Поведенческие признаки культуры безопасности. Гордон Б.Г. "Культура безопасности. Чернобыль – Фукусима – далее везде."

Несмотря на создание моделей, описывающих взаимодействие оператора

с машиной, проблемы, обусловленные человеческим фактором, еще далеки

от решения. Их актуальность привела к возникновению новой отрасли знания

- культуры безопасности. Этот термин был введен в 1986 г. экспертами

Международной консультативной группы по ядерной безопасности МАГАТЭ

в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле.

В последующем документе консультативной группы - «Основные

принципы безопасности атомных электростанций» (1990 г.) - культура безопасности

была названа фундаментальным управленческим принципом.

Согласно принятому МАГАТЭ определению культура безопасности - это такой

набор характеристик и особенностей деятельности организаций и отдельных

лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объекта,

как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое

их значимостью. Это определение распространяется на любые потенциально

опасные объекты и технологии. По одному из определений, культура

безопасности - это больше, чем просто группа индивидуумов, соблюдающих

набор правил по безопасному ведению работ; это группа таких людей, которые

в своем поведении руководствуются общей уверенностью в важности

обеспечения безопасности и понимают необходимость того, чтобы каждый

член коллектива сам с готовностью поддерживал нормы коллективной безопасности

и помогал другим членам коллектива стремиться к этой общей цели.

Организации, как правило, проходят через ряд этапов в развитии и укреплении

культуры безопасности. Отчет № 11 по безопасности (МАГАТЕ, Вена,

1998 г.) определяет три таких этапа:

1. Безопасность есть производное соблюдения требований и главным образом

основывается на правилах и регламентах. На этом этапе безопасность рассматривается

как технический вопрос, в то время как соблюдение налагаемых

извне правил и регламентов считается адекватным для обеспечения безопасности.

2. Хорошие показатели безопасности становятся целью организации и достигаются

в основном за счет постановки задач и целей безопасности.

3. Безопасность рассматривается как непрерывный процесс совершенствования,

в который каждый может внести свой вклад.

На первом этапе улучшения нередко достигаются главным образом путем

совершенствования технических средств обеспечения безопасности АЭС в соответствии,

например, с принципами, изложенными в документе ИНСАГ-12,

и посредством внедрения основных систем и процедур контроля за источниками

опасности. Эти усовершенствования нередко диктуются необходимостью

соблюдения нормативных требований и обычно достигаются посредством

руководящих указаний с использованием компетентных специалистов

по безопасности для внедрения усовершенствований. Персонал склонен полагать,

что за безопасность отвечает руководство и ее обеспечение в значительной

мере навязано ему другими лицами.

Второй этап предусматривает использование структуры, аналогичной той,

которая представлена в документе ИНСАГ-13. Организация должна разработать

некое связанное с безопасностью заявление с изложением своего понимания

и четким указанием его целей и должна установить ясные процессы

и процедуры достижения этих целей. На этом этапе отдельные сотрудники

могут заметить, что работа лучше планируется с предварительным учетом рисков,

включая документально оформленные правила и процедуры, которые

определяют, что можно делать и чего делать нельзя.

Третий этап представляет собой тот идеал, к которому необходимо стремиться

(рис. 4.13). Достижение этого идеала - процесс длительный. Он требует

формирования такого понимания безопасности и ее целей, которые будут разделяться

всеми. Значительная часть работников в организации должна быть

убеждена в том, что они лично и активно вовлечены в процесс повышения

безопасности.

Культура отчетности. Неудачи и «почти оплошности» рассматриваются в

организациях с хорошей культурой безопасности как уроки, которыми можно

воспользоваться во избежание более серьезных событий. Таким образом, имеется

хороший стимул к тому, чтобы информировать и расследовать все события,

которые могут оказаться поучительными, в целях установления коренных

причин и обеспечить своевременную обратную связь по выводам и корректирующим

мерам как для непосредственно заинтересованных групп работников,

так и для других специалистов в организации или в отрасли, которые могут

столкнуться с аналогичной проблемой. Такая горизонтальная связь крайне

важна. «Почти оплошности» также очень важны, поскольку они обычно представляют

большее разнообразие и объем информации для изучения.

С этой целью необходимо поощрять всех работников к представлению сообщений

даже о незначительных проблемах. Это поднимает важный вопрос

о так называемой отчетности «без обвинения». Если мы хотим, чтобы работники

сообщали о случаях на грани оплошности, они должны верить в то,

что к этим сообщениям отнесутся со вниманием и что они и их коллеги не будут

наказаны за то, что выступили с такими заявлениями.

При хорошей культуре отчетности признается, что недопустимым является

именно непредставление сообщений о любых проблемах, которые могут оказать

отрицательное влияние на безопасность. Хорошая культура отчетности

будет рассматриваться персоналом как «справедливая» и будет строиться

на атмосфере доверия.

Борьба с небезопасными действиями и условиями. Почти все события, начиная

с промышленных и радиационных аварий, инцидентов и «почти оплошностей

» и кончая отказами, воздействующими на безопасность, начинаются

с неумышленного небезопасного действия или недопустимого состояния

технологического процесса на АЭС. Они нередко носят скрытый характер

Опасности территорий и видов деятельности

Определение

ответственности

Определение

и контроль

практики

обеспечения

безопасности

Квалификация

и подготовка

Поощрения

и наказания

аналитические

и сравнения

Заявления

о политике

в области

безопасности

Структуры

управления

Саморегулирование

Критическая

Строго регламентированный

и взвешенный

Коммуникативность

Приверженность

на политическом

Приверженность

на уровне

руководителей

Приверженность

на индивидуальном

Культура

безопасности

Рис. 4.13. Пример составляющих культуры безопасности

(из документа ИНСАГ-4)

и проходят незамеченными или же расцениваются как «обычай и практика»

и поэтому игнорируются. Затем в сочетании с другой неполадкой в системе

происходит новый, более значительный отказ. Поэтому, сведение до минимума

имеющихся скрытых недостатков в практике работ или в состоянии станции

представляется крайне важным в деле предупреждения более серьезных

Минимизация скрытых недостатков требует знаний у персонала АЭС

и подрядчиков относительно того, почему использованы конкретные системы

безопасности и требования, включая важность каждого элемента АЭС в смысле

его вклада в обеспечение безопасности. Они не только должны быть надлежащим

образом аттестованы и опытны в своих областях специализации,

но и должны поощряться к борьбе с потенциально небезопасной практикой

работ и выявлению недостатков, где бы и когда бы они их ни встречали.

В дополнение к знанию проблем безопасности АЭС, систем и процедур им

надо помочь развить в себе убежденность в необходимости выступить против

других лиц, если они заметят недостатки в обеспечении безопасности.

Отказ от борьбы с недостатками, в частности со стороны руководства и начальников

подразделений, не только лишает вас возможности устранить конкретный

отмеченный недостаток в работе, но и способствует формированию

культуры, при которой нарушения, недосмотры и кратчайшие пути становятся

нормой. Типовая модель снижения уровня безопасности (на основе документа

ИНСАГ-13) приведена в табл. 4.4. Важно обнаружить снижение уровня

безопасности на первых двух стадиях и не позднее начала третьей.

Таким образом, при разработке и укреплении своей культуры безопасности

организации проходят через несколько стадий. Продолжая поддерживать, совершенствовать

технические средства безопасности и работая в хорошо развитой

системе управления безопасностью, организации должны стремиться

к формированию у себя такой культуры, которая, начиная с высшего уровня

в организации, будет характеризоваться реальной приверженностью делу

обеспечения безопасности, принятым ценностям и способам работы, сформированным

и установленным при участии самих работников. В организациях

с высокой культурой безопасности значительная часть сотрудников, нередко

работающих в группах, привержены и активно вовлечены в непрерывный процесс

повышения безопасности, будучи частью организации, которая стремится

к познанию. Такое отношение, а также образ мышления и работы, к которым

оно приводит, может дать более широкие преимущества для отрасли,

включая, например, усовершенствования в смысле стандартов качества

и окружающей среды.

Наиболее важным является первый шаг на пути создания высокой культуры

безопасности, а именно: обеспечить ощутимую приверженность этому

делу, начиная с высшего руководства в организации. Это означает, что руководители

высшего звена на самом деле выделяют время и ресурсы на безопасность

и выступают в качестве ролевого примера для своих сотрудников, причем

слово у них никогда не расходится с делом.

Процедуры контроля за ведением работ должны быть четко прописаны,

просты и годны к ежедневному применению. В частности, персонал (и, где целесообразно,

подрядчик) должен быть вовлечен в разработку и совершенство-

Опасности территорий и видов деятельности

вание процедур и должен четко понимать последствия их несоблюдения с точки

зрения воздействия на здоровье, безопасность и окружающую среду. Руководителям

и начальникам подразделений необходимо быть бдительными

с тем, чтобы не допускать случаев «работы в обход требований». Недопустимо

потворствовать выбору кратчайших путей или несоблюдению требований

даже в случаях значительной эксплуатационной напряженности. Самоуспокоенность

и отрицание способствуют формированию неудовлетворительной культуры,

которую впоследствии будет сложно исправить.

Важно побуждать работников к формированию у них вопросительного отношения

к работе и к принятию ими консервативных решений в вопросах

здоровья, безопасности и защиты окружающей среды. Необходимо активно

поддерживать повторную оценку действий с использованием таких подходов,

как STAR («остановись, подумай, сделай, оцени») и обращение за помощью

в случае сомнений относительно безопасности, даже если это приводит к задержкам

или к некоторому снижению производства. Всем сотрудникам и соответствующим

подрядчикам необходимо постоянно напоминать о том, что

отказы в атомной отрасли могут иметь серьезные последствия для них, их коллег,

населения и что самоуспокоенность недопустима.

«Почти оплошности» представляют собой источник богатой информации

для процесса познания - и представление сообщений о них посредством хорошо

оформленной системы является весьма важным. Такую систему отчетности

необходимо поощрять в атмосфере доверия; с извлеченными уроками

следует знакомить всех, кому это может быть полезным, а выявляемые проблемы

необходимо оперативно устранять. Небезопасная практика и недостатки

в системах и процедурах должны стать предметом критического разбора всеми

сотрудниками в организации. Важно придать сотрудникам уверенность и научить

их конструктивно бороться с небезопасной практикой и с похвалой отзываться

о хорошо проделанной работе. Незначительные отступления от безопасной

практики работы могут оставаться незамеченными до тех пор, пока

не произойдет другое, часто не связанное с первым, отступление. В сочетании

эти отступления могут впоследствии привести к куда более значительному инциденту

или аварии. Это является важной причиной для активного стремления

к устранению недостатков, которые в отдельности могут показаться

не слишком существенными.

Совершенствование - это непрерывный процесс. Оно требует самокритичного,

открытого и конструктивного сравнения себя с другими и соответствующей

оценки себя на их фоне. Участие всех работников в этом процессе

является крайне важным, если мы хотим определить направления работ по совершенствованию

и по-хозяйски взяться за дело. Ожидается, что линейное

руководство будет приветствовать замечания экспертов и будет открытым

к такой экспертизе в рамках процесса активного продвижения организации

по пути познания.

В основе достижения высочайшего уровня безопасности лежит выполнение

следующих дополнительных требований:

1) важно, чтобы в организации существовало четкое распределение обязанностей

и ответственности (в особенности, в периоды резких организационных

изменений);

2) информационное обеспечение должно оставаться непрерывным и высокоприоритетным

процессом, сопровождающимся проверками того, что сообщения

получены и поняты;

3) необходимо препятствовать искушению создавать недоступные для понимания

листы пожеланий по возможным усовершенствованиям, что приводит

к чрезмерной инициативе. Совладельцы организации, также как сотрудники

и надзорные органы, должны давать консультации по вопросу приоритетов

и содействовать разработке реалистичного плана усовершенствований

с адекватным ресурсным обеспечением, где четко прослеживаются обязанности

и постоянно контролируется прогресс.

Для того, чтобы определить основное содержание понятия «культура безопасности» (КБ) необходимо провести анализ отдельных составляющих («культура», «безопасность») и осуществить объединение этих компонентов.

Существует огромное количество определений понятия «культура» в зависимости от целей и задач исследований, особенностей отраслей науки и т.п.

Так, в словаре Ожегова С.И. даются следующие определения: «КУЛЬТУРА - 1.Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. 2. Разведение, выращивание какого-либо растения 3. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. 4. Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

В большом толковом словаре современного Ушакова Д.Н. представлена следующая информация: КУЛЬТУРА - Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. 2.То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-н. эпоху, у какого-н. народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура. 3. только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру. 4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы. 5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина и др.). 6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бакт.). Культура холеры. 7. перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура. (спорт и гимнастика).

В философском словаре под редакцией И.Т. Фроловакультура определяется, как социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.

В педагогическом энциклопедическом словаре представлено следующее определение: «КУЛЬТУРА (от лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

В учебном пособии для вузов известный социолог и культуролог Кравченко А.И пишет: «В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.

Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью - отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.»

Традиционно культура складывается объективно, но стихийно, под действием поступков отдельных индивидов в ответ на поступки других людей. Совокупность этих действий и формируют традиции, нормы поведения, создают мифы (например, в древнегреческой, древнеиндийской и др. культурах), течения и направления в искусстве (андеграунд, авангард и т.п.). В этой связи не совсем правильно будет говорить об этой деятельности людей, как о регулируемом процессе – целесообразнее в определении «культуры» использовать понятия «уровня» или «состояния» данного процесса. В пользу этого же положения говорит и то, что в отличие от вышесказанного формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно являться управляемым, регулируемым процессом. Для этого необходимо задать такие цели управления, степень достижения которых можно измерить. При такой постановке вопроса наиболее верным, исходя из задач настоящего исследования, также является использование понятия «уровня» («состояния») как меры. Указанное положение позволит проводить оценку степени достижения желаемого результата (например, высокая или низкая культура), корректировать цели и задачи по формированию культуры.

Проанализировав вышеуказанные и другие многочисленные определения культуры, можно сделать вывод, что понятие культура включает в себя многие сферы жизни человека и может выражаться, как определенный уровень взаимодействия человека со средой, обеспечивающее оптимальное удовлетворение его потребностей во всех сферах, выраженное во всех типах и формах организации жизнедеятельности людей, получивших институциональное и историческое закрепление и передающееся из поколения в поколение.

Рассмотрим следующий компонент раскрываемого понятия – «безопасность». С учетом того, что высшей целью природы является самосохранение жизни, безопасность возможно определить, как сохранность природной (сущностной) определенности бытия. Под «безопасностью» понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций».

В данном документе отмечено, что культура безопасности – это квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности АЭС является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность. С этих пор формирование культуры безопасности является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России.

В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств, и способностей, и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.

Исходя из вышерассмотренных определений, можно обозначить, что культура создается и воспринимается как отдельными индивидуумами, так и их коллективами, поэтому данное понятие необходимо рассматривать как на индивидуальном, так и на коллективном общественном уровне.

Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его слияние с понятиями «безопасность, можно дать следующее наиболее общее определение: культура безопасности (КБ) – состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности в процессе жизнедеятельности.

Культура безопасности - это качественное состояние средств, систем, идей, норм, традиций, а также поведения и взаимодействия индивидов и организаций, которые характеризуют уровень защиты жизнедеятельности людей, снижающие возникновение опасных условий и факторов.

Одновременно культура безопасности выступает как совокупность разнообразных материальных и духовных моделей жизнедеятельности, составляющих основу безопасного развития личности, общества, государства, человечества в целом. Соответственно можно говорить о трех уровнях. На метауровне речь идет о культуре безопасности человечества, цивилизации, континента, макроуровень связан с культурой безопасности общества, государства, региона, на микроуровне решаются задачи воспитания культуры безопасности человека, семьи, малой социальной группы.

Во всех случаях культура безопасности складывается из убеждений и действий самих людей, развивается в каждой стране в зависимости от конкретных исторических, социальных, культурных и экономических условий и является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни.

В культуре безопасности выделяют множество составляющих:

здоровый образ жизни;

культура безопасности производственной и трудовой деятельности;

культура безопасного и здорового быта, отдыха и общения в обычных и, особенно, в опасных и экстремальных ситуациях;

культура инженерной деятельности, проявляющаяся в соблюдении правил и норм безопасной жизнедеятельности при мониторинге, проектировании, реконструкции инженерных объектов в техносфере;

правовая культура - сознательное соблюдение моральных принципов и правовых норм, выражающих общественную необходимость, развитое правосознание и законопослушность, социальное партнерство, межнациональное согласие, гражданский мир;

информационно-психологическая культура;

экологическая культура - бережное отношение к природе;

педагогическая культура по обучению населения безопасному поведению и т.д. Забота о безопасности - вечная проблема для человека и любых его сообществ

от семьи до государства. Потребность в безопасности прослеживается на протяжении всей истории человеческого существования. Однако ее содержание изменялось от эпохи к эпохе. Специалисты считают, что исторически ее первой формой стало выживание. В средние века господство религии придало ей форму спасения, которое достигалось слиянием с Богом. В новое время торжество науки и техники привело к утверждению безопасности как рационализированного обустройства всех сфер жизни вначале общности, а затем - личности.

Безопасное поведение может строиться на уровне здравого смысла и как непосредственная реакция на внешние раздражители. Однако в настоящее время институт безопасности предполагает реализацию основных прав человека, признание достоинства и ценности человеческой личности, равноправие мужчин и женщин, равенство прав больших и малых наций, социальный прогресс и улучшение условий жизни при большей свободе. К культуре относятся и совокупные знания человечества, выработанные им за века и тысячелетия правила взаимодействия людей друг с другом и с природой (религия, обычаи, мораль, право и т.п.). Она приобретает более действенный характер, когда основывается на специальных знаниях.

Основными критериями культуры безопасности для любого объекта безопасности являются: выживание, идентичность, благополучие, суверенитет, статус (достойное положение среди других), самоуправление.

В Российской Федерации утверждению и распространению культуры безопасности в массах служит преподавание в средней и высшей школе специальных предметов - основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и безопасности жизнедеятельности (БЖ).

Значение курса БЖ для решения социокультурных проблем РФ

Для решения новых актуальных проблем и задач России в условиях рыночной экономики необходимо изменение сознания и культуры общества через обучение БЖ. Речь идет о формировании культуры выживания и безопасности человека в условиях разрушения прежней коллективистской культуры и ее вытеснения рыночной идеологией индивидуализма, конкуренции и всеядности в достижении целей обогащения.

Только приняв БЖ как равноправный и системообразующий предмет, система образования может стать более активной частью механизма созидания более безопасного, демократичного и культурного общества. Именно на занятиях по БЖ закладывается в сознание молодого гражданина жизнеспособная позитивная и конструктивная концепция развития России на основе идеологии культуры безопасности, тесно связанной с нормами права, этики и морали.

Курс БЖ является важным рычагом и средством поворота системы образования и воспитания в направлении удовлетворения острейших потребностей современного общества и развития страны, фиксируемых социологическими исследованиями.

7.2. Безопасность, культура и нравственность

Для выработки теории безопасности как целостной системы знания, как формы научно-практической деятельности необходимо определение ее идеологических оснований - системы взглядов и отношений людей к действительности, к природным, техногенным и социальным проблемам, а также рассмотрение целей обеспечения безопасности.

Безопасность любого человека, общества, государства органически связаны с образованием и сохранением фундаментальных культурных ценностей. Ни одна общественная система не может развиваться без нравственных ценностей, объединяющих ее членов. Нация, лишенная системы культурных ценностей, превращается в толпу.

Одним из инструментов формирования системы ценностей и культуры безопасности как отдельной личности, так и нации в целом является образование и культурное воспитание. Поэтому образование в сфере безопасности есть не только базовый компонент национальной безопасности, но и фактор, определяющий социокультурный статус человека в обществе.

К цивилизационным механизмам безопасности (в отличие от правовых, технических, медицинских, военных и иных) можно отнести:

традиции и обычаи данного народа или цивилизации в укладе жизни, определяющие характерную и специфическую организацию семейной, бытовой, экономической, социальной, правовой, политической и прочих систем общества;

традиционный тип сознания;

определенные и достаточно стабильные ценностные мировоззренческие (как личностные, так и социальные) системы иерархии культурно-исторических

и иных ценностей в индивидуальном и общественном сознании данного народа.

Например, сохранение этих ценностей китайцами, японцами помогло им сохранить стабильность общества в самые трудные годы и обеспечить его эффективное развитие в благоприятных условиях. Русские не проявили столь ревностной защиты своих исконных культурных ценностей, традиций и обычаев, за что расплачиваются кризисными явлениями во всех сферах жизнедеятельности. В этом плане русским следует поучиться у азербайджанцев, армян, евреев, татар, узбеков, чеченцев, японцев и многих других народов.

В своей совокупности традиционные ценности данной цивилизации, находя воплощение в конкретных социальных и политических механизмах, обеспечивают стабильное, а значит, более безопасное существование народа. Отказ от своего мировоззрения, исторического и культурного наследия калечит души и жизнь людей, ведет к деградации общества и государства.

Необходимо рассмотреть вопрос о духовной составляющей в системе безопасности нашей страны и каждого человека. Ибо без душевного здоровья человека, его интеллекта, и жизнь, и само понятие безопасности обесцениваются и теряют смысл.

Духовная безопасность - это система условий, позволяющая культуре и обществу сохранять свои жизненно важные параметры в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы под воздействием различного рода факторов (и прежде всего культурного, целостно-нормативного характера) ведет к дезорганизации и в конечном счете - к национальной катастрофе, т.е. к распаду общества как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовных оснований.

Именно человек и семья, их благополучие и безопасность становятся ядром личной, общественной, государственной, национальной и коллективной (международной) безопасности. Выражается это в массовом политическом пробуждении людей, основанном на целях, идеалах, которые занимают центральное место в становлении личности и являются источником или согласия, или конфликта.

Центральным фактором существования человеческого общества может быть противоречие между субъективными ожиданиями человека и объективными соци- ально-экономическими условиями, что формирует универсальную угрозу челове-

ку, семье и обществу, создает опасность, что мировая политика станет все более неуправляемой.

Это новое понимание прав человека. Впервые осознается необходимость формулирования Хартии обязанностей человека по отношению к себе, семье, обществу, государству, человечеству и природе. Существует понимание, что человечество выживет в XXI в. при условии, если будет следовать определенным нормам самоограничения и самодисциплины.

7.3. Безопасность в сфере культуры, образования, науки

Немаловажным элементом системы безопасности является культура людей в ней, которая поддерживает информационные и интеллектуальные процессы, определяет качество и уровень безопасности.

Мировой опыт показывает, что никакие жесткие меры политического, экономического и иного характера не предотвратят возможности социальных конфликтов (являющихся прямой угрозой безопасности государству и обществу), если нет культуры безопасности.

Еще Екатерина Великая утверждала: «Нужно просвещать нацию, которой должен управлять». Русский философ князь С. Н. Трубецкой в записке о положении высших учебных заведений писал последнему русскому императору: «В школе - все будущее России, и никакие жертвы, необходимые для ее устроения и подъема, не должны останавливать правительство, которое хочет блага страны и пожелает поднять свой авторитет».

Потеря и утрата знаний и духовности - самая непоправимая трагедия народа, последствия которой трудновосполнимы. Если мы не спасем образование, не спасем науку - не спасем общество. И если мы стремимся в чем-то подражать Западу, то подражать необходимо в том, как учил в свое время русский педагог К. Д. Ушинский, как прививать уважение к национальным ценностям.

Культурный мир человека, образовательная система - это системообразующие факторы государственности, здесь формируется чувство гражданского единства, укрепляется безопасность страны. Образование может стать надежным фактором национальной безопасности, так как оно способно остановить процессы духовного и интеллектуального обнищания нации, расширить образовательный потенциал граждан, сформировать нравственные качества личности, воспитать уважение к закону, к честному труду, к историческим традициям своей страны, т.е. создать культурную основу для всестороннего развития систем безопасности государства.

Россия одна из немногих в мире стран, самодостаточных для интенсивного социально-экономического развития. Выход из кризиса только один: возрождение отечественной экономики, реальное и последовательное укрепление российской государственности, развитие образования, подъем науки, о чем постоянно говорит Президент России. Прогресс общества обеспечивается повышением в каждом новом поколении качества образованности, профессиональной квалификации. Успешность подготовки юношей и девушек к адаптации в новых социально-экономических условиях жизни зависит от наличия у них возможности овладеть такими профессиональными знаниями и умениями, которые помогут сориентироваться в условиях рыночной экономики, найти свое место в жизни.

Глава 7. Культура безопасности и ее значение для человечества

Принципы обеспечения безопасности в образовании

Принципы закрепляют главную идею концепции безопасности и становятся критериями для выбора того или иного варианта решения или отдельного элемента системы безопасности.

Попытаемся с учетом действующего законодательства и опыта управления сформулировать эти принципы как основные правила (идеи) нашей деятельности по обеспечению безопасности в образовании.

Гуманность : уважение и учет интересов личности, соблюдение ее прав и свобод, заложенных в Конституции РФ.

Законность : «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Демократичность : учет мнений всех участников образовательного процесса, органов правопорядка и общественности.

Тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами.

Рациональность и экономичность. Следует признать, что любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Речь идет о реальных мерах, а не о декоративных папках и картах для проверяющих.

Известно, что одни меры все же дороже, чем другие. А самые дорогие - не всегда самые лучшие. Как говорил один специалист, правильно проинструктированная бабушка-вахтер порой полезнее и эффективнее дорогой системы видеоконтроля. Поэтому выбор оптимальных по цене, качеству и решаемым задачам систем безопасности является залогом достижения результата.

Организованность, непрерывность. Сохранение безопасности - это непрерывный постоянный процесс, который не может быть одноразовым актом.

Предвидение и упреждение. Есть немало простейших способов прогнозирования, которые позволяют повысить степень готовности участников образовательного процесса к реализации опасностей и возниковению ЧС. Чем выше уровень предвидения, тем обширнее упреждающие профилактические меры.

Системность и целостность, комплексный охват всех элементов проблем и систем безопасности образовательной системы как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее сторон, при использовании всех средств защиты и противодействия на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся.

Научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но в первую очередь знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций.

Помимо общих принципов важно сформулировать правила (принципы) личного обеспечения безопасности:

изучайте виды и причины (накапливайте знание) опасностей;

учитесь предвидеть их возникновение в любом месте и в любое время;

по возможности избегайте опасных ситуаций, обходите опасные места, не рискуйте без нужды;

И.В.Волкова, Е.В.Калинина, О.Н.Осадчая, Е.Ю.Витвинская, НПЦ «Прогноз-Петербург»

Понятие «Культура безопасности» возникло в процессе работы Международной Консультативной группы по ядерной безопасности (International Nuclear Safety Advisory Group – INSAG), вошло в научно-техническую терминологию и получило дальнейшее развитие после публикаций доклада этой группы «Итоговый доклад послеаварийной обзорной конференции по Чернобыльскому реактору».

В современной философской, социологической, психологической, культурологической мысли существует множество определений культуры. Большинство из них можно свести к следующему определению: «Культура – это, прежде всего, система принятых в социуме ценностей». Культура безопасности является частью общечеловеческой культуры и частью культуры страны, она имеет непосредственное отношение к культуре организации и к человеку, его личности. Система ценностей человека – это своеобразный «стержень личности», оказывающий существенное влияние на иные личностные особенности и качества, в том числе профессионально важные.

Можно выделить следующие определения культуры безопасности, изначально сформулированные для атомных станций, но применимые и для других организаций:

«Культура безопасности – это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности…, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью». (INSAG-4) (МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ГРУППА ПО ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, Культура безопасности, Серия Безопасность № 75-INSAG-4, МАГАТЭ, Вена (1991)).

«Культура безопасности - квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности… является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность». (ОПБ –88/ 97) .

Культура безопасности и приверженность ей персонала являются проблемой № 1 не только в Ядерной Энергетике, но и во всех областях человеческой жизнедеятельности, потенциально опасной для значительного количества людей.

Любой вид человеческой деятельности связан с опасностью. Персонал, работающий в области производства, использования, хранения, транспортировки и переработки радиоактивных веществ и материалов, в области производства радиоактивного топлива и атомной энергии, в сфере переработки радиоактивных отходов обеспечивает безопасность использования атомной энергии для решения стоящих перед Россией народнохозяйственных, медицинских, научных и оборонных задач. При этом перед персоналом стоит задача обеспечить такую безопасность, которая могла бы восприниматься обществом как полная.

Приоритет безопасности основан на приоритете жизни и здоровья людей перед экономическими соображениями. Во всем мире в целом все предприятия ядерного топливного цикла, в том числе и атомные станции, увеличивают естественный радиоактивный фон лишь на 0,03%. Однако данная величина не является константой и может существенно меняться при смене приоритетов, изменении отношения к необходимости поддержания и повышения существующего уровня безопасности. И в отличие, к примеру, от предприятий гражданской авиации, цена ошибки человека здесь может быть многократно выше.

Ядерная и радиационная безопасность включает защиту людей от вредного влияния радиоактивных веществ и ионизирующих излучений, а также защиту от аварий в атомных установках. Поэтому требования ядерной и радиационной безопасности относятся ко всем областям использования атомной энергии.

Ядерная и радиационная безопасность требует от персонала не только выполнения разработанных ранее инструкций и процедур, но и постоянного поиска путей её дальнейшего совершенствования с целью уменьшения риска до минимального уровня практически недостижимого события. Эта направленность на безопасность и пути её совершенствования, приоритет безопасности в сознании людей по отношению к другим ценностям должна сочетаться с соответствующим уровнем теоретической и практической подготовленности персонала, четким знанием работниками профессиональных требований к ним и своих должностных инструкций, а также необходимыми для профессиональной деятельности личностными и психофизиологическими качествами работников.

Организация, в свою очередь, обеспечивает приверженность её работников культуре безопасности, заявляя о своей приверженности культуре безопасности, анализируя свой соответствующий задачам безопасности опыт и принимая меры по её совершенствованию, модифицируя организационную структуру в соответствии с реализацией задач безопасности, обеспечивая её соответствующими материальными и людскими ресурсами.

Культура безопасности состоит из следующих основных компонентов:

– необходимых рабочих условий в организации, атмосферы, в которой работает человек, что, в целом, относится к ответственности управляющей иерархии (как показывает опыт эксплуатации АС, этот компонент, отражающий позицию руководства, является решающим для формирования культуры безопасности);

– позиции персонала на всех уровнях, собственного состояния человека и его действий, что во многом определяется созданными в организации условиями и является реакцией работника на них, во многом вытекает из них.

Таким образом, культура безопасности определяется основными ценностями организаций, использующих атомную энергию: безопасность и составляющий её «человеческий фактор».

Выделяют три фундаментальных принципа безопасности: принцип управления, принцип глубокоэшелонированной защиты и технические принципы. В свою очередь, имеется три фундаментальных принципа управления:

Внедрение принципов культуры безопасности;

Ответственность эксплуатирующей организации;

Обеспечение нормативного регулирования и проверка всей деятельности, связанной с безопасностью.

Внедрение принципов культуры безопасности в настоящее время включает в себя задачи поддержания и совершенствования культуры безопасности на предприятиях, которые, в свою очередь, требуют решения следующих задач:

Определения критериев обеспечения культуры безопасности.

Определения принципов обеспечения культуры безопасности.

Определения того, как реализованы и реализуются эти критерии и принципы и какими ресурсами и возможностями необходимо обладать для решения проблем.

Определения того, какой должна быть практика выявления дефицитов культуры безопасности, внедрения корректирующих мер и как она реализуется.

Рассмотрим критерии оценки профессиональной деятельности в области приверженности культуре безопасности, выделенные нами в рамках создания модели компетенции персонала ФГУП концерна «Росэнергоатом» (в первую очередь, персонала атомных станций) в сфере культуры безопасности (КБ).

Но сначала нам необходимо определить основные понятия.

Компетенция – устойчивое базовое качество работника, которое побуждает его воспринимать информацию, думать и вести себя в рабочих и иных ситуациях определенным образом в течение достаточно длительного периода времени, что обеспечивает определенный уровень эффективности его профессиональной деятельности. Компетенцию представляет комплекс системы ценностей и мотивации, профессионально важных личностных качеств, знаний, умений и навыков работника; это качество работника, которое проявляется в его поведении и позволяет ему с необходимым уровнем успешности решать профессиональные задачи. В основе компетенции могут лежать: ценности, мотивы и установки, Я-концепция и иные профессионально важные личностные качества, психофизиологические особенности, знания, умения и навыки. Различают два уровня компетенций: глубинные и поверхностные, и две категории компетенций: пороговые и дифференцирующие.

Глубинные компетенции – это компетенции, определяющие личностные характеристики работника. К ним относятся компетенции на уровне системы ценностей, мотивации, Я-концепции и иных личностных качеств работника. Сложность развития глубинных компетенций заключается в том, что человек стремится сохранить свой образ Я, свою систему мотивов и ценностей, свою модель поведения и реагирования, сформировавшиеся у него в течение множества лет, начиная с детства. Кроме того, сложность воздействия на глубинные компетенции определяется также тем, что личностные качества, в т.ч. профессионально важные, базируются на индивидных особенностях человека, к которым относятся темперамент и психофизиологические свойства. Предварительное психолого-психофизиологическое обследование специалиста до его вступления в должность с целью исключения тех претендентов, система ценностей и профессионально важные качества которых (т.е. их глубинные компетенции) противоречат должностным требованиям, способствует повышению надежности и безопасности работы персонала и снижению дальнейших существенных и не всегда оправданных затрат на психокоррекцию, переподготовку и обучение работников. Таким образом, отбор персонала рекомендуется проводить по наличию, в первую очередь, необходимых для успешной работы глубинных компетенций. А при планировании развития персонала на глубинные компетенции необходимо обращать особое внимание.

Целенаправленное развитие соответствующих требованиям профессии глубинных компетенций осуществляется с целью совершенствования профессиональной деятельности работника от эффективного до наилучшего уровня. Оно проходит в форме индивидуальной и групповой психокоррекции специалистов в направлении их личностного развития («личностного роста»).

Поверхностные компетенции – компетенции, которые относительно просто развить. К ним относятся компетенции на уровне знаний, умений и навыков. Поверхностные компетенции базируются на глубинных компетенциях, которые и обеспечивают стремление человека, побуждают его к использованию полученных знаний и сформированных умений и навыков. Целенаправленное развитие поверхностных компетенций осуществляется в процессе подготовки и переподготовки специалиста, его участия в тренингах, семинарах, выполнения самостоятельных упражнений, прослушивания лекций.

Пороговые компетенции – компетенции, обеспечивающие минимально достаточный уровень эффективности работника для его профессиональной деятельности. Пороговые компетенции не позволяют выделить наилучших профессионалов из группы средних. Например, полный отказ от алкоголя как средства снятия напряжения на рабочем месте является одной из пороговых компетенций, однако он не позволяет разграничить средних и лучших работников.

Дифференцирующие компетенции – компетенции, которые отличают лучших исполнителей от средних: для оценки профессиональной деятельности персонала в области приверженности культуре безопасности – с точки зрения уровня приверженности работников культуре безопасности.

В процессе проведенной нами работы был составлен перечень компетенций персонала ФГУП концерна «Росэнергоатом» (в первую очередь, персонала АС) в сфере культуры безопасности.

Перечень компетенций представляет собой описание набора компетенций в общей форме. Компетенции представлены в виде шкал, разработанных для описания поведения персонала в рамках широкого спектра проявлений приверженности КБ в профессиональной деятельности работников.

В перечень вошли 19 объединенных в группы (кластеры) наиболее распространенных компетенций, которые описывают деятельность руководителей и технических специалистов, демонстрирующую уровень их приверженности культуре безопасности.

Перечень представлен на Таблице № 1.

Таблица № 1

№ п/п

Компетенции

Кластеры
1
Ориентация на достижения в сфере безопасности (ОДБ)

Достижение и действие в области безопасности (КДДБ)
2
Стремление к определенности в вопросах КБ (СО)
3
Инициативные действия в области КБ (ИД)
4
Поиск информации, способствующей повышению КБ (ПИБ)
5
Воздействие на окружающих с целью развития КБ (ВОЗД)

Влияние в сфере культуры безопасности (КВСБ)
6
Организационное знание (ОЗН)
7
Построение отношений (ПО)
8
Понимание окружающих (ПОНИМ)
9
Стремление к развитию других (СРД)

Управленческие компетенции по развитию КБ персонала (КУКР)
10
Директивность в области развития КБ (ДИР)
11
Работа в команде (РК)
12
Лидерство в команде (ЛК)
13
Аналитическое мышление (АМ)

Когнитивные компетенции (ККК)
14
Системное мышление (СМ)
15
Экспертные знания в области КБ (ЭКСП)
16
Самоконтроль и саморегуляция (СКС)

Личная эффективность (КЛЭФ)
17
Уверенность в себе в области безопасности (УВС)
18
Гибкость (ГИБК)
19
Преданность КБ (ПКБ)

Опишем основные кластеры:

Достижение и действие в области безопасности (КДДБ)

Данный кластер включает в себя компетенции, описывающие стремление работника к достижению высоких стандартов безопасности и степень прилагаемых им усилий в этом направлении, проявление личной заинтересованности в повышении уровня КБ как своего, так и своих коллег.

Влияние в сфере культуры безопасности (КВСБ)

В общем виде кластер «Влияние» отражает стремление и способность работника воздействовать на других для достижения определенных целей. При этом надо отметить, что мотивация власти, питающая эффективное поведение данного типа, обычно рассматривается в связи с достижением чего-то хорошего для организации в целом или для других людей. Таким образом, данная компетенция оценивается положительно, только если в конечном итоге действия работника имеют желательный эффект для организации; если же работник добивается своей цели за счет других людей или за счет своей организации, то его действия по данному кластеру оцениваются отрицательно.

В нашем случае кластер «Влияния в сфере КБ» выражает намерение повлиять на окружающих (убедить, уговорить, впечатлить и т.п.) с целью общего совершенствования КБ, развития мотивации безопасности, формирования высокого уровня приверженности КБ. Эффективность такого влияния во многом достигается за счет хорошего понимания чувств и мотивов других людей, умения налаживать контакты в различных сферах, знания ключевых людей в своей организации и во внешнем мире, которые принимают решения в сфере КБ.

Управленческие компетенции по развитию КБ персонала (КУКР)

Управленческие компетенции по развитию культуры безопасности персонала реализуют ряд особых намерений по развитию КБ у других, направляют других и руководят их действиями, структурируют командную работу и сотрудничество в этом направлении, что т.о. позволяет повысить уровень безопасности выполнения работ и способствует формированию того или иного уровня приверженности у персонала. Входящие в данный кластер компетенции показывают, насколько руководящий состав осуществляет направленную на развитие КБ у сотрудников деятельность и поощряет высокую личную вовлеченность в процесс развития КБ на АС, а также активность каждого сотрудника в деятельности по развитию приверженности к безопасности и умение сотрудничать в этом деле.

Когнитивные компетенции (ККК)

Когнитивные (познавательные) компетенции обеспечивают самостоятельное осознание работником проблемы или сложившейся ситуации, осмысление ее на глубоком уровне и разработку планов, направленных на улучшение ситуации в сфере КБ или на решение конкретных проблем в данной области.

Развитость компетенций, входящих в данный кластер, не зависит непосредственно от уровня интеллекта работника (хотя определенных уровень IQ может быть пороговым требованием для компетенций данного кластера). В большей степени развитость когнитивных компетенций определяется тем, насколько успешно работник владеет умением применять свои когнитивные способности в рабочих ситуациях. Развитость у работника навыков наблюдения и/или поиска информации способствуют развитию у него данной группы компетенций, что проявляется в склонности к самостоятельному осознанию сложившейся ситуации или проблемы и способности увидеть её причины, особенности протекания, возникшие и возможные в будущем последствия на более сложном и глубоком уровне, нежели это видят другие.

Эти компетенции позволяют предотвратить ошибки по незнанию, связанные с неточной диагностикой ситуации и, как следствие, принятием неверного решения, а также грамотно продиагностировать коренные причины события или инцидента.

Личная эффективность (КЛЭФ)

Компетенции, входящие в кластер «Личная эффективность», отражают определенный аспект зрелости работника в отношении к окружающим его людям в рабочей обстановке и к своей работе в целом. Эти компетенции контролируют эффективность исполнения работником своих функций, когда дело касается непосредственных трудностей, возникающих на пути достижения цели и давления со стороны среды, касающихся не только безопасности его действий, но и всей деятельности в целом.

Модель компетенций включает не только описание кластеров компетенций, но и отдельных компетенций, их стандартные признаки и измерение, а также взаимосвязь с другими компетенциями.

Приведенный перечень компетенций является основой для определения группой экспертов базовых и дифференцирующих компетенций для конкретных должностей, добавления уникальных компетенций, выработки оптимального уровня развитости каждой компетенции (т.к. более высокий уровень далеко не всегда способствует наилучшему исполнению работы), а также определения, какие компетенции являются препятствием для эффективной профессиональной деятельности с точки зрения приверженности КБ.

В результате этой работы строится профиль «идеального работника, приверженного КБ» для разных должностных позиций; сравнивая профиль конкретного работника с «идеальным» профилем, можно сделать вывод о том, насколько у данного работника развита приверженность КБ.

Выводы:

Оценка профессиональной деятельности с использованием компетенций является одним из современных методов прогнозирования уровня исполнения работы. Метод компетенций эффективен для решения задач отбора, подбора, подготовки и развития персонала.

Сформированный благодаря методу компетенций перечень критериев оценки профессиональной деятельности персонала в области приверженности культуре безопасности является основой для выделения индивидуальных показателей приверженности работников АС культуре безопасности.

Использование данного метода для оценки профессиональной деятельности в области приверженности КБ позволяет прогнозировать реальную приверженность специалиста ценностям культуры безопасности с достаточно высокой точностью за счет:

Во-первых, использования критериальных выборок (этот метод сравнивает людей, которые являются наилучшими работниками с точки зрения приверженности культуре безопасности, со средними в области приверженности КБ работниками, чтобы определить характеристики, связанные с успехом в данной деятельности);

Во-вторых, определения оперантных мыслей и поведения, причинно связанных с успешным результатом деятельности с точки зрения приверженности КБ.

По материалам Международной конференции «Стратегия безопасности использования атомной энергии»



Просмотров