Экспертиза ядерной и радиационной безопасности

Осуществление различных работ, связанных с использованием атомной энергии требует обязательного проведения атомной экспертизы. Она необходима для подтверждения радиационной и ядерной безопасности на объектах, работа которых связана со строительством, проектированием, вводом и выводом из эксплуатации, ликвидацией различных ядерных материалов и радиационно-опасных источников. Без проведения экспертизы предприятие не допускается к данному виду деятельности. На основе экспертизы радиационной безопасности выдается лицензия предприятию, которая является допуском к проведению работ.

Процесс проведения экспертизы

Проведение экспертизы атомной и радиационной безопасности предусматривает определение уровня опасности на всех этапах работы предприятия. Процесс проведения экспертизы включает в себя анализ проектных и технических документов предприятия, проверку его материально-технической базы и уровня квалификации персонала. Административный регламент по атомному лицензированию предусматривает порядок проведения данной процедуры. Объемы и виды экспертных проверок определяются в зависимости от заявленного предприятием вида деятельности.

Во время проведения экспертизы учитывается множество факторов деятельности предприятия.

  1. Проверка принятых решений для обеспечения ядерно-радиационной безопасности проектного, конструкторского и организационного решения.
  2. Оформление эксплуатационной документации и мероприятие по подготовке квалифицированных сотрудников.
  3. Состояние материально-технической базы и влияние производства на окружающую среду.
  4. Степень контроля за ядерными материалами и радиоактивными веществами и т.д.

Экспертизу проводят соответственно предоставленному техническому заданию на ее проведение. Его составляет соответствующее подразделение Государственной организации по техническому надзору. Проводится экспертиза одной из организаций, которые имеют разрешение на ее проведение. Наша компания предоставляет услуги по проведению экспертизы ядерной и радиационной безопасности. Мы имеем соответствующее разрешение от государственныхучреждений на ее проведение.

Быстрое и качественное проведение экспертизы

Проводится нашей компанией соответственно техническому заданию. Процесс проведение экспертизы включает несколько этапов. Изначально мы проверяем всю документацию, которая необходима для проведения экспертизы. Если какие-либо документы отсутствуют или оформлены неверно, наши специалисты помогут вам исправить этот недочет. Мы сделаем все возможное, чтобы результаты экспертизы были удовлетворительными для предоставления лицензии на деятельность организации, которая связана с использованием ядерных материалов.

Экспертиза ядерной и радиационной безопасности проводится в течение трех месяцев. Но наша организация учитывает интересы клиентов, и при возникновении необходимость мы сможем провести ее в сжатые сроки. Мы начинаем проводить работы только после подписания договора между организацией и нашей компанией.

Специалисты, которые проводят экспертизу

В нашей компании работают высококвалифицированные специалисты, которые имеют достаточно большой опыт работы в проведении экспертиз ядерной и радиационной безопасности . Несмотря на это, наши сотрудники постоянно улучшают свои знания, умения и навыки и повышают квалификационный уровень. Мы осуществляем работы по проведению экспертизы любого уровня сложности, в процессе которой помогаем клиентам усовершенствовать процесс работы, что является стопроцентной гарантией предоставления лицензии. Связаться с нами можно с помощью телефона, или написав письмо на электронную почту.

Результаты этой работы по всем направлениям обеспечения безопасности впечатляют: за последние 20 лет на российских АЭС не зафиксировано ни одного нарушения безопасности, классифицируемого выше первого уровня («аномалия») по Международной шкале оценки ядерных событий INES (International Nuclear Events Scale).

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности включает в себя несколько направлений. Первая - это обеспечение текущей безаварийной эксплуатации действующих объектов атомной промышленности и других ядерно и радиационно опасных объектов (ЯРОО). Достижению этой цели способствует не только правильное проектирование и лицензирование всех этапов жизненного цикла объектов, от проектирования до эксплуатации подобных объектов (а также задействованных в этом предприятий Госкорпорации «Росатом» и сторонних организаций), но и соблюдение всех регламентов и правил при эксплуатации. Лицензированием деятельности в области использования атомной энергетики, равно как и надзором за текущей деятельностью проектных, строительных и эксплуатирующих организаций занимается независимый государственный орган – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) . Кроме того, организации ядерного топливного цикла получают заключения по ядерной безопасности и разрешения на ввод в эксплуатацию ЯРОО от Госкорпорации «Росатом»

Накопленный многолетний опыт, а также комплекс реализуемых на системной основе мероприятий позволяет предприятиям и организациям российской атомной отрасли добиваться высокой культуры безопасности при работе с ядерными материалами и радиоактивными отходами (РАО). К примеру, по критерию надежности работы АЭС Россия прочно занимает место в первой тройке стран с развитой ядерной энергетикой. Более того, в развитии технологий обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) мы продвинулись существенно дальше многих из них.

Второе важное направление – это проблема ликвидации наследия советского «атомного проекта». Реабилитация загрязненных территорий (отвалов, хвостохранилищ, береговых баз Военно-морского флота), долговременное хранение реакторных отсеков и топлива списанных атомных подводных лодок – все это требует не только существенных финансовых затрат, но и применения новых, зачастую нестандартных подходов к решению накопившихся проблем. Для решения этих непростых проблем Правительство Российской Федерации в 2007 году утвердило Федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» с бюджетом 145,3 млрд рублей.

В ее рамках были профинансированы первоочередные меры по таким направлениям, как реконструкция «мокрого» и строительство нового «сухого» хранилища ОЯТ на ГХК, консервация озера Карачай и создание первой очереди системы канализации с отводом очищенных вод на ПО «Маяк» (г. Озерск, Челябинская область) и многие другие. Кроме того, финансовые ресурсы были направлены на создание Опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ на основе инновационных технологий на ГХК; изучение возможности создания объекта по захоронению высокоактивных отходов в Нижнеканском массиве (Красноярский край); строительство комплекса цементирования низко- и среднеактивных отходов на ПО «Маяк» , а также создание на этом же предприятии установок по переработке низкоактивных отходов с высокой степенью очистки.

Эффективность выполнения ФЦП составила рекордные 108,5%. Было проведено более 300 мероприятий на 400 предприятиях, реабилитировано 279 га земель, выведено из эксплуатации 53 ядерных объекта. Достигнуть высоких показателей удалось в первую очередь за счет взвешенных управленческих решений, позволивших объединить усилия институтов Госкорпорации «Росатом», Академии наук РФ, Ростехнадзора и других участников ФЦП, а также создания центров компетенций. За восемь лет было разработано более 50 технологий в сфере завершающей стадии ядерного топливного цикла (ЯТЦ), в том числе 10 - по переработке ОЯТ. Разработаны типовые решения для всех категорий РАО, они апробированы и планомерно внедряются на объектах Росатома.

Перспективные планы Росатома в сфере обеспечения безопасности включают в себя дальнейшее совершенствование культуры безопасной эксплуатации ядерный объектов, продолжение работ по ликвидации наследия советского «атомного проекта», внедрение современных систем управления безопасностью.

Доклады об осуществлении лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях и об эффективности такого контроля

Атомная лицензия является неотъемлемым документом для законной деятельности предприятий, каким либо образом задействующих ядерные или радиационно-опасные объекты, или использующих в ходе работы атомную энергию и другие радиационные вещества.

Лицензирование таких предприятий проводит Федеральная служба атомнадзора – Ростехнадзор. Действия регулятора основываются на нормах и требованиях постановления правительства №865 от 14 июля 1997 года, а также закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Процедура получения атомной лицензии заключается в подаче заявления в службу атомнадзора, сборе всех необходимых документов, а также предоставлении заключения об экспертизе промышленной безопасности и оплате услуги за рассмотрение заявки регламентирующим атомную сферу деятельности госорганом.

На первый взгляд все выглядит достаточно просто. При условии, что у лицензиата уже есть в руках положительный результат экспертизы промышленной безопасности. Не секрет, что данная процедура требует соответствия установленным ФЗ нормам и правилам атомной безопасности, применяемым к материально-технической базе предприятия, а также к высокому уровню квалификации и наличию опыта работы у сотрудников предприятия, включая его руководителей.

Проведением экспертизы ядерной безопасности на российских предприятиях, использующих атомную энергию и реализующих деятельность с применением радиационно-опасных материалов, занимаются имеющие на это право экспертные организации. В частности для этого необходимо наличие государственной лицензии Ростехнадзора на проведение экспертизы.
Эти организации выполняют роль посредника в процедуре атомного лицензирования коммерческих компаний в службе атомнадзора.

В их задачи непосредственно входит проверка на соответствие и анализ всех видов документации, обеспечивающей безопасное применение атомной энергии и радиоактивных веществ на предприятии, подлежащем атомному лицензированию.

Порядок проведения и технические задания экспертизы утверждает уполномоченный сотрудник Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Госатомнадзор России). Заключение о проведении экспертизы безопасности на предприятие также подлежит утверждению данным госорганом.

Пойти такую проверку удается далеко не каждому предприятию. Основной причиной этого служит тот факт, что экспертиза ядерной и радиационной безопасности не ограничивается исключительно уточнением соответствия или несоответствия установленным нормам и требованиям безопасного использования атомной энергии, которые к тому же Ростехнадзором регулярно меняются. При проведении независимой оценки эксперты также уделяют много внимания проектам, мероприятиям и стратегиям, предусмотренным на предприятии в случае несоответствия последнего действующим требованиям атомной безопасности, и компенсации этого несоответствия.

Разработать такие проекты помогут профильные консалтинговые компании, специализирующиеся на помощи в получении лицензий Ростехнадзора.

Экспертиза ядерной и радиационной безопасности необходима при осуществлении разных
видов деятельности в области использования атомной энергии

Экспертиза ядерной и радиационной безопасности

Методико-консультационные услуги

Услуги для научно-исследовательских институтов

Услуги для объектов использования ядерной энергии

Лицензия Росатома

Экспертиза обоснования безопасности - это один из обязательных этапов предлицензионной проверки (ст. 26 ФЗ «Об использовании атомной энергии»). Наряду с успешным прохождением инспекции Ростехнадзора, положительное экспертное заключение позволяет компании получить лицензию ГАН для работы в атомной отрасли.


Правила проведения экспертизы радиационной безопасности определяет Административным регламентом Ростехнадзора (п. 68-72 действующей редакции). Услуга предоставляется независимой экспертной организацией с целью проверки соответствия обоснования безопасности деятельности законодательству РФ, а также всем действующим в атомной отрасли нормам и правилам.


Экспертиза ядерной безопасности проводится по тематическим вопросам, которые составляются ответственным подразделением Ростехнадзора (ранее, Госатомнадзор России).


Количество включенных в задание пунктов проверки меняется в зависимости от рассматриваемого вида деятельности и потенциальной опасности объекта применения.


Тематические вопросы позволяют определить:

  • Соответствуют ли проектные, конструкторские и технологические решения законодательству в области использования атомной энергии;
  • Достаточны ли принятые меры организационного и технического характера по обеспечению безопасности, в частности, оценивается квалификация работников и условия ее поддержания;
  • Способен ли лицензиат обеспечить безопасность объекта использования атомной энергии и выполняемых работ;
  • Готов ли соискатель лицензии к ликвидации чрезвычайных ситуаций при возникновении радиационной аварии;
  • Созданы ли условия безопасного прекращения выбранного вида деятельности и вывода объекта использования атомной энергии из эксплуатации и т.д.

Как проводится экспертиза радиационной безопасности

Экспертиза организуется после того, как координирующее подразделение Ростехнадзора проведет предварительную проверку комплекта документов и передаст его на рассмотрение в ответственное подразделение. В типовом случае, она проводится по следующей схеме:


В ведомство, ответственное за атомный надзор, направляется письмо от лицензиата о выборе экспертной организации, с которой будет заключен договор;

Эксперты получают от Федеральной службы комплект документов и перечень тематических вопросов экспертизы;

Экспертная организация предоставляет в Ростехнадзор положительное или отрицательное заключение;

Ростехнадзор в течение 20 дней проводит проверку экспертного заключения и принимает решение о его приеме или отклонении.

Список тематических вопросов составляется не более 30 дней с момента поступления комплекта документов. На стоимость услуг экспертной организации влияет не только тип получаемой лицензии Госатомнадзора, но и число тематических вопросов. В среднем, назначается около 4-6 пунктов проверки.


Для каждого вида деятельности оформляется определенная атомная лицензия и, соответственно, проводится отдельная экспертиза ядерной и радиационной безопасности. Если заключение не принимается, то оно отправляется обратно в экспертную организацию на доработку. При отрицательном заключении экспертизы лицензия Атомнадзора не выдается.

Виды деятельности, подлежащие экспертизе

  • Размещение, сооружение, эксплуатация, вывод из эксплуатации, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
  • Закрытие пунктов хранения радиационных отходов.
  • Обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов.
  • Обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении.
  • Конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
  • Использование ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
  • Экспертиза радиационной безопасности использования атомной энергии и видов деятельности.


Просмотров