Административный надзор является. Административный надзор и его субъекты

Существует множество всевозможных способов государственного контроля над процессом нормальной жизнедеятельности граждан. В каждой стране подобный контроль осуществляется по-разному. Что касается Российской Федерации, то государственный контроль регламентирован нормами административного права.

Этот вид деятельности государства нужен для того, чтобы граждане, а также другие особы, которые пребывают на территории РФ, выполняли правила, установленные законодателем. Для того чтобы подобный правовой режим постоянно действовал без каких-либо сбоев, недостаточно иметь определенной структуры законодательство, нужен специальный механизм, который будет его реализовывать. Подобный механизм в России существует. Правовой режим поддерживается за счет осуществления административного надзора. Он действует для того, чтобы нормы права не только существовали, но еще и выполнялись гражданами.

Расшифровка термина

Административный надзорвид деятельности органов исполнительной власти, должностных лиц этих органов по наблюдению за точным исполнением, соблюдением правовых норм в разных сферах правовой деятельности государства. Отсюда можно выделить особенности, присущие такому виду государственной деятельности, как административный надзор, а именно:

  1. Законность.
  2. Отраслевой характер.
  3. Осуществлять его могут только уполномоченные субъекты исполнительной власти.
  4. Недопустимость нарушения прав и личных свобод граждан.
  5. Существование вне зависимости от воли и интересов субъектов, по отношению к которым осуществляется надзор.
  6. Надзор осуществляется с помощью специальных методов.
  7. Систематический характер.

Виды надзора

В зависимости от объекта государственного контроля выделяют основные виды административного надзора, а именно: отраслевой, межотраслевой.

Отраслевой административный надзор производится в той или иной сфере взаимодействия населения и особы. Например, финансовый надзор, надзор, осуществляемый МВД России, – это виды отраслевого государственного контроля.

Для межотраслевого надзора характерна большая сфера деятельности, которая охватывает не только сферу управления. Примером подобной деятельности является государственный административный технический надзор. Специальные органы осуществляют его для поддержания чистоты и благоустройства города. В данном случае представитель государственной власти - определенное ведомство - обязано брать во внимание разные сферы деятельности человека, которые прямо или косвенно влияют на благоустройство города.

Субъекты административного надзора

Субъектный состав административного надзора имеет одну важную особенность: в правоотношениях одной из сторон всегда будет представитель исполнительной власти государства. Это основное условие существование административного надзора. Он осуществляется по отношению к гражданам, предприятиям, общественным организациям, учреждениям, гражданским объединениям. Субъектом власти могут выступать всевозможные государственные ведомства, органы, государственные комитеты, инспекции, например:

  • Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ.
  • Таможенный комитет РФ.
  • Федеральный горный и промышленный надзор России.
  • Министерство внутренних дел РФ.
  • Государственная налоговая служба.

Практически любой орган власти уполномочен (другими словами, имеет право) осуществлять административный надзор в пределах своей юрисдикции.

Методы реализации

Специальная методологическая база, которой пользуются органы исполнительной власти, во многом помогает осуществлять административный надзор в той или иной сфере государственного регулирования. Можно выделить пять основных методов административного надзора:

  1. Наблюдение.
  2. Проверки.
  3. Обследование объекта, находящегося под надзором.
  4. Анализ документации.
  5. Мониторинг СМИ для выявления нарушений государственного управления.

Естественно, существуют и другие методы, позволяющие органам власти выполнять функции административного надзора.

Обеспечение правопорядка

Чтобы не допускать нарушений в определенной сфере государственного управления , устанавливается административный надзор. Задача организации по поддержанию правопорядка является ключевой. Именно для реализации и воплощения в жизнь режима правопорядка органы, являющиеся представителями исполнительной власти, наделены целым рядом специальных полномочий. Им отдается приоритет перед гражданскими субъектами, по отношению к которым осуществляется административный надзор. Чтобы не допускать с их стороны нарушений правил, закрепленных законодателем в отраслевых нормативно-правовых актах, органы власти могут действовать следующим образом:

  • применять меры предупреждения;
  • применять меры пресечения;
  • привлекать субъектов к административной ответственности;
  • проводить регистрацию, если это требование есть в ведомственных актах;
  • выдавать лицензии и разрешения;
  • производить выдачу нормативных актов.

Осуществление административного надзора может производиться в пассивной форме, без использования вышеперечисленных полномочий. Реализация особых функций органами исполнительной власти производится только в том случае, если существует угроза охраняемым законом интересам. Далее мы рассмотрим административный надзор, который осуществляется разными органами с использованием определенных методов.

Административный технический надзор

Этот вид государственной деятельности регламентирован законодательством России, а также нормативными актами субъектов Российской Федерации. Государственный административный технический надзор – это специфическая деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, целью которой является контроль граждан и юридических лиц в сфере чистоты, порядка и благоустройствоа города. Надзор осуществляется посредством органов государственной власти на местах, муниципальных образований, органов местного самоуправления.

Надзор также может осуществляться и другими органами, например, полицией. Деятельность силовой структуры заключается в том, чтобы притягивать к ответственности нарушителей правил чистоты и порядка. Административно-технический надзор интересен своей конструкцией. В процессе его осуществления обычно задействованы различные органы исполнительной власти. Таким образом, это смешанный тип надзора, затрагивающий разные сферы жизнедеятельности обычных граждан.

Объекты административно-технического надзора

Государственный административно-технический надзор действует на территории того или иного города. Поэтому объектный состав достаточно богат. Административно-техническому надзору подлежат объекты, находящиеся на территории города, а именно:

  • места строительства;
  • леса;
  • территории организаций;
  • улицы, подъезды, пешеходные переходы;
  • места значительного скопления людей, отдыха и т. п.;
  • малые архитектурные формы (качели и скамейки);
  • кварталы, районы.

Нарушения правил административно-технического надзора ведет к административной ответственности. Чаще всего к нарушителям применяется такой вид санкций, как штраф.

Административный надзор МВД Российской Федерации

Специфический вид надзора производит Министерство внутренних дел РФ. Государственная деятельность в этой сфере имеет основные цели – предупреждение и прекращение правонарушений. Чтобы всецело реализовать эти задачи, надзор в структуре МВД делится на две части: общий и специальный. Общий надзор производится практически постоянно.

Специальный – это особый вид государственной деятельности. Для его осуществления создается административный регламент по надзору. По своей сути, это нормативный акт, который придает законность надзору. Регламенты существуют во всех сферах деятельности государства. Любой специальный вид надзора осуществляется при наличии регламента. Что касается МВД, то тут нужно отметить надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Административный надзор за особами, которые были освобождены с мест лишения свободы

Чтобы установить подобный надзор, должны быть специальные условия, в противном случае можно говорить о незаконной деятельности органов исполнительной власти, по сути, ограничении конституционных свобод гражданина, который уже получил наказание за свои деяния.

В отношении особ, которые были освобождены из мест лишения свободы, открывается дело административного надзора, которое ведется до момента снятия с человека государственного контроля. Существует определенный круг особ, за которыми может быть установлен административный надзор в том случае, если они в течение года после освобождения дважды совершили нарушение общественного порядка или в местах отбывания наказания злостно нарушали порядок. К таким особам относят:

  • лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • лиц, совершивших преступления против несовершеннолетнего;
  • рецидивистов.

Кроме того, существуют особы, за которыми административный надзор устанавливается в обязательном порядке, вне зависимости от их поведения в месте лишения свободы или вне его стен. Такими являются:

  • лица, совершившие преступления против половой неприкосновенности ;
  • педофилы.

Ограничения во время административного надзора МВД

Органами административного надзора, а именно полицией, могут быть ограничены права лиц, за которыми установлен надзор. Это делается с целью профилактики, чтобы не допустить совершение новых преступлений со стороны особ, освобожденных с мест лишения свободы. Поднадзорному могут запретить посещать определенные места города, находиться в некоторых заведениях (например, увеселительных), покидать место проживания в определенное время, выезжать за пределы города. Лица, по отношению к которым производится административный надзор, должны являться в органы внутренних дел несколько раз в месяц с целью регистрации.

Прокурорский надзор по административным делам

Существуют и другие виды надзоров. Одним из них является прокурорский надзор по административным делам. Органы прокуратуры осуществляют его для того, чтобы контролировать соблюдение норм Конституции, Законов, других нормативно-правовых актов.

Надзор устанавливается с того момента, когда заводится административное дело на человека, что совершил административное правонарушение. Прокурор в рамках своих полномочий может влиять на ход административного расследования, а также открывать административные дела лично, но только за некоторые правонарушения. Данный вид надзора позволяет поддерживать режим законности на всех уровнях власти.

Итак, мы рассмотрели виды, принципы, методы и задачи административного надзора как одного из видов государственной деятельности. В заключение нужно добавить, что надзор в разных сферах гражданской жизни просто необходим, потому что он помогает обеспечить законность взаимоотношений и правопорядок.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Административный надзор [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В любом государстве контроль за выполнением законодательства является важнейшим фактором его деятельности. Административный надзор реализуется в целях соблюдения законности в государстве и нуждается в постоянном совершенствовании механизмов функционирования.

Понятие административного надзора

В настоящее время административный надзор как правовое явление привлекает к себе внимание, прежде всего, наличием большого количества коллизий и проблемных аспектов. Понятийный аппарат в рамках трактовки понятия "административный надзор" также требует дополнительного изучения.

В этой связи следует обратиться к различным подходам в понимании термина в трудах именитых правоведов.

В отечественной науке зафиксированы несколько подходов к пониманию административного надзора . Так, С.А. Сергеев , С.М. Зырянов относят административный надзор к формам правоохранительной деятельности. В то время как, по мнению Д.В. Осинцева и С.А. Шатова административный надзор является способом или методом осуществления определенного вида государственно-управленческой деятельности.

Особое внимание следует уделить определению, предложенному А.Н. Мартыновым в его монографии, согласно которому: "административный надзор – это особая форма осуществления публичного управления". Однако в настоящее время самым интерес представляет узкая трактовка административного надзора представленная в Федеральном законе от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы":

– осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 64-ФЗ .

Административный надзор в рамках правовой науки наделен системой принципов. Будучи важнейшим институтом административного права, административный надзор должен основываться на общих и организационно-функциональных принципах.

В целом можно разделить на две группы: общие и специальные. Отдельно следует рассмотреть каждую группу принципов. К общим можно отнести: принцип законности, принцип гласности, принцип демократизма и принцип публичности.

Каждый из общих принципов нужно рассмотреть подробнее. Так, принцип законности представляет собой требование точного и единообразного исполнения законов в осуществлении своей деятельности субъектами надзора. Обращено оно, прежде всего к органам, осуществляющим надзор, в деятельности которых имеется строго подзаконный характер.

Принцип гласности базируется на том, что в процессе административного надзора должно учитываться общественное мнение, а критика отдельных моментов в осуществлении административного надзора должны быть использованы в целях совершенствования ее системы.

Принцип демократизма выражается посредством в того, что осуществление административного надзора происходит в интересах народа и от его имени. Проявляется это, в частности, в установлении связей населения с органами надзора.

Принцип публичности административного надзора Согласно указанному принципу, административный надзор в целях охраны личности, государства и общества, обязан обеспечивать своевременное устранение любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили, восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к установленной законом ответственности.

К особенным принципам административного надзора можно отнести следующие:

Принцип единства и централизация административного надзора подразумевает под собой тот факт, что действующее законодательство устанавливает единые для всех полномочия по осуществлению надзора.

Принцип процессуальной самостоятельности подразумевает самостоятельность надзорного органа в принятии решения, которое распространяется на субъектов административной юрисдикции.

Принцип независимости административного надзора являет собой один из ключевых принципов данного института. Административный надзор не может осуществляться под давлением.

Принцип централизации подразумевает под собой наличие единой централизованной системы, которая организуется на основе единых принципов.

Принцип комплексного подхода к осуществлению административного надзора состоит в том, что существует многообразная система методов административного надзора.

Принцип единообразия состоит в том, что надзор осуществляется строго в соответствии с законодательством и направлен на применение наказаний за совершение административных правонарушений.

Принципы административного надзора

Субъекты административного надзора

Административный надзор как институт обладает субъектами. В настоящее время субъект административного надзора – это государственные органы, осуществляющие надзорную деятельность. Каждый субъект административного надзора обладает статусом, который складывается из специфического сочетания элементов, отражающих целевое назначение, компетенцию, организационно-структурное построение, объем и распределение ответственности персонала конкретного надзорного органа. Одной из ведущих составляющих общего статуса субъекта административного надзора является объем его полномочий в сфере применения административного принуждения.

Субъекты административного надзора в РФ обладают системой полномочий:

  1. полномочия по предупреждению правонарушений , а именно субъекты административного надзора вправе требовать устранения обнаруженных правонарушений, беспрепятственно посещать поднадзорные объекты, давать разрешения на строительство, производство продуктов питания, досматривать транспортные средства;
  2. полномочия по пресечению правонарушений наделяют субъектов административного надзора правом выносить предписания о приостановлении работ, запрете эксплуатации технически неисправных транспортных средств;
  3. полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц . Субъекты административного надзора возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные взыскания;
  4. полномочия по нормотворчеству включают в себя право субъектов административного надзора самостоятельно или совместно с другими органами разрабатывать и утверждать правовые, технические нормы, правила.

Литература

  1. Сергеев С.А. Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений. – М.: 2007 год.
  2. Зырянов С. М. Административный надзор милиции – М.: 2008 год.
  3. Осинцев Д.В. Основы административного права. – М.: 2002 год.
  4. Шатов С.Е. Административная юрисдикция. На примере деятельности органов государственного пожарного надзора – М.: 2007 год.
  5. Мартынов А.В.Административный надзор в России: теоретические основы построения. Административно-правовое исследование / Под ред. Ю.Н. Старилова. – М.: 2010 год.
  6. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"

Важную роль в достижении целей, поставленных перед государственной администрацией, играет контроль за соблюдением правовых норм, то есть надзор.

Известно, что контроль – атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-технических. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничивают правовыми актами, представляют им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, ограничение контроля до надзора необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несущих ответственность за ее последствия.

В условиях сокращения государственного вмешательства в деятельность организаций, в жизнь граждан, перехода к правовому государству объем надзора будет увеличиваться за счет сужения объема контроля. Кроме того, объем надзорной деятельности расширяется потому, что в жизни общества увеличивается роль технических средств, разнообразных технических правил, контроль за соблюдением которых – важное условие обеспечения безопасности.

Надзор – это ограниченный, суженный контроль. В России в наше время некоторые ученые полагают, что в современной России существует три типа надзора:

1) судебный;

2) прокурорский;

3) административный.

Другие авторы считают, что надзорную деятельность в ее наиболее полном и определенном от других методов правоохранительной деятельности виде осуществляет два звена правоохранительной системы – прокуратура и органы внутренних дел во главе с министерством внутренних дел (в одном случае речь идет об административном надзоре милиции за соблюдением правил дорожного движения, порядка на улицах, в других общественных местах и т. п., а в другом – о контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти – специальных ведомств, инспекций) подробнее рассмотрим такой вид надзора, как административный.

Понятие и характерные черты административного надзора

Административный надзор в юридической литературе традиционно рассматривается в соотношении с контрольной деятельностью, и это представляется вполне обоснованным, поскольку исследуются понятия, находящиеся в отношениях общего и особенного, представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в соблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах. Он осуществляется в отношении ОИВ, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Существенный вклад в разработку института административного надзора внес Ф.С. Разаренов. Исследуя соотношение административного надзора и внешнего контроля, различия между ними он видит в том, что органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией, которая включает проверку не только с точки зрения правильности, но и целесообразности контролируемой деятельности; надзор и контроль различаются по объекту их деятельности. Для административного надзора характерны особые методы его осуществления. Он определяется как самостоятельный организационно-правовой способ обеспечения законности в государственном управлении, представляющий систематическое наблюдение за точным и неуклонным соблюдением законов и актов, основанных на законе, осуществляемое органами управления по подведомственным им вопросам и направленное на предупреждение, выявление и пресечение нарушителей к ответственности.

Рассмотрим характерные черты административного надзора:

1. лидирующими субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной администрации, субъекты исполнительной власти.

2. Если главная цель судебного и прокурорского надзора – обеспечение законности в стране, то основная цель административного надзора – обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Надзор за соблюдением правил, государственная администрация осуществляет для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов и т. д.), уменьшения тяжести их последствий.

3. Административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом.

4. Административный надзор за конкретными объектами производится систематически. Он носит инициативный характер, проводится главным образом не в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, а по инициативе самих субъектов власти.

5. Административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными надведомственными полномочиями. Индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые их проверяют.

6. Административный надзор связан с широким применением административного принуждения. Надзорные структуры наделены большими юрисдикционными полномочиями, правом применять меры административного пресечения и административные взыскания.

Между тем имеются все основания, чтобы провести грань между контрольной и надзорной деятельностью, разграничить эти понятия, не отождествлять их, а определить особенности, назначение и место в системе способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Во-первых, различие между надведомсвенным и внешним контролем и административным надзором состоит в их содержании. Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает, прежде всего, управленческий, организационный аспект контрольной деятельности. Административный надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску.

Во-вторых, контроль и административный надзор различаются по объему полномочий. Контрольные органы связаны с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную, конкретную производственную деятельность подконтрольного объекта. При этом контрольные полномочия допускают возможность использования дисциплинарной власти – привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося сотрудника от занимаемой должности. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают, и ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, нередко техническо-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности.

В-третьих, административный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. С этой точки зрения административный надзор включает три его разновидности:

а) Он осуществляет в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил, например, правил пожарной безопасности;

б) Административный надзор распространяется на определенный круг граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам, например надзор за соблюдением гражданами правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия, должностными лицами, ответственными за сохранность и использование радиоактивных материалов, средств цветного копирования;

в) Персофицированный административный надзор, осуществляемый органами внутренних в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Контрольные полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.

В-четвертых, административный надзор и контроль различаются по субъектам, их осуществляющим. Административный надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов: это специально уполномоченные органы исполнительной власти, инспекции и надзоры, входящие в состав различных министерств, иные специализированные надзорные органы, т. е. здесь наблюдается законченность организационного выделения субъектов данной деятельности в общей системе государственных органов исполнительной власти. Данные органы рассмотрены во втором вопросе данной работы.

Органы надведомственного контроля такого разнообразия не имеют. К ним, прежде всего, относятся некоторые министерства и службы (Министерство финансов, Федеральная служба безопасности).

В-пятых, административный надзор и контроль реализуется в различных организационных и правовых формах. Так, административный надзор может сопровождаться проверкой знаний правил дорожного движения водителей, правил обращения со служебным огнестрельным оружием лиц, занимающихся частной охранной деятельностью.

Организационно административный надзор представляет процесс последовательно осуществляемых этапов или стадий:

предварительный – анализ информации о надзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования;

текущий – включающий систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, решается вопрос о необходимости привлечения виновных к ответственности;

заключительный, состоящий в анализе общего положения объекта надзора, выявления тенденций, разработке предложений.

Правовые формы осуществления административного надзора также отличаются большой спецификой. В частности, он связан с оформлением и выдачей гражданам и юридическим лицам различных разрешений, лицензий, необходимых документов (например, пропуска в пограничную зону), позволяющих им реализовать свои субъективные права в той или иной сфере государственного управления.

В-шестых, административный надзор и контроль характеризуют особые методы их осуществления. Для административного надзора основным методом является непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе. Арсенал методов внешнего контроля значительно шире: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы и др.

В-седьмых, административный надзор, как правило, связан с применением административного принуждения, причем надзорные органы используют административно-предупредительные меры (например, карантин), меры административного пресечения (например, запрещение эксплуатации неисправного автотранспорта), меры административно-процессуального обеспечения (например, изъятие вещей, товаров, документов), административное наказание. Следовательно, органы административного надзора одновременно являются и органами административной юрисдикции. Органы надведомственного, внешнего контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают.

Принципы административного надзора

Рассматривая деятельность органов административного надзора, можно выделить принципы, которые делятся на 2 группы:

Общеправовые принципы:

1. Законность – этот принцип выражается в требовании точного и единообразного исполнения законов в осуществлении своей деятельности субъектами надзора. Обращено оно, прежде всего к органам, осуществляющим надзор, в деятельности которых имеется строго подзаконный характер. Это означает соответствие закону поводов и оснований надзора, его форм и методов, принимаемых нормативных актов. Лишь с позиции законности производится оценка деятельности поднадзорных органов и должностных лиц. Особое значение принцип законности имеет в процессе дел, которые направлены на пресечение и устранение выявленных нарушений законности.

2. Демократизм – как общеправовой принцип государства. Административный надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина министерствами, ведомствами, законодательными и исполнительными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами самоуправления, органами контроля, также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций – способствует реальному претворению народовластия в жизнь общества. Демократизм надзора означает: прежде всего, его осуществление в интересах народа и от его имени. Проявляется это, в частности, в установлении связей населения с органами надзора. Строгое соблюдение названного принципа служит гарантией укрепления законности.

3. Публичность. Согласно указанному принципу, административный надзор в целях охраны личности, государства и общества, обязан обеспечивать своевременное устранение любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили, восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к установленной законом ответственности. Права и обязанности лиц, ответственных за осуществление административного надзора по предупреждению, выявлению правонарушений, принятию мер к их устранению, привлечению виновных к ответственности используются ими исключительно в интересах закона и независимо от органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений

4. Гласность. Этот принцип смыкается с другими принципам организации и деятельности органов административного надзора. Гласность – непременный признак демократического общества. На этом принципе основаны и многие формы и методы административного надзора: проверка состояния законности на поднадзорных объектах и государственных структурах, вынесение официальных предостережений и т. п. Гласность имеет еще один аспект – учет общественного мнения, критика отдельных моментов в осуществлении административного надзора должны быть использованы в целях совершенствования ее системы.

Специальные принципы:

Единство и централизация административного надзора;

Процессуальная самостоятельность;

Независимость;

Централизация;

Комплексный подход к осуществлению надзора;

Единообразие осуществления надзора и применение наказаний за совершение административных правонарушений.

Суммируя изложено, можно отметить, что административный надзор, как самостоятельный вид государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:

Отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;

Возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;

Невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;

Наличие специального объекта надзорной деятельности – норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;

Возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;

Строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдиционных полномочий.

Подводя итог, можно сказать, что административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.

2. Субъекты административного надзора

К федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью является административный надзор, относятся федеральные службы, их территориальные органы надзора (например, энергетического). Также можно сказать про инспекции – их нельзя назвать самостоятельными органами, а только лишь в рамках федеральных органов, на уровне субъектов Российской Федерации (например, Государственная инспекция по надзору и контролю в сфере образования Пермского края). Иногда функции некоторых органов назвать можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных (например, у федеральной таможенной службы). Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями. Сущность административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ. Цель – обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.

Общая характеристика субъектов административного надзора

Статус субъекта административного надзора складывается из специфического сочетания элементов, отражающих целевое назначение, компетенцию, организационно-структурное построение, объем и распределение ответственности персонала конкретного надзорного органа. Одной из ведущих составляющих общего статуса субъекта административного надзора является объем его полномочий в сфере применения административного принуждения

Основной задачей органов административного надзора, вытекающей из характера содержания их деятельности, является обеспечение четкого, единообразного исполнения норм и специальных правил, т. е. обеспечение законности в управлении. Решение данной задачи осуществляется путем предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения к административной ответственности виновных лиц. Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложенных функций органы административного надзора наделены полномочиями, имеющими надведомственный характер, которые позволяют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов.

Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:

Полномочия по предупреждению правонарушений;

Полномочия по пресечению правонарушений;

Полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц;

Полномочия по нормотворчеству.

Полномочия по предупреждению правонарушений позволяет органам административного надзора вскрывать и требовать устранения обнаруженных правонарушений, причин и условий их совершения, принимать меры по предупреждению и предотвращению других правонарушений. Осуществляя деятельность по предупреждению правонарушений, органы административного надзора вправе беспрепятственно посещать поднадзорные объекты и проводить на них проверки по всем необходимым вопроса, входящим в их компетенцию, получать при этом необходимые материалы, сведения, справки, объяснения; заслушивать руководителей поднадзорных объектов; давать разрешение на производство отдельных работ, а также заключения по объектам строительства производственных и не производственных объектов (зданий, сооружений) на производство машин, агрегатов, изготовление и выпуск медикаментов, продуктов питания; участвовать в различных комиссиях по приемке в эксплуатацию соответствующих объектов, по расследованию обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, объявлять карантин и закрывать при необходимости границы; досматривать транспортные средства и запрещать их движение и др.

В целях профилактики правонарушений органы административного надзора осуществляют методическое руководство деятельностью объектов по вопросам своей компетенции, координирует ее, разрабатывают мероприятия по ее совершенствованию. Они применяются для того, чтобы принудительным путем прекратить правонарушение, предотвратить либо уменьшить вредные последствия от их совершения. Основанием применения данных полномочий является начавшееся либо длящееся правонарушение. Она выражаются в применении мер административного воздействия к правонарушителям в принудительном прекращении противоправных действий. Обладая данными полномочиями, органы административного надзора вправе давать обязательные для исполнения предписания о приостановлении работ, ведущихся с нарушением соответствующих норм, правил безопасности, а в случае крайней необходимости, связанной с угрозой жизни людей, они сами останавливают такие работы. На основании вынесенного постановления она приостанавливают полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений; приостанавливают действие ранее выданного разрешения на право ведения определенного вида деятельности, отстраняют либо ставят вопрос об отстранении от работы лиц, систематически нарушающих соответствующие нормы, правила и т. д.

Реализуя полномочия по предупреждению и пресечению правонарушений, органы административного надзора наделены правом привлекать виновных лиц к ответственности. В пределах своей компетенции они самостоятельно возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные наказания полномочия по нормотворчеству. Те органы административного надзора, которые не наделены правом налагать административные наказания, направляют материалы о правонарушении судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела. Последнюю группу составляют полномочия по нормотворчеству. Федеральные службы вправе осуществлять нормативно – правовое регулирование, которое возможно в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Виды субъектов административного надзора

Говоря о субъектах административного надзора, следует сказать, что это не только организационно-оформленные образования или организации, но и должностные лица, которые также выполняют функции в данной сфере деятельности. Говоря о Президенте Российской Федерации, он осуществляет свои надзорные полномочия через утверждаемое им Контрольное управление Президента Российской Федерации и руководит его работой. Также Глава государства является основной надзорной инстанцией в реализации внешней и внутренней политики в целом. Систему субъектов административного надзора в общем виде можно разделить на 3 группы:

1. Федеральные органы исполнительной власти, главной задачей которых является систематический, вневедомственный контроль и надзор за соблюдением специальных правил;

2. Территориальные органы исполнительной власти, которым также поручена задача осуществления надзора в установленной сфере (на уровне субъектов Российской Федерации);

3. Разнообразные организационные структуры (аппараты, коллегии, структурные подразделения органов – местное самоуправление), которые осуществляют надзор наряду с другими видами деятельности.

Служба является основным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Рассмотрим представленную выше систему несколько подробнее на примере некоторых органов.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля, за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, а также иные полномочия в сфере административного надзора;

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. Коме этого, данная служба осуществляет надзор в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, а также государственный пожарный надзор в лесах др.

Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, фармацевтической деятельностью соблюдением государственных стандартов и технических условий на продукцию медицинского назначения;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека также является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического надзора в сфере надзора на потребительском рынке, защиты прав потребителей. В денной сфере также действуют федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в тех же целях в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), называвшаяся ранее Федеральной регистрационной службой, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим помимо основных функций, функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности. В полномочия Росерестра входят:

Надзор за исполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации;

Контроль (надзор) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций;

Государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);

Государственный метрологический надзор в области геодезической и картографической деятельности;

Государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью;

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:

О гражданской авиации;

О торговом мореплавании;

О внутреннем водном транспорте Российской Федерации;

О порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль);

О безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте;

Об организации, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;

Об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава;

О транспортной безопасности;

Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации, и оказанию государственных услуг в сфере миграции, в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и другие;

Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, задачей которого является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации, являются:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов;

Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами Президента Российской Федерации возложено осуществление государственного строительного надзора.

Органы государственного энергетического надзора, осуществляющие его в установленной сфере деятельности, являются:

1. главный государственный инспектор Российской Федерации по энергетическому надзору, его заместители;

2. старшие государственные инспектора по энергетическому надзору;

3. государственные инспекции по энергетическому надзору

Необходимо отметить о том, что надзор происходит и непосредственно в самих органах. Так, министерство образования и науки издает приказы, регламенты на наделение дополнительными функциями. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет функции по надзору за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны. Его осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы, в полномочия которых входит:

а) организация и осуществление надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны;

в) взаимодействие при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны с органами государственного надзора в других сферах деятельности;

г) организация и проведение плановых и внеплановых проверок выполнения установленных требований в области гражданской обороны;

ж) осуществление других мер по государственному надзору в области гражданской обороны, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сферы деятельности всех органов власти, должностных лиц и граждан очень многообразны и различны. Каждая из них требует своего регулирования, наблюдения, проверки, контроля и надзора. Субъекты административного надзора, как уже выяснилось, выполняют в большинстве своем, функции по контролю и надзору в том круге действий, в котором действует их компетенция. Основными надзорными органами являются службы, которые работают как непосредственно, так и через территориальные органы, которые помогают федеральным органам на региональном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне местного самоуправления (например, государственная жилищная инспекция города Москвы, Региональная инспекция по надзору на железнодорожном транспорте России и др.)

Литература

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008)

2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.06.2009).

3.Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. От 23.11.2009).

4.Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ред. от 17.07.2009) (принят ГД ФС РФ 19.12.2008).

5.Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 14. – Ст. 1650.

6.Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 33 (ч. 1). – Ст. 3436.

7. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"

(ред. от 19.07.2009) (принят ГД ФС РФ 18.11.1994) // "Российская газета", № 3, 05.01.1995.

8. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 25.12.2008) // "Российская газета", № 229, 25.11.1995.

9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 25.12.2008, с изм. от 22.06.2009) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Российская газета", № 50, 12.03.2004.

10. Указ Президента РФ от 19.07.2004 № 928 (ред. от 02.09.2008) "Вопросы Федеральной миграционной службы" // "Собрание законодательства РФ", 26.07.2004, № 30, ст. 3150.

11. Указ Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" // "Российская газета", № 266, 30.12.2008.

12. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 305 (ред. от 22.04.2009) "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны" // "Собрание законодательства РФ", 28.05.2007, № 22, ст. 2641.

13. Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 (ред. от 10.03.2009) "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 13.02.2006, № 7, ст. 774.

14. Приказ Минобрнауки РФ от 21.01.2009 № 8 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 25, 22.06.2009.

15 Постановление Правительства РФ от 09.04.2004 № 204 (ред. от 22.04.2009) "Вопросы Федеральной службы по тарифам" // "Собрание законодательства РФ", 12.04.2004, № 15, ст. 1496.

16. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 (ред. от 08.08.2009) "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" // "Собрание законодательства РФ", 09.08.2004, № 32, ст. 3348.

17. Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" // "Собрание законодательства РФ", 22.06.2009, № 25, ст. 3052.

18. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 (ред. от 27.01.2009) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" // "Российская газета", № 150, 15.07.2004.

19. Постановление Правительства РФ от 15.09.2005 № 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" //"Собрание законодательства РФ", 26.09.2005, № 39, ст. 3953.

20. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 (ред. от 08.08.2009) "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // "Собрание законодательства РФ", 21.06.2004, № 25, ст. 2561.

21. Закон московской области от 30 ноября 2004 года № 161 "о государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории московской области (в ред. От 21.12.2007г.).

22. Четвериков В.С. Административное право: учебное пособие.- 5-е изд.; перераб. И доп.- М.: ИНФРА-М, 2008

23 Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. – М.: Юристъ, 2007

24. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 3-е изд.; пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007

25. Четвериков В.С. Административное право: Учеб. пособие. – 5-е изд.; перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008

26. Административное право: Учебник/ Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2009



Просмотров