Флаг и герб российской империи. Флаг российской империи

ЧЕРНО-ЖЕЛТО-БЕЛЫЙ ФЛАГ КАК ОФИЦИАЛЬНЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ БЫЛ ВВЕДЕН УКАЗОМ АЛЕКСАНДРА II ОТ 11 ИЮНЯ 1858 ГОДА

Цвета флага означали следующее: Черный цвет – цвет Российского двуглавого орла – символ Великой державы на Востоке, символ державности вообще, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ – вот та основа, которая определяла в веках и доныне смысл самого существования русской нации, создавшей огромное государство от Балтийского моря до Тихого океана. Золотой (желтый) цвет – некогда цвет знамени Православной Византии, воспринятого как государственное знамя России Иваном Третьим Васильевичем, – вообще символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Для русских – символ преемственности и сохранения в чистоте христианской Истины – Православной веры. Белый цвет – цвет вечности и чистоты, не имеющий в этом смысле разночтений среди евразийских народов. Для русских – это цвет Святого Георгия Победоносца – символ великой, бескорыстной и радостной жертвенности за Отечество, за «други своя», за Землю Русскую, – той главной коренной черты русского национального характера, которая из века в век, из рода в род, озадачивала, восхищала и страшила иноземцев.

Первые два русских государственных цвета явились в нашем Отечестве в 1472 году после женитьбы Ивана Третьего на царевне Софье Палеолог, вместе с принятием герба от павшей под ударами турков Византийской империи. Византийский императорский стяг – золотое полотно с черным орлом, увенчанным двумя коронами, – становится государственной хоругвью России.

Еще до начала Смуты государственная хоругвь получает завершающую деталь – грудь орла закрывается большим гербовым щитом с изображением Святого Георгия Победоносца. Белый всадник на белом коне дал впоследствии законное основание третьему цвету флага – белому. Черно-желто-белый флаг соединил в себе цвета национальных геральдических эмблем и в царствование Императора Николая Первого утвердился как общегосударственный символ. Впервые в России черно-желто-белый флаг начал вывешиваться в торжественные дни после 1815 года, вслед за окончанием Отечественной войны с наполеоновской Францией.

В 1819 году в нашей Армии был впервые принят батальонный линейный значок, состоящий из трех горизонтальных полос: белой (верхней), желто-оранжевой и черной (жолнерский значок). 11 июня 1858 года Император Александр Второй собственноручно утвердил рисунок с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи на знаменах и флагах для украшения на улицах при торжественных случаях. Черно-желто-белый флаг никогда не был законным порядком отменен, так же как и бело-сине-красный никогда не был общенациональным, хотя при демократах сменил свой статус коммерческого, гражданского морского флага на статус «государственного». Российский национально-государственный флаг со времени царствования Императора Александра Третьего, с особенной яростью подвергался нападкам леводемократической общественности за свой, как тогда писали, «подчеркнуто монархический и германофильский характер». Те же самые критики, которые не усматривали в бело-сине-красном флаге полной аналогии с национальными цветами Франции и Голландии, а также со множеством третьестепенных стран, таких как Аргентина, Гаити, Гондурас, Чили, находили «позорное германофильское подражательство» в одной-единственной верхней полосе черно-желто-белого флага.

28 апреля 1883 года (7 мая 1883 года) Александр III «Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях» распорядился использовать бело-сине-красный флаг в качестве государственного флага Российской Империи, вместо чёрно-жёлто-белого.

2 67539

Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Имперский флаг, как сегодня мы привыкли видеть, состоит из верхней черной полосы, средней желтой и нижней белой. В таком виде он был принят в 1858 году. Как правильно: черный- желтый-белый или белый-желтый-черный?

С удовольствием публикую исследование исследование, посвященное истории Имперского флага России, ставшее сегодня одним из символов сопротивления либеральному режиму и национально-освободительной борьбы. Опубликованы материалы были на сайте « Москва - Третий Рим » (к сожалению, автора этого интересного материала установить не удалось).

Из статьи мы понимаем, что даже этот символ был перевернут стараниями иудо-простестантов, стремившихся максимально исковеркать смыслы. Сегодня в национал-патриотическом движении будет уже сложно объяснить, что многие годы использовался символ «с нарушенной логикой». Между тем, мы знаем, как обернуть ситуацию против тех, кто пытался подорвать Имперские символы и национальные смыслы.


Перевернутый флаг зачастую символизирует, что государство находится в критической ситуации. Филиппины являются единственным в мире государством, где флаг официально используется в двух версиях - обычной и перевернутой. Обратное положение цветных полос применяется когда Филиппины находятся в состоянии войны, или в стране вводится военное положение.

Сегодня Россия находится фактически оккупирована. Так пусть перевернутый флаг будет подчеркивать наше положение. А к логичному положению цветов Имперского триколора мы вернемся тогда, когда добьемся победы. Ведь, как говорил Конфуций ,
«З наки и символы правят миром, а не слова и правила » .

А теперь, сам материал статьи:


И СНОВА ОБ ИМПЕРСКОМ ФЛАГЕ... БИТВА ЗА ТРИКОЛОР
На эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета. Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ №33289 от 11 июня 1858 года « О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях ». Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.

Так вот до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы - белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный… Но бело-желто-черный до Александра II , а после черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром I (который просто-напросто скопировал цвета флага Голландии).
Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о «двойственности» важнейшего государственного Российского символа. По-разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые стали символом антиправительственных политических движений тех лет. Именно «торговый флаг» отстаивали т.н. «либеральные» круги, которые на весь мир кричали, что борются с деспотизмом и реакционностью царской власти, а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.
Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр II. Его сын и преемник, Александр III 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом не отменив и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-сине-красный указав также что «другие флаги допускаемы быть не должны ».
Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии. Императора «уговорили», поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета - и это подчеркивает их «единство». И объясняя это еще тем, что черно-желто-белый флаг «не имеет геральдических исторических основ в России», чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-желто-черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, - бело-желто-черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у «переворота» и автор - Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез «исправлять» российскую геральдику). Александр II по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику - и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.
Заниматься этим должен был барон Бернгард-Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Кёне родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.
Но как бы то ни было – флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых .
Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса «о государственных Русских национальных цветах». Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему – непонятно, но пошли на компромисс - в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. С таким немного повоевали в Первую Мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине.
В геральдике перевернутый флаг означает траур , это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие. Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой - нужны особые усилия особых людей.
Существование бело-желто-черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по-разному, ввиду черно-белой пленки. Приверженцы черно-желто-белого флага объясняют, что на съемках бело-сине-красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-белый режим при помощи любого известного графического редактора.
Также триколор в расположении белый-желтый-черный можно увидеть и на картинах художников.
(Васнецов В. М. «Известие о взятии Карса» 1878 год)


На картине Васнецова , посвященной русско-турецкой войне, устанавливают бело-желто-черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения №33289 « о расположении гербовых цветов » в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-желто-черные флаги.


(В центре, либо (сине-желто-красный) флаг Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско-турецкой войне (1877—1878), либо панславянский (сине-бело-красный) флаг – трудности определения по репродукции о цветности средней полосы. Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело-сине-красного) флага).


А вот картина Розанова «Ярмарка на Арбатской площади». На крышах зданий видно как развеваются бело-желто-черные флаги. А наряду с ними бело-сине-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

(Розанов , «Ярмарка на Арбатской площади»)

Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние). Также истолковывают как: черный – монашество, желтый - золото икон, белый - чистота души. Но все это из разряда народных толкований «кто как придумает».
При этом упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность . Или же если сказать по-другому: Церковь, Царь, Царство . Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Ответ очевиден.
В 1858 наряду с флагом были внесены изменения и в государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае I он был другим.

Герб Кёне, 1858 год


Для примера Герб, изображенный на монетах.
Вот монеты Николаевские, 1858 года



А вот монета 1859 года Александра II (правление Александра II, годы которого были прозваны «эпохой великих реформ», для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом к предыдущему периоду: реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности - все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло ). Здесь явственно видно, насколько точно «слизан» орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь - хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечных звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

Еще несколько монет для сравнения:



Еще в 59-ом выпустили памятную монету и медаль «Монумент Императора Николая I на коне ».

Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть



Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там «советские» - пентакли.



На изображении ниже представлено сходство герба который «сочинил» Кёне, с гербом Габсбургов.

Герб Габсбургов

Для сравнения:


1) Корона приобрела ленту (более похожая на змею), до этого в Российской геральдике эта лента никогда не использовалась;
2) Крылья ранее на всех орлах имели много перьев, а теперь стали абсолютно копировать Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там, есть маленькие перышки. При этом в нашем орле оказалось по 6 перьев, против 7;
3) Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах, был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного , теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов;
4) Хвост. Все понятно без комментариев.



ДЛЯ СПРАВКИ: АВТОР ПЕРЕВОРОТА ФЛАГА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Бернгард Карл (в России "Борис Васильевич") Кёне (4/16.7.1817, Берлин – 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то, что связали свою жизнь с Россией, только его внук стал православным).

Рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области («Монетное дело города Берлина») опубликовал в возрасте 20 лет, когда ещё был учеником берлинской гимназии. Являлся одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества. В 1841–1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель , служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и «представителем» в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль ) с чином коллежского ассесора. К концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876).
В Петербурге Кёне развил бурную деятельность. Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому «направлению», стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним «административным» названием – так появилось Археологическо-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).
Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807–1863), русский язык был восстановлен в своих правах.
Вторая половина 1850-х годов – это «триумф» Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).
Кёне принадлежит также и авторство чёрно-жёлто(золотого)-белого государственного российского флага, решённого в цветах главной фигуры и поля щита российского государственного герба (чёрный орёл в золотом поле).
Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича . Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856–1857 гг.
15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII ) княжества Рёйсс-Грейцского Каролиной-Амалией . В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном «Рёйсс-Грейцским».
При этом можно твердо заявить, что Николай II и цесаревич Алексей понимали проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т.е. бело-желто-черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-Ялтинской потешной роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.

Кроме того, на 300-летие Дома Романовых Царём Николаем II была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело-Жёлто-Чёрным.


Что же, это еще один показательный урок – уже на государственной символике - не допускайте козлов огород. Но мы уже знаем, как обернуть это оружие против них же самих .

Официально государственного флага в России не было очень долго, хотя порой бело-сине-красный трехцвет воспринимался именно как государственный — ведь его поднимали на торговых судах и чаще всего видели за границей. Но вот 11 июня 1858 г. император Александр II утвердил первый официальный государственный флаг Российской империи — черно-желто-белое полотнище.

Откуда взялись эти цвета? Отчасти их выбор был оправдан традициями западноевропейской геральдики, в соответствии с которой цвета флагов чаще всего повторяли цвета гербов правящих в этих странах династий. Так и на русском флаге верхняя черная и средняя желтая полосы соответствовали черному двуглавому орлу и желтому полю государственного герба, а нижняя — белая — кокарде Петра I и белому всаднику святому Георгию, покровителю царей московских и Москвы.

Но флаг династических цветов просуществовал недолго. Император Александр III 7 мая 1883 г. повелел в торжественных случаях вывешивать бело-сине-красный трехцвет, а 5 апреля 1896 г. специальное совещание постановило: трехцвет — «народный и государственный флаг» Российской империи. Цвета объяснялись титулом императора — «всея Великия, и Белыя и Малыя России»: красный цвет соответствовал великороссам, синий — малороссам, белый — белоруссам.

В конце XIX в. были унифицированы флаги, штандарты и вымпелы, белый, синий и красный цвета вытеснили черный, золотой и белый. Однако борьба сторонников двух флагов не прекратилась; вопрос о том, какой из них должен быть государственным, продолжал обсуждаться. Монархически настроенные круги настаивали на возвращении династического флага, а либералы выступали за сохранение бело-сине-красного флага.

Помешала его окончательному решению первая мировая война, и трехцвет сохранился как государственный, а черно-желто-белый — как династический флаг императоров.

Первая мировая война дала жизнь еще одному флагу, соединившему трехцвет и императорский штандарт и символизировавшему единение царя и народа. В нем белую и синюю полосы на крыже (в левом верхнем углу полотнища) перекрывал желтый квадрат с двуглавым орлом.

Так вот до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы - белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный, который с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом. Императора "уговорили", поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета - и это подчеркивает их "единство".

То есть, тогда, перед принятием, - бело-желто-черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у "переворота" и автор - Бернгард Карл Кёне. Он родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность. Надо ли говорить, что по-русски в ведомстве которое он возглавлял не говорили? Впрочем, тогда вообще мало говорили по-русски в высоких чиновничьих кругах.

Но как бы то ни было - флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых.

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса “о государственных Русских национальных цветах”. Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему - непонятно, но пошли на компромисс - в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. С таким немножко и повоевали в ту мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине.

В геральдике перевернутый флаг означает траур, это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие.

Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой - нужны особые усилия особых людей.

160 лет назад указом императора Александра II чёрно-жёлто-белый флаг стал государственным символом Российской империи

Трёхцветное чёрно-жёлто-белое полотнище было утверждено императором Александром II 11 (23) июня 1858 года в качестве Гербового народного флага. Этот государственный символ, введенный в сложную для Российской империи эпоху начала «Великих реформ» и преодоления последствий проигранной Крымской войны, стал символом подъема русского народного духа, ознаменовавшим собой новый расцвет, возрождение и величие Российской державы.

Описание флага гласило, что верхняя чёрная и средняя золотая (жёлтая) полосы символизируют Государственный герб Российской империи - чёрного орла на золотом фоне, а нижняя белая полоса - символ святого Георгия Победоносца, изображенного на Московском гербе в качестве всадника, поражающего копьём змия. При этом в Императорском указе содержится отсылка к историческому прошлому этих цветов. Так, в описании утверждается, что кокарда из чёрного и золотого цветов была основана императором Павлом I, тогда как знамёна и другие украшения из этих цветов употреблялись ещё при императрице Анне Иоанновне. Белая же или серебряная полоса соответствует кокарде Петра Великого и Екатерины II.

Император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древней Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Святому Георгию) в московском гербе»,

Гласит Высочайше утверждённое описание Имперского флага.

Однако историческое прошлое гербовых народных цветов имперского триколора уходит своими корнями гораздо глубже эпохи Петра Великого, Анны Иоанновны и Екатерины II. Ещё в 1497 году на грамотах Государя Всея Руси Ивана III появляется символический императорский герб Византии, изображающий чёрного двуглавого орла в золотом поле, и он соединяется с гербом Великого княжества Московского, изображающим белого всадника Святого Георгия. Стоит напомнить, что русский Государь Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Константина XI Софье Палеолог. И соединение императорского герба Византии с символикой Великого княжества Московского было олицетворением идеи Третьего Рима, выраженной в начале XVI столетия игуменом псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем: «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не быти».

Таким образом, чёрный, золотой (жёлтый) и серебряный (белый) цвета в их сочетании стали гербовыми цветами Русского государства. Согласно Соборному уложению 1649 года и Генеральному регламенту 1720 года, подлоги гербового изображения царской печати квалифицировались как преступление против самого Государя и карались смертью.

При Петре I первый Русский Императорский штандарт был также установлен в соответствии с гербовыми цветами и представлял собой полотнище, изображающее в золотом поле чёрного двуглавого орла со святым Георгием Победоносцем в белом и на белом коне. Такой порядок сохранялся и в дальнейшем. На русских боевых знаменах и кокардах сохранялись русские гербовые цвета. Даже будки для часовых и стойки для ружей были окрашены в чёрный и жёлтый. А при императрице Екатерине Великой чёрный, жёлтый и белый цвета стали использоваться для ленты и ордена Святого Георгия - высшего знака воинского отличия.

Герб Российской империи. Фото: Aleksey Stemmer / Shutterstock.com

Период правления Александра II, когда чёрно-жёлто-белый триколор стал русским национальным и государственным флагом, ознаменовался dеликими реформами во всех областях и сферах общественной жизни: освобождением крестьян, модернизацией русской армии. Под этим флагом было завершено покорение Кавказа и осуществлялось присоединение Средней Азии, была одержана славная победа в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, положившая начало освобождению балканских славян от османского гнёта.

Вскоре после убийства террористами Александра II и восшествия на престол его сына Александра III было издано Высочайшее повеление, в соответствии с которым в торжественных случаях предписывалось вывешивать бело-сине-красный флаг, появившийся в XVII столетии и установленный Петром Великим в качестве коммерческого. Несмотря на это, чёрно-жёлто-белый флаг оставался национальным русским символом и торжественно поднимался во время важных государственных мероприятий - например, во время встречи императоров России и Австро-Венгрии Александра III и Франца-Иосифа в Кремзире в августе 1885 года.

В 1896 году, накануне коронации императора Николая II, Высочайшим повелением было учреждено Особое совещание во главе с генерал-адъютантом Константином Посьетом, которое постановило, что

флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными; флаг же чёрно-оранжево-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических оснований».

Вместе с тем в российском обществе продолжалась дискуссия о том, каким должен быть главный государственный и национальный символ. В 1910 году было учреждено новое Особое совещание под председательством товарища министра юстиции А.Н.Веревкина, которому надлежало «выяснить вопрос о русских государственных цветах».

В 1912 году в русском городе Харькове православный публицист и миссионер Евстафий Воронец издал брошюру под названием «Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской государственной символизации», подвергнув острой критике комиссию Посьета, охарактеризовав её председателя как «космополита».

Более неотложные и срочные государственные дела и японская война с инородческой революцией помешали исправлению произошедшего тогда противозакония»,

Писал Воронец, выражая надежду на то, что восстановление употребления символа самобытной Русской державы скоро состоится в полной мере.

Учрежденная в феврале 1913 года в честь 300-летия Дома Романовых памятная медаль была на ленте чёрного, жёлтого и белого цветов. А в следующем, 1914 году, в соответствии с циркуляром Министерства внутренних дел Российской империи, для употребления в частном быту был введен флаг, представлявший собой бело-красное-полотнище, в левом верхнем углу которого был помещен жёлтый квадрат с чёрным двуглавым орлом и Георгием Победоносцем на белом коне. Флаг должен был означать единение Государя и народа.

Однако довести до конца дело восстановления статуса чёрно-жёлто-белого флага не удалось. Разразилась Первая Мировая война, а затем революция, обрушившая русскую монархию и великую Российскую империю. Вновь в Россию чёрно-жёлто-белое полотнище вернулось в начале 1990-х годов. Его активно использовали и продолжают использовать национал-патриотические и монархические движения. В 1993 году чёрно-жёлто-белый триколор (в народе - имперский флаг) стал, наряду с государственным флагом СССР, символом сопротивления ельцинской диктатуре. Активно использовался он и сторонниками Русской Весны на бывшей Украине.

В России на протяжении последних лет продолжаются дискуссии о признании чёрно-жёлто-белого имперского флага официальным историческим символом Российского государства с наделением его соответствующим правовым статусом. Принятие такого решения на государственном уровне, несомненно, станет актом уважительного отношения к великому прошлому нашей страны.

За время правления Династии Романовых флаг государства Российского менялся несколько раз. Сначала Петром I был принят, так называемый, Андреевский флаг. Этот флаг одновременно был символом и государства и флота. Затем, уже гораздо позже, Петр I принял в качестве основного флага государства бело-сине-красный флаг. 11 июня 1858 года Александром II в качестве официального флага Российской Империи был принят черно-желто-белый флаг или романовский. Этот флаг был государственным до 28 апреля 1883 года. В этот день Александр III в указе "Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях" распорядился использовать бело-сине-красный флаг в качестве государственного флага Российской Империи, вместо чёрно-жёлто-белого. При Николае II флаг претерпел небольшое изменение: в верхнем левом углу бело-сине-красного флага появился черный двуглавый орел на золотом поле. После Октябрьской Революции 1917 года бело-сине-красный флаг перестал быть основным символом Российского государства. И лишь в 1993 году приказом президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина бело-сине-красный флаг вновь стал символом уже Молодой России.

Черно-желто-белый флаг как официальный (государственный) флаг Российской Империи был введён Указом Александра II от 11 июня 1858 года. Цвета флага означали следующее: Черный цвет - цвет Российского двуглавого орла - символ Великой державы на Востоке, символ державности вообще, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ - вот та основа, которая определяла в веках и доныне смысл самого существования русской нации, создавшей огромное государство от Балтийского моря до Тихого океана. Золотой (желтый) цвет - некогда цвет знамени Православной Византии, воспринятого как государственное знамя России Иваном Третьим Васильевичем, - вообще символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Для русских - символ преемственности и сохранения в чистоте христианской Истины - Православной веры. Белый цвет - цвет вечности и чистоты, не имеющий в этом смысле разночтений среди евразийских народов. Для русских - это цвет Святого Георгия Победоносца - символ великой, бескорыстной и радостной жертвенности за Отечество, за "други своя", за Землю Русскую, - той главной коренной черты русского национального характера, которая из века в век, из рода в род, озадачивала, восхищала и страшила иноземцев.

Первые два русских государственных цвета явились в нашем Отечестве в 1472 году после женитьбы Ивана Третьего на царевне Софье Палеолог, вместе с принятием герба от павшей под ударами турков Византийской империи. Византийский императорский стяг - золотое полотно с черным орлом, увенчанным двумя коронами, - становится государственной хоругвью России.

Еще до начала Смуты государственная хоругвь получает завершающую деталь - грудь орла закрывается большим гербовым щитом с изображением Святого Георгия Победоносца. Белый всадник на белом коне дал впоследствии законное основание третьему цвету флага - белому. Черно-желто-белый флаг соединил в себе цвета национальных геральдических эмблем и в царствование Императора Николая Первого утвердился как общегосударственный символ. Впервые в России черно-желто-белый флаг начал вывешиваться в торжественные дни после 1815 года, вслед за окончанием Отечественной войны с наполеоновской Францией.

В 1819 году в нашей Армии был впервые принят батальонный линейный значок, состоящий из трех горизонтальных полос: белой (верхней), желто-оранжевой и черной (жолнерский значок). 11 июня 1858 года Император Александр Второй собственноручно утвердил рисунок с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи на знаменах и флагах для украшения на улицах при торжественных случаях. Черно-желто-белый флаг никогда не был законным порядком отменен, так же как и бело-сине-красный никогда не был общенациональным, хотя при демократах сменил свой статус коммерческого, гражданского морского флага на статус "государственного". Российский национально-государственный флаг со времени царствования Императора Александра Третьего, с особенной яростью подвергался нападкам леводемократической общественности за свой, как тогда писали, "подчеркнуто монархический и германофильский характер". Те же самые критики, которые не усматривали в бело-сине-красном флаге полной аналогии с национальными цветами Франции и Голландии, а также со множеством третьестепенных стран, таких как Аргентина, Гаити, Гондурас, Чили, находили "позорное германофильское подражательство" в одной-единственной верхней полосе черно-желто-белого флага.

28 апреля 1883 года (7 мая 1883 года) Александр III "Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях" распорядился использовать бело-сине-красный флаг в качестве государственного флага Российской Империи, вместо чёрно-жёлто-белого.

Появление в России трехцветного (поясного – с горизонтальным расположением полос) бело-сине-красного флага большинство историков также связывает с царствованием Алексея Михайловича. Очень интересно описывается история зарождения трехцветного российского флага в книге А. Я. Дегтярева «История Российского флага»: «В конце 60-х годов XVII века по указу царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, в подмосковном селе Дединове начали строить «воинский корабль», названный гордо и грозно – «Орел». Это была первая ласточка будущего российского военного флота. В документах о строительстве и оснащении «Орла», педантичным капитаном Бутлером, упомянуты материалы, необходимые для изготовления морских знамен и вымпелов. Упомянуто «большое знамя, что живет на корме», «узкое долгое знамя, что живет на среднем большом дереве», «знамя, что живет не переднем лежачем дереве». О цветах этих морских знамен Бутлер оставил в одном из документов следующее замечание: «Флаги те цветами, как Великий Государь укажет, но такое бывает, какого государства корабль, того государства и знамя». О том, какие цвета указал Тишайший для флага, говорят древние документы. Царь приказал отпустить «на знамена и яловчики к корабельному строению в селе Дединове киндяки и тафту (сорта материи) червчатую, белую и лазоревую». То есть красную, белую и синюю».

Данное документальное свидетельство разрушает один из аргументов позднейших критиков бело-сине-красного флага. Они не упускали случая утверждать, что этот флаг был учрежден Петром I именно для торгового, частного флота и поэтому государственным флагом признан быть не может. Однако бело-сине-красная расцветка флага возникла в связи со строительством корабля «воинского». Тем более первого боевого корабля России, легендарного «Орла», родоначальника русского военного флота. Расположение цветов на флаге «Орла» было, конечно, не таким, какое позднее собственноручно начертал Петр Великий. Флаг имел синий прямой крест, разделяющий полотнище на четыре равные части-крыжи. Первый и четвертый были белые, второй и третий – красные. В последней трети XVII века флаг такого рисунка довольно прочно закрепился на мачтах больших и малых русских судов. Доказательством тому служит то, что в конце века, когда уже появились петровские геральдические новации, временно под этим флагом русские корабли ходили на Азов.

Летом 1693 года молодой Петр направился в Архангельск, где впервые в жизни увидел морские корабли. Английские и голландские парусники как раз готовились к отплытию, и молодой царь непременно решил проводить их в море. Флаги на иностранных кораблях были достаточно просты по рисунку, не утяжелены надписями, как русские хоругви, ярки и потому видны издалека.

Вскоре молодой царь принял решение – строить два корабля для своего флота. Один при его деятельном участии тут же заложили на верфи в Архангельске, а другой был заказан в Голландии.

Только в середине сентября Петр отправился в столицу. Из Архангельска двинулись водным путем в сторону Вологды. Здесь он пожаловал архиепископу Афанасию свой струг «с парусом, якорем, со всею прикрасою и снастью судовою». В числе корабельных «прикрас» были пожалованы архиепископу три флага, которые развевались на судах Петра. Один большой – «флаг царя Московского» и два поменьше, с иерусалимскими прямыми крестами.

Полотнище «Флага царя Московского» разделялось на три горизонтальные полосы: верхняя – белая, средняя – синяя и нижняя – красная. В полотнище флага был вшит увенчанный тремя коронами желтый двуглавый орел со скипетром и державой. На груди орла был помещен красный щит с изображением Святого Георгия, колющего копьем зеленого дракона. Примечателен в отношении цветовой гаммы и один из флагов с крестом. Он был белым, с вшитым красным иерусалимским крестом. Любопытно то, что флаг имел длинный бело-сине-красный хвост. Наконец, третий флаг, изготовленный из белой шелковой материи, имел квадратную форму и в него был вшит желтый крест. Эти три флага, сыгравшие немалую роль в позднейших спорах, выступают как три загадки, на которые мало кто обращал внимание.

Тогда возникает еще один вопрос, – не в Архангельске ли были изготовлены и другие флаги, в частности, – бело-сине-красный? Уезжая из Москвы, Петр наверняка не имел с собой бело-сине-красного стяга. Его тогда еще попросту не существовало, и нет никаких известий о геральдической деятельности молодого царя, относящихся к этому времени. Не было перед глазами никаких образцов, которые заставили бы заработать воображение. Однако все это разом появилось в Архангельске.

По другим источникам – сам царь Петр, работавший в конце 90-х гг. XVII в. на судоверфях Амстердама, вернувшись в Россию, учредил флаг по типу голландского триколора, но с иным порядком чередования цветов. В начале XVIII в. он описывался так: «Флаг Его Царского Величества московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотом с царской короною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным св. Георгием, без змия». Торговым флагом в 1693 – 1700 гг. считался белый стяг с двуглавым черным Орлом.

«Голландская» версия у многих создает устойчивое впечатление о том, что Петр придумал бело-сине-красный стяг под впечатлением пребывания в Голландии. Но Петр отправился в Голландию в 1697 году, тогда как флаг появился несколькими годами ранее. Конечно, знакомство Петра с голландским морским флагом, как и с флагами других стран, к этому времени уже состоялось – в архангельском порту наблюдал он их немало, но той глубокой симпатии к Голландии, которую Петр привез из европейского путешествия, еще не было. И поэтому утверждение о том, что влияние голландской геральдики было главной и единственной причиной появления бело-сине-красного стяга, мягко говоря, сомнительно. На самом деле, создавая новый флаг, Петр обнаружил глубокую приверженность российской геральдической традиции. Он сохранил прямую преемственность с тем старым крестовым флагом, под которым, по-видимому, прибыл в Архангельск летом 1693 года.

Первые несколько лет после своего появления «флаг царя Московского» – бело-сине-красный стяг с нашивным орлом – был только царским корабельным штандартом, и русские корабли по-прежнему бороздили реки и моря под крестовым флагом. Так продолжалось до 1697 года, когда Петр ввел на флоте новый флаг – трехцветный, но без нашивного двуглавого орла.

Почти десятилетие на рубеже XVII – XVIII вв. трехцветный бело-сине-красный флаг служил боевым знаменем России как на суше, так и на море. С ним Русская армия и флот совершали Азовский поход 1696 г. Он развевался на корме корабля «Крепость», совершившем в 1700 г. переход из Азова в Стамбул, доставившем в Турцию русского посла для заключения перемирия с Османской Империей. Под этим знаменем русская гвардия в 1700 г. героически защищалась под Нарвой. Бело-сине-красные знамена несли русские войска в 1701 – 1704 гг. в сражениях при Эрестфоре, при штурме Нотебурга и взятии Нарвы. В 1716 г. этот флаг реял на флагмане «Ингерманланд», когда Петр I командовал соединенным флотом России, Голландии, Дании и Англии, готовившим военную операцию против Швеции.

Но постепенно в ходе Северной войны 1700 – 1721 гг., сначала в армии, а затем и на флоте (в 1703 – 1712 гг.), утвердился «штандарт во образе креста Святого Андрея» – Андреевский флаг, являющийся по всеобщему признанию одним из красивейших в мире. А 20 января 1705 г. Петр I именным указом даровал бело-сине-красный флаг только торговому флоту. Как Андреевский флаг на военных кораблях, так и бело-сине-красный флаг на коммерческих судах указывали на их государственную принадлежность России и в этом «национальном» значении были известны всему миру. При этом бело-сине-красные цвета на флоте не исчезли. После утверждения Андреевского флага они сохранялись в корабельных и галерных вымпелах.

В основном бело-сине-красную символику имела сухопутная армия России в Петровскую эпоху. Армейские офицеры носили отличительный знак – широкий бело-сине-красный офицерский шарф, который являлся как бы малым подобием национального флага.

В послепетровское время в России, под влиянием немецкого окружения царствующих особ, национальные цвета почти «потерялись». После крушения наполеоновской Франции и образования в 1815 г. «Священного союза» эта тенденция еще более усилилась. Получилось так, что Россия, Пруссия и Австрия в своей государственной символике использовали практически одинаковые цвета. У Пруссии был черно-белый флаг, черные и желтые полосы имели флаги многих немецких княжеств. В России, ориентировавшейся со времен Анны Иоанновны на немецкие образцы, эти цвета также приобрели государственное значение. Что касается бело-сине-красных цветов, то они постепенно становились народными – ими украшались ярмарки, выставки, народные гуляния на масленицу. В соответствии с дипломатическим протоколом Российский национальный флаг лучше знали за рубежом, нежели внутри страны. Бело-сине-красные флаги вывешивал в 1856 г. Париж при заключении Парижского мирного договора, а также Варшава и Рига, встречая императора Александра II. Однако 11 июня 1858 г. император утвердил рисунок и расположение «гербовых цветов на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшения при торжественных случаях». Вместе с тем, поскольку народная молва связывала бело-сине-красные цвета с именем Петра Великого, они сохраняли свое значение и почитались как исторические, «петровские». В качестве официального (государственного) флага России триколор был утвержден накануне коронации Николая II в 1896 г. Тогда красный цвет означал державность, синий - цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, белый - цвет свободы и независимости. По другой трактовке цвета флага означают единство трех братских восточно-славянских народов: белый - цвет Белой Руси (Белоруссии), синий - Малороссии (Украины), красный - Великороссии (России). Расположение полос Российского Государственного флага, остававшееся неизменным на протяжении веков, совпадает с древним пониманием строения мира: внизу – физический, выше – небесный, еще выше – мир божественный. В другом понимании значение расцветки Российского Государственного флага звучит так: белый цвет – Вера, синий цвет – Надежда, красный – Любовь.

Последний флаг Российской Империи. Бело-сине-красный с черным двуглавым орлом на золотом поле в левом верхнем углу, представлявший собой олицетворение лозунга "Единение Царя с народом". Он был создан по почину Государя Императора Николая II во время Первой Мировой Войны в 1914 году. Следующая выдержка из журнала "Летопись Войны" 1914-15 гг. описывает это событие: "Святость души нашего народа в настоящую тяжелую годину сопровождается полным слиянием и единением его с мыслями и чувствами Государя Императора. Вот почему Его Императорское Величество изволил воочию засви-детельствовать о сем перед всем миром, и отныне, в знак тесного единения Православного Царя с Его верным народом, в русском национальном флаге у древка между белой и синей полосами (на четверти общей величины у каждой) будет вечно красоваться Императорский Штандарт (желтый квадрат с черным, российским гербом). Это Великая Царская милость всему Русскому народу".



Просмотров