К основным принципам экологического права рф относятся. Основные принципы экологического права. Нормативные правовые акты

При заключении трудового договора работник знает, что он в процессе труда обязан подчиняться единоначальнику на производстве все время действия его трудового договора. Это второй аспект понятия дисциплины труда как необходимый элемент трудового правоотношения работника.

Третий аспект понятия трудовой дисциплины как реализация основною принципа трудового права – обеспечение исполнения обязанности работника добросовестно трудиться в избранной сфере деятельности – соблюдать дисциплину труда.

И, наконец, четвертый аспект дисциплины труда – это соответствующий институт трудового права, т.е. система правовых норм, регулирующих внутренний трудовой распорядок, предусматривающий обязанности работника и работодателя (его администрации), меры поощрения за успехи в труде, порядок их применения, виды и меры ответственности за нарушение дисциплины груда и порядок их применения, что соответствует разделу VIII Трудового кодекса (ст. 189–195).

Дисциплина труда, указывает ст. 189 Кодекса, – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации. Работодатель же в соответствии с указанным законодательством обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка, регламентирующими в соответствии с трудовым законодательством порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, меры поощрения работников и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации (ст. 189 ТК).

Дисциплина труда различается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле – это система норм о дисциплине труда, т.е. институт трудового права и установленный на данном производстве внутренний трудовой распорядок. В субъективном – это элемент трудового правоотношения работника и его обязанность соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, дисциплину труда.

Есть еще один аспект – степень соблюдения трудовой дисциплины данным трудовым коллективом производства, его частями (цехами, отделами и т.д.) и конкретным работником. Работник обязан соблюдать также должностные инструкции, функциональные обязанности, предусмотренные квалификационным справочником по его должности, работе, а также противопожарные, санитарные инструкции данного производства. Работодатель (администрация) обязан обеспечить надлежащий уровень дисциплины труда на производстве и реагировать на ее нарушение отдельными работниками.


Дисциплина труда на производстве включает соблюдение технологической и производственной дисциплины. Технологическая дисциплина – это соблюдение технологии изготовления продукта производства, технологического процесса его изготовления. Производственная дисциплина – это часть трудовой дисциплины должностных лиц администрации, обязанных организовать неразрывность технологического процесса, своевременность поставок материалов, инструментов, оборудования, согласованность работы отдельных подразделений производства, чтобы обеспечить ритмичную, четкую работу всего производства.

Значение дисциплины труда заключается в том, что она:

– способствует достижению высокого качества результатов труда каждого работника и всего производства, работе без брака;

– позволяет работнику трудиться с полной отдачей, проявлять инициативу, новаторство в труде;

– повышает эффективность производства и производительность труда каждого работника;

– способствует охране здоровья во время трудовой деятельности, охране труда каждого работника и всего трудового коллектива: при плохой трудовой дисциплине больше аварий и несчастных случаев на производстве;

– способствует рациональному использованию рабочего времени каждого работника и всего трудового коллектива.

Методы обеспечения трудовой дисциплины необходимы для создания организационных и экономических условий для высокопроизводительной работы. Следующие три метода взаимосвязаны: сознательное отношение к труду, методы убеждения, воспитания и поощрение за добросовестный труд, а для нерадивых, недобросовестных работников – применение в необходимых случаях мер дисциплинарного и общественного воздействия.

Создание необходимых организационных и экономических условий для высокопроизводительной работы возложено на работодателя, который обязан обеспечить нормальные для этого условия труда:

– исправное состояние машин, станков и приспособлений;

– своевременное обеспечение технической документацией;

– надлежащее качество материалов и инструментов для работы и их своевременная подача;

– своевременное снабжение производства электроэнергией, газом для выполнения работы и иными источниками энергопитания;

– безопасные и здоровые условия труда (соблюдение правил и норм техники безопасности, необходимое освещение, отопление, вентиляция и другие факторы, отрицательно влияющие на здоровье работников, и т.д.).

Если хотя бы одно из указанный условий работодатель (администрация) не обеспечил для работника, это влияет на выполнение им нормы труда, снижает и дисциплину. Поэтому-то законодатель на первое место в методы обеспечения дисциплины труда включил создание нормальных условий работы для выполнения норм труда. Но все они относятся к воспитанию добросовестного, сознательного отношения к труду, работник должен работать на совесть (не манкировать, не халтурить). В трудовых коллективах создается обстановка нетерпимости к нарушениям трудовой дисциплины, строгой товарищеской требовательности к работникам, недобросовестно выполняющим трудовые обязанности. Они могут обсуждать на собраниях нарушителей трудовой дисциплины.

Термин "дисциплина труда" может употребляться в различных значениях. В частности, дисциплина труда может быть связана с технологической дисциплиной труда, которая предполагает соблюдение установленных законодательством технических правил в процессе трудовой деятельности. Однако технологическая дисциплина является лишь частью дисциплины труда, поскольку помимо технических в процессе трудовой деятельности следует соблюдать и иные правила поведения. Например, трудовая деятельность должна протекать в установленное время, выполнение трудовых обязанностей должно происходить в интересах работодателя, который обязан создавать для этого необходимые условия труда.

Н.Г. Александров подчеркивал, что именно трудовая дисциплина является основным отличительным признаком трудового правоотношения. Обязанность блюсти дисциплину труда есть одна из обязанностей в ряду других обязанностей трудящегося как субъекта трудового правоотношения. Она обнимает все эти обязанности, как, например, обязанность соблюдать установленную продолжительность рабочего дня, выполнять указания администрации и т.д.

В различных отраслях знаний применяется термин "производственная дисциплина". Данный термин обозначает существующий порядок на производстве, он шире понятия "трудовая дисциплина" или "дисциплина труда". Помимо трудовой, в производственную дисциплину, в частности, входят: обеспечение четкой и ритмичной работы организации, обеспечение работающих сырьем, материалами, средствами для выполнения трудовой функции и т.д. Поэтому дисциплина труда является составной частью производственной дисциплины. При этом дисциплина труда призвана обеспечить правомерное поведение работника и представителей работодателя на производстве путем выполнения возложенных на них обязанностей и реализации корреспондирующих им прав. В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что полномочные представители работодателя несут ответственность в целом за соблюдение трудовой дисциплины. Тогда как работники отвечают за соблюдение производственной дисциплины в рамках возложенных на них трудовых обязанностей, то есть в части соблюдения трудовой дисциплины.

Как правовая категория дисциплина труда может рассматриваться в 4 аспектах. Во-первых, как институт трудового права. Как институт трудового права дисциплина труда представляет собой совокупность норм права, которые имеют следующий предмет правового регулирования:



1) регулируют внутренний трудовой распорядок организации;

2) устанавливают взаимные права и обязанности работников и работодателей;

3) определяют меры поощрения за успехи в труде;

4) определяют меры дисциплинарной ответственности работников за неправомерное поведение в процессе трудовой деятельности. Отметим, что права работника корреспондируют в обязанности работодателя и, наоборот, права работодателя корреспондируют в обязанности работника. Несоблюдение работником своих обязанностей приводит к возникновению у полномочных представителей работодателя права на его привлечение к дисциплинарной ответственности. В свою очередь несоблюдение работодателем своих обязанностей в области применения норм о дисциплине труда приводит к лишению работника корреспондирующих этим обязанностям прав. Но при этом работники не имеют полномочий по привлечению нарушителей к дисциплинарной ответственности. В связи с чем можно говорить о неравенстве прав работников и работодателей, полномочные представители которых имеют возможность привлечь провинившихся работников к дисциплинарной ответственности. Данное неравенство должно компенсироваться наличием у работников права на самозащиту трудовых прав. Использование работниками данного права позволяет им отказаться от выполнения возложенных обязанностей, например, от выполнения трудовой функции в ответ на ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей, в частности по созданию необходимых условий труда.



Во-вторых, дисциплина труда может рассматриваться как элемент трудовых отношений, то есть как их составляющая часть. В ч.1 ст.189 ТК РФ11 дисциплина труда определена как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными законами, соглашениями, коллективным договором и другими локальными нормативными правовыми актами организации, трудовым договором. Таким образом, как составляющая часть трудовых отношений, дисциплина труда определена через обязанности работников по соблюдению соответствующих правил поведения. Установленные надлежащим образом обязанности работников корреспондируют в права работодателей, полномочные представители которых могут привлекать нерадивых работников к дисциплинарной ответственности. Работодатель вправе освободить работника от выполнения возложенных на него обязанностей без ограничения трудовых прав.

Подобное освобождение работника от обязанностей является улучшением его положения по сравнению с законодательством. Например, работодатель может освободить работника от обязанности по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка. В этом случае работник будет выполнять трудовую функцию в удобное для него время. Работодатель может позволить работнику выполнять трудовую функцию в домашних условиях. В подобной ситуации положение работника по сравнению с законодательством также улучшается, так как работник освобождается от обязанности являться в определенное время к месту нахождения работодателя. Следовательно, освобождение работников от обязанностей, возложенных на них нормами института "Дисциплина труда" без ограничения имеющихся прав, является улучшением правового положения работников по сравнению с законодательством. Подобное улучшение соответствует требованиям ст.8, 9 ТК РФ.

В-третьих, дисциплина труда может рассматриваться как один из принципов трудового права. Как принцип трудового права дисциплина труда определяется через право работодателей требовать от работников только выполнения тех обязанностей, которые обусловлены трудовым договором, заключенным в соответствии с требованиями законодательства, и обязанности работников по надлежащему выполнению трудовой функции с соблюдением установленных в организации правил. Таким образом, дисциплина труда, как принцип трудового права, реализуется через права и обязанности работников и работодателей. Указанные права и обязанности имеют общий характер, определяют смысл существования и развития норм института "Дисциплина труда".

Имеющим принципиальное значение следует признать определение соотношения корреспондирующих прав и обязанностей работодателя и работников в сфере применения норм о дисциплине труда. Работники должны иметь адекватные возможности по реагированию на невыполнение представителями работодателя обязанностей по созданию условий труда, которые необходимы для выполнения работниками правил поведения в процессе трудовой деятельности. Отсутствие надлежащих условий труда, то есть невыполнение работодателем указанных обязанностей, является уважительной причиной нарушения работником своих трудовых обязанностей. Следовательно, невыполнение работодателем возложенных на него обязанностей в области дисциплины труда влечет возникновение у работника права по отказу от исполнения соответствующих им обязанностей.

В-четвертых, дисциплина труда может рассматриваться как фактическое поведение работников и полномочных представителей работодателя по соблюдению установленных в организации в соответствии с требованиями законодательства правил поведения. Фактическое состояние с соблюдением норм дисциплины труда может быть определено с применением формулы эффективности действия источников трудового права. В частности, путем соотношения допущенных нарушений при применении норм о дисциплине труда и количества реально устраненных нарушений в данной сфере за тот же период времени.

Отсутствие положительной динамики в устранении нарушений в сфере применения норм о дисциплине труда является основанием для принятия дополнительных мер по их реализации либо для их изменения в связи с неисполнимостью в данных условий труда. Количество нарушений, превышающее реализацию норм о дисциплине труда, свидетельствует о невозможности исполнения предписаний в соответствующих условиях труда.

Значение дисциплины труда заключается в том, что она:

Способствует достижению высокого качества результатов труда каждого работника и всего производства, работе без брака;

Позволяет работнику трудиться с полной отдачей, прояв­лять инициативу, новаторство в труде;

Повышает эффективность производства и производитель­ность труда каждого работника;

Способствует охране здоровья во время трудовой деятель­ности, охране труда каждого работника и всего трудового кол­лектива: при плохой трудовой дисциплине больше аварий и не­счастных случаев на производстве;

Способствует рациональному использованию рабочего времени каждого работника и всего трудового коллектива.

Методы обеспечения трудовой дисциплины необходимы для соз­дания организационных и экономических условий для высоко­производительной работы. Следующие три метода взаимосвяза­ны: сознательное отношение к труду, методы убеждения, воспита­ния и поощрение за добросовестный труд, а для нерадивых, недобросовестных работников - применение в необходимых слу­чаях мер дисциплинарного и общественного воздействия.

Создание необходимых организационных и экономических условий для высокопроизводительной работы возложено на ра­ботодателя, который обязан обеспечить нормальные для этого условия труда:

Исправное состояние машин, станков и приспособлений;

Своевременное обеспечение технической документацией;

Надлежащее качество материалов и инструментов для ра­боты и их своевременная подача;

Своевременное снабжение производства электроэнергией, газом для выполнения работы и иными источниками энергопи­тания;

Безопасные и здоровые условия труда (соблюдение пра­вил и норм техники безопасности, необходимое освещение, ото­пление, вентиляция и другие факторы, отрицательно влияющие на здоровье работников, и т. д.).

Если хотя бы одно из указанный условий работодатель (ад­министрация) не обеспечил для работника, это влияет на вы­полнение им нормы труда, снижает и дисциплину. Поэтому-то законодатель на первое место в методы обеспечения дисципли­ны труда включил создание нормальных условий работы для вы­полнения норм труда. Но все они относятся к воспитанию доб­росовестного, сознательного отношения к труду, работник дол­жен работать на совесть (не манкировать, не халтурить). В трудовых коллективах создается обстановка нетерпимости к нарушениям трудовой дисциплины, строгой товарищеской требовательности к работникам, недобросовестно выполняющим трудовые обязанности. Они могут обсуждать на собраниях нару­шителей трудовой дисциплины.

Вопрос 64. Понятие и значение трудовой дисциплины

Дисциплина труда - это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации (ст. 189 ТК).
Совместная деятельность людей требует четкой организации, подчинения участников трудового процесса установленным правилам. Значение трудовой дисциплины трудно переоценить, поскольку от нее в большой степени зависят результаты работы любого коллектива. Укрепление дисциплины не требует никаких капиталовложений и затрат. В то же время оно приносит большой экономический эффект: резко повышает производительность, качество и культуру труда, снижает потери и непроизводительные затраты рабочего времени.
Соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка является элементом трудового отношения работника с работодателем. Заключение трудового договора предполагает принятие на себя работником обязательства соблюдать дисциплину труда. Это вытекает из определения трудового договора (ст. 56 ТК), закрепляющего обязанность работника выполнять трудовую функцию с подчинением внутреннему трудовому распорядку.
Правовое регулирование трудовой дисциплины осуществляется Трудовым кодексом (гл. 29-30), рядом других нормативных актов, а также правилами внутреннего трудового распорядка. В некоторых отраслях, где требования к дисциплине должны быть особенно жесткими, действуют специальные законодательные акты, регулирующие трудовую дисциплину: положения и уставы о дисциплине, утверждаемые Правительством РФ. Так, действуют: Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ; Устав о дисциплине работников морского транспорта; Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ и ряд других.
Правила внутреннего трудового распорядка - это локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с законодательством порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ст. 189 ТК).
Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и, как правило, являются приложением к коллективному договору (ст. 190 ТК).
Таким образом, дисциплина труда регулируется как законодательством, так и локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями и учитывающими специфику их деятельности. При этом последние не должны содержать положений, противоречащих действующему законодательству.
Положения и уставы о дисциплине разрабатываются на основе Трудового кодекса и других нормативных актов и также не могут им противоречить. Они определяют особые условия и требования к соблюдению дисциплины работниками соответствующей отрасли. Действие уставов распространяется на определенные в них категории работников. В них устанавливаются: - основные обязанности работников, подпадающих под действие положения или устава о дисциплине;
- меры поощрения, их виды, порядок применения; полномочия должностных лиц по применению поощрений;
- меры дисциплинарного взыскания, учитывающие специфику отрасли; порядок их наложения и компетенция должностных лиц по их применению.
Трудовая дисциплина обеспечивается прежде всего методами убеждения, воспитательного воздействия на работников, а также поощрением за добросовестный труд. Вместе с тем определенную роль в укреплении дисциплины играют меры принуждения: применение к недобросовестным работникам дисциплинарных взысканий вплоть до увольнения с работы.

Как определено ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей сре­ды», при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состоя­ние окружающей природной среды, органы государственной вла­сти, другие государственные органы, предприятия, учреждения, ор­ганизации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руко­водствоваться следующими основными принципами:

Приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности че­ловека;

Научно-обоснованное сочетание экологических, экономиче­ских и социальных интересов человека, общества и государ­ства в целях обеспечения устойчивого развития и благопри­ятной окружающей среды;

Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения

благоприятной окружающей среды и экологической безо­пасности;

Платность природопользования и возмещения вреда окру­жающей среде;

Независимость контроля в области охраны окружающей среды;

Научно обоснованное сочетание экологических и экономи­ческих интересов общества, обеспечивающих реальные га­рантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

Рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружаю­щей природной среды, необходимости воспроизводства при­родных ресурсов и недопущения необратимых: последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

Соблюдение требований природоохранительного законода­тельства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения;

Гласность в работе и тесная связь с общественными органи­зациями и населением в решении природоохранительных задач;

Обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновываю­щих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, соз­дать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

Международное сотрудничество в охране окружающей при­родной среды.

Кроме того принципы экологического права должны макси­мально соответствовать потребностям взаимодействия общества и природы.

В силу этого всем принципам экологического права присущи следующие черты.

1. Объективная обусловленность. Правовой принцип только то­гда можно признать верным, если он соответствует природе, исто­рии и обществу.

2. Историческая обусловленность. С изменением государствен­ной политики и государственного строя в первую очередь меняются принципы правового регулирования. Так. Если по Конституции СССР 1977 г. земля и природные объекты находились в исключи­тельной собственности государства, то по Конституции России 1993 г. они могут находиться и в частной собственности граждан, т.е. принцип исключительной государственной монополии на при­родные объекты изменен.

3. Системность. Bсе принципы экологического права можно классифицировать следующим образом:

Общеправовые;

Общей части;

Особенной части.

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права

в основном закреплены в Конституции России и в силу этого пред­ставляют собой нормативные предписания, обладающие наивысшей юридической силой. К их числу относятся:

Принцип народовластия, предоставляющий возможность рос­сийскому народу осуществлять свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государ­ственной власти органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ);

Принцип гуманизма, выражающийся в том, что отношения экологопользования в стране и в сфере международных от­ношений строятъся, прежде всего с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений людей;

Принцип социальной справедливости, заключающийся в рав­ноправии всех перед судом и законом (ст. 19 Конституции РФ); в праве каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 конституции РФ); в гарантии судебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нару­шаются (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и т.п.;

Принцип законности, выражающийся в точном и безусловном выполнении всех нормативных предписаний всеми субъек­тами экологических правоотношений, включает в себя три основных элемента;

Принцип всеобщности, предполагающий распространение всех нормативных предписаний на всех без исключения граждан и организации, которые являются субъектами эко­логических правоотношений;

Принцип безусловности, предполагающий недопустимость от­ступления от выполнения нормативных предписаний под предлогом каких-либо обстоятельств, за исключением пре­дусмотренных законом;

Принцип единства, предполагающий единообразное применение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологиче­ских правоотношений на любой территории России;

Принцип интернационализма, имеющий международную и на­циональную стороны; с международной стороны принцип

интернационализма в экологических правоотношениях предполагает международное сотрудничество в области ох­раны окружающей среды (ст. 81 Закона об охране окру­жающей среды) и приоритет международно-правовых норм перед национальными;

Принцип равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм хозяйствования (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) определяется следующими нормативными положениями: пресечением монопольных тенденций, воз­никающих в ходе хозяйственной эксплуатации природных объектов; защитой от незаконного вмешательства в хозяйст­венную деятельность предприятий-природопользователей;

Принцип стимулирования надлежащего исполнения экологополь- зователями своих прав и обязанностей - законом предусмот­рен экологический механизм охраны окружающей среды с учетом платности за использование природных ресурсов, налоговые и иные льготы запри внедрении предприятиями малоотходных и безотходных технологий;

Принцип субъективного вменения, т.е. применение эколого­правовой ответственности только за виновные экологиче­ские правонарушения (ст. 75 Закона об охране окружающей среды);

Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологиче­ских правоотношений (ст. 42 и 58). Конституции РФ, выра­жающийся в том, что осуществление прав и свобод неотде­лимо от исполнения гражданами своих обязанностей (каж­дый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на воз­мещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением);

Принцип сочетания убеждения и принуждения, отражающий формулу «Щначале убедить и лишь потом принудить», т.е. принуждение в сфере экологических общественных отноше­ний применяется лишь в необходимых случаях, за исключе­нием преступных посягательств, за которые ответственность установлена в обязательном порядке (дисциплинарная от­ветственность применяется к отдельным лицам и в необхо­димых случаях - при малозначительности административ­ного проступка, нарушитель может быть освобожден от от­ветственности с устным замечанием, и т.д.).

Принципы, присущие Общей части экологического права, обуслов­лены спецификой регулируемого объекта - экологической системы

страны, состоящей из совокупности природных объектов.

К ним относятся:

Принцип приоритете интересов народов, проживающих на территории, и защита прав отдельного человека (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ); земля и другие природные ресурсы при­надлежат народам проживающим на соответствующей тер­ритории; природные объекты не могут отчуждаться у России в пользу других государств, за исключением случаев опреде­ленных в законе и т.д.;

Принцип примата общегосударственного регулирования эколо- гопользования и охраны окружающей среды, устраняющий во­зобладание ведомственных интересов над общегосударст­венными;

Принцип строго целевого использования природных объектов, обязывающий каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым на­значением;

Принцип рационального и эффективного использования природ­ных объектов, который отражает возведенную в закон эко­номическую сторону экологопользования, выражающуюся в стремлении с минимальными затратами получать наиболь­ший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологиче­ского вреда;

Принцип приоритета охранительных мероприятий в использо­вании природных объектов, который обусловлен тем, что все природные объекты не застрахованы от отрицательных по­следствий хозяйственной эксплуатаций;

Принцип комплексного подхода в экологопользовании, опреде­ляющий использование природного объекта в взаимосвязи с другими природными объектами и с окружающей природ­ной средой в целом;

Принцип устойчивого экологопользования, обусловленный по­требностью стабильности в эксплуатации природных объек­тов (аренда объектов природопользования краткосрочная, долгосрочная для всех желающих экологопользователей);

Принцип платного использования природных ресурсов и природ­ных объектов, введенный Законом РСФСР «О плате за зем­лю» была введена плата за использование земли; средства, образуемые за счет платы за использование природных ре­сурсов и воздействия на окружающую среду направляются на специальный бюджет и используются в области охраны окружающей среды;

Принцип плановости экологопользования определен планами сферы народного хозяйства в области охраны окружающей среды.

Правовые принципы особенной части экологического права отра­жают приоритеты в использовании природных объектов. Среди них можно назвать:

Приоритет земель хозяйственного обеспечения, определящий, что данные земли предназначены для сельскохозяйственных целей;

Приоритет вод питьевого и бытового назначения, который ус­тановлен в водном законодательстве (ст. 133 BК РФ) и регу­лирует вопросы для питьевых и бытовых нужд населения;

Приоритет использования недр для разработки полезных иско­паемых (ст. 11 и 19 Закона о недрах), который касается воз­можности и запретов в области использовании недр земли;

Приоритет лесов защитного назначения, установленный в Лесным кодексе РФ 1997 г. и определяющий правовой ста­тус повышенной охраны лесных массивов;

Приоритет условий существования животных в состоянии ес­тественной свободы (ст. 1 Федерального закона о животном мире), согласно которому не допускается пользование жи­вотным миром в научных, культурных и просветительных целях, если это сопряжено с изъятием животных из природ­ной среды или это наносит вред фауне и флоре и среде оби­тания.

B истории развития экологического права и законодательства выделяются три периода - дореволюционный, советский и совре­менный российский, причем советский разделяется на несколько этапов: послереволюционный, довоенный, послевоенный, а также этап становления природоохранного законодательства (конец 1950 - начало 1980-х гг.) и завершающий этап (конец 1980-х гг.), который характеризуется осознанием экологического кризиса и необходимо­сти скорейшего осуществления правовых, организационных и иных мер по охране окружающей среды, принятием важнейших решений в сфере экологической государственной политики, формированием современных подходов к экологическому праву и законодательству.

Периодизация развития экологического законодательства может быть осуществлена по различным основаниям. Но если за ее основу взять развитие и углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются три основных этапа.

Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охватывает конец XIX - первую половину XX в. B этот период, особенно в начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану пощадной ее эксплуатации, а сохранение определенных видов флоры и фауны. Именно в этот период и в России создаются первые заповедники - Баргузинский, Астраханский и др.

Второй этап (от середины XX в. до 1980-х гг.) характеризуется значительным расширением понимания охраны природы, под ко­торой в этот период подразумевается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому этот этап в развитии экологическо­го законодательства можно назвать, конечно также условно, приро- доресурсовым. Например, в 1957-1963 гг. в тогдашних союзных рес­публиках, в том числе и в Российской Федерации, были приняты законы об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР», под охрану были поставлены практически все природные ресурсы, а не только исчезающие и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и дос­топримечательные природные объекты, что хотя и не являлось при­родным ресурсом в собственном смысле этого слова, но представ­ляло значительный экологический интерес.

Третий этап (примерно с начала 1980-х гг. и по настоящее вре­мя) характеризуется всеохватывающим пониманием охраны окру­жающей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является непременным условием не только дальней­шего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим, поя­вилось само понятие экологического права, были введены новые нормативные акты об охране окружающей среды. Появились спе­циальные ведомства отвечающие за экологическую безопасность.

B настоящее время экологическая ситуация в мире характеризуется как неблагополучная. Ha земле происходит экологический кризис - обострение противоречий между экономикой и экологией, чему спо­собствует потребительский подход к природным ресурсам, развитие и размещение производительных сил без должной оценки экологиче­ских, социальных и экономических последствий. Недоучет аккумуля­ции вредных веществ в окружающей среде ставит под угрозу жизнь и благополучие настоящего и будущих поколений людей. Экологиче­ский прогноз сводится к единственной альтернативе: либо человечест­во преодолеет все разногласия и решит общими усилиями экологиче­ские проблемы глобального и регионального уровней и таким образом сохранит себя, либо глобальная экологическая катастрофа (а возмож­но, и серия региональных катастроф) приведет к уничтожению боль­шей части населения Земли, остальных вернет в архаическое состоя­ние. Таким образом, выживание человека базируется на активной при­родоохранительной деятельности всего мирового сообщества. Общая экологическая безопасность означает, что для ее обеспечения необхо­димо участие всех жителей планеты, развитие их экологического соз­нания, сочетание конкретной деятельности каждого и общего гло­бального сотрудничества.

Страница 5 из 5

2.5. Принципы экологического права

Под принципами права в теории права понимают руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.
А.В. Малько считает, что принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.
Правовые принципы подразделяются на общеправовые (свойственные всем отраслям права, включая экологическое), отраслевые (свойственные отдельным отраслям права, в нашем случае - экологическому) и межотраслевые (свойственные группе смежных отраслей, например, экологическому и земельному). Отраслевые принципы экологического права, в свою очередь, подразделяются на принципы Общей части и принципы Особенной части.
Общеправовыми принципами, в частности, являются: законность, справедливость, юридическое равенство, социальная свобода, гражданский долг, ответственность за вину и др.
К межотраслевым принципам можно отнести такие принципы, как принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве, принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека в экологическом и земельном праве и др.
Принципы Общей части экологического права (принципы охраны окружающей среды) изложены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
К ним, в частности, относятся:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- независимость контроля в области охраны окружающей среды;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды и др.
К принципам Особенной части экологического права относятся, в частности, такие принципы, как:
- приоритет земель сельскохозяйственного назначения;
- приоритет вод питьевого и бытового назначения;
- приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых;
- приоритет лесов защитного назначения;
- приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы.
Указанные выше принципы не являются чем-то раз и навсегда установленным и с изменением социально-экономических, экологических, исторических и иных условий могут изменяться и дополняться новыми принципами.
Соблюдение принципов может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей деятельности по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Контрольные вопросы

1. Дайте правовое определение понятий «окружающая среда» и «природная среда».
2. Что является предметом экологического права?.
3. Назовите особенности экологических правоотношений.
4. Дайте определение методу экологического права.
5. Как подразделяются принципы экологического права?

Основная литература

1. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. - М.: Дело, 2001. - 768 с.
2. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - 2-е изд. - М.: Юристъ, 2003. - 670 с.
3. Экологическое право: Учебник для вузов /Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Курочкина и др.; - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - 367 с.

Дополнительная литература

4. Боголюбов С. А. Экологическое право. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа «НОРМА - ИНФРА - М», 2001. - 433 с.
5. Экологическое право. Курс лекций и практикум /Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. - М.: Экзамен, 2003. - 528 с.
6. Экологическое право: Вопросы теории и методологии анализа.- СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2000. - 92 с.
7. Конституция Российской Федерации: Комментарий. Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: БЕК, 1996. - 664 с.
8. Проблемы теории аграрного, природоресурсового и экологического права: Материалы семинара // Государство и право. 1999. № 7. С. 14-47.
9. Экологическое право России на рубеже XXI века: Сборник научных статей. / Составители: А.К. Голиченков, Т.В. Петрова; под ред. проф. А.К. Голиченкова. - М.: Зерцало, 2000. - 432 с.
10. Проблемы экологического, земельного права и законодательства. Обзор выступлений участников научно-практической конференции / / Государство и право. 2000. № 7. С. 103-115.
11. Приоритеты национальной экологической политики России / Под ред. В.М. Захарова. - М.: Наука, 1999. - 100 с.
12. Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2000. - 208 с.
13. Экологическое право России. Сборник научно-практических конференций 1995-1998 гг. / Составители: канд. юрид. наук, старший научный сотрудник И.А. Игнатьева, д-р юрид. наук, проф. А.К. Голиченков; под ред. проф. А.К. Голиченкова. - М.: Зерцало, 1999. - 416 с.
14. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2003. - 584 с.
15. Экологическое право. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. А.П. Анисимова. - М.: Приор-издат, 2003. - 272 с.
16. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: ООО «Профобразование», 2003. - 656 с.

Нормативные правовые акты

17. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 128.
18. Указ Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации « // Российская газета. - 1997. - 26 ноября.
19. Указ Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» //Российская газета. - 1996. - 9 апреля.
20. Экологическая доктрина Российской Федерации. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р //Российская газета. - 2002. - 18 сентября.



Просмотров