Права свободы и законные интересы. Права и свободы граждан, законные интересы. Политические права и свободы

В самом общем виде защита прав, свобод и законных интересов личности выступает как противодействие их незаконным нарушени­ям и ограничениям, предупреждением этих нарушений и ограниче­ний, а также возмещение вреда, если предупредить или отразить нарушения и ограничения не удалось (А. М. Ларин).

Требует пояснения вопрос о различении прав, свобод и закон­ных интересов. Термин "право" определяет конкретные действия человека, в то время как термин "свобода" подчеркивает более ши­рокие возможности выбора, не очерчивая конкретно результата (например, право избирать и быть избранным и каждому гаранти­руется свобода совести). Законный интерес в отличие от субъек­тивного права выступает как гарантированное государством дозво­ление, выраженное в стремлении субъекта пользоваться определен­ным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой. Законный интерес включает два правомочия: возможность пользо­ваться конкретным благом (право пользования) и возможность об­ращаться за защитой к государству (право притязания), где второй элемент является дополнительным, поскольку суть законного инте­реса в юридическом дозволении.

Значение прав, свобод и законных интересов личности в меха­низме действия права выражено в признании за ними возможности прямого действия. Это означает, что личность может осуществлять их, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь не­посредственно Конституцией и ссылаясь на нее.

Государственные гарантии прав, свобод и законных интересов личности разделяются на общие и специальные. Среди общих га­рантий: конституция, определяющая объем, осуществление и защи­ту закрепленных прав, свобод и законных интересов; выведение на уровень законов правовой регламентации прав, свобод и законных интересов; признание за президентом роли гаранта прав, свобод и законных интересов; установление правовых процедур защиты (кон­ституционных, судебных, административных и др.); применение юридической ответственности к лицам, нарушающим права, свободы и законные интересы. Среди специальных гарантий: 1) система судебной защиты; 2) административно-правовые способы защиты; 3) деятельность омбудсмена; 4) оказание адвокатской помощи; 5) возмещение вреда, причиненного незаконными действиями орга­нов государственной власти и должностных лиц и т. д.

Наряду с государственными гарантиями прав, свобод и законных интересов, которые являются важнейшими в пределах националь­ной правовой системы, существуют международная защита прав че­ловека, а также региональные формы и средства защиты прав че­ловека (европейская защита прав человека).

В современном мире защита прав, свобод и законных интересов личности перестает быть исключительно внутренним делом госу­дарства. Яркое подтверждение тому деятельность Европейского суда по правам человека, решения которого являются обязательны­ми для государств присоединившемся к Европейской конвенции по защите прав и свобод.

41. Общесоциальные и специальные функции права. Функции права и функции правосознания. Под функциями права понимается его назначение, выраженное в направлениях воздействия на сознание и волю людей, на их поведе­ние. При рассмотрении функций права необходимо проводить раз­личие между правовым воздействием и правовым регулированием. При этом понятие правовое воздействие включает в себя не только регулятивное воздействие с помощью юридических средств (право­вое регулирование), но также идеологическое, информационное и ценностно-ориентационное воздействие. Функции права проявляют­ся по всем этим направлениям. В этой связи может быть осуществ­лено деление функций права на регулятивные, идеологические, ин­формационные и ценностно-ориентирующие.

Распространение получила классификация функций права на общесоциальные и специальные. Среди общесоциальных функций права выделяются экономическая, политическая и воспитательная. Среди специальных (юридических) функций права различают регу­лятивную, охранительную, компенсационную, ограничительную и воспитательную.

Классификация общесоциальных функций достаточно условна, поскольку в реальности сложно провести разграничение правового воздействия при решении различного рода задач. Экономическая функция права во многом связана с использованием договорных от­ношений. При этом экономическая функция права осуществляется как путем регулирования правомерных действий в экономических отношениях, так и косвенным путем, угрозой применения санкций за совершение правонарушений в сфере экономики. Политическая функция права заключается в урегулировании отношений власти, отношений между социальными группами, политическими партиями и т. д. Регулирование прав и свобод человека - важное направле­ние политической функции права. Воспитательная функция права связана с воздействием по формированию правового сознания и правовой культуры, формированию правовой активности граждан. Право устремлено к обеспечению гуманного, справедливого отно­шения между людьми.

Среди специальных (юридических) функций права регулятивная функция занимает особое место, поскольку она связана с установ­лением позитивных правил поведения, направлена на организацию общественных отношений, координацию социальных взаимодей­ствий и обеспечение социальной целостности. Охранительная функ­ция права представляет собой правовое воздействие, нацеленное на охрану общезначимых экономических, политических, национальных и личных отношений, вытеснение явлений, чуждых обществу. Не следует охранительную функцию права связывать только с уже со­вершенными правонарушениями. Важнейшая ее составляющая - превентивное действие, предотвращение правонарушений.

Компенсационная функция права - инструмент обеспечения социальной справедливости (возмещение морального вреда, ком­пенсация за причиненный вред потерпевшим от преступлений и т. д.). Она свойственна различным отраслям права, является необхо­димым инструментом гармонизации интересов субъектов права. Ограничительная функция связана с необходимостью уравновеши­вания противоположных интересов. Это касается ограничения прав, чтобы действия одних субъектов не нарушали действий дру­гих (запрет на участие в политической деятельности государствен­ных служащих, ограничение прав и свобод в условиях чрезвычай­ного положения и т. д.). Восстановительная функция права позво­ляет восстановить прежнее правовое состояние, вернуть имуще­ство, реабилитировать имя, восстановить на работе и т. п. Она связана с неправомерными действиями других субъектов права и выражается в отмене вынесенных решений, восстановлении пра­вового статуса и т. д.

42. Правовое воспитание и его формы. Правовая информированность. Цели правового воспитания. Правовое воспитание - это постоянное воздействие на человека и общество с целью формирования правовой культуры. Субъектами правового воспитания выступают как институты государства, так и институты гражданского общества: семья, трудовые коллективы, объединения граждан, учебные заведения, СМИ, политические деяте­ли, преподаватели, журналисты и др, Формы правового воспитания .

1) правовое обучение - состоит в передаче, накоплении и усво­ении правовых знаний в школе и иных учебных заведениях. Эта форма является наиболее эффективной и результативной, посколь­ку она предоставляет воспитываемому индивиду определенную сис­тему правовых знаний;

2) правовая пропаганда - заключается в распространении пра­вовых идей и правовых требований среди населения при помощи СМИ (пресса, телевидение, радиовещание, Интернет), Данная форма правового воспитания привлекает своими широкими возможностями - она доступна практически неограниченному числу индивидов;

3) юридическая практика - способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия людей в реализации пра­ва и правоприменительной деятельности. Юридические действия, осуществляемые индивидом самостоятельно, исполнение решений правоприменительного органа способствуют закреплению знаний о праве, обретению правовых умений и навыков;

4) самовоспитание - связано с личным опытом, самообразова­нием, собственным анализом правовых явлений. Без самовоспита­ния не может быть эффективной ни одна из форм правового воспи­тания. Только собственные усилия по приобретению правовых зна­ний, размышления о правовой действительности способствуют вы­работке правовой культуры личности.

Методы правового воспитания - это совокупность приемов и способов, с помощью которых приобретаются правовые знания, умения и навыки, формируется уважение к праву и социальным ценностям, которые оно охраняет. Основные методы правового вос­питания - убеждение, поощрение, позитивный пример, принужде­ние и наказание. Показатели: правовая активность, правовая самостоятельность, креативность личности.

43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность

Законность в юридической литературе рассматривается в трех ракурсах: как метод, как принцип и как режим. Законность как ме­тод связывается с изданием законов и проведением в жизнь их предписаний. Законность как принцип состоит в строгом и неуклон­ном соблюдении и исполнении требований законов всеми субъекта­ми права. Законность как режим выражается в обоюдном соблюде­нии и исполнении законов как государственной властью и ее пред­ставителями с одной стороны, так и гражданами и всеми другими субъектами с другой.

В последние годы отмечается стремление связывать законность только с деятельностью государственных органов и должностных лиц (Н. В. Витрук). Иными словами субъектами законности не счи­таются граждане и иные негосударственные образования. Стремле­ние сделать законность уделом государственных структур, превра­тить в профессиональное понятие слабо согласуется с идеей верхо­венства права, отказом государству и его органам быть исключение и (особыми) субъектами права. Потому следует признать обоснован­ным сохранение традиционного подхода к вопросу о субъектах за­конности. Другое дело содержательная характеристика законности, связанная с проблемой соотношения права и закона, поскольку в самой законности не ставится вопрос о правовом и неправовом за­коне. Законность - это соблюдение и исполнение любого закона. Как представляется именно в правовом государстве, законность приобретает качество правозаконности.

Как сложное, многогранное явление законность перебрасывает мостик, фиксирует связь между законом и социальной реальностью. Законность выражается в системе требований, среди которых выде­ляют: верховенство закона, равенство всех перед законом, единство понимания и применения законов, соблюдение и исполнение зако­нов всеми субъектами права, обеспечение реализации прав и сво­бод граждан, последовательная борьба с правонарушениями, недо­пустимость произвола в деятельности должностных лиц.

В структуре законности выделяют ее нормативный компонент, который определяется действующим законодательством; идеологи­ческий компонент, который составляют правовые идеи, принципы, взгляды, т. е. правовая идеология; организационный компонент, ко­торый включает средства, приемы и условия осуществления закон­ности; обеспечительный компонент, который выделен в системе контроля и надзора за законностью.

Существование законности определено системой основополагаю­щих начал (принципов), тех характеристик, которые выражают ее природу и назначение. Чаще всего среди принципов законности на­зывают: 1) принцип верховенства закона, заключающийся в том, что все иные законодательные акты должны издаваться на основании и в соответствии с законом; 2) принцип равенства всех перед зако­ном, состоящий в том, что никто не может уклониться от предписа­ний закона; 3) принцип единства, выражающийся в том, что дости­гается единообразное понимание и применение законов на всей территории государства; 4) принцип ненарушаемости закона, не допускающий уклонений от исполнения законов ни по каким осно­ваниям.

В современной юриспруденции особое значение придается такой разновидности законности как конституционная законность. Под конституционной законностью понимается система требований и юридических средств, обеспечивающих неукоснительное действие всех субъектов права в соответствии с Конституцией. Для консти­туционной законности характерны такие признаки: правовой харак­тер Конституции, верховенство Конституции, прямое действие кон­ституционных норм, действие Конституции на всей территории государства. Режим конституционной законности обеспечиваемого с помощью специфического института конституционного контроля (в Украине - Конституционного Суда).

Права, свободы и законные интересы являются центральным элементом правового статуса личности. По сути, реализация именно этого компонента правового положения позволяет каждому конкретному индивиду делать вывод о характеристике государства как соответствующего требованиям правового, демократического, справедливого и социального.

Перечень прав, свобод и законных интересов лиц в административно-правовой сфере (сфере управления) основывается на конституционных принципах и тесно связан с содержанием данного элемента в системе конституционно-правового положения личности. Это обусловлено тем, что административно-правовое регулирование является частью публично-правового регулирования и имеет своим содержанием взаимодействие граждан с органами государственной (исполнительной) власти.

Кроме того, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ перечисление основных прав и свобод в Основном законе России не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим отраслевые права, свободы и интересы граждан обладают такой же государственно-правовой защищенностью, как и конституционные. Однако говорить о перечислении отраслевых (административных) прав, свобод и законных интересов не представляется возможным, поскольку они связаны не только с волеизъявлением каждого конкретного индивида (например, приобретение права управления транспортным средством), но и с особенностями его административной правосубъектности, которые возникают помимо желания субъекта (например, признание личности жертвой политических репрессий и, соответственно, закрепление за ним права на материальную компенсацию).

Говоря об административно-правовом положении несовершеннолетних нужно остановиться на двух основных моментах.

1. Несовершеннолетние граждане обладают значительным объемом общих прав, свобод и законных интересов в сфере государственного управления. Те права и свободы, которые в теории права классифицируются как абсолютные, принадлежат несовершеннолетним в полном объеме (например, право на жизнь, свобода мысли и слова и др.). Иные права, свободы и законные интересы не могут быть реализованы несовершеннолетними в силу их недееспособности / неполной дееспособности (например, доступ к государственной службе) или же могут быть реализованы частично, т. е. особым способом (например, право на объединение, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги возможно реализовать лишь в соответствующих пределах (в школах, детских лагерях, специализированных молодежных организациях и т. п.)).

2. Совокупность отраслевых прав, свобод и интересов несовершеннолетних в сфере взаимодействия с органами управления не подлежит унификации, поскольку обусловливается собственными особенностями каждого несовершеннолетнего субъекта права. Однако законодательством РФ предусмотрены права несовершеннолетних, которые они могут реализовать по своему усмотрению или по усмотрению их законных представителей. Так, например, в Основах законодательства РФ о культуре закрепляется право лиц, не достигших возраста 18 лет, бесплатного посещения музеев один раз в месяц.

Характеризуя основные права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в сфере государственного управления, еще раз напомним, что специфические отраслевые права, свободы и интересы несовершеннолетних могут возникать в соответствии с законодательством РФ при наличии особенностей административной правосубъектности несовершеннолетнего.

Еще по теме § 2. Основные права, свободы и законные интересы несовершеннолетних граждан в сфере государственного управления:

  1. Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц.
  2. 10. Участие в процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые, права свободы и охраняемые законом интересы других лиц
  3. Основания и формы участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц.
  4. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
  5. ТЕМА: УЧАСТИЕ В ПРОЦЕССЕ ГОС ОРГАНОВ, ОМС, ОРГАНИЗАЦИЙ, ГРАЖДАН, ЗАЩИЩАЮЩИХ НАРУШЕННЫЕ И ОСПАРИВАЕМЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ И ОХРАНЯЕМЫЕ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛИЦ.

Трудовые права и свободы. В ТК РФ применяются термины «трудовые права», «свободы», «интересы» работников и работодателей. Между тем в законе нет критериев их разграничения. Более того, законодатель зачастую сводит эти правовые явления под общую категорию «трудовые права» (ст. 2, 21, 22 ТК РФ). Не претендуя на разрешение этой проблемы, ограничимся лишь некоторыми замечаниями по указанному поводу. Начнем с трудовых свобод. В нашем случае законодатель упоминает о свободе труда (ст. 2 ТК РФ) и свободе выбора при коллективных переговорах вопросов, входящих в сферу труда (ст. 24 ТК РФ). Свобода в философском понимании рассматривается как «возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли». В этом смысле свобода есть внешнее и внутреннее состояние независимости личности. Идея неразделимости свободы и права зародилась еще в эпоху Просвещения. Свобода тогда понималась как величайшая человеческая ценность, противостоящая произволу власти, она должна быть защищена законом. Ш.Монтескье писал, что «в государстве, т. е. обществе, где есть законы, свобода... есть право делать то, что дозволено законом».Свобода как особое правомочие лица реализуется в рамках абсолютного правоотношения, когда все иные лица (неопределенный круг лиц) не должны препятствовать реализации свободы лица. По сути, свобода в правовом смысле - это возможность выбора субъектом трудового права не запрещенных нормами права моделей поведения, включая и возможность отказа от их реализации. Легализуя свободы, государство делает акцент именно на независимый, максимально возможный индивидуальный выбор личности, гарантирует невмешательство со стороны государства и иных субъектов. Вместе с тем, осуществление прав и свобод гражданина и человека не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ). Субъекты трудового права (работник, работодатель, их представители), при реализации предоставленных свобод, выбирает любую не запрещенную законом модель поведения. Как и в отношении трудовых прав, законодатель запрещает ограничение свобод работника в сфере труда (ст. 3 ТК РФ). Большинство свобод в сфере труда опосредуются правами, т. е. законодатель легализует и гарантирует трудоправовые свободы через юридическую конструкцию трудовых прав, определяя порядок их реализации. Н.И.Матузов отмечает, что свобода в юридическом смысле и есть субъективное право и, наоборот, субъективное право есть юридически гарантированная свобода. В этой связи в ТК РФ, например, заявляется не о свободе объединения (ассоциации), а о праве работников и работодателей на объединение, в свободу труда включается право на труд, право распоряжаться своими способностями (ст. 2).
В Конвенциях МОТ и иных международных актах о труде также применяются юридические конструкции свободы (например, свобода ассоциации) и прав (например, право на равную оплату за равный труд, на оплачиваемый периодический отпуск и др.). Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без какой бы то ни было дискриминации в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. При этом свободы определяются как более емкая категория, которая включает и права, в то же время реализация прав осуществляется на основе свободного выбора. Так, в соответствии с международно-правовыми нормами каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов (Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 22). Каждый человек имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст. 6). Таким образом, взаимосвязь и взаимообусловленность прав и свобод - необходимая основа международно-правовых стандартов трудовых прав. Между тем, каждое государство с учетом национальной правовой системы устанавливает порядок реализации и защиты трудовых прав и свобод. Во Франции и Великобритании, например, существуют противоположные концепции (юридические конструкции) права на забастовку. В первой - это конституционное право, тогда как во второй - это свобода, гарантирующая участникам только защиту от судебного преследования (если забастовка не сопровождалась наказуемыми преступлениями), но не от увольнений.

Еще по теме О РАЗГРАНИЧЕНИИ ТРУДОВЫХ ПРАВ, СВОБОД, ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПРАВЕ НА ЗАЩИТУ:

  1. Неюрисдищионная форма и способы защиты трудовых прав, свобод и законных интересов

Субъективное право человека - это обеспеченная нормативными актами возможность физического лица совершать определенные действия в правомерных целях и установленных пределах. Закрепление того или иного субъективного права в законодательстве означает, что человек может реально пользоваться определенным благом, совершать определенные действия в границах, обозначенных в законе. В нормативных актах весьма часто говорится не только о правах, но и о свободах и законных интересах.

Свободы охватывают более широкий круг прав, они также как и отдельные права закрепляются в Конституции РФ и нормативных актах (например, свобода совести, вероисповедания).

Законные интересы - это те интересы лица, которые по существу не выражены в правовых актах в виде субъективного права, но признаются и охраняются государством. Они выражены в виде дозволения. Н. А. Шайкенов пишет: "Все интересы, выраженные в праве, находятся под правовой защитой, и поэтому вполне правомерно рассмотрение их как "охраняемых законом"... Охраняемые законом интересы включают в себя как законные, так и юридические интересы... Интересы, которые находятся в сфере правового регулирования, но не обеспечены субъективными правами... целесообразно обозначать термином "законные интересы", а... интересы, реализация которых обеспечена субъективными правами... - "юридические интересы"".

В юридической науке достаточно четко сформулированы основные различия между категориями "права человека" и "права гражданина". Суть их сводится к следующему. Права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это естественные неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо.

Таким образом, права гражданина - форма определения прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту. При этом нельзя забывать, что множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (апатриды) и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Поэтому право человека и право гражданина различаются по своему объекту и субъекту. Субъектами права человека являются все люди планеты, независимо от национальности, расы, гражданства, места нахождения и т.д., а субъектами права гражданина будут являться только граждане Российской Федерации и лица, находящиеся на ее территории (иностранные граждане, апатриды).

Основные нрава человека базируются на международных документах и отражены в российских правовых актах. Они содержат обязательный перечень прав, которыми наделяется человек от рождения, и тс права, которые могут быть приобретены лицом по его воле с течением времени и достижением определенного возраста, имущественного положения и профессиональных навыков. К основным конституционным принципам правового статуса принято относить равноправие, неотчуждаемость прав и свобод человека, их непосредственное действие и гарантированность, признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, недопустимость злоупотребления правами и обязанностями со стороны личности или их незаконного ограничения со стороны органов власти и иных субъектов.

Впервые важнейшие права человека были отражены в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Она до сих пор является ядром французского конституционного права и стала основой для Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

На современный момент сводным международным документом, определяющим содержание правового статуса личности, является Международный билль о правах человека. Данный документ объединяет Международный пакт от 16.12.1966 об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт от 16.12.1966 о гражданских и политических правах и Всеобщую декларацию прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).

Классификация прав человека очень часто производится по поколениям, предложенным К. Васаком1. Ученый выделял три поколения прав человека. Первое поколение прав человека представлено в Международном пакте о гражданских и политических правах, второе в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а третье образуют "права солидарности": право па развитие, право на здоровую окружающую среду и право па мир, которые еще только начинают получать международно-правовое признание.

В российской юридической теории принято делить права и свободы на личные, политические, социально-экономические и культурные.

Личными правами и свободами человек обладает с рождения, они являются естественными и неотчуждаемыми, составляют основу его правового статуса. Человек наделяется такими правами независимо от гражданства, религиозных убеждений, расовой или этнической принадлежности. К таким правам и свободам относятся право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, право на жилище и его неприкосновенность, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на самозащиту, право на национальную и культурную самоидентификацию, свобода совести и свобода мысли, свобода вероисповедания; право свободного передвижения и выбора местожительства; свобода выбора национальности и языка общения; право на судебную защиту.

Политические права и свободы в большинстве являются гражданскими, т.е. ими обладают российские граждане, достигшие политической зрелости. Данные права определяют участие граждан в общественной и политической жизни страны. К политическим правам причисляются: свобода слова (свобода распространения не конфиденциальной информации)- информационные права (на распространение и доступ к информации), право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право на объединение (свобода союзов), свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия), право на участие в управлении делами государства и па равный доступ к государственной службе, право на гражданство, избирательные права (право избирать и быть избранным), право на участие в отправлении правосудия.

Социально-экономические права - это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К социально-экономическим правам относятся: имущественные права (право на частную собственность), право па предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность (свобода предпринимательства), трудовые права (право на труд и свободу труда, в том числе право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности), право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, право на социальное обеспечение, право на справедливое взимание налогов.

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся: право на образование, свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания), право на участие в культурной жизни.

Право человека на благоприятную окружающую среду - это возможность для каждого человека, народов и всего человечества жить при таком состоянии биосферы Земли, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему средств, устраняющих глобальные угрозы биосфере, вызванные человеческой жизнедеятельностью.

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.



Просмотров