Классификация видов опасности, основные методы обеспечения безопасности. Что такое чрезвычайная ситуация? Список использованных источников

Классификация видов опасности, основные методы обеспечения безопасности

Опасность - это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр.

Существует несколько способов классификации опасностей :

По природе происхождения:

а) природные;

б) технические;

в) антропогенные;

г) экологические;

д) смешанные.

По локализации:

а) связанные с литосферой;

б) связанные с гидросферой;

в) связанные с атмосферой;

г) связанные с космосом.

По вызываемым последствиям:

а) утомление;

б) заболевание;

в) травма;

г) летальный исход и др.

Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические. Физические опасности (рис.2) - движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д.Химические опасности - общетоксичные, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и т.д.

Принципов обеспечения безопасности много. Их можно классифицировать по нескольким признакам. Например, ориентирующие, технические, организационные, управленческие. Ориентирующие: активности оператора, гуманизации деятельности, деструкции, замены оператора, классификации, ликвидации опасности, системности, снижения опасности. Технические: блокировки, вакуумирования, герметизации, защиты расстоянием, компрессии, прочности, слабого звена, флегматизации, экранирования. Организационные: защита временем, информации, резервирования, несовместимости, нормирования, подбора кадров, последовательности, резервирования, эргономичности. Управленческие: адекватности, контроля, обратной связи, ответственности, плановости, стимулирования, управления, эффективности. Рассмотрим детальнее некоторые принципы. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др.

Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление. Примеры реализации данного принципа: предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители и др. Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.

Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Примеры: санитарно-защитные зоны (5 классов), категории производств (помещений) по взрыво- пожарной опасности (А, Б, В, Г, Д) и др. Для определения методов обеспечения безопасности дадим определение следующим понятиям: Ноксосфера - пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности. Гомосфера - пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе

рассматриваемой деятельности. Совмещение гомосферы и ноксосферы с позиции безопасности недопустимо, но это не всегда удается. На основании анализа возможных опасностей и их последствий можно выявить общие закономерности, на базе которых сформулированы три наиболее общих метода защиты от опасностей:

I - Пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления,

автоматизации, роботизации, специальной организации и др.

II - Нормализация ноксосферы путем исключения или уменьшения количественных характеристик опасности. Это совокупность мероприятий,

защищающих человека от шума, газа, пыли и пр. средствами коллективной защиты.

III - Адаптация человека к условиям ноксосферы и повышение его защищенности. Метод реализует возможности профессионального отбора, обучения, психологического воздействия, применения средств индивидуальной защиты. В реальных условиях реализуется комбинация всех трех факторов.

Средства обеспечения безопасности.

Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д. Основные методы обеспечения безопасности

Классификация методов:

а) пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы;

б) нормализация ноксосферы;

в) адаптация человека к соответствующей среде;

г) комбинирование.

Средства обеспечения безопасности:

а) производственные средства безопасности;

б) средства индивидуальной защиты;

в) средства коллективной защиты;

г) социально-педагогические.

Ни для кого не секрет, что человек ежедневно подвергается множеству опасностей. Даже находясь дома, вы рискуете покалечиться или умереть, а опасные ситуации в городе вас подстерегают на каждом углу. "Как страшно жить, оказывается!", - скажете вы. На самом деле нет. Если соблюдать простейшие правила безопасности, то такие ситуации можно предупредить и избежать. К тому же, зная, как себя вести, вы сможете свести неприятные последствия к минимуму.

Что такое опасная ситуация? Определение

Для начала разберемся в том, какую ситуацию можно назвать действительно опасной. Если бы мы спросили ребенка лет пяти, то он субъективно мог бы ответить, что опасная ситуация - это, когда, например, сломалась любимая игрушка. Ну а мы дадим точное определение.

Опасная ситуация - это обстоятельства, при которых возникает серьезная угроза здоровью или жизни человека, состоянию окружающей среды или имущества. Они могут произойти внезапно и требуют незамедлительной реакции.

Что такое чрезвычайная ситуация?

В этой статье мы будем говорить не только об опасных, но и о чрезвычайных ситуациях. Последние происходят в результате аварии на крупном предприятии. Они могут повлечь или повлекли за собой множественные смерти людей, огромный материальный ущерб, резкое ухудшение природных условий.

Типология

Все опасные ситуации можно условно разделить на три группы в зависимости от причины их возникновения:

1. Природного характера.

2. Техногенного характера.

3. Общественного характера.

Разгул стихии

Природные опасные ситуации можно разделить на 8 групп. Классификация производится в зависимости от их происхождения. Рассмотрим примеры опасных ситуаций. Кроме того, разделим их в соответствии с видами.

1. Откроют наш список под названием "Опасные чрезвычайные ситуации природного характера" космогенные катастрофы. Они, пожалуй, имеют самые масштабные последствия. К космогенным опасностям можно отнести метеоритные дожди, а также столкновение нашей планеты с кометами и метеоритами. Последствия таких явлений действительно ужасают, но, к счастью, ученые умеют отслеживать траектории небесных тел и смогут предупредить людей об опасности. К тому же небольшие метеориты можно сбивать с орбиты и менять их курс, так что человечеству смерть от "камней из космоса" пока что не грозит.

2. Геофизические. Город Помпеи был стерт с лица земли, а также Япония постоянно страдает именно из-за геофизических явлений. Догадались? В эту категорию мы относим извержения вулканов, а также землетрясения. Почувствовать весь ужас геофизической катастрофы поможет картина художника Карла Брюллова, ставшая пиком его карьеры.

3. Метеорологические. Это сильные бури, ураганы, штормы и торнадо. До сих пор не существует какой-либо одной определенной теории о том, почему возникают ураганы и торнадо. Это произошло из-за того, что процессы, которые происходят внутри "воронки", очень сложны для изучения. Однако ученые предполагают, что это происходит на стыке теплого и холодного Смерчи обладают серьезной разрушительной силой, и не зря древние люди считали их божьим наказанием.

4. Геологические.В эту категорию входят оползни, обвалы, лавины, проседание земной поверхности, карст, эрозии, Угроза "белой смерти", как называют лавины, будет существовать для любителей отдыхать на горнолыжных курортах всегда.

Лавина может образоваться из сухого снега после снегопада на морозе, снег в такое время практически не сцепляется между собой, и масса, похожая на порошок, с огромной скоростью будет готова обрушиться вниз от небольшого колебания земли либо громкого звука. Воздух наполнится пылью из снега, и горнолыжник будет мучительно умирать, задыхаясь.

Лавина из влажного снега возникнет, если столбик термометра покажет 0 градусов по Цельсию. Если вы любите покататься на лыжах или сноуборде в горах, то запомните золотое правило: там, где один раз сошла лавина, она сойдет еще раз.

Опасные ситуации природного характера очень предсказуемы, обязательно пользуйтесь приведенной выше информацией.

5. Гидрометеорологические. Это ливни, снегопады, крупный град, сильнейшая засуха, резкое понижение температур, невыносимая жара, метель. Такие ситуации серьезно угрожают урожаю, а также могут способствовать развитию болезней. Если в вашем регионе объявляют об аномальной жаре, холоде, осадках, то старайтесь не выходить из дома, иначе рискуете провести ближайшее время в больнице.

6. Гидрологические. Эти ситуации напрямую связаны с водой, как вы догадались. Это наводнения, подтопления, раннее появление льда на реках, по которым ходят суда, снижение и подъем уровня воды. Звучит, конечно, не так страшно, как извержение вулкана, да вот только не менее опасно на самом деле. Грозит и потерей урожая, и материальными потерями, и порчей почвы.

7. Морские гидрологические. К ним относят тайфун, цунами, сильный шторм, дрейф льда, а также обледенение морских судов.

Почему корабли могут обледенеть? Основной причиной считается так называемое забрызгивание судна. Морская вода из-за ветра или ударов волны о борт некоторое время находится в воздухе, быстро охлаждается на морозе, поэтому со временем на обшивке возникает ледяная корочка, которая далее лишь растет и растет, а затем покрывает все большие площади.

Это безмерно мешает передвижению: сильно ухудшается управляемость, возникает крен, снижается скорость. Это явление таит в себе множество опасностей.

8. Природные пожары. Почему же они возникают? Иногда это происходит из-за сильной засухи, деревья и почва высыхают до такой степени, что загораются. Но зачастую вспыхивают торфяники. К тому же торф имеет свойство самовоспламеняться и гореть под водой! Опасные ситуации природного характера нередко развиваются по непредсказуемому сценарию.

Техногенный мир

Мы узнали, какие бывают опасные природные теперь рассмотрим техногенные ЧС. Они всегда связаны с производственной деятельностью человека, и чаще всего их последствиями являются вред окружающей среде и большое количество смертей. Рассмотрим категории и примеры опасных ситуаций.

1. Транспортные аварии. Количество погибших на дорогах людей неуклонно растет. По состоянию на 2013 год мрачные цифры таковы: полтора миллиона смертей за год. По предварительным подсчетам экспертов, к сожалению, к 2030-му есть шанс того, что смертность составит почти 3,5 миллиона людей в год! В развитых странах транспортные аварии по количеству погибших стоят на пятом месте наряду с туберкулезом, малярией и ВИЧ. Стоит также сказать о крушениях самолетов и поездов, об авариях на судах и подводных лодках. В итоге количество смертей в транспорте ужасает.

2. Внезапные обрушения зданий, сооружений. Это происходит, когда материалы теряют былую прочность либо здание построено некачественно, не в том месте.

Если вы заметили трещины на фасаде собственного дома, рекомендуем обратиться в соответствующие службы, например, в ЖКХ. Существуют специальные программы по переселению людей из аварийных построек.

Пожары и взрывы

Все мы склонны ошибаться. Так же и электроника не может служить вечно без каких-либо отклонений. В здании, на объектах хранения горючих веществ, в метро, рядом с неразорвавшимся снарядом... Много мест, где что-то может загореться, взорваться и нанести зачастую непоправимый ущерб. Это действительно опасная ситуация. ОБЖ с начальных классов учит нас, что делать при пожаре в здании, как себя вести, куда идти. Напомним еще раз эти простые правила:

  • Сразу же вызывайте пожарных, набрав 112 или 01.
  • Не поддавайтесь панике. В таком состоянии вы можете наделать глупостей.
  • Приступайте к тушению пожара водой только в том случае, если нет опасности поражения электрическим током.
  • Если концентрация дыма высока, закройте органы дыхания влажной тряпочкой или платком, передвигайтесь на четвереньках, так как вредные вещества в дыму легче воздуха и поднимаются вверх.
  • Если опасность пострадать от тока существует, отключите электроэнергию и приборы.
  • Горючие жидкости заливать водой запрещено! Используйте песок, огнетушитель, мокрую тряпку или ткань.
  • Ни за что ни открывайте окна. Огню нужен кислород для того, чтобы разгореться еще сильнее.
  • Если вам не удается своими силами ликвидировать пожар, уходите из помещения в срочном порядке, сообщите другим, ждите пожарных.
  • Если путь наружу из здания вам отрезан, выйдите на балкон, плотно закрыв дверь, ждите помощи, зовите прохожих.
  • Не входите в помещения, если концентрация дыма высока, то есть видимость меньше десяти метров.
  • Покинув здание, ни в коем случае не возвращайтесь назад. Дожидайтесь приезда спасателей.

Авария на Чернобыльской АЭС

Теперь переходим к самому разрушительному и опасному. Аварии на АЭС, ГЭС, на электростанциях и очистных сооружениях. Таких катастроф случается очень мало, но каждая из них врезается в память. Последствиями аварий на АЭС являются выбросы вредных химических веществ, опасных для жизни. Чрезвычайные ситуации на ГЭС грозят наводнениями, прорывами дамб. Авария на электростанции грозит отключением света в районе, который она обслуживает. И многие из подобных катастроф уносят десятки, сотни, тысячи жизней.

Пожалуй, такие вещи не забываются. Каждый помнит об аварии на Чернобыльской АЭС, произошедшей двадцать шестого апреля 1986 года. Огромное количество ядовитых и радиоактивных веществ оказалось в воздухе. Уровень радиации в некоторых районах до сих пор превышает допустимый в тысячи раз. Эта катастрофа стала жесточайшим уроком для всего человечества. Она признана самой крупной в истории атомной энергетики.

Так выглядит на сегодняшний день машинный зал четвертого энергоблока. Здесь высочайший уровень радиации, нахождение даже в специальных костюмах крайне опасно. После сбоя в реакторе и выброса вреднейших веществ прошли сутки, прежде чем людей начали эвакуировать из опасной зоны. Все вокруг покрылось белым налетом, но дети продолжали гулять на улицах, как ни в чем не бывало. Стояла невыносимая жара, люди ездили на рыбалку, пляж, пока все вокруг чуть ли не засветилось от радиации. Вследствие этой халатности от тяжелой лучевой болезни погибли тысячи человек.

Припять стала городом-призраком. В течение уже нескольких десятков лет здесь никто не живет. Всем известно, какие печальные последствия повлекла за собой эта опасная ситуация. ОБЖ уже в средней школе рассматривает последствия и причины таких глобальных катастроф, чтобы мы с детства осознавали весь ужас таких ситуаций и делали все, что он нас зависит, для их недопущения. Удивительно, но в Припяти и близлежащих районах обосновались редкие виды представителей флоры и фауны. Кстати, здесь даже живут люди.

К таковым мы можем отнести крайне неблагоприятные явления и процессы, происходящие в обществе, представляющие прямую угрозу для жизни человека, его прав и свобод, а также для имущества.

Причина возникновения опасностей социального характера

Давайте рассмотрим источник зарождения этих проблем. Подобные ситуации происходят из-за того, что люди не могут решить какие-либо важные проблемы политики, экономики, культуры, этики и так далее. Человечество не оправдало надежд философов, гуманистов, например, насчет победы над голодом и помощи нуждающимся. Эти проблемы становятся все острее со временем и вызывают резонанс в обществе. Отправной точкой опасных ситуаций такого типа может стать безработица, инфляция, национализм, кризисы, низкий уровень жизни, коррупция и др. В подобных ситуациях одному придет в голову совершить самоубийство, другому - ограбить магазин, убить человека, изнасиловать кого-либо, отомстить и так далее. Некоторым инициативным людям приходит в голову примерно такая мысль: "Нужно что-то менять. Но раз правительство меня не слушает, придется переходить к радикальным действиям". И тогда они организовывают революцию. Ну и на худой конец какому-нибудь фанатику с психическими отклонениями приходит идея об объединении всего мира под своим командованием, о создании идеальной расы, о сокращении населения земли и т.п. Не менее разрушительным является банальное желание "забрать вот этот лакомый кусочек земли себе" или стремление убивать других.

Типы опасностей

Таким образом, опасные и подразделяют на два вида:

1. Собственно социальные. Они могут быть направлены на здоровье конкретного человека (самоубийства, наркомания, социальные болезни, зомбирование со стороны сект, шантаж, захват заложников, насилие, террор). Это еще раз подтверждает тот факт, что опасные ситуации в городе поджидают нас на каждом шагу.

2. Военные. Ситуации, во время которых применяется обычное, ядерное или самое новое оружие, например, биологическое, генетическое и лучевое.

Заключение

Опасные и чрезвычайные ситуации случаются повсюду, но происходят они в подавляющем большинстве случаев именно по вине самого человека. Нужно думать логически, учиться принимать быстрые и верные решения, предвидеть возможные последствия собственных действий, иначе все человечество умрет от собственной недальновидности. Будьте благоразумны!

Введение

Виды опасностей, их классификация

1 Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности

2 Классификация опасностей

3 Опасные и вредные факторы. Классификация

Причины несчастных случаев

Заключение

Введение

Безопасность жизнедеятельности - наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Взаимодействие со средой обитания может быть позитивным или негативным. Негативные воздействия в системе «человек - среда обитания» принято называть опасностями.

Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям, т. е. это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека и на окружающую среду.

Опасность - центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. В современных условиях обеспечение безопасной жизнедеятельности человека во всех сферах его деятельности является актуальным. Это обусловлено наличием множества опасностей различного характера, которые создают угрозу для здоровья и жизни населения.

Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности является основной целью безопасности жизнедеятельности.

Цель данной работы: изучить и охарактеризовать виды опасностей, дать их классификацию; раскрыть причины несчастных случаев.

Информационную базу исследования составили учебно-методические пособия по безопасности жизнедеятельности: Р.И. Айзмана, О.Б. Назаренко, А.М. Плахова, И.О. Степанова и других авторов.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

Виды опасностей, их классификация

1 Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности

Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимаются любые явления, процессы, объекты, свойства предметов, угрожающие жизни и здоровью человека.

В широком смысле слова, опасность - это угроза неблагоприятного (негативного) воздействия чего-либо на какой-то объект (организм, устройство, организацию), которое может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.

Угроза понимается как синоним слова «опасность», но более конкретная и непосредственная форма опасности причинения ущерба. Разница в том, что опасность может присутствовать, но не угрожать непосредственно. Например, ружье на стене - только потенциальная опасность, а в руках нападающего - уже конкретная угроза, непосредственная реальная опасность. Термин «угроза» позволяет более точно обозначить стадию перехода от возможной (потенциальной) опасности и наличия опасных факторов к возникновению реальной опасной ситуации, когда эти факторы накапливаются до критического уровня и готовы начать оказывать свое непосредственное неблагоприятное действие на человека, машину или иной объект.

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. Данное определение опасности в безопасности жизнедеятельности поглощает существующие стандартные понятия (опасные и вредные производственные факторы), являясь более объемным, учитывающим все формы деятельности.

Опасности хранят в себе все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Объектом изучения в безопасности жизнедеятельности является комплекс явлений и процессов в системе «человек - среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду. Универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания является потенциальная опасность. Жизнедеятельность человека потенциально опасна!

Аксиома о потенциальной опасности - основополагающий постулат безопасности жизнедеятельности. Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла. Аксиома предопределяет, что все действия человека и компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие или результат неизбежно сопровождается возникновением новых негативных факторов.

Справедливость аксиомы можно проследить на всех этапах развития системы «человек - среда обитания». Универсальность аксиомы заключается в утверждении факта, что не существуют отдельно «хорошие» и «плохие» факторы окружающей среды. Каждый из них может быть и тем и другим, всё зависит от конкретного уровня. Например, жизненно необходимая концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе - 21 %. Но уже концентрации его менее 16 % и более 26 % делают воздух дискомфортным, другими словами, непригодным для поддержания нормальной жизнедеятельности.

На всех этапах своего развития человек постоянно стремился к обеспечению личной безопасности и сохранению своего здоровья. На ранних стадиях своего развития, при отсутствии технических средств, человек непрерывно испытывал воздействие негативных факторов естественного происхождения: пониженных и повышенных температур воздуха, стихийных бедствий, контактов с дикими животными и т. п. Для защиты от естественных негативных факторов человек создает надежное жилище. Но появление жилища грозило его обрушением, ожогами от огня, пожарами. Наличие в современных квартирах бытовых приборов существенно облегчает быт, делает его комфортным и эстетичным, но одновременно вводит целый комплекс негативных факторов техногенного происхождения: электрический ток, электромагнитные излучения, шумы, вибрации, повышенная концентрация токсичных веществ в окружающем пространстве и т.д. Аналогично развиваются процессы и в производственной сфере.

Признаками, определяющими опасность, являются:

) угроза жизни и здоровью живых объектов;

) возможность нанесения ущерба здоровью и окружающей среде;

) возможность нарушения условий нормального функционирования организма человека и экологических систем.

Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами.

2 Классификация опасностей

Различают опасности естественного и антропогенного происхождения.

Источником естественных опасностей является природная среда (стихийные явления, климатические условия, рельеф местности и т. д.). Антропогенные опасности возникают вследствие воздействия человека на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т. п.). Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей.

По происхождению различают 6 групп опасностей: природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические.

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевание, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т. д.

По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные. К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это - острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями (скольжение) и др.

Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.

Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия. Формы нежелательных последствий, или ущерба, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, урон окружающей среде и др.

Триада «опасность - причины - нежелательные следствия» - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т. е. является многопричинным.

3 Опасные и вредные факторы. Классификация

По характеру воздействия на человека все опасности подразделяются на опасные и вредные факторы.

Опасный фактор - это негативное воздействие на человека, которое приводит к травмам или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

К опасным производственным факторам следует отнести электрический ток определенной силы, раскаленные тела, оборудование, работающее под давлением выше атмосферного, возможность падения с высоты самого работающего либо различных деталей и предметов.

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Воздействие на человека вредного производственного фактора может привести к профессиональному заболеванию.

К вредным производственным факторам относятся неблагоприятные метеорологические условия, запыленность и загазованность воздушной среды, воздействие шума, вибрации, наличие электромагнитных полей, ионизирующих излучений и т. д.

Четкой границы между опасным и вредным факторами часто не существует. В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный фактор может стать опасным.

Все опасности, формируемые в процессе трудовой деятельности, разделяются на физические, химические, биологические, психофизио-логические.

К физическим факторам относят: движущиеся машины и механизмы; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; повышенное давление паров или газов в сосудах; повышенные уровни шума, вибрации, инфразвука и ультразвука; недостаточную освещенность рабочей зоны; повышенный уровень электромагнитных излучений и др.

Химические факторы представляют собой вредные для организма человека вещества, подразделяющиеся по характеру воздействия (токсические, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и др.) и по пути проникновения в организм человека (органы дыхания, кожные покровы и слизистые оболочки, желудочно-кишечный тракт).

Биологические факторы - это патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности.

Психофизиологические факторы - это физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Таким образом, опасность - вероятность, возможность того, что может произойти какое-то нежелательное событие. Аксиома о потенциальной опасности: ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, следовательно - любая деятельность потенциально опасна.

Опасность бывает: естественного происхождения; технологического происхождения; антропогенного происхождения. В обобщенном виде классификация опасностей показана в табл. 1.

Таблица 1 - Классификация опасностей

Признак классификацииВид (класс)По видам источников опасностиестественные, антропогенные, техногенныеПо видам потоков в жизненном пространствеэнергетические, массовые, информационныеПо величине потоков в жизненном пространстведопустимые, предельно допустимые, опасные, чрезвычайно опасныеПо моменту возникновения опасностипрогнозируемые, спонтанныеПо длительности воздействия опасностипостоянные, переменные, периодические, кратковременныеПо объектам негативного воздействиядействующие на человека; на природную среду; действующие на материальные ресурсы; комплексного воздействияПо количеству людей, подверженных опасному воздействиюличные, групповые (коллективные), массовыеПо размерам зоны воздействиялокальные, региональные, межрегиональные, глобальныеПо видам зон воздействиядействующие в помещении; на территорияхПо способности человека идентифицировать опасности органами чувствощущаемые, неощущаемыеПо виду негативного воздействия на человекавредные, травмоопасныеПо вероятности воздействия на человека и среду обитанияпотенциальные, реальные, реализованные

Причины несчастных случаев

Воздействие на человека опасных производственных факторов, указанных выше, приводит к травмам и несчастным случаям.

Несчастный случай - непредвиденное событие, неожиданное стечение обстоятельств, повлёкшее телесное повреждение или смерть.

Несчастные случаи в зависимости от причин, места и времени происшествия делятся на две группы (рис. 1):

несчастные случаи, связанные с работой

несчастные случаи, не связанные с работой (бытовые травмы).

Рисунок 1 - Классификация несчастных случаев

Несчастным случаем на производстве называют случай воздействия на работающего опасного производственного фактора при выполнении работающим трудовых обязанностей или заданий руководителя работы.

Опасным называют производственный фактор, воздействие которого при определенных условиях на работающего приводит к травме или другому внезапному ухудшению здоровья. Повреждение здоровья в результате несчастного случая называют травмой. Травма, полученная работающим на производстве, называется производственной.

В зависимости от травмирующего фактора травмы разделяются на: физические, химические, биологические и психофизиологические (рис. 2).

Рисунок 2 - Виды травм

По тяжести производственные травмы подразделяются на 6 категорий: микротравма (после оказания помощи можно продолжать работу), легкая травма (потеря трудоспособности на 1 или несколько дней), травма средней тяжести (многодневная потеря трудоспособности), тяжелая травма (когда требуется длительное лечение), травма, приводящая к инвалидности (частичная или полная утрата трудоспособности), смертельная травма.

Установление причин несчастных случаев, травм является наиболее сложным и ответственным этапом. Каждый несчастный случай является результатом взаимодействия нескольких причин. В этом заключается принцип многопричинности несчастных случаев, который имеет принципиальное значение для расследования.

Всю совокупность причин, которые приводят к несчастным случаям, можно условно разделить на несколько групп: организационные, технические, технологические, санитарно-гигиенические, личностные (рис. 3). В каждом несчастном случае могут быть причины, относящиеся к указанным группам.

Рисунок 3 - Основные причины возникновения несчастных случаев

Организационные причины целиком зависят от уровня организации труда на предприятии. К ним относятся: недостатки в содержании территории, проездов, проходов; нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; нарушение правил и норм транспортировки, складирования и хранения материалов и изделий; нарушение норм и правил планово-предупредительного ремонта оборудования, транспортных средств и инструмента; недостатки в обучении рабочих безопасным методам труда; недостатки в организации групповых работ; слабый технический надзор за опасными работами; использование машин, механизмов и инструментов не по назначению; отсутствие или неприменение СИЗ и т. п.

Технические причины, не зависящие от уровня организации труда на предприятии, включают: несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки оборудования, приспособлений, инструментов; недостаточную механизацию тяжелых работ, несовершенство ограждений, предохранительных устройств, средств сигнализации и блокировок; прочностные дефекты материалов и т. п.

К технологическим причинам относятся: нарушение технологического процесса, отсутствие или недостаточная механизация трудоёмких процессов, неправильное обслуживание оборудования, приборов, неправильное обслуживание животных, неправильная эксплуатация транспортных средств.

Санитарно-гигиенические причины включают несоответствие условий труда требованиям КЗоТ, системе стандартов по безопасности труда, санитарным нормам, строительным нормам и правилам, повышенное (выше ПДК) содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ; недостаточное или нерациональное освещение; повышенные уровни шума, вибрации; неблагоприятные метеорологические условия, наличие различных излучений выше допустимых значений; нарушение правил личной гигиены и т. п.

Личностные (психофизиологические) причины заключаются в физических и нервно-психических перегрузках работающего. Человек может совершать ошибочные действия из-за утомления, вызванного большими физическими (статическими или динамическими) перегрузками, умственным перенапряжением анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), монотонностью труда, стрессовыми ситуациями, болезненным состоянием. К травме может привести несоответствие анатомо-физиологических и психических особенностей организма характеру выполняемой работы.

Таким образом, результатом воздействия опасных и вредных факторов на человека и природную среду является неуклонный рост травматизма, числа и тяжести заболеваний, количества аварий и катастроф, увеличение материального ущерба. Оценочные данные свидетельствуют о том, что ежегодно в мире на производстве погибают около 200 тыс. человек и получают травмы 120 млн человек. В России число погибших на производстве составляет за последние годы в среднем около 4-5 тыс., число травмированных - более 200 тыс. человек, а также фиксируется порядка 10 тыс. случаев профессиональных заболеваний в год. Основной причиной тому являются неблагоприятные условия труда, несоблюдение требований безопасности. Следует отметить, что в настоящее время растет число чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера. Крупнейшими авариями техногенного характера современности являются: авария на Чернобыльской АЭС, авария на Саяно-Шушенской ГЭС.

Заключение

Таким образом, завершая работу, сделаем краткие выводы.

) Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия. По природе происхождения опасности бывают природные, технические, антропогенные, экологические, смешанные. Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические, психофизиологические. По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные. По локализации: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом. По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д. По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический и т.п. Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др. По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых. По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на активные и пассивные. Различают априорные признаки (предвестники) опасности и aностериорные (следы) признаки опасностей.

) Несчастный случай - это непредвиденное событие, неожиданное стечение обстоятельств, повлёкшее телесное повреждение или смерть.

Основные причины несчастных случаев: организационные (нарушение технологического процесса и требований техники безопасности (ТБ), неправильная организация рабочего места и режима труда); технические (техническое несовершенство оборудования, неисправность механизмов, отсутствие или не использование защитных средств); санитарно-гигиенические (несоответствие условий труда требованиям КЗоТ, системе стандартов по безопасности труда (ССБТ), санитарным нормам (СН), строительным нормам и правилам (СНиП) и др.; психофизиологические (неудовлетворительное состояние здоровья, переутомление, стресс, опьянение и др.).

травма опасность авария техногенный

Список используемых источников

1.ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные факторы. Классификация: Постановление Госстандарта СССР от 18.11.1974 № 2551. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.

2.Айзман Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р.И. Айзман, С.В. Петров, В.М. Ширшова. Новосибирск: АРТА, 2011. - 208 с.

.Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. С.В. Белова. - М.: Высшая школа, 2003. - 357 с.

.Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Н.Г. Занько и др.; Под ред. О.Н. Русака. - СПб.: Лань, 2010. - 672 с.

.Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов и др. - СПб.: Питер, 2012. - 302 с.

.Назаренко О.Б. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / О.Б. Назаренко. - Томск: ТПУ, 2010. - 144 с.

.Плахов А.М. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие А.М. Плахов. - Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 180 с. С. 11.

.Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность: Учебно-методическое пособие / А.А. Раздорожный М.: Экзамен, 2005 512 с.

.Степанов И.О. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / И.О. Степанов и др. - Псков: ПГПУ им. С.М. Кирова, 2010 г. - 271 с.

Жизнедеятельность - это специфическая форма активного отношения к окружающему миру, направленная на его изменение и преобразование, в основе которой лежат биологические процессы. Человек, как и всё живое на Земле, существует в биосфере. Однако в последнее время биосфера постепенно утрачивала своё господствующее значение и в населённых людьми регионах стала превращаться в техносферу. Техносфера - это регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и бытовым условия жизнедеятельности. Техносфера представляет собой территории, занятые городами и поселками, промышленными зонами и предприятиями. Развитие техносферы происходит за счет преобразования природной среды. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать. В настоящее время 75 % населения Земли проживают в техносфере или зоне перехода от техносферы к биосфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных прежде всего повышенным влиянием на человека негативных техногенных факторов.

В новых техносферных условиях все чаще биологическое взаимодействие стало замещаться процессами физического и химического взаимодействия, причём уровни физических и химических факторов воздействия в XX веке непрерывно нарастали, часто оказывая негативное влияние на человека и природу. Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность общества, не сумевшего создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе. В настоящее время, чтобы решить возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизив её негативное влияние до допустимых уровней.

В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек - среда обитания».

Среда обитания - это окружающая человека среда, характеризующаяся совокупностью динамически меняющихся факторов (физических, химических, биологических, психофизиологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдалённое воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Центральным элементом системы «человек – среда обитания» является человек, а другие элементы образуют «условия жизнедеятельности» , т.е. совокупность факторов, влияющих на человека. В то же время человек, изменяя параметры среды обитания, влияет на условия жизнедеятельности.

Свойства элементов окружающей среды и их состояния по отношению к человеку могут быть благоприятными, не создающими угрозы здоровью человека, и неблагоприятными, когда такая угроза возникает. Неблагоприятные условия отождествляются с опасностью. Опасность - это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Одним из качеств жизнедеятельности является её потенциальная опасность. Потенциальность опасности жизнедеятельности заключается в том, что она носит скрытый характер и обычно проявляется при трудно предсказуемых условиях. При идентификации (выявлении) потенциальных опасностей необходимо учитывать прямые и косвенные взаимодействия объектов системы. Источниками опасностей могут быть естественные процессы и явления, техногенная среда, действия людей. Опасности могут реализовываться в виде выделений энергии, преобразования вещества, передачи информации и проявляются в пространстве и во времени.

В то же время жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации . Человеку эти потоки необходимы для удовлетворения своих потребностей в пище, воде, воздухе, солнечной энергии, информации об окружающей среде и т. п. Кроме того, человек в окружающую среду выделяет потоки механической и интеллектуальной энергии, потоки масс в виде различных отходов, потоки тепловой энергии и др. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда эти потоки находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека или природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены её элементами (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека.

Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обусловлены климатическими и природными явлениями, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей (землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, наводнения, штормы, молнии, повышенная активность Солнца, туман, гололёд и т. д.). Техногенные опасности создают элементы техносферы (машины, сооружения, вещества). В настоящее время перечень реально действующих техногенных опасностей значителен и включает более 100 видов (запыленность и загазованность воздуха, шум, ультразвук, инфразвук, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, электрический ток; аномальная температура, влажность и скорость движения воздуха; недостаточная освещенность, химические вещества и смеси, пожар, факторы трудового процесса и др.). Антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

При анализе опасностей условно различают вредные и опасные факторы среды обитания.

Вредный фактор - это фактор среды, воздействие которого может вызывать заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства. Опасный фактор - это фактор среды, воздействие которого может привести к внезапному резкому ухудшению здоровья человека или к травме (в том числе с летальным исходом).

Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяют на потенциальные, реальные и реализованные.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия. Наличие таких опасностей находит свое отражение в утверждении, что жизнедеятельность человека потенциально опасна. Оно предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы.

Реальная опасность связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени.

Реализованная опасность – это факт воздействия реальной опасности на человека или среду обитания. Реализованные опасности принято разделять на происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Происшествие – это событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, материальным или природным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) – это событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия.

Авария – это происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей.

Катастрофа – это происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью людей.

Стихийное бедствие – это происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к потере здоровья людей, или к их гибели.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это состояние объекта или территории, обычно после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровью для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная среда.

Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасности. К объектам защиты относятся человек, сообщество, государство, биосфера, техносфера и т. п. Основное желаемое состояние объектов защиты – безопасное. Оно реализуется при отсутствии опасностей или снижении их до предельно допустимых уровней воздействия. Безопасность - это состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений. Термин «безопасность» имеет практическое значение лишь применительно к системе «объект защиты – источник опасности». Отсутствие объекта защиты или источника опасности переводит разговор о безопасности в беспредметную область.

Историческим приоритетом обладают системы обеспечения безопасности человека, который на всех этапах своего развития стремился к обеспечению комфорта, личной безопасности и сохранению своего здоровья. Создание надёжного жилища - не что иное, как стремление обеспечить себя и свою семью защитой от естественных негативных факторов: молнии, осадков, диких животных, пониженной и повышенной температуры, солнечной радиации и т.п. Но появление жилища стало грозить человеку возникновением новых негативных воздействий, например обрушением жилища, при внесении в него огня - отравлением при задымлении, ожогами и пожарами.

Значимость проблем в системах безопасности непрерывно увеличивается, поскольку растёт не только число, но и энергетический уровень негативных воздействий. Если уровень влияния естественных негативных факторов практически стабилен на протяжении столетий, то большинство антропогенных факторов непрерывно повышает свои энергетические показатели (рост напряжений, давлений и др.) при совершенствовании и разработке новых видов техники и технологии (появление ядерной энергетики, концентрация энергоресурсов и т.п.).

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это область знаний о комфортном и безопасном взаимодействии человека с окружающей средой. Основная цель БЖД - защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Составляющими БЖД являются охрана окружающей среды, охрана труда и безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Конспект по безопасности жизнедеятельности

Здравствуйте, друзья! Сегодняшняя статья – первая в рубрике «Основы безопасности жизнедеятельности». В ней мы разберемся, что же за наука ОБЖ, что входит в понятие основы безопасности жизнедеятельности, какова роль ОБЖ в наше время в обществе и в жизни отдельного человека.

Думаю, большинство из нас изучали этот предмет еще в школе. Не знаю, многое ли запомнилось из школьных уроков ОБЖ. Но возвращаясь сейчас к этой теме, понимаешь насколько важен и значим этот предмет, особенно сегодня, в столь неспокойное для всех нас время.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) как предмет школьной программы – это целая система знаний и умений, система по приобретению навыков для обеспечения безопасности жизни человека в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. Так же этот предмет изучает оказание первой медицинской помощи, психологической помощи пострадавшим. И самое главное это то, что предмет ОБЖ формирует сознание, мировоззрение, характер, воспитывает в человеке самые высокие принципы нравственности и морали.

Предмет ОБЖ занимает особое положение в школьной программе. Так как основы безопасности жизнедеятельности неразрывно связаны с самой жизнью. Этот предмет максимально приближен к реальной действительности, которая окружает школьников в стенах образовательного учреждения и за его стенами на улице, среди посторонних людей, в семье, в обществе и т.д.

Курс Основы Безопасности Жизнедеятельности включает в себя основы знаний многих предметов, формирует и образовывает личность, воспитывает в учащихся такие качества характера как воля, сила духа, выносливость, мужество, честность, терпение, выдержка, психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям, ответственность за собственные поступки и слова.

Ни в одном из предметов школьной программы, как в уроках основ безопасности жизнедеятельности, так явно не прослеживается связь между знанием и воспитанием. Потому, что, не знание предмета ОБЖ может стоить слишком дорого: здоровья, разрушений или чьей-то жизни, а чтобы применить эти знания требуются определенные качества характера.

Поэтому такой прозаичный предмет как "Основы безопасности жизнедеятельности" можно охарактеризовать философскими высказываниями великих людей: «Знание – броня от всех бед» сказал Абуль Хасан Рудаки, персидско-таджикский писатель; «Знание и могущество – одно и то же » - это высказывание английского философа Фрэнсиса Бэкона. И вот еще одно высказывание римского писателя Анея Люция Сенеки «Незнание – плохое средство от всех бед».

То есть понятно, что даже в древности знание считалось очень сильным оружием и защитой для людей. К тому же знание должно быть именно то, которое действительно полезно для практического применения, которое способно предотвратить беду или защитить в чрезвычайной ситуации. "Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны" - считал древнегреческий драматург Эсхил.

Целью уроков по основам безопасности жизнедеятельности является заложить в школьников умение ориентироваться в сложной ситуации, не растеряться и при необходимости оказать посильную помощь пострадавшим. То есть задача учителя вложить в ученика знания и умения, чтобы в последующем ученик смог применить эти знания на практике уже без помощи учителя.

Вот интересное высказывание Л.Н. Толстого: «Есть знания, необходимые каждому человеку. Пока человек не усвоит всех этих знаний, все другие знания будут во вред ему».

Преподаватели, анализировавшие это высказывание, склоняются к тому, что здесь говорится о воспитание ребенка и человека. Ведь если не заложены в человеке основные воспитательные моменты, высокие принципы морали, будь он сто пядей во лбу, толку от этого бывает мало, а то и вовсе только один вред.

И сама жизнь в подтверждение этого правила приводит наглядные примеры: очень часто мы сталкиваемся в быту с учеными хамами и эгоистичными образованными циниками. Думаю всем понятно, как такие люди поведут себя в случае опасности. Про таких говорят: что в разведку бы с ним не пошел. Вот потому то и уделяется большое внимание воспитанию школьников на уроках ОБЖ.

Какие задачи, должен решать курс ОБЖ? По мнению главного специалиста по основам безопасности жизнедеятельности при московском департаменте образования В.А. Синельникова главными задачами курса "Основы безопасности жизнедеятельности" являются:

Формирование высокодуховного культурного человека, с патриотическим и гуманистическим настроем, с духовно-нравственным мировоззрением, с жизнеутверждающей философией, стремящимся к гармоничным взаимоотношениям с обществом и с окружающей средой;

Привитие здорового образа жизни, укрепление, коррекция, улучшение физического состояния учащихся;

Обучение всем навыкам и приемам по сохранению своей жизни и здоровья учащегося в экстремальных ситуациях и в быту.

Три основных блока знаний, которые включает в себя основы безопасности жизнедеятельности.

1. Обеспечение безопасности и защиты детей и взрослых в условиях чрезвычайных ситуаций.

2. Основы медицины и здоровья.

3. Основы по обороне государства. Воинская обязанность российских граждан.

Но тематические знания, не могут существовать отдельно от психологической подготовки в условиях чрезвычайных ситуаций. Так как именно психологическая подготовка влияет на успешное преодоление любых непредвиденных ситуаций. И поэтому предмет ОБЖ обязательно должен включать в себя серьезную психологическую подготовку.

Исходя из вышеизложенного понятно, что – это многогранный интересный предмет, который необходимо знать каждому гражданину, независимо от возраста и уровня жизни. Только знание основ безопасности жизнедеятельности сможет по-настоящему сделать вашу жизнь безопасной, спокойной и уверенной в завтрашнем дне. На сегодня все. Продолжу тему ОБЖ в последующих статьях. Всем благополучия и спокойствия.

С Уважением, Алексей Грин.



Просмотров