Ук рф выдача лиц совершивших преступление. Выдача граждан рф иностранному государству

Текст Ст. 63 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

В статье 14 Всеобщей декларации прав человека ООН предусматривается, что каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право, однако, не может быть использовано в случае преследования, действительно основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации объединенных Наций.

В развитие ст. 14 Всеобщей декларации в рамках ООН были приняты специальные международно-правовые документы, посвященные правам беженцев. Так, согласно Конвенции ООН по правам беженцев 1951 г., временное убежище предоставляется людям, которые покидают территории, где идет война. Декларация ООН о территориальном убежище, принятая единогласно 14 декабря 1967 г., предусматривает, что «убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений» (ст. 1, ч. 1 и 2).

Декларация ООН о территориальном убежище устанавливает, что оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве (ст. 1, ч. 3).

По российскому законодательству беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое, в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального закона от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ «О беженцах»).

Из данного определения следует, что к беженцам относятся не только лица, преследуемые по политическим убеждениям. Основанием получения статуса беженца может быть преследование по расовым, религиозным, национальным, социальным причинам. Конституция РФ непосредственно регулирует лишь возможность получения политического убежища. В соответствии с ч. 1 ст. 63 Конституции РФ Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Порядок предоставления политического убежища в Российской Федерации урегулирован Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. (с изм. от 2003 г.), которым было утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища*(286).

2. Конституционными положениями определяются условия и порядок выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступлений, иностранному государству. Основанием является федеральный закон и международный договор. Речь идет об иностранных гражданах и лицах без гражданства, так как запрет выдачи российских граждан установлен Конституцией РФ.

Уголовный кодекс РФ от 13 июля 1996 г. в ст. 13 закрепляет, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. В свою очередь, иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации. Следовательно, выдача лиц, обвиняемых в совершении преступлений, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах производится на основе процедуры, предусмотренной нормами уголовного закона России и международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с международным правом выдача не разрешается, если правонарушение, по причине которого поступила просьба о выдаче, рассматривается запрашиваемым государством как правонарушение политического характера, если имеются веские основания полагать, что просьба о выдаче имеет целью судебное преследование, наказание лица по признаку расы, вероисповедания, национальности, этнической принадлежности, политических взглядов, пола или статуса или что такому лицу может быть нанесен ущерб по любой из этих причин.

Международное право исключает из числа преследуемых по политическим убеждениям лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, незаконный захват воздушных судов и заложников, акты терроризма.

Выдача лиц, совершивших преступление

Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Под выдачей преступников (или экстрадицией) понимается передача лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении, одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении последнего обвинительного приговора.

Международные договоры о выдаче преступников могут носить многосторонний (или двусторонний (характер.

В международных договорах о выдаче применяется термин «преступление, влекущее выдачу». К таким обычно относятся деяния, которые в соответствии с законодательством обеих сторон (в двусторонних договорах) или всех участников (в многосторонних договорах) являются преступлениями и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание.

Выдача не производится, если:

а) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства;

б) лицо в запрашиваемом государстве получило право убежища;

в) уголовное дело в отношении лица не может быть возбуждено или лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности вследствие истечения сроков давности или по другим законным основаниям;

г) если преступление по законодательству договаривающихся государств преследуется в порядке частного обвинения.

В соответствии с ч.2 ст.63 Конституции РФ в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Вопрос 11 Толкование уголовного закона и его виды

Толкование уголовного закона - это уяснение содержания закона в целях его точного и одинакового применения на всей территории России.

По субъекту толкования последнее может быть:

а) легальным (аутентичным) - осуществляется Государственной Думой ФС РФ. Такое толкование имеет обязательную силу и по существу является таким же законом как и УК РФ ;

б) судебным (казуальным) - осуществляется любым судом по конкретному уголовному делу или категориям преступлений; обязательной силой для судов нижестоящей юрисдикции обладает толкование, данное в решениях Верховного Суда РФ;

в) научным или доктринальным - осуществляется учеными и не имеет обязательной силы.

По приемам толкование может быть:

а) грамматическим или филологическим - разъяснение правовых терминов с помощью правил грамматики, синтаксиса (например, толкование терминов «хранение», «сбыт», «приобретение» наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в диспозиции ст. 228 УК РФ );

б) систематическим - уяснение содержания закона посредством его сопоставления с другими статьями УК РФ или другими законами (например, признак причинения тяжкого вреда при совершении особо квалифицированного разбоя отсылает к ст. 111 УК РФ);

в) историческим - уяснение исторических причин принятия или отмены законов (например, введения в УК РФ ст. 2151 «Прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения».)

По объему толкование может быть:

а) буквальным - производится в точном соответствии с текстом закона;

б) ограничительным - означает применение текста Уголовного кодекса к более узкому кругу случаев;

в) расширительным - предполагает применение УК РФ к большему числу случаев, чем это вытекает из его текста.

CGI script error

Ошибка исполнения CGI приложения

Русское описание

Пользователь превысил лимит на количество одновременно исполняемых CGI. В данный момент исполнение невозможно. Попробуйте позже.

English description

Site has exceeded maximum processes limit Execution of CGI is impossible, try again later.

В случае, если вы не можете решить проблему самостоятельно - напишите о ней на (Unix хостинг) или (Windows хостинг)

Хостинг предоставлен компанией AGAVA. Другие проекты компании:

Интернет-услуги и сервисы
Хостинг, Colocation, аренда серверов, Раскрутка, Бесплатный хостинг файлов, Владельцам сайтов, Почта,

Бизнес и экономика
Банки, Инвестиции, Недвижимость, Страхование, Торговля,

Комментарии к законам

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Комментарий к статье 13
1. Выдача преступников - это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно - процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для приведения в исполнение вынесенного приговора.
2. В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории которого они совершили преступление, в случае, когда они находятся на территории другого государства.
3. Принципиальные положения о выдаче преступников содержатся в Конституции РФ. Так, в ст. 61 Конституции говорится: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Эта позиция закреплена и в УК.
4. В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим или религиозным мотивам.
Лица, совершившие не политические, а общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Однако единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища решается, исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории которого это лицо находится.
Следует отметить, что аналогичное решение содержится в законодательстве многих развитых государств.
5. Статья 63 Конституции РФ устанавливает принцип предоставления убежища иностранным гражданам. В ней говорится:
«1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации».
6. Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, которое вступило в силу с 1 августа 1995 г. . В этом Положении декларируется, что «Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно - политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом» (ст. 2).
Указ Президента РФ от 26.07.1995 N 763 «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации» утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 21.07.1997 N 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища». -----------
СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 3095.
7. В ст. 5 этого Положения указывается, что «политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если лицо преследуется за пределами Российской Федерации за действия или бездействие, признаваемое в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций».
8. Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется Указом Президента РФ (ст. 3 Положения).
9. УК в ст. 13 устанавливает возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и совершивших преступления в иностранном государстве в соответствии с международным договором РФ. Такие договоры о правовой помощи Россия заключила с рядом стран СНГ.
При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем. Так, Израиль выдал Советскому Союзу преступников, которые захватили детей в качестве заложников, потребовали самолет, большую сумму денег и улетели в Израиль, хотя в этот период между Израилем и Советским Союзом не было не только международного договора, но и дипломатических отношений.
10. В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда:
преступление совершено на его территории;
преступник является гражданином этого государства;
преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.
11. В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах. Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период Второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран.
12. Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:
Первое - преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности).
Второе - если по законам страны, требующей выдачи, за это преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, того, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
Такие гарантии выдавались в практике международных отношений латиноамериканских государств по поводу выдачи лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку ряд этих стран отменил смертную казнь, а другие ее сохраняют.
13. Требование о выдаче преступника может иметь место для привлечения его к ответственности, и в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.
14. Выдача преступника может преследовать цель и применения к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.
15. Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбывания наказания.
16. В соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или подвергаться заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившего выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица.
Раздел II. ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Глава 3. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Вернутся в раздел Комментарии к законам

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 13 УК РФ

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является. Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству, что реализовано и в ч. 1 комментируемой статьи . Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.

2. В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи). Так, например, государства — участники СНГ приняли 22 января 1993 г. Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья. Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472; Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1997. N 2.

СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129; 2000. N 23. Ст. 2348.

Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством России и запрашивающего о выдаче государства являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (одного года) или к более тяжкому наказанию.

3. В большинстве международных договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. В частности, если:

а) на момент получения требования уголовное преследование согласно российскому законодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по другому законному основанию;

б) в отношении лица, выдача которого требуется, в Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;

в) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего о выдаче государства или российским законодательством преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

В соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством выдача лица, совершившего преступление, осуществляется на основе взаимности (гл. 53 — 55 УПК). Это означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача. В ст. 464 УПК сформулированы основания отказа в выдаче лица для уголовного преследования или для исполнения приговора.
———————————
БВС РФ. 2003. N 10. С. 19 — 20; 2005. N 2. С. 13 — 14.

4. Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права . Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 12.07.2012), определено, что Россия предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища (ст. 2). Политическое убежище не предоставляется, если лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН (ст. 5) . Предоставление политического убежища производится указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. В этой связи предоставление политического убежища означает и недопущение выдачи лица, которому оно предоставлено, другому государству.
———————————
См. также: Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г. и Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

1. Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится преступник, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник. Конституция (ч. 1 ст. 61) устанавливает: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Это положение зафиксировано и в ч. 1 комментируемой статьи. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК подлежат уголовной ответственности по российскому законодательству.

Статья 13

1. Под выдачей преступников (или экстрадицией) в международном и уголовном праве понимается передача лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении, одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении последнего обвинительного приговора.

Статья 13

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является. Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству, что реализовано и в ч. 1 комментируемой статьи. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.

Часть 1 ст. 13 УК устанавливает, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Закон, говоря о гражданине, совершившем преступление, исходит из того, что его поведение рассматривается в качестве такового уголовным законодательством не только иностранного государства, но и Российской Федерации. Категорический запрет выдачи российских граждан, совершивших преступление на территории иностранного государства, этому государству основывается на принципе гражданства действия уголовного закона в пространстве, закрепленном в ст.

Российское уголовное право

Воспользовавшись этим правом, Российская Федерация, к примеру, не включила в категорию политических преступления, предусмотренные Конвенцией о борьбе с захватом заложников 1979 г. Важно также подчеркнуть, что субъектом рассматриваемых преступлений наряду с иностранным гражданином может выступать любое лицо без гражданства, независимо от того, постоянно или временно оно проживает на территории РФ. В этом убеждает сопоставительный анализ ч. 1,3 ст. 12 и ч. 2 ст. 13 УК РФ.

Статья 13 УК РФ

9.7. В соответствии со ст. 11 Европейской конвенции в выдаче может быть отказано в случае, когда преступление, в связи с которым она запрашивается, наказывается смертной казнью по закону запрашивающей стороны и когда в отношении такого преступления в запрашиваемом государстве смертная казнь не предусмотрена законом или обычно не приводится в исполнение, если только запрашивающая сторона не предоставит гарантий, которые запрашиваемая сторона сочтет достаточными, что смертный приговор не будет приведен в исполнение. Поскольку в Российской Федерации не применяется смертная казнь, то она может использовать данную норму при рассмотрении запроса о выдаче, поступившего от другого участника этой Конвенции.

Выдача лиц, совершивших преступление

Отказ в выдаче лица, совершившего преступление за пределами России, не освобождает ее от обязанности обеспечить уголовное преследование в соответствии с национальным законодательством с учетом принципов гражданства и универсального. Выдача лица для исполнения наказания имеет те же международно-правовые основания, что и для обеспечения уголовного преследования. При этом юридическим основанием служит обвинительный приговор, вынесенный судом иностранного (запрашиваемого) государства в отношении лица, яачяющегося гражданином запрашивающего государства. Выдача для исполнения приговора возможна только при условии, что в обоих государствах совершенное лицом деяние признается преступлением, а виновное лицо осуждено за него к наказанию в виде лишения свободы.

Статья 61 Конституции России

Наряду с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» обязательство государства по защите и покровительству граждан получило свое развитие и уточнение в Федеральном законе от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»*(283). Согласно ст. 3 данного Закона, граждане России, проживающие за рубежом, относятся к числу соотечественников. Закон определяет содержание и основы политики Российской Федерации в отношении названной категории граждан. Содержание государственной политики представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 5 Закона). Законом предусматривается поддержка соотечественников в области прав и основных свобод человека и гражданина, в социальной сфере, а также в области культуры, языка и образования, информации.

Статья 13

2. Часть 1 ст. 13 УК, основывающаяся на ст. 61 Конституции РФ, не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств. Вопрос о преступности и наказуемости деяния в таком случае решается в соответствии с нормами УК.

Экстрадиция в России

Основанием для выдачи иностранца или лица без гражданства по запросу иного государства является наказуемость инкриминируемого деяния по уголовному закону Российской Федерации и закону запрашивающего государства. Не допускается отказ в выдаче требуемого лица при несовпадении отдельных лишь формальных признаков состава преступления либо в юридической квалификации деяния. При таких обстоятельствах суд исследует фактические обстоятельства имевшего место деяния и его наказуемость по законам обоих государств.

Статья 13 УК РФ

1. Институт выдачи преступника (экстрадиция) состоит в передаче лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству. Последнее может быть государством, чьим гражданином является преступник либо на территории которого совершено преступление, либо в соответствии с международными договорами имеющим право запрашивать о выдаче.

Выдача граждан рф иностранному государству

2.Экстрадиция - акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных международных договоров и российского законодательства, заключающийся в выдаче иностранному государству лица, которое является обвиняемым в совершении преступления, направленного против интересов этого государства, тем государством, на территории которого находится данное лицо, а также выдача иностранным государством РФ ее гражданина, обвиняемого в совершении преступления по УК РФ, для привлечения указанных лиц к уголовной ответственности.

Статья 63 Конституции РФ

Предоставление РФ политического убежища производится указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Выдача граждан рф иностранному государству

В понятие «иностранные граждане» включаются разные кате­гории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданст­ва. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разреше­ние и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских су­дов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родствен­ники российских граждан и др.). Особую группу составляют бе­женцы, правовое положение которых регулируется специальны­ми актами.

Сводный перечень вопросов и ответов по основам законодательства РФ

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов Российской Федерации. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки городского типа, поселки, сельские поселения.

Выдача преступников – комплексный правовой институт, обеспечивающий неотвратимость уголовного преследования вне зависимости от места совершения преступления и гражданства лица, его совершившего. Целью экстрадиции является оказание государствами друг другу помощи по розыску, привлечению к уголовной ответственности, преданию суду и наказанию лиц, совершивших преступления.

В самом общем виде под выдачей преступников (экстрадицией ) понимается передача лица, совершившего преступление, государством, на территории которого он находится, государству места совершения преступления или иному заинтересованному государству для уголовного преследования или исполнения назначенного наказания.

Институт выдачи регулируется нормами международного и национального права. На международном уровне регламентация экстрадиции осуществляется на основании многосторонних и двухсторонних соглашений РФ. Этими договорами устанавливается обязанность государствучастников выдавать друг другу по требованию лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания. Содержательно они могут быть посвящены вопросам выдачи и оказанию правовой помощи в целом (Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г., Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.) или вопросам борьбы с отдельными видами преступлений (Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. и т.д.).

При отсутствии международного договора выдача может осуществляться также на основании принципа взаимности. Принцип взаимности означает, что государство, направившее запрос о выдаче, берет на себя обязательство в аналогичной ситуации по запросу запрашиваемого государства произвести выдачу.

Частью 1 ст. 13 УК РФ установлено, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Эта норма уголовного закона воспроизводит положение ст. 61 Конституции РФ, в которой говорится: "Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству".

В соответствии с ч. 2 ст. 13 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Среди международных соглашений России, регламентирующих правила экстрадиции, первостепенное значение имеет Европейская конвенция о выдаче 1957 г., которую Российская Федерация подписала и ратифицировала с незначительными оговорками. В данной Конвенции определены общие основания и условия выдачи и основания отказа в ней.

Основанием выдачи является просьба иностранного государства. Основанием для направления запроса – осуществление в государстве уголовного преследования в отношении данного лица или наличие вступившего в силу обвинительного приговора.

Если выдача запрашивается одновременно более чем одним государством за одно и то же преступление или за различные преступления, запрашиваемое государство принимает свое решение с учетом всех обстоятельств, и особенно с учетом относительной тяжести и места совершения преступления, соответствующих дат просьб, гражданства требуемого лица и возможности последующей выдачи другому государству. Решение вопроса при наличии коллидирующих запросов остается за запрашиваемым государством.

Условиями выдачи являются двойная криминальность, конкретность (специализация) выдачи и экстрадиционный характер преступления.

Принцип двойной криминальности (тождественности) нашел свое отражение в ст. 2 названной Конвенции: выдача осуществляется в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающей стороны и запрашиваемой стороны. В национальном законодательстве этот принцип закреплен в ст. 460 и 462 УПК РФ. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что для осуществления выдачи не требуется текстуальной тождественности нормы, достаточно лишь их содержательного совпадения.

Содержание правила конкретности определено в ст. 14 данной Конвенции: лицо, которое было выдано, не подвергается уголовному преследованию, не может быть осуждено или задержано в целях исполнения приговора или постановления об аресте за любое преступление, совершенное до его передачи, кроме преступления, в связи с которым оно было выдано. Следственные и судебные органы запрашивающего государства ограничены содержанием и объемом обвинения, которое послужило основанием выдачи лица. Этот принцип конкретизирован и в нормах российского законодательства. В ст. 461 УПК РФ указано, что лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.

В соответствии со ст. 2 Европейской конвенции о выдаче она осуществляется в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой стороны лишением свободы сроком, по крайней мере, на один год или более серьезным наказанием. В тех случаях, когда осуждение и тюремное заключение или постановление об аресте имеют место на территории запрашивающей стороны, установленный срок наказания должен составлять не менее четырех месяцев. В соответствии со ст. 462 УПК РФ выдача осуществляется лишь в отношении достаточно серьезных преступлений, наказание за которые составляет не менее одного года лишения свободы или предусмотрено более серьезное наказание, хотя на основе принципа взаимности выдача возможна и в отношении преступлений, наказуемых лишением свободы сроком менее чем на один год. Если выдача осуществляется для исполнения ранее назначенного наказания, до его окончания должно оставаться не менее шести месяцев.

Процедура осуществления выдачи в Российской Федерации регулируется нормами гл. 54 УПК РФ. Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории РФ, обвиняемого в совершении преступления или осужденного судом иностранного государства, или направление запроса о выдаче иностранному государству принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Решение о выдаче может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было принято, в судебном порядке.



Просмотров