Право на товарный знак. Товарные знаки: получение, учет и использование. Что такое приоритет товарного знака

Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к базирующемуся на монополии или олигополии. В основе этого перехода лежали изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники в конце XIX - начале XX в., получившие название второй технологической революции. Первой технологической революцией был промышленный переворот. Вторая технологическая революция развернулась в последней трети XIX в. и продолжалась до Первой мировой войны (1914Ч1918). Важнейшее значение имело изменение энергетической базы производства: паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация производства, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии. Возникли новые отрасли промышленности: электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работавшие от энергии, получаемой при сгорании газов бензина (Н. Отто) и нефти (Р. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте, в военной технике, ускорил механизацию сельского хозяйства. Значительно продвинулась вперед химическая промышленность: началось производство искусственных (анилиновых) красителей, пластмасс, искусственного каучука; были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т. п. В сельском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения. В металлургии в результате использования конвертеров Бессемера и Томаса в отдельную, весьма значимую подотрасль выделилось сталелитейное производство. На заводах Г. Форда в 1912Ч1913 гг. впервые был применен конвейер. Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов. Совершенствовались конструкции пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства - танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли. Первые шаги делала авиация. В 1895 г. русским ученым А.С. Поповым было изобретено радио, началось использование телефонной связи; увеличилась протяженность телеграфных линий. Отраслями-лидерами на рубеже веков стали нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта. Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали резкое возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось посредством выпуска акций и создания акционерных обществ. Помимо акционерной существовали и другие формы собственности: государственная, кооперативная, муниципальная. Государственная собственность образовывалась двумя основными способами: за счет средств госбюджета и национализации частных предприятий. В конце XIX - начале XX в. первый путь был более распространенным в большинстве стран Старого Света, второй использовался в странах переселенческого капитализма. Кооперативная собственность возникла на основе добровольного объединения капиталов и средств производства мелких товаропроизводителей, служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. С середины XIX в. и до 1914 г. возникли основные виды кооперации: потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилищная. К началу Первой мировой войны Россия занимала 1-е место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объединенных в 63 тыс. кооперативов. Муниципальная собственность и хозяйство возникли в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности в последней трети XIX в. Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к новой форме организации производства - монополии. Простейшими формами монополий являлись пул, конвенция, корнер, ринг; более зрелыми - картель, синдикат, трест, концерн. Причинами монополизации рынка, помимо возрастания минимальных размеров капитала, требуемого для функционирования отдельного предприятия, являлись стремление предпринимателей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения конкурентов и установления барьеров для вступления в отрасль, возникновение естественных монополий (предоставление правительством какой-либо одной фирме исключительной привилегии на поставку газового топлива, электричества, телефонных услуг и т. д.) в связи с развитием коммунального хозяйства, формирование патентного права, различного рода махинаций и злоупотребления вплоть до шантажа и прямого разбоя. Банковский капитал срастался с промышленным в финансовый капитал. Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки, финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль, подчиняли их путем скупки акций, делегировали своих представителей в правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Например, под контроль банка Дж. Моргана попали крупнейшие корпорации в энергетике и электротехнике (лДженерал электрик), телеграфно- телефонной связи (АТТ), автомобилестроении (лДженерал моторе) и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборотом - Юнайтед стейтс стил, под контролем которой оказалось 3/5 производства американской стали. Усиление позиций финансового капитала приводило к образованию финансовой олигархии из числа наиболее влиятельных банкиров и предпринимателей. Добиваясь удовлетворения своих интересов, тресты и банки подкупали членов правительства, чиновников, судей, проводили послушных им кандидатов на выборные должности. Хозяева банков и трестов сами стали занимать многие высшие должности в стране. Угодные им должностные лица получали крупные пакеты акций, посты в руководстве трестами и банками. Так финансовая олигархия срасталась с государственным аппаратом. Рост масштабов производства, наращивание объемов производимой продукции неизбежно требовали расширения рынка. Возросло значение внешней торговли: с 1891 по 1910г. вся международная торговля выросла в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, связывающего все регионы земли. Важнейшим звеном системы стали биржи крупнейших городов мира, ежедневно регистрирующие изменение мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения. Международный обмен превращался в необходимое условие дальнейшего развития рынка. Активизировалось не только мировое движение товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы (эмиграция и миграция) и капитала. Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государственные и коммунальные займы, прямые инвестиции, кредиты. Первая форма наибольшее развитие получила во Франции, недаром эту страну называли лмировым ростовщиком. Помимо процентов с займа страна-экспортер получала, как правило, дополнительные выгоды. Например, предоставив Турции заем на 2,2 млрд франков, Франция получила концессию на строительство железных дорог, установила контроль над важнейшими турецкими морскими портами, оказывала влияние на работу главного банка страны - Оттоманского. Турция фактически превратилась в полуколонию Франции. Ведущей страной по вывозу прямых инвестиций была Великобритания. К 1900 г. ее капиталовложения за рубежом составили 20 млрд долларов США, Франция вывезла 10 млрд, Германия - 5 млрд, США - лишь 0,5 млрд долларов. В начале XX в., когда развитие монополий фактически уничтожило конкуренцию в рамках государства, она сохранялась на мировом уровне как конкуренция за сферы влияния. На мировом уровне использовались любые методы конкурентной борьбы - от снижения цен за счет их повышения на внутреннем рынке до промышленного шпионажа. В конкурентную борьбу активно включались государства, изменявшие таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий. Развитие капитализма в сельском хозяйстве определило два варианта хозяйствования: фермерский путь, который особенно ярко проявился в США и Канаде, и прусский путь капиталистической эволюции помещичьих хозяйств. Однако для Европы характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Результатом стала растущая товарность сельскохозяйственного производства на основе более высокой производительности труда и эффективной агротехники. Формирование мирового хозяйства сопровождалось территориальной экспансией - созданием колониальных империй и подчинением независимых государств. В последней четверти XIX в. развернулась борьба индустриальных государств за территории в Азии, Африке, на побережье Тихого океана. Великобритания, Франция, США, Япония, более мелкие государства (Бельгия, Голландия, Португалия, Испания) приняли участие в колониальных захватах и создании колониальных империй. Больше других в этом преуспела Англия, которая за 1884Ч1900 гг. приобрела 3,7 млн квадратных миль с населением в 57 млн человек. Немного отстала Франция, захватившая территорию в 3,6 млн квадратных миль с населением свыше 36 млн человек. Германии досталось меньше - 1 млн квадратных миль с 16 млн человек населения. К началу XX в. в основном был завершен территориальный раздел мира горсткой государств. В сферу экспансии капитала попали многие формально независимые государства в Азии и Латинской Америке.? Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона ускоренного, лпередового развития капитализма, его лпервый эшелон. Восточная Европа, включая Россию, а в Азии - Япония, вставшие на путь реформ, представляли зону лдогоняющего развития. Эпоху структурных и институциональных изменений в конце XIX - начале XX в. определяли понятием империализм. Позже большее распространение получил термин лмонополистический капитализм. Борьба за ресурсы и сферы влияния привела к усилению внутри ведущих стран мира позиций офицерского корпуса и военной промышленности. Военно-промышленные нужды стали поглощать все большую часть ресурсов и долю бюджетов. Особенно сильна эта тенденция была в России, Германии и Японии, где военная служба стала единственной приемлемой сферой деятельности старой феодальной аристократии, лишившейся абсолютного права землевладения. Не способная к иной деятельности каста военных толкала правительства своих стран к попытке решения экономических проблем силовым способом. Тем более, что война рассматривалась ими как благородное дело, к тому же способное поднять их авторитет в обществе. Идеологическая подготовка к войне сопровождалась созданием образа врага, угрожающего всей нации.

Главная тенденция развития экономики в конце XIX в. - переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции самостоятельных предприятий, к монополии (капитализм – общественно-экономическая формация, основывающаяся на частной собственности класса буржуазии на средства производства и эксплуатации капиталом наёмных рабочих, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу; монополия - крупное хозяйственное объединение, экономически господствующее в каком-либо сегменте рынка). Основа перехода - изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники, то есть вторая технологическая революция , которая развернулась в последней четверти XIX в. и продолжалась до мирового экономического кризиса конца 20-х - начала 30-х годов XX в. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения).
Причина второй технологической революции - изменение энергетической базы производства. На смену паровой энергии приходит электричество, начинается электрификация производства, создаются новые производства: электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.
Основные черты:
1885г. - построен первый автомобиль (Даймлер, Бенц). Использование двигателя внутреннего сгорания на транспорте и в военной технике, механизация сельского хозяйства.
Развитие химическая промышленность (появление искусственных красителей, пластмассы, искусственного каучука).
Развитие металлургии (разработка новых способов получения стали, удешевивших и увеличивших производство. Переход из «железного» в «стальной» век).
Рост машиностроения из-за увеличения выплавки стали, создаются условия для усиленного железнодорожного строительства и развития океанского судоходства.
Электрификация железнодорожного транспорта, появление танкеров и дирижаблей, развитие авиации.
Появление в военной области автоматического стрелкового оружия, отравляющих веществ, увеличение мощности взрывчатых веществ.
1895г – изобретение радио (Попов), использование телефонной связи.
Последствия:
Ускорение технического прогресса, быстрое расширение промышленного производства способствовали оформлению экономического неравенства стран и смене мирового лидера (1- США, 2- Германия, 3- Англия).
Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность.
Появление новой формы организации капитала - акционирования, что позволило создавать крупные по размерам производимой продукции предприятия.
Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к монополии (простейшие формы монополии – корнер, пул, ринг, конвенция; более зрелые – картель, синдикат, трест, концерн, холдинг) (монополия - крупное хозяйственное объединение, экономически господствующее в каком-либо сегменте рынка).




31. Формирование монополистического капитализма на рубеже XIX – ХХ вв.

Монополистический капитализм – форма или стадия капитализма, вызвавшая развитие картелей и монополий, способных контролировать, а также ограничивать действие рынка свободной конкуренции (капитализм – общественно-экономическая формация, основывающаяся на частной собственности класса буржуазии на средства производства и эксплуатации капиталом наёмных рабочих, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу).

Предпосылки возникновения:

Раздробленность и образование национальных государств в Германии и Италии; отмена крепостного права в России; ликвидация рабства в США; "революция Мэйдзи" в Японии.

Вторая технологическая революция, которая привела к ускорению технического прогресса, быстрому расширению промышленного производства.

В 1870-1880-х гг. появление первых акционерных компаний.



Усложнение хозяйственной жизни способствовало расширению форм собственности, появлению и развитию государственной, кооперативной и муниципальной собственности.

Акционерная форма организации хозяйственной жизни (создавала условия для образования монополий).

Монополия капиталистическая – объединение капиталистов, возникающее на основе высокого уровня концентрации производства и капитала для сосредоточения производства и сбыта значительной части продукции данной отрасли, установления монопольных цен и обеспечения стабильных сверхприбылей.

Причины монополизации рынка:

Возрастание размеров капитала, требуемого для деятельности отдельного предприятия.

Стремление предпринимателей к извлечению максимальной прибыли, в том числе за счет вытеснения конкурентов с рынка.

Появление естественных монополий связано с развитием коммунального хозяйства, патентного права, с различного рода махинациями и злоупотреблениями (монополия - крупное хозяйственное объединение, экономически господствующее в каком-либо сегменте рынка).

Создание монополий стимулировалось :

высокими прибылями крупных предприятий,

их преимуществами в конкурентной борьбе,

более благоприятными возможностями сбыта товаров.

Простейшие формы монополий: пул, конвенция, корнер, ринг (временные соглашения в одной отрасли). К 1890-м гг. монополистические объединения приобрели более устойчивый характер и стали захватывать крупные сектора хозяйственной жизни (картель, синдикат, трест, концерн, холдинг).

Пул - одна из форм монополии, временное объединение, соглашение между предпринимателями, при котором прибыль всех участников поступает в общий фонд и затем распределяется между ними в заранее намеченной пропорции

Картель - установление между промышленными и фабричными предпринимателями общих единообразных условий сбыта и производства, причем во всех других отношениях не входящих в состав договора, каждое из предприятий сохраняет свою хозяйственную самостоятельность, чем и отличаются от треста

Синдикат - монополистическое объединение, в составе которого компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий

Последствия:

Монополисты искусственно поддерживали высокие цены на товары, делили между собой сферы сбыта, определяли количество производимых товаров.

Тенденция к протекционизму, отвечавшему интересам монополий, вытеснила политику "свободной торговли".
Концентрация производства и процесс монополизации в промышленности породили концентрацию и централизацию капитала в банковском деле.

Возникло тесное переплетение банковских и промышленных предприятий, их сращивание посредством взаимного владения акциями. На этой основе образовывался финансовый капитал.

Большое значение приобрел вывоз капитала, что сулило монополиям значительно большие прибыли, чем внешняя торговля.

Всесилие монополий не препятствовало возникновению кризисов.

Главная тенденция развития экономики в конце XIX в. - переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции самостоятельных предприятий, к монополии. Основа перехода - изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники, то есть вторая технологическая революция, которая развернулась в последней четверти XIX в. и продолжалась до мирового экономического кризиса конца 20-х - начала 30-х годов XX в.

Причина второй технологической революции - изменение энергетической базы производства. На смену паровой энергии приходит электричество, начинается электрификация производства, создаются новые производства: электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.

Основные черты:

· 1885г. - построен первый автомобиль (Даймлер, Бенц). Использование двигателя внутреннего сгорания на транспорте и в военной технике, механизация с/х. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина, а в результате ее соединения в единый агрегат с динамо-машиной был создан турбогенератор.

· Развитие химическая промышленность (появление искусственных красителей, пластмассы, искусственного каучука), были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т.п.

· Развитие металлургии (разработка новых способов получения стали, удешевивших и увеличивших производство. Переход из «железного» в «стальной» век). В металлургии в результате использования конвертеров Бессемера и Томаса в важную подотрасль выделилось сталелитейное производство; получили развитие электрическая сварка, ковка, и плавка металлов. На заводах Г. Форда в 1912–1913 гг. впервые был применен конвейер.

· Рост машиностроения из-за увеличения выплавки стали, создаются условия для усиленного ж/д строительства и развития океанского судоходства.

· Электрификация ж/д транспорта, появление танкеров и дирижаблей, развитие авиации. Возникли новые отрасли промышленности электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.

· Появление в военной области автоматического стрелкового оружия, отравляющих веществ, увеличение мощности взрывчатых веществ.

· 1895г – изобретение радио (Попов), использование телефонной связи.

· Отраслями-лидерами на рубеже веков стали: нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта.

Последствия:

· Ускорение технического прогресса, быстрое расширение промышленного производства способствовали оформлению экономического неравенства стран и смене мирового лидера (1- США, 2- Германия, 3- Англия).

· Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую пром-ть.


· Появление новой формы организации капитала - акционирования, что позволило создавать крупные по размерам производимой продукции предприятия. В США - железнодорожном транспорте. В Германии - горную и металлургическую промышленность, строительство и железные дороги. В Англии рост акционерных обществ приходится на 1885–1905 гг., когда для привлечения сбережений населения было разрешено выпускать мелкие акции номиналом до 1 фунта стерлингов. Во Франции акционерные компании возникли в 70-е годы XIX в. сначала в металлургической и военной.

· Усложнение хозяйственной жизни способствовало расширению форм собственности, появлению и развитию государственной(за счет средств госбюджета и национализации частных предприятий), кооперативной (основе добровольного объединения капиталов и средств производства мелких товаропроизводителей; служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей) и муниципальной собственности(с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности).

· Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к монополии (простейшие формы монополии – корнер, пул, ринг, конвенция; более зрелые – картель, синдикат, трест, концерн, холдинг).

· Мелкие банки оттеснялись и поглощались крупными, включались в единый «концерн» посредством скупки или обмена акций между банками, системы долговых отношений. Банковский капитал срастался с промышленным в финансовый капитал. в США, где банки, финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль, подчиняли их путем скупки акций, направляли своих представителей в правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Дж. Моргана: крупнейшие корпорации в энергетике и электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефонной связи (АТТ), автомобилестроении («Дженерал моторз») и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборотом – «Юнайтед стейтс стил», под контролем которой оказалось 3/5 производства американской стали. Нередко и промышленники превращались в банкиров. Например, П. Рокфеллер, нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для создания «Национального городского банка Нью-Йорка», ставшего основой современного «Чейз Манхэттен бэнк».

· формирование мирового хозяйства. Важнейшим звеном системы стали биржи крупнейших городов мира, ежедневно регистрирующие изменения мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения.

· В начале XX в., когда развитие монополий фактически уничтожило конкуренцию в рамках государства, она сохранялась на мировом уровне как конкуренция за сферы влияния. На мировом уровне использовались любые методы конкурентной борьбы – от снижения цен за счет их повышения на внутреннем рынке до промышленного шпионажа. В конкурентную борьбу активно включалось государство, менявшее таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.

· В сельском хозяйстве: фермерский путь, который особенно ярко проявился в США и Канаде, и прусский путь капиталистической эволюции помещичьих хозяйств.

· Формирование мирового хозяйства сопровождалось территориальной экспансией – созданием колониальных империй и подчинением независимых государств. В последней четверти XIX в. развернулась борьба индустриальных государств за территории в Азии, Африке, на Тихом океане.

Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первый эшелон». Восточная Европа, включая Россию, а в Азии – Япония, вставшие на путь реформ, представляли зону «догоняющего развития». Эпоху структурных и институциональных изменений в начале XX в. определяли понятием «империализм»

Вторая промышленная революция, называемая также технологической революцией, - это фаза промышленной революции, охватывающая вторую половину XIX и начало ХХ в.
Началом ее считают внедрение бессемеровского способа выплавки стали в 1860х годах, а кульминацией - распространение поточного производства и поточных линий. В 1860-1870х гг. технологическая революция быстро охватила Западную Европу, США, Россию и Японию.

Концепция второй промышленной революции была введена британским социологом Патриком Геддесом в 1915 г. , а в 1970х годах была ввдена в широкое употребление американским экономистом Дэвидом Лэндисом.
В отличие от первой промышленной революции, основанной на инновациях в производстве чугуна, паровых двигателях и развитии текстильной промышленности, технологическая революция происходила на базе производства высококачественной стали, распространении железных дорог, электричества и химикатов.

В эпоху второй промышленной революции развитие экономики было преимущественно основано на научных достижениях, а не просто удачных изобретениях

Важное значение имело изменение энергетической базы производства.
Паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, распространилась технология производства, передачи и приема электроэнергии. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина и был создан турбогенератор.
Возникли новые отрасли промышленности – электрохимия, электрометаллургия, а также электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания.

Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Получила развитие электрическая сварка. В машиностроении стали применяться конвейеры. В 1885 г. был построен первый автомобиль. Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте. Совершенствовались конструкции паровозов и пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства – танкеры и дирижабли. Первые шаги делала авиация. Было изобретено радио, началось использование телефонной связи, увеличилась протяженность телеграфных линий.

В военной области появилось автоматическое стрелковое оружие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавливаться отравляющие вещества.

Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. Ускорилось развитие тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось путем создания акционерных обществ. Важной тенденцией развития экономики во многих отраслях стал переход от свободной конкуренции к монополии или олигополии.

Право на товарный знак является исключительным. Это подразумевает невозможность использовать его в хозяйственных или коммерческих целях тем лицом, за которым данный знак не зарегистрирован. Из этого прямо следует, что для получения права на товарный знак, он обязательно должен пройти процедуру государственной регистрации , которая включает в себя множество процессов и процедур.

Так, прежде чем товарный знак зарегистрируют в Роспатенте, его обязательно проверят, и не только обозначение, регистрация которого испрашивается в виде товарного знака, но и правильность оформления поданных документов в заявке. Все эти сложности призваны минимизировать злоупотребление правом бесконтрольного использования подобных или схожих с другими фирмами знаков для товаров или услуг.

Владелец исключительного права на товарный знак имеет весь комплекс имущественных прав на него. В частности, тот субъект хозяйствования, за которым данный знак зарегистрирован (а он может быть зарегистрирован лишь за юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), имеет полное право разрешать другим лицам использовать данный знак, или же напротив, запрещать его использование другими лицами.

Товарный знак служит для фирмы неким средством индивидуализации тех товаров, которые данная фирма выпускает или реализует. Конечно же, имущественные права на данный знак, которые называются исключительными, дают право не только пользоваться его собственником данным средством, но и распоряжаться им по собственному усмотрению. Главное, не нарушая закона, и прав третьих лиц.

Особенного внимания заслуживает законом установленное обязательство по использованию товарного знака. Это означает, что лицо, которое получило данный товарный знак не просто имеет право, а обязано этот знак использовать. Только использование знака для товаров должно происходить на основании тех видов товаров по Международному классификатору, для которых он и был зарегистрирован. Неиспользование товарного знака, влечет за собой отмену его правовой охраны, а это значит, что данный знак сможет на себя зарегистрировать и использовать другое юридическое лицо, если первоначальный его правообладатель не использовал его в течение трех лет после его государственной регистрации (непрерывно).

Конечно же, лишение прав на товарный знак не происходит автоматически. Для того, чтобы фирму лишили исключительных прав на товарный знак, заинтересованное лицо должно подать заявление в арбитражный суд о лишении исключительного права, но только при условии, что этот знак не использовался на момент подачи заявления в суд.

Использование знака может считаться, как самостоятельное его применение в своей хозяйственной деятельности, в частности на товарах предприятия, но также и предоставление в пользование данного знака другим лицам по договорам. Передача исключительного права на товарный знак другому лицу во временное пользование на условиях оплаты, называется лицензионным договором. В соответствии с ним, считается, что товарный знак был использован его правообладателем. А значит, уже лишить права на товарный знак данное юридическое лицо нельзя. Только важно, чтобы лицензионный договор был заключен и оформлен по букве закона. Для всех договорных правоотношений, связанных с товарным знаком, предусмотрена обязательная государственная регистрация. Лицензионный договор также должен ее обязательно пройти.

Обладатель исключительных прав на товарный знак имеет право также отчуждать эти права другим лицам (хозяйствующим субъектам). Основаниями для такого перехода прав, служит зарегистрированный договор отчуждения товарного знака. Регистрация договора отчуждения и лицензионного договора на товарный знак, обязательно регистрируется в Роспатенте, то есть, в том же органе, где зарегистрирован и сам знак.

Таким образом, у юридического лица могут возникать и прекращаться права на товарный знак в силу закона или по сделкам. Предприятие имеет возможность зарегистрировать товарный знак, созданный для определенных товаров, а также приобрести уже готовый и зарегистрированный знак у другого субъекта хозяйствования. В любом из этих случаев, важна процедура регистрации, которая происходит в уполномоченном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Важно обратить внимание, что прекращение прав на товарный знак происходит по закону, в случае прекращения распространения на данный знак правовой охраны.

Причин для этого может быть несколько. К основным, относятся неиспользование товарного знака более трех лет подряд с момента государственной регистрации товарного знака, а также, если правообладатель вовремя не продлил действие товарного знака.



Просмотров