки для ее действительности. Основанием сделки признается та правовая цель, для достижения которой сделка совершается. Любая сделка имеет свое правовое основание - правовую цель, к достижению которой стремятся стороны, заключившие сделку. Всякая сделка имеет основание, не может быть сделок без основания, то есть бесцельных сделок. Деление сделок на каузальные и абстрактные не означает, что первые из них имеют основание, а вторые его не имеют. Сущность этого деления заключается в том, что для одних сделок основание является существенным элементом и самую действительность сделки можно оспаривать в зависимости от наличия основания. Одно лицо обязалось уплатить другому определенную сумму денег, а в ответ на требование кредитора заявляет, что платить не за что. Сделки, в которых прямо выражено основание, называются каузальными.

По таким сделкам может быть предусмотрена передача имущества одной стороной другой стороне. Однако в основании сделки должно быть указано, с какой целью передается имущество. Имущество может быть передано, например, по договору купли-продажи с целью передачи его в собственность другого лица с условием получения встречного удовлетворения - уплаты покупной цены за передаваемое имущество. По договору бытового проката имущество передается во временное пользование на условии выплаты наемной платы. По договору дарения имущество передается безвозмездно в собственность одаряемого и т. д. Основание, таким образом, находит свое выражение в волеизъявлении и служит составным элементом сделки.

Другие сделки, в отличие от каузальных сделок, не имеют ярко выраженного основания и его наличие для них несущественно. Такие сделки отвлекаются, абстрагируются от основания, поэтому и называются абстрактными. Пример абстрактной сделки - вексель, вид ценной бумаги, денежное обязательство, безусловный и бесспорный долговой документ.

В гражданском праве имеются и некоторые другие виды сделок:

Распорядительные сделки - не порождающие длящихся последствий;

Фидуциарные сделки - эти сделки основаны на доверии, например, поручение.

Выделяют срочные и условные сделки. В сделке могут быть указаны сроки. Срок - это определенный момент или период в течение времени, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений, прав и обязанностей.

Срок, установленный сделкой, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями и часами. Таким образом, правоотношения, возникающие из сделок, действуют в течение определенного срока. Но правоотношения могут действовать и неопределенный срок. Такие правоотношения прекращаются по требованию управомоченной стороны. В обоих указанных случаях сделки являются срочными.

Существуют отлагательный и отменительный сроки. С наступлением отлагательного срока наступают правовые последствия, возникающие из сделки. И наоборот, наступление отменительного срока прекращает возникшие из сделки правовые последствия. В отдельных случаях имеет место сочетание отлагательного и отменительного сроков.

В ряде случаев наступление или прекращение предусмотренных сделкой правовых последствий приурочивается к какому-то обстоятельству в будущем, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит. В таких случаях сделка считается совершенной под условием. Такие сделки называются условными, так как данные обстоятельства называются условиями и они включаются в содержание сделок.

Под условиями следует понимать различные события, обстоятельства, такие как погода, длительное отсутствие в постоянном месте жительства, получение того или иного имущественного блага (например, квартиры), выезд в заграничную командировку и т. д.

К условию предъявляются определенные требования. Поскольку совершение сделки предшествует наступлению условия, то его наступление предполагается в будущем. Если событие уже имело место или оно вообще не может наступить, то условная сделка не состоится. Если событие должно наступить неизбежно, то сделка будет срочной, а не условной. Условие должно быть правомерным, в противном случае оно не будет иметь юридической силы, юридического значения.

Условия подразделяются на отлагательные и отменительные. Сделка признается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит. Если отлагательное условие наступит, тогда по сделке возникнут определенные права и обязанности.

Сделка под отлагательным условием порождает права и обязанности сторон лишь с момента его наступления, а сделка с отменительным условием порождает права где обязанности сразу же после ее заключения, и лишь с наступлением условия ранее возникшие права и обязанности прекращаются на будущее время. Однако правовые последствия, возникшие до наступления условия, сохраняют силу.

Законодательство обязывает стороны добросовестно относиться к исполнению сделки, не препятствовать и не содействовать наступлению условия сделки, если это выгодно или не выгодно одной из сторон. Так, если наступлению условия недобросовестно воспрепятствовала сторона, которой наступление условия невыгодно, то условие признается наступившим. Если же наступлению условия недобросовестно содействовала сторона, которой наступление условия выгодно, то условие признается ненаступившим.

Форма сделок

Воля лиц в сделках должна быть закреплена определенными способами. Эти способы называются формами сделок. По форме сделки могут быть письменными и устными. Письменная форма может быть простой или нотариально удостоверенной. Сделка, для которой законом не установлена определенная форма, считается совершенной также, если из поведения лица явствует его воля совершить сделку. Устная форма сделки является наиболее простой. Устно могут совершаться сделки, исполняемые при самом их совершении, если законодательством не установлено иное. В устной форме могут совершаться сделки, в отношении которых ни законом, ни соглашением сторон не установлена письменная форма. Причем, исполнение по таким сделкам может быть осуществлено как немедленно, так и по истечении определенного промежутка времени.

Лица, совершившие письменную сделку, должны подписать ее и засвидетельствовать тем самым соответствие изложенного в сделке с их волей. В отдельных случаях в двусторонних сделках достаточно одной подписи стороны, принимающей на себя конкретные обязанности. Так, договор займа оформляется долговой распиской, согласие кредитора выражается в том, что он принимает эту расписку.

Если сторона по сделке - гражданин по состоянию здоровья не может собственноручно подписаться, то по его поручению это может сделать другое лицо. Подпись последнего должна быть надлежащим образом засвидетельствована соответствующей организацией, либо нотариальным органом, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно.

В ряде случаев недостаточно только подписей участников сделок. В целях обеспечения интересов участников требуется нотариально удостоверенная форма. Содержание сделки не только излагается на бумаге и подписывается ее участниками, но также подписывается и представителем государства - нотариусом, который удостоверяет совершение сделки в соответствии с условиями ее действительности.

Нотариусы совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки;

2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

10) удостоверяют время предъявления документов;

11) передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

13) совершают исполнительные надписи;

14) совершают протесты векселей;

15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

16) принимают на хранение документы;

17) совершают морские протесты;

18) обеспечивают доказательства.

Существуют сделки, которые подлежат государственной регистрации. Это, как правило, сделки с землей и другим недвижимым имуществом.

Несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.

Если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется.

Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

Сторона, необоснованно уклоняющаяся от нотариального удостоверения или государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении или регистрации сделки.

Установление письменной формы сделок обусловлено рядом преимуществ перед устной формой: более четким отражением содержания сделки; более четким исполнением сделки; более полным и лучшим фиксированием прав и обязанностей сторон, закреплением юридических фактов, обстоятельств, доказательств и т. д.

Понятие и виды сроков

Срок - это определенный момент или период в продолжение времени. Это юридический факт или один из элементов юридического состава, с наступлением или истечением которого связывается возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В системе юридических фактов срок относится к событиям, поскольку наступление или истечение определенного момента или периода времени, с которым закон связывает те или иные последствия, не зависит от воли и сознания участников правоотношения.

Сроки можно классифицировать по различным признакам.

Гражданское законодательство содержит как общие, так и специальные правила о сроках. Общие правила устанавливаются для всех однотипных гражданских правоотношений, специальные - только для отношений, применительно к которым установлены соответствующие сроки.

По способу определенности сроки могут быть поделены на абсолютно определенные (1 марта 2007 г.), относительно определенные (навигационный период) и неопределенные (когда законом или договором срок вообще не установлен либо определен моментом востребования.

По правовым последствиям сроки делятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

К правообразующим относятся сроки, влекущие возникновение правоотношений или отдельных прав и обязанностей. Субъективные права возникают вследствие наступления срока. Например, в таких случаях: отсутствие сведений о месте пребывания гражданина в течение определенного срока дает право заинтересованным лицам просить суд признать этого гражданина безвестно отсутствующим либо объявить его умершим.

Изменение гражданского правоотношения вследствие истечения определенного срока (правоизменяющие сроки) происходит, например, до наступления срока риск случайной гибели вещи несет одна сторона, после наступления срока риск может перейти на другую сторону.

Правопрекращающими являются сроки, влекущие прекращение правоотношения или отдельных прав и обязанностей.

Сроки могут устанавливаться законом, договором или административным актом. Сроки, установленные законом, как правило, нельзя изменять соглашением сторон, их применение и соблюдение обязательно как для участников правоотношения, так и для суда. Договорные сроки обычно устанавливаются соглашением сторон для осуществления конкретных прав и исполнения обязанностей. С помощью договорных сроков решаются вопросы, требующие индивидуального подхода, учета особенностей правоотношений, поэтому они могут изменяться, сокращаться или удлиняться.

В качестве сроков, устанавливаемых административными актами, понимаются сроки, назначаемые судом, арбитражем или третейским судом в связи с разрешением споров. Например: срок для устранения недостатков искового заявления. Эти сроки обязательны для спорящих и не могут быть изменены по их усмотрению.


Похожая информация.


Правоотношение - это общественные отношения, урегулирован­ные нормами права.

Очевидно, что между фактическим и юридическим отношением существует единство в случае правомерного поведения субъекта, от­клонение же от требований норм права вызывает противоречие, не­соответствие модели реальности.

Именно поэтому принято считать, что правоотношения - это отношения, переводящие при наличии конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов) абст­рактные возможности и необходимость в плоскость конкретных, ад­ресных субъективных юридических прав и обязанностей и, следова­тельно, переключающих правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов - носителей прав и обязанностей . Правоотношения в таком случае обоснованно занимают место одно­го из основных звеньев механизма правового регулирования.

Правоотношения обладают рядом признаков. Обыкновенно к ним относят их жёсткую и неразрывную связь с нормами права, ведь правоотношения возникают исключительно вследствие воздей­ствия норм права на поведение людей.

Правоотношения - это всег­да волевые отношения. Их динамика обусловлена волей как госу­дарства, так и самих субъектов отношения. Причём следствием уча­стия государственной воли будет стремление государства охранять правоотношения, «навязывать» модели поведения посредством при­нуждения, контролировать их правильность и неискажённость реализации. Еще одним признаком является раскрытие правоотноше­ний как связи между субъектами, которые имеют субъективные права и юридические обязанности. Именно в праве социального обеспечения проявляется классическое наличие управомоченного и обязанного субъектов, имеющих встречные, корреспондирующие права и обязанности, установленные юридическими нормами. Так­же правоотношениям присуща индивидуализация, описание субъек­тов к воле которых обращается законодатель.

Все эти и иные выделяемые учеными характеристики правоотно­шений присущи в полной мере отношениям по социальному обеспе­чению, зачастую уточняясь в ходе правового регулирования такой сложной сферы человеческой деятельности, как социальное обеспе­чение. Например, можно утверждать, что отношения по социально­му обеспечению являются относительными, а не абсолютными. Это означает, что в них субъектная индивидуализация не односторон­няя, когда конкретному лицу противостоит неопределенное, безгра­ничное число лиц. Наоборот, социальное обеспечение подразумева­ет чёткую конкретизацию обязанных и управомоченных субъектов.

Важно понимать, что в сфере социального обеспечения нет еди­ного правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получать все требуемые блага. В силу видового разнообра­зия благ по социальному обеспечению, особенностей порядка их предоставления законодатель предложил субъектам множество ви­довых правоотношений, объединённых общей целью - необходи­мостью реакции государства и общества на социальные риски, пер­манентно присущие человеческому обществу.

В теории права продолжаются дискуссии о составе (элемен­тах) правоотношения. Большинство правоведов считают, что со­став правоотношения образуют субъекты, между которыми оно устанавливается, его содержание, а также те объекты, на которые оно направлено. В качестве не элемента, а явления, обусловливающего динамику, «включение» правоотношения, обыкновенно называют юридические факты, вызывающие возникновение, из­менение и прекращение соответствующих правоотношений. Именно специфика указанных элементов и юридических фактов позволяет показать отраслевую индивидуальность правоотноше­ний. Конечно, такие особенности обусловлены свойствами пред­мета и метода каждой отрасли права.

Классифицировать правоотношения по социальному обеспече­нию можно по различным основаниям. В качестве наиболее значимой классификации выступает систе­матизация отношений в сфере социального обеспечения по объек­ту . Он выступает своеобразным лексическим «визуальным» класси­фикатором отношений в социальном обеспечении.

Объект всегда находится в центре действий субъектов правоот­ношения. Сложились две теории относительно объекта правоотно­шений : монистическая (объект-действие) и плюралистическая (объ­ект-благо).

Согласно монистической теории единственным объек­том правоотношения является поведение человека, так как только оно обладает способностью реагировать на правовое воздействие. Плюралистическая теория считает объектами правоотношений раз­личные социальные блага, представляющие ценность для субъек­тов. Представляется более удачной плюралистическая теория, включившая в перечень благ не только материальные блага (вещи, в том числе деньги), но и неимущественные блага, предметы духов­ного творчества, а также поведение субъектов и даже результаты та­кого поведения (последствия). Действительно, мнение, что объек­том права могут быть лишь вещи и что ими не могут быть действия людей, основано на неправильном представлении, будто значение поведения обязанного лица в правоотношении ограничивается тем, что оно составляет содержание правоотношения. Объектами инте­реса участников правоотношения выступают различные блага, т. е. явления, способные удовлетворять те или иные потребности людей. Таким образом, объектом правоотношения может выступать благо в виде материального, имеющего материальную ценность, благо в виде нематериального удовлетворения потребностей, а также бла­го в виде некой поведенческой активности субъектов и её результа­тов.

Именно такая оценка видов объектов правоотношений приводит нас к классификации отношений по социальному обеспечению пер­вого уровня: на материальные и процедурно-процессуальные пра­воотношения.

Ядро системы правоотношений по социальному обеспечению со­ставляют материальные отношения. У второй же группы - миссия обслуживания, вспомогательная роль.

Объектом первой группы отношений будет выступать имеющее денежную оценку материальное благо (деньги, услуги, товары). Объектом же второй группы является требуемое поведение участ­ников отношений, полезные действия для достижения определённо­го результата (например, установления необходимого юридического факта). Как указывает Р.И. Иванова, процедурные отношения есть правовое средство перевода «желаемого объекта» в стадию реализо­ванного.

В свою очередь, материальные правоотношения следует подраз­делить на группы второго уровня в зависимости от формы предос­тавления благ по социальному обеспечению. Это разделение на от­ношения по денежному предоставлению и отношения по «нату­ральному» предоставлению социального обеспечения. При этом представляется более корректным использовать термин «натураль­ное» предоставление, а не «социальное обслуживание», поскольку объектом этих правоотношений могут явиться не только потребляе­мые услуги, но и конкретное имущество - транспортное средство, лекарства, топливо, одежда и т. д.



Отношения по предоставлению благ в денежной форме класси­фицируются по типам выплат:

1) отношения по предоставлению пенсий (пенсионные правоот­ношения);

2) отношения по предоставлению пособий;

3) отношения по предоставлению компенсационных выплат и субсидий;

4) отношения по предоставлению выплат в порядке обязатель­ного социального страхования от несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний;

5) отношения по предоставлению ежемесячных денежных вы­плат в связи с «монетизацией» льгот.

Отношения по предоставлению благ в «натуральной» форме классифицируются по типам благ с учётом субъектной специфики:

1) отношения по предоставлению медицинской помощи и ле­карственного обеспечения;

2) отношения по предоставлению санаторно-курортного лече­ния;

3) отношения по социальному обслуживанию в различных учре­ждениях (домах-интернатах, домах ребенка, приютах и т. д.);

4) социальная реабилитация инвалидов, в том числе протезиро­вание, содействие их занятости и трудоустройству и т. д.;

5) социальное обслуживание детей и т. д.

Особого упоминания заслуживают правоотношения по предос­тавлению государственной социальной помощи (её предоставление регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»). Государственная соци­альная помощь - это предоставление малоимущим семьям, мало­имущим одиноко проживающим гражданам, а также иным катего­риям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, соци­альных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. То есть, как видно из определения, объектом отношения по данному виду социального обеспечения могут быть как денежные выплаты, так и «натуральное» предоставление.

Нельзя обойти вниманием и проблему отнесения отношений по предоставлению льгот в области социального обеспечения к ка­кой-либо группе. Несмотря на то, что на первый взгляд можно ото­ждествить льготы с социальным обслуживанием (а это часто дейст­вительно так и есть), представляется, что социальные льготы «рас­творены во всех отношениях по социальному обеспечению и крайне трудно поддаются обособлению. Ведь льгота как некое до­полнительное благо или преимущество может быть предоставлено в любых правоотношениях по социальному обеспечению (например, можно говорить о пенсионных льготах или льготах при определении размеров пособий), однако, как правило, посредством льготы государство предоставляет определенную социальную услугу бес­платно либо со скидкой. Следует учесть и возможный нематериаль­ный характер некоторых льгот (например, преимущественное право на получение блага).

Очевидно, что представленная трехуровневая классификация (заканчивая типами выплат) не исчерпывающа. Дальнейшее дроб­ление каждой группы правоотношений необходимо и имеет боль­шую практическую значимость. Так, пенсионные правоотношения можно разделить в зависимости от формы финансирования пенсий на отношения по выплате трудовых и государственных пенсий. Да­лее трудовые пенсии разделяются на пенсии по старости, по инва­лидности и по случаю потери кормильца. Государственные пенсии разделены в законодательстве на пенсии за выслугу лет, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также социальные пенсии.

К ним примыкает дополнительное государст­венное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан (де­путатов, Героев России и т. д.). По количеству более десятка посо­бий выделяют и такое же количество отношений по выплате соци­альных пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице, на погребение и т. д).

Что касается выделения помимо рассмотренной выше группы материальных правоотношений ещё и группы процедурно-процессу­альных правоотношений , то среди учёных нет единого мнения о том, следует ли включать в предмет права социального обеспече­ния помимо процедурных (их признает большинство специалистов) ещё и процессуальные отношения в сфере социального обеспечения.

Практически все учёные видят различие между процедурой и процессом в социальном обеспечении. Однако многие авторы ка­тегорически считают процессуальные отношения по рассмотрению споров в области социального обеспечения не относящимися к предмету права социального обеспечения, а органично включен­ными в соответствующие отрасли права - гражданско-процессуаль­ное и административное. Другие учёные констатируют, что эти от­ношения регулируются, как правило, не нормами права социально­го обеспечения, но в качестве составной части предмета науки и учебного курса права социального обеспечения раскрывают их особенности, которые, безусловно, имеются. Возможно, в будущем эти отношения будут регулироваться разрабатываемым в настоящее время Трудовым (или социальным) процессуальным кодексом, так как в случае создания органов специализированной трудовой юсти­ции и соответствующего обособленного процессуального законода­тельства было бы логичным включить в компетенцию указанных органов рассмотрение помимо трудовых споров еще и споров в об­ласти социального обеспечения.

Таким образом, процедурно-процессуальные отношения в сфере социального обеспечения можно подразделить на:

1) Процедурные отношения по установлению необходимых юри­дических фактов (например, инвалидности, временной нетрудоспо­собности, нахождения на иждивении и т. д.);

2) Процедурные отношения по реализации гражданином своего права на социальное обеспечение;

3) Процессуальные отношения по рассмотрению споров в облас­ти социального обеспечения как в административном, так и в судеб­ном порядке.

Очевидно, что служебный характер указанных отношений по от­ношению к материальным не означает того, что они факультативны и необязательны. Напротив, без них материальные отношения не­возможны. Инфраструктурная сущность процедурно-процессуальных отношений сравнима с ролью транспорта в экономике. Выделенное благо должно быть максимально эффективно, быстро и точно дос­тавлено нуждающемуся лицу-адресату, отвечающему законным тре­бованиям. В ходе этих отношений субъект-предоставитель блага также идентифицирует получателя в качестве такового и в длящихся отношениях постоянно контролирует его соответствие установленным требованиям.

Как видно из приведенных классификаций отношений, каждый человек в качестве получателя блага либо заявителя потенциально может участвовать параллельно в целом ряде материальных и процедурно-процессуальных отношений по социальному обеспечению.

Так, инвалид может одновременно получать трудовую пенсию по инвалидности, ежемесячное пособие на ребенка, компенсационную выплату как аспирант, находящийся в академическом отпуске по медицинским показаниям, бесплатную лекарственную помощь, ежемесячную денежную выплату в связи с «монетизацией» льгот, находиться в данный момент в процедурных отношениях по предостав­лению ему санаторно-курортного лечения и протезирования, предоставления ему транспортного средства и обжаловать действия органа службы занятости по прекращению выплаты пособия по безработице и т. д.

Это будут нижние уровни классификаций отношений - единич­ные правоотношения по социальному обеспечению определённого вида.

Само наличие нематериальных процедурно-процессуальных от­ношений в сфере социального обеспечения, а также сложная иерар­хичность материальных отношений позволяет говорить о своеоб­разной неоднородности предмета данной отрасли, его слоистости и сложности. Это создаёт известные проблемы при изучении дан­ной отрасли права.

В учебной литературе помимо рассмотренной классификации от­ношений по объекту предлагаются и иные.

Например, обозначается деление отношений в зависимости от того, в рамках какой организационно-правовой формы происходит их функционирование . Соответственно, выделяют отношения по социальному обеспечению путём обязательного социального страхо­вания и отношения по социальному обеспечению посредством бюд­жетного финансирования (вспомоществования). Однако, как спра­ведливо отмечают М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова, по сути, эта клас­сификация сведётся в конечном итоге к конкретным видовым правоотношениям, рассмотренным выше.

Возможна и классификация по срокам действия (продолжитель­ности) соответствующих отношений. Выделяют правоотношения, прекращающиеся, однократным исполнением обязанностей (разовые), правоотношения с известным сроком существования во времени (на­пример, по выплате пособий на детей), правоотношения с относи­тельно неопределённым сроком существования во времени (пожиз­ненная выплата пенсии по старости), иногда выделяют периодиче­ские правоотношения (предоставление медицинских услуг и т.д.).

Представляется обоснованными и такие критерии классифика­ции отношений по социальному обеспечению, как субъектный со­став получателей (например, отношения по социальному обеспече­нию семей с детьми, инвалидов, военнослужащих и т. д.), а также уровни предоставления благ (отношения по социальному обеспече­нию на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях).

  • Административное право как отрасль права
  • Государственное управление и административное право
  • Предмет и метод административного права
    • Общественные отношения, регулируемые административным правом
    • Метод административно-правового регулирования
    • Основные функции административного права
    • Принципы административного права
    • Административное право в системе российского права
  • Административно-правовые нормы
    • Понятие и особенности административно-правовых норм
    • Структура административно-правовых норм
    • Виды административно-правовых норм
    • Источники административного права
  • Административные правоотношения
    • Понятие и основные признаки административных правоотношении
    • Предпосылки возникновения административных правоотношений
    • Виды административных правоотношений
  • Субъекты административного права. Общие положения
  • Понятие и виды субъектов административного права
  • Физические лица
    • Понятие и основы административно-правового положения граждан РФ
    • Виды и структура административно-правового положения гражданина РФ
    • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
    • Право граждан РФ на проведение публичных мероприятий
    • Основные гарантии прав граждан
    • Обращения граждан РФ
    • Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Органы исполнительной власти
    • Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
    • Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
    • Виды органов исполнительной власти
    • Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
    • Правительство РФ
    • Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
    • Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
  • Органы местного самоуправления
  • Государственные служащие
    • Понятие государственной службы
    • Должности государственной службы
    • Система государственной службы
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы
    • Правовые основы государственной службы
    • Понятие и виды государственных служащих
    • Основы административно-правового статуса государственных служащих
    • Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
    • Стимулы деятельности государственных служащих
    • О муниципальной службе и ее служащих
  • Основы государственной гражданской службы
    • Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
    • Должности гражданской службы
    • Понятие и виды гражданских служащих
    • Основы административно-правового статуса гражданских служащих
    • Поступление на государственную гражданскую службу
    • Прохождение гражданской службы
    • Стимулы гражданской службы
    • Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
  • Основы правоохранительной службы
    • О правовых основах правоохранительной службы
    • Понятие и принципы правоохранительной службы
    • Должности правоохранительной службы
    • Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
      • Ограничения и запреты на правоохранительной службе
    • Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
      • Прохождение правоохранительной службы
    • Прекращение службы в правоохранительных органах
    • Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
  • Основы военной службы
    • Понятие военной службы и ее принципы
    • Воинские должности: понятие и виды
    • Основы правового положения и виды военнослужащих
    • Прохождение военной службы
    • Увольнение с военной службы
    • Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
  • Предприятия, учреждения и организации
    • Понятие и виды предприятий, учреждений
    • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
    • Государственные корпорации как субъекты административного права
    • Особенности административно-правового статуса негосударственных корпоративных предприятий
    • Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
    • Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
    • Фонды
  • Общественные и религиозные объединения
  • Административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
  • Формы деятельности органов исполнительной власти
    • Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
    • Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
    • Классификация правовых актов органов управления
    • Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
    • Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
    • Действие правового акта управления
    • Утрата силы правовыми актами управления
    • Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
    • Административный договор
  • Методы деятельности органов исполнительной власти
    • Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
    • Административное принуждение: понятие и виды
  • Ответственность по административному праву
  • Административная ответственность
    • Понятие и основные черты административной ответственности
    • Законодательные основы административной ответственности
    • Административное правонарушение
    • Освобождение от административной ответственности
    • Ограничение административной ответственности
    • Понятие и виды административных наказаний
    • Наложение административного наказания
    • Административная ответственность юридического лица
  • Дисциплинарная ответственность
  • Материальная ответственность
  • Вопросы административно-процессуальной деятельности
  • Административный процесс: понятие, структура
  • Производство по делам об административных правонарушениях
    • Основы административного производства
    • Участники административного производства
    • Доказательства в производстве по делу об административном правонарушении
    • Меры обеспечения административного производства
    • Возбуждение административного дела
    • Рассмотрение административного дела
    • Пересмотр постановлений и решений
    • Исполнение административных постановлений
  • Дисциплинарное производство
  • О производстве по жалобам граждан в органах исполнительной власти
  • Административное право и законность в управлении
  • Законность в сфере управления
    • Законность, дисциплина, целесообразность
    • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
  • Способы обеспечения законности дисциплины в управлении
    • Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
    • Контроль органов законодательной (представительной) власти
    • Контроль органов исполнительной власти
    • Административный надзор
    • Органы судебной власти и законность в управлении
    • Общий надзор органов прокуратуры

Общественные отношения, регулируемые административным правом

В теории права при классификации его отраслей выделяют два критерия: предмет и метод правового регулирования, позволяющие различать самостоятельные отрасли права.

Административное право вполне удовлетворяет этим критериям. Главным из них является все же особенность предмета, т.е. круга, общественных отношений, регулируемых нормами административного права. Базовыми общественными отношениями, составляющими предмет административного права в качестве самостоятельной отрасли, являются организационные отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления государственного управления. С учетом сферы и оснований возникновения эти отношения называются также управленческими. Управленческие отношения выделяются среди общественных отношений, регулируемых нормами российского права, рядом признаков. 1. Главный признак - это основания их возникновения : организация и осуществление государственного управления. Все другие признаки от него производны.

2. Управленческие отношения основаны, как правило, на юридической зависимости одной стороны от другой. Их стороны юридически не равноправны . Одна из них имеет приоритет в принятии решений в отношении другой. Иными словами, управленческие отношения - это властные отношения в том смысле, что одна из сторон обладает полномочиями принимать властные решения в отношении другой. Это означает, что не всякое общественное отношение в сфере государственного управления является управленческим, регулируемым административным правом. Здесь могут возникать гражданские, трудовые, финансовые, земельные и другие отношения.

Общественные отношения, регулируемые гражданским правом, также могут быть основаны на властном подчинении одной стороны другой, например, хозяйственных товариществ и обществ с дочерними обществами. Однако в отличие от управленческих отношений, регулируемых административным правом, их стороны выступают в качестве субъектов гражданского права и преследуют гражданско-правовые последствия, связанные с: участием в гражданском обороте.

3. Необходимо особо подчеркнуть, что управленческие отношения представляют собой вид организационных отношений, ибо в сфере государственного управления также возникают организационные отношения по поводу реализации гражданской правоспособности юридических лиц (при заключении и исполнении договоров ит.д.), трудовых отношений (при заключении коллективных договоров, наборе работников и т.д.), самоорганизации законодательных (представительных), судебных органов и т.п. Особый организационный характер управленческих отношений определяется тем, что они возникают в связи с осуществлением функций управления. Он определяет сущность управленческих отношений, являющихся преобладающими в сфере управления.

Управленческие отношения могут возникать по поводу имущества, более того, весьма часто являются одновременно имущественными (при создании унитарных предприятий, передаче объектов государственной собственности от одного собственника другому и т.д.). Однако они не приобретают при этом, подобно гражданским, эквивалентно-возмездный характер, не имеют денежного выражения и не подлежат денежной оценке . Предусмотренная в некоторых случаях плата за совершаемые органами публичной власти действия (мероприятия) не является обычно следствием гражданско-правовых сделок, а есть результат односторонних властных решений и выражается в возмещении тех или иных затрат в виде сборов, пошлин (за регистрацию юридических лиц, автотранспортных средств и т.п.). Объектом управленческих отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой, не может быть оказание государственных услуг властного характера.

4. Характер конкретных управленческих отношений зависит от многих факторов, в том числе от целей деятельности субъектов, избранных способов их достижения. Хотя и частной, но яркой иллюстрацией этого могут служить отношения с участием судебных приставов и судебных, приставов-исполнителей. Первые действуют подобно тому, как и должностные лица, выполняющие функции по охране многих других конкретных, в том числе и режимных, объектов. Они обеспечивают соблюдение относящихся к ним правил и при необходимости вступают в отношения с друга ми субъектами. Приставы-исполнители сосредоточены на обеспечении практического исполнения судебных исполнительных листов в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве и о судебных приставах. В их отношениях нередко присутствует элемент принудительного воздействия на лиц, добровольно не выполняющих судебные решения.

5. По сфере возникновения различают управленческие отношения, ограниченные рамками каждого органа государственного управления (внутренние управленческие отношения), и отношения этих органов с их объектами (объектами-субъектами) управления (внешние управленческие отношения).

Внешние управленческие отношения характеризуются множественностью видов их субъектов. Каждый вид отличается от другого вида по своей природе, назначению, правовому положению. Под этим углом зрения могут быть выделены их подвиды. Например, Правительство РФ и федеральные министерства. Этим определяется множественность вариантов управленческих отношений между их субъектами. Наиболее типичные из них могут быть объединены в следующие группы.

I. Органов государственного управления с:

  1. физическими лицами, прежде всего гражданами РФ, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства;
  2. государственными и негосударственными организациями различных видов и форм собственности;
  3. другими органами управления между собой как по вертикали, так и по горизонтали;
  4. государственными служащими;
  5. исполнительными органами муниципальных образований;
  6. муниципальными служащими.

II. Государственных служащих между собой и муниципальными служащими.

III. Отношения, возникающие в системе местного самоуправления. Традиционное представление, распространенное в специальной литературе, о том, что предметом административного права являются общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, не учитывают того, что особой разновидностью публичного управления в РФ выступает функционирование исполнительной власти в муниципальных образованиях. Вследствие этого здесь возникают общественные отношения, однотипные с государственно-управленческими отношениями, с особенностями, присущими системе местного самоуправления. Основания, сферы и характер возникающих здесь отношений, регулируемых административным правом, определены Федеральным законом от 16 сентября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Их вариантами могут быть отношения органов местного самоуправления с:

Такого рода отношения могут возникать также между муниципальными служащими.

Однако сфера отношений в системе местного самоуправления, относящихся к предмету административного права, особая: она включает лишь внешние отношения исполнительных органов местного самоуправления (их должностных лиц) с физическими лицами, муниципальными предприятиями и учреждениями, а также иными расположенными на территории муниципальных образований организациями и другими объектами. Самоорганизация системы местного самоуправления находится вне сферы административного права. Она регулируется муниципальным правом.

IV. Управленческие отношения могут возникать также между предприятиями и учреждениями, их должностными лицами, наделенными полномочиями публичной власти, с физическими лицами и их организациями. В литературе данная сфера общественных отношений, относящаяся к предмету административного права, как правило, специально не выделяется. Между тем многие задачи и функции управления смещены именно на уровень предприятий и учреждений, в результате функционирования которых реализуется административная правосубъектность физических лиц и их организаций, например, регистрирующих, надзорных, пограничных, таможенных и др.

Как известно, работа многих предприятий и учреждений непосредственно сопряжена с обеспечением общественного порядка и эксплуатацией объектов повышенной опасности. Поэтому их должностные лица наделяются полномочиями по непосредственному" применению административною принуждения в случаях и в порядке, установленных нормативными правовыми актами (командиры воздушных кораблей, капитаны морских и речных судов и др.). Такие полномочия нередко предоставляются работникам предприятий и учреждений независимо от форм собственности, поскольку имеют общее назначение - обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, хотя основания их реализации и характер применяемых мер устанавливаются с учетом содержания основной деятельности того или иного предприятия и учреждения, например, санитарного надзора, пожарного надзора и т.д.

Достаточно разветвленную систему составляют управленческие отношения, возникающие вследствие внутреннего контроля соблюдения пропускного режима, организуемого самими предприятиями и учреждениями и другими организациями.

V. Предметом административного права прежде всего или главным образом являются общественные отношения, возникающие в процессе позитивной деятельности субъектов управленческого процесса. Однако его нормами всецело регламентируется административная, а в пределах, предусмотренных нормативными правовыми актами, дисциплинарная и материальная ответственность. Возникающие в этих и некоторых других случаях отношения обладают особым характером - относятся к сфере юрисдикции органов государственного управления и имеют правоохранительную направленность. Следовательно, к предмету административного права относятся разнообразные общественные отношения, имеющие как общие, так и специфические черты. Объединяет их то, что в них участвуют субъекты публичной власти, выполняющие административно-правовые полномочия.

VI. К предмету административного права относятся также отношения управленческого характера, возникающие в системе законодательной и судебной власти, прокурорского надзора. Такие отношения возникают преимущественно в связи с формированием в соответствующих органах управленческого аппарата, руководством его деятельностью, а иногда, кроме того, с самим формированием соответствующих органов, например, органов прокуратуры, либо применением мер поощрения и ответственности к их государственным служащим и другим работникам.

Указанные отношения автономны для данных органов и не входят в структуру управленческих отношений, выражающих управление как самостоятельный вид государственной деятельности.

Данное обстоятельство позволяет различать управленческую деятельность в широком смысле в той мере, в какой она свойственна всем государственным и муниципальным органам, и в узком смысле, субъектами которой выступают органы государственного управления и местного самоуправления.

Следовательно, предмет административного права образуют довольно разнообразные общественные отношения, которые не позволяют лаконично определить как данный предмет, исчерпывающе отразив их в нем, так и само административное право. Поэтому прежде, чем определить эти понятия, необходимо ответить на вопрос о том, какие именно общественные отношения составляют основу предмета административного права и какие относятся к нему потому, что являются по своему характеру однородными с образующими его отношениями. Такую основу образуют управленческие отношения, которые возникают в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления, направленной на исполнение законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов в различных сферах и отраслях российского общества.

С этой точки зрения административное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов государственного управления и местного самоуправления по исполнению законов и подзаконных актов в различных сферах и отраслях российского общества.

VII. Весьма важно иметь в виду, что в литературе все настойчивее утверждается мысль о том, что сведение предмета административного права лишь к управленческим отношениям является в известной степени односторонней его трактовкой и не отражает реального объема административно-правового регулирования. В частности, констатируется, что «административное право регулирует не только управленческую деятельность, но и управляемую деятельность.

Пример тому - правила дорожного движения, поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие преподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д. Органы управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственного принуждения за их нарушение» 1 Советское административное право. М.: Юридическая литература, 1981.С. 4. . Подчеркивается также, что административное право регулирует не только собственно управленческие отношения, за рамки собственно управленческих отношений выводится установление различных административно-правовых режимов и регламентация некоторых других отношений 2 См.: Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 87. .

Хотя проблема ставится в разных плоскостях, но, по существу, данная точка зрения, как представляется, имеет право на существование.

Возможность выделения управляемой деятельности как объекта административного права вытекает из самой природы публичного управления. Однако это уже иной ракурс административно-правового регулирования, состоящий в его участии в формировании общественных отношений, выражающих виды управляемой деятельности . Участники таких отношений не персонифицированы, в отличие от управленческих отношений, которые возникают между конкретными субъектами в процессе правоисполнительной либо правоприменительной деятельности органов управления либо реализации субъективных прав участников таких отношений. Кроме того, нередко фактическая деятельность людей во исполнение предписаний правовых норм осуществляется вне управленческих отношений, особенно регламентируемая технико-юридическими нормами, например, воплощением в проекте на строительство объекта требований противопожарных, санитарных и других правил.

Регламентацию нормами административного права видов управляемой деятельности можно характеризовать как управленческие отношения в объективном смысле, ибо при этом определяются права и обязанности потенциальных участников отношений, а также отношений субъекта публичного управления к урегулированным таким образом отношениям. Например, к управляемому виду деятельности относится регистрация граждан РФ по месту их пребывания и постоянного места жительства. Непосредственным субъектом, урегулировавшим порядок данного вида деятельности (отношений), является Правительство РФ.

Нормы административного права составляют элемент публичного правопорядка и, следовательно, имеют прямое отношение к регламентации видов управляемой деятельности.

Однако с точки зрения административного права вряд ли можно согласиться с мнением, что все виды деятельности управляемы. Нельзя отвлекаться от гражданского общества, отношения в котором не позволяют публичной власти проникать во все сферы его жизнедеятельности. Отношения здесь регулируются не только правовыми нормами, но и другими социальными нормами.

Имеется также немало административно-правовых норм, которые регулируют отношения, не являющиеся управленческими. Например, нормы-дефиниции, нормы, определяющие круг субъектов, на которых распространяется действие нормативных правовых актов, закрепляющие требования к содержанию фактической деятельности тех или иных работников, и т.п.

Структура правоотношения включает субъектов, объекты и содержание правоотношения.

Субъектами (участниками) правоотношений выступают как отдельные граждане, государственные, общественные и иные организации, так и само государство, его составные части. Граждане как субъекты права называются физическими лицами, организации - юридическими лицами.

Физическими лицами считаются люди, волеизъявления которых не связаны с какой-либо должностью, служебным положением или со специальным статусом. К физическим лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства и лица с двойным гражданством.

Юридическим лицом признается организация (предприятие, учреждение), которая обладает легитимно обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, самостоятельно приобретает и осуществляет права и обязанности, от своего имени выступает в качестве истца или ответчика в суде (ст.48 Гражданского кодекса РФ). От имени юридического лица в гражданском обороте выступают его органы и должностные лица.

Государственный орган – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Признаки государственного органа:

● Наличие государственно-властных полномочий. Так, порядок деятельности и формирования определяется нормами права; орган наделен правом издания юридических актов, содержащих общие и индивидуальные правовые предписания; исполнение предписаний поддерживается мерами убеждения и принуждения, поощрения; государственный орган опирается на возможность выполнения своих предписаний благодаря наличию определенных материальных средств.

● Определенная экономическая и организационная обособленность и самостоятельность.

● Каждый орган выполняет определенные функции государства.

● Государственные органы обладают определенными материальными средствами, которые выделяются из бюджета.

● Физическим воплощением государственного органа выступают государственные служащие. Также в государственных органах работает вспомогательный персонал, который напрямую не связан с выполнением функций данного органа.

Компетенция означает юридически признанную возможность данного органа или должностного лица иметь и самостоятельно осуществлять определенные права, свободы, обязанности и полномочия. Юрисдикция означает такую же способность применительно к судебным органам.


Все субъекты правоотношений, чтобы реализовать свои права и обязанности, должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность - это способность иметь права и обязанности, а дееспособность-это способность своими осознанными действиями осуществлять принадлежащие ему права, а также исполнять возложенные на него обязанности. Правоотношения не являются неизменными, они всегда связаны с окружающими их условиями, которые могут иметь юридическое значение. Жизненные обстоятельства, с которыми законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений, называются юридическими фактами.

Основанием для классификации юридических фактов служит волевой фактор. По этому признаку они подразделяются на два вида: действия и события. События - это факты, которые наступают независимо от воли людей (например, достижение совершеннолетия, болезнь). Так, при достижении совершеннолетия возникают правоотношения по участию гражданина в выборах президента, органов государственной власти. При заболевании человека могут возникнуть правоотношения, связанные с получением им пособия по временной нетрудоспособности и т. д. Сознательные действия людей чаще служат причиной возникновения или прекращения конкретных правоотношений по сравнению с событиями. В свою очередь, этот вид юридических фактов делится на целый ряд разновидностей. Так, с точки зрения законности, все действия людей делятся на две большие группы: правомерные действия, которые соответствуют требованиям норм права (таких действий- преобладающее большинство) и неправомерные действия - правонарушения, которые противоречат правовым нормам, расходятся с ними.

Неправомерные действия (или правонарушения) делят по степени общественной опасности на проступки и преступления. Проступки, в свою очередь, делятся на гражданско-правовые, административные и дисциплинарные.

Степень общественной опасности различных правонарушений далеко не одинакова. Наибольшую общественную опасность представляют преступления. Они влекут за собой меры уголовного наказания. Проступки представляют меньшую социальную опасность, и лица, их совершившие, несут ответственность в гражданско-правовом, административном и дисциплинарном порядке.

Объектом правоотношения является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, по поводу чего и возникает правоотношение. Субъективное право открывает перед его обладателем возможность чем-либо владеть, пользоваться и распоряжаться, вести себя определенным образом, претендовать на действия других лиц. Перечисленные возможности подпадают под понятие объекта правоотношения.

Общим предметом (объектом) правового регулирования выступают общественные отношения – сложная категория, включающая многие элементы.

Существуют две основные концепции объекта правоотношения.

Монистическая концепция предполагает, что объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, так как именно действия людей подвергаются регулированию юридическими нормами и только человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие.

Плюралистическая концепция, в свою очередь, предполагает, что объекты правоотношений разнообразны. Нормы права оказывают влияние не только на людей, но и через них на объекты материального мира, социальные общности, государственные структуры, институты, организации, учреждения.

В качестве объектов правоотношений выступают:

· Материальные блага (вещи, предметы, ценности). Являются объектами гражданских правоотношений, реже – уголовных и административных.

· Нематериальные блага (жизнь, достоинство, свобода, безопасность, право на имя). Могут быть объектами уголовных, административных, чуть реже – гражданских правоотношений.

· Поведение, действия субъектов, услуги, результаты услуг. Это объекты правоотношений, которые прежде всего складываются в сфере управления (административное право), в области бытового обслуживания, хозяйственной деятельности (гражданское, предпринимательское право).

· Продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, скульптуры, научные открытия, изобретения, то есть результаты интеллектуального труда – чаще гражданско-правовые отношения).

· Ценные бумаги, официальные документы. Они выступают объектами правоотношения чаще всего при их утрате, восстановлении, оформлении дубликатов.

Человек в принципе может быть только субъектом, но не объектом правоотношения. Подпольная торговля людьми ведется, однако, это преступная, уголовно наказуемая деятельность.

Иногда считается, что ребенок в семейном праве может выступать объектом правоотношения (споры о воспитании, об изъятии ребенка). Однако в таких случаях объектом должны выступать интересы нормального воспитания ребенка, комплекс возникающих при этом прав и обязанностей.

Существует тенденция к унификации норм договорного права различных стран. Договорное право испытывает все большее воздействие международного права, в частности форм международного экономического права. Весьма своеобразно складываются договорные отношения в США. Источником правовых норм, применяемых для разрешения договорных споров, является сам договор, а не общие правовые нормы. Юристы предусматривают в договоре все, что касается споров по конкретным вопросам, происшедших в прошлом или могущих возникнуть в будущем. Поэтому договоры характеризуются детализацией и многословием, состоят из стандартных условий, подчас заимствованных из других соглашений.

Международное право. Отрасли международного права

Смысл этой концепции - в установлении в международных экономических отношениях преференциального (независимого льготного) режима для развивающихся государств в том, что касается использования сырья, промышленного экспорта, передачи технологий, кредитных отношений, ограничения деятельности транснациональных корпораций (ТИК). Основу международно-правового регулирования экономических отношений наряду с основными принципами международного права составляют специальные принципы международного экономического права, такие, как: принцип неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и естественными ресурсами, принцип свободы выбора формы организации внешнеэкономических связей, принцип экономической недискриминации, принцип равенства и взаимной выгоды государств в международных экономических отношениях, принцип развития взаимовыгодного сотрудничества в области торговли, экономики, науки и техники. Исключительное значение имеют договорные принципы: принцип наибольшего благоприятствования, принцип национального режима, принцип взаимности.

Франция. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии

В своих владениях они также пользовались большой политической властью. В самом низу феодальной лестницы находились рыцари (шевалье), которые вассалов не имели и выступали как сеньоры лишь по отношению к своим крестьянам. Взаимо между сеньором и вассалом строились на основе договора. Вассальный договор заключался публично, посредством торжественного обряда, суть которого заключалась во введении вассала во владение (инвеститура) и произнесении им клятвы верности своему сеньору (оммаж).

Система права

Метод регулирования в конституционном праве по преимуществу императивный. При регулировании прав и свобод человека и гражданина используется смешанный метод: граждане, реализуя свои права и свободы, вправе пользоваться или не пользоваться ими (например, право избирать и быть избранным), но все остальные граждане, юридические лица, органы государства и местного самоуправления, их должностные лица обязаны не препятствовать осуществлению этих прав и свобод. 2. Административное право - одна из крупнейших отраслей российского права. Предмет регулирования в административном праве - общественные отношения в сфере деятельности исполнительных органов государственной власти (правительства, федеративных министерств, иных федеральных органов власти, правительств и администраций субъектов РФ и т. д.). В этой отрасли в наибольшей мере, чем в остальных, используется императивный метод регулирования. В административном праве имеется множество запрещающих норм, в том числе предусматривающих ответственность за совершение административных правонарушений, много обязывающих норм и мало управомочивающих норм.

Основные теории происхождения государства

В этом марксистско-ленинский взгляд на происхождение государства перекликается с теорией насилия, в особенности в интерпретации К. Каутского. Второй подход к материалистической теории не придает решающего значения классовому фактору. Его суть состоит в том, что в результате экономического развития общества усложняются само общество, его производительные силы и распределительные отношения . Все это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства. Основные теории происхождения права Теологическая теория.

Византия. Источники права Византийской империи

Развод допускался по инициативе обеих сторон, но законные основания к нему существенно сокращались. Уважительными причинами расторжения брака считались покушение на жизнь супруга (или супруги), умолчание о подобном умысле других, проказа, супружеская неверность (со стороны жены), импотенция. Эклогой регулировались и отношения по наследованию. Оба вида наследования (по закону и по завещанию) находят отражение и здесь. Наследниками в равной степени могли быть лица обоего пола.

Понятие реализации права и ее формы

Средствами преодоления (восстановления) пробелов в праве является аналогия закона и аналогия права. При аналогии закона применяются нормы права, регулирующие сходные, аналогичные с рассматриваемыми отношения, содержащиеся в том же нормативно-правовом акте (кодексе и законах). Аналогия закона возможна и при применении другого, близкого по сути и основным принципам нормативно-правового акта. Такая ситуация складывается в семейном праве. Если же и это невозможно, то пробел в праве можно восполнить при помощи аналогии права - исходя из общих начал И смысла права.

Административное право. Понятие административного права

К предмету его регулирования было отнесено так называемое «внутреннее управление». В учебниках административного права того времени внутреннее управление определялось как «отношения между органами государственного управления и гражданами», как меры государства «в целях организации условий безопасности и благосостояния». В советский период развития нашей страны предмет административного права уточнялся и дополнялся. Наряду с общественными отношениями, складывающимися в сфере государственного управления, исполнительно-распорядительной деятельности к предмету правового регулирования административного права были отнесены внутриорганизационные отношения во всех государственных органах, учреждениях и предприятиях, а затем и отношения по общегосударственному контролю.

Механизм правового регулирования

117 УПК РСФСР. Ими являются: ♦ милиция; ♦ командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений; ♦ органы федеральной службы безопасности; ♦ начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов; ♦ органы государственного пожарного надзора Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; ♦ органы пограничной службы РФ; ♦ капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; ♦ федеральные органы налоговой полиции; ♦ таможенные органы. Органами предварительного следствия являются следователи прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции (ст. 125 УПК РСФСР). Механизм правового регулирования Механизм правового регулирования - это совокупность юридических средств, включающих в себя нормы права, правоотношения, правовую культуру, правовое сознание, при помощи которых осуществляется регулирующее воздействие права на общественные отношения. Целью и результатом правового регулирования является правопорядок, который представляет собой систему общественных отношений, устанавливающихся вследствие точного и неуклонного осуществления исполнения и соблюдения предписаний правовых норм всеми субъектами правоотношений. Понятие «правопорядок» тесно связано с понятием «общественный порядок». Общественный порядок в юридической науке понимается в узком и широком смысле.



Просмотров