Правила обращения с огнем и электроприборами. Техника обращения с огнем и правила пожарной безопасности. III. Рассказ о причинах возникновения пожара

Каждый ребенок знает, что играть с огнем опасно. По статистике, большая часть пожаров в квартирах случается по вине детей. Для того, чтобы не пострадало ваше имущество, и, что намного важнее, ваши родные и близкие, стоит ознакомить ваших малышей с правилами безопасного обращения с огнем и выучите с ними по памятке правила поведения при пожаре.

Действия при возгорании в квартире

Иногда родителям приходится оставлять своих подросших детей одних в квартире. Поэтому важно выучить основные правила их поведения и действий на случай возгорания. Ребенок не должен растеряться в чрезвычайной ситуации, поэтому необходимо регулярно с ними повторять следующую инструкцию:

Если горит входная дверь, то ребенок должен позвонить соседям и попросить потушить дверь снаружи . В это время он сам может поливать водой дверь изнутри. Можно попробовать выйти и сделать все самостоятельно, только если огонь не охватил всю дверь. Надо объяснить ребенку, что на руки одеваются прихватки или руки обматываются полотенцем, чтобы защитить их от ожогов.

Как потушить небольшой очаг возгорания

Если в доме ребенок заметил небольшое возгорание, то его нужно как можно скорее потушить! Даже самый маленький огонек приносит огромный ущерб. Разные виды пожаров, в зависимости от места возникновения, ликвидируются по-разному.

Горящий в мусорном ведре мусор можно быстро залить водой, набрав ее в ведро или кастрюлю. Горящее полотенце, прихватку и другие легковоспламеняющиеся предметы проще осторожно бросить в раковину и также залить водой.

Если в сковороде загорелось масло, нужно быстро плотно накрыть посуду крышкой. Ни в коем случае не пробуй залить огонь водой! Кипящее масло начнет разбрызгиваться во все стороны, оно может обжечь руки и лицо.

Если загорелся электроприбор или провода, сразу обесточь квартиру. Не пытайся тушить их водой! Это смертельно опасно! Потушить такой пожар можно при помощи земли из цветочных горшков, стирального порошка, плотного одеяла или другой несинтетической ткани (перекрыв доступ к кислороду, ты прекратишь реакцию горения), подходящего (не пенного).

Если пожар случился на балконе (например, от брошенного сверху окурка, залетевшего фейерверка или петарды), и тебе удалось быстро его заметить, стоит немедленно тушить пожар любыми средствами (проще водой).

Если справиться с огнем не удалось, ради собственной безопасности покинь квартиру, плотно закрыв двери и окна, и вызови пожарных.

Правила поведения в горящем лифте

Пожар в лифте – это очень страшная и опасная ситуация, особенно, если во время нее ты находишься внутри кабины.

При появлении признаков начала возгорания немедленно нажми кнопку вызова и четко сообщи о происшествии диспетчеру. Не пытайся перенаправить лифт к этажу самостоятельно (может возникнуть ошибка и машина просто остановится).

Дождавшись остановки кабины и открытия дверей, немедленно выйди из нее и постарайся заблокировать механические двери любым предметом (сумкой, палкой, рюкзаком), чтобы в смертельную ловушку не попался ни один человек, вызвавший лифт.

Потушить огонь внутри можно плотной тканью (пиджак, теплый платок). Не используйте воду, т.к. кабина работает под электрическим напряжением. Находясь снаружи, используй песок, землю, порошковый огнетушитель. Предупреди взрослых и вызови пожарных!

Если покинуть лифт не получается, громко кричи, зови на помощь. Накрой рот и нос мокрой тканью (рукав, пиджак, платок, шарф и т.д.). Можно попробовать самостоятельно открыть двери лифта зонтом или ключами. Это очень опасно! Можно свалиться в шахту лифта.

Памятка для детей при пожаре в лесу

Лесной пожар – одно из самых мощных и разрушительных стихийных бедствий. Как показали исследования, большее количество случаев происходит по вине людей. Ваши подросшие дети с друзьями могут выезжать на природу, чтобы в общении приятно провести время и отдохнуть. Но такой отдых может стать опасным.

Если костер перестал быть управляемым и перекинулся из кострища на сухую траву, то сначала попробуйте потушить огонь при помощи подручных средств (метелка из зеленых веток, лучше хвойных, земля, песок, одежда, вода из котелка). Справившись с опасностью, убедитесь, что она не возобновится.

В случае если с огнем справится невозможно, следует придерживаться основных правил поведения при лесных пожарах. Дети должны немедленно покинуть зону огня, по пути предупреждая встречающихся людей об опасности.

Стоит двигаться против ветра по берегам ручьев, рек, озер, по тропам и специальным противопожарным чертам. Если пожар застал вас на поле с сухой травой, вырвите ее вокруг себя и вызывайте спасателей.

Памятка правильного обращения с электроприборами

В современном мире без электроприборов никто не может обойтись. Именно неосторожное обращение с ними приводит к их воспламенению. Каждый ребенок должен помнить:

  1. выключай приборы после завершения работы с ними. Отключай их от сети (особенно зарядники, утюги, плойки и т.д.);
  2. нагревательные приборы никогда не оставляй без присмотра, давай им вовремя остывать. Не убирай их до полного охлаждения;
  3. при ошибке в работе прибора, немедленно отключи его из сети;
  4. неполадки в электроприборах самостоятельно не устраняй;
  5. если необходимо заменить лампочку, отключи свет, выверни неисправную, замени ее и можешь снова включить питание;
  6. не прикасайся к экранам работающих компьютеров (особенно старых) и телевизоров. Скопившийся на них статический заряд может больно ударить;
  7. не подключай к розетке или удлинителю много приборов. От перегрузки может загореться проводка;
  8. ни в коем случае не прикасайся к оголенным проводам, не залезай в электрощиты.

Сейчас, когда все больше происходит внедрение в повседневную жизнь техники, особенно важно ознакомить детей с и пожарной безопасности в квартире.

Во время подобных бедствий люди часто теряются, а подобные памятки помогут сохранить здоровье и жизни близких, сохранность вашего имущества.

О правилах обращения с огнем и опасности пожаров следует говорить с детьми с самого раннего возраста. Эта важнейшая тема должна регулярно подниматься во время школьных уроков. Многие люди погибают в огне только из-за того, что не знают, что необходимо сделать для собственного спасения. Какие правила пожарной безопасности для школьников наиболее значимы, с чего начать изучение материала?

Предотвращение пожара дома

Минимально снизить вероятность возгорания в собственном жилище может каждая семья. Для того чтобы предотвратить пожар, необходимо пользоваться только исправными электроприборами. Обязательно читайте инструкции по эксплуатации. Уходя из дома, убедитесь, что вы отключили от сети все приборы с функцией постоянного нагрева. Речь идет об утюгах, обогревателях, щипцах для завивки волос и другой бытовой технике со схожим принципом работы. Это простейшие правила пожарной безопасности для школьников, которые должен знать каждый первоклассник. Без присмотра надолго нельзя оставлять включенную газовую плиту и горящие свечи.

Обращение с открытым огнем

Спички детям не игрушки - с этого утверждения следует начинать заучивать с детьми правила пожарной безопасности. Для школьников важно усвоить, насколько опасны зажигалки, средства для розжига и любые горючие смеси. Разводить костры можно только в специально предназначенных для этого местах. Погода не должна быть сухой, жаркой и ветреной. За горящим костром, как и за любым открытым огнем, следует следить. Желательно держать возле кострища воду и зеленые ветки, это первые средства для тушения возгорания на природе. Правила пожарной безопасности Российской Федерации должен знать каждый житель нашей страны. В летнюю жару во многих регионах страны начинаются лесные пожары. При объявлении пожароопасной обстановки в определенной местности не стоит разводить костры на природе.

Внимание: пожар!

Что делать, если пожар уже начался? При запахе гари, обнаружении дыма или источника огня необходимо оценить масштабы возгорания. Если вы не уверены, что сможете потушить огонь своими силами, срочно вызывайте пожарный расчет. При пожаре в квартире необходимо собрать документы и ценные вещи (если это возможно), и вместе с домашними животными покинуть квартиру. По возможности оповестите соседей по дому о пожаре. При звонке в пожарную службу (в России телефон 01), необходимо назвать свое Ф.И.О., адрес и характер возгорания. Ответьте на все вопросы диспетчера, подробная информация поможет составить правильный план тушения. К вам будет направлена пожарная команда со всем необходимым оборудованием.

Можно ли потушить пожар самостоятельно?

Способ тушения огня зависит от типа возгорания и площади, охваченной огнем. Если загорелся бытовой прибор, его необходимо обесточить (выключить из розетки или отключить электричество в квартире через Небольшие горящие предметы можно накрыть одеялом или покрывалом для предотвращения доступа воздуха к пламени. При возгорании в квартире зачастую единственным средством тушения является обычная вода. Желательно перед ее применением отключить электричество. Заливание дает неплохой результат, если горит древесина, текстиль, отделочные материалы. Правила пожарной безопасности для школьников включают в себя и обучение тушению огня. Если огонь не успел распространиться на значительную площадь, можно попробовать сбить его. Для этого подойдет любой достаточно большой кусок плотной материи - банное полотенце, покрывало. Намочите водой выбранный предмет и сбивайте огонь.

Возгорание в общественном здании

Полные новые правила пожарной безопасности обычно можно найти в виде сокращенных памяток в любом В учреждениях, где ежедневно бывает множество людей, обязательно есть пожарные щитки с огнетушителями и прочими средствами для борьбы с огнем. Если вы находитесь в общественном здании и в нем начался пожар, после объявления тревоги следует прослушать сообщение и направиться к выходу. В таких случаях для эвакуации посетителей обычно открываются запасные аварийные выходы. Старайтесь сохранять спокойствие. Покидать горящее здание следует быстрым шагом (не бегом), не толкаясь и не мешая окружающим. Если помещения сильно задымлены, промочите кусок чистой материи водой (подойдет носовой платок или мелкий предмет одежды) и закройте им рот и нос. Что делать, если огонь распространился на значительную площадь и вы не можете пройти к выходу из здания? Согласно имеют именно такую аббревиатуру), необходимо укрыться в наименее задымленной комнате. Закройте дверь и заложите щели мокрыми тряпками или полотенцами. При пожаре нельзя прятаться. Укрывшись в шкафу или санузле, вы подвергаете себя опасности задохнуться дымом. Необходимо также позвать на помощь и сообщить о своем местонахождении. Если в комнате, где вы находитесь, нет открытого огня, можно открыть окна и привлечь внимание прохожих.

Что делать, если загорелась одежда на человеке?

Одна из наиболее страшных ситуаций - когда на человеке внезапно загорелась одежда. Ни в коем случае нельзя бежать. Лучше всего упасть на пол и кататься по нему, сбивая пламя. Если поблизости есть сугроб или водоем, смело падайте в него. Потушить огонь можно, облившись водой. При возгорании одежды на человеке в помещении, можно накрыться плотной тканью. Самое главное - не закрывать голову. После того как пламя будет сбито, необходимо вызвать скорую помощь. К обожженным поверхностям кожи можно приложить что-то холодное или куски материи, смоченные холодной водой. Если местами одежда прилипла к коже, не пытайтесь ее самостоятельно снять. Дождитесь приезда врачей. Пострадавшему можно дать таблетку комплексного обезболивающего средства.

Помните, даже незначительное нарушение правил пожарной безопасности может привести к пожару. Осторожно обращайтесь с потенциально опасными предметами и будьте внимательны. Время от времени повторяйте правила поведения во время пожара, можно даже сделать короткую памятку на эту тему и повесить ее дома на видном месте.

Основные требования Правил пожарной безопасности:

не оставляйте без присмотра включенные в электросеть бытовые электроприборы;

эксплуатируйте электроприборы в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей;

следите за неисправностью электропроводки, не пользуйтесь поврежденными электроприборами, электророзетками;

не включайте в одну электророзетку одновременно несколько мощных потребителей электроэнергии, перегружая электросеть;

не эксплуатируйте электросветильники со снятыми защитными плафонами;

не пользуйтесь в помещении источниками открытого огня (свечи, спички, факела и т.д.);

в квартирах жилых домов и комнатах общежитий запрещается устраивать различного рода производственные и складские помещения, в которых применяются и хранятся пожароопасные и взрывопожароопасные вещества и материалы;

запрещается хранить в квартирах и комнатах общежитий баллоны с горючими газами, емкости с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и т.д.;

запрещается загромождать пути эвакуации (лестничные клетки, лестничные марши, коридоры) различными материалами, изделиями, оборудованием;

запрещается устраивать на лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и горючие материалы.

Пожар в квартире

НЕЛЬЗЯ делать при пожаре в доме (квартире):

  • пытаться выйти через задымленный коридор или лестницу (дым очень токсичен, горячий воздух может также обжечь легкие);
  • опускаться по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок (если в этом нет самой острой необходимости, ведь падение без отсутствия специальных навыков почти всегда неизбежно);
  • прыгать из окна (начиная с 4-го этажа, каждый второй прыжок смертелен)

НЕОБХОДИМО:

  • Сообщить в пожарную охрану по телефону 01 или 112 (с мобильного телефона).
  • Вывести на улицу детей и престарелых.
  • Попробовать самостоятельно потушить пожар, используя подручные средства (воду, плотную ткань, землю из-под цветов и т.п.).
  • При опасности поражения электрическим током отключить электроэнергию (автоматы в щитке на лестничной площадке),
  • Помните, что легковоспламеняющиеся жидкости тушить водой неэффективно. Лучше всего воспользоваться огнетушителем, а при его отсутствии мокрой тряпкой.
  • Во время пожара необходимо воздержаться от открытия окон и дверей для уменьшения притока воздуха.
  • Если в квартире сильно задымлено, и ликвидировать очаги горения своими силами не предоставляется возможным, немедленно покиньте квартиру, прикрыв за собой дверь.
  • При невозможности эвакуации из квартиры через лестничные марши используйте балконную лестницу, а если ее нет, то выйдите на балкон, закрыв плотно за собой дверь, и постарайтесь привлечь к себе внимание прохожих и пожарных.
  • По возможности организуйте встречу пожарных подразделений, укажите на очаг пожара.
  • Рекомендуем Вам заранее застраховать себя, свое имущество на случай пожара и хранить документы, деньги в месте, известном всем членам Вашей семьи на случай внезапной эвакуации при пожаре.

Если горит телевизор

Возгоранию телевизора способствуют:

  • использование нестандартных предохранителей, "жучков";
  • длительная работа включенного телевизора без присмотра;
  • попадание различных предметов в отверстия задней стенки (как правило, по вине детей);
  • установка телевизора у батареи отопления, в мебельной стенке, в результате чего он плохо охлаждается (происходит разрыв оболочки электронно-лучевой трубки и появление после потрескивания синеватого дыма);
  • питание телевизора без стабилизатора от сети с повышенным напряжением.

Необходимо:

  • Обесточить телевизор или полностью квартиру (помещение);
  • Сообщить о возгорании в пожарную охрану;
  • Если после отключения телевизор продолжает гореть, то залейте его водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или же накройте его плотной тканью.
  • Во избежание отравления продуктами горения немедленно удалите из помещения людей, не занятых тушением, в первую очередь детей;
  • Аналогично действуйте и при загорании других электробытовых приборов.

Примечание. Если телевизор взорвался и пожар усилился, не подвергайте жизнь опасности, покиньте помещение, закрыв дверь и окна.

Пожар на балконе (лоджии)

  • Позвоните в пожарную охрану.
  • Попытайтесь потушить подручными средствами (водой, мокрой плотной тканью, землей из-под цветов и т. п.). Если огонь набирает силу и Ваши усилия тщетны, то немедленно покиньте балкон, плотно закрыв за собой дверь, чтобы вслед Вам не проник огонь. Закройте все форточки и двери, не создавайте сквозняка!
  • В ходе тушения можно выбрасывать горящие вещи и предметы вниз, убедившись предварительно, что там нет людей.
  • Предупредите соседей с верхних этажей, что у вас пожар.

Дым в подъезде

  • Позвоните в пожарную охрану.
  • Если дым не густой и Вы чувствуете, что дышать можно, то попробуйте определить место горения (квартира, почтовый ящик, мусоросборник и т.п.), а по запаху - что горит (электропроводка, резина, горючие жидкости, бумага и т. п.).
  • Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только в одном направлении - снизу вверх.
  • Если Вам удалось обнаружить очаг, то попробуйте его потушить самостоятельно или при помощи соседей подручными средствами.
  • Если потушить пожар не представляется возможным, то оповестите жильцов дома и, не создавая паники, выйдете наружу, используя лестничные марши или через пожарные лестницы балкона. Проходя по задымленным участкам, постарайтесь одолеть их, задерживая дыхание или закрыв рот и влажным нос платком, полотенцем.
  • Если дым идет из квартиры и оттуда слышны крики, то надо, не дожидаясь пожарных, выбить двери. Помните, что гореть может в прихожей, и есть вероятность выхода огня в подъезд, то есть прямо на Вас. И второе - взломав дверь, Вы тем самым усилите приток воздуха и соответственно горение.
  • Если же, выйдя в подъезд, Вы попали в густой дым, то нужно немедленно вернуться в квартиру и плотно закрыть дверь. А дверные щели и вентиляционные отверстия, в которые может проникать дым, необходимо заткнуть мокрыми тряпками. Если дым все же проникает, то покиньте прихожую и закройтесь в комнате. И последнее, что Вы можете сделать - это выйти на балкон, и постараться привлечь к себе внимание.
  • При наличии пострадавших вызовите скорую помощь.
  • Если Вы живете в здании повышенной этажности (10-й и выше), то здесь на случай пожара предусмотрены дополнительные меры по обеспечению Вашей безопасности. Это незадымляемые наружные лестницы, системы дымоудаления и внутренних пожарных кранов, автоматическая пожарная сигнализация в квартирах. За указанным оборудованием следует осуществлять контроль и в случае неисправности сообщать в диспетчерскую для принятия технических мер по ее устранению. В 9-этажных домах на лоджиях для эвакуации при пожаре предусмотрены металлические лестницы с по 5 этажи, поэтому напоминаем, что забивать и загромождать люки на лоджиях запрещается так же, как и демонтировать лестницы.

Пожар, дым в подвале

Необходимо:

  • Позвонить в пожарную охрану.
  • Ни в коем случае не пытайтесь сами проникнуть в подвал, это может закончиться для Вас трагично.
  • Если Вы живете на первом этаже и в Вашей квартире стал появляться дым, то откройте окна (но не дверь в подъезд), а затем покиньте квартиру, оповестив соседей. Дожидайтесь приезда пожарных на улице. На вышележащих этажах рекомендуем тоже открыть окна.
  • Но если Вы все же зашли в подвал или оказались там на момент пожара, то советуем пробираться либо низко пригнувшись, либо ползком. Старайтесь дышать через ткань, тряпку. Если Вы заблудились, то постарайтесь определить, в какую сторону больше вытягивает дым, значит, вероятней всего там дверной проем.
  • Примечание: Во время пожара в подвале из-за слабого притока воздуха возникает очень высокая температура, так что можно ориентироваться по температуре воздуха и на ощупь по стенам. Тем не менее, если выход не найден, то не отчаивайтесь, лягте в проходе, где сравнительно не очень высокая температура, и постарайтесь чем-нибудь накрыться. Рано или поздно Вас все равно обнаружат.
  • И последнее. Если вы все же решили спасаться через сильно задымленный коридор, что крайне опасно, то советуем захватить намоченную плотную ткань, которой следует накрыться и двигаться пригнувшись либо ползком. Плотная ткань будет предохранять Вас от дыма и позволит проскочить через незначительные участки с открытым огнем и высокой температурой. Если на Вас надвигается огненный вал, то, не мешкая, падайте, закрыв голову тканью, в этот момент не дышите, чтобы не получить ожогов внутренних органов.

Горит человек (вспыхнула одежда и т. п.)

  • Не давайте бежать - пламя разгорается еще сильнее (воздействие пламени горящей одежды в течение 1-2 минуты приводит к тяжелым ожогам со смертельным исходом).
  • Опрокиньте его на землю, при необходимости сделайте подножку, а затем погасите огонь при помощи плотной ткани, воды, земли, снега и т. п., оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения. Есть еще один вариант - попробуйте скинуть горящую одежду, но очень быстро.
  • Вызовите скорую помощь, сообщите в пожарную охрану.
  • Окажите посильную доврачебную помощь. (При попытке самосожжения вызовите также милицию.)
  • Услышав крики "Пожар", постарайтесь сохранять спокойствие и выдержку, призывайте к этому стоящих людей, особенно женщин. Оцените обстановку, убедитесь в наличии реальной опасности (возможно, кто-то этим криком хочет привлечь внимание людей).
  • При заполнении помещения дымом, выключении освещения постарайтесь идти к выходу, держась за стены, поручни и т.п., дышите через носовой платок или рукав одежды, ведите детей впереди себя, держа их за плечи.

Если вы заметили в горящем помещении людей

  • Позвоните в пожарную охрану.
  • Если Вы рассчитываете на свои силы, то попробуйте выбить дверь или окна в случае горения на первом этаже. Когда будете открывать дверь, то встаньте в стороне от проема, так как на Вас может выхлестнуть огонь, который идет по ветру. Если же, открыв ее. Вы встретите только дым, то по возможности, прикрыв органы дыхания намоченной тканью, нагнувшись, попробуйте войти в помещение. Если дышать трудно, передвигайтесь на четвереньках или ползком. Можно, конечно, набрать воздуха в легкие, пробовать не дышать, на сколько хватит Ваших возможностей.
  • Прежде чем войти в комнату (помещение), Вы должны точно узнать, кто и сколько там должен находиться. Если есть дети, то их следует искать в укромных, темных местах (под диваном, столом т п.), а престарелых (больных) - на кроватях или на полу.
  • Обнаружив людей, как можно быстрее выведите (вынесите) их на улицу.
  • Окажите пострадавшим до приезда медработников компетентную, посильную помощь.

Возможные причины возникновения пожара

1. Неосторожное обращение с огнем.

Причина каждого третьего пожара - неосторожное или небрежное обращение с огнем: непотушенные спички, окурки, свечи, отогревание огнем факелов и паяльных ламп водопроводных труб, небрежность при хранении горящих углей, золы. Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строения, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер.

Особая опасность курении в нетрезвом состоянии, лежа в постели, применение керосиновых ламп, свечей, факелов для освещения чердачных помещений, коридоров, кладовых и различных хозяйственных построек.

2. Нарушение правил пользования электрическими приборами.

Анализ таких пожаров показывает, что они происходят в основном по двум причинам: из-за нарушения правил при пользовании электробытовыми приборами и скрытой неисправности этих приборов или электрических сетей.

У оставленной надолго включенной электрической плитки нагрев спирали достигает 600-700°С, а основания плитки - 250-300°С. При воздействии такой температуры стол, стул или пол, на котором поставлена плитка, могут воспламениться.

Водонагревательные приборы уже через 15-20 мин после выкипания воды вызывают загорание почти любой сгораемой опорной поверхности, а при испытании электрических чайников с нагревательными элементами мощностью 600Вт воспламенение основания происходит через 3 мин после выкипания воды.

3. Неисправность электропроводки или неправильная эксплуатация электросети:

Возникновение пожаров по этим причинам заключается в следующем. При прохождении тока по проводнику выделяется тепло. В обычных, условиях оно рассеивается в окружающую среду быстрее, чем успевает нагреться проводник. Поэтому для каждой электрической нагрузки соответственно подбирается проводник определенного сечения. Если сечение проводника меньше, чем положено по расчету, то выделяющееся тепло не успевает рассеяться и проводник перегревается. Также при включении в одну розетку одновременно несколько бытовых приборов возникает перегрузка, нагрев проводов и воспламенение изоляции.

Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, являются короткое замыкание, при соединении двух проводников без изоляции накоротко друг с другом. Вследствие этого, происходит резкое возрастание силы тока в сети, мгновенный нагрев проводов до температуры, плавления металлических жил, наблюдается интенсивное выделение искр и большого количества тепла. Вот почему необходимо следить за исправностью изоляции проводов, не допускать крепления их гвоздями, которые могут нарушить изоляцию.

Из-за неправильного соединения проводов (в скрутку), слабого крепления или сильного окисления контактных поверхностей и мест соединения проводов происходит их сильный разогрев и воспламенение. Неплотный контакт вилок в гнездах штепсельной розетки может привести к сильному разогреву розетки и последующему воспламенение перегородок и стен, на которых смонтирована штепсельная розетка. Это явление обусловлено наличием больших местных переходных сопротивлений. В этих случаях предохранители не могут предупредить возникновение пожара, так как сила тока в цепи не возрастает, а нагрев участка с плохо выполненным соединением проводов достигает опасного предела только лишь вследствие увеличения сопротивления в определенных местах, как правило, на участках большой длины.

Пожарную опасность представляют осветительные лампы накаливания, поскольку происходит сильный нагрев поверхности стеклянной колбы, температура которой может достигать 550°С. Так как в лампах накаливания только 3-8% энергии затрачивается на излучение света, а 92-97% превращается в тепло.

Опасные последствия могут наступить от плохого контакта цоколя лампы с пружиной патрона. Здесь возникает сильный нагрев патрона, что приводит к пересыханию изоляции проводов, потере ими изоляционных свойств и короткому замыканию при включении лампы. Сильный нагрев патрона и, как следствие, высыхания изоляции и короткое замыкание возникают и в том случае, если в обычный патрон ввернуть лампу большой мощности (200-300 Вт).

Разрушение колбы лампы от механических воздействий также приводит к пожарам, так как температура металлических нитей колеблется от 1700 до 2700°С.

Люминесцентные лампы более безопасны в пожарном отношении. Их поверхности всего лишь до 40-50°С.

Для предохранения электросети от перегрузки и короткого замыкания используются плавкие предохранители (пробки), которые срабатывают при повышении напряжения тока выше допустимого.

4. Пожары от бытовых газовых приборов

Основная причина этих пожаров - утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов или через горелки газовых плит.

Природный и сжиженный баллонный газ (обычно это пропан-бутановая смесь) способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. При ощущении запаха газа в помещении нельзя зажигать спички, зажигалки, включать или выключать электрические выключатели, входить в помещение с открытым огнем или с папиросой - все это может вызвать взрыв газа.

Сжиженный газ в отличие от природного обладает более пожароопасными свойствами: большой текучестью, быстрым нарастанием упругости паров и удельного объема жидкости и газа с повышением температуры, низким концентрационным пределом взрываемости и т.д.

Если утечка газа произошла из открытого крана на газовом приборе, то его надо закрыть, тщательно проветрить помещение и только после этого можно зажечь огонь. В случае утечки газа в результате повреждения газовой сети или приборов пользование ими необходимо прекратить и немедленно сообщить в контору газового хозяйства.

Нельзя разрешать включать и пользоваться газовыми приборами детям и лицам, не знакомым с устройством этих приборов.

Во избежание несчастных случаев запрещается:

открывать кран на газопроводе перед плитой, не проверив, закрыты ли все краны на распределительном щитке плиты;

открывать краны плиты, не имея в руке зажженной спички;

допустить заливание горящих горелок жидкостью. Если это случайно произойдет, нужно погасить горелку, прочистить ее, удалить жидкость с поддона;

снимать конфорку и ставить посуду непосредственно на горелку;

стучать по кранам, горелкам твердыми предметами, а также поворачивать ручки кранов клещами, щипцами, ключами и т. д.;

самостоятельно ремонтировать плиту или газо-подводящие трубопроводы;

привязывать к газовым плитам, трубам и кранам веревки, вешать на них белье и другие вещи.

Опасно опускание в горячую воду или установка газовых баллонов вблизи отопительных приборов, при обмерзания запорно-редукторного клапана. Итог - быстрый рост внутреннего давления и взрыв.

В случае возникновения пожара:

  • Немедленно сообщить в пожарную охрану по телефону 01, по сотовому тел. 112, указав при этом точный адрес, фамилию, имя, отчество, что горит.
  • До прибытия пожарных подразделений принять возможные меры к эвакуации людей, документов, материальных ценностей.
  • По возможности приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения: огнетушителями, плотной тканью, водой (помня, что водой можно тушить пожар предварительно обесточив помещение).
  • Во время пожара необходимо воздержаться от открытия окон, дверей, не разбивать оконные стекла. Покидая помещение (здание_ нужно закрыть за собой двери, окна, так как приток свежего воздуха способствует быстрому распространению огня.

Ежегодно при пожарах и возгораниях погибают и получают серьезные травмы дети младше четырнадцати лет. Главной причиной можно назвать недобросовестность родителей, а также отсутствие знаний и навыков поведения при пожаре. Для профилактики пожарной безопасности нужно проводить уроки, беседы, лекции. Рекомендуется закреплять результат при помощи игр, способствующих актуализации полученной информации.

Маленьким детям правила пожарной безопасности помогут объяснить мультфильмы, разработанные при поддержке Пожарной службы («Пожар в лесу», «Пожар в квартире», «Правила поведения детей при пожаре»).

Правила пожарной безопасности объяснят на уроках ОБЖ, а также на классных часах по этой теме. Поможет в этом использование стихотворений С. Маршака «Очень-очень важные правила!», «Песенка спичек», А. Усачева «Огонь», Е. Гладковой «Если огонь в доме» и другие.

Основные правила пожарной безопасности для детей

  • нельзя играть со спичками, зажигалками, спичками-свечами;
  • нельзя поджигать сухие листья, сухую траву, деревья, тополиный пух;
  • нельзя играть с фейерверками, бенгальскими огнями, хлопушками без присмотра взрослых;
  • нельзя использовать бензин, керосин и другие горючие материалы в игровых целях;
  • нельзя кидать в костер или поджигать флаконы из-под дезодорантов, духов, освежителей воздуха и т.п. Это может привести к взрыву и немедленному возгоранию;
  • нельзя разводить костер, играть с открытым огнем в помещениях;
  • нельзя разводить костер в деревянных сараях, ветхих постройках, в подвалах и чердаках;
  • если возникнет необходимость в свете, лучше воспользоваться фонариком, чем спичками;

Правила обращения с огнем дома

Для детей главное правило - нельзя играть с огнем без присмотра взрослых. Таким образом, исключаются использование и игра с электроприборами (телевизор, микроволновая печь, компьютер), включение газовой плиты, зажжение свечей, игра с лампочками, гирляндами.

Детей старшего возраста можно научить пользоваться плитой, бытовой техникой, однако заострить внимание на том, что если нет большой необходимости в их применении, лучше подождать родителей. Обязательным требованием будет отключение всей техники от электросети после использования.

Не нужно настраивать ребенка против огня, но следует максимально честно рассказать о последствиях пожаров.

Дети - большие выдумщики, в их головах роятся тысячи идей, и если заранее не предупредить о результатах таких опасных шалостей, то станет поздно.

Родители должны сами оградить от опасности своего ребенка.

В первую очередь необходимо хранить всю бытовую химию в недоступном для детей месте, вся она имеет высокую степень огнеопасности. Также дети не должны иметь свободного доступа к спичкам, зажигалкам, свечам, а электропровода необходимо спрятать под плинтусы.

А чтобы не задохнуться во время пожара нужно намочить тряпку или марлю и дышать через нее. Также необходимо опуститься на пол, потому что концентрация дыма там ниже.

Правила обращения с огнем в лесу

В большинстве случаев причиной возгорания лесных массивов является беспечность и неосторожность людей.

  • Нельзя разводить костер в местах с сухой травой, под кронами деревьев, в торфяниках. Место для костра нужно тщательно выбирать, очищать от огнеопасного материала, а сам огонь разводить в специально выкопанной земляной ямке.
  • Не допускается уходить и оставлять костер непотушенным или тлеющим. Его можно залить водой или засыпать песком.
  • Нельзя разводить костер в сухую и ветреную погоду.
  • Нельзя оставлять на месте отдыха бумагу, пластиковую посуду и предметы из стекла. Последние очень опасны потому, что солнечные лучи фокусируются на стекле, последствием может стать лесной пожар.
  • Нельзя оставлять в лесу самовозгорающиеся материалы.
  • Нельзя использовать в лесу пиротехнику.

Правила поведения детей при пожаре

Если во время возгорания рядом с ребенком не окажется взрослых, он должен будет самостоятельно принимать решения и действовать уверенно. Для этого родители или учителя должны научить его цепочке действий при пожаре.

  • Позвонить по телефонам 01 / 112 и сообщить о своем месте нахождения и чрезвычайной ситуации.
  • Обратится за помощью к соседям, рассказать им о пожаре.
  • Не прятаться в труднодоступные места, спасатели просто не смогут прийти на помощь, обнаружить пострадавшего.
  • Не пользоваться лифтом при пожаре. Спускаться только по лестницам.
  • Выполнять все указания пожарных и спасателей, прибывших на место происшествия.

Презентация для проведения классного часа "Правила пожарной безопасности" PPT - 3,8 Мб

Проблема: Формировать представления детей о наиболее опасных ситуациях, которые могут случиться в их жизни (пожар).

Игровая мотивация: помочь Крошу узнать «опасна ли горящая свечка»

Цель: развитие познавательного интереса, творческого продуктивного воображения.

Задачи:

Познакомить с пользой и опасностью огня для человека. Подручные средства тушения малого огня.

Активировать в речи слова: огонь, пожар, костер, способы тушения, огнетушитель.

Развивать в детях умение замечать источники опасности, знать и выполнять схему поведения при возникновении опасной ситуации.

Расширять знания противопожарной безопасности в жизни детей.

Ознакомление с правилами безопасного поведения детей в быту. Сознательно выполнять меры предосторожности, понимать необходимость соблюдения определенных запретов.

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость

Материалы и оборудование: слайды "Огонь", "Способы добывания огня древними людьми", "использование огня человеком" (Польза огня), "Правила пожарной безопасности для детей"; Бенгальский огонь для показа искр, плотная ткань, вода, песок, земля, огнетушитель, спички, емкость с водой, мятые кусочки бумаги.

Ход совместной деятельности.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Татьяна Викторовна.

Сегодня меня почтальон попросил передать письмо с видеороликом ребятам подготовительной группы. Это вы? (Да) Давайте его прочтем.

«Здравствуйте ребята! Пишет вам Крош. У меня проблема. Посмотрите видеоролик. И помогите мне ее решить. Заранее спасибо. Ваш Крош.» Просмотр видеоролика.

Давайте ребята поможем крошу узнать опасна ли спичка? (Давайте) Я предлагаю отправиться со мной в путешествие в «страну огня» с помощью фантазии. Возьмитесь за руки, закройте глаза, и отправляемся в путь. (Звучит волшебная музыка)

Вот мы и очутились в «стране огня». (На заставка слайд - «огонь»)

Подумайте и скажите, для чего нужен огонь людям в наше время? Кто затрудняется, посмотрите на картинки - они вам подскажут ответы на вопрос. (На доске плакат с рисунками "Использование огня человеком". Для приготовления пищи на огне. В сварочном аппарате для сварки труб. В доменной печи полыхает огонь и плавит железную руду, выплавляя из нее металл. В другой печи огонь варит стекло, из которого мастер - стеклодув делает красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляя яркий хвост пламени - это в ее могучих двигателях сгорает ракетное топливо и приводит в движение ракету. В моторе автомобиля тоже работает огонь - сгорает бензин и приводит в движение машину. Сжечь мусор на огороде помогает огонь. Приятно посидеть у костра вечером на природе и испечь на костре картошку. Сегодня огонь - наш верный помощник и друг.

Какой вывод можно сделать: огонь приносит людям пользу или нет?

Дети делают вывод: Огонь приносит людям пользу.

Воспитатель: Всегда ли огонь был на службе у людей?

(Предполагаемые ответы: не всегда. В древности люди не знали огня.)

Вопрос: А вы знаете, как раньше люди добывали огонь? (Выслушивает несколько вариантов ответов и продолжает рассказ)

Кто -то из древних людей заметил, что, когда затачивают камни для охоты на животных, появляются искры. Что такое искры? (Мельчайшие частички огня). Воспитатель демонстрирует искры на бенгальском огне и комментирует, что искры красивые, но опасные: из искры может возникнуть пожар. Вот и стали люди высекать камнем искры и зажигать костер.

Демонстрация слайдов о том, как древние люди высекали огонь из камней. Воспитатель комментирует слайды: Позже люди добывали огонь с помощью щепки, палочки и сухого мха. Палочку вставляли в трещину щепки, рядом клали мох и крутили в ладонях, пока мох не начинал тлеть.

Огонь стал верным помощником человека. Древние люди сделали великое открытие - научились добывать огонь.

Физминутка

Трогать спички мы не будет,

Мы про спички позабудем.

Бомбочки нам не нужны,

Сигареты нам вредны,

Правила не забывать-

Мы их будем выполнять! (выполняют любые движения за воспитателем)

Воспитатель. Сила огня велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, на огне готовят пищу... Но огонь может быть страшным и злым. Кто догадался, почему?

(Предполагаемый ответ: Огонь может вызвать пожар)

Огонь из доброго друга может превратиться в беду и огромную опасность. Кто знает, какую опасность представляет огонь?

(Предполагаемый ответ: В огне пожара горит все: люди, дома, посевы, скот, леса, целые деревни и города.)

Кроме пламени опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Скажите, пожар может возникнуть случайно?

(Предполагаемый ответ: Да, от молнии.)

Подумайте и скажите, может ли пожар возникнуть по вине человека, из-за неправильного, небрежного обращения с огнем или электроприборами? Кто затрудняется, посмотрите на плакат - он вам поможет. ("Правила противопожарной безопасности")

А если вдруг возник пожар куда нужно обратиться? По какому номеру телефона? Что нужно сообщить? (ответы детей)

Чего боится огонь? Средства тушения огня.

Посмотрите опыт 1. Два бумажных кулька. В один из них наливаю воду, а другой без воды. Зажигаю снизу оба кулька. Один горит. Как вы думаете, какой кулек горит? (без воды, сухой). А почему не горит другой кулек? (Он с водой, мокрый)

Сделайте вывод: Чего боится огонь? Чем его можно тушить? Вывод (делают дети самостоятельно ): Огонь боится воды. Огонь можно тушить водой.

Чем еще можно тушить огонь? Выслушать предположения детей.

Да вы правы, огонь можно потушить водой, землей, плотной ткань, если накрыть горящую поверхность, с помощью огнетушителя. Но самое главное не оставлять легко воспламеняющиеся предметы без присмотра взрослых.

Опасна ли горящая свеча? (ответы детей) Почему? А как вы думаете, может ли свеча стать опасной? Свеча может стать опасной если ее оставить без присмотра взрослого.

Возвращение в детский сад под волшебную музыку

Итог занятия:

С чем мы сегодня познакомились? Чем можно затушить огонь? Опасна ли свеча?

Ой, А к нам пришла посылка! Письмо: «Большое вам спасибо дети, за оказанную помощь в решении моей проблемы.» Благодарит детей.

Самоанализ открытой совместной деятельности

познавательному развитию в подготовительной группе.
" Мир огня и правила безопасного обращения с огнем"

Гапоненко Татьяны Викторовны

Цель занятия: Формировать представления детей о наиболее опасных ситуациях, которые могут случиться в их жизни (пожар).

Задачи:

1. Обучающая: Познакомить с жизнью древнего человека, рассказать о величайшем открытии человеком явления природы - огня. Польза и опасность огня для человека. Подручные средства тушения малого огня. Активировать в речи слова: огонь, пожар, костер, способы тушения, огнетушитель.

2.Развивающая: Развивать в детях умение замечать источники опасности, знать и выполнять схему поведения при возникновении опасной ситуации.

3. Воспитательная: Воспитание противопожарной безопасности в жизни детей. Ознакомление с правилами безопасного поведения детей в быту. Сознательно выполнять меры предосторожности, понимать необходимость соблюдения определенных запретов.

Программное содержание соответствует возрасту детей и их жизненному опыту. При составлении задач учитывала индивидуальные и психологические особенности детей.

В ходе совместной деятельности использовала наглядные, словесные, практические методы обучения. Ставила перед детьми проблемные вопросы, что способствовало развитию умений излагать свои мысли, рассуждать. В течение всей совместной деятельности дети были активны, организованы. Этому способствовала познавательная мотивация и интересные эксперименты, в результате которых дети получили новые сведения об окружающей действительности.

Использовала технические средства обучения, которые вызывали у детей положительные эмоции, способствовали развитию воображения, образного представления.

Поставленные задачи реализованы полностью. Для решения данных задач была обеспечена комфортность и взаимосвязь и высокая эмоциональность детей.

Уровень проведения совместной деятельности – оптимальный.



Просмотров