Где был взрыв аэс. Чернобыль и Хиросима. Какие дозы облучения смертельны

11 марта 2011 года на Японию обрушилось землетрясение силой 9,0 баллов по шкале Рихтера, приведшее к разрушительному цунами. В одном из наиболее пострадавших регионов находилась атомная станция Фукусима Даичи, на которой, через 2 дня после землетрясения, произошел взрыв. Эту аварию назвали самой масштабной со времен взрыва на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

В этом выпуске мы оглянемся назад и вспомним про 11-ть самых масштабных ядерных аварий и катастроф новейшей истории.

(Всего 11 фото)

1. Чернобыль, Украина (1986)

26 апреля 1986 года взорвался реактор Чернобыльской атомной станции в Украине, что привело к самому сильному радиационному загрязнению за всю историю. В атмосферу попало радиационное облако в 400 раз больше, чем при бомбардировке Хиросимы. Облако прошло над западной частью Советского Союза, а также затронуло Восточную, Северную и Западную Европу.
При взрыве реактора погибло пятьдесят человек, но количество людей, которые оказались на пути радиоактивного облака остается неизвестным. В докладе Всемирной атомной ассоциации (http://world-nuclear.org/info/chernobyl/inf07.html) говорится о более чем миллионе людей, которые могли подвергнуться воздействию радиации. Однако вряд ли когда-либо удастся установить весь масштаб катастрофы.
Фото: Laski Diffusion | Getty Images

2. Токаймура, Япония (1999)

До марта 2011 года самым серьезным инцидентом в истории Японии была авария на урановом объекте в Токаймуре 30 сентября 1999 года. Трое рабочих пытались смешать азотную кислоту и уран для получения для получения нитрат уранила. Однако, по незнанию, рабочие взяли в семь раз больше разрешенного количества урана, и реактор не удержал раствор от достижения критической массы.
Трое рабочих получили сильное гамма и нейтронное облучение, от чего, впоследствии, два из них скончались. Высокие дозы радиации также получили 70 других рабочих. После расследования инцидента, МАГАТЭ сообщило, что причиной инцидента послужили «человеческая ошибка и серьёзное пренебрежение принципами безопасности».
Фото: AP

3. Авария на АЭС Три-Майл-Айленд, штат Пенсильвания

28 марта 1979 года на АЭС Три-Майл-Айленд в Пенсильвании произошла крупнейшая в истории США авария. Система охлаждения не сработала, что вызвало частичное расплавление ядерных топливных элементов реактора, однако полного расплавления удалось избежать, и катастрофа не произошла. Однако, несмотря на благоприятный исход и тот факт, что минуло уже больше трех десятков лет, инцидент всё ещё остается в памяти тех, кто при нём присутствовал.

Последствия этого происшествия для американской атомной индустрии были колоссальными. Авария заставила многих американцев пересмотреть своё мнение насчёт использования атомной энергии, а строительство новых реакторов, которое постоянно увеличивалось с 1960-х годов, значительно замедлилось. Всего за 4 года было отменено более 50 планов строительства атомных станций, а с 1980 по 1998 отменили множество осуществляемых проектов.

4. Гояния, Бразилия (1987)

Один и самых страшных случаев радиационного заражения местности случился в городе Гояния в Бразилии. Институт радиотерапии переехал, оставив в старом помещении установку для радиотерапии, в которой всё ещё был хлорид цезия.

13 сентября 1987 года два мародёра нашли установку, вывезли её с территории больницы и продали на свалку. Владелец свалки пригласил родственников и друзей посмотреть на светящееся голубым светом вещество. Все они потом разошлись по городу и начали заражать радиацией своих друзей и родственников.

Общее число зараженных составило 245 человек, а четверо из них умерли. По словам Элианы Амарал из МАГАТЭ, эта трагедия имела все же позитивное последствие: «До инцидента в 1987 году никто не знал, что источники радиации необходимо отслеживать с момента их создания и то момента до утилизации, а также предупреждать любые контакты с гражданским населением. Этот случай содействовал появлению подобных соображений».

5. К-19, Атлантический океан (1961)

4 июля 1961 года советская подводная лодка К-19 находилась в северной части Атлантического океана, когда на ней заметили утечку реактора. Системы охлаждения реактора не было и, не имея других вариантов, члены команды заходили в отделение реактора и чинили утечку собственноручно, подвергая себя дозам радиации не совместимым с жизнью. Все восемь членов экипажа, которые чинили утечку реактора, умерли в течение 3 недель с момента аварии.

Радиационному заражению также подверглись- остальной экипаж, сама лодка и баллистические ракеты на ней. Когда К-19 встретилась с лодкой, принявшей их сигнал о бедствии, её отбуксировали на базу. Затем, во время ремонта, который длился 2 года, была заражена окружающая местность, а также получили облучение рабочие дока. В последующие несколько лет ещё 20 членов экипажа скончалось от лучевой болезни.

6. Кыштым, Россия (1957)

На химкомбинате «Маяк» около города Кыштым хранились ёмкости для радиоактивных отходов и в результате сбоя в охладительной системе, произошел взрыв, из-за которого около 500 км окружающей местности подверглись радиационному заражению.

Изначально, советское правительство не разглашало подробности происшествия, однако неделю спустя у них не осталось выбора. 10 тысяч человек были эвакуированы из местности, где уже начали проявляться симптомы лучевой болезни. Хотя СССР отказалось разглашать подробности, по подсчетам журнала Radiation and Environmental Biophysics от радиации погибло как минимум 200 человек. Советское правительство окончательно рассекретило всю информацию об аварии в 1990 году.

7. Уиндскейл, Англия (1957)

10 октября 1957 Уиндскейл стал местом самой страшной атомной аварии в истории Великобритании и самой страшной в мире до аварии на АЭС Три-Майл-Айленд 22 года спустя. Комплекс в Уиндскейле был построен для производства плутония, но когда США создали атомную бомбу на тритии, комплекс переоборудовали для производства трития для нужд Великобритании. Однако для этого требовалось, чтобы реактор работал при более высоких температурах, чем те, на которые он был рассчитан изначально. В результате случился пожар.

Сначала операторы не хотели тушить реактор водой из-за угрозы взрыва, но в итоге сдались и затопили его. Пожар был потушен, но огромное количество зараженной радиацией воды попало в окружающую среду. Исследования в 2007 году показали, что этот выброс привел к более чем 200 случаям заболевания раком у окрестных жителей.

Фото: George Freston | Hulton Archive | Getty Images

8. SL-1, штат Айдахо (1961)

Стационарный реактор малой мощности номер 1, или SL-1, находился в пустыне в 65 км от городка Айдахо-Фоллз, штат Айдахо. 3 января 1961 года реактор взорвался, убив 3 рабочих и вызвав расплавление топливных элементов. Причиной послужил неправильно вынутый стержень регулирования мощности реактора, но даже 2 года расследования не дали представления о действиях персонала до момента аварии.

Хотя реактор и выбросил в атмосферу радиоактивные материалы, их было немного и его удаленное местоположение позволило минимизировать урон, нанесенный населению. Всё же, этот инцидент известен тем, что это единственная авария реактора в истории США, унесшая жизни людей. Также инцидент привел к улучшению строения ядерных реакторов, и теперь один стержень регулирования мощности реактора не сможет нанести таких повреждений.
Фото: United States Department of Energy

9. North Star Bay, Гренландия (1968)

21 января 1968 года бомбардировщик ВВС США Б-52 совершал полёт в рамках операции «Хромовый купол» – операции времен Холодной войны, в которой американские бомбардировщики с ядерными зарядами находились всё время в воздухе, готовые нанести удар по целям в Советском Союзе. Совершавший боевой вылет бомбардировщик с четырьмя водородными бомбами загорелся. Ближайшую аварийную посадку можно было совершить на авиабазе Туле в Гренландии, но времени на посадку уже не было, и команда покинула горящий самолёт.

Когда бомбардировщик упал, ядерные боезаряды детонировали, что повлекло заражение местности. В мартовском номере журнала Time за 2009 год было сказано, что это одна из самых ужасных атомных катастроф всех времен. Инцидент повлёк немедленное закрытие программы «Хромовый купол» и разработку более стабильной взрывчатки.
Фото: U.S. Air Force

10. Ясловске-Бохунице, Чехословакия (1977)

Атомная станция в Бохунице была самой первой в Чехословакии. Реактор был экспериментальной разработкой для работы на уране, добываемом в Чехословакии. Не смотря на это, на первом в своём роде комплексе было множество аварий, и закрыть его должны были более 30 раз.

В 1976 году погибло двое рабочих, но самая ужасная авария произошла 22 февраля 1977 года, когда один из рабочих во время обычной смены топлива неверно вынул стержень регулирования мощности реактора. Эта простая ошибка вызвала масштабную утечку реактора и в результате, инцидент заработал 4 уровень по Международной шкале ядерных событий от 1 до 7.

Советское правительство скрыло инцидент, так что о жертвах ничего неизвестно. Однако в 1979 году правительство социалистической Чехословакии вывело из эксплуатации станцию. Ожидается, что она будет разобрана к 2033 году
Фото: www.chv-praha.cz

11. Юкка-Флэт, штат Невада (1970)

Юкка-Флэт находится в часе езды от Лас-Вегаса и является одной из площадок для ядерных испытаний в Неваде. 18 декабря 1970 года при детонации 10 килотонной атомной бомбы, закопанной на глубине в 275 метров под землёй, плита, удерживающая взрыв от поверхности, треснула, и в воздух поднялся столб радиоактивных осадков, в результате чего было облучено 86 человек, принимавших участие в испытаниях.

Кроме того, что радиационные осадки выпали в округе, их также отнесло на север Невады, в штаты Айдахо и Калифорнию, а также в восточные части штатов Орегон и Вашингтон. Также, похоже, что осадки отнесло в Атлантический океан, Канаду и Мексиканский залив. В 1974 году два специалиста, которые присутствовали при взрыве, умерли от лейкемии.

Фото: National Nuclear Security Administration / Nevada Site Office

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, произошедшее в результате движения ТС и ставшее причиной получения травмы (гибели человека), повреждения машины, груза, сооружения. Большинство аварий заканчивается незначительным ущербом для автомобилей и лёгкими ушибами для пешеходов. Однако в новостных сводках время от времени появляются сообщения о жутких ДТП – несчастьях, которые унесли жизни десятков людей, до неузнаваемости изменили внешний вид и техническое состояние транспортных средств. Сегодня мы поговорим о самых крупных автокатастрофах, случившихся на дорогах России и остального мире.

Топ-5 самых страшных аварий в России

5. Роковое столкновение в Вологодской области

Страшная авария произошла в 155 км от Вологды. Зафиксирована сотрудниками ГИБДД 14 октября 2007 года. Лобовое столкновение легкового автомобиля A4 и внедорожной машины Admiral китайского производства произошло неподалёку от посёлка городского типа Кадуй.

Водитель Audi двигался с превышением допустимого скоростного режима и потерял управление. В результате выехал на встречную полосу и на всей скорости протаранил китайский SUV марки Zhong Xing.
До приезда скорой помощи на месте происшествия от полученных травм скончалось 7 человек. Только одного пострадавшего госпитализировали в тяжёлом состоянии.

4. Обгон со смертельным исходом на втором километре Терпилицкого шоссе в Ленинградской области.

Видео: ДТП на шоссе под Волосово 06.08.16

Одно из самых жутких ДТП на российских дорогах, снятых на автомобильный регистратор. Виновник ДТП – 19-летний водитель, получивший права за 3 суток до рокового дня и не рассчитавший безопасность совершаемого манёвра. Место происшествия – Терпилицкое шоссе, которое соединяет населённые пункты Копорье и Волосово в Ленинградской области.

Водитель «десятки» не справился с управлением при выполнении обгона и столкнулся с малотоннажным грузовым автомобилем «Газель». В результате этого ДТП пострадало 5 человек.
3 пассажира, находящиеся в салоне отечественного автомобиля, вылетели на дорогу под колёса машины с видеорегистратором. Столкновения избежать не удалось, так как у её водителя не было времени среагировать. Несмотря на многочисленные травмы, включая переломы, ушибы и сотрясения мозга, каждый из этих людей выжил.

19-летний водитель-новичок, находящийся за рулём ВАЗ-2110, скончался в больнице от полученных травм. Шофёру «Газели» повезло больше. Он отделался ссадинами и ушибами, несмотря на серьёзные повреждения передней части фургона.

3. Автокатастрофа неподалёку от военной базы в Южной Осетии

Происшествие случилось 19 мая 2016 года. Место действия – извилистая и коварная горная дорога, соединяющая село Канчавети и город Цхинвал, неподалёку от 4-й гвардейской военной базы.Водитель автобуса марки ПАЗ с офицерами, двигался в составе большой колонны и не справился с управлением. Транспортное средство вылетело за пределы дороги и отправилось прямиком в пропасть, перевернувшись несколько раз.

По данным министерства Обороны Российской Федерации, автомобильная колонна перевозила военнослужащих, в том числе и офицерский состав, на учения. Официальной причиной ДТП стала неисправность тормозной системы.

В результате падения пассажирского автобуса с большой высоты пострадали 22 офицера – шестеро погибло и шестнадцать госпитализировано с травмами. Выжившие военнослужащие были оперативно доставлены в медицинские учреждения Цхинвала. По распоряжению министра обороны в республику был направлен самолёт с медицинскими работниками для отправки пациентов, находящихся в тяжёлом состоянии, в госпитали имени Вишневского и Бурденко.

Неподалёку от села Таловка, находящегося в Тарумовском районе, 13-го июля 2016 года произошло ДТП с участием пассажирского автобуса и тягача «КАМАЗ», двигающегося с прицепом. Авария унесла жизни 9 человек. Более 20 людей получило ранения различной степени тяжести. Среди пострадавших – 4 детей.

ДТП случилось на 284 км автомобильной дороги Махачкала-Астрахань. В пассажирское транспортное средство (рейс «Дербент-Анапа») врезался прицеп, который из-за ненадёжного крепления оторвался от тягача и вылетел на встречную полосу.

Водитель транспортного средства, перевозивший в этот момент 33 пассажира, не успел уйти от столкновения. Удар получился очень сильным, однако возгорания на месте происшествия не возникло. Для ликвидации последствий ДТП привлекалось 13 единиц спецтехники и более 40 человек.

После страшной аварии в Тарумовском районе было возбуждено уголовное дело и предъявлено обвинение шофёру, который находился за рулём грузового автомобиля.

1. Ужасное ДТП с участием детей в ХМАО

Одна из самых жестоких аварий, которые потрясли Россию за последнее время. Трагичное событие датируется 4 декабря 2016 года. Авария произошла на дороге Тюмень-Ханты-Мансийск.
Автобус, в котором находилось 33 человека, был «зацеплен» идущей по встречной полосе большегрузной машиной. От удара по касательной и потери управления пассажирское транспортное средство вынесло на «встречку» на другой грузовой автомобиль, двигающийся с разрешённой скоростью.

В автобусе находилась команда по спортивной гимнастике из 29 человек + 2 тренера. В результате страшного по силе удара погибло 10 детей. Из тренерского состава никто не выжил. Двадцать человек было госпитализировано с ожогами, черепно-мозговыми травмами, многочисленными ушибами и переломами.

По результатам этого «громкого» дела было предъявлено обвинение 4 ответственным лицам – водителям первого грузовика и автобуса (как выяснилось позже, он также был виновен в произошедшем), владельцу пассажирского транспорта (ИП), директору школы по спортивной гимнастике.

Топ-4 крупных ДТП в мире

4. Обрушение моста через реку Ичан в Китае из-за взрыва грузовика

Удивительно, но обрушение мостов в Китае происходит довольно часто. Возникает по вине грузовых перевозчиков, отправляющих в рейсы перегруженные фуры, а также горе-строителей, которые из-за сжатых сроков сдачи объектов пренебрегают правилами и нормами и пользуются дешёвыми и низкокачественными стройматериалами.

В провинции Хайнань 1 февраля 2012 года произошла очередная крупная катастрофа – взорвался грузовой автомобиль с фейерверками и петардами, двигающийся по мосту через реку Ичан. Большая часть строительных конструкций, располагающихся на 20-метровой высоте над уровнем земли, не выдержала ударной волны и обрушилась. С моста упало 10 грузовиков. Для разбора завалов из остатков строительных конструкций, частей асфальтового покрытия, искореженного транспорта понадобилось большое количество спецтехники и спасателей. В автокатастрофе погибло 26 человек, десятки получили ранения.

3. «Бойня» в Теннесси

Эта крупнейшая автокатастрофа с участием 176 автомобилей произошла в США в 2002 году. Место действия – одна из магистральных трасс в штате Теннеси. В день ДТП на дороге образовался густой и плотный туман, усугубивший и без того плохие дорожные условия – гололёд. Далекая от идеала видимость и скользкое дорожное покрытие вкупе с банальной невнимательностью шофёров сделали своё дело. Привели к бортовому столкновению двух крупногабаритных грузовых автомобилей. Один из большегрузов в результате сильного удара развернулся и перекрыл практически всю проезжую часть (в одном направлении).

Из-за оживлённости движения и плохой видимости автомобили стали врезаться друг в друга по цепочке. Несмотря на оперативный выезд полицейских на место происшествия, в аварии успело поучаствовать более 170 машин. Часть транспортных средств буквально перелетала через металлический отбойник, приводя к новым жертвам на встречной полосе. Десятки людей получили травмы. Среди участников ДТП был школьный автобус, но никто из пассажиров не пострадал.
Чтобы разобрать гигантскую груду искореженного металла и достать пострадавших, североамериканским дорожным службам и спасателям понадобилось 2 суток.

2. Падение автобуса в оросительный канал в Египте

Это печальное событие произошло под Каиром 14 декабря 2008 года и унесло жизни 53 человек. Автобус двигался по маршруту из Каира в «Жемчужину Верхнего Египта» – город Эль-Минья.
Причина аварии – перегруженность пассажирского автобуса, которая не позволила водителю удачно завершить обгон грузового автомобиля. Из-за сильного перегруза транспортное средство накренилось и упало прямиком в ирригационный (оросительный) канал с большой высоты. Среди жертв жуткой катастрофы находились как местные жители, так и туристы из разных стран, приехавшие в Египет на отдых.

1. Массовое столкновение транспортных средств в ОАЭ

Крупная автомобильная авария, произошедшая в марте 2008 года в Объединённых Арабских Эмиратах, вблизи от Абу-Даби, стала горьким уроком для неосторожных водителей. Сильный туман, спустившийся на дорогу ранним утром, привёл к столкновению более 100 легковых, мало- и крупнотоннажных грузовых автомобилей, пассажирских автобусов. К увеличению числа жертв (около 270 человек было госпитализировано и трое погибло) привело возгорание нескольких транспортных средств с рабочими, направляющихся на ремонт дороги.

Для устранений последствий аварии автомобильную трассу Абу-Даби-Дубай полностью перекрыли. В тушении пожара приняло участие несколько пожарных команд, однако несколько транспортных средств сгорело дотла.

Будьте внимательны!
От автомобильных аварий и неприятных инцидентов на дорогах никто не застрахован. Чтобы снизить вероятность участия в автокатастрофах, необходимо соблюдать ПДД, правильно оценивать дорожную ситуацию, быть внимательным и собранным.

Мифы и факты

26 апреля 2016 года исполняется 30 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Последствия самой крупной за всю историю мирного атома техногенной катастрофы специалисты всего мира устраняют до сих пор.

В российской атомной промышленности была проведена программа по модернизации, практически полностью пересмотрены устаревшие технологические решения и разработаны системы, которые, по словам специалистов, полностью исключают возможность подобной аварии.

О мифах, которые окружают аварию на ЧАЭС, и извлеченных из нее уроках – в спецпроекте ТАСС

ФАКТЫ

Самая крупная катастрофа в истории мирного атома

Строительство первой очереди Чернобыльской АЭС началось в 1970 году, для обслуживающего персонала рядом был возведен город Припять. 27 сентября 1977 года первый энергоблок станции с реактором РБМК-1000 мощностью в 1 тыс. МВт был подключен к энергосистеме Советского Союза. Позднее вступили в строй еще три энергоблока, ежегодная выработка энергии станции составляла 29 млрд киловатт-часов.

9 сентября 1982 года на ЧАЭС произошла первая авария – во время пробного пуска 1-го энергоблока разрушился один из технологических каналов реактора, была деформирована графитовая кладка активной зоны. Пострадавших не было, ликвидация последствий ЧП заняла около трех месяцев.

1">

1">

Планировалось остановить реактор (при этом планово была отключена система аварийного охлаждения) и замерить генераторные показатели.

Безопасно заглушить реактор не удалось. В 1 час 23 минуты мск на энергоблоке произошел взрыв и пожар.

ЧП стало крупнейшей катастрофой в истории атомной энергетики: была полностью разрушена активная зона реактора, здание энергоблока частично обрушилось, произошел значительный выброс радиоактивных материалов в окружающую среду.

Непосредственно при взрыве погиб один человек – оператор насосов Валерий Ходемчук (его тело не удалось обнаружить под завалами), утром того же дня в медсанчасти умер от полученных ожогов и травмы позвоночника инженер-наладчик системы автоматики Владимир Шашенок.

27 апреля был эвакуирован город Припять (47 тыс. 500 человек), а в последующие дни – население 10-километровой зоны вокруг ЧАЭС. Всего в течение мая 1986 года из 188 населенных пунктов в 30-километровой зоне отчуждения вокруг станции были отселены около 116 тыс. человек.

Интенсивный пожар продолжался 10 суток, за это время суммарный выброс радиоактивных материалов в окружающую среду составил около 14 эксабеккерелей (порядка 380 млн кюри).

Радиоактивному загрязнению подверглось более 200 тыс. кв. км, из них 70% – на территории Украины, Белоруссии и России.

Наиболее загрязнены были северные районы Киевской и Житомирской обл. Украинской ССР, Гомельская обл. Белорусской ССР и Брянская обл. РСФСР.

Радиоактивные осадки выпали в Ленинградской обл., Мордовии и Чувашии.

Впоследствии загрязнение было отмечено , Норвегии, Финляндии и Швеции.

Первое краткое официальное сообщение о ЧП было передано ТАСС 28 апреля. По словам бывшего генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, сказанным в интервью BBC в 2006 году, праздничные первомайские демонстрации в Киеве и других городах не были отменены из-за того, что руководство страны не обладало "полной картиной случившегося" и опасалось паники среди населения. Только 14 мая Михаил Горбачев выступил с телевизионным обращением, в котором рассказал об истинном масштабе происшествия.

Советская госкомиссия по расследованию причин ЧП возложила ответственность за катастрофу на руководство и оперативный персонал станции. Созданный Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) Консультативный комитет по вопросам ядерной безопасности (INSAG) в своем отчете 1986 года подтвердил выводы советской комиссии.

Тассовцы в Чернобыле

Одним из первых журналистов на место аварии в украинском Полесье, чтобы рассказать правду о небывалой в истории техногенной катастрофе, выехал тассовец Владимир Иткин. Как настоящий герой-репортер проявил он себя во время катастрофы. Его материалы были опубликованы практически во всех газетах страны.

А уже через несколько дней после взрыва мир потрясли фотографии дымящихся развалин четвертого энергоблока, который снял фотокорреспондент ТАСС Валерий Зуфаров и его украинский коллега Владимир Репик. Тогда, в первые дни, облетая на вертолете электростанцию вместе с учеными и специалистами, фиксируя все детали атомного выброса, они не задумывались о последствиях для своего здоровья. Вертолет, с которого снимали корреспонденты, зависал всего в 25 метрах над ядовитой бездной.

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Валерий уже знал, что "схватил" огромную дозу, но продолжал выполнять свой профессиональный долг, создав для потомков фотолетопись этой трагедии.

Репортеры работали у жерла реактора, при строительстве саркофага.

За эти снимки Валерий заплатил преждевременной кончиной в 1996 году. У Зуфарова немало наград - в том числе "Золотой глаз", присуждаемый World Press Photo.

В числе журналистов-тассовцев, имеющих статус ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС, корреспондент в Кишиневе Валерий Демидецкий. Осенью 1986 года он был направлен в Чернобыль как человек, уже имевший дело с атомом - Валерий служил на атомной подводной лодке и знал, что такое радиационная опасность.

"Больше всего, - вспоминает он, - там поражали люди. Настоящие герои. Они хорошо понимали, на что идут, работая день и ночь. Поразила Припять. Красавец-город, где жили работники АЭС, напоминал зону "Сталкера" Тарковского. Второпях оставленные дома, разбросанные детские игрушки, тысячи брошенных жителями автомашин".

– по сообщениям ТАСС

Походы в ад

Одними из первых, кто принял участие в ликвидации аварии, были работники пожарной охраны. Сигнал о пожаре на АЭС был принят 26 апреля 1986 года в 1 ч. 28 мин. Уже к утру в зоне аварии находилось 240 человек личного состава Киевского областного управления пожарной охраны, силами которых к 6 ч. 35 мин. пожар на 4-м блоке ЧАЭС был полностью ликвидирован.

Правительственная комиссия обратилась к войскам химической защиты с целью проведения оценки радиационной обстановки и к военным вертолетчикам для оказания помощи в тушении пожара активной зоны. На аварийной площадке к этому времени работало несколько тысяч человек.

В зоне аварии работали представители службы радиационного контроля, сил Гражданской обороны, Химвойск Минобороны, Госгидромета и Минздрава.

Помимо ликвидации аварии, в их задачу входило измерение радиационной ситуации на АЭС и исследование радиоактивного загрязнения природных сред, эвакуация населения, охрана зоны отчуждения, которая была установлена после катастрофы.

Врачи осуществляли контроль за облученными и проводили необходимые лечебно-профилактические мероприятия.

В частности, на разных этапах ликвидации последствий аварии были задействованы:

От 16 до 30 тыс. человек из разных ведомств для дезактивационных работ;

Более 210 воинских частей и подразделений общей численностью 340 тыс. военнослужащих, из них более 90 тыс. военнослужащих в самый острый период с апреля по декабрь 1986 года;

18,5 тыс. работников органов внутренних дел;

Свыше 7 тыс. радиологических лабораторий и санэпидстанций;

Всего около 600 тыс. ликвидаторов со всего бывшего СССР принимали участие в тушении пожаров и расчистке.

Сразу после аварии работа станции была остановлена. Шахту взорвавшегося реактора с горящим графитом засыпали с вертолетов смесью карбида бора, свинца и доломита, а после завершения активной стадии аварии – латексом, каучуком и другими пылепоглощающими растворами (всего к концу июня было сброшено около 11 тыс. 400 т сухих и жидких материалов).

После первого, наиболее острого, этапа все усилия по локализации аварии были сосредоточены на создании специального защитного сооружения, называемого саркофагом (объект "Укрытие").

В конце мая 1986 года была сформирована специальная организация, состоящая из нескольких строительных и монтажных подразделений, бетонных заводов, управлений механизации, автотранспорта, энергоснабжения и др. Работы велись круглосуточно, вахтами, численность которых достигала 10 тыс. человек.

В период с июля по ноябрь 1986 года был сооружен бетонный саркофаг высотой более 50 м и внешними размерами 200 на 200 м, накрывший 4-й энергоблок ЧАЭС, после чего выбросы радиоактивных элементов прекратились. В ходе строительства произошел несчастный случай: 2 октября вертолет Ми-8 зацепился лопастями за трос подъемного крана и упал на территории станции, погибли четыре члена экипажа.

Внутри "Укрытия" находится не менее 95% облученного ядерного топлива из разрушенного реактора, в т. ч. около 180 т урана-235, а также порядка 70 тыс. т радиоактивного металла, бетона, стеклообразной массы, несколько десятков тонн радиоактивной пыли с общей активностью более 2 млн кюри.

"Укрытие" под угрозой

На сегодняшний день крупнейшие мировые международные структуры – от энергоконцернов до финансовых корпораций – продолжают оказывать Украине помощь в решении проблем окончательной очистки Чернобыльской зоны.

Основной недостаток саркофага – его негерметичность (общая площадь щелей достигает 1 тыс. кв. м).

Гарантированный срок эксплуатации старого "Укрытия" был рассчитан до 2006 года, поэтому в 1997 году страны "семерки" сошлись во мнении о необходимости строительства "Укрытия-2", которое накрыло бы устаревшую конструкцию.

В настоящее время возводится крупное защитное сооружение "Новый безопасный конфайнмент" – арка, которая будет надвинута поверх "Укрытия".

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Работы по сооружению второго саркофага должны были завершиться в 2015 году, но не раз переносились. Главной причиной задержки называется "серьезная нехватка денежных средств". Очередной срок сдачи намечен на ноябрь 2017 года.

Совокупная стоимость завершения проекта, составной частью которого является сооружение саркофага, составляет 2,15 млрд евро. При этом стоимость строительства самого саркофага составляет 1,5 млрд евро.

675 млн евро к настоящему моменту предоставил ЕБРР. При необходимости банк готов профинансировать дефицит бюджета по этому проекту.

До 10 млн евро (по 5 млн евро ежегодно) – дополнительный взнос в чернобыльский фонд – постановило внести в 2016-2017 годах правительство России.

180 млн евро обещают выделить другие международные доноры.

$40 млн намерены предоставить США.

О своем желании сделать пожертвования в Чернобыльский фонд недавно заявили также некоторые арабские страны и КНР.

Мифы об аварии

Существует огромный разрыв между научным знанием о последствиях аварии и общественным мнением. Последнее в подавляющем большинстве случаев находится под влиянием развитой чернобыльской мифологии, имеющей малое отношение к реальным последствиям катастрофы, отмечают в Институте проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук (ИБРАЭ РАН).

Неадекватное восприятие радиационной опасности, по мнению специалистов, имеет объективные конкретно-исторические причины, в числе которых:

Умалчивание государством причин и реальных последствий аварии;

Незнание населением элементарных основ физики процессов, происходящих как в области ядерной энергетики, так и в области радиации и радиоактивного воздействия;

Спровоцированная упомянутыми причинами истерия в СМИ;

Многочисленные проблемы социального характера общефедерального масштаба, ставшие хорошей почвой для быстрого образования мифов, и пр.

Косвенный ущерб от аварии, связанный с социально-психологическими и социально-экономическими последствиями, значительно выше прямого ущерба от действия чернобыльской радиации.

Миф 1.

Авария оказала катастрофическое влияние на здоровье от десятков тысяч до сотен тысяч людей

По данным Российского национального радиационно-эпидемиологического регистра (НРЭР), лучевая болезнь была выявлена у 134 человек, находившихся на аварийном блоке в первые сутки. Из них 28 погибли в течение нескольких месяцев после аварии (27 в России), 20 умерли по разным причинам в течение 20 лет.

За прошедшие 30 лет в НРЭР зафиксированы 122 случая заболевания лейкемией среди ликвидаторов. 37 из них могли быть индуцированы чернобыльской радиацией. Увеличения количества заболеваний другими видами онкологии среди ликвидаторов по сравнению с остальными группами населения зафиксировано не было.

В период с 1986 по 2011 годы из 195 тыс. российских ликвидаторов, зарегистрированных в НРЭР, от разных причин умерли около 40 тыс. человек, при этом общие показатели смертности не превышали соответствующих средних значений населения РФ.

По данным НРЭР на конец 2015 года, из 993 случаев заболеваний раком щитовидной железы у детей и подростков (на момент аварии) 99 могли быть связаны с радиационным облучением.

Никаких других последствий для населения не было зафиксировано, что полностью опровергает все сложившиеся мифы и стереотипы о масштабах радиологических последствий аварии для здоровья населения, считают эксперты. Эти же выводы подтвердились и спустя 30 лет после катастрофы.

Кюри, беккерель, зиверт – в чем отличие

Радиоактивность – это способность некоторых природных элементов и искусственных радиоактивных изотопов самопроизвольно распадаться, испуская при этом невидимые и неощущаемые человеком излучения.

Для измерения количества радиоактивного вещества или его активности применяются две единицы: внесистемная единица кюри и единица беккерель , принятая в Международной системе единиц (СИ).

На окружающую среду и живые организмы влияет ионизирующее воздействие излучения, которое характеризуется дозой излучения или облучения.

Чем больше доза облучения, тем больше степень ионизации. Одна и та же доза может накапливаться за разное время, и биологический эффект облучения зависит не только от величины дозы, но и от времени ее накопления. Чем быстрее получена доза, тем больше ее поражающее действие.

Разные виды излучений создают разный поражающий эффект при одной и той же дозе излучения. Все национальные и международные нормы установлены в эквивалентной дозе облучения. Внесистемной единицей этой дозы является бэр , а в системе СИ – зиверт (Зв).

Первый заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Рафаэль Арутюнян уточняет, что если проанализировать дополнительные дозы, накопленные жителями чернобыльских зон за прошедшие после аварии годы, то из 2,8 млн россиян, оказавшихся в районе воздействия:

2,6 млн получили меньше 10 миллизивертов. Это в пять-семь раз меньше среднемировой дозы облучения от природного радиационного фона;

Менее 2 тыс. человек получили дополнительные дозы больше 120 миллизивертов. Это в полтора-два раза меньше доз облучения жителей таких стран, как Финляндия.

Именно по этой причине, считает ученый, среди населения не наблюдается и не может наблюдаться каких-либо радиологических последствий, кроме уже отмеченного выше рака щитовидной железы.

По данным специалистов из Научного центра радиационной медицины АМН Украины, из 2,34 млн человек, проживающих на загрязненных территориях Украины, за 12 лет после катастрофы от раков разного происхождения умерло примерно 94 800 человек, из-за "чернобыльских" раков дополнительно умерло около 750 человек.

Для сравнения: среди 2,8 млн людей, независимо от места их проживания, ежегодно от раковых заболеваний, не связанных с радиационным фактором, смертность составляет от 4 до 6 тыс., то есть за 30 лет – от 90 до 170 тыс. смертей.

Какие дозы облучения смертельны

Существующий повсеместно естественный радиационный фон, а также некоторые медицинские процедуры приводят к тому, что каждый человек ежегодно получает в среднем эквивалентную дозу облучения от 2 до 5 миллизивертов.

Для людей, профессионально связанных с радиоактивными материалами, годовая эквивалентная доза не должна превышать 20 миллизивертов.

Летальной считается доза в 8 зивертов, а доза половинной выживаемости, при которой погибает половина облученной группы людей, составляет 4-5 зивертов.

На Чернобыльской АЭС около тысячи людей, находившихся рядом с реактором в момент катастрофы, получили дозы от 2 до 20 зивертов, что в ряде случаев оказалось смертельным.

У ликвидаторов средняя доза составила около 120 миллизивертов.

© YouTube.com/TASS

Миф 2 .

Генетические последствия аварии на ЧАЭС для человечества ужасны

По словам Арутюняна, мировая наука за 60 лет подробных научных исследований не наблюдала на человеке каких-либо генетических дефектов у потомков вследствие радиационного облучения их родителей.

Данный вывод подтверждается и результатами постоянного наблюдения как за пострадавшими в Хиросиме и Нагасаки, так и за последующим поколением.

Превышения генетических отклонений относительно среднестатистических данных по стране зафиксировано не было.

Через 20 лет после Чернобыля Международная комиссия радиологической защиты в своих рекомендациях 2007 года понизила значение гипотетических рисков практически в 10 раз.

В то же время есть и другие мнения. Согласно исследованиям доктора сельскохозяйственных наук Валерия Глазко:

После катастрофы рождаются не все, кто должен был родиться.

Преимущественно воспроизводятся менее специализированные, но обладающие более высокой устойчивостью к действию неблагоприятных факторов среды формы.

Ответ на одни и те же дозы ионизирующего облучения зависит от его новизны для популяции.

Ученый считает, что реальные последствия чернобыльской аварии для популяций человека будут доступны для анализа к 2026 году, так как поколение, попавшее под прямое воздействие аварии, только сейчас начинает обзаводиться семьями и рожать детей.

Миф 3.

Природа пострадала от аварии на атомной станции еще сильнее, чем человек

В Чернобыле произошел беспрецедентно большой выброс радионуклидов в атмосферу, на этом основании аварию на ЧАЭС считают самой тяжелой техногенной аварией в человеческой истории. На сегодняшний день почти повсеместно, за исключением наиболее загрязненных территорий, мощность дозы возвратилась к фоновому уровню.

Последствия облучения для флоры и фауны были заметны только непосредственно рядом с Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения.

Парадигма радиоэкологии такова, что если защищен человек, то окружающая среда защищена с огромным запасом, отмечает профессор Арутюнян. Если влияние на здоровье человека радиационного происшествия минимально, то его влияние на природу будет еще меньшим. Порог проявления негативных воздействий на флору и фауну в 100 раз выше, чем для человека.

Воздействие на природу после аварии наблюдалось только рядом с разрушенным энергоблоком, где доза облучения деревьев за 2 недели достигала 2000 рентген (в так называемом "рыжем лесу"). На данный момент вся природная среда даже в этом месте полностью восстановилась и даже расцвела за счет резкого уменьшения антропогенного воздействия.

Миф 4.

Переселение людей из города Припять и прилегающих территорий было плохо организовано

Эвакуация жителей 50-тысячного города была проведена быстро, утверждает Арутюнян. Несмотря на то, что по действующим тогда нормативам эвакуация была обязательной только в случае достижения дозы 750 мЗв, решение о ней было принято при прогнозируемом уровне доз меньше 250 мЗв. Что вполне соответствует сегодняшнему пониманию критериев экстренной эвакуации. Информация о том, что люди получали большие дозы радиационного облучения в ходе эвакуации, – неправда, уверен ученый.

За последние два века человечество пережило невероятный технологический бум. Мы открыли электричество, построили летающие аппараты, освоили околоземную орбиту и уже забираемся на задворки Солнечной системы. Открытие химического элемента под названием уран показало нам новые возможности в получении больших объемов энергии без необходимости расхода миллионов тонн органического топлива.

Проблема современности заключается в том, что чем сложнее технологии, которыми мы пользуемся, тем серьезнее и разрушительнее катастрофы, связанные с ними. В первую очередь, это относится к «мирному атому». Мы научились создавать сложные атомные реакторы, которые питают энергией города, подводные лодки, авианосцы, а в планах даже космические корабли. Но ни один самый современный реактор не является на 100% безопасным для нашей планеты, а последствия ошибок в его эксплуатации могут стать катастрофическими. Не слишком ли рано человечество взялось за освоение атомной энергии?

Мы уже не раз поплатились за свои неловкие шаги в покорении мирного атома. Последствия этих катастроф природа будет исправлять веками, потому что возможности человека весьма ограничены.

Авария на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986 года

Одна из самых крупных техногенных катастроф современности, которая нанесла непоправимый вред нашей планете. Последствия аварии ощутили даже на другой стороне земного шара.

26 апреля 1986 года в результате ошибки персонала при эксплуатации реактора произошел взрыв в 4-м энергоблоке станции, который навсегда изменил историю человечества. Взрыв был такой мощности, что многотонные конструкции крыши были подброшены в воздух на несколько десятков метров.

Впрочем, был опасен не сам взрыв, а то, что он и возникший пожар вынесли из глубин реактора на поверхность. Огромное облако радиоактивных изотопов поднялось в небо, где было сразу же подхвачено воздушными потоками, которые понесли его в европейском направлении. Фонящие осадки начали накрывать города, в которых жили десятки тысяч людей. Больше всего от взрыва пострадали территории Беларуси и Украины.

Летучая смесь изотопов начала поражать ничего не подозревающих жителей. Практически весь йод-131, который был в реакторе, оказался в облаке в виду своей летучести. Несмотря на малый период полураспада (всего 8 дней), он успел распространиться на сотни километров. Люди вдыхали взвесь с радиоактивным изотопом, получая непоправимый вред для организма.

Вместе с йодом в воздух поднялись и другие, еще более опасные элементы, однако уйти в облаке смогли только летучий йод и цезий-137 (период полураспада 30 лет). Остальные, более тяжелые радиоактивные металлы, выпали в радиусе сотни километров от реактора.

Властям пришлось эвакуировать целый молодой город под названием Припять, в котором на то время проживало около 50 тысяч человек. Сейчас этот город стал символом катастрофы и объектом паломничества сталкеров со всего мира.

На ликвидацию последствий аварии были брошены тысячи людей и единиц техники. Некоторые из ликвидаторов погибли во время работ, или же скончались после от последствий радиоактивного облучения. Большинство стали инвалидами.

Несмотря на то, что почти все население близлежащих территорий было эвакуировано, в Зоне отчуждения до сих пор живут люди. Ученые не берутся давать точные прогнозы о том, когда последние свидетельства аварии на ЧАЭС исчезнут. По некоторым оценкам, это займет от нескольких сотен до нескольких тысяч лет.

Авария на станции Три-Майл-Айленд. 20 марта 1979 года

Большинство людей, едва заслышав выражение «ядерная катастрофа», сразу вспоминают о Чернобыльской АЭС, но на самом деле таких аварий было гораздо больше.

20 марта 1979 года на атомной электростанции Три-Майл-Айленд (Пенсильвания, США) произошла авария, которая могла стать еще одной мощной техногенной катастрофой, но ее вовремя удалось предотвратить. До аварии на ЧАЭС именно это происшествие считалось самым крупным в истории атомной энергетики.

Из-за утечки теплоносителя из системы циркуляции вокруг реактора было полностью прекращено охлаждение ядерного топлива. Система раскалилась до такой степени, что конструкция начала плавиться, металл и ядерное топливо превратились в лаву. Температура на дне достигала 1100 °. В контурах реактора начал скапливаться водород, который СМИ восприняли, как угрозу взрыва, что не совсем соответствовало действительности.

Из-за разрушения оболочек тепловыделяющих элементов, радиоактивные из ядерного топлива попали в воздух и начали циркулировать по вентиляционной системе станции, после чего попали в атмосферу. Впрочем, если сравнивать с Чернобыльской катастрофой, здесь все обошлось малыми жертвами. В воздух попали лишь благородные радиоактивные газы и небольшая часть йода-131.

Благодаря слаженным действиям персонала станции, угрозу взрыва реактора удалось предотвратить, возобновив охлаждение расплавленной машины. Эта авария могла стать аналогом взрыва на ЧАЭС, но в этом случае люди справились с катастрофой.

Власти США приняли решение не закрывать электростанцию. Первый энергоблок работает и сейчас.

Кыштымская авария. 29 сентября 1957 года

Еще одна производственная авария с выбросом радиоактивных веществ произошла в 1957 году на советском предприятии «Маяк» близ города Кыштым. На самом деле, к месту аварии был гораздо ближе город Челябинск-40 (сейчас Озерск), но тогда он был строго засекречен. Эта авария считается первой в СССР радиационной техногенной катастрофой.
«Маяк» занимается переработкой ядерных отходов и материалов. Именно здесь производится оружейный плутоний, а также масса других радиоактивных изотопов, используемых в промышленности. Также здесь находятся склады по хранению отработанного ядерного топлива. Само предприятие находится на самообеспечении электроэнергией от нескольких реакторов.

Осенью 1957 года здесь произошел взрыв на одном из хранилищ ядерных отходов. Причиной этого стал сбой системы охлаждения. Дело в том, что даже отработанное ядерное топливо продолжает вырабатывать тепло вследствие продолжающейся реакции распада элементов, поэтому хранилища оборудованы собственной охлаждающей системой, которая поддерживает стабильность запечатанных контейнеров с ядерной массой.

Один из контейнеров с высоким содержанием радиоактивных нитратно-ацетатных солей подвергся саморазогреву. Система датчиков не смогла это зафиксировать, потому что просто проржавела из-за халатности работников. В результате произошел взрыв емкости объемом больше 300 кубометров, который сорвал с хранилища крышу весом 160 тонн и отбросил ее почти на 30 метров. Сила взрыва была сопоставима со взрывом десятков тонн тротила.

Огромное количество радиоактивных веществ были подняты в воздух на высоту до 2 километров. Ветер подхватил эту взвесь и начал разносить по близлежащей территории в северо-восточном направлении. Всего за несколько часов радиоактивные осадки распространились на сотни километров и образовали собой своеобразную полосу, имеющую ширину 10 км. Территория с площадью 23 тысячи квадратных километров, на которой проживало почти 270 тысяч человек. Что характерно, из-за погодных условий сам объект «Челябинск-40» не пострадал.

Комиссия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций приняла решение о выселении 23 деревень, суммарное население которых составляло почти 12 тысяч человек. Их имущество и скот были уничтожены и захоронены. Сама зона загрязнения получила название Восточно-Уральский радиоактивный след.
С 1968 года на этой территории работает Восточно-Уральский государственный заповедник.

Радиоактивное заражение в Гоянии. 13 сентября 1987 года

Несомненно, нельзя недооценивать опасность атомной энергетики, где ученые работают с большими объемами ядерного топлива и сложными устройствами. Но еще опаснее радиоактивные материалы в руках людей, которые не знают, с чем имеют дело.

В 1987 году в бразильском городе Гояния мародеры умудрились похитить из заброшенного госпиталя деталь, которая была частью оборудования для радиотерапии. Внутри контейнера находился радиоактивный изотоп цезий-137. Воры не разобрались, что делать с этой деталью, поэтому решили просто выбросить ее на свалку.
Через некоторое время интересный блестящий предмет привлек внимание проходившего мимо хозяина свалки Девара Феррейры. Мужчина додумался принести диковинку домой и показать ее своим домочадцам, а также созвал друзей и соседей, чтобы те полюбовались на необычный цилиндр с интересным порошком внутри, который светился голубоватым светом (эффект радиолюминесценции).

Крайне непредусмотрительные люди даже не подумали о том, что такая странная вещь может быть опасной. Они брали в руки части детали, трогали порошок хлорида цезия и даже натирали им кожу. Им нравилось приятное свечение. Дошло до того, что кусочки радиоактивного материала начали передавать друг другу в качестве подарков. В связи с тем, что радиация в таких дозах не имеет мгновенного действия на организм, никто не заподозрил неладного, и порошок распространялся среди жителей города на протяжении двух недель.

В результате контакта с радиоактивными материалами погибло 4 человека, среди которых была жена Девара Феррейры, а также 6-летняя дочь его брата. Еще несколько десятков человек проходили курс терапии от радиационного облучения. Некоторые из них скончались позже. Сам Феррейра выжил, но у него выпали все волосы, а также он получил необратимые поражения внутренних органов. Мужчина весь остаток жизни винил себя в произошедшем. Он скончался от рака в 1994 году.

Несмотря на то, что катастрофа имела локальный характер, МАГАТЭ присвоила ей 5 уровень опасности по международной шкале ядерных событий из 7 возможных.
После данного инцидента была разработана процедура утилизации радиоактивных материалов, используемых в медицине, а также ужесточен контроль за этой процедурой.

Катастрофа Фукусимы. 11 марта 2011 года

Взрыв на атомной электростанции Фукусима в Японии 11 марта 2011 года приравняли по шкале опасности к Чернобыльской катастрофе. Обе аварии получили по 7 баллов по международной шкале ядерных событий.

Японцы, которые в свое время стали жертвами Хиросимы и Нагасаки, теперь получили в свою историю еще одну катастрофу планетарного масштаба, которая, однако, в отличие от своих мировых аналогов не является следствием человеческого фактора и безответственности.

Причиной Фукусимской аварии стало разрушительное землетрясение с магнитудой более 9, которое было признано самым сильным землетрясением в истории Японии. В результате обрушений погибло почти 16 тысяч человек.

Толчки на глубине более 32 км парализовали работу пятой части всех энергоблоков в Японии, которые находились под управлением автоматики и предусматривали такую ситуацию. Но последовавшее за землетрясением гигантское цунами довершило начатое. В некоторых местах высота волн достигала 40 метров.

Землетрясение нарушило работу сразу нескольких атомных электростанций. Например, АЭС Онагава пережила пожар энергоблока, но персоналу удалось исправить ситуацию. На «Фукусима-2» вышла из строя система охлаждения, которую удалось вовремя починить. Больше всего пострадала «Фукусима-1», на которой также отказала система охлаждения.
«Фукусима-1» одна из самых крупных атомных электростанций на планете. В ее состав входили 6 энергоблоков, три из которых на момент аварии не находились в эксплуатации, а еще три были выключены автоматикой из-за землетрясения. Казалось бы, компьютеры сработали надежно и предотвратили беду, но даже в остановленном состоянии любой реактор нуждается в охлаждении, потому что реакция распада продолжается, образуя тепло.

Цунами, которое накрыло Японию спустя полчаса после землетрясения, вывело из строя систему аварийного питания охлаждения реактора, вследствие чего дизель-генераторные установки прекратили работать. Внезапно персонал станции столкнулся с угрозой перегрева реакторов, которую было необходимо ликвидировать в кратчайшие сроки. Персонал АЭС приложил все усилия, чтобы дать охлаждение на раскаленные реакторы, однако трагедии избежать не удалось.

Водород, скопившийся в контурах первого, второго и третьего реакторов, создал такое давление в системе, что конструкция не выдержала и раздалась серия взрывов, вызвавшая обрушение энергоблоков. В довесок загорелся 4-й энергоблок.

В воздух поднялись радиоактивные металлы и газы, которые распространились по близлежащей территории и попали в воды океана. Продукты горения из хранилища ядерного топлива поднимались на высоту нескольких километров, разнося радиоактивный пепел на сотни километров вокруг.

Чтобы ликвидировать последствия аварии на «Фукусима-1», были привлечены десятки тысяч людей. Требовались срочные решения от ученых по способам охлаждения раскаленных реакторов, которые продолжали вырабатывать тепло и выбрасывать радиоактивные вещества в почву под станцией.

Для охлаждения реакторов была организована система подачи воды, которая, в результате циркуляции в системе, становится радиоактивной. Эта вода скапливается в резервуарах на территории станции, а ее объемы достигают сотен тысяч тонн. Места для подобных резервуаров уже почти не осталось. Проблема с откачкой радиоактивной воды из реакторов не решена до сих пор, поэтому нет гарантии, что она не попадет в мировой океан или почву под станцией в результате нового землетрясения.

Прецеденты просачивания сотен тонн радиоактивной воды уже были. Например, в августе 2013 года (утечка 300 тонн) и феврале 2014 года (утечка 100 тонн). Уровень радиации в грунтовых водах постоянно повышается, и люди никак не могут на это повлиять.

На данный момент были разработаны специальные системы по дезактивации зараженной воды, которые позволяют обезвреживать воду из резервуаров и использовать ее повторно для охлаждения реакторов, но эффективность таких систем чрезвычайно низкая, а сама технология еще недостаточно развита.

Учеными был разработан план, который предусматривает извлечение из реакторов в энергоблоках расплавленного ядерного топлива. Проблема в том, что человечество на данный момент не располагает технологиями для проведения такой операции.

Предварительной датой извлечения расплавленного реакторного топлива из контуров системы назван 2020 год.
После катастрофы на атомной станции «Фукусима-1» было эвакуировано более 120 тысяч жителей близлежащих территорий.

Радиоактивное заражение в Краматорске. 1980-1989 годы

Еще один пример человеческой халатности при обращении с радиоактивными элементами, которая привела к гибели невинных людей.

Радиационное заражение произошло в одном из домов города Краматорск, Украина, но у события есть своя предыстория.

В конце 70-х годов в одном из горнодобывающих карьеров Донецкой области рабочие умудрились потерять капсулу с радиоактивным веществом (цезием-137), которая использовалась в специальном приборе для измерения уровня содержимого в закрытых сосудах. Потеря капсулы вызвала панику у руководства, ведь щебень из этого карьера доставляли в т.ч. и в Москву. По личному приказу Брежнева, добыча щебня была прекращена, но было поздно.

В 1980 году в городе Краматорск строительное управление сдало в эксплуатацию панельный жилой дом. К несчастью, капсула с радиоактивным веществом попала вместе со щебнем в одну из стен дома.

После того, как в дом заселились жильцы, в одной из квартир начали умирать люди. Спустя всего год после заселения, умерла 18-летняя девушка. Еще через год скончались ее мать и брат. Квартира стала собственностью новых жильцов, у которых вскоре умер сын. У всех погибших врачи констатировали один и тот же диагноз – лейкоз, однако такое совпадение ничуть не насторожило медиков, которые все сваливали на плохую наследственность.

Лишь упорство отца погибшего мальчика позволило определить причину. После замеров радиационного фона в квартире стало понятно, что он зашкаливает. После недолгих поисков был определен участок стены, откуда шел фон. После доставления куска стены в Киевский институт ядерных исследований, ученые извлекли оттуда злосчастную капсулу, размеры которой были всего 8 на 4 миллиметра, но излучение от нее составляло 200 миллирентген в час.

Результатом локального заражения на протяжении 9 лет стала гибель 4 детей, 2 взрослых, а также инвалидность 17 человек.



Просмотров