Техносферная безопасность статья. «Техносферная безопасность» что это за специальность. В крупных городах для снижения вредного влияния загрязнения воздуха на человека применяют специальные градостроительные мероприятия: зональную застройку жилых массивов

1

В настоящее время к природным естественным опасностям прибавилась совокупность техногенных угроз, оказывающих негативное влияние на окружающую среду и, главное, здоровье человека. Глобальный технический прогресс вывел человечество на такой уровень загрязнений природной среды, что люди оказались в чрезвычайно опасном экологическом кризисе, который повернуть назад уже невозможно. Несмотря на многочисленные исследования проблем безопасности, включая анализ, прогнозирование и управление рисками, интегрированные подходы к решению природоохранных задач отсутствуют. Необходим новый экологический императив, который привел бы к императиву нравственному, утверждающему принципы коэволюции человека и природы, а следовательно, изменению структуры ценностей человека, смены мировоззренческих основ. В статье показаны некоторые возможные пути решения проблем экологической безопасности в контексте современного цивилизационного процесс.

технобезопасность

экологический императив

анализ риска

экологическая парадигма

техносфера

1. Быков А. А. О проблемах техногенного риска и безопасности техносферы // Проблемы анализа риска. - 2012. - № 3. - С. 4–6.

2. Малинецкий Г. Г. Перспективы и технологии управления стратегическими рисками в первой половине XXI века // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. -2013. - Т. 3, №. 2(5). - С. 15-17.

3. Марков Ю. Е. Кризис человека как отражение глобальных проблем человечества //Вестник Томского государственного университета.-2007. - № 304. - С. 45–48.

4. Рубанова Е. В.Экологическая парадигма // Известия Томского политехнического университета. -2007. - Т. 3, №. 2. - С. 75–81.

5. Рубанова Е. В. Проблемы современного экологического образования // Известия Томского политехнического университета. -2009. - Т. 315, №. 6. - С. 205-209.

6. Моисеев Н.Н. Актуальные проблемы глобальной нравственности // Глобальная нравственность / под ред. Н.Н. Моисеева. - М.: ИИЦ «Экспресс», Изд-во НИИ Общей педагогики, 1989. – 123 с.

7. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума.- М.: МНЭПУ, 1998. 226 с.

8. Моисеев Н. Н. Современный рационализм. - М.: МГВП КОКС, 1995. 376 с.

9. Моисеев Н. Н. Экология и образование. - М.: ЮНИСАМ, 1996. 190 с.

10. Реймерс Н.Ф. Концептуальная экология. Надежды на выживание человечества. - М.: Россия молодая, 1992. 367 с.

11. О природе ноосферного образования [Электронный ресурс]. URL:http://raen-noos.narod.ru/b-masl3.htm(дата обращения: 03.11.2009).

Стратегия устойчивого развития России предполагает поступательное движение к прогрессу техногенно-природных систем как основных адресатов повышения эффективности государственной экологической политики.

Однако, несмотря на множество механизмов экологического менеджмента, Россия в настоящее время не учитывает возможные сценарии развития государства и общества до 2030-2050 годов, то есть не имеет стратегического прогноза развития общества, экономики, энергетической системы .

Возникшая ситуация осложняется тенденцией расширения границ техносферы, а значит и усилением рисков техногенных катастроф. Масштабы последствий аварий, их количество постоянно растут. Важнейшей особенностью угроз катастроф в природно-техногенной сфере является невозможность их полного предотвращения и обеспечения гарантированной безопасности с нулевым риском. Анализ основных угроз, имеющих непосредственное отношение к национальной безопасности России, показывает, что их структура неоднородна.

При техногенных авариях и катастрофах возникают как отдельные, так и комбинированные поражающие факторы: отравление химически опасными веществами, бактериологическое заражение, радиационное излучение, взрывные и ударные волны, тепловое излучение, механическое повреждение, импульсные ускорения, электромагнитные нагрузки. Эти факторы воздействую на людей, объекты и окружающую среду. Н.Ф. Реймерсом сделан принципиальный вывод о том, что «...наступил момент, когда на человека воздействует... измененная человеком природа. Это - экологическая опасность. Эта опасность тем реальнее, чем выше технико-экономический потенциал и численность человечества» .

Таким образом, развитие техносферы усиливает риски и экологические катастрофы.

Анализ статистических данных показывает, что, хотя свыше 60% аварий происходит из-за ошибок персонала, центр технических проблем лежитвсе-таки в области управления . Принципиально новый арсенал технологических средств, методологических, биотехнологических, нанотехнологических, в т.ч. новых подходов в природопользовании -должны создать возможности управления рисками в XXI веке.

Возможные подходы решения проблем экобезопасности в техносфере на технологическом этапе развития современного общества предсказаны академиком В.А. Легасовым более 20 лет назад. Им определены несколько существенных показателей, которые будут приоритетными для современного технологического общества. В частности, оно должно быть:

Существенно менее энерго- и ресурсоемким;

Осуществившим диверсификацию энергоисточников и энергоносителей;
- соблюдающим принцип примата науки над промышленностью и осуществляющим "фундаментализацию" научной армии;

Максимально осуществившим переход от монофункциональности к принципу многофункциональности, синергизма и безотходности;

Значительно усилившим роль человеческого фактора.

Кроме того, важный аспект технобезопасности связан с развитием в обществе ценностей и разнообразных достижений с сохранением культурного наследия наций и народностей России. Насаждение избытка современных технократических идей в образовании и воспитании молодежи привело к чрезвычайно опасному экологическому кризису. И при таком подходе исходное состояние природы прошлого уже никогда не может быть.

Еще Н.Н. Моисеев говорил о необходимости новой философии экологической безопасности. Потребительская, присваивающая цивилизация, сделавшая своим фетишем прибыль во имя еще большей прибыли, утратила право на существование, ибо не решила практически ни одной социально значимой задачи разумного человеческого общества. Необходима новая экологическая парадигма - синтез рациональных желаний человека с его нравственной ответственностью перед природой и собственным внутренним началом. Реализация экологического императива невозможна без переосмысления целей и стимулов жизни. Отметим, что в нашей стране с конца 90-х годов появились центры по безопасности и риску, интегрирующие мировой опыт в области техногенеза, исследующие природоохранные механизмы, которые выявляют, прогнозируют и управляют рисковыми факторами во всех сферах деятельности человека.

Методология анализа риска стремительно развивается. Существуют научные школы, специализированные кафедры в высших учебных заведениях, осуществляющие профессиональную подготовку специалистов по риску и проблемам экобезопасности - Российское научное общество анализа риска, Русское общество управления рисками, Академия наук риска и др., издаются специализированные журналы по риску - "Проблемы анализа риска", "Управление риском" и другие.

Однако, оптимальных, единых подходов по вопросам проблем обеспечения технобезопасности в природоохранной политики России на сегодняшний день нет, и поэтому управление экологическим рисками приобретает особую актуальность.

Управленческие коррективы должны вести, в первую очередь, к принципиальным изменениям в самоорганизации человечества. Принцип потребительства, о котором говорилось выше, необходимо менять на «принцип солидарности», который невозможен без расширения сферы разума и духовности при внедрении культуры экобезопасности в методологию построения новых технологических систем для дальнейшего технического развития общества с минимальным риском аварий и катастроф.

Наступивший экологический кризис - это кризис человеческого эгоизма. Он ведет не только к угрозе полной потери ресурсообеспечения, но и ставит вопрос о существовании человечества в целом. Такие мыслители, как В. И. Вернадский, Тейяр де Шарден, Н. Н. Моисеев и др. явились первыми инициаторами смен парадигм в жизни человечества. Н.Н. Моисеев соотносит экологические кризисы с экономическими. Он подчеркивает, «что человечество следует «монополистической» установке в отношениях с окружающей средой, что и предопределяет появление экономических кризисов» .

Н.Н. Моисеев также полагает, что для этого необходимо научиться распознавать опасности и сущность угроз, осваивать новый образ мысли, чувств, жизни во всех её проявлениях, переходить к иной организации производительной деятельности. Цивилизационные подходы решения экологического, экономического, образовательного кризисов - это смена образа мыслей, мотивов, самокоррекционных устоев, разумная стратегия ресурсопотребления в масштабах не только России, но и всех стран («принцип солидарности»).

Такие стратегии управления были известны еще во времена Платона и Конфуция. «Разумные стратегии» предполагают идею «коэволюционных» отношений между человеком и природой. Об этом говорит Н. Н. Моисеев: «Стратегия будет касаться всех сфер жизни людей - технического развития, культуры, образования, нравственности... придется изменить всю систему общественных и межстрановых отношений, шкалы ценностей... в банальной трактовке устойчивого развитиявне контекста эпохи ноосферы каждая страна будет встречать и преодолевать кризисы, взлеты и падения, в непрерывных поисках, а это не устойчивое развитие....Требуется качественное совершенствование механизма эволюции и необходимо целенаправленное действие коллективного интеллекта... как инструмента самопознания и воли человека» .Стратегия разума - это выход из экологического и цивилизационного кризисов благодаря согласованным управленческим механизмам, культуре и духовности.

Формирование нового экологического императива должно быть связано и с парадигмой социального развития. Согласно представлениям некоторых экологов современности необходимы существенные изменения в мышлении человека . Подобные изменения возможны как в нравственном, так и в технологическом аспектах, причем первый из них является более значимым. Эту мысль высказывал и академик Н.Н. Моисеев:

Важно «осознание человеком необходимости опережающего решения нравственных проблем по сравнению с технологическим»;

Формирование единой общепланетарной нравственности, то есть утверждение экологического императива «не повреди биосферу»;

Недопущение войн, насилия в решении конфликтов;

Ощущение «общепланетарной общности».

Однако антропоцентризм неверно истолковывает «высоту» человека как венца творения Природы. Человек - «творит» природообустройство не с позиции ресурсосбережения, а с позиции ее неисчерпаемости. Это приводит лишь к отторжению общества самой природной средой. Природа при антропоцентрической экологической парадигме подчинена человеку, его практическим и эгоцентрическим интересам и целям. В такой системе отношения общества и природы приводят к безответственному и безнравственному порядку, точнее, беспорядку.

«Экологическая парадигма» представляет собой понятие, определяющее систему принципов и взглядов, ценностных и целевых мотиваций, которые характерны для эволюционного развития в системе «Человек-Природа-Общество».

Антропоцентрическая парадигма объявляет человека главным манипулятором природы. Природопользование подчинено прагматическим целям человека, а потому ресурсосбережение оказывается слабым звеном в деле охраны природы и экономном природопользовании.

Экологическая парадигма, которая должна прийти на смену антропоцентризма в период экологического кризиса на Земле, рассматривает человека и природу в гармонии, природопользование малоотходным, ресурсосберегающим, использующим альтернативные источники энергоносителей, развитие природы и человека в едином процессе коэволюции, что возможно при создании целостной, глобальной системы новых методологических, технологических, природоохранных мероприятий и технологий.

Кризис экономический вызывает кризис экологический и в свою очередь, кризис цивилизации, приводящий к кризису системы экологического образования и воспитания.Разделение абстрактного, логического и образного в мышлении человека через разграничение естественнонаучных, гуманитарных, технических дисциплин сформировало фрагментарное видение реальной социальной и естественнонаучной картины мира так, что системность взглядов на общество и природу сменяется хаотичностью, отсутствием интегрированных подходов к их изучению.

Некоторые авторы предлагают «концепцию ноосферного образования». Концепция ноосферного образования - это система научно-технических, гносеологических, методологических и практических взглядов на природу образования, возможности его эффективного достижения в обществе на этапе ноосферного перехода .

Ноосферное образование должно вносить в систему высшего образования новый мировоззренческий аспект. Причем оно должно быть внедрено в программы и технических, и гуманитарных, и естественнонаучных направлений. Отсюда - ключевое звено ноосферного образования - синергетика естественнонаучных и философско-гуманитарных наук, основ духовной культуры, позволяющая интенсифицировать творчество человека, выводить «мозговой потенциал» на уровень «разумных стратегий».

Новая парадигма не отрицает былые ценности системы научных и практических знаний, но переориентирует их на установки, способствующие ресурсосберегающему природопользованию, гармонизации отношений людей друг с другом и природой.

Человек как пользователь природной среды должен адекватно оценивать не только свои технологические, технические и иные возможности, но и учитывать силы природы, которые мощнее человеческих. Однако в современных условиях не происходит переосмысление ценностей жизни и взаимосвязей между человеком и природой.

Дальнейшие перспективы и проблемы общества зависят от «разумных стратегий», предполагающих рациональное и бережное отношение к природе. Причем, «разум» этот должен быть еще и нравственным. Проблема выживания человека связана с оценкой глобальных проблем современности, одной из которых является сохранение уникальной человеческой личности. Это проблема и естественников, и философов, и гуманитариев. Человек в современную эпоху научно-технического прогресса находится в хаосе парадоксов и противоречий, связанных с научно-техническим, социальным и нравственным развитием. Обездушивание человека, межличностных отношений, потеря духовности каждого индивидуума привело к деморализации и дезорганизации во всех сферах и системах общества, социальноэкономических, культурных, политических, включая оборонные и банковские.

У человека остается одна альтернатива - сохранить свою человечность, гуманность к другому человеку, природе, миру в целом. Для этого необходимо менять нравственно-нормативные механизмы управления в системе «Человек-Природа-Общество», развивать творческие возможности и быть ответственными за свои действия.

В своей работе Марков Ю.Е. пишет, что «...прагматизм и «холодный» расчет становятся определяющими в межиндивидуальных отношениях, они вытесняют милосердие и сострадание, стремление прийти на помощь в трудную минуту - все, что не может принести материальную выгоду. Перманентное соперничество и конкуренция, пронизывающая все сферы общества, рождают зависть к успеху других, чувство личной обделенности и неудовлетворенности достигнутым: стремительный рост различных материальных благ, предлагаемых обществом потребления, лишает человека гедонистического возможности достичь удовлетворения от обладания малым. Самодостаточность и обособленность, оторванность от других членов общества, отсутствие отношений, основанных на дружбе и взаимном доверии, лишенных всякого материального расчета, неизбежно ведут к одиночеству» .

Интуитивно любой человек осознает свое «Я», свою судьбу, свои ценности и цели. Если это личное, внутреннее начало он теряет, происходит кризис собственного «я». Так же и в обществе: деформация и десистемность социально-экономических, политических, образовательных, культурных связей приводит к кризису цивилизации в целом.

Поэтому новые управленческие и образовательные идеи требуют иных образовательных структур, университетов, в которых осуществлялся бы синтез гуманитарного, технического и естественнонаучного знания. Для этого необходимо отражение идей новой экологической парадигмы в учебных программах высшей и средней школы, разработка новых, интегральных подходов в экологическом образовании при подготовке управленцев и специалистов всех сфер деятельности.

Россия имеет для этого духовно-интеллектуальные генетические истоки, мощные возможности культуры, практику управления в самом широком смысле этого слова. Только при таком синтезе новых методологий и опыта исторически проверенных идей самосохранения станет возможной стратегия устойчивого развития Отечества в контексте современного цивилизационного процесса.

Рецензенты:

Удочкина Л.А. д.м.н., профессор, заведующая кафедрой анатомии, ГБОУ ВПО "Астраханский ГМУ, г. Астрахань;

Фельдман Б.В., д.б.н., доцент, заведующий кафедрой биологии с основами ботаники, ГБОУ ВПО "Астраханский ГМУ, г. Астрахань.

Библиографическая ссылка

Аношкина Е.В., Сентюрова Л.Г. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНОСФЕРЫ В СВЕТЕ НОВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23503 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Техносферная безопасность представляет собой специальность, работники которой осуществляют деятельность в сфере охраны труда. Также они обеспечивают промышленную безопасность различных технологических и производственных процессов. Деятельность может производиться как в нормальных условиях, так и в рамках чрезвычайных ситуаций.

Техносферная безопасность - важная специальность в современном мире

Абсолютно каждый специалист по охране труда, должен получить данную специальность, позволяющую полноценно выполнять свои обязательства.

Техносферная безопасность - это целое ответвление в области профессий по охране труда, к числу которых относятся:

Такое направление деятельности заинтересует ту категорию людей, которые желают работать в области пожарной, либо экологической, а также промышленной безопасности. Люди, получившие высшее образование в данном направлении, трудоустраиваются очень легко и в предельно короткий период получают руководящие должности. Повышенный спрос на специалистов этой профессии объясняется тем, что государство старается делать особый акцент на вопросах по охране труда на различных предприятиях. В связи с этим уровень спроса существенно превышает количество предложений.

Более подробно о специальности «Техносферная безопасность»

Если говорить более детально, специалисты этой профессии могут осуществлять деятельность в целом ряде направлений:

  • увеличение результативности применения природных ресурсов, а также экологической безопасности;
  • разработка методик обеспечения безопасности людей от воздействия антропогенных влияний;
  • повышение уровня потребительской стоимости разнообразных природных объектов;
  • выявление источников и показателей риска опасности на всевозможных предприятиях, независимо от сферы осуществляемой деятельности;
  • нахождение зон высокого риска техногенного влияния, а также поиск мер, позволяющих противостоять этому воздействию;
  • создание специализированной документации (проектно-конструкторская) в соответствии с профилем деятельности;
  • разработка требований безопасности, которые следует соблюдать при создании инновационных, а также инвестиционных проектов.

Все перечисленные навыки являются лишь незначительной частью перечня направлений деятельности, входящих в категорию «техносферная безопасность». Данное название на первый взгляд кажется узкоспециализированным, но в действительности специализация очень широка и используется почти на любом предприятии производственного типа.

В соответствии с действующим законодательством, каждый сотрудник организации, работающий на должности «Инженер по охране труда» (прим. должность упразднена, сейчас имеет название «Специалист по охране труда») должен обладать 2-летним стажем (требование к специалистам), либо иметь 5-летний опыт работы (требование к руководителям). Кроме этого сотрудник должен окончить высшее учебное заведение по данной специальности, либо пройти профессиональную переподготовку.

Особенности обучения по программе

Данная программа предоставляет возможность получить необходимые знания по различным специальностям в области техносферная безопасность. Если Вы являетесь специалистом этой сферы и претендуете на повышение, то обязательно должны пройти профессиональную переподготовку. Это не единственный случай, когда требуется пройти данного рода обучение.

В программу обучения включено множество тематик, к числу которых относятся:

  • особенности гос. управления охраной труда;
  • законодательная база охраны труда предприятия;
  • действующие нормативно-правовые акты, направленные на применение в направлении техносферной безопасности;
  • главные техносферные угрозы, их характеристики, свойства, а также особенности воздействия опасных и негативных факторов на природную среду и людей, меры организации защиты;
  • тонкости организации обучения по охране труда;
  • СУОТ (система управления ОТ) на предприятиях;
  • тонкости осуществления специального оценивания существующих условий труда, а также производственного контролирования;
  • ознакомление со средствами защиты, предназначенными для сокращения рисков столкновения с производственными опасными и вредными факторами;
  • организация необходимых медицинских обследований;
  • основы экологической, а также промышленной и электробезопасности;
  • тонкости осуществления анализа эффективности СУ охраны труда и др.

Те слушатели, которые успешно освоят программу профессиональной переподготовки и пройдут аттестацию, смогут получить документ, подтверждающий прохождение обучающего курса. Это диплом, а также протокол, свидетельствующий о прохождении проверки на уровень знаний в техносферной безопасности.

Технические на уки

Безопасность деятельности человека Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Горбовский А. С. (Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых)

ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Бурное развитие научно-технического прогресса, образование мегаполисов привело к появлению новых проблем в развитии техносферы, непосредственно связанной с нарушением экологического баланса среды обитания человека. Одной из главных проблем техносферной безопасности является обеспечение экологической и промышленной безопасности .

Выбросы в воздух, сбросы в водоемы, несанкционированные свалки - проблемы, с которыми приходится бороться экологам. Экологические отделы должны быть на каждом предприятии. Государство участвует в экологической политике, выстраивая ряд санкций и протекций по отношению к предприятиям, соответственно превышающим нормы, лимиты выбросов и ведущих добросовестную политику, направленную на снижение вредного влияния на окружающую среду .

В последние годы беспокойство специалистов и общественности вызывают вопросы, связанные с обеспечением безопасности в промышленности. Интерес к ним не случаен, вызван тенденциями развития НТП. В основе внимания к подобным вопросам лежат объективные, производственные причины.

Во-первых, для большинства типов промышленности характерно накапливание концентраций опасностей, на многих предприятиях находятся и(или) используются вещества, имеющие способность воспламеняться и гореть .

Во-вторых, потенциальные опасности реализуются. Если, конечно, не уделять им внимание и не решать проблемы, вызывающие их .

Современная техносфера по характеру катастроф сравнима с земными катаклизмами, разница одна - масштаб аварий определяется не природой, а самим человеком; он определяется подходом к обеспечению безопасности и тенденциями развития производства :

Интенсификацией, связанной с ростом технологических параметров (температуры, давления, энергонасыщенности, содержания опасных веществ), проявляющейся в постоянном возрастании мощности единичных объектов (блоков, аппаратов, установок и т.д.);

Комплексной переработкой сырья, ведущей к концентрации на единой площадке различных производств и опасностей разной природы, увеличению размеров промышленных комплексов;

Обновлением технологией, обостряющим противоречия между темпом научно-технического прогресса.

Перечисленные тенденции ослабляют безопасность предприятия. Понять несовершенство сложившегося подхода к обеспечению безопасности и выявить существо встающих проблем в большинстве случаев позволяет только анализ особенностей аварий современных предприятий.

Литература

1. Шарапов Р.В. Глобальные экологические катастрофы: миф или реальность? // Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, 2011, № 1(8) - С 14-16.

2. Соловьев Л.П., Булкин В.В., Шарапов Р.В. Существование человека в рамках техносферы // Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, 2012, № 1(11) - С 31-39.

3. Соловьев Л.П. Ресурсные показатели функционирования эколого-экономических систем // Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, 2011, № 2(9) - С 30-32.

4. Соловьев Л.П. Деградация эколого-экономических систем в условиях рыночной экономики // Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, 2011, № 3(10) - С 21-23.

5. Середа С.Н. Оценка параметров моделей системобеспечения безопасности // Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, 2011, № 1(08) - С 10-13.

6. Шарапов Р.В. Лесные пожары 2010 года и их причины // Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, 2010, № 7 - С 68-71

7. Шарапов Р.В., Зимин А.М. Количественная оценка массы горючих веществ, поступающих в окружающее пространство в результате возникновения аварийных ситуаций // Информационные системы и технологии. 2006. № 1-2. С. 244-247.

8. Соловьев Л.П., Булкин В.В. Комплексный подход в оперативном мониторинге степени пожароопасности территорий // Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, 2010, № 7 - С 59-62

9. Шарапов Р.В., Дунаева Е.В. Прогнозирование масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях на химически опасных объектах и на транспорте // Информационные системы и технологии. 2006. № 1-2. С. 239-243.

10. Середа С.Н. Оптимизация показателей безопасности технологических процессов // Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, 2011, № 2(09) - С 26-30.

11. Шарапов Р. В. Применение информационных технологий в задачах моделирования чрезвычайных ситуаций // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Охрана окружающей среды, транспорт, безопасность жизнедеятельности. 2011. № 2. С. 162-167.

12. Шарапов Р.В., Шарапова Е.В. Проблема интеграции электронных коллекций состояний экосистем // Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, 2009, № 6 - С 75-78. .

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Учебные вопросы:

1. Понятие техносферы.

Понятие техносферы

Техносфера

Таблица 2.1

Контакт Ненарушенная территория, % Нарушенная территория, %
Европа 15,6 19,6 64,8
Азия 43,6 27,0 29,4
Северная Америка 56,3 18,8 24,9


Модуль 2. Человек и техносфера

Учебные вопросы:

1. Понятие техносферы.

2. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности.

3. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.

Понятие техносферы

На всех этапах своего развития человек и общество непрерывно воздействовали на среду обитания. И если на протяжении многих веков это воздействие на биосферу было незначительным, то, начиная с середины XIX в. преобразующая роль человека в развитии среды обитания стала существенно возрастать.

В XX в. на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду, что привело к частичной, а в ряде случаев и к полной ее региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали следующие эволюционные процессы:

· рост численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация;

· рост потребления и концентрации энергетических ресурсов;

· интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства;

· массовое использование средств транспорта;

· рост затрат на военные цели и ряд других процессов.

В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания – техносфера.

Техносфера – среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социально-экономическим потребностям человека. Техносфера – детище XX в., приходящее на смену биосфере.

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, росту коммуникабельности, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами (улучшение медицинского обслуживания и др.) положительно сказалось на продолжительности жизни людей.

Компонентами техносферы являются объекты:

· природные (земля, недра, почты, поверхностные и подземные воды, растительный и животный мир);

· техногенные (все, что создано трудом и руками человека, включая простейшие орудия труда и созданные с их помощью антропогенные объекты).

Однако созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей. Появившиеся производственная и городская среды обитания оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований.

Появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах нашей планеты стала активно замещаться техносферой. Из табл. 2.1 видно, что на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами.

Таблица 2.1

Состав площадей на некоторых контактах Земли

Контакт Ненарушенная территория, % Частично нарушенная территория, % Нарушенная территория, %
Европа 15,6 19,6 64,8
Азия 43,6 27,0 29,4
Северная Америка 56,3 18,8 24,9

Опасность – центральное понятие наук о безопасности и всей сферы деятельности в этой области. Опасности являются неотъемлемой частью жизнедеятельности каждого человека, общества, государства, био- и техносферы. Опасность является негативным свойством объекта-источника. Опасность представляет угрозу только тогда, когда может причинить ущерб конкретному объекту.

Характеристикой опасности выступает риск как некоторая область ожидания опасности. В основу классификации рисков положены два разнородных типа: природный риск и техногенный риск. В соответствии с концепцией допустимого (приемлемого риска), принятой развитыми странами начиная с 70 – 80-х гг. ХХ в., именно уровень приемлемого (допустимого) лежит в основе представлений общества о соотношении качества жизни и безопасности. Величина этого уровня устанавливается государством законодательно с учетом социальных и экономических факторов. В целях исключения чрезмерного риска для отдельных категорий граждан водятся ограничения на деятельность. Это происходит, к примеру, при работе персонала на объектах с источниками повышенной опасности (профессиональный риск). Для ограничения риска создаются санитарно-защитные зоны промышленных объектов.

Величиной приемлемого (допустимого) риска считается величина 10 –6 .

Из сказанного выше следует, что в среде обитания человека постоянно существует и действует мир естественных, техногенных и антропогенных опасностей.

Естественные опасности, разделяемые на постоянно действующие (изменение погодных условий, освещенности земной поверхности и т. п.) и спонтанно возникающие (стихийные бедствия), хорошо известны человеку. Им найдены и широко используются средства и меры защиты от постоянно действующих естественных опасностей в виде комфортных салонов средств транспорта, уютных и благоустроенных производственных помещений, разнообразной одежды, соблюдения регламента пребывания в естественных условиях и т. п. При наличии необходимых материальных ресурсов и правильном отношении человека к этой группе опасностей они могут быть устранены полностью или ограничены допустимыми значениями.

Полностью устранить негативное влияние спонтанно действующих естественных опасностей человечеству до настоящего времени не удалось. Поэтому оно вынуждено нести порой весьма значительные потери как материальные, так и людские. Реально достигнутые успехи в защите человека от стихийных явлений сводятся к определению наиболее вероятных зон действий этих опасностей, их предупреждению и ликвидации последствий негативных воздействий.

Мир техногенных опасностей вполне познаваем, и у человека есть достаточно средств и способов для защиты от него. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены несовершенством техники и технологий, а также наличием отходов при любой форме деятельности. Принципиально воздействие вредных техногенных факторов может быть устранено человеком полностью, а воздействие техногенных травмоопасных факторов ограничено допустимым риском за счет совершенствования источников опасностей и применения защитных средств.

Антропогенные опасности во многом обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Часто это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления. Воздействие антропогенных опасностей может быть сведено к минимуму за счет обучения населения и работающих основам безопасности жизнедеятельности, хотя «право» на ошибку у человека будет существовать всегда,
а следовательно, полного устранения антропогенных опасностей ожидать не следует.

Современное состояние техносферы в России, к сожалению, не гарантирует высокого уровня реализации конституционных прав человека на безопасную жизнь. По-прежнему высоки, по сравнению с ведущими странами мира, принудительные потери работающих во многих отраслях экономики, потери на пожарах, потери населения, проживающего в крупных техносферных регионах из-за загрязнений и потери в ДТП.

Современное состояние техносферы и техносферной безопасности

Создавая техносферу, человек стремится к повышению комфортности среды обитания, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на продолжительности жизни людей.

Однако биосфера во многих регионах нашей планеты стала активно замещаться техносферой. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информация находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) природную среду.

В естественных условиях такие изменения наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, механизмы, оборудование, инструмент, сооружения и т. п.) и действиями человека.

Существует ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек-среда обитания»:

· комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия (создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки
для проявления наивысшей работоспособности, гарантии сохранения здоровья и среды обитания);

· допустимое, когда потоки не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности;

· опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая заболевания, и (или) приводят к деградации природной среды;

· чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий, информаций.

Из четырех состояний, перечисленных выше, лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям жизнедеятельности, а опасное и чрезвычайно опасное – недопустимы для процессов жизнедеятельности, человека, сохранения и развития природной среды.

Результат взаимодействия человека со средой обитания может измениться в весьма широких пределах: от позитивного до катастрофического, сопровождающегося гибелью людей и разрушением компонент среды обитания.


Рис. 2.1. Носители опасности

Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.

Пороговые или предельно допустимые значения опасностей устанавливается
из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды.

Соблюдение предельно допустимых значений потоков создает безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве и исключает негативное влияние техносферы на природную среду.

Воздействие травмоопасных факторов приводит к травмам или гибели людей, часто сопровождается очаговыми разрушениями окружающей среды и техносферы.

Воздействие вредных факторов длительное. Оно оказывает негативное влияние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным заболеваниям. Воздействия на природную среду, вредные факторы приводят к деградации флоры и фауны, изменяют состав компонентов биосферы.

При высоких концентрациях вредных веществ или при высоких потоках энергии вредные факторы по характеру своего воздействия могут приближаться к травмоопасным воздействиям. Так, например, высокие концентрации токсических веществ в воздухе, воде, пище могли вызывать отравления.

Уменьшить потоки веществ, энергий в зоне деятельности человека можно, уменьшая эти потоки на выходе из источника опасности или увеличения расстояния от источника до человека.

Для создания нормальных условий труда в производственных помещениях обеспечивают оптимальные или допустимые микроклиматические условия, содержания вредных веществ (пыли, газов) не выше предельно допустимых концентраций, а потоков энергии не выше предельно допустимых уровней.

В 1922г. замечательный российский ученый А. Е. Ферсман ввел термин « техногенез », характеризующий геохимическую деятельность человечества. После известных исследований В.И. Вернадского, показавших, что особенностью биосферы является неразрывная связь и взаимопроникновение живых организмов и неживой («косной») материи, в качестве важнейшего вывода он декларировал, что «человек становится крупнейшей геологической силой». Насущной задачей являлась необходимость количественных оценок «геологической силы человека». В современном понятии техногенез - это процессы перемещения (перераспределения), происходящие в результате технической деятельности людей (В. А. Алексеенко, 2000 г.)

Так с конца XIX века начали происходить значительные изменения в окружающей человека среде обитания. Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее значение и в населенных людьми регионах стала складываться новая сфера, главным составляющим которой становится иной, ранее природе неизвестный вид деятельности - производственная и непроизводственная деятельность человечества со своими законами, материальными и энергетическими потоками.

Вторгаясь в природу, законы которой еще далеко не познаны, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания - техносферу.

Техносфера - это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств, в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями. Она создана для обеспечения человека комфортными условиями проживания и защиты от опасностей естественных процессов и явлений природы. К техносферным относятся условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков.

Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать. В процессе жизнедеятельности человек непрерывно взаимодействует не только с естественной средой, но и с людьми, образующими так называемую социальную среду. Она формируется и используется человеком для продолжения рода, обмена опытами знаниями, для удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей.

Являясь частью биосферы, человечество в своей деятельности вступает в постоянный контакт с биосферой, а деятельность человека, развиваясь в пределах физических химических, биологических и других состояниях биосферы, в то же время оказывает влияния на природные процессы, происходящие в биосфере. Природные процессы все теснее переплетаются с антропогенными процессами, между ними усиливаются обмены веществом и энергией, возрастает обмен информацией.

Антропогенные, то есть вызванные деятельностью человека, изменения окружающей среды приобрели во второй половине XX века такие размеры, что человек прямо или косвенно сам стал их жертвой. Антропогенная деятельность, не сумевшая создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе, явилась первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе.

Так, созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей. Появившиеся производственная и городская среды обитания оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований. Таким образом, современному человеку приходится решать проблемы связанные не только с обеспечением комфортной жизни к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий, но и с возникающими проблемами техносферной безопасности.

Следует отметить, что именно поэтому в последнее десятилетие стало активно развиваться учение о безопасности жизнедеятельности в техносфере, основной целью которой является защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение негативных воздействий до допустимых значений. Безопасность жизнедеятельности, в первую очередь, наука о безопасном взаимодействии человека с техносферой и природой.

Цель моего реферата изучить современные проблемы техносферной безопасности, изучить техносферу и ее воздействия на человека и природу.

  • - описать новые техносферные условия обитания человека в зонах техносферы.
  • - описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее элементов (предприятия, машины, приборы и т.п.);
  • - описания негативных факторов в пространстве и во времени с учетом возможности их сочетанного воздействия на человека в техносфере;
  • - охарактеризовать негативные воздействия техносферы на человека и окружающую среду;
  • - показать как человечество борется с современными проблемами, возникающих в техносфере.

техносфера опасность человек негативный



Просмотров