Определение, что такое подданство и его связь с гражданством. Разница между гражданством и национальностью

Под гражданством (подданством) понимают правовую принадлежность лица к данному государству. При этом существует определенная разница между гражданством и подданством.

Если подданство и гражданство равнозначны в том, что из принадлежности данного лица к кон-кретному государству следует распространение на него суверенитета этого государства, в силу чего упомянутое лицо пользуется со стороны государства защитой прав и законных интересов как внутри страны, так и за ее пределами, то эти понятия различаются с точки зрения признания за лицом свойств субъекта политической деятельности. Итак, по словам Аристотеля (из трактата "Политика"), "гражданином по преимуществу является тот, кто обладает совокупностью граждан-ских прав". Понятие подданства утверждается в древних и средневековых монархиях и означает личную верность монарху. В русском языке термин "подданство" является однокоренным со сло-вом дань, т.е. подданный – буквально платящий дань определенному монарху. Этот термин отра-жает существовавшее в эпоху средневековья представление о монархе как о единственном лице, воплощавшем и сосредоточивавшем в себе государственный суверенитет. Считалось, что все

остальное население монархии к суверенитету имеет пассивное отношение, другими словами, не может выступать как носитель суверенитета, хотя и обладает большим или меньшим объемом прав и свобод (в зависимости от сословной принадлежности) и может в известных пределах, уста-новленных монаршей волей, оказывать воздействие (в отдельных случаях на практике довольно сильное) на осуществление государственной власти.

Понятие гражданства предполагает, что пассивной лояльности для того, чтобы некое лицо считалось гражданином, недостаточно. Гражданин – это лицо, обладающее правом и обязанно-стью активно участвовать в реализации государственной власти, это – субъект политической дея-тельности, это – хозяин своей судьбы и судьбы своей страны. Не случайно во многих евро-пейских языках слово "гражданин" имеет общий корень со словом "город". В средние века (хотя понятие гражданства появляется раньше) именно в рамках многих городов развивалось само-управление, что давало их жителям право в установленных пределах самим управлять городом, в котором они живут, совместно решать многие общие проблемы. При этом данное право сопряжено с ответственностью за судьбу города, а значит, на граждан возлагаются и связанные с этим обязанности. Подданство, как правило, характерно для монархий, хотя в определенных парламентарных

(например Испании, Бельгии, Нидерландах) монархиях в настоящее время принят термин "граж-данство". Гражданство, прежде всего, характерно для республик (с указанными выше оговорка-ми). Следует отметить, что, при провозглашенном наделении практически всего населения стра-ны статусом граждан, в буржуазных государствах вплоть до XX в. далеко не все граждане могли в полной мере пользоваться всеми политическими правами, поскольку, к примеру, для участия в выборах на различные государственные должности устанавливался имущественный ценз (он

отменялся в те времена под давлением снизу лишь на короткий срок, да и не во всех странах),

который фактически лишал определенную часть населения (часто большинство) возможности участвовать в управлении государством, что как раз и предполагает статус гражданина.

Следует отметить, что наполнение понятия гражданства конкретным содержанием зависит от политического режима. В республиках с тоталитарным режимом, например, статус гражданина означает лишь государственную принадлежность (что, по сути, тождественно понятию под-данства в абсолютной монархии), а реальная возможность гражданина воздействовать на управление государством гораздо меньше, чем у подданного, в частности, парламентарной монархии с демократическим политическим режимом. Другими словами, при тоталитарном режиме, даже если жители данной страны официально именуются гражданами, это понятие не имеет того содержания, о

котором речь шла выше. В условиях тоталитарного режима, когда отсутствует гражданское обще-ство, человек не может быть гражданином в полном смысле этого слова.

В Законе Российской Федерации 1991 г. "О гражданстве..." (ст. 8) имелся институт почетного гражданства России, который предоставлялся какому-либо лицу, не состоящему в российском гражданстве, с его согласия за выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом. Правда, статус почетного гражданина в Законе не был определен, а положение о почетном граж-данстве не был разработан. Следует отметить, что институт почетного гражданства государства зарубежным странам практически неизвестен – можно назвать единичные примеры, где он суще-ствует. Одним из государств, в котором имеется институт почетного гражданства кантона и общины (но не федерации), является Швейцария. Но такое почетное гражданство, предоставляемое за особые заслуги иностранцам кантонами или общинами с разрешения федерального ведомства, не влечет за собой прав, приобретаемых вступлением в действительное гражданство. В некоторых странах за особые заслуги могут предоставить гражданство государства, но обычное, а не почетное. Отечественной, как и зарубежной практике известно почетное гражданство города. Почетный гражданин города может иметь в соответствующем городе льготы (например бесплатный проезд в общественном транспорте в пределах данного города и т.п.), но это не изменяет и не порождает (если почетный гражданин города иностранец) никаких правоотношений, связанных с гражданством как государственной принадлежностью лица. Например, в ст. 4 Закона г. Москвы 1995 г.

"О почетном гражданине города Москвы" говорится: "Лица, удостоенные звания Почетный граж-данин, имеют право публичного пользования этим званием в связи со своим именем. Это звание не влечет за собой каких-либо дополнительных прав и обязанностей"

В законодательстве некоторых стран подчеркивается значение понятия "гражданина" как субъекта политической деятельности, активно воздействующего на процесс властвования. Напри-мер, Конституция Мексики 1917 г. различает понятия "мексиканская национальность"

(по-испански "nacionalidad", но точнее было бы перевести "государственная принадлежность") и "мексиканское гражданство" (по-испански "ciudadania"). Согласно ст. 34 Конституции, граждана-ми Республики являются лица мексиканской национальности, достигшие восемнадцатилетнего возраста и ведущие достойный образ жизни. Именно за гражданами закрепляются привилегии

(ст. 35 Конституции) избирать и быть избранными, служить в армии и национальной гвардии,

собираться для обсуждения политических дел страны, подавать петиции. Предусмотрены для граждан и некоторые дополнительные обязанности (ст. 36 Конституции): регистрироваться в списках муниципалитета, голосовать на выборах и т.д. В целом же права, свободы, привилегии и обязанности принадлежат лицам мексиканской национальности вообще, а не только гражданам.

Наряду с общесоюзным гражданством в федерациях, как правило, существует гражданство субъекта федерации (штата, земли, кантона). Это один из традиционных, исторически сложив-шихся принципов федеративного устройства этих стран, закрепленный конституциями (поправка XIV к Конституции США, ст. 6 Конституции Австрии, ст. 43 Конституции Швейцарии и др.).

В некоторых странах существует лишь единое федеральное гражданство (в индии, Малайзии и пр.). При этом в федерациях, где признается и федеральное гражданство и гражданство субъекта федерации, можно говорить о существовании многоуровневого, но не двойного гражданства. Статус гражданина федерации и статус гражданина субъекта той же федерации взаимодополняют друг друга и находятся (по крайней мере должны находиться) в гармоническом единстве, по-скольку субъект федерации является составной частью единого федеративного государства. А двойное (множественное) гражданство означает одновременную государственную принадлеж-ность одного и того же лица двум (или более, чем двум) совершенно различным странам. Права и обязанности, принадлежащие лицу, в соответствии со статусом гражданина одного государства могут вступить в противоречие с правами и обязанностями того же лица как гражданина другого государства.

Маастрихтский Договор о Европейском союзе, подписанный в 1992 г. и вступивший в силу в 1993 г., содержит положение в ст. 8(1), согласно которому "каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином союза". О желательности введения единого "европей-ского гражданства" политики активно начали говорить с середины 70-х гг. XX века.

Лица, проживающие на территории членов федерации (штатов, земель и т.п.), могут обладать специфическими правами. Например, правом участвовать в выборах в органы власти данной

федеративной единицы или правом занимать в ней определенные государственные должности.

Конституции подавляющего большинства федеративных государств среди основных прав граждан предусматривают право на свободное передвижение и выбор места жительства.

Расширение прав и возможностей граждан по смене места жительства порождает потреб-ность в ведении мер, препятствующих в определенных случаях злоупотреблением такими пра-вами.

Существует несколько способов приобретения гражданства (подданства). Во-первых, граж-данство (подданство) приобретается по рождению (филиация). Гражданство (подданство) по рож-дению может определяться согласно праву (принципу) крови (когда гражданство ребенка устанавливается в соответствии с гражданством родителей) или праву (принципу) почвы (когда гражданство ребенка зависит от места рождения). Исторически право крови было присуще странам Старого Света, а право почвы утвердилось в странах Нового Света, где население формировалось в

основном за счет иммиграции. Применение права почвы позволило потомкам иммигрантов уже в первом поколении стать полноправными гражданами стран Нового Света без особых формально-стей. В настоящее время практически нигде в чистом виде не используется ни один, ни другой принцип, но их сочетание.

Например, в России ребенок, оба родителя которого являются российскими гражданами,

автоматически становится российским гражданином независимо от места рождения (право кро-ви). Если один из родителей является российским гражданином, а другой – иностранцем, то ре-бенок автоматически становится российским гражданином только в случае рождения на территории России при отсутствии письменного соглашения между родителями (право крови с учетом права почвы), но в случае наличия письменного соглашения между родителями гражданство ребенка определяется по этому соглашению. Если же на территории России рождается ребенок у лиц без гражданства (апатридов), постоянно проживающих в России, то он автоматически становится российским гражданином (право почвы).

Вплоть до настоящего времени существуют страны, в которых гражданами становятся лишь по рождению (но это редкое исключение). Так, в Андорре гражданином человек становится лишь вследствие рождения, когда оба родителя являются гражданами этого небольшого государства в Пиренеях (право крови). Иностранцы, поселившиеся на постоянное жительство в Андорре, могут рассчитывать, что их внуки станут гражданами, если, соответственно, дети и внуки родятся и

будут постоянно жить в этом государстве (право почвы). Правда, в конце 70-х гг. нашего столетия законодательство о приобретении гражданства в Андорре было несколько либе-рализовано, и при

определенных обстоятельствах человек, родившийся в Андорре от родителей-иностранцев, посто-янно проживающих в Андорре, и сам проживший в Андорре до 28 лет, может рассчитывать на приобретение гражданства. Если один из родителей иностранец (иностранка), а другой – гражда-нин (гражданка) Андорры, то ребенок, родившийся в Андорре (если родители постоянно прожи-вают там), может стать гражданином. Ситуация не изменилась кардинально и в настоящее время.

Приобретение гражданства в силу факта рождения не связано с волеизъявлением приобрета-ющего его лица, оно осуществляется автоматически на основе действующего законодательства. Другие же способы приобретения гражданства требуют от лица, его приобретающего, совер-шения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного

государства.

Во-вторых, гражданство (подданство) приобретается путем натурализации (укоренения), что связано с обращением лица в установленные законом государственные органы с просьбой о предоставлении ему гражданства. Окончательное решение выносится соответствующим органом. Следует отметить, что в законодательстве отдельных стран, например России, термин "натурали-зация" отсутствует, но сам способ предоставления гражданства определенному лицу на основании его заявления в соответствующих актах закрепляется и достаточно подробно рег-ламентируется.

В большинстве стран для натурализации необходимо, чтобы данное лицо постоянно проживало на территории государства, гражданином которого оно желает стать. Может устанавливаться также минимально необходимый промежуток времени, в течение которого данное лицо должно проживать на территории этого государства. В России и Болгарии, например, такой минимально необходимый промежуток составляет пять лет, либо в России – три года непрерывного проживания в стране непосредственно перед подачей заявления о предоставлении гражданства. Требуемый срок может быть сокращен только в специально оговоренных случаях. Например, по российскому законодательству указанные сроки сокращаются вдвое для лиц, официально признанных

беженцами.

В России различаются приобретение гражданства в порядке регистрации и приобретение гражданства в результате приема в гражданство. Но по сути обе эти разновидности относятся к

одному и тому же способу приобретения гражданства – натурализации, поскольку в обоих слу-чаях гражданство приобретается на основе индивидуального волеизъявления и в результате дей-ствий компетентных государственных органов. Разница состоит в том, что приобретение граж-данства в порядке регистрации осуществляется по упрощенной процедуре по сравнению с приемом в гражданство, что связано с кругом лиц, которые вправе приобретать гражданство в порядке регистрации.

В-третьих, гражданство может приобретаться путем оптации, т.е. выбора гражданства одного из двух государств при территориальных изменениях. В этом случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства. Например, в 1946 г. между Чехословакией и СССР было

заключено межправительственное Соглашение об оптации и переселении. На основе этого Соглашения был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, регламентировавший порядок приобретения советского гражданства в данном случае. Лица, оставшиеся на территории, отошедшей к СССР и имевшие ранее чехословацкое гражданство, автоматически приобретали советское гражданство. Лица, желавшие сохранить чехословацкое гражданство, получали возможность переселиться в Чехословакию. Наоборот, лица русской, украинской или белорусской национальностей и члены их семей, переселяющихся из Чехословакии в СССР, приобретали советское гражданство с момента их прибытия на территорию СССР. Таким образом, в случае оптации, согласно указанному Договору, волеизъявление лиц выражалось в том, что они переезжали или оставались на

определенной территории. Однако не всегда требовалось, чтобы лица, выбравшие гражданство иного государства, нежели то, которому принадлежит данная территория, в обязательном порядке покидали указанную территорию. Так, в 1921 г. были заключены три международных договора, в которых решались территориальные вопросы, а также вопросы оптации, т.е. выбора гражданства: советско-турецкий, советско-польский и советско-эстонский. По советско-турецкому договору лица, избравшие то или иное гражданство имели право свободного выезда в страну своего граж-данства, по советско-польскому договору – каждое из правительств договаривающихся сторон

было вправе потребовать обязательного выезда лиц в государство соответствующего гражданст-ва, по советско-эстонскому договору лица обязаны были выехать в страну выбранного ими гражданства.

Следует отметить, что приобретение гражданства путем оптации – явление не столь частое, как приобретение гражданства по другим основаниям. И все же в российском Законе "О граждан-стве..." оптации посвящена специальная статья (21), закрепляющая общее положение, согласно

которому при изменении российской границы лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и сроки, опреде-ляемые международным договором России.

В-четвертых, гражданство приобретается в результате репатриации, т.е. восстановления

ранее утраченного гражданства. Обычно порядок восстановления гражданства (подданства) сов-падает с порядком принятия в гражданство (подданство). Однако последствия могут быть различ-ны. Если лицо до утраты гражданства было гражданином по рождению, то и после репатриации оно вновь, как правило, обретает статус гражданина по рождению, в то время как в случае приня-тия в гражданство лицо приобретает статус гражданина в результате натурализации. Но в ряде стран статус гражданина по рождению несколько отличается от статуса гражданина, полученного в результате натурализации.

Гражданство некоторых лиц зависит от гражданства других лиц. Так, гражданство несовер-шеннолетних детей по законодательству ряда стран соответствует гражданству родителей и меня-ется вместе с гражданством родителей. Однако по достижении определенного возраста (например в бывшем СССР, России и Болгарии с 14 лет, в Польше с 16 лет) изменение гражданства родите-лей влечет за собой изменение гражданства несовершеннолетних детей не автоматически, а лишь с письменного согласия самих детей. Усыновление ведет к тому, что несовершеннолетний усы-новленный приобретает гражданство усыновителей. По французскому законодательству, напри-мер, гражданство жены соответствует гражданству мужа, т.е. жена автоматически приобретает

такое же гражданство, как и у мужа. Российское законодательство, наоборот, указывает, что вступление в брак не меняет автоматически гражданство ни одного из супругов.

По Закону российскими гражданами признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Кроме того, признается, что лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве России по рождению, если родились на территории РСФСР или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР. Однако такое признание вряд ли можно рассматривать как особый способ приобретения гражданства. Гражданство или подданство является некоторым качеством, содержание которого и определяется соответствующими правовыми актами. Приобретение гражданства (подданства) как некоего правового

качества возможно лишь после определения его содержания в законе и волевого акта лица перей-ти в это качество, т.е. изменить свой статус. Признание же качества граждан (подданных) за жителями той или иной страны означает констатацию факта, что определенный круг лиц обладает указанным качеством без приобретения. Ведь приобретение гражданства связывается в законе с

каким-либо юридическим фактом (регистрацией рождения, актом приема в гражданство и т.п.) помимо вступления нормативного акта в силу. Признание статуса граждан или подданных за

определенным кругом лиц не требует ничего, кроме введения в действие соответствующего зако-нодательного акта, в котором не только зафиксирована содержательная сторона гражданства (под-данства), но и указаны группы лиц, коим соответствующее качество присуще. Такое признание гражданства (подданства) содержится, как правило, в нормативных актах всех стран, где такие

акты одобрены.

Гражданство может быть прекращено, во-первых, в результате выхода из гражданства на

основе добровольного волеизъявления. Для осуществления выхода из гражданства заинтересован-ное лицо подает в компетентные органы соответствующее заявление. Вместе с тем свобода выхо-да из гражданства, как правило, законодательно ограничена. В выходе из российского гражданства может быть отказано, если лицо, ходатайствующее о выходе из гражданства, имеет неисполненные обязанности перед государством или имущественные обязательства в отношении физических или юридических лиц. Кроме того, выход из гражданства России не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания. Выход из российского гражданства также не допускается, если лицо, ходатайствующее о выходе, привлечено в качестве обвиняемого, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу приговор суда, подлежащий исполнению. Аналогичные основания для ограничения свободы выхода из гражданства содержатся в законодательстве большинства других государств.

Во-вторых, гражданство может быть прекращено в результате его лишения. Лишение граж-данства представляет собой санкцию за нарушение законодательства. Количество лиц, чье граж-данство прекращено в результате лишения, во всех странах намного меньше добровольно вышед-ших из гражданства. Согласно, например, законодательству СССР, советского гражданства могли быть лишены и граждане по рождению, и лица, принятые в гражданство. В некоторых других странах граждане по рождению не могут быть лишены гражданства (например в Бразилии).

Существуют различные основания для лишения гражданства. Так, в США закон Уолтера–Маккарена предусматривает лишение гражданства всякого, кто, давая при приеме в гражданство клятву верности, "мысленно допустит для себя возможность не следовать этой клятве" или скроет, что в прошлом разделял убеждения, противоречащие официальному американскому миро-воззрению.

В-третьих, законодательство может предусмотреть случаи утраты гражданства, т.е. такое пре-кращение гражданства, когда лицо, не заявляя прямо о желании выйти из гражданства, осуществ-ляет какие-либо действия, которые не пристало совершать гражданину, либо бездействует в слу-чаях, когда гражданину предписано предпринять определенные шаги.

Под двойным гражданством понимается правовая принадлежность одного и того же лица одновременно двум (или более) различным государствам. Обычно государства стремятся избежать двойного гражданства, поскольку это порождает массу разнообразных и, зачастую, трудно разрешимых проблем. При этом просто ссылка на то, что конкретное лицо, имеющее двойное гражданство, все же является гражданином данного государства и потому другое государство не должно вмешиваться в отношения этого гражданина с данным государством, непоследовательна и, значит, несостоятельна. Ведь это государство признает наличие устойчивой правовой связи своего гражданина с иностранным государством, а, следовательно, покровительство со стороны другого государства по отношению к своему гражданину. Положение может усугубиться, если другое государство не признает двойного гражданства, но считает этого человека своим гражданином, поскольку тогда оно по логике вещей тем более должно будет вмешаться. Так, если обязанности, вытекающие из статуса гражданина, перед различными государствами у одного и того же лица вступают между собой в конфликт, то неясно, обязанностям перед каким государством следует отдать приоритет. А это вполне вероятная ситуация в случае, например, войны между двумя государствами, гражданином которых является данное лицо. При аресте лица в одном из государств, гражданином которого он (она) является, может ли это лицо требовать к себе особого отношения как к гражданину иностранного государства и требовать, в частности, вызова консула. Примеры противоречий, связанных с двойным гражданством, можно продолжить.

В силу указанных причин государства идут на взаимное признание двойного гражданства

довольно редко в условиях достаточно глубокой и всесторонней интеграции, причем заключается соответствующий международный договор, в котором регулируются и разрешаются упомянутые сложные вопросы и противоречия.

В России допускается двойное гражданство при наличии соответствующего договора с дру-гим государством. Однако другие республики, входившие ранее в состав СССР, не последовали данному примеру России.

Как уже отмечалось, следует отличать двойное гражданство от многоуровневого гражданства в федеративных государствах. В федерациях союзное гражданство не может вступить в противо-речие с гражданством субъектов федерации, поскольку в рамках последнего могут предоставлять-ся лишь дополнительные гарантии единых для граждан всего союза прав и устанавливаться неко-торые дополнительные права и обязанности, отражающие специфику члена федерации, но кото-рые не должны вступать в противоречие с общефедеральным статусом гражданина.

Миграция является закономерным и естественным процессом, который известен, практиче-ски, на протяжении всей истории человечества. Даже когда в отдельные периоды некоторые госу-дарства объявляли себя закрытыми для иностранцев, они все равно вынуждены были впускать иностранных послов и иностранных торговцев, хотя и с существенными ограничениями в пере-движении по стране и по времени нахождения. Сегодня для подавляющего большинства госу-дарств очевидно, что изоляция ничего хорошего в себе не несет, а международный обмен не толь-ко объективен в своем существовании, но и в громадном большинстве случаев полезен.

По общему правилу в современных условиях правовое положение иностранцев в данной стране основывается на тех же принципах, что и правовое положение граждан (подданных). Такой в принципе равный подход к статусам граждан (подданных) и иностранцев отнюдь не сразу утвердился в практике государств и общественном сознании. В течение длительного времени в различных регионах мира к иностранцам относились как к лицам, не имеющим прав или имеющим весьма ограниченные права, но довольно обширные обязанности.

В конце концов, общепризнанным стал принципиально равный подход к статусу иностранцев и статусу граждан (подданных), однако конкретный объем прав и обязанностей какого-либо иностранца закон обычно ставит в зависимость от цели и времени его нахождения на территории

соответствующего государства. Исходя из этих критериев можно выделить несколько групп ино-странцев. Фактически именно в связи с этим, например, в Законе Бразилии "Об иностранцах" 1980 г. (ст. 4) осуществлена классификация виз выдаваемых иностранцам для въезда на территорию этой страны. Бразильские уполномоченные на то государственные органы могут выдать транзитную, туристическую, временную, постоянную, официальную, дипломатическую визы или визу вежливости. Виза, как правило, является основным документом, удостоверяющим право иностранца въехать и находиться на территории выдавшего визу государства. Как пример этого общего правила можно привести формулировку ст. 10 Закона КНР "О порядке въезда в страну и выезда из страны иностранных граждан" 1986 г.: «На основании обращения иностранца с просьбой о въезде в страну компетентные органы правительства Китая выдают ему соответствующую визу». Надо отметить, что законодательство практически всех стран содержит сходные (если не идентичные) формулировки. В частности, ст. 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" 1996 г. гласит: "Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской

Федерации".

На основах взаимности государства могут освобождать граждан других стран от обязанности получить въездную визу для пересечения границы. С этой целью заключаются специальные меж-дународные договоры. В отдельных случаях государство в одностороннем порядке может устано-вить правило безвизового въезда для граждан какой-либо зарубежной страны, если оно желает подчеркнуть свое стремление к сотрудничеству с данной страной, стимулировать приток ино-странных туристов и т.п. Но такие односторонние шаги сравнительно редки.

Вместе с тем, очевидно, что существенно различается положение иностранцев, приехавших в туристическую поездку или командировку, и иностранцев, имеющих в данной стране место

жительства и постоянно фактически там проживающих, занимающихся какой-либо деятельно-стью, приносящей им доход, и т.д. Постоянно проживающие иностранцы обладают, как правило, всеми правами граждан, за исключением всех или большей части политических прав (участвовать в выборах, занимать определенные должности и т.д.). Чаще всего в мировой практике такими должностями являются должность судьи, капитана корабля, командира воздушного судна, поли-цейского и т.п. Но в отдельных странах перечень может быть и шире.

Временно пребывающие на территории другого государства иностранцы в значительно боль-шей степени ограничены в правах по сравнению с гражданами и постоянно проживающими ино-странцами (в плане трудовой деятельности, социального обеспечения, получения образования и т.д.). В частности, для занятия трудовой деятельностью или для учебы временно пребывающим на территории данного государства иностранцам требуются специальные разрешения, причем полу-чить такое разрешение полагается, как правило, до въезда на территорию зарубежного государст-ва.

Однако необходимо помнить, что, по справедливому замечанию С.В. Черниченко, "отнесение лица к той или иной категории зависит не от временного фактора (срока пребывания), а от степени устойчивости правовой связи иностранца с Российским государством, цели и характера нахождения его на территории страны". Действительно, иностранец, прибывший на постоянное жительство, может уехать из страны, спустя короткое время, а иностранец, приехавший в командировку, может прожить довольно долго, но, тем не менее, у первого будет статус постоянно проживающего, а у второго – временно пребывающего на территории данной страны иностранца.

Правовой статус иностранцев характеризуется не только ограниченным (по сравнению с пра-вами граждан данного государства) объемом прав, но и уменьшенным объемом обязанностей.

Например, иностранцы освобождены, как правило, от несения военной службы за рубежом неза-висимо от того, является ли в данном государстве военная служба обязательной для граждан или нет, хотя в ряде стран иностранцы и допускаются к военной службе на добровольных началах. При определенных условиях иностранцы освобождаются от уплаты налогов. В ряде стран (Кана-де, Франции, Бельгии, Финляндии и др.) временно пребывающим в данной стране иностранцам может быть возвращен даже такой косвенный налог, как налог на добавленную стоимость (правда, обычно не со всех товаров и, кроме того, при соблюдении определенных требований).

В отдельных случаях государства на взаимной основе заключают договоры, предусматрива-ющие дополнительные гарантии или расширяющие права (по сравнению с обычным правовым режимом, предоставленным иностранцам) их граждан на территории другой стороны такого

договора.

В Европейском экономическом сообществе еще до создания Европейского союза и провоз-глашения единого гражданства граждане государств-членов ЕЭС, находящиеся на территории других государств-членов ЕЭС, обладали более широкими правами, чем иностранцы, прибывшие из-за пределов ЕЭС, причем эти права на протяжении истории ЕЭС постоянно расширялись. Дру-гими словами, как отмечает видный французский политолог К. Эн, имел место разрыв между

качеством гражданина государства – члена ЕЭС и географическими пределами прав, которые свя-заны с этим гражданством.

Особое место среди иностранцев занимают дипломатические и консульские представители. Их правовое положение урегулировано такими международно-правовыми актами, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве госу-дарств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

К действующим многосторонним конвенциям относятся также Каракасская Конвенция о консульских функциях 1911 г., Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г., Гаванская Конвенция о консульских агентах 1928 г. Существует также практика заключения двусторонних консульских конвенций. На базе этих международно-правовых документов государства принимают внутренние правовые акты, регламентирующие статус дипломатических и консульских работников.

Дипломаты, приравненные к ним служащие международных организаций, консульские пред-ставители освобождены из-под уголовной, административной и гражданской юрисдикции госу-дарства пребывания (иммунитеты), кроме некоторых случаев гражданской ответственности при условии ненарушения неприкосновенности его личности или его резиденции. Дипломаты пользуются также налоговыми и таможенными льготами. Ряд дипломатических иммунитетов распространяется также на административный и технический персонал дипломатических представительств с исключениями в отношении гражданской и административной юрисдикции, а также

некоторых таможенных льгот.

В то же время дипломатам запрещается заниматься в стране пребывания предприниматель-ством или выполнять какую-либо оплачиваемую работу, не связанную с их служебными обязан-ностями.

Следует отметить, что защита иностранными государствами прав и законных интересов своих граждан за границей может производиться только в соответствии с законами государства пребывания и не должна служить основанием для какого бы то ни было вмешательства в его внутренние дела.

Вместе с тем существуют категории иностранцев, которые вообще не могут, а бывает, и не заинтересованы в том, чтобы прибегать к помощи государства, гражданами которого они являют-ся. Известна категория иностранцев, получивших в данном государстве убежище. Институт права убежища не входит в сферу отношений государства со своими гражданами и касается только пра-вового положения иностранцев. Под правом убежища понимается предоставление данным госу-дарством возможности въезда и безопасного проживания на его территории какому-либо ино-странцу, преследуемому у себя на родине, либо в какой-то другой стране. В настоящее время пра-во убежища закреплено почти во всех конституциях. Это соответствует положениям таких международных актов, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о территориальном убежище 1967 г. В частности, во Всеобщей декларации прав человека (ст. 14) говорится:

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользо-ваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности осно-ванного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций».

Действует также целый ряд региональных многосторонних договоров о предоставлении права убежища.

Право политического убежища закреплено в конституциях большинства стран мира (напри-мер ст. 21 Конституции Португалии, ст. 10 Конституции Италии, ст. 17 Конституции Туниса,

ст. 13 Конституции Сирии, ст. 16 Основного закона ФРГ и т.д.). Надо отметить, что международ-ные и внутригосударственные акты, говоря о праве убежища, налагают на получивших убежище определенные обязанности. Так ст. 2 Конвенции ООН 1954 г. (она была открыта для подписания в 1951 г., а вступила в силу в 1954 г.) "О статусе беженцев" предусматривает, что "у каждого беженца существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится, в силу которых, в

частности, он должен подчиняться законам и распоряжениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка".

Право на получение статуса беженца на основании преследований на родине по политиче-ским, национальным, религиозным и прочим мотивам закреплено Конвенцией "О статусе бежен-цев" 1954 г., Протоколом к нему 1967 г., Уставом Управления верховного комиссара ООН по

делам беженцев 1950 г. Россия является участником этих многосторонних международных дого-воров. На базе этих документов во многих странах приняты законы о беженцах (например в Рос-сии и в Азербайджане – в 1991 г., в Украине – в 1991 г., в Таджикистане – в 1991 г., в Беларуси – в 1991 г. и т.д.).

Необходимо, однако, иметь в виду, что, провозглашая право убежища, различные страны

по-разному трактуют сходные формулировки о преследовании за демократические взгляды и убеждения, борьбу за демократию и прогресс. Поэтому иногда складывается такая ситуация, когда два государства принимают у себя, предоставляя убежище, граждан друг друга. Вместе с тем

известный специалист по гуманитарному международному праву Г.С. Гудвин-Гилл пришел к

выводу, что "у человека все еще нет права на получение убежища. Предоставлять его – право

государств, а другие государства если и обязаны что-то делать, так это уважать право предостав-ления убежища, как и любое другое проявление юрисдикции. Само это право оставлено на усмот-рение государства: только оно может решать, пользоваться ли этим правом, в чьих интересах,

каковы будут его форма и содержание. (...) Аналогичным образом оно может свободно определять условия пользования убежищем".

К особой группе можно отнести иностранцев, нелегально находящихся на территории какого-либо государства. Речь в данном случае идет не об иностранных разведчиках или диверсантах, а об иностранцах, нелегально въехавших в страну в поисках заработка или с иной целью, не имеющей в виду нанесения ущерба безопасности или обороноспособности страны пребывания. Например, в США много нелегально приехавших туда граждан из различных латиноамериканских государств. Они нарушают законодательство и страны пребывания, и страны, гражданами которой они являются, поэтому не имеют никакой правовой защиты ни со стороны одного, ни со стороны другого государства. Более того, обычно им грозит наказание в случае разоблачения и в стране пребывания, и на родине. Этим пользуются работодатели, нещадно их эксплуатируя. Но страшная нищета на родине толкает их на такой путь поисков заработков, и даже в условиях жестокой эксплуатации и сильного самоограничения им удается кое-какие сбережения привезти домой. Однако не все из них находят работу на чужбине, а многие гибнут по дороге или в чужой стране. После Второй мировой войны наблюдается устойчивая миграция (в том числе и нелегальная) из экономически неблагополучных стран Азии и Африки в поисках заработка в развитые страны.

Ввиду того, что довольно распространенной практикой попыток нелегальных иммигрантов по экономическим причинам легализовать свое нахождение в стране пребывания стало стремление добиться признания их беженцами, многие страны в 70–90-е годы XX в. ужесточили законодательные критерии определения реальности заявлений о преследованиях на родине заявителей с целью выяснения истинных мотивов иммиграции. В частности, как уже отмечалось, для занятия трудовой деятельностью или для учебы временно пребывающим на территории данного государства иностранцам требуются специальные разрешения, причем получить такие разрешения полагается, как правило, до въезда на территорию зарубежного государства, а требования к лицам, желающим их получить, постоянно усложняются.

Правовое положение лиц без гражданства (апатридов), как правило, во всех государствах приравнивается к правовому положению иностранцев и таким же образом различается у постоян-но проживающих в данной стране апатридов и временно пребывающих на ее территории лиц без гражданства. В принципе государства не заинтересованы в проживании на их территории большого числа лиц без гражданства, поэтому они создают условия для перехода в гражданство постоянно проживающих на их территории апатридов.

Нередко люди ищут сходство между такими понятиями как «гражданство» и «подданство». На первый взгляд, эти термины определяют принадлежность отдельных индивидуумов к определенному государству, но и имеют некоторые различия. Для определения сходств и отличий необходимо владеть теоретическими правовыми знаниями в этой области. Получение информации о том, что такое подданство поможет дать оценку данному значению.

Характеристика терминов

В юридической практике «подданство» определяют как правовое отношение гражданина к обществу отдельного государства. Применение термина допустимо в странах с монархическим устройством правления и предполагает одностороннее взаимодействие в политико-правовом контексте между жителем страны и монархом.

В Российской правовой практике разделяются такие понятия как «подданство» и «гражданство» . Первое из них имеет привязку к монарху, а второе ассоциируется только с государством, не привязываясь к его главе.

Гражданством считают устойчивую политико-правовую взаимосвязь человека с государством, которая выражается через равнозначные права и обязанности.

Это понятие занимает место в институтах конституционно-правовых отношений и закреплено в Конституции отдельных держав и других нормативно-правовых документах.

В некоторых государствах определения никак не разделяются по смыслу. Например, англоязычное определение «citizenship» может переводиться как «подданство», так и «гражданство». Хотя иностранное понятие «citizen», в переводе означающее гражданин или «subject», что значит подданный, имеют четкие различия.

В иностранных значениях явно разделяются гражданские определения в отличие от русских понятий. К примеру, англоязычное слово «citizenship» ограничивается узким понятийным спектром, а вот «nationality» имеет широкий диапазон понятий. Определение широкого и узкого разделения терминов зависит от историко-политических особенностей каждого государства.

Признаки успешного предпринимателя: 10 важных качеств

Если рассматривать жителей Великобритании, то они соотносятся с понятием «British citizen», являются при этом одновременно и гражданами государственного Содружества и британскими подданными. Но, терминология гражданства Европейского союза предусматривает применение определения «citizenship».

Сходные и отличительные признаки

При рассмотрении соотношения значений «гражданства» и «подданства», опираясь на исторические факты можно полагать, что основой первого понятия и стало второе. Это подтверждается тем фактом, что подданство возникло за несколько столетий до появления гражданства.

В старину факт гражданского существования был развит слабо, поэтому покровительство присваивали в зависимости от места проживания индивида. Это закрепляло взаимосвязь монарха и подчиненного в исторических и культурных аспектах. А гражданство закрепляло юридическую сторону вопроса.

Сегодня подданство распространяется только на жителей монархических государств, управляемых королевскими династиями. Граждане Российской Федерации могли обладать таким статусом только во времена существования Российской империи. Существенными различиями между «гражданством» и «подданством» считаются:

  • Подчинение государственной структуре или его предводителю.
  • Различные правовые и обязательные нормы. Гражданство предполагает определенные обязанности перед государством и обществом, прописанные на законодательном уровне. Подданство требует служения монарху той страны, где проживает гражданин.
  • Реализация властями своих правовых возможностей, так как граждане выступают ее прямым органом, а у подданных правовой статус несколько ограничен.

Из вышеизложенного стоит полагать, что применение термина «подданство» недопустимо в государствах с другими формами правления кроме монархии.

Разделение прав

Характерные отличия между подданством и гражданством можно конкретизировать и по правам, которые имеют обладатели этих двух определений. За гражданами закреплены широкие и перспективные привилегии. Правовой статус этих сторон и их обязанности прописаны в конституции, что включает в себя политические, социальные и экономические гарантии.

Получение займа на открытие бизнеса по франшизе, особенности и возможные риски

Более конкретные отличия данных понятий состоят из двух категорий. Они подразделяются на следующие позиции:

  • гражданство может быть врожденным, полученным в автоматическом режиме при рождении нового члена общества;
  • приобретенное гражданство, присвоенное в результате длительного проживания на территории одного и того же государства, с намерением жить и работать, быть полноценным жителем страны.

Современная мировая карта насчитывает только 6 государств с абсолютной монархической формой правления. Тремя из них управляют монархи, имеющие церковное верховенство. Такие страны носят статус теократических держав.

Большинство стран с монархическим уставом, а таких более 20, имеют ограничения в правлении главенствующего. Власть в этих державах распределяется между монархом и парламентом, а регулируется конституцией. Жители таких стран могут иметь влияние на политическое устройство государства и создание социума в нем.

Подобное устройство в стране создает гармоничное соотношение между подданством и гражданством. Это означает, что при монархическом устройстве государства жители могут быть одновременно как гражданами, так и подданными. Каждый член общества юридически закреплен за страной наличием паспорта.

Причины для получения подданства

До определенного времени в России также существовало подданство. Его получение базировалось на таких основаниях:

  • По факту рождения - когда мать и отец ребенка являлись русскими подданными. Такой порядок получения подданства держался на «принципе крови». Это означало, что русским подданным является гражданин, который имеет русских родителей, но при этом он необязательно должен родиться на территории этого государства. Порядок регистрации в зарубежном консульстве включал в себя засвидетельствование акта рождения.
  • После регистрации брака - предусматривает женитьбу русского подданного с иностранкой. При таком раскладе женщина автоматически принимала Российское подданство без каких-либо сложностей. Если брак распадался, то происходило сохранение статуса. При вступлении русской подданной в брачные узы с иностранным гражданином, она теряла свое подданство. Но дети, рожденные от такого брака, могли быть зарегистрированы российскими подданными, пройдя определенную процедуру.
  • Сохранение подданства после усыновления. Для получения русского подданства до 1864 года иностранец мог просто обратиться с прошением в канцелярию губернии с последующим принятием присяги. Далее, для получения такого статуса были введены некоторые ограничения, которые предполагали проживание на территории государства на протяжении пятилетнего срока без выезда за границу. Прошение в таком случае направлялось в Министерство внутренних дел.

В мировом конституционном праве используются два термина – гражданство и подданство. Они схожи, но, чтобы правильно употреблять их, следует четко знать, в чем состоят их особенности и различия. Это важно, так как позволит исключить ошибки в официальных документах и неловкие ситуации в разговоре.

Понятие подданства в мировом праве

Прежде всего следует запомнить, что термин “подданство” используется только в отношении монархий. С его помощью обозначается личная связь того или иного человека с монархом. Однако уровень развития современных монархий сделал подданство и гражданство практически синонимами. Правовое положение личности в них ничем не отличается от положения граждан конституционных республик или федераций.

В определенном смысле значение подданства более широко и этот статус является предшественником более позднего – гражданства.

Кроме того, термин “подданство” обозначает не только правовую, но и культурно-историческую принадлежность конкретного человека к монархии. Оно также предполагает проживание на определенной территории. В прошлом иноземные граждане могли получить подданство по воле монарха. Так, к примеру, поступал Петр I в России.

Понятие гражданства в мировом праве

Гражданство – это устойчивая правовая связь конкретного гражданина с тем или иным государством, выражающаяся в наличии четко определенных и закрепленных юридически прав и обязанностей.

Существует два типа граждан: урожденные и натурализированные.

Урожденные – это лица, приобретшие данный статус по праву крови от родителей или по праву земли (по рождению), так как были рождены на территории той или иной страны. Во втором случае они имеют право на гражданство конкретной страны вне зависимости от статуса родителей. Больше о гражданстве по рождению читайте .

Натурализованные – прошедшие процедуру интеграции в общество и доказавшие свое желание жить и способность работать в конкретном государстве. Их гражданство закрепляется юридически в ходе предусмотренной законом обязательной процедуры натурализации. Стоит заметить, что получить гражданство можно посредством разных .

Урожденные и натурализованные граждане в большинстве развитых государств имеют равные права.

Именно так обстоит дело, к примеру, в РФ в 2019 году.

Однако в ряде стран урожденные граждане имеют ряд преимуществ по сравнению с натурализированными. По достижении установленного законом возраста первые получают паспорт. Он используется как удостоверение личности при проверке в государственных органах власти, при оказании услуг, в случае оперативно-следственных мероприятий и во многих иных ситуациях. В ряде стран законодательство обязывает граждан для выезда за границу .

Следует отметить, что РВП (разрешение на временное пребывание) не уравнивает иностранцев в правах с гражданами страны их временного пребывания, а тем более.

Особенности правовых статусов

Подданство обеспечивает крайне низкий правовой статус конкретного человека. Гражданство же дает не только ряд прав и свобод, но и налагает обязанности, отказаться от исполнения которых невозможно без потери статуса. Именно поэтому так важно понимать правовое соотношение данных понятий.

Правовой статус
Параметр Подданный Гражданин
1. Участие в управлении государством и обществом - +
2. Наличие привилегий, связанных с управлением государством и обществом - +
3. Наличие личных обязанностей перед монархом + -
4. Наличие личных обязанностей перед государством - +
5. Наличие закрепленных в конституции страныа прав и свобод - +
6.Наличие подтверждающего статус документа - +

Сходства и различия

Сходство понятий подданства и гражданства в том, что они определяют взаимосвязь индивида с той или иной территорией – в лице ее монарха или в лице государства. Но при этом есть весьма существенные отличия, преимущественно правовые. Подданство – во многом устаревшая форма взаимоотношений физических лиц с монархами, существующая на данный момент в монархиях параллельно с институтом гражданства.

В настоящее время главные различия рассматриваемых правовых статусов определяются по следующим параметрам:

  • взаимосвязь с территорией: в лице государства или единоличного правителя;
  • структура взаимосвязи: односторонняя обязанность гражданина перед монархом или взаимная система обязательств гражданина и государства;
  • наличие инструментов власти: подданство не дает права управлять страной, гражданство дает.

Где проще всего получить гражданство россиянину читайте .

Заключение

Гражданство и подданство – два важных правовых понятия, один из которых исторически предшествовал другому. В современных монархиях эти статусы сосуществуют. Гражданство можно обрести по праву крови, рождения или доказав свою способность жить и работать в конкретной стране. В отличие от подданства, которое можно получить исключительно по воле монарха, гражданство определяет двусторонние права и обязанности личности и государства. А еще существует двойное и второе гражданство, когда человек может быть гражданином одновременно двух стран. Где такое возможно читайте в нашей

Многие лица не понимают, в чем заключается разница между гражданством и национальностью. На самом деле, при более тщательном подходе становится ясно, что эти понятия похожи, но означают принципиально разные вещи.

Что это такое

В общем понимании, национальность – это принадлежность лица к какому-то определенному этносу. Это довольно неоднозначное определение, так как с процессом глобализации происходит все большее количество межнациональных браков.

Определение данного аспекта особо сложно происходит у детей, рожденных в таких браках. В более сложных ситуациях возможно появление на свет детей, родители которых уже являются метисами.

Поэтому в связи со сложностью определения национальности до сих пор не создана универсальная схема, определяющая национальность гражданина.

Это довольно спорный момент, так как многие представители национальных меньшинств все равно определяют себя представителями большого этноса страны, в которой они проживают. Например, якуты могут вправе называть себя русскими, потому что они проживают на территории Российской Федерации.

Усложняется эта ситуация в многонациональных государствах мира, где в меньшей мере наблюдается национальное самоопределение. В этом случае зачастую лица определят свою национальность доминирующим этносом.

Гражданство же не подразумевает под собой отнесение себя к какому-либо народу. Это урегулированный процесс, который подразумевает под собой получения подданство это страны и обеспечивает наличие целого ряда прав и обязанностей.

Стоит отметить, что в мире также существуют люди, не имеющие гражданства – апатриды. Но конституция абсолютно любого государства мира не нарушает права на получение подданства, поэтому апатрид при выполнении определенных условий может получить представительство.

В чем разница и чем отличаются

Различия в этих двух понятиях просто колоссальные. Обуславливаются они в правах и обязанностях. Если речь идет о национальности, то, как таковые обязанности выделить очень трудно. Они могут происходить только на основе существующих традиций, обычаев.

И, как отмечалось ранее, это понятие довольно неоднозначное, ведь определенной унифицированной формы определения национальности на данный момент не существует. Поэтому лицо может относить себя к разным нациям, если у него есть на это основания.

Национальность не обеспечивает человеку наличие гражданства того региона, к которому он себя относит. Для получения подданства необходимо выполнение целого ряда условий. Человек может называть себя итальянцем, и на самом деле иметь родственников из этой страны, но являться гражданином другого государства.

Это могло произойти по целому ряду причин, из которых в большинстве случаев это депортация родителей, переезд и получение представительства государства, где проживает один из его родителей.

Национальность дает человеку только минимальный набор прав и свобод, который включает в себя право на жизнь, на свободу слова, вероисповедания. Без наличия гражданства возникает огромное количество проблем, которые касаются получения медицинских услуг, официального трудоустройства, пользования услугами учебных заведений.

Также возникают сложности с пересечением границ других государств.

Гражданство же обеспечивает лицу целый пакет прав и обязанностей, исполнение которых являются обязательным элементом жизни человека. При наличии этого документа становится возможным официальное трудоустройство, пользование услугами медицинских учреждений, и многое другое.

Помимо предоставления свобод, человеку предъявляются обязанности, которые он должен исполнять. К ним относится соблюдение действующего законодательства, уплата налогов, для мужчин служба в армии, недопустимость нарушения прав и свобод других граждан.

При нарушении вышеперечисленных аспектов обязанностей, гражданин может понести административную или уголовную ответственность. В некоторых особо тяжелых ситуациях, когда лицо совершает политические или особо тяжкие преступления, может подняться вопрос о лишении его представительства страны.

В этом случае лицо будет испытывать серьезные препятствия в жизни страны, а так же возникнут сложности в получении подданства другого государства.

Национальность и гражданство

Эти два понятия несут в себе различную правовую подоплеку и вообще имеют различный смысл. Первое определение понимается просто как национальная принадлежность к определенной этнической группе.

Гражданство само по себе определяет принадлежность к какому-либо государству, что подразумевает наличие у лица определенного ряда прав и обязанностей, выполнение которых отражено в действующем законодательстве.

Поэтому нужно отчетливо понимать, что лица различных национальностей, проживающих на территории одного государства, должны выполнять условия законодательной базы в одинаковом порядке . В некоторых странах есть исключения, и они прописаны в конституции.

Определение этнической принадлежности является неоднозначным процессом, который в различной мере осуществляется самим лицом на основе его убеждений и родственных связей с другими людьми.

Каждый человек в разной мере понимает важность данной процедуры, так как в современном мире есть лица, которые не относят себя ни к одной из существующих национальностей. Это личные убеждения человека, нарушение которых недопустимо на основании действующих законов.

Именно поэтому гражданство является более четким и стандартизированным явлением. Лицо от рождения получает подданство какого-либо государства. По мере необходимости смены представительства, человек собирает необходимые документы и обращается в другое государство.

При выполнении условий он может сменить подданство, а в некоторых случаях иметь двойное гражданство.

Видео: Почему необходимо иметь?

Правила заполнения анкет

Нормы заполнения различных бланков отражены в официальных документах и являются строго унифицированными.

Эти правила различаются в разных странах, но в основном все требования сводятся к следующим требованиям:

  1. Полноценное и правдоподобное отражение всех персональных данных соискателя;
  2. В некоторых случаях требуются копии, заверенные в нотариальных конторах;
  3. Отраженные данные должны иметь обоснованный характер, то есть быть официальными;
  4. Записи должны быть сделаны разборчивым почерком;
  5. Обязательно недопущение исправлений;
  6. Необходимое заполнение всех пунктов заявления.

Стоит отметить, что это стандартизированные требования, которые действуют во всех странах мира. Помимо них возможно наличие дополнительных условий и исключений.

Бланков

При оформлении зарубежных бумаг могут возникнуть некоторые проблемы ввиду языкового барьера. При знании иностранного языка на достаточном уровне, наиболее благоприятным вариантом будет заполнение бланка на местном диалекте.

Если же лицо не имеет такой возможности, то необходимую документацию стоит заполнять большими латинскими буквами. Также можно воспользоваться услугами переводчика при личном обращении в учреждение, анкету которой нужно заполнить.

Оформление зарубежной документации также требует от соискателя аккуратности заполнения, недопущение ошибок. Необходимо правдоподобно отразить все необходимые данные, истинность которых можно подтвердить предоставлением имеющихся у лица документов.

В случае необходимости получения различных документов для ребенка, заявление может быть написано его официальным представителем или одни из его родителей. Только в этом случае может быть предоставлены требующиеся бумаги.

Перед непосредственным обращением в учреждение для заполнения необходимых бланков, нужно ознакомиться с нормами и стандартами оформления, чтобы при выполнении процедуры соискатель был ознакомлен с тем, что от него потребуется в процессе.

При наличии каких-либо нарушений необходимо обратиться в специализированные учреждения для получения помощи и консультации по возникшим разногласиям.

Для каждого документа или бланка существует официальная форма и стандарты ее заполнения. Для любого заявления требуются различные бумаги. Поэтому очень важно заблаговременно узнать всю информацию, чтобы при непосредственном обращении у соискателя были все необходимые документы.

Также стоит отметить различную степень ответственности при нарушениях заполнения бланков. В некоторых случаях от лица потребуется повторное написание анкеты, в которой будут указаны необходимые данные.

Существуют и такие ситуации, когда гражданин несет административную ответственность за нарушение требований оформления документации. В этом случае, зачастую, предполагается денежный штраф, в размере фиксированной суммы.

В случае необходимости заполнения графы «национальность», лицо имеет полное право поставить прочерк. Этот момент строго не регламентируется и несет в себе лишь условный характер.


Понятия гражданства и национальности несут в себе различный смысл. Обуславливается он принадлежностью к определенной стране. Также эти определения несут в себе различный набор прав и обязанностей, выполнение которых требуется от лица.

Что это - подданство? В чем его отличие от института гражданства? Какие изменения в законодательстве России на протяжении веков происходили в связи с подданством? Были ли иностранцы, получившие его, равными в правах с русскими? Об этом, а также о других вопросах подданства в России будет рассказано в статье.

Общее понятие

Изучая вопрос о том, что это - подданство, нельзя не затронуть и другое определение. Так будет легче уяснить себе это понятие. Речь и идет о гражданстве. Подданство и гражданство по своей сути очень близки, но имеют важные различия. Рассмотрим, в чем они состоят. Но сначала приведем сущность каждого термина.

Подданство - это значительно более ранний правовой институт, который появился с утверждением монархического строя. В его основе лежит связь человека и монарха (царя, короля, императора), выражающаяся в том, что первый обязан служить второму и полностью подчиняться ему.

Гражданство также представляет собой вид правовой связи, но уже между индивидом и государством. Оно предполагает наличие взаимных обязательств между властью и человеком. То есть, человек выполняет законы государства, а оно защищает своего гражданина и организовывает его жизнь в соответствии с этими законами.

Сходство и различия

Исходя из приведенных выше определений, можно увидеть сходство и различие рассматриваемых правовых институтов. Их сходство состоит в том, что оба они касаются взаимоотношений между индивидом и высшими властными структурами, которые в данный момент времени стоят во главе государства. Различия же заключаются в следующем:

  1. В отношении к территориальному образованию в лице правителя, властвующего единолично, (подданство) или в лице коллегиального органа - государства (гражданство).
  2. В структуре взаимоотношений. Подданство влечет за собой наличие обязательств, принимаемых индивидом в одностороннем порядке, не предусматривает ответственности противоположной стороны. Гражданство включает в себя наличие взаимообразных прав и обязанностей.
  3. В участии в осуществлении властных полномочий. Подданство ставит живущих в стране людей в положение безусловных исполнителей монарших указов. Гражданство наделяет их возможностью участвовать в выборе властных органов путем голосования и принимать исторические решения, участвуя в референдумах.

При этом нужно отметить, что не во всех языках, как в русском, эти понятия выражаются при помощи разных слов. Так, в английском, они различаются не по определению, а по контексту, в котором употребляются. Исходя из сказанного, можно прийти к заключению, что говорить о подданстве государству в русском языке, не будет корректным, разве что в разговорной речи.

Из истории подданства на территории России

В России юридическая конструкция подданства была окончательно выработана в имперский период (октябрь 1721-го - февраль 1917-го). Но при этом единого законодательного акта, описывающего ее, не существовало до 1917 года.

Отличительная черта подданства - это (как в России, так и в других странах) его постоянство, действие независимо от времени. Никакие оговорки, связанные со сроком давности, на него не распространяются. Кроме того, подданство действует вне зависимости от территории, на которой проживает человек в конкретный период.

Согласно законодательству, в состав населения Российской империи входили русские подданные от природы, инородцы и иностранцы. В общем смысле подданными являлись и первая, и вторая группы. Но они назывались по-разному из-за того, что имели различные личные права, что не мешало им, с точки зрения международного права, входить в одну категорию российских подданных.

Принесение присяги

Окончательную форму в юридическом смысле получение подданства России приобрело при императоре Петре I. Начиная с его царствования, все население страны было обязано приносить присягу в верности каждому следующему монарху. Такая форма практиковалась и в Московском государстве, но в отдельные периоды. Чаще всего очередным Земским собором, утверждавшим нового правителя, подписывался соответствующий акт о принятии подданства населением.

Позже Павел I издал указ о принесении присяги новому государю всеми жителями империи, начиная с 12 лет. При этом существовало одно исключение, в соответствии с которым за крепостных крестьян с 1740 года ее приносил владеющий ими помещик. Но с 1861 года с отменой в России крепостного права указ об этом утратил силу, и все крестьяне присоединились к остальным жителям страны. Иностранцам также было обязательно присягать государю, если они хотели получить подданство.

Основания для принятия подданства

Принятие подданства в России могло быть совершено по одному из трех оснований:

  1. По праву рождения. Если мать и отец были подданными России, их ребенок считался русским подданным. Еще такой порядок носит название «принцип крови». Он имел расширительное толкование, заключавшееся в том, что русским подданным было также и лицо, появившееся на свет за границей или на иноземном судне. Единственным требованием была обязательная регистрация акта рождения в зарубежном представительстве.
  2. При вступлении в брак. Если иностранка выходила замуж за русского подданного, она автоматически получала подданство России, без принесения присяги. При расторжении брака ее статус сохранялся. Когда русская подданная вступала в брак с иностранцем, она становилась иностранкой. Их дети могли быть приняты в российские подданные в упрощенном порядке. При усыновлении автоматически подданство не менялось.
  3. При натурализации, или укоренении. До 1864 года иностранцу достаточно было подать прошение в губернскую канцелярию и принести присягу. После 10 февраля 1864 года требовалось пятилетнее проживание в стране на постоянной основе. Прошение нужно было подавать в адрес министра внутренних дел.

Выход из подданства

Самостоятельный выход из российского подданства был запрещен и рассматривался законодательством в качестве измены, являвшейся тяжким уголовным преступлением. Если русский подданный находился за границей, он должен был по первому же требованию властей вернуться на родину.

В случае «самовластного» пребывания за рубежом больше пяти лет человека признавали безвестно отсутствующим, а его имение бралось в опекунское управление. В исключительных случаях практиковалось увольнение из подданства. Оно осуществлялось по высочайшему повелению на основании доклада министерского органа и имело силу закона.



Просмотров