Правила пожарной безопасности неосторожное обращение с огнем. Классный час «Правила безопасности при обращении с огнем

Цели: научить детей действовать в чрезвычайной ситуации.

Задачи: закрепить навыки правильного поведения на пожаре;

научить оказывать первую помощь при ожогах,

развивать уверенность и чувство взаимопомощи.

Оборудование: тесты по теме урока, макет дерева и конверты с шаблонами плодов, цветов, зелёных и жёлтых листьев.

1. Сообщение темы и целей

Сегодня мы продолжаем серию уроков по противопожарной безопасности. И поговорим о том, какие правила безопасности мы должны соблюдать, если вдруг случился пожар и как оказать первую помощь пострадавшим.

2. Актуализация и усвоение новых знаний. Правила техники безопасности с огнём

Кто из вас не знает стихотворения С.Я. Маршака «Кошкин дом» ?

Тили - бом, тили - бом.

Загорелся Кошкин дом.

Вспомните, от чего он загорелся?

Продолжите это стихотворение…

(Кошка выскочила, глаза выпучила…)

Почему Кошка так реагировала на пожар?

А кто не растерялся? Как действовала на пожаре курица?

  • Чем ещё можно потушить пожар? (ответы детей)

Если огонь небольшой, можно затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылить кастрюлю воды.

Если огонь сразу не погас, нужно немедленно уйти из дома в безопасное место и обязательно сообщить о случившимся взрослым.

Если не можешь убежать, нужно открыть окно в не горящем помещении и позвать на помощь соседей или прохожих.

При пожаре никогда нельзя садиться в лифт. Он может отключиться, и человек, находящийся в лифте, задохнётся.

Когда приедут пожарные, их необходимо слушаться и ни в коем случае не прятаться.

А кто знает, как нужно действовать, если пожар произойдёт в школе?

Наверняка, в школе проводилась учебная пожарная тревога. (Ответы детей)

В каждой школе составлен план эвакуации. Такой план находится на каждом этаже. Его должны все знать и при пожарной тревоге строго придерживаться инструкции.

3. Индивидуальная самостоятельная работа.

Ребята, сегодня мы закончили изучение тем по технике безопасности во время пожара. И в качестве обобщения предлагаю вам выполнить тест, с последующей самопроверкой.

Тестирование.

1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?

а) Залить телевизор водой

б) Позвать кого-нибудь на помощь

в) Попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных

г) Отключить ток, накинуть на телевизор плотную ткань, позвонить по телефону 01

2. В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?

а) убежать

б) закричать

в) вызвать пожарных

3. Телефон при пожаре

4. Чем можно потушить огонь?

а) бензином

б) бумагой

в) песком

5. В каких произведениях говорится о пожаре?

а) Л.Н. Толстой. «Лев и собачка» .

б) К.И. Чуковский. «Путаница» .

в) Н.Н. Носов. «Фантазёры» .

г) Е.А. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял» .

Ответы к тесту:

1- г, 2- в, 3- б, 4- в, г, 5- б, г

Ну, вот ребята теперь я спокойна, вы знаете, что с огнём шутить опасно, и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности. Я надеюсь, что никогда вам не придётся набирать телефон 01.

Внеклассное занятие ШДП.

Тема: Правила обращения с огнём

Цели занятия:

Прививать навыки осторожного обращения с огнём,

Научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с возникновением пожаров в помещении;

Воспитывать чувство ответственности.

Оборудование: презентация

Ход занятия:

Оргмомент.

Всем-всем добрый день, прочь с дороги нашей лень.

Не мешай трудиться, не мешай учиться

Сообщение темы

Сегодня мы поговорим об одной очень важной теме, а какая это тема догадайтесь сами. Отгадайте загадку.

Отгадайте загадку.

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь,

Искусает всю ладонь (огонь) Слайд

Так о чем мы сегодня будем говорить? (О правилах пожарной безопасности. Огне.)

Работа по теме

Давайте вспомним, как огонь попал к людям. Его подарил легендарный древнегреческий герой Прометей . Слайд

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.Огонь стал надежным товарищем и помощником людей.

Ребята, скажите, а огонь стал для людей другом или врагом? Слайд

Выберите правильные картинки, когда огонь наш друг.

Огонь - давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Огонь – друг

На огне можно приготовить пищу

Огонь согревает

Огонь освещает, когда темно

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Но если с ним не дружить, он может превратиться в жестокого врага.

А когда огонь становится врагом?

Правильно. При неосторожном обращении огонь из верного друга превращается в беспощадного врага. Пожар. Что такое пожар?

Огонь – враг

Огонь – причина пожара

Пожар губит людей

Пожар разрушает жилища, уничтожает леса и их обитателей

Огонь – враг, если к нему относятся небрежно.

Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар? Слайд
Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;

  • Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
  • нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
  • Утечка бытового газа;
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)

Как вести себя во время пожара?

Просмотр мультфильма. Слайд

Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.

Если выйти из помещения невозможно:

  • Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.
  • Вызови пожарную охрану по телефону 01.
  • Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.
  • Немедленно покинь помещение, иди в сторону противоположную пожара.
  • Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.

При выходе через задымлённый коридор:

  • Дыши через мокрый

носовой платок, ткань, одежду.

  • Двигайся к выходу, пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше.

При пожаре в доме:

  • Вернись, плотно закрой входную дверь.
  • Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.
  • Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.
  • При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.

Работа в парах.

Каждая пара получит картинку, соберите её. Подготовьте рассказ, как вы будете действовать в данной ситуации.(телевизор, утюг, компьютер, задымлённое помещение)

Игра «Назови огнеопасные предметы» Слайд

Игра «Набери номер пожарной службы» Слайд

Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

  • называет адрес, где горит;
  • свой номер телефона;
  • свою фамилию;
  • на каком этаже горит;
  • как лучше подъехать к дому;
  • сколько подъездов в доме.

Поведение итога.

Чему вы научились на нашем занятии?

Что вам понравилось больше всего?

С каким настроением вы заканчиваете наше занятие? Слайд

Слайд (Пусть огонь в сердцах пылает, пожаров не бывает.)

Дополнительно

Я буду вам задавать вопрос, а вы по ходу отвечайте «Это я, это я, это все мои друзья.» или «Нет не я, нет не я, это не мои друзья» или поднимаем руки.

1 .Кто задорный и веселый,верность правилам храня,

Бережет родную школу от огня?

2. Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор?

3 . Кто соседской детворе объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром завершается пожаром?

4 . Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол, еле сам живой ушел?

Загадки. Слайды


Ежегодно при пожарах и возгораниях погибают и получают серьезные травмы дети младше четырнадцати лет. Главной причиной можно назвать недобросовестность родителей, а также отсутствие знаний и навыков поведения при пожаре. Для профилактики пожарной безопасности нужно проводить уроки, беседы, лекции. Рекомендуется закреплять результат при помощи игр, способствующих актуализации полученной информации.

Маленьким детям правила пожарной безопасности помогут объяснить мультфильмы, разработанные при поддержке Пожарной службы («Пожар в лесу», «Пожар в квартире», «Правила поведения детей при пожаре»).

Правила пожарной безопасности объяснят на уроках ОБЖ, а также на классных часах по этой теме. Поможет в этом использование стихотворений С. Маршака «Очень-очень важные правила!», «Песенка спичек», А. Усачева «Огонь», Е. Гладковой «Если огонь в доме» и другие.

Основные правила пожарной безопасности для детей

  • нельзя играть со спичками, зажигалками, спичками-свечами;
  • нельзя поджигать сухие листья, сухую траву, деревья, тополиный пух;
  • нельзя играть с фейерверками, бенгальскими огнями, хлопушками без присмотра взрослых;
  • нельзя использовать бензин, керосин и другие горючие материалы в игровых целях;
  • нельзя кидать в костер или поджигать флаконы из-под дезодорантов, духов, освежителей воздуха и т.п. Это может привести к взрыву и немедленному возгоранию;
  • нельзя разводить костер, играть с открытым огнем в помещениях;
  • нельзя разводить костер в деревянных сараях, ветхих постройках, в подвалах и чердаках;
  • если возникнет необходимость в свете, лучше воспользоваться фонариком, чем спичками;

Правила обращения с огнем дома

Для детей главное правило - нельзя играть с огнем без присмотра взрослых. Таким образом, исключаются использование и игра с электроприборами (телевизор, микроволновая печь, компьютер), включение газовой плиты, зажжение свечей, игра с лампочками, гирляндами.

Детей старшего возраста можно научить пользоваться плитой, бытовой техникой, однако заострить внимание на том, что если нет большой необходимости в их применении, лучше подождать родителей. Обязательным требованием будет отключение всей техники от электросети после использования.

Не нужно настраивать ребенка против огня, но следует максимально честно рассказать о последствиях пожаров.

Дети - большие выдумщики, в их головах роятся тысячи идей, и если заранее не предупредить о результатах таких опасных шалостей, то станет поздно.

Родители должны сами оградить от опасности своего ребенка.

В первую очередь необходимо хранить всю бытовую химию в недоступном для детей месте, вся она имеет высокую степень огнеопасности. Также дети не должны иметь свободного доступа к спичкам, зажигалкам, свечам, а электропровода необходимо спрятать под плинтусы.

А чтобы не задохнуться во время пожара нужно намочить тряпку или марлю и дышать через нее. Также необходимо опуститься на пол, потому что концентрация дыма там ниже.

Правила обращения с огнем в лесу

В большинстве случаев причиной возгорания лесных массивов является беспечность и неосторожность людей.

  • Нельзя разводить костер в местах с сухой травой, под кронами деревьев, в торфяниках. Место для костра нужно тщательно выбирать, очищать от огнеопасного материала, а сам огонь разводить в специально выкопанной земляной ямке.
  • Не допускается уходить и оставлять костер непотушенным или тлеющим. Его можно залить водой или засыпать песком.
  • Нельзя разводить костер в сухую и ветреную погоду.
  • Нельзя оставлять на месте отдыха бумагу, пластиковую посуду и предметы из стекла. Последние очень опасны потому, что солнечные лучи фокусируются на стекле, последствием может стать лесной пожар.
  • Нельзя оставлять в лесу самовозгорающиеся материалы.
  • Нельзя использовать в лесу пиротехнику.

Правила поведения детей при пожаре

Если во время возгорания рядом с ребенком не окажется взрослых, он должен будет самостоятельно принимать решения и действовать уверенно. Для этого родители или учителя должны научить его цепочке действий при пожаре.

  • Позвонить по телефонам 01 / 112 и сообщить о своем месте нахождения и чрезвычайной ситуации.
  • Обратится за помощью к соседям, рассказать им о пожаре.
  • Не прятаться в труднодоступные места, спасатели просто не смогут прийти на помощь, обнаружить пострадавшего.
  • Не пользоваться лифтом при пожаре. Спускаться только по лестницам.
  • Выполнять все указания пожарных и спасателей, прибывших на место происшествия.

Презентация для проведения классного часа "Правила пожарной безопасности" PPT - 3,8 Мб

4-й класс

Тема. "Огонь – друг и враг человека".

Цели. Довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнем; познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить соблюдать их; учить правильным действиям при возникновении пожара и приемам самоспасения; давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.

Оборудование. План эвакуации из школы; знаки пожарной безопасности; книга В.Бианки "Лесная газета" (или отпечатанные отрывки из текста).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей занятия

Учитель. Ребята! Играя, вы должны найти общее во всех четверостишиях и попытаться определить тему занятия.

Дидактическая игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто, задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке;
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел?

Что объединяет эти четверостишия? Какая тема нашего занятия?

Дети. Безопасное обращение с огнем.

У. Прочитайте на доске вопросы, на которые мы должны будем найти ответы в ходе урока.

На доске:

– Сформулируем тему урока.

На доске:

– Для этого какой союз и какой знак выбираем? Почему?

Д. Выбираем союз "и".

У. Огонь-друг – согревает, помогает готовить пищу, плавит сталь, соединяет металл (сварка).
Огонь-враг – уничтожает все живое и неживое.

Стихотворение Е.Ильина читает подготовленный ученик.

Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!

III. Рассказ о причинах возникновения пожара

У. С незапамятных времен огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу.
И сегодня в праздники и в будни он согревает и кормит нас.
Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Пожар – не случайность, а результат легкомыслия и беспечности.
Так, история человечества отмечена катастрофическими пожарами, многие из которых уничтожили целые города: Рим (70 г. до н.э.), Сан-Франциско (1906 г.)
Где же та грань, когда огонь перестает быть другом и становится врагом человека? Что такое пожар?
Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Дети записывают определения в тетрадь.

– Почему возникает пожар?

Д. Люди перестают быть осторожными с огнем.

У. Какие примеры, известные вам, подтверждают это?

Ответы детей.

– Скажите, поступок мальчика из следующего примера – шалость или хулиганство?
Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги.

Д. Это хулиганство.

У. Послушайте отрывки из стихотворений. Назовите произведение и автора.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!"

Д. Корней Иванович Чуковский. "Путаница".

У. Может ли море гореть?

Д. Нет.

У. Сейчас горе-хозяева в море сливают и нефть, и бензин. Видели, наверное, по телевидению, как горело море. Вернее, не само море, а пленка из этих веществ, расплывшаяся по поверхности воды. А почему море загорелось в "Путанице"?

Д. Игра со спичками лисичек привела к пожару.

Д. Самуил Яковлевич Маршак. "Кошкин дом".

У. Почему возник пожар?

Д. Была оставлена без присмотра печь.

У. Что за дым над головой?
Что за гром на мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.

Д. Сергей Владимирович Михалков. "Дядя Степа".

У. Кому помог Дядя Степа во время пожара?

Д. Он выпустил голубей.

У. Можно ли догадаться о причине пожара на чердаке?

Д. Наверное, дети играли с огнем на чердаке.

У. Познакомьтесь с правилами, которые следует не только знать, но и выполнять!

Дети читают памятки.

    Не устраивай игр со спичками.

    Не пользуйся неисправными электрическими приборами, не оставляй их без присмотра.

    Чтоб он не стал твоим врагом,
    Будь осторожен с утюгом.

    Не суши белье над газом,
    Все сгорит единым разом.

    Все горючие жидкости и легковоспламеняющиеся материалы не храни вблизи огня и нагревательных приборов.

    Не кури, курильщик – это поджигатель.

    · Не оставляй без присмотра печь.

Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголек целый дом может сжечь.

    Не украшай елку свечами. Не пользуйся вблизи елки бенгальскими огнями, хлопушками.

    Выходя из квартиры, убедись, что ты нигде не оставил источника огня (закрой печь, выключи газ, электроприборы).

У. Все причины возникновения пожара можно разделить на две большие группы.

На доске:

– Однако детские шалости с огнем составляют большой процент от общего числа пожаров: так, в 1995 г. – 10,5%, то есть 10 из 100 пожаров; в 1997 г. – 9,4%, то есть 9 из 100.
В огне гибнут люди!!!
Детей погибло при пожарах: в 1991 г. – 17,6%, то есть 17 человек из 100 погибших – дети; в 1993 г. – 13,6%, то есть
13 человек из 100.

У. Сделаем вывод: как вы поступите, если увидите, что во дворе вблизи строений дети играют со спичками?

Д. Надо их остановить.

У. Вам на Новый год подарили бенгальские огни и фейерверки. Где вы их будете зажигать?

Д. На открытой местности, вдали от строений.

IV. Физкультминутка

Исходное положение: стоя у парты.

У. Если на мой вопрос вы можете ответить: "Я!" – то остаетесь стоять.
Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: "Не я!" – то, присев, как бы прячетесь.

Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над газом?

Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?

Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?

Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву?

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы?

V. Знакомство с правилами самоспасения при возникновении пожара

У. Посмотрев сценку, вы должны будете дать оценку поступкам героев: кто действовал правильно, кто неправильно, и почему вы так думаете.

Дети разыгрывают сценку.
Буратино мастерит ракету, запускает ее с помощью спичек. Взрыв! "Пожар!" – кричит Буратино и начинает метаться по классу. Залезает под стол – прячется.
Вбегает Мальвина, звонит "01", вызывает пожарную команду, вытаскивает Буратино на свежий воздух, оказывает первую помощь.

У. Кто нарушил правила пожарной безопасности?

Д. Буратино.

У. Какие?

Д. Играл со спичками, не позвонил "01", спрятался.

У. Как действовала Мальвина. Повторите хором слова, которые она произнесла, вызывая пожарных.

Д. Это пожарная дружина? У нас в школе пожар. Адрес: ул. Юбилейная, дом 1.

У. Почему она не поприветствовала людей, не попрощалась?

Д. Нет времени.

У. Что необходимо сказать пожарным?

Д. Адрес и характер возгорания.

У. Почитайте девиз урока, записанный на доске.

На доске:

Помни каждый гражданин этот номер "01"!

– Запомните этот номер.

Дети выполняют задание.

– Запишем правила поведения при возникновении пожара в тетрадь.

    Если пожар в зачатке, надо попытаться потушить его, закрыв тряпкой, прекратить доступ кислорода.

    Позвоните по телефону "01", сообщите точный адрес и характер возгорания.

    Если рядом есть взрослые (соседи), надо позвать на помощь.

–На что вы можете рассчитывать при пожаре? Есть 4 основных фактора, которые необходимо знать, если вы хотите спастись при пожаре.

1. Пожар ослепляет, вы не сможете видеть в огне.
2. Чаще убивают дым и газ, а не пламя.
3. Жар от огня настолько силен, что сам по себе может вызвать гибель.
4. Недостаток времени. Пожар не оставляет времени, нужно успеть выбраться из огня.

О чем следует помнить, принимая меры по спасению?
Если густой дым заполнил все выходы (огонь движется всегда вверх), плотно закройте входную дверь в комнату, законопатив все щели мокрыми тряпками, чтобы предохранить от проникновения дыма. Если дым проник в комнату – держитесь около пола, там всегда есть воздух. Закройте рот и нос мокрым полотенцем. Встаньте у окна, чтобы пожарным было известно о вашем пребывании в квартире.
Эти действия необходимы для вашего спасения, когда вы дома.
Как вы думаете, не изменится ли последовательность и сами действия в случае пожара в школе?

Д. Не знаем.

У. В школе важно как можно раньше поднять тревогу для того, чтобы у большого количества людей было время эвакуироваться из здания. Как можно сообщить о пожаре?

Д. Кричать, сказать взрослым.

У. Какова последовательность действий при пожаре в школе?

На доске:

  • Вызов пожарной охраны.

    Эвакуация.

    Сбор (место заранее должно быть согласовано).

    Перекличка.

– В школе много людей, если все они будут эвакуироваться через одни двери, что случится?

Д. Давка.

У. В каждом общественном месте есть "План эвакуации". Где он висит в нашей школе?

Д. На втором этаже.

У. Рассмотрите "План эвакуации": что на нем отмечено, что показано стрелками, как будем выходить мы, по какому пути?

Дети отвечают на вопросы.

– Как вы знаете, пожары случаются и в природе. Отчего это происходит и что может сделать каждый из нас – на эти вопросы мы ответим после самостоятельного прочтения отрывка из "Лесной газеты" В.Бианки.

"Беда, если на сухой лес попадет молния. Беда, если кто бросит в лесу непотушенную спичку или плохо затушит костер. Тонкой змейкой побежал огонь... Не теряй ни секунды. Это беглый пожар – ты сам можешь справиться с ним, пока он маленький, слабый. Живо наломай свежих лиственных веток и бей ими, бей огонек, сбивай его, хлещи что есть силы, – не давай ему расти... И зови на помощь товарищей. Если под руками есть лопата или хоть крепкая палка, копай землю, забрасывай огонь землей и кусками дерна. Если ж огонь успел подняться с земли и пошел перекидываться с дерева на дерево – это уж повальный, или верховой, пожар. Со всех ног беги к людям, бей тревогу".

Дети отвечают на ранее поставленные вопросы.

Д. Лесной пожар надо тушить ветками, с помощью лопат...

У. Перечисленные вами средства пожаротушения – пучок из лиственных веток, земля, дерн – это подручные средства, к ним также относятся вода, песок, покрывало, одеяло.
Есть табельные средства пожаротушения: топор, багор, ведро, огнетушитель. Где вы их видели у нас в школе?

Д. На пожарном щите в хозяйственной части двора.

У. Самое же эффективное средство – это... пожарная машина.

Кто управляет и тушит огонь этим средством? Люди какой профессии всегда готовы прийти к вам на помощь?

Д. Это пожарные.

У. Какими качествами должен обладать пожарный?

Д. Способностью к самопожертвованию, мужеством, обладать физической силой, ловкостью, профессионализмом.

У. История хранит немало подвигов, совершенных в мирные дни. Самой дорогой медалью считается у пожарных "За отвагу на пожаре", высокой наградой называют и благодарность людей, спасенных от огня.

VI. Знакомство с правилами предупреждения пожара

У. Согласитесь, что легче пожар предупредить, чем потушить.

А как же узнать, что нам может подсказать, с какими материалами надо обращаться осторожно, где огнетушители и т.д.?

Существуют знаки пожарной безопасности.

Дети рассматривают первую группу знаков.

На доске:

Д. Запрещающие знаки.

У. Какие запрещены действия?

Д. Пользоваться открытым огнем.
– Вход запрещен.
– Курить запрещено.

Дети рассматривают вторую группу знаков.

На доске:

У.

Д. Эти знаки предупреждающие.

У. О чем они предупреждают?

Д. Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещи.
– Осторожно! Опасность взрыва.
– Осторожно! Электрическое напряжение.

Дети рассматривают третью группу знаков.

На доске:

– Как называется эта группа знаков?

Д. Это предписывающие знаки.

У. Они разрешают действия только при выполнении конкретных требований безопасности труда:

– работать в защитных очках;
– проход держать свободным;
– выходить здесь.

Дети рассматривают четвертую группу знаков.

На доске:

У. Как называется эта группа знаков?

Д. Это знаки указательные.

У. Они служат для оповещения о местонахождении различных объектов. Каких?

Д. Огнетушителя.
– Пункта извещения о пожаре.
– Места для курения.

У. Выполняя эти и другие правила пожарной безопасности, вы оградите себя и своих близких, знакомых от пожара.
Но если все же случился пожар, как оказать первую помощь пострадавшему, побывавшему в условиях пожара?

VII. Знакомство с правилам оказания первой помощи

У. Известно, что чем дольше не принимаются меры при ожоге, тем серьезнее будет травма пострадавшего.
Необходимо:
– облить обожженные места большим количеством воды, охладить;
– снять с пораженных мест кольца, часы, ремни, обувь... так как эти места начнут отекать;
– снять сгоревшие и дымящиеся части одежды, если они не прилипли к пораженным участкам тела пострадавшего;
– защитить ожоги, прикрыв их чистым материалом;
– вызвать "Скорую помощь" по телефону "03".
В чем будет заключаться первая помощь человеку, у которого загорелась одежда?
Надо остановить его, повалить на землю или на пол, катать по земле, чтобы потушить пламя.

VIII. Итог урока

У. Что не нужно делать при возникновении пожара?

Д. Паниковать, в одиночку бороться с пламенем, не вызвав пожарных.
– Прыгать из окна.
– Прятаться...

У. Что нужно делать?

Д. Сохранять хладнокровие.
– Вызвать пожарных.
– Принять меры для спасения жизни.

У. По какому телефону вызывают пожарную дружину?

Дети хором отвечают девиз урока: "Помни каждый гражданин этот номер "01".

IХ. Домашнее задание

У. Составьте высказывания на тему: "Что я расскажу младшему товарищу о пожаре?"

Основные требования Правил пожарной безопасности:

не оставляйте без присмотра включенные в электросеть бытовые электроприборы;

эксплуатируйте электроприборы в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей;

следите за неисправностью электропроводки, не пользуйтесь поврежденными электроприборами, электророзетками;

не включайте в одну электророзетку одновременно несколько мощных потребителей электроэнергии, перегружая электросеть;

не эксплуатируйте электросветильники со снятыми защитными плафонами;

не пользуйтесь в помещении источниками открытого огня (свечи, спички, факела и т.д.);

в квартирах жилых домов и комнатах общежитий запрещается устраивать различного рода производственные и складские помещения, в которых применяются и хранятся пожароопасные и взрывопожароопасные вещества и материалы;

запрещается хранить в квартирах и комнатах общежитий баллоны с горючими газами, емкости с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и т.д.;

запрещается загромождать пути эвакуации (лестничные клетки, лестничные марши, коридоры) различными материалами, изделиями, оборудованием;

запрещается устраивать на лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и горючие материалы.

Пожар в квартире

НЕЛЬЗЯ делать при пожаре в доме (квартире):

  • пытаться выйти через задымленный коридор или лестницу (дым очень токсичен, горячий воздух может также обжечь легкие);
  • опускаться по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок (если в этом нет самой острой необходимости, ведь падение без отсутствия специальных навыков почти всегда неизбежно);
  • прыгать из окна (начиная с 4-го этажа, каждый второй прыжок смертелен)

НЕОБХОДИМО:

  • Сообщить в пожарную охрану по телефону 01 или 112 (с мобильного телефона).
  • Вывести на улицу детей и престарелых.
  • Попробовать самостоятельно потушить пожар, используя подручные средства (воду, плотную ткань, землю из-под цветов и т.п.).
  • При опасности поражения электрическим током отключить электроэнергию (автоматы в щитке на лестничной площадке),
  • Помните, что легковоспламеняющиеся жидкости тушить водой неэффективно. Лучше всего воспользоваться огнетушителем, а при его отсутствии мокрой тряпкой.
  • Во время пожара необходимо воздержаться от открытия окон и дверей для уменьшения притока воздуха.
  • Если в квартире сильно задымлено, и ликвидировать очаги горения своими силами не предоставляется возможным, немедленно покиньте квартиру, прикрыв за собой дверь.
  • При невозможности эвакуации из квартиры через лестничные марши используйте балконную лестницу, а если ее нет, то выйдите на балкон, закрыв плотно за собой дверь, и постарайтесь привлечь к себе внимание прохожих и пожарных.
  • По возможности организуйте встречу пожарных подразделений, укажите на очаг пожара.
  • Рекомендуем Вам заранее застраховать себя, свое имущество на случай пожара и хранить документы, деньги в месте, известном всем членам Вашей семьи на случай внезапной эвакуации при пожаре.

Если горит телевизор

Возгоранию телевизора способствуют:

  • использование нестандартных предохранителей, "жучков";
  • длительная работа включенного телевизора без присмотра;
  • попадание различных предметов в отверстия задней стенки (как правило, по вине детей);
  • установка телевизора у батареи отопления, в мебельной стенке, в результате чего он плохо охлаждается (происходит разрыв оболочки электронно-лучевой трубки и появление после потрескивания синеватого дыма);
  • питание телевизора без стабилизатора от сети с повышенным напряжением.

Необходимо:

  • Обесточить телевизор или полностью квартиру (помещение);
  • Сообщить о возгорании в пожарную охрану;
  • Если после отключения телевизор продолжает гореть, то залейте его водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или же накройте его плотной тканью.
  • Во избежание отравления продуктами горения немедленно удалите из помещения людей, не занятых тушением, в первую очередь детей;
  • Аналогично действуйте и при загорании других электробытовых приборов.

Примечание. Если телевизор взорвался и пожар усилился, не подвергайте жизнь опасности, покиньте помещение, закрыв дверь и окна.

Пожар на балконе (лоджии)

  • Позвоните в пожарную охрану.
  • Попытайтесь потушить подручными средствами (водой, мокрой плотной тканью, землей из-под цветов и т. п.). Если огонь набирает силу и Ваши усилия тщетны, то немедленно покиньте балкон, плотно закрыв за собой дверь, чтобы вслед Вам не проник огонь. Закройте все форточки и двери, не создавайте сквозняка!
  • В ходе тушения можно выбрасывать горящие вещи и предметы вниз, убедившись предварительно, что там нет людей.
  • Предупредите соседей с верхних этажей, что у вас пожар.

Дым в подъезде

  • Позвоните в пожарную охрану.
  • Если дым не густой и Вы чувствуете, что дышать можно, то попробуйте определить место горения (квартира, почтовый ящик, мусоросборник и т.п.), а по запаху - что горит (электропроводка, резина, горючие жидкости, бумага и т. п.).
  • Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только в одном направлении - снизу вверх.
  • Если Вам удалось обнаружить очаг, то попробуйте его потушить самостоятельно или при помощи соседей подручными средствами.
  • Если потушить пожар не представляется возможным, то оповестите жильцов дома и, не создавая паники, выйдете наружу, используя лестничные марши или через пожарные лестницы балкона. Проходя по задымленным участкам, постарайтесь одолеть их, задерживая дыхание или закрыв рот и влажным нос платком, полотенцем.
  • Если дым идет из квартиры и оттуда слышны крики, то надо, не дожидаясь пожарных, выбить двери. Помните, что гореть может в прихожей, и есть вероятность выхода огня в подъезд, то есть прямо на Вас. И второе - взломав дверь, Вы тем самым усилите приток воздуха и соответственно горение.
  • Если же, выйдя в подъезд, Вы попали в густой дым, то нужно немедленно вернуться в квартиру и плотно закрыть дверь. А дверные щели и вентиляционные отверстия, в которые может проникать дым, необходимо заткнуть мокрыми тряпками. Если дым все же проникает, то покиньте прихожую и закройтесь в комнате. И последнее, что Вы можете сделать - это выйти на балкон, и постараться привлечь к себе внимание.
  • Если Вы живете в здании повышенной этажности (10-й и выше), то здесь на случай пожара предусмотрены дополнительные меры по обеспечению Вашей безопасности. Это незадымляемые наружные лестницы, системы дымоудаления и внутренних пожарных кранов, автоматическая пожарная сигнализация в квартирах. За указанным оборудованием следует осуществлять контроль и в случае неисправности сообщать в диспетчерскую для принятия технических мер по ее устранению. В 9-этажных домах на лоджиях для эвакуации при пожаре предусмотрены металлические лестницы с по 5 этажи, поэтому напоминаем, что забивать и загромождать люки на лоджиях запрещается так же, как и демонтировать лестницы.

Пожар, дым в подвале

Необходимо:

  • Позвонить в пожарную охрану.
  • Ни в коем случае не пытайтесь сами проникнуть в подвал, это может закончиться для Вас трагично.
  • Если Вы живете на первом этаже и в Вашей квартире стал появляться дым, то откройте окна (но не дверь в подъезд), а затем покиньте квартиру, оповестив соседей. Дожидайтесь приезда пожарных на улице. На вышележащих этажах рекомендуем тоже открыть окна.
  • Но если Вы все же зашли в подвал или оказались там на момент пожара, то советуем пробираться либо низко пригнувшись, либо ползком. Старайтесь дышать через ткань, тряпку. Если Вы заблудились, то постарайтесь определить, в какую сторону больше вытягивает дым, значит, вероятней всего там дверной проем.
  • Примечание: Во время пожара в подвале из-за слабого притока воздуха возникает очень высокая температура, так что можно ориентироваться по температуре воздуха и на ощупь по стенам. Тем не менее, если выход не найден, то не отчаивайтесь, лягте в проходе, где сравнительно не очень высокая температура, и постарайтесь чем-нибудь накрыться. Рано или поздно Вас все равно обнаружат.
  • И последнее. Если вы все же решили спасаться через сильно задымленный коридор, что крайне опасно, то советуем захватить намоченную плотную ткань, которой следует накрыться и двигаться пригнувшись либо ползком. Плотная ткань будет предохранять Вас от дыма и позволит проскочить через незначительные участки с открытым огнем и высокой температурой. Если на Вас надвигается огненный вал, то, не мешкая, падайте, закрыв голову тканью, в этот момент не дышите, чтобы не получить ожогов внутренних органов.

Горит человек (вспыхнула одежда и т. п.)

  • Не давайте бежать - пламя разгорается еще сильнее (воздействие пламени горящей одежды в течение 1-2 минуты приводит к тяжелым ожогам со смертельным исходом).
  • Опрокиньте его на землю, при необходимости сделайте подножку, а затем погасите огонь при помощи плотной ткани, воды, земли, снега и т. п., оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения. Есть еще один вариант - попробуйте скинуть горящую одежду, но очень быстро.
  • Вызовите скорую помощь, сообщите в пожарную охрану.
  • Окажите посильную доврачебную помощь. (При попытке самосожжения вызовите также милицию.)
  • Услышав крики "Пожар", постарайтесь сохранять спокойствие и выдержку, призывайте к этому стоящих людей, особенно женщин. Оцените обстановку, убедитесь в наличии реальной опасности (возможно, кто-то этим криком хочет привлечь внимание людей).
  • При заполнении помещения дымом, выключении освещения постарайтесь идти к выходу, держась за стены, поручни и т.п., дышите через носовой платок или рукав одежды, ведите детей впереди себя, держа их за плечи.

Если вы заметили в горящем помещении людей

  • Позвоните в пожарную охрану.
  • Если Вы рассчитываете на свои силы, то попробуйте выбить дверь или окна в случае горения на первом этаже. Когда будете открывать дверь, то встаньте в стороне от проема, так как на Вас может выхлестнуть огонь, который идет по ветру. Если же, открыв ее. Вы встретите только дым, то по возможности, прикрыв органы дыхания намоченной тканью, нагнувшись, попробуйте войти в помещение. Если дышать трудно, передвигайтесь на четвереньках или ползком. Можно, конечно, набрать воздуха в легкие, пробовать не дышать, на сколько хватит Ваших возможностей.
  • Прежде чем войти в комнату (помещение), Вы должны точно узнать, кто и сколько там должен находиться. Если есть дети, то их следует искать в укромных, темных местах (под диваном, столом т п.), а престарелых (больных) - на кроватях или на полу.
  • Обнаружив людей, как можно быстрее выведите (вынесите) их на улицу.
  • Окажите пострадавшим до приезда медработников компетентную, посильную помощь.

Возможные причины возникновения пожара

1. Неосторожное обращение с огнем.

Причина каждого третьего пожара - неосторожное или небрежное обращение с огнем: непотушенные спички, окурки, свечи, отогревание огнем факелов и паяльных ламп водопроводных труб, небрежность при хранении горящих углей, золы. Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строения, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер.

Особая опасность курении в нетрезвом состоянии, лежа в постели, применение керосиновых ламп, свечей, факелов для освещения чердачных помещений, коридоров, кладовых и различных хозяйственных построек.

2. Нарушение правил пользования электрическими приборами.

Анализ таких пожаров показывает, что они происходят в основном по двум причинам: из-за нарушения правил при пользовании электробытовыми приборами и скрытой неисправности этих приборов или электрических сетей.

У оставленной надолго включенной электрической плитки нагрев спирали достигает 600-700°С, а основания плитки - 250-300°С. При воздействии такой температуры стол, стул или пол, на котором поставлена плитка, могут воспламениться.

Водонагревательные приборы уже через 15-20 мин после выкипания воды вызывают загорание почти любой сгораемой опорной поверхности, а при испытании электрических чайников с нагревательными элементами мощностью 600Вт воспламенение основания происходит через 3 мин после выкипания воды.

3. Неисправность электропроводки или неправильная эксплуатация электросети:

Возникновение пожаров по этим причинам заключается в следующем. При прохождении тока по проводнику выделяется тепло. В обычных, условиях оно рассеивается в окружающую среду быстрее, чем успевает нагреться проводник. Поэтому для каждой электрической нагрузки соответственно подбирается проводник определенного сечения. Если сечение проводника меньше, чем положено по расчету, то выделяющееся тепло не успевает рассеяться и проводник перегревается. Также при включении в одну розетку одновременно несколько бытовых приборов возникает перегрузка, нагрев проводов и воспламенение изоляции.

Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, являются короткое замыкание, при соединении двух проводников без изоляции накоротко друг с другом. Вследствие этого, происходит резкое возрастание силы тока в сети, мгновенный нагрев проводов до температуры, плавления металлических жил, наблюдается интенсивное выделение искр и большого количества тепла. Вот почему необходимо следить за исправностью изоляции проводов, не допускать крепления их гвоздями, которые могут нарушить изоляцию.

Из-за неправильного соединения проводов (в скрутку), слабого крепления или сильного окисления контактных поверхностей и мест соединения проводов происходит их сильный разогрев и воспламенение. Неплотный контакт вилок в гнездах штепсельной розетки может привести к сильному разогреву розетки и последующему воспламенение перегородок и стен, на которых смонтирована штепсельная розетка. Это явление обусловлено наличием больших местных переходных сопротивлений. В этих случаях предохранители не могут предупредить возникновение пожара, так как сила тока в цепи не возрастает, а нагрев участка с плохо выполненным соединением проводов достигает опасного предела только лишь вследствие увеличения сопротивления в определенных местах, как правило, на участках большой длины.

Пожарную опасность представляют осветительные лампы накаливания, поскольку происходит сильный нагрев поверхности стеклянной колбы, температура которой может достигать 550°С. Так как в лампах накаливания только 3-8% энергии затрачивается на излучение света, а 92-97% превращается в тепло.

Опасные последствия могут наступить от плохого контакта цоколя лампы с пружиной патрона. Здесь возникает сильный нагрев патрона, что приводит к пересыханию изоляции проводов, потере ими изоляционных свойств и короткому замыканию при включении лампы. Сильный нагрев патрона и, как следствие, высыхания изоляции и короткое замыкание возникают и в том случае, если в обычный патрон ввернуть лампу большой мощности (200-300 Вт).

Разрушение колбы лампы от механических воздействий также приводит к пожарам, так как температура металлических нитей колеблется от 1700 до 2700°С.

Люминесцентные лампы более безопасны в пожарном отношении. Их поверхности всего лишь до 40-50°С.

Для предохранения электросети от перегрузки и короткого замыкания используются плавкие предохранители (пробки), которые срабатывают при повышении напряжения тока выше допустимого.

4. Пожары от бытовых газовых приборов

Основная причина этих пожаров - утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов или через горелки газовых плит.

Природный и сжиженный баллонный газ (обычно это пропан-бутановая смесь) способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. При ощущении запаха газа в помещении нельзя зажигать спички, зажигалки, включать или выключать электрические выключатели, входить в помещение с открытым огнем или с папиросой - все это может вызвать взрыв газа.

Сжиженный газ в отличие от природного обладает более пожароопасными свойствами: большой текучестью, быстрым нарастанием упругости паров и удельного объема жидкости и газа с повышением температуры, низким концентрационным пределом взрываемости и т.д.

Если утечка газа произошла из открытого крана на газовом приборе, то его надо закрыть, тщательно проветрить помещение и только после этого можно зажечь огонь. В случае утечки газа в результате повреждения газовой сети или приборов пользование ими необходимо прекратить и немедленно сообщить в контору газового хозяйства.

Нельзя разрешать включать и пользоваться газовыми приборами детям и лицам, не знакомым с устройством этих приборов.

Во избежание несчастных случаев запрещается:

открывать кран на газопроводе перед плитой, не проверив, закрыты ли все краны на распределительном щитке плиты;

открывать краны плиты, не имея в руке зажженной спички;

допустить заливание горящих горелок жидкостью. Если это случайно произойдет, нужно погасить горелку, прочистить ее, удалить жидкость с поддона;

снимать конфорку и ставить посуду непосредственно на горелку;

стучать по кранам, горелкам твердыми предметами, а также поворачивать ручки кранов клещами, щипцами, ключами и т. д.;

самостоятельно ремонтировать плиту или газо-подводящие трубопроводы;

привязывать к газовым плитам, трубам и кранам веревки, вешать на них белье и другие вещи.

Опасно опускание в горячую воду или установка газовых баллонов вблизи отопительных приборов, при обмерзания запорно-редукторного клапана. Итог - быстрый рост внутреннего давления и взрыв.

В случае возникновения пожара:

  • Немедленно сообщить в пожарную охрану по телефону 01, по сотовому тел. 112, указав при этом точный адрес, фамилию, имя, отчество, что горит.
  • До прибытия пожарных подразделений принять возможные меры к эвакуации людей, документов, материальных ценностей.
  • По возможности приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения: огнетушителями, плотной тканью, водой (помня, что водой можно тушить пожар предварительно обесточив помещение).
  • Во время пожара необходимо воздержаться от открытия окон, дверей, не разбивать оконные стекла. Покидая помещение (здание_ нужно закрыть за собой двери, окна, так как приток свежего воздуха способствует быстрому распространению огня.
  • По прибытию пожарных подразделений необходимо встретить представителей пожарной охраны, сообщить все необходимые сведения о наличии в здании людей, о месте нахождения очага пожара, о принятых мерах по его ликвидации.


Просмотров