Интеллектуальный инсульт читать онлайн. Интеллектуальный инсульт читать онлайн, абдуллаева шекия и кирилл николаев. Суфражизм и его история

4. О каких ошибках, совершаемых тинэйджерами в силу противоречивости их положения в обществе, говорится в тексте? (Укажите с опорой на текст любые две ошибки.) Приведите любую из ошибок, совершаемых тинэйджерами, из числа не указанных в тексте.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) две типичные ошибки подростков с опорой на текст, например:

– подростки чаще взрослых начинают употреблять наркотики;

– подростки, стремясь казаться взрослее, начинают употреблять алкоголь и курить;

– подростки рано начинают половую жизнь;

– подростки втягиваются в криминальную среду;

– подростки бросают школу;

2) ошибка, не содержащаяся в тексте, допустим:

– подростки проявляют немотивированную агрессию в своем поведении;

– подростки могут уходить из дома и т.д.

5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) различия в социальных статусах подростков и родителей;

2) экономический статус тинэйджеров;

3) причины жизненных ошибок тинэйджеров.

6. В тексте приведено мнение, что многие подростки считают статус школьника «невзрослым». Выскажите свое отношение к этому мнению. Назовите, опираясь на знание курса и социальный опыт, любые два последствия ухода подростков из школы.

1) отношение учащегося, например:

– школа ассоциируется у подростков с детством, так как им объясняют жизнь учителя, подростки полагают, что их считают незрелыми, не готовыми к самостоятельной жизни, что их только готовят к вступлению во взрослую жизнь;

(Мнение учащегося может быть другим.)

2) два последствия ухода из школы, например:

уйдя из школы, подросток:

– недополучает необходимые ему знания и опыт,

– сужает для себя поле дальнейшей профессиональной деятельности,

– может быть втянут в криминальную среду и т.д.

После того, как ребенок осознает своё Я, начинается длительный период формирования его Я-концепции. Я-концепцией называют отношение человека к самому себе, которое включает образ Я, то есть представление о своих качествах; самооценку, которая основана на этом знании, и практическое отношение к себе, основанное на образе Я и самооценке и выражающееся в конкретных поступках.

У каждого человека существует два способа самооценки. Первый - это сопоставление мнений окружающих о нас. И здесь важно «богатство» образа Я. Чем «беднее» образ Я, тем более зависим человек от отношения окружающих к нему. Тогда самооценка не играет роли эталона, определяющего, взвешивающего собственный опыт и регулирующего поведение. Человека с реалистичной самооценкой отличает независимость от мнений окружающих, высокий, но реальный уровень самоуважения. Высокое самоуважение не означает, что человек считает себя лучше других. Оно связано с представлением о себе как о человеке не хуже других. В этом случае он положительно относится к себе как к личности. Низкое самоуважение предполагает отрицательную оценку собственной личности. С уровнем самоуважения связано древнее выражение «не место красит человека, а человек место».



Второй способ самооценки - это соизмерение уровня наших притязаний и достигнутых результатов. Лев Толстой когда-то написал: «Человек подобен дроби: в знаменателе -

то, что «он о себе мнит, а в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Если уровень притязаний выше достигнутого результата - можно говорить о завышенной самооценке. При очень завышенной самооценке человек никогда не признаёт, что он чего-то не знает или не

умеет, во всех своих неудачах винит окружающих. Над такими раньше или позже начинают смеяться.

Если уровень притязаний ниже достигнутого результата, говорят о заниженной самооценке. Человек становится преувеличенно осторожным, у него исчезает стремление к достижению какого-либо успеха.

(По материалам энциклопедии для школьников.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) характеристику роли самооценки в жизни человека, например: роль эталона, определяющего, взвешивающего собственный опыт и регулирующего поведение;

2) два способа самооценки:

Сопоставление мнений окружающих о нас;

Соизмерение уровня наших притязаний и достигнутых результатов.

2. В чём, по Вашему мнению, состоит опасность зависимости человека от мнения других людей? (Используя текст и личный социальный опыт, укажите три проявления.)

1) несамостоятельность в принятии решений;

2) человек может стать жертвой манипуляций других

3) опасность прожить жизнь не так, как хочется, а как

велят другие

3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

План:

1) Я-концепция;

2) способы самооценки человека;

3) самоуважение человека;

4) уровни самооценки человека.

4. Что может, по Вашему мнению, повысить самоуважение человека? Укажите два фактора и объясните значение каждого из них.

В правильном ответе должны быть указаны факторы и приведены пояснения к каждому из них, например:

1) преодоление жизненных трудностей (в трудной ситуации ярче проявляется сила воли, характер человека, его адаптируемость к жизненным проблемам);

2) решение каких-либо сложных профессиональных проблем (человек начинает выше оценивать свои профессиональные качества);

3) помощь другим людям (человек ощущает себя сильным, великодушным, чувствует благодарность других людей).

5. Что в тексте называется Я-концепцией? Какие три элемента Я-концепции выделил автор?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) сущность Я-концепции, например: отношение человека к самому себе;

2) элементы Я-концепции:

Образ «Я» (представление о своих качествах);

Самооценка;

Практическое отношение к себе, выражающееся в конкретных поступках.

6. Какие три уровня самооценки человека названы в тексте? Какой из них, по Вашему мнению, наиболее способствует активной и успешной деятельности человека? Поясните свое мнение.

1) уровни самооценки человека: реалистическая, завышенная, заниженная;

2) мнение учащегося: выбран один из видов самооценки;

3) пояснение своего мнения, например:

ü в случае выбора реалистичной самооценки может быть указано, что человек адекватно оценивает себя и может ставить достижимые цели, правильно выбирать средства и методы деятельности;

ü в случае выбора завышенной самооценки может быть указано, что человек может ставить амбициозные цели, которых никогда не поставил бы и не добился, если бы не переоценивал свои возможности;

ü заниженная самооценка в наименьшей степени способствует активной и успешной деятельности человека.

Люди, в основном, стараются избегать ситуаций, когда им приходится принимать решение. Сменить ли мне место работы? Человек, с которым я встречаюсь, - тот ли это человек, который мне нужен, или нам стоит разойтись? Куда поехать в отпуск? Как мне реализовать себя в жизни? Всё это на вид очень серьёзные решения. Для большинства людей они и в самом деле серьёзные.

«Как же тяжело принимать такие ответственные решения!» - думаем мы. Но гораздо более тягостным будет отсутствие решения. В жизни нет правильных и неправильных решений. Есть просто решения. Когда мы оказываемся на развилке дорог, мы слишком долго думаем о выборе направления. Мы размышляем примерно так: «У меня есть возможность создать новый бизнес, новое предприятие, но…». И мы следуем прежним курсом. Или бывает так: вы выбираете путь, но впоследствии вновь и вновь мысленно возвращаетесь к принятому решению.

У нас есть к этому склонность: мы оглядываемся назад и думаем, что принятое нами решение было неверным. Но ведь решение, которое мы принимаем в конкретный момент, всегда принимается на основании той информации, которой мы на данный момент владеем, и неважно, каким будет результат, - на данный момент это правильное решение. Мы никогда не знаем, куда бы нас завело, прими мы другое решение, не знаем, насколько ужасен был бы тот путь, избери мы его. Надо перестать оглядываться на принятые решения. Смотрите вперёд и берите всё, что несёт вам тот путь, который вы избрали. Не навсегда - только на данный момент. Движение в любом направлении лучше, чем бездействие и нерешительность.

Одной из причин того, что мы столь сильно беспокоимся, насколько верен избранный нами путь, является наше отношение к решениям: нам кажется, что эти решения принимаются на очень долгий срок, практически навсегда. Но представьте, что вы едете по красивой дороге в сельской местности, дорога вьётся, и на каждом километре пути вы можете куда-нибудь съехать с неё. Тогда принятие решения уже не превращается в такой стресс, так как у вас всегда есть возможность сменить направление. Если вы именно так воспринимаете свою жизнь, вы скорее будете получать удовольствие от самого процесса путешествия. Каждый крюк - это на самом деле новый опыт.

(По С. М. Шапиро)

1. В чём, по Вашему мнению, может состоять опасность предлагаемого автором движения вперёд без оглядки на принятые ранее решения? Выскажите два предположения.

Могут быть высказаны следующие предположения:

1)Человек может повторить совершенные ранее ошибки, хотя мог бы их избежать.

2)Иногда в прошлом, в опыте человека есть решения, применимые в настоящем и будущем.

2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) отношение людей к ситуации принятия решений;

2) трудности выбора решений;

3) стоит ли возвращаться к уже принятому решению;

4) как не беспокоиться об уже принятых решениях.

3. Проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора: «Движение в любом направлении лучше, чем бездействие и нерешительность».

Могут быть приведены такие примеры:

1) Пётр и Василий мечтали стать врачами, но боялись, что не пройдут в медицинский институт по конкурсу. Пётр ничего не предпринимал, сетуя, что его мечта так и останется мечтой. А Василий пошёл сначала в медицинское училище, затем в институт и стал хорошим специалистом.

2) Девушку не приняли в балетную школу, но она не опустила руки и начала заниматься живописью, стала довольно известной художницей.

3) После неудачи с собственным бизнесом Иван нашёл себе работу в другой сфере, а его бывший партнер Павел не захотел менять статус хозяина фирмы (пускай бывшего) на статус наемного работника и испытывает серьёзные материальные трудности.

4. Используя содержание текста и обществоведческие знания, дайте два объяснения призыву автора «смотреть вперёд и брать всё, что несёт избранный путь».

Могут быть даны следующие объяснения:

1) Человек должен планировать свою жизнь: ставить определенные жизненные цели и постепенно достигать их, тогда он сможет максимально раскрыть и реализовать свой

личностный потенциал.

2) Открывается возможность овладеть новым опытом.

Могут быть указаны следующие причины:

1)Серьезность решений для многих людей.

2)Людям кажется, что решения принимаются на очень долгий срок, практически навсегда.

6. Студентка университета сменила несколько вузов и различных специальностей, прежде чем поняла, что хочет стать дизайнером. Объясните действия девушки. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объяснение действий девушки, например: она ищет себя, пробует различные жизненные пути, не боясь неправильных решений, ошибок;

(Может быть дано другое объяснение действий девушки.)

2) фрагмент текста, например: «Тогда принятие решения уже не превращается в такой стресс, так как у вас всегда есть возможность сменить направление. Если вы именно так

воспринимаете свою жизнь, вы скорее будете получать удовольствие от самого процесса путешествия. Каждый крюк - это на самом деле новый опыт».

618. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Социологи задавали совершеннолетним гражданам вопрос о том, чем друг отличается от приятеля. (Б) Половина опрошенных отметили, что с другом более близкие, глубокие, доверительные отношения, чем с приятелем. (В) Жаль, что некоторые из опрошенных никакой разницы не видят. Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Ответ: 112

619. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Счастье зависит, прежде всего, от самоощущения человека, а не от внешних обстоятельств. (Б) Социологи задавали респондентам вопрос о том, что делает человека счастливым. (В) Большинство респондентов связывают счастье с благополучием семьи, здоровьем своих близких. Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Ответ: 211

620. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Настоящая дружба – это великое счастье и редкий дар. (Б) В ходе социологического

опроса 20% опрошенных граждан отметили, что у них много приятелей, а друзей нет. (В) В определённой мере это может быть связано с тем, что друг требует внимания, заботы, а с приятелями просто проводят время. Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Ответ: 212

621. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Очевидно, что чистота двора в равной мере зависит от работы коммунальных служб и от бытовых привычек жителей дома. (Б) Более половины жителей многоквартирных домов утверждают, что хотя бы один раз принимали участие в облагораживании своего двора: убирали мусор, сажали деревья и цветы, оборудовали детскую площадку, красили ограды и скамейки. (В) 70% опрошенных жителей многоквартирных домов выразили готовность принять участие в субботнике возле своего дома. Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Ответ: 211

622. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В ходе социологического опроса было установлено, что большинство респондентов связывают счастье с благополучием в семье, здоровьем близких. (Б) Весьма сомнительно, что связывают счастье с материальным достатком только 1% опрошенных. (В) Вероятно, счастье в большей мере определяется самоощущением человека, чем внешними обстоятельствами. Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Ответ: 122

623. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Настоящей дружбе ничего не может помешать: ни разница в возрасте или доходах, ни различные политические или религиозные взгляды. (Б) Учёные проводили опрос совершеннолетних граждан о друзьях и дружбе. (В) Более половины респондентов уверены, что отсутствие одинаковых увлечений не мешает дружбе, хотя 42% придерживаются противоположной точки зрения. Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Ответ: 211

624. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Учёные проводили социологическое исследование с целью установить, что делает людей счастливыми. (Б) Неутешительно, что значительная доля опрошенных в принципе не могут назвать себя счастливыми. (В) Оптимизм внушает лишь то, что ряд респондентов убеждены, что уровень достатка, образование и место жительства не влияет на то, чувствует себя человек счастливым или нет. Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Ответ: 122

625. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Учёные проводили опрос совершеннолетних граждан о друзьях и дружбе. (Б) У 72% опрошенных есть друзья, с которыми они общаются со времён учёбы в школе. (В) Так и хочется вспомнить поговорку: «Старый друг лучше новых двух». Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Ответ: 112

626. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Социологи задавали респондентам вопрос о том, что делает человека счастливым. (Б) Счастье зависит, прежде всего, от самоощущения человека, а не от внешних обстоятельств. (В) Более половины респондентов убеждены, что уровень достатка, образование и место жительства не влияет на то, чувствует себя человек счастливым или нет. Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Ответ: 121

627. Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?».

4) Наибольшая доля 25-летних респондентов обязательно стали бы сортировать мусор.

Ответ:124

628. Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

1) Большинство опрошенных осознают важность экологичной переработки мусора.

2) Граждане страны Z не чувствуют необходимости в сохранении природной среды.

3) Не все граждане связывают своё поведение с экологическими потребностями современного общества.

4) В стране Z у некоторых граждан есть специальные контейнеры для сортировки мусора.

5) Молодые люди мало информированы об экологически целесообразных способах переработки мусора.

Ответ:134

629. В 2004 и 2014 гг. учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z у некоторых граждан есть специальные контейнеры для сортировки мусора.

2) Граждане страны Z мало информированы об экологически целесообразных способах переработки мусора.

3) За 10 лет граждане страны Z стали более сознательно относится к вопросу переработки мусора.

4)Всегда есть те, кто не связывают своё поведение с экологическими потребностями современного общества.

5) Граждане страны Z не осознают необходимости сохранения природной среды.

Ответ:134

630. Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто уже сортируют мусор, выше среди 55-летних, чем среди 25-летних респондентов.

2) Среди 55-летних респондентов больше тех, кто обязательно стали бы сортировать мусор, чем тех, кто не стали бы этого делать.

3) Равные доли 25-летних респондентов считают, что скорее всего не стали бы сортировать мусор и безусловно не стали бы это делать.

4) Большинство 25-летних респондентов не интересуются данной проблемой.

5) Равные доли опрошенных каждой группы считают, что они безусловно не стали бы сортировать мусор.

Ответ:12

631. В 2004 и 2014 гг. учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

Ответ:134

632. Учёные опросили совершеннолетних граждан стран Z и Y. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В обеих странах есть специальные контейнеры для сортировки мусора.

2) Граждане страны Y мало информированы об экологически целесообразных способах переработки мусора.

3) Большинство опрошенных в каждой стране осознают важность экологичной переработки мусора.

4) Граждане страны Y не осознают необходимости сохранения природной среды.

Ответ:135

633. Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z есть специальные контейнеры для сортировки мусора.

2) Респонденты с высшим образованием мало информированы об экологически целесообразных способах переработки мусора.

3) Большинство опрошенных каждой группы осознают важность проблемы переработки мусора.

4) Жители страны Z не осознают необходимости в сохранении природной среды.

5) Всегда есть те, кто не связывают своё поведение с экологическими потребностями современного общества.

Ответ:135

634. Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто уже сортируют мусор, выше среди граждан со средним образованием, чем среди получивших высшее образование.

2) Среди респондентов с высшим образованием больше тех, кто обязательно стали бы сортировать мусор, чем тех, кто не стали бы этого делать.

3) Равные доли респондентов со средним образованием считают, что скорее всего не стали бы сортировать мусор и безусловно не стали бы этого делать.

4) Большинство респондентов с высшим образованием обязательно стали бы сортировать мусор.

5) Равные доли опрошенных каждой группы считают, что они безусловно не стали бы сортировать мусор.

Ответ:245

635. В 2004 и 2014 гг. учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто уже сортируют мусор, возросла за 10 лет.

2) Доля тех, кто обязательно стали бы сортировать мусор, за 10 лет сократилась.

3) Доля тех, кто считают, что скорее стали бы сортировать мусор, осталась неизменной в 2014 г. в сравнении с 2004 г.

4) Равные доли опрошенных в 2014 г. считают, что скорее не стали бы и безусловно не стали бы сортировать мусор.

5) Доля тех, кто безусловно не стали бы сортировать мусор, увеличилась за 10 лет.

Ответ:134

636. В 2004 и 2014 гг. учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

Психолог из Лондонского университета Гленн Уилсон в 2005 году провел эксперимент, участниками которого стали сотрудники офисов. Условия напоминали реальную работу: привычную деятельность постоянно прерывали СМС, звонки, письма и сообщения в социальных сетях. В конце дня специалисты измерили IQ участников исследования. Результат оказался впечатляющим: подобное отвлечение внимания снижает IQ на 10 пунктов!

Рассказывая об этом эксперименте, для сравнения всегда приводят курение марихуаны, которое отупляет человека вдвое меньше: на 5 пунктов.

Согласно исследованию How Much Information, проведенному Калифорнийским университетом в 2009 году, количество потребляемойв неделю информации с 1986 года выросло в 5 (!) раз. С 250 тысяч слов в неделю до 1,25 миллиона! И если человек самостоятельно не устанавливает плотину, то риск захлебнуться и утонуть в этом потоке более чем вероятен. Хотя у большинства из нас есть иллюзия, будто мы управляем информационными потоками. Например, отказавшись от телевизора в пользу интернета.

Вы замечали, с какой гордостью сейчас говорят: «Я не смотрю телевизор, у меня дома нет телевизора»? Стив Джобс говорил: «Когда ты молод, ты смотришь телевизор и думаешь, что телекомпании сговорились, чтобы сделать людей тупыми. Но когда становишься чуть старше, понимаешь: это не так. Люди сами этого хотят. И это куда хуже. Заговор - это не страшно. Ты можешь пристрелить уродов! Устроить революцию! Но нет никакого заговора, телекомпании просто удовлетворяют спрос. В этом правда».

Характеризуя телевидение как огромную копилку бессмысленных шоу, бездарных сериалов и навязчивой рекламы, продвинутые пользователи и социально активные люди ушли в сеть, где читают и смотрят «только то, что хотят». Но на самом деле речь лишь о смене аналоговой технологии на «цифру».

При этом у телевизора среди всех его сомнительных достоинств есть одно безусловное преимущество: поток информации ограничен.

Это может быть 3 или 150 каналов, но в любом случае количество поддается исчислению (мы не говорим о Smart TV). И если, перебрав все кнопки на пульте, вы не нашли ничего подходящего, то выключаете телевизор. Потому что, как бы ни хотелось поваляться на диване или отсрочить важное дело, смотреть скучные, непонятные или откровенно раздражающие передачи вы не будете.

Мы ни в коем случае не агитируем «за телевизор», но будем объективны: там поток информации четко структурирован, расписание программ ставит все точки над i. Если не предвидится интересных фильмов, можно спокойно выключить телевизор: сюрпризов ждать бесполезно. А у интернета нет ни структуры, ни программы, ни конечной точки. Информационному потоку не видно конца, и всегда есть ощущение, что вот сейчас, за следующим щелчком мыши, появится что-то очень ценное или просто любопытное. В итоге времени тратится гораздо больше, и при этом человека постоянно преследует чувство незавершенности и неудовлетворенности. Именно это ощущение мешает выключить компьютер: на смену одному ролику на YouTube моментально приходят десять других, высвечиваясь яркими картинками на экране.

Что заставляет нас щелкать на следующий ролик или бесцельно переходить с сайта на сайт? Любопытство? Наверное. Но гораздо чаще, на наш взгляд, - нежелание выходить из зоны комфорта.

Бесконечный контент в интернете позволяет чувствовать себя в безопасности: не нужно напрягаться, прикладывать усилия, решать сложные вопросы, брать на себя ответственность и что-то делать.

К тому же виртуальный мир словно специально создан, чтобы поддерживать нашу склонность к прокрастинации - постоянному откладыванию на потом важных или неприятных дел. Благодаря безостановочному информационному потоку у нас всегда есть оправдание для безделья: надо еще раз проверить почту, посмотреть сообщения в социальных сетях, прочесть пару новостей, посмотреть клип, который выложили в ленту для друзей. Когда все эти пункты выполнены, приходит еще одно письмо или сообщение. Круг не замыкается, бесцельное блуждание по сети не прекращается.

О книге

Каждый человек вправе в любой момент изменить свою жизнь. И в отличие даже от самой эффективной машины может стать не только успешным, но и счастливым. Разве это не повод, чтобы в мире роботов...

Читать полностью

О книге
Глубокое исследование того, как цифровые технологии меняют жизнь, и практические рекомендации для тех, кто хочет использовать их себе во благо.

Как, оставаясь активным пользователем самых продвинутых гаджетов, сохранить свое личное пространство?

Как найти оптимальный баланс между технологической зависимостью и цифровым нигилизмом?

Как избежать информационной перегрузки и повысить свою эффективность?

Каждый человек вправе в любой момент изменить свою жизнь. И в отличие даже от самой эффективной машины может стать не только успешным, но и счастливым. Разве это не повод, чтобы в мире роботов оставаться человеком?

Современные технологии могут мешать вам в достижении успеха или быть надежным помощником. Если вы хотите, чтобы они были на вашей стороне - читайте эту книгу.

Для кого эта книга
Это книга для всех, кто хочет быть хозяином технологий и гаджетов, а не их рабом.

Об авторах
Кирилл Николаев, познакомившись с интернетом в 1993 году в Санкт-Петербурге, продолжил развивать отношения с технологиями в Стэнфорде, Калифорния (США) в 1994 году, после чего занимался консультационной и предпринимательской деятельностью.

Клиентами стали такие компании, как Газпром, МТС, Мегафон, Shell, Nobel Biocare, Концерн Калина, Yota, Российская Национальная Библиотека, Государственный Университет в Санкт-Петербурге, Эрмитаж, Пятерочка, Сибнефть, Пивоваренная компания Балтика, Heineken, Ленспецсму, Консульство Великобритании и другие.

Параллельно занимался исследованиями в области потребления информации. В 2007 году по просьбе Игоря Владимировича Липсица (профессор НИУ-ВШЭ) разработал авторский курс "Современные технологии бизнеса в экономике знаний" для Высшей Школы Экономики.

Книга является попыткой собрать личный опыт и исследования на протяжении 1994-2015 годов в вопросах влияния технологий на современного человека. Сооснователь NICA Multi family office - компании, сопровождающей состоятельные семьи по комплексу вопросов, таких как управление семейным состоянием, планирование преемственности между поколениями, стиль жизни в сегменте люкс.

Окончил Университет Экономики и Финансов по направлению "Маркетинг" в Санкт-Петербурге. Изучал Финансовые рынки и Корпоративные финансы в Йельском университете в Нью-Хейвене, США. Член жюри старт-ап проектов в летнем лагере на Селигере с 2011 по 2014 год. Выступал с мастер-классами и образовательными программами в Сколково, Стокгольмской школе Экономики, Высшей школе Экономики.

Шекия Абдуллаева - управляющий партнер коммуникационного агентства "Бизнес-Диалог". Журналистка, обладательница премии "Золотое перо". Писательница. Спикер. Консультант. Волонтер благотворительного фонда "Адвита".

Окончила факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.
Ведет семинары для руководителей пресс-служб и авторские курсы для топ-менеджеров и владельцев бизнеса "Эффективные коммуникации со СМИ". С 2001 года помогает своим клиентам находить точки роста через PR- и бизнес-коммуникации. Ключевыми проектами можно назвать работу с государственной корпорацией "РосАтом", строительным холдингом ITM Group, производителем пищевых продуктов Lesaffre (Франция), туристическим холдингом "Картаж Плюс" (Тунис), а также создание мастер-школы по журналистике.

Скрыть

Глубокое исследование того, как цифровые технологии меняют жизнь, и практические рекомендации для тех, кто хочет использовать их себе во благо.
В этой книге авторы осмыслили самые актуальные вопросы цифровой эпохи. Они появились благодаря их исследованиям и наблюдениям за средой, технологиями и привычками начиная с 1994 года.
Как, оставаясь активным пользователем самых продвинутых гаджетов, сохранить свое личное пространство?
Как найти оптимальный баланс между технологической зависимостью и цифровым нигилизмом?
Как избежать информационной перегрузки и повысить свою эффективность?
Как сохранить и приумножить главные ресурсы, позволяющие не просто оставаться конкурентоспособным, но и выигрывать в любой конкурентной борьбе?
Каждый человек вправе в любой момент изменить свою жизнь. И в отличие даже от самой эффективной машины может стать не только успешным, но и счастливым. Разве это не повод, чтобы в мире роботов оставаться человеком?
Современные технологии могут мешать вам в достижении успеха или быть надежным помощником. Если вы хотите, чтобы они были на вашей стороне - читайте эту книгу.

Эту книгу хорошо дополняют:

Эссенциализм

Грег МакКеон

Осознанность

Марк Уильямс, Дэнни Пенман

Со всеми и ни с кем

Майкл Харрис

Кирилл Николаев

Шекия Абдуллаева

Интеллектуальный инсульт

Как в мире роботов остаться человеком и не потерять себя

«Манн, Иванов и Фербер»

Информация

от издательства

Николаев, Кирилл

Интеллектуальный инсульт. Как в мире роботов остаться человеком и не потерять себя / Кирилл Николаев, Шекия Абдуллаева. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016.

ISBN 978-5-00100-022-8

Авторы этой книги изучают проблемы человека и цифровой среды и дают ответ на один из самых актуальных вопросов современности: как быть счастливым в мире высоких технологий. Средства коммуникации вызывают зависимость, лишают человека личной жизни и отдыха, препятствуют эффективной работе. Благодаря этой книге вы узнаете, как в мире роботов остаться человеком.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© Николаев Кирилл, Абдуллаева Шекия, 2016

© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

Всякий раз, когда ты понимаешь, что оказался на стороне большинства, остановись и задумайся.

Марк Твен

Господа, у нас есть для вас три новости: отрезвляющая, настораживающая и весьма оптимистичная. С какой начнем?

По закону жанра надо бы с плохой. Но мы принципиально не называем так первую новость. Потому что это всего лишь констатация факта.

Итак, мы живем в мире роботов. На 7 миллиардов жителей планеты приходится около 25 миллиардов машин. Телефоны, компьютеры, телевизоры, автомобили, бытовые приборы, медицинские аппараты, высокотехнологичные устройства упрощают решение сложнейших задач, спасают человеческие жизни, делают наше существование комфортным - и в прямом, и в переносном смысле: они не только создают бытовые удобства, но и часто, как нам кажется, обеспечивают душевное спокойствие.

Чтобы снизить градус пафоса, сразу признаемся: мы за технический прогресс. Пока мы писали эту книгу, то договаривались о встречах по телефону, общались по скайпу, отправляли друг другу электронные письма и печатали текст на компьютере.

Но мы не случайно назвали новость отрезвляющей: жизнь среди роботов следует оценить объективно. Без истеричных призывов сбежать в лес и читать рукописи при свете лучины. И без эйфории счастливых обладателей самых модных гаджетов, неспособных даже несколько часов (в том числе во сне) продержаться вне мира цифровых технологий.

Кстати, про сон - не метафора. Умные устройства уже будят своих хозяев в оптимальное время: на границе фаз быстрого и легкого сна. А холодильники не только контролируют срок годности припасов и передвигают на передний план те, которые вот-вот испортятся, но и заказывают продукты через интернет, определяя, какие ингредиенты нужны, согласно заранее введенному рецепту. И если вы на диете, в вашем доме благодаря умному устройству даже случайно не окажется вредной для фигуры еды.

Что в этом плохого? Ничего. Именно поэтому новость о том, что мы живем в мире роботов, мы назвали не плохой, а отрезвляющей. Постепенно, шаг за шагом, окружающая нас техника от самоконтроля переходит к контролю над человеком. Нет, мы не прогнозируем восстание машин. Да и зачем роботам бунтовать, если люди и так с радостью готовы сдаться? Даже повседневные решения: когда проснуться, что съесть на завтрак, какие физические упражнения выполнить - мы отдали на откуп технологиям.

А теперь новость вторая - настораживающая: мы зависим от роботов. Большинство людей в цивилизованном мире испытывает эмоциональную и физическую привязанность к техническим устройствам. И речь не только о любителях компьютерных игр или фанатичных пользователях социальных сетей. Если вы когда-нибудь забывали дома мобильный телефон или проводили много времени там, где нет Wi-Fi, то понимаете, о чем мы.

Признаемся: Америку мы не открыли. Многочисленные эксперименты в разных странах убедительно демонстрируют: взрослые, а тем более подростки не в состоянии существовать без гаджетов. Провести день без общения с людьми представителям нового поколения гораздо проще, чем без контакта с роботами.

Подобный эксперимент был недавно проведен в Петербурге. Около 70 подростков попытались прожить 8 часов без каких-либо средств коммуникации. Справились с заданием всего трое. Остальные прервали опыт, потому что испытывали беспокойство, страх, жар или озноб, головокружение, тошноту, сухость во рту, тремор рук, боль в животе или груди и даже ощущение, что на голове шевелятся волосы. Все симптомы прошли, как только у них появилась возможность взять в руки мобильный телефон или включить компьютер.

Но опасно не только то, что, привыкнув к телевизору и интернету, человек не в состоянии занять себя самостоятельно. Гораздо серьезнее угроза делегирования роботам значительно более важных функций, чем банальное развлечение. И наша зависимость от устройств становится все сильнее. Мы доверили им слишком много собственных обязанностей.

Да, вначале это удобно. Зачем считать в столбик, если есть калькулятор? Зачем, глядя на карту, мысленно прокладывать логичный маршрут, если GPS-навигатор лучше ориентируется в незнакомой местности, да и в родном городе выберет оптимальный путь, помогая объехать пробки? Зачем запоминать информацию, если ее можно всегда «подсмотреть» в интернете?

Фанаты высокотехнологичных устройств воскликнут: техника позволяет нам не отвлекаться на мелочи, концентрируясь на более важном и сложном. Увы, это ловушка. Через какое-то время вы с удивлением обнаруживаете, что не в состоянии самостоятельно выполнить простейшие математические операции. А без навигатора крайне сложно ориентироваться на дороге: пространственное мышление «вдруг» дает сбой. Да и иностранный язык не дается, потому что подводит память.

Мы не предлагаем выкинуть навигатор и калькулятор. Но советуем не обманывать себя: любая функция человеческого организма (в том числе и мозга), не задействованная активно, постепенно атрофируется. И мы согласны с Биллом Гейтсом, утверждающим, что хорошие и плохие стороны технического прогресса очень важно обсуждать как можно шире, чтобы его направление определяло все общество, а не только специалисты.



Просмотров