День работников следственных органов МВД РФ (День следователя). День работника следственных органов мвд рф

6 апреля в России с 1963 года празднуют День работника следственных органов. Начиная с этого года, по указу правительства в СССР право ведения предварительного следствия передавалось Министерству охраны общественного порядка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованного в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Практика показала, что такое решение оказалось вполне оправданным. За 40 лет органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

История же становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше официальной даты образования.

Согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.

В своем развитии органы предварительного расследования претерпели ряд серьезных преобразований.

Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания. Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания - 89.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 40-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.

Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован.

Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы по ним был выполнен. Поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованного в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем - органов прокуратуры. Это позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать любое преступление. Работники прокуратуры помогли заложить прочный фундамент в становлении профессионального ядра органов предварительного следствия МВД и оставили о себе добрую память.

В своей уже официальной биографии следственный аппарат МВД также имеет несколько этапов развития.

1963-1965 гг. - период не только становления органов предварительного следствия, но и отнесения к его подследственности наиболее сложных и трудоемких дел о хозяйственных преступлениях, в том числе о хищениях в особо крупных размерах. Начав с 2%, в дальнейшем следователи МВД стали расследовать более 90% дел этой категории.

1965-1978 гг. - расширение учебной базы по подготовке следователей, предоставление начальникам следственных отделов процессуальных полномочий по контролю за расследованием преступлений, создание тройной системы контроля за действиями и решениями следователя (ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль).

1978-1986 гг. - дальнейшее расширение подследственности следователей МВД, отнесение к их компетенции уголовных дел о преступлениях.

1987-1988 гг. - проведение эксперимента по выделению следствия в самостоятельную структуру, прекращенного из-за ухудшения взаимодействия служб по раскрытию преступлений.

Сегодня следственный аппарат МВД - крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая 93% преступлений, по которым производство следствия обязательно.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

История становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше: согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.

Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания. Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания - по 89.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 40-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.

Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован.

Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы по ним был выполнен.

1963-1965 годы, период знаменит сложными и трудоемкими делами о хозяйственных преступлениях, в том числе о хищениях в особо крупных размерах. Начав с 2%, в дальнейшем следователи МВД стали расследовать более 90% дел этой категории.

1965-1978 годы, расширение учебной базы по подготовке следователей, предоставление начальникам следственных отделов процессуальных полномочий по контролю за расследованием преступлений, создание тройной системы контроля за действиями и решениями следователя (ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль).

1978-1986 годы, дальнейшее расширение подследственности следователей МВД, отнесение к их компетенции уголовных дел о преступлениях.

1987-1988 годы, проведение эксперимента по выделению следствия в самостоятельную структуру, прекращенного из-за ухудшения взаимодействия служб по раскрытию преступлений.

Сегодня следственный аппарат МВД - крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая 93% преступлений.

Серебряные ювелирные украшения ручной работы с необычными Агатами. Лечебные и магические свойства необечных агатов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер.

Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Практика показала, что такое решение оказалось вполне оправданным. За 40 лет органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы. История же становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше официальной даты образования. Согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.

В своем развитии органы предварительного расследования претерпели ряд серьезных преобразований. Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания.

Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания - по 89. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение прокуратуры.

А уже 20 октября 1929 года было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 40-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР. Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован.

Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы по ним был выполнен. Поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованного в МВД СССР.

Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем - органов прокуратуры. Это позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать преступления. Работники прокуратуры помогли заложить прочный фундамент в становлении профессионального ядра органов предварительного следствия МВД и оставили о себе добрую память.

В своей уже официальной биографии следственный аппарат МВД также имеет несколько этапов развития. 1963-1965 гг. - период не только становления органов предварительного следствия, но и отнесения к его подследственности наиболее сложных и трудоемких дел о хозяйственных преступлениях, в том числе о хищениях в особо крупных размерах. Начав с 2%, в дальнейшем следователи МВД стали расследовать более 90% дел этой категории. 1965-1978 гг. - расширение учебной базы по подготовке следователей, предоставление начальникам следственных отделов процессуальных полномочий по контролю за расследованием преступлений, создание тройной системы контроля за действиями и решениями следователя (ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль). 1978-1986 гг. - дальнейшее расширение подследственности следователей МВД, отнесение к их компетенции уголовных дел о преступлениях. 1987-1988 гг. - проведение эксперимента по выделению следствия в самостоятельную структуру, прекращенного из-за ухудшения взаимодействия служб по раскрытию преступлений. Сегодня следственный аппарат МВД - крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая 93% преступлений, по которым производство следствия обязательно.

Идет следствие / Фото: e-a.d-cd.net

Начиная с 2014 года, в нашей стране отмечается новый профессиональный праздник - День сотрудника органов следствия Российской Федерации , установленный Постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Данным документом установлена и дата его празднования – ежегодно 25 июля.



Изображение: ru.wikipedia.org

День сотрудника органов следствия – это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, т.е. сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН и т.д. А для выбора даты праздника послужило одно историческое событие.

Именно 25 июля 1713 года именным указом Петра I был учрежден первый специализированный следственный орган России – следственная канцелярия, которая стала первым государственным органом в стране, подчиненным непосредственно главе государства и наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия.




Идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства. Руководителем данной следственной канцелярии был назначен гвардии майор Семёновского полка Михаил Иванович Волконский. Названная «майорская» она подчинялась непосредственно Петру I, и к её подследственности были отнесены дела о наиболее опасных коррупционных деяниях, посягающих на основы государственности: взяточничестве, казнокрадстве, служебных подлогах, мошенничестве. В общем, все преступления коррупционной направленности, совершаемые должностными лицами органов государственной власти, в том числе и высокопоставленными.


По сути, Петр I впервые предпринял попытку борьбы с коррупцией на государственном уровне, и она была весьма действенной. Так, в начале 18 века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов, которые были привлечены к уголовной ответственности. Это, конечно же, многим чиновникам не понравилось, и после смерти Петра I «майорские канцелярии» были упразднены, тема независимого следственного органа забыта, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства.

До середины 19 века расследованием преступлений занимались различные структуры – полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды, управы благочиния… Всё это было весьма неэффективно, и к тому же привело к росту коррупции в данной сфере. В 1860 году в ходе судебной реформы Александр II попытался реорганизовать систему предварительного следствия, однако не по «петровской» модели, а принял решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. Позже данная судебная модель легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.


Cледственное оборудование / Фото: sledcom.ru

После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. В 1929 году функции расследования преступлений перешли к следственному отделу Прокуратуры РСФСР, а военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938–1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции (подведомственных в то время НКВД СССР), в 1963-м – и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел).

Лишь в 2007 году принятые изменения в уголовно-процессуальное законодательство России и в закон «О прокуратуре Российской Федерации» исключили из компетенции прокуроров полномочия по процессуальному руководству следствием. Несмотря на ведомственную подчинённость, эти меры позволили сделать следственный аппарат прокуратуры относительно независимым и самостоятельным ведомством. Окончательное же возвращение модели развития следственных органов к «петровской» системе произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации», согласно которому руководство деятельностью этого нового органа осуществляет Президент России, а Председатель Следственного комитета назначается Президентом без одобрения органа законодательной власти.

Таким образом, в настоящее время Следственный комитет РФ (СК России) подчиняется непосредственно главе государства и не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. А дата 15 января отмечается как День образования Следственного комитета РФ. Независимость же СК России создала предпосылки для более эффективной борьбы с коррупцией, в том числе, в высших органах исполнительной и законодательной власти.

Торжественное собрание, посвященное Дню сотрудника органов следствия Российской Федерации / Фото: sledcom.ru


В свой же профессиональный праздник все сотрудники органов следствия получают поздравления от руководства и коллег, а особо отличившиеся в раскрытии преступлений получают благодарности и поощрения от начальства. Кстати, тот факт, что 25 июля 2013 года исполнилось 300 лет со дня издания указа Петра I, позволил Следственному комитету РФ пополнить наградную ведомственную систему новой наградой – памятной медалью «300 лет первой следственной канцелярии России».

Почти каждый день в России отмечают какой-либо праздник. 6 апреля не исключение, в этот день празднуется День работников следственных органов МВД.

Почему именно 6 апреля выбрали для праздника Дня работников следственных органов МВД? В 1963 году 6 апреля Министерству охраны общественного порядка было передано право производить предварительное следствие. Через некоторое время данное учреждение было переименовано в МВД СССР. Можно сказать, что с этого документа и началась официальная деятельность следственного аппарата органов внутренних дел. Их компетенция включала в себя расследование уголовных преступлений. Одновременно с этим, за милицией было сохранено право осуществлять дознание в полном объеме по большему числу преступлений.



Это дало возможность за короткий период времени создать в системе МВД следственный аппарат, способный расследовать преступления на самом высоком профессиональном уровне. Нужно сказать, что появление следственного аппарата являлось необходимостью. Этого требовала непростая ситуация с разгулом преступности, сложившаяся в нашей стране. Практика показала, что это решение было верным. За время своей деятельности, органы предварительного следствия МВД успели не только сформироваться и окрепнуть, но и выработать собственные методы работы, появились высококвалифицированные специалисты.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел РФ было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. За 40 лет органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

История становления органов

Давайте в этот прекрасный весенний праздник 6 апреля, в День работников следственных органов МВД поговорим о том, с чего все начиналось.

История становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше официальной даты образования (1963 г.).

В царской России до 1860 года расследованием преступлений занималась городская и земская полиция. Император Александр II 8 июня 1860 года издал указ, по которому в России были учреждены должности судебных следователей. Они должны были заниматься производством следствия по преступлениям, которые относились к ведению судов.


Полиция с этого времени должна была заниматься расследованием не слишком серьезных преступлений и проступков. Кроме того, тогда же вышел и «Наказ судебным следователям». Этот документ регламентировал различные стороны деятельности судебных следователей.

29 сентября 1862 года был издан документ, который предусматривал дальнейшее усовершенствование статуса следователей. Они стали считаться членами окружных судов, вводилось правило несменяемости судебных следователей.

Согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.

Органы предварительного расследования, по мере своего развития, переживали большое количество существенных преобразований.


Первая реформа состоялась в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания. Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания - 89.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 40-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.

Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован.

Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы по ним был выполнен. Поэтому указом президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованного в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем - органов прокуратуры. Это позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать любое преступление.

Этапы развития следственного аппарата

История следственного аппарата МВД включает в себя несколько основных этапов развития.

В период с 1963 по 1965 годы шел процесс формирования органов предварительного следствия. Сотрудникам этих органов начали поручаться самые сложные и трудоемкие дела, касающиеся хозяйственных преступлений, включающих в себя дела о хищениях в особо крупных размерах. Они начали с 2%, но через некоторое время следователи МВД были вынуждены расследовать почти все дела этой категории.

В период с 1965 по 1978 годы произошло расширение учебной базы по подготовке следователей. В это же время начальникам следственных отделов были предоставлены процессуальные полномочия по контролю за расследованием преступлений. На этот же период пришлось и создание тройной системы контроля за решениями и действиями следователя.

В период с 1978 по 1986 годы шло дальнейшее расширение подследственности следователей МВД.

В период с 1987 по 1988 годы проводился эксперимент по выделению следствия в самостоятельную структуру. Но его результаты оказались не слишком удачными, поэтому эксперимент был завершен.

Президент России 23 ноября 1998 года подписал указ, предусматривающий совершенствование организации предварительного следствия.

Следственные органы сегодня



Следственный аппарат МВД в настоящее время представляет собой крупнейшую структуру органов предварительного следствия, которая занимается расследованием 93% преступлений.

Следственные органы следят за общественным порядком, расследуют уголовные дела и ловят преступников. Сегодня деятельность следственного аппарата МВД России является максимально профессиональной. Систему следственных органов в составе органов внутренних дел возглавляет Следственный комитет МВД РФ.

В этот праздник 6 апреля, работники следственных органов нашей страны получают поздравления от коллег и чиновников, а наиболее отличившиеся следователи получают также награды и премии. Проводятся торжественные мероприятия различного рода, посвященные Дню работников следственных органов МВД.



Просмотров