Виды подзаконных нормативных актов статья. Понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов

Приложение 1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • - законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • - федеральных конституционных законов;
  • - федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственные договоры

Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только "в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается".

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 "О положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в "Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально - правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

Общие черты этих актов:

  • - носят индивидуально - правовой характер;
  • - направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • - материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • - материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • - материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • - образцы деловых бумаг;
  • - комментарии законодательства;
  • - научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль .

Виды подзаконных актов:
  1. постановления Правительства РФ;
  2. приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
  3. решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур);
  4. решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);
  5. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
  6. локальные нормативные акты.

Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8-90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в . Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат и поэтому не носят нормативного характера.

Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию.

Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов - акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

В системе нормативных правовых актов, помимо законов, выделяют множество других видов нормативных актов, условно объединяемых понятием "подзаконные нормативные правовые акты". Такое разделение нормативных актов показывает, что правовое регулирование общественных отношений в современных государствах осуществляется не только одними лишь законами, как могло бы предполагаться в идеале, но и другими видами нормативных правовых актов, в виду высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений. Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.

Существование этой группы нормативных актов связано с реализацией принципа разделения властей. Помимо законодательной власти, формирующейся на основе прямого избрания народом своих представителей и наделенной правом принимать законы, в государстве должна функционировать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь на законах. Независимость и самостоятельность каждой ветви власти обусловлены правом принимать "свои" правовые акты. В доктрине континентальной правовой системы сложилась традиция наделять правом издания нормативных правовых актов только законодательные и исполнительные органы государственной власти, а судебные органы при решении конкретных дел должны издавать только правоприменительные акты (акты однократного действия, адресованные персонально определенным лицам), такие как приговоры, решения суда и т.п.

Подзаконные акты это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

В юридической энциклопедии под подзаконным актом понимается - правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнения.

Это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства.

Подзаконный нормативно-правовой акт - это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.

Подзаконный нормативный акт - понятие собирательное. Оно охватывает самые разнообразные нормативно-правовые предписания - от актов высших представительных органов, Президента, Правительства до актов местных органов власти и управления. 6

Всем этим актам присуще одно общее свойство - подзаконность.

Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы, требование верховенства законов означают, что все другие нормативные акты, кроме законов, - акты иного юридического качества: все они находятся "под" законом, т.е. являются подзаконными.

Вместе с тем подзаконность нормативных юридических актов не означает их "меньшую" юридическую обязательность; они обладают необходимой юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.

Тем более было бы неверным недооценивать социальное значение подзаконных нормативных юридических актов. Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому они занимают важное место во всей системе нормативного регулирования.

Подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они различаются по своей юридической силе, образуют довольно сложную иерархическую систему. Акт каждой "ниже расположенной" государственной инстанции должен не только находиться "под" законом, но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, которые занимают более высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерства культуры должны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента, Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное значение, например актам Министерства финансов.

Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (по территории, по лицам, по предмету) зависят от места государственного органа, издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции. Причем и здесь нужно, строго отличать нормативные акты от индивидуальных управленческих актов, содержащих индивидуальные предписания, таких, как, например, назначение на должность, выделение бюджетных средств (они по большей части именуются распоряжениями, приказами), а также от интерпретационных актов - актов толкования.

Наиболее важными подзаконными нормативными юридическими актами в

Подзаконный правовой (юридический) акт рассматривается в научной литературе только в тесной связи с законом. Поэтому подзаконный акт всегда определяется как нормативный правовой акт, изданный на основе и во исполнение закона. Такое определение явно подчеркивает примат закона над подзаконным актом. В определениях подзаконного акта прослеживается его двоякое назначение: 1) развивать и конкретизировать положения законов; 2) соответствовать законам. Что же представляет собой подзаконный нормативный акт?

Большинство ученых-правоведов, определяя подзаконный нормативный акт, используют формально-юридический и функциональный методы. Так, С.С. Алексеев определяет подзаконный нормативный акт как нормативный юридический акт компетентного органа, который основан на законе и закону не противоречит. С.С. Алексеев говорит, что понятие «подзаконные акты» отражает одну общую черту их содержания - то, что они основываются на законе, а также одну общую особенность их юридической силы - то, что они закону не противоречат. В остальном же акты рассматриваемой группы во многом различаются между собой, имеют существенные особенности и по содержанию, и по юридической силе. Тем самым С.С. Алексеев констатирует, что понятие подзаконного нормативного акта определяет лишь его внешние, формальные признаки, не учитывая особенностей его содержания и юридической силы.

Ж.-Л. Бержель, подчеркивая первичность закона, отмечает, что, в конечном счете, во всех развитых странах право, в основном, если не во всем, происходит из официальных источников, закона и судебной практики.8 Романистические корни некоторых правых систем, их политическая и конституционная идеология, их традиция полагаться на закон, изложенный письменно, предопределяют господство закона. И, хотя Ж.-Л. Бержель упоминает термин «Подзаконный акт», но не раскрывает его содержание. Особую роль он придает закону, и к источникам права относит: обычай, закон, судебную практику, акты толкования закона.

Таким образом, Ж.-Л. Бержель не дает определения подзаконному акту, упоминает его, но как разновидность источника права (среди нормативных актов) не выделяет. Такое противоречивое отношение к подзаконному акту, все же, не может служить препятствием для выявления позиции ученого по поводу понятия и роли подзаконного акта. В общем, его позицию к определению подзаконного акта можно истолковать так: подзаконный акт - это юридический документ, имеющий вторичное значение по отношению к закону, содержащий юридические нормы, не противоречащие закону. Можно сказать, что ученый акцентирует внимание на признаке первичности закона и, следовательно, вторичности подзаконного акта, тем самым подразумевая большее юридическое значение закона в регулировании общественных отношений. При анализе источников права исследователь ссылается на использование анализа и синтеза, эмпирического и догматического (формально-юридического) методов.

Советский ученый-правовед С.Л. Зивс трактовал подзаконный акт применительно к Советскому праву, основываясь на Конституции СССР, и определял его как нормативный акт, издаваемый на основе и во исполнение закона.9 При этом, комментируя данное определение, С.Л. Зивс отметил, что понятие «во исполнение» понимается им в двояком смысле. С одной стороны, это издание подзаконных актов ради исполнения, в целях организации исполнения закона. Но указанная формула может пониматься также как исполнение предписания закона об издании акта, его развивающего и конкретизирующего, т.е. издании акта по специальному поручению законодателя. При этом понятию приоритета закона соответствует понятие подзаконности нормативных актов органов управления и местных органов государственной власти и управления. Следовательно, в системном аспекте приоритет закона - подзаконность иных нормативных актов - является коррелятивной категорией. Здесь мы видим, что ученый подзаконность акта определяет через верховенство закона. Подзаконный акт, тем самым, признавался С.Л. Зивсом как нормативный акт, не противоречащий, дополняющий и развивающий нормы закона. При определении источников отечественного права С.Л. Зивс указывал на целесообразность использования системного, функционального и сравнительно-правового методов.

А.С. Пиголкин, подобно С.Л. Зивсу, определяет подзаконный акт через взаимосвязь форм советского права. Так, А.С. Пиголкин формами советского права признает нормативные акты (закон, указ, постановление и т.д.), утвержденные в особом порядке компетентными государственными органами. Закон стоит на вершине всей системы правовых актов, то есть имеет высшую юридическую силу. Указы и постановления, издаваемые высшими органами государственной власти страны и органами власти союзных и автономных республик, равно как и акты министерств и ведомств, носят исключительно подзаконный характер. Однако ученый указывает, что в отдельных случаях указы Верховного Совета СССР, союзных республик и автономных республик могут вносить изменения и дополнения в действующие законы. Это имеет место тогда, когда в период между сессиями Верховного Совета жизнь настоятельно требует принятия нового решения, которое изменяет изданный ранее закон. Такие указы подлежат утверждению на ближайшей сессии Верховного Совета. Отсюда порождается двоякость в понимании подзаконного акта. Это проявляется в следующем: если существуют такие указы, которые могут изменять и дополнять законы, значит, закон не обладает высшей юридической силой. Следовательно, не всякий подзаконный акт должен издаваться на основе и во исполнение закона. Совсем наоборот, закон издается (изменяется, отменяется) на основе и во исполнение подзаконного акта. Естественно следует, что при таком положении нарушается принцип верховенства закона. А.С. Пиголкин, тем не менее, констатирует, что в исключительных случаях некоторые подзаконные акты высших государственных органов могут изменять закон. Думаю, что А.С. Пиголкин в данном случае не приравнивал понятия «закон» и «указ». Он лишь комментировал существовавшее на тот период положение о нормотворческих полномочиях высших государственных органов. Но в большинстве своем, продолжает А.С. Пиголкин, подзаконные акты - это нормативные правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов. Во исполнение закона - есть главное, что, по мнению ученого, характеризует содержание подзаконного акта. При анализе форм советского права А.С. Пиголкин использовал функциональный и формально-юридический методы.

А.В. Мицкевич, со ссылкой на Н.М. Коркунова, приводит следующее определение подзаконного акта: это нормативный правовой акт органов «подчиненного управления». Указанное определение содержит в себе два существенных признака подзаконного акта. Во-первых, нормативность подзаконного акта, то есть наличие в нем юридических норм - правил поведения, регулирующих общественные отношения. Во-вторых, субъект принятия (издания) подзаконного акта - орган «подчиненного управления». Необходимо проанализировать второй указанный признак.

Неоднозначна трактовка понятия «органы подчиненного управления». Вероятно, автор данного понятия имел в виду нормотворческую компетенцию уполномоченного органа в системе всех государственных органов. Однако подчиненное управление может трактоваться и как прямая иерархическая связь между государственными органами. С этой стороны, если представить, что подзаконный акт принимается органом подчиненного управления, а к подзаконным актам отнести Указы Президента, Акты палат Федерального Собрания, следовательно, и Президент, и Федеральное Собрание России являются органами подчиненного управления. Возникает вопрос: каким вышестоящим органам управления подчиняются Президент и Парламент?

Итак, приведенное А.В. Мицкевичем определение подзаконного акта неоднозначно раскрывает свои существенные признаки. Положительным является то, что определение акцентирует внимание на нормотворческой компетенции органов власти, что позволяет говорить о зависимости юридической силы подзаконного акта от иерархического положения и нормотворческих полномочий органов власти. Приведенное определение подзаконного акта было сформулировано с использованием формально-юридического и функционального методов.

С.В. Поленина, при характеристике подзаконных актов, подобно Ж.-Л. Бержелю, отмечает их вторичность по отношению к нормативным актам большей юридической силы (законам). С.В. Поленина говорит, что основные параметры признаков и свойств нормативных актов того или иного вида в общей форме определены местом издающего их государственного органа в системе органов государства и его компетенцией, очерченной в нормах права. Акты государственных органов должны издаваться по закрепленным за ними предметам ведения и в соответствии с полномочиями, которыми они наделены в отношении этих предметов. Следовательно, нормативно-правовые акты органов власти различаются не только по их юридической силе, определяемой местом издающего их органа в иерархии органов государства, но и по кругу тех вопросов государственной деятельности в соответствующей сфере общественных отношений, в целях регулирования которых они издаются. Отсюда, можно сделать вывод, что подзаконный акт - это разновидность нормативного акта, издаваемого (принимаемого) компетентным государственным органом, осуществляющим нормотворчество в рамках предметов ведения, установленных законом. Однако С.В. Поленина практически «оставила за бортом» отнесение к подзаконным актам локальных нормативных актов. Ее определение подзаконного акта построено на иерархичности государственных органов, не полностью отражает юридическое содержание подзаконного акта. Приведенное определение подзаконного акта формулируется благодаря формально-юридическому и функциональному методам.

Суммируя все вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: подзаконный акт - это нормативно-правовой акт, обладающий юридической силой, определяемой местом и нормотворческой компетенцией полномочного органа, руководствующегося при принятии (издании) юридических норм нормативно-правовыми актами большей юридической силы.

Данное определение сформулировано с помощью методов: анализа, синтеза, системного, функционального и формально-юридического.

Это документы, которые издаются в пределах компетенции исполнительных органов госвласти. Они не должны противоречить Конституции, ФЗ, действующим на территории страны. Рассмотрим далее существующие виды подзаконных актов.

Основные признаки

Подзаконные акты РФ обладают спецификой. По их основным признакам можно отличить их от других принимаемых документов. Среди специфических черт следует отметить:

  1. Соответствие закону.
  2. Регулирование отдельных конкретных аспектов общественных отношений.

Основная функция, которую выполняют подзаконные акты, это исполнение и развитие норм, конкретизация их положений.

Классификация

К подзаконным актам относятся:

Это исчерпывающий список существующих документов из рассматриваемой категории.

Указы и распоряжения главы страны

Такие виды подзаконных актов во все времена обладали особым воздействием на развитие права в России. В дореволюционную эпоху, в частности, Указами утверждалась Высшая воля монарха. Фактически такие акты имели действие закона. В годы Советского Союза указы принимались Президиумами ВС страны и республик. Часть таких документов, касающихся вопросов законодательного характера, направлялась на рассмотрение на очередной сессии представительных структур. В настоящее время в Конституции установлено право президента издавать распоряжения и указы. Считается, что последние обладают более широким и существенным действием. Распоряжения, как правило, не содержат правовых норм. Обычно они утверждаются по определенным оперативным вопросам, касающимся госуправления. Также не все указы выступают как подзаконные акты. Это обусловлено тем, что они также часто принимаются по оперативным вопросам. Например, указы о присвоении званий, назначении на пост и так далее.

Специфика нормативных указов

Такие документы:

  1. Не могут противоречить положениям федерального законодательства, однако обладают приоритетным действием относительно прочих подзаконных нормативных документов.
  2. Включают в себя правовые положения.
  3. Обладают общим обязательным характером.
  4. Регламентируют разные сферы жизни общества.

По характеру полномочий указы президента разделяются на принятые:

  • В пределах своей компетенции.
  • В рамках полномочий, переданных парламентом.

Существуют также указы, которые должны утверждаться в Совете Федераций. Они касаются введения военного положения, назначения на должности Генпрокурора, должностных лиц высших судов.

Правительственные постановления

Основная цель, которую реализуют такие подзаконные акты, - это исполнение Конституции, ФЗ, нормативных президентских указов. Как правило, правительственные постановления содержат правовые нормы. Исполнение этих подзаконных актов производится в пределах предметов полномочий и ведения России и совместного ее ведения с субъектами.

Документы ведомств и министерств

Акты такого рода подчиняются правительственным нормативным положениям и, как правило, обладают отраслевым назначением. Последнее означает, что их действие распространяется исключительно на субъектов, занятых в конкретной отрасли. В ряде случаев, однако, они могут охватывать более широкий круг отношений. Это может быть обусловлено, например, функциональной, межотраслевой направленностью ведомства/министерства. В таких случаях подзаконные акты адресуются нескольким структурам и регулируют межотраслевые взаимодействия.

Приказы и инструкции

Это две основные категории документов, издаваемых на министерском/ведомственном уровне. Приказы могут иметь нормативный характер или не содержать правовых положений. Первые посвящены наиболее актуальным вопросам деятельности исполнительных органов госвласти. В частности, они регламентируют их структуру, функции, задачи. Ненормативные приказы выступают как правоприменительные документы. Инструкциями регламентируются основные формы/виды служебной деятельности. Они устанавливают функциональные обязанности для конкретных категорий трудящихся. Инструкции обладают нормативным содержанием.

Региональные нормы

Подзаконным актом является указ или распоряжение президента республики, входящей в состав России. Такие документы принимаются в соответствии с Конституцией страны и конкретного региона. Право издавать распоряжения и постановления имеют также губернаторы, главы в администрациях автономных областей и округов, городов фед. значения, краев, правительства регионов (при наличии). Принятие и утверждение соответствующих документов осуществляется в пределах полномочий этих субъектов. Право на издание инструкций и приказов есть и у региональных департаментов, министерств, ведомств и прочих исполнительных институтов региональной власти. Такие акты принимаются в соответствии с полномочиями каждого конкретного органа, в рамках конституций, нормативных положений, уставов, ФЗ. Они действуют локально - их положения обязательны для исполнения в пределах конкретной территории (в границах субъекта).

Нормативные положения местных институтов власти

По Конституции, территориальные органы самоуправления осуществляют самостоятельную деятельность в пределах административно-территориальной единицы. В частности, они осуществляют управление муниципальным имуществом, составляют, утверждают и исполняют впоследствии местный бюджет, формируют сборы и налоги в конкретном МО. В их функции также входит обеспечение охраны, поддержания порядка в обществе, решение прочих вопросов местного характера. В рамках переданных полномочий, территориальные властные структуры издают:


Локальные документы

К ним относятся подзаконные акты, издаваемые в пределах учреждений и организаций. Такими документами регламентируются научные, коммерческие, учебные, производственные, управленческие и прочие взаимодействия, касающиеся назначения предприятия. В каждом учреждении или организации, таким образом, действует собственный устав, нормативное положение либо другой учредительный акт, правила внутренней дисциплины, распорядка и прочие нормы. Все они обладают правовым значением. Подзаконные локальные акты подлежат утверждению либо регистрации в государственных уполномоченных структурах. В качестве такого рода документов могут, например, выступать:

  1. Распоряжения, приказы как индивидуального, так и нормативного значения, которые принимаются руководителями организаций, учреждений, предприятий. Такими документами регламентируются вопросы, связанные с установлением внутреннего распорядка, назначением материального поощрения (вознаграждения) и пр.
  2. Решения, утвержденные коллегиальными органами управления. К таким структурам, в частности, относят советы директоров, общее собрание учредителей (акционеров). Решения в этом случае касаются управления, организации деятельности предприятия.

Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты , содержащие нормы права.

Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они принимаются на основе закона, принимаются во исполнение закона, не могут противоречить закону.

Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) указы Президента. Президент - глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории РФ. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ утрачивает силу;

2) постановления и распоряжения Правительства. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ;

3) акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике зачастую это требование не соблюдается. Эти акты обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

4) акты государственных органов субъектов РФ. На уровне субъектов федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления). Однако есть и своя специфика, связанная с различным правовым положением субъектов регионального правотворчества, объемом и характером регулируемых отношений и другими обстоятельствами.

Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне субъекта, является устав, выполняющий функции региональной конституции.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают


В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства, принимающие постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций;

5) акты органов местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления (дума, муниципальный совет и др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы органов местного самоуправления (главы администраций, мэры, старосты) - постановления и распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется уставом данной административно-территориальной единицы.

Данные акты могут быть как нормативными (акты об утверждении местного бюджета, об охране природы, общественного порядка, предоставлении жилья, развитии коммунального хозяйства и т.д.), так и правоприменительными . Эти акты относятся к категории локальных, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами;

6) локальные нормативно-правовые акты. К ним относятся акты руководителей предприятий, учреждений и организаций. Руководители предприятий, учреждений и организаций принимают приказы нормативного и индивидуального значения, регулирующие вопросы труда, заработной платы, материального поощрения и др.

Распоряжения принимаются директором предприятия, его заместителями и руководителями структурных подразделений для решения проблем, связанных с исполнением приказов и по иным оперативно-методическим вопросам.



Просмотров