Правоведение обязательства. Общие положения об обязательствах. Стороны обязательства. Способы обеспечения обязательств

Понятие и содержание политических конфликтов

Конфликт вездесущ. Он сопровождает человека всю его жизнь. Не будет преувеличением утверждение, что роль и место конфликтов в политике более чем существенны. А если это так, то необходимо представлять это явление, дабы в случае необходимости занять позицию, соответствующую своим политическим взглядам.

Теории конфликтов сложились в XIX-XX вв., их авторы выражали три основных подхода к пониманию роли конфликтов в обществе: первый содержал признание ведущей роли конфликтов в общественном развитии их принципиальной неизбежности и неустранимости из жизни социума (это направление представляют Г.Спенсер, Л.Гумплович, К.Маркс, Г.Моска, Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Боулдинг, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, В.И.Ленин и др.); второй фиксировал неприятие конфликтов, проявляющих себя как войны, революции, классовая борьба, социальные эксперименты, и, соответственно, считал их аномалиями общественного развития, вызывающими нестабильность, нарушение равновесия в социально-экономической и политической системах (сторонниками данного направления являются Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, В.С.Соловьев, М.М.Ковалевский, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, И.А.Ильин); третий рассматривал конфликты в качестве одного из многих видов социального взаимодействия и социальных контактов наряду с конкуренцией, солидарностью, кооперацией, партнерством (выразители этого направления Г.Зиммель, М.Вебер, Р.Парк, Ч.Миллс, Б.Н.Чичерин и др.). Таким образом, несмотря на полярное отношение к конфликтам, основоположники современной конфликтологии относились к ним как к неустранимым атрибутам общественной жизни и деятельности, способным, при определенных условиях, выполнять роль стимуляторов прогресса, совершенствования социальных структур, интеграции и стабилизации социальных групп, институтов и социальных систем в целом.

Выявление специфики политического конфликта предполагает первоначально определить смысл родовых по отношению к нему понятий «конфликт», «социальный конфликт», которые являются производными от латинского слова – conflictus, что означает «столкновение».

Одно из самых признанных определений конфликта дал американский социолог Л. Козер. Он полагал, что конфликт – это такое поведение, которое влечет за собой борьбу между противными сторонами из-за дефицитных ресурсов и включает в себя попытку нейтрализовать противника, причинить ему вред или устранить его. В его определении четко названы причины – дефицит ресурсов – и предмет конфликтного поведения сторон: власть, статус, материальные и духовные блага, а также охарактеризована их стратегия в отношении друг друга – нейтрализация или уничтожение соперника. Термин «борьба» в определении конфликта подчеркивает не только ожесточенность взаимодействия субъектов, но и возможную динамику его форм.



Несмотря на социально ориентированное определение конфликта Л.Козера, необходимо подчеркнуть, что «борьба», «противостояние» в различных формах присущи всему материальному миру. Нас же интересует их проявление в мире социальных субъектов - индивидов, социальных групп и слоев, политических партий, государств и т.д. Поэтому социальный конфликт можно определить как столкновение сторон (социальных субъектов), преследующих осознанно несовместимые интересы.

Именно поэтому выделение политических конфликтов в особый тип абсолютно обоснованно, прежде всего, потому, что политика – это весьма самостоятельный и специфичный мир, отличный от других сфер общественной жизни. Кроме того, это обусловлено тем, что политический конфликт, во-первых, возникает и существует по поводу политической власти и ее функционирования в обществе; во-вторых, в политическом конфликте задействованы не отдельные индивиды, социальные группы, общественно-политические организации, а также правовые институты, партийные системы, политическая культура общества, поскольку политика вершится там, где действуют тысячи и миллионы людей со своими интересами; в-третьих, политический конфликт наиболее социально значим, его последствия, независимо от желания не участвующих в политике, сказываются, как правило, на всех сферах общественной жизни, поскольку реализуются в политических решениях.

Анализ политического конфликта начнем с его содержания, представляющего собой довольно сложную систему взаимосвязанных явлений социально-политической жизни и деятельности его участников (субъектов).

Под субъектом политического конфликта понимается то или иное социальное объединение (формально или неформально организованное) или личность (личности), мобилизуемые в политическом поле с помощью политических технологий, стремящееся посредством специфической деятельности реализовать свои, противоположные другим социально-политическим силам, интересы по поводу политической власти.

Следовательно, субъект политического конфликта не существует в готовом виде. Его участники, а к таковым могут относиться: а) социальные группы (слои), классы, нации; б) формально организованные в социальные (политические, экономические и т.п.) объединения - государство и их коалиции, партии и т.д.; в) неформальные объединения в виде политизированных социальных движений, экономических и политических групп давления, которые втягиваются в политическое поле посредством политических технологий, принуждения и манипуляций. В зависимости от своей активности, уровня организации, наличия всевозможных ресурсов, мобилизационного потенциала, субъекты могут влиять на динамику политического конфликта.

Субъекты политического конфликта по степени их участия в его динамике могут быть «основными» - это те, кто непосредственно совершает активные действия друг против друга. Кроме того, выделяются «неосновные» или «косвенные» субъекты. Это политические силы, не принимающие непосредственного участия в протекающем конфликте, но посредством политической, экономической, идеологической или даже военной помощи поддерживающие ту или иную сторону. Нередко косвенные участники конфликта оказываются настолько «втянутыми» в его динамику, что становятся его основными субъектами. В ходе самого конфликта могут появляться и новые субъекты, в том числе и из числа тех, кто пытался содействовать его урегулированию. Как раз в этом заключается опасность подключения (в любой роли) к конфликту его эпизодических участников. Вместе с тем истории известны и случаи выхода из конфликтного взаимодействия того или иного участника, хотя сам конфликт ещё далёк от своего урегулирования.

Подобное выделение субъектов политического конфликта является сугубо условным, поскольку он представляет собой сложную систему взаимодействия не только противоборствующих субъектов (сторон) конфликта, но и взаимоотношений и взаимосвязей внутри конфликтующих групп. Кроме того, логика политического поля оказывает влияние на структуру и функции конфликтующих групп, делая их подвижными, изменчивыми, а поведение – слабопредсказуемым.

Следующим обязательным элементом анализа содержания политического конфликта является предмет конфликта . Это то, по поводу чего происходит столкновение политических сил. С точки зрения профессора А.В. Дмитриева под предметом конфликта понимается объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной раздора между сторонами. Предмет конфликта - это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Одновременно им используется категория «объект конфликта», под которым подразумевается конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта.

Как известно, проблема приобретает политический характер, если она: касается вопросов государственной власти и, следовательно, имеет государственный масштаб; затрагивает интересы миллионов и входит в их сферу влияния; имеет юридическое значение и требует вмешательства законодателей; публичная власть, ее структуры и лица признают за собой право решать эту проблему или массы требуют от них такого решения; она становится предметом (объектом) соперничества и борьбы за власть разных политических групп.

Таким образом, предмет политического конфликта, как и сам конфликт, обусловлен политической сферой общества, то есть властью и властными отношениями. Исходя из этого, предметом политического конфликта являются специфические ресурсы – государственная власть, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти в целом политической общности. В этом ключевое отличие политического конфликта от всех остальных. Если в экономической сфере ресурсы можно поделить относительно справедливо, то в политике это не возможно.

Однако, следует иметь в виду, что предмет политического конфликта - не статичен. По мере развития конфликта могут меняться, как было уже отмечено, не только участники, но и предмет спора. Например, в начале первой Мировой войны предметами конфликта как для России, так и для Германии были: территория, рынок сырья и сбыта и т.д. После октября 1917 г. наряду с этими же предметами появился новый, ставший приоритетным - новый политический режим в России, установленный после Великой Октябрьской социалистической революции.

Вместе с тем наличие субъектов общественно-политической жизни и предмета раздора между ними ещё не означает наличия конфликтной ситуации. Она возникает, во-первых, с появлением и развитием социального (политического) противоречия, а во-вторых, с осознанием субъектами наличия этого противоречия и необходимости его разрешения.

Таким образом, следующим элементом содержания политического конфликта является наличие осознанного субъектами конфликта объективного или мнимого (воображаемого) противоречия , приводящего к конфликту. Необходимость осознания существующего противоречия подчёркивает, что оно, даже имея в своём генезисе объективные причины, по своей социальной сути носит объективно-субъективный характер. Процесс же выбора метода разрешения этого противоречия - сугубо субъективен. Его суть заключается только в том, какой именно метод будет выбран: конфронтационный или мирный. Следовательно, и генезис конфликта , будучи адекватным сущностному становлению противоречия, породившего конфликт, носит субъективный характер .

Правильное выделение противоречия, лежащего в основе конфликта, способствует определению вида конфликта. Антагонистическое противоречие ведёт к антагонистическому (непримиримому) конфликту и, наоборот, агонистическое противоречие - к агонистическому (примиримому) конфликту. Несколько иначе осуществляется классификация конфликтов на основе степени различия противоречия «теорией игр»: а) конфликты «с нулевой суммой» и б) конфликты «с ненулевой суммой».

Политические противоречия, конкретизируясь в предмете конфликта, затрагивают следующий элемент содержания политического конфликта - интересы субъектов , которые отражают их отношение к существующему противоречию и конечному результату его разрешения.

Исходя из определения интересов, фактически именно они являются причиной действий субъектов, определяющих их социально-политическое поведение. В таком случае, политический интерес в контексте рассматриваемой нами проблемы - это избирательное отношение субъекта конфликта к каким-либо политическим явлениям, событиям, процессам, политической деятельности, основанное на его мировоззренческих принципах, убеждениях, установках. Это та внутренне осознанная движущая сила политического поведения, которая побуждает субъект к столкновению с противоборствующей стороной и конкретным действиям по достижению поставленных целей.

Следующим элементом содержания политического конфликта являются его цели - предвосхищение (прогнозирование) субъектом конечного результата конфликтных действий . Другими словами, можно сказать, что это видение субъектом предмета конфликта после конфликтных действий. Цели выступают своеобразным связующим звеном фактически всех элементов содержания конфликта. Это объясняется тем, что именно в предвосхищении конечного итога своих действий (целях) субъекты конфликта формулируют своё видение предмета конфликта после разрешения существующего противоречия, концентрированно выраженного в их коренных интересах.

Сама политика является целеполагающей деятельностью. Она возникает и осуществляется ради определённых целей. Но так как цели политики внутренне противоречивы и разнообразны, то гарантией гармоничного сочетания общих (общественных, государственных) и частных (личностных, групповых) целей призвано служить государство. Ещё Платон, выражая эту высшую цель всей политики, писал: «Царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей».

Вместе с тем определение существующих противоречий, интересов и целей - это, своего рода, «теоретические основы конфликта», рефлексия конфликтующих сторон. В процессе же перехода от политической рефлексии к конфронтационной деятельности обязательно встаёт решающая для определения характера и результата этой деятельности проблема соотношения целей, средств и методов конфликта. В соответствии с этим, в содержание целей, наравне с прогнозированием конечного результата, входит выбор (обоснование, оценка) средств и методов борьбы, которые одновременно выступают и составляющими элементами содержания политического конфликта в целом.

«Средства» и «методы» в политике - близкие понятия. В мировой общественно-политической и научной литературе под «средствами» принято понимать конкретные факторы влияния субъектов политики на объекты . Это - пропагандистские кампании, забастовки, вооружённые действия, электоральная борьба и т.п. Все эти средства применимы и при характеристике политических конфликтов. Методы политики, так же, как и политических конфликтов, характеризуют способы воздействия средств на противоположную сторону. К ним, прежде всего, относятся насильственный и ненасильственный методы.

Таким образом, обобщая сказанное, можно предложить следующее определение политического конфликта. Политический конфликт - это теоретическое и практическое противоборство за власть субъектов политики - доверенных лиц и органов, больших социальных групп, мобилизуемых посредством номинации с целью модифицировать, трансформировать или сохранить социальный порядок.

Любой политический конфликт своей содержательной стороной влияет на те функции, которые он реализует в обществе. Если под функциями понимать ту роль, которую играет политический конфликт в стимулировании социально-политических процессов, изменении, переструктурировании общественных отношений, то они могут быть объединены в две группы: конструктивные и деструктивные. К первым можно отнести: функцию разрядки сложившейся политической напряженности, т.е. конфликт позволяет восстановить необходимое социально-политическое равновесие, политическую стабильность общества, способствует возобновлению сотрудничества во взаимоотношениях между участниками; коммуникативно-информационную функцию, т.е. конфликт способствует лучшему познанию его участников, что приводит их к «сближению» и определенной переоценке ценностей существовавших до конфликта; функцию развития общества, т.е., будучи одним из средств разрешения противоречий, конфликт становится движущей силой его развития; функцию стимулирования социально-политических процессов, т.е. способствующих ускорению тех или иных преобразований в обществе, объединению (интеграции) социальных групп через усиление группового сознания.

Ко вторым: дестабилизирующую функцию, т.е. конфликт может привести к дезинтеграции и, соответственно, дестабилизации общества в целом, какой-либо его системы; функцию изменения отношений власти, т.е. конфликт может повлиять на необходимое изменение властных отношений и структур; разрушительную функцию конфликта с применением вооруженного насилия приводит к гибели людей и материальных ценностей, в том числе и в международных отноше6иях.

Итак, политический конфликт вызревает из субъективных представлений об объективной реальности, которые, материализуясь в действиях, приводят к столкновению исповедующих разные взгляды политических групп. Он присущ политике, в силу различных представлений политических субъектов по поводу одной и той же политической реальности.

Для того, чтобы многообразный мир политических конфликтов стал более понятным, а также для максимально правильного выбора управляющих конфликтом технологий, он нуждается в определенном упорядочении и типологизации.

Типология политических конфликтов предполагает использование различных критериев. Одним из таких критериев является выделение в рамках поля политики областей, которые по своей сути всегда являются политическими, таковыми являются политический режим, завоевание власти и ее осуществление. Отсюда первая группа политических конфликтов, которую можно назвать государственно-правовыми . Это конфликты, возникающие в системе государственной власти, они институционализированы, преимущественно рациональные и осуществляются публично. В ходе таких конфликтов ведется борьба вокруг функционирования старых и возникновения новых государственных институтов, объема их полномочий, конституционных положений, регулирующих эти полномочия, ресурсы власти и т.д.

К ним можно отнести: конфликты между институтами политической власти (законодательной и исполнительной); между государством и отдельным институтом (например, государством и политической партией); между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить; между государством и личностью (проблемы соблюдения прав человека); между государством (или отдельным институтом) и обществом (проблема легитимности) и т. д.

Поскольку данные конфликты как бы запрограммированы в политической системе, накопление социальной напряженности в ее недрах может породить новое качественное состояние последней – политический кризис . Это переломное состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности и нестабильности. Основой его является изменение соотношения сил в правительстве и парламенте, как следствие изменения общественных настроений, прежнего политического баланса в обществе.

Внутриполитические кризисы по степени их глубины и опасности для общественной стабильности можно выстроить следующим образом.

Правительственный кризис . Возникает в станах, где правительство формируется на многопартийной основе и проявляется в потере кабинетом министров опоры в обществе, аппарате, парламенте, что ставит под угрозу возможность выполнять свои обязанности и его легитимность в целом.

Парламентский кризис . В парламенте могут возникать конфликты между: партийными фракциями; парламентом и правительством; парламентом и президентом; парламентом и группами давления; парламентом и его комитетами и т.д. Парламентский кризис проявляется в длительном отсутствии большинства в парламенте при принятии решений по тем или иным вопросам, что не позволяет выполнять законотворческие функции, или в острой конфронтации равных по силе парламентских фракций по любому вопросу, что приводит к параличу деятельности парламента. Преодоление патовой ситуации происходит, как правило, через роспуск парламента, что для демократических государств является как чрезвычайным, так и обыденным явлением.

Конституционный кризис . Он проявляется в ослаблении государственности и возникновения противоречий в социальном и политическом строе государства. Ему, как правило, предшествуют конфликты порожденные внутренними противоречиями конституции (Россия 1989-1991 гг.); конфликтами органов государственной власти с конституцией, проявляющиеся в попытках обойти конституционные нормы вследствие политического расчета или правовой неграмотности. Последствиями конституционного кризиса могут быть: ослабление конституционного строя; нарушение целостности государства (Беловежское соглашение 1991 г.); подрыв безопасности государства вследствие создания не предусмотренных Конституцией и законами структур власти и вооруженных формирований, стремящихся к захвату власти.

Другой тип политических конфликтов – статусно-ролевые . Статусно-ролевая структура политической сферы иерархична. Различные группы, институты власти, социальные страты, индивиды занимают в ней различные ступеньки, ячейки, которые обладают неодинаковыми возможностями влиять на политику и играть ту или иную роль. Наиболее типичными конфликтами такого рода являются несовпадения: материально-экономического и политического статусов (высокий доход - ограниченность политических прав и возможностей, и наоборот, низкий доход - широкие политические права и возможности); социокультурного и политического статусов; предписанного (например, национальность) и достигнутого (профессионально-служебный, политический) статусов.

Кроме того, источником статусно-ролевых конфликтов может стать несоответствие между высоким социальным статусом правящей элиты и ее личностными способностями, а следовательно, ролевым поведением и его результатами.

Третьим типом в пространстве политических конфликтов являются конфликты на основе существенных расхождений в политической культуре . Речь идет не просто о конфликтах из-за ценностей как расхождений в идеалах, предпочтениях, ориентациях, но о конфликтах на почве политических культур как способов восприятия, эмоционального ощущения реальности, а также способов политического мышления и действия больших социальных групп. Даже беглый анализ развертывающихся в современном мире конфликтов показывает, что культурная составляющая в них все больше выдвигается на передний план и не исключена вероятность того, что она станет главной в ближайшем будущем.

За пределами нашего внимания остались формыпротекания конфликта. Поэтому было бы уместным уделить внимание функциональным аспектам политических конфликтов как основанию для их типологизации.

Функциональный аспект политических конфликтов предполагает учет нескольких моментов, связанных с особенностями их протекания. Во-первых, это степень и характер нормативной регуляции конфликтов, позволяющий выделять институциализированные и неинституциализированные (Л.Козер) (внеинституциональные) конфликты. Характеризующие способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры. Во-вторых, функциональная роль последних в политической и общественной жизни (конструктивная или деструктивная), а также степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политического процесса.

К последнему основанию относятся конфликты «с нулевой суммой», когда позиции сторон противоположны, и поэтому победа одной из них оборачивается поражением другой, и конфликт «с ненулевой суммой», в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия, «конфликты с отрицательной суммой», в которых все участники оказываются в проигрыше, антагонистические и неантагонистические, решение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или соответственно сохранением противоборствующих субъектов.В-третьих, интенсивности и формы, в которых развертываются политические конфликты - насильственные или ненасильственные (мирные). В-четвертых, стратегии поведения конфликтующих сторон - субъектов политического конфликта - рациональные или иррациональные. Наконец, степень публичности конфликтов - латентные (скрытые) или открытые (явные).

Предложенные типы политических конфликтов есть обобщение их многообразных реальностей. Однако любой политический конфликт может совмещать в себе признаки нескольких типов. Это наблюдается и в современной России. Практическое регулирование, разрешение того или иного конфликта успешно только там и тогда, где и когда усилия сосредоточиваются на доминантных типологических характеристиках - природе, источниках, субъектах конфликта.

Характер политических процессов и эволюции систем существенным образом зависит от типа доминирующих конфликтов. В самом общем виде политическая наука классифицирует конфликты по следующим основаниям.

Первое основание - области проявления. Здесь выделяются прежде всего внутриполитические и внешнеполитические конфликты, которые имеют собственную градацию.

Внутриполитические конфликты делятся на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).

В позиционном конфликте его участники находятся на одном иерархическом уровне, в оппозиционном - на разных. Примером первого может служить противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти в РФ осенью 1993 г., примером второго - резко обострившиеся после распада СССР противоречия между федеральным центром и Чеченской Республикой, которые привели к первой чеченской войне (1994-1996 гг.).

Оппозиционный конфликт - более массовое явление по сравнению с позиционным. К этому типу относятся политические стачки, демонстрации, акции гражданского неповиновения.

В демократических государствах позиционные (горизонтальные) политические конфликты в основном институциона- лизированны и в определенной степени запрограммированны. Большинство из них носит открытый, публичный характер. Например, парламентские дебаты, роспуск парламента и назначение досрочных выборов, вотум недоверия правительству, обращение в Конституционный суд и др. Существуют и скрытые от общественности политические конфликты, о которых известно узкому кругу политической элиты.

Разновидностями внутренних конфликтов являются также режимные и легитимные. При режимном конфликте целью одного из субъектов может быть свержение существующего политического строя или радикальное изменение политического курса, но без нарушения территориальной целостности этого государства. При легитимном конфликте часть государства стремится отделиться от целого. Легитимные конфликты весьма обычны для постсоветского пространства. Такой характер носят приднестровский, нагорно-карабахский, чеченский конфликты. К этой же категории конфликтов может быть отнесено и самоопределение Крыма. Часто легитимные конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными.

Среди международных конфликтов выделяются:

  • ? кризисы типа «балансирования на грани войны», когда одно государство выдвигает требования к другому в расчете на уступки с его стороны;
  • ? кризисы «оправдания враждебности», выражающиеся в провокациях по отношению к противнику для выдвижения неприемлемых условий или развязывания против него военных действий. Так, к примеру, действовал Гитлер, инсценировав нападение на радиостанцию в Гляйвице для оправдания войны против Польши. В канун войны против Финляндии советское руководство инсценировало обстрел территории СССР на Карельском перешейке;
  • ? собственно войны разных масштабов и интенсивности.

Исходя из статистических данных, некоторые исследователи считают межгосударственные войны устаревшими . Среди причин указываются: появление высокотехнологичных систем вооружений, применение которых способно привести к катастрофическим последствиям; стабилизирующая роль западного альянса во главе с США; рост числа демократических государств, ориентирующихся на мирное разрешение конфликтных ситуаций; сокращение необходимости в обретении новых территорий для приращения богатств.

Второе основание классификации конфликтов - степень и характер их нормативной регуляции. Различаются институционализированные и неинституционализированные конфликты, характеризующие способность или неспособность их участников подчиняться действующим правилам политической игры.

Международные конфликты регулируются нормами международного права. Особое значение в отношениях между государствами имеет соблюдение принципа неприменения силы. Внутренние конфликты регулируются нормами права того государства, на территории которого они происходят. По отношению к ним международное право декларирует принцип невмешательства.

Если конфликт носит характер внутреннего интернационализированного, то международное правовое регулирование этого типа конфликта сводится к запрещению помощи повстанцам, кроме гуманитарной; правительству же может оказываться любая помощь за исключением посылки войск.

Третье основание классификации политических конфликтов - это многообразные характеристики, отражающие вовлеченность в конфликт людей, интенсивность кризисов и противоречий, их влияние на динамику политических процессов и прочее.

Среди конфликтов этого типа можно выделить следующие разновидности:

  • ? «глубоко» и «неглубоко» укорененные в сознании людей;
  • ? конфликты «с нулевой суммой», в которых позиции сторон противоположны и победа одной оборачивается поражением другой, и конфликты, в которых существует способ нахождения компромиссов;
  • ? агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые). Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта могут способствовать его превращению в хронический и в антагонистический.

Четвертое основание классификации политических конфликтов - это публичность конкуренции сторон. Различаются открытые конфликты, то есть выраженные в явных, внешне фиксируемых формах, и закрытые, латентные, где доминируют неочевидные способы отстаивания субъектами своих властных полномочий.

К открытым конфликтам относятся такие формы массового участия граждан в политической жизни, как манифестации, забастовки, бойкот, саботаж, бунты, революции. К закрытым, латентным относится соперничество внутри правящей элиты, отношения между различными ветвями власти.

Внешненаблюдаемое противоборство субъектов не всегда дает адекватное представление о его подлинных глубинных причинах. Так, глубинной причиной вспышки гражданской войны в России в октябре 1993 г. было не личностное соперничество руководителей двух ветвей власти, а различные представления о содержании необходимых стране преобразований, путях и темпах осуществления реформ.

Пятое основание классификации политических конфликтов - это временные параметры конкурентного взаимодействия сторон. Различаются конфликты относительно кратковременные и долговременные. К числу первых могут быть отнесены, скажем, факты, связанные с отставкой тех или иных министров, отказывающихся следовать в фарватере определенной политики; коллизии между кандидатами в депутаты в рамках избирательных кампаний и пр. К числу конфликтов долговременных, соотносимых с жизнью поколений, следует отнести, скажем, борьбу диссидентов с коммунистическими режимами, военно-политические конфликты между Израилем и рядом арабских государств, коллизии между католиками и протестантами в Северной Ирландии и пр.

Шестое основание классификации конфликтов - деление их на конфликты ценностей и конфликты интересов. При конфликте ценностей предполагается смена политической системы, изменение правил политической игры. Примерами таких конфликтов были Великая французская революция, Октябрьская революция. Ценностным конфликтом является и процесс трансформации, переживаемый посткоммунистическими государствами при переходе к рыночной экономике. При подобного рода конфликтах происходит столкновение различных систем ценностей, различных идеологий. Эти факторы обусловливают их высокую интенсивность и ожесточенность.

При конфликте интересов субъекты противостояния борются за обладание материальными или иными ресурсами. Интенсивность такого конфликта обычно ниже, компромисс сторон возможен чаще. Примером конфликта интересов является, например, соперничество групп давления в принятии органами власти выгодных для них решений, которое нередко сопровождается компромиссами.

Каждый из рассмотренных типов конфликта способен играть различные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и сотрудничества, противодействия и согласования.

  • O’Hanlon М. Coming Conflicts: Interstate War in the New Millenium //Harvard International Review (Cambridge). Summer 2001. № 23. P. 42-46.

Одним из первых, кто попытался провести классификацию различных конфликтов, был американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин. Он предложил различать конфликты, прежде всего в зависимости от того, являются они межличностными или межгрупповыми, т.е. возникают между отдельными людьми или социальными группами.

В дальнейшем исследователи старались провести более детальную классификацию конфликтов, в том числе в сфере международных отношений. Свои типологии конфликтов разработали такие крупнейшие исследователи, как К. Боулдинг, И. Галтунг, С. Чейс, К. Холсти и целый ряд других авторов. Следует заметить, что не существует единой, общепринятой типологии конфликтов, так как исследователи по-разному определяют само понятие «конфликта».

В традиционных классификациях международных или, например, этнических конфликтов, которыми часто пользуются на практике, конфликты различают на основе того:

  • сколько сторон в них участвует, каковы прямые и косвенные участники конфликта. По этому критерию выделяются внутренние конфликты, межгосударственные, региональные конфликты, мировые войны. Если участников конфликта более двух, то они являются многосторонними. Такие конфликты урегулировать сложнее;
  • каковы интенсивность и характер конфликтного взаимодействия, т.е. ограничивается конфликт только конфликтными отношениями или в нем имеют место вооруженные действия. Существует закономерность: чем выше уровень враждебности, тем сложнее урегулировать конфликт;
  • на какой почве проявляются противоречия (этнической, религиозной, идеологической и т.д.) и в чем состоит предмет спора (территория, ресурсы, сферы влияния). По этому параметру сложно выделить конфликты, которые могут быть урегулированы легче или труднее. Конкретный конфликт часто описывается на основе совокупности различных параметров. Например, конфликт на Юге Африки в конце 70-х - в 80-х годах был одновременно региональным, идеологическим и этническим. В ходе конфликта велись вооруженные действия. В него были вовлечены третьи страны, в том числе Куба, участвовавшая в военных операциях, а также США и СССР, которые активно поддерживали противоположные стороны конфликта.

Однако среди множества различных параметров, на основе которых проводится классификация конфликтов, особенно важным с точки зрения урегулирования является соотношение интересов сторон. Принято различать два вида конфликтов: конфликт с нулевой и конфликт с ненулевой суммой . Если интересы сторон конфликта полностью противоположны, т.е. реализация интересов одного участника означает, что интересы другого не будут реализованы вообще, то такие конфликты называются конфликтами с нулевой суммой. В них "выигрыш" одной стороны точно равен "проигрышу" другой, а в итоге сумма "выигрышей" оказывается нулевой. Отсюда и название "конфликт с нулевой суммой". Наиболее яркими примерами ситуаций, в которых интересы и цели сторон противоположны, а итог разрешения противоречий равен нулю, являются спортивные игры: шахматы, футбол, теннис и т.п. Если вести речь о крупных социальных, политических, международных конфликтах, то некоторые исследователи склонны полагать, что гражданские войны описываются ситуацией с нулевой суммой или близкой к ней. В гражданских войнах, как правило, участники либо одерживают победу, либо проигрывают полностью. Безусловно, победа или поражение в президентских выборах (26 декабря 2004г.) также может быть отнесена к данному типу конфликтов.

Многообразие политических конфликтов позволяет их типологизировать по разным основаниям. В отечественной же конфликтологии используются различные критерии, что позволяет создать многомерную типологию. В частности, выделяются горизонтальные и вертикальные политические конфликты.
Горизонтальные конфликты. Предметом спора в горизонтальных конфликтах являются распределение властных полномочий между различными политико-государственными институтами, между разными сегментами правящей элиты, противоречия внутри самих политических институтов. Результатом этих конфликтов могут быть кадровые перестановки в органах власти и управления, корректировка политического курса, принятие новых нормативных актов, увеличивающих или сокращающих объем полномочий отдельных субъектов власти. Остановимся на типичных конфликтах.

  • Конфликты между основными ветвями власти. Принцип разделения властей закладывает потенциальную возможность коллизий между законодательной, исполнительной и судебной властью. В демократических странах эти конфликты нормативно регламентированы. Так, конституции многих стран предусматривают такие способы их легального разрешения, как роспуск парламента, вотум недоверия правительству, право на процедуру импичмента в отношении президента.
  • Конфликты между партиями и общественными движениями с разными идеологическими ориентациями.
  • Конфликты между разными звеньями управленческого аппарата.

Вертикальные политические конфликты развиваются по линии "власть - общество". В их основе лежит разный доступ социальных групп к управлению, разные возможности влияния на принятие решений. Власть как предмет конфликта выступает средством доступа этих групп к экономическим и социальным благам.

Конфликт потребностей, конфликт интересов и конфликт ценностей. Отметим, что существуют и другие типологии конфликтов. В частности А.Г. Здравомыслов выделяет конфликт потребностей , конфликт интересов и конфликт ценностей .

  • Конфликт потребностей в сфере политики определяется проблемой самоорганизации власти - демократия, авторитаризм или тоталитаризм. Он может проявляться и в форме конфликта между политической практикой и нравственностью.
  • Конфликт интересов ориентируется не на само благо как таковое, а на изменение социальной позиции, которая обеспечивает возможность получения этого блага. Поскольку именно система власти с помощью законодательства регулирует и закрепляет систему распределения ценностей, различие социальных интересов может трансформироваться во взаимоисключающие политические интересы.
  • Конфликт ценностей вызван несовпадением системы верований и убеждений. Источники этих коллизий коренятся в социальных идеалах, религиозных и идеологических ценностях. Он может выступать в форме конфликта политических культур, т.е. как разных политических ценностей и представлений о целях развития. Ценностный компонент является важнейшей составной частью межэтнических и конфессиональных конфликтов современного мира.

Институционализированные и неинституционализированные конфликты. По характеру нормативного регулирования выделяют институционализированные и неинституционализированные конфликты. Первые подчиняются установленным правилам игры, нормативно регулируются, протекают открыто и в мирных формах, вторые - тяготеют к стихийности.
Открытые и скрытые (латентные) конфликты. По степени публичности конфликты могут быть открытыми и скрытыми (латентными). Как правило, теневые способы отстаивания своих полномочий характерны для взаимоотношений разных сегментов политической элиты.
Реальные (действительные) и иллюзорные конфликты. В зависимости от того, какие причины порождают коллизии, можно выделить реальные (действительные) конфликты, вызванные объективными причинами, и иллюзорные конфликты, детерминированные кажущимися обстоятельствами, неверным пониманием их, искаженным представлением группы о своем положении, неадекватностью предъявляемых претензий, ложными стереотипами. Последний тип конфликтов часто можно наблюдать в условиях социально-экономического кризиса. Поскольку истинные причины бедственного положения для людей недосягаемы, в силу сознательной дезинформации, распространяемой заинтересованной стороной, гнев социальных групп может быть направлен на "мнимых" виновников. Ими могут быть другие народы, представители других классов, другие партии. Наконец, источником иррациональных конфликтов может быть амбициозность политического лидера, использующего любой повод для обострения взаимоотношений с другими политическими акторами.
Насильственные или мирные, позитивные или деструктивные конфликты. В зависимости от форм, в которых развиваются конфликты, они могут быть насильственными или мирными , а по своим последствиям - позитивными или деструктивными .

Динамика конфликта

Общество, как и отдельный человек, находится в постоянном развитии. Одним из способов этого развития является конфликт, представляющий собой процесс, состоящий из определенных этапов. Динамика конфликта - это и есть процесс его изменения.

Динамика конфликта включает в себя понятия этапов конфликта и его фаз. Динамические характеристики это все изменения, происходящие в конфликте, все особенности развития данного процесса. Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения:

  • 1. предконфликтная стадия : конфликтная ситуация или потенциальный конфликт.
  • 2. инцидент
  • 3. эскалация конфликта: конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие
  • 4. сбалансированное противодействие
  • 5. завершение конфликта : угасание или преобразование конфликта
  • 6. послеконфликтная стадия

Предконфликтная стадия : конфликтная ситуация или потенциальный конфликт. На данном этапе развития конфликта наблюдается нарастание социальной напряженности и/или формирование конфликта. Данная стадия характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту.

Конфликтная ситуация развитие конфликта в конкретный временной период, характеризующееся накопившимися различиями, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для реального противоборства между ними.

По Козыреву Г.И. конфликтная ситуация характеризуется неудовлетворенностью (при которой происходит трансформация субъективно объективных отношений в субъективно субъективные: персонификация реальных или предполагаемых виновников своей неудовлетворенности и осознание неразрешимости сложившейся ситуации обычными способами взаимодействия) и социальной (или психической) напряженностью.

Если говорить о развитии политического конфликта в Украине, а точнее о его предконфликтной стадии, необходимо выделить такие особенности. Безусловно почвой для конфликта были предстоящие выборы, а именно президентская гонка. Различия во взглядах между двумя основными оппонентами и их негативное отношение друг к другу прослеживались очень ясно в период предвыборной кампании до второго тура, но это противостояние, на мой взгляд, значительно смягчало наличие еще 22 кандидатов в президенты. Я считаю, что это пока еще такое латентное противостояние всячески сдерживалось, например обе стороны до первого тура отказывались участвовать в дебатах. Если давление и оказывалось со стороны провластного кандидата, то оно заключалось в отказе государственных телекомпаний в предоставлении времени, для рекламной агитации оппозиционного кандидата. Или же угроз со стороны госструктур лишить оппозиционный 5 канал лицензии на вещание. Также, в давлении на семью оппозиционного кандидата. Подготовили почву также и ситуации с отравлением В.А. Ющенко, и бросок неизвестным предметом в В.А. Януковича.

Первый тур 31 октября прошел, прошел с различного рода нарушениями причем об этом заявлял как штаб Виктора Ющенко, так и штаб Виктора Януковича.

Интересен тот факт, что перед вторым туром стороны все же согласились на проведение теледебатов, правда лишь после объявления официальных результатов, по которым лидирует с отрывом менее 1% Ющенко.

Следует также заметить о том, что в этот период между первым вторым туром, не прошедшие по результатам кандидаты в президенты, а также различные политические партии заявляли о своей поддержке фаворитов президентской гонки.

Этот период также был характерен различными приемами черного пиара, например, распространялись листовки и плакаты такого содержания:

«Ющенко брехун. Так!», «Скажи ні, націоналізму» или «Яйцом ударенный», «Тому що бандит» и др.

Тепер перейдем к рассмотрению непосредственной завязки конфликта.

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в резуль­тате того или иного инцидента (от лат. incidens - случай, случающийся). Инцидент - это тот случай, который инициирует открытое противо­борство сторон. Инцидент конфликта слезет отличать от его повода. Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но, во всяком случае, повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начало.

Инцидент демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается. Конфликт, начавшийся с инцидент, может им и закончиться. Но при нормальном ходе развития событий инцидент перерастает в эскалацию.

Итак, поводом для начала конфликта послужило заявление Комитета избирателей Украины о массовой фальсификации народного волеизъявления.

Инцидентом конфликта является начало оппозицией массовой акции протеста на Майдане Независимости в Киеве.

Эскалация конфликта - это прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметричного схизмогенеза (Г. Бейтсон). Схизмогенез изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами. Различают 2 варианта схизмогенеза:

  • o дополнительный взаимодействие строится по принципу взаимодополнения действий (настойчивость первого оппонента уступчивость второго или наступательные действия и оборона);
  • o симметричный схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели (на действие первого оппонента второй отвечает действием той же направленности, но более интенсивным).

Эскалация конфликта происходит именно по 2 варианту.

Эскалация может быть непрерывной с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями, временными улучшениями отношений.

Эскалация также может быть крутой, быстро вздымающейся до крайней точки резких проявлений враждебности; и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся на одном и том же уровне. В последнем случае можно говорить о хроническом, затяжном конфликте.

Во время этого этапа происходят трансформации, которые конфликтологи называют также и признаками эскалации конфликта.

Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности (искажение конфликтной ситуации). По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной части психики. Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном уровне психики. Он развивается поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону.

1. Искажение КС в целом:

Характер соперничества:

консенсус (согласие)

несогласие (расхождение мнений)

спор (идейное противоборство)

напряженность (настороженное ожидание недружественных действий) враждебность (неприязнь)

соперничество (конкуренция по определенным правилам)

агрессивность (отдельные враждебные действия)

насилие (ограниченная сфера крайнего противоборства)

война (неограниченный спектр применяемых средств борьбы)

Данная схема показывает нам каким образом развиваются искажения в результате конфликтной ситуации.

Формы редукции (упрощение) конфликта:

  • § упрощение элементов КС, редукция от сложного к простому, отсутствие анализа,
  • § схематизация КС в виде выделения неких устойчивых связей и отношений,
  • § уменьшение перспективы восприятия ситуации: только здесь и сейчас без прошлого и последствий,
  • § поляризация оценок до черного и белого,
  • § категоричность оценок, не подлежащих пересмотру,
  • § фильтрация информации и интерпретация в соответствии с существующими предубеждениями.
  • 2. Искажение восприятия собственной стороны:
  • § мотивация рассматривается как социально приемлемая,
  • § действия как справедливые,
  • § позиция как нормативная, целесообразная,
  • § операционная составляющая работает по одному из вариантов: я все делаю правильно, я вынужден так делать, по-другому в этой ситуации поступить невозможно, он сам виноват, что мне приходится так поступать,
  • § восприятие самого себя происходит с преобладанием белых красок.
  • 3. Искажения восприятия действий, высказываний, поступков мотивы оппонента:

Друг

союзник (помощник в определенной области)

партнер (постоянное сотрудничество)

сотрудник (временное взаимодействие)

противник (непримиримая борьба)

соперник (противоборство по определенному вопросу)

враг

Оценка оппонента происходит по следующим направлениям:

  • o мотивы расцениваются как подлые и низменные,
  • o действия рассматриваются как несправедливые и социально не одобряемые или неприемлемые,
  • o позиция как ненормативная, нецелесообразная, ошибочная, бездоказательная,
  • o операционная составляющая работает по одному из вариантов: это удары ниже пояса, он делает только то, что мне во вред, он намеренно так поступает,

восприятие оппонента происходит с преобладанием черных красок: гиперболизация негативных черт, что приводит к созданию образа врага. Его признаки: недоверие, возложение вины на врага, негативные ожидания.

Спиральная модель конфликта.

Рубин и соавторы отмечают, что если в ситуации конфликта действия обороняющейся стороны не вызывают эскалации в поведении агрессора, значит, перед нами агрессивно-оборонительная модель конфликта. Однако, если поступки обороняющегося вызывают эскалацию поведения агрессора, последовательность агрессор обороняющийся становится эпизодом большой спирали конфликта.

Спиральная модель эскалации конфликта демонстрирует, что эскалация результат действий и противодействий, образующих замкнутый круг. Наступательные тактики, используемые первой стороной, вызывают подобное же поведение другой стороны. Этот ответ, в свою очередь снова провоцирует первую сторону на новые действия, что замыкает круг и выводит конфликт на новый виток. У каждой из сторон растет список прегрешений другой стороны, и каждое новое недовольство усиливает ощущение кризиса. Каждый из нас реагирует на провокацию, на ее же уровне, и спираль конфликта продолжает расти.

Сильной эскалации предшествуют два обстоятельства: высокая степень осознаваемого расхождения интересов и низкая стабильность. Так, чем сильнее субъективное восприятие расхождения интересов, тем большая жесткость тактик противодействия оппоненту кажется приемлемой. Кроме того, можно определить источники стабильности:

  • o наличие связей принадлежности к одной группе, дружбы или взаимной зависимости между сторонами взаимодействия (варианты общее групповое членство или ситуация взаимной зависимости);
  • o существование третьей стороны, которая готова вмешаться в качестве посредника, миротворца;
  • o отсутствие возбуждения или напряжения в предшествующем общении;
  • o вовлеченность в деятельность, которая находится за пределами данной системы отношений;
  • o страх одной или обеих сторон перед эскалацией.

Рассматривая нашу ситуацию развития политического конфликта в Украине, мы обратим наше внимание на протекание развитие открытой его стадии.

Напомним, что инцидентом в конфликте явилось начало многотысячной акции протеста организованной оппозицией в связи с фальсификацией выборов. Лидер оппозиции обвиняет власть и провластный блок в фальсификации выборов, с целью прихода к власти. В свою очередь оба штаба обнародуют результаты собственных параллельных подсчетов, по которым их лидеры являются победителями.

Оппозиция призывает народ к сопротивлению, в центре столицы растет палаточный городок.

Далее мы можем говорить о развитие открытой стадии. Облгосадминистрации некоторых западных областей принимают решение о признании Ющенко президентом. В свою очередь международные организации призывают пересмотреть результаты выборов, а Владимир Путин, а также некоторые президенты СНГ поздравляют В. Януковича с победой.

В свою очередь оппозиция начинает блокировать роботу администрации президента и других государственных учреждений управления. При данных ситуациях мы действительно можем говорить об искажениях, которые имеют место во время эскалации конфликта, а именно упрощение ситуации с обеих сторон (мы правы, а наши враги нет), поляризация, категоричность, правота собственных оценок среди участников конфликта. Это можно проиллюстрировать двумя заявлениями, которые звучали: «Вы хотите президента зека?» или «Вам что нужен человек, который продаст нас Америке?». Необходимо заметить, что при стадии эскалации в конфликт было вовлечено население, а именно электорат кандидатов, которые участвовали в акциях протеста по всей Украине. В одно время можно было считать, что наш народ поделен по признаку политической симпатии. Это выражалось не просто в политических взглядах, но и в ношении символики поддерживаемого кандидата. Из политического (конфликта между властью и оппозицией), конфликт перешел в некоторых случаях в межгрупповой и/или даже межличностный.

Можно также отметить, что со стороны власти были приняты некие похожие меры, например в столицу прибыли сторонники Януковича, которые также разбили свой палаточный городок, если говорить о Харькове, то митинги в поддержку обеих кандидатов проходили на разных частях площади, можно в этом случае говорить о спиральной модели конфликта описанной выше.

Причины остановки эскалации:

  • o одной из сторон удалось одержать верх в противостоянии;
  • o первая сторона может воспользоваться односторонним преимуществом над второй и завершить конфликт в свою пользу;
  • o одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает добровольно уступить, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;
  • o одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает устраниться от него и начать использовать стратегию избегания, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;
  • o наступает мертвая точка в противостоянии.

Этап баланса сил или мертвая точка (тупик) конфликта.

Отдельные авторы (А.Г. Здравомыслов, С.В. Соколов) выделяют стадию тупика : равновесие, вызванное неэффективностью предпринимаемых шагов и осознанием пирровой победы, паралич действий, поиск новых подходов и смена лидеров, переоценка собственных интересов, затухание противоборства, перемирие, начало переговоров. Мертвая точка это остановка в процессе сталкивания и противостояния сталкиванию. Причины возникновения мертвой точки в конфликте:

  • 1. провал тактики противостояния;
  • 2. истощение необходимых ресурсов (энергия, деньги, время);
  • 3. потеря социальной поддержки;
  • 4. неприемлемые затраты.

Первоначально на этой стадии ничего не происходит в объективном плане, но при этом изменяется отношение одной из сторон к происходящему. Через некоторое время обе стороны приходят к досадному выводу, что преобладание невозможно, но, тем не менее, пока нет желания отдать победу, самоустранившись, или уступить. Но самым важным следствием наступления этого этапа становится понимание хотя бы одной из сторон, что противник это независимый партнер, с которым придется договариваться, а не только враг. И с этим партнером придется договариваться и взаимодействовать, что становится первым шагом к переговорному процессу, к выходу из конфликта.

Этап баланса сил можно ознаменовать готовностью сторон в проведении переговоров, а также началом рассмотрения жалобе Виктора Ющенко «о системных нарушениях во время второго тура, и просьбой признать выборы недействительными в Донецкой и Луганской областях», хотя на самом деле выделить этот этап довольно сложно и в тоже время спорно в украинском конфликте.

Завершение конфликта.

Конфликты весьма разнообразны, как по форме, так и по содержанию, они неоднозначны и изменчивы, поэтому говорить об одной для всех конфликтов форме завершения или о каких-то универсальных способах их разрешения не приходится.

Прежде всего, необходимо различать завершение и разрешение конфликта, это разные понятия. Понятие завершения является более общим и означает любую форму его окончания. Разрешение же предполагает более частный случай завершения конфликта разрешение проблемы, ставшей причиной данного взаимодействия.

Разрешение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта (осуществление действий, направленных на завершение столкновения).

В зависимости от вида конфликта его решением могут заниматься разные службы: руководство организации, администрация предприятия, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком и другие общественные организации, отдельные лица, милиция, суд, арбитраж, органы власти, стороны, участвующие в конфликте (тогда речь идет о саморегулировании).

Это последняя стадия открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене цен­ностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безре­зультатность продолжения конфликта и вообще, что «так больше жить нельзя». Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.

На этой стадии развития противоборства возможны самые раз­личные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся:

  • явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;
  • очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками. Эта ситуация связана с убеждени­ем, что дальнейшая борьба не дает преимуществ ни одной из сторон и конца края этой борьбе не видно;
  • обнаружившееся преобладающеепревосходство одной из сто­рон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;
  • появление в конфликте третьей стороны и ее способность, и желание прекратить противоборство.

С названными ситуациями связаны и способы завершения конф­ликта, которые могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

1)устранение (уничтожение) оппонента илиобоих оппонентов противоборства;

2) устранение (уничтожение) объекта конфликта;

3) изменение позицийобеих или одной из сторон конфликта;

4) участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения;

5) обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи;

6) переговоры как один из наиболее эффективных и часто встре­чающихся способов разрешения конфликта.

По своему характеру завершение конфликта может быть:

1) с точки зрения реализации целей противоборства:

  • победоносным,
  • компромиссным,
  • пораженческим;

2) с точки зрения формы разрешения конфликта:

  • мирным,
  • насильственным;

3) с точки зрения функций конфликта:

  • конструктивным,
  • деструктивным;

4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения:

  • полностью и коренным образом завершенным,
  • отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.

Мы уже определили, что разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражает­ся в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть:

  • затухание (угасание) конфликта,
  • устранение конфликта,
  • перерастание конфликта в другой конфликт.

Послеконфликтный период

Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основныевиды напряжен­ности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.

Однако следует иметь в виду, что не всегда завершение конф­ликта приводит к миру и согласию. Случается и так,что окончание одного (первичного) конфликта может дать толчок другим, произ­водным конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнеде­ятельности людей. Так, завершение конфликта в экономической сфере может дать импульс для его возникновения в политической области; после решения политической проблемы может наступить период идеологического противостояния и т.д.

Постконфликтный синдром

За завершением конфликта может следовать, таким образом, постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных взаимоотно­шениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении проти­воречий между ними постконфликтный синдром может стать ис­точником следующего конфликта, причем с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Сказанное о вертикальной и горизонтальной направленности конфликтных противостояний дает основание для вывода о разделении политических конфликтов на два основных вида:

"Вертикальный" конфликт между существующей в данной социальной системе властью и общественно-политическими силами, интересы которых не только не представлены в структуре властных органов, но и игнорируются, а в некоторых случаях и подавляются.

"Горизонтальный" конфликт внутри самих властных структур по поводу объема властных полномочий и их распределения между группировками властвующей элиты.

Разнообразие содержания и функций политических конфликтов, форм их проявлений органически связано с многообразием их детерминации. Большинство конфликтологов в качестве решающей причины политических конфликтов выделяет группу объективных социальных факторов. К ним относятся, в первую очередь, реально существующие в обществе отношения господства и подчинения, распределяющие индивидов и их группы, социальные слои по позициям, одни из которых содержат власть, дают возможность удерживающим их индивидам и слоям осуществлять властные полномочия и реализовать тем самым свои коренные политические, экономические и иные интересы, а другие, напротив, отделены от власти, не дают возможности соответствующим индивидам и слоям реализовать свои интересы в политике, экономике, культуре и т.п. Такое размежевание и противостояние позиций, интересов, ролевых функций, потребностей в осуществлении властных отношений и т.п. чаще всего детерминирует возникновение политических конфликтов между теми, кто владеет властью и осуществляет ее в господство над другими, и теми, кто лишен власти и поэтому вынужден подчиняться политическому доминированию других лиц, групп, организаций, партий и т.п. Именно такая ситуация сложилась в период Великой французской революции, когда удерживающая власть, а потому и политически господствовавшая, феодальная аристократия стала тормозом на пути экономического, политического и культурного развития и в результате острого политического конфликта, принявшего характер вооруженной борьбы, была насильственно сметена, власть перешла в руки революционно настроенной буржуазии. Аналогичным образом, с точки зрения социальных механизмов вызревания, развертывания и разрешения политического конфликта, обстояла дело в России в 1917 г., когда в результате Октябрьской социалистической революции была сметена власть монархии и утвердилась, власть Советов, олицетворявших (по крайней мере номинально) власть народа - "народные депутаты", "народные комиссары".

Второй детерминантаый узел в возникновении политических конфликтов составляют коренные расхождения политических идеалов и предпочтений, ценностных ориентации индивидов, их групп и общностей. Подобного рода конфликты чаще всего возникают в тех странах, где противоборствуют качественно различные представления о путях реформирования политической системы общества, его государственного устройства, выдвигаются различные, порой прямо противоположные точки зрения о путях выхода из кризиса. Именно; такая ситуация сложилась в конце 1980-х- начале 1990-х годов I бывшем Советском Союзе, когда одна часть властвующей элиты; стремилась улучшить, усовершенствовать, демократизировать существующую политическую систему, ограничившись ее "перестройкой", а другая исходила из противоположных представлений, считая необходимым осуществить коренную, качественную трансформацию, опрокинуть номенклатурную власть Коммунистической партии, разрушить тоталитарную политическую систему, заменив ее демократической. В результате этого конфликта тоталитарная система власти рухнула, Советский Союз развалился, а на его обломках возникло 15 самостоятельных, независимых государств .

Причем, как уже отмечалось, острота политического конфликта определяется не только масштабами и силой противоборства конкурирующих политических групп, но и гибкостью, эластичностью либо, напротив, жесткостью, тиранией существующей системы власти. Если в Чехословакии и Венгрии слом тоталитарной политической системы прошел в мирных формах, без вооруженного насилия, то в Румынии, где господствовала в течение нескольких десятилетий наиболее жесткая, диктаторская структура тоталитарной власти, опирающаяся на прямое, в том числе военное, подавление политического инакомыслия, политический конфликт, приведший в падению режима личной власти Чаушеску, обернулся прямым вооруженным восстанием народных масс против диктатуры.

Третьим детерминантным узлом, обусловливающим возникновение конфликтных ситуаций в сфере политики, является совокупность причин, связанных с процессами идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к политическим, социальным, этнонациональным, религиозным, субкультурным общностям, чем обуславливается существенное расхождение в понимании ими своего места и роли в социальной и политической системе общества. Такого рода конфликты чаще всего происходят в обществах переходного типа, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, где прежняя общественная, общестрановая идентификация разрушается, а на ее мете происходит противоречивое становление новых, преимущественно групповых идентификаций; "мы -армяне", "мы- грузины", "мы- литовцы", "мы- белорусы", или "мы - православные", "мы - католики", либо: "мы - предприниматели", "мы - бедные", "мы - богатые" и т.п. Такое раздробление идентификаций приводит к расщеплению прежде объединявших людей ценностей и интересов, общих для нас всех, на партикулярные, частные, вызывающие расхождение и противопоставление интересов одной социальной, национальной, имущественной и т.п. группы интересам других групп . По возникшим новым рубежам межгруппового и идентификационного разграничения пролегают и новые линии сотрудничества и конкуренции, оборачивающиеся новыми конфликтами, в том числе и главным образом в политической сфере. Но такая ситуация составляет специфику не только Беларуси, Армении, России, Украины и других стран СНГ. Она характерна и для острых политических конфронтации, в которые втянуты объединения католиков в Ирландии, борющиеся с властными структурами Великобритании, в том числе и средствами политического терроризма, франкоязычное население провинции Квебек в Канаде, добивающееся своего политического и социокультурного самоопределения, баскское население Испании, выступающее за автономию совей территории.

Четвертый доминантный узел, стягивающий воедино несколько факторов и причин возникновения и развертывания политических конфликтов в обществе, заключен в самой политической системе современного общества, в свойственной ей организации государственной власти, где исполнительная власть конституционными установлениями отделяется от законодательной и судебной властей. Это по своей сущности один из широко распространенных типов конфликтов, а именно государственно-правовые конфликты. К этому типу относятся такие конфликтные разновидности:

между законодательной и исполнительной властью (например, нередко возникающие конфликты между Президентом и Конгрессом в США, между Президентом и Государственной Думой в России, между президентом и бывшим Верховным Советом, преобразованным в 1996 г. в парламент, в Беларуси);

между государственно-правовой системой и политической оп позицией, стремящейся эту систему изменить (например, на рубеже XX-XXI веков в России, Беларуси, Украине);

между государством и отдельным политическим институтом (например, государством и КПРФ в России, государством и БНФ в Беларуси);

между государством и личностью (например, проблемы соблюдения прав человека в Беларуси или России).

Такой тип конфликтов обусловлен тем, что любая политическая система в современном мире представляет собой достигнутый в результате острой политической борьбы более или менее устойчивый баланс противоборствующих политических сил, их интересов, целей, устремлений. Парламентские дебаты, конфронтация и компромиссы парламентских фракций, правительственный кризис, вызванный тем, что парламент высказывает недоверие правительству и требует его отставки, - все это разнообразные и встречающиеся в политической жизни большинства современных стран проявления такого своеобразного типа конфликтов, каковым является государственно-правовой конфликт.

Еще одним широко распространенным в современных политических системах типом политического конфликта являются статусно-ролевые конфликты. Присущая современным обществам социальная стратификация получает одно из самых существенных своих проявлений в политических статусах, в которых фиксируется и артикулируются политические позиции определенных социальных групп, их роль в политической системе. Политический статус социальной группы или отдельной личности включает в себя: а) место bi иерархии политической власти (властвующая элита, правящие круги, оппозиция, избиратели и т.п.); б) совокупность и объем политических и гражданских прав; в) совокупность и объем статусных политических обязанностей и ответственности: президент страны, премьер-министр, мэр города, лидер партии, рядовой гражданин и т.п.; г) реальную возможность тех или иных социальных групп, слоев, личностей участвовать в политической жизни и влиять на нее .

Политическая роль, представляющая собой динамический аспект статуса, в решающей степени обусловлена сущностью последнего и реализует его в совокупности определенных стандартов поведения, ожидаемых другими индивидами и их группами. Как отдельные индивиды, так и их группы могут выполнять определенные статусные роли (президента, лидера партии, авангарда политического движения и т.п.) с большей или меньшей эффективностью в зависимости от личностных особенностей характера, способностей, волевых усилий, целеустремленности, многообразных факторов влияния и давления.

В силу различия политических статусов и ролей существующая в обществе статусно-ролевая структура всегда потенциально конфликтна, но когда различия в этих статусах, ролях и ожиданиях определенного качества их выполнения со стороны общества и общностей достаточно велики, потенциальные конфликтные ситуации перерастают в реальные политические конфликты.

Статусно-ролевые конфликты в современном обществе весьма разнообразны. Это могут быть конфликты между политической элитой и массами, между властью и народом, между фракциями в парламенте, между различными партиями в борьбе за влияние на массы, между обещаниями политического лидера, сформулированными им в борьбе за президентство, и уровнем их выполнения, вызывающем недовольство больших масс населения и т.п. .

Нередко с двумя основными типами политических конфликтов, характерными для обществ, совершающих трудный и противоречивый переход от тоталитарной политической системы к демократической, сосуществует еще несколько типов политических конфликтов. Их можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. По областям развертывания, существующие в политическом социальном пространстве конфликты подразделяются на внутри- и внешнеполитические. Во внутриполитических конфликтах реализуются конкурентные взаимодействия в борьбе за сохранение, удержание, упрочнение или ниспровержение власти - борьба между правящей элитой и оппозицией, между политическими партиями, между законодательной и исполнительной, между центральной и местной властью. Все рассмотренные примеры конфликтов относятся к внутриполитическим. Однако в обществе существует и обширный класс внешнеполитических конфликтов, выражающихся в выдвижении одним государством требований и притязаний к другому, касается ли это территориальных споров (например, между Арменией и Азербайджаном), угрозы национальной безопасности (например, движение НАТО на Восток) или ограничения суверенитета экономические и политические санкции ООН против Ирака после войны в Персидском заливе -"Буря в пустыне" (1991 г.).

По качественным характеристиками противостояний они разделяются на "конфликты с нулевой суммой" и "конфликты с ненулевой суммой". Те конфликты, в которых позиции враждующих сторон абсолютно противоположны и несовместимы, вследствие чего победа одной из них оборачивается поражением другой, могут характеризоваться в качестве "конфликтов с нулевой суммой". Примером здесь может служить победа одного из претендентов на президентских выборах, исключающая занятие президентской должности другим претендентом. Те же конфликты, в которых существует хотя бы один способ достижения взаимного согласия путем компромисса, характеризуются как конфликты "не с нулевой суммой".

По соотнесенности со структурой и организацией системы власти и ее реализации выделяются вертикальные и горизонтальные политические конфликты. К первому из этих классов относятся конфликты, возникающие между индивидами и группами, обладающими властью, политически господствующими, и индивидами и группами, лишенными доступа к власти, политически подчиненными первым, а также конфликты между центральными и местными властными структурами. К горизонтальным относятся конфликты, реализующие конкурентные взаимодействия между однопорядковыми субъектами и носителями властных полномочий: между законодательной и исполнительной структурами власти, между неправящими партиями и т.п.

По содержанию и характеру нормативной регуляции или ее отсутствию политические конфронтации подразделяются на институционализированные и неинституционализированные конфликты. Первые из них развертываются в рамках деятельности существующих в обществе социальных институтов - развитая демократия, правовое государство, гарантированная конституционными установлениями свобода собраний, митингов, уличных шествий, деятельность политических партий, ассоциаций, объединений и т.п. Такие конфликты воплощают в себе способность индивидов, социальных групп и слоев в своих политических притязаниях и взаимодействиях с другими группами подчиняться действующим в обществе правилам политической игры. В отличие от них неинституциональные политические конфликты не вписываются в рамки функционирующих в обществе социальных институтов, направлены на подрыв, ослабление или ниспровержение существующей в обществе политической системы, действующих в нем социальных институтов .

По степени открытости и публичности конфликтного взаимодействия конкурирующих сторон конфликты подразделяются на открытые и скрытые {латентные). Открытые политические конфликты воплощаются в явных, внешне фиксируемых формах политического действия - участие в выборах, политические забастовки и манифестации, акты политического протеста, объявление импичмента и т.п. В отличие от них латентные конфликты в сфере политики воплощаются в скрытых от широкой публики видал политической конфронтации, таких, в частности, как заговор, подкуп высших должностных лиц, фальсификация результатов выборов, политический шантаж и т.п.

По длительности (темпоральным характеристикам) политические конфликты подразделяются на кратковременные и долговременные. Примерами первых из них могут служить отставка правительства в связи с победой другой партии на парламентских выборах или отставка министра, вызванная протестами общественности в связи с его взяточничеством или другими неблаговидными поступками. Примером второго является длящийся несколько десятилетий, то обостряющийся, то затухающий военно-политический конфликт между Израилем и группой арабских стран .

По формам проявлений конфликтных политических противостояний они разделяются на а) политическое пикетирование правительственных зданий или посольств; б) политические митинги и манифестации; в) политические забастовки с требованиями отставки президента, правительства и т.п.; г) движение политического протеста", д) политическое неповиновение; е) политический путч (стремление свергнуть существующую власть, не увенчавшееся успехом); ж) политический переворот, завершившийся свержением существовавшей до этого власти; з) политическая революция - массовое политическое действие, приведшее к слому прежней государственной машины и коренной трансформации политической системы и политический шантаж, т.е. запугивание, угроза разглашения компрометирующих сведений о политических деятелях.

Каждый из типов и видов конфликта, обладая определенными особенностями, способен сыграть определенную, конструктивную или Деструктивную, разрушительную роль в развертывании политических процессов. Поэтому важно знать эти особенности, чтобы правильно ориентироваться в политической ситуации, как правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать продуманную политическую позицию .

конфликт политический противостояние государственный

Все политические конфликты в обществе можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные.

1. Горизонтальные политические конфликты . В них борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима. Например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и т.д. Цели и причины возникновения горизонтальных конфликтов -- совершенствование существующей системы власти. Например, смена неугодных лидеров или правящей элиты, частичная корректировка политического курса, увеличение или уменьшение властных полномочий тех или иных субъектов политики и т.п.

В демократической политической системе горизонтальные политические конфликты институционализированы и в определенной степени запрограммированы. Большинство из этих конфликтов носит открытый, публичный характер, например, парламентские дебаты, роспуск парламента и назначение досрочных выборов, вотум недоверия правительству, обращение в конституционный суд и др.

Тоталитарный режим власти не признает никаких политических конфликтов и стремится их не допустить. Если же горизонтальные конфликты в тоталитарной политической системе и случаются, то они приобретают форму заговора или дворцового переворота. Примером горизонтального конфликта в тоталитарном государстве может служить факт смещения в 1964 г. с поста первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. Пленум ЦК КПСС (14 октября 1964 г.), решавший вопрос об освобождении Н. С. Хрущева от занимаемой должности, был внеочередным и собрался в отсутствие своего секретаря и больше походил на заговор.

  • 2. Вертикальные политические конфликты. В них конфронтация проходит по линии “власть - общество”. Социальная политическая структура общества весьма неоднородна. Различные социальные слои, классы и этнические группы в этой структуре занимают различные позиции (статусы) и играют разные роли. Иерархичность статусно-ролевой структуры, неравный доступ к ресурсам и власти порождают политические конфликты на всех уровнях вертикали “власть - общество”. Вертикальные политические конфликты, в свою очередь, можно разделить на два подвида:
    • а) статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества (за место в иерархии политической власти, за совокупность и объем политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и влиять на нее, за соответствие статуса и роли и др.). Примерами являются конфликты между Центром и регионами в современной России. Статусно-ролевые конфликты возникают не только по вертикали “верхи” -“низы”, но и по горизонтали - между политическими субъектами, находящимися примерно на одинаковых ступенях статусно-ролевой структуры (борьба партий и фракций в партии).
    • б) режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса. Все многообразие причин возникновения режимных конфликтов можно свести к двум основным: 1. Ущемление базовых социально-экономических и политических потребностей и интересов значительной части населения страны. 2. Различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества (различия политических культур).

Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объективными, так и субъективными факторами. Объективные факторы:

  • v кризис естественного социально-экономического развития общества (например, кризис СССР в 80-е гг.);
  • v трудности, связанные с радикальным реформированием социально-политической системы общества;
  • v результат непредвиденных обстоятельств (стихийное бедствие, мировой финансовый кризис, внешние войны и т. д.).

Субъективные факторы:

  • Ш явные просчеты в социально-экономической политике (некомпетентность);
  • Ш нежелание правящей элиты учитывать коренные интересы и потребности подвластных классов и социальных слоев;
  • Ш осознание (восприятие) подвластными социальными слоями и классами существующей политической системы распределения ресурсов (в том числе власти) как несправедливой и незаконной.

Каковы бы ни были причины ущемления базовых потребностей человека, но если значительная часть населения страны не находит своего места в существующей социально-политической структуре общества и не способна удовлетворить свои базовые потребности в рамках существующих социально-политических институтов, то она будет стремиться разрушить или радикально изменить эти институты. Примерами таких конфликтов является борьба левых партий и движений в России против существующего в настоящее время режима политической власти. Как виды политических конфликтов, выделяют также конфликты ценностей и конфликты интересов. В конфликте ценностей (ценностных ориентации) противоречия заключаются в различных представлениях о самой политической системе, политическом курсе страны и правилах политической игры. В ценностных конфликтах возможна постановка сакраментального для России вопроса “Что делать?”. В конфликте интересов борьба идет в сфере распределения и перераспределения различных ресурсов (власти, материальных благ, духовных ценностей и пр.). Здесь вопрос ставится “Как делать?”. Одной из разновидностей политического конфликта является конфликт политических культур. В этом конфликте происходит столкновение различных политических ценностей, норм, обычаев, традиций, способов политического поведения, ценностных ориентации и целей политического развития. Особенно заметными эти конфликты становятся в периоды радикальных реформ в обществе, когда сталкиваются старая и новая политические культуры. Например, борьба старой тоталитарной политической культуры с новой либерально-демократической в современном российском обществе.

Различают также политические конфликты по признаку объективности:

ь подлинный, вызванный объективными противоречиями;

ь случайный, условный, еще не осознаваемый участниками;

ь смещенный, лишь косвенно связанный с объективными противоречиями;

ь приписанный, указывающий на субъекты, не находящиеся в конфликте;

ь ложный, не имеющий реальных причин.

В грязной политике, как правило, идет подмена реальных, объективно обусловленных конфликтов ложными, смещенными, неверно приписанными и другими. Политические конфликты особенно важно различать по глубине лежащих в их основании противоречий. По мнению американского политолога А. Рапопорта, есть конфликты: типа “схватка”, когда в основе конфликта лежат непримиримые противоречия; типа “дебатов”, где возможны компромиссы; типа “игр”, где обе стороны действуют в рамках единых правил и не разрушают сложившихся отношений.

Как и другие социальные конфликты, политические бывают локальными, общими, кратковременными, долговременными, субъективными, объективными, насильственными, мирными и происходят на уровне Центра, региона, отдельного города и района.

Конфликты можно типологизировать по разным основаниям, например:

Основания типологии конфликта

Типы конфликтов

По характеру противоречий

антогонистические и неантагонистические

По сферам проявления

экономические, политические, межнациональные, международные

По времени действия

затяжные или скоротечные

По интенсивности

слабые или сильные

По масштабам действия

локальные или региональные

По формам проявления

мирные и немирные

По количеству участников

многосторонние или двусторонние

Приведенная типология конфликтов может быть расширена в каждом своем пункте. Так, например, по сферам проявления более детально рассматриваются конфликты внутригосударственные и межгосударственные:

Внутригосударственные конфликты:

¦ между правящей группой (политической элитой)и отдельными категориями членов общества, их организациями;

¦ между различными фракциями правящей элиты

¦ между политическими партиями;

¦ между ветвями власти;

¦ межличностные политические конфликты и др.

Межгосударственные конфликты

¦ между отдельными государствами;

¦ между отдельными государствами и мировым сообществом в целом;

¦ между бывшими колониями и метрополиями;

¦ между военнополитическими блоками;

¦ между транснациональными корпорациями и др.

Такое многообразие типологий конфликта не случайно. Конфликт как явление в жизни общества выступает в качестве многогранного явления: в нем в единый узел сплетаются самые различные по содержанию и характеру социальные связи. Иногда очень сложно выделить политический конфликт в чистом виде. Особо опасными являются конфликты, затрагивающие государство как основной институт политической системы и переходящие в политический кризис.

Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием парламентских властных структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, ростом стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и др.). Среди внутриполитических кризисов наиболее часто встречаются:

Правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить в отставку. В Италии, например, правительственный кризис - довольно частое явление. С 1945 г. там сменилось 52 правительства. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т. д.

Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. Результатом может стать роспуск парламента и назначение новых выборов.

Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр Одной из причин принятия в Российской Федерации новой Конституции в декабре 1993 г. явилась сложная ситуация того периода: реальная политическая власть была в руках президентских структур, вообще не предусмотренных прежней Конституцией. Это усиливало противоречия между старой и новой политическими элитами, вылилось в их вооруженное противостояние в октябре 1993 г., привело к применению силовых методов, устранению лидеров оппозиции. Способом легитимации новых властных структур стало принятие новой Российской Конституции.

Обстоятельством, способствующим перерастанию политических конфликтов в политические кризисы, является зачастую нерациональное поведение, преобладание эмоций, политических амбиций конфликтующих сторон.

Являясь постоянно действующим фактором, политический конфликт выполняет определенные функции , которые можно разделить на позитивные и негативные:

Позитивные функции конфликта

Негативные функции конфликта

¦ выполняет стабилизирующую, интегрирующую роль, сигнализируя обществу и властям о разногласиях, противоречиях; стимулирует действия, способные поставить ситуацию под контроль;

¦ способствует разрешению противоречий и обновлению общества; стимулирует переоценку ценностей;

¦ ускоряет создание новых структур;

¦ обеспечивает лучшее познание его участников.

¦ приводит к дезинтеграции общества;

¦ приводит к социальному взры-ву, гибели людей, ликвидации материальных ценностей;

¦ приводит к осложнениям межгосударственных, международных отношений;

¦ приводит к абсолютизации вооруженного насилия как средства разрешения конфликта, установлению военной или другой диктатуры.



Просмотров